Нравственные проблемы в поэме некрасова кому на руси жить хорошо. Кому на руси жить хорошо анализ поэмы Кто главный герой поэмы

Главная / Ссоры

Около четырнадцати лет, с 1863 по 1876 г., продолжалась работа Н.А. Некрасова над наиболее значительным произведением в его творчестве – поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Несмотря на то, что, к сожалению, поэма так и не была закончена и до нас дошли лишь отдельные ее главы, уже позже расставленные текстологами в хронологическом порядке, некрасовское произведение по праву можно назвать «энциклопедией русской жизни». По широте охвата событий, детальности изображения характеров, поразительной художественной точности оно не уступает «Евгению Онегину» А.С. Пушкина.

Параллельно с изображением народной жизни в поэме поднимаются вопросы нравственности, затрагиваются этические проблемы русского крестьянства и всего русского общества того времени, поскольку именно народ всегда выступает носителем нравственных норм и общечеловеческой этики в целом.

Основная идея поэмы вытекает непосредственно из ее названия: кого на Руси можно считать действительно счастливым человеком?

Одной из основных категорий нравственности, лежащих в основе понятия народного счастья, по мнению автора. Является верность долгу перед Родиной, служение своему народу. По Некрасову, хорошо на Руси живется тем, кто борется за справедливость и «счастие родного уголка».

Крестьяне-герои поэмы, ищущие «счастливого», не находят его ни среди помещиков, ни среди священников, ни среди самих крестьян. В поэме изображен единственный счастливый человек – Гриша Добросклонов, посвятивший свою жизнь борьбе за народное счастье. Здесь автор выражает, на мой взгляд, абсолютно бесспорную мысль о том, что нельзя быть истинным гражданином своей страны, ничего не предпринимая для улучшения положения народа, составляющего силу и гордость Отечества.

Правда, некрасовское счастье очень относительно: «народному заступнику» Грише «судьба готовила… чахотку и Сибирь». Однако трудно спорить с тем, что верность долгу и чистая совесть являются необходимыми условиями настоящего счастья.

В поэме так же остро стоит проблема нравственного падения русского человека, в силу своего ужасающего экономического положения поставленного в такие условия, в которых люди теряют свое человеческое достоинство, превращаясь в холуев и пьяниц. Так, рассказы лакея, «любимого раба» князя Переметьева, или дворового человека князя Утятина, песня «Про холопа примерного, Якова верного» – своего рода притчи, поучительные примеры того, к какому духовному холопству, нравственной деградации приводило крепостное право крестьян, и прежде всего – дворовых, развращенных личной зависимостью от помещика. Это некрасовский упрек великому и могучему по своей внутренней силе народу, смирившемуся с положением раба.

Лирический герой Некрасова активно протестует против этой рабской психологии, зовет крестьянство к самосознанию, призывает весь русский народ освободиться от векового угнетения и ощутить себя Гражданином. Поэт воспринимает крестьянство не как безликую массу, а как народ-созидатель, считал народ настоящим творцом человеческой истории.

Однако самое страшное последствие векового рабства, по мнению автора поэмы, заключается в том, что многие крестьяне довольны своим униженным положением, поскольку не мыслят себе иной жизни, не представляют, как вообще можно существовать по-другому. Например, лакей Ипат, раболепствующий перед своим господином, с благоговением и чуть ли не с гордостью рассказывает о том, как барин окунал его зимой в прорубь и заставлял играть на скрипке стоящим в летящих санях. Холуй князя Переметьева гордится своей «барской» болезнью и тем, что «с французским лучшим трюфелем тарелки он лизал».

Рассматривая извращенную психологию крестьян как прямое следствие самодержавно-крепостнического строя, Некрасов указывает и на другое порождение крепостного права – беспробудное пьянство, ставшее сущим бедствием русской деревни.

Для многих мужиков в поэме представление о счастье сводится к водке. Даже в сказке о пеночке семь мужиков-правдоискателей на вопрос о том, чего бы им хотелось, отвечают: «Кабы нам только хлебушка… да по ведру бы водочки». В главе «Сельская ярмонка» рекой льется вино, идет массовое спаивание народа. Мужики пьяными возвращаются домой, где становятся настоящим несчастьем для своей семьи. Мы видим одного такого мужика Вавилушку, пропившего «до грошика», который сокрушается, что не может даже купить козловые ботиночки свей внучке.

Другая нравственная проблема, которую затрагивает Некрасов, – проблема греха. Путь к спасению души человека поэт видит в искуплении греха. Так поступают Гирин, Савелий, Кудеяр; не таков староста Глеб. Бурмистр Ермил Гирин, послав в рекруты сына одинокой вдовы, тем самым избавив собственного брата от солдатчины, искупает свою вину служением народу, остается верен ему даже в минуту смертельной опасности.

Однако самое тяжкое преступление перед народом описывается в одной из песен Гриши: сельский староста Глеб утаивает от своих крестьян известие о раскрепощении, таким образом оставляя восемь тысяч человек в кабале рабства. По мнению Некрасова, подобное преступление ничем невозможно искупить.

У читателя некрасовской поэмы возникает чувство острой горечи и обиды за предков, надеявшихся на лучшие времена, но вынужденных жить в «пустопорожних волостях» и «подтянутых губерниях» спустя более чем сто лет после отмены крепостного права.

Раскрывая сущность понятия «народное счастье», поэт указывает, что единственно верный путь для его достижения – крестьянская революция. Идея возмездия за народные страдания наиболее четко сформулирована в балладе «О двух великих грешниках», которая является своего рода идейным ключом ко всей поэме. Разбойник Кудеяр сбрасывает с себя «бремя грехов» только тогда, когда убивает пана Глуховского, известного своими злодеяниями. Убийство злодея, по мнению автора, не преступление, а подвиг, достойный награда. Здесь некрасовская идея вступает в противоречие с христианской этикой. Поэт ведет скрытую полемику с Ф.М. Достоевским, утверждавшим недопустимость и невозможность построения справедливого общества на крови, считавшим, что сама мысль об убийстве – уже преступление. И я не могу не согласиться с этими утверждениями! Одна из важнейших христианских заповедей гласит: «Не убий!» Ведь человек, лишающий жизни себе подобного, убивает тем самым человека в себе, совершает тяжкое преступление перед самой жизнью, пере Богом.

Поэтому, оправдывая насилие с позиции революционной демократии, лирический герой Некрасова зовет Россию «к топору» (по выражению Герцена), что, как мы знаем, привело к революции, обернувшейся самым страшным грехом для ее исполнителей и самым большим бедствием для нашего народа.

На вопрос Какие проблемы ставит некрасов в произведении "Кому на Руси жить хорошо"? заданный автором Михаил Панасенко лучший ответ это Поэма “Кому на Руси жить хорошо” - центральное и самое крупное произведение в творчестве Николая Алексеевича Некрасова. Произведение, начатое, в 1863 году, писалось в течение нескольких лет. Затем поэт отвлекся на другие темы и заканчивал поэму уже смертельно больным в 1877 году, с горьким сознанием незавершенности задуманного: “Одно, о чем сожалею глубоко, это - что не кончил свою поэму “Кому на Руси жить хорошо”. Однако вопрос о “незавершенности” поэмы весьма спорен и проблематичен. Она задумана как эпопея, которую можно продолжать бесконечно, но можно поставить точку на любом отрезке ее пути. Мы будем относиться к поэме, как к законченному произведению, поставившему и решающему философский вопрос - проблему счастья народа и отдельной личности.
Центральными героями, связывающими всех действующих лиц и эпизоды, являются семь мужиков-странников: Роман, Демьян, Лука, братья Губины - Иван и Митродор, старик Пахом и Пров, отправившихся в путешествие ни больше ни меньше, как узнать:
Кому живется весело.
Вольготно на Руси?
Форма путешествия помогает поэту показать жизнь всех слоев общества во всем многообразии и по всей России.
- Полцарства мы промеряли, - говорят мужики.
Беседуя с попом, помещиком, крестьянами из главы “Счастливые”, Ермилой Гириным, наши путешественники не находят по-настоящему счастливого, довольного судьбой, живущего в достатке. Вообще понятие “счастье” довольно многообразно.
Дьячок утверждает:
Что счастие не в пажитях.
Не в соболях, не в золоте,
Не в дорогих камнях.
- А в чем же?
“В благодушестве! ”
Солдат счастлив:
Что в двадцати сражениях Я был, а не убит!
“Каменотес олончанин” счастлив, что наделен от природы богатырской силой, а раб князя Переметьева “счастлив”, что болен “благородною подагрою”. Но все это довольно жалкое подобие счастья. Несколько ближе к идеалу стоит Ермил Гирин, но и Он “споткнулся”, воспользовавшись своей властью над людьми. И приходят наши путешественники к выводу, что надо поискать счастливую среди женщин.
Рассказ Матрены Тимофеевны полон драматизма. Жизнь “счастливой” крестьянки полна потерь, горя, тяжкого труда. Горьки слова признания Матрены Тимофеевны:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
Разве не драматична такая ситуация? Неужели не найти мужикам-странникам истинно счастливого, довольного своейжизнью человека в целом свете? Приуныли наши страннички. Сколько им еще ходить в поисках счастливого? Увидят ли они когда свои семьи?
Встретив Гришу Добросклонова, мужики понимают, что перед ними истинно счастливый человек. Но счастье его не в богатстве, довольстве, покое, а в уважении народа, который видит в Грише своего заступника.
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
За время своего путешествия странники духовно выросли. Их голос сливается с мнением автора. Именно поэтому они единодушно называют счастливым бедного и безызвестного пока Гришу Добросклонова, в образе которого хорошо просматриваются черты русских демократов: Чернышевского, Белинского, Добролюбова.
Заканчивается поэма грозным предупреждением:
Рать подымается - Неисчислимая!
Сила в ней скажется Несокрушимая!
На многое способна эта рать, если поведут ее за собой люди, подобные Грише Добросклонову.


Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Поэма Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" - это произведение, в котором воплощаются исконные, "вечные" черты русского национального характера, затрагиваются остросоциальные проблемы, возникшие в России [до] после отмены крепостного права. Поэт не случайно обращается к данной теме, его очень беспокоит судьба страны.

Проблема счастья является магистральной в поэме. Автора крайне волнует следующий философский вопрос: "Народ свободен, но счастлив ли народ?" Герои произведения, семеро мужиков, пытаются найти ответ: "Кому живётся весело, вольготно на Руси?" Чтобы понять, кто действительно счастлив, следует обратиться к критериям счастья, которые заявлены почти в самом начале в главе "Поп" : "Покой, богатство, честь". Однако анализируя поэму, можно пополнить их список и утвердить главную мысль о том, что подлинное счастье заключается в служении народу. Эта идея воплощается в образе Григория Добросклонова.

Так, проблема критериев благополучия решается в эпизоде встречи мужиков с попом. Однако мнение Луки, которое заключается в том, что самый счастливый человек - это богослужитель, опровергается, так как у попа нет ни покоя, ни чести, ни богатства.

Священник утверждает, что раньше была прибыль от помещиков, но теперь он может жить только на средства бедных крестьян. Также нет ему и почёта. Вместе с тем герой не может жить в спокойствии, так как "приход" у попов "большой" : "болящий, умирающий, рождающийся в мир". [Важно сказать, что ]Герою тяжело видеть страдания народа, он не может быть счастливым когда вокруг несчастливы другие люди.

Кроме того, [с точки зрения идейного содержания] персонажи предполагали, что счастлив ещё и помещик, однако обращаясь к его образу, можно отметить, что ему не хватает почёта. Реформа 1861 года усложнила жизнь Оболт-Оболдуеву. Теперь он не имеет власти над крестьянами, которые являлись основной составляющей его благополучия и средством барского произвола («Кого хочу - помилую, кого хочу – казню»). Из всего этого следует, что помещик несчастлив, так как ему некем управлять, приходится делать всё самому, тогда как он даже не может отличить «ржаного колоса» от «ячменного».

Вместе с тем странникам интересно найти счастливого человека и из простого народа. На сельской ярмарке они предлагают еды и водки тем, кто по-настоящему счастлив. Однако таких людей не нашлось. Ни один человек не подходит под критерия, предусмотренные мужиками раннее: либо их счастье скоропреходящее, либо по принципу «могло быть и хуже». Так, старуха считает себя счастливой из-за хорошего урожая репы, на что странники ей говорят: «Ты дома выпей, старая, той репой закуси!» Также и охотник, который рад, что его товарищей задрали медведи, а ему только свернули скулу. Всё это, напротив, подтверждает плохую жизнь русского народа, для которых всякая удача или бытовая мелочность уже является счастьем.

Помимо всего прочего, герои узнают о Ермиле Гирине, который славится уважением среди крестьян. Он представляет тип «народного заступника», в следствие чего поначалу его относят к числу счастливых. Однако, после персонажи узнают о том, что Ермила сидит в остроге, что рушит представления о нём как о счастливце.

Между тем, мужики встречают женщину, Матрёну Тимофеевну Корчагину, которую также сам народ считает счастливой. Героине присущи и «почёт», и «богатство», и «честь»:

Не баба! Доброумнее

И глаже - бабы нет.

Однако сама же Матрёна Тимофеевна признаёт в своей жизни только одно мгновение счастья, когда будущий муж уговаривал её выйти за него замуж:

Пока мы торговалися,

Должно быть, так я думаю,

Тогда и было счастьице...

А больше вряд когда!

Из этого следует, что радость женщины связана с предчувствием любви, ведь после замужества её жизнь превращается в бесконечные упрёки свекрови и свёкра, тяжёлую работу. Она, как и все остальные крепостные женщины, терпит унижения и пренебрежительное отношение семьи мужа, что считается типичным среди крестьян, а также героиня сталкивается со многими трудностями жизни. Не случайно Матрёна подводит всему своему рассказу итог, который носит обобщающий характер:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Таким образом, оказывается, что уважения, достатка и покоя не достаточно для того, чтобы быть счастливым.

Тогда рассмотрим ещё одного персонажа, относящегося к типу подлинного счастливого человека, Григория Добросклонова. Герой представляет народные интересы, в своей песне он поднимает тему будущего России:

Рать подымается –

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Персонаж представляет духовную линию счастья, суть которой совершенно отличается от представлений мужиков. Высказанная в песне Гриши Добросклонова «правда великая» дарит ему такую радость, что он бежит домой, ощущая в себе «необъятные силы».Герой выбирает путь служения народу. Его дорога будет нелегка, однако это и составляет счастье для души «народного заступника», которое заключается не в собственном благополучие, а в единении со всем народом. С точки зрения композиции и идейного содержания, именно эта мысль является ключевой в произведении.

Таким образом, в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» нет чёткого ответа на вопрос, кто же является в стране счастливым, однако автор показывает[, ] как от земных представлений о счастье мужики движутся к пониманию того, что счастье - духовная категория и для его обретения необходимы перемены не только в общественном, но и в душевном строе каждого крестьянина.

Введение

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Этим вопросом, сформулированным в стихотворении «Элегия», Некрасов задавался неоднократно. В его итоговом произведении «Кому на Руси жить хорошо» проблема счастья становится основополагающей проблемой, на которой и стоится сюжет поэмы.

Семеро мужиков из разных деревень (название этих деревень – Горелово, Неелово и т.д. ясно дают понять читателю, что счастья в них никогда не видели) отправляются в путь на поиски счастья. Сам по себе сюжет поисков чего-либо является очень распространенным и часто встречается в сказках, а также в житийной литературе, где зачастую описывался долгий и опасный путь в Святую Землю. В результате такого поиска герой обретает очень ценную вещь (вспомним сказочное то-не-знаю-что), либо же, в случае с паломниками, благодать. А что же найдут странники из поэмы Некрасова? Как известно, их поиски счастливого не увенчаются успехом – то ли потому, что автор не успел дописать свою поэму до конца, то ли потому, что они в силу своей духовной незрелости все еще не готовы увидеть по-настоящему счастливого человека. Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на то, как трансформируется проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Эволюция понятие «счастье» в сознании главных героев

«Покой, богатство, честь» – эта формула счастья, выведенная в начале поэмы попом, исчерпывающе описывает понимание счастья не только для священника. Она передает изначальный, поверхностный взгляд на счастье странников. Крестьяне, много лет прожившие в нищете, не мыслят счастья, которое не подкреплялось бы материальным достатком и всеобщим уважением. Список возможных счастливцев они формируют согласно своим представлениям: поп, боярин, помещик, чиновник, министр и царь. И, хотя Некрасов не успел реализовать в поэме все свои замыслы – глава, где странники дошли бы до царя, осталась не написанной, но уже и двоих из этого списка – попа и помещика, оказалось достаточно для того, чтобы мужики разочаровались в своем первоначальном взгляде на счастье.

Рассказы попа и помещика, встреченных странниками на дороге, довольно похожи друг на друга. В обоих звучит печаль об ушедших счастливых сытных временах, когда власть и достаток сами шли им в руки. Теперь же, как показано в поэме, помещиков отобрали все, что составляло их привычный уклад жизни: землю, покорных холопов, а взамен дали неясный и даже пугающий завет трудиться. И вот казавшееся незыблемым счастье развеялось как дым, оставив вместо себя одни сожаления: «… помещик зарыдал».

Выслушав эти истории, мужики оставляют свой первоначальный план – они начинают понимать, что настоящее счастье заключается в чем-то ином. На их пути попадается крестьянская ярмарка – место, в котором собирается множество крестьян. Мужики принимают решение поискать счастливого среди них. Проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» изменяется – странникам становится важно найти не просто абстрактного счастливого, а счастливого среди простого народа.

Но никакой из предложенных людьми на ярмарке рецептов счастья – ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеба досыта, ни волшебная сила, ни даже чудесная случайность, позволившая остаться в живых – не убеждает наших странников. У них формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных вещей и простого сохранения жизни. Подтверждением этого служит история жизни Ермила Гирина, рассказанная там же, на ярмарке. Ермил старался всегда поступать по правде, и на любой должности – бургомистра, писца, а затем мельника – пользовался любовью народа. В какой-то мере он служит предвестником другого героя, Гриши Добросклонова, который также положил всю жизнь на службу народу. Но какой же была благодарность за поступки Ермила? Не стоит считать его счастливым – говорят мужикам, – Ермил сидит в остроге за то, что во время бунта заступился за крестьян…

Образ счастья как свободы в поэме

Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:

«Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны…»

Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:

«Хорошо, легко,
Ясно на сердце»

И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:

«Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошеной волости,
Избыткова села»

Видно, что здесь на первое место ставится уже не «избыток» – достаток, а «непоротость», знак свободы. Мужики поняли, что достаток появится у них после того, как они получат возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И тут Некрасов подымает еще одну важную нравственную проблему – проблему холопства в сознании русского человека. Ведь на момент создания поэмы свобода – указ об отмене крепостного права – у крестьян уже была. Но научиться жить как свободным людям им еще только предстоит. Недаром в главе «Последыш» многие из вахлачан так легко соглашаются играть роль мнимых крепостных – эта роль прибыльная, и, чего уж тут скрывать, привычная, не заставляющая задумываться о будущем. Свобода на словах уже получена, но мужики все еще стоят перед помещиком, сняв шапки, а тот милостиво позволяет им садиться (глава «Помещик»). Автор показывает, насколько опасно такое притворство – Агап, якобы выпоротый в угоду старому князю, на утро и вправду умирает, не выдержав позора:

«Мужик сырой, особенный,
Головка непоклончива»…

Вывод

Итак, как видим, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» проблематика является достаточно сложной и развернутой и не может свестись в финале к простому нахождению счастливого человека. Основная проблема поэмы как раз-таки и заключается в том, что, как показывает странствие мужиков, народ еще не готов стать счастливым, он не видит правильного пути. Сознание странников понемногу изменяется, и они становятся способны различить суть счастья за его земными составляющими, но такой путь предстоит пройти каждому человеку. Поэтому вместо счастливца в конце поэмы появляется фигура народного заступника, Гриши Добросклонова. Сам он не из крестьянского, а из духовного сословия, оттого так отчетливо видит нематериальную составляющую счастья: свободную, образованную, воспрянувшую от многовекового рабства Русь. Гриша вряд ли будет счастлив сам по себе: судьба готовит ему «чахотку и Сибирь». Но он воплощает в поэме «Кому на Руси жить хорошо» народное счастье, которое еще только должно наступить. Вместе с голосом Гриши, поющего радостные песни о свободной Руси, слышится убежденный голос самого Некрасова: когда крестьяне освободятся не только на словах, но и внутренне, тогда будет счастлив и каждый человек отдельно.

Приведенные мысли о счастье в поэме Некрасова пригодятся учащимся 10 класса при подготовке сочинения на тему «Проблема счастья поэме «Кому на Руси жить хорошо»».

Тест по произведению

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — завершающее произведение творчества поэта. Поэт отражает темы народного счастья и горя, рассказывает о человеческих ценностях.

Счастье для героев поэмы

Главные герои произведения – семь мужиков, которые отправляются на поиски счастья в России-матушке. О счастье герои рассуждают в спорах.

Первым на пути странников встречается священник. Для него счастье – это спокойствие, честь и богатство. Но ни того, ни другого, ни третьего у него нет. Он убеждает героев также, что счастье отдельно от остального общества совершенно невозможно.

Помещик видит счастье в обладании властью над крестьянами. Крестьянам же важен урожай, здоровье и сытость. Солдатам мечтается о возможности выживать в сложных сражениях. Старушка счастье находит в знатном урожае репы.Для Матрены Тимофеевны счастье в достоинстве человека, благородстве и непокорности.

Ермил Гирин

Ермил Гирин видит свое счастье в помощи народу. Ермила Гирина уважали и ценили мужики за его честность и справедливость. Но единожды в жизни оступился и согрешил – отгородил своего племянника от рекрутчины и отправил другого парня. Свершив такой поступок, Ермил едва не повесился от мучений совести. Но ошибка была исправлена, и Ермил выступил на стороне бунтующих крестьян, и за это его посадили в острог.

Понимание Счастья. Гриша Добросклонов

Постепенно поиски счастливца на Руси перерастают в осознание понятия Счастье. Счастье народное представляет образ Гриши Добросклонова – заступника народного. Будучи еще ребенком, он поставил перед собой цель бороться за счастье простого крестьянина, за благо народное. Именно в достижении этой цели – счастье для молодого человека. Для самого автора близко именно такое понимание проблемы счастья на Руси.

Счастье в восприятии автора

Главное для Некрасова – способствовать счастью окружающих людей. Сам по себе счастлив человек быть не сможет. Для народа счастье станет доступным только тогда, когда крестьянство обретен свою собственную гражданскую позицию, когда научится бороться за свое будущее.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры