Последняя дочь последнего императора? "Бастарды: два сына Матильды Кшесинской от Николая II" То есть она все это давно знает.

Главная / Ссоры

У Матильды Кшесинской и Николая II, как известно, был роман. А, возможно, и общие дети… В 1959 году 90-летняя Кшесинская написала из Франции письмо родственнику – молодому инженеру Юрию Севенарду, в котором умоляла о встрече – чтобы сообщить ему нечто очень важное. Но встреча не состоялась.

Об истории любви наследника российского престола Николая Александровича Романова и молодой талантливой балерины Матильды Феликсовны Кшесинской в последнее десятилетие написано немало. Принято считать, что роман завершился незадолго до официального бракосочетания Цесаревича. «Жениться по любви не может ни один, ни один король», в конце XIX века строгие правила династических браков в Российской Империи соблюдались неукоснительно.

Однако есть немало свидетельств того, что уже после женитьбы и коронации Николай II неоднократно встречался с балериной. Кшесинская пользовалась несомненной и энергичной поддержкой самодержца. Николай явно принял ее сторону в конфликте с директором императорских театров князем С. М. Волконским, в результате чего тот был вынужден уволиться с государственной службы.

«Примабалеринаассолюта» пользовалась глубоким уважением и почтением со стороны многих великих князей, близких родственников царя. А после брака старшей сестры Юлии Кшесинской, вышедшей замуж за адъютанта Николая II барона А. Л.Зедделера, Матильда получила беспрепятственную возможность напрямую обращаться к императору в любое время, и он к ней.

Тайна Константиновского дворца

Дача Матильды Кшесинской и императорский Константиновский дворец в Стрельне соседствовали и были разделены лишь небольшим каналом. В настоящее время территория дачи балерины и дворцовый парк вместе с дворцом составляют государственный комплекс Константиновский дворец, в котором размещались главы государств, приглашенные на празднование 300-летия нашего города.

Известно, что император бывал в Константиновском дворце одновременно с пребыванием Матильды Кшесинской на своей даче. Могли ли не встречаться люди, некогда так горячо любившие друг друга? Вот как описывает один из эпизодов балерина в своих мемуарах: «Ники через великого князя Сергея Михайловича дал мне знать, что в такой-то день, в таком-то часу будет проезжать верхом вместе с императрицей мимо моей дачи. Он просил, чтобы в это время я была в саду. Я выбрала скамейку, которую нельзя было не заметить со стороны дороги. В назначенный день и час Ники проследовал с императрицей мимо моей дачи и, разумеется, прекрасно меня видел. Они двигались не спеша, и я отвесила им низкий поклон, который был любезно принят. Этот случай свидетельствует о том, что Ники отнюдь не скрывал своего отношения ко мне, если открыто выразил свою симпатию, да еще в такой утонченной форме. Я продолжала его любить».

В сентябре 1910 года император проживал в Константиновском дворце без семьи. Матильда Кшесинская всю осень 1910 года и зиму 1911 года в основном провела на даче в Стрельне, редко появляясь в столице.

А весной и летом (до июля 1911 года) Матильда Кшесинская вообще исчезает из поля зрения светского общества Санкт-Петербурга. В это время она жила в имении род-ственников своей подруги Симы Астафьевой в Старицком уезде Тверской губернии. Имение принадлежало дворянам Севенардам, именно тогда в первый раз пересеклись пути двух фамилий: Кшесинских и Севенардов.

Здесь же жил ее брат И.Ф. Кшесинский, незадолго до того покинувший должность преподавателя театрального училища, со своей мо-лодой женой. Они провели в имении Севенардов все лето и осень 1911 года и возвратились в Санкт-Петербург лишь в ноябре с девочкой Целиной, которая в метриках значится, как родившаяся в октябре, хотя молодоженов наблюдали с маленьким ребенком почти все лето.

«Я продолжала его любить»

А Матильда Кшесинская уже в июле 1911 года возвращается в столицу, где появляется практически на всех публичных мероприятиях. Апогеем ее бурной деятельности является триумфальное выступление в «Русских сезонах» в Лондоне в октябре ноябре 1911 года, когда сам Вацлав Нижинский партнер Матильды Кшесинской, устроил сцену ревности С. П. Дягилеву и рвал от злости на себе костюм, поскольку лондонцы партнершу принимали восторженней, чем его.

А вот как вспоминала эта незаурядная женщина один из красносельских спектаклей в июле 1912 года: «Когда я выходила на сцену, мое сердце прыгало, и я знала, что буду иметь успех, и была бесконечно счастлива танцевать перед Государем. Когда после окончания «Русской» меня стали вызывать, моему счастью и радости не было пределов.

После спектакля, когда Ники отъезжал от театра, он смотрел в окно моей уборной, где я стояла, как стояла двадцать лет тому назад молоденькой девочкой, а он царевичем теперь император самой могущественной страны мира...».

Сценическая жизнь оставляла мало свободного времени, но судьба маленькой Целины, официально считавшейся дочерью брата, находилась под пристальным вниманием Матильды Кшесинской. В особняке на Кронверкском проспекте и на даче в Стрельне девочка чувствует себя как дома, поскольку Матильда Феликсовна не делает различия между ней и сыном Володей. Все праздники и торжества отмечаются только вместе, а брат балерины с женой и маленькой Целиной почти непрерывно живут на даче в Стрельне. На случайно найденных уникаль-ных пленках 1914 года сохранились кадры, где маленькой трехлетней девочке Целине адъютантом Николая II оказываются в соответствии со строгим этикетом того времени царские почести.

Письма из Парижа

В 1920 году М.Ф. Кшесинская покинула Россию, и с тех пор она постоянно жила во Франции, однако вплоть до 1937 года не теряла связь со своим братом. И каждое ее письмо содержало глубокую боль и огромную любовь, в первую очередь, к молодой Целине Кшесинской. В ответных письмах И.Ф. Кшесинский рассказывает не столько о себе, своей жене и сыне Роме, сколько о Целине. О ее балетных успехах, о том, что все говорят в один голос: «Как она похожа на сцене на великую Матильду... Да она еще более талантливая...», о том, что она полюбила и вышла замуж за молодого инженера Константина Севенарда, о том, что у них родился сын Юра, о том, что Целина навсегда покинула сцену.

В своих последних письмах к брату М. Ф. Кшесинская уговаривала его приехать к ней в Париж или каким-то образом переправить к ней Целину... Но обстановка в стране становилась все более сложной. В письме, датированным 1937 годом, И.Ф. Кшесинский попросил сестру больше ему не писать, так как это уже становилось опасным и для него, и для членов его семьи.

Уже в эпоху «оттепели», в 1959 году, М.Ф. Кшесинская в письме директору Дома-музея Чайковского в Клину В. К. Журавлеву писала о том, что хотела бы узнать о судьбе своего брата и о его семье. И только в начале 1960х годов она каким-то чудом получила адрес молодого инженера Юрия Константиновича Севенарда и написала ему письмо, в котором умоляла встретиться с ней. Чтобы эта встреча состоялась, престарелая Матильда Феликсовна Кшесинская, которой уже было за 90 лет, готова была приплыть на пароходе в Одессу.

Встреча не состоялась

В письме Кшесинская писала о том, что должна сообщить Ю.К. Севенарду нечто очень важное и просила сохранить это письмо в тайне. Молодой инженер, руководивший тогда перекрытием Енисея, весьма туманно представлял себе, кто такая Матильда Кшесинская, и какое она имеет к нему отношение. Он показал письмо своему отцу Константину Владимировичу Севенарду, который в то время руководил строительством Красноярской ГЭС. Отец сжег письмо и попросил сына никак не реагировать на письмо М. Ф. Кшесинской.

Но если бы Ю.К. Севенард и согласился встретиться с родственницей, то советские компетентные органы не допустил и бы этой встречи. Мало того, что сама М.Ф. Кшесинская считалась «опасной эмигранткой»; ее сын, светлейший князь Владимир Андреевич Романов, был очень популярным человеком среди молодежи русской эмиграции в Париже. Он возглавлял движение младороссов, и одним из пунктов программы этой организации было построение в России конституционной монархии. Когда светлейшему князю задавали вопрос, не себя ли он имеет в виду под человеком, который мог бы стать новым российским царем, тот отвечал, что в России есть люди, в чьих жилах течет кровь последнего императора.

Светлейший князь В. А. Романов был найден убитым в 1974 году, через три года после смерти своей великой матери М.Ф. Кшесинской, светлейшей княгини Романовской-Красинской. Архивы матери и сына бесследно исчезли. Однако копии некоторых документов из этих архивов, в том числе письма И.Ф. Кшесинского сестре, странным образом появились в библиотеке Центра Авраама Линкольна в Нью-Йорке.

Итак, встреча М. Ф. Кшесинской и Ю. К. Севенарда не состоялась, и многие вопросы осталась открытыми.

Кем же вы были, Целина Кшесинская, так похожая на сцене и в жизни на свою «тетю»? Возможно, вы были последней дочерью последнего императора России.

Валентин БОБРОВ,

член Санкт-Петербургского общества творческих музейных работников, заслуженный работник культуры РФ

РИА Новости: В балетную труппу Большого театра приняли праправнучку Матильды Кшесинской (ссылка).

Вранье!
Балерина Элеонора Севенард НЕ является ее праправнучкой.

Объясняю про потомство Матильды нашей Кшесинской, коллеги-журналисты, пожалуйста, пометьте себе.

1) Нынеживущих потомков у нее НЕТ.

2) У Матильды был один-единственный сын, Владимир Красинский.

Сначала у него было отчество "Сергеевич", а потом "Андреевич", потому что Матильда сначала говорила, что его отец - великий князь Сергей Михайлович (ее любовник после Николая II), а потом - что его отец великий князь Андрей Владимирович (с которым она изменяла Сергею, и за которого в итоге в эмиграции вышла замуж).

Данный Владимир умер в эмиграции, 71-летним, неженатым и бездетным.
Особо подчеркиваю, что сыном Николая II этот человек не был, хотя ему порой нравилось на это намекать. Но в это никто не верил.

3) А кто же такие Севенарды, которых наша пресса именует ее потомками?

Фото: Матильда с сыном Владимиром в 1916 году

У Матильды был брат Иосиф Феликсович Кшесинский, тоже артист балета, танцовщик и балетмейстер Мариинского театра. Второй раз был женат на балерине Целине Владиславовне Спрышинской. У них была дочь по имени Целина, которая тоже танцевала на Мариинской сцене, но не прославилась, и вышла замуж за инженера Константина Севенарда.

Иосиф Кшесинский

Потомки этой Целины Севенард, племянницы Матильды, остались в СССР и в Российской Федерации.
Более того, некоторые из членов этой семьи считают (ссылка , ссылка), что Целина на самом деле -- дочь Николая и Матильды, взятая "дядей" Иосифом на воспитание.

("ах, вот откуда растут ноги у истории Джона Сноу", -- замечаютт мои эрудированные коммментаторы)

Семья Севенардов: дочь Лида, родители Целина и Константин, сын Юрий.

"Бизнесмен-строитель Константин Севенард утверждает: он - правнук известной балерины Матильды Кшесинской и... императора Николая Второго! Он сдал тест ДНК и готов раскрыть тайну многомиллиардных сокровищ Кшесинской, на которые он теперь претендует! (...)

Позже герой поехал в Гданьск, где на старом кладбище чудом сохранился склеп дяди Матильды Кшесинской - графа Красинского. Под каменной плитой, в нише Константин нашел документы. Сверху лежал указ Николая II, датированный июнем 1917 года. В бумаге-завещании было написано, что "император делает своей имущественной наследницей и наследницей трона свою жену перед Богом светлейшую княгиню Красинскую. (...)

Какие еще документы нашел в склепе Константин Севенард? Два сертификата Национального резервного банка Соединенных Штатов, датированных 1913 годом. Один - на 3200 тонн золота, другой - на 1800. Бумагу о признании дочери Целины как рожденной в законном браке. Церковный документ о венчании с княгиней Красинской (конец мая 1917 года). Забрал из склепа Николай лишь несколько бумаг, написанных на английском, все остальное было положено на место. Взятые бумаги Константин передал в ленинградское КГБ, себе ничего не оставил. "

Это вообще клиника какая-то. Интересно, результаты-то ДНК что показали?

"В апреле 1917 года Матильда добилась того, чтобы ее пустили к императорской семье в Царское Село якобы передать им подарки к Светлой Пасхе, - голос Константина Севенарда становится тверже. - Удалось ей это только благодаря тому, что князь Львов (председатель Временного правительства - прим. Авт.) был горячим поклонником балета и Матильды Феликсовны в частности. В тот день в царскосельской церкви был расторгнут брак Николая и Александры Федоровны. Почти сразу же в той же церкви Николая обвенчали с Кшесинской".

Я прям вот вижу эту картину. Апрель семнадцатого, ночь... В дворцовой церкви РАСТОРГАЮТ брак Никки и Алекс... Интересно, как? Ножницами? Секатором? Кто вообще имел право такую процедуру-то провести? Никто, небось.
И тут же, прямо тут же, не отходя от кассы, венчают Николая с Матильдой.
И потом в заключении, в Ипатьевском доме, Александра пилит бывшего мужа: "а так тебе и надо, так тебе и надо, сволочь! Это все из-за того, что ты со мной развелся, ненавижу!"

Вот этот Константин с фотографиями-"доказательствами" беременности Матильды в 1911 году.

Про этого человека много чудесного, но многословно. Кусочек:

"...никто ничего не написал. Новоявленный потомок рода Романовых не унывал. Он поехал к редакторам с аргументами и фактами в руках. Аргументы были упакованы в стандартные пачки по сто купюр, аппетитно пахнущих американской типографской краской, а факты представляли собой выцветшие фотографии великой любовницы сначала с заплывшей талией, а потом с ребенком. Так себе факты. А вот аргументы были серьезные. Газеты опубликовали сенсационные заметки. После этого Костик вошел во вкус. Следующая пресс-конференция принесла петербургским газетам сразу половину месячного плана доходов от «джинсы» — «Великий князь Константин претендует на наследство прабабушки». Оказывается, Матильда получила от Николая Второго средства на содержание незаконнорожденного ребенка. И закопала клад в своем особняке. А в кладе помимо золота и бриллиантов-изумрудов был магический гребень, который царь выкупил у поэта Гумилева. А тот, в свою очередь, нашел этот гребень во время раскопок на берегу Белого моря. И гребень этот — из золота 1000 пробы, то есть химически чистого. Он прислан на Землю богами, давшими начало цивилизации Гипербореи, хотя возможно не богами, а инопланетянами. Если гребень найти, то можно будет расшифровать все иероглифы времен Шумерского царства, открыть тайное знание и осчастливить человечество, так как при этом откроются люки, порталы и нуль-переходы в параллельные миры, где Россия обретет свое подлинное предназначение, а народ окажется избранным богами и все начнут поклоняться гребню и каменной книге, объявят себя кандидатами в русские и будут видимо бесплатно поставлять хлеб, вино и котлеты".

Константин Севенард: "Клянусь, что говорю правду"

На днях все СМИ написали о 19-летней балерине Элеоноре Севенард, принятой в труппу Большого театра. Сенсационность этой новости придавало то обстоятельство, что юная танцовщица из Санкт-Петербурга является праправнучкой «той самой Кшесинской».

Официально - по единственной уцелевшей боковой ветви Кшесинских, от родного брата Матильды Иосифа. Так как прямых потомков у балерины не осталось.

Но представители семьи Кшесинских-Севенард убеждены, что не все так просто в этом мире и что их бабушка, в девичестве Целина Иосифовна Кшесинская, на самом деле не племянница, а родная дочь Матильды и... Николая Второго.

Все говорили, что Целина превзошла красотой свою знаменитую родственницу.

Зачатая уже гораздо позже женитьбы царя - в 1910 году. И не просто так, а ради спасения страны.

Девочка с чистой кровью, не несущая в себе поломанные гены смертельной гемофилии, сгубившей в итоге империю.

Эта история настолько невероятная и тянет скорее на толстенный приключенческий роман, чем на скучную историческую хронику, что если бы мне ее рассказал кто-то другой, а не отец той самой юной балерины Элеоноры Севенард, ни за что бы не поверила.

Но Константин Севенард вполне реальный человек, который отвечает за свои слова.

Экс-депутат Государственной думы РФ и Законодательного собрания Санкт-Петербурга, воевал в Афганистане, его отец - коммунист Юрий Севенард - в 1991 году баллотировался на пост мэра Ленинграда и проиграл Собчаку, а дед Константин Севенард - патриарх советского гидроэнергостроительста, как его называли, сдавший под ключ не одну мощнейшую ГЭС, внук же Константин Юрьевич Севенард убежден, что скандал с Матильдой вовсе не случаен.


Константин Севенард.

Сериал «Матильда» вышел на новый виток. Сведшая с ума трех великих князей, Кшесинская уже почти свела с ума и современную Россию. За что нам такое? И что все-таки было в этой женщине, на сегодняшний придирчивый взгляд не столь уж и блистательной красавицы? Просто любовница? Или нечто большее?

С Константином Севенардом мы сидим в его офисе на Черной речке, вид из окна прекрасный, последние теплые деньки, солнечные блики стежками ложатся на Малую Невку. Питер - это все-таки история, возьми любой дом, построенный около века назад, и наверняка выяснится, что он тоже связан с именем Матильды Феликсовны: здесь бывала в гостях, там пила чай... Прошлое - оно так близко, почти рядом.

100 лет революции - мимолетный солнечный зайчик на холодной сентябрьской воде.

Константин Юрьевич, возмущены ли вы, что имя вашей прабабушки, родной или двоюродной, сегодня полощут, если честно, все кому не лень? Не хотите ли тоже подать в суд на авторов «Матильды», как это недавно сделала вдова племянника Николая Второго Ольга Куликовская-Романова?

Как я могу подать иск о защите чести и достоинства, если я сам фильм еще не видел? Пусть он выйдет, и тогда станет понятно. Но, думаю, что все действительно неоднозначные и спорные эпизоды наверняка уже были оттуда вырезаны. А если осталась развесистая клюква, то вряд ли она кого-то может обидеть.

- Неудивительно ли, что имя Кшесинской вдруг выплыло из небытия в самый канун столетия революции?

Конечно, в советские времена о Кшесинской вспоминали разве что в контексте ее особняка, который подарил император и где в 1917-м располагался штаб большевиков, а затем - Музей революции. О том, что прабабушка была не робкого десятка, говорит тот факт, что она подала в суд на непрошеных гостей, которые ее выселили, не побоялась. Представьте себе, иск к Ленину она выиграла. Матильда вернулась в свой особняк и даже устроила там крупный тайник, свезла туда все свои драгоценности и документы, но пробыла там, увы, недолго, вскоре бежала за границу... Времена стояли неспокойные. В 90-м году в том числе и моя семья сделала все, чтобы открыть в этом здании выставку, посвященную жизни Матильды Кшесинской, но мы и представить себе не могли, что туда ринутся толпы народа, что это многим покажется интересным - архивные снимки, документы, наши уцелевшие семейные фотографии... Вместо нескольких месяцев выставка работала около двух лет. Масса публикаций в это время вышла в СМИ, посвященных жизни Матильды и ее любви.


Брат Иосиф и сестра Матильда. Скрывает ли она беременность под широкой юбкой?

И все-таки то, что вы сегодня рассказываете о реальной судьбе своей прабабки, это в лучшем случае апокриф. А вот семейная легенда о том, что у нее была дочь от Николая Второго - ваша родная бабушка, что появилась на свет она гораздо позже женитьбы императора на Александре Федоровне и даже рождения у них общих детей, – это похлеще «Матильды», если честно.

Я клянусь, что говорю правду. 6 октября 1910 года по приглашению Николая Матильда встретилась с ним в парке Константиновского дворца в беседке на острове. Ее привезли туда на лодке. С ее стороны цель визита была вполне прозаической, у нее был конфликт с директором Мариинского театра, который она хотела разрешить в свою пользу, перетянуть на свою сторону Николая, он же имел другие намерения... Произошел эпизод близости. Я не думаю, что он был случайным. Николай действительно хотел ребенка от Матильды, здорового ребенка.

- Первая любовь навсегда?

Дело в том, что они никогда и не прерывали своих отношений. Сестра Матильды, Юлия, тоже балерина, 1-я Кшесинская, как ее все называли, вышла замуж за полковника Александра Зедделера, адъютанта царя, так что прямой выход на Николая у Матильды оставался в любом случае. Да, Николай был слаб и ведом, а Матильда - одной из интереснейших и обаятельнейших женщин своей эпохи, недаром она свела с ума и двух других великих князей, Сергея Михайловича и Андрея Владимировича, чьей женой в итоге стала.

По моим сведениям, Матильда была беременна с конца 1910-го по весну 1911 года, официально она в это время якобы блистала на гастролях в Англии, а на самом деле с марта безвылазно жила в доме брата Иосифа и его жены Серафимы в Асташкове. Чтобы убить время, тренировала почерк, писала левой рукой, переписывала «Горе от ума», много лет спустя эту тетрадь вроде бы нашли пионеры и сдали в Бахрушинский музей.


Феликс Кшесинский - глава династии.

Ее дочь Целина, моя бабушка, родилась в середине лета. Брат Иосиф предложил записать девочку на себя. У него уже подрастал годовалый сын Славочка, которого родила его первая жена, танцовщица Сима Астафьева, так что никаких дополнительных вложений новорожденная не потребовала, уже были готовы и одежда, и коляска, и даже кормилица. Матильда же вернулась в Петербург, где она пышно отпраздновала очередной день рождения на глазах у всех, компенсировав долгое отсутствие. А тем временем кормилице не хватило молока на двух детей - и Иосиф приказал ей первой кормить Целину... Жена Серафима обиделась и ушла, забрав с собой годовалого мальчика. Позже они уехали в Лондон - и там следы Славика, к сожалению, затерялись. А Иосиф женился на красавице Целине Спрышинской, нужно было срочно выправлять паспорт племяннице, и по официальной биографии именно Целина-старшая считалась матерью маленькой Целины, названной так в ее честь.

- Но для таких громких выводов мало слов, нужны доказательства.

В нашей семье сохранились фотографии той эпохи. Вот, например, снимок из Асташкова, видите, как неуклюже боком сидит Матильда, прикрыв большой живот, здесь она как раз беременна бабушкой. А тут - уже родила, стоит рядом с коляской, смотрит на малышку с нежностью... Чтобы скрыть семейную тайну, Целину-младшую зарегистрировали только осенью и на брата Иосифа.

По-вашему, репутации Матильды мог помешать еще один внебрачный ребенок? Почему она признала Володю, своего единственного по документам сына, и отказалась от родной дочери?

Потому что Володя не был сыном царя, а Целина была. Кстати, вот ведь переплетения судьбы - на фотографии, где Матильда стоит с коляской, в правом углу - пятилетний мальчик, сын соседей Кшесинских по имению, Константин Севенард. Много лет спустя он станет моим дедом и мужем Целины.


Матильда Кшесинская покоряла мужчин не красотой, а природным обаянием.

- Какая оригинальная фамилия - Севенард. Откуда она?

Предки Севенардов - выходцы из Франции, старинный аристократический род, состояли в родстве с Наполеоном, так что и вторая половина моей фамилии не подкачала.

Но как же так могло получиться, что в СССР дворянин Константин Севенард, женатый на родственнице самой Матильды Кшесинской, племяннице или дочери, не только не был репрессирован, но был даже допущен к работе на объектах государственной важности?

Дед Севенард был заслуженным гидростроителем, орденоносцем; вторая, более засекреченная часть его биографии: везде, где он строил гидростанции, одновременно возникали и военные заводы. Например, построили Волжскую ГЭС - и тут же рядом был заложен завод «Волжские моторы», который обеспечивал нужды армии транспортом, то же самое происходило и на Урале во время строительства Уралвагонзавода. Его решения по тем временам были самые передовые. Нет, в Константине Севенарде у власти сомнений не было, хотя Героя Соцтруда он так и не получил, так же как и я, воевавший в Афганистане, принимавший участие в спасении 9-й роты и дважды представленный к званию Героя Советского Союза, - думаю, все это не случайно. Кстати, сам дед о прошлом семьи особо не распространялся, о своих предках мы знали только самый минимум. Отношения не поддерживались никак. В те времена иначе и быть не могло. Когда в начале 60-х Матильда попыталась приехать в СССР, на теплоходе в Одессу, передав с оказией письмо для моего отца Юрия, ее внука, дед Севенард сына никуда не отпустил. Письмо заставил сжечь и забыть. Впрочем, эта встреча все равно бы не состоялась - так как Кшесинской даже не дали сойти на родную землю.


Лето 1911-го. Матильда (в центре) смотрит на коляску, в которой лежит, по семейной легенде, ее новорожденная дочка.

- А как же ваша бабушка Целина?

Бабушки к тому моменту уже не было в живых. Ее не стало в 48. Что совсем не характерно для семьи Кшесинских, которые жили под сто лет: Матильда ушла в 99 (в 1971-м! - Е.С.) , ее сестра Юлия - в 104, но Целина мгновенно сгорела от рака, сказалось то, что они с мужем работали неподалеку от Семипалатинска, когда там проходили первые ядерные испытания. Вообще бабушка начинала как балерина Кировского театра, бывшей Мариинки, где ее отец Иосиф продолжал работать танцмейстером и в 30-е годы. Я не знаю, если честно, как так получилось, что сестры Матильда и Юлия смогли эмигрировать, а он остался в России с удочеренной племянницей, затем женился в третий раз. Но прадед прожил свою жизнь не зря. Он воспитал целую плеяду замечательных советских танцовщиков, своим учителем его считала известная балерина Наталья Дудинская, но у самой бабушки Целины карьера не получилась, хотя мы храним дома ее старые афиши... Целина очень рано вышла замуж за деда-гидростроителя и как верная жена моталась с ним по всей стране, родила двух детей, пережила войну, о театре пришлось забыть... Прадед же Иосиф Кшесинский пропал в блокаду в 1942 году. Это все, что мы о нем знаем. В его квартире затем был обыск, вскрывали мебель, вроде бы нашли какие-то странные стеклянные пластины, которые забрали с собой те, кто и проводил этот обыск. Много с тех пор прошло времени, а уж сколько событий – не счесть… Развалился СССР, стали доступными многие архивные документы… И вот «Матильда» вновь воскресла теперь уже в виде скандального фильма. Значит, судьба ее по-прежнему волнует наших соотечественников, и это неспроста.

Вероятно, если ваше родство с царской фамилией будет доказано, то вы можете стать центром противоборствующих сил?

Да, с одной стороны, есть те, кому на руку появление официальных наследников российского императора, с другой - я понимаю, что большинство не захотят признать в нас потомков Николая Второго. Мой отец - он стар, но бодр - в прошлом году добровольно сдал кровь для анализа ДНК, но результатов исследования нет до сих пор. И я откровенно не понимаю, куда они делись, что происходит, кто не хочет или кому невыгодно вытаскивать эту старую историю на свет. Хотя не факт, что и останки, официально признанные за царские, с которыми можно было бы сравнить наше ДНК, на самом деле являются таковыми... История с их канонизацией темная и загадочная. Я знаю, что тот же Ельцин в 90-е выступал категорически против любого восстановления царизма.

У Собчака же, соперником которого на выборах был мой отец. после событий в августе 91-го была идея восоздания в России либеральной монархии. Он пытался привлечь к этому вопросу Владимира Кирилловича Романова, тогдашнего официального главу династии, насколько мне известно, они до чего-то даже договорились. Но лично я в этом проекте себя не хотел и не видел: для меня прабабушка Матильда - это не способ достижения каких-то политических целей, а некий символ свободы, духовной и телесной, того поворота истории, который так и не случился, если бы она осталась с Николаем.


Маленькая Целина с Иосифом и братом Ромуальдом.

Матильда прожила невероятно долгую и такую разную жизнь. Если разобраться, то роман с наследником - он был лишь началом ее пути, первой серией бесконечного сериала длиной в 99 лет. Вполне возможно, что и сейчас, судя по последним событиям вокруг Матильды, мы наблюдаем не конец этой истории.

Жаль только, что неизвестных подлинных архивов практически не осталось. Мемуары и дневники прабабушки уже опубликованы. После неожиданной смерти сына Матильды Владимира Красинского, который пережил мать всего на два года, оставшиеся бумаги забрал Владимир Кириллович Романов. В разговоре со мной он не скрывал, что заинтересован в том, чтобы эти записи нигде не всплыли. Что ж, общаться с аристократами очень просто, по крайней мере они никогда не врут. И на прямой вопрос дают такой же прямой ответ.

Недавно прошла ваша пресс-конференция в Интерфаксе в Санкт-Петербурге. Отзывы о ней были тоже не однозначны. Вы не боитесь, что вас обвинят либо в сумасшествии, либо во лжи или преследовании каких-то своих интересов? Уж слишком невероятная история...

Вы знаете, как-то я услышал очень любопытную фразу, не помню, кто ее сказал: если из истории выкинуть ложь, это вовсе не значит, что в ней останется правда... Но лично я готов жизнь отдать, чтобы доказать свою правоту.


…Ее ждала долгая жизнь, в которой роман с наследником был лишь одним из эпизодов. Матильда Феликсовна в 95.

СПРАВКА "МК"

У Матильды Кшесинской были старшие брат Иосиф и сестра Юлия, которую называли 1-я Кшесинская, в замужестве Зедделер, детей она не имела.

Иосиф Кшесинский (1868–1942) - характерный танцовщик и балетмейстер Мариинского, а позднее Кировского театра. Заслуженный артист РСФСР (1927).

Был женат три раза.

В 1896 году - на выпускнице балетной школы Мариинского театра Серафине Александровне Астафьевой (1876-1934), у них родился сын Вячеслав.

Второй раз - на балерине Целине Владиславовне Спрышинской (1882–1930).

Дети: Ромуальд и Целина (1911–1959), которая окончила балетную школу, танцевала на Мариинской сцене, вышла замуж за инженера Константина Севенарда. Некоторые считают, что на самом деле она была незаконнорожденной дочерью Матильды Кшесинской от Николая II.

Сын Целины, Юрий Севенард, инженер-гидростроитель и бывший депутат Государственной думы.

В 1990 году был избран депутатом Ленинградского городского Совета народных депутатов, которым оставался вплоть до роспуска последнего в декабре 1993 года.

В июне 1991 года баллотировался на пост мэра Ленинграда. Набрал на этих выборах 10% (37 000 голосов) и уступил А.А.Собчаку.

В декабре 1993 года избран депутатом Государственной думы 1-го созыва по федеральному списку Коммунистической партии Российской Федерации. С января 1994 по декабрь 1995 года был первым заместителем председателя Комитета Госдумы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике.

Внук Константин Юрьевич (1967), также экс-депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга и Государственной думы третьего созыва. В 2017 году его дочь, выпускница Академии имени Ваганова Элеонора Севенард (*1998), была официально принята в балетную труппу Большого театра. Ее младшая сестра, Ксения, учится в Академии имени Вагановой.


Элеонора Севенард - будущая звезда Большого театра. Фото: соцсети

От редакции: Заметим, стоит сделать скидку на то, что г-н Севенард уже не раз удивлял публику своими рассказами. Так, в он утверждал, что утерянные во время революции дневники Кшесинской якобы купил Геннадий Тимченко - в фонде Тимченко эту информацию категорически опровергли.

Также Константин Севенард говорил СМИ, что в склепе на кладбище в Варшаве нашел документ о признании Николаем II дочери от Кшесинской и его соглашение... с Ротшильдом и президентом США. Документы, естественно, у Севенарда "не сохранились".

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в

На Новой сцене Большого театра уже в третий раз состоялся Всероссийский конкурс молодых исполнителей «Русский балет». Задуманный и проведенный впервые супругой нынешнего премьера российского правительства Светланой Медведевой в 2013 году, он и сегодня представляет лучших учеников российских балетных школ и проходит при поддержке Министерства культуры и Фонда социально-культурных инициатив.

Из 44 заявок жюри заочно в закрытом режиме по записям провело первый тур и отобрало для участия 29 школьников из 13 школ. Помимо московской и Санкт-петербургской академий, в их число вошли воспитанники училищ из Перми, Новосибирска, Воронежа, Казани, Краснодара, а также ученики красноярского, бурятского, башкирского, якутского колледжей. В конкурсе приняли участие и ученики двух московских школ. Кроме училища имени Леонида Лавровского, здесь было представлено и Московское хореографическое училище при академическом театре танца «Гжель», которое, помимо всего прочего, может похвастаться и таким своим выпускником, как Денис Родькин, в качестве премьера Большого театра ставшим (вместе с примой Большого Анной Никулиной) и ведущим уже второй церемонии конкурса.

Проблемы у участников конкурса вырисовываются все те же, что преследуют конкурсантов на такого рода соревнованиях из года в год: «школярское» исполнение, хроническое отсутствие чувства стиля, да и трудности с техникой частенько давали о себе знать: кто падал, кто не мог стабильно скрутить фуэте… И все это чуть ли не через одного исполнителя…

Особые претензии надо высказать к форме многих участников. Жюри кажется не обратило на это обстоятельство достаточного внимания. В противном случае никогда бы не получила «золото» «сбитая» (еще в прошлом году этих проблем у девушки не было) с неокультуренной стопой, но хорошо вращающаяся и в общем очень техничная студентка бакалавриата Вагановской академии Элеонора Севенард (на сайте Большого театра почему-то поименованная как Севенардзе). У девушки, которая, как говорят, является праправнучкой балерины , к тому же есть некоторые проблемы с природной мягкостью, отсутствуют у неё и такие востребованные сегодня в балете «удлиненные линии» (что видимо было передано «по наследству», поскольку не было их и у прапрабабушки). Так что на данный момент «серебро» – её предел.

С несколько большим основанием, могла бы претендовать на «золото» серебряная лауреатка конкурса итальянка Камилла Мацци, представлявшая московскую академию, поскольку находится она в гораздо лучшей форме чем её получившая золото конкурентка. Но в упрек этой участнице можно поставить излишнюю манерность. А вот бронза представительницы пермского училища Анны Григорьевой вообще под вопросом. Тут проблемы не только с формой, но и с чистотой исполнения. Гораздо выигрышней на её фоне смотрелась длинноногая и длиннорукая, а кроме того выразительная с актерской точки зрения второкурсница училища «Гжель» Ирина Захарова, которая в число номинантов тем не менее не попала (как не попала туда и другая представительница этого училища Анастасия Шеломенцева, качественно исполнившая вариацию Медоры из балета «Корсар»).

Честно говоря, членам жюри в этом году, не особо и позавидуешь, ведь по мальчикам принимать им пришлось по настоящему «соломоново» решение: выбрать обладателя Гран-при на этом конкурсе было реально трудно, его были достойны абсолютно все юноши ставшие лауреатами.

Особенно обидно за выпускника Московской академии (а теперь и артиста Большого театра) русско-японского танцовщика Марко (или Маруку как указано в программке, парень получил недавно японское гражданство) Чино удостоенного решением жюри всего лишь третьего места. Неоднократный победитель множества конкурсов он хотя и танцевал на конкурсе с больной ногой (что разумеется сказалось на качестве исполнения), все же и на «Русском балете» «попал в десятку» прекрасно исполнив с Камиллой Мацци па-де-де из балета Чайковского «Спящая красавица». Отличная выучка танцовщика, прекрасные внешние данные, его пластика, органичность и стильность исполнения, партнерские качества, делали его танец никак не уступающим в качестве и отделанности танцу своих конкурентов.

Чуть лучше остальных призеров, практически безупречно, не допустив ни единой ошибки (хотя выступать приходилось в экстремальных условиях, после падения на сцену партнерши во время исполнения па-де-де из балета «Дон Кихот») показался на конкурсе Арсентий Лазарев из Новосибирска, получивший тем не менее серебро, но ставший настоящим открытием этого конкурса. Однако и выступление Дениса Захарова, представлявшего московскую академию и получившего в результате Гран-при, также можно признать стилистически точным и безошибочным. Второкурсник МГАХа обладает удлиненными линиями, красивыми стопами, а по манере исполнения чем-то напоминает молодого .

Прекрасно выступил на конкурсе и обладатель благородного облика, роскошный по фактуре Егор Геращенко (золотая медаль). Воспитанник московской школы получивший отличную выучку у своего сегодняшнего педагога Николая Цискаридзе уже в Вагановской академии в Санкт-Петербурге, куда он перешел из Московы, помимо романтичной внешности принца Зигфрида (что удачно подчеркивали расшитый серебром колет и прическа), продемонстрировал красивые стопы, хорошие вращения и прыжки с приземлением в безупречную пятую позицию… А самое главное «эффект сценического присутствия», очаровав своей манерой московского (собственно «родного» ему) зрителя. Геращенко смотрелся «записным» премьером и показал наиболее уверенное и «взрослое» из всех участников выступление в дуэте, прекрасно станцевав с Элеонорой Севенард черное па-де-де из «Лебединого озера».

Что же до самого жюри, то решение оно демонстративно (конкурс снимали для телевидения), принимало отнюдь не в «кабинетах»: оценки выставлялись «онлайн», то есть прямо во время выступления, и с периодичностью в каждые 5 номеров бюллетени отдавались секретарше, для того чтобы их потом обработал компьютер. Он то собственно и выносил, в зависимости от количества баллов набранных участниками, уже окончательный вердикт. Вроде как все прозрачно, что однако совершенно не исключает возможности сговориться заранее.

Что примечательно: в отличии от прошлых двух состязаний, нынешнее, его организатор госпожа Светлана Медведева, не удостоила своим присутствием, прислав вместо себя лишь длиннющее, зачитанное на церемонии награждения, послание. Не прибыла на конкурсе на этот раз и другая высокопоставленная любительница балета вице-премьер Ольга Голодец. Из высших чиновников только министр культуры Владимир Мединский подоспел в Большой к самому концу соревнования, для того чтобы вручить вместе с легендарным председателем жюри награды победителям.

Павел Ященков, mk.ru

Внучатая племянница Матильды Кшесинской Элеонора Севенард, которую называют праправнучкой знаменитой балерины, стремительно покоряет сердца поклонников театра. Накануне вечером девушка дебютировала на сцене Большого в постановке «Дон Кихот». В микроблоге Элеоноры появились фотографии, сделанные в памятный день.

Подписчики Севенард поздравляют ее с премьерой и желают не останавливаться на достигнутом. По мнению многих, Элеонора очень талантливая и способная артистка. «С первой ролью в Большом!», «Очень хороший дебют», «Красота», «Пусть все сложится прекрасно», «Рады за тебя», «Молодец», «Замечательная постановка, мне все понравилось. Продолжай в том же духе», – комментировали фолловеры балерины.

О том, что выпускница Академии имени Вагановой вошла в труппу Большого театра, стало известно на прошлой неделе, когда одно из главных культурных учреждений страны открыло 242-й сезон. В этом году его балетная труппа пополнилась на 22 человека – именно столько недавних студентов профильных учебных заведений получили заветные приглашение. В их числе оказались не только Элеонора Севенард, но и Егор Геращенко, выпускник класса Николая Цискаридзе, а также Арсентий Лазарев из Новосибирка и лауреат множества конкурсов Марк Чино.

«Вот они, красавцы и красавицы. Желаем, чтобы ваша жизнь была интересной и созидательной. Надеемся, что вы будете нас радовать. Если нет – поговорим отдельно», – обратился руководитель балетной труппы Махар Вазиев к юным артистам.

Элеонора Севенард, дочь предпринимателя и историка, начала заниматься балетом с четырех лет. Благодаря ежедневным тренировкам и упорству ей удалось поступить в Академию имени Вагановой. После окончания учебного заведения девушку пригласили в два театра – Мариинский и Большой. Элеонора решила не оставаться в культурной столице и отправилась в Москву. Севенард признавалась, что с нетерпением ждет начала работы.

По словам Элеоноры, она восхищается Матильдой Кшесинской. Девушка верит, что переняла от нее трудолюбие и упорство. В одном из интервью артистка прокомментировала еще не вышедший новый фильм Алексея Учителя «Матильда», посвященный отношениям знаменитой балерины и Николая II.

«Она была великой артисткой, великой балериной, и такая юношеская любовь – это у всех могло быть в жизни. Просто так получилось у нее. Я надеюсь, что все будет показано не с плохой стороны», – отмечала Севенард в беседе с телеканалом «Санкт-Петербург».

В ближайших планах девушки – участие в Балу дебютанток журнала Tatler, который состоится 23 октября в столичном Колонном зале Дома союзов. Двенадцать представительниц известных семей выйдут на паркет вместе с артистами Большого театра. Кроме Элеоноры Севенард, главными героинями светской хроники станут Александра Жулина, Софья Евстигнеева, Соня Тарханова, Иветта Невинная, Устинья Малинина, а также внучка Иосифа Бродского Пелагея Басманова, дочь Андрея Макаревича Анна Рождественская и многие другие.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры