Моцарт жизнеописание. Вольфганг амадей моцарт - биография, информация, личная жизнь

Главная / Ссоры

Вольфганг Амадей Моцарт с раннего детства обладал удивительным талантом. Непревзойдённый виртуоз, поражавший современников не только своими готовыми произведениями, но и импровизациями, он всё же не получил при жизни заслуженного признания. Однако именно Моцарт заложил основы знакомой нам классической музыки. Со временем само его имя стало нарицательным для гениальных музыкантов, опережающих свою эпоху.

Детство и юность Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, который в то время был столицей самостоятельного княжества – архиепископства Зальцбургского. Его отец – Леопольд Моцарт – также был музыкантом и композитором. Несмотря на то, что он был вице-капельмейстером в придворном оркестре князя зальцбургского, эта работа оставляла мало простора для творчества и огромный потенциал Моцарта-старшего, так и не раскрылся в полной мере. Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна унаследовали одарённость отца и с ранних лет стали заниматься музыкой. Леопольд Моцарт, не сумевший добиться признания на своём поприще, решил приложить все силы к развитию способностей своих детей, особенно сына, поскольку Мария Анна хотя и могла с семилетнего возраста играть на клавире очень сложные произведения, не сочиняла музыку, а Вольфганг уже в 4 года стал создавать собственные мелодии. Отец обратил внимание на феноменальную музыкальную память и врождённую ловкость пальцев своего сына. Очень скоро Вольфганг в совершенстве освоил клавесин, а затем – скрипку и орган.

Моцарт-старший не хотел, чтобы сын повторил его судьбу и занимался рутинной работой в каком-нибудь придворном оркестре, поэтому решил привлечь внимание публики к Вольфгангу как можно раньше. Специально для этого в 1762 году он вывез детей в Вену – старинный центр культуры, где ценили музыку – и организовал несколько выступлений. Маленькие дети, виртуозно владевшие музыкальными инструментами, произвели фурор. Слух о них дошёл до императорской семьи, две недели дети с отцом провели в летней императорской резиденции Шенбрунн, разыгрывая для придворных сложнейшие концерты. При этом чтобы поразить слушателей, клавиши клавесина нередко закрывали тканью. Часто Вольфганг исполнял собственные произведения или импровизировал, передавая то или иное настроение.

В следующем году Леопольд Моцарт повёз детей уже в Париж. Эта поездка стала началом трёхлетнего путешествия маленького Вольфганга и его сестры по европейским столицам. В Англии, Голландии, Швейцарии юных музыкантов встречали овации и подарки. Очевидно, концертный график был очень напряжённым и плотным: выступления давались не только в крупных городах, но и в загородных имениях знати. Каждый подобный концерт мог продолжаться до пяти часов. Но при этом Вольфганг находил время для занятий с лучшими музыкантами того времени и написания музыки.

Моцарты вернулись домой только в 1763 году, когда большой объём работы стал негативно сказываться на здоровье Вольфганга и Марии Анны. Дома они занялись учёбой – не только музыкой, но и историей, географией, математикой, иностранными языками, с которыми детей также знакомил отец. Параллельно Вольфганг стал писать сочинения по заказу архиепископа Зальцбургского.

Когда Вольфганг с отцом снова приехал в Вену в 1767 году, он встретился с враждебностью местных музыкантов, чувствовавших в нём конкурента. Из-за этого даже сорвался удачный заказ на написание театральной оперы. Однако венская поездка всё же принесла Вольфгангу новый опыт. Он познакомился с особенностями народной комедии, считавшейся низким жанром по сравнению с эталонной для всех музыкантов того времени итальянской оперой. Вернувшись в Зальцбург, Вольфганг продолжил работать: писать сочинения для церкви и менуэты.

В 1769 году отец и сын отправились в Италию. Это должно было стать для Вольфганга ключевым испытанием. Только лучшие музыканты и композиторы получали признание в этой стране – родине оперы. Италия встретила Моцартов радушно. Вольфганг дал множество концертов, на которых он был и дирижёром, и скрипачом, и клавесинистом. Его опера «Митридат, царь Понтийский» пришлась по вкусу искушённым итальянцам, её исполняли более 20 раз и на каждом представлении зал был полон. Талант молодого композитора был удостоен ордена «Золотая шпора», который мальчику вручил сам Папа Римский. Кроме того, в 14 лет Моцарт стал членом сначала Болонской академии, а затем и Филармонической Академии в Вероне. Такой чести удостаивались только лучшие взрослые композиторы.

На Вольфганга посыпались заказы для итальянской оперы и от австрийской императорской семьи. Однако чем старше он становился, тем высокомернее начинали на него смотреть его, часто венценосные, покровители. В ту пору, несмотря на любовь к музыке и театру, отношение к людям искусства было несколько пренебрежительным. И если ребёнок-виртуоз вызвал умиление, то даже уникальные способности взрослого человека часто обесценивались.

В 1771 году умер архиепископ Зальцбургский, покровительствовавший Моцартам, и на его место пришёл новый владыка Иероним фон Колоредо – человек тяжёлый и властный, не готовый постоянно терпеть отлучки Моцарта-старшего. Хотя новый архиепископ принял Вольфганга на службу и назначил ему неплохое жалование, свободолюбие юного композитора и излишняя преданность отца интересам сына, его раздражали.

В эти годы Моцарт-младший начинает всё больше внимания уделять национальному немецкому и австрийскому искусству. Первые его сочинения были слишком итальянскими, но теперь он отходит от принятых в то время канонов и начинает экспериментировать с музыкальными мотивами родных краёв. Его новая опера «Лючио Силла», написанная в 1772 году уже более опытным музыкантом, хотя и была успешно принята в Италии, всё же не принесла новых заказов – слишком уж она отличалась от итальянской музыки. Мечты о том, чтобы получить постоянную работу в Италии и независимость, были разбиты и Моцарты снова выдвинулись в Вену. Здесь учителем Вольфганга стал Иоганн Гайдн – также сторонник развития национальных мотивов в музыке. Но найти богатых меценатов Моцартам не удалось и в 1773 году они были вынуждены вернуться в Зальцбург.

Служба у архиепископа Зальцбургского была рутинной. Вольфганг Амадей Моцарт из признанного всей Европой гения превратился в провинциального музыканта, играющего то, что прикажет хозяин. Порвать с архиепископом Вольфганг не мог: тогда мстительный Колоредо отправил бы в отставку Моцарта-старшего и семья осталась бы без средств к существованию. Однако юный композитор продолжал сочинять. Если церковную музыку приходилось писать, не отходя от привычных канонов, то бытовой жанр оставлял свободу для творчества. Местная аристократия часто заказывала Моцарту музыку для свадеб, балов и различных торжеств. Именно на этих бытовых произведения Моцарт оттачивал своё мастерство, экспериментируя с использованием инструментов. Вершиной раннего творчества Моцарта стала его мрачная соль-минорная симфония №25, которую, по преданию, его отец даже спрятал, поразившись её революционности и смелости.

В 1774 году в Мюнхене была поставлена оперетта «Мнимая садовница», музыку для которой написал Моцарт. Оперетта имела большой успех. На Моцарта обратил внимание курфюрст, композитор сумел выступить в Мюнхене со своими сонатами, написанными незадолго до поездки. Эти сонаты сочетали виртуозность и размах Баха, с одной стороны, и простоту и воздушность Гайдна, с другой. В 1777 году Моцарт и его мать выехали в Париж. Вольфганг пытался обращаться к бывшим покровителям, но на него практически не обращали внимания, а в 1778 – его мать скончалась.

Разрыв с архиепископом Зальцбургским. Венский период (1781-1791)

После возвращения в Зальцбург Моцарт-младший занял место концертмейстера. При этом архиепископ запретил ему выступать где-либо ещё. В 1780 году, когда Моцарт уже практически смирился со своим подневольным положением, ему пришёл заказ из Мюнхена на музыку для оперы «Идоменей». «Идоменей» прошёл с большим успехом, в нём проявилась вся мощь таланта уже зрелого композитора. Архиепископ зальцбургский в это время находился в Вене, куда и вызвал своего придворного композитора. Положение Моцарта здесь стало особенно невыносимым. В конце концов, он решился на разрыв с архиепископом и остался в Вене.

Первые годы в Вене стали для Моцарта крайне тяжёлыми. Ему приходилось зарабатывать на жизнь, давая частные уроки. Вскоре началось сотрудничество Моцарта с венским Бургтеатром, труппа которого старалась использовать национальные немецкие мотивы в творчестве. Можно сказать, что Бургтеатр заложил основы немецкого оперного искусства, а Моцарт этому оказал немалое содействие.

В 1781 году Моцарт стал снимать жильё у своих старых знакомых – семьи Веберов, состоявшей из матери и четверых дочерей. В самую старшую из сестёр Вебер – оперную певицу Алоизию — Моцарт когда-то был влюблён, но она вышла замуж за другого. Теперь же Вольфганг обратил внимание на другую сестру – Констанцию. Отец и сестра, которым Моцарт написал о своём желании жениться на Констанции Вебер, были недовольны его выбором. Они полагали, что Веберы рассчитывают на удачный брак с известным музыкантом, который в будущем будет приносить им большие деньги. Из-за этого Вольфганг отдалился от семьи, Моцарт-старший так и не дал своего согласия на брак, поэтому в 1782 году свадьба была сыграна без родственников жениха. У Моцарта и Констанции было много общих черт – супруги мало задумывались о завтрашнем дне, легко тратили деньги, спокойно относились к жизни, были жизнерадостны и общительны. Хотя сегодня некоторые биографы Моцарта склоняются к тому, что Констанция руководствовалась в выборе мужа только расчётом, тратила много денег на себя и даже, возможно, причастна к ранней смерти композитора, в целом, этот брак был счастливым.

В том же году в Бургтеатре была поставлена опера на музыку Моцарта «Похищение из Сераля». Моцарту удалось гармонично соединить в этой опере несколько абсолютно непохожих жанров и использовать несколько новшеств, обогативших спектакль.

После успеха «Похищения из сераля» Моцарт увлёкся инструментальными произведениями. Период с 1783 по 1787 стал для него пиком творчества. Моцарт давал огромное количество клавесинных концертов, на которых собиралась восторженная публика. Именно тогда были созданы лучшие произведения:

  • Серенада №13 («Маленькая ночная серенада»);
  • Соната для фортепиано №11 ля мажор («Турецкий марш»);
  • Струнные квартеты, написанные под впечатлением от музыки Гайдна;
  • Концерт для фортепиано с оркестром №21.

Несмотря на то, что придворные музыканты, завидуя таланту Моцарта, делали всё для того, чтобы он не получил успеха при дворе, в этот период композитор стал зарабатывать хорошие деньги. Вольфганг и Констанция с сыном переехали в роскошную квартиру, где постоянно собирались их многочисленные друзья.

После долгого перерыва Моцарту, наконец, удалось начать снова работать с оперой. Однако нарождавшаяся в те годы немецкая опера так и не сумела окрепнуть. В Бургтеатре воцарились итальянцы с их музыкальными традициями. Поэтому Моцарту не оставалось ничего иного, как снова обратиться к итальянским мотивам. Однако выбранная им пьеса – «Свадьба Фигаро» — была довольно скандальной. В ней высмеивались нравы аристократии и возвышались персонажи, принадлежавшие к «третьему сословию», что было смело в условиях революционного накала во Франции. В 1786 году в Вене состоялась премьера «Свадьбы Фигаро». Сперва произведение было не замечено публикой, но в Праге опера произвела настоящий фурор.

Сначала публика была привлечена тем, что пьеса была запрещена во многих городах Европы, но потом интерес к музыкальной интерпретации «Свадьбы Фигаро» Моцартом остыл. Слишком уж экспериментальным и новаторским было это произведение. Одновременно публика перестала посещать и концерты Моцарта. Финансовое положение композитора значительно ухудшилось. Ему приходилось влезать в долги и продавать свои произведения за бесценок. В 1787 году состоялась премьера оперы «Дон Жуан, или Каменный гость», которую Моцарт сумел обогатить трагическими и философскими нотами. В Праге опера была встречена с восторгом, а в более консервативной Вене – новое произведение Моцарта мало кого заинтересовало. После смерти Глюка Моцарт занял его место придворного композитора при императоре Иосифе II. Это приносило стабильный, но весьма небольшой доход.

Впрочем, несмотря на финансовые проблемы и холодность публики, в 1788-1789 годах Моцарт создал несколько великолепных симфоний, фортепианных сонат, струнных квартетов, а также оперу «Так поступают все». После смерти Иосифа II восшествия на престол Леопольда II положение Моцарта только ухудшилось. При дворе был популярен итальянский композитор Антонио Сальери, а творчество Моцарта никого не интересовало. В 1791 году появилась опера «Волшебная флейта», пришедшаяся по вкусу венцам, однако, вовсе никак не сказавшаяся на благосостоянии композитора. Это светлое и жизнерадостное произведение было написано уже глубоко больным Моцартом и было поставлено за три месяца до смерти автора

Смерть

Смерть Моцарта, как и обстоятельства его похорон, до сих пор вызывает множество споров. В последние месяцы жизни он чувствовал слабость и часто падал в обмороки. Незадолго до смерти Моцарт получил заказ на написание «Реквиема». Заказчик произвёл на него неизгладимое впечатление, часто в разговоре с друзьями и близкими Моцарт говорил, что пишет этот «Реквием» для себя. В ноябре 1791 года к слабости прибавились новые симптомы – рвота и отёки.

5 декабря 1791 года Моцарта не стало. Он так и не успел окончить «Реквием», который дописали его друзья-композиторы. Похороны состоялись на следующий же день, плохо чувствовавшая себя Констанция на них не присутствовала, зато в числе пришедших проститься с великим композитором был его давний противник – Сальери.

Почти сразу после смерти Моцарта по Вене стали ходить слухи об отравлении. Кто-то обвинял в его смерти Сальери, кто-то – Констанцию и её предполагаемого любовника Ксавера Зюсмайера, кто-то – членов масонской ложи, в которой одно время состоял Моцарт. Современные исследователи склонны считать, что композитор всё же скончался по естественным причинам – у него с детства было слабое здоровье, а напряжённая работа и несовершенство медицины того времени в итоге лишь усугубили его состояние.

Несмотря на то, что композитор прожил всего 35 лет, он оставил после себя богатейшее музыкальное наследие. Всего свыше 600 произведений, среди которых:

  • 42 симфонии;
  • 27 фортепианных концертов;
  • 68 духовных произведений
  • 14 опер и зингшпилей (разновидность немецкой и австрийской оперы);
  • 45 сонат для скрипки и клавишных;
  • 32 струнных квартета и многое другое.

Музыкального гения, которого можно сравнить с Моцартом в истории, отыскать невероятно трудно, и нет сомнений в том, что он является одним из величайших музыкантов на планете Земля. Интересные факты о Моцарте вызывают интерес у множества людей, ведь он человек мирового масштаба.

1.Моцарт начал демонстрировать свои феноменальные музыкальные таланты еще в возрасте трех лет.

2.Первое собственное произведение Моцарт написал в шесть лет.

3.Моцарт панически боялся звучания музыкальной трубы.

4.В семье Моцарта было семь детей, и выжили только двое.

5.Вольфган Амадей в возрасте восьми лет играл с сыном Баха.

6.Моцарт был награжден Орденом Рыцаря золотой шпоры из рук Папы Римского.

7.Жену Моцарта звали Констанция.

8.Сыну Моцарта — Францу Ксаверу Моцарту довелось около 30 лет прожить во Львове.

9.За один гонорар после выступлений Моцарта можно было прокормить семью из пяти человек на протяжении месяца.

10.Вольфган Амадей очень любил играть в бильярд и не жалел на него денег.

11.Google выработал отдельный логотип в честь 250-ти летия Моцарта.

12.Считалось, что Моцарта отравил композитор Антонио Сальери.

13.Спустя 200 лет после смерти Моцарта суд признал Антонио Сальери невиновным в смерти великого творца.

14.Моцарт считался ребенком-вундеркиндом.

15.В Лондоне маленький Моцарт был объектом для научных исследований.

16.Даже в малолетнем возрасте Моцарт умел играть на клавире с завязанными глазами.

17.Однажды во Франкфурте к Моцарту подбежал юноша и выразил восторг от музыки композитора. Этим юношей был Иоганн Вольфганг Гёте.

18.Моцарт обладал феноменальной памятью.

19.Отец Моцарта занимался его музыкальным образованием.

20.Моцарт с женой жили богато и ни в чем себе не отказывали.

21.Моцарт родился в Зальцбурге в музыкальной семье.

22.Сочинения Моцарта впервые издали в Париже.

23.Некоторое время великий композитор жил в Италии, где впервые начали ставиться его оперы.

24.К семнадцати лет в послужном списке Моцарта насчитывалось около сорока произведений.

25.В 1779 году Моцарт занимал должность придворного органиста.

26.Некоторые оперы, к сожалению, композитору так и не удалось закончить.

27.Моцарт отлично владел искусством импровизации.

28.Вольфган Амадей являлся самым молодым членом Болонской Филармонической академии.

29.Отец Моцарта был композитором и скрипачом.

30.Моцарт был крещен в Зальцбургском соборе святого Руперта.

31.В 1784 году композитор стал масоном.

32.За всю свою жизнь величайшему композитору удалось написать около 800 произведений.

33.Весной 1791 года Моцарт дал свой последний публичный концерт.

34.У Моцарта было шестеро детей, четверо из которых умерли в младенческом возрасте.

35.Биографию Моцарта написал новый муж жены композитора.

36.В 1842 году был возведен первый памятник в честь Моцарта.

37.Самый известный памятник великому композитору построили в Севилье из бронзы.

38.В честь Моцарта в Зальцбурге был основан университет.

39.В Зальцбурге есть музеи Моцарта: а именно в доме, где он родился, и в квартире, где он проживал позже.

40.Моцарт был азартным человеком.

41.Композитор был нежадным человеком, и всегда давал деньги попрошайкам.

42.Моцарт был в шаге от приезда в Россию, но так ни разу здесь не был.

43.Существует несколько причин смерти композитора, но истинную так никто и не знает.

44.Сословный театр в Праге – это единственное место, оставшееся в первозданном виде, в котором выступал Моцарт.

45.Моцарт очень любил жестикулировать руками и топать ногой.

46.Современики Моцарта говорили, что он мог очень точно охарактеризировать людей.

47.Вольфган Амадей любил юмор и был ироническим человеком.

48.Моцарт был неплохим танцором, а особенно хорошо у него получалось танцевать менуэт.

49.Великий композитор хорошо относился к животным, а особенно он любил птиц - канареек и скворцов.

50.На монете эквивалентом два шиллинга есть изображение Моцарта.

51.Моцарт был изображен на почтовых марках СССР и Молдовы.

52.Композитор стал героем многих книг и кинофильмов.

53.Музыка Моцарта связывает в себе разные национальные культуры.

54.Вольфгана Амадея хоронили как бедного человека — в общую могилу.

55.Похоронен Моцарт в Вене на кладбище Святого Марка.

Мне нравится 1 Не нравится

Был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Опыт основательной скрипичной школы» (нем. Versuch einer gründlichen Violinschule ) была опубликована в 1756 году - в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине , скрипке и органе .

Венский период

В конце 1787 года, после смерти Кристофа Виллибальда Глюка , Моцарт получил должность «императорского и королевского камерного музыканта» с жалованием в 800 флоринов , однако обязанности его сводились в основном к сочинению танцев для маскарадов, опера - комическая, на сюжет из светской жизни - была заказана Моцарту лишь однажды, и ею стала «Così fan tutte» (1790) .

Историю о том, как в Берлине он получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II с содержанием в 3 тысячи талеров , Альфред Эйнштейн относит к области фантазии, как и сентиментальную причину отказа - будто бы из уважения к Иосифу II . Фридрих Вильгельм II лишь сделал заказ на шесть простых фортепьянных сонат для своей дочери и шесть струнных квартетов для себя самого.

Денег, вырученных во время поездки, было мало. Их едва хватило на уплату долга в 100 гульденов , которые были взяты у брата масона Гофмеделя на дорожные расходы. В 1789 году Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующей виолончели (ре мажор).

Как утверждает Дж. Райс, с момента прибытия Моцарта в Вену император Иосиф оказывал ему больше покровительства, чем любому другому венскому музыканту, за исключением Сальери . В феврале 1790 года Иосиф умер; с восшествием на престол Леопольда II Моцарт поначалу связывал большие надежды; однако к новому императору музыканты доступа не имели. В мае 1790 года Моцарт писал его сыну, эрцгерцогу Францу : «…Моя любовь к труду и сознание своего умения позволяют мне обратиться к Вам с просьбой о предоставлении мне положения капельмейстера, тем более, что Сальери, хотя и опытнейший капельмейстер, никогда не занимался церковной музыкой…» . Но его надежды не оправдались, Сальери остался на своём посту, а материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов, чтобы артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела.

Последний год

Последними операми Моцарта стали «Так поступают все » (1790 год), «Милосердие Тита » (1791 год), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана за 18 дней, и наконец, «Волшебная флейта » (1791 год). Представленная в сентябре 1791 года в Праге, по случаю коронации Леопольда II чешским королём, опера «Милосердие Тита » была принята холодно; «Волшебная флейта», поставленная в том же месяце в Вене, в пригородном театре, напротив, имела такой успех, какого Моцарт в австрийской столице не знал уже много лет. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта эта опера-сказка занимает особое место.

Моцарт, как и большинство его современников, немало внимания уделял и духовной музыке , но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» - «Ave verum corpus » (KV 618, 1791 год), написанный в совершенно не характерном для Моцарта стиле, и величественно-горестный Реквием (KV 626) , над которым Моцарт работал последние месяцы своей жизни. Интересна история написания «Реквиема». В июле 1791 года Моцарта посетил некий таинственный незнакомец в сером и заказал ему «Реквием » (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был посланец графа Франца фон Вальзегг-Штуппаха, музицирующего дилетанта, любившего исполнять у себя во дворце силами своей капеллы чужие произведения, покупая у композиторов авторство; реквиемом он хотел почтить память своей покойной жены . Работу над незавершённым «Реквиемом», потрясающим своим скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер , ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита ».

Смерть Моцарта

Дата погребения Моцарта вызывает разногласия (6 или 7 декабря). Около 3 часов пополудни тело Моцарта было привезено к Собору Святого Стефана . Здесь в маленькой часовне состоялась скромная религиозная церемония. Кто из друзей и близких присутствовал при этом, остаётся неизвестным. Катафалк отправился на кладбище после шести вечера, то есть уже в темноте. Провожавшие гроб не последовали за ним за городские ворота. Местом погребения Моцарта было Кладбище Святого Марка .

Похороны Моцарта проходили по третьему разряду. Погребенными в отдельной могиле с надгробием или памятником могли быть только очень богатые люди и представители знати. По третьему же разряду общие могилы были рассчитаны на 5-6 человек. В похоронах Моцарта не было ничего необычного для того времени. Это не были «похороны нищего». Впечатляющие (хотя и по второму разряду) похороны Бетховена в 1827 году проходили уже в другой эпохе и, кроме того, отражали резко возросший социальный статус музыкантов, за что всю жизнь боролся сам Моцарт .

Для венцев смерть Моцарта прошла практически незаметно, однако в Праге при большом стечении народа (около 4000 человек) в память о Моцарте спустя 9 дней после его смерти 120 музыкантов исполнили со специальными дополнениями написанный ещё в 1776 году «Реквием » Антонио Розетти .

Творчество

Отличительной чертой творчества Моцарта является сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.

Моцарт - один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами .

Особое значение Моцарт придавал опере . Его оперы - целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Наряду с Глюком , он был величайшим реформатором жанра оперы , но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие - в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро» , «Дон Жуан» и «Волшебная флейта ».

Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии - № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта .

Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда , обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчётливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.

Композитором создано множество духовных произведений: мессы, кантаты, оратории, а также знаменитый Реквием.

Моцарт и масонство

Время жизни Моцарта совпало с пробуждением в Европе огромного интереса к духовно-мистическим учениям. В относительно спокойный период середины ХVIII века наряду со стремлением к просвещению, поисками интеллектуального и общественно-образовательного порядка (французское просвещение, энциклопедисты) возникает интерес к эзотерическим учениям древности.

Eсть несколько версий присоединения Моцарта к масонскому братству. По одной из них поручителем при поступлении в венскую ложу «Zur Wohltatigkeit» («Во имя благотворительности») был его друг и в будущем либреттист «Волшебной флейты» Эммануэль Шиканедер . В число выдающихся братьев ложи входили философы Рейхфельд и Игнац фон Борн . В дальнейшем по рекомендации самого Моцарта в ту же ложу был принят и отец Вольфганга - Леопольд Моцарт (в 1787 году) .

Став Мастером-Масоном, Моцарт в течение короткого времени создал немало музыки, предназначенной непосредственно для работы в ложе . Как указывает А.Эйнштейн,

«Моцарт был страстным, убеждённым масоном, совсем не таким как Гайдн, который, хотя таковым и числился, с того момента, как его приняли в братство „свободных каменщиков“, ни разу не участвовал в деятельности ложи и не написал ни одной масонской вещи. Моцарт же не только оставил нам ряд значительных произведений, написанных специально для масонских обрядов и торжеств, - самая мысль о масонстве пронизывает его творчество» .

Преобладают среди «масонских» работ Моцарта вокальные произведения: в ряде случаев это небольшие хоровые песни, в других случаях - это составные части кантат . Музыковеды отмечают характерные признаки этих произведений: «простой, несколько гимнический склад, аккордовость трехголосия, несколько риторический общий характер» .

Среди них такие сочинения, как:

  • «Погребальная масонская музыка» (Maurerische Trauer-musik, c-mol) (К 477)
  • Адажио ор.410 для ансамбля духовых инструментов. Использовалось для сопровождения ритуальных масонских процессий.
  • Адажио ор.411 для 2-х кларнетов и 3-х валторн - для вступления в ложу братьев ложи.
  • Кантата «Sehen, wie dem starren Forschcrauge.», ор.471
  • Адажио и фуга, ор.546
  • Адажио и Рондо для флейты, гобоя, виолончели и челесты, ор.617
  • Маленькая Кантата «Laut Verkiinde unsere freude» ор.623, и другие.

Наиболее насыщена взглядами, идеями и символами масонства опера «Волшебная флейта » (1791), либретто к которой написал масон Эммануэль Шиканедер .

Как полагают журналисты А. Рыбалка и А. Синельников , занимающиеся историей масонства, создание оперы связано с тем, что к моменту поступления Моцарта в масонскую ложу Европа начала переживать общественно-политическую неустойчивость. Обострилась освободительная борьба в Италии и во многих областях Австрийской империи . В этой деморализующей обстановке Моцарт и Шиканедер решили, что их зингшпиль «Волшебная флейта» станет демонстрацией доброжелательности и лояльности масонов к власти . Согласно тем же авторам, в символике оперы угадываются: доброжелательный намек на императрицу Марию-Терезию (образ Царицы ночи), император Иосиф II (Принц Тамино), Игнац фон Борн , известный идеолог австрийских масонов (жрец Зарастро), образ доброго и славного австрийского народа (Папагено и Папагена).

В символике оперы явно прослеживается декларация основных масонских принципов . Триединства, характерные для масонской философии, пронизывают действие во всех направлениях: три феи, три мальчика, три гения и т. д. Действие открывается тем, что три феи убивают змея - олицетворение зла. И в первом и во втором актах оперы есть явные переклички с масонскими символами обозначающими: жизнь и смерть, мысль и действие. В развитие оперного сюжета вплетены массовые сцены, буквально демонстрирующие масонские ритуалы .

Центральным образом оперы является жрец Зарастро, в чьих философских декларациях присутствуют важнейшие масонские триады: Сила, Знание, Мудрость, Любовь, Радость, Природа. Как пишет Т. Н. Ливанова,

«…победа мудрого Зарастро над миром Царицы ночи имеет морально-поучительное, аллегорическое значение. Моцарт даже приблизил эпизоды, связанные с его образом, к музыкальному стилю своих масонских песен и хоров. Но видеть во всей фантастике „Волшебной флейты“ прежде всего масонскую проповедь - значит не понимать многообразия моцартовского искусства, его непосредственной искренности, его остроумия, чуждого всякой дидактике» .

В музыкальном плане, как отмечает Т. Н. Ливанова, «в дуэте и хорах жрецов из первого акта заметно большое сходство с простым и довольно строгим гимнически-бытовым характером масонских песен Моцарта, их типичным диатонизмом, аккордовым многоголосием» .

Основной тональностью оркестровой увертюры является тональность ми бемоль мажор , имеющая в ключе три бемоля и характеризующая добродетель, благородство и покой. Эта тональность использовалась Моцартом нередко и в масонских композициях, и в поздних симфониях, и в камерной музыке. Кроме того, в увертюре настойчиво повторяются три аккорда, что снова напоминает о масонской символике.

Существуют также иные точки зрения на взаимоотношения Моцарта и масонства. В 1861 году была опубликована книга немецкого поэта Г. Ф. Даумера, сторонника теории масонского заговора, который полагал, что изображение масонов в «Волшебной флейте» является карикатурой .

Произведения

Оперы

  • «Долг первой заповеди » (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes) , 1767. Театральная оратория
  • «Аполлон и Гиацинт » (Apollo et Hyacinthus) , 1767 - ученическая музыкальная драма на латинский текст
  • «Бастьен и Бастьенна » (Bastien und Bastienne) , 1768. Другая ученическая вещь, зингшпиль. Немецкий вариант известной комической оперы Ж.-Ж-Руссо - «Деревенский колдун»
  • «Притворная простушка » (La finta semplice) , 1768 - упражнение в жанре опера-буффа на либретто Гольдони
  • «Митридат, царь Понтийский » (Mitridate, re di Ponto) , 1770 - в традициях итальянской оперы-сериа, по трагедии Расина
  • «Асканий в Альбе» (Ascanio in Alba) , 1771. Опера-серенада (пастораль)
  • Betulia Liberata , 1771 - оратория. На сюжет истории Юдифи и Олоферна
  • «Сон Сципиона» (Il sogno di Scipione) , 1772. Опера-серенада (пастораль)
  • «Луций Сулла » (Lucio Silla) , 1772. Опера-сериа
  • «Тамос, король Египта» (Thamos, König in Ägypten) , 1773, 1775. Музыка к драме Геблера
  • «Мнимая садовница » (La finta giardiniera) , 1774-5 - снова возвращение к традициям оперы-буфф
  • «Царь-пастух » (Il Re Pastore) , 1775. Опера-серенада (пастораль)
  • «Заида » (Zaide) , 1779 (реконструирована Х.Черновин , )
  • «Идоменей, царь Критский » (Idomeneo) , 1781
  • «Похищение из сераля » (Die Entführung aus dem Serail) , 1782. Зингшпиль
  • «Каирский гусь» (L’oca del Cairo) , 1783
  • «Обманутый супруг » (Lo sposo deluso)
  • «Директор театра » (Der Schauspieldirektor) , 1786. Музыкальная комедия
  • «Свадьба Фигаро » (Le nozze di Figaro) , 1786. Первая из 3 великих опер. В жанре оперы-буфф.
  • «Дон Жуан » (Don Giovanni) , 1787
  • «Так поступают все » (Così fan tutte) , 1789
  • «Милосердие Тита » (La clemenza di Tito) , 1791
  • «Волшебная флейта » (Die Zauberflöte) , 1791. Зингшпиль

Другие произведения

  • 27 концертов для фортепиано с оркестром
  • 6 концертов для скрипки с оркестром
  • Концерт для двух скрипок с оркестром (1774)
  • Концерт для скрипки и альта с оркестром (1779)
  • 2 концерта для флейты с оркестром (1778)
    • № 1 Соль мажор K. 313 (1778)
    • № 2 Ре мажор K. 314
  • 4 концерта для валторны с оркестром:
    • № 1 Ре мажор K. 412 (1791)
    • № 2 Ми-бемоль мажор K. 417 (1783)
    • № 3 Ми-бемоль мажор K. 447 (между 1784 и 1787)
    • № 4 Ми-бемоль мажор K. 495 (1786)
  • 10 серенад для струнного оркестра, в том числе:
  • 7 дивертисментов для оркестра
  • Различные ансамбли духовых инструментов
  • Сонаты для различных инструментов, трио, дуэты
  • 19 сонат для фортепиано
  • 15 циклов вариаций для фортепиано
  • Рондо, фантазии, пьесы
  • Более 50 арий
  • Ансамбли, хоры, песни

Каноны

Музыкальные фрагменты

Внимание! Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis

  • Симфония №40, I ч. Molto allegro
  • Симфония №40, II ч. Andante (инф.) (информация о файле)
  • Свадьба Фигаро (инф.) (информация о файле)
  • Vesperae de Dominica (инф.) (информация о файле)
  • Оркестровая музыка

    K191
    Fagota koncerts si bemola mažorā, 1. temps, Allegro
    K191
    Fagota koncerts si bemola mažorā, 2. temps, Andante ma adagio
    K191
    Fagota koncerts si bemola mažorā, 3. temps
    Vijoļkoncerts Nr. 5 - 1. Allegro Aperto - Adagio - Alegro Aperto
    Aranžēts vijolēm un klavierēm. Izpilda Bens Goldšteins, vijole, un Bendiks Eide, klavieres
    Concerto for Harp, Flute and Orchestra - 1. Allegro
    Concerto for Harp, Flute and Orchestra - 2. Andantino
    Performed by the Sinfonia da Camera of the University of Illinois with Alexander Murray, flute and Ann Yeung, harp
    Concerto for Harp, Flute and Orchestra - 3. Rondeau Allegro
    Performed by the Sinfonia da Camera of the University of Illinois with Alexander Murray, flute and Ann Yeung, harp
    Flute Concerto in G major, K. 313 - I. Allegro Maestoso
    Musopen
    K550
    Mozart"s 40th Symphony, 1st movement
    K550
    Mozart"s 40th Symphony, 2nd movement
    K550
    Mozart"s 40th Symphony, 3rd movement
    40. simfonija
    Mocarta 40. simfonija, 4. temps
    K527
    Overture to Don Giovanni
    Figaro kāzas
    "Figaro kāzu" uvertīra
    The Marriage of Figaro - No. 11 Cavatina "Porgi, Amor"
    Performed by the Skidmore College Orchestra. Courtesy of Musopen
    K314
    Concerto in D for Flute
    K364, 1st movement
    Sinfonia Concertante for Violin, Viola and Orchestra
    K622
    Clarinet Concerto in A major, 1st movement
    K622
    Clarinet Concerto in A major, 2nd movement
    K622
    Clarinet Concerto in A major, 3rd movement

    Vokālā mūzika

    K321, 1st movement
    Vesperae de dominica - dixit dominus
    K321, 2nd movement
    Vesperae de dominica - confitebor
    K321, 3rd movement
    Vesperae de dominica - beatus vir
    K321, 4th movement
    Vesperae de dominica - laudate pueri
    K321, 5th movement
    Vesperae de dominica - laudate dominum
    K321, 6th movement
    Vesperae de dominica - magnificat
    Vesperae Solemmes de Confessore - Laudate Dominum
    Performed by the Advent Chamber Orchestra with the Advent Choir directed by Gabriel Pavel and soprano Cristina Piccardi
    Così fan tutte act II - No. 19 aria - una donna a quindici anni
    Performed by the Skidmore College Orchestra. Courtesy of Musopen
    L"Amero Saro Costante
    noicon
    from Il Re Pastore

    Klaviermūzika

    Piano Sonata No. 8 in A minor, K310 - Allegro maestoso
    Piano Sonata No. 8 in A minor -Andante cantabile con espressione
    performed by Randolph Hokanson
    Piano Sonata No. 8 in A minor- Presto
    performed by Randolph Hokanson
    Rondo Alla Turca from K331
    Piano Sonata No. 11 in A major, 3rd movement
    Sonata K.333 in B flat major - I. Allegro
    Musopen
    Sonata K.333 in B flat major - II. Andante Cantabile
    Performed by Brendan Kinsella. Courtesy of Musopen
    Sonata K.333 in B flat major - III. Allegretto Grazioso
    Performed by Brendan Kinsella. Courtesy of Musopen
    K378/K317d
    Piano/Violin Sonata in B Flat (arranged for flute)
    Rondo No. 3 in A minor, K.511
    Performed by David H. porter. Courtesy of Musopen
    PianoSonata K.545 in C major - 1. Allegro
    noicon
    Performed by Robin Alciatore. Courtesy of Musopen
    K545
    Piano Sonata in C major, 1st movement
    K545
    Piano Sonata in C major, 2nd movement
    K545
    Piano Sonata in C major, 3rd movement

    Kamermūzika

    Eine kleine Nachtmusik - 1. Allegro
    Performed by the Advent Chamber Orchestra
    K525
    Eine kleine Nachtmusik , 4th movement
    Clarinet Quintet, K.581 - 1. Allegro
    Clarinet Quintet, K.581 - 2. Larghetto
    Performed by William McColl with the Philadelphia String Quartet
    Clarinet Quintet, K.581 - 3. Menuetto
    Performed by William McColl with the Philadelphia String Quartet
    Clarinet Quintet, K.581 - 4. Allegretto con variazioni
    Performed by William McColl with the Philadelphia String Quartet
    Quintet for Piano and Winds - 1. Largo - Allegro Moderato
    Quintet for Piano and Winds - 2. Larghetto
    Performed by Neal O"Doan with the Soni Ventorum Wind Quintet
    Quintet for Piano and Winds - 3. Allegretto
    Performed by Neal O"Doan with the Soni Ventorum Wind Quintet
  • Помощь по воспроизведению

Память

Произведения о Моцарте

Драма жизни и творчества Моцарта, а также загадка его смерти стали плодотворной темой для художников всех видов искусств. Моцарт стал героем многочисленных произведений литературы, драматургии и кинематографа. Все их перечислить невозможно - ниже приведены наиболее известные из них:

Драмы. Пьесы. Книги.

  • «Маленькие трагедии. Моцарт и Сальери.» - , А. С. Пушкин , драма
  • «Моцарт на пути в Прагу». - Эдуард Мёрике , повесть
  • «Амадей». - Питер Шеффер , пьеса.
  • Высоко оцененную книгу о композиторе написал Г. В. Чичерин
  • «Несколько встреч с покойным господином Моцартом». - , Э. Радзинский , историческое эссе.
  • «Убийство Моцарта». - Вейс, Дэвид, роман
  • «Возвышенное и земное». - Вейс, Дэвид, роман
  • «Старый повар». - К. Г. Паустовский
  • «Моцарт: социология одного гения» - , Норберт Элиас, социологическое исследование о жизни и творчестве Моцарта в условиях современного ему общества. Оригинальное название: «Mozart. Zur Sociologie eines Genies»

Фильмы, мюзиклы

Год Страна Название Режиссёр Моцарт Комментарий
СССР Моцарт и Сальери Гориккер Владимир Смоктуновский Иннокентий Телепостановка оперы Николая Римского-Корсакова на сюжет «Маленьких трагедий» Пушкина «Моцарт и Сальери ». Вокал - Сергей Лемешев
СССР Маленькие трагедии Даусон Антонин и Пчёлкин Леонид Смоктуновский Иннокентий Телевизионный фильм по спектаклю ленинградского Государственного ордена Трудового Красного знамени Академического театра драмы имени А. С. Пушкина (постановка Леонида Вивьена)
СССР Маленькие трагедии . Моцарт и Сальери Швейцер Михаил Золотухин Валерий Художественный трёхсерийный фильм по одноимённому поэтическо-драматическому циклу А. С. Пушкина
США Амадей / Amadeus Форман Милош Халс Том Художественный фильм по мотивам одноимённой пьесы 1979 года Питера Шеффера , написанной под впечатлением от трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери » и одноимённой оперы Николая Римского-Корсакова . Фильм получил 8 премий «Оскар »
Австрия Вольфганг А. Моцарт / Wolfgang A. Mozart Херц Юрай
Франция Дебюсси, или Мадемуазель Шу-Шу / La musique de l’amour: Chouchou Джонс Джеймс Селлан Исаев Дмитрий Роль маленького Моцарта, играющего на скрипке, во французском фильме стала певой ролью в кино российского актёра Дмитрия Исаева
Россия Сибирский цирюльник Михалков Никита в фильме отсутствует Воспитанник американского летнего военного тренировочного лагеря, сын главного героя фильма Андрея Толстого на протяжении всего фильма доказывает своему наставнику, сержанту О’Лири по кличке «Бешеный Пес», что Моцарт - великий композитор
Австрия Mozart! Гасой-Ромдал Ингве Мюзикл Сильвестр Левай, либретто -Михаэль Кунце
Канада Очарованные Моцартом / Mozartballs Вальнер Томас и Вайнштейн Ларри Документальный фильм ZDF , ARTE
Россия Моцарт Баскова Светлана
Россия Маленькие трагедии Евтеева Ирина Барабаш Алексей Фильм-фантазия на темы произведений Александра Пушкина
Франция Моцарт. Рок-опера / Mozart L’Opera Rock Аттья Дов и Коэн Альбер Локонте Микеланджело Мюзикл, посвященный истории жизни Вольфганга Амадея Моцарта. Музыка Жан-Пьер Пило и Оливье Шультез, слова Дов Аттья и Франсуа Шоке, либретто Жан-Пьер Пило, Оливьер Шультез и Вильям Руссо
Ad Libitum Известный искусствовед Михаил Казиник о Моцарте
Германия , Австрия Маленький Моцарт / Little Amadeus Детский мультсериал, основанный на биографии Моцарта

В астрономии

Примечания

  1. All about Oscar

Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей независимого архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в Соборе св. Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart . В этих именах первые два - имена святых, не использующиеся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus , нем. Gottlieb , Amade (Амадей). Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.

Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских педагогов, преподающих музыку, его книга "Versuch einer grundlichen Violinschule" (Эссе об основах игры на скрипке) была опубликована в 1756, в год рождения Моцарта. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.

В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.

В 1762 г. отец Моцарта, бывший единственным его учителем, предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших задач, которые ему предлагались специалистами. В 1763 г. изданы в Париже первые сонаты Моцарта С 1766 по 1769 г., живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал Баха, Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По желанию императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу "La Finta semplice", но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интрига оказалась настолько сильной, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.

1770-74 гг. Моцарт провёл в Италии. В Милане, несмотря на разные интриги, опера Моцарта "Mitridate, Rе di Ponto" (Митридат, царь Понтийский), поставленная в 1771 г., была принята публикой с энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, "Lucio Sulla" (Луций Сулла) (1772). Для Зальцбурга Моцарт написал "Il sogno di Scipione" (по поводу избрания нового архиепископа, 1772), для Мюнхена - оперу "La bella finta Giardiniera", 2 мессы, офферторий (1774). Когда ему минуло 17 лет, между его произведениями насчитывались уже четыре оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.

В 1775-1780 гг., несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, между прочим, 6 сонат, пьесу для арфы, большую симфонию в r e, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.

В 1779 г. Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 г. была представлена в Мюнхене, с огромным успехом, опера "Идоменей", которую сам автор ценил чрезвычайно высоко, ставя в уровень с "Дон Жуаном". С "Идоменея" начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идоманты, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий "Misericordias Domini" - один из лучших образчиков церковной музыки конца XVIII ст. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приёмов М. выступали всё ярче и ярче. Опера "Похищение из Сераля" ("Die Entfuhrung aus dem Serail"), написанная по поручению имп. Иосифа II в 1782 г., была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где её, по духу музыки, стали считать первой немецкой оперой. Она была написана во время романтической любви Моцарта, похитившего свою невесту, Констанцию Вебер, и тайно обвенчавшегося с ней.

Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящее. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт, для обеспечения своей семьи, должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы "L"oca del Cairo" (178З) и "Lo sposo deluso" (1784) остались неоконченными.

В 1783-85 гг. созданы шесть струнных квартетов, которые он, в посвящении Гайдну, называет плодами долгого и тяжкого труда. К этому же времени относится его оратория "Davide penitente".

С 1786 г. начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера "Свадьба Фигаро", написанная в 1786 г. в шесть недель и тем не менее поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене успех "Свадьбы Фигаро" был сомнительный, но в Праге она возбудила восторг. Не успел да Понте кончить либретто "Свадьбы Фигаро", как ему пришлось, по требованию Моцарта, спешить с либретто "Дон-Жуана", которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, имеющее глубокое значение в музыкальном искусстве, появилось впервые в 1787 г. и имело в Праге ещё больший успех, чем "Свадьба Фигаро".

Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие музыкальные центры. Звание придворного композитора, с содержанием в 800 флоринов (1787), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Всё-таки он был привязан к Вене, и когда в 1789 г., посетив Берлин, получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II, с содержанием в 3 тыс. талеров, то не решился променять Вену на Берлин. После "Дон-Жуана" Моцарт сочиняет три наиболее замечательные симфонии: № 39 ми-бемоль мажор(KV 543), № 40 соль минор(KV 550) и № 41 до мажор (KV 551), написанные в течение полутора месяца в 1788 г.; из них в особенности знаменита последняя, называемая "Юпитером". В 1789 г. Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующего виолончеля (ре мажор).

После смерти Иосифа II (1790) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были "Cosi fan tutte" (1790), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, "Милосердие Тита" (1791), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней, для коронации императора Леопольда II, и наконец, "Волшебная флейта" (1791), имевшая успех колоссальный, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с "Похищением из Сераля" послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. Мистик по натуре, он много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме "Misericordias Domini" - "Ave verum corpus" (KV618), (1791) и величественно-горестный реквием (KV 626), над которым Моцарт в последние дни жизни работал неустанно, с особенной любовью. Помощником Моцарта в сочинении реквиема был ученик его Зюссмейер, и ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы "Милосердие Тита". Умер Моцарт 5 декабря 1791 г. от болезни, вызванной возможно почечной инфекцией (хотя до сих пор причины смерти вызывают споры, включая версию об отравлении другим австрийским композитором - Антонио Сальери). Похоронен в Вене, на кладбище Св. Марка в необозначенной могиле, поэтому само место захоронения до наших дней не сохранилось.

По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

«Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» Так гениально выразил Пушкин сущность гениального искусства Моцарта. Действительно, подобного сочетания классического совершенства с дерзновенностью мысли, такой бесконечности индивидуальных решений на основе четких и ясных закономерностей композиции мы не найдем, наверное, ни у одного из творцов музыкального искусства. Солнечно ясным и непостижимо загадочным, простым и безмерно сложным, глубоко человечным и вселенским, космическим предстает мир моцартовской музыки.

В. А. Моцарт родился в семье Леопольда Моцарта, скрипача и композитора при дворе зальцбургского архиепископа. Гениальная одаренность позволила Моцарту уже с четырехлетнего возраста сочинять музыку, очень быстро овладеть искусством игры на клавире, скрипке, органе. Отец умело руководил занятиями сына. В 1762-71 гг. он предпринимал гастрольные поездки, во время которых многие европейские дворы познакомились с искусством его детей (старшая, сестра Вольфганга была одаренной клавиристкой, сам он пел, дирижировал, виртуозно играл на разных инструментах и импровизировал), повсюду вызывавшим восхищение. В возрасте 14 лет Моцарт был награжден папским орденом «Золотой шпоры», избран членом Филармонической академии в Болонье.

В поездках Вольфганг знакомился с музыкой разных стран, осваивая характерные для эпохи жанры. Так, знакомство с И. К. Бахом, жившим в Лондоне, вызывает к жизни первые симфонии (1764), в Вене (1768) он получает заказы на оперы в жанре итальянской оперы-buffa («Притворная простушка») и немецкого зингшпиля («Бастьен и Бастьенна »; годом раньше в Зальцбургском университете была поставлена школьная опера (латинская комедия) «Аполлон и Гиацинт». Особенно плодотворным было пребывание в Италии, где Моцарт совершенствуется в контрапункте (полифонии) у Дж. Б. Мартини (Болонья), ставит в Милане оперу-seria «Митридат, царь понтийский » (1770), а в 1771 г. - оперу «Луций Сулла».

Гениальный юноша меньше интересовал меценатов, чем чудо-ребенок, и Л. Моцарту не удалось найти для него места при каком-либо столичном европейском дворе. Пришлось вернуться в Зальцбург для исполнения обязанностей придворного концертмейстера. Творческие стремления Моцарта теперь ограничивались заказами на сочинение духовной музыки, а также развлекательных пьес - дивертисментов, кассаций, серенад (т. е. сюит с танцевальными частями для разных инструментальных составов, звучавших не только на придворных вечерах, но и на улицах, в домах австрийских горожан). Работу в этой области Моцарт продолжил впоследствии и в Вене, где было создано его самое известное произведение подобного рода - «Маленькая ночная серенада » (1787), своеобразная миниатюрная симфония, полная юмора и изящества. Пишет Моцарт и концерты для скрипки с оркестром, клавирные и скрипичные сонаты и др. Одна из вершин музыки этого периода - Симфония соль минор № 25, где отразились характерные для эпохи мятежные «вертеровские» настроения, близкие по духу литературному течению «Бури и натиска».

Томясь в провинциальном Зальцбурге, где его удерживали деспотические притязания архиепископа, Моцарт предпринимает неудавшиеся попытки устроиться в Мюнхене, Мангейме, Париже. Поездки в эти города (1777-79) принесли, однако, много эмоциональных (первая любовь - к певице Алоизии Вебер, смерть матери) и художественных впечатлений, отразившихся, в частности, в клавирных сонатах (ля минор , ля мажор с вариациями и Rondo alla turca), в Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром и др. Отдельные оперные постановки («Сон Сципиона» - 1772, «Царь-пастух» - 1775, обе в Зальцбурге; «Мнимая садовница » - 1775, Мюнхен) не удовлетворили стремлений Моцарта к регулярному контакту с оперным театром. Постановка оперы-seria «Идоменей, царь критский » (Мюнхен, 1781) выявила полную зрелость Моцарта-художника и человека, его смелость и независимость в вопросах жизни и творчества. Прибыв из Мюнхена в Вену, куда направился на коронационные торжества архиепископ, Моцарт порвал с ним, отказавшись вернуться в Зальцбург.

Прекрасным венским дебютом Моцарта стал зингшпиль «Похищение из сераля » (1782, Бургтеатр), за премьерой которого последовала женитьба на Констанце Вебер (младшей сестре Алоизии). Однако (впоследствии оперные заказы поступали не столь часто. Придворный поэт Л. Да Понте содействовал постановке на сцене Бургтеатра опер, написанных на его либретто: двух центральных творений Моцарта - «Свадьбы Фигаро » (1786) и «Дон Жуана » (1788), а также оперы-buffа «Так поступают все » (1790); в Шенбрунне (летней резиденции двора) была также поставлена одноактная комедия с музыкой «Директор театра» (1786).

Первые годы в Вене Моцарт часто выступает, создавая для своих «академий» (концертов, организованных по подписке среди меценатов) концерты для клавира с оркестром. Исключительное значение для творчества композитора имело изучение произведений И. С. Баха (а также Г. Ф. Генделя, Ф. Э. Баха), направившее его художественные интересы в область полифонии, придавшее новую глубину и серьезность его замыслам. Это очень ярко проявилось в Фантазии и сонате до минор (1784-85), в шести струнных квартетах, посвященных И. Гайдну, с которым Моцарта связывала большая человеческая и творческая дружба. Чем глубже проникала музыка Моцарта в тайны человеческого бытия, чем индивидуальнее становился облик его произведений, тем меньшим успехом они пользовались в Вене (полученная в 1787 г. должность придворного камерного музыканта обязывала его лишь к созданию танцев для маскарадов).

Гораздо больше понимания нашел композитор в Праге, где в 1787 г. была поставлена «Свадьба Фигаро», а вскоре состоялась премьера написанного для этого города «Дон Жуана» (в 1791 г. Моцарт поставил в Праге еще одну оперу - «Милосердие Тита »), яснее всего обозначившего роль трагической темы в творчестве Моцарта. Такой же смелостью и новизной отмечены «Пражская симфония » ре мажор (1787) и три последние симфонии (№ 39 ми-бемоль мажор , № 40 соль минор , № 41 до мажор - «Юпитер» ; лето 1788), давшие необычайно яркую и полную картину идей и чувствований своей эпохи и проложившие пути к симфонизму XIX в. Из трех симфоний 1788 г. только Симфония соль минор прозвучала один раз в Вене. Последними бессмертными творениями моцартовского гения стали опера «Волшебная флейта » - гимн свету и разуму (1791, Театр в венском предместье) - и скорбный величественный Реквием , не завершенный композитором.

Внезапность смерти Моцарта, чье здоровье было, вероятно, подорвано длительным перенапряжением творческих сил и трудными условиями последних лет жизни, таинственные обстоятельства заказа Реквиема (как выяснилось, анонимный заказ принадлежал некоему графу Ф. Вальзаг-Штуппаху, намеревавшемуся выдать его за свое сочинение), захоронение в общей могиле - все это дало повод к распространению легенд об отравлении Моцарта (см., например, трагедию Пушкина «Моцарт и Сальери»), не получивших никаких подтверждений. Творчество Моцарта стало для многих последующих поколений олицетворением музыки вообще, ее способности воссоздать все стороны человеческого бытия, представляя их в прекрасной и совершенной гармонии, наполненной, однако, внутренними контрастами и противоречиями. Художественный мир моцартовской музыки словно населен множеством разнообразных персонажей, многогранных человеческих характеров. В нем нашла свое отражение одна из основных черт эпохи, кульминацией которой стала Великая французская революция 1789 г., - жизнедеятельное начало (образы Фигаро, Дон-Жуана, симфония «Юпитер» и др.). Утверждение человеческой личности, активности духа связано и с раскрытием богатейшего эмоционального мира - многообразие его внутренних оттенков и деталей делает Моцарта предтечей романтического искусства.

Всеобъемлющий характер моцартовской музыки, охватившей все жанры эпохи (кроме уже упомянутых - балет «Безделушки » - 1778, Париж; музыка к театральным постановкам, танцы, песни, в т. ч. «Фиалка» на ст. И. В. Гете, мессы, мотеты, кантаты и др. хоровые произведения, камерные ансамбли различных составов, концерты для духовых инструментов с оркестром, Концерт для флейты и арфы с оркестром и др.) и давшей их классические образцы, во многом объясняется той огромной ролью, какую сыграло в ней взаимодействие школ, стилей, эпох и музыкальных жанров.

Воплощая характерные черты венской классической школы, Моцарт обобщил опыт итальянской, французской, немецкой культуры, народного и профессионального театра, различных оперных жанров и т. п. В его творчестве нашли отражение социально-психологические конфликты, рожденные предреволюционной атмосферой во Франции (либретто «Свадьбы Фигаро» написано по современной пьесе П. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро»), мятежный и чувствительный дух немецкого штюрмерства («Бури и натиска»), сложная и вечная проблема противоречия между дерзаниями человека и нравственным возмездием («Дон Жуан»).

Индивидуальный облик моцартовского произведения складывается из множества типичных для той эпохи интонаций и приемов развития, неповторимо соединенных и услышанных великим творцом. Его инструментальные сочинения испытали воздействие оперы, в оперу и мессу проникли черты симфонического развития, симфония (например, Симфония соль минор - своего рода рассказ о жизни человеческой души) может быть наделена детализированностью, свойственной камерной музыке, концерт - значительностью симфонии и т. д. Жанровые каноны итальянской оперы-buffa в «Свадьбе Фигаро» гибко подчиняются созданию комедии реалистических характеров с явным лирическим акцентом, за названием «веселая драма» встает совершенно индивидуальное решение музыкальной драмы в «Дон Жуане», проникнутое шекспировскими контрастами комедийного и возвышенно-трагического.

Один из ярчайших примеров моцартовского художественного синтеза - «Волшебная флейта». Под покровом волшебной сказки с запутанным сюжетом (в либр. Э. Шиканедера использовано множество источников) скрываются утопические идеи мудрости, добра и всеобщей справедливости, характерные для эпохи Просвещения (здесь сказалось и влияние масонства - Моцарт был членом «братства свободных каменщиков»). Арии «человека-птицы» Папагено в духе народных песен чередуются со строгими хоральными напевами в партии мудрого Зорастро, проникновенная лирика арий влюбленных Тамино и Памины - с колоратурами Царицы ночи, почти пародирующими виртуозное пение в итальянской опере, сочетание арий и ансамблей с разговорными диалогами (в традиции зингшпиля) сменяется сквозным развитием в развернутых финалах. Все это объединяется тоже «волшебным» по мастерству инструментовки звучанием моцартовского оркестра, (с солирующими флейтой и колокольчиками). Универсальность музыки Моцарта позволила ей стать идеалом искусства для Пушкина и Глинки, Шопена и Чайковского, Бизе и Стравинского, Прокофьева и Шостаковича.

Е. Царёва

Его первым учителем и наставником был отец, Леопольд Моцарт, помощник капельмейстера при дворе зальцбургского архиепископа. В 1762 году отец представляет Вольфганга, ещё совсем юного исполнителя, и его сестру Наннерль дворам Мюнхена и Вены: дети играют на клавишных инструментах, на скрипке и поют, а Вольфганг ещё и импровизирует. В 1763 году состоялось их длительное турне по Южной и Восточной Германии, Бельгии, Голландии, Южной Франции, Швейцарии вплоть до Англии; дважды они были в Париже. В Лондоне происходит знакомство с Абелем, И. К. Бахом, а также певцами Тендуччи и Манцуоли. В двенадцать лет Моцарт сочиняет оперы «Мнимая пастушка» и «Бастьен и Бастьенна». В Зальцбурге назначается на должность концертмейстера. В 1769, 1771 и 1772 годах посещает Италию, где получает признание, ставит на сцене свои оперы и занимается систематическим образованием. В 1777 году совершает в обществе матери поездку в Мюнхен, Мангейм (где влюбляется в певицу Алоизию Вебер) и Париж (где мать умирает). Обосновывается в Вене и в 1782 году женится на Констанции Вебер, сестре Алоизии. В том же году большой успех ждёт его оперу «Похищение из сераля». Создаёт произведения самых разных жанров, проявляя удивительную многогранность, становится придворным композитором (без определённых обязанностей) и надеется после смерти Глюка получить должность второго капельмейстера Королевской капеллы (первым был Сальери). Несмотря на славу, особенно оперного композитора, надежды Моцарта не сбылись, в том числе из-за сплетен относительно его поведения. Оставляет незаконченным Реквием. Уважение к аристократическим условностям и традициям, как религиозным, так и светским, сочетались у Моцарта с чувством ответственности и внутренним динамизмом, которые заставляли некоторых рассматривать его как сознательного предшественника романтизма, в то время как для других он остаётся несравненным завершением рафинированного и умного века, почтительно относившегося к правилам и канонам. В любом случае именно из постоянного столкновения с различными музыкальными и моральными клише того времени родилась эта чистая, нежнейшая, нетленная красота музыки Моцарта, в которой столь загадочным образом присутствует то лихорадочное, лукавое, трепетное, что именуется «демоническим». Благодаря гармоническому использованию этих качеств, австрийский мастер - подлинное чудо музыки - преодолел все трудности композиции со знанием дела, которое А. Эйнштейн верно называет «сомнамбулическим», создав огромное количество произведений, хлынувших из-под его пера как под давлением со стороны заказчиков, так и в результате непосредственных внутренних побуждений. Он действовал со скоростью и самообладанием человека нового времени, хотя и оставался вечным ребёнком, чуждым любых феноменов культуры, не относящихся к музыке, полностью обращённым к внешнему миру и одновременно способным на поразительные проникновения в глубины психологии и мысли.

Несравненный знаток человеческой души, особенно женской (передававший в равной мере её грацию и двойственность), проницательно высмеивающий пороки, мечтающий об идеальном мире, легко переходящий от самой глубокой скорби к величайшей радости, благочестивый певец страстей и таинств - будь эти последние католическими или масонскими - Моцарт до сих пор завораживает как личность, оставаясь вершиной музыки и в современном понимании. Как музыкант он синтезировал все достижения прошлого, доведя до совершенства все музыкальные жанры и превзойдя почти всех своих предшественников совершенным сочетанием северного и латинского строя чувств. Чтобы упорядочить музыкальное наследие Моцарта, понадобилось опубликовать в 1862 году объёмистый каталог, впоследствии обновлённый и исправленный, который носит имя своего составителя Л. фон Кёхеля.

Подобная творческая продуктивность - не такая уж, впрочем, редкая в европейской музыке - была не только результатом прирождённых способностей (говорят, что он писал музыку с той же лёгкостью и непринуждённостью, что и письма): в пределах короткого срока, отпущенного ему судьбой и отмеченного порой необъяснимыми качественными скачками, она была выработана благодаря общению с различными учителями, позволявшему преодолевать кризисные периоды становления мастерства. Из музыкантов, оказавших на него прямое влияние, следует назвать (помимо отца, итальянских предшественников и современников, а также Д. фон Диттерсдорфа и И. А. Хассе) И. Шоберта, К. Ф. Абеля (в Париже и Лондоне), обоих сыновей Баха, Филиппа Эмануэля и в особенности Иоганна Кристиана, бывшего образцом сочетания «галантного» и «учёного» стилей в крупных инструментальных формах, а также в ариях и операх-сериа, К. В. Глюка - в том, что касается театра, несмотря на существенное различие творческих установок, Михаэля Гайдна, великолепного контрапунктиста, брата великого Йозефа, который в свою очередь указал Моцарту, как достичь убедительности выражения, простоты, непринуждённости и гибкости диалога, не отказываясь и от приёмов самой сложной техники. Основополагающими были его поездки в Париж и Лондон, в Мангейм (где он слушал знаменитый оркестр под управлением Стамица, первый и самый передовой ансамбль в Европе). Укажем также на окружение барона фон Свитена в Вене, где Моцарт учился и оценил музыку Баха и Генделя; наконец, отметим путешествия в Италию, где он встречался со знаменитыми певцами и музыкантами (Саммартини, Пиччини, Манфредини) и где в Болонье держал у падре Мартини экзамен по контрапункту строгого стиля (по правде сказать, не слишком удачный).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры