Музей средневековья в париже. Париж

Главная / Ссоры

Музей Клюни (официальное название — Национальный музей средневековья) — один из самых известных и старинных музеев Парижа. Расположен он в Латинском квартале, на пересечении бульваров Сен-Мишель и Сен-Жермен, в шаговой доступности от набережной Сены.

Место, где расположен музей, имеет более, чем богатую историю. На этом месте еще до нашей эры располагались римские термы, а когда они пришли в упадок, эти земли приметило одно из самых богатых аббатств Франции — Клюни. Постепенно монашеская братия начала собирать предметы быта и религиозной тематики, и к XIX веку собралась обширная коллекция, которая была дополнена частными экспонатами и произведениями искусства. Так в 1874 году был открыт Национальный музей средневековья.

Музей Клюни занимает площадь 3 500 кв. метров, а его коллекция насчитывает более 23 000 экспонатов.

Все экспонаты музея хронологически относятся к эпохе Средних веков, что делает их уникальными в своем роде. В числе них — религиозные предметы, иконы, витражи, предметы быта, статуи из камня и дерева, а также богатая коллекция гобеленов.

Экспозиция

Музей Клюни имеет небольшую в сравнении с мировыми музеями экспозицию, однако ее ценность и разнообразие известны далеко за пределами Парижа.

Первой и главной достопримечательностью музея, которую видит посетитель, является самое здание, где он расположен: готический средневековый замок, в котором можно видеть элементы римской кладки, так как построен он на месте римских терм. Стены, полы и интерьеры сохранены максимально близко к оригиналу, что делает обычную прогулку по комнатам и этажам замка запоминающейся.

Музей Клюни включает в себя экспонаты, датированные V-XV веками н. э. и относящиеся к различным отраслям жизни, а внутренний дворик обустроен по типу средневекового сада, где растут многие из растений, в том числе — лекарственные, которые были характерны эпохе Средних веков.

Одной из необычных выставок музея является экспозиция деревянных скульптур. Несмотря на недолгий век этого материала, скульптуры дошли до наших дней. Не менее уникальна коллекция скульптур (уже из камня) библейских царей, которые ранее украшали интерьеры собора Парижской Богоматери . Датируются они XI-XIV веками и выставлены на нижних этажах музея, где ранее размещались римские бани.

Узнать более детальную информацию о каждом зале и экспонате поможет аудиогид, доступный на английском, французском, испанском, итальянском и других языках. Русский в их число не входит. Также в залах есть оборудованный стенд с информацией о том, что расположено здесь.

Музей Средневекового искусства в Париже хранит немало экспонатов религиозного содержания, в их числе — ювелирные изделия и предметы из драгоценных металлов: реликварии, части алтарей, чаши, подсвечники, кресты и многое другое. Также музей имеет несколько выставок предметов бытового назначения — посуды, мебели, монет, статуэток. Есть в их числе весьма обширная коллекция гребней для волос, относящихся к XIII столетию.

Одной из главных выставок музея Клюни является коллекция гобеленов «Дама с единорогом», относящаяся к XV столетию. Ученые спорят по поводу трактовки сюжетов: одни утверждают, что на полотнах изображены чувства в иносказательной форме (зрение, слух и т. д.). другие склоняются к тому, что сюжеты передают любовные ощущения — радость, умиротворение или страсть. Несмотря на древность, краски гобеленов сохранились практически в первозданном виде, что делает экспонаты и зал с ними одними из самых посещаемых.

Не менее богата коллекция витражей, для которой также выделено отдельное пространство. Сюжеты их в основном религиозные, соответствующие духу времени, однако есть немало изображений и военных сцен, героями которых являются короли и первые лица государств. При этом залы с гобеленами и витражами характерно подсвечены: по периметру свет имеет приглушенный оттенок, а внутри экспонатов он яркий, что позволяет не просто прочувствовать атмосферу эпохи, но и детально рассмотреть произведения искусства. При подобном способе подсветки виден каждый фрагмент экспоната.

Любителям военной истории может быть интересен зал, где размещены предметы эпохи рыцарей. Здесь можно увидеть доспехи разных времен и стран Европы, оружие, а также конную сбрую и прочие предметы, относящиеся к рыцарскому быту и военному искусству.

Для ценителей искусства Средних веков на территории музейного комплекса работает книжный и сувенирный магазин, где можно приобрести на память множество предметов и брошюр. В числе товаров — книги по искусству средневековья, аудио-диски со средневековой музыкой, а также брелоки, открытки, паззлы и прочая продукция.

Цена билета в музей Клюни в 2019 году

Стоимость билета в музей средневекового искусства Клюни зависит от возраста посетителя и рассчитана на полный день пребывания — с 09:15 до 17:45 (вторник — выходной). При этом кассы перестают работать за полчаса до закрытия музея.

Лицам до 18 лет вход в музей Клюни бесплатный (гражданам Европейского Союза — до 26 лет).

Полный билет:

  • во время работы выставок — 9 €,
  • в обычные дни — 5 €.

Льготный тариф (пенсионеры, студенты):

  • во время выставок — 7 €,
  • в остальные дни — 4 €.

Музей также проводит своеобразные дни открытых дверей. Так, в первое воскресенье каждого месяца выход в музей бесплатный для всех посетителей.

Стоимость билетов может меняться. Перед посещением рекомендуется получить актуальную информацию на официальном сайте музея Клюни в Париже .

Как добраться до музея Клюни в Париже

Музей средневекового искусства Клюни расположен в одном из самых туристических и центральных районов Парижа — Латинском квартале, поэтому добраться до него не составит труда.

Для этого существует несколько вариантов. Первый вариант (в Париже — самый быстрый и удобный) — пригородная электричка RER , линии которой отчасти совмещены с метро . Ближайшая станция метро к музею — La Sorbonne (линия М10). От нее до входа в музей — не более 5 минут ходьбы. Станция RER расположена чуть дальше и называется Saint-Michel (линия С). Время в пути составит примерно 10-12 минут.

на автобусах . Для этого подойдут маршруты № 63, 86, 87. Остановка называется Cluny , от нее до музея всего 1-2 минуты пешком. Чуть дальше расположена остановка Saint-Jacques — Saint-Germain . Там останавливается автобус № 75. От нее путь займет около 4-5 минут. На пересечении бульваров Сен-Мишель и Сен-Жермен находится еще одна остановка — Saint-Michel — Saint-Germain . Здесь останавливаются маршруты № 21,27 и 38. От нее путь также займет не более 5 минут.

Добраться до музея Клюни можно и на автомобиле : у входа есть парковка, или же воспользоваться услугами такси : приложения Uber и KiwiTaxi помогут сэкономить, стоимость поездки по городу достаточно высокая.

Национальный музея Средневековья в Париже — панорама Google Maps:

Музей Клюни — видео-обзор:

Национальный музей Клюни во Франции больше известен как музей Средневековья. Расположен музей в самом центре . Сад, окружающий музей, известен остатками римских терм, на месте которых и было построено здание. Кроме экспонатов внутри, можно осмотреть прилегающие к особняку территории. К ним относится часть бульвара Сен-Жермен, детская площадка, скамейки и тенистый двор, утопающий в зелени.

Экспонаты

Экспозиция музея включает гобелены и предметы искусства, относящиеся к периоду средневековья. В одном из залов можно увидеть витражи из часовни Сент-Шапель, в том числе сюжет с выкалыванием глаз у мученика. Наиболее известны гобелены, изображающие воскрешение Христа, сцены из жизни дворянства. В современном здании, построенном около терм, представлены уникальные экспонаты – 21 голова Царей иудейских. Они располагались на западной части фасада собора Нотр-Дам де Пари, но были отрублены от статуй во время Французской революции. Уцелевшие головы обнаружили только в конце 20 века.

Посетители музея Средневековья могут осмотреть зал для холодных ванн в галло-римских термах, который очень хорошо сохранился. Неподалеку расположены капители, украшенные изображениями музыкантов и богов. Несколько залов посвящены предметам готического и романского искусства. Вход в один из них украшают головы с рыбьими глазами, изначально располагавшиеся на базилике Сен-Дени.

Музей Кюри для многих известен благодаря главному своему экспонату – гобелену «Дама с единорогом». Он представляет собой серию изображений, объединенных общностью сюжета. Гобелен предположительно датируется 15 веком. Изображена на нем красивая женщина, которую сопровождает грациозный лев и волшебный единорог.

Полезная информация для туристов: Местоположение, как добраться? часы работы, стоимость билетов.

  • Музей работает ежедневно с 09:15 до 17:45, за исключением вторника;
  • За полчаса до закрытия продажа билетов прекращается;
  • Молодые люди до 26 лет могут получить скидку;
  • Ежемесячно в первое воскресенье можно попасть в музей абсолютно бесплатно;
  • Стоимость билета составляет 8,5 евро, а в воскресенье плата за посещение снижается на пол евро;
  • Подробную информацию о музее Средневековья можно получить на его официальном сайте или по телефону.
Музей располагается неподалеку от площади Сан-Мишель в центре Латинского квартала. Добраться до него можно на метро, при этом выйти необходимо либо на станции Saint-Michel , либо на Cluny-la-Sorbonne . 
|
|
|
|
|

Музей Средневековья в Париже (Париж, Франция) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год во Францию
  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Музей Средневековья в сердце Латинского квартала не похож на другие аналогичные учреждения. Тут ничто не напоминает о современности, не давит строгой упорядоченностью: вместо скучной экскурсии получается полноценное путешествие в прошлое. Особняк неоднократно перестраивали, посему в его облике смешались черты ренессанса, готики и иных стилей, а внутри осталось множество непонятных элементов: от замурованных арок до проходов, ведущих в никуда. А раньше на этой земле располагались римские термы , руины которых стали частью музея.

Немного истории

В 13 веке на месте древних терм построили монастырь ордена Клюни. Пару столетий спустя аббат Жак Амбуазский добавил в ансамбль еще одно здание - то самое, где сегодня проводится экспозиция. В 1515 г. тут поселилась вдова Людовика XII Мария Английская, а в 1793 г. аббатство национализировали. В 1833 г. коллекционер Александр дю Соммерар решил разместить здесь собрание средневековых артефактов, а спустя 10 лет, уже после смерти владельца, государство выкупило музей у семьи.

Что посмотреть

Музей Средневековья занимает 3500 кв. м, тут более 23 тыс. экспонатов: каменные и деревянные скульптуры 12-13 веков, витражи, гобелены, изделия из слоновой кости, предметы обихода и прочие свидетельства давних времен. Наиболее знаменита серия из 6 гобеленов «Дама с единорогом», созданная неизвестным автором в 15 столетии. 5 из них олицетворяют человеческие чувства, а смысл 6-го до конца не разгадан: скорее всего, изображение девушки, кладущей колье в ларец, символизирует отказ от пагубных страстей.

Самый интересный витраж - «Шахматисты»: дама и рыцарь, сидящие за шахматной доской. Это либо сцена игривого флирта, либо портрет реальных исторических лиц, не связанных любовными узами.

Самый долгий путь в музей проделали статуи ветхозаветных царей Иудеи и Израиля. 28 фигур некогда украшали порталы Нотр-Дам-де-Пари , но в период Французской революции были обезглавлены, а позже - заменены на копии и переданы музею. Головы, кстати, тоже нашлись: их выкупил один парижанин и закопал под собственным домом.

Практическая информация

Адрес: Париж, 6 Place Paul Painleve, 75005.

Ближайшие станции метро - Cluny-La Sorbonne, Saint-Michel и Odeon.

Время работы: с 9:15 до 17:45, выходной - вторник. Вход: 5 EUR. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

И хотя формально данный альбом посвящен Парижу, виды этого замечательного города здесь останутся за кадром. Сегодня речь пойдет об известном национальном музее Средневековья – особняке Клюни (Musee national du Moyen age Cluny). Находится он в самом центре французской столицы – в Латинском квартале на углу бульваров Сен-Мишель и Сен-Жермен. Столь «историческое» его расположение объясняется исключительно древним происхождением здания музея.
Давным-давно, когда Париж еще звался Лютецией и был частью гигантской Римской империи, на этом месте располагались общественные бани – термы. Они были возведены в конце II – начале III веков и сожжены варварами в конце III столетия. Остатки терм тем не менее сохранились. Позднее рядом с античными руинами появились дома. Среди прочих в конце XIV века здесь была построена резиденция Пьера де Шалю, возглавлявшего тогда одно из самых значительных аббатств средневековой Франции – Клюни в Бургундии. Столетие спустя другой аббат Клюни, Жак д"Амбуаз, решил реконструировать дом, что и было проделано между 1485 и 1500 годами. Средневековый архитектор придумал очень интересное решение (возможно, подсказанное не только любовью к античной старине, но и банальной экономией): остатки стен терм стали продолжением стен готического особняка. Таким образом, сохранившееся до наших дней здание относится к двум разным эпохам: оно представляет собой не только шедевр поздней, так называемой «пламенеющей» готики, но и памятник галло-римской эпохе.
Во время Великой французской революции особняк был национализирован. При короле Людовике XVIII раскопали помещения терм, примыкающие к зданию аббатства. В 1833 году особняк Клюни приобрел коллекционер Александр дю Соммерар, собиравший предметы искусства Средневековья и Ренессанса. В те годы подобное увлечение было редкостью. Любителей изящных художеств из всей истории искусства интересовали в первую очередь античность и в меньшей степени итальянское Возрождение. Лишь эпоха романтизма открыла коллекционерам глаза на красоту неклассических художественных форм. Дю Сомеррар был в этом смысле героем своего времени. После его смерти в 1842 году здание (с прилегающими руинами терм) и коллекция были выкуплены государством для организации музея, открытого для публики два года спустя и работающего по сей день.

Сам по себе особняк Клюни - это редкий для Парижа образец гражданской средневековой архитектуры. Пламенеющая готика – осень Средневековья и предвестник Возрождения – мне представляется одним из самых романтических архитектурных стилей. Она словно окрасила особняк Клюни чертами увядания, и музей исключительно органично воспринимается застывшим осколком давно ушедшего во тьму веков прошлого.

Поскольку резиденция аббатов многократно достраивалась и перестраивалась, в ней встречаются ведущие в никуда лестницы и заложенные арки. На этом снимке как раз видна сверху небольшая дверца в пустоту.

Хорошо заметно, что кладка стены в глубине крытой галереи резко отличается от остальных стен – это уцелевшая часть античных трем.

До наших дней сохранились руины кальдария - горячей бани, тепидария - теплой бани и фригидария - холодной бани и бассейна.

Лучше всего сохранился фригидарий со стенами двухметровой толщины. Это единственная римская постройка на территории Франции, где полностью уцелели своды. Помещение так хорошо спроектировано, что даже в самые жаркие дни в этом просторном зале высотой тринадцать с половиной метров царит прохлада. В зимнее же время стены и пол терм обогревались при помощи системы свинцовых и глиняных труб, вода в которые поступала из котлов, расположенных в подвалах.

Вероятно, эта ванна тоже относится к античному периоду. В Средние века, как известно, люди чистоплотностью похвастать не могли, а верхом роскоши санитарной техники в большей части Европы тогда считались большие деревянные бадьи.

Поскольку все надписи в залах музея (кроме, разумеется, «Exit») выполнены на французском языке, некоторые экспонаты для меня остались скрытыми под завесами тайны. Эта подземная комнатка почему-то вызвала ассоциацию со склепом (которым она едва ли когда-то являлась).

А это уже наверняка самые настоящие могильные плиты.

Клюни сохранил родовые черты так называемых допросветительских музеев XVIII и начала XIX веков. Экспонаты в нем не имеют деления по хронологии, национальным школам или отдельным мастерам, искусство тут не препарировано по историческо-монографическому принципу. Это, конечно, ограничивает возможности музея как образовательного инструмента, но дает ему одно немаловажное преимущество над привычными нам просветительскими музеями. Бродя по залам, решительно невозможно догадаться, что ждет буквально на следующем шагу. Почему за XII-XIII веками вдруг следует античность? Почему в одном зале выставлены изделия из кости IV века и религиозная живопись XIII столетия? Здесь посетитель может свободно потакать своим прихотям и выбирать именно то, что его влечет. Никакой классификатор не пытается направлять мысли посетителя в заданное русло, диктовать ему выбор. Таким образом, Клюни создан не столько для тех, кого интересует смена эпох и стилей, сколько для изучающих сами составляющие культуры, например, тщательность и мастерство исполнения ювелирного изделия или предмета быта.

Сложно перечислить все богатство разнообразия экспонатов коллекции Клюни. Здесь представлены скульптуры из церквей и монастырей, витражи, манускрипты, мебель, церковная утварь, украшения, изделия из керамики и слоновой кости, эмали… Конечно, нельзя забывать, что сам особняк является не только зданием музея, но и самым большим его экспонатом.

Витражи в эпоху готики были неразрывно связаны с архитектурой. Свет, проходя через цветные стекла, видоизменяет запечатленный в них рукой мастера рисунок, окрашивает обстановку, полы и стены в новые тона. Пятна окрашенного света движутся вместе с солнцем, постоянно меняя свою яркость и насыщенность, тем самым придавая помещениям черты иррациональности и мистицизма.
Старинная технология изготовления витражей отличалась немногочисленностью, но трудоемкостью операций. Сначала художник рисовал так называемый «картон» – набросок будущей композиции в натуральную величину под размер окна. Затем намечал основные линии композиции и прокладывал по ним свинцовые перемычки. Пустоты в каркасе заполнялись предварительно обрезанными кусками разноцветного стекла. Затем композиция устанавливалась на стеклянной подставке против света и расписывалась специальными прозрачными красками, после чего витраж обжигали. В результате этого стекла вплавлялись в свинцовую оправу. Благодаря эластичности свинцовых перемычек изготавливаемые по указанной технологии старинные витражи отличались долговечностью – они прекрасно противостояли стихии. Едва заметно изгибаясь, они не ломались под натиском самых свирепых ветров. Даже в годы Второй мировой войны витражи иногда без особо для себя ущерба переживали ударную волну от разрыва бомбы или снаряда, в то время как обычные оконные стекла вылетали по всей округе в радиусе десятков метров.
Окна из кусочков цветного стекла вошли в употребление во времена поздней античности. Однако долгое время витражи оставались чисто орнаментальными, лишь в конце X века появились изображения с фигурами. К числу ранних сохранившихся до наших дней образцов относятся витражи, изготовленные для базилики Сен-Дени; они датируются 1144 годом. Сейчас эти витражи являются подлинной гордостью музея Клюни.
Своего расцвета искусство витража достигло в XIII столетии. Этому немало способствовало развитие архитектуры. Готические конструкции уже не использовали в качестве опор, несущих вес зданий, толстые стены, как это было в романских сооружениях. В готике архитекторы перенесли тяжесть сводов на столбы, систему аркбутанов и контрфорсов. В стенах, переставших выполнять роль опоры, стали прорезать огромные окна, конечно, часто украшавшиеся витражами.
Именно в этом время и были созданы витражи, привезенные в Клюни из Сент-Шапель и замка в Руане. Отреставрированные в середине позапрошлого века мастерами музея, они так и остались в этом знаменитом особняке. Руанские витражи интересны тем, что форму в них моделирует не только краска, но и само стекло, имеющее разную толщину в различных частях композиции. Кроме того, эти витражи были выполнены с применением техники гризайль, то есть монохромной расписи. Подобное соседство многоцветного стекла с одноцветным позволяло лучше освещать помещения.

В этом зале ко мне подошла одна из смотрительниц музея – буквально бабушка «божий одуванчик». На очень хорошем английском она спросила у меня, почему я ношу с собой фотокамеру, но ничего не фотографирую. Признаться, мне тогда и в голову не пришло, что в таком музее можно вести съемку. Поскольку в прейскуранте у кассы отсутствовала цена разрешения на фотографирование, я в силу привычки жителя России решил, что оно просто запрещено. Слишком свежи в памяти отечественные музеи и церкви, где в лучшем случае служители в каждом зале или за каждой колонной буквально делают охотничью стойку при виде фотокамеры и постоянно требуют предъявить разрешение. Иногда в таких ситуациях мне хотелось просто приколоть эту бумажку себе на одежду, жаль только, что булавки с собой я обычно не ношу. :) Часто же просто запрещают вести какую-либо съемку даже за деньги. Это специфика, кстати, присущая не только России, но и странам Восточной Европы. Интересно, кто у кого научился? :) Тут вспоминаются строки из известной песни Валерия Шаповалова:
Стой! Кто плывет? Не притворяйтесь рыбой,
Здесь даже рыбе плыть запрещено…

Так вот, оказалось, что в Клюни можно фотографировать совершенно свободно, главное – не использовать вспышку. Это требование вполне разумно, так как мощные вспышки повреждают экспонаты – «выжигают» краски и т.д.
Однако окончательно меня смотрительница поразила своим вопросом. Назвав наименование модели моей камеры, «божий одуванчик» спросила, действительно ли это она и что за дополнительную оптику я на нее установил. Скажу честно, тот фотоаппарат, что я использовал в 2004 году, с установленной широкоугольной насадкой сходу узнать нелегко даже специалисту – силуэт камеры меняется кардинально. Не думаю, конечно, что подобные познания присущи всем представителям старшего поколения во Франции, однако случай этот оказался весьма запоминающимся…
Поблагодарив любезную и технически подкованную служительницу музея, я устремился фотографировать уже осмотренные мной залы, что в конечном итоге и позволило мне сделать этот альбом.

Во времена Французской революции головы рубили не только людям, но и скульптурам. В 1793 году невежественной толпой были низвергнуты с постаментов и обезглавлены каменные статуи святых и библейских царей, украшавшие западный фасад собора Notre-Dame de Paris. Охваченная революционным восторгом, но не отличающаяся образованием и уровнем культуры чернь приняла святых за французских королей и традиционно взялась разрушать символы «старого мира». Фигуры статуй в первой половине XIX столетия попали в музей, а отрубленные головы совершенно случайно были обнаружены во время строительных работ в IX округе Парижа только в конце прошлого века. Так и демонстрируются эти символичные экспонаты – двадцать одна статуя «галереи королей» с фасада всемирно известного стараниями Виктора Гюго собора – фигуры отдельно, головы отдельно…

Капелла – бывшая молельня аббатов – сохраняет свой облик неизменным с XV столетия.

Деревянная религиозная скульптура Средневековья иногда выделяется некоторыми исследователями как отдельный вид искусства. Наверное, с точки зрения формальной логики это неверно, однако такие скульптуры удивительным образом сочетают в себе наивность простоты и высокое мастерство. Мастерству, впрочем, находится объяснение: в Средние века в Западной Европе было множество искусных резчиков по дереву – материалу весьма доступному и не требующему для обработки сложных инструментов.

Мебель в Средние века делали тяжеловесной, нередко украшали затейливой резьбой, но при этом мало думали о комфорте. Вероятно, термин «эргономика» надолго бы озадачил людей тех времен, даже если бы его им расшифровали. Каковы, например, эти стульчики!

Столы XVI столетия. Судя по размеру, это предки современных журнальных или сервировочных столиков.

Сундуки были очень важным и практичным предметом интерьера не только на Руси. Учитывая, что и королевский двор, и более или менее крупные феодалы довольно часто меняли резиденции в течение года (чаще всего из соображений санитарии: ввиду отсутствия полноценной канализации и многочисленности свиты замки быстро начинали походить на выгребную яму), подобные сундуки служили не только мебелью (шкафами, скамейками, кроватями), но и упаковкой для багажа.

Дровяной камин с вытяжной трубой. Для Средних веков это очень роскошная «бытовая техника». Даже в благополучных странах долгое время большинство жителей обходились очагами «по-черному», то есть дым выходил через приоткрытые окна или двери, заполняя собой все помещение. В России черные избы встречались и в конце XIX века.

Эта посуда относится преимущественно к XV столетию. В те годы «передовые» французы уже переняли изящные манеры итальянцев. Они стали есть не с «многоразовых» ломтей ржаного хлеба (их меняли порой не чаще раза в неделю или когда они начинали уже ощутимо «благоухать» даже для привыкшего к крепким запахам средневекового носа), как это было всего столетием раньше, а с весьма цветастых тарелок. Понятное дело, чем аляпистей, тем богаче. :) Впрочем, если вспомнить мебель Средних веков, то становится понятным, что роскошь многоцветия посуды и гобеленов должна была компенсировать тяжеловесный минимализм интерьеров тех времен.

Эти хранилища благородных напитков имеют определенное сходство с сувенирными графинами конца советской эпохи. Однако они все же заметно старше: неизвестный мастер отлил их еще в далеком XIV столетии, то есть задолго до эры диалектического материализма.

В свое время искусство оправы камней и технику перегородчатой эмали германские народы переняли у греков и римлян. В V веке, на заре Средневековья, вестготы основали собственное королевство на юге Франции и на Пиренейском полуострове. Как и всякие претенциозные правители, любящие пышность, вестготские короли старались украсить свои резиденции. Возможности для этого у них имелись почти неограниченные, ведь в 410 году они захватили Рим и вывезли оттуда всю казну римских императоров. Вестготские мастера изготавливали по заказам двора из римского золота и серебра редкие по красоте изделия так называемого полихромного стиля. Историческая судьба поделила сокровища вестготских королей между двумя странами – Францией и Испанией. Французская часть коллекции хранится сегодня в музее Клюни.
Не знаю, как вестготским или франкским королям, но мне было бы неприятно пить из кубка, выполненного в виде босой человеческой ноги. :) Впрочем, на самом деле, как мне подсказали, все это реликварии, то есть футляры для хранения мощей святых.

Забрало должно было не только защищать владельца шлема, но и устрашать его врагов…

По краям витрины выставлены полевые орудия, которые относительно легко могли перемещать два канонира. Посередине, похоже, лежит ствол кулеврины. Сейчас точно не помню, каким веком были датированы эти экспонаты, но, судя по технологии изготовления ствола пушек и укрепления его коваными полосами железа, я бы отнес оба орудия ко второй половине XV столетия.
После посещения музея Клюни эпоха Средневековья может предстать в том виде, в котором ее до нас доносят рыцарские романы и сказки – овеянной романтикой, рыцарским благородством и величественной красотой. Между тем любой более или менее подкованный любитель истории укажет на то, что те мрачные для человечества столетия, последовавшие за крушением Римской империи (476 год) и простиравшиеся до наступления Нового времени (за его веху обычно принимают Английскую буржуазную революцию 1640 года), были отмечены грязью, невежеством и жестокостью. Впрочем, не стоит представлять в розовых тонах и античную эпоху. Однако важно то, что в любые, даже самые темные и страшные времена, всегда находились люди, которые, нередко жертвуя собственной жизнью, двигали вперед великое колесо прогресса. Если помнить об этом, то, наверное, не так уж и плохо, что иногда Средневековье может показаться приукрашенным, как в детских сказках про благородных рыцарей, мудрых королей и прекрасных принцесс.

Старый парижский музей Клюни, в котором сегодня расположен Национальный музей средневековья, выделяется из числа большинства городских музеев. Он как бы находится в стороне от основных веяний современности, сохраняя своеобразный облик музея до XIX века. Здесь нет традиционных кафе, которые стали обязательной принадлежностью современных музеев, как части индустрии развлечений. Также в музее Клюни нет той упорядоченности, которая присуща почти всем просветительным музеям. Это просто собрание странностей, рассчитанное на обычное человеческое любопытство. И само здание музея, построенного на месте античных термичных ванн, и его коллекция во многом уникальны, и заслуживают посещения во время визита в Париж.

История

Когда-то на месте особняка Клюни были расположены римские бани, часть из которых сохранилась и до наших дней. В XIV веке на их месте был построен городской дом аббатства Клюни. В конце XV- начале XVI века здание было перестроено аббатом ордена Жаком Амбуазским. Здание еще не один раз перестраивалось, поэтому в его архитектуре нашли отображение элементы Ренессанса и готики. Кроме того, в ходе перестроек некоторые элементы оказывались ненужными, поэтому сегодня здесь можно обнаружить ведущие в никуда проходы, замурованные арки и другие непонятные элементы.

Дом был конфискован государством в 1793 году. В течение 30 лет здание использовали по-разному, было время, когда один врач даже использовал в качестве зала для вскрытий часовню.

История музея Клюни начинается в 1933 году, когда Александр дю Соммера разместил здесь свою частную коллекцию экспонатов эпохи Возрождения и средних веков. После смерти дю Соммера коллекция была выкуплена государством у его родственников. Это произошло в 1842 году, и с тех пор музей является государственным.

Что посмотреть

Любители античности должны начать осмотр музея с посещения галло-римских терм, датирующихся III веком. Термы открыты для посещений независимо от музея. Собственно говоря, здание фригидария, в котором располагался бассейн и холодные бани, и здание особняка Клюни можно рассматривать, как два отдельных музея, воплощающих единство эпох. Средневековая архитектура словно вырастает из античности, которая послужила основанием для нее. Единство и непрерывную связь эпох подчеркивают встречающиеся местами современные железобетонные конструкции.


Но большинство туристов посещают музей Клюни не ради терм, а ради экспозиции, размещенной в доме аббатства. В собрании музея есть немало экспонатов, ради которых стоит посетить его.

Достоянием музея являются обнаруженные в фундаменте одного из домов статуи библейских царей, которые раньше украшали западный фасад собора Нотр-Дам. Во время французской революции эти скульптуры были приравнены к аристократии. В жизни новой Франции не было места даже для скульптурных царей. Поэтому статуи демонтировали и обезглавили. Один из горожан выкупил их якобы для фундамента, но на самом деле похоронил с честью. Позже вместо разрушенных статуй были установлены новые, поэтому обнаруженные скульптуры передали музею. В экспозиции сначала появились тела царей, а их головы были обнаружены значительно позже. Сегодня они экспонируются отдельно. Другие скульптуры, которые представлены в музее, не менее интересны. Самые ранние из них относятся к началу XI века. Помимо каменных скульптур собрание музея имеет прекрасную коллекцию деревянной скульптуры.

Коллекция музея славится собранием средневековых гобеленов, в число которых входит известное полотно «Дама с единорогом», являющееся частью цикла из шести прекрасных гобеленов. Интересно, что тематика гобеленов послужила основой для оформления сада вокруг музея. Коллекцию гобеленов дополняет хорошо сохранившиеся образцы средневековых тканей и шпалер с изображением нравоучительных и библейских сюжетов.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры