Подробная биография федора яковлевича алексеева. Художник алексеев

Главная / Ссоры

Ф.Я. Алексеев известный художник – открыватель жанра русского городского пейзажа.

Из истории биографии известно, что Ф.Я. Алексеев родился примерно в 1753-1755 году в Петербурге. Отец художника работал сторожем в Академии наук. Проявлявший способности к рисованию в юности русский художник обучался у Антропова, после чего был зачислен в Академию художеств в 1764 году. В начале обучения Ф.Я. Алексеев постигал орнаментальное рисование, рисовал плоды, птиц, пейзажи.

В 1773 году за экзаменационную пейзажную работу художник получил золотую медаль. Определив в нём театрального декоратора, Академия художеств направляет его совершенствовать данный вид живописи в Италию, в Венецию. Однако, в Италии Ф.Я. Алексеев помимо театральных декораций изучает живопись известных итальянских художников-пейзажистов: Ф. Гварди, А. Канале. А также гравюры Д.Б. Пиранези.

С 1779 по 1786 год, вернувшись из Италии, Ф.Я. Алексеев занимает должность живописца при театральном училище, выполнят заказы по живописи театральных декораций. Пишет копии с известных произведений живописи европейских художников: Каналетто, Белотто, Г. Робера. Любовь к пейзажу заставляет русского художника добиваться разрешения на исполнение таких картин у Совета Академии художеств.

Так в народе художника называли «русским Каналетто».

В 1794 году Ф.Я. Алексеев за свою картину «Вид Петербурга по Неве-реке» удостоен звания академика.

Увлекшись пейзажем, русский художник отходит от принципов «перспективного», свойственных гравюрам, художник отображает целостный живописный образ природы. Это можно увидеть в наиболее известных картинах Ф.Я. Алексеева: «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794), «Вид Зимнего дворца от Петропавловской крепости» (1799).

Для того чтобы написать серию картин, по местам, где путешествовала Екатерина II, с 1795 по 1797 год Алексеев отправился на юг России. Так им были исполнены произведения высокого мастерства: «Вид Николаева», «Вид Бахчисарая», «Площадь в Херсоне»

В 1800-1801 году Ф.Я. Алексеев пишет по заказу пейзажи Московские. Среди которых: «Соборная площадь в Московском Кремле», «Вид на Москву со стороны Каменного моста» - эти картины принесли известность русскому художнику.

В 1803 году Ф.Я. Алексеев занимается преподаванием в Академии художеств, он выпустил учеников, ставших известными: С. Щедрина и М. Воробьёва. Тут же в Петербурге он выполняет городские пейзажи: «Вид на Баржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1808), «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса» (1810-е).

В последние годы жизни здоровье Ф.Я. Алексеева сильно пошатнулось, не было уже и интереса со стороны современников к его картинам. Так Ф.Я. Алексеев был забыт всеми, умер 11 (23) октября 1824 года в Петербурге, в нищете. И всё же этот известный художник оставил яркий след в истории живописи, до наших дней дошли ценные памятники истории, изображённые в произведениях Фёдора Яковлевича Алексеева.

  • Иллюминация на Соборной площади в честь коронации Александра I

  • Вид Петропавлоской крепости и дворцовой набережной

  • Вид города Николаева

  • Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости

  • Вид на баржу и Адмиралтейство

  • Блоговещенский собор и Грановитая палата

  • Церковь Гребневской Божьей матери

  • Ивановская площадь

  • Казанский собор

  • Коломенское

  • Красная площадь

  • Красная площадь в Москве

Федора Яковлевича Алексеева с полным правом можно считать создателем городского пейзажа в русской живописи . Освоивший в Италии все секреты мастерства знаменитых своих современников, венецианских пейзажистов – Каналетто, Белотто и Гварди , молодой художник вернулся на родину и был очарован строгой и стройной красотой Петербурга. Он сумел почувствовать масштаб столицы на Неве, и это сообщило его полотнам особую торжественность и приподнятость.

“Портрет художника и педагога Академии художеств Фёдора Яковлевича Алексеева”. Теребенев М.И. 1820

Неяркий северный свет, высокое бледное небо, и влажность воздуха определили изысканную серебристо-голубую гамму его лучших пейзажей. Но даже среди его мастерски выполненных картин пейзаж Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, выделяется своей тонкостью и поэтичностью, чем совершенно не мешает документальная точность в изображении архитектуры .

За широким зеркалом полноводной Невы, по которой бесшумно скользят лодки и плоты, выстроились вдоль набережной великолепные дворцы и продолжающая их ограда Летнего сада . Четкость линий смягчается расстоянием, насыщенным влагой воздухом, а их отражения в реке дрожат и тают. Ощущение величия и одновременно изящества вызывает этот классический вид Петербурга. В Государственную Третьяковскую галерею поступила из собрания Александра Сергеевича Танеева.


“Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости” 1794. Федор Алексеев. Третьяковская галерея

Картина:

Художник: Федор Яковлевич Алексеев (1753/55 – 1824)

Дата написания картины: 1794 год

Размеры картины: 70Х108 см

Постоянно экспонируется: Третьяковская галерея. Лаврушинский переулок, 10, зал 6


“Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости” в залах Третьяковской галереи

Об этой картине ныне хранящейся в Третьяковской галерее, поэт Константин Батюшков с восхищением писал: «Взгляните теперь на набережную, на сии огромные дворцы один другого величественнее! На сии домы один другого красивее! …Как величественна и красива эта часть города! »


Федор Алексеев. “Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки”. Около 1800

Передний план картины занимает стена Петропавловской крепости. Обращаясь к городскому ландшафту, Федор Алексеев создал в картине идеальный гармонический мир. Вода, воздух и архитектура сливаются в единое неразрывное целое. Поэзия и благородное сдержанное восхищение наполняют пейзаж. Современник художника восторженно писал о «гармонии и прозрачности, кои составляют главное достоинство его кисти».


“Вид от Лубянки на Владимирские ворота”. Федор Алексеев Около 1800. Центральный музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Академик Императорской академии художеств Федор Алексеев - первый в русской живописи мастер городского пейзажа. В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Санкт-Петербурга, живописную красоту Москвы, поэзию повседневной городской жизни.

С 1803 году и до конца жизни Федор Алексеев преподавал в пейзажном классе Академии художеств перспективную живопись. Его учениками были знаменитые художники и будущие именитые преподаватели М.Н. Воробьев, Ф.Ф. Щедрин, С.Ф. Щедрин.


“Красная площадь в Москве” Федор Алексеев. 1801. Третьяковская галерея

К сожалению конец жизни заслуженного мастера был печален. Он скончался в бедности 11 ноября 1824 года, через три дня после создания своей последней зарисовки наводнения в Санкт-Петербурге (у Большого театра). Был похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга. Деньги на похороны и помощь многодетной семье выделила Академия художеств.

Введение 3

1. Юность художника и образование 4

2. Творчество живописца 5
3. История написания и анализ произведения 9
Ф.Я.Алексеев. Красная площадь в Москве.

Заключение 12

Список литературы 13

Введение

Поездки лучших выпускников Академии художеств на стажировки в Италию и Францию в большой степени способствовали становлению в XVIII веке российской живописи как светского искусства.

Федор Алексеев, посланный в Венецию для совершенствования в области создания театральных декораций, очень скоро проявляет свое настоящее предназначение. Его копии известнейших итальянских мастеров городского пейзажа (Беллотто, Гварди, Каналетто) принесли ему известность и, главное, материальную независимость, что позволило Ф. Алексееву полностью выразить себя в соответствии с призванием - впечатляюще воспроизвести на своих картинах виды Санкт-Петербурга, Москвы, других российских городов.

Его работы (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794; Вид Казанского собора в Петербурге; Соборная площадь в Московском Кремле; Вид города Николаева, 1799; Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости, 1810; и др.) принесли Ф.Я. Алексееву признание современников как ведущего живописца городского пейзажа. Представленные работы позволяют и нам оценить талант и призвание замечательного русского художника.

Федор Яковлевич Алексеев - первый в русской живописи мастер городского пейзажа. С именем Федора Алексеева в русском искусстве связан образ классического Петербурга. Благодаря этому художнику городской пейзаж сформировался как самостоятельный жанр.

Целью данной работы является творческая жизнь Ф.Я. Алексеева.

Для достижения поставленной цели необходимо выделить ряд задач:

  1. Рассмотреть детство и юность художника.
  2. Охарактеризовать образование живописца.
  3. Выделить творческую жизнь мастера.

1. Юность художника и образование

Ф.Я. Алексеев родился в Санкт-Петербурге в 1753 или 1754 году. Сведений о жизни художника сохранилось немного, до сих пор не установлена точная дата его рождения. Отец будущего пейзажиста, Яков Алексеевич, отставной солдат, служил сторожем при петербургской Академии наук. Первоначальное образование Алексеев как солдатский сын получил в гарнизонной школе. В начале 1767 года, по прошению отца, мальчика приняли в Академию художеств, воспитанником третьего возраста. Некоторое время Алексеев обучался живописи «плодов и цветов» (так в Академии назвали жанр натюрморта). Однако педагоги заметили склонность юноши к изображению видов и архитектурных мотивов и за год до окончания учебы перевели в недавно организованный класс пейзажной живописи 1 .

В 1773 году Алексеев закончил учебу в Академии, получив малую золотую медаль за живописный пейзаж, содержание которого, к сожалению, не известно. Золотая медаль давала право на продолжение художественного образования за границей, на счет Академии. Поскольку станковый пейзаж в то время имел много общего с искусством театральных декораций, Алексеева отправили в Венецию совершенствоваться в области декорационной живописи. В Венеции молодой художник пробыл более трех лет. Первоначально он осваивал приемы создания театральных декораций, обучаясь «черчению перспективы» в мастерских венецианских художников Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспари. Эти мастера являлись представителями уходящего стиля барокко и создавали архитектурные композиции, в которых соседствовали фантастические сооружения разных эпох. Алексеев же стремился заниматься станковой пейзажной живописью, отразившей черты нового стиля – классицизма. Архитектурные и природные виды, исполненные в этом стиле, отличались достоверностью изображения и одновременно продуманной организацией пространства, придающей картинному образу возвышенный, обобщенный характер. Алексеев самовольно покинул своих венецианских учителей и, не дожидаясь разрешения Академии, отправился в Рим, где надеялся освоить новое пейзажное направление.

2. Творчество живописца

Стремление художника к личной и творческой самостоятельности встретило противодействие со стороны резидента Академии в Венеции, маркиза Маруцци, опекавшего русских пенсионеров. Маруцци вынудил Алексеева вернуться в Венецию, но строптивый ученик предпочел занятиям с Моретти и Гаспари самостоятельную работу с натуры. В Венеции Алексеев впервые проявил тяготение к изображению городских «ведут». Его наставниками в этом стали произведения знаменитых венецианских живописцев Антонио Каналетто и Бернардо Беллотто. Копируя их картины, Алексеев осваивал композиционные приемы построения пространства городского пейзажа. Художник в совершенстве овладел классической техникой письма лессировками, позволявшей придать цветовому решению особую прозрачность и глубину. Свой дар живописца Алексеев сумел проявить в копии, исполненной в 1776 году с произведения Каналетто «Архитектурная фантазия». Картина, получившая название «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции» (Государственный Русский музей), предназначалась для Академии художеств и демонстрировала успехи, достигнутые художником в живописи архитектурных «проспектов». Из-за интриг Маруцци, картина прибыла в Петербург с большим опозданием, что весьма повредило дальнейшей карьере художника. Несмотря на очевидные живописные достоинства работы, Алексееву не присудили за нее звание «назначенного» в академики. Первоначальное решение Академии о продлении пенсионерского срока своему питомцу также было отменено, и Алексеев был вынужден вернуться в Петербург летом 1777 года 2 .

В начале 1779 года Алексеев был определен в Дирекцию Императорских театров «живописцем при театральном училище». В формулярном списке, составленном художником в конце жизни, указано, что он находился на службе в Дирекции почти семь лет и «оказал успехи», воспитав одного из первых учеников, пейзажиста В.П. Петрова. Оригинальные работы, исполненные Алексеевым для театра, к сожалению, не сохранились.

Еще одной, важной сферой деятельности художника в 1780-е годы стало копирование произведений западноевропейских пейзажистов, в том числе уже хорошо знакомых ему Каналетто и Беллото. Работы этих художников находились в собрании императорского Эрмитажа. Заказывала копии императрица Екатерина II. Художник с гордостью отмечал, что императрица «…находила великое удовольствие смотреть труды мои и всегда награжден был». Копии, исполненные Алексеевым с видов Венеции Каналетто и видов увеселительного комплекса Цвингер в Дрездене кисти Беллотто, можно назвать творческими интерпретациями оригиналов. Значительно уменьшая размеры и масштаб повторений, Алексеев создавал камерные по характеру произведения, отличающиеся самостоятельным цветовым решением. Колористической самобытностью отличаются и копии, написанные художником с произведений немецкого пейзажиста Я.Ф. Хаккерта – «Вид Катании и Этны» и «Вид Липари и Стромболи». Оригиналы с изображением бухты у подножия вулкана Этна на Сицилии и островов в Средиземном море, приобрел у автора великий князь Павел Петрович. Они являлись яркими образцами современного направления в пейзажной живописи, в котором стремился работать сам Алексеев.

Пройдя длительную школу копирования, Алексеев сумел выработать собственный живописный почерк. Не удивительно, что первые из известных оригинальных пейзажей художника сразу приобрели статус шедевров. В 1793 году Алексеев написал «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (Государственный музей-усадьба «Архангельское»), а через год исполнил парный к нему «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (Государственная Третьяковская галерея). Виды Петербурга явились рубежом в творчестве пейзажиста. Летом 1794 года Алексеев получил звание «назначенного» в академики за написанную в Венеции копию с картины Каналетто, а спустя несколько месяцев, был удостоен звания академика перспективной живописи за «Вид города Санкт-Петербурга по Неве-реке».

Виды Северной столицы начала 1790-х годов складываются в единую панораму Дворцовой набережной от Летнего сада до старого здания Адмиралтейства. В них Алексеев предстал сложившимся мастером городского пейзажа, создав удивительный образ гармоничного города-мечты. Силуэт набережной составляет единое целое с пространством ландшафта. Переливчатость голубовато-серой гаммы тонов создает эффект прозрачности и глубины воздушной и водной стихии, в которую словно погружены здания. Примечательно, что изысканность колорита у Алексеева не всегда являлась результатом применения многослойных лессировок. В пейзаже 1794 года все богатство цвета художник передал в практически единственном красочном слое, благодаря своему уникальному живописному дарованию.

В 1795 году по заданию Академии, Алексеев отправился в путешествие в Малороссию и Крым, «снимать виды» городов, в которых незадолго до этого побывала императрица Екатерина II. Художник побывал в Николаеве, Херсоне, посетил древний Бахчисарай. На основе натурных впечатлений, в конце 1790-х годов, Алексеев написал серию живописных панно с видами этих городов. (Ныне хранятся в Херсонском краеведческом музее, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее) Большие размеры панно свидетельствуют о том, что они предназначались для дворцовых интерьеров. Исполняя заказ, Алексеев применил полученные в Венеции навыки декоратора. Обобщенность манеры письма, плоскостность изображенного пространства, насыщенная цветовая гамма произведений демонстрируют иную грань таланта мастера, художественная манера которого изменялась в зависимости от поставленной перед ним творческой задачи.

В 1800 году, по повелению императора Павла I, Алексеев прибыл в Москву, «для снятия разных видов». Вместе с помощниками из числа академических воспитанников, А. Кунавиным и И. Мошковым, художник провел в первопрестольной столице более года. Москва привлекла пейзажиста средневековыми сооружениями, непривычными для жителя Петербурга. В письме президенту Академии художеств А.С. Строганову Алексеев сообщал: «По усмотрении Москвы я нашел столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с которого вида прежде начать: должно было решиться, и я уже начал первый эскиз площади с церковью Василия Блаженного и зиму употреблю для написания картины». Картина «Красная площадь в Москве» (1801, Государственная Третьяковская галерея) стала наиболее известным полотном кисти мастера. На ней художник представил древние архитектурные памятники – Кремлевскую стену со Спасской башней, собор Покрова, что на Рву, именуемый храмом Василия Блаженного, Лобное место. Пространство площади превратилось в подобие театральной сцены, на которой разворачивается повседневная жизнь москвичей. В картине Алексеев создал не только выразительный архитектурный образ города, но и показал разнообразие и пестроту московской жизни 3 .

Под руководством Алексеева, его ученики создали множество акварельных рисунков, запечатлевших облик «допожарной» Москвы. Большинство изображенных на них сооружений – храмы и монастыри, царские терема и триумфальные ворота – погибли во время Отечественной войны 1812 года, другие были разрушены позднее. Рисунки вошли в так называемый «портфель» московских видов, ставший основой для создания живописных произведений. Написанные Алексеевым в 1800-е – 1810-е годы картины «Соборная площадь в Московском кремле», «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (Государственная Третьяковская галерея), и другие, уже для современников Алексеева приобрели характер исторических документов. Одним из самых ярких художественных образов Москвы, созданных Алексеевым, стал «Вид Московского кремля и Каменного моста» (Государственный Исторический музей). Он был гравирован С.Ф. Галактионовым, украшал многие иллюстрированные издания и даже фарфоровые изделия того времени.

В 1800-е годы Алексеев вновь обратился к изображению своего родного города, Петербурга. В картинах «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810, Государственная Третьяковская галерея), «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса» (1810-е, Государственный Русский музей) главными героями стали новые архитектурные сооружения столицы, возведенные в начале XIX века. Сложностью и динамичностью построения отличается вид на Биржу, венчающую стрелку Васильевского острова. Художник избрал точку зрения, которую современники назвали «счастливой». Она позволила запечатлеть в едином пространстве великолепные здания, олицетворявшие мощь и процветание молодого города. Архитектурный «проспект» превратился в изображение городской среды, полной шума и движения. Важную роль в петербургских видах начала XIX века играют сценки из жизни городских обитателей, наполняя образы обаянием и человеческой теплотой.

Огромный вклад в развитие пейзажного жанра Алексеев внес как педагог. В 1802 году пейзажист был удостоен звания профессора и произведен в Советники Академии художеств. С 1803 года до самой смерти он возглавлял класс перспективной живописи. Некоторые из воспитанников Алексеева работали в его мастерской, помогая ему исполнять многочисленные заказы на московские и петербургские виды, особенно в последние годы, когда сам мастер тяжело болел. Одним из лучших учеников Алексеева стал М.Н. Воробьев, возглавивший после смерти учителя отечественную пейзажную школу. Умер Ф.Я. Алексеев 11(23 ноября – по новому стилю) 1824 года в Петербурге.

3.История написания и анализ произведения Ф.Я.Алексеев. Красная площадь в Москве.

25 июля 1800 года Совет Санкт-петербургской Императорской Академии художеств в соответствии с повелением Павла I направил академика живописи Ф.Я. Алексеева «для снятия разных видов» в Москву. Здесь он работал до 1802 года. За полтора года художник написал целый ряд пейзажей, которые позволяют представить себе, как выглядела первопрестольная столица России на рубеже XVIII–XIX столетий. В письме президенту Академии художеств А.С. Строганову Алексеев писал: «По осмотру Москвы я нашел столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с которого вида прежде начать; должно было решиться, и я уже начал первый эскиз с площади с церковью Василия Блаженного и зиму употреблю для писания картины».

В своей картине Ф.Я. Алексеев не просто перечисляет многочисленные и разнообразные постройки древней столицы, но, как и было свойственно его пониманию пейзажной картины, пытается создать целостный, единый образ города. В центре Красной площади изображен Покровский собор (храм Василия Блаженного). Перед ним – Лобное место, с которого в древней Руси оглашались царские указы и другие важнейшие сообщения. Правую часть картины замыкают Кремлевская стена и Спасская башня. Справа от башни, за стеной, поднимаются главы Вознесенского монастыря, слева виден шатер Царской башни. Величественные памятники средневековой московской архитектуры – главные «герои» пейзажа. Они составляют уравновешенную, гармоничную композицию, уподобляя пространство картины грандиозной театральной сцене. Солнечный свет, льющийся слева, окрашивает весь пейзаж в теплые, золотистые тона.

Художник, создавший себе имя новым жанром в российском искусстве - жанром городского пейзажа. Удивительный талант и общий стиль его картин являют собой один из лучших в мировой живописи. Имя удивительного художника - Алексеев Федор Яковлевич.

Биография

Родился Алексеев Федор Яковлевич в 1754 году (точная дата рождения отсутствует в исторических источниках) в бедной семье. В 1766 его отец обратился с прошением о зачислении сына в Академию художеств, и его просьба была исполнена. Федор Алексеев начинает свое обучение в классе живописи цветов и плодов, после которого его переводят в класс пейзажа, и в 1773 году он успешно оканчивает Академию. За лучшее написание программного пейзажа ему вручают золотую медаль. Продолжать обучение талантливого юношу отправляют в Венецию для специализации в декоративной живописи. Это специальный вид написания декораций для театра. Во время учебы Федор Алексеев, помимо основного занятия, увлеченно занимается изучением венецианских художников, изображающих пейзаж, таких как Канале, Гварди, гравюры Пиранези, который на тот момент жил в Риме. Но своей тягой к новым знаниям художник вызывает на себя недовольство академического начальства.

Дорога в искусство

После окончания своей специализации в Венеции художник Федор Алексеев возвращается в Санкт-Петербург и устраивается работать живописцем в училище театра. Приблизительные даты этого периода его жизни - 1779-1786 гг. Из-за увлечения пейзажами, помимо театральных декораций, Федора Алексеева встретили на Родине довольно прохладно и отказали в дальнейшем обучении для получения звания академика. Но художник ставит себе цель показать Академии, на что он способен, и вместе с этой работой художник совмещает копирование пейзажей Каналетто, Беллотто, Робера и Берне в открывшемся Эрмитаже.

Благодаря успешной работе в Эрмитаже, он оставляет службу в училище. Его творческое воспроизведение оригиналов настолько красиво повторило их живописную систему, что работы снискали большой успех. Успешная деятельность принесла Федору Алексееву славу, прозвище "российский Каналетто", за что Академия дает художнику возможность самостоятельного написания своих картин. Конечно же, ими стали пейзажи.

Оригинальность работ художника Федора Алексеева

Доказав свою способность рисовать самостоятельно, художник пишет ряд известных картин с видами Санкт-Петербурга. Одни из самых значимых: "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793 год) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794 год).

Используя знания, которые приобрел в Венеции, Федор Алексеев создает свой образ торжественного и вместе с этим живого города. При этом в своих картинах он сохраняет важные в XVIII веке законы классицизма и соединяет идеальное и реальное. За труды в 1794 году художнику Федору Алексееву дают звание академика перспективной живописи.

Творческий путь

После получения почетного звания Федор Алексеев получает задание нарисовать те места, где в 1787 г. была императрица Екатерина II. Художник воссоздает на своих полотнах красоту таких южных городов, как Николаев, Херсон, Бахчисарай.

А в 1800 г. сам император Павел I поручает Федору Алексееву написать Москву. За то время, которое художник провел в этом городе (чуть больше года), он привозит несколько картин и большое число акварелей, на которых изображены виды московских улиц, монастыри, предместья. Но самое главное - неповторимые изображения Кремля. Среди них получили наибольшую популярность "Красная площадь в Москве" и "Боярская площадка, или Постельное крыльцо и Храм Христа Спасителя за золотой решеткой в Московском Кремле".

Московские работы настолько выделяются своей точностью и документальностью, что привлекают к художнику новых покупателей картин. Среди них и известные люди, и члены императорской семьи.

Известность художника как пейзажиста

С 1800-х гг. Федор Яковлевич становится руководителем класса перспективной живописи в Академии Художеств и снова рисует на свою любимую тему - Санкт-Петербург. В то же время художник много путешествует по России и запечатлевает виды провинциальных городов.

В его картинах появляется больше жизни, кажется, что сейчас изображения оживут. Они становятся похожи на документальные исторические снимки. Все больше художник изображает людей. Они выходят на передний план полотен с дворцами, набережными и улицами. Люди с их повседневными делами, повозки, рабочие. Детали написаны еще отчетливее, тяжелее, цветовая гамма выглядит теплее, и живопись приобретает особую насыщенность. К работам того времени относятся "Вид Казанского собора в Петербурге", "«Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова" и другие. В теплой гамме, с тонкой прорисовкой мельчайших деталей.

Картины Федора Алексеева отличаются особым "теплым" светом и движением. Небо приобретает нежный лазурный оттенок, а облака - розоватость закатного солнца.

Последние годы жизни художника

Никто не вечен, и со временем слава Алексеева Федора Яковлевича начинает угасать, и публика его забывает. Знаменитый пейзажист умирает в 1824 году в большой бедности. После него остаются жена и дети, и Академия художеств выделяет материальную помощь для организации похорон и для дальнейшего существования семьи.

Несмотря на печальный конец своей жизни, художник Алексеев Федор Яковлевич - один из известнейших творцов жанра городского пейзажа. К его картинам выстраиваются очереди в Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Русском музее. Его работы изучаются в учебных заведениях. Его помнят, и в мире живописи его имя высоко ценится, а биография Федора Алексеева - как пример того, что нужно идти за своим призванием, несмотря ни на что.

Алексеев Федор ЯковлевичФедор Яковлевич Алексеев — замечательный живописец, основоположник русской пейзажной живописи, в частности, городского пейзажа.

Родился художник в 1753 году (более точная дата его рождения не известна) и был сыном сторожа Академии наук. С 1766 по 1973 годы обучался в Академии Художеств в классе под названием "живопись цветов и плодов", а затем перешел на пейзажное отделение. В 1773 году, получив золотую медаль за программную работу, был отправлен в Венецию, где и провел три года в занятиях живописью для театральных оформлений, хотя они были ему не по душе.

Увлечение Алексеева фантастическим гравюрами Пиранези не было одобрено начальством Художественной Академии, поэтому по возвращении домой его ждал сухой, сдержанный прием. Никаких программ на получение академического звания ему предложено не было. Напротив, его просто вынудили согласиться на должность театрального декоратора, в которой он и проработал с 1779 по 1786 годы. Оставить нелюбимую работу Алексееву удалось благодаря отличному копированию пейзажей Ж. Берне, Г. Робера и Б. Белотто из коллекции Эрмитажа. Его копии, искусно воспроизводящие живописную атмосферу подлинников, получили неимоверный успех. Благодаря этим работам, художник Алексеев Федор Яковлевич обрел возможность заниматься написанием оригинальных пейзажей.



Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста

В своих пейзажах, художник создает совершенный, возвышенный и в месте с тем очень живой образ величественного, большого и ни с чем не сравнимого в своей изысканности города. Идеальность в его работах тесно переплетена с реальностью и находится с ней в полной гармонии.

Соборная площадь Московского кремля

В 1794 году картины Алексеева Федора Яковлевича принесли своему создателю звание академика живописи.



Через год художника отправляют в Крым и Новороссию для того, чтобы запечатлеть места, в которых в 1787 году побывала императрица Екатерина ІІ.



Художник создает замечательные пейзажи Бахчисарая, Херсона, Николаева.



В 1800 году по заданию императора Павла І, Алексеев создает целый ряд московских пейзажей.



Художник глубоко увлекся древней русской архитектурой и привез из Москвы, пробыв там более года, не только серию картин, но и множество акварельных работ с видами московских предместий, монастырей, улиц, а главным образом разнообразных видов Кремля.



Эти работы произвели большое впечатление на ряд влиятельных особ и представителей императорского дома, которые стали заказчиками Алексеева.



«Боярская площадка или постельное крыльцо и храм "Спаса за Золотой решеткой" в Московском Кремле»




Немного позже, художник возвращается в своем творчестве к горячо любимой им теме Петербурга.



Но тема его произведений теперь сменилась — художника больше стали интересовать обычные люди: их мир и жизнь на фоне роскоши дворцов и величественной Невы.



Основными персонажами, занимающими передний план картин, стали горожане с их каждодневными заботами.



В картинах появилось больше объема, отчетливости, их колорит стал намного теплее.



В число этих работ входят "Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости", "Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса" и другие произведения.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры