«Описание картин Екатерины Белокур. Потрясающие факты об украине Катерины белокур

Главная / Ссоры

Екатерина Васильевна Белокур (укр. Катерина Василівна Білокур; 24 ноября (7 декабря) 1900 - 10 июня 1961) - украинская советская художница, мастер народной декоративной живописи, представительница «наивного искусства».

Родилась 24 ноября (7 декабря) 1900 года. Отец, Василий Иосифович Билокур, был состоятельным человеком, имел 2,5 десятин пахотной земли, держал скот. Кроме Екатерины в семье было два сына - Григорий и Павел. В возрасте 6-7 лет Екатерина научилась читать. На семейном совете было решено не отдавать девушку в школу, чтобы сэкономить на одежде и обуви. Рисовать начала с ранних лет, однако родители не одобряли это занятие и запрещали им заниматься. Екатерина продолжала рисовать тайком от родных, используя для этого полотно и уголь. Рисовала декорации для драмкружка, созданного соседом и родственником Белокуров - Никитой Тонконогом. Позже Екатерина также играла на сцене этого театра.

В 1922-1923 годах Екатерина узнала о Миргородском техникуме художественной керамики. Она отправилась в Миргород, имея при себе два рисунка: копия с какой-то картины и набросок дедовского дома с натуры, выполненных уже не на полотне, а на специально для этого приобретенной бумаге. В техникум Екатерину не приняли из-за отсутствия документа об окончании семилетки, и она вернулась домой пешком.

Желание рисовать её не покидало и со временем она начала посещать драматический кружок, организованный супругами учителей Калита. Родители согласились на участие дочери в спектаклях, но при условии, что драмкружок не будет мешать работе по хозяйству. В 1928 году Белокур узнала о наборе в Киевский театральный техникум и решила попробовать свои силы. Но ситуация повторилась: ей снова отказали по той же причине. Осенью 1934 года она совершила попытку утопиться в реке Чумгак, в результате чего застудила ноги. После попытки суицида отец с проклятиями согласился на занятия дочери рисованием.

Весной 1940 года Екатерина услышала по радио песню «Чи я в лузі не калина була» в исполнении Оксаны Петрусенко. Песня настолько поразила Белокур, что она написала певице письмо, вложив в него рисунок калины на куске полотна. Рисунок поразил певицу, и она, посоветовавшись с друзьями - Василием Касияном и Павлом Тычиной - обратилась в Центр народного творчества. Вскоре в Полтаву поступило распоряжение - съездить в Богдановку, найти Белокур, поинтересоваться её работами.

Богдановку посетил Владимир Хитько, возглавлявший тогда художественно-методический совет областного Дома народного творчества. Несколько картин Белокур он показал в Полтаве художнику Матвею Донцову. В 1940 году в Полтавском доме народного творчества открылась персональная выставка художницы-самоучки из Богдановка, которая в то время состояла лишь из 11 картин. Выставка имела огромный успех и художницу премировали поездкой в Москву. В сопровождении Владимира Хитько она посетила Третьяковскую галерею и Пушкинский музей.

В 1944 году Богдановку посетил директор Государственного музея украинского народного декоративного искусства Василий Нагай, который приобрел у Белокур ряд картин. Именно благодаря ему Музей украинского народного декоративного искусства имеет лучшую коллекцию работ Белокур.

В 1949 году Екатерина Билокур становится членом Союза художников Украины. В 1951 году она была награждена орденом «Знак Почёта» и получила звание Заслуженного деятеля искусств УССР. В 1956 году Белокур получила звание Народного художника УССР. В дальнейшие годы произведения Екатерины Белокур регулярно экспонировались на выставках в Полтаве, Киеве, Москве и других городах. Три картины Билокур - «Царь-Колос», «Берёзка» и «Колхозное поле» были включены в экспозицию советского искусства на Международной выставке в Париже (1954). Здесь их увидел Пабло Пикассо , отозвавшийся о Белокур так: «Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир!».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Цветочное царство Екатерины Билокур: 10 фактов о художнице. Часть 1.

Екатерина Васильевна Билокур (укр. Катерина Василівна Білокур; 25 ноября (7 декабря) 1900 - 10 июня 1961) - мастер украинской народной декоративной живописи.

Цветы в тумане, 1940. Холст, масло



Цветы и калина, 1940. Холст, масло


Сложно найти случай в истории искусства, когда желание стать художником встречает столько трудностей, сколько пришлось преодолеть Екатерине Билокур. Мечта девушки из простой крестьянской семьи осуществилась не благодаря, а вопреки судьбе. Почти всю жизнь ей пришлось бороться за право рисовать, и, несмотря на это, ее картины излучают поклонение и восторг перед дарами природы. Полевые и садовые цветы, обожаемые художницей, как зеркало чистой, пламенной и нежной души, отражают взгляд на мир очарованной маленькой девочки.

1. «Хочу быть художником»
Екатерина Билокур родилась в 1900 году, в селе Богдановка под Киевом в семье крестьян и ничего не предвещало ей стать художницей. В начале ХХ века в селе девушкам уготована была совсем иная участь - ранний брак, заботы о муже и детях, хлопоты по домашнему хозяйству, работа в поле.


Портрет Екатерины Белокур кисти ее единственной ученицы и односельчанки Анны Самарской


Совсем другими были мечты маленькой Катри - с раннего детства девочка хотела рисовать. И несмотря на то, что в селе нельзя было достать ни красок, ни бумаги, она делала самодельные кисти из прутиков и клочков шерсти, а рисовала на кусочках полотна, которое брала у мамы, или на дощечках, которые находила у отца. К младшему же братику, которого отдали учиться в школу, испытывала особую зависть - ведь у него были тетрадки!



Однажды Катерина взяла одну из них и разрисовала чудесными рисунками. Надеясь порадовать родителей, она развесила в комнате свои сказочные картинки. Отец, заметив такое творчество, сжег их в печке. С тех пор родители не только запрещали ей рисовать, а наказывали розгами, желая отучить от бесполезного занятия.



«Судьба испытывает тех, кто отважился идти к великой цели, но сильных духом не поймает никто, они со стиснутыми руками упрямо и смело идут к намеченной цели. И тогда судьба вознаграждает их сторицей и открывает перед ними все тайны действительно прекрасного и несравненного искусства».
Екатерина Билокур


Букет цветов 1954. Холст, масло


2. Гениальная самоучка
Екатерина не провела в школе ни одного дня. Читать она научилась сама практически за неделю по букварику, который дал ей отец. А потом читать любимые книги девушке приходилось тайком от матери, которая находила все новую работу дочке, чтобы отвлечь от книг.


Букет цветов, 1960. Холст, масло


Отсутствие начального образования помешало Катерине учиться в художественной школе. В 1920-е она отправилась в Миргород поступать в художественное училище, взяв с собой лучшие рисунки, но без аттестата документы не приняли.


Георгины, 1957. Холст, масло


3. Право рисовать
Девушка продолжала рисовать, а сопротивление родителей продолжалось. В 1934 году, доведенная до отчаяния преследованием матери, она пыталась утопиться в реке на ее глазах. Только после попытки самоубийства мама позволила рисовать и не принуждала к замужеству, а Катерина, простудившая ноги в холодной воде, на всю жизнь осталась инвалидом.


Декоративные цветы, 1945. Холст, масло


4. Цветочная симфония художницы
Известность Екатерине Билокур принесли ее цветочные композиции. Художница выписывала каждый цветочек и все ее работы отличаются тщательной детализацией. Над одной картиной мастерица могла работать год. Зимой она писала цветы по памяти, зато весной и летом она работала и в поле, и в саду и даже могла ходить за 30 км., в соседний Пырятинский лес, чтобы нарисовать ландыши.


Колхозное поле, 1948-1949. Холст, масло


Известно, что художница никогда не срывала цветы. Она говорила: «Сорванный цветок, как утраченная судьба». Может быть, поэтому ее живые букеты с пионами, ромашками, розами, мальвами, лилиями обладают особой магией, завораживая зрителей!

5. Долгожданное признание
Екатерина Билокур стала известной художницей в 40 лет, а помог случай. Как-то она услышала по радио песню «Чи я в лузі не калина була» в исполнении Оксаны Петрусенко.

Чи я в лузі не калина була,
Чи я в лузі не червона була?
Взяли ж мене поламали
І в пучечки пов’язали.
Така доля моя!
Гірка доля моя!

Слова песни так тронули художницу, что она написала письмо известной киевской певице. Рассказав о своей личной драме и мечте, она вложила рисунок с изображением калины. Петрусенко заинтересовалась судьбой талантливой девушки и показала его своим знакомым киевским художникам. Очень скоро к Екатерине в Богдановку приехали представители Полтавского дома творчества. И свершилось чудо: удивительные работы никому неизвестной, но одаренной художницы отобрали для персональной выставки. Первую выставку ее картин провели в Полтаве, а вскоре и в Киеве.


Мальвы и розы, 1954-1958. Холст, масло



Натюрморт с колосьями и кувшином 1958-59. Холст, масло


6. Божий дар
Многие натюрморты Билокур сегодня сравнивают с французским натюрмортом, а темный фон ассоциируют с голландской живописью старых мастеров. Между тем, Катерина Билокур никогда не училась рисовать профессионально, а своим учителем называла природу. Впервые художница побывала в музеях Киева и Москвы после своих персональных выставок. Искусствоведы называют художницу самородком, талантом от Бога.


Огородные цветы, 1952-1953Холст, масло


После войны картины Билокур регулярно приобретал Киевский музей народного декоративного искусства. Сегодня большинство работ народной художницы хранятся в этом музее и в Яготинской картинной галерее, в частных собраниях картин почти нет. Всего за свою жизнь Екатерина создала около ста работ.


Памятник Екатерине Билокур в Яготине



Юбилейная ваза к 90-летию Екатерини Васильевны Билокур. Скульптор - Укадер Ю. А. Яготинская картинная галерея


7. Поклонник Пикассо
После войны к Екатерине пришло всемирное признание. Три картины Билокур: «Царь-колос», «Березка» и «Колхозное поле» участвовали в международной выставке в Париже в 1954 году.


Царь Колос (вариант), 1950-е. Холст, масло


Увидев их, Пикассо поинтересовался их автором, и когда ему ответили, что это работы простой крестьянской женщины, он сказал: «Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили говорить о ней весь мир».

Видимо, не только Пикассо покорили картины Билокур, после выставки во время транспортировки в СССР картины были похищены. И они до сих пор не найдены.


Цветы на желтом фоне, 1950-е. Холст, масло



Пионы, 1946. Холст, масло


8. Одиночество
Личная жизнь у Екатерины не сложилась. Она была привлекательной девушкой и поклонников в родном селе хватало, но никто из них не понимал ее увлечения живописью. Женихи удивлялись и требовали оставить творческие грезы, говоря «Как? Моя жена будет мазилкой!?». И Катерина не спешила замуж. Уже в зрелом возрасте она почувствовала одиночество, ей очень хотелось разделить свои радости и горести с близким человеком, а в селе ее не понимали. Свои мысли и переживания она оставила в письмах к киевским искусствоведам, с которыми переписывалась, и в своей автобиографии. Все ее строки проникнуты лиризмом и искренней доверчивостью.


Полевые цветы, 1941. Холст, масло



Пшеница, цветы, виноград, 1950-1952. Холст, масло



Горобчики (Ворбьишки), 1940г. Холст, масло


9. Народная художница
Несмотря на то, что картины Билокур покупали музеи, постоянно проходили ее выставки, Екатерине было присвоено звание народной художницы и назначена большая пенсия, в лучах славы она не купалась. Художница по-прежнему жила в старом родительском доме, к тому же ухаживала за больной матерью, а сама она уже была больна раком. До последнего дня рисовала самодельными красками и кистями свои любимые цветы, ведь в душе художницы по-прежнему была весна.


«Автопортрет», 1950 Бумага, карандаш



«Автопортрет», 1955 Бумага, карандаш



«Автопортрет», 1957 Бумага, карандаш


10. Музей-усадьба Е.Билокур
В Богдановке, где родилась и провела всю жизнь художница, открыт мемориальный музей. Возле дома - памятник Е. Билокур работы ее племянника - Ивана Билокур.



В доме хранятся личные вещи, документы художницы, некоторые картины, а последняя работа, которую Екатерина не успела закончить, стоит на мольберте - георгины на голубом фоне.


Георгины на голубом фоне




Вокруг дома Билокур, как и при ее жизни, растут цветы. О них так восторженно, и так душевно писала Екатерина в одном из своих писем: «Так как же их не рисовать, когда они такие красивые? Ой Боже ж мой, как глянешь кругом, то та красивая, а та еще лучше, а та еще чудеснее! И как бы склоняются ко мне и говорят: "Кто ж нас тогда будет рисовать, как ты нас покинешь?" То я все на свете забуду - и снова рисую цветы».


Цветочное царство Екатерины Белокур: 10 фактов о художнице. Часть 1.

Екатерина Васильевна Белокур (укр. Катерина Василівна Білокур; 25 ноября (7 декабря) 1900 - 10 июня 1961) - мастер украинской народной декоративной живописи.

Цветы в тумане, 1940. Холст, масло



Цветы и калина, 1940. Холст, масло


Сложно найти случай в истории искусства, когда желание стать художником встречает столько трудностей, сколько пришлось преодолеть Екатерине Белокур. Мечта девушки из простой крестьянской семьи осуществилась не благодаря, а вопреки судьбе. Почти всю жизнь ей пришлось бороться за право рисовать, и, несмотря на это, ее картины излучают поклонение и восторг перед дарами природы. Полевые и садовые цветы, обожаемые художницей, как зеркало чистой, пламенной и нежной души, отражают взгляд на мир очарованной маленькой девочки.

1. «Хочу быть художником»
Екатерина Белокур родилась в 1900 году, в селе Богдановка под Киевом в семье крестьян и ничего не предвещало ей стать художницей. В начале ХХ века в селе девушкам уготована была совсем иная участь - ранний брак, заботы о муже и детях, хлопоты по домашнему хозяйству, работа в поле.


Портрет Екатерины Белокур кисти ее единственной ученицы и односельчанки Анны Самарской


Совсем другими были мечты маленькой Катри - с раннего детства девочка хотела рисовать. И несмотря на то, что в селе нельзя было достать ни красок, ни бумаги, она делала самодельные кисти из прутиков и клочков шерсти, а рисовала на кусочках полотна, которое брала у мамы, или на дощечках, которые находила у отца. К младшему же братику, которого отдали учиться в школу, испытывала особую зависть - ведь у него были тетрадки!



Однажды Катерина взяла одну из них и разрисовала чудесными рисунками. Надеясь порадовать родителей, она развесила в комнате свои сказочные картинки. Отец, заметив такое творчество, сжег их в печке. С тех пор родители не только запрещали ей рисовать, а наказывали розгами, желая отучить от бесполезного занятия.



«Судьба испытывает тех, кто отважился идти к великой цели, но сильных духом не поймает никто, они со стиснутыми руками упрямо и смело идут к намеченной цели. И тогда судьба вознаграждает их сторицей и открывает перед ними все тайны действительно прекрасного и несравненного искусства».
Екатерина Билокур


Букет цветов 1954. Холст, масло


2. Гениальная самоучка
Екатерина не провела в школе ни одного дня. Читать она научилась сама практически за неделю по букварику, который дал ей отец. А потом читать любимые книги девушке приходилось тайком от матери, которая находила все новую работу дочке, чтобы отвлечь от книг.


Букет цветов, 1960. Холст, масло


Отсутствие начального образования помешало Катерине учиться в художественной школе. В 1920-е она отправилась в Миргород поступать в художественное училище, взяв с собой лучшие рисунки, но без аттестата документы не приняли.


Георгины, 1957. Холст, масло


3. Право рисовать
Девушка продолжала рисовать, а сопротивление родителей продолжалось. В 1934 году, доведенная до отчаяния преследованием матери, она пыталась утопиться в реке на ее глазах. Только после попытки самоубийства мама позволила рисовать и не принуждала к замужеству, а Катерина, простудившая ноги в холодной воде, на всю жизнь осталась инвалидом.


Декоративные цветы, 1945. Холст, масло


4. Цветочная симфония художницы
Известность Екатерине Белокур принесли ее цветочные композиции. Художница выписывала каждый цветочек и все ее работы отличаются тщательной детализацией. Над одной картиной мастерица могла работать год. Зимой она писала цветы по памяти, зато весной и летом она работала и в поле, и в саду и даже могла ходить за 30 км., в соседний Пырятинский лес, чтобы нарисовать ландыши.


Колхозное поле, 1948-1949. Холст, масло


Известно, что художница никогда не срывала цветы. Она говорила: «Сорванный цветок, как утраченная судьба». Может быть, поэтому ее живые букеты с пионами, ромашками, розами, мальвами, лилиями обладают особой магией, завораживая зрителей!

5. Долгожданное признание
Екатерина Белокур стала известной художницей в 40 лет, а помог случай. Как-то она услышала по радио песню «Чи я в лузі не калина була» в исполнении Оксаны Петрусенко.

Чи я в лузі не калина була,
Чи я в лузі не червона була?
Взяли ж мене поламали
І в пучечки пов’язали.
Така доля моя!
Гірка доля моя!

Слова песни так тронули художницу, что она написала письмо известной киевской певице. Рассказав о своей личной драме и мечте, она вложила рисунок с изображением калины. Петрусенко заинтересовалась судьбой талантливой девушки и показала его своим знакомым киевским художникам. Очень скоро к Екатерине в Богдановку приехали представители Полтавского дома творчества. И свершилось чудо: удивительные работы никому неизвестной, но одаренной художницы отобрали для персональной выставки. Первую выставку ее картин провели в Полтаве, а вскоре и в Киеве.


Мальвы и розы, 1954-1958. Холст, масло



Натюрморт с колосьями и кувшином 1958-59. Холст, масло


6. Божий дар
Многие натюрморты Белокур сегодня сравнивают с французским натюрмортом, а темный фон ассоциируют с голландской живописью старых мастеров. Между тем, Катерина Белокур никогда не училась рисовать профессионально, а своим учителем называла природу. Впервые художница побывала в музеях Киева и Москвы после своих персональных выставок. Искусствоведы называют художницу самородком, талантом от Бога.


Огородные цветы, 1952-1953Холст, масло


После войны картины Белокур регулярно приобретал Киевский музей народного декоративного искусства. Сегодня большинство работ народной художницы хранятся в этом музее и в Яготинской картинной галерее, в частных собраниях картин почти нет. Всего за свою жизнь Екатерина создала около ста работ.


Памятник Екатерине Белокур в Яготине



Юбилейная ваза к 90-летию Екатерини Васильевны Белокур. Скульптор - Укадер Ю. А. Яготинская картинная галерея


7. Поклонник Пикассо
После войны к Екатерине пришло всемирное признание. Три картины Белокур: «Царь-колос», «Березка» и «Колхозное поле» участвовали в международной выставке в Париже в 1954 году.


Царь Колос (вариант), 1950-е. Холст, масло


Увидев их, Пикассо поинтересовался их автором, и когда ему ответили, что это работы простой крестьянской женщины, он сказал: «Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили говорить о ней весь мир».

Видимо, не только Пикассо покорили картины Белокур, после выставки во время транспортировки в СССР картины были похищены. И они до сих пор не найдены.


Цветы на желтом фоне, 1950-е. Холст, масло



Пионы, 1946. Холст, масло


8. Одиночество
Личная жизнь у Екатерины не сложилась. Она была привлекательной девушкой и поклонников в родном селе хватало, но никто из них не понимал ее увлечения живописью. Женихи удивлялись и требовали оставить творческие грезы, говоря «Как? Моя жена будет мазилкой!?». И Катерина не спешила замуж. Уже в зрелом возрасте она почувствовала одиночество, ей очень хотелось разделить свои радости и горести с близким человеком, а в селе ее не понимали. Свои мысли и переживания она оставила в письмах к киевским искусствоведам, с которыми переписывалась, и в своей автобиографии. Все ее строки проникнуты лиризмом и искренней доверчивостью.


Полевые цветы, 1941. Холст, масло



Пшеница, цветы, виноград, 1950-1952. Холст, масло



Горобчики (Ворбьишки), 1940г. Холст, масло


9. Народная художница
Несмотря на то, что картины Белокур покупали музеи, постоянно проходили ее выставки, Екатерине было присвоено звание народной художницы и назначена большая пенсия, в лучах славы она не купалась. Художница по-прежнему жила в старом родительском доме, к тому же ухаживала за больной матерью, а сама она уже была больна раком. До последнего дня рисовала самодельными красками и кистями свои любимые цветы, ведь в душе художницы по-прежнему была весна.


«Автопортрет», 1950 Бумага, карандаш



«Автопортрет», 1955 Бумага, карандаш



«Автопортрет», 1957 Бумага, карандаш


10. Музей-усадьба Е.Белокур
В Богдановке, где родилась и провела всю жизнь художница, открыт мемориальный музей. Возле дома - памятник Е. Белокур работы ее племянника - Ивана Белокур.



В доме хранятся личные вещи, документы художницы, некоторые картины, а последняя работа, которую Екатерина не успела закончить, стоит на мольберте - георгины на голубом фоне.


Георгины на голубом фоне




Вокруг дома Белокур, как и при ее жизни, растут цветы. О них так восторженно, и так душевно писала Екатерина в одном из своих писем: «Так как же их не рисовать, когда они такие красивые? Ой Боже ж мой, как глянешь кругом, то та красивая, а та еще лучше, а та еще чудеснее! И как бы склоняются ко мне и говорят: "Кто ж нас тогда будет рисовать, как ты нас покинешь?" То я все на свете забуду - и снова рисую цветы».


Мастер украинской народной декоративной живописи, народный художник Украины. Самобытный представитель «наивного искусства». Входит в неофициальный список 100 лучших художников Украины.

(7 декабря (25 ноября) 1900, с. Богдановка Пирятинского уезда Полтавской губ. - 10 июня 1961, с. Богдановка Яготинского р-на Киевской обл.)

«Куди я не йду, що не роблю, а те, що я надумала малювати, слідом за мною. Та й спати я ляжу, а воно мені вчувається, а воно мені ввижається, та нібито щось до мене промовляє, щоб я його не кидала, щоб я його не цуралась, щоб я його малювала, та чи на папір, чи на полотно виливала». Катерина Білокур

«Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, 

мы заставили бы говорить о ней весь мир».
Пабло Пикассо.

Творчество художницы-самоучки из села Богдановка принадлежит к лучшим достижениям украинской культуры ХХ века. Катерина Белокур была отмечена высокими званиями – «Заслуженный деятель искусств УССР», «Народный художник УССР», орденом «Знак Почета», но оставалась простой сельской женщиной, не имевшей не то что художественного образования, но не ходившей даже в школу. Бог послал ей великий талант живописца и сердце, открытое к красоте родной земли, но не дал семейного счастья. Всю щедрость своей души и силу нерастраченной любви Екатерина Васильевна выплеснула красками на полотно, создав множество живописных шедевров на уровне лучших образцов мирового «наивного искусства».

Бiографiя

Катерина Белокур родилась в семье довольно зажиточных крестьян. Девочка рано научилась читать, поэтому в школу её решили не отдавать, а больше нагружать домашней работой. Лет с 14 Екатерина начала рисовать, но это «бессмысленное занятие» ей строго запрещалось. В начале 1920-х Белокур пыталась поступить в Миргородский техникум художественной керамики, но из-за отсутствия образования её рисунки даже не стали смотреть. В Богдановке девушка начала заниматься в драмкружке, пыталась поступить в Киевский театральный техникум, но отсутствие аттестата о семилетнем образовании снова сорвало все планы. Белокур даже пыталась покончить с собой, но в 1934 году она принимает бесповоротное решение: «Я буду художником». Самодеятельную художницу больше всего привлекали масляные краски. Кисти она делает сама - выбирает из кошачьего хвоста волоски одинаковой длины. Для каждой краски - своя кисточка.

В конце концов, 39-летняя Екатерина Васильевна, по сельским меркам уже немолодая женщина и заслужившая репутацию «чудачки», написала письмо прославленной певице Оксане Петрусенко и выслала рисунок на кусочке холста. Петрусенко была поражена и показала работу своим друзьям – Касияну, Тычине. В Полтаву поступило распоряжение - съездить в Богдановку, найти Белокур, поинтересоваться её работами. И в 1940 году в Полтавском доме народного творчества открывается персональная выставка художницы-самоучки из Богдановки Екатерины Белокур. Выставка состояла лишь из 11 картин. Успех был огромным. Екатерину премировали поездкой в Москву. В тамошних музеях наибольшее впечатление на неё произвели «малые голландцы», художники-передвижники и французские импрессионисты.

После войны художница продолжала работать и писала свои цветы, всегда с натуры, нередко объединяя в одной картине весенние и осенние - такая картина создавалась с весны до осени. В 1949 году Белокур приняли в Союз художников Украины, в 1951 - она награждена орденом «Знак Почёта», получила звание Заслуженного деятеля искусств Украины, а позже, в 1956 году, - Народного художника Украины. Её творчество изучали, о ней писали. Произведения Екатерины Белокур регулярно экспонировались на выставках - в Полтаве, Киеве, Москве и других городах. Три картины Белокур - «Царь-колос», «Берёзка» и «Колхозное поле» - были включены в экспозицию советского искусства на Международной выставке в Париже в 1954 году. Пабло Пикассо был поражен: «Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир!».

Но в реальном мире украинская художница жила в старой хате с больной матерью и только мечтала переехать в городскую квартиру со всеми удобствами. Екатерину Васильевну долгие годы мучили боли в ногах, к которым добавились острые боли в желудке. Сельская медицина мало чем могла ей помочь. Екатерина Белокур скончалась в возрасте 60 лет после операции в Яготинской районной больнице.

Большие собрания картин Екатерины Белокур народятся в Национальном музее украинского народного декоративного искусства в Киеве, Яготинской картинной галерее и Музее-усадьбе Екатерины Белокур в селе Богдановка.

Сочинение

Довольно часто всем классом ходили мы на экскурсию в картинную галерею. Много времени потратила наша учительница, чтобы приобщить нас к волшебному миру искусства, научить не только быть зрителями, но и уметь анализировать увиденное. Как-то незаметно мы начали за полотнами видеть внутренний мир художников.

Сама не знаю почему, но более всего пришлись мне по душе работы известной художницы Екатерины Белокур. Возможно, у нас с ней есть что-то общее. Довольно выразительно вспоминаю картину “Родное поле”, это одно из известнейших полотен художницы. Ознакомившись с биографией Е. Белокур, я поняла, почему на ее картинах изображены цветы, деревья, луга. Она жила среди природы и переносила ее частичку на полотна. Перед глазами простирается широкое поле. Земля еще обвита сизым утренним туманом, но уже играет цветами радуги. Скоро наступит день, взойдет солнце, а пока что все в ожидании пробуждения. Поле художница изобразила как необозримое пространство земного шара. Оно такое широкое, будто безграничная морская ширь, которая достигает неизмеренных далей. Цвета нежные, ласковые. Будто сама природа подарила художнику краски, которые идут от чистой воды, от родной земли, от солнечного тепла. Красные, желтые, вишневые, розовые, голубые цвета переливаются, объединяются, и из всего этого вырастает настоящая красота.

Еще мне понравилась картина “Цветы и березоньки ночью”. На полотне изображены две березки в окружении цветов. Они окутаны вечерней мглой. Луч серебряного месяца сквозь густую крону деревьев падает на красные пионы, розовые розы. Синяя холодная гамма картины создает иллюзию тихой, преисполненной романтики украинской ночи. Кажется, следует протянуть руку и притронешься к живому чудесному цвету земли нашей, красоте родной природы. Картины Екатерины Белокур приносят мне большое эстетическое наслаждение, трогают сердце, наполняют трепетной радостью, любовью к окружающему миру.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры