Образ человека в скульптуре древней греции презентация. Выдающиеся скульпторы Древней Греции

Главная / Ссоры

«Скульптура Древней Греции» – презентация, которая познакомит с величайшими памятниками древнегреческого искусства, с творениями выдающихся скульпторов античности, чьё наследие не потеряло своего значения для мировой художественной культуры и продолжает восхищать любителей искусства и служить образцом для творчества живописцев и скульпторов.



Скульптура Древней Греции

«Склонитесь перед Фидием и Микеланджело, восхищаясь божественной ясностью первого и суровой тревогой второго. Восхищение – вот благородное вино для возвышенных умов. … В прекрасной скульптуре всегда угадывается мощный внутренний импульс. Это и есть секрет античного искусства». Огюст Роден

Презентация состоит из 35 слайдов. В ней представлены иллюстрации, знакомящие с искусством архаики, классики и эллинизма, с наиболее выдающимися творениями великих скульпторов: Мирона, Поликлета, Праксителя, Фидия и других. Почему же так важно познакомить учащихся с древнегреческой скульптурой?

Сверхзадача уроков мировой художественной культуры, по моему мнению, не столько в том, чтобы познакомить ребят с историей искусства, с выдающимися памятниками мировой художественной культуры, сколько в том, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, которое, собственно, и отличает человека от животного.

Именно искусство Древней Греции и, прежде всего, скульптура, служит для европейского взгляда образцом прекрасного. Великий немецкий просветитель 18 века Готхольд Эвраим Лессинг написал, что греческий художник не изображал ничего, кроме красоты. Шедевры греческого искусства поражали воображение и восхищали всегда, во все эпохи, включая наш атомный век.

В своей презентации я постаралась показать, как воплощалось представление о красоте, совершенстве человека художников от архаики до эллинизма.

С искусством Древней Греции вас также познакомят презентации:




ГРЕЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА КЛАССИКИ Конец VIV в. до н. э. период бурной духовной жизни Греции, формирования идеалистических идей Сократа и Платона в философии, развивавшихся в борьбе с материалистической философией Демократа, время сложения и новых форм греческого изобразительного искусства. В скульптуре на смену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика.




Поликлет Поликлет. Дорифор (копьеносец) лет до н.э. Римская копия. Национальный музей. Неаполь Работы Поликлета стали настоящим гимном величию и духовной мощи Человека. Излюбленный образ – стройный юноша атлетического телосложения. В нём нет ничего лишнего, «ничего сверх меры», Духовный и физический облик гармоничен.


У Дорифора сложная поза, отличная от статичной позы античных куросов. Поликлет первый додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Кроме того, фигура кажется подвижной и оживленной, благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны (т.н. хиазм).хиазм «Дорифо́р» (греч. δορυφόρος «Копьеносец») одна из самых знаменитых статуй античности, воплощает т.н. Канон Поликлета.греч.


Канон Поликлета Дорифор это не изображение конкретного спортсмена- победителя, а иллюстрация канонов мужской фигуры. Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Эти пропорции находятся друг с другом в цифровом соотношении. "Уверяли даже, что Поликлет исполнил ее нарочно, для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью", писал современник. Само сочинение «Канон» оказало большое влияние на европейскую культуру, несмотря на то, что от теоретического сочинения сохранилось всего два фрагмента.Канон


Канон Поликлета Если пересчитать пропорции этого Идеального Мужчины для роста 178 см, параметры статуи, будут таковы: 1.объем шеи - 44 см, 2.груди - 119, 3.бицепса - 38, 4.талии - 93, 5.предплечья - 33, 6.запястья - 19, 7.ягодиц - 108, 8.бедра - 60, 9.колена - 40, 10.голени - 42, 11.лодыжки - 25, 12.ступни - 30 см.




Мирон Мирон греческий скульптор середины V в. до н. э. Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (к. VI нач. V в.) Воплотил идеалы силы и красоты Человека. Был первым мастером сложных бронзовых отливок. Мирон. Дискобол.450 лет до н.э. Римская копия. Национальный музей, Рим


Мирон. «Дискобол» Древние характеризуют Мирона как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы. Наиболее знаменитое его произведение «Дискобол», атлет, намеревающийся пустить диск, статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массами в Риме.






Скульптурные творения Скопаса Скопас (420 – ок. 355 г.г. до н.э.), уроженец острова Парос, богатого мрамором. В отличие от Праксителя Скопас продолжил традиции высокой классики, создавая образы монументально-героические. Но от образов V в. их отличает драматическое напряжение всех духовных сил. Страсть, пафос, сильное движение – главные черты искусства Скопаса. Также известен как зодчий, участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея.


В состоянии экстаза, в бурном порыве страсти изображена Скопасом Менада. Спутница бога Диониса показана в стремительном танце, ее голова запрокинута, волосы упали на плечи, тело изогнуто, представлено в сложном ракурсе, складки короткого хитона подчеркивают бурное движение. В отличие от скульптуры V в. Менада Скопаса рассчитана уже на обозрение со всех сторон. Скопас. Менада Скульптурные творения Скопаса






Статуя Афродиты Книдской – первое в греческом искусстве изображение обнаженной женской фигуры. Статуя стояла на берегу полуострова Книд, и современники писали о настоящих паломничествах сюда, чтобы полюбоваться красотой богини, готовящейся войти в воду и сбросившей одежды на стоящую рядом вазу. Оригинал статуи не сохранился. Скульптурные творения Праксителя Пракситель. Афродита Книдская


Скульптурные творения Праксителя В единственной дошедшей до нас в подлиннике скульптора Праксителя мраморной статуе Гермеса (покровителя торговли и путешественников, а также вестника, «курьера» богов) мастер изобразил прекрасного юношу, в состоянии покоя и безмятежности. Задумчиво он глядит на младенца Диониса, которого держит на руках. На смену мужественной красоте атлета приходит красота несколько женственная, изящная, но и более одухотворенная. На статуе Гермеса сохранились следы древней раскраски: красно- коричневые волосы, серебряного цвета повязка. Пракситель. Гермес. Около 330 г. до н. э.




Лисипп Великий скульптор IV в. до н.э. (гг. до н. э.). Работал в бронзе, т.к. стремился запечатлеть образы в мимолётном порыве. Оставил после себя 1500 бронзовых статуй, среди которых колоссальные фигуры богов, героев, атлетов. Им присущи пафос, вдохновенье, эмоциональность В подлиннике до нас не дошли. Придворный скульптор А.Македонского Мраморная копия головы А.Македонского




Лисипп стремился максимально приблизить свои образы к действительности. Так, атлетов он показывал не в момент наивысшего напряжения сил, а, как правило, в момент их спада, после состязания. Именно так представлен его Апоксиомен, счищающий с себя песок после спортивного боя. У него усталое лицо, слипшиеся от пота волосы. Лисипп. Апоксиомен. Римская копия, 330 г. до н.э.


Пленительный Гермес, всегда быстрый и живой, тоже представлен Лисиппом как бы в состоянии крайнего утомления, ненадолго присевшим на камень и готовым в следующую секунду бежать дальше в своих крылатых сандалиях. Скульптурные творения Лисиппа Лисипп. «Отдыхающий Гермес»




Леохар Леохар. Аполлон Бельведерский. 4 в до н.э. Римская копия. Музеи Ватикана Его творчество являет собой прекрасную попытку запечатлеть классический идеал красоты человека. В его произведениях не только совершенство образов, а мастерство и техника исполнения. Аполлон считается одним из лучших произведений Античности.




Греческая скульптура Итак, в греческой скульптуре выразительность образа заключалась во всем теле человека, его движениях, а не в одном только лице. Несмотря на то, что многие греческие статуи не сохранили свою верхнюю часть (как, например, «Ника Самофракийская» или «Ника, развязывающая сандалии» дошли до нас без головы, но мы забываем об этом, глядя на целостное пластическое решение образа. Поскольку душа и тело мыслились греками в нераздельном единстве, то и тела греческих статуй необыкновенно одухотворены.


Ника Самофракийская 2 век до н.э. Лувр, Париж Мрамор Статуя поставлена по случаю победы македонского флота над египетским в 306 году до н. э. Богиня была изображена как бы на носу корабля, возвещающей победу звуком трубы. Пафос победы выражен в стремительном движении богини, в широком взмахе ее крыльев.


Венера Милосская 8 апреля 1820 года греческий крестьянин с острова Мелос по имени Иоргос, копая землю, почувствовал, что его лопата, глухо звякнув, натолкнулась на что-то твердое. Иоргос копнул рядом тот же результат. Он отступил на шаг, но и здесь заступ не желал входить в землю. Сначала Иоргос увидел каменную нишу. Она была примерно в четыре-пять метров шириной. В каменном склепе он, к своему удивлению, нашел статую из мрамора. Это и была Венера. Агесандр. Венера Милосская. Лувр. 120 г до н.э. Лаокоон и его сыновья Лаокоон, ты никого не спас! Ни городу, ни миру - не спаситель. Бессилен разум. Гордой Трое пасть предрешено; круг роковых событий замкнулся в удушающем венце колец змеиных. Ужас на лице, мольба и стоны твоего ребёнка; другого сына обеззвучил яд. Твой обморок. Твой хрип: "Пусть буду я..." (...Как блеяние жертвенных ягнят Сквозь морок и пронзительно, и тонко!..) И снова – явь. И яд. Они сильней! В змеиной пасти мощно злоба пышет... Лаокоон, и кто ж тебя услышал?! Вот мальчики твои... Они... не дышат. Но в каждой Трое ждут своих коней.

Скульптуры древней Греции Искусство Древней Греции стало той опорой и основой, на которой выросла вся европейская цивилизация. Скульптура Древней Греции - тема особая. Без античной скульптуры не было бы блестящих шедевров Возрождения, да и дальнейшее развитие этого искусства трудно себе представить. В истории развития греческой античной скульптуры можно выделить три больших этапа: архаический, классический и эллинистический. В каждом есть нечто важное и особенное. Рассмотрим каждый из них.

  • Искусство Древней Греции стало той опорой и основой, на которой выросла вся европейская цивилизация. Скульптура Древней Греции - тема особая. Без античной скульптуры не было бы блестящих шедевров Возрождения, да и дальнейшее развитие этого искусства трудно себе представить. В истории развития греческой античной скульптуры можно выделить три больших этапа: архаический, классический и эллинистический. В каждом есть нечто важное и особенное. Рассмотрим каждый из них.
Архаика

К этому периоду относятся скульптуры, созданные в период с 7 века до нашей эры до начала 5 века до нашей эры. Эпоха подарила нам фигуры обнаженных воинов-юношей (куросы), а также множество женских фигур в одежде (коры). Для архаических скульптур характерна некоторая схематичность, непропорциональность. С другой стороны, каждая работа скульптора притягательна своей простотой и сдержанной эмоциональностью. Для фигур этой эпохи характерна полуулыбка, придающая работам некоторую загадочность и глубину.

"Богиня с гранатом", которая хранится в Берлинском государственном музее, одна из наиболее сохранившихся архаических скульптур. При внешней грубоватости и "неправильных" пропорциях, внимание зрителя привлекают руки скульптуры, выполненные автором блестяще. Выразительный жест скульптуры делает ее динамичной и особенно выразительной.

Классика Скульптуры именно этой эпохи большинство ассоциирует с античным пластическим искусством. В эпоху классики были созданы такие известные скульптуры, как Афина Парфенос, Зевс Олимпийский, Дискобол, Дорифор и многие другие. История сохранила для потомков имена выдающихся скульпторов эпохи: Поликлет, Фидий, Мирон, Скопас, Пракситель и многие другие. Шедевры классической Греции отличаются гармонией, идеальными пропорциями (что говорит об отличных знаниях анатомии человека), а также внутренним содержанием и динамикой. Эллинизм

  • Поздняя греческая античность характеризуется сильным восточным влиянием на все искусство в целом и на скульптуру в частности. Появляются сложные ракурсы, изысканные драпировки, многочисленные детали.
  • В спокойствие и величественность классики проникает восточная эмоциональность и темперамент.
Самая известная скульптурная композиция эпохи эллинизма - Лаокоон и его сыновья Агесандра Родосского (шедевр хранится в одном из музеев Ватикана). Композиция полна драматизма, сам сюжет предполагает сильные эмоции. Отчаянно сопротивляясь змеям, посланным Афиной, сам герой и его сыновья словно понимают, что участь их ужасна. Скульптура выполнена с необыкновенной точностью. Фигуры пластичны и реальны. Лица героев производят сильное впечатление на зрителя.
  • Самая известная скульптурная композиция эпохи эллинизма - Лаокоон и его сыновья Агесандра Родосского (шедевр хранится в одном из музеев Ватикана). Композиция полна драматизма, сам сюжет предполагает сильные эмоции. Отчаянно сопротивляясь змеям, посланным Афиной, сам герой и его сыновья словно понимают, что участь их ужасна. Скульптура выполнена с необыкновенной точностью. Фигуры пластичны и реальны. Лица героев производят сильное впечатление на зрителя.
Фидий - знаменитый скульптор Древней Греции V века до н.э. Он работал в Афинах, Дельфах и Олимпии. Фидий принимал активное участие в реконструкции Акрополя в Афинах. Он был одним из руководителей строительства и украшения Парфенона. Он создал для Парфенона статую Афины высотой 12 метров. Основ статуи деревянная фигура. На лицо и обнаженные части тела накладывались пластинки из слоновой кости. Одежда и вооружение были покрыты почти двумя тоннами золота. Это золото служило неприкосновенным запасом на случай непредвиденных финансовых кризисов.
  • Фидий - знаменитый скульптор Древней Греции V века до н.э. Он работал в Афинах, Дельфах и Олимпии. Фидий принимал активное участие в реконструкции Акрополя в Афинах. Он был одним из руководителей строительства и украшения Парфенона. Он создал для Парфенона статую Афины высотой 12 метров. Основ статуи деревянная фигура. На лицо и обнаженные части тела накладывались пластинки из слоновой кости. Одежда и вооружение были покрыты почти двумя тоннами золота. Это золото служило неприкосновенным запасом на случай непредвиденных финансовых кризисов.
Скульптура Афины Вершиной творчества Фидия стала его знаменитая статуя Зевса в Олимпии, высотой 14 метров. Она изображала громовержца, сидящим на богато украшенном троне, его верхняя часть торса обнажена, а нижняя закутана в плащ. В одной руке Зевс держит статую Ники, в другой символ власти - жезл. Статуя была выполнена из дерева, фигуру покрывали пластины слоновой кости, а одежду тонкие золотые листы. Теперь вы знаете какие были скульпторы в Древней Греции.
  • Вершиной творчества Фидия стала его знаменитая статуя Зевса в Олимпии, высотой 14 метров. Она изображала громовержца, сидящим на богато украшенном троне, его верхняя часть торса обнажена, а нижняя закутана в плащ. В одной руке Зевс держит статую Ники, в другой символ власти - жезл. Статуя была выполнена из дерева, фигуру покрывали пластины слоновой кости, а одежду тонкие золотые листы. Теперь вы знаете какие были скульпторы в Древней Греции.

Слайд 1

Скульптуры Древней Греции

Слайд 2

Дискобол. V в. до н. э. Мрамор. Фигура «Дискобола» передает огромное внутреннее напряжение, которое сдержано внешними формами скульптуры, упругими замкнутыми линиями, очерчивающими ее силуэт. В образе атлета Мирон раскрывает способность человека к активному действию.

Слайд 3

Посейдон, бог моря (Статуя II в.до н.э) Обнаженный бог моря с телом могучего атлета представлен в момент, когда он бросает свой трезубец в противника. Это прекрасный образец высокого искусства бронзового. В V веке до н. э. бронза стала излюбенным материалом скульпторов, так как ее чеканные формы особенно хорошо передавали красоту и совершенство пропорций человеческого тела.

Слайд 4

Поликлет

Копьеносец Свой идеал атлета-гражданина Поликлет воплотил в бронзовой скульптуре юноши с копьем, отлитой около 450-440 годов до н. э. Могучий обнаженный атлет - Дорифор- изображен в сполопной и величественной позе. Он держит в руке копье, которое лежит на левом плече, и слетка повернув голову, смотрит в даль. Кажется, что юноша только что нагнулся вперед и остановился.

Слайд 5

Аполлон Бельведерский (330-320 до н. э.) Статуя изображает Аполлона, древнегреческого бога солнца и света в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука.

Слайд 6

Диана Версальская или Диана-охотница (I или II в. до н. э.) Артемида одета в дорийский хитон и гиматий. Правой рукой она готовится извлечь из колчана стрелу, левая покоится на голове сопровождающего её оленёнка. Голова повёрнута вправо, в сторону вероятной добычи. Сейчас скульптура находиться в Лувре.

Слайд 7

Богиня Афина в 450-440 гг. до н. э. Цицерон писал о Фидии так: «Когда он создавал Афину и Зевса, перед ним не было земного оригинала, которым он мог воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и воплощён им в материи. Недаром говорят о Фидии, что он творил в порыве вдохновения, который возносит дух надо всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух - этот небесный гость, по выражению Платона».

Слайд 8

Сидящий Зевс. В 435 г. до н. э. состоялось торжественное открытие статуи. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию.

Этапы развития древнегреческой скульптуры: архаика, классика, эллинизм.

Период архаики – куросы и коры. Скульптурные каноны Поликлета и Мирона. «Дорифор», «Дискобол»-гимн величию и духовной мощи Человека. Скульптурные творения

Скопаса и Приксителя – «Менада», Афродита Книдская. Лисипп – мастер поздней классики. Агесандр- Лаокоон, Венера Милосская.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Шайхиева Надежда Ивановна, учитель изобразительного искусстваМОБУ СОШ№3 им.Ю.Гагаринаг. Таганрога Ростовской области
Этапы развития древнегреческой скульптуры:Архаика КлассикаЭллинизм
КОРА (от греч. kore - девушка),1) у древних греков культовое имя богини Персефоны.2) В древнегреческом искусстве статуя прямостоящей девушки в длинных одеждах.КУРОС - в искусстве древнегреческой архаики- статуя юноши-атлета (обычно обнаженного).
Скульптуры куросов
-Высота статуи до 3 метров;-Воплощали идеал мужской красоты,силы и здоровья;-Фигура прямостоящего юноши свыставленной вперёд ногой, руки сжатыв кулаки и вытянуты вдоль тела.-Лица лишены индивидуальности;-Выставлялись в общественных местах, вблизи от храмов;
Скульптуры кор
-Воплощали изысканность и утончённость;-Позы однообразны и статичны;-Хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий и каймой покраям;-Волосы завиты в локоны и перехвачены диадемами. -На лице загадочная улыбка
1. Гимн величию и духовной мощи Человека;2. Излюбленный образ – стройный юноша атлетического телосложения;3. Духовный и физический облик гармоничны, нет ничего лишнего, «ничего сверх меры».
Скульптор Поликлет. Дорифор (5 в. до н.э.)
ХИАЗМ, в изобразительномискусстве изображениестоящей человеческойфигуры, опирающейся наодну ногу: при этом, еслиправое плечо поднято, топравое бедро опущено, инаоборот.
Идеальные пропорции человеческого тела:
Голова составляет 1/7 часть всего роста;Лицо и кисти руки 1/10 частьСтупня – 1/6 часть
Скульптор Мирон.Дискобол. (5 в.до н.э.)
Первая попытка греческой скульптуры разорвать плен неподвижности.
IV в. до н.э.1. Стремились к передаче энергичных действий;2. Передавали чувства и переживания человека: - страсть - грусть - мечтательность - влюблённость - неистовство - отчаяние - страдание - горе
Менада. 4 в. до н.э.
Скопас (420-355 гг. до н.э.)
Голова раненого воина.
Битва греков с амазонками. Деталь рельефа из Галикарнасского Мавзолея.
Пракситель (390 -330 гг. до н.э.)
Вошел в историю скульптуры каквдохновенный певец женской красоты.По преданию, Пракситель создал двестатуи Афродиты, запечатлев на однойиз них богиню одетой, а в другой -обнаженной. Афродиту в одеждахприобрели жители острова Коса, аобнаженная была установлена наодной из главных площадей острова Книд.
Лисипп. Голова АлександраМакедонского Около 330 до н.э.
Лисипп. Геракл, борющийся со львом. Около 330-х гг. до н.э..
Лисипп. «Отдыхающий Гермес». 2-я половина 4 в. до н. э.
Леохар
Леохар. «Аполлон Бельведерский». Середина 4в. до н. э.
В скульптуре: 1. Взволнованность и напряжённость лиц; 2. Вихрь чувств и переживаний в образах; 3. Мечтательность образов; 4. Гармоническое совершенство и торжественность
Ника Самофракийская. Начало 2 в. до н.э. Лувр, Париж
В час моего ночного бредаТы возникаешь пред глазами –Самофракийская ПобедаС простертыми вперед руками.Спугнув безмолвие ночное,Рождает головокруженьеТвоё крылатое, слепое,Неудержимое стремленье.В твоём безумно-светлом взглядеСмеётся что-то, пламенея,И наши тени мчатся сзади,Поспеть за ними не умея.
Агессандр. Венера (Афродита) Милосская. 120 до н.э. Мрамор.
Агессандр. «Гибель Лаокоона и его сыновей». Мрамор. Около 50 до н. э.
http://history.rin.ru/text/tree/128.html
http://about-artart.livejournal.com/543450.html
http://spbfoto.spb.ru/foto/details.php?image_id=623
http://historic.ru/lostcivil/greece/art/statue.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.

Одна из важнейших тем на уроках Изо 3 четверти 5 класса «Декор – человек, общество, время» (по программе под руководством Б.М.Неменского) о понимании...

Мероприятие. Греция. Мифы древней Греции.

Познакомит с культурой Древней Греции. Помочь оценить красоту художественных образов древнегреческих мифов. Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

Конспект внеклассного мероприятия "Греция. Мифы древней Греции"

Познакомить воспитанниц с культурой Греции. Помочь оценить воспитанницам красоту художественных образовдревнегреческих мифов.Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры