Полковнику никто не пишет — Маркес Габриэль. Габриэль Гарсия Маркес «Полковнику никто не пишет

Главная / Ссоры

Доброго времени суток, Татьяна!

Сейчас мы поговорим о знаменитом произведении Габриэля Гарсиа Маркеса "Полковнику никто не пишет", увидевшем свет в 1961 году.

Главным героем повести является семидесятипятилетний полковник, который после войны потерял сына, погибшего за распространение революционных идей, полностью обнищал, абсолютно потерял здоровье. Единственное, что у него осталось, - это петух, которого на протяжении всей повести он кормит и готовит к боям, надеясь за него получить достаточно денег для проживания.

Для того чтобы прожить, полковник с женой не надеются на пенсию, хотя каждую пятницу герой выходит встречать в порту корабль с почтой в надежде увидеть письмо, сулящее ему военную пенсию.

Пожилая пара раз за разом продает свои вещи: швейную машинку, часы. Они не пытаются показать роскошную жизнь и просто довольствоваться малым, они сводят концы с концами: "Теперь настал его черед заниматься хозяйством - сводить концы с концами. Часто приходилось стискивать зубы и выпрашивать кредит в соседних лавочках". Занятие хозяйством превращается из "экономики" в своем прямом значении в "экономию", причем на уровне страны. Время от времени жена настаивает на продаже петуха, хотя сама того не хочет, ведь петух - это единственное, что осталось от их сына и единственного кормильца в семье. Жена постоянно обвиняет полковника в его неуклюжести и неумении доказывать и получать свое: ее постоянные приступы астмы не мешают ей следить за хозяйством и пытаться обеспечить семью по минимуму обедом, который зачастую состоит из маиса (которым они кормят петуха).

Образ нищеты - это не только образ отдельной семьи, терпящей лишения, это также и образ всей Колумбии, замученной переворотами, нестабильностью в политике и экономике. Абсолютное хладнокровие со стороны правящей элиты по отношению к социальному вопросу погружают всю страну в голод и преследования, а "героям" остается жить надеждой. По аналогии с другими странами Латинской Америки, Колумбию не обошел стороной диктаторский режим, и диктатором стал Густаво Рохас Пинилья (1953 - 1957 гг.): в обстановке Ла Виоленсии - вооруженного конфликта в Колумбии - он осуществил военный переворот и стал президентом. Проводил политику под впечатлением происходивших в то же время действий в Бразилии и Аргентине. Начал преследовать либеральную и консервативную партии, запретил коммунистическую партию, проводил карательные операции против прокоммунистически ориентированных крестьянских районов, ввёл жёсткую цензуру СМИ.

В повести не только отражается голодная и нищенская жизнь Колумбии, есть и другая сторона: могущественные, властные и богатые. Например, такие, как кум полковника, который во время бедственного положения хотел купить того самого петуха у полковника и его жены за девятьсот песо, но память о сыне настолько сильна, что даже за такую большую сумму они отказываются распроститься с петухом. Кум хоть и старается помочь полковнику, но делает это с неохотой, постоянно его избегая, хотя и заботится о нем, например, когда они оба приходят на похороны друга Августина. Эта сплоченность также свойственна народу Латинской Америки: по своей природе люди склонны защищаться от внешних воздействий, будь то угроза от другой страны или диктаторская власть.

Образ жизни правящей верхушки, отделенной от бедных людей, сводится в одной сцене: когда проходят похороны друга Августина, его тело несут над полицейским участком, что по законам было абсолютно запрещено: " стоял алькальд. Он был в трусах и фланелевой рубахе, небритый, с опухшим лицом. Музыканты прервали похоронный марш - Говорит, нельзя проносить покойника мимо полицейской казармы - Но ведь это не бунт. - Мы просто хороним бедного музыканта". Люди, что-то значащие в этой системе, отводили таким, как полковник, роль отбросов общества, которым даже нельзя проносить труп "бедного музыканта" мимо полицейской казармы. А алькальд, небритый, в трусах и фланелевой рубашке, что само по себе уже выражает его презрительное отношение к нищим, вышел не посмотреть на процессию, а показать свое негодование из-за "развлечения для бедных". "Сорт" людей определялся положением во властной структуре, что как раз и предусматривает диктатура. И данное утверждение нельзя отнести к определенному городу или улице - оно является общим как для страны, так и для мира в целом.

Невозможность изменить ситуацию и усталость от всех безуспешных попыток что-то изменить приводит к тому, что в финале полковник уже не пытается быть таким оптимистичным, как на протяжении всей повести: он постиг всю правду о реальности, которая его окружает: сын умер, жена серьезно больна, он не нужен своей стране. Это не история про личность. Это история про страну, которая кипит и ревет в котле, который заварила сама в себе.

С наилучшими пожеланиями, Юлия.

Внешне ее сюжетная канва незатейлива – всего лишь сменилась в латиноамериканской стране в очередной раз власть, очередные столичные коррупционеры в который раз наживают состояния – а герой давно пролетевшей гражданской войны, престарелый полковник в отставке, влачит в маленьком провинциальном городке полунищенское существование…

Но его история, история маленького человека, в одиночку отстаивающего свое достоинство, становится историей преодоления одиночества, произвола и абсурда, царящих в мире.

Габриэль Гарсиа Маркес

Полковнику никто не пишет

Полковник открыл жестяную банку и обнаружил, что кофе осталось не больше чайной ложечки. Он снял с огня котелок, выплеснул половину воды на земляной пол и принялся скоблить банку, вытряхивая в котелок последние крупинки кофе, смешанные с хлопьями ржавчины.

Пока кофе варился, полковник с видом доверчивого ожидания сидел около печки и прислушивался к себе. Ему казалось, что его внутренности прорастают ядовитыми грибами и водорослями. Стояло октябрьское утро. Одно из тех, что трудно пережить даже такому человеку, как полковник, а ведь сколько он их пережил! Вот уже пятьдесят шесть лет – столько прошло после гражданской войны – полковник только и делал, что ждал. И октябрь был в числе того немногого, чего он дождался.

Жена полковника, увидев, что он входит в спальню с кофе, подняла москитную сетку. Этой ночью ее мучил приступ астмы, и теперь она была в сонном оцепенении. И все же приподнялась, чтобы взять чашку.

– Я уже пил, – солгал полковник. – Там оставалась еще целая столовая ложка.

В этот момент раздались удары колокола. Полковник вспомнил о похоронах. Пока его жена пила кофе, он отцепил гамак, в котором спал, скатал его и спрятал за дверью.

– Он родился в двадцать втором году, – сказала женщина, думая о покойнике. – Ровно через месяц после нашего сына. Шестого апреля.

Она дышала тяжело, прерывисто, отпивая кофе маленькими глотками в паузах между глубокими вздохами. Ее тело с тонкими, хрупкими костями давно утратило гибкость. Затрудненное дыхание не позволяло ей повышать голос, и потому все вопросы звучали как утверждение. Допив кофе, она все еще думала о покойнике.

– Ужасно, когда тебя хоронят в октябре, правда? – сказала она.

Но муж не обратил внимания на ее слова. Он открыл окно. Во дворе уже хозяйничал октябрь. Разглядывая сочную густую зелень, следы дождевых червей на мокрой земле, полковник вновь всеми внутренностями ощутил его мокрую пагубность.

– У меня даже кости отсырели, – сказал он.

– Зима, – ответила жена. – С тех пор, как начались дожди, я твержу тебе, чтобы ты спал в носках.

– Я и сплю в носках уже целую неделю.

Шел мелкий, докучливый дождь. Полковник был бы не прочь завернуться в шерстяное одеяло и снова улечься в гамак. Но надтреснутая бронза колоколов настойчиво напоминала о похоронах.

– Да, октябрь, – прошептал он, отходя от окна. И только тут вспомнил о петухе, привязанном к ножке кровати. Это был бойцовый петух.

Полковник отнес чашку на кухню и завел в зале стенные часы в футляре из резного дерева. В отличие от спальни, слишком тесной для астматика, зал был широким, с четырьмя плетеными качалками вокруг покрытого скатертью стола, на котором красовался гипсовый кот. На стене, напротив часов, висела картина – женщина в белом тюле сидела в лодке, окруженная амурами и розами.

Когда он кончил заводить часы, было двадцать минут седьмого. Он отнес петуха на кухню, привязал его у очага, сменил в миске воду, насыпал пригоршню маиса. Через дыру в изгороди пролезли несколько ребятишек – они сели вокруг петуха и принялись молча его рассматривать.

– Хватит смотреть, – сказал полковник. – Петухи портятся, если их долго разглядывать.

Дети не пошевелились. Один из них заиграл на губной гармонике модную песенку.

– Сегодня играть нельзя, – сказал полковник. – В городе покойник.

Мальчик спрятал гармонику в карман, а полковник пошел в комнату переодеться к похоронам.

Из-за приступа астмы жена не выгладила ему белый костюм, и полковнику не оставалось ничего другого, как надеть черный суконный, который после женитьбы он носил лишь в исключительных случаях. Он с трудом отыскал костюм на дне сундука, где тот лежал, завернутый в газеты и пересыпанный нафталином. Жена, вытянувшись на кровати, продолжала думать о покойнике.

– Сейчас он наверняка уже встретился с Агустином, – сказала она. – Только бы не рассказывал Агустину, как нам пришлось после его смерти.

– Должно быть, спорят там о петухах, – предположил полковник.

Он нашел в сундуке огромный старый зонт. Жена выиграла его в лотерею, проводившуюся в пользу партии, к которой принадлежал полковник. В тот вечер они были на спектакле; спектакль шел под открытым небом, и его не прервали даже из-за дождя. Полковник, его жена и Агустин – ему тогда было восемь лет – укрылись под зонтом и досидели до самого конца. Теперь Агустина нет в живых, а белую атласную подкладку зонта съела моль.

Полковнику никто не пишет. Сто лет одиночества

Описание: Повесть «Полковнику никто не пишет» отмечена несомненным влиянием Хемингуэя, о чем Маркес сам неоднократно говорил, но сказался и репортерский опыт автора. Стилистически произведение отличает удивительный лаконизм, «снайперская точность языка», ощущение ёмкости и многомерности слова. Добиваясь художественной и психологической убедительности повествования, Маркес переписывал повесть 11 раз. Время действия - 1956 г., место действия - безымянный городок, но в снах и воспоминаниях главного героя - полковника, участника гражданской войны, живет другой город - Макондо, откуда он приехал много лет назад. Именно с Макондо входит в повествование историческое время, в котором сплавлены воедино реальные и легендарные события. «Полковнику никто не пишет» - повесть об одиночестве и о стоическом противостоянии человека абсурдности бытия, нищете, голоду и немощи, бюрократическому равнодушию, о непоколебимой вере человека в торжество справедливости.
Продолжительность: 02:50:39

«Сто лет одиночества» — лучший роман Гарсиа Маркеса, переведенный на языки большинства стран мира и вошедший в сокровищницу мировой литературы.
Эту захватывающую историю четырех поколений семьи Буэндиа называют книгой человеческой жизни и энциклопедией человеческой любви.
Шедевр великого латиноамериканского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса. Роман содержит аллюзии на произведения Карлоса Фуэнтеса, Хулио Кортасара, Алехо Карпентьера. Страсть, тщеславие, инцест, чревоугодие — это только малая толика пороков семьи Буэндиа.
Чем отличается безудержная жестокость Аурелиано Буэндиа, от фанатичных безумств Хосе Аркадио Буэндиа или обжорства Аурелиано Второго. Ничем.
Они рождались одинокими и не стали полезны даже самим себе. Одиночество длиной в сто лет. Трудолюбие и память — вот черты, которыми не были наделены отпрыски Буэндиа на протяжении нескольких поколений. Прочитав роман, я заинтересовался историей Колумбии. Оказалось, сплошные войны — антиколониальные, гражданские (тысячедневная и Ла Виоленсия), нашествие банановых компаний США, которые поддерживали террор партизан и повстанцев, партизанские войны, подавления восстаний, тоталитаризм, нарковойны конца 20 века. Такого ни одной стране не пожелаешь. Маркес показался как журналист жестким и ироничным. Он пронизал историю страны магическими знаками, связал с культурой, фольклором и библейским сюжетом о Вавилоне. Весь 20 век сплошь войны. Как не быть одиноким и не пожелать любви и счастья, пусть запретной, всепоглощающей, но все же любви. Роман труднописуем. Многоплановый эпос. Фигура Мелькиадеса — это Эго самого рассказчика. Он присутствовал при рождении легенды о Макондо и предсказал крах семьи и всего города. Время в романе подвержено постоянной циркуляции, история, описанная в учебниках, — ложь. А где правда? Каждый сам ответит на это вопрос, ибо ответа нет. Люди, оторванные от остального мира, и соседей обречены на гибель.
Продолжительность: 20:37:46

Книгу "Полковнику никто не пишет. Сто лет одиночества" и другие аудиокниги Вы можете слушать онлайн на Вашем компьютере, планшете и мобильном телефоне на сайте AbookRU.info .

Почему полковнику никто не пишет?

В 1982 году Нобелевскую премию по литературе получает скромный колумбийский писатель, с формулировкой «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». Латиноамериканская литература стала такой же популярной, как Кубинская революция. Если вдруг вам захочется понять латиноамериканскую политическую систему, то в соответствии с советом Субкоманданте Маркоса, вам следует взять и прочесть «Гамлета», «Дон Кихота» и «Макбета». Если вам нужна краткая история - читайте «Сто лет одиночества».

Маркес родился в небольшом городке Аркатаке, именно он просвечивает сквозь стены нововозведенного волшебного Макондо. Маленький колумбийский город, где мальчик воспитывался в доме бабки и деда до того времени, как пойдет в школу. Именно дед Маркеса, Николас, ходил на почту каждую пятницу, именно он дожидался пенсии как ветеран гражданской войны 1899–1903 года. Именно его бабушка Транкилина - это та женщина-ураган, на которой держится дом рода Буэндия и не только этот дом, и не только она одна. Она приходилась мужу двоюродной сестрой.

Габриэль, он же Габо, был старшим из шестнадцати детей страстно любивших друг друга родителей. Детство его прошло вполне себе спокойно, пятнадцать братьев и сестер не загнали его на завод или что-то в этом роде. Он отучился, получил приличное образование. Он начинал как газетчик, писал передовицы, репортажи, кинокритику, забросив свое юридическое образование. В 1955 году с очередной журналистской миссией он отправляется в Европу, а в это время на родине происходит переворот. Маркес остается в Париже, к тому же, новоиспеченный диктатор все равно закрывает его газету. Там он и создаст «Полковнику никто не пишет». Повесть, которая увидит свет в 1961 году фактически была написана в 1956-м.

Он женится в 30 лет, и в это же время начинает осознавать, что писательская деятельность гораздо важнее, чем зарабатывание денег.

Магический реализм - это великолепная составляющая латиноамериканского сознания и литературы. Может быть, именно это заставляло людей ввязываться в новые войны, слепо веря в силу провидения. Сам Маркес всегда считал, что «Полковнику никто не пишет» произведение гораздо более сильное, чем эти ваши «Сто лет…». Но, к сожалению, повесть, написанную на семь лет раньше никто не читал, а эпический роман об истории рода и маленького мира, присыпанного блестками бытового волшебства все проглотили с удовольствием. Что ж, люди всегда будут любить сказки и мороженое.

А «Полковнику…» - произведение сугубо реалистическое. Магия отсутствует на этой земле, ее нет даже в сознании людей. Они не рассчитывают на волшебное явление небес, они не рассчитывают на волшебное явление государственной помощи. Они тихо накапливают злость, доходя до точки, когда у одного из них хватит сил на новую войну. Если честно, на мой взгляд, все книги Маркеса пропитаны сквозь одним мотивом: мотивом одного лидера, сильной личности, способной просто повести за собой на смерть. Таким был Аурелиано Буэндия. Таким должен был стать сын полковника. Но его убили.

Убили подло и предательски - выстрелив в затылок. Он умирает слишком молодым, но на земле остается память о нем. Память его соратников поддерживает Полковника в минуты крайнего отчаяния.

Хороший полководец должен умереть в собственной постели. Полковнику, давно отошедшему от войны приписывают функции последнего оплота справедливости и пролитой крови, пролитой не зря.

В повести все держит эмоциональное напряжение, высасывающая тоска, недосказанность и борьба человеческой души, которая жива до тех пор, пока держит себя, пока сама себя уважает, пока она не унижена и не растоптана. Маркес не силен в эмоциональных описаниях и оттенках, но дьявол, как говорится, в мелочах. В мелких деталях мы понимаем, как быстро мир вокруг осыпается. Продана швейная машинка, старые часы уже даже никто не возьмет в залог. Стерты ботинки полковника, он ходит в тех, в которых выходил на свадьбу. Представьте, как будет выглядеть женщина, вышедшая от бедности в последнем платье, что не истерлось - в подвенечном.

- Это сахар, но без сахара.

- Понятно, - сказал полковник и почувствовал во рту печально-сладковатый привкус - Как колокольный звон, но без колоколов.

Полковника ежедневно перемалывают обстоятельства, его перемалывает мелкая буржуазия и банальный голод. За время, описываемое в книге, полковника бьет каждый день, он ни на что не надеется и решение не является к нему с небес само по себе. Ни разу с ним не происходит ничего хорошего. Ничего хорошего вообще не происходит. Ни хорошего, ни плохого: город застыл в этой смене недель, как в дне сурка. Только боль с каждым днем усиливается. Но он продолжает ждать. Потому что вера - это все, что осталось у полковника. Вера, достоинство и боевой петух сына.

В «Полковнику…» мы оказываемся в странное время. Это момент перемирия, когда полковник Аурелиано Буэндия подписал мирный договор и сдал оружие. В момент подписания договора в палатку входит молодой человек с мулом, идущем на последнем дыхании, нагруженном золотом. Этот молодой человек и есть наш герой. Он ушел на баррикады, после уроков, сбежав из школы. Он стал воевать за будущее своей страны, которое, весьма смутно осознавал. В 20 лет он уже был полковником. А после этого не было ничего.

Даже Вася Тёркин на том свете успел еще похулиганить - это сравнение здесь потому что Теркин точно так же, после окончания военных действий столкнулся с по-настоящему страшным и опасным врагом - с бюрократической машиной. И если на том свете как-то уже в принципе не важно, и вообще-то понятно за что, то полковник не понимает, за что ему приходится страдать.

Ему назначена пенсия как участнику и герою военных действий. Пенсию откладывали, пересматривали, пересылали, поставили в очередь. №1823. И уже прошло шесть лет, а очередь все еще не дошла, а в общем счете уже пятнадцать. Срабатывает лишь упорство.

Городок здесь совершенно не волшебный. Он настолько материальный, насколько можно. Мы не видим полной картины происходящего, но понимаем, что поселение затаилось, стиснув зубы, ждет чего-то. Сын полковника убит. Убит за связи с партизанами, но это тоже не озвучивается: это просто и так всем понятно.

Я уже по горло сыта и смирением и достоинством.

Жена Полковника умирает. Она медленно гаснет, мучимая астмой, но мы понимаем, что она переживет их всех. Как и Урсула во «Сто лет одиночества», жена полковника - движущая сила, женщины Маркеса все обладают огромной силой, они прагматичны, величественны, они могут все, я задаюсь вопросом, зачем они вообще выходят замуж?

Она верная боевая подруга, которая не упрекает, но задает те вопросы, которые задает мать. Она ставит горшок с камнями на печь, чтобы соседи не догадались, что они ничего не готовят уже несколько дней. Потому что в доме нет ничего. Совершенно ничего. Представь, что все твое имущество - это старинные часы с боем и дурацкая картина, которая даже тебе не нравится.

И им стыдно.

Стыд есть основа язычества, ее регулятор. Маленькое, традиционное поселение, где сильна вера в предков и землю, духи приходят по ночам, а в крови ремесленников течет кровь волшебников. И этот прекрасный традиционный мир начинает строить демократию.

Дело в том, что ни слово «выборы», ни слово «демократия» не работают. Выборы меняются, меняются безликие безымянные правительства, которые далеки от своего народа. Вообще ничего не работает. Только почта, да и то не в нашу пользу.

Но все это проходит мимо.

Находясь в тотальной, многолетней нищете, потеряв единственного сына, полковник и его жена не теряют ярости духа, сила их характера в их борьбе. Они замкнуты в своем одиночестве и даже под крышей дома они продолжают свое противостояние: вместе против мира, по одиночке друг против друга. Ежедневно они решают судьбу петуха.

Боевой петух и петушиные бои - тема, идущая параллельно с письмом. Как упрямо верит в то, что письмо придет, также он уверен в том, что петух победит в грядущих боях. Петушиные бои - почти национальная идея.

Петух - это символ того, что полковник не сдался. Полковник же символ для всего народа Макондо. Они терпят поражение каждый день, город захвачен мелкобуржуазными лавочниками, а люди голодают. Но если полковник не сдастся, значит есть еще за что бороться. Ведь на самом деле, бьются не петухи: бьются люди.

За это время было пять войн и 17 государственных переворотов, как будто из преисподней возник диктатор, который, прикрываясь именем Бога, совершил первый в современную эпоху геноцид в Латинской Америке. А между тем, 20 миллионов латиноамериканских детей умирали, не дожив до двухлетнего возраста.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры