Перов странник описание картины. Странник

Главная / Ссоры

Василий Григорьевич Перов (1833-1882) прожил короткую и в личном плане непростую жизнь.

Его произведения разных жанров характеризовали поиски художника, отражая зрелость мастерства. Они многогранно показывают современную мастеру жизнь. Он не замыкается у себя в мастерской, а показывает людям свои раздумья. Для создания нового живописного языка многое сделал Перов, описание картин которого будет дано ниже. Поэтому его живопись не потеряла актуальности до наших дней. С полотен В.Г. Перова с нами говорит Время.

«Странник», 1859 г.

Эта картина Перова написана еще учеником, и она не удостоилась медалей. Однако показателен выбор темы, непринятой в то время. В этом произведении соединяются характерные для художника интересы: к портрету и к простому обездоленному человеку, которыми в дальнейшем будет отмечен весь его творческий путь.

Молодой двадцатипятилетний художник представил зрителю старого, много перенесшего в жизни человека, который видел больше горестей, чем радостей. И вот теперь совсем старик, без крова над головой, ходит, побираясь Христа ради. Однако он полон достоинства и спокойствия, которые есть далеко не у каждого.

«Шарманщик»

Эта картина Перова написана в Париже в 1863 году. В ней мы видим не люмпена, но относительно по русским меркам благополучного человека, чисто и аккуратно одетого, который вынужден работать на улице. Других способов существования он найти не может. Однако характер французского народа сравнительно легок.

Парижанин читает много газет, охотно спорит на политические темы, питается только в кафе, не дома, много проводит времени на прогулках по бульварам и в театрах или просто глазея на выставленные на улицах товары, любуется красивыми женщинами. Вот и шарманщик, у которого сейчас пауза в работе, ни за что не пропустит проходящего мимо мсье или мадам, которой обязательно скажет цветистый комплимент, и, заработав денег, пойдет в любимое кафе посидеть за чашечкой кофе и поиграть в шахматы. Все не так, как в России. Недаром В. Перов запросился обратно домой, где ему было более ясно, чем живет простой человек.

«Гитарист-бобыль», 1865 г.

Картина Перова в этой жанровой сценке многое говорит русскому человеку, даже спустя сто пятьдесят лет после ее создания. Перед нами одинокий человек.

У него нет семьи. Свое горе горькое он топит в стакане вина, перебирая струны гитары, его единственной собеседницы. В пустой комнате холодно (гитарист сидит в верхней, уличной одежде), пусто (нам виден только стул и часть стола), не ухожено и не убрано, на полу валяются окурки. Волосы и борода давно не видели гребня. Но человеку все равно. Он давно махнул на себя рукой и живет, как получается. Кто ему, немолодому, поможет найти работу и обрести человеческий образ? Никто. Никому до него нет дела. Безысходностью веет от этой картины. Но она правдива, вот что главное.

Реализм

Выступив пионером в этой области живописи, Перов, картины которого являются новостью и открытием для русского общества, продолжает разрабатывать тему маленького, зависимого человека. Об этом говорит первая созданная после возвращения картина Перова «Проводы покойника». Зимним пасмурным днем, под надвинувшимися на небо облаками, медленно идут сани с гробом. Управляет ими крестьянка, по обе стороны от гроба отца сидят мальчик и девочка. Рядом бежит собачка. Все. Больше никто не провожает человека в последний путь. И этот никому не нужен. Перов, картины которого показывают всю бесприютность и униженность человеческого существования, выставлял их на выставках Товарищества передвижников, где они находили отклик в душах зрителей.

Жанровые сценки

Житейские, легкие бытовые сцены также интересовали мастера. К ним относятся «Птицелов» (1870), «Рыболов» (1871), «Ботаник» (1874), «Голубятник» (1874), «Охотники на привале» (1871). Остановимся на последней, поскольку дать описание картин Перова всех, каких хочется, просто невозможно.

Три охотника удачно провели день, побродив по полям, заросшими кустиками, в которых прячется полевая дичь и зайчишки. Одеты они довольно ободранно, зато имеют отличные ружья, но это такая мода у охотников. Рядом лежит добыча, которая показывает, что не убийство - главное в охоте, а азарт, выслеживание. Об одном эпизоде с энтузиазмом рассказывает двум слушателям рассказчик. Он жестикулирует, глаза его горят, речь льется потоком. Три удачливых охотника, показанных с легким юмором, вызывают симпатию.

Портреты Перова

Это безусловное достижение мастера в его творчестве позднего периода. Все перечислить невозможно, но главные его достижения - это портреты И.С. Тургенева, А. Н. Островского, Ф.М. Достоевского, В.И. Даля, М.П. Погодина, купца И.С. Камынина. Супруга Федора Михайловича очень ценила портрет своего мужа, считая, что Перов уловил момент, когда Ф.М. Достоевский находился в творческом состоянии, когда у него зрел какой-то замысел.

Картина Перова «Христос в Гефсиманском саду»

Личные утраты, потерю первой жены и старших детей В.Г. Перов перенес, прямо выплеснул на полотно. Перед нами человек, раздавленный трагедией, которую он осознать не в силах.

Ее можно только, покоряясь высшей воле, принять и не роптать. Вопросы, которые возникают при горестных потерях близких и тяжелых болезнях, а Перов в это время был уже тяжело и безнадежно болен, за что и почему это случилось, никогда не находят ответа. Остается только одно - терпеть и не жаловаться, потому что только Он поймет и даст, если нужно, утешение. Люди ничем при таких трагедиях ослабить боль не могут, они продолжают жить своей повседневной жизнью, не вникая глубоко в чужую боль. Картина темна, но вдали встает рассвет, дающий надежду на перемены.

Василий Перов, картины которого актуальны во многом по сегодняшний день, не боялся сходить с проторенных путей и меняться. Его ученики А.П. Рябушкин, А.С. Архипов стали известными русскими художниками, всегда помнившими своего учителя как человека с большим сердцем.


Картина «Странник» была написанная Перовым с бывшего крепостного Христофора Барского. Впервые в русском искусстве художник поднял тему бывших крепостных.

–– Я к вам с великой просьбой, –– обратилась к нему однажды Вера Николаевна Добролюбова. –– У своих знакомых я видела на дворе старика. Он колол дрова. Ему восемьдесят четыре года; бывший крепостной целого десятка господ, к которым переходил из рук в руки. Теперь же –– свободный человек, то есть брошенный человек, ходит по дворам и отыскивает работы. Я предлагала ему денег, он не берет: «Не пришла еще пора жить Христовым именем». Вы, Василий Григорьевич, вхожи к меценату Щукину, он, говорят, выстроил приют для бедных. Нельзя ли вам попросить о приюте для этого несчастного?

Перов обещал, и на другой день к нему, постучав, вошел старик благородного и даже аристократического вида. Наклоненная несколько набок голова, сосредоточенные и уже потухающие глаза, борода, напоминающая цвет подержанного серебра.
Вместе они отправились к Щукину.

–– А! Господин художник! –– встретил меценат. –– Очень рад! Садитесь, пожалуйста.
–– У меня к вам дело, –– объяснил свой визит Василий Григорьевич. И рассказал о Барском.
Тронутый положением старика, Щукин дал слово непременно поместить его в приют.
–– Впрочем, не знаю, есть ли там теперь свободные места? Если нет, придется подождать недельку-другую.
Дело, казалось, было решено.

Прошло больше месяца. Христофор Барский за неимением места в приюте, помещен в него не был, но ходил туда аккуратно, как было велено, в ожидании благ земных. Наступила зима. Он по-прежнему работал у кого-нибудь на дому: носил воду, отгребал снег или рубил дрова. Кашлял, хрипел, ночуя то в сенях, то в сарае, а за особую милость в кухне. В приют же за это время приняли несколько мещан и даже одного промотавшегося купца.

В феврале Перов снова отправился к Щукину вместе с Барским.
–– А! –– хозяин вперевалку подошел к Барскому. –– Как же ты, любезный, до сего времени не в приюте?

Барский низко поклонился ему и закашлялся. Спустя минуту, тяжело дыша, ответил:
–– Все еще места нет, ваше степенство… До сего времени еще не освободилось ни одного места… Вот какое горе… Не допустите, батюшка, умереть мне на улице, –– и он упал к ногам Щукина.

–– Встань, встань, старик! –– зачастил Щукин. –– Я тебе говорю, встань! Не люблю я, чтобы мне поклонялись. Богу надо поклоняться, а не человеку. Умирать тебе, любезный, рано. Еще мы с тобой поживем на славу! Помещу я тебя в приют, помещу. А когда ты там отдохнешь, соберешься с силами, мы выберем тебе старушку помоложе, сосватаем вас, да и женим! И будете вы жить в удовольствие, не выпуская друг дружку из объятий. Чего доброго, еще и дети пойдут. Не правда ли? –– весело подмигнул Перову.

Перов молчал. Лакей, стоявший возле двери, фыркнул, прикрывая ладонью рот.
–– Ну-с, –– повернулся к старику Щукин, –– сейчас напишу письмо, и будь уверен, что завтра же ты будешь в приюте. Только смотри, любезный, уговор: старух моих не развращать.
Лакей уже бесцеремонно хохотал, а Барский смотрел в пол и беззвучно шевелил губами.

–– Дождитесь письма и прямо отсюда в приют, –– простился художник со стариком. Но тот не шевельнулся; он, по-видимому, не слышал его.
А наутро случилось то, чего Перов никак не ожидал: Барский пришел сказать, что в приют не пойдет.
–– Почему же?..

–– А вот почему, –– старик закинул голову, глядя на художника в упор. –– Мне, сударь, как вам известно, восемьдесят четыре года. Лет семьдесят я гнул спину и претерпевал всякого рода несправедливость и оскорбления. Лет семьдесят честно служил господам и остался на старости нищ и убог, как сами изволите видеть. Встретила меня милосердная барыня Вера Николаевна, сжалилась над моим положением и указала мне путь через вас, государь мой, обратиться к известному господину Щукину. Были мы с вами у него, и вы изволили видеть, что это за благодетель и что за человек. Я его молил о помощи, а он насмехался надо мной. Шел я к нему с любовью и надеждой, а вышел с тоской и отчаянием. С тоской о том, сударь, что не кончилось еще рабство, и, должно быть, никогда не будет ему конца. Семьдесят лет, сударь, издевались надо мною разные господа, я был в их глазах не человеком с разумом и чувством… И что я узрел вчера? Снова нужно вступать в это рабство, видеть и слышать, как издеваются над полумертвым…

Барский полез за пазуху, вынул письмо Щукина и отдал Перову.
–– Возьмите, сударь, возвратите его господину благодетелю.
Он ушел, но Перову все еще слышались его слова. Столько достоинства было в них, столько духовной силы! Этот больной старик предпочел бродяжничество, но не позволил забавляться своей бедой.

Основными характеристиками известной картины Василия Перова «Странник», написанной в 1870 году, являются целый ряд существенных характеристик простого русского крестьянина, который, согласно той идеализирующейся идеи по поводу сонма «лучших русских людей», также входит в эту когорту. При этом он разделяет это место вместе с множеством людей, которые представляют высшие слои общественного строя того времени, а именно писателей, поэтов, аристократов.

Однако «Странник» Перова имеет и свои уникальные особенности, которые были взяты в первую

Очередь из библейской тематики, согласно которой бродяжничество является несомненным условием отнюдь не недостойным, а такого способа жизни, основной идеей которой выступает отрешенность от грешного мира и поиск истины с помощью такого отношения к жизни.

Несмотря на то, что герой картины Перова в соприкосновении с грешным миром выявляет реально хорошую стойкость своих высоких помыслов, этот человек весьма практичен, потому как имеет в своем инвентаре и зонтик от дождя, и котомку, а также жестяную кружку, и означает это также и то, что этот человек тесно соприкасается, в том числе, и с этим грешным миром.

Весьма активно рельефит поверхность картины, благодаря которой изображение странник приобретает своеобразный вид, и основными характеристиками которой можно назвать острые складки одежды на груди, немного приподнятый воротник и много других, особых характеристик.

Сама плоскость холста словно взламывается и от этого возникает эффект хаотичности и суетности ритма, который дополняется также и самим восприятием картины со стороны зрителя, ведь взор человека не останавливается на какой-то одной, конкретной детали, а все время скользит по рисунку, словно цепляясь за пластические формы изображения Странника.

Герой картины Перова больше опирается на свою собственную мудрость, на свой богатый жизненный опыт, нежели на какую-то любовь к ближнему или нечто подобное. На зрителя Странник смотрит будто с некоторым укором, в то же время пребывая в каком-то своем, особом внутреннем мире, но и не теряя связь с этим миром. Он будто всматривается в саму душу человека, и это более чем явственно ощущается в связи с тем, что и помещен он в мрачную, лишенную ярких красок атмосферу.

Для самого Перова эта картина была своего рода способов укрепления собственной веры в себя, своих устремлений и убежденности в собственные убеждения. К тому же именно она дала ему возможность также и укрепить свою духовную веру, причем в большей степени благодаря тому, что образ Странника был, по сути своей, сборным образом тех людей из крестьянской среды с которыми доводилось общаться художнику.

Василий Перов. Странник.
1870. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

В иконостас «лучших людей русских» включаются не только писатели и другие представители русской интеллигенции, но и портреты крестьян. Искусство творило мечту об идеальном общественном устройстве, где не будет ни бедных, ни богатых, а люди-братья будут работать на благо всех. Лучший из крестьянских портретов-типов Перова — «Странник». В его облике ощущается чувство собственного достоинства, своеобразный аристократизм, умудренная старость.

Вскоре по завершении работы над Перов обращается к образу странника. Пребывая, в отличие от монахов, в миру, странник удаляется от него внутренне, поднимаясь над его суетностью и страстями. Бремя тяжкое, мало кому посильное и избираемое не столько по своей воле, сколько по промыслу Божию. И потому странничество - это не бродяжничество, а образ жизни, который изначально предполагает нищету, проистекающую из наставлений Христа своим ученикам, отправляясь в путь, «обуваться в простую обувь и не носить двух одежд» (Мк. 6, 9). Но нищета не самоцель, а средство смирения, так как «ничто так не смиряет,- писал Иоанн Лествичник, - как пребывание в нищете и пропитание подаянием». Само же смирение есть не что иное, как самоотречение от собственной воли и «обнищание в отношении ко злу», утверждал Игнатий Брянчанинов. Именно такие люди и являют собой пример нищих духом, а само странничество есть зримое воплощение духовной нищеты, вобравшей в себя, по слову Иоанна Лествичника, «недерзновенный нрав, неведомую премудрость, утаиваемую жизнь... хотение уничижения, желание тесноты, путь к Божественному вожделению, обилие любви, отречение от тщеславия, молчание глубины».

Поднять столь сложную и весьма актуальную тему тогда, в атмосфере все разраставшегося процесса расцерковления общественного сознания, оказалось делом трудным.

Перов в трактовке образа, несмотря на его некоторую противоречивость, отталкивался все же от христианских посылов. Его герой в соприкосновении с миром выявляет стойкость своих высоких помыслов и не только не чурается своей нищеты, но, напротив, пребывает в ней достойно и независимо. Правда, независимость эта даже несколько утрирована. Уж очень он оказался практичным человеком, запасшимся на все случаи жизни: и котомкой, и большой жестяной кружкой, и даже зонтом от дождя и зноя. Как говорится, все свое ношу при себе. Но эта сугубо житейская мудрость прагматика противоречит самой сути странничества, предполагающей как раз отсечение «суетных попечений», в плену которых и оказался перовский герой. Это несоответствие отразилось и в пластической трактовке его фигуры. Художник активно рельефит плоскость: то приподнятым воротником, то острыми складками одежды на груди, то резкими перепадами объемов на рукавах. Плоскость холста как бы вскрывается, взламывается художником, и потому глаз не скользит по ней ровно и мягко, а все время цепляется за пластические формы, соотносящиеся друг с другом в несколько хаотическом, суетном ритме.

Пронзительный взгляд странника исполнен мудрости, в которой все же больше жизненного опыта, нежели «молчания глубин». Нет в этом взгляде даже намека на «обилие любви и отречения от тщеславия». Вместо них- суровый укор. Но ведь вообще-то странник, по сути своей, не судья, поскольку, как писал Иоанн Лествичник, «осуждая оскверняющихся, и сам осквернится». Похоже, что в своем понимании странничества Перов опирался скорее на свои собственные ощущения, а не на церковные догматы. Но при всем том связывал сам образ странника все же с человеком, стоящим на необычайной нравственной высоте, с которой открываются и природа зла, и его масштаб. Потому и взирает перовский герой взглядом, словно пронизывающим душу, взывая к человеческому стыду и совести. Потому и помещена фигура старика в пространство, заполненное мраком, при полном отсутствии какого бы то ни было естественного источника освещения. И тем не менее свет активно присутствует в картине. Он, словно скульптор, формует, моделирует объемы, преодолевая натиск и мрачного фона, и теней, наползающих снизу. И потому можно сказать, что фигура самого странника - словно столп света, вырывающегося из теневого плена.

Сосредоточенный исключительно на фигуре странника свет по мере своего восхождения становится все ярче, все острее. Разбеливающим бликом прошелся он по седой бороде, по впалым щекам, глубоким впадинам глазниц, высокому, морщинистому лбу, темным с проседью волосам, осветив весь облик старца каким-то особым, почти мистическим сиянием. При этом никаких рефлексов, никакого светового отблеска в фоне. Окружающее пространство не воспринимает света, идущего от фигуры странника, и тем резче этот контраст между ними, тем непримиримее противостояние мрака, заполнившего собою все, и света, источником и носителем которого является сам странник.

Эта картина имела для мастера огромное значение - и не только художественное, но и сугубо личное. Чем глубже проникал он в процессе работы над ней в мир странничества, тем больше укреплялся в своей вере, тем большую духовную опору обретало и его искусство. В значительной мере отсюда поиск людей, тем и моделей, общение с которыми обогащает не столько интеллектуально, сколько духовно.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры