Н эрдман самоубийца. Самоубийца эрдман

Главная / Ссоры

Ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не посещайте данную постановку, ни за большие деньги, ни за малые.
Вчера мне довелось увидеть эту чудовищную безвкусицу в МДТ, худруком которого является Лев Додин. Ранее о Додине я слышала исключительно положительные отзывы, и в общем-то, и подумать не могла, что он допустит показывать на сцене своего театра подобное.
Начнем с сюжета. Сюжет оставляет желать лучшего. Да, возможно, во времена уважаемого Николая Эрдмана это действительно было очень актуально и, как говорится, на злобу дня, и хочется верить, что постановка Станиславского была в свое время намного лучше. Но дорога ложка к обеду, и то, что поставил Женовач сейчас уже настолько заезженно и банально, что даже если где-то на окраине сейчас и живет такой Подсекальниов, то слушать о нем сейчас уже абсолютно неинтересно и ужасно скучно. Постановка кажется пустой и предсказуемой. Концовки фраз зачастую можно было додумать самим, пока лицедеи держали неуместную паузу.
На беду, господину Женовачу пришло в голову осовременить пьесу, только способ он выбрал совсем неудачный. С его легкой руки актеры постоянно употребляли слова типа "сука", "шкура", "падла", он что серьезно думает, что молодежь можно завлечь матом со сцены? Да еще и таким, который был абсолютно не к месту и смотрелся максимально нелепо. Там вообще многое смотрелось нелепо и абсолютно бестолково.
Хуже того, сие действо длилось больше 3 часов, после 2 уже теряешь счет времени и просто в смирении ждешь конца. Все слишком растянуто, диалоги зачастую абсолютно бессмысленны, говорят по 1000 раз одно и тоже. Ухудшают все это абсолютно плоские шутки. Они настолько примитивные, что вызывают не смех, а жалость.
Актерский состав. "Трагикомический образ - безоговорочная удача вчерашнего студента Вячеслава Евлантьева. Его Подсекальников и смешон, и страшен, и трогателен" пишут в рецензиях. Это надо ооооочень сильно постараться, чтобы разглядеть такое в актерской игре В.Евлантьева. Когда он, в образе Подсекальникова, по несколько раз хлопал дверьми и решался стреляться или не стреляться, единственное чувство было не сочувствие и даже не жалость, а огромное желание ему помочь уже наконец решиться (или сделать это за него). Особенно неудачными казались монологи главных героев, их выжатые из пальца переживания. Все было чересчур наигранно, а главное, нудно.
Декорации. Если в первом акте двери, являющиеся единственными декорациями в постановке, кажутся необычным и оригинальным ходом, то во втором акте они начинают невообразимо раздражать. Актеры постоянно ими хлопают, 3 часа люди постоянно хлопают дверьми, это для очень терпеливых слушателей.
Стоит отметить, что первый акт несколько лучше, поначалу даже интересно, но второй настолько затянутый и занудный, что жалко уже даже не денег, а просто потерянного времени. Сплошное пережёвывание одного и того же, уже абсолютно не смешно, а стыдно за происходящее. Спектакль вполне можно было бы урезать вдвое. Но судя по тому, что после первого акта зал поредел наполовину, то, возможно, они одинаково нелепы.
Никому не советую данную постановку. Это уровень деревенского Дома культуры в деревеньке под Самарой.

История создания

Эрдман начал работать над «Самоубийцей» сразу после премьеры «Мандата ». Пьесу высоко оценили М. Горький , А. В. Луначарский и К. С. Станиславский (последний сравнил Эрдмана с Гоголем) .

В 1932 году Мейерхольд снова ставит «Самоубийцу», но после закрытого просмотра спектакль был запрещён партийной комиссией, которую возглавлял Л. Каганович .

Во время хрущёвской оттепели попытки поставить или опубликовать пьесу возобновились. В 1982 году В. Плучек ставит пьесу в Театре Сатиры , однако вскоре после премьеры спектакль снимают с репертуара. Спектакли в Театре имени Вахтангова, в Театре на Таганке также были запрещены.

В начале 70-х годов пьеса была переведена на немецкий язык. Ставилась в театрах Цюриха, Западного Берлина, Вены, Мюнхена, Франкфурта-на-Майне. Затем появились постановки во Франции, Канаде, США (Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго и другие города). В Англии пьесу играла труппа «Королевской шекспировской компании».

Действующие лица

  • Подсекальников Семён Семёнович.
  • Мария Лукьяновна - его жена.
  • Серафима Ильинична - его тёща.
  • Александр Петрович Калабушкин - их сосед.
  • Маргарита Ивановна Пересветова.
  • Степан Васильевич Пересветов.
  • Аристарх Доминикович Гранд-Скубик.
  • Егорушка (Егор Тимофеевич).
  • Никифор Арсентьевич Пугачёв - мясник.
  • Виктор Викторович - писатель.
  • Отец Елпидий - священник.
  • Клеопатра Максимовна.
  • Раиса Филипповна.
  • Старушка.
  • Олег Леонидович.
  • Молодой человек - глухой, Зинка Падеспань, Груня, хор цыган, два официанта, модистка, портниха, два подозрительных типа, два мальчика, трое мужчин, церковные певчие - хор, факельщики, дьякон, две старушки, мужчины, женщины.

Сюжет

Подсекальников живёт с женой и тещей в коммунальной квартире. Он не работает, и мысль об иждивенчестве его очень угнетает. Поссорившись с женой из-за ливерной колбасы, он решает покончить с собой. Жена с тещей и сосед Калабушкин пытаются отговорить его, однако многим его самоубийство оказывается на руку.

Аристарх Доминикович:

Так нельзя, гражданин Подсекальников. Ну, кому это нужно, скажите, пожалуйста, «никого не винить». Вы, напротив, должны обвинять и винить, гражданин Подсекальников. Вы стреляетесь. Чудно. Прекрасно. Стреляйтесь себе на здоровье. Но стреляйтесь, пожалуйста, как общественник. <...> Вы хотите погибнуть за правду, гражданин Подсекальников. <...> Погибайте скорей. Разорвите сейчас же вот эту записочку и пишите другую. Напишите в ней искренне все, что вы думаете. Обвините в ней искренне всех, кого следует.

Клеопатра Максимовна хочет, чтобы Подсекальников застрелился ради неё, Виктор Викторович - ради искусства, а отец Елпидий - ради религии.

Незабвенный покойник пока ещё жив, а предсмертных записок большое количество. <...> «Умираю, как жертва национальности, затравили жиды». «Жить не в силах по подлости фининспектора». «В смерти прошу никого не винить, кроме нашей любимой советской власти».

Предприимчивый Калабушкин собирает с них по пятнадцать рублей, обещая, что Подсекальников удовлетворит их желания.

Но Подсекальников вдруг понимает, что ему вовсе не хочется умирать. Он задумывается о жизни и смерти:

Что такое секунда? Тик-так… И стоит между тиком и таком стена. Да, стена, то есть дуло револьвера… И вот тик, молодой человек, это ещё всё, а вот так, молодой человек, это уже ничего. <...> Тик - и вот я ещё и с собой, и с женою, и с тёщею, с солнцем, с воздухом и водой, это я понимаю. Так - и вот я уже без жены… хотя я без жены - это я понимаю тоже, я без тёщи… ну, это я даже совсем хорошо понимаю, но вот я без себя - это я совершенно не понимаю. Как же я без себя? Понимаете, я? Лично я. Подсекальников. Че-ло-век.

На следующий день Подсекальникову устраивают роскошный прощальный банкет, и он осознаёт значимость своего самоубийства:

Нет, вы знаете, что я могу? Я могу никого не бояться, товарищи. Никого. Что хочу, то и сделаю. Все равно умирать. <...> Я сегодня над всеми людьми владычествую. Я - диктатор. Я - царь, дорогие товарищи.

Через несколько часов в квартиру, где жил Подсекальников привозят его бездыханное тело: он мертвецки пьян. Придя в себя, Подсекальников сокрушается, что напился и пропустил назначенное время самоубийства. Увидев, что к дому идут Гранд-Скубик, Пугачёв, Калабушкин, Маргарита Ивановна, отец Елпидий и другие, он прячется в гроб. Его принимают за мёртвого, над ним произносят торжественные речи, но на кладбище Подсекальников не выдерживает и встаёт из гроба:

Товарищи, я хочу есть. Но больше, чем есть, я хочу жить. <...> Товарищи, я не хочу умирать: ни за вас, ни за них, ни за класс, ни за человечество, ни за Марию Лукьяновну.

Пьеса заканчивается словами Виктора Викторовича, что Федя Питунин застрелился, оставив записку «Подсекальников прав. Действительно жить не стоит».

Отзывы о пьесе

«По первоначальному замыслу пьесы, жалкая толпа интеллигентишек, одетых в отвратительные маски, наседает на человека, задумавшего самоубийство. Они пытаются использовать его смерть в корыстных целях…
Эрдман, настоящий художник, невольно в полифонические сцены с масками обывателей (так любили называть интеллигенцию, а „обывательские разговоры“ означало слова, выражающие недовольство существующими порядками) - внёс настоящие пронзительные и трагические ноты. Но в первоначальный замысел (анти-интеллигентский, анти-обывательский) прорвалась тема человечности. Отказ героя от самоубийства тоже переосмыслился: жизнь отвратительна и непереносима, но надо жить, потому что жизнь есть жизнь. Это пьеса о том, почему мы остались жить, хотя всё толкало нас на самоубийство» .

Подсекальников, несмотря ни на что, человек, жалкий человек, почти нечеловек. Смиренный, жалкий, он решает бросить вызов человечеству: уйти из жизни. Он так ничтожен, так загнан, что решение его - подвиг, достойный японского камикадзе. Герой московского мещанства чудом преображается в мирового героя и произносит свой монолог о цене секунды. Он вдруг осознает, что назначенное время прошло, а он жив .

«А всё ведь дело в том, что это написано как стихи, таким ритмом и в таком порядке - его пьесы и невозможно играть как бытовые: получается плоско и даже пошло. Если когда-нибудь у кого-то выйдет удачно „Самоубийца“, то обязательно будет звучать не бытовая речь, а как будто стихами написанная. Правильно сравнивают с „Ревизором “. Я думаю, что по концентрации стихотворной энергии, да и по юмору… это даже выше, чем „Ревизор“…»

Критика о пьесе

А. Василевский:

«Самоубийца» открыто тяготеет к широким социальным обобщениям. Сюжетный узел пьесы возник из той сцены «Бесов » Достоевского , когда Петруша Верховенский обращается к Кириллову, готовому покончить с собой: вам, дескать, все равно, за что умирать, так уж вы напишите бумажку, что это вы Шатова убили.
Трагедийная ситуация повторяется как фарс: к новейшему самоубийце «из-за ливерной колбасы» Подсекальникову стекаются просители. Его соблазняют: вы станете героем, лозунгом, символом; но все заканчивается скандалом: Подсекальников расхотел умирать; он по-настоящему никогда и не хотел умирать. Он не хотел быть героем .

Л. Велехов:

Эрдман остался единственным в советской драматургии сатириком, который высмеял систему власти, а не отдельные человеческие недостатки. Он сделал это удивительно рано, в 20-е годы, когда ещё только складывалось советское государство, и подавляющее большинство весьма даже зорких людей и не догадывалось, что за грандиозный эшафот сколачивается в качестве его фундамента.
Пьеса «Самоубийца» содержала выраженную в остро эксцентричной, гротесковой форме предельно серьёзную и глубокую мысль. Мысль о том, что человек в нашем государстве стеснён такой последней степенью несвободы, что он не только не волен выбирать, как ему жить, но даже умереть так, как хочет, он не может .

Е. Стрельцова:

Пьеса «Самоубийца» - прежде всего об отношениях власти и человека, о свободе личности, какой бы неприглядной мы эту личность ни находили. Это - бунт «маленького» человека против колоссального механизма подавления, нивелировки, уничтожения животворных возможностей человека .

Постановки в театре

Первая постановка

  • - Московский академический театр сатиры , режиссёр Валентин Плучек

Известные постановки

2011 год - Театр-студия "Первый театр"(Новосибирск) режиссер Павел Южаков.
  • - Народный театр "Сфера" г. Торопец (Тверская обл.)Премьера - 20 мая 2012 г. Режиссер: И.М. Полякова
  • - Хайфский городской театр, режиссёр Идар Рубенштейн

Экранизации

  • - «Самоубийца», режиссёр и сценарист Валерий Пендраковский

Литература

  • Велехов Л. Самый остроумный // Театр. 1990. № 3
  • Рассадин С. Самоубийцы. Повесть о том, как мы жили и что читали. М., 2007
  • Стрельцова Е. Великое унижение // Парадокс о драме. М., 1993

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Москва 1920-х годов. Семён Семёнович Подсекальников, безработный, ночью будит жену Марью Лукьяновну и жалуется ей на то, что он голоден. Марья Лукьяновна, возмущённая тем, что муж не даёт ей спать, хотя она работает целыми днями «как лошадь какая-нибудь или муравей», тем не менее предлагает Семёну Семёновичу ливерной колбасы, оставшейся от обеда, но Семён Семёнович, обиженный словами жены, от колбасы отказывается и выходит из комнаты.

Мария Лукьяновна и её мама Серафима Ильинична, опасаясь, как бы выведенный из равновесия Семён Семёнович не покончил с собой, ищут его по всей квартире и находят дверь в туалет запертой. Постучав к соседу Александру Петровичу Калабушкину, просят его выломать дверь. Однако выясняется, что в туалете был вовсе не Подсекальников, а старушка-соседка.

Семёна Семёновича находят на кухне в тот момент, когда он засовывает что-то себе в рот, а увидев вошедших, прячет в карман. Марья Лукьяновна падает в обморок, а Калабушкин предлагает Подсекальникову отдать ему револьвер, и тут Семён Семёнович с изумлением узнает, что он собирается стреляться. «Да где бы я мог достать револьвер?» - недоумевает Подсекальников и получает ответ: некий Панфилыч меняет револьвер на бритву. Окончательно выведенный из себя Подсекальников выгоняет Калабушкина, вынимает из кармана ливерную колбасу, принятую всеми за револьвер, достаёт из стола отцовскую бритву и пишет предсмертную записку: «В смерти моей прошу никого не винить».

К Подсекальникову является Аристарх Доминикович Гранд-Скубик, видит лежащую на столе предсмертную записку и предлагает ему, если уж он все равно стреляется, оставить другую записку - от имени русской интеллигенции, которая молчит, потому что её заставляют молчать, а мёртвого молчать не заставишь. И тогда выстрел Подсекальникова разбудит всю Россию, его портрет поместят в газетах и устроят ему грандиозные похороны.

Следом за Гранд-Скубиком приходит Клеопатра Максимовна, которая предлагает Подсекальникову застрелиться из-за неё, потому что тогда Олег Леонидович бросит Раису Филипповну. Клеопатра Максимовна увозит Подсекальникова к себе писать новую записку, а в комнате появляются Александр Петрович, мясник Никифор Арсентьевич, писатель Виктор Викторович, священник отец Елпидий, Аристарх Доминикович и Раиса Филипповна. Они упрекают Александра Петровича в том, что он взял у каждого из них деньги, чтобы Подсекальников оставил предсмертную записку определённого содержания.

Калабушкин демонстрирует множество разнообразных записок, которые будут предложены незабвенному покойнику, а уж какую он из них выберет - неизвестно. Получается, что одного покойника на всех мало. Виктор Викторович вспоминает Федю Питунина - «замечательный тип, но с какой-то грустнотцой - надо будет заронить в него червячка». Появившемуся Подсекальникову объявляют, что стреляться он должен завтра в двенадцать часов и ему устроят грандиозные проводы - закатят банкет.

В ресторане летнего сада - банкет: поют цыгане, пьют гости, Аристарх Доминикович произносит речь, прославляющую Подсекальникова, который постоянно спрашивает, который час, - время неуклонно приближается к двенадцати. Подсекальников пишет предсмертную записку, текст которой подготовлен Аристархом Доминиковичем.

Серафима Ильинична читает адресованное ей письмо от зятя, в котором он просит её осторожно предупредить жену о том, что его уже нет в живых. Марья Лукьяновна рыдает, в это время в комнату входят участники банкета, которые начинают её утешать. Пришедшая с ними портниха тут же снимает с неё мерку для пошива траурного платья, а модистка предлагает выбрать к этому платью шляпку. Гости уходят, а бедная Марья Лукьяновна восклицает: «Сеня был - шляпы не было, шляпа стала - Сени нет! Господи! Почему же Ты сразу всего не даёшь?»

В это время двое неизвестных вносят безжизненное тело мертвецки пьяного Подсекальникова, который, придя в себя, воображает, что он на том свете. Через некоторое время с огромными венками является мальчик из бюро похоронных процессий, а затем приносят гроб. Подсекальников пытается застрелиться, но не может - смелости не хватает; услышав приближающиеся голоса, он прыгает в гроб. Входит толпа народу, отец Елпидий совершает отпевание.

На кладбище у свежевырытой могилы звучат надгробные речи. Каждый из присутствующих утверждает, что Подсекальников застрелился за то дело, которое он отстаивает: из-за того, что закрывают церкви (отец Елпидий) или магазины (мясник Никифор Арсентьевич), за идеалы интеллигенции (Гранд-Скубик) или искусства (писатель Виктор Викторович), а каждая из присутствующих дам - Раиса Филипповна и Клеопатра Максимовна - утверждает, что покойник стрелялся из-за неё.

Растроганный их речами Подсекальников неожиданно для всех встаёт из гроба и объявляет, что очень хочет жить. Присутствующие недовольны таким решением Подсекальникова, однако он, вынув револьвер, предлагает любому занять его место. Желающих не находится. В эту минуту вбегает Виктор Викторович и сообщает, что Федя Питунин застрелился, оставив записку: «Подсекальников прав. Действительно жить не стоит».

Пересказала

История создания

Эрдман начал работать над «Самоубийцей» сразу после премьеры «Мандата ». Пьесу высоко оценили М. Горький , А. В. Луначарский и К. С. Станиславский (последний сравнил Эрдмана с Гоголем) .

В 1932 году Мейерхольд снова ставит «Самоубийцу», но после закрытого просмотра спектакль был запрещён партийной комиссией, которую возглавлял Л. Каганович .

Во время хрущёвской оттепели попытки поставить или опубликовать пьесу возобновились. В 1982 году В. Плучек ставит пьесу в Театре Сатиры , однако вскоре после премьеры спектакль снимают с репертуара. Спектакли в Театре имени Вахтангова, в Театре на Таганке также были запрещены.

В начале 70-х годов пьеса была переведена на немецкий язык. Ставилась в театрах Цюриха, Западного Берлина, Вены, Мюнхена, Франкфурта-на-Майне. Затем появились постановки во Франции, Канаде, США (Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго и другие города). В Англии пьесу играла труппа «Королевской шекспировской компании».

Действующие лица

  • Подсекальников Семён Семёнович.
  • Мария Лукьяновна - его жена.
  • Серафима Ильинична - его тёща.
  • Александр Петрович Калабушкин - их сосед.
  • Маргарита Ивановна Пересветова.
  • Степан Васильевич Пересветов.
  • Аристарх Доминикович Гранд-Скубик.
  • Егорушка (Егор Тимофеевич).
  • Никифор Арсентьевич Пугачёв - мясник.
  • Виктор Викторович - писатель.
  • Отец Елпидий - священник.
  • Клеопатра Максимовна.
  • Раиса Филипповна.
  • Старушка.
  • Олег Леонидович.
  • Молодой человек - глухой, Зинка Падеспань, Груня, хор цыган, два официанта, модистка, портниха, два подозрительных типа, два мальчика, трое мужчин, церковные певчие - хор, факельщики, дьякон, две старушки, мужчины, женщины.

Сюжет

Подсекальников живёт с женой и тещей в коммунальной квартире. Он не работает, и мысль об иждивенчестве его очень угнетает. Поссорившись с женой из-за ливерной колбасы, он решает покончить с собой. Жена с тещей и сосед Калабушкин пытаются отговорить его, однако многим его самоубийство оказывается на руку.

Аристарх Доминикович:

Так нельзя, гражданин Подсекальников. Ну, кому это нужно, скажите, пожалуйста, «никого не винить». Вы, напротив, должны обвинять и винить, гражданин Подсекальников. Вы стреляетесь. Чудно. Прекрасно. Стреляйтесь себе на здоровье. Но стреляйтесь, пожалуйста, как общественник. <...> Вы хотите погибнуть за правду, гражданин Подсекальников. <...> Погибайте скорей. Разорвите сейчас же вот эту записочку и пишите другую. Напишите в ней искренне все, что вы думаете. Обвините в ней искренне всех, кого следует.

Клеопатра Максимовна хочет, чтобы Подсекальников застрелился ради неё, Виктор Викторович - ради искусства, а отец Елпидий - ради религии.

Незабвенный покойник пока ещё жив, а предсмертных записок большое количество. <...> «Умираю, как жертва национальности, затравили жиды». «Жить не в силах по подлости фининспектора». «В смерти прошу никого не винить, кроме нашей любимой советской власти».

Предприимчивый Калабушкин собирает с них по пятнадцать рублей, обещая, что Подсекальников удовлетворит их желания.

Но Подсекальников вдруг понимает, что ему вовсе не хочется умирать. Он задумывается о жизни и смерти:

Что такое секунда? Тик-так… И стоит между тиком и таком стена. Да, стена, то есть дуло револьвера… И вот тик, молодой человек, это ещё всё, а вот так, молодой человек, это уже ничего. <...> Тик - и вот я ещё и с собой, и с женою, и с тёщею, с солнцем, с воздухом и водой, это я понимаю. Так - и вот я уже без жены… хотя я без жены - это я понимаю тоже, я без тёщи… ну, это я даже совсем хорошо понимаю, но вот я без себя - это я совершенно не понимаю. Как же я без себя? Понимаете, я? Лично я. Подсекальников. Че-ло-век.

На следующий день Подсекальникову устраивают роскошный прощальный банкет, и он осознаёт значимость своего самоубийства:

Нет, вы знаете, что я могу? Я могу никого не бояться, товарищи. Никого. Что хочу, то и сделаю. Все равно умирать. <...> Я сегодня над всеми людьми владычествую. Я - диктатор. Я - царь, дорогие товарищи.

Через несколько часов в квартиру, где жил Подсекальников привозят его бездыханное тело: он мертвецки пьян. Придя в себя, Подсекальников сокрушается, что напился и пропустил назначенное время самоубийства. Увидев, что к дому идут Гранд-Скубик, Пугачёв, Калабушкин, Маргарита Ивановна, отец Елпидий и другие, он прячется в гроб. Его принимают за мёртвого, над ним произносят торжественные речи, но на кладбище Подсекальников не выдерживает и встаёт из гроба:

Товарищи, я хочу есть. Но больше, чем есть, я хочу жить. <...> Товарищи, я не хочу умирать: ни за вас, ни за них, ни за класс, ни за человечество, ни за Марию Лукьяновну.

Пьеса заканчивается словами Виктора Викторовича, что Федя Питунин застрелился, оставив записку «Подсекальников прав. Действительно жить не стоит».

Отзывы о пьесе

«По первоначальному замыслу пьесы, жалкая толпа интеллигентишек, одетых в отвратительные маски, наседает на человека, задумавшего самоубийство. Они пытаются использовать его смерть в корыстных целях…
Эрдман, настоящий художник, невольно в полифонические сцены с масками обывателей (так любили называть интеллигенцию, а „обывательские разговоры“ означало слова, выражающие недовольство существующими порядками) - внёс настоящие пронзительные и трагические ноты. Но в первоначальный замысел (анти-интеллигентский, анти-обывательский) прорвалась тема человечности. Отказ героя от самоубийства тоже переосмыслился: жизнь отвратительна и непереносима, но надо жить, потому что жизнь есть жизнь. Это пьеса о том, почему мы остались жить, хотя всё толкало нас на самоубийство» .

Подсекальников, несмотря ни на что, человек, жалкий человек, почти нечеловек. Смиренный, жалкий, он решает бросить вызов человечеству: уйти из жизни. Он так ничтожен, так загнан, что решение его - подвиг, достойный японского камикадзе. Герой московского мещанства чудом преображается в мирового героя и произносит свой монолог о цене секунды. Он вдруг осознает, что назначенное время прошло, а он жив .

«А всё ведь дело в том, что это написано как стихи, таким ритмом и в таком порядке - его пьесы и невозможно играть как бытовые: получается плоско и даже пошло. Если когда-нибудь у кого-то выйдет удачно „Самоубийца“, то обязательно будет звучать не бытовая речь, а как будто стихами написанная. Правильно сравнивают с „Ревизором “. Я думаю, что по концентрации стихотворной энергии, да и по юмору… это даже выше, чем „Ревизор“…»

Критика о пьесе

А. Василевский:

«Самоубийца» открыто тяготеет к широким социальным обобщениям. Сюжетный узел пьесы возник из той сцены «Бесов » Достоевского , когда Петруша Верховенский обращается к Кириллову, готовому покончить с собой: вам, дескать, все равно, за что умирать, так уж вы напишите бумажку, что это вы Шатова убили.
Трагедийная ситуация повторяется как фарс: к новейшему самоубийце «из-за ливерной колбасы» Подсекальникову стекаются просители. Его соблазняют: вы станете героем, лозунгом, символом; но все заканчивается скандалом: Подсекальников расхотел умирать; он по-настоящему никогда и не хотел умирать. Он не хотел быть героем .

Л. Велехов:

Эрдман остался единственным в советской драматургии сатириком, который высмеял систему власти, а не отдельные человеческие недостатки. Он сделал это удивительно рано, в 20-е годы, когда ещё только складывалось советское государство, и подавляющее большинство весьма даже зорких людей и не догадывалось, что за грандиозный эшафот сколачивается в качестве его фундамента.
Пьеса «Самоубийца» содержала выраженную в остро эксцентричной, гротесковой форме предельно серьёзную и глубокую мысль. Мысль о том, что человек в нашем государстве стеснён такой последней степенью несвободы, что он не только не волен выбирать, как ему жить, но даже умереть так, как хочет, он не может .

Е. Стрельцова:

Пьеса «Самоубийца» - прежде всего об отношениях власти и человека, о свободе личности, какой бы неприглядной мы эту личность ни находили. Это - бунт «маленького» человека против колоссального механизма подавления, нивелировки, уничтожения животворных возможностей человека .

Постановки в театре

Первая постановка

  • - Московский академический театр сатиры , режиссёр Валентин Плучек

Известные постановки

2011 год - Театр-студия "Первый театр"(Новосибирск) режиссер Павел Южаков.
  • - Народный театр "Сфера" г. Торопец (Тверская обл.)Премьера - 20 мая 2012 г. Режиссер: И.М. Полякова
  • - Хайфский городской театр, режиссёр Идар Рубенштейн

Экранизации

  • - «Самоубийца», режиссёр и сценарист Валерий Пендраковский

Литература

  • Велехов Л. Самый остроумный // Театр. 1990. № 3
  • Рассадин С. Самоубийцы. Повесть о том, как мы жили и что читали. М., 2007
  • Стрельцова Е. Великое унижение // Парадокс о драме. М., 1993

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

С пектакль поставлен по пьесе Николая Эрдмана, написанной в 1928 году.

Из книги Ю. Фрейдина «Н.Р. Эрдман и его пьеса «Самоубийца» в «Воспоминаниях» Н.Я. Мандельштам»:

«По первоначальному замыслу пьесы, жалкая толпа интеллигентишек, одетых в отвратительные маски, наседает на человека, задумавшего самоубийство. Они пытаются использовать его смерть в корыстных целях…

Эрдман, настоящий художник, невольно в полифонические сцены с масками обывателей (так любили называть интеллигенцию, а «обывательские разговоры» означало слова, выражающие недовольство существующими порядками) внес настоящие пронзительные и трагические ноты. Но в первоначальный замысел (антиинтеллигентский, антиобывательский) прорвалась тема человечности. Отказ героя от самоубийства тоже переосмыслился: жизнь отвратительна и непереносима, но надо жить, потому что жизнь есть жизнь. Это пьеса о том, почему мы остались жить, хотя все толкало нас на самоубийство».

Михаил Давыдович Вольпин, советский драматург, поэт и киносценарист: «А все ведь дело в том, что это написано как стихи, таким ритмом и в таком порядке; его пьесы и невозможно играть как бытовые – тогда получается плоско и даже пошло. Если когда-нибудь у кого-то выйдет «Самоубийца», то обязательно будет звучать не бытовая речь, а как будто стихами написанная. Правильно сравнивают с «Ревизором». Я думаю, что по концентрации стихотворной энергии, по многим статьям это даже выше, чем «Ревизор». <...>

Ольга Егошина, театральный критик: «Самой большой ролью на сцене был Подсекальников из комедии Эрдмана «Самоубийца». Запрещенная пьеса Эрдмана была Валентином Плучеком возвращена на сцену. И роль Семена Семеновича Подсекальникова, тихого обывателя, который от общей беспросветности жизни стал подумывать о самоубийстве, сыграл Роман Ткачук. Его Подсекальников был смешен, безусловно, это была комедия, но и жалость в зале вызывал острую». <...>

Из книги Леонида Трауберга «Ордер на самоубийство»:

В.Н. Плучек: «Подсекальников, несмотря ни на что, человек, жалкий человек, почти нечеловек. Смиренный, жалкий, он решает бросить вызов человечеству: уйти из жизни. Он так ничтожен, так загнан, что решение его – подвиг, достойный японского камикадзе. Герой московского мещанства чудом преображается в мирового героя и произносит свой монолог о цене секунды. Он вдруг осознает, что назначенное время прошло, а он жив».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры