План сочинения – Композиция романа Лермонтова “Герой нашего времени”. План сочинения – Композиция романа Лермонтова “Герой нашего времени” Смысл названия романа «Герой нашего времени»

Главная / Ссоры

Каждое произведение из школьной программы может рассматриваться с разных точек зрения. Где-то главную роль играют образы героев, где-то важнее проблематика, взятая автором за основу сюжета произведения, где-то принципиальное значение имеет смысл названия, ведь именно там заложена идея книги. Этим обстоятельством объясняется многообразие тем сочинений на ЕГЭ 2017.

Невозможно предугадать, какая из них попадется на экзамене, поэтому необходимо иметь представление о каждой из них. Нужно знать, как наиболее полно раскрыть поставленную тему: приводить ли цитаты автора, и в каком объеме, пересказывать ли вкратце сюжет или обойтись рассуждениями, «зубрить» ли ФИО героев или учить только самое основное? Все эти тонкости определяют количество баллов и, как следствие, решают судьбу будущего абитуриента.

В данной подборке мы перечислим все темы сочинений по роману Лермонтова «Герой нашего времени» и проанализируем, как правильно их раскрыть, приведя примеры сочинений на егэ 2017.

Образ Григория Печорина

Это самая широко распространенная тема сочинения по роману Лермонтова. Печорин представляет собой тип лишнего человека, характерный для русской литературы, поэтому его охотно берут для рассмотрения как в 9 классе школы, так и в вариантах ЕГЭ для 11 класса. Этот герой хорошо запоминается школьникам, так как раскрытию его характера посвящен целый роман. В качестве примера можно посмотреть в соответствующем разделе сайта, там же обозначены основные пункты, которые необходимо осветить в работе.

Печорин – герой своего времени

Эта тема по смыслу перекликается с предыдущей. В сочинении нужно будет также охарактеризовать Печорина, однако упор необходимо сделать на то, что этот герой выражает болезнь целого поколения, а не свою личную драму. Для примера можно взять предыдущее , так как в нем автор сконцентрировался на поиске причин трагедии Григория Александровича, доказывая, что в его образе Лермонтов отразил «болезнь века», как сделал это родоначальник жанра исповедального романа Де Мюссе в своей книге «Исповедь сына века». В качестве плана сочинения на тему «Печорин – герой своего времени» можно использовать следующую схему:

— Вступление: кто такой Печорин? Почему его называют «лишним человеком»?
— Основная часть: причины хандры Печорина, влияние исторических событий на его поколение. Почему болезнь Печорина охватила все поколение?
— Заключение: Печорин – романтический герой, наследник Онегина и Байрона.

Женские образы в романе «Герой нашего времени»

В данном сочинении необходимо описать хотя бы трех главных героинь романа: Бэлу, Веру и княжну Мери. Традиционно именно они привлекают внимание критиков. Все эти образы противоположны, поэтому логику повествования нужно выстраивать на контрастах, сравнивая женщин между собой. В качестве примера можно посмотреть сочинение на тему: Женские образы в романе «Герой нашего времени». Там же приведены основные пункты для плана и самостоятельного анализа темы.

История души человеческой в романе «Герой нашего времени»

В рамках данной темы рассматривается эволюция образа Печорина, его становление. Необходимо ответить на вопросы: «Какие события из жизни героя повлияли на его судьбу и характер? Почему он стал таким? Кто или что повлияло на его становление?». Рассуждения лучше расположить в хронологическом порядке, начиная с детства Печорина и заканчивая его трагическим финалом. Каждый факт биографии героя необходимо сопроводить своими комментариями, где будет дано объяснение значения этих событий в процессе формирования личности Григория Александровича. План сочинения на тему: История души человеческой в романе «Герой нашего времени»:

— Вступление: Кто такой Печорин? В чем его недуг?
— Основная часть: детство, юность и зрелые годы Печорина: как события из его жизни повлияли на его судьбу? Почему он стал «лишним человеком»?
— Заключение: Развязка трагедии Печорина.

Смысл названия романа «Герой нашего времени»

В сочинении на данную тему объясняется смысл самого романа, то есть неприятный диагноз всему поколению, поставленный Лермонтовым. Необходимо сказать, что трагедия Печорина – беда всех его столь же одаренных сверстников, которые не смогли найти себе ни места, ни применения в мире и сгинули в праздности и спорах с судьбой. Главное, это подчеркнуть универсальность образа лишнего человека в тех реалиях, типичность печоринской хандры. План сочинения на тему: Смысл названия романа «Герой нашего времени»:

— Вступление: Почему в образе Печорина отражена судьба всего поколения?
— Основная часть: Как универсальность образа Печорина отражена в названии? Если герой – пример для подражания, значит, Печорин, как и все подобные герои, отразил моду на романтическое томление по идеалу и ориентацию молодых людей на модный «английский сплин», заимствованный у байронических героев.
— Заключение: Каков приговор Лермонтова обществу его времени?

Любимые страницы или любимый герой в романе «Герой нашего времени»

В сочинении такого типа нужно описать любимый эпизод или же любимого героя романа. Необходимо аргументировать свой выбор, анализируя предмет описания. Композиция в данной работе свободная, однако, есть уже устоявшийся и привычный шаблон для такого рода тем. План сочинения на темы: Любимые страницы или любимый герой в романе «Герой нашего времени»:

— Вступление: Мой любимый эпизод или герой – это…
— Основная часть: почему мне нравится этот эпизод или герой? Что я подчерпнул или открыл нового для себя, прочитав этот отрывок или узнав этого героя? Какое место этот фрагмент или персонаж занимает в романе?
— Заключение: зачем Лермонтов изобразил этого персонажа или этот эпизод? Почему он так важен?

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени»

Раскрывая эту тему, читатели обычно анализируют главу «Фаталист», где речь идет о судьбе и предопределении. Важно отразить точку зрения главного героя, к какому выводу он пришел: есть судьба или нет? В качестве примера можно посмотреть сочинение на тему: . Основные пункты для анализа перечислены курсивом в верней части сочинения.

Печорин и Грушницкий

В сочинении необходимо рассмотреть двух героев-антагонистов, а так же разобрать историю их противостояния: кто виноват, в чем причина конфликта, итоги и ваше отношение к случившемуся. Можно провести параллели с биографией Лермонтова, сравнить изображенный конфликт с его смертельной дуэлью и проанализировать сходства характеров автора и героя. План сочинения на тему: Печорин и Грушницкий (сравнительная характеристика):

— Вступление: Кто такие Печорин и Грушницкий? Что их связывает?
— Основная часть: сходства и различия характеров. Причины и последствия конфликта. Реакция Печорина и реакция Грушницкого.
— Заключение: нравственные последствия конфликта для Печорина, ваше отношение к дуэли.

I история души человеческой.

II … мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя! (из «княжны Мери»)

1…. Человек замечательный по многим причинам

а) он скептик и материалист

б) он плакал над умирающим солдатом

в) у него был злой язык

г) молодёжь прозвала его Мефистофелем

д) мы взаимно друг друга морочим

е) достойный друг

2.во мне два человека: один живёт… другой мыслит и судит его

а) привык себе во всём признаваться

б) я был готов любить весь мир

в) я боюсь показаться смешным самому себе

г) зачем я жил? для какой цели родился?

Д) не протянул мне руки

III. Вот люди! Все они таковы (запись Печорина о Вернере после дуэли с

Грушницким.

«История души человеческой…» едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа – говорит в романе «Герой нашего времени М. Ю.Лермонтов. проблема личности – центральная в романе. Система образов, как и вся художественная структура Романо построена таким образом, чтобы с разных сторон и под разными углами зрения осветить центральный персонаж. В №Княжне Мери» Печорин показан в среде, родственной ему социально, но чуждой духовно. Если в отношениях с Грушницким и Мери, Печорин раскрывается, прежде всего, как «внешний», то в отношениях с верой и Вернером – как внутренний человек, хотя обе эти линии тесно переплетены.

Рассмотрим двух героев: Вернера и Печорина. С первых слов Печорин пишет о Вернере с уважением: «человек замечательный по многим причинам». Что же такое для Печорина – человек замечательный? Он скептик и материалист, а вместе с этим поэт «… хотя в жизнь свою не написал двух стихов…». Скептик – человек во всём сомневающийся (вспомним запись Печорина: «я люблю сомневаться во всём»). Материалист – видимо, здесь это значит не только «сторонник материалистической философии, но и практический, деловой человек. В Вернере Печорин ценит не те качестве, которыми обладает, что доктор «изучил все живые струны человеческого» – ведь его самого интересуют «слабые струны людей». Но в Вернере есть нечто принципиально отличное: он – врач, у него есть дело. Каков он в своём деле? «обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными, но, а раз видел, как он плакал над умирающим солдатом. вот чем оказывается можно привлечь Печорина: «… он плакал над умирающим солдатом, был бледен, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу, он мне раз говорил, что скорее… У него был злой язык…»

    Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века, сменившие время декабристов,- это годы николаевской реакции. Главная проблема этого романа - судьба мыслящего, талантливого...

    И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Эти лермонтовские строки как нельзя лучше характеризуют «героя своего времени» - Печорина. В...

    Приходило ли вам в голову, анализируя характер и поступки Григория Александровича Печорина, героя своего времени, взглянуть на женские образы романа не как на фон, делающий образ главного героя ярче и полнее, а как на самостоятельное явление, на героинь...

    Тема романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840) - изображение общественной ситуации 30 - 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов...

Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности.

Цели:

1) анализ произведения: выявить особенности романа «Герой нашего времени» как психологического произведения; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина; выявить авторское отношение к герою в целом и понять причины трагедии Печорина;

2) обучение монологической речи, развитие навыка выразительного чтения;

3) воспитание интереса к изучению творчества М.Ю. Лермонтова.

Оборудование:

иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Созданием романа «Герой нашего времени» Лермонтов внёс огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. М.Ю. Лермонтов обобщил в образе Печорина типичные черты молодого поколения своей эпохи, 30 – х годов XIX века, эпохи, наступившей после разгрома декабристского восстания в России, когда преследовались вольнолюбивые взгляды, когда лучшие люди того времени не могли найти применения своим знаниям и способностям, преждевременно утрачивали молодость души, опустошали жизнь погоней за новыми впечатлениями. Именно такова судьба Григория Печорина – главного героя лермонтовского романа.

Тема сегодняшнего урока –«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности»

Как вы понимаете выражение «незаурядная личность»?

(Необычная, выделяющаяся среди других)

Мы должны выяснить, в чём незаурядность личности Печорина.

А кроме того, мы должны выявить, в чем состоит психологизм романа.

Как вы понимаете значение слова «психологизм»?

(Запись в тетради: Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний.

(Толковый словарь)

III. Проверка домашнего задания.

В чём особенность композиции произведения?

(Роман состоит из 5 самостоятельных повестей. Центральный герой, Печорин, связывает воедино все части романа. Повести расположены так, что явно нарушается хронология жизни героя.

Вам нужно было восстановить фабулу произведения. Вспомните, что такое Фабула?

(Фабула – расположение основных событий (эпизодов) литературного произведения в их хронологической последовательности.)

Сюжетный порядок Фабульный порядок

1. «Бэла» 4

2. «Максим Максимыч» 5

3. «Тамань» 1

4. «Предисловие к журналу Печорина» 6

5. «Княжна Мери» 2

6. «Фаталист» 3

(Автор использует принцип от «внешнего» к «внутреннему» раскрытию характера главного героя. Сначала о Печорине рассказывают другие люди (Максим Максимыч, офицер «Путешествующий по казённой надобности»). Потом Печорин сам рассказывает о себе в повестях «Тамань», «Фаталист», а также в своём дневнике – исповеди.)

IV. Работа по теме урока (анализ произведения)

1) Работа над вопросами:

В первой главе мы видим Григория Александровича Печорина глазами Максима Максимыча. Что вы можете сказать об этом человеке?

(Штабс – капитан, проведший большую часть жизни в кавказской крепости, способен точно воспроизвести внешний ход событий, но не может объяснить их. Он далёк от понимания душевных поисков героя. Мотивы его поступков для Максима Максимыча необъяснимы. Он замечает только «странности героя»)

Что вы узнали из повести «Бэла» о жизни Печорина в крепости?

О каких чертах характера говорят его поступки?

(Печорин имеет блестящий аналитический ум, он оценивает людей, мотивы их поступков, а, с другой стороны, им быстро овладевает скука, у него нет цели в жизни.)

Что вы узнали о жизни Печорина до появления в крепости?

Как в этом эпизоде проявляется психологизм?

(Мы видим здесь не только описание жизни, но и душевные переживания героя)

При каких обстоятельствах мы встречаем героя, читая главу «Максим Максимыч»?

Кто описывает портрет Печорина

Что показалось необычным во внешности героя?

(Сочетание белокурых волос и чёрных глаз, «глаза не смеялись, когда он смеялся» .Автор делает вывод, что это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти.)

Изменился ли Печорин после отъезда из крепости?

(Возросли равнодушие Печорина к жизни, к людям, апатия, эгоизм.)

С какой целью рассказчик печатает «Журнал Печорина»?

(Показать историю души человеческой)

Кто выступает в качестве рассказчика в повести «Тамань»?

А кто является главным героем?

Каким показал себя Печорин в столкновении с контрабандистами, как раскрывается его характер?

(Печорин оказывается в роли наблюдателя, случайно оказавшегося свидетелем действий контрабандистов. Но постепенно он выходит из роли наблюдателя и становится участником событий. Стремление вмешиваться в события говорит об активности героя, он не хочет довольствоваться пассивной ролью созерцателя жизни.)

О каких сторонах характера позволяет судить повесть «Тамань»

(Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, наблюдательность)

Почему, имея такие возможности в характере, Печорин не кажется счастливым?

(Все его действия не имеют глубокой цели. Он активен, но активность не нужна ни ему ни другим. Он умён, находчив, наблюдателен, но всё это приносит несчастье людям. Нет в его жизни цели, действия его случайны).

В повести «Княжна Мери» мы видим Печорина в Пятигорске.

Как сложились его отношения с «водяным обществом»?

Как складываются отношения Печорина с Грушницким?

Проанализируйте историю отношений Печорина с княжной Мери.

(История обольщения Мери основана на знании человеческого сердца. Значит, Печорин прекрасно разбирается в людях)

Как и почему складываются отношения Печорина и Веры?

На что указывает трагическая сцена погони за Верой?

(Его любовь к Вере пробуждается с новой силой именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять единственную женщину, которая понимала его.)

Почему герой не находит счастья в любви? Как говорит об этом он сам?

(Зачитайте отрывки)

«Фаталист»

Как Печорин испытывает судьбу?

О чём говорит его поступок?

V. Работа с иллюстрациями.

1) Иллюстрация Л. М. Непомнящего к роману «Герой Нашего времени»

«Смерть Бэлы»

Задание:

1. Описать иллюстрацию

2. Найти строки из текста, которые передают состояние героев иллюстрации

(На переднем плане рисунка запечатлён потрясённый смертью Бэлы Максим Максимыч. В проёме двери возле кровати Бэлы виден изображённый в рост Печорин. Лицо его выражает столь же сложные чувства, как и в лермонтовском повествовании («… Я во все времена не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать или владел собою – не знаю…», « …его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя»)

2) Иллюстрация Л.Е. Фейнберга к роману «Герой нашего времени»

«Печорин и странствующий офицер»

3) Иллюстрация П. Я. Павлинова «Печорин и контрабандистка»

VI. Итог урока

В чём незаурядность личности Печорина?

В чём состоит психологизм романа?

Характер Печорина нельзя оценить однозначно. В нём причудливо переплелось плохое и хорошее, добро и зло. Дело в том, что в своих поступках он исходит из собственных эгоистических побуждений. Собственное «я» - это цель, а все окружающие люди только средство для удовлетворения желаний этого «я». Печоринский индивидуализм сформировался переходную эпоху, признаком которой было отсутствие высокой цели, общественных идеалов.

VI. Задание на дом:

Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова


нужно срочно сочинение по рассказу Мёртвые души, на одну из тем: 1. Печорин - "страдающий эгоист" 2.Сцена дуэли в романе " Герой Нашего Времени" 3.

Роль женских образов в романе "Герой Нашего времени" 4. Особенности композиции в романе "Герой Нашего Времени

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ТЕХ,КТО ЧИТАЛ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ" ООООЧЕНЬ НУЖНО. У МЕНЯ МЕЖДУ ПЯТЕРКОЙ И ЧЕТВЕРКОЙ И НУЖНО СДЕЛАТЬ ЭТУ РАБОТУ.ПОЖААЛУУУЙСТА

ПОМОГИТЕ!!!

1)Как называется последняя повесть романа?

2)Сколько повестей в журнале Печорина?

3)Чей это портрет:"...рожа у него была самая разбойничья:маленький,сухой,широкоплечий...А уж ловок был,как бес! Бешмет всегда изорванный,в заплатках,а оружие в серебре"?

4) Закончите фразу. "Герой нашего времени",милостивые государи мои,точно портрет,но не одного человека:это портрет,составленный из пороков...".

5) Допишите название повести. Контрабандист Янко, "ундина",слепой мальчик-это герои...

6) Что уронил Грушницкий у колодца,чтобы привлечь внимание Мэри?

7) Почему Печорин стал ухаживать за княжной Мэри?

8) С кем стрелялся Печорин на дуэли?

9)Что обозначает название повести "Фаталист"?

11) За что Максим Максимыч обиделся на Печорина?

12) Кого любила Вера?

13) Кто из героев романа поет песню: "Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены"?

14) Были ли знакомы Максим Максимыч и княжна Мэри?

15) "...эти господа,вероятно,второпях,забыли положить пулю в мой пистолет..." Чей пистолет во время дуэли оказался не заряжен?

1. Кто автор «Героя нашего времени» ?

2.От лица кого ведётся повествование в «Герое нашего времени» ?
3. Кто такой Максим Максимыч?
4. Каково его звание?
5. Кем являлся Печорин, каково его имя, отчество?
6. Чем промышляли Казбич и Азамат?
7. Кто такая Бэла из «Героя нашего времени» ?
8. Каковы были чувства Печорина к Бэле?
9. Сколько лет было Бэле?
10. Оказалось ли её ранение смертельным?
11. Если да, сколько дней прожила Бэла после ранения?
12. Кто виноват в том, что пережила Бэла?

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ 1.как бы вы определили основной конфликт романа? а)конфликт героя со светским обществом б)конфликт героя с

самим собой

в)конфликт печорина с грушницким

2.зачем понадобилось лермонтову нарушать хронологическую последовательность повестей?

а)чтобы показать развитие героя его эволюцию

б)чтобы выявит в печорине сердцевину его характера не зависящую от времени

в) чтобы показать что печорин всю жизнь мучается одними и теми же проблемами

3.почему роман имеет такую композицию

а)такая система повествования соответстует общему принципу композиции романа-от загадки к разгадке

б)такая композиция позволяет разнообразить певествование

4.можно ли назвать печорина "лишним человеком"

а)он лишний для общества в котором живет но не лишний для своец эпохи--эпохи анализа и поисков

б)печорин --"лишний человек "прежде всего для себя

в)печорин во всех отношениях "лишний"

5.положительный или отрицательный герой печорин

а)положительный

б)отрицательный

в)нельзя сказать однозначно

6.чего больше в характерах онегина и печорина--сходства или различия

а)больше сходства

б)есть сходство но много различий

в)это совершенно разные характеры в разных обстоятельствах

7.почему печорин под конец жизни ищет смерти

а)жизнь ему надоела

б)по малодушию

в)он понял что не нашел и не найдет своего высокого предназначения в жизни

В художественной литературе сложился тип антитезисного повествования, основанный на диалоге-споре, на сопоставлении разных точек зрения. В этом случае мысль автора развивается в тезисах и антитезисах, в доводах за и против, так что и события, и картины, и образы подчиняются этому правилу. В логике связей, соотношения частей и отрезков текста воспроизведенные картины носят доказательный характер. Реальное функционирование художественного мышления связано с аналитическим, логическим мышлением писателя. В таком случае мы имеем в виду не просто расстановку глав, но их сцепление, столкновение, взаимодействие. Анализ отношений, связей частей, глав, отрезков текста и составляет анализ логических основ текста (уровень авторского сознания).

Антитезисные структуры в самой природе своей близки к диалогу древних авторов, философов, писателей. В философских разговорах Сократа (диалоги Сократа) отыскание истины основывалось на логике противоречий, вследствие проверки всех доводов за и против. Сократический диалог обладает внутренней логикой самораскрытия. Не спор ради спора (спорт), не спор-игра и спор-упражнение (у софистов), а спор-исследование. В ходе спора может возникнуть сомнение, что уже само по себе важно. Сократ все время держится «вопрошающе». Главной тенденцией его бесед было вызвать замешательство собеседников, убеждение в ложности представленных доводов. Собеседники Сократа приходили к выводу: то, что мы знали, оказалось опровергнутым.

Сам способ исследования оказывается, таким образом, доказательством, в самом методе заключена сущность. В тезисах и антитезисах выражается анализ, отыскание и достижение истины. К диалогической форме обращались философы, писатели, ученые, причем она оттачивалась у них как изображение столкновений различных точек зрения, помогающих не только обогатить аргументацию, но и использовать ее как тайнописную манеру. Писатели, придерживающиеся спорных мнений, имели обыкновение пускать в ход самые хитроумные доводы, излагали с различными двусмысленностями, прибегали к иронии. Это пластическая манера, в которой вопрос и ответ не случайны по отношению к цели. Такой диалог можно в полной мере назвать поэтическим искусством.

Дискурсивный способ (способ рассуждений, умозаключений и оценок) вошел в художественную литературу вследствие активного вторжения авторского начала. Самый этот процесс, основанный на развитии логических звеньев, из которых каждое последующее зависит от предыдущего, и есть процесс постижения искусства выводного знания. Здесь, разумеется, имеется ввиду не познавательный процесс как таковой, а художественный акт в сопричастности к рассудочному мышлению. На этой основе могут представиться всякого рода парадоксы мышления, позиция да-нет, отношения тезис-антитезис. Схема «тезис-антитезис» означает движение авторской мысли в перебиве голосов, точек зрения, позиций. Главы, части, отрезки текста могут оказаться в противопоставлении разных мнений, высказываний.

Антитезисная система повествования является устойчивой и сложилась она на основе активизации авторских оценочных суждений; с этой системой повествования связаны типичные формы художественно-публицистического и философского осознания мира и человека.

Диалогическая форма повествования характерна прежде всего для произведений с ярко выраженным субъективным началом, когда автор выступает на правах активного повествователя, включает рассказчика или целый ряд рассказчиков. Такая форма повествования характерна прежде всего для русской литературы, которая всегда остро отвечала на вопросы времени, активно включалась в борьбу идей (этических, философских, революционных) и заявляла о своем самовыражении.

В этой области достаточно хорошо были подготовлены писатели, унаследовавшие гражданское направление в мировой литературной практике. Философские диалоги Сократа вызывали у Герцена восхищение мудростью «техники» доказательства. Он имел перед собой образы «строгого логической стройности исторического мышления» греков. «Их бесконечные споры — это бескровные турниры, где столько же грации, сколько силы, — были молодеческим гарцеванием на строгой арене философии». Пушкин и Гоголь раскрыли бытовые и социальные процессы взаимодействия личности и среды. Но уже тогда гражданская литература Радищева и декабристов выдвигала идею героической мыслящей личности, умеющей управлять разумом и законами истории. В этих недрах складывается социально-философская проза Герцена, Лермонтова.

Не личность сама по себе, как самодавлеющая в своей исключительности (так рассматривали ее романтики типа «любомудров» и члены кружка Станкевича), а творческая личность, на которую возлагается миссия перестроить жизнь по своему разуму, — такие вопросы волновали Белинского и Герцена. Активность человека в познании мира, полагали они, обусловлена заинтересованностью в использовании результатов познания в преобразовании мира.

Своеобразная проверка «фаталистического» процесса развития жизни находит свое выражение в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1839 — 1840). Решение проблемы фатализма как права или бесправия, воли или рока, а также как личности и среды, человека и общества — в такой постановке представлены в романе размышления автора и героя. Это был своеобразный спор и с романтиками, и с духом шеллигианского времени в Европе и в России.

Лермонтов задумался над тем, «может ли человек своевольно располагать своею жизнию, или каждому из нас заранее назначена роковая минута». Лермонтов переключает частный спор о фатализме в плоскость осмысления права человека на разумное, управляемое действие. Он ведет читателя к осознанию вмешательства человека в самый ход событий.

Отсюда полемическое разрешение пушкинского представления о характере героя, попытки преодолеть однозначность детерминизма. Вполне обозначенным является выход героя в мир социальной гармонии на основе усилий самого человека. Вот почему Лермонтов был восторженно встречен Белинским и Герценом, а с момента напечатания романа «Герой нашего времени» и появления статьи Белинского о нем в «Отечественных записках» развернулись острые споры, связанные с осмыслением назревших вопросов о мыслящей и деятельной личности героя 40-х годов. Белинский отмечал, что в записях Печорина есть места, когда «он проговаривается и противоречит себе, уничтожая страницею все предыдущие. В самом деле, мысль автора развертывается в направлении разрешения противоположных высказываний. Лермонтов как бы уклоняется от прямого ответа на решительно поставленный вопрос: «И если точно есть предопределение, то зачем нам дана воля, рассудок?». Но картины и образы развертываются с поворотами то в одну, то в другую стороны, если учесть также, что два главных эпизода в главе «Фаталист» в известном смысле противостоят друг другу: в эпизоде с Вуличем смерть Вулича — тезис, в эпизоде с Печориным риск и удача в сцене с пьяным казаком — антитезис. "После всего этого (убийства Вулича пьяным казаком — А.Б.) как не сделаться фаталистом?" (Тезис). «Но кто знает наверное, убежден ли он в чем, или нет?.. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!» (Антитезис). В последнем утверждении продолжается спор, теперь уже перенесенный в сферу оценки разумного действия: «Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!»

Лермонтов исходит из романтического представления об исключительности, загадочности и избранности личности и в антитезисах подвергает сомнению это сложившееся в литературе и философии представление. В романе все время сталкиваются в тезисах за и против мотивы исключительности, избранности героя и тут же «приземление» его поступков и действий. В самом романе имеется на этот счет признание: «С тех пор, как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог ни умереть, ни прийти в отчаяние! Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрываю жалкую роль палача или предателя. Какую цель имела на это судьба?.. Уж не назначен ли я ею в сочинители мещанских трагедий и семейных романов, — или в сотрудники поставщику повестей, например, для «Библиотеки для чтения?»..

Каждая из романтических ситуаций находит свое логическое завершение и разрешается (как в античной трагедии) нравственным приговором, неизбежным возмездием. Внутренний план романа сводится к столкновению таких психологических пластов, как самовыражение, волеизъявление героя в действиях и поступках и его аналитические самопризнания. Так что Печорин оценивает свои действия и произносит себе приговор: «Я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». В таком расположении событий романа не просто полемика, а уже самый принцип художественного мышления, диалогичность повествования.

В главе «Бэла», которой открывается роман, Печорин не знает препятствий в достижении своих эгоистических целей. Он во что бы то ни стало хочет подчинить себе Бэлу, которая для него всего только жертва страсти и эгоизма: «Она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня». Сопротивление Бэлы методично и рассчитано ломается («Дьявол, а не женщина!» — отвечал он: «Только я вам даю мое честное слово, что она будет моя»).

Расположение персонажей в главе «Бэла» выдержано по принципу антитезиса, в ходе которого опровергаются (и отвергаются) действия и поступки «романтического злодея». Жертвами Печорина в истории похищения Бэлы становится ее брат Азамат, бесследно исчезнувший после того, как ему удалось завладеть (при помощи Печорина) лошадью Казбича, а далее цепь других трагических событий: гибель (от руки Казбича) отца Бэлы, гибель Бэлы от руки Казбича, отомстившего за свою любовь к ней и за свою изломанную жизнь. «Бэла» — «первое звено длинной цепи повестей, в которых герой экспериментирует на проверку «жажды власти».

В главе «Максим Максимыч» развернута антитезисная параллель: Печорин — Максим Максимыч. Эти два образа даны в контрасте, как довод и контрдовод, прежде всего в подчеркнутой социальной противоположности. Бедный штабс-капитан Максим Максимыч, обиженный холодным приемом (холодной встречей) с Печориным, говорит: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара... Вишь, каким он франтом сделался, как побывал опять в Петербурге... Что за коляска!.. Сколько поклажи!.. И лакей такой гордый!..»

В главе «Тамань» также столкнулись волевой акт, произвол, непрошенное вмешательство в жизнь контрабандистов и следствие того — разбитая, разрушенная жизнь героев. «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!». Узнав тайну контрабандистов, девушки, ее жениха Янко и слепого мальчика, бывшего у них связным, Печорин невольно оказался виновником разлада этих людей, разлома их гнезда, сиротства слепого мальчика, оставленного на произвол судьбы («слепой мальчик точно плакал, и долго, долго...»).

Причина — следствие — причина — таков круговорот жизненных испытаний и психологических экспериментов Печорина. Всякий раз малейшая неудача вызывает у него желание мучить других. Он как бы призван «разрушать чужие надежды». От скуки Печорин увлекает Мери, добивается ее любви, чтобы сказать жестокие слова: «— Княжна, — сказал я: — Вы знаете я над вами смеялся!.. Вы должны презирать меня». В признаниях своих он откровенен и беспощаден. Его монологи полны дерзких заявлений: «Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

Кажется, что во всех главах, от начала до конца, действует сила рока, закон предопределения. Удары судьбы как бы закономерны и во всех случаях неизбежны. В хронологическом плане событий глава «Бэла» должна быть последней. После Бэлы обрывается и жизнь Печорина. Смерть его является как бы неизбежной расплатой, нравственным возмездием. Но в таком ходе событий еще не решены все вопросы романа. Здесь поставлена и такая проблема: «...может ли человек своевольно располагать своею жизнию, или каждому из нас заранее назначена роковая минута...» В такой постановке вопроса Лермонтов выходит за пределы романтических представлений о предопределенности судьбы.

В романе два плана повествования: фабульный (хронологический) и сюжетно-композиционный. При этом два аспекта восприятия событий противопоставлены друг другу по принципу тезиса- антитезиса. Последняя глава «Фаталист» в композиции романа является началом новых событий, новых исканий героя, утверждением права действия во имя блага людей. В хронологии событий тема рока и судьбы рассматривается как следствие рокового влияния жизненных обстоятельств, которым слепо подчиняется герой (главы "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист", "Бэла", "Максим Максимыч"). «Фаталист» противостоит этой формуле, и события в нем повернуты в сторону осуждения слепых страстей в слепом подчинении жизненным обстоятельствам: «...мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия, потому что знаем его невозможность, и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми, или с судьбою...».

При этом один аспект является явным, а другой скрытым. В этом тайна перевернутой композиции. В первой части романа ("Бэла", "Максим Максимыч", "Тамань") — загадочность героя, во второй части (Княжна Мери, Фаталист) — стремление понять самого себя, преодолеть эгоизм, разобщенность, разъединенность с людьми, заявить о принципиальной программе жизненного поведения. Лермонтов проводит эксперимент на проверку духовной свободы человека и обнаруживает «несостоятельность индивидуалистического скепсиса как общего мировоззрения, как философии жизни».

Поэтому естественны и закономерны в романе рассуждения о человеке, его природе, его характере, о воспитании, о среде и общественных факторах бытия. Здесь мы сталкиваемся, с одной стороны, с стремлением разрушить философию волюнтаризма и, с другой, преодолеть представление об исключительной зависимости личности от среды и обстоятельств.

Печорин пытается объяснить и оправдать все свои поступки обстоятельствами воспитания, обвинить во всем светское общество с его предрассудками. Но герой все время противоречит себе, сбивается в суждениях, так что его рассуждения носят подчас антиномичный характер. Вопрос поставлен так: «У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал...». И ответ известный: «...во мне душа испорчена светом». В рефлектирующих рассуждениях героя выдерживается обычная логика выводного суждения на основании противоположения двух членов доказательства: «Я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их (1), — меня ставили ниже (2). Я сделался завистлив //. Я был готов любить весь мир (1), — меня никто не понял (2): и я выучился ненавидеть //. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли. Я говорил правду (1) — мне не верили (2): я начал обманывать» //.

Пункт разногласия в выводном суждении заключается в том, что суждение принимает формулу «или-или», одно исключает другое. В силлогизмах Печорина происходит подмена одного положения другим. Мысль, выдвинутая в тезисе, опровергнута вторым членом доказательства, и в этом заключается пункт разногласия и средство обоснования какой-то иной истины в иронии авторского спора с героем романа. В сравнении с просветительским представлением о «чистом человеке» и известной доминантой о безусловной власти среды Лермонтов подходит к проблеме неоднозначно. В диалектике исканий автора социальные и природные мотивы не исключают одно другое. Во всяком случае в столкновении с людьми Печорин не жертва, не страдательное лицо, а наоборот, другие зависимы от него и по его вине страдают и погибают. Он жертва собственного несовершенства, собственного нрава, властолюбия и своеволия.

В поисках ответа на загадки человеческой природы закономерно рассуждение о «страстях», о природных склонностях, об эта- пах «самопознания» и «строгом отчете» в процессе самопознания, о «высшем состоянии» совершенствования: «... душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она проникается собственной жизнью, — лелеет и наказывает себя, как любимого ребенка. Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие божие».

Белинский в статье «Герой нашего времени» детально развил эту мысль применительно к герою Лермонтова в силу цикличности жизни человека, движения его к высшему состоянию «разума», «духа», «мысли», следуя, как и Лермонтов, концепции Гегеля о духе познания и совершенствования, о «переходном состоянии духа» (Белинский). Но при этом вывод о совершенствовании духа и разума Белинский конкретизирует (реализует), исходя из положения Печорина в русском обществе: «Дух его созрел для новых чувств и новых дум, сердце требует новой привязанности: действительность — вот сущность и характер всего этого нового».

Для Лермонтова назрела необходимость искать выход для своего героя на почве разумного приложения сил к «действительной жизни», признать свою обязанность жертвовать собою «для блага человечества», а это и есть нравственный подвиг, подвиг жизни. Глава «Фаталист» является опровержением фатализма Печорина, слепо подчинявшегося власти обстоятельств. В диалектике его исканий все время сталкиваются противоположные мотивы: палач и жертва, пустота жизни и тяга к подвигу, бессмысленность бытия и стремление к совершенству, эгоизм, властолюбие и стремление слиться с людьми, преодолеть разрыв с ними.

В эпизоде с Вуличем, которому Печорин предрек смерть, гибель Вулича от руки пьяного казака — тезис. В эпизоде с Печориным, рискнувшим своей жизнью, чтобы обезопасить людей от преступника, риск и удача — антитезис: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». В главе «Фаталист», события, в ней рассказанные, являются венцом этого «высшего состояния» духа: «Я схватил его за руки; казаки ворвались, и не прошло трех минут, как преступник был уж связан и отведен под конвоем. Народ разошелся. Офицеры меня поздравляли — и точно, было с чем!»

Так в «Герое нашего времени» перед самым началом 40-х годов намечались новые сферы изображения положительного героя. Проблема гуманизма в пределах мечты о некоей высшей обязанности перед людьми и обществом — важнейшая историко-литературная проблема, в связи с которой только и возможно изучение творчества Лермонтова как писателя, пережившего краткий, но сложный путь своего развития. После Пушкина, открывшего человека в условиях социальной среды, лермонтовское представление о над-социальном мире найдет свое развитие в художественной структуре повествования писателей с ярко выраженной полемической тенденциозностью: Герцен - Тургенев; Чернышевский - Тургенев, Добролюбов; Чернышевский - Достоевский; Чернышевский - Толстой.

Внутренний диалог Лермонтова, спор с героем, с концепцией рокового влияния среды и обстоятельств выражен в «Предисловии» автора к роману и в «Предисловии» к «Журналу Печорина». Это уже новое звено в композиции романа, итоговое заключение его. «Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина?» («Предисловие» к роману). И: «Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...» («Предисловие» к «Журналу Печорина»).

При всей сложности проблемы Лермонтов останавливается перед загадками самой человеческой природы. Так намечается выход к Достоевскому, Толстому, Чехову. Диалогическая природа художественного мышления характерно отличает писателей, занятых поисками идеи, разрешением философских споров, постановкой этических проблем. Стиль свободной композиции, внутренне сосредоточенной и целенаправленной, доводы за и против, образующие авторский доказательный текст, — в такой системе авторского повествования лермонтовский роман является закономерным звеном в русской литературе. Гегель утверждал, что вся действительность насыщена противоположностями, борьба между которыми является движущей силой ее развития. Антиномии Канта, за которыми остается право нерешенного высказывания, триада Гегеля (синтез тезы и антитезы) отвечали духу эпохи, ее исканиям и прогрессу. Эстетический и философский принцип полярности человеческой природы, оформившийся в романтизме, в аналитической системе Лермонтова находит свой выход к реалистическому познанию миру и человека.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры