Осетины - сохиев туган. Туган сохиев Сохиев туган таймуразович

Главная / Ссоры
Дата смерти Место смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Годы активности

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна Профессии Певческий голос

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Инструменты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанры Псевдонимы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Коллективы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сотрудничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лейблы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). [] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Туга́н Таймура́зович Со́хиев (осет. Сохиты Таймуразы фырт Тугъан , род. 22 октября (19771022 ) , Владикавказ) - российский дирижёр . Главный дирижер-музыкальный руководитель Большого театра России (с 2014 г.)

Биография

В 2001 году Сохиев был приглашён на должность музыкального руководителя Валлийской национальной оперы . В 2003 он вступил в должность, однако в 2004 вынужден был покинуть театр из-за разногласий с музыкантами. С 2005 года Туган Сохиев был главным приглашённым дирижёром Национального оркестра Капитолия Тулузы . С является музыкальным руководителем этого коллектива.

20 января 2014 года назначен главным дирижёром и музыкальным руководителем Большого Театра России , где поставил как дирижёр «Кармен » Жоржа Бизе (режиссёр - Алексей Бородин), «Катерину Измайлову » Дмитрия Шостаковича (режиссёр - Римас Туминас), «Осуждение Фауста » Гектора Берлиоза (режиссёр - Петер Штайн). Также дирижирует другими спектаклями театра.

Дискография

  • Мусоргский : «Картинки с выставки »
    Чайковский : Симфония № 4
    Национальный оркестр Капитолия Тулузы
    2006, Naïve: B000H7I4XG
  • Прокофьев : «Петя и волк »
    Национальный оркестр Капитолия Тулузы
    2007, Naïve: B000VAVTLS
  • Прокофьев : «Любовь к трём апельсинам »
    Камерный оркестр Малера
    2004, Bel Air Classiques: BAC024

Награды и звания

  • Лауреат второй премии III Международного конкурса дирижеров имени Прокофьева в Санкт-Петербурге (1999)
  • Кавалер ордена «За заслуги» (Франция) (2013)

Напишите отзыв о статье "Сохиев, Туган Таймуразович"

Ссылки

  • (англ.)
  • (фр.)

25 и 26 октября в Московском международном Доме музыки состоялись концерты Национального оркестра Капитолия Тулузы , главным дирижером и художественным руководителем которого является наш соотечественник - маэстро Туган Сохиев . Прославленный коллектив выступил в рамках фестиваля «Владимир Спиваков приглашает....

Вы уже выступали с тулузским оркестром в Москве в рамках симфонических оркестров мира в 2009 году, в этот раз Вас пригласил Владимир Спиваков...

С Владимиром Спиваковым мы знакомы и даже сотрудничали вместе на сцене. Он приезжал в Тулузу и замечательно сыграл редко исполняемый Второй концерт Моцарта с нашим оркестром. Также мы были приглашены на его фестиваль в Кольмар два года назад. Прошло все замечательно, с большим успехом. И в этом году мы получили приглашение уже на этот фестиваль. Так что, с огромным удовольствием приехали в Москву и благодарны ему за такую предоставленную возможность.

Туган, под Вашим руководством два европейских оркестра - Национальный оркестр Капитолия Тулузы и с недавнего времени ещё и Немецкий симфонический оркестр. Вы выступаете на самых известных концертных площадках мира... Как Вы сами воспринимаете свой успех, как ощущаете себя?

Не знаю даже, что Вам ответить... Я просто занимаюсь тем, чем занимаюсь. Надо просто стараться делать своё дело хорошо. И всё.

Я смотрела фильм «Tugan Sokhiev, Crescendo subtito», где Вы говорите, что твёрдо решили стать музыкантом в семь лет. С тех пор всегда были верны своему выбору?

Всегда-всегда. В своем выборе я был очень тверд и решителен.

Возвращаясь в отрочество: Вы занимались на осетинской гармонике, потом на фортепиано... Но как именно «тёмное дело» стало делом всей жизни?

Вообще осетинский народ - очень музыкальный народ. Первое, что ребенку всегда попадается под руки - это какая-нибудь национальная гармоника или что-то еще. Это есть в каждом доме, то есть, на чём можно извлекать какие-то звуки... Мои родители не были профессиональными музыкантами. У нас не было дома фортепиано, да и габариты советских квартир не позволяли тогда иметь даже пианино. Когда мне стало мало этой маленькой коробочки, я стал заниматься в музыкальном училище и на фортепиано, и на теоретическом отделении. Я заканчивал два отделения, потому что хотел поступить в петербургскую консерваторию, а там требовалась определённая база. Вообще, уровень и основа для поступления на оперно-симфоническое дирижирование были очень серьезные, мне были необходимы знания теоретических предметов, хотя дирижированием я уже занимался два года во Владикавказе у моего первого педагога Анатолия Аркадьевича Брискина. Это был ученик Ильи Александровича Мусина. Собственно, так я и попал в Петербург, а мог же приехать в Москву... Моё знакомство с Брискиным повлияло на это решение. Я очень благодарен судьбе. Если бы я не попал к нему, я бы никогда не встретился с Мусиным. Я думаю, что эти значимые встречи, конечно, определили ход всей моей карьеры.

Ваш рабочий график очень тесен, несмотря на это Вы еще являетесь дирижером Мариинского театра. Для Вас важно не терять связь с тем театром и городом, где начинался Ваш творческий путь?

Да, безусловно. Потому что я приехал в Петербург учиться, получил там свой первый оперный опыт, делал какие-то шаги, эксперименты. Мой оперный опыт начинался в Мариинском театре. Занимаясь еще в консерватории, я каждый вечер бегал через дорогу в Мариинский театр, чтобы посмотреть репетиции, спектакли и вообще понять, что это такое - оперный театр. Поэтому и сегодня, работать там - для меня большая честь, радость и счастье каждый раз приходить в этот театр, становиться за пульт и дирижировать этим замечательным оркестром. В театре, и в яме, и за пультом стояли великие люди, такие как Чайковский, Рахманинов и другие. Поэтому для меня очень важно возвращаться туда, где я, в принципе, получил все, чем сегодня могу воспользоваться и гордиться.

Вам было всего двадцать три года, когда Вы стали музыкальным руководителем Валлийского оперного театра. Это был полезный опыт?

Это был очень полезный опыт и болезненный. Через три года я же ушел оттуда... Уже тогда проявлялась та модель оперного театра, которая сегодня, к сожалению, существует во всем мире. Когда в опере доминирует режиссер, который не понимает ничего в музыке, не может даже читать оперный клавир, который просто не знает нот. И тогда возник конфликт, я сказал, что заниматься больше этим не буду, принимать участие в этом не буду. В принципе, с тех пор я мало дирижирую операми на Западе - только в тех случаях, когда меня устраивает режиссура, когда меня устраивают певцы и прочие моменты. Я не приемлю все эти дикие постановки.

- У Юрия Хатуевича Темирканова такое же мнение...

Я не считаю, что все нужно ставить красиво, вот как у Темирканова. Две его потрясающие постановки в Мариинском театре - «Пиковая дама» и «Евгений Онегин». Можно ставить современно, когда это не вредит музыке, когда слушатель в зале не тратит три часа на то, чтобы понять замысел режиссера, а просто наслаждается потрясающими ариями, которые написал композитор. Для этого можно ходить в театр обычный, чтобы понять, посмотреть, а в оперу приходят слушать музыку. Сегодняшние оперные режиссеры этого не понимают. Вот Юрий Хатуевич, наверное, так же считает, это я знаю, я с ним в корне согласен.

Раз уж мы упомянули Темирканова... Он утверждает, что «настоящее искусство рассчитывает заинтересовать лучшую часть общества». Это к тому, что классическая музыка не может быть массовой, но количество аудитории в залах с каждым разом все меньше. Какая тенденция прослеживается в Европе? И как сделать так, чтобы классические концерты стали более посещаемыми?

В Европе зависит от страны. В Германии все очень плохо, если не брать крупные города. Публика пожилая, за 55-60 лет, молодежи очень мало в зале. Публика есть, но она вся возрастная, через лет двадцать-тридцать ее уже не будет, а кто ей придет на замену - это трудно очень сказать. Во Франции с этим делом обстоит лучше: там делают проекты для детей, школьные, педагогические программы. Но вообще, конечно, стоит уделять этому больше внимания. Вообще всегда все начинается с детства, с образования. Если в школах сегодня уже нет такого предмета, как музыка... Конечно, это не значит, что потом всем детям нужно становиться музыкантами, но любой нормальный ученик средней образовательной школы должен знать, что есть такой композитор Бах, есть Моцарт и Чайковский, что они писали какую-то музыку, что кроме Леди Гага есть еще другие музыканты, а этим должна заниматься школа, родители... Тогда у нас есть какой-то шанс в будущем.

- То есть, государство занимает в этом не последнее место?

Ну, конечно, государство, а кто еще? Сегодня, когда не могут определиться, что делать с учебниками по истории, их 350 и все не такие, о чем Вы говорите...

Вы говорите, что главная задача дирижера - это умение подать, показать тот импульс, который заложил композитор в само произведение. А какими человеческими качествами должен обладать дирижер?

Я думаю, что даром убеждения. Нужно убедить сто - сто двадцать человек, что это единственный правильный вариант, для этого дирижеру сначала нужно понять, что хотел композитор. Это трудно, но вот когда ты понял или тебе кажется, что ты понял, то тогда надо в этом постараться убедить - это трудно, это непросто, но...

- У Вас это получается.

Да, я знаю, спасибо! (смеется)

Я читала Ваше интервью, где Вы говорите, что Тулуза, Франция - Ваш второй дом. А с Берлином, Германией не чувствуете такую же связь пока?

Это я где такое сказал? Это, наверное, было в контексте сказано, но да, после России... Берлин моим третьим домом не стал, потому что там совершенно разные обязательства, хоть я там и главный дирижер, я провел там пока всего один сезон, нужно еще немножко поработать, посмотреть. С оркестром Тулузы я уже восемь лет. Иногда даже не надо ничего говорить, мы понимаем друг друга просто с полувзгляда. Когда пройдет такое время в Берлине, если я столько проработаю, то может быть будем третьим, но не знаю, посмотрим...

- Вас посещают мысли о работе в России?

Я и работаю в России...

- Как в Тулузе, например, имея под руководством оркестр...

Но пока мне в России никто не предлагал того масштаба, той творческой свободы, которая есть, скажем, в Тулузе или в Берлине. Поэтому я с огромным удовольствием работаю в Мариинском театре, где главный дирижер и художественный руководитель и генеральный директор - Валерий Абисалович Гергиев, который, кстати, дает мне полную художественную свободу в театре, я ему за это очень благодарен. Что я буду ждать десять-пятнадцать лет в России, пока мне кто-то предложит какой-то оркестр? Надо же как-то музыкой заниматься...

Безусловно, но как Вы думаете, какие нужно создать условия в России, чтобы творческие единицы перестали эмигрировать? Получается, что практически все лучшие силы за границей.

Вот если бы у меня были такие же условия для творческой работы как в Тулузе... Кстати, зарплаты моих музыкантов в Тулузе намного меньше, чем зарплаты оркестрантов Москвы или Петербурга. Просто там люди приходят на работу для того, чтобы заниматься работой, там все это очень хорошо организовано. Когда люди играют концерт, разница еще вот в чем: ты смотришь на их лица, видишь, что они получают удовольствие от того, что они играют, посмотришь на оркестрантов российских - как будто их приволокли как бурлаков, дали им скрипки в руки, и вот они сидят с этими несчастливыми лицами на сцене.

- Может быть, нет дирижеров, которые могли бы своим энтузиазмом «заразить» оркестр и повести за собой...

Это не знаю, помимо работы, энтузиазм должен быть и в жизни, а когда и так все вокруг и шатко, и валко, и не стабильно... У всех семьи, дети и надо что-то зарабатывать... Здесь в Москве еще люди живут очень прилично, а вот в провинции... Вы спросите, сколько получает любой артист любой филармонии в каком-нибудь провинциальном городе - столько здесь даже не получает консьерж. С другой стороны, Москва - дорогой город.

- Получается, что энтузиазма нет нигде...

- Звучит печально, но будем надеяться на лучшее. Большое спасибо за интервью.

Родился в 1977 г. в Орджоникидзе (ныне Владикавказ).
В 1997 г. поступил на дирижерский факультет Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс профессора Ильи Мусина), закончил в 2001 г. по классу Юрия Темирканова.

Первое выступление в качестве оперного дирижера состоялось в Исландии (постановка оперы «Богема» Дж. Пуччини).
В 2001 г. был приглашен на должность музыкального руководителя Уэльской национальной оперы. В 2002 г. дебютировал на сцене Уэльского национального оперного театра («Богема»), в 2003-м — в Метрополитен-опере («Евгений Онегин» П. Чайковского Мариинского театра). В том же году впервые выступил с лондонским оркестром «Филармония», исполнив Вторую симфонию С. Рахманинова.

Сотрудничал с Мариинским театром, на сцене которого под его управлением состоялись премьеры опер «Путешествие в Реймс» Дж. Россини, «Кармен» Ж. Бизе и «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова. В этом театре также дирижировал операми «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, «Иоланта» П. Чайковского, «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, «Огненный ангел» С. Прокофьева.

В 2005 г. стал главным приглашенным дирижером, в 2008 г. - музыкальным руководителем Национального оркестра Капитолия Тулузы.
Среди записей коллектива, выпущенных Naive Classique: Четвертая и Пятая симфонии П. Чайковского, «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Симфонические танцы» С. Рахманинова, «Петя и волк» С. Прокофьева, «Весна священная» и «Жар-птица» И. Стравинского.

В 2010-2016 г. был главным дирижером Немецкого симфонического оркестра Берлина, с которым дал ряд концертов в Вене, Любляне, Загребе, Сан-Себастьяне и Валенсии и других городах Австрии, Хорватии, Испании, а также Франции, Германии, Китая и Японии.

В 2004 г. гастролировал с оперой «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева на фестивале в Экс-ан-Провансе, Люксембурге и Мадриде (Королевский театр/ Teatro Real). В 2006 г. в хьюстонской Большой опере/Houston Grand Opera представил оперу «Борис Годунов» М. Мусоргского. В 2009 г. состоялся дебют дирижера с Венским филармоническим оркестром. Туган Сохиев дирижировал операми «Пиковая дама» и «Иоланта» П. Чайковского в Театре Капитолия Тулузы. В 2011 г. дирижировал оперой «Аида» Дж. Верди (с участием Национального оркестра Капитолия Тулузы) на оперном фестивале в Оранже.

В настоящее время дирижер активно гастролирует в странах Европы, сотрудничая с такими крупными оркестрами, как оркестры Шведского, Французского, Финского, Венского, Франкфуртского радио, Королевский филармонический оркестр Стокгольма, филармонические оркестры Осло и Мюнхена, оркестр театра Ла Скала, Королевский оркестр Концертгебау, Национальный оркестр Франции, Борнмутский симфонический оркестр и оркестр Баварского государственного оперного театра (Мюнхен).

Является приглашенным дирижером ведущих европейских оркестров - таких, как Берлинский филармонический, Венский филармонический, Лондонский симфонический оркестры.

Среди достижений последних сезонов - успешные дебюты с Чикагским симфоническим оркестром, лейпцигским Гевандхаус-оркестром и Филадельфийским оркестром, гастроли с лондонским оркестром «Филармония» и Малеровским камерным оркестром, выступления с Роттердамским филармоническим оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, оркестром Национальной академии Санта-Чечилия (Рим), оркестром RAI (Турин), серия концертов в Ла Скала.

В сезоне 2015/16 выступил с Венским филармоническим оркестром на фестивале Моцартовская неделя в Зальцбурге, а также с Симфоническим оркестром Финского радио и японским оркестром NHK.

В сезоне 2016/17 участвовал в различных проектах с Берлинским филармоническим оркестром, Венским филармоническим оркестром (в том числе фестивале в Люцерне), Филадельфийским оркестром и японским оркестром NHK. С Национальным оркестром Капитолия Тулузы выступал во Франции и совершил гастрольный тур по Европе и Дальнему Востоку.

В 2019 г. выступил инициатором создания Франко-российского музыкального фестиваля «Les musicales franco-russes», который проводится в Тулузе (при поддержке «Трианонского диалога»).

С февраля 2014 г. - главный дирижер и музыкальный руководитель Большого театра.
В Большом театре дирижирует операми «Богема» Дж. Пуччини, «Травиата» Дж. Верди, «Так поступают все женщины» В.А. Моцарта, «Иоланта» П. Чайковского, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, балетами «Лебединое озеро» П. Чайковского и «Драгоценности». В качестве дирижера-постановщика работал над операми «Орлеанская дева» П. Чайковского (концертное исполнение), «Кармен» Ж. Бизе, «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича, «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза, «Путешествие в Реймс» Дж. Россини (концертное исполнение), «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова (концертное исполнение), «Пиковая дама» П. Чайковского (2017, режиссер-постановщик Римас Туминас), «Кандид» Л. Бернстайна (театрализованное концертное исполнение), «Путешествие в Реймс» Дж. Россини (2018, режиссер-постановщик Дамиано Микьелетто).

Неоднократно гастролировал с оперной труппой, оркестром и хором Большого театра во Франции, Швейцарии, Германии, Финляндии, Китае.

Фото: Deutsches Symphonie-Orchester Berlin / Frank Eidel.

Туган Сохиев родился в 1977 году во Владикавказе. В 1996 году окончил Владикавказское музыкальное училище (ныне носящее имя Валерия Гергиева), в 2001-м - факультет оперного и симфонического дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории (класс профессоров Ильи Мусина и Юрия Темирканова). Дирижировал оркестрами Санкт-Петербургской консерватории и Мариинского театра на концертах памяти Ильи Мусина (1999 - 2000). В 1999 году был удостоен II премии III Международного конкурса дирижеров имени Прокофьева в Санкт-Петербурге, разделив ее с Александром Сладковским (I премия не присуждалась).

В 2000 году началось сотрудничество дирижера с Академией молодых оперных певцов Мариинского театра. В декабре 2001 года он дебютировал в Мариинском театре в концертной программе «По страницам опер Россини». С 2005 года стал постоянным дирижером Мариинского театра. Под его руководством состоялись премьеры постановок опер «Кармен», «Сказка о царе Салтане», «Путешествие в Реймс». Народный артист Республики Северная Осетия-Алания. В настоящее время - художественный руководитель Национального оркестра Капитолия Тулузы, унаследовавший этот пост после прославленного мэтра Мишеля Плассона.

В 2002 году Туган Сохиев дебютировал на сцене Уэльского национального оперного театра («Богема»), а в 2003-м - на сцене театра «Метрополитен-опера» («Евгений Онегин»). В том же году он впервые выступил с лондонским оркестром «Филармония», исполнив Вторую симфонию Рахманинова. Концерт получил высокую оценку критики и стал началом тесного сотрудничества Тугана Сохиева с этим коллективом. В 2004 году дирижер привез на фестиваль в Экс-ан-Прованс оперу «Любовь к трем апельсинам», которая потом была повторена в Люксембурге и в мадридском театре «Реал», а в 2006 году в хьюстонской «Гранд-опера» он представил оперу «Борис Годунов», которая также имела большой успех. В 2009 году состоялся дебют дирижера с Венским филармоническим оркестром, получивший восторженные отзывы критиков. В последних концертно-театральных сезонах Туган Сохиев дирижировал в Мариинском театре операми «Золотой петушок», «Иоланта», «Самсон и Далила», «Огненный ангел» и «Кармен», а также «Пиковой дамой» и «Иолантой» в Театре Капитолия Тулузы.

Вместе с тем дирижер активно гастролирует в странах Западной Европы, выступая приглашенным дирижером в ряде крупных оркестров. Список их настолько внушителен, что даже простое перечисление потребует немало чернил и бумаги: в нем присутствуют практически все ведущие европейские оркестры. Недавно Туган Сохиев дебютировал с Роттердамским и Берлинским филармоническим оркестрами, удостоившись от критики определения «чудо-дирижер». Среди его последних ангажементов - также успешные дебюты с Испанским национальным оркестром, туринским Оркестром RAI и серия филармонических концертов в миланском театре «Ла Скала». Кроме этого, в качестве приглашенного дирижера Туган Сохиев выступает с римским Оркестром Национальной академии «Санта-Чечилия», Оркестром Баварской государственной оперы, Королевским оркестром «Концертгебау», Мюнхенским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Артуро Тосканини, японским Оркестром NHK и Национальным филармоническим оркестром России. Среди планов дирижера на следующие сезоны - «Пиковая дама» в Венской государственной опере, проекты с Мариинским театром, а с возглавляемым им коллективом - студийные записи, гастрольные турне и несколько оперных постановок в Театре Капитолия Тулузы.

В 2010 году Сохиев стал главным дирижёром Немецкого симфонического оркестра в Берлине.

20 января 2014 года объявлен главным дирижёром и музыкальным руководителем Большого театра России.

РИА Новости

С иголочки одетый 36-летний Сохиев — красавец, пышущий немосковской энергией и средиземноморским здоровьем, руководитель двух европейских оркестров.

Директор Большого Урин не первый месяц с большим трудом нанизывает на суровую нитку события новейшей истории театра. После неожиданного ухода в декабре из ГАБТа главного дирижера Василия Синайского затыкание дыр на тонущем корабле стало еще сложней. Но Урин настойчиво искал дирижеров как на текущие спектакли, так и «на царство».

Новый музыкальный руководитель Большого театра помимо таланта должен был обладать русской выучкой, опытом, обаянием, позитивностью. В воздухе витали имена Владимира Юровского, Семена Бычкова, Василия Петренко (все давно работают за рубежом)… Имя избранника до последнего дня было тайной: Урин, театральный человек, — держал паузу!

На первую пресс-конференцию Тугана Сохиева пришли не только журналисты, но и, кажется, столько же сотрудников Большого театра. Руководитель оперы Маквала Касрашвили и балета — Сергей Филин стояли у стенки. И для них это явно тоже была первая встреча. Ведь новый главный дирижер не пробыл в Москве и пары дней, а после пресс-конференции сразу улетел в США, где дебютирует со знаменитым Филадельфийским оркестром.

Туган Сохиев (ударение — на «о») родился во Владикавказе, учился в Петербурге — начинал у Ильи Мусина, заканчивал у Юрия Темирканова. Вот уж 12 лет сотрудничает с Мариинкой, и потому ему никогда и никуда не деться от конспирологических подозрений в тайных связях с Валерием Абисаловичем, давно рвущимся к объединению Мариинки и Большого. Даже если он совершенно самостоятелен в выборе предпочтений и пути.

Музыкальная Москва вполне знакома с Сохиевым: он еще в 2009 году открывал IV фестиваль Оркестров мира в Колонном зале — дирижировал французским оркестром Капитолия г. Тулузы. Ошеломительного впечатления не произвел, однако запомнилось, что в Москву его сопровождал вице-мэр Тулузы, который надышаться на него не мог. Недавно французы вручили дирижеру орден Почетного легиона.

Одновременно Сохиев возглавляет Немецкий симфонический оркестр в Берлине. Как он согласился на Большой? Ну он же у нас рос, не иностранец какой, чтобы повторять, что это «театр, где обливают кислотой». Показалось даже по его сияющему, раскрасневшемуся лицу, что он действительно хорошо понимает, какой исторический шанс ему выпал.

Контракт с ним заключен до 31 января 2018 года. Посоветоваться Туган Таймуразович успел только с мамой да с Гергиевым. Весь нынешний сезон он будет примерно раз в месяц прилетать для знакомства с оркестром. Первый раз встанет за пульт на спектакле в сентябре 2014 года. С Уриным согласованы две премьеры сезона 2014/2015 годов (скорее всего, они едва намечены). И — как было озвучено на пресс-конференции — планы продумываются еще на три года вперед…

Сохиев, конечно, привлечет к театру новых интересных исполнителей. О своем отношении к радикальной режиссуре (больной вопрос!) говорит резко: «Нет ни режоперы, ни музоперы. Есть то, что сочинил композитор. А режопера — звучит даже как-то неприлично».

Он не собирается даже в будущем завершать контракты ни с Францией, ни с Германией, продолжит сотрудничество с Венским филармоническим и Лондонским симфоническим оркестрами. При этом уверяет: «Буду работать здесь, в Большом, столько, сколько потребуется. Но наездами, конечно, не получится».

С июля Сохиев плотно приступит к работе в Москве. Удастся ли ему начать новую главу в истории Большого театра? Создать такую атмосферу, чтоб на пресс-конференциях театра наконец перестали спрашивать, почему дверные ручки не как при царе и когда в «Лебедином озере» станцует Волочкова…

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры