Можно ли 40 дней раньше. Можно ли сорок дней поминать раньше

Главная / Ссоры

В жизни случается всякое, например, иногда она заканчивается. Событие, конечно, довольно неприятное, но неизбежное. И перед родственниками новопреставленного встают вопросы: почему так важно высчитать 40 дней после смерти, как поминать правильно, есть ли другие важные даты, что есть на поминках, и возможно ли как-то облегчить участь души, отошедшей в мир иной.

Жизнь после жизни

Допустим, случилось непоправимое - умер некий Иван Иванович. Его жена рыдает третьи сутки подряд, к ней иногда присоединяются его дети, его друзья в полной растерянности, а брат ушёл в запой. И все концентрируются на собственных переживаниях, никто, собственно, не думает о том, как можно помочь усопшему и что-то для него сделать.

А Иван Иванович тем временем смотрит на всё происходящее и, будучи интеллигентным человеком, ещё сильнее переживает, что доставил стольким людям такие неудобства. Он по-прежнему думает, всё по-прежнему помнит, всё видит и слышит, но уже без физической оболочки. И его приводит в некоторое смятение то, что вместо того, чтоб начать хлопотать за его душу, любимая жена бросается к плите, чтобы успеть приготовить десять блюд на поминки и обязательно к третьему дню.

Хотя эти три дня душа Ивана Ивановича здесь, на Земле, так что можно, наконец, сказать ему, как его любили и попросить за всё прощения. В идеале - почитать строки из Библии или, если человек всю жизнь был атеистом-материалистом, дать краткие инструкции о том, что с ним будет происходить в следующие дни, потому что для большинства атеистов-материалистов шоковое состояние после смерти особенно сильное.

Важность некоторых дней

Поминание принято на третий, девятый и сороковой день , потому что это особо значимое время для преставившегося.

  • На третий день новой жизни душа покойного окончательно смиряется со своим новым положением.
  • На девятый день получает возможность узнать на практике, что такое рай, а что ад.
  • На сороковой день наступает Частный Суд - итог всей человеческой жизни, на котором решится, где будет пребывать душа до момента всеобщего воскресения (Страшного Суда): в преддверии рая или в преддверии ада.

Поэтому вопрос о 40 днях после смерти и как поминать, чтобы облегчить участь умершего, всегда актуален и требует более тщательного рассмотрения.

Похороны принято проводить ранним утром на третий день. Следовательно, душа покойного ещё будет на них присутствовать и наблюдать за процессом. Есть обычай класть в гроб деньги - не стоит этого делать: времена Древней Греции и древнего Египта, когда в этом видели практическую необходимость, давно прошли.

  • Акафист за единоумершего.
  • Акафист об упокоении всех усопших.
  • Молебный канон Пресвятой Богородице.

Но даже если умерший человек не был крещён, он может спастись усиленными молитвами близких. Обычно о некрещёных молятся святому мученику Уару.

Приметы и суеверия

Как и всегда, когда люди сталкиваются с чем-то неведомым, вокруг события начинают появляться суеверия. Они не приносят никакой пользы, лишь ещё сильнее отвлекая от главного. Не зря само слово «суеверие» означает верить всуе. А никаких примет, касающихся похорон, быть не может в принципе.

Выбрасывать вещи умершего действительно не стоит: кому будет приятно такое пренебрежительное отношение к тому, что нажито непосильным трудом? Лучше перебрать их и то, что было не очень дорого для покойного, а вы не хотите оставить себе - пожертвуйте в благотворительные организации или начните раздавать нуждающимся, не забывая попросить их о молитвах за душу усопшего.

Многие боятся порчи и сглаза, но это нелепо и неправильно. В православии таких вещей нет. Тем не менее люди придумывают сами себе какие-то ритуалы, например, не стригут волосы в течение сорока дней после трагичного события или искренне считают, что на протяжении этого срока нельзя грызть семечки и т. д. Это нелепо, а энергию и силу воли, которую тратят на эти сомнительнейшие обряды, лучше потратить на то, что действительно облегчит участь покойного. И помните, что вы или православный, или суеверный язычник, который поклоняется дубу и верит в силу приколотой булавки, защищающей от всех бед.

Подготовка к поминкам

Итак, наступают поминки 40 дней. Порядок проведения их мало чем отличается от третьего дня, разве что накал страстей немного спал, а день намного более важный.

Прежде всего, поминки - это не повод для пьянки. Это проводы близкого человека в лучший из миров, прощание с ним, возможность всем вместе вспомнить о нём что-то хорошее, а только потом уже следование традициям и душещипательные речи. А ведь никаких особо оригинальных речей не нужно. Никому от это легче не станет.

Не стоит приглашать людей, с которым у покойного были не самые тёплые отношения, даже если они были знакомы долгое время. Поминки - это последний праздник человека, и не нужно ему их портить. Так что лучше всего, если будут присутствовать только родные и близкие.

Поминальная трапеза

Проводить поминальный обед можно у себя дома, можно в ресторане - важно не место. Конечно, с ритуальной трапезой тоже связано много суеверий, например, что во время трапезы нельзя использовать ножи и вилки. А почему? Никто не знает. Написали на каком-то сайте, соседка подтвердила, значит, нельзя. Ну разве это не глупо?

Хотя порой трапезе придают слишком большое значение, вот пример поминального стола на 40 дней. Меню :

Конечно, это не константа. Поминальное меню зависит не только от фантазии и материальных возможностей организаторов, но и, например, от календаря, ведь если идёт пост - Великий или и т. п. , то лучше воздержаться от мясного.

Распитие алкогольных напитков допустимо, но категорически не приветствуется. В конце концов, это грех.

Торжественная речь

Итак, 40 дней после смерти. Поминки. «Что говорить, чтоб не обидеть покойного?» - и начинается паническое перерывание интернета в поисках самых оригинальных тостов.

Обычно назначают ответственного человека, который относительно контролирует себя, и он заранее продумывает свою речь. А ведь хоть пару слов должен произнести каждый из присутствующих. Раз они в этот печальный день находятся на поминках - значит, этот человек был для них дорог. После каждой речи важно соблюсти минуту молчания - на протяжении её лучше молиться, чем накручивать себя и, как следствие, заплакать.

На поминках не стоит петь, рассказывать стих, танцевать (даже под предлогом того, что преставившаяся сама любила потанцевать) и т. д. Провожать близкого человека в последний путь - это, безусловно, трагическое событие, но лучше придать ему ареол философии, чем истерики.

Не стоит забывать, что есть церковные праздники поминовения - например, Радоница, когда стоит поехать к покойному на кладбище и привести в порядок могилку.

К сожалению, большинство людей вспоминают о смерти исключительно на чьих-то поминках. Но помните, что вам ещё представится возможность встретиться с усопшим лицом к лицу на Страшном Суде и, при удачном стечении обстоятельств, в Царствии Небесном. Так что разлука лишь временна, и лучше отведённое время провести с пользой для собственной души.

Многих волнует вопрос, можно ли отмечать годовщину смерти раньше, когда нет возможности сделать это в день смерти? Есть ряд правил и рекомендаций, которых необходимо обязательно придерживаться и соблюдать во время поминок усопшего. Ведь случаются разные ситуации, и не всегда есть возможность вовремя устроить поминки. Как это сделать правильно, чтобы новопреставленному на том свете не было плохо?

Что такое помины?

Помины - это обряд, который совершают, чтобы почтить память усопшего человека. Светское мероприятие, то есть трапеза, оказывается неким основанием поминок, которое близкие почившего устраивают в его жилище, на кладбище или в ином месте (кафе, столовые, рестораны).

Поминки проводят несколько раз:

  • в день кончины или на следующий день;
  • на третий день после смерти - обычно это день похорон;
  • на девятый день;
  • на сороковой день;
  • в дальнейшем поминальные обеды осуществляют на шестой месяц с момента кончины (хотя в храме в этот срок не служат Панихиду), а потом все следующие годовщины.


Когда речь идет о поминальных столах, то правоверные христиане придерживаются годовщин. Поминовение в церкви на 3, 9 и 40 дни основывается на вековой храмовой практике. Двое суток душа человека после кончины присутствует на Земле и посещает места, в которых ей нравилось пребывать при жизни. На третьи душа отправляется к Богу на поклонение. Следующую неделю ангелы показывают душе обитель святых и великолепие рая, на девятый день душу снова ведут на поклонение к Богу, после чего отправляют в ад на 30 дней.

В течение этого времени нахождения в преисподней душе показывают все 9 кругов и места мучений грешников. На сороковой душа возносится на небеса на поклонение к Богу и тогда Господь уже решает, где душа будет обитать до Страшного суда.

Как помянуть новопреставленного?

До погребения, с момента преставления над телом покойника читается Псалтырь. Его продолжают читать и после того, как провели похороны, вплоть до сорокового дня.

Также о почившем упоминается в процессе отпевания, которое положено проводить на третьи сутки после кончины. Оно обязательно должно проходить над телом усопшего, а не заочно, поскольку на похороны приходят все близкие: родственники, знакомые, друзья, соседи, и их молитва очень важна, она соборная.

Помянуть почившего можно не только молитвами, но и добрыми деяниями, жертвами.

В этот период можно (даже нужно) раздать всем бедствующим и нищенствующим одежду, обувь, другие предметы быта покойного, чтобы они послужили добрую службу. Вещи должны быть в хорошем состоянии. Делать это можно с первого дня после кончины человека.

Нередко случается так, что годовщина кончины близкого человека выпадает на рабочий день, когда родственники связаны работой и нет возможности все подготовить. Этот день может совпасть с духовным празднеством, церковники в этом случае обязательно рекомендуют перенести годовщину усопшего на срок немного раньше либо позже даты.

Служители церкви считают, что совсем необязательно проводить поминальный обед в годовщину кончины. Если есть какие-то веские причины не делать этого, то сначала нужно опираться на них.

Не рекомендовано справлять годовщину кончины на неделе Светлой Пасхи и во время страстной седмицы Великого поста. В этот период все мысли и действия должны быть направлены к жертве Иисуса Христа на страстной седмице, в неделю Светлой Пасхи нужно радовать от известия о воскрешении Христа. Так что если годовщина выпала в эти недели, лучше всего мероприятие переместить на Радоницу - день поминовения усопших.

Если годовщина смерти выпадает в день Рождества Христова или в Рождественский сочельник, то помины следует перенести на 8 число или немного позже. Если сороковой день придется на Рождество, то следует накануне этого заказать панихиду, в сам день помолиться за усопшего, а уже после провести поминки с родственниками. Даже лучше, что после праздника, все будут в приподнятом настроении, поминки ведь тоже посвящены рождению, только рождению человека в вечной жизни.

По этой причине первоначально необходимо заказать в храме Литургию об упокоении Души умершего и Панихиду на День его поминовения. Также следует самим помолиться об усопшем. Поминальный обед или ужин можно отложить на поздний срок, на недалекие выходные дни от годовщины смерти. Очень важно церковное молитвенное упоминание усопшего на третий, девятый и сороковой дни после кончины. Это имеет большое значение для него, это облегчит страдания после разлуки души с телом, это умилостивит Владыку, который определяет место души за гробом по земным деяниям человека.

Если годовщина выпадает на значимые церковные праздники, то разрешено перенести на ближайшие выходные.

Но в этот день обязательно нужно сходить в церковь для молитвы, поставить свечу за упокой души, пожертвовать на нужды храма, подать нуждающимся у ворот церкви.

Чтобы поминки за столом принесли пользу умершему человеку, лучше поступить, как велел Спаситель: на трапезу не звать ни друзей, ни соседей, ни родственников. Но когда готовишь ее, то стоит приглашать на нее всех нуждающихся: нищих, хромых, слепых, увечных. Либо просто раздать поминальный обед социально незащищенным слоям населения от имени преставившегося.

Не приветствуется в православном христианстве перенесение даты поминов в сороковой день на более ранний срок.

Необходимо на это время в храме заказать Литургию и Панихиду, самостоятельно немного помолится за новопреставленного. А потом по возможности помянуть умершего дома, за поминальной трапезой.

О перенесение даты годовщины смерти лучше советоваться со священнослужителем, объяснить причину переноса. Конечно, желательно поминать именно в день кончины, поскольку за день до этого человек еще жил, радовался, был счастлив. Поминать его нельзя.


Если нет возможности справлять годовщину смерти в заявленную дату, то стоит ее перенести на несколько дней вперед. Раньше поминать не желательно.

В первую годовщину с даты смерти усопшего поминают в то же число.

Самое главное в годовщину смерти - помолиться за усопшего, сходить в храм, стараться делать добрые дела от имени преставившегося, упоминать его в записках, ставить свечи об упокоении души. Поминальную трапезу для родственников можно устроить в любой удобное для всех число месяца, чуть позже или раньше дня смерти.

40 дней после смерти – это важная дата. Что она значит и как правильно, по христианским традициям поминать усопших, чтобы они обрели вечный покой и божью благодать. Этот вопрос часто звучит от людей, далеких от православных традиций, но если семья покойного хочет отдать долг памяти и уважения родственнику, следует все сделать правильно. Поэтому расскажем, как поминать на 40 дней после смерти близкого.

Христиане должны вспоминать умерших друзей и близких не только по траурным дням. Истинно верующие молятся о душах родных каждую минуту. Но есть даты, когда надо точно выполнять наставления священника. Это – три, девять и сорок дней со дня смерти.

Сороковой день самый важный для души покойного, она получает известие о том, где будет дожидаться Страшного Суда.

Но до этого срока душа находится рядом, она на земле: все видит, слышит, тоскует. Вот почему нельзя долго предаваться горю, плакать навзрыд и просить покойного вернуться. Человек и так страдает от невозможности что-то изменить, а горюющие родственники вносят еще большее смятение.

Поминки на 40 дней – это важное и ответственное мероприятие.

В этот момент православные должны молиться об умершем, накрыть стол, вспомнить о земных делах ушедшего в иной мир, посетить кладбище, поставить в храме свечу за упокой. Закажите молебен в память о новопреставленном рабе божьем. Эти действия облегчают душе переход в иной мир, помогают скорбящим перенести горькую утрату.

Как верующему реагировать на смерть близкого человека

Наши предки верили в загробную жизнь, весь земной путь готовились к переходу в новое состояние. Современные православные христиане и братья-католики тоже верят в посмертное существование души. После смерти мы уже не влияем на то, куда определят бестелесную оболочку, но родные и близкие обязаны искренне и горячо просить о снисхождении, чтобы смягчить Господа. Только вера, священные слова и теплые воспоминания способны облегчить участь новопреставленного. Поэтому никогда не поздно выразить скорбь и попросить Всевышнего о милости. Человек умер, но за него просят близкие родственники.

Сходите в церковь, вспомните добрым словом того, кто дорог.

Смерть – это этап жизненного пути. Рано или поздно, каждому придет час умирать. После земного существования наступает период расплаты за содеянное. Бояться окончания жизни не нужно, опасаться следует наказания за неправедные поступки и дела.

Значение даты в христианстве

Хоронить близкого человек тяжело. 40 дней после смерти, что значит дата и как правильно поминать усопших – эти вопросы задают люди, столкнувшись со смертью. Как выразить скорбь, организовать прощание и панихиду, что подавать на стол. В тяжелую минуту родные теряются, не знают как вести себя должным образом.

Точного ответа на вопрос, почему именно сороковой день принят за ключевую точку прощания души с землей – нет. Но православная вера говорит, что сила молитвы в этот день способна решить судьбу души, уходящей на небеса. Это последний шанс, который дается, чтобы повлиять на высшее решение. Поэтому так важно соблюдать календарь поминовения.

Сороковой день отсчитывают с момента кончины. Неважно, случилось ли скорбное событие утром или вечером. Точно так же принято отсчитывать день девятый. Эти даты в православной традиции названы днями памяти. Необходимо соблюсти все ритуалы и традиции, чтобы душе почившего было легко и спокойно.

Христианина, крещеного человека поминают молитвой. Ее произносят в церкви и дома. Проводят поминальный обед, раздают милостыню нуждающимся. Скорбную трапезу разрешается организовать вне дома, где жил умерший.

40 – сакральная цифра. Подтверждение этому факту мы найдем в Библии. Так, Моисей 40 лет водил по пустыне народ; через сорок дней Иисус вознесся на небеса.

После смерти душа отправляется в путешествие: первые 9 дней она поклоняется Творцу. Затем, ангелы водят ее по загробному миру, показывают Рай и Ад. Наконец, Бог озвучивает приговор, касающейся ее дальнейшего существования. После принятия решения, душа отправляется на постоянный покой. Там, где ждет Страшного Суда и воскресения.

К скорбному обеду существуют строгие требования.

  • Никакого алкоголя.
  • Подобающая одежда.
  • Запрет на громкие разговоры и веселые песни.
  • Нельзя воспринимать поминки, как повод встретиться с друзьями и побеседовать на отвлеченные темы. Для светского общения найдите иное место и время.
  • Собравшиеся за столом должны придерживаться православной веры. Только они могут помочь душе новопреставленного.

Помните, поминки – это не посиделки старых друзей. Нельзя превращать поминовение в рядовое застолье, это грех.

Молиться за усопшего следует не только в траурные даты. Обращаться к Господу с просьбами нужно начиная с первых минут смерти. Так душе будет легче обрести покой.

Основные блюда поминального стола

Поминальная трапеза проста. Правила ужесточаются, когда она выпадает на пост. Но даже если ограничений в этот день нет, откажитесь от мясной еды. Готовьте постные блюда: овощи, рыбу. Нельзя жертвовать скоромную пищу на храм.

Для церковного стола приносят такие продукты, как крупа, хлеб, растительное масло. Приносят молоко, яйца. Подойдут конфеты, чтобы порадовать детей.

Обязательные кушанья на поминальной трапезе.

  • Кутья
  • Рыба (запеченная или вареная)
  • Блины
  • Овощные салаты
  • Оливье или винегрет с селедкой
  • Постные голубцы

Список яств дополните, следуя советом духовника. Он расскажет, что готовить на прощальный обед.

Из напитков предпочтение отдается киселю, квасу, традиционному компоту из сухофруктов.

Важно! Несведущие люди оставляют на могиле водку. Православная церковь категорически запрещает следовать варварскому обычаю. В граненый стакан, который ставят у фотографии покойного дома, наливают воду, а не горячительные напитки. Не забывайте о традициях и пресекайте попытки смешать языческие ритуалы с православными канонами.

Поминальные слова

Чтобы помянуть усопшего должным образом, следует сказать о нем несколько слов. На скорбном обеде произносить речи считается правилом. Но будет лучше, если собравшиеся на тризне почтят память друга и родственника минутой тишины. Печальная встреча за поминальным столом – это время воспоминаний: расскажите, каким замечательным человеком был покойник, что он любил, какими добродетелями обладал. Советы для проведения мероприятия:

  • Траурную речь произносят стоя.
  • Ведущим выбирают близкого к семье человека. Он должен быть собран и держать ситуацию под контролем. Не поддаваться эмоциям, уметь успокоить безутешных родственников.
  • Распорядитель церемонии заранее продумывает речь, готовит успокаивающие фразы на случай, если слова прервутся из-за рыданий.

Речь на поминках всегда краткая, чтобы у всех желающих была возможность высказаться. Важно помнить, что смерть – это не навсегда. Душа усопшего перешла в новое состояние. Кончина близкого человека серьезное испытание, но постарайтесь отвлекаться от грустных мыслей, поддерживайте друзей и родственников.

Церковь не ставит строгих временных рамок, а идет навстречу прихожанам. Главное, чтобы о человеке не забыли: прочли молитву, заказали службу, помянули в церкви. Если сороковины выпадают на воскресный день или Великий пост, то можно перенести поминальный обед и выход на кладбище. Это правило касается и года со дня смерти. Его тоже можно отмечать раньше.

Значимые даты поминального календаря – три, девять, сорок дней, годовщина с момента смерти.

Кого нельзя поминать

В христианской традиции принято поминать лишь тех, кто умер от естественных причин. Кого еще не называют в молитвах:

  • Самоубийц
  • Людей, погибших или покончивших с собой в состоянии алкогольного или иного опьянения
  • Вероотступников
  • Некрещеных
  • Атеистов
  • Иноверцев

Исключение делается лишь для тех, чья гибель произошла из-за помутнения рассудка. Люди, чей разум был поврежден в результате болезни, не отлучаются от церковных таинств. Их отпевают, возносят молитвы над телом, поминают в храме. Это связано с тем, что сошедший с ума человек не ведал, что творил, а значит, злого умысла не было.

Жизнь – это великий дар, который дается Богом. Когда человек пренебрегает им, то он лишается права на церковное поминовение. Добровольный уход может означать только одно – вечные муки и страдания души.

За самоубийц не ставят свечи в церкви, не заказывают панихиды. Родственники молятся за них дома, келейно. Раздают милостыню и просят Всевышнего о снисхождении к заблудшей душе. Об этом людям нужно помнить всякий раз, когда в их разум закрадывается мысль о том, чтобы разом положить конец страданиям и неприятностям.

Раздача вещей и милостыня

Неотъемлемой частью поминовения является раздача вещей покойного на благотворительность. На 40 дней обязательно переберите то, что принадлежало усопшему при жизни: раздайте памятные, дорогие сердцу безделушки друзьям и знакомым – это правильный и христианский поступок. Чистые и неношеные вещи отнесите в храм, предложите тем, кто беден. Этот непросто ритуал или примета, а акт милосердия и доброй воли. Он зачтется и тому, кто творит добро, и душе умершего на том свете.

Родные оставляют вещи, которые напоминают им о родственнике.

Какую молитву читать на 40 дней

За упокой души дома читают молебны. Необязательно учить слова наизусть. Главное, чтобы они шли от сердца. Священнослужители говорят, что Бог слышит нас, когда мы искренне обращаемся за помощью. Произносят также молитву Святому Уару:

О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

Какие бы события не происходили в жизни, печальные или радостные, люди должны помнить, что Бог наблюдает за ними. Поддерживает в трудную минуту, ободряет, наставляет, радуется, когда жизнь налаживается. Это утверждение в первую очередь стоит помнить, когда в дом приходит смерть. В первые минуты и часы важно не пасть духом, помочь бестелесной сущности умершего благополучно миновать испытания на пути в Рай.

Поминовение усопшего – это не дань традициям или беспрекословное соблюдение христианских обычаев. Молитва, произнесенная без веры – бессмысленный набор слов. Это кропотливая и трудная работа, которая возлагается на плечи тех, кто остался на земле. Наша задача – обеспечить душе комфортный переход в иной мир, дать возможность упокоиться во Христе, искупить прижизненные грехи.

Смерть родственника или близкого друга – событие, которое наполняет сердце скорбью. Но верующие люди обретают утешение, делая всё возможное, чтобы душа усопшего безболезненно перешла за грань земного. В христианстве принять считать, что участь души человека решается на сороковой день после его смерти. Душа простится с земной жизнью, со всем, к чему она привыкла, что любила. И покинет мир живых навсегда.

Приближение решающей даты

Молитва – главная поддержка, которую вы оказываете душе усопшего. Пока её судьба ещё не решена, близкие люди могут своими искренними молитвами смягчить вердикт Высших Сил. Господь, видя ваше искреннее стремление помочь душе родного человека воссоединиться с Ним, может простить грехи покойному, проявив отеческое милосердие.

Другие важные моменты:

  1. Траурные одежды. Ношение особых строгих (не обязательно чёрных) одежд в течение сорока дней поможет вам избежать крайностей в поведении – суеты, неудержимой истерики.
  2. Отказ от развлечений, вредных привычек.

Подготовка к поминкам

Душа усопшего на сороковой день возвращается к месту своего земного обитания (ненадолго), а после того, как родственники проведут поминки, оставит землю навечно. Верующие люди убеждены: «проводы» – это помощь, которую мы оказываем, чтобы душа покойного обрела Царствие Небесное.

Напомним, какие блюда уместны на поминках:

  • Кутья . Это главное блюдо на поминках.
  • Пироги (с рисом, грибами, творогом).
  • Кисель из ягод.
  • Нарезка из сыра, колбасы (если поминки припадают на пост, мясные блюда – под запретом).
  • Картофель (тушёный или в виде пюре).
  • Блюдо, которое покойный любил. Это может быть салат, рагу, блинчики. Слишком сложные, экзотические блюда готовить нежелательно.

От алкоголя в такой день лучше отказаться.

Кого приглашать на поминки?

На сороковой день после смерти усопшего его родственники и друзья собираются на поминки, чтобы почтить его память, вспомнить значимые (светлые) моменты из жизни усопшего. Важно для души почившего, чтобы люди, которые знали его при жизни, вспомнили о его добрых делах, о лучших чертах его характера.

Принято приглашать на «проводы» не только близких друзей и родню человека, ушедшего в мир иной, но также и его коллег, учеников, наставников. В идеале, каждый, кто хорошо относился к покойному, может прийти на поминки. Ведь сороковины – это день окончательного расставания души с миром живых.

Не стоит тратить большие суммы денег, чтобы поразить приехавших на поминки родственников разнообразием блюд. Разумнее будет оказать финансовую помощь сиротам или людям, обременённым тяжёлыми болезнями.

Перед поминками следует разобрать вещи покойного и раздать родственникам, друзьям. Выбрасывать их нельзя. Чем больше искренних молитв о душе покойного прозвучит на сороковой день после его кончины, тем лучше будет всем. И покойному, и тем, кто скорбит о нём. Обсуждение каких-то тёмных тайн усопшего, его ошибок и неблаговидных поступков – табу. Если вы знаете, что на поминках будут люди, склонные сплетничать, переговорите с ними заранее и попросите, чтобы они вели себя учтиво.

Куда идти?

На сороковой день родные усопшего идут в церковь и подают записку «Об упокоении». Разумеется, такие записки разрешено подавать лишь за тех, кто был крещён. Можно отнести в церковь часть вещей умершего человека – всегда найдутся те, кто будет рад даже скромному дару.

Посещение кладбища – второй важный момент «проводов». Родственники, собираясь на кладбище, берут с собой букеты цветов , лампадки. В каждом букетике, который будет возложен на могилу почившего, должно быть чётное количество цветов.

В этот день будет решено, попадёт ли душа усопшего в Свет… или присоединится к Тьме. Если вы возложите цветы на могилу усопшего, помолитесь об успокоении его души – это будет лучшим способом выразить ему свою любовь.

Суета и споры – не для этого дня…

Стоит заранее определиться, кто будет ведущим на поминках. Чаще всего эту роль берёт на себя супруг (супруга) умершего. Если боль утраты настолько сильная, что человеку трудно без слёз говорить об ушедшем, можете назначить «ведущим» кого-то из друзей, коллег покойного. Что следует делать ведущему:

  • Проследить, чтобы поминальную речь произнесли все желающие.
  • Не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или – в ссору.
  • Уловить момент, когда гости устанут от происходящего, начнут говорить о будничных вещах. Это сигнал, что поминки нужно заканчивать.

Разговоры о наследстве, болезнях членов семьи, о личной жизни гостей – не то, что должно звучать за поминальным столом. Поминки – это «подарок» душе усопшего, а не повод оповестить мир о собственных проблемах.

Дополнительно

Общепринятую традицию поминовения усопших в народной культуре, берущую своё начало чуть ли не во временах древнеславянских тризн, можно условно разделить на четыре вида:

  1. поминки на третий день по смерти (т.н. «третины»).
  2. на девятый день (девятины).
  3. на сороковой.
  4. на годовщину и ежегодные поминки в день кончины человека.

Все эти поминки принято относить к «частным», посвященным конкретным людям – в отличие от календарных, посвящённых всем умершим. По своей сути они представляют собой продолжение обряда похорон и в языческой традиции рассматривались как последовательный переход души из мира живых в мир мёртвых. Христианство не только восприняло эту точку зрения, но и адаптировало её к своей концепции, наполнив каждый случай частного поминовения сакральным смыслом. С этой позиции наиболее важным в её традиции являются поминки на сороковой день.

Сороковины и их значение в культуре

Однако было бы неправильным говорить, что какое-либо сакральное значение сороковины приобрели лишь с христианизацией славян. Ещё в дохристианскую эпоху они являлись главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, после которого следовало лишь поминовение усопшего в первый год по смерти и затем ежегодно, что символизировало его присоединение ко всем умершим. Тем самым у большинства славянских народов он лишался индивидуального поминовения. И хотя, например, сербы могли устраивать частные поминки вплоть до седьмой годовщины со дня кончины, а болгары – до девятой, это было скорее по желанию, нежели по традиции.

Частота частных поминок у различных славянских племён (славяне могли отмечать и двенадцатый день, и двадцатый, и три недели) была связана с тем, что, по тогдашним представлениям, до сорокового дня душа умершего находится на земле. Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день (третины и девятины соответственно), витает возле могилы, ходит там, где бывал покойный при жизни. Вся обрядовость этого периода и была связана с этапами ухода души, её проводами и своеобразным предотвращением возвращения покойника, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым. В этом смысле сороковины являлись чем-то вроде окончательной точкой: если на третий день душа умершего покидала дом, а на девятый – двор, то на сороковой она окончательно оставляла землю. Если всё было сделано правильно и по традиции, так, что душа оставалась довольной своими проводами, то живые могли быть спокойны: умерший становился их защитником и более не беспокоил их.


Христианство поддержало эту традицию, однако не только лишь потому, что его распространители ставили своей целью приобщить язычников к новой религии различными путями. В христианской традиции было своё значение сорокового дня, во многом сформировавшееся под влиянием погребальных обычаев ближневосточных племён. Например, согласно Библии, сороковой день – это:

  1. день вознесения Иисуса Христа.
  2. день третьего преставления души перед Богом, который наконец определяет её загробную участь и место, где она будет пребывать до Страшного Суда.
  3. последний день оплакивания праотца Иакова и пророка Моисея.
  4. последний день поста, по истечении которого Моисей получил от Бога скрижали Завета с десятью заповедями.
  5. день, когда пророк Илия достиг горы Хорив (Синай).

Нетрудно увидеть некоторые весьма значимые пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря чему в своё время и произошла относительно лёгкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении.

Порядок поминовения

Народные традиции поминовения усопшего на сороковины, которые в разных местностях назывались по-разному, уже настолько сплелись с церковными, что практически невозможно отделить их друг от друга. Очень часто старики, живущие в деревнях и рассказывающие об обычаях сорокового дня, называют церковными те традиции, которые по своей сути являются исконно языческими. Возможно, в этом проявился адаптационный момент христианства к языческому сознанию, когда священники в тех или иных местностях были вынуждены на многие обычаи закрывать глаза, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая своим авторитетом ту или иную традицию. Общепринятым для всех областей явлением было ставить на окно возле красного угла или на стол «помин» для покойного и предков, которые в этот день могли наведаться его помянуть. Помин представлял собой хлеб или блин и стакан с водой (со временем изощрённо превратившийся в стакан с водкой), которую ежедневно меняли, выливая старую за окно. На Смоленщине к этому помину прилагалась незажжённая свеча.

Помимо этого, во многих областях придерживались таких обычаев:

  1. стелить постель покойному на той лавке/кровати, где он спал. После сороковин её относили в церковь или раздавали нищим. Кроме того, снимался запрет живым ложиться на это место или ещё каким-либо образом его занимать.
  2. вешать у окна в доме или на улице полотенце, чтобы душа могла утереться. После сороковин с ним делали то же самое, что и с постелью.
  3. вешать снаружи еловую лапу, чтобы покойник мог узнать свой дом, а идущие мимо чтобы его помянули, и полотенце/ленту/шнурок, которым на похоронах перевязывали руки и ноги умершего человека. После поминок их относили на погост или сжигали.
  4. посещать кладбище и устраивать поминки прямо там, приглашая тех, кто в день похорон рыл могилу (Смоленщина).

В канун сороковин в некоторых местностях было принято:

  1. топить баню (на Заонежье), а также идти на кладбище, снимать венки с могилы и сжигать их, тем самым символизируя последний день горя по умершему. С ним же было связано особо истовое причитание во время поминок на сороковой день.
  2. высыпать пшено, где все сорок дней стояла свеча, на могилу или за задние ворота «для птичек» вместе с чтением молитвы, стоя лицом в сторону заката (Владимирщина).
  3. устраивать ночные бдения с чтением молитв и духовных стихов и поминальный ужин, который потом превращался в поминки на кладбище и в поминальную трапезу дома (Смоленщина).
  4. печь печенье в виде «лестницы» с семью ступеньками-перемычками, по которым душа поднимается в небо, и после обеда идти на кладбище, провожая душу (некоторые южнорусские области).
  5. угощать возле ворот киселём и сытою (разведённым водой мёдом) всех жителей деревни (Рязанщина).
  6. трижды поклонившись, есть и раздавать на перекрёстках драчены, блины, канун (северо-западные области, возможно, Рязанщина).
  7. открывать ворота и кланяться с причитаниями на все стороны света, начиная с востока (Тамбовщина).

Кроме того, как мы уже упоминали, снимались многие запреты траура, который было принято соблюдать вплоть до сорокового дня (собственно, и сам траур по большому счёту считался завершённым). Например, после сороковин разрешалось:

  1. трогать и оформлять могилу.
  2. оставлять дом пустым и запирать его.
  3. трогать одежду умершего.
  4. гасить свет (в некоторых местностях).
  5. ложиться/на кровать/лавку, которую при жизни занимал покойный (и уж тем более спать на ней).
  6. убирать траурные украшения из дома, снимать занавеси с зеркал и отражающих предметов.
  7. раздавать или даже сжигать одежду умершего.

Официальная церковь, конечно же, неодобрительно относилась к таким обычаям, считая их пережитками язычества и указывая на то, что единственное, чем нужно заниматься на сороковой день помимо поминок – это молитвами, чтобы загладить с их помощью грехи покойного и облегчить его загробную участь. Однако она же не запрещала эти проявления скорби, предпочитая разъяснять своим прихожанам особенности поминовения на сороковой день по христианским канонам. Особенно указывалось на:

  1. скромность и сдержанность в приготовлении и оформлении поминальной трапезы.
  2. недопущение спиртного.
  3. нежелательность поедания поминального обеда на кладбище.
  4. избегание по возможности излишней скорби по покойному, в особенности – её внешних проявлений.

Подобная позиция православных священнослужителей сохранилась и по сей день, и надо отметить, что с ней (особенно с её последним пунктом) согласны многие экстрасенсы. По их мнению, покойному бывает очень неуютно, когда родственники слишком сильно их оплакивают. Иногда покойник даже может приходить к ним во сне с просьбой «отпустить его» и не скорбеть по нему так сильно, потому что ему «мокро лежать». Можно по-разному относиться к мнению экстрасенсов, однако в любом случае это, на наш взгляд, хороший повод для того, чтобы задуматься о допустимой для живых степени горя по ушедшему.

Меню сороковин

Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:

  1. кутья с мёдом – каша из зёрен пшеницы, перловой крупы или ячменя, которые со временем были заменены на рис. При её приготовлении допускается использовать также мак, изюм, орехи, молоко, варенье, иногда – черёмуха. Кутья на поминальном столе – это символ воскресения и круговорота жизни, и поедая её, человек как бы приобщается этого круговорота и становится его частью. Каждый её элемент не только символизирует что-то своё, но и является чем-то вроде пожелания достатка, сладости, удовольствия и высокого урожая. Разрешается готовить как богатую кутью, включающую в себя все вышеперечисленные компоненты, так и бедную. Единого рецепта кутьи не существует, все рецепты похожи друг на друга, но вместе с тем и отличаются в зависимости от регионов.
  2. мясной бульон с фрикадельками, суп-лапша или борщ – опять-таки, в зависимости от местности проживания.
  3. сдобные (или постные) блины. Принципиальная разница между ними в том, что постные блины делаются не на молоке, а на воде.
  4. картошка с мясом, обычно тушеная или в виде пюре, подающаяся как гарнир. При желании это блюдо можно заменить гречневой кашей.
  5. котлеты или курица.
  6. какое-нибудь рыбное блюдо, обычно – жареная рыба.
  7. компот из сухофруктов или кисель.

Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно готовить по желанию и по возможности, являются:

  1. пироги с рисом, грибами или творогом или пирожки с картошкой и со сметаной (в последнее время этот элемент становится регулярным).
  2. нарезанный сыр или колбаса (за исключением поста, когда эти продукты под запретом).
  3. один-два салата из свежих овощей.
  4. любимое блюдо покойного. Однако если оно слишком сложно в приготовлении или экзотическое – например, фуа-гра под белым вином, – то лучше его не готовить. Народная традиция призывает к скромности, и православная церковь вполне с ней в этом согласна.
  5. винегрет.
  6. оливье.
  7. различные закуски и салаты.
  8. различные соленья.

Также готовят специальные поминальные кулёчки со сладостями (конфетами и печеньем), которые после окончания трапезы каждому уходящему гостю. Следуя народной традиции, надо обязательно следить за тем, чтобы конфет и печенья в этих пакетиках было чётное количество. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой.

Обычно на сороковины приглашаются родственники и ближайшие друзья умершего, а в идеале – все, кто к нему хорошо относился. Вместе с тем не мешает подойти к организации поминок рационально и прикинуть, сколько человек можно угостить поминальным обедом без излишнего обременения семейного бюджета (увы, но суровую реальность не отменял никто, даже представители Бога на грешной земле). Это же касается не только количества гостей, но и формирования меню: не стоит поражать воображение гостей обилием и разнообразием угощений. Если поминки выпадают на дни поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. Борщ в этом случае можно варить постный, заменив мясо фасолью или грибами, а картошку пюре уместно будет заменить гречневой кашей, о чём мы уже упоминали. То же самое касается и блинов: с учётом обязательности этого символического блюда на поминальном столе священниками рекомендуется делать их не скоромными, а постными. Также желательно не устраивать поминки в будние дни поста, а переносить их вперёд на ближайшие выходные дни. Если же сороковой день выпал на Пасху или на любой день пасхальной недели, то его лучше всего перенести вообще на неделю вперёд, на начало Радоницы. Это же рекомендуется сделать и в том случае, если этот день попадёт на Рождество: перенести его на неделю вперёд, предварительно проконсультировавшись со священником.

Некоторые рецепты поминального стола

Конечно, каждой хозяйке хочется разнообразить строгую поминальную трапезу чем-нибудь особенным, чтобы, с одной стороны, угодить душе покойного (особенно если он при жизни любил вкусно поесть), а с другой стороны – угодить родственникам и приглашённым на поминки гостям. Однако вовсе необязательно превращать поминальный обед в застолье наподобие той же древнеславянской тризны, вкладывая в него чуть ли не все свои сбережения. Вполне достаточным будет прибавить к блюдам из обязательного и общепринятого меню одно-два угощения из необязательного. А чтобы облегчить приготовление этих блюд, мы с удовольствием поделимся рецептами приготовления некоторых, которые наверняка разнообразят ваш стол.

О том, как готовить ту же картошку пюре с мясом или салат оливье, нет нужды много распространяться. А вот, например, рецепт приготовления такой закуски, как рулеты из ветчины:

  1. тонко нарезать 300 гр. ветчины (в том случае, если вы её приобрели в целом виде).
  2. приготовить начинку: отварить вкрутую 3 яйца, отделить желтки от белков и натереть их в разные миски (белки – на крупной тёрке, желтки – на мелкой); на той же крупной тёрке натереть 2 плавленых сырка или 200 гр. твёрдого сыра; вымыть, высушить и мелко порезать зелень; очистить и выдавить через чесноковыжималку 2 зубчика чеснока.
  3. соединить все компоненты начинки (кроме желтков), добавить майонез и хорошо её перемешать.
  4. разложить ветчину, выложить на край каждого ломтика по 1 ст./дес. ложке начинки и свернуть в виде рулета.
  5. каждый рулет обмакнуть в майонез и обвалять в тёртых желтках.
  6. выложить на блюдо листики салата, на них разместить рулеты и украсить зеленью.

Или – не менее простой закуски под названием «помидоры с рыбным салатом»:

  1. вымыть 5-6 помидоров, срезать у них верхушки и аккуратно вынуть мякоть с помощью чайной ложечки.
  2. отварить и натереть на крупной тёрке (или порезать) 5 яиц, смешав их с мякотью помидоров.
  3. размять вилкой содержимое 1 банки консервов в масле, заправить его майонезом и по желанию добавить немного тёртого на мелкой тёрке сыра, затем посолить, поперчить и добавить зелень.
  4. соединить и перемешать тёртые яйца и консервы.
  5. посолить помидоры внутри и заполнить их начинкой, затем выложить на тарелку и украсить зеленью, при желании – горстками тёртого сыра или зелёным горошком.

Наконец, вот рецепт уже упомянутого нами печенья «лесенки»:

  1. сделать закваску: размешать 1 пакет сухих дрожжей с 5 ст. л. сахара, добавить в смесь 300 мл. подогретого молока, 3 яйца и 50 гр. сливочного масла, затем всыпать 3 ст. л. муки, перемешать и поставить в тёплое место на 30 мин.
  2. засыпать сахаром по вкусу полкилограмма свежих или мороженых ягод (можно использовать любой сорт). При желании можно немного подержать их на медленном огне.
  3. оставшуюся муку (всего по рецепту нужно полкилограмма муки) просеять, всыпать в ёмкость, сделать посередине углубление и постепенно добавлять закваску.
  4. всё вымешать, притрусить сверху мукой, чтобы тесто не пересохло, и поставить в тёплое непродуваемое место ещё на 2-3 часа, обмяв ещё два раза в течение этого времени.
  5. когда тесто будет готово, обвалять его в муке, смешанной с ароматными приправами, затем разделить на две части. Из одной сделать лепёшку, а из второй – лесенку.
  6. выложить ягоды на лепёшку, сверху накрыть лесенкой, украсить её ягодами и изюмом, смазать желтком или молоком, оставить на 15-20 мин. и затем поместить в духовку при температуре +200 на 20 мин.

С этим печеньем связан один очень интересный обычай гадания, который, пожалуй, очень ярко показывает, насколько народные традиции смешались с религиозными представлениями. В старину его бросали с колокольни и по количеству кусков, на которые оно разлеталось, гадали о будущей судьбе души умершего человека. Если от лесенки отпадало несколько кусочков, то душе был уготован рай, поскольку считалось, что покойный вёл праведный образ жизни; если же лесенка разлеталась на мелкие кусочки, то умерший был грешником и его родным предстояли долгие дни молитв для облегчения загробной участи его души.

Заключение

Без сомнения, каждому знакомы боль и горе, связанные с утратой близких ему людей. Обычно в таких ситуациях любые слова кажутся банальными и ненужными, но без них было бы намного хуже переживать подобные трагедии. Смерть человека создаёт такое странное состояние, когда хочется побыть одному и в то же время стремишься к другим близким людям, чтобы они разделили это горе. С этой точки зрения поминки по усопшему можно рассматривать не только как дань традиции, но и как некое психотерапевтическое мероприятие.

Принято считать, что поминки нужны больше живым, чем мёртвым. Отчасти это так и есть: мёртвые живы в памяти и будут живы до тех пор, пока о них помнят. С другой же стороны, для верующих людей нет никаких сомнений в том, что их духовная помощь умершим людям в виде поминок и молитв действительно помогает их душам по смерти обрести заслуженное место в раю. Поминки – это прежде всего возможность собраться за одним столом всем его близким людям вспомнить умершего добрым словом (например, о добрых делах, сделанных им, о хороших чертах характера), помолиться за него и порадоваться за то, что его душа наконец-то обрела покой. Поэтому церковь и призывает:

  1. не превращать поминальные обеды в любой день – на девятый ли или на сороковой – в праздники живота.
  2. не вести за столом в этот день разговоры на бытовые или отвлечённые темы и не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или в ссору.
  3. вести себя скромно, степенно и сдержанно.
  4. дать возможность всем, кто хочет, произнести поминальную речь (на практике она превращается в поминальный тост).
  5. обязательно помолиться перед началом трапезы и в самом её конце. Кроме того, если покойный был крещён, вовсе не будет лишним в этот день подать в церковь записку «Об упокоении».

И наконец, перед началом обеда желательно сбрызнуть кутью святой водой.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры