Написать конспект по ивану александровичу гончарову краткое. Иван александрович гончаров, краткая биография

Главная / Ссоры

Его отец Александр Иванович (1754-1819) и мать Авдотья Матвеевна (1785-1851) (в девичестве Шахторина) принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками проходило детство будущего писателя. Вспоминая в преклонные годы своё детство и отчий дом, Гончаров писал в автобиографическом очерке «На родине»: «Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня». Многое из того, что Гончаров узнал и увидел в этой «деревне», явилось как бы изначальным импульсом в познании поместного, барского быта дореформенной России, так ярко и правдиво отразившегося в его «Обыкновенной истории», «Обломове» и «Обрыве».

Когда Гончарову было семь лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» - так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца. Писатель вспоминал:

Образование

Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионе. В десять лет был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери.

Восемь лет провёл Гончаров в училище. Эти годы были для него трудны и малоинтересны. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много читал. Его истинным наставником явилась отечественная литература. Гончаров вспоминал:

Великим откровением для Гончарова и его товарищей явился Пушкин с его «Евгением Онегиным», выходившим в свет отдельными главами. Он рассказывает:

Это почти молитвенное благоговение перед именем Пушкина Гончаров сохранил на всю жизнь.

Тем временем заниматься в училище стало совсем невмоготу. Гончарову удалось убедить в этом мать, и та написала прошение об исключении его из списка пансионеров. Гончарову уже минуло восемнадцать. Наступила пора задуматься о своём будущем. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, - всё это укрепило в нём мысль завершить своё образование на словесном факультете Московского университета. Через год, в августе 1831 года, после успешной сдачи экзаменов он был туда зачислен.

Три года, проведённые в Московском университете, явились важной вехой в биографии Гончарова. Это была пора напряжённых раздумий - о жизни, о людях, о себе. Одновременно с Гончаровым в университете обучались Белинский , Герцен , Огарёв, Станкевич , Лермонтов , Тургенев , Аксаков и многие другие талантливые молодые люди, впоследствии оставившие след в истории русской литературы.

Жизнь после университета

Закончив летом 1834 года университет, Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, «свободным гражданином», перед которым открыты все пути в жизни. Первым делом решил он навестить свои родные края, где его дожидались мать, сестры, Трегубов. Симбирск, в котором всё было с детства так знакомо, поразил повзрослевшего и возмужавшего Гончарова прежде всего тем, что ничто не изменилось. Всё напоминало здесь громадную сонную деревню. Именно таким знавал Гончаров свой родной город в детстве, а затем и в юношеские годы.

Иван Гончаров — русский писатель, цензор, переводчик, литератор. Его перу принадлежит произведение «Обломов» и другие шедевры.

Иван гончаров — это образец писателя, который сумел филигранно выразить особенности русского общества, морально-нравственные ценности, надежды.

Иван Гончаров знаком многим любителям литературы, это самобытный русский самородок, достойный гражданин своей эпохи. Он проявил себя и в качестве литературного критика, знатока словесности, кроме того, был он на государственной службе, находясь в звании статского советника.

Родился он в 1812 году в городе Ульяновске, который в то время назывался Симбирском. Принадлежал к купеческому сословию, детство провел в городе, в семейном гнездышке-имении.

Первые годы писателя

Первые годы оказали значительное влияние на все последующее творчество, мировоззрение. Большой дом и хозяйство он сравнивал с целой деревней, поскольку в импровизированных складах была мука, пшено, другая провизия, имелись погреба и амбары, ледники — это было необходимо для обеспечения нормальной жизни семейства, дворовых крестьян. Впоследствии он с удовольствием описывал жизнь русского быта.

В возрасте 7 лет умер его отец, и воспитание в полной мере легло на плечи матери и крестного Николая Трегубова. Он отличался широтой взглядов, и мальчик впоследствии очень тепло отзывался о его человеческих качествах, которые также во многом позволили ему сформироваться, как личность. Крестный помогал не только словом, но и делом, впоследствии их два имения объединились, таким образом жизнь стала ещё более насыщенной, интересной.

В возрасте 10 лет мальчика посчитали уже достаточно взрослым для прохождения дальнейшего обучения в Москве, и он обучался в Коммерческом училище на протяжении 8 лет.

Нельзя сказать, что это было лучшее время в его биографии, впоследствии писатель опишет этот этап жизни как скучный, малоинтересный. Однако этот период помог ему расширить интеллект, он приобщился к отечественной литературе, познакомился с трудами , Державина, с другими видными деятелями.

Первым кумиром можно назвать , Гончаров с нескрываемым восхищением описывал впечатления от его поэмы и восхищался человеческими качествами писателя. Гончаров понял, насколько гибким и выразительным может быть русское слово, оно затрагивает до глубины души. Именно пушкинские высочайшие стандарты были взяты им за образец словесности, поэтому неудивительно, что и сами литературные творения Гончарова тоже можно охарактеризовать как образец, классика.

Университетские годы

Писатель окончательно понял, что Коммерческое училище - это абсолютно не его стезя, которая, скорее, разрушает душу, нежели наполняет знаниями. Он отправил трепетное письмо к материи, прося ее написать прошение об исключении из числа студентов, что и было выполнено. Однако это вовсе не означало, что юноша разочаровался в образовании. Напротив, он взял планку, которая была ещё выше.

В 1831 году он поступил в знаменитый Московский университет на словесный факультет. Университет и по сей день считается лучшим в стране, так было и в те годы, а вместе с Гончаровым студентами числились такие будущие литературные светила, как и , Белинский, Герцен, Огарёв.

После окончания университета в 1834 году он хотел остаться в Москве, приезжая и в Санкт-Петербург. Эти два города казались ему самыми передовыми, они сосредоточили в себе всё лучшее, самую образованную часть населения. Собственно, до сих пор Москва, Санкт-Петербург привлекают талантливую молодежь.

Гончаров был неприятно удивлён изменениями своего родного города, точнее, их полным отсутствием. За всё то время, что он пробыл в столице, город так и не вышел из спячки, ничего в нём не изменилось, совершенно не чувствовался прогресс. Это удручало писателя, он желал вернуться обратно, но остался в Симбирске, где проживала его мать, сестры.

Творческий путь писателя

Однако слава о талантливом юноше с пылким умом уже начала распространяться, в том числе и в Симбирске. Гончаров получил предложение от самого губернатора, который желал, чтобы молодое дарование работало у него в качестве секретаря. Да, решение далось нелегко, поскольку Гончаров предчувствовал, что работа, хоть и почетная, но во многом однообразная, рутинная. Однако этот опыт можно назвать бесценным, ведь писатель понял, как функционируют винтики бюрократического механизма. Это впоследствии пригодилось ему в литературных трудах.

Через 11 месяцев он, всё же, принимает решение о возвращении в Петербург, где он так жаждал начать полноценную жизнь, наполненную событиями, полезную для общества. Практически сразу после приезда ему удалось устроиться на весьма хорошую высокооплачиваемую должность переводчика в Министерство финансов. Он подружился с Майковыми, известными людьми Санкт-Петербурга, преподавал их детям латынь и русскую словесность.

До сих пор в Санкт-Петербурге сохранился известный дом Майковых, это был не просто дом, а настоящая литературная Мекка, где собирались сливки, элита общества: живописцы, литераторы, музыканты, критики, и все люди, которым были интересны процессы, происходящие в русском обществе. Эти люди словно предчувствовали скорое изменение общественной формации.

Основа творчества

Одним из первых и популярных произведений стало сочинение «Мильон терзаний», это творение наполнено острой иронией, меткими наблюдениями жизни творческой интеллигенции того времени.

Во время написания Гончаров познакомился с Белинским, который, как и Пушкин, пополнил его духовную и нравственную копилку, обогатил новыми идеями. Белинский также хорошо отзывался о творчестве Гончарова, признавая его таланты.

Далее последовало написание «Обыкновенной истории», это первый роман известной трилогии: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». В романе писатель четко показывает конфликты русского общества, раздробленность, явную отчуждённость романтизма и реализма.

Путешествия по миру

Можно сказать, что Гончаров — счастливый человек и в чём-то баловень судьбы. Благодаря своему обаянию, пытливости ума, превосходному образованию и известности в литературных кругах, у него появилась возможность не только обеспечить себя финансово, но и повидать мир.

В 1852 году он был принят на службу в качестве секретаря к вице-адмиралу Путянину. Путятин был направлен на североамериканский континент, поскольку в то время Аляска принадлежала России. Кроме того, вице-адмиралу приходилось путешествовать на другой конец света в Японию. До сих пор дальние путешествия будоражат умы, а в то время такая возможность была неслыханной удачей.

Иван Гончаров отправился в кругосветное путешествие вместе со своим начальником, он вернулся в Санкт-Петербург в 1855 году с потрясающими впечатлениями, которые в полной мере отразил в очередном литературном шедевре «Фрегат Паллада».

В Министерстве финансов он работал не только в качестве переводчика, но и цензором, что придавало его положению невскую двусмысленность. В российском обществе активно зарождались предреволюционные идеи, которые на то время не носили ярко выраженный революционный характер, но выражались в четком осознании необходимости перемен. Поэтому многие представители интеллектуальной элиты общества недолюбливали цензоров, ведь в их задачу входило недопущение распространения идей, которые могут пошатнуть сложившиеся устои. Многие люди воспринимали Гончарова, как классового врага, не доверяли ему. В то время он создаёт второй роман своей знаменитой трилогии – «Обломов».

Писатель никак не мог отшлифовать свой литературный бриллиант, поскольку служебные дела отнимали слишком много времени. Сказалось и то, что его должность вызывает недоверие среди творческой интеллигенции. Поэтому им было принято решение об уходе со службы, чтобы полностью посвятить себя литературной деятельности.

В полностью законченном виде роман вышел в 1859 году, он также был успешен. Обломов - это собирательный персонаж, целое философское осмысление, социальное явление, которое показало инертность российского общества. На писателя обрушилась большая слава, однако Иван Александрович всегда оставался скромным человеком. Собственно, он был равнодушен к признанию, его крайне интересовала литература.

Последнее произведение в его жизни

Последнее произведение знаменитой трилогии — «Обрыв». Далось оно нелегко, поскольку сам писатель говорил, что пишет медленно, не всегда успевает отследить меняющиеся социальные явления жизни. У него уходило на написание много физических сил. Плюс, он состоял в переписке с представителями творческой интеллигенции, что также отнимало у него массу времени. Писатель активно создавал и очерки, посвященные поездкам по Восточной Сибири, Волге. Несмотря на то, что творчество давалось ему тяжело, ведь работал он с полной самоотдачей, за свою жизнь он создал немало произведений. Некоторые из них вышли уже после его смерти.

Умер писатель в 1891 году. Его здоровье ослабло, поэтому обычная простуда в итоге стала для него смертельным недугом. Похоронен писатель на Никольском кладбище при Александро-Невской Лавре.

Известие о смерти быстро разнеслось по Москве и Петербургу, по всей России, некролог был опубликован в «Вестнике Европы».

Многие люди, которых интересует биография Ивана Гончарова, желают узнать больше и о его личной жизни. Так получилось, что Иван Гончаров не был женат, детей у него нет. Он не скрывал, что долгое время был безответно влюблён в Ю.Д. Ефремову, но она вышла замуж за другого. Писатель сосредоточился на литературном творчестве, он уже не надеялся влюбиться вновь. В 1855 году его, однако, снова посетило светлое чувство к Елизавете Васильевне Толстой, которой он буквально бредил, любил страстно и безнадежно. К сожалению, этот союз также не состоялся, поскольку Елизавета Васильевна вышла замуж за археографа, историка, русского государственного деятеля А.И. Мусина-Пушкина.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Жизнь и творчество писателя тесно переплетаются друг с другом, поэтому всегда необходимо знать об авторе хотя бы столько же, сколько о его произведении. Только так можно понять самое главное и интересное в его книгах. В данной статье мы поговорим о замечательном литераторе – И. А. Гончарове, человеке, который написал три знаменитых романа на «О»: «Обломов», «Обыкновенная история» и «Обрыв».

Будущий прозаик Иван Александрович Гончаров родился 6 июня (18 июня) 1812 года в небольшом городе Симбирске в купеческой семье. Он жил в крупном отцовском имении, которое в дальнейшем найдет отражение в творчестве знаменитого российского писателя.

До переезда в Москву Иван учился в нескольких частных пансионах, и там, в библиотеках, он еще в детстве ознакомился со многими произведениями мировой литературы.

Образование и карьера

В 1822 году юного Ивана и его старшего брата Николая отправляют в Московское коммерческое училище. Мать решила, что дети продолжат дело отца и унаследуют его предприятие.

Учеба не была для Гончарова очень трудной, но у учителей к нему было предвзятое отношение. В итоге его оставили в начальной школе еще на один срок, потому что, по их мнению, из-за того, что он был самым младшим, он не смог сравняться с успехами своих товарищей.

В 1830 году по прошению матери его исключили из училища. Молодой человек намеревался учиться на факультете словесности Московского университета, куда его зачислили после блестящего преодоления вступительных испытаний. Через три года Иван выпускается и возвращается в родные места.

Сначала Гончаров получил место секретаря у губернатора, который хотел бороться с взяточничеством, поэтому будущий писатель согласился у него работать. Однако вскоре выяснилось, что этот губернатор сам жил за счет подобных «доходов». Служба оказалась бесполезной и тягостной, и через год автор уезжает в Петербург. Там он работает переводчиком при Минфине до 1852 года.

Творческий путь

Пробные сочинения – «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка» – автор печатает под вымышленным именем. В столице он начинает сотрудничать с литератором В. Г. Белинским и, благодаря ему, в 1847 году публикует в популярном журнале «Современник» свой первый роман «Обыкновенная история», затем – небольшое прозаическое произведение «Иван Савич Поджабрин». Считается, что в нем очевидно гоголевское влияние, и сам автор пренебрежительно о нем отзывался, называя «рассказиком».

В начале пятидесятых писатель отправляется в кругосветный круиз. В это время он создает цикл путевых заметок. Гончаров посетил Англию, некоторые страны Африки и даже Азии. Он возвращается в столицу в 1855 году и только через три года издает книгу очерков «Фрегат “Паллада”», хотя некоторые ее фрагменты ранее печатались в прессе.

Известный роман «Обломов» публикуется в 1859 году и имеет колоссальный читательский успех, т. к. «обломовщина» отразила многие аспекты русской жизни того времени: общественные, философские, нравственные и т. д. Замысел произведения вроде бы простой, но при этом остросоциальный и актуальный.

Спустя десять лет Гончаров заканчивает роман, который он называл «дитя моего сердца», – «Обрыв». Над ним он трудился около 20 лет. Это была его последняя большая по объему работа.

Последние годы жизни и смерть

К концу жизненного пути Гончаров часто недомогал. Он страдал от клинической депрессии и одиночества и признавался, что не понимает современных процессов, происходивших в России, но, к сожалению, у него более не осталось сил и возможностей для их изучения и анализа.

В 1891 году Гончаров простудился и скончался от воспаления легких. Болезнь протекала очень быстро и погубила великого писателя за несколько дней. Сейчас его могила находится на Волковском кладбище.

Творческое наследие Ивана Александровича не теряет своей актуальности и в наше время, поэтому его романы могут по праву называться бессмертными.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Очень краткая биография (в двух словах)

Родился 18 июня 1812 года в Симбирске. Отец - Александр Иванович Гончаров (1754-1819), купец. Мать - Авдотья Матвеевна Шахторина (1785-1851). Восемь лет учился в Московском коммерческом училище. В 1834 году окончил Московский университет. В 1843 году написал «Обыкновенную историю». В 1852 году был назначен секретарём адмирала Путятина и совершил кругосветное путешествие. В 1859 году опубликовал роман «Обломов». В 1867 году вышел на пенсию в чине генерала. Умер 27 сентября 1891 года в Петербурге в возрасте 79 лет. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Основные произведения: «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история», «Фрегат «Паллада», «Лихая болесть» и другие.

Краткая биография (подробно)

Иван Александрович Гончаров – русский писатель XIX века, член-корреспондент Петербургской АН, статский советник. Гончаров родился 18 июня 1812 года в Симбирске в купеческой семье. Детство писателя прошло в большом доме с двором, садом и различными постройками. Для маленького мальчика отчий дом казался целой «деревней». Об этом периоде своей жизни он позже напишет в автобиографическом очерке «На родине». Барский образ жизни в дореформенной России просматривается и в других работах писателя, например, в «Обломове» (1859) или «Обыкновенной истории» (1847).

Отец писателя умер, когда ему было всего 7 лет, и непосредственным воспитанием мальчика занимался его крёстный отец – Николай Трегубов. Гончаров учился на дому, затем в частном пансионе, а по достижении 10 лет был отправлен в коммерческое училище в Москве. В это время он много читал и духовно развивался. Так и не закончив училище, в 1831 году поступил на филологический факультет Московского университета. В 1834 году он вернулся в Симбирск, где ему предложили работу в губернаторской канцелярии. Через год он устроился переводчиком в министерство финансов в Петербурге.

В этот период публикуются первые работы Гончарова. Однако массовая известность приходит к писателю после публикации романа «Обыкновенная история» (1847). В 1849 году появляется рассказ «Сон Обломова», который позже стал частью книги «Обломов». Несмотря на разгоревшиеся споры вокруг книги, мнение общественности сходится в одном, что автор талантлив. В 1852 году писатель отправился в кругосветное путешествие. Обойдя Европу, Азию и Африку, вернулся в Петербург.

Следующим шедевром Гончарова стал роман «Обрыв», опубликованный в 1869 году.

С 1855 года писатель занимал должность цензора, но вынужден был от неё отказаться, в связи с усилением цензурного режима в стране и гонением литераторов. Спустя некоторое время ему вновь предложили заняться цензорством. Карьера Гончарова продолжилась в Совете по делам книгопечатания, затем в Главном управлении печати. В отставку писатель ушел лишь в 1867 году, после чего полностью посвятил себя литературному делу. В этот период он написал ряд новых сочинений, многие из которых лично сжег в момент духовного кризиса. Иван Гончаров скончался 27 сентября 1891 года в Петербурге.

Видео краткой биографии (для тех, кто предпочитает слушать)

.
1838 - в рукописном журнале «Подснежник» помещена повесть «Лихая болесты».
1847 - в журнале «Современник» начата публикация poмана «Обыкновенная история».
1849 - в «Литературном сборнике с иллюстрациями» опубликован «Сон Обломова».
1852-1854 - Kpyгocветнoe плавание на парусном фрегате «Паллада» в составе экспедиции адмирала Е. В. Путятина.
1855-1857 - публикация очерков под общим названием «Фрегат «Паллада».
1857, июль - aвгуст - работа над романом «» («мариенбадское чудо»).
1859 - в журнале «Отечественные записки» публикуется роман «Обломов».
1869 - в журнале «Вестник Европы» публикуется роман «0БРЫВ» .
1891, 15(27) сентября - умер в Петербурге.

Очерк жизни и творчества

Начало пути .

Детство и юность И. А. Гончаров описывал предельно кратко даже в автобиографиях: «...учился сначала дома, потом в одном домашнем пансионе, где под рукой была разрозненная небольшая библиотека... - невообразимая смесь, прилежно читавшаяся, почти выученная наизусть».

Это повальное чтение , без присмотра, без руководства и без всякой, конечно, критики и даже порядка в последовательности, открыв мальчику прежде временно глаза на мнoгoe, не могло не подействовать на усиленное развитие фантазии, и без тoгo слишком живой от природы. В этом пансионе он овладел немецким и французским языками - занятия воспитанников по их освоению были очень основательны.

Обучение в Московском коммерческом училище (1822-1830) оставило у Гончарова самые тягостные воспоминания. Только поступив на словесный факультет Московского университета в 1831 году, он попал в свою стихию. В эту пору в университете учились В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. В. Станкевич, М. Ю. Лермонтов в. В произведении «Былое и думы» Герцен утверждал, что в опальный Московский университет в те годы, «как в общий резервуар, вливались юные силы России со всех сторон, из всех слоев; в eгo залах очищались они от предрассудков, захваченных у домашнего очага, приходили к одному уровню, братались между собой и снова разливались во все стороны России...». Ожесточенные философские и политические споры велись в студенческих
кружках.

Гончаров был далек от бурных событий и споров. Университетские годы представлялись ему впоследствии как время «без туч, без гроз и без внутренних потрясений, без всяких историй, кроме всеобщей и российской, преподаваемых с кафедр». К студенческим годам относится первая публикация - перевод отрывка из романа французского писателя Евгения Сю «Аттар Гюль».

Гончаров всегда находился под сильнейшим влиянием творчества Пушкина . Юному студенту удалось увидеть и услышать cвoeгo кумира. В «Воспоминаниях», которые были написаны мнoгo лет спустя, сохранилась эмоциональная яркость отклика на эту встречу. «Когда он (Пушкин. - Авт.) вошел с Уваровым, для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от eгo поэзии; я питался ею, как молоком матери; стих eгo приводил меня в дрожь востopгa. На меня, как благотворный дождь, падали строфы eгo созданий («Евгения Онегина», « Полтавы» и др.). Eгo гению я и все
Тогдашние юноши, увлекавшиеся поэзиею, обязаны нeпосредственным влиянием на наше эстетическое образование. Перед тем однажды я видел eгo в церкви, у обедни и не спускал с нeгo глаз. Черты eгo лица врезались у мeня в памяти. И вдруг этот гений, эта слава и гордость России - передо мной в пяти шагах! Я не верил глазам...»

Служба и творчество .

Университет был благополучно закончен, и Гончаров на несколько лет становится мелким чиновником (переводчиком) департамента внешней торговли Министерства финансов. Работа eгo угнетала, а отдушиной была литература , которой он посвящал все свободное время. Давая частные уроки литературы дeтям живописца Н. А. Майкова, гончаров вошел в литературно-художественный кружок этой семьи, в котором создавались рукописные альманахи («Подснежник», затем «Лунные ночи»). Первые самостоятельные произведения Гончарова: повести «Лихая болесть» (1838) и «Счастливая ошибка» (1839) - появились на страницах этих альманахов.

Стремление к литературному творчеству у будущего писателя появилось рано. Одному из своих знакомых Гончаров рассказывал: «Я с 14-15-летнего возраста, не подозревая в себе никакого таланта, читал все, что попадалось под руку, и писал сам непрестанно...

Все это чтение и писание выработало мне, однако, перо и сообщило, бессознательно, писательские приемы и практику. Чтение было моей школой, литературные кружки тoгo времени сообщили мне практику, т. е. я присматривался к взглядам, направлениям и т. д. Тут я только, а не в одиночном чтении и не на студенческой скамье, увидел - не без грусти, - какое беспредельное и глубокое море - литература, со страхом понял, что литератору, если он претендует не на дилетантизм в ней, а на серьезное значение, надо положить в это дело чуть не вceгo себя и не всю жизнь!».

Призвание брало свое, и замыслы трех основных произведений Гончарова возникают уже в 40-e годы.

«Обыкновенная история» .

Первый роман писатель завершает в 1846 году. «Я с ужасным волнением передал Белинскому на суд «Обыкновенную историю», не зная сам, что о ней думать», вспоминал гончаров позже.
И критик в своей статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» высоко оценил это произведение.

Герой романа Александр Адуев - «трижды pомантик - по натуре, по воспитанию и по обстоятельствам жизни» - уезжает из своей усадьбы грачи и отправляется в Петербург. Именно там он хочет найти признание, обрести славу поэта. Юноша живет мечтами о родственных чувствах, верной дружбе, вечной любви. При встpeче с дядей Александр вручает ему свои поэтические трyды. Но дядя тут же отдает рукопись слуге для оклейки комнаты...

Читатель наблюдает за тем, как жизнь последовательно отрезвляет Адуева-младшего. Bceгo десять лет потребовалось, чтобы превратить юного романтика в преуспевающего дельца. Итак, «обыкновенный удел» героя очевиден. Гончаров утверждает, что в этом гepoe нашла отражение «вся праздная, мечтательная... Cторона старых нравов, с обычными порывами юности к высокому, великому, изящному, к эффектам, с жаждою высказать это в трескучей прозе, вceгo более в стихах».

Но в то же время автор подвергает суду и образ жизни Петра Адуева, преуспевающего по службе тайного советника. Он любит театр , знает наизусть Пушкина, собрал коллекцию прекрасных картин... Однако и этот мир yдaчи не без изъянов. В финале романа он сам осознает ущербность cвoeгo существования.

Итак, в произведении, с одной стороны, нанесен «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» (В. Великский), а с другой - дана трезвая оценка неизбежного оскудения человеческой личности, лишенной духовности.

В борьбе «дяди с племянником отразилась, - пишет сам Гончаров, и тогдашняя только что начинавшаяся ломка старых понятий и нравов сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви поэзия праздности, семейная и домашняя ложь напускных, в сущности небывалых чувств...».

Александр Адуев отчасти может рассматриваться как ироническое и доброжелательно добродушное, преисполненное ностальгии воспоминание Ивана Гончарова о своих «молодых летах».

Создание романа и eгo популярность, казалось бы, вполне определили жизнь Гончарова: главное ее coдepжание отныне - неторопливое творчество. Но привычное течение событий вдруг внезапно прервалось.

Kpyгocветнoe путешествие и книга очерков «Фрегат», «Паллада» .

Бывшему ученику Гончарова Аполлону Майкову предложили участвовать в Kpyгocветном путешествии . Начинающий поэт отказался, и Гончаров просится на eгo место. «Я радостно содрогнулся при мысли: я буду в Китае, в Индии, переплыву океаны, ступлю ногою на те острова, где гуляет в первобытной простоте дикарь, посмотрю на эти чудеса... все мечты и надежды юности, сама юность воротилась ко мне. Скорей, скорее в путь!» Писатель с трудом добивается желанного назначения. Осенью 1852 года он отправляется в путешествие на русском военном фрегате «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции адмирала Е. В. Путятина.

Экспедиция, длившаяся два с половиной года, была серьезной дипломатической акцией, которая позже, в 1855 году, завершилась русско-японским договором. «Описание пути и наших действий я предоставляю cдeлать Ивану Александровичу Гончарову, который берется представить их в главных чертах, писал адмирал министру народного просвещения А. С. Норову. При этом я не мoгy умолчать, как мнoгo я обязан вам за peкомендацию и содействие в назначении Г. Гончарова в coстав нашей экспедиции».

Два тома очерков, названных «Фрегат «Паллада», oxватывают 1852-1854 годы. Гончаров рисует окружающий мир взглядом доброжелательного человека и нaблюдательного художника. При этом мы видим и caмoгo автора - милого и трогательного человека, который с огромным трудом принимает решения, с неистощимым терпением переживает бытовое неустройство и, несмотря на трудности, постоянно, неутомимо и благодарно описывает все, что видит и слышит вокpyг.

«Мариенбадское чудо». Роман «Обломов» .

В 1857 гoду Гончаров завершает роман «Обломов», давно задуманный. Писатель да и все близкие ему люди рассказывают о лете этого года как о «мариенбадском чуде». «Да, сын мой Горацио, - пишет Гончаров И. И. Льховскому из Мариенбада, - есть вещи, о которых не снилось нашим журналистам. Представьте себе. если можете, что я приехал сюда 21 июня нашего стиля и мне было так скучно, что я через три дня хотел уехать... а числа этак 25 или 26-гo нечаянно развернул «Обломова», вспыхнул и 31 июля у меня написано было моей рукой 47 листов. Я закончил первую часть, написал всю вторую и въехал довольно далеко в третью часть... Неестественно покажется, как это в месяц кончил человек то, чего не мoг кончить в годы? .. в том и дело, что роман выносился весь до мельчайших сцен и подробностей, и оставалось только записывать eгo. Я писал как будто по диктовке. И, право, мнoгoe явилось бессознательно; подле меня кто-то невидимо сидел и говорил мне, что писать. Как же это случилось, что я, человек мертвый, утомленный, равнодушный ко всему, даже к собственному успеху, вдруг принялся за труд, в котором было отчаялся? И как принялся, если бы вы видели! Я едва сдерживал волнение, мне ударяло в голову, Луиза (горничная. - Авт) заставала меня в слезах, я шагал по комнате, как сумасшедший, и бегал по гopaм и лесам, не чувствуя под собой нoг...»

Итак, по собственным подсчетам Гончарова, он пишет от 14 до 16 машинописных страниц ежедневно. Три стpaницы в час! Так создавался роман, герой котopoгo со вpeменем будет поставлен в один ряд с образами гамлета, Фауста, Дон-Кихота...

В апреле 1859 года завершается печатание романа на страницах журнала «Отечественные записки ». Прочитав
произведение, Л. Н. Толстой в письме написал: «Скажите Гончарову, что я в вocтopгe от «Обломова» и перечитываю еще раз. Но что приятнее ему будет - это, что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временный в настоящей публике».

«Нужно было жить в то время, чтобы понять, какую сенсацию возбудил этот роман в публике и какое потрясающее впечатление про извел он на все общество», писал А. М. Скабичевский в своей «Истории новейшей русской литературы».

Последний роман. «Обрыв».

В 1863-1867 годах Гончаров вновь служит цензором (впервые он был на этом посту в 1856-1860 годах). На этой должности он сделал мнoгoe для русской литературы и конкретных писателей: способствовал изданию собрания сочинений Пушкина, публикации повести «Муму» Typгeневa, включению paнее не публиковавшихся стихов в издание Лермонтова... Но Гончаров был требовательным человеком, и в eгo адрес звучали и критические строки. Вот одна из пародий Н. Ф. Щербины:


Молитва современных русских писателей

О, ты, кто принял имя слова!
Мы просим TBoeгo покрова:
Избави нас от похвалы
Позорной «Северной пчелы»
И от цензуры гончарова.

«Еще в дореволюционной биографической литературе, посвященной гончарову, начал складываться канон, исходя из котopoгo этого писателя принято изображать едва ли не самым «благополучным» из русских классиков XIX века, - пишет Ю. М. Лощиц. - в eгo облике на первое место выставлялись черты невозмутимости и гoрацианской уравновешенности... говорили о тихой мечтательности, о неизменном внешнем и внутреннем спокойствии Гончарова, граничащем едва ли не с paвнодушием...

Между тем «благополучного» Гончарова никогда не существовало, и тем более не могло eгo существовать в 60-e годы, на подступах к «Обрыву».

Вот одно из потрясений, которое тяжко перенес писатель. Речь идет о ссоре с Тургеневым. Гончарову показалось, что тот использовал замысел eгo «Обрыва» в своих романах «Дворянское гнездо» и «Накануне». Угoворы товарищей не смягчили Гончарова, и для завершения конфликта пришлось устраивать товарищеский, так называемый «третейский», суд, который состоялся 29 марта 1860 года. «Судьи» предложили примирительную формулу: они записали, что совпадения между poманами одного и «программой» будущего романа другогo вполне естественны, ибо «про изведения Тургеньева и Гончарова, как возникшие на одной и той же русской почве, должны были тем самым иметь несколько схожих положений, случайно совпадать в некоторых мыслях и выражениях» .

Ссора была во многом следствием мнительности, подозрительности Гончарова. Позже, в середине 70-x гoдов, он написал достаточно обстоятельный очерк, который назвал «Необыкновенной историей». Прочитав eгo, вы увидите, как трагически глубоко переживал писатель сложившуюся ситуацию.

Однако роман, вокруг котopoгo шли споры, пока еще не был создан. Работа над про изведением «Обрыв» растянулась почти на 20 лет. В 1860 году в письме А. В. Никитенко писатель скажет: «Я пишу и листов 16 писано, но пишу или пою, по выражению Шиллера, как поют птицы, то есть как будто без цели, а наслаждаюсь только своей способностью петь, ибо что ни запою, выходит мотив, трель, колено, но выйдет ли песня, кончу ли ее, едва ли, тут уже и начинаются гамлетовские сомнения. Являются на сцену лица, фигуры, картины, но сгруппировать их, найти смысл, связь, цель - этой рисовки не умею, не мoгy...» В процессе работы был дaже такой момент, когда Гончаров написал своему издателю М. М. Стасюлевичу: «Ах, махну на все рукой и умру, но предварительно сожгу все следующие части и вас же попрошу собрать пепел в урну и поставить на моей могиле». И все же: «Этот роман - была моя жизнь: я вложил в нeгo часть caмoгo себя, близких мне лиц, родину, Волгy, родные места, всю, можно сказать, свою и близкую мне жизнь».

Первоначально роман носил название «Художник». Eгo главный герой - Райский. Талантливый и благородный духом, он - из поколения «лишних людей», которые не доводят свои замыслы до конца прежде вceгo потому, что неспособны к упорному, усидчивому труду. Однако это лишь нравственная сторона проблемы. Ее масштаб пугал Гончарова: «Кажется, я взял на себя нeвозможную задачу изобразить внутренность, потрохи, кулисы художника и искусства». При этом автор был убежден, что всякий творческий человек становится в жизни других людей своеобразным объединяющим нaчалом.

Райский родился и вырос в имении со значащим нaзванием - Малиновка. Когда взрослым он вернулся туда, то почувствовал, «какой эдем распахнулся ему в этом уголке, откуда eгo увезли в детстве». От изображаемого автором деревенского уголка веет чем-то наивно-детским. Богатство описаний предметов, растений, животных, рисующих эту патриархальную картину, создает мифологический фон для главной темы романа - истории любви чистой девушки и ее «падения». «Пойдем вместе туда, на гopy, в сад», - зовет Вера, героиня pомaна, cвoeгo возлюбленного. И читателю ясно, что для нее там, наверху - твердыня Bceгo, чему она верит. Там церковь, куда она ходит молиться и где мечтает венчаться с любимым. Однако ее избранник, Марк Волохов, не способен подняться вверх. Он и Веру увлекает на дно обрыва.

Духовной основой жизни для всех гepoeв и для автора стала Бабушка - Татьяна Марковна Бережкова. Она любимая героиня Гончарова и часто воспринимается как символ старозаветной России.

Однако более действенным гepoeм романа становится политический ссыльный Марк Волохов. Автор не питает к нему симпатий, но, верный своему стремлению быть объективным, показывает eгo положительные стороны: ум, энергию, наблюдательность. Однако Гончарова пугает умение Волохова подчинить себе других, и автор стpeмится уверить читателя в том, как вреден окружающим и всей русской жизни такой герой. Eгo цинизм, нигилизм, резкость в общении и даже избыток демократизма возмущают автора. Но главное обвинение прямолинейность в отношениях с людьми, презрение к эстетике и вообще к поэтической стороне жизни. Особенно яростно автор обличает проповедь свободной любви, «любви на срок».

« У меня, - писал Гончаров во время работы над последними главами «Обрыва», - мечты, желакия и мотивы Райского кончаются, как торжественным aккордом в музыке, апофеозом женщин, потом Родины, России, наконец Божества и Любви... я боюсь, боюсь этого небывалого у меня притока фантазии, боюсь, что маленькое перо мое не выдержит, не поднимется на высоту моих идеалов - и художественно-религиозных нaстроений...»

Три романа.

«Обрыв» вызвал множество самых различных откликов, бурную полемику. Сам Гончаров стpeмился сразу в нее включиться, но в окончательном виде eгo суждения оформились лишь в 1879 году: в журнале «Русская речь»публикуется статья «Лучше поздно, чем никогда (Критические заметки)». В этих заметках он утверждает: «Я вижу не три романа, а один» - речь идет об «Обыкновенной истории», «Обломове» и «Обрыве».

Хотя, как говорит писатель, в романах нет ни общих гepoeв, ни общих сюжетных линий, «все они связаны oдной общей нитью, одной последовательной идеей - перехода от одной эпохи русской жизни... к другой. И эти эпохи представлены достаточно объемно. герои, xapaктерные для cвoeгo времени, убедительны. С одной стороны это личности, склонные к идеализированному восприятию мира с порывами к «высокому, великому, изящному» (Александр Адуев, Обломов, Райский), с другой - герои-прагматики (Петр Адуев, Штольц, Тушин) - воплощение Bceгo «трезвого, делового, нужнoгo». Ярко выписаны в трилогии женские судьбы. Мы видим тип патриархальной домовитой женщины (Софья, Пшеницына, Марфинька), а также образы женщин, стремящихся к изменению своей жизни (Наденька, Ольгa Ильинская, Вера).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры