Мир русской драматургии гроза система художественных образов. Характеристика героев в пьесе «Гроза

Главная / Ссоры

2.Система образов

Создать трагедию - значит возвысить столкновение, изображенное в пьесе, до борьбы больших общественных сил. Персонажем трагедии должна быть крупная личность, свободная в свих действиях и поступках

Персонаж в трагедии воплощает большой общественный принцип, принцип целого мира. Поэтому трагедия и чуждается конкретных форм быта, она поднимает своих героев до олицетворения великих исторических сил.

Герои «Грозы», в отличие от героев старых трагедий, купцы и мещане. Из этого возникают многие особенности, своеобразие пьесы Островского.

Кроме участников семейной драмы, случившейся в доме Кабановых, в пьесе есть и персонажи, никак не связанные с ней, действующие вне семейной сферы. Это и обыватели, гуляющие в общественном саду, и Шапкин, и Феклуша, а в известном смысле даже Кулигин и Дикой.

Можно представить, что система образов драмы «Гроза» построена на противопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабанихи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни.

1. Образы хозяев жизни -- Дикого и Кабанихи: носители идей старого уклада (Домостроя), жестокость, самодурство и ханжество по отношению к другим персонажам, ощущение гибели старого уклада.

2. Образы смирившихся под властью самодуров -- Тихон и Борис(образы-двойники): безволие, слабость характера, любовь к Катерине, которая не придает героям силу, героиня сильнее тех, кто любит ее и кого она любит, отличие Бориса от Тихона во внешней образованности, отличие в выражении протеста: смерть Катерины приводит к протесту Тихона; Борис же безвольно подчиняется обстоятельства, практически бросает любимую женщину в трагической для нее ситуации.

3. Образы героев, выражающих протест против «темного царства» самодуров:

Варвара и Кудряш: внешнее смирение, ложь, противостояние силе силой -- Кудряш, бегство из-под власти самодуров, когда взаимное существование становится невозможным)

Кулигин - противопоставляет самодурству силу просвещения, понимает разумом суть «темного царства», пытается влиять на него силой убеждения, практически выражает точку зрения автора, но как персонаж бездеятелен

4. Образ Катерины - как самый решительный протест против власти самодуров, «протест, доведенный до конца»: отличие характера, воспитания, поведения Катерины от характера, воспитания, поведения других персонажей

5. Второстепенные образы, подчеркивающие сущность «темного царства»: Феклуша, барыня, горожане, ставшие свидетелями признания Катерины. Образ Грозы

Боленосный трагизм Ф.М. Достоевского

Начнем с "отца семейства" Федора Карамазова, главного представителя "карамазовщины" (сладострастники, стяжатели, юродивые), отчасти передавшего ее особенности, в разной степени и по-разному, своим сыновьям...

Женские образы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

В "Преступлении и наказании" перед нами целая галерея русских женщин: Соня Мармеладова, мать Родиона Пульхерия Александровна, сестра Дуня, убитые жизнью Катерина Ивановна и Алена Ивановна, убитая топором Лизавета Ивановна. Ф.М...

Новаторство Чехова-драматурга (на примере пьесы "Вишневый сад")

Мотив одиночества, непонимания, растерянности - ведущий мотив пьесы. Он определяет настроение, мироощущение всех персонажей, например, Шарлотты Ивановны, спрашивающей самое себя прежде всего: "Кто я, зачем я, неизвестно"...

Оппозиция "Дон Жуан - Сганарель" в "Дон Жуане" Мольера

Противоречивость образов Дон Жуана и Сганареля видна уже буквально с первой страницы комедии. Они всегда будто борятся, спорят, противоречат друг другу. В некоторых ситуациях, как я говорила ранее...

Потусторонний мир в произведениях Н.В. Гоголя. Его роль в выражении авторской позиции

Произведение Существо/ явление Описание внешности/ характеристика Способности Взаимодействие с главным героем Итог Портрет Портрет ростовщика Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось...

Проблема нравственного выбора в творчестве Ю. Бондарева 1970-х годов ("Берег", "Выбор")

«Берег» - произведение сложное по своему построению, главы о современной действительности чередуются в нем с обширными ретроспекциями, изображающими последние дни войны, но весь этот, казалось бы...

Расстановка образов в драме Жана Ануя "Антигона" по сравнению с одноимённой трагедией Софокла

Существует ряд оснований, по которым можно сравнивать пьесу Ж. Ануя и Софокла "Антигона". Уже в идентичности названий невольно проводится. Все действующие лица, которых некогда включил в свою трагедию Софокл...

Религиозно-философские поиски М.Ю. Лермонтова в романе "Герой нашего времени"

Система образов романа, как и вся его художественная структура, подчинена раскрытию главного персонажа, в чем есть определенный отзвук романтической поэтики...

Роман Владимира Богомолова "Момент истины (В августе сорок четвёртого)"

Роман этот - о людях, чьей профессией является борьба с вражеской агентурой, чей труд, кровавый и опасный, связан с насилием, борьбой, тайной. "Их было трое, тех, кто официально...

Система образов в пьесе А.Н. Островского "Гроза"

Создать трагедию - значит возвысить столкновение, изображенное в пьесе, до борьбы больших общественных сил. Персонажем трагедии должна быть крупная личность...

Сказки А.С. Пушкина, вошедшие в круг детского чтения

В 1833 г. написана «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В.И. Далем. В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразились мотивы...

Сравнительный анализ рассказов В. Астафьева "Пастух и пастушка" и "Людочка"

Образ молодого лейтенанта романтичен, он выделяется своей исключительностью, деталями характера (начитанность, чувствительность), отношением к женщине. Его возлюбленная...

Творчество К.С. Льюиса

Аслан, Великий Лев, Сын Императора-За-Морем, Властитель Леса, Царь Царей - это создатель мира Нарнии, его обитателей и всего остального, что относится к Нарнии. Он приходит к нарнийцам во времена их бедствий...

Уникальность повести Чехова "Три года"

Главную задачу писателя Чехов видел в создании ярких образов. Лишь в том случае, когда автор выбирает героев, поступки, слова, исходя из их художественной ценности, он может достигнуть естественной правды художественного произведения. Духовная...

Художественная система образов в поэме Д. Мильтона "Потерянный рай"

мильтон жанр поэма эпический Подобно многим художникам своего времени, Мильтон обожествлял разум и отводил ему высшую ступень на иерархической лестнице духовных способностей человека. По его мнению, Гнездится в душах много низших сил...

В соответствии с точкой зрения, базирующей-ся на статье Добролюбова, существовала традиция усматривать в системе образов «Грозы» разделение героев на два противостоящие друг другу лагеря. Защитники старого уклада, «темного царства», Дикой и Кабаниха при этом противопоставлялись героям, несущим в себе недовольство существующими порядками. К ним относились Варвара, дочь Кабановой, Кудряш, Борис, местный чудак Кулигин и даже Тихон, покорный и забитый сын Марфы Игнатьевны. Катери-на при таком подходе воспринималась как героиня, стоящая в том же ряду, но способная на более сильный, деятельный протест. Она признавалась, таким образом, главным борцом с «темным царством».

Современные исследователи отстаивают иную точку зрения, учитывающую своеобразие авторской позиции и общей концепции.

Действительно, целая группа персонажей может быть охаракте-ризована как «темное царство». Прежде всего, оно включает в себя таких его активных защитников, как Дикой и Кабаниха. В отличие от примитивного самодура Дикого, Кабанова — последовательный ревнитель старых устоев, с их незыблемыми правилами и тради-циями. Она неуклонно тверда в отстаивании традиций. Ей кажет-ся, что мир рушится из-за того, что правила эти перестали соблю-даться, что молодежь забыла обычаи и норовит все делать по-своему. В этом своем рвении Кабанова переходит всякие границы, становясь символом крайнего догматизма.

К этому же лагерю относится целый ряд эпизодических и внефабульных (т.е. непосредственно не связанных с действием) персона-жей, помогающих создать «фон», передать общее настроение жите-лей города, его атмосферу. Это покорные жители города, обыватели, мещане, о которых говорит Кулигин в начале первого действия. Всего один-два раза появляются на сцене Феклуша, Шапкин, Глаша, городские обыватели, беседующие на бульваре об упавшей с неба Литве, но без них трудно было бы представить, чем живет, чем «дышит» это «темное царство».

Конечно, по сравнению с ними тот, кто в чем-то отходит от ста-рых норм, выглядит человеком новых взглядов, новых принципов. Но мастерство Островского-драматурга помогает выявить то, что эта разница оказывается мнимой, она не затрагивает глубинных основ жизни «темного царства». По сути к «темному царству» при-надлежат и те, кто, на первый взгляд, восстает против него. Кули-гин, «прогрессист» и просветитель, не приемлет жестокости нравов города, но он хочет лишь смягчить противоречия между хищника-ми и их жертвами. Протест Варвары — это лишь желание вырвать-ся из-под деспотической власти матери, а не законов «темного цар-ства» — их она в целом принимает. Ее брат Тихон и вовсе забит, покорен, бессилен, он безропотно подчиняется матери. Кудряш, на-тура широкая, одаренная чуткой и доброй душой, но и он миру «от-цов» может противопоставить лишь свою удаль и озорство, а не нравственную силу. В избраннике Катерины Борисе есть душевная мягкость, деликатность, даже определенная городская культура и образованность, что заметно и в манерах, и в речи, и во всем его об-лике. Но это человек безвольный, находящийся в рабской зависи-мости от своего дяди, подчиненный его капризам и сознательно терпящий самодурство. Таким образом, все эти внешне оппозици-онные «темному царству» персонажи живут и мыслят в его преде-лах, а их протест не идет дальше желания приспособиться и суще-ствовать спокойно в рамках той же системы, в лучшем случае — чуть-чуть подреставрировав ее.

Резко отличается от всех других персонажей пьесы лишь Кате-рина. Это человек, чуждый нравам и всем устоям города, как бы человек из другого мира: недаром Островский подчеркивает, что она попадает сюда «извне». Между «ее миром» и «темным царством» изначально существует огромное различие. В «Грозе» сталкивают-ся, порождая мощный, как грозовой, разряд две противостоящие друг другу культуры — сельская и городская, а противостояние между ними уходит в многовековую толщу российской истории. Близкий Островскому по взглядам на купеческое сословие славя-нофил К.С.Аксаков отмечал, что купечество и материально, и по образованию, и по привилегиям оторвалось от простого народа, из которого вышло. Но при этом аристократическая культура дворян осталась им чужда. Они несли в себе народную культуру, но если в простом народе она жила, то в купечестве — сохранялась в мерт-вом, как бы застывшем виде. Аксаков писал, что купеческий быт так же похож на быт народный, как замерзшая река на текущую (то есть сохраняя только форму).

Действительно, законы, по которым живет «темное царство» — рутина, они не насыщены внутренним содержанием. Недаром Ка-терине, воспитанной на истинно народных, «живых» традициях, жизнь в Калинове так тяжела. Выслушав рассказ Катерины о ее прежней жизни в родительском доме, Варвара недоумевает: «Так здесь же все то же». Катерина в ответ говорит, что здесь все «как будто из-под неволи». Кабаниха ходит в церковь, а живет не по- божески, домашних поедом ест. Вся ее религиозность — ханжеская, для проформы, видимости. То же касается и всего остального. Жена может не любить мужа, но ей надо вести себя так, как будто любит: кланяться в ноги, выслушивать наказы, выть, когда тот уезжает. Для Катерины грех состоит в самом факте любви к другому мужчи-не, ее не может устроить, как Варвару, мораль «темного царства»: «лишь бы все шито-крыто было». Чувствуя зарождение любви, она искренне просит мужа: «Тиша, голубчик, не уезжай!» Напротив, Кабаниху сам факт мало трогает: любить — не любить — это лич-ное дело, главное, чтоб выла, потому что так положено по прави-лам, нормам, пусть даже в них уже никто не верит. Материал с сайта

Получается, что Катерина, этот, по Добролюбову, борец с «тем-ным царством», по сути, борется за то, чтобы вдохнуть жизнь в это самое царство, дать содержание застывшей, закостеневшей жизни. Она борется за право личности чувствовать и переживать там, где по законам «темного царства» достаточно просто выполнять правила. Иными словами, Катерина борется за права личности, а Кабаниха — за права коллектива. Для Катерины главное — реализовать свою личную судьбу (вплоть до самоубийства), а для Кабанихи — вопло-тить себя как часть коллектива. Таким образом, можно сказать, что протест Катерины поднимается из самой глубины, исторического прошлого «темного царства», когда его мертвые законы были еще живыми, личными верованиями каждого члена коллектива. Полу-чается, что конфликт «Грозы» вбирает в себя тысячелетнюю исто-рию России, а в его трагическом разрешении сказываются едва ли не пророческие предчувствия национального драматурга.

При этом он отнюдь не хочет представлять Катерину как идейно-го борца с «темным царством». Она — воплощение того гармоничного и прекрасного древнего мира Руси, который исчезает в современной Островскому жизни, загоняющей в убогую форму поэзию древних верований. Катерина как будто «не от мира сего», — из той фанта-стической и прекрасной страны, где вовсе не странным кажется ее желание летать, где поют ангелы, цветут необыкновенные сады с запахом кипариса. Островский — человек глубоко религиозный — изображает Катерину так, что она предстает не только вполне ре-альным человеком (типическим характером), но и тем, что можно назвать душой в чистом виде, не отягощенной земными страстями и пороками. Любовь — земная, реальная — любовь к Борису вырывает ее из прежней жизни. Она хочет любить Бориса, но для этого ей надо быть земной женщиной, как Варвара, а Катерина к этому не приспо-соблена. Земная жизнь оказывается слишком тяжела для нее: Кате-рина уже не летает, а бросается с обрыва в Волгу и камнем падает вниз. Вот почему судьба ее поистине трагична, что позволяет гово-рить о жанровых особенностях трагедии, а не драмы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • система образов молодого поколения в пьесе гроза
  • система образов в драме островского гроза
  • две группы персонажей в пьесе гроза
  • островский гроза разделение героев
  • литература островский гроза тема,образы героев и т.д

В 1856 году А. Н. Островский отправляется в экспедицию по Волге вместе со многими театралами и писателями. В результате... автор пишет пьесу “Гроза”, в которой отражена жизнь интересующего автора социального слоя: мещанства и купечества, представленного в произведении с помощью собирательного образа города Калинова, названного Добролюбовым “темным царством”.
Название - ключ к пониманию произведения. Образ грозы прежде всего ассоциируется с общим состоянием мира. Старые устои общества уже изжили себя, и становится актуальной проблема нравственного и исторического обновления. Также гроза символизирует конфликт. Центральным в произведении становится социальный внешний конфликт, который реализуется с помощью образов жителей города.
Калинов представлен самодурами (угнетающими) и угнетенными. Рассмотрим образ Марфы Игнатьевны Кабановой. Она живет по законам Домостроя и патриархального мира. Для нее важно соблюдение обрядовости жизни, только это может сохранить порядок в доме. (Но так как “Гроза” - произведение критического реализма, для него характерна социальная и психологическая типизация. Следовательно, дом олицетворяет город Калинов, а значит, и Россию в целом.)
На страхе разрушения устоев, порядков основана и жестокость Кабанихи, зачастую доходящая до античеловечности. Например, Марфа Игнатьевна настаивает на том, чтобы Тихон бил Катерину (чтобы знала, кого уважать), и торжествует по поводу ее смерти, обвиняя в разрушении порядка.
Также яркими чертами Кабанихи становятся деспотизм и властолюбие. “Если она тебя бояться не будет, то меня и подавно. Какой же порядок в доме будет-то?”
Под влиянием свекрови, общества, жизнь которого основана на страхе и лжи (ведь сама Варвара говорит, что на лжи “...весь дом держится...”), Катерина должна была стать типичным его представителем. Но Катерина становится достойным противником Кабанихи. Катерина тоже сильная личность. Она так же, как и Марфа Игнатьевна, считает, что нет ничего, что могло бы искупить грех. Но от уродливой жизненной логики Кабанихи Катерину спасает способность видеть красоту и искренняя вера в Бога. Ей чужды ценности “темного царства”. Это частично становится основой внешнего конфликта, который представлен в произведении с помощью психоло- гических пар. Его главная особенность в том, что мировоззрение людей разрушает жизнь друг друга. Например, так произошло в семье Кабановых. Кабаниха предстает сложной личностью. Несмотря на свою внешнюю жесткость по отношению к близким, она искренне любит своих детей и не понимает, что ломает их жизнь.
Варвара, дочь Марфы Игнатьевны, постоянно изворачивается, лжет, даже перед Богом (например, когда ворует ключ, который мать держала за образом). Для нее практически не существует ничего святого, потому она уходит из семьи.
Тихон - загубленная личность. Он не может воспротивиться приказам маменьки и делает все, что она требует. В результате финальная сцена пьесы становится еще более трагичной. Лишь под влиянием смерти жены в Тихоне пробуждаются чувства, а главное, душа, и он обвиняет горячо любящую его мать в происшедшем. Внешний конфликт разрешается крушением семьи и непосредственно связан с образом надвигающейся в самом начале повествования грозы, несущей разрушение устоявшимся порядкам “темного царства”. Но нравственная сущность некоторых его представителей противоречива, в их душе происходит активная внутренняя борьба, что становится основой для внутреннего конфликта в произведении. Прежде всего, рассмотрим образ Катерины. Желание истинной чистой любви выше доводов разума. Но Катерина осознает греховность желания, и это становится тяжким гнетом для ее души. Согрешив, Катерина более не обращается за помощью к Богу, но и жить с мыслью о грехе не может, и, соответственно, счастья с Борисом никогда не достигнет. Из-за излишней впечатлительности Катерине видятся недобрые предзнаменования и в изображении геенны огненной, и в словах полусумасшедшей старухи: “...красота... в омут ведет...” и “...все в аду гореть будем...”
В результате на вопрос “куда теперь?” Катерине видится только один ответ: “В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо... Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех!”
Но, кроме Катерины, внутренний конфликт происходит и в душе Тихона. Влияние матери подавляло в нем индивидуальное начало. Но причинить боль жене он не в состоянии, так как сильно ее любит и переживает за нее. Он говорит: “...я ее вытащу, а то так и сам... что мне без нее!” Смерть жены сильно влияет на его внутреннее состояние. В нем возрождается желание, стремление противостоять, и он находит в себе душевные силы сказать матери: “Вы ее погубили!”
Так как пьеса “Гроза” произведение критического реализма, герои и типичны, и индивидуальны. Авторская позиция растворена в повествовании и прямо не выражается. Лишь иногда некоторые герои становятся резонерами. Финал открыт, но добро не побеждает и зло не торжествует.

I. Средства раскрытия характеров определяются лите­ратурным методом и жанром произведения.

II. Основные средства раскрытия характеров.

1. Портреты и характеристики персонажей:

Изобразительный портрет (детали);

Самохарактеристика;

2. Обстановка, интерьер.

3. Поступки.

4. Речь: индивидуальные признаки.

6. Пейзаж.

7. Сопоставление и противопоставление персона­жей:

Двойники и антагонисты.

8. Внесценические персонажи, ремарки (в драме).

9. Приемы: контраст, гротеск, ирония, подтекст и т. д.

10. Средства художественной образности: сравнения, гиперболы, метафоры, эпитеты и т. д.

Система образов в драме А.Н.Островского "Гроза".

Развернутый план сочинения

I. Система образов драмы "Гроза" построена на про­тивопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабани­хи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни.

II. Система образов драмы "Гроза".

1. Образы хозяев жизни:

Купцы Дикой и Кабаниха:

а) носители идей старого уклада (домострой);

б) жестокость, самодурство и ханжество по отно­шению к другим;

в) идея близкой гибели старого уклада.

2. Образы смирившихся под властью самодуров:

Тихон и Борис (образы-двойники):

а) безволие, слабость характера;

б) отказ от открытого протеста;

в) любовь к Катерине не придает сил и решимости;

г) Борис образованнее Тихона;

д) после смерти Катерины Тихон решается на про­тест, Борис – нет.

3. Протестующие персонажи:

Варвара и Кудряш:

а) внешнее смирение, ложь и маскировка;

б) противостояние силе силой (Кудряш);

в) бегство как средство спасения от тирании.

Кулигин:

а) противопоставляет самодурству силу просвеще­ния;

б) понимает разумом суть "темного царства";

в) пытается влиять силой убеждения;

4. Катерина:

а) самый решительный протест против власти са­модуров ("протест, доведенный до конца");

б) отличие характера, воспитания, поведения от других персонажей (см. план "Образ Катерины в драме А.Н.Островского "Гроза").

5. Второстепенные образы:

Феклуша, барыня, горожане, ставшие свидетелями признания Катерины:

а) дополняют картину "темного царства".

III. Образная система драмы "Гроза" задает новые па­раметры купеческой тематике в пьесах Островского. "Это самое решительное произведение Островского " (Н.А.Добролюбов).

Система образов в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".

Развернутый план сочинения

I. В основе образной системы романа – антагонизм со­циальных групп: дворян-либералов и разночинцев- демократов (материалистов).

Образ Евгения Базарова как образ зарождающейся новой силы в русском обществе.

II. Образная система романа.

1. Евгений Базаров:

Главный герой романа, центр образной системы;

Новый социальный тип;

Сильный характер, природный ум, трудолюбие;

Основные идейные постулаты нигилизма Базарова:

б) примат практики над умозрительностью, экспе­римента над теорией;

в) отрицание искусства, эстетического значения природы;

г) критерий полезности каждого вида деятель­ности;

д) сведение понятия любви к физиологическому процессу;

е) люди - биологические индивидуумы, одинако­вые, как и деревья в лесу.

2. Идейные противники Базарова:

1) Павел Петрович Кирсанов - главный антаго­нист:

Узость позиции;

Слабость аргументации;

Основные суждения - как такая же крайность, что и позиция Базарова;

2) Николай Петрович Кирсанов:

Стремление понять молодое поколение;

Искреннее желание внести коррективы в органи­зацию жизни;

Возвышенная натура: любовь к искусству, при­роде,

Красоте чувств;

Опровергает теорию Базарова скорее интуитив­но.

3. Мнимые союзники Базарова:

1) Аркадий Кирсанов:

Представитель молодого поколения;

Случайный попутчик Базарова, так как увлечен нигилизмом только как новомодной идеей;

Подчеркивает идею одиночества главного героя;

2) Ситников и Кукшина:

Образы-пародии на нигилистов;

Стремятся приобрести собственную значимость через приобщение к новым веяниям;

4. Женские образы:

1) Анна Сергеевна Одинцова:

Аристократка;

Необычный для Тургенева женский образ;

Красота и сила характера;

Стремление к покою;

Олицетворяет поражение Базарова в испытании любовью;

2) Катя, сестра Одинцовой:

Отражение характера сестры;

Избавляет Аркадия Кирсанова от идей База­рова;

3) Фенечка:

Образ трогательной женщины из народа;

Оттеняет отношения старших Кирсановых;

Служит формальной причиной дуэли Базарова и Павла Петровича.

5. Родители Базарова:

Отражение противоречий между старым и моло­дым поколением;

В отношении к родителям проявляется различие Базарова-теоретика и Базарова-человека.

6. Второстепенные образы:

1) Дуняша и Петр:

Слуги в имении Кирсановых;

Подчеркивают демократизм Базарова, принимая его не за барина;

Отражают разнообразные народные характеры;

2) образы мужиков, с которыми беседует Базаров:

Отражают демократизм героя;

Опровержение наивной веры героя в то, что он зна­ет народ.

III. Мастерство Тургенева позволяет показать новую для России силу, которая выходит на социальную арену после реформы 1861 года.

Система образов поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Развернутый план сочинения

I. Особенность образной системы поэмы Некрасова - полифония, отсутствие одного главного героя.

II. Собирательный образ народа в поэме.

1. Образы семи мужиков:

Все из деревень с "говорящими" названиями;

Выполняют композиционную роль (связывают ча­сти повествования);

Воплощают черты русского народа:

а) правдоискательство;

б) интерес к жизни и ее глобальным проблемам, решимость бросить все ради поиска истины.

2. Образы народных защитников:

Ермил Гирин - человек, руководствующийся нрав­ственными законами;

Савелий - богатырь святорусский - олицетворяет силу, долготерпение, решительность русского на­рода: "Клейменый, да не раб";

Яким Нагой - обличитель существующих поряд­ков: "А как работа кончена, глядишь, стоят три дольщика: Бог, царь и господин";

Староста Влас - мудрый человек, живущий по зако­нам, предостерегающий крестьян от "игр" с барами.

3. Образы крестьян, изуродованных крепостным правом:

Старообрядка - воплощение невежества (предска­зывает конец света оттого, что женщины стали но­сить красные кофты);

Дворовый - хвастается господской болезнью - по­дагрой;

Крестьяне помещика Утятина - воплощение рабского сознания (соглашаются играть комедию и притво­ряться крепостными, сами себя загоняя в неволю);

Яков Верный - примерный холоп - предпочитает выразить протест против барина самоубийством.

4. Собирательный образ русской женщины - крес­тьянка Матрена Тимофеевна Корчагина:

а) трагичность участи русской женщины (надру­гательства родни мужа, участь солдатки, по­жары и неурожаи, гибель детей, несправедли­вые обвинения);

б) красота и сила характера;

в) способность перенести все невзгоды и сохра­нить себя.

5. Образы угнетателей:

Поп - вспоминает о хорошей жизни от щедрот помещика;

Оболт-Оболдуев - помещик, закон которого - сила: "Кулак - моя полиция!",

Утятин и его наследники - помещики, на примере которых показано вырождение дворянства, разо­рение дворянских гнезд.

6. Образы демократической интеллигенции:

Павлуша Веретенников - собирает фольклор, пы­тается понять и запечатлеть народный образ;

Гриша Добросклонов:

а) народный заступник нового типа, посвящает свою жизнь служению народу: "Ему судьба го­товила путь славный, имя доброе народного за­ступника, чахотку и Сибирь ";

б) является единственным по-настоящему счастли­вым персонажем поэмы: "Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать они могли, что творилось с Гришею ".

7. Символические образы:

Разбойник Кудеяр и помещик Глуховский:

а)проводится идея, что только кровь может смыть преступления, совершаемые помещиками в отношении народа; б) отражение этики народников и последующих поколений русских революционеров.

III. Именно система образов поэмы создает ее художе­ственное своеобразие, позволяет судить о настрое­нии русской интеллигенции и крестьянства в поре­форменный период.

Средства раскрытия характеров в пьесе А.Н.Островского "Гроза"

Развернутый план сочинения

II. Средства создания характера героев в драме "Гроза".

1. Монологи, позволяющие узнать о прошлом героя: "Жила, точно птичка на воле", "работать не при­нуждала ", "До смерти я любила в церковь ходить ";

2. Самохарактеристика героев: "Такая я уж зароди­лась горячая!", "А уж коли очень мне здесь опосты­нет, так не удержать меня никакой силой", "Обманывать-то я не умею"",

3. Характеристика персонажа другими: "Ханжа, су­дарь, нищих оделяет, а домашних заела совсем " (Кулигин о Кабанихе), "А и честь-то невелика, по­тому что воюешь ты всю жизнь с бабами ", "А за­чем ты себя нарочно в сердце приводишь?" (Каба­ниха о Диком);

4. Речевая характеристика:

Поэтический язык Катерины (монолог "Отчего лю­ди не летают, как птицы?")",

Сочетание елейности и бранных слов в речи Кабани­хи: "Ох, грех тяжкий!", "Что ты выскочила в глазах юлить-то!", "Экая важная птица!", "Да рехнулся ты, что ли?", "Дурак! Что с дураком говорить!"",

Городская речь Бориса: "Воспитывали нас родите­ли в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Ме­ня отдали в Коммерческую Академию, а сестру в пансион "...;

Научные слова, цитаты в речи Кулигина: "И в руби­ще почтенна добродетель!", "громовые отводы", "электричество ";

Повтор обращения "маменька" в речи Тихона.

5. Ремарки.

6. Метафоры, символы (образ грозы).

7. Второстепенные и внесценические персонажи (см. "Система образов").

III. Несмотря на скудность образных средств, предлага­емых драматическими жанрами, Островскому удается создать яркие и объемные характеры персонажей пьесы.

Средства раскрытия характеров в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Тезисно-цитатный план сочинения

I. Ф.М.Достоевский - мастер психологической прозы. Все средства раскрытия характера подчинены задаче показать душевное состояние героя.

II. Средства создания образов.

1. Портрет:

Раскольников: "Кстати, он был замечательно хо­рош собою, с прекрасными темными глазами, тем­но-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.... Он был до того худо одет, что иной, даже привыч­ный человек посовестился бы днем выходить в та­ких лохмотьях на улицу ";

Сонечка Мармеладова: "Ее даже нельзя было на­звать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение ли­ца ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. ...Несмотря на свои во­семнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком ".

Лужин: "Это был господин немолодых уже лет, чо­порный, осанистый, с острожною и брезгливою физиономией... Недоверчиво и даже с аффектацией некоторого испуга, чуть ли даже не оскорбления, озирал он..."

2. Обстановка в городе подчеркивает душевное со­стояние главного героя:

- "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь... - все это разом потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши ";

- " ...почему именно во всех больших городах чело­век... как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь и всякая гадость ";

- "Было душно, так что было даже нестерпимо си­деть, и все до того было пропитано винным запа­хом, что, кажется, от одного этого воздуха мож­но было в пять минут сделаться пьяным ".

3. Интерьер: квартира Раскольникова и других ге­роев - это следствие несправедливости жизни, так жить нельзя человеку:

Квартира Раскольникова: "Это была крошечная клетушка, имевшая жалкий вид со своими желты­ми, пыльными и повсюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко...";

Квартира Мармеладова: "Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху... Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней... Выходило, что Марме­ладов помещался в особой комнате... но его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения, или клетки... была приотворена".

4. Деталь приобретает символический смысл: жел­тый цвет обоев в комнатах Раскольникова, Со­нечки, в квартире Алены Ивановны (ассоциация: "желтый дом" - сумасшедший дом).

5. Характеристика героя другими персонажами:

Разумихин о Раскольникове: "...угрюм, мрачен, надменен и горд... мнителен и ипохондрик... Велико­душен и добр... просто бесчувствен до бесчелове­чия.. . точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются ".

6. Сны как отражение души героя и его состояния: первый сон - нежность и ранимость Раскольнико­ва, обостренное чувство несправедливости; по­следний сон Раскольникова - фантастическое во­площение его теории - отражение борьбы человека и теории.

7. Персонажи-двойники: Лужин, Свидригайлов (см. "Система образов" с. 162).

8. Персонажи-антагонисты: Разумихин, Дунечка, Порфирий Петрович, Соня Мармеладова (см. "Система образов").

9. Обостренное внимание к глаголам, передающим психическое состояние героя перед убийством:

"бросил скамейку и пошел, почти побежал, хотел было поворотить назад, но домой идти ему вдруг стало ужасно противно... и он пошел куда глаза глядят... начал всматриваться во все встречаю­щиеся предметы... поминутно впадал в задумчи­вость... вздрагивая, поднимал голову и оглядывался кругом... тотчас забывал, о чем сейчас думал и да­же где проходил ".

10. Речь: "внутренний монолог Раскольникова являет­ся великолепным образцом микродиалога; все слова в нем двуголосые, в каждом из них происходит спор голосов" (М.М.Бахтин).

11. Символика цифр: три дня после убийства Рас­кольников в бреду, три дня встречается с Порфирием Петровичем, Раскольников осужден на де­вять лет каторги, выздоровление его происходит через два года, осталось семь лет, которые кажут­ся семью днями (семь дней божественного творе­ния).

III. Ф.М.Достоевский достигает удивительной досто­верности в описании психологии души человека, раздирающих ее противоречий, постоянного стрем­ления к гармонии.

I. Дата написания.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое содержание.

IV. Идейное содержимое.

1. Ведущая тема.

2. Основная мысль.

3. Эмоциональная окраска чувств.

4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

V. Структура стихотворения.

1. Основные образы стихотворения.

2. Основные изобретательные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнения, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, олицетворения.

3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора и др.

4. Стихотворный размер.

5. Рифма (мужская, женская, точная, неточная); способы рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая).

6. Звукопись (аллитерация, ассонанс).

7. Строфика (двустишие, трёхстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, Онегинская строфа).

План разбора лирического стихотворения.

1. Дата написания и публикации.

2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.

3. Творческая история. (Выбор жанра. Поэтическая традиция. Цензура.)

4. Основная тема.

5. Смысл названия.

6. Лирический сюжет и его движение.

7. Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.

8. Основные настроения, тональность стихотворения.

9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.

10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия,

11. Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы.

12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.

14. Музыка стихотворения.

15. Ритм, размер.

16. Рифмовка, характер рифм.

17. Лексика. Языковые выразительные средства.

18. Поэтический синтаксис.

19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

21. Отзывы критиков о стихотворении.

22. Звучание стихотворения в наши дни.

План разбора лирического стихотворения.

1. История создания лирического произведения.

2. Особенности жанра данного лирического произведения

3. Выявление идейно-тематического своеобразия (проблема­тики) лирического произведения, ее воплощение в художествен­ной ткани произведения.

4. Особенности композиции лирического произведения

5. Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта (связь автора и лирического героя, нали­чие лирического сюжета, в основе которого изображение чувст­ва, настроения, движения души).

6. Анализ художественно-выразительных средств, исполь­зуемых в стихотворении; их роль в раскрытии замысла поэта.

7. Анализ лексических средств, используемых в стихотворе­нии; их идейно-художественное значение.

8. Анализ синтаксических фигур, используемых в лириче­ском произведении; их идейно-художественная роль.

9. Анализ риторической фонетики, используемой в стихотво­рении, ее роль.

10. Определение стихотворного размера. Как использование данного стихотворного размера раскрывает поэтический замысел автора.

11. Место и роль данного лирического произведения в кон­тексте творчества поэта, в литературном процессе в целом.

Анализ стихотворения


История создания пьесы Произведение имеет обобщающий смысл, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии. Произведение имеет обобщающий смысл, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.


Значение названия пьесы «Гроза» Гроза в природе (действие 4) физическое явление, внешнее, не зависящее от героев. Гроза в природе (действие 4) физическое явление, внешнее, не зависящее от героев. Гроза в душе Катерины от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Гроза в душе Катерины от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Гроза в обществе ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем неповиновение. Гроза в обществе ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем неповиновение. Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор. Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор.




Положение женщин в России в 1 половине 19 века. Положение женщин в России в 1 половине 19 века. В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы. В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы. «Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий «Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий собой свод правил семейного быта. собой свод правил семейного быта.


Эпоха перемен Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования. Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования. В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы. В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы.


Система действующих лиц пьесы Говорящие фамилии Говорящие фамилии Возраст героев Возраст героев «Хозяева жизни» «Хозяева жизни» «Жертвы» «Жертвы» Какое место занимает Катерина в этой системе образов? Какое место занимает Катерина в этой системе образов?




Система действующих лиц пьесы «Жертвы» Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Кулигин: «Лучше уж стерпеть».




Особенности раскрытия характеров героев Катерина поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами. Катерина поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами. Кулигин речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами. Кулигин речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами. Дикой речь изобилует грубыми словами и ругательствами. Дикой речь изобилует грубыми словами и ругательствами.


Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя: Кулигин: «Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!» Кулигин: «Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!» Кудряш: «А что?» Кудряш: «А что?» Дикой: «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!» Дикой: «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!» Борис: «Праздник; что дома-то делать!» Борис: «Праздник; что дома-то делать!» Феклуша: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная». Феклуша: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная». Кабанова: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». Кабанова: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». Тихон: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Тихон: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Варвара: «Не уважишь тебя, как же!» Варвара: «Не уважишь тебя, как же!» Катерина: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит». Катерина: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».


Использование приема контраста и сопоставления: монолог Феклуши монолог Кулигина, монолог Феклуши монолог Кулигина, жизнь в городе Калинове волжский пейзаж, жизнь в городе Калинове волжский пейзаж, Катерина Варвара, Катерина Варвара, Тихон Борис Тихон Борис


Домашнее задание Монологи Кулигина - действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3 Монологи Кулигина - действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3 Монологи Феклуши - действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1 Монологи Феклуши - действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1 Жители действие 3, явл. 1; действие 2, явл. 1; действие 4, явл. 4; действие 4, явл. 1. Жители действие 3, явл. 1; действие 2, явл. 1; действие 4, явл. 4; действие 4, явл. 1. Чем отличается от жителей города Кулигин? Чем отличается от жителей города Кулигин? Дикой и Кабаниха. Дикой и Кабаниха.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры