Общие сведения. Ранние романсы Даргомыжский александр романсы

Главная / Ссоры

Александр Даргомыжский вместе с Глинкой является основоположником русского классического романса. Камерная вокальная музыка была для композитора одним из главных жанров творчества.

Он сочинял романсы и песни в течение нескольких десятилетий, и если в ранних произведениях было много общего с сочинениями Алябьева, Варламова, Гурилева, Верстовского, Глинки, то поздние некоторыми чертами предвосхищают вокальное творчество Балакирева, Кюи и особенно Мусоргского. Именно Мусоргский называл Даргомыжского «великим учителем музыкальной правды».

Портрет работы К. Е. Маковского (1869)

Даргомыжский создал более 100 романсов и песен. Среди них — все популярные вокальные жанры того времени — от «русской песни» до баллады. Вместе с тем Даргомыжский стал первым русским композитором, который воплотил в своем творчестве темы и образы, взятые из окружающей действительности, и создал новые жанры — лирико-психологические монологи («И скучно, и грустно», «Мне грустно» на слова Лермонтова), народно-бытовые сценки («Мельник» на слова Пушкина), сатирические песни («Червяк» на слова Пьера Беранже в переводе В. Курочкина, «Титулярный советник» на слова П. Вейнберга).

Несмотря на особую любовь Даргомыжского к творчеству Пушкина и Лермонтова, круг поэтов, к стихам которых обращался композитор, весьма разнообразен: это Жуковский, Дельвиг, Кольцов, Языков, Кукольник, поэты-искровцы Курочкин и Вейнберг и другие.

Вместе с тем композитор неизменно проявлял особую требовательность к поэтическому тексту будущего романса, тщательно отбирая лучшие стихотворения. При воплощении поэтического образа в музыке он по сравнению с Глинкой использовал иной творческий метод. Если для Глинки важным было передать общее настроение стихотворения, воссоздать в музыке основной поэтический образ, и для этого он использовал широкую песенную мелодию, то Даргомыжский следовал за каждым словом текста, воплощая свой ведущий творческий принцип: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Поэтому наряду с песенно-ариозными чертами в его вокальных мелодиях так велика роль речевых интонаций, которые часто становятся декламационными.

Фортепианная партия в романсах Даргомыжского всегда подчинена общей задаче — последовательному воплощению слова в музыке; поэтому в ней часто присутствуют элементы изобразительности и живописности, она подчеркивает психологическую выразительность текста и отличается яркими гармоническими средствами.

«Шестнадцать лет» (слова А. Дельвига). В этом раннем лирическом романсе сильно проявилось влияние Глинки. Даргомыжский создает музыкальный портрет прелестной, грациозной девушки, используя изящный и гибкий ритм вальса. Краткое фортепианное вступление и заключение обрамляют романс и строятся на начальном мотиве вокальной мелодии с его выразительной восходящей секстой. В вокальной партии преобладает кантилена, хотя в некоторых фразах ясно слышны речитативные интонации.

Романс построен в трехчастной форме. Со светлыми и радостными крайними разделами (до мажор) отчетливо контрастирует средний со сменой лада (ля минор), с более динамичной вокальной мелодией и взволнованной куль-минацией в конце раздела. Роль фортепианной партии состоит в гармонической поддержке мелодии, а по фактуре она представляет собой традиционный романсовый аккомпанемент.

«Шестнадцать лет»

Романс «Мне грустно» (слова М. Лермонтова) принадлежит к новому типу романса-монолога. В размышлении героя выражена тревога за судьбу любимой женщины, которой суждено испытать «молвы коварное гоненье» лицемерного и бессердечного общества, заплатить «слезами и тоской» за недолгое счастье. Романс строится на развитии одного образа, одного чувства. Художественной задаче подчинены и одночастная форма произведения — период с репризным дополнением, и вокальная партия, основанная на выразительной напевной декламации. Экспрессивна уже интонация в начале романса: после восходящей секунды — нисходящий мотив с его напряженно и скорбно звучащей уменьшенной квинтой.

Большое значение в мелодике романса, особенно его второго предложения, приобретают частые паузы, скачки на широкие интервалы, взволнованные интонации-возгласы: такова, например, кульминация в конце второго предложения («слезами и тоской»), подчеркнутая ярким гармоническим средством — отклонением в тональность II низкой ступени (ре минор — ми-бемоль мажор). Фортепианная партия, основанная на мягкой аккордовой фигурации, объединяет насыщенную цезурами (Цезура — момент членения музыкальной речи. Признаки цезуры: паузы, ритмические остановки, мелодические и ритмические повторы, смена регистра и другие) вокальную мелодию и создает сосредоточенный психологический фон, ощущение душевной самоуглубленности.

Романс «Мне грустно»

В драматической песне «Старый капрал» (слова П. Беранже в переводе В. Курочкина) композитор развивает жанр монолога: это уже драматический монолог-сцена, своеобраз-ная музыкальная драма, главный герой которой — старый наполеоновский солдат, осмелившийся ответить на оскорбление молодого офицера и осужденный за это на смерть. Волновавшая Даргомыжского тема «маленького человека» раскрывается здесь с необыкновенной психологической достоверностью; музыка рисует живой правдивый образ, полный благородства и человеческого достоинства.

Песня написана в варьированной куплетной форме с неизменяющимся припевом; именно суровый припев с его четким маршевым ритмом и настойчивыми триолями в вокальной партии становится ведущей темой произведения, главной характеристикой героя, его душевной стойкости и мужества.

Каждый из пяти куплетов по-разному раскрывает образ солдата, наполняя его все новыми чертами — то гневными и решительными (второй куплет), то нежными и сердечными (третий и четвертый куплеты).

Вокальная партия песни выдержана в речитативном стиле; ее гибкая декламация следует за каждой интонацией текста, достигая полного слияния со словом. Фортепианное сопровождение подчинено вокальной партии и своей строгой и скупой аккордовой фактурой подчеркивает ее выразительность при помощи пунктирного ритма, акцентов, динамики, ярких гармоний. Уменьшенный септаккорд в партии фортепиано — залп выстрела — обрывает жизнь старого капрала.

Романс "Старый капрал"

Подобно траурному послесловию звучит в ми-норе тема припева, как бы прощаясь с героем. Сатирическая песня «Титулярный советник» написана на слова поэта П. Вейнберга, который активно работал в «Искре». В этой миниатюре Даргомыжский в музыкальном творчестве развивает гоголевскую линию. Рассказывая о неудачной любви скромного чиновника к генеральской дочери, композитор рисует музыкальный портрет, родственный литературным образам «униженных и оскорбленных».

Меткие и лаконичные характеристики персонажи получают уже в первой части произведения (песня написана в двухчастной форме): бедный робкий чиновник обрисован осторожными секундовыми интонациями piаnо, а надменная и властная генеральская дочка — решительными квартовыми ходами fortе. Аккордовое сопровождение подчеркивает эти «портреты».

Во второй части, описывая развитие событий после неудачного объяснения, Даргомыжский применяет простые, но очень точные выразительные средства: размер 2/4 (вместо 6/8) и стаккато фортепиано изображают неверную приплясывающую походку загулявшего героя, а восходящий, немного надрывный скачок на септиму в мелодии («и пьянствовал целую ночь») подчеркивает горькую кульминацию этой истории.

«Титулярный советник»

В исполнении Елены Образцовой звучат романсы и песни А. Даргомыжского.

Партия фортепиано - Важа Чачава.

Элегия "Я помню глубоко", стихи Давыдова
"Друг мой прелестный", на стихи В.Гюго
"Я все еще его люблю", стихи Ю.Жадовской
"Восточный романс", стихи А.Пушкина
"Лихорадушка", слова народные
"Не судите люди добрые", стихи Тимофеева
"Как мила ее головка", стихи Туманского
"Я вас любил", стихи А.Пушкина
"Вертоград" восточный романс, стихи А.Пушкина
Колыбельная песня "Баю-баюшки-баю", стихи Даргомыжской
"Шестнадцать лет", стихи Дельвига
Испанский романс
"Я здесь Инезилья", стихи А.Пушкина

"Расстались гордо мы", стихи Курочкина
"Ночной зефир, струит эфир", стихи Пушкина
"Как у нас на улице" Песня Ольги из оперы Русалка
"О милая дева" польский романс, стихи Мицкевича
"Юноша и дева", стихи А.Пушкина
"Мне грустно", стихи М.Лермонтова
"Моя милая, моя душечка", стихи Давыдова
"Влюблен я, дева-красота", стихи Языкова
"На раздолье небес", стихи Щербины
Болеро "Оделась туманами Сьерра-Невада", стихи В.Ширкова
"Не скажу никому", стихи Кольцова
"На балу", стихи Вирса
"Чаруй меня, чаруй", стихи Ю.Жадовской
" У него ли русы кудри"
"Без ума, без разума", стихи Кольцова
"Ревнуешь ты"
"Друг мой прелестный", стихи В.Гюго

Александр Даргомыжский вместе с Глинкой является основоположником русского классического романса. Камерная вокальная музыка была для композитора одним из главных жанров творчества.

Он сочинял романсы и песни в течение нескольких десятилетий, и если в ранних произведениях было много общего с сочинениями Алябьева, Варламова, Гурилева, Верстовского, Глинки, то поздние некоторыми чертами предвосхищают вокальное творчество Балакирева, Кюи и особенно Мусоргского. Именно Мусоргский называл Даргомыжского «великим учителем музыкальной правды».

Даргомыжский создал более 100 романсов и песен. Среди них - все популярные вокальные жанры того времени - от «русской песни» до баллады. Вместе с тем Даргомыжский стал первым русским композитором, который воплотил в своем творчестве темы и образы, взятые из окружающей действительности, и создал новые жанры - лирико-психологические монологи («И скучно, и грустно», «Мне грустно» на слова Лермонтова), народно-бытовые сценки («Мельник» на слова Пушкина), сатирические песни («Червяк» на слова Пьера Беранже в переводе В. Курочкина, «Титулярный советник» на слова П. Вейнберга).

Несмотря на особую любовь Даргомыжского к творчеству Пушкина и Лермонтова, круг поэтов, к стихам которых обращался композитор, весьма разнообразен: это Жуковский, Дельвиг, Кольцов, Языков, Кукольник, поэты-искровцы Курочкин и Вейнберг и другие.

Вместе с тем композитор неизменно проявлял особую требовательность к поэтическому тексту будущего романса, тщательно отбирая лучшие стихотворения. При воплощении поэтического образа в музыке он по сравнению с Глинкой использовал иной творческий метод. Если для Глинки важным было передать общее настроение стихотворения, воссоздать в музыке основной поэтический образ, и для этого он использовал широкую песенную мелодию, то Даргомыжский следовал за каждым словом текста, воплощая свой ведущий творческий принцип: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Поэтому наряду с песенно-ариозными чертами в его вокальных мелодиях так велика роль речевых интонаций, которые часто становятся декламационными.

Фортепианная партия в романсах Даргомыжского всегда подчинена общей задаче - последовательному воплощению слова в музыке; поэтому в ней часто присутствуют элементы изобразительности и живописности, она подчеркивает психологическую выразительность текста и отличается яркими гармоническими средствами.

«Шестнадцать лет» (слова А. Дельвига). В этом раннем лирическом романсе сильно проявилось влияние Глинки. Даргомыжский создает музыкальный портрет прелестной, грациозной девушки, используя изящный и гибкий ритм вальса. Краткое фортепианное вступление и заключение обрамляют романс и строятся на начальном мотиве вокальной мелодии с его выразительной восходящей секстой. В вокальной партии преобладает кантилена, хотя в некоторых фразах ясно слышны речитативные интонации.

Романс построен в трехчастной форме. Со светлыми и радостными крайними разделами (до мажор) отчетливо контрастирует средний со сменой лада (ля минор), с более динамичной вокальной мелодией и взволнованной куль-минацией в конце раздела. Роль фортепианной партии состоит в гармонической поддержке мелодии, а по фактуре она представляет собой традиционный романсовый аккомпанемент.

Романс «Мне грустно» (слова М. Лермонтова) принадлежит к новому типу романса-монолога. В размышлении героя выражена тревога за судьбу любимой женщины, которой суждено испытать «молвы коварное гоненье» лицемерного и бессердечного общества, заплатить «слезами и тоской» за недолгое счастье. Романс строится на развитии одного образа, одного чувства. Художественной задаче подчинены и одночастная форма произведения - период с репризным дополнением, и вокальная партия, основанная на выразительной напевной декламации. Экспрессивна уже интонация в начале романса: после восходящей секунды - нисходящий мотив с его напряженно и скорбно звучащей уменьшенной квинтой.

Большое значение в мелодике романса, особенно его вто-рого предложения, приобретают частые паузы, скачки на широкие интервалы, взволнованные интонации-возгласы: такова, например, кульминация в конце второго предложения («слезами и тоской»), подчеркнутая ярким гармоническим средством - отклонением в тональность II низкой ступени (ре минор - ми-бемоль мажор). Фортепианная партия, основанная на мягкой аккордовой фигурации, объединяет насыщенную цезурами (Цезура - момент членения музыкальной речи. Признаки цезуры: паузы, ритмические остановки, мелодические и ритмические повторы, смена регистра и другие) вокальную мелодию и создает сосредоточенный психологический фон, ощущение душевной самоуглубленности.

В драматической песне «Старый капрал» (слова П. Беранже в переводе В. Курочкина) композитор развивает жанр монолога: это уже драматический монолог-сцена, своеобраз-ная музыкальная драма, главный герой которой - старый наполеоновский солдат, осмелившийся ответить на оскорбление молодого офицера и осужденный за это на смерть. Волновавшая Даргомыжского тема «маленького человека» раскрывается здесь с необыкновенной психологической достоверностью; музыка рисует живой правдивый образ, полный благородства и человеческого достоинства.

Песня написана в варьированной куплетной форме с неизменяющимся припевом; именно суровый припев с его четким маршевым ритмом и настойчивыми триолями в вокальной партии становится ведущей темой произведения, главной характеристикой героя, его душевной стойкости и мужества.

Каждый из пяти куплетов по-разному раскрывает образ солдата, наполняя его все новыми чертами - то гневными и решительными (второй куплет), то нежными и сердечными (третий и четвертый куплеты).

Вокальная партия песни выдержана в речитативном стиле; ее гибкая декламация следует за каждой интонацией текста, достигая полного слияния со словом. Фортепианное сопровождение подчинено вокальной партии и своей строгой и скупой аккордовой фактурой подчеркивает ее выразительность при помощи пунктирного ритма, акцентов, динамики, ярких гармоний. Уменьшенный септаккорд в партии фортепиано - залп выстрела - обрывает жизнь старого капрала.

Подобно траурному послесловию звучит в ми-норе тема припева, как бы прощаясь с героем. Сатирическая песня «Титулярный советник» написана на слова поэта П. Вейнберга, который активно работал в «Искре». В этой миниатюре Даргомыжский в музыкальном творчестве развивает гоголевскую линию. Рассказывая о неудачной любви скромного чиновника к генеральской дочери, композитор рисует музыкальный портрет, родственный литературным образам «униженных и оскорбленных».

Меткие и лаконичные характеристики персонажи получают уже в первой части произведения (песня написана в двухчастной форме): бедный робкий чиновник обрисован осторожными секундовыми интонациями piаnо, а надменная и властная генеральская дочка - решительными квартовыми ходами fortе. Аккордовое сопровождение подчеркивает эти «портреты».

Во второй части, описывая развитие событий после неудачного объяснения, Даргомыжский применяет простые, но очень точные выразительные средства: размер 2/4 (вместо 6/8) и стаккато фортепиано изображают неверную приплясывающую походку загулявшего героя, а восходящий, немного надрывный скачок на септиму в мелодии («и пьянствовал целую ночь») подчеркивает горькую кульминацию этой истории.

25. Творческий облик Даргомыжского:

Даргомыжский - младший современник и друг Глин­ки - продолжил дело создания русской классической му­зыки. Вместе с тем его творчество принадлежит уже друго­му этапу в развитии национального искусства. Если Глинка выразил круг образов и настроений пушкинской эпохи, то Даргомыжский находит свой путь: его зрелые сочинения созвучны реализму многих произведений Гоголя, Некрасо­ва, Достоевского, Островского, художника Павла Федотова.

Стремление передать жизнь во всем ее разнообразии, инте­рес к личности «маленького» человека и к теме социально­го неравенства, точность и выразительность психологических характеристик, в которых особенно ярко раскрывается да­рование Даргомыжского как музыкального портретиста, - вот отличительные особенности его таланта.

Даргомыжский был по своей природе вокальным ком­позитором. Главными жанрами его творчества стали опера и камерная вокальная музыка. Новаторство Даргомыжско­го, его поиски и достижения нашли продолжение в произве­дениях следующего поколения русских композиторов - членов балакиревского кружка и Чайковского.

Биография

Детство и юность. Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в имении родителей в Тульской губернии. Через несколько лет семья переезжает в Петербург, и с этого мо­мента большая часть жизни будущего композитора проте­кает в столице. Отец Даргомыжского служил чиновником, а мать, женщина творчески одаренная, пользовалась извест­ностью как поэтесса-любительница. Родители стремились дать своим шестерым детям широкое и разностороннее образование, в котором главное место занимали литература, иностранные языки, музыка. С шести лет Сашу стали обу­чать игре на фортепиано, а затем и на скрипке; позже он занимался и пением. Свое фортепианное образование юно­ша завершил у одного из лучших столичных преподавате­лей, австрийского пианиста и композитора Ф. Шоберлехнера. Став превосходным виртуозом и неплохо владея скрип­кой, он часто принимал участие в любительских концертах и квартетных вечерах петербургских салонов. Тогда же, с конца 1820-х годов, начинается чиновничья служба Дарго­мыжского: примерно полтора десятилетия он занимал долж­ности в различных департаментах и вышел в отставку в чине титулярного советника.

Первые попытки сочинения музыки относятся к один­надцатилетнему возрасту: это были разные рондо, вариации и романсы. С годами юноша проявляет все больший инте­рес к композиции; в освоении приемов композиторской тех­ники немалую помощь ему оказал Шоберлехнер. «На во­семнадцатом и девятнадцатом году моего возраста, - вспо­минал впоследствии композитор в автобиографии, - напи­сано было много, конечно не без ошибок, множество блестя­щих сочинений для фортепиано и скрипки, два квартета, кантаты и множество романсов; некоторые из этих сочине­ний были тогда же изданы...» Но, несмотря на успехи у публики, Даргомыжский еще оставался дилетантом; пре­вращение любителя в настоящего композитора-профессио­нала началось с момента знакомства с Глинкой.

Первый период творчества. Встреча с Глинкой произо­шла в 1834 году и определила всю дальнейшую судьбу Дар­гомыжского. Глинка тогда работал над оперой «Иван Сусанин», и серьезность его художественных интересов, профес­сиональное мастерство заставили Даргомыжского впервые по-настоящему задуматься о смысле композиторского твор­чества. Музицирование в салонах было заброшено, и он при­ступил к восполнению пробелов в своих музыкально-теоре­тических познаниях, штудируя тетради с записями лекций Зигфрида Дена, которые передал ему Глинка.

Знакомство с Глинкой вскоре перешло в настоящую дружбу. «Одинаковое образование, одинаковая любовь к ис­кусству тотчас сблизили нас, но мы скоро сошлись и искрен­но подружились несмотря на то, что Глинка был десятью годами старше меня. Мы в течение 22 лет сряду были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отноше­ниях», - вспоминал впоследствии композитор.

Помимо углубленных занятий Даргомыжский с сере­дины 1830-х годов посещает литературные и музыкальные салоны В. Ф. Одоевского, М. Ю. Виельгорского, С. Н. Карам­зиной (Софья Николаевна Карамзина - дочь Николая Михайловича Ка­рамзина, известного историка и писателя, автора многотомной «Исто­рии государства Российского»), где встречается с Жуковским, Вяземским, Кукольни­ком, Лермонтовым. Царившая там атмосфера художествен­ного творчества, беседы и споры о развитии национального искусства, о современном состоянии русского общества фор­мировали эстетические и социальные взгляды молодого ком­позитора.

По примеру Глинки Даргомыжский задумал сочинение оперы, но в выборе сюжета проявил самостоятельность ху­дожественных интересов. Воспитанная с детства любовь к французской литературе, увлечение французскими роман­тическими операми Мейербера и Обера, желание создать «нечто истинно драматическое» - все это остановило вы­бор композитора на популярном романе Виктора Гюго «Со­бор Парижской Богоматери». Опера «Эсмеральда» была за­кончена в 1839 году и представлена для постановки в Ди­рекцию императорских театров. Однако ее премьера состоя­лась лишь в 1848 году: «...Эти-то восемь лет напрасного ожидания, - писал Даргомыжский, - ив самые кипучие года жизни, легли тяжелым бременем на всю мою артисти­ческую деятельность».

В ожидании постановки «Эсмеральды» романсы и пес­ни стали единственным средством общения композитора со слушателями. Именно в них Даргомыжский быстро до­стигает вершины творчества; подобно Глинке он много за­нимается вокальной педагогикой. В его доме по четвергам устраиваются музыкальные вечера, на которых бывают мно­гочисленные певцы, любители пения, а иногда и Глинка в сопровождении своего друга Кукольника. На этих вечерах исполнялась, как правило, русская музыка, и прежде всего сочинения Глинки и самого хозяина.

В конце 30-х - начале 40-х годов Даргомыжский со­здает много камерных вокальных произведений. Среди них такие романсы, как «Я вас любил», «Юноша и дева», «Ноч­ной зефир», «Слеза» (на слова Пушкина), «Свадьба» (на сло­ва А. Тимофеева), и некоторые другие отличаются тонким психологизмом, поиском новых форм и средств выразитель­ности. Увлечение поэзией Пушкина привело композитора к созданию кантаты «Торжество Вакха» для солистов, хора и оркестра, которая впоследствии была переработана в опе­ру-балет и стала первым в истории русского искусства об­разцом этого жанра.

Важным событием в жизни Даргомыжского стала его первая заграничная поездка в 1844-1845 годах. Он отпра­вился в путешествие по Европе, причем главной целью был Париж. Даргомыжский, как и Глинка, был очарован и поко­рен красотой французской столицы, богатством и разнооб­разием ее культурной жизни. Он встречается с композито­рами Мейербером, Галеви, Обером, скрипачом Шарлем Берио и другими музыкантами, с одинаковым интересом по­сещает оперные и драматические спектакли, концерты, во­девили, судебные процессы. По письмам Даргомыжского можно определить, как меняются его художественные взгля­ды и вкусы; на первое место он начинает ставить глубину содержания и верность жизненной правде. И, как это ранее случилось с Глинкой, путешествие по Европе обострило у композитора патриотические чувства и потребность «писать по-русски».

Зрелый период творчества. Во второй половине 1840-х годов в русском искусстве происходят серьезные изменения. Они были связаны с развитием передового обществен­ного сознания в России, с усилением интереса к народной жизни, со стремлением к реалистическому отображению повседневного быта людей простого сословия и социально­го конфликта между миром богатых и бедных. Появляется новый герой - «маленький» человек, и описание судьбы и жизненной драмы мелкого чиновника, крестьянина, ремес­ленника становится главной темой произведений современ­ных писателей. Этой же теме посвящены многие зрелые сочинения Даргомыжского. В них он стремился усилить психологическую выразительность музыки. Творческий поиск привел его к созданию в вокальных жанрах метода интонационного реализма, который правдиво и точ­но отражает внутреннюю жизнь героя произведения.

В 1845-1855 годы композитор с перерывами работает над оперой «Русалка» по одноименной неоконченной дра­ме Пушкина. Даргомыжский сам сочинял либретто; он бе­режно подошел к пушкинскому тексту, по возможности со­храняя большинство стихов. Его привлекла трагическая судьба крестьянской девушки и ее несчастного отца, поте­рявшего рассудок после самоубийства дочери. В этом сю­жете воплощена постоянно интересовавшая композитора тема социального неравенства: дочь простого мельника не может стать женой родовитого князя. Такая тема давала возможность автору раскрыть глубокие душевные пережи­вания героев, создать настоящую лирическую музыкальную драму, полную жизненной правды.

В то же время глубоко правдивые психологические ха­рактеристики Наташи и ее отца замечательно сочетаются в опере с красочными народно-бытовыми хоровыми сценами, где композитор мастерски претворил интонации крестьян­ских и городских песен и романсов.

Отличительной особенностью оперы явились ее речи­тативы, отразившие стремление композитора к декламаци­онным мелодиям, ранее уже проявившее себя в его роман­сах. В «Русалке» Даргомыжский создает новый вид опер­ного речитатива, который следует за интонацией слова и чутко воспроизводит «музыку» живой русской разговор­ной речи.

«Русалка» стала первой русской классической оперой в реалистическом жанре психологической бытовой музы­кальной драмы, проложив дорогу лирико-драматическим операм Римского-Корсакова и Чайковского. Премьера опе­ры состоялась 4 мая 1856 года в Петербурге. Дирекция им­ператорских театров отнеслась к ней недоброжелательно, что сказалось в небрежной постановке (старые, убогие костюмы и декорации, сокращение отдельных сцен). Высшее столичное общество, повально увлеченное итальянской оперной музыкой, проявило к «Русалке» полное равнодушие. Тем не менее опера имела успех у демократической публики. Незабываемое впечатление производило исполнение партии Мельника великим русским басом Осипом Петровым. Пе­редовые музыкальные критики Серов и Кюи горячо привет­ствовали рождение новой русской оперы. Однако на сцене она шла редко и вскоре исчезла из репертуара, что не могло не вызвать у автора тяжелых переживаний.

Во время работы над «Русалкой» Даргомыжский пи­шет много романсов. Его все сильнее привлекает поэзия Лермонтова, на чьи стихи создаются проникновенные моно­логи «Мне грустно», «И скучно, и грустно». Он открывает новые стороны в поэзии Пушкина и сочиняет превосходную комедийно-бытовую сценку «Мельник».

Поздний период творчества Даргомыжского (1855- 1869) характеризуется расширением круга творческих ин­тересов композитора, а также активизацией его музыкаль­но-общественной деятельности.В конце 50-х годов Даргомыжский начинает сотрудни­чать в сатирическом журнале «Искра», где в карикатурах, фельетонах, стихах высмеивались нравы и порядки совре­менного общества, печатались Салтыков-Щедрин, Герцен, Некрасов, Добролюбов. Руководителями журнала были та­лантливый художник-карикатурист Н. Степанов и поэт-пе­реводчик В. Курочкин. В эти годы на стихи и переводы поэтов-искровцев композитор сочиняет драматическую пес­ню «Старый капрал», сатирические песни «Червяк» и «Ти­тулярный советник».

К этому же времени относится знакомство Даргомыж­ского с Балакиревым, Кюи, Мусоргским, которое немного поз­же перейдет в близкую дружбу. Эти молодые композиторы вместе с Римским-Корсаковым и Бородиным войдут в ис­торию музыки как члены кружка «Могучая кучка» и впо­следствии обогатят свое творчество достижениями Дарго­мыжского в различных областях музыкальной выразитель­ности.

Общественная активность композитора проявилась в его работе по организации Русского Музыкального Общества (РМО - концертная организация, созданная в 1859 году А. Г. Ру­бинштейном. Она ставила перед собой задачи музыкального просвеще­ния в России, расширения концертной и музыкально-театральной дея­тельности, организации музыкальных учебных заведений). В 1867 году он становится председателем его пе­тербургского отделения. Он принимает участие и в разра­ботке устава Петербургской консерватории.

В 60-е годы Даргомыжский создает несколько симфо­нических пьес: «Баба-яга», «Казачок», «Чухонская фанта­зия». Эти «характеристические фантазии для оркестра» (по определению автора) основаны на народных мелодиях и продолжают традиции «Камаринской» Глинки.

С ноября 1864-го по май 1865 года состоялось новое заграничное путешествие. Композитор посетил ряд европей­ских городов - Варшаву, Лейпциг, Брюссель, Париж, Лон­дон. В Брюсселе состоялся концерт из его произведений, который имел большой успех у публики, получил со­чувственные отклики в газетах и принес автору немало ра­дости.

Вскоре по возвращении на родину в Петербурге состоя­лось возобновление «Русалки». Триумфальный успех по­становки, ее широкое общественное признание содействова­ли новому душевному и творческому подъему композитора. Он начинает работу над оперой «Каменный гость» по одно­именной «маленькой трагедии» Пушкина и ставит перед собой невероятно сложную и смелую задачу: сохранить не­изменным пушкинский текст и построить произведение на музыкальном воплощении интонаций человеческой речи. Даргомыжский отказывается от привычных оперных форм (арий, ансамблей, хоров) и делает основой произведения ре­читатив, который является как главным средством характеристики персонажей, так и основой сквозного (непрерыв­ного) музыкального развития оперы (Некоторые принципы оперной драматургии «Каменного гостя», первой русской камерной оперы, нашли свое продолжение в произведе­ниях Мусоргского («Женитьба»), Римского-Корсакова («Моцарт и Саль­ери»), Рахманинова («Скупой рыцарь»))

На музыкальных вечерах в доме композитора в друже­ском кругу неоднократно исполнялись и обсуждались сце­ны из почти готовой оперы. Ее наиболее восторженными поклонниками были композиторы «Могучей кучки» и му­зыкальный критик В. В. Стасов, особенно сблизившиеся с Даргомыжским в последние годы его жизни. Но «Камен­ный гость» оказался «лебединой песнью» композитора - он не успел закончить оперу. Даргомыжский скончался 5 января 1869 года и был похоронен в Александро-Невской лавре, недалеко от могилы Глинки. Согласно завещанию ком­позитора, оперу «Каменный гость» закончил по авторским эскизам Ц. А. Кюи, а оркестровал Римский-Корсаков. Бла­годаря усилиям друзей в 1872 году, спустя три года после смерти композитора, его последняя опера была поставлена на сцене Мариинского театра в Петербурге.

Даргомыжский

1813 - 1869

А.С. Даргомыжский родил­ся 14 февраля 1813 года. Его отец окончил Уни­верситетский благородный пансион в Москве. Семейное предание сохранило романтическую историю его женитьбы на Марии Борисовне, происходившей из рода князей Козловских. По рассказам современников, молодой человек «женился не как все люди, а похитил невесту, потому что князь Козловский не хотел выдать дочь за маленького почтового чиновника. А именно почтовое ведомство и дало ему возмож­ность на почтовых лошадях, без подорожной, ускакать от преследователей».

Сергей Николаевич был человеком способ­ным и трудолюбивым, а потому быстро полу­чил чин коллежского секретаря и орден, а так­же приглашение на работу в Петербург, куда семья переехала в 1817 году.

Родители хотели дать детям хорошее образование, приглашали лучших учителей. Саша учился играть на фортепиано, скрипке, пробо­вал сочинять, брал уроки пения. Помимо музыки он занимался историей, литературой, поэзией, иностранными языками. В 14 лет мальчика определили на государ­ственную службу, правда, жалованье ему стали платить через два года.

В Петербурге молодой Даргомыжский счи­тался сильным пианистом. Он часто бывал в музыкальных салонах знакомых. Здесь круг его знакомств был очень широк: Вяземский, Жуковский, братья Тургеневы, Лев Пуш­кин, Одоевский, вдова историка Карамзина.

В 1834 году Даргомыжский познакомился с Глинкой. Как вспоминал Михаил Иванович в своих «Записках», приятель привел к нему «маленького человечка в голубом сюртуке и красном жилете, который говорил писклявым сопрано. Когда он сел за фортепьяно, оказалось, что этот маленький человек был бойкий форте­пьянист, а впоследствии весьма талантливый композитор - Александр Сергеевич Даргомыж­ский».

Общение с Глинкой оставило огромный след в жизни Александра Сергеевича. Глинка оказался для него не только другом, но и щедрым учителем. Даргомыжский не смог поехать за границу, чтобы продолжить свое образование. И Глинка передал ему тетра­ди со своими занятиями по контрапункту с Зиг­фридом Дэном. Изучил Даргомыжский и парти­туру «Ивана Сусанина».

Первой работой композитора в области музыкального театра была большая романтичес­кая опера «Эсмеральда» по роману В. Гюго «Со­бор Парижской Богоматери». Хотя Даргомыж­ский отдал готовую партитуру в дирекцию им­ператорских театров в 1842 году, свет опера увидела в Москве только через пять лет. Опера недолго ставилась на сцене. Интерес к ней был вскоре потерян, да и сам композитор позже относился к опере критичес­ки.

В 30-е годы возросла известность Даргомыж­ского как вокального педагога и композитора. В свет вышли три сборника его романсов, среди которых особенно любимы слушателями были «Ночной зефир», «Я вас любил» и «Шестнад­цать лет».

Кроме того, Даргомыжский оказался созда­телем светского хорового пения a cappella. Для любимого петербуржцами развлечения - «му­зыки на воде» - Даргомыжский написал три­надцать вокальных трио. При издании они были названы «Петербургскими серенадами».

В 1844 году композитор впервые выехал за границу. Его путь лежал в Берлин, потом Брюс­сель, конечной же целью был Париж - музы­кальная столица Европы. Европейские впечатле­ния оставили яркий след в душе композитора. В 1853 году состоялся приуроченный к сорокалетию композитора торжественный концерт из его произведений. В завершении концерта все его ученики и друзья собрались на сцене и преподнесли Александру Сергеевичу инкрусти­рованный изумрудами серебряный капельмейстерский жезл с именами почитателей его та­ланта. А в 1855 году была закончена опера «Ру­салка». Ее премьера получила хорошие отзывы, постепенно опера завоевала искренние сим­патии и любовь публики.

В 1860 году А. С. Даргомыжского избрали почетным членом Русского музыкального обще­ства. В это же время он начинает сотрудничать с журналом «Искра», создатели которого выс­тупали против итальянского засилья в музы­кальных театрах, преклонения перед всем за­падным. Эти идеи были воплощены в лучших романсах той поры - драматическом романсе «Старый капрал» и сатирическом «Титулярный советник».

Рассказывают, что...

Уже в первые годы творчества Даргомыжский про­явил склонность к созданию сатирических произведений. Саркастичность натуры композитор унаследовал от отца, воспитавшего в своих детях любовь к юмору. Известно, что отец даже платил им по двадцать копеек за каждую удачную остроту!

Середина 60-х годов была трудным для ком­позитора временем. Умер отец, к которому Алек­сандр Сергеевич был очень привязан. У компо­зитора не было своей семьи, все его хозяйствен­ные и финансовые дела вел отец. Кроме того, Даргомыжский тяжело переживал холодное отношение к его творчеству музыкальной об­щественности. «Я не заблуждаюсь. Артистическое положение мое в Петербурге незавидно. Большинство наших любителей музыки и га­зетных писак не признает во мне вдохновения. Рутинный взгляд их ищет льстивых для слуха мелодий, за которыми я не гоняюсь. Я не наме­рен снизводить для них музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу прав­ды. Они этого понять не умеют», - писал ком­позитор.

В 1864 году Даргомыжский вновь побывал за границей. Он посетил Варшаву, Лейпциг. В Брюсселе с успехом прошел концерт из его произведе­ний. Затем, побывав в Париже, он вернулся в Петербург.

Весной 1867 года композитор заступил на пост председателя Петербургского отделения Русского музыкального общества. На этом по­сту он много сделал для укрепления русской музыки. В частности, назначил М.Балакирева дирижером симфонических концертов РМО. Вокруг Даргомыжского собирались члены «Мо­гучей кучки». Особенно сдружились предста­вители разных поколений русских музыкантов во время работы Даргомыжского над новой опе­рой по трагедии А.С. Пушкина «Каменный гость». Эта опера являет собой уникальный при­мер в истории музыки. Либретто для нее послу­жило литературное произведение - маленькая трагедия Пушкина, в которой композитор не изменил ни одного слова. Страдая тяжелым сердечным недугом, Даргомыжский очень спешил в работе над оперой. В последний период он был приковал к постели, но продолжал писать, то­ропясь, страдая от мучительной боли. И все же не успел полностью завершить работу.

Ранним утром 6 января 1869 года не стало «великого учителя музыкальной правды». «Мо­гучая кучка» потеряла своего наставника и дру­га. В последний путь его провожал весь артис­тический Петербург.

По его желанию «Каменный гость» был за­кончен Кюи и оркестрован Римским-Корсако­вым. В 1872 году члены «Могучей кучки» до­бились постановки оперы на сцене Мариинско­го театра в Петербурге.

Слушание музыки:

Даргомыжский А. Опера «Русалка»: Ария Мельника, Хор «Заплетися плетень», 1 д., Хор «Сватушка», 2 д.; Оркестровая пьеса «Баба-Яга».

Романсы и песни Даргомыжского

Вокальное наследие Даргомыжского насчи­тывает более 100 романсов и песен, а также ог­ромное количество вокальных ансамблей. К этому жанру композитор обращался на протяжении всей жизни. В нем складывались ха­рактерные черты стиля композитора, его музы­кальный язык.

Конечно, романсы Глинки оказали на Дар­гомыжского большое влияние. Но все же осно­вой для композитора стала бытовая городская музыка его эпохи. Он обращался к популярным жанрам от простой «русской песни» до слож­нейших баллад и фантазий. Вместе с тем композитор переосмысливал привычные жанры, вносил в них новые средства, и на этой основе рожда­лись новые жанры.

В начале творческого пути Даргомыжский писал произведения в духе бытового романса, используя интонации народной песенности. Но уже в это время появились сочинения, принад­лежащие к числу лучших достижений компо­зитора.

Большое место в романсах этого периода занимает поэзия Пушкина, привлекавшая ком­позитора глубиной содержания и красотой об­разов. Эти стихи говорили о возвышенных и вместе с тем таких понятных и близких чув­ствах. Конечно, поэзия Пушкина наложила от­печаток на стиль Даргомыжского, сделала его более возвышенным и благородным.

Среди пушкинских романсов этого времени выделяется «Ночной зефир». У Глин­ки тоже есть романс на этот текст. Но если ро­манс Глинки - поэтическая картина, в которой образ молодой испанки постоянен, «Ночной зе­фир» Даргомыжского - настоящая сцена, на­полненная действием. Слушая его, можно пред­ставить картину ночного пейзажа, как бы про­резанную прерывистыми аккордами гитары, чет­ко очерченные образы испанки и ее кавалера.

Еще ярче черты стиля Даргомыжского про­явились в романсе «Я вас любил». У Пушкина это не просто любовное признание. В нем выра­жены и любовь, и большая человеческая друж­ба, и уважение к женщине, когда-то горячо любимой. Даргомыжский очень тонко передал это в музыке. Его романс похож на элегию.

Среди любимых поэтов Даргомыжского надо назвать имя М.Ю. Лермонтова. Лирическое да­рование композитора ярко раскрылось в двух монологах на стихи Лермонтова: «И скучно, и грустно» и «Мне грустно» . Это действительно монологи. Но если в первом из них мы слышим размышления наедине с самим собой, второй - обращение к любимой, полное задушевного теп­ла и ласки. В нем звучит боль и тревога за судь­бу любимого человека, обреченного на страда­ния из-за бездушия и лицемерия света.

Песня «Шестнадцать лет» на стихи А. Дель­вига - яркий музыкальный портрет. И здесь Даргомыжский остался верен себе. Он несколь­ко переосмыслил образ наивной девушки-пас­тушки, созданный Дельвигом. Использовав му­зыку незатейливого вальса, какие были очень популярны в то время в домашнем музицировании, главной героине романса он придал реальные черты современной простодушной ме­щанки. Итак, мы видим, что уже в ранних роман­сах Даргомыжского проявились характерные черты его вокального стиля. Прежде всего, это стремление в романсах показать самые разно­образные человеческие характеры. Кроме того, герои его вокальных произведений показаны в движении, в действии. В лирических роман­сах проявилось желание композитора глубоко заглянуть в душу героя и вместе с ним пораз­мышлять о сложных противоречиях жизни.

Особенно ярко новаторство Даргомыжского проявилось в романсах и песнях зрелого перио­да.

Умение Даргомыжского в рамках одного романса показать противоположные образы ярко проявилось в его песне «Титулярный советник» на стихи поэта П. Вейнберга. Эта песня - сатири­ческий рассказ от лица автора, где говорится о неудачной любви скромного титулярного советника (так в России назывался один из самых низших чинов) к генеральской дочери, с презрением его оттолкнувшей. Каким робким и смиренным обрисован здесь титулярный совет­ник. А как властна и решительна мелодия, ри­сующая генеральскую дочь. В романсах на стихи поэтов-«искровцев» (к их числу принадлежит и Вейнберг) Дарго­мыжский проявил себя настоящим сатириком, обличающим тот строй, который калечит лю­дей, делает их несчастливыми, побуждает ради мелких и корыстных целей уронить свое чело­веческое достоинство.

Искусство Даргомыжского своей музыкой рисовать портреты людей достигло вершины в романсе «Старый капрал» на слова Курочкина из Беранже. Композитор определил жанр романса как «драматическая песня». Это - и монолог, и драматическая сцена одновременно. Хотя в стихотворении Беранже говорится о французском солдате, участнике походов Наполеона, такая судьба была и у многих русских воинов. Текст романса - обращение старого солдата к товарищам, ведущим его на расстрел. Как ярко раскрыт в музыке внутренний мир этого простого, мужественного человека. Он оскорбил офицера, за что был приговорен к смертной казни. Но это было не просто оскорбление, а ответ на нанесенную старому солдату обиду. Этот романс - гневное обвинение обществен­ного строя, который допускает насилие человека над человеком.

Давайте подведем итог. Что же нового внес Даргомыжский в развитие камерной вокальной музыки?

Во-первых, надо отметить появление в его вокальном творчестве новых жанров и наполнение традиционных жанров новым содержа­нием. Среди его романсов есть лирические, драматические, юмористические и сатирические монологи - портреты, музыкальные сценки, бытовые зарисовки, диалоги.

Во-вторых, в своих вокальных сочинениях Даргомыжский опирался на интонации челове­ческой речи, причем речи очень разнообразной, позволяющей создавать контрастные образы внутри одного романса.

В-третьих, композитор в своих романсах не просто рисует явления действительности. Он глубоко анализирует ее, выявляет ее противо­речивые стороны. Поэтому романсы Даргомыж­ского превращаются в серьезные философские монологи-размышления.

Еще одной важной чертой вокального твор­чества Даргомыжского стало отношение к по­этическому тексту. Если Глинка в своих роман­сах стремился передать общее настроение сти­хотворения через широкую песенную мелодию, то Даргомыжский стремился следовать за тон­чайшими оттенками человеческой речи, прида­вая мелодии свободный декламационный харак­тер. В своих романсах композитор следовал сво­ему главному принципу: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово».

Слушание музыки:

А.Даргомыжский «Я вас любил», «Мне грустно», «Ночной зефир», «Мне минуло 16 лет», «Старый капрал», «Титулярный советник».


Похожая информация.


Над жанрами камерной вокальной музыки Даргомыжский работал в течение всей своей музыкальной жизни. Им создано свыше ста романсов и песен, а также большое количество вокальных ансамблей.

Если камерно-вокальное творчество Глинки, в целом, отличается единством стиля (поэтому говорили и выписали черты стиля). То в творчестве Даргомыжского наблюдается многообразие творческих опытов, даже некоторая стилистическая пестрота. Это можно объяснить тем, что творчество Даргомыжского приходилось на время формирования новых взглядов на роль искусства в обществе. Лучшие произведения Даргомыжского написаны в 40-е – 60-е годы XIX века. Именно в это время формируются принципы так называемого критического реализма в искусстве, прежде всего в литературе. Толчком к этому стал выход «Мёртвых душ» Гоголя. Белинский назвал это новое произведение Гоголя «творением чисто русским, национальным, … беспощадно сдёргивающим покров с действительности…; творением необъятно-художественным по концепции и выполнению, по характерам действующих лиц и подробностям русского быта, и в то же время глубокое по мысли, социальное, общественное и историческое…». Эти реалистические основы творчества получили развитие и в творчестве Некрасова, Герцена, Тургенева, Григоровича. К этим принципам был близок и художник Федотов.

Эти реалистические устремления нашли отражения и в творчестве Глинки – его последние романсы. Однако сознательным и убеждённым выразителем этих идей был Даргомыжский. В письме к своей ученице Кармалиной композитор высказал основной принцип своего творчества – «Я не намерен снизводить…музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды».

Однако далеко не сразу Даргомыжский пришёл к новым темам, новому музыкальному языку. Его камерно-вокальное творчество развивалось, в нём можно выделить несколько этапов: 1. это простые салонные песни начала и середины 30-х годов; 2. постепенное формирование стиля – конец 30-х и начало 40-х годов; 3. Вторая половина 40-х годов – полностью выявляется своеобразие творчества – в раскрытии «сниженной действительности», социальной несправедливости, психологизме; этот период связан с формированием новых выразительных средств, новых жанров. Последние годы (50-е и до середины 60-х) – последний этап, в котором ярко проявляется социально-критическое начало, отклик на идейно-художественные тенденции 60-х годов. Затрагивает разнообразные темы и жанры.

На протяжении всего творческого пути Даргомыжского в его вокальной музыке развиваются несколько образно-стилевых линий. Интересно увидеть эволюцию развития творчества композитора на примере каждой из них.

Лирические романсы . Эта линия берёт своё начало в миниатюрах первого периода (30-е – 40-е годы). Им свойственна безоблачность настроений, пластичная мелодия, стройная композиция. Близки по стилю романсам Глинки. Кажется, что непосредственно Глинкой был навеян пылкий романс-признание «Влюблён я, дева-красота» на слова Н. Языкова. Основная тема близка мелодическому рисунку «Я помню чудное мгновенье» - опевание гексахорда, по-глинкински звучат экспрессивные и полные изящества хроматизмы в каденциях фраз и построений, заложенные уже в ткани вступительного двутакта. Но синкопированная ритмика в вокальной партии передаёт задыхающуюся от волнения речь, она выступает характерной приметой мелодики Даргомыжского, основанной на связи с выразительной живой речью.

Юноша и дева. Стихотворение Пушкина относится к числу «пластических» стихотворений в античном роде. Оно поэтическими средствами воссоздаёт зрительный «скульптурный» образ. Здесь есть и действие, но оно лишь намечено. Само стихотворение вызывает представление не о действии, а скорее о скульптурной группе: спящий юноша, склонившийся на плечо подруги. Такому ощущению статичности в стихотворении способствует особый античный размер – гекзаметр (шестистопный дактиль).

Музыка Даргомыжского в полном соответствии с пластическим характером поэтического образа. Она намеренно статична. Статична форма, не содержащая контрастов между частями – двухчастная. Статичность проявляется и в мелодии, необычайно мягкой, лишённой ярко выраженных кульминаций и ритмической остроты (всё время сохраняется равномерное движение восьмыми). То же в гармонии: на протяжении всего романса лишь одно кратковременное отклонение из ля ми нора в до мажор. Это отклонение приходится на начало второго двустишия – «дева тотчас умолкла». Особенности пушкинского гекзаметра находят точное отражение в музыке. Так, отклонения от равномерно скандируемого дактиля, «усечения» в каждом полустишии второго и четвёртого стиха в музыке отмечены сменой метра 6 8 – 3 8 .

Проявившееся в этом романсе стремление к непрерывности, постепенности вариантного развития музыкального образа столь же типично для Даргомыжского, как стремление к контрастным композициям – для Глинки. В данном случае оно как нельзя лучше соответствует поэтическому образу. (В. А. Васина-Гроссман).

Я вас любил. Слова Пушкина . Предвестник зрелого романсового стиля. Глубокий по содержанию и лаконичный по средствам. Самое примечательное в нём – органичное сочетание плавной мелодической кантилены с растворёнными в ней речевыми интонациями. Учебник стр.235-237. Придал романсу черты элегии. Неторопливо льётся благородная песенная мелодия на фоне спокойного арпеджированного сопровождения (характерно для элегии). Мелодия всего куплета представляет единую, постепенно развивающуюся линию. Начинаясь с самого низкого звука, она постепенно захватывает всё более широкий диапазон и перед концом куплета достигает самого высокого звука «до 2 », выделенного ритмической остановкой и обозначением тенуто., после этого движение замыкается мягким кадансирующим оборотом с характерным для бытовой мелодии наложением сексты на доминантовую гармонию. В мелодии есть и декламационное начало. Единая линия вырастает из сочетания коротких фраз-попевок, различных по своему строению и протяжённости. Рисунок каждой попевки отличается гибкостью и пластичностью. Первая из них, словно выросла из речевой интонации. Фразы-попевки отделены друг от друга паузами, согласно смыслу слов. Ритм мелодии отличается таким образом, чисто речевой свободой. Это и придаёт музыке характер особой углублённости и сдержанности.

Взятые в целом, эти ранние лирические романсы Даргомыжского словно образуют «венок» в честь Глинки.

На следующем этапе творчества (середина 40-х) годов лирическая линия становится всё более самобытной, индивидуальной по стилю. Композитор углубляет психологическую основу романса, создаёт особую его разновидность – вокальный монолог.

И скучно, и грустно. Слова Лермонтова. (читать стихи. О чём?) Стихотворение Лермонтова звучит как исповедь страдающей души, как признание человека, томимого жаждой счастья, любви, дружбы, но опусташенного бесплодной тоской и потерявшего веру в возможность найти сочувствие у окружающих. Глубокая скорбь об утраченных надеждах смешивается с презрением к толпе (бездушных, пустых и лицемерных кукол), в общении с которыми проходит его жизнь. Стихотворение имеет обличительный характер. В чём? – пустая жизнь общества, пустота в душах людей. Хочется отметить именно в связи с этой темой выбор этого стихотворения Даргомыжским.

Слушаем. Главное средство выразительности? - мелодия. В чём её особенность – сочетание песенности и декламационности. Декламационность проявляется в том, что Даргомыжский стремится подчеркнуть в музыке значительность, весомость каждой фразы, иногда ртдельного слова. Передавая своеобразный речевой строй стихотворения Лермонтова, Даргомыжский находит чрезвычайно выразительные музыкальные интонации, прямо вырастающие из интонаций речи. Так мы находим здесь и нарастающую вопросительную интонацию – «Любить… но кого же? На время не стоит труда»; и интонацию сопоставительную, где смысловое противопоставление подчёркивается различием звуковысотного уровня: «И радость, и муки». Выразительность интонаций усугубляется паузами в вокальной партии, тонко передающими особенность речи, обращённой к самому себе, особенность «мыслей вслух». Вместе с этим гибкость и подвижность тонального плана создают ощущение безыскусственной человеческой речи. Установка именно на выразительность отдельных фраз, а не мелодии как целого, здесь совершенно очевидна.

Песенность проявляется в повторяющихся мелодических фразах, близких бытовому романсу – «В минуту душевной невзгоды»; пластичные очертания мелодии; традиционная фактура сопровождения из разложенных аккордов.

Форма – сквозная. Музыкальная композиция отличается особой текучестью, размытостью граней формы. Что объединяет в единое целое произведение – аккомпанемент - неизменное ритмическое движение (трёхдольные фигуры), при плавности модуляций и скользящих сменах гармоний, даже при декламационной прерывистости вокальной линии создаёт ощущение текучести и слитности (выразительные средства элегии). Есть деформированная реприза – «что страсти», лишь отдалённо напоминает об основной теме. Мелодия звучит в ми бемоль миноре, включает интонационно заострённый ход по звукам УмVII 7 - горький подчёркнутый вывод (резюме) – маркато и акценты. Только в последних тактах (второе построение в репризе) возвращается основной мелодический рисунок, замыкающий всю композицию произведения: «И жизнь как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка!»

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры