Новый фильм говорухина с ходченковой. Говорухин променял ходченкову на горшкову

Главная / Ссоры

Светлана Ходченкова: «Я очень ревнива»

После фильмов Станислава Говорухина «Благословите женщину» и «Не хлебом единым» Светлану Ходченкову назвали русской красавицей - так впечатлили кустодиевские формы молодой актрисы. А в кинотусовке активно обсуждался ее роман с Говорухиным. Но Светлана удивила всех: неожиданно похудела и вышла замуж!

– После вашего дебюта поговаривали, что у вас роман с Говорухиным…

– Поначалу мне было очень обидно слышать такое! Ну конечно, а что еще можно подумать? Знаменитый режиссер взял никому не известную актрису, сделал из нее звезду – не за красивые же глазки все это! Понятно, каким образом девочка попала в кино! Я очень переживала, когда начали писать, что я любовница Говорухина. В одной желтой газете была помещена фотография, на которой мы с моим мужем Володей были сфотографированы со спины на каком-то кинофестивале. Под фото была убийственная подпись: «Светлана Ходченкова поменяла Говорухина на молодого жеребца!» К счастью, Володя с юмором к этому отнесся, посмеялся.

– Ваш муж тоже актер. Сейчас вы более известна, чем он. У вас не возникает профессиональной конкуренции?

– Мы, наверное, не были бы вместе, если бы конкурировали друг с другом! Этого нет в наших отношениях, и делить нам в профессии нечего. Он не сыграет длинноногую блондинку так же, как я не сыграю мускулистого парня. И амплуа у нас разные, даже больше скажу: у нас пол разный! Ну какая здесь может быть конкуренция?! Я думаю, если начинается соперничество, значит, людям неуютно друг с другом и надо расходиться. Если человек впадает в депрессию или мучается комплексами, не стоит устраивать проблем своей второй половине.

– С мужем вы познакомились в Щукинском?

– Да, мы учились в одном училище, только на разных курсах. Он на год старше меня, мы все время оказывались в одних компаниях, все смотрели друг на друга. Потом снялись в двух фильмах, причем в ленте «Московский дворик» играли мужа и жену. Позже выяснилось, что все это время он думал, как подойти ко мне, а я – как оказаться ближе к нему (смеется).

– Из-за чего вы можете поссориться?

– У всех бывает плохое настроение: случается, придешь домой и сорвешься на любимом человеке. Но мы стараемся острые углы сглаживать.

– Муж вас ревнует?

– Тяжело двум творческим личностям вместе? Безумно тяжело. Мы оба очень ревнивы. Я, например, не могу видеть, как мой любимый целуется в кадре с другой женщиной. При этом я прекрасно понимаю, что все происходящее – это работа. И тем не менее! Он точно так же относится ко мне.

– Кто у вас дома моет посуду?

– Мыть посуду – женская обязанность. Мне не приходит в голову просить об этом мужа. Я и посуду мою, и в квартире убираю. Считаю, что это нормально.

– Вы себя считаете везучей?

– Я определенно удачливый человек! Мне посчастливилось поступить в Щукинское театральное училище… Судьба свела меня со Станиславом Сергеевичем Говорухиным. Но главное – мне очень повезло с мамой! Она никогда не запрещала мне заниматься тем, что мне было интересно.

– Кто ваши родители?

– Я из обычной семьи. Родилась в подмосковном городе Железнодорожный. Меня воспитывала одна мама, она маляр-штукатур. Она всегда помогала мне, поддерживала. Помню, когда я училась, нас все время просили принести какие-то деньги на нужды школы, но для нашей семьи это была проблема в то время. Чтобы меня не отчислили из школы, мамочке пришлось сделать в классе ремонт.

– Вы рано начали зарабатывать?

– Да, старалась – денег в семье не хватало. В 14 лет я пошла в школу моделей. Хорошо помню, как на первые заработанные на показах деньги я купила кооперативный телефонный номер в нашу квартиру в Железнодорожном. До этого телефона у нас не было.

– По каким критериям вас принимали в школу моделей?

– Как и всех в этом бизнесе. Там нужны симпатичные, простите, «вешалки»: желательно, чтоб ноги от ушей росли, длинные волосы приветствуются, и блондинок очень любят. Какие еще могут быть там критерии? В модельное агентство я пришла в том возрасте, когда мне это было интересно. Но моя модельная жизнь недолго длилась, хоть я и успела поработать на показах во Франции и Японии.

В Москве в кинотеатре «Октябрь» прошла премьера фильма режиссера Станислава Говорухин «Конец прекрасной эпохи» по произведениям Сергея Довлатова.

Поздравить коллег пришли Леонид Якубович, Николай Валуев, Александр Буйнов с супругой Аленой, Вера Глаголева с двумя дочерями и многие другие. Известный архитектор Зураб Церетели подарил Станиславу Говорухину свою картину с изображением Георгия Победоносца и по просьбе именитого режиссера оставил на ней свой автограф.

Представляли фильм актеры, исполнившие главные роли - это Иван Колесников и Светлана Ходченкова. На Светлане было излишне откровенное платье, подчеркивающее все изгибы ее фигуры. И этим вечерним туалетом Светлана убила двух зайцев. Во-первых, напомнила собравшимся, что она без двух минут голливудская дива (российская актриса недавно снялась в американском блокбастере «Росомаха: Бессмертный»), а во-вторых, ясно дала понять, что слухи о ее беременности - это только слухи.

Я должен рассказать одну историю, связанную со Светланой, - сказал со сцены Станислав Говорухин. - Когда она снималась у меня в фильме «Благословите женщину», я ей предложил взять псевдоним. Но она меня не послушалась… А фамилия у актрисы сложная в произношении… И теперь, когда Света стала знаменитой и в ее фамилии постоянно делают ошибки. Надо было все-таки соглашаться со мной тогда!

Перед началом фильма Станислав Сергеевич в ироничной манере пожелал зрителям не приятного просмотра, а «приятного аппетита».

Валерия Хващевская, фото Алексея Родченко

(ИА «Столица»)



– Вы уже четыре месяца как замужняя женщина. Не устали еще?



– (Ходченкова удивляется и начинает загибать пальцы.) Точно, пятый месяц моей семейной жизни пошел. А из-за чего уставать? Меня же не привязывают к ноге и не говорят: ни шагу из дома.

– Что-то пришлось менять в жизни?

– Ничего не поменялось. И слава Богу. Если бы что-то поменялось – развелись бы точно.

Хотя… изменения есть: в доме появилось огромное количество бытовых приборов, начиная с утюга, заканчивая холодильником. Их подарили на свадьбу. Надо искать им применение, но пока не получается. Они так и стоят в квартире у мамы. А своего гнездышка нет. Но мы активно думаем над этим вопросом.

– С момента вашего знакомства с Владимиром (Владимир Яглыч – молодой актер. – Д.Т.) прошло не так уж много времени. К чему такая спешка со свадьбой?

– Как сказал мой муж: «А что в бирюльки-то играть?!» Ну, а потом... если дети пойдут…

Лучшие дня

– Думаете о прибавлении?

– Об этом думать вообще нельзя. Даст Бог – не даст Бог… Высчитывать по дням – не мое. Мне повезло: муж не пьет, не курит. Это при планировании ребенка очень важно. И все-таки сплюну три раза.

– Не ожидали от вас смены фамилии.

– Разве плохая фамилия? По-моему, красивая. Почему бы не взять? В кино я остаюсь Ходченковой, а по паспорту Яглыч. Это было обоюдное решение с мужем. Это не обязанность, само собой получилось.

– Поначалу вы, кажется, не особо понравились маме будущего мужа.

– Когда она смотрела фильм «Благословите женщину», Вова сказал, что вот та девушка, с которой он встречается. На что его мама заявила: «Ты что? Она же старая!» Я же в этом фильме сначала играю молодую женщину, а потом в возрасте. Я на свекровь не обиделась. Для меня как для актрисы это плюс.

– Свекровь советы молодой невестке дает?

– Что-то советует. Я прислушиваюсь. Моя свекровь в прошлом повар, замечательно готовит. Я обожаю ее блюда. Недавно научила меня готовить цветную капусту с майонезом под сыром. Я уже неоднократно готовила это блюдо для мужа. Ему понравилось. Я и сама люблю поесть, особенно сладкое.

– И судя по вам, совсем не поправляетесь.

– Это мое нормальное состояние. Для съемок мне приходилось толстеть. После первого курса я пришла на картину «Благословите женщину», меня утвердили, началась работа. Во время съемок на юге я стремительно начала худеть. Костюмеры забили в колокола: «Свет, с тебя платье сваливается. Что ты делаешь?» А я ничего не делала – природа брала свое, и я начинала худеть. Накричали на меня, я начала поправляться. Ела, ела, ела. Жареное. Это вредно, зато поправилась.

– Вы молодая актриса, Говорухин – маститый режиссер…

– На постель намекаете? (Смеется.)

– Я не намекаю, а вот другие…

– Слухов ходило много. Неспроста, мол, одну актрису постоянно берут на главные роли без проб. Не за красивые же глазки. На самом деле все – только за талант. С Говорухиным у меня не было никаких романов. Когда появлялись публикации о наших отношениях со Станиславом Сергеевичем, я плакала. Приходила к Говорухину и говорила: «Давайте в суд подадим». Он спокойно отвечал: «Пишут – пусть пишут. Это лучше, чем когда молчат».

– Вам льстит, что вас называют актрисой Говорухина?

– Конечно. Говорухин – это Говорухин. Сниматься в его картинах считают за честь многие. Известные актеры снимаются у него в эпизодах, а я – молодая актриса с первого курса – получаю от него главные роли. Меня привели сниматься в массовке, а получилось вот как.

– Не спрашивали, за что он вас так любит?

– Зачем спрашивать? (Смеется.) Любит и любит. Надо радоваться, а не вдаваться в подробности: «А почему? А что?» Я его устраиваю как актриса.

– Недавно у Говорухина спросили, что он думает о вас. Станислав Сергеевич ответил: «Светка – хорошая девка. Только мозгов нет…»

– Слышала и очень на него разозлилась. Мне позвонила свекровь и сказала: «Света, купи такой-то журнал, там тебя Говорухин так ругает!» Я не могла пойти купить журнал и попросила свекровь зачитать мне все по телефону. Не понимаю, зачем человеку, который в меня вложил столько сил, сейчас портить мое будущее. Не первый раз я читаю негативные отзывы о себе. Он может поговорить со мной, сказать все, что думает, мне, а не рассказывать со страниц газет и журналов.

– Ну, за это ему большое спасибо. Тем не менее он ругает меня очень часто. Может, когда и по делу. Он говорит: «Дура, что пошла сниматься в сериалы». Согласна, дура. А жить-то надо!

«Все ждут от меня танца на барной стойке»

– Он благословил женщину, то есть вас, на свадьбу?

– Когда Говорухин узнал, что я выхожу замуж, сказал: «Давно пора, а то совсем в девках засиделась». (Смеется.)

– Вы его на свадьбу приглашали?

– Нет. У нас все было очень скромно, только ближайшие родственники, знакомые. Приглашать на праздник прессу – значит лишний раз не выпить, на стойке не потанцевать.

– Ух вы какая!

– Шучу. Я обмолвилась до свадьбы кому-то из знакомых о танцах на стойке. Это разошлось по всем нашим друзьям. И все друзья и родственники ждали: когда же Света станцует на барной стойке. Ждут. Грозятся на годовщину свадьбы устроить мне все. Это будет непростое для меня решение. Посмотрим.

– А выпить можете?

– Мы с мужем думали, что во время всех этих росписей так испугаемся, что напьемся до визга. Ничего подобного.

– А вас-то Говорухин на свой юбилей, который недавно отметил, пригласил?

– Да. Все прошло достаточно быстро. Мне понравилось. Мило. Много политиков было. Он же у нас в Госдуме. Вот политики публику и развлекали. Больше всего запомнился Жириновский. Это просто гений. Он говорит правдивые вещи, но так, что ни один артист повторить не сможет. У меня дома есть фото с ним. Сохраню для компромата.

– Жириновский Малиновскую недавно в политику вывел. Вдруг он или Говорухин вам тоже предложит?

– Да какая политика? Из меня политик, как из кролика отбивная. Что я там забыла? Я попытаюсь на людей повлиять с экранов.

– С помощью сериалов, за которые вас ругает Говорухин?

– Ну я же не уверена, что Станислав Сергеевич будет снимать меня во всех своих картинах. Когда я снималась в сериалах, я не думала, что меня ждет вторая картина у него – «Не хлебом единым». Сейчас в сериалах не снимаюсь. Я понимаю, что меня могут забыть. Но не хочется играть образы, которые уже играла – «девушка с провинции, которая любит, ждет, надеется, верит». И опять же много сериалов, вся эта каша, мыло.

– Какой роли ждете?

– Хочу характерную. С конкретным образом определиться сложнее. Например, Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Но это было уже хорошо сыграно. Боюсь, не скоро решатся снять это же. Хотя к тому времени я достигну нужного для роли возраста.

– Ревности со стороны солидных актеров не замечали?

– Судя по тому, что с некоторыми отношения не складываются, может быть. Но напрямую никто ничего не говорил.

– Чем занимаетесь, отдыхая от сериалов?

– Сейчас предложили сняться в одном фильме. Активно занимаюсь верховой ездой и собираюсь заняться вокалом. Сидела как-то дома, пела караоке и поняла: что-то получается, почему бы не попробовать.

– То есть скоро мы увидим новую поп-звезду?

– Чего нет, того нет. Клянусь: певицей не стану. Быть, как Зверев, что ли? Нет уж. Я лучше буду сидеть дома и петь караоке. В театре, кино буду петь. Каждый должен заниматься своим делом. Петь ради денег – неинтересно. Деньги не главное. Если было бы иначе, я бы сейчас снималась во всех сериалах.

Станислав Говорухин - один из немногих продолжающих активное творчество мэтров советского режиссерского цеха. Создатель фильмов «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя» и «Ворошиловский стрелок» с периодичностью раз в два года выпускает картины, появление в которых - честь для любого российского актера.

Станислав Зельвенский, «Афиша» : «Про Говорухина можно говорить что угодно, но в свои 80 он живой человек, не потерявший профессию и уж про компромиссы, надо думать, знающий куда больше многих».

Основой его нового фильма как раз и стал «Компромисс» - сборник новелл Сергея Довлатова о жизни, работе и творчестве альтер эго Довлатова, ленинградского журналиста, уехавшего в Таллин в поисках большей свободы для творчества.

Иван Колесников, исполнитель главной роли : «Это фильм о любви и свободе. У него нет начала и конца. В нем все понятно и просто, потому что с того времени ничего не поменялось: журналисты и писатели все так же борются с существующими правилами. Довлатова принижали, втаптывали в грязь, а он вставал, отряхивался и шел дальше. Это правильное отношение к жизни!»

Первая полноценная экранизация Сергея Довлатова

Сейчас - волна популярности Сергея Довлатова. К 80-летию со дня рождения писателя фильмы о нем снимают и документальные («Написано Сергеем Довлатовым» Ромы Либерова), и художественные («Довлатов» Алексея Германа-младшего). Однако, как ни странно, картин по книгам самого Довлатова практически нет. Если не считать «Комедии строгого режима» с Виктором Сухоруковым в одной из главных ролей, «Конец прекрасной эпохи» - первый фильм-экранизация творчества Довлатова.

Станислав Говорухин : «Фильм "Конец прекрасной эпохи" нельзя называть экранизацией "Компромисса". Там много взято из записных книжек Довлатова, из моих собственных воспоминаний... Эта картина - по мотивам произведений Довлатова. Просто "Компромисс" - так было в договоре написано, и я не стал менять. Это же не о Довлатове. Герой некий журналист. Половина текстов там сочинена сценаристом».

Действительно, из 12 историй «Компромисса» в фильм попали только две - про репортаж к рождению 400-тысячного жителя Эстонии и про доярку-передовика производства.

Лариса Малюкова, «Новая газета» : «"Конец прекрасной эпохи" - Довлатов-лайт».

Изображение © Мосфильм, Киностудия "Вертикаль", ООО

Возвращение Светланы Ходченковой к Станиславу Говорухину

Одну из главных ролей в фильме - романтический интерес главного героя, редактора Марину - играет Светлана Ходченкова. Начало ее карьере положил именно Станислав Говорухин, позвавший студентку первого курса на главную роль в своем фильме «Благословите женщину». Однако после картины «Не хлебом единым» их творческие пути разошлись - Говорухин публично критиковал Ходченкову за смену имиджа и выбор ролей, и Светлана в его фильмах последние десять лет не появлялась. «Конец прекрасной эпохи» вновь свел актрису и режиссера.

Станислав Говорухин : «Она оказалась более правой, чем я. Поколение другое растет. И если бы она оставалась в тех же параметрах, может быть, ее и снимать бы не стали. Видите, какие теперь на экране героини. <…> Она талантливая артистка - у нее хорошая школа. Я имею в виду даже не столько Вахтанговское училище, сколько ее первую картину "Благословите женщину", в которой она работала с Ириной Купченко, Инной Чуриковой, Александром Балуевым... Работа с такими партнерами - хорошая школа».

Изображение © Мосфильм, Киностудия "Вертикаль", ООО

Дебютант в главной роли

Исполнителя главной роли, ленинградского журналиста Андрея Лентулова искали очень долго, за год пробы прошли более 500 актеров.

Станислав Говорухин : «Хотелось, чтобы он был из того времени - не знаю, получилось ли. <...> Я искал человека, совершенно непохожего на Довлатова. А получился тоже крупный, черноволосый».

Крупный и черноволосый человек - актер сериалов Иван Колесников, для которого роль в «Конце прекрасной эпохи» - дебют в большом кино.

Иван Колесников : «Я пришел на пробы в жутком состоянии, после дня рождения друга. Станислав Сергеевич спросил: "Выпиваешь?". Я честно признался - да. Я жил в Петербурге и много гулял по злачным местам и рюмочным. "Куришь?". Я курю с 13 лет. Эти качества сближали меня с главным героем, и после проб я сразу же был утвержден на роль».

Изображение © Мосфильм, Киностудия "Вертикаль", ООО

По оценкам критиков, роль Довлатова-Лентулова Колесников сыграл убедительно и свежо.

Станислав Зельвенский, «Афиша» : «Франтоватый красавец в роли довлатовского лирического героя поначалу несколько обескураживает - но есть подозрение, что двухметровый армянин с бородой вызвал бы куда больше вопросов».

Наталия Григорьева, «Новая газета» : «Исполнитель роли Лентулова Иван Колесников играет своего персонажа сложным и неоднозначным. С вечной ухмылкой на губах, будто бы несерьезный раздолбай и пьяница, у которого внутри - и в текстах - вдруг некрасовское, никому вокруг непонятное "кто живет без печали и боли, тот не любит Отчизны своей"».

Черно-белая картинка

Отказ снимать на цветную пленку не редкость для современного кино, черно-белый «Артист» Мишеля Хазанавичуса в 2011 году даже получил «Оскар» за лучший фильм. В России одна из последних работ в этом стиле - «Трудно быть богом» Алексея Германа.

Однако в руках Станислава Говорухина это скорее не специально выбранный художественный прием, а следование собственным предпочтениям.

Станислав Говорухин : «Во-первых, я люблю черно-белое кино. Во-вторых, я испытываю к нему большее доверие. Скажем, о войне я вообще не могу смотреть цветное кино. И сами кинематографисты это чувствуют и иногда цвет убавляют. Они бы тоже снимали черно-белое, но заказчик, продюсер, требует цветное - тогда очень многие убавляют цвет, когда печатают копии. А у меня фильм-ретро, это 60-е годы - и мне хотелось создать впечатление, что фильм снят в те годы, только без цензуры».

Изображение © Мосфильм, Киностудия "Вертикаль"

Производство : МОСФИЛЬМ, КИНОСТУДИЯ ВЕРТИКАЛЬ, 2015

Режиссер : Станислав Говорухин

Сценарий : Станислав Говорухин по мотивам повести Сергея Довлатова "Компромисс"

В ролях : Иван Колесников, Светлана Ходченкова, Федор Добронравов, Борис Каморзин, Дмитрий Астрахан, Лембит Ульфсак, Сергей Гармаш, Александр Робак, Элина Пяхклимяги, Кярт Таммярв, Тыну Карк, Дмитрий Ендальцев

Оператор : Геннадий Карюк

Композитор : Артем Васильев

При внешней своей суровости в жизни Станислав Сергеевич был теплым, душевным человеком. Он любил своих актеров, а они его. Особенно актрисы. Многим он дал путевку на большой экран. Например, по его же признанию, «родил» Светлану Ходченкову . Вот что рассказали о режиссере актрисы, которые у него снимались.

ЛУЖИНОЙ ПРИВИЛ ЛЮБОВЬ К АЛЬПИНИЗМУ

Я была уже достаточно известной благодаря картине «На семи ветрах», когда Станислав Сергеевич пригласил меня в свой дебютный фильм «Вертикаль», - вспоминает Лариса Лужина. - Меня утвердили на роль сразу, а вот с Володей Высоцким возникли проблемы. Руководство киностудии категорически возражало. А Говорухин настаивал: только Высоцкий и никто другой. Конечно, он рисковал. Кто он такой? Режиссер-дебютант. Его могли снять с картины. Но его не сняли. Более того, он сумел добиться, чтобы в фильме звучали Володины песни, что у киношных начальников тоже вызывало протест. Именно для «Вертикали» Высоцкий написал «Если друг оказался вдруг…» и чудесную «Альпинистку», которая в фильм, увы, не попала. «Вертикаль» - картина о смелости, мужестве, настоящей мужской дружбе. Такими же высокими человеческими качествами обладал Станислав Сергеевич. У него были свои принципы, которые он не предавал. Он был влюблен в горы. Занимался альпинизмом - у него был второй взрослый разряд. Заразил и нас своей увлеченностью. Мы снимались в Кабардино -Балкарии , на Эльбрусе , Чегете . Ходили в походы с рюкзаками. Говорухин - замечательный, принципиальный человек. Не говоря о том, что он был очень остроумным.


УДОВИЧЕНКО ПОДАРИЛ РОЛЬ МАНЬКИ-ОБЛИГАЦИИ

Лариса Удовиченко познакомилась со Станиславом Сергеевичем на Одесской киностудии, когда еще школьницей занималась в актерской студии и снималась в своей первой картине «Счастливый Кукушкин ». Тогда-то ее и заприметил Говорухин, пригласил в свой фильм «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Не то на роль служанки, не то возлюбленной Робинзона. При монтаже крошечную роль вырезали. Но Говорухин запомнил бойкую девчушку. И спустя семь лет позвал в «Место встречи изменить нельзя» на роль положительной героини - милиционера Синичкиной (это в нее был влюблен Шарапов). Но Удовиченко больше понравилась яркая Манька-Облигация. Актриса настояла, чтобы Говорухин дал ей именно эту роль. После чего Удовиченко стала одной из самых популярных актрис СССР . А теплые отношения с Говорухиным у Ларисы сохранились на всю жизнь.


РАДИ ХОДЧЕНКОВОЙ ПОДВИНУЛ МАРИЮ МИРОНОВУ

Распределение ролей в фильме «Благословите женщину» первоначально было другим. Сурового капитана должен был играть Алексей Гуськов , его молодую и трепетную жену - Мария Миронова . Но на второстепенную роль младшей сестры главной героини пришла пробоваться 19-летняя студентка Щукинского театрального института Света Ходченкова. И сердце Говорухина дрогнуло. Ее, а не Миронову он решил снимать в главной роли. Более того, под Ходченкову по типажу не подходил Гуськов. И его заменили на Александра Балуева .

Через два года Говорухин снял Светлану в фильме «Не хлебом единым». Говорят, Станислав Сергеевич был очарован юной актрисой не только как режиссер. Но, к счастью, страсти вовремя утихли. Ходченкова похудела на 20 килограммов: из аппетитной русской красавицы стала девушкой с подиума. «Из красавицы превратилась в селедку», - однажды разочарованно сказал о ней Говорухин. Возможно, это была обида отвергнутого мужчины. Но о Ходченковой все равно не забыл и снял ее в своей последней картине - «Конец прекрасной эпохи».


КОРМИЛ ПЕЛЬМЕНЯМИ

Говорухин открыл для кино и Анну Синякину, внучку «ворошиловского стрелка» Михаила Ульянова . Она рассказала нам:

Станислав Сергеевич увидел меня в маленькой роли в фильме Карена Шахназарова «День полнолуния», пригласил на пробы. Но моя первая встреча с ним произошла за 8 лет до этого. Мне было лет 9. Я сидела дома и переключала каналы в поисках мультиков. Наткнулась на какой-то фильм. Там из вагона выходил импозантный мужчина в кепке. Он говорил: этот поезд мог куда -то ехать, но вместо этого он стоит и ржавеет. И... я подключилась к его монологу, стала с ним разговаривать через экран. Сказала, что у нас на даче тоже стоит поезд, когда-то зеленый, а теперь ржавый. Так за разговором с «человеком из телевизора» я досмотрела фильм «Так жить нельзя».

На съемках «Ворошиловского стрелка» мне исполнилось 17, я училась в Гнесинском музучилище. В кино - новичок. А Говорухин - зрелый режиссер. Но он прислушивался к мнению актеров, в том числе к таким дебютантам, как я. Поэтому я чувствовала себя на равных со всеми. Мы собирались в номере у Станислава Сергеевича. Варили пельмени. И мы втроем - Говорухин, Ульянов и я - их уплетали. Эта сцена попала в фильм.


КСТАТИ

Татьяна ДРУБИЧ:

Он мог быть для меня братом, дядей, папой

Стас ТЫРКИН

Актриса снималась с Говорухиным в шедевре Сергея Соловьева «Асса» и в его детективе «Десять негритят».

Станислав Сергеевич был абсолютно прекрасным человеком. Он казался сложным, строптивым, а на самом деле был очень нежным и трогательным. Я не знаю, почему он всегда хотел скрыть эти свои качества. Для меня это очень большая потеря. Для меня это уход очень близкого человека, почти родственника. Станислав Сергеевич мог быть для меня братом, дядей, отцом. Как-то это неправильно, что его больше нет. И возраст его с ним не очень вязался. Сколько бы ему ни было лет по паспорту, он всегда был настоящим мужчиной. Про человека вообще больше всего объясняет то, как он уходит. Я знаю не понаслышке, как это было последние полгода. Его уход объяснил про него больше, чем его жизнь, вся его деятельность. Он был очень мужественный человек. Смотрю сейчас на него и плачу.

ИНТЕРВЬЮ

Станислав Говорухин - «Комсомольской правде»: Я хотел просто смыться и вообще не говорить об этом юбилее!

- Алло, Станислав Сергеевич, здравствуйте. Это Саша Гамов из «Комсомолки».

Приветствую, Саша.

- Я знаю, что вы всем отказали, и все плачут.

Галина Говорухина, супруга классика: Я Славу люблю так, что мне и 50 лет с ним мало...

Знаете, я думаю, это тоже все на небесах расписано. Господь Бог, если хочет наградить человека, он дает ему великую любовь. Это что-то свыше, такое какое-то чувство необыкновенное. Я говорю сейчас только за себя. Я не знаю про него ничего, не могу сказать вам. А вот меня Господь Бог наградил этим чувством любви необыкновенной. А потом он еще такой человек. Вот, например. Я как жена свидетельствую, у нас в доме такая атмосфера... – кошки, собаки, уютно. Ведь Слава же дома – это валенки, если холодно, халат. И с ним всегда интересно, не скучно

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры