Новый дирижер Большого театра: кто он и что от него ожидать. Большой театр лишился главного дирижера Главные дирижеры большого театра

Главная / Ссоры

БОЛЬШОЙ ТЕАТР России государственный академический (ГАБТ), один из старейших театров страны (Москва). С 1919 года академический. История Большого театра восходит к 1776 году, когда князь П. В. Урусов получил правительственную привилегию «быть содержателем всех театральных в Москве представлений» с обязательством построить каменный театр, «чтобы городу он мог служить украшением, и сверх того, дом для публичных маскарадов, комедий и опер комических». В том же году Урусов привлёк к участию в расходах выходца из Англии М. Медокса. Спектакли шли в Оперном доме на Знаменке, находившемся во владении графа Р. И. Воронцова (в летнее время - в «воксале» во владении графа А. С. Строганова «под Андрониковым монастырём»). Оперные, балетные и драматические спектакли осуществлялись силами актёров и музыкантов, вышедших из театральной труппы Московского университета, крепостных трупп Н. С. Титова и П. В. Урусова.

После пожара Оперного дома в 1780 году в том же году на улице Петровка за 5 месяцев возведено театральное здание в стиле екатерининского классицизма - Петровский театр (архитектор Х. Розберг; смотри Медокса театр). С 1789 года он находился в ведении Опекунского совета. В 1805 году Петровский театр сгорел. В 1806 году труппа перешла в ведение Дирекции московских императорских театров, продолжала выступать в разных помещениях. В 1816 году был принят проект перестройки Театральной площадь архитектора О. И. Бове; в 1821 году императором Александром I утверждён проект нового театрального здания архитектора А. А. Михайлова. Так называемый Большой Петровский театр в стиле ампир построен Бове по этому проекту (с некоторыми изменениями и с использованием фундамента Петровского театра); открыт в 1825 году. В прямоугольный объём здания был вписан подковообразный зрительный зал, сценическое помещение по площади равнялось залу и имело большие кулуары. Главный фасад был акцентирован монументальным 8-колонным ионическим портиком с треугольным фронтоном, увенчанным скульптурной алебастровой группой «Квадрига Аполлона» (размещена на фоне полуциркульной ниши). Сооружение стало главной композиционной доминантой ансамбля Театральной площади.

После пожара 1853 года Большой театр восстанавливался по проекту архитектора А. К. Кавоса (с заменой скульптурной группы работой в бронзе П. К. Клодта), строительство завершено в 1856 году. Реконструкция значительно изменила его внешний облик, но сохранила планировку; архитектура Большого театра приобрела черты эклектизма. В таком виде театр сохранился до 2005 года, за исключением небольших внутренних и внешних перестроек (зрительный зал вмещает свыше 2000 человек). В 1924-59 годах работал Филиал Большого театра (в помещении бывшей Оперы С. И. Зимина на Большой Дмитровке). В 1920 году в бывшем императорском фойе открылся концертный зал - так называемый Бетховенский. В годы Великой Отечественной войны часть коллектива Большого театра находилась в эвакуации в Куйбышеве (1941-42 годы), часть давала спектакли в помещении филиала. В 1961-89 годах некоторые спектакли Большого театра проходили на сцене Кремлёвского дворца съездов. Во время реконструкции (с 2005 года) основного здания театра спектакли идут на Новой сцене в специально построенном здании (по проекту архитектора А. В. Маслова; функционирует с 2002 года). Большой театр включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Н. Н. Афанасьева, А. А. Аронова.

Значительную роль в истории Большого театра сыграла деятельность директоров императорских театров - И. А. Всеволожского (1881-99 годы), князя С. М. Волконского (1899-1901 годы), В. А. Теляковского (1901-1917 годы). В 1882 году проведена реорганизация императорских театров, в Большом театре появились должности главного дирижёра (капельмейстера; им стал И. К. Альтани, 1882-1906 годы), главного режиссёра (А. И. Барцал, 1882-1903 годы) и главного хормейстера (У. И. Авранек, 1882-1929 годы). Оформление спектаклей усложнялось и постепенно выходило за рамки простого украшения сцены; в качестве главного машиниста и декоратора прославился К. Ф. Вальц (1861-1910 годы). В дальнейшем главные дирижёры Большого театра: В. И. Сук (1906-33 годы), А. Ф. Аренде (главный дирижёр балета, 1900-24 годы), С. А. Самосуд (1936-43 годы), А. М. Пазовский (1943-48 годы), Н. С. Голованов (1948-53 годы), А. Ш. Мелик-Пашаев (1953-63 годы), Е. Ф. Светланов (1963-65 годы), Г. Н. Рождественский (1965-1970 годы), Ю. И. Симонов (1970-85 годы), А. Н. Лазарев (1987-95 годы). Главные режиссёры: В. А. Лосский (1920-28 годы), Н. В. Смолич (1930-1936 годы), Б. А. Мордвинов (1936-40 годы), Л. В. Баратов (1944-49 годы), И. М. Туманов (1964-70 годы), Б. А. Покровский (1952-55, 1956-63, 1970-82 годы). Главные балетмейстеры: А. Н. Богданов (1883-89 годы), А. А. Горский (1902-24 годы), Л. М. Лавровский (1944-56, 1959-64 годы), Ю. Н. Григорович (1964-95 годы). Главные хормейстеры: В. П. Степанов (1926-1936 годы), М. А. Купер (1936-44 годы), М. Г. Шорин (1944-58 годы), А. В. Рыбнов (1958-88 годы), С. М. Лыков (1988-95 годы, художественный руководитель хора в 1995-2003 годах). Главные художники: М. И. Курилко (1925-27 годы), Ф. Ф. Федоровский (1927-29, 1947-53 годы), В. В. Дмитриев (1930-41 годы), П. В. Вильямс (1941-47 годы), В. Ф. Рындин (1953-70 годы), Н. Н. Золотарёв (1971-88 годы), В. Я. Левенталь (1988-1995 годы). В 1995-2000-е годы художественный руководитель театра - В. В. Васильев, художественный руководитель, сценограф и главный художник - С. М. Бархин, музыкальный руководитель - П. Феранец, с 1998 года - М. Ф. Эрмлер; художественный руководитель оперы Б. А. Руденко. Управляющий балетной труппой - А. Ю. Богатырёв (1995-98 годы); художественные руководители балетной труппы - В. М. Гордеев (1995-97 годы), А. Н. Фадеечев (1998-2000 годы), Б. Б. Акимов (2000-04 годы), с 2004 года - А. О. Ратманский. В 2000-01 годах художественный руководитель - Г. Н. Рождественский. С 2001 года музыкальный руководитель и главный дирижёр - А. А. Ведерников.

Опера в Большом театре. В 1779 году в Оперном доме на Знаменке поставлена одна из первых русских опер - «Мельник - колдун, обманщик и сват» (текст А. О. Аблесимова, музыка М. М. Соколовского). В Петровском театре поставлены аллегорический пролог «Странники» (текст Аблесимова, музыка Е. И. Фомина), исполненный в день открытия 30.12.1780 (10.1.1781), оперные спектакли «Несчастье от кареты» (1780 год), «Скупой» (1782 год), «Санкт-Петербургский гостиный двор» (1783 год) В. А. Пашкевича. Влияние на развитие оперного театра оказали гастроли итальянской (1780-82 годы) и французской (1784-1785 годы) трупп. В труппе Петровского театра состояли актёры и певцы Е. С. Сандунова, М. С. Синявская, А. Г. Ожогин, П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин и др. Большой Петровский театр открылся 6(18).1.1825 прологом «Торжество муз» А. А. Алябьева и А. Н. Верстовского. В оперном репертуаре с этого времени всё большее место занимали произведения отечественных авторов, главным образом оперы-водевили. Свыше 30 лет работа оперной труппы была связана с деятельностью Верстовского - инспектора Дирекции императорских театров и композитора, автора опер «Пан Твардовский» (1828 год), «Вадим» (1832 год), «Аскольдова могила» (1835 год), «Тоска по родине» (1839 год). В 1840-е годы поставлены русские классические оперы «Жизнь за царя» (1842 год) и «Руслан и Людмила» (1846 год) М. И. Глинки. В 1856 году вновь отстроенный Большой театр открылся оперой В. Беллини «Пуритане» в исполнении итальянской труппы. 1860-е годы отмечены усилением западноевропейского влияния (новая Дирекция императорских театров благоволила к итальянской опере и музыкантам-иностранцам). Из отечественных опер поставлены «Юдифь» (1865 год) и «Рогнеда» (1868 год) А. Н. Серова, «Русалка» А. С. Даргомыжского (1859 год, 1865 год), с 1869 года шли оперы П. И. Чайковского. Подъём русской музыкальной культуры в Большом театре связан с первой постановкой на большой оперной сцене «Евгения Онегина» (1881 год), а также других произведений Чайковского, опер петербургских композиторов - Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, с дирижёрской деятельностью Чайковского. Одновременно ставились лучшие произведения зарубежных композиторов - В. А. Моцарта, Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнера. Среди певцов конца 19- начала 20 веков: М. Г. Гукова, Е. П. Кадмина, Н. В. Салина, А. И. Барцал, И. В. Грызунов, В. Р. Петров, П. А. Хохлов. Этапной для Большого театра стала дирижёрская деятельность С. В. Рахманинова (1904-1906 годы). Расцвет Большого театра в 1901-17 годах во многом связан с именами Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова и А. В. Неждановой, К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, К. А. Коровина и А. Я. Головина.

В 1906-33 годах фактическим главой Большого театра был В.И. Сук, продолживший работу над русской и зарубежной оперной классикой совместно с режиссёрами В. А. Лосским («Аида» Дж. Верди, 1922 год; «Лоэнгрин» Р. Вагнера, 1923 год; «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1927 год) и Л. В. Баратовым, художником Ф. Ф. Федоровским. В 1920-1930-е годы спектаклями дирижировали Н. С. Голованов, А. Ш. Мелик-Пашаев, А. М. Пазовский, С. А. Самосуд, Б. Э. Хайкин, на сцене пели В. В. Барсова, К. Г. Держинская, Е. Д. Кругликова, М. П. Максакова, Н. А. Обухова, Е. А. Степанова, А. И. Батурин, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, М. Д. Михайлов, П. М. Норцов, А. С. Пирогов. Состоялись премьеры советских опер: «Декабристы» В. А. Золотарёва (1925 год), «Сын солнца» С. Н. Василенко и «Тупейный художник» И. П. Шишова (обе 1929 года), «Алмаст» А. А. Спендиарова (1930 год); в 1935 году поставлена опера «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича. В конце 1940 года поставлена «Валькирия» Вагнера (режиссер С. М. Эйзенштейн). Последняя предвоенная постановка - «Хованщина» Мусоргского (13.2.1941). В 1918-22 годах в Большом театре функционировала Оперная студия под руководством К. С. Станиславского.

В сентябре 1943 года Большой театр открыл сезон в Москве оперой «Иван Сусанин» М. И. Глинки. В 1940-50-е годы ставился русский и европейский классический репертуар, а также оперы композиторов стран Восточной Европы - Б. Сметаны, С. Монюшко, Л. Яначека, Ф. Эркеля. С 1943 года с Большим театром связано имя режиссёра Б. А. Покровского, свыше 50 лет определявшего художественный уровень оперных спектаклей; эталонными считаются его постановки опер «Война и мир» (1959 год), «Семён Котко» (1970 год) и «Игрок» (1974 год) С. С. Прокофьева, «Руслан и Людмила» Глинки (1972 год), «Отелло» Дж. Верди (1978 год). В целом для оперного репертуара 1970-х - начала 1980-х годов характерно стилевое многообразие: от опер 18 века («Юлий Цезарь» Г. Ф. Генделя, 1979 год; «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюка, 1983 год), оперной классики 19 века («Золото Рейна» Р. Вагнера, 1979 год) до советской оперы («Мёртвые души» Р. К. Щедрина, 1977 год; «Обручение в монастыре» Прокофьева, 1982 год). В лучших спектаклях 1950-70-х годов пели И. К. Архипова, Г. П. Вишневская, М. Ф. Касрашвили, Т. А. Милашкина, Е. В. Образцова, Б. А. Руденко, Т. И. Синявская, В. А. Атлантов, А. А. Ведерников, А. Ф. Кривченя, С. Я. Лемешев, П. Г. Лисициан, Ю. А. Мазурок, Е. Е. Нестеренко, А. П. Огнивцев, И. И. Петров, М. О. Рейзен, 3. Л. Соткилава, А. А. Эйзен, дирижировали Е. Ф. Светланов, Г. Н. Рождественский, К. А. Симеонов и др. С исключением должности главного режиссёра (1982 год) и уходом из театра Ю. И. Симонова начался период нестабильности; до 1988 года осуществлено всего несколько оперных постановок: «Сказание о невидимом граде Китеже» (режиссер Р. И. Тихомиров) и «Сказка о царе Салтане» (режиссер Г. П. Ансимов) Н. А. Римского-Корсакова, «Вертер» Ж. Массне (режиссер Е. В. Образцова), «Мазепа» П. И. Чайковского (режиссер С. Ф. Бондарчук). С конца 1980-х годов оперную репертуарную политику определяла ориентация на редко исполняемые произведения: «Орлеанская дева» Чайковского (1990 год, впервые на сцене Большого театра), «Млада», «Ночь перед Рождеством» и «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Алеко» и «Скупой рыцарь» С. В. Рахманинова. Среди постановок - совместная российско-итальянская работа «Князь Игорь» А. П. Бородина (1993 год). В эти годы начался массовый отъезд певцов за рубеж, что (при отсутствии должности главного режиссёра) привело к снижению качества спектаклей.

В 1995-2000-е годы основа репертуара - русские оперы 19 века, среди постановок: «Иван Сусанин» М. И. Глинки (возобновление постановки Л. В. Баратова 1945 года, режиссёр В. Г. Милков), «Иоланта» П. И. Чайковского (режиссер Г. П. Ансимов; обе 1997 года), «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова (1998 год, режиссёр Б. А. Покровский). По инициативе Б. А. Руденко исполнены итальянские оперы («Норма» В. Беллини; «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти). Другие постановки: «Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло; «Набукко» Дж. Верди (режиссер М. С. Кисляров), «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (немецкий режиссёр И. Херц), «Богема» Дж. Пуччини (австрийский режиссёр Ф. Мирдита), наиболее удачная из них - «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (английский режиссёр П. Устинов). В 2001 году под руководством Г. Н. Рождественского состоялась премьера 1-й редакции оперы «Игрок» Прокофьева (режиссер А. Б. Титель).

Основы репертуарной и кадровой политики (с 2001 годы): антрепризный принцип работы над спектаклем, приглашение исполнителей на контрактной основе (при постепенном сокращении основной труппы), прокат зарубежных спектаклей («Сила судьбы» и «Фальстаф» Дж. Верди; «Адриенна Лекуврёр» Ф. Чилеа). Возросло количество новых оперных постановок, среди них: «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Турандот» Дж. Пуччини (все 2002 года), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (2003 год; аутентичное исполнение), «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского (2003 год; впервые в Большом театре), «Огненный ангел» С. С. Прокофьева (впервые в Большом театре) и «Летучий голландец» Р. Вагнера (обе 2004 года), «Дети Розенталя» Л. А. Десятникова (2005 год).

Н. Н. Афанасьева.


Балет Большого театра
. В 1784 году в труппу Петровского театра вошли ученики балетного класса, открытого в 1773 году в Воспитательном доме. Первыми хореографами были итальянцы и французы (Л. Парадиз, Ф. и К. Морелли, П. Пинюччи, Дж. Соломони). Репертуар включал их собственные постановки и переносы спектаклей Ж. Ж. Новерра. В развитии балетного искусства Большого театра 1-й трети 19 века наибольшее значение имела деятельность А. П. Глушковского, возглавлявшего балетную труппу в 1812-39 годах. Он ставил спектакли различных жанров, в том числе на сюжеты А. С. Пушкина («Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» Ф. Е. Шольца, 1821 год). Романтизм утвердился на сцене Большого театра благодаря хореографу Ф. Гюллень-Сор, работавшей в Большом театре в 1823-39 годах и перенёсшей из Парижа ряд балетов («Сильфида» Ф. Тальони, музыка Ж. Шнейцхоффера, 1837 год, и др.). Среди её учеников и наиболее известных исполнителей: Е. А. Санковская, Т. И. Глушковская, Д. С. Лопухина, А. И. Воронина-Иванова, И. Н. Никитин. Особое значение имели выступления в 1850-е годы австрийской танцовщицы Ф. Эльслер, благодаря которой в репертуар вошли балеты Ж. Ж. Перро («Эсмеральда» Ч. Пуньи, и др.).

С середины 19 века романтичные балеты стали терять своё значение, несмотря на то, что в труппе сохранялись тяготевшие к ним артисты: П. П. Лебедева, О. Н. Николаева, в 1870-е годы - А. И. Собещанская. На протяжении 1860-90-х годов в Большом театре сменилось несколько балетмейстеров, руководивших труппой или ставивших отдельные спектакли. В 1861-63 годах работал К. Блазис, получивший известность лишь как педагог. Наиболее репертуарными в 1860-е годы были балеты А. Сен-Леона, перенёсшего из Санкт-Петербурга «Конька-Горбунка» Пуньи (1866 год). Значительным достижением стал «Дон Кихот» Л. Минкуса, поставленный М. И. Петипа в 1869 году. В 1867-69 годах осуществил несколько постановок С. П. Соколов («Папоротник, или Ночь на Ивана Купалу» Ю. Г. Гербера, и др.). В 1877 году приехавший из Германии известный балетмейстер В. Рейзингер стал постановщиком 1-й (малоудачной) редакции «Лебединого озера» П. И. Чайковского. В 1880-90-е годы хореографами в Большом театре были Й. Хансен, Х. Мендес, А. Н. Богданов, И. Н. Хлюстин. К концу 19 века, несмотря на наличие в труппе сильных танцовщиков (Л. Н. Гейтен, Л. А. Рославлева, Н. Ф. Манохин, Н. П. Домашёв), балет Большого театра переживал кризис: стоял даже вопрос о ликвидации труппы, в 1882 году сокращённой вдвое. Причиной тому были отчасти малое внимание к труппе (считавшейся тогда провинциальной) Дирекции императорских театров, неталантливые руководители, игнорировавшие традиции московского балета, обновление которого стало возможным в эпоху реформ в русском искусстве начала 20 века.

В 1902 году балетную труппу Большого театра возглавил А. А. Горский. Его деятельность способствовала возрождению и расцвету балета Большого театра. Хореограф стремился насытить спектакли драматическим содержанием, добивался логики и стройности действия, точности национального колорита, исторической достоверности. Лучшими оригинальными постановками Горского стали «Дочь Гудулы» А. Ю. Симона (1902 год), «Саламбо» А. Ф. Арендса (1910 год), «Любовь быстра!» на музыку Э. Грига (1913 год), большое значение имели также переделки классических балетов («Дон Кихот» Л. Минкуса, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Жизель» А. Адана). Единомышленниками Горского были ведущие танцовщики театра М. М. Мордкин, В. А. Каралли, А. М. Балашова, С. В. Фёдорова, с ним работали также Е. В. Гельцер и В. Д. Тихомиров, танцовщики А. Е. Волинин, Л. Л. Новиков, мастера пантомимы В. А. Рябцев, И. Е. Сидоров.

1920-е годы в России - время поисков новых форм во всех видах искусства, в том числе и танца. Однако хореографы-новаторы редко допускались в Большой театр. В 1925 году К. Я. Голейзовский поставил на сцене Филиала Большого театра балет «Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко, содержавший немало новшеств в отборе и сочетании танцевальных движений и построении групп, с конструктивистским оформлением Б. Р. Эрдмана. Официально признанным достижением Большого театра считалась постановка В. Д. Тихомирова и Л. А. Лащилина «Красный мак» на музыку Р. М. Глиэра (1927 год), где злободневное содержание было облечено в традиционную форму (балетный «сон», каноническое па-де-де, элементы феерии).

С конца 1920-х годов роль Большого театра - теперь столичного, «главного» театра страны - возрастала. В 1930-е годы сюда переводят из Ленинграда балетмейстеров, педагогов и артистов. М. Т. Семёнова и А. Н. Ермолаев стали ведущими исполнителями наряду с москвичами О. В. Лепешинской, А. М. Мессерером, М. М. Габовичем. В репертуар были включены балеты «Пламя Парижа» В. И. Вайнонена и «Бахчисарайский фонтан» Р. В. Захарова (оба на музыку Б. В. Асафьева), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева в постановке Л. М. Лавровского, перенесённый в Москву в 1946 году, когда в Большой театр перешла Г. С. Уланова. Начиная с 1930-х годов и до середины 1950-х годов основной тенденцией развития балета было его сближение с реалистическим драматическим театром. К середине 1950-х годов жанр драматического балета изжил себя. Появилась группа молодых хореографов, стремящихся к преобразованиям. В начале 1960-х годов Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв поставили в Большом театре одноактные балеты («Геологи» Н. Н. Каретникова, 1964 год; «Весна священная» И. Ф. Стравинского, 1965 год). Новым словом стали спектакли Ю. Н. Григоровича. Среди его новаторских постановок, созданных в сотрудничестве с С. Б. Вирсаладзе: «Каменный цветок» Прокофьева (1959 год), «Легенда о любви» А. Д. Меликова (1965 год), «Щелкунчик» Чайковского (1966 год), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1968 год), «Иван Грозный» на музыку Прокофьева (1975 год). Эти масштабные, остродраматические спектакли с большими массовыми сценами требовали особого стиля исполнения - экспрессивного, подчас высокопарного. В 1960-1970-е годы постоянными исполнителями в балетах Григоровича были ведущие артисты Большого театра: М. М. Плисецкая, Р. С. Стручкова, М. В. Кондратьева, Н. В. Тимофеева, Е. С. Максимова, В. В. Васильев, Н. И. Бессмертнова, Н. Б. Фадеечев, М. Лиепа, М. Л. Лавровский, Ю. К. Владимиров, А. Б. Годунов и др. С конца 1950-х годов балет Большого театра начал регулярно выступать за рубежом, где приобрёл широчайшую популярность. Последующие два десятилетия - период расцвета Большого театра, богатого яркими индивидуальностями, демонстрировавшего во всём мире свой постановочный и исполнительский стиль, который ориентировался на широкого и притом интернационального зрителя. Однако преобладание постановок Григоровича привело к однообразию репертуара. Старые балеты и спектакли других хореографов исполнялись всё реже, традиционные в прошлом для Москвы комедийные балеты исчезли со сцены Большого театра. Труппа перестала нуждаться и в характерных танцовщиках, и в мимистах. В 1982 году Григорович поставил в Большом театре свой последний оригинальный балет - «Золотой век» Д. Д. Шостаковича. Отдельные спектакли ставили В. В. Васильев, М. М. Плисецкая, В. Боккадоро, Р. Пети. В 1991 году в репертуар вошёл балет «Блудный сын» Прокофьева в постановке Дж. Баланчина. Тем не менее, до середины 1990-х годов репертуар почти не обогащался. Среди спектаклей, поставленных на рубеже 20-21 веков: «Лебединое озеро» Чайковского (1996 год, постановка В. В. Васильева; 2001 год, постановка Григоровича), «Жизель» А. Адана (1997 год, постановка Васильева), «Дочь фараона» Ч. Пуньи (2000 год, постановка П. Лакотта по мотивам Петипа), «Пиковая дама» на музыку Чайковского (2001 год) и «Собор Парижской Богоматери» М. Жарра (2003 год; оба - хореографа Пети), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (2003 год, хореограф Р. Поклитару, режиссёр Д. Доннеллан), «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети (2004 год, хореограф Дж. Ноймайер), «Светлый ручей» (2003 год) и «Болт» (2005 год) Шостаковича (хореограф А. О. Ратманский), а также одноактные балеты Дж. Баланчина, Л. Ф. Мясина и др. Среди ведущих танцовщиков 1990-2000-е годы: Н. Г. Ананиашвили, М. А. Александрова, А. А. Антоничева, Д. В. Белоголовцев, Н. А. Грачёва, С. Ю. Захарова, Д. К. Гуданов, Ю. В. Клевцов, С. А. Лунькина, М. В. Перетокин, И. А. Петрова, Г. О. Степаненко, А. И. Уваров, С. Ю. Филин, Н. М. Цискаридзе.

Е. Я. Суриц.

Лит.: Погожев В. П. 100-летие организации императорских московских театров: В 3 кн. СПб., 1906-1908; Покровская 3. К. Архитектор О. И. Бове. М., 1964; Зарубин В. И. Большой театр - Bolshoi theatre: Первые постановки опер на русской сцене. 1825-1993. М., 1994; он же. Большой театр - Bolshoi theatre: Первые постановки балетов на русской сцене. 1825-1997. М., 1998; «Служенье муз...». Пушкин и Большой театр. М., ; Федоров В. В. Репертуар Большого театра СССР 1776-1955 годы: В 2 т. N.Y., 2001; Березкин В. И. Художники Большого театра: [В 2 т.]. М., 2001.

На должность музыкального руководителя и главного дирижера Большого театра назначен дирижер Туган . Контракт с ним заключен с 1 февраля 2014 года на четыре года, заявил на пресс-конференции гендиректор Большого Владимир Урин. Он добавил, что в текущем сезоне Сохиев будет появляться в театре изредка, на несколько дней, чтобы познакомиться с труппой и репертуаром.

Основная работа нового дирижера начнется в сезоне 2014-2015 годов, в котором Сохиев должен будет подготовить два проекта.

36-летний Туган Сохиев учился на дирижерском факультете Петербургской государственной консерватории (первые два курса — в классе ), после завершения учебы стал музыкальным руководителем Валлийской национальной оперы. С 2005 года сотрудничает с Национальным оркестром Капитолия Тулузы — за эту работу Сохиев стал кавалером ордена Почетного легиона. С 2010 года также стал главным дирижером Немецкого симфонического оркестра Берлина.

Пост музыкального руководителя Большого освободился в начале декабря 2013 года после увольнения , который не доработал до окончания контракта полтора года. Как признался на пресс-конференции Урин, он вел переговоры с российскими и зарубежными дирижерами и до ухода Синайского, но только после появления вакансии они стали более предметными.

«Назначение Сохиева, скорее всего, означает, что в Большом театре не будет ни революций, ни реставрации старого, а будет вполне четкое движение вперед», — поделился с «Газетой.Ru» один из сотрудников труппы Большого.

Правда, новый музыкальный руководитель, отвечая на вопрос о «режиссерской опере», дал журналистам поймать себя на забавной фразе: «Оперу нужно защищать не только от режиссеров — от любых вредителей». Правда, дальше дирижер дал понять, что считает бессмысленным современный спор между сторонниками «режиссерского» и «дирижерского» подходов к постановке оперных спектаклей. «Слово «режопера» мне не нравится — мне оно кажется ругательным», — добавил Сохиев.

Исключена и «битва амбиций» между и новым дирижером, на возможность которой указывали эксперты после внезапного увольнения Синайского: Сохиев станет реальным музыкальным руководителем театра — будет работать с оркестром, отбирать певцов, работать с партитурами. Урину же останется общее руководство и продюсерская деятельность — у него нет музыкального образования, а в музыкальный театр он пришел из театра драматического.

Контракты Сохиева в Тулузе и Берлине истекают в 2016 году. Урин пообещал не препятствовать их продлению и учитывать занятость дирижера в этих коллективах. «Я не нашел бы ни одного дирижера, который бы бросил все и сел бы в Большом на весь день», — объяснил он.

«Такая занятость — совершенно нормальная ситуация в случае с раскрученным дирижером, а Сохиев таковым является, — рассказал «Газете.Ru» эксперт, знакомый с ситуацией. —

Он собирается увеличивать количество времени, которое он будет проводить в Большом, и без этого ему тоже не обойтись: если репертуарную политику можно определять по электронной почте, то назначать певцов или стоять за пультом дистанционно не получится».

Туган Сохиев, как и писала ранее «Газета.Ru», был одним из наиболее вероятных преемников Синайского — наравне с и . Урин рассказал, что вел переговоры с и . С кандидатами, который отказались от должности в театре, гендиректор договорился о совместных проектах в будущем. Урин добавил, что Сохиев отнесся к такому сотрудничеству с пониманием и сам предложил несколько кандидатур дирижеров, с которыми мог бы сотрудничать театр.

«Буду сокращать свои обязанности за рубежом и стараться проводить как можно больше времени в Большом», — пообещал Сохиев.

Одна из самых очевидных и первостепенных задач нового дирижера — серьезно улучшить качество оперной труппы, работу которой Урин неоднократно критиковал. Это может быть, например, переход на систему «стаджионе», то есть приглашение конкретных певцов под конкретные проекты. Для театра эта система довольно выгодна: спектакль идет много дней подряд, не нужно менять декорации, а ограниченная серия спектаклей может заставить зрителей не откладывать посещение театра в совсем уже долгий ящик.

О необходимости такого перехода говорил прежний директор по перспективному творческому планированию , пытался ее продвинуть и предшественник Урина, прежний гендиректор Анатолий Исканов. Однако внедрить ее помешало трудовое законодательство — штатные должности в труппе неотменяемы, а профсоюз у работников культуры очень влиятельный. Впрочем, компромиссная система «полу-стаджионе», о которой заявил на пресс-конференции Сохиев, уже де-факто работает в Большом театре: новогодний «Щелкунчик» идет десять дней подряд, а другие постановки — сериями по четыре-пять спектаклей.

Советская эпоха была щедра на таланты. В историю мировой культуры вошли имена блистательных советских пианистов, скрипачей, виолончелистов, певцов и, конечно, дирижеров. В это время сформировалось современное представление о роли дирижера - лидера, организатора, мэтра.

Какими они были, музыкальные лидеры советской эпохи?

Пять портретов из галереи выдающихся дирижеров.

НИКОЛАЙ ГОЛОВАНОВ (1891–1953)

Уже в шесть лет во время прогулки Николай попробовал дирижировать военным оркестром. В 1900 году юный любитель музыки был принят в Синодальное училище. Здесь раскрылись его вокальные, дирижерские и композиторские способности.

Став уже зрелым мастером, Голованов с большой любовью напишет о годах учения: «Синодальное училище дало мне всё - моральные принципы, жизненные устои, умение работать много и систематически, привило священную дисциплину».

После нескольких лет работы регентом Николай поступил в класс композиции Московской консерватории. В 1914 году он окончил ее с малой золотой медалью. На протяжении всей своей жизни Николай Семенович писал духовные песнопения. Он продолжал работу в этом жанре и тогда, когда религия была провозглашена «опиумом народа».

Фрагмент исполнения увертюры Чайковского «1812 год»

В 1915 году Голованов был принят в Большой театр. Все начиналось со скромной должности помощника хормейстера, а в 1948 году он стал главным дирижером. Отношения с прославленным театром не всегда были ровными: Николаю Голованову пришлось пережить много обид и разочарований. Но в истории остались не они, а блистательные интерпретации русской оперной и симфонической классики, яркие премьеры сочинений композиторов-современников и первые радиотрансляции классической музыки в СССР с его участием.

Дирижер Геннадий Рождественский так вспоминает о мастере: «Он не переносил середины. Безразличной середины. И в нюансировке, и во фразировке, и в отношении к делу».

Хотя учеников-дирижеров у Голованова не было, но его интерпретации русской классики становились образцами для молодых музыкантов. Основоположником советской дирижерской школы суждено было стать Александру Гауку.

АЛЕКСАНДР ГАУК (1893–1963)

Александр Гаук учился в Петроградской консерватории. Композицию он изучал в классе Александра Глазунова, дирижирование - в классе Николая Черепнина.

В 1917 году начинается музыкально-театральный период его жизни: он работает в Петроградском театре музыкальной драмы, а затем в Ленинградском театре оперы и балета.

В 1930-е годы в центре интересов Гаука оказывается симфоническая музыка. В течение нескольких лет он руководил симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, а в 1936 году возглавил только что созданный Государственный симфонический оркестр СССР. По театру он не скучал, только сожалел, что так и не довелось поставить любимую «Пиковую даму» Чайковского.

А. Онеггер
Пасифик 231

В 1953 году Гаук стал главным дирижером Большого симфонического оркестра Гостелерадио СССР. Эта работа была очень напряженной и интересной. Оркестр играл программы, что называется, в прямом эфире. В 1961-м маэстро был «вежливо» отправлен на пенсию.

Радостью для Гаука была педагогическая деятельность. Евгений Мравинский, Александр Мелик-Пашаев, Евгений Светланов, Николай Рабинович - все они были учениками маэстро.

Евгений Мравинский, сам уже прославленный мастер, напишет своему педагогу в поздравительном письме: «Ты - единственный наш дирижер, несущий традиции настоящей большой культуры».

ЕВГЕНИЙ МРАВИНСКИЙ (1903–1988)

Вся жизнь Мравинского была связана с Петербургом–Ленинградом. Он родился в дворянской семье, но в трудные годы ему приходилось заниматься и «недворянскими» делами. К примеру, работать статистом в Мариинском театре. Важную роль в его судьбе сыграла личность руководителя театра - Эмиля Купера: «Именно он и внедрил в меня тот «гран отравы», который на всю жизнь связал меня с дирижерским искусством».

Ради музыки Мравинский бросил университет и поступил в Петроградскую консерваторию. Сначала студент усердно занимался композицией, а потом увлекся дирижированием. В 1929 году он пришел в класс Гаука и очень быстро освоил основы этого сложного (или «темного», как говорил Римский-Корсаков) дела. По окончании консерватории Мравинский становится дирижером-ассистентом Ленинградского театра оперы и балета.

В 1937 году произошла первая встреча дирижера с музыкой Дмитрия Шостаковича. Мравинскому была доверена премьера его Пятой симфонии.

Шостаковича поначалу даже испугал метод работы дирижера: «О каждом такте, о каждой мысли Мравинский учинял мне подлинный допрос, требуя от меня ответа на все возникавшие у него сомнения. Но уже на пятый день нашей совместной работы я понял, что такой метод является безусловно правильным».

После этой премьеры музыка Шостаковича станет постоянной спутницей жизни маэстро.

В 1938 году Мравинский победил на Первом Всесоюзном конкурсе дирижеров и тут же был назначен руководителем оркестра Ленинградской филармонии. Многие артисты оркестра были значительно старше дирижера, поэтому не стеснялись давать ему «ценные указания». Но пройдет совсем немного времени, на репетициях установится рабочая атмосфера, и этот коллектив станет гордостью отечественной культуры.

Репетиция оркестра Ленинградской филармонии

Не так часто в истории музыки встречаются примеры, когда дирижер работает с одним коллективом в течение нескольких десятилетий. Евгений Мравинский возглавлял оркестр филармонии полвека, его младший коллега Евгений Светланов руководил Госоркестром 35 лет.

Дмитрий Шостакович, Симфония №8

ЕВГЕНИЙ СВЕТЛАНОВ (1928–2002)

Для Светланова Большой театр был родным в особом смысле слова. Его родители - солисты оперной труппы. Будущий маэстро дебютировал на прославленной сцене в нежном возрасте: он сыграл маленького сына Чио-Чио-сан в опере Пуччини «Мадам Баттерфляй».

Почти сразу после окончания консерватории Светланов приходит в Большой театр, осваивает всю театральную классику. В 1963 году он становится главным дирижером театра. Вместе с ним труппа выезжает на гастроли в Милан, в Ла Скала. Светланов выносит на суд требовательной публики «Бориса Годунова», «Князя Игоря», «Садко».

В 1965 году он возглавил Государственный симфонический оркестр СССР (тот самый, который когда-то руководил его педагог Александр Гаук). Вместе с этим коллективом, ставшим в 1972 году академическим, Светланов реализовал масштабный проект - «Антология русской симфонической музыки в грамзаписи». Значение этого труда очень точно определил музыкальный директор «Радио Франс» Рене Геринг, много работавший с дирижером: «Это настоящий подвиг Светланова, еще одно свидетельство его величия».

М.Балакирев, симфония №2, финал

Работая с ГАСО, дирижер не забывает о Большом театре. В 1988 году настоящей сенсацией стала постановка «Золотого петушка» (режиссер - Георгий Ансимов). Светланов пригласил на сверхсложную партию Звездочета «неоперного» певца Александра Градского, что прибавило спектаклю еще больше оригинальности.

Концерт «Шлягеры уходящего века»

Среди самых важных достижений Евгения Светланова - приобщение широкого круга слушателей к музыке выдающегося композитора Николая Мясковского, очень редко исполнявшейся советскими оркестрами.

Возвращение на концертную эстраду малоизвестных сочинений стало одной из ключевых задач и для маэстро Геннадия Рождественского.

ГЕННАДИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (РОД. 1931)

Дирижеры, играющие на инструментах или сочиняющие музыку, - не редкость. А вот дирижеры, способные рассказывать о музыке, встречаются нечасто. Геннадий Рождественский - настоящий уникум: он может увлекательно рассказывать и писать о музыкальных произведениях разных эпох.

Дирижированию Рождественский учился у своего отца - известного дирижера Николая Аносова. Мама, певица Наталья Рождественская, многое сделала для развития художественного вкуса сына. Еще не окончив консерваторию, Геннадий Рождественский был принят в Большой театр. Его дебютом стала «Спящая красавица» Чайковского. В 1961 году Рождественский возглавил Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и радиовещания. В это время проявились репертуарные предпочтения дирижера.

Он с огромным интересом осваивал музыку ХХ века, а также знакомил публику с «нешлягерными» сочинениями. Музыковед, доктор искусствоведения Виктор Цуккерман в письме к Рождественскому признавался: «Мне уже давно хотелось высказать глубокое уважение и даже преклонение перед Вашей самоотверженной, может быть, даже подвижнической деятельностью по исполнению либо незаслуженно забытых, либо мало кому известных произведений».

Творческий подход к репертуару определил работу маэстро и с другими оркестрами - известными и не очень, молодежными и «взрослыми».

Все начинающие дирижеры мечтают учиться у профессора Рождественского: вот уже 15 лет он заведует кафедрой оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории.

Профессор знает ответ на вопрос «Кто такой дирижер?»: «Это медиум между автором и слушателем. Или, если хотите, некий фильтр, который пропускает через себя поток, излучаемый партитурой, а затем пытается передать это публике».

Фильм «Треугольники жизни»
(с фрагментами выступлений дирижера), в трех частях

Туган Сохиев. Фото – Кирилл Каллиников

Скандал вокруг балета «Нуреев» может испортить репутацию российского Большого театра, который будет участвовать в финском Оперном фестивале в городе Савонлинна. Главный дирижер и музыкальный руководитель театра Туган Сохиев говорит, что вопросы, касающиеся балета, стоит задавать директору театра.

Главный дирижер московского Большого театра Туган Сохиев все еще верит в художественную свободу своей труппы, хотя недавний перенос премьеры балета «Нуреев» нанес урон репутации легендарного дома балета и оперы, который принимает участие в Оперном фестивале в финском городе Савонлинна.

Нуреев - легендарный танцор и гомосексуал. Утверждается, что министр культуры задумался о том, не будет ли балет нарушать закон, запрещающий «пропаганду гомосексуализма» среди несовершеннолетних. Закон уже применялся, например, для запрета гей-парадов.

«Спросите у генерального директора, который принимал решение о переносе премьеры балета. Я отвечаю за музыку»,

Напоминает Сохиев.

Редакция Helsingin Sanomat договорилась взять интервью у генерального директора Владимира Урина позже. Сохиев может рассказать только то, что слышал сам.

«Насколько мне известно, проект, поставленный в студии, было сложнее перенести на большую сцену. Для балета «Нуреев» были приглашены хороший композитор, блестящий хореограф, интересный постановщик.

Им, вероятно, требуется дополнительное время, и, насколько я знаю, премьера должна состояться уже до нового года, хотя изначально речь шла о следующем мае, так как у них много другой работы»,

Сказал он.

Сохиев отвечает за оперные постановки «Иоланты» и «Евгения Онегина» на музыку Петра Чайковского. 25 июля 2017 зрители смогли насладиться одноактной оперой «Иоланта».

«Во времена композитора балет «Щелкунчик» и оперу «Иоланта» показывали в один вечер. Тогда готовили театральные вечера, которые длились по 4-5 часов. Мы, в свою очередь, представляем отрывки из «Щелкунчика», которые отражают в данном варианте постановки скрытые аспекты «Иоланты»,

Отмечает дирижер.

На сцене крепости Олавинлинна появятся символические «черная» и «белая» комнаты.

«В Москве они также двигаются и объединяются, но в Олавинлинне это невозможно. Для этого представления мы сделали специальные новые и простые декорации»,

Рассказывает Сохиев.

Показ оперы «Евгений Онегин» состоится 26 июля. К сожалению, будет представлена концертная версия оперы, как это было сделано недавно в рамках Экс-ан-Прованского оперного фестиваля.

«На самом деле, концертное исполнение тоже возможно. Евгений Онегин» - необычная опера. Композитор представляет в ней серию лирических фрагментов. Это более камерная музыка, чем многие себе представляют»,

Говорит дирижер.

Большой театр упоминался в заголовках газет еще четыре года назад, когда тогдашнему руководителю театра плеснули в лицо кислотой. В нападении обвинили артиста балета.

«Это произошло, к счастью, до того, как я занял свой пост. Насколько я понимаю, речь шла о личном конфликте, который стал проблемой для всего театра. Теперь у нас хорошая здоровая атмосфера»,

Говорит Сохиев.

Сохиев отвечает и за оперное представление, которое должны посетить президенты России и Финляндии 27 июля, и произносит соответствующие ситуации вежливые слова: «Замечательно, что столетие Финляндии можно отметить подобным образом в кругу соседей».

Сохиев работает в Москве пять месяцев в году. Одновременно он остается и дирижером оркестра Тулузы во Франции. Он принимает участие в самых значительных событиях - например, приезжает на филармонические концерты Берлина и Вены.

«И на выступление Симфонического оркестра Финского радио! Дел много, но я постараюсь попасть и в эту любимую мной страну, чтобы дирижировать оркестром в 2019 году»,

Приглашение к сотрудничеству Тугана Сохиева - первый кадровый ход нового директора театра Владимира Урина. Ход вынужденный (предыдущий дирижер и музрук театра, Василий Синайский, со скандалом ушел посреди сезона, за две недели до важной премьеры оперы Верди «Дон Карлос», и замену ему нужно было найти невероятно срочно. - Прим. ред. ). Но удачный, разумный и очень взвешенный. Имя Сохиева чаще других звучало в разговорах о том, кем можно заменить Синайского, - вместе с именами еще двух молодых дирижеров, Василия Петренко и Дмитрия Юровского. И многим было очевидно, что у Петренко контракт с Михайловским театром, а молодому Юровскому еще расти и расти. В общем, остается Сохиев - надежный и проверенный. Так что громом среди ясного неба эта новость не стала.

Вообще, репутация Сохиева, нынешнего руководителя Национального оркестра Капитолия Тулузы и Немецкого симфонического оркестра Берлина, приятно удивляет нормальным - а не безумным, как у нас часто бывает, - ходом событий. Он становился важной величиной на Западе постепенно, не порывая с петербургскими корнями, в частности с Мариинским театром, где работал в Академии молодых певцов и постоянное дирижерство в котором принял в 2005 году, уже дебютировав на сценах Уэльской национальной оперы («Богема», 2002) и в Метрополитен-опере («Евгений Онегин», 2003). Далее были - Хьюстонская опера, Ла Скала, мадридский театр «Реал», Мюнхенская опера. И чертова куча первоклассных оркестров, от лондонских до берлинских и венских филармонических. Он часто выбирает русский репертуар, вот и на грядущий концерт с «Филадельфия-симфони», бывшим оркестром легендарного Юджина Орманди, готовит «Картинки с выставки». То есть там он русский, у нас - как бы западный.

Влиятельные европейские журналы называют молодого маэстро чудо-величиной, карьера его развивается с невероятной скоростью, при этом Сохиев не зазнался, не занесся и даже не особенно кичится принадлежностью к великой петербургской дирижерской школе. А мог бы: в Питере его консерваторскими наставниками были Илья Мусин и Юрий Темирканов, а крестным отцом в театре - Валерий Гергиев. Его скромность, профессиональная адекватность и дипломатичность - черты почти марсианские в наших широтах, где что ни дирижер - то Музыкант Музыкантович. И Большому с ним явно повезло; больше того - театру о таком дирижере можно было только мечтать. И то, что Владимир Урин сумел договориться с ним, да еще и за такой короткий срок, в ситуации невиданного цейтнота - дело почти невероятное. Дело даже не в обнадеживающем (а не закатном) возрасте взятого на четырехлетний контракт 36-летнего дирижера. Дело в абсолютно точном попадании в яблочко.

Если раньше главдиров Большого выбирали либо по принципу известности и заслуженности (Геннадий Рождественский, Василий Синайский), либо уж из тех, кто под рукой и готов пахать как можно больше (Александр Ведерников, при котором на тех же основаниях главным приглашенным работал Николай Алексеев), то Сохиев, пожалуй, способен стать в Большом не звездой и не жертвой, а квалифицированным соучастником художественной политики. Свидетельством чему - оговоренный им (до сентября) срок для постепенного вхождения в рабочий процесс; объявленный объем собственных проектов в будущем сезоне (2 проекта, какие - пока разумно не озвучивается). И неявный, но подразумеваемый план сотрудничества с Валерием Гергиевым, при осуществлении которого из оперного дирижера с завидной репутацией Сохиева дорастят до полноценного оперного интенданта. А это значит, что по истечении директорского контракта в 2018 году Владимиру Урину будет на кого оставить Большой театр.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры