Презентация по повести капитанская дочка. Герои повести АС Пушкина "Капитанская дочка" и их прототипы

Главная / Ссоры

Капитанская дочка

Слайдов: 11 Слов: 436 Звуков: 0 Эффектов: 0

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Обобщающая интеллектуальная игра. Цели и задачи урока. Эпиграф. «В «Капитанской дочке» больше истории, нежели в «Истории Пугачевского бунта» В.О. Ключевский. Классики о «Капитанской дочке». Этапы интеллектуальной игры. Блиц - опрос. Имя отца Гринева Отец служил при графе… Петру Гриневу был пожалован в дядьки… На каком году Петруша Гринев выучился грамоте? И мог здорово судить о свойствах … Который в отечестве своем был… А в Пруссии… Петр Гринев с младенчества был записан … И должен был служить в … А отправился служить (куда)… Каким оружием дрались на дуэли Гринев и Швабрин? - Капитанская дочка.ppt

Урок Капитанская дочка

Слайдов: 27 Слов: 204 Звуков: 0 Эффектов: 0

Народный защитник или злодей? (Емельян Пугачев - историческая личность и литературный персонаж). Ну, барин, беда: буран!...Невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом.» А.С.Пушкин. Капитанская дочка. Цели урока: - путем сопоставленного анализа исторических материалов и художественного текста определить отношение к Е.Пугачеву как исторической личности и художественному образу; - через восприятие образа Пугачева прийти к осознанию идеи повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Время золотого века Екатерины Великой. Екатерина II в кабинете М.В.Ломоносова. В 1762 г. Россию потряс новый государственный переворот. - Урок Капитанская дочка.ppt

Пушкин Капитанская дочка

Слайдов: 7 Слов: 241 Звуков: 0 Эффектов: 26

Выделить христианскую основу в отношениях Гринёва и вожатого. Вступительное слово учителя. Беседа с классом по неподготовленным вопросам. Творческая работа: сочинение – миниатюра. Имеет ли буран символический смысл в романе? Можно ли рассматривать столкновение со слепой стихией как испытание? Что привлекло в вожатом Гринёва? Какую роль играет сон? Как выражает Гринёв благодарность вожатому? Не нарушает ли Гринёв законов чести? Как воспринимает герой известие о своём назначении в Белогорскую крепость? Как вы теперь понимаете название главы? Напишите сочинение-миниатюру: Каким предстаёт Гринев в истории с вожатым? - Пушкин Капитанская дочка.ppt

Книга «Капитанская дочка»

Слайдов: 80 Слов: 5544 Звуков: 0 Эффектов: 47

Чухряева Наталья Николаевна. А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка». «Наш вечный спутник» А.Т.Твардовский. Творческая история создания «Капитанской дочки». Существует 6 различных планов черновых вариантов повести. Пушкин не сочувствует таким людям. Теория литературы. Новый прототип Баширин – офицер, помилованный Пугачёвым за доброе отношение к солдатам. Автор отказывается от перехода к восставшим. Появляется живой современник Пушкина – Валуев, девятнадцатилетний юноша. Время, изображённое в повести. Июнь 1762 год. К власти пришла Екатерина II. - Книга «Капитанская дочка».pptx

Повесть Капитанская дочка

Слайдов: 8 Слов: 203 Звуков: 0 Эффектов: 22

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В первый раз выступили истинно русские характеры…». То ли ещё увидишь…». Кандалами побрякивает.» народная песня. О каком историческом событии рассказывает А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка»? Какие исторические лица являются героями повести? Кого из героев повести можно назвать главным? Почему повесть вызывает интерес в наше время? - Повесть Капитанская дочка.ppt

Рассказ «Капитанская дочка»

Слайдов: 21 Слов: 1023 Звуков: 0 Эффектов: 0

Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. Деталь. Петр. Платать, или платить одежду - чинить, латать, класть, или нашивать. Облачение в «ризу светлу» после Крещения. Я стал читать про себя молитву. Я не терял ни бодрости, ни надежды. Погребец. Штоф – графинчик вина. Два халата, один миткалевый и шелковый полосатый на шесть рублей. Миткаль – дешёвая хлопчатобумажная ткань сероватого цвета. Мундир - военная или гражданская форменная одежда. Ратин - шерстяная ткань для верхней одежды. Армяк. События повести. Почему возникают споры о жанре «Капитанской дочки». - Рассказ «Капитанская дочка».ppt

Урок Пушкин Капитанская дочка

Слайдов: 12 Слов: 137 Звуков: 0 Эффектов: 27

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Задачи, которые необходимо решить на уроке. Портрет литературного героя. Предыстория героя. Как через внешность раскрывается характер героя? Как проявляются черты характера героя во взаимоотношениях с другими людьми? Как интерьер помогает понять характер героя произведения? Какую роль играет пейзаж в раскрытии характера литературного героя? Тема урока: «Разве Савельич раб? Да он…» Урок-размышление с элементами исследования по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». - Урок Пушкин Капитанская дочка.ppt

Повесть Пушкина Капитанская дочка

Слайдов: 23 Слов: 1069 Звуков: 0 Эффектов: 0

«Читай, размышляя…» Обобщающий урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Повесть «Капитанская дочка». А.С.Пушкин. Цели урока: Углубить понимание идейно - художественного богатства романа. Учиться разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте. Воспитывать нравственные и социальные качества. Вольтер. Таблица - помощница. ? Первая загадка – время написания повести. 19 октября 1836 год – дата завершения повести. Лицейской жизни милый брат, Делю с тобой последние мгновенья. 19 октября (день лицейской годовщины) 1836 г. – не случайная дата завершения повести. - Повесть Пушкина Капитанская дочка.ppt

Роман Пушкина «Капитанская дочка»

Слайдов: 10 Слов: 450 Звуков: 0 Эффектов: 0

Загадки А.С.Пушкина в повести «Капитанская дочка». Подумай и ответь. Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем. Сопоставь. Проверь себя. Почему Швабрин вызывает наше презрение. Иногда Пугачев ведет себя воистину по-царски. Какие нравственные открытия приносит Гриневу воспитание жизнью. Сходство с женами декабристов. Загадки романа – это загадки жизни. - Роман Пушкина «Капитанская дочка».ppt

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Слайдов: 20 Слов: 336 Звуков: 0 Эффектов: 0

Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Береги платье снову, а честь смолоду. Работа над идейно-художественными особенностями повести. Навыки анализа эпизода художественного текста. Литературоведение. Мотив. Мотив обмана в литературе. Сказки. Пословицы. Русская литература. Мотив обмана в произведениях А. С. Пушкина. Сказка о царе салтане. Капитанская дочка. Воплощение чести и достоинства в повести «Капитанская дочка». Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. - Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка».pptx

Произведение Пушкина «Капитанская дочка»

Слайдов: 12 Слов: 587 Звуков: 0 Эффектов: 0

«Капитанская дочка». Одно из последних произведений А.С. Пушкина. Фигура мятежного Пугачева. История Пугачева. Как Пушкин своего Пугачева написал. Значение исторического труда А.С.Пушкина. «Капитанская дочка» появляется в журнале «Современник». Запись в тетрадь. Идейно-художественная позиция. Реализм. Роман. - Произведение Пушкина «Капитанская дочка».ppt

Историческая основа «Капитанской дочки»

Слайдов: 30 Слов: 1237 Звуков: 0 Эффектов: 63

Капитанская дочка. Историческая основа повести. Исследовать историческую эпоху. Исследования «пушкинистов». Царствование Екатерины II. Маршрут поездки А.С. Пушкина. Имя страшного бунтовщика. Значение исторического труда А.С.Пушкина. Исследования «историков». Эпоха царствования Екатерины II. Положение народа. Массовое народное выступление. Уральские казаки. Крестьянская война. Крестьянская война Е.Пугачева. Положение и статус различных территорий. Схема движения отрядов. Пугачев Е. И. Восстание. Историки о Емельяне Пугачеве. Работа над литературным произведением. - Историческая основа «Капитанской дочки».ppt

Пугачёв Пушкин

Слайдов: 23 Слов: 322 Звуков: 0 Эффектов: 87

Образ Емельяна Пугачёва. в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Вор, разбойник. Самозванец. Кровавый убийца. Народный бунтарь. Предводитель крестьян. Народный герой. Цель урока: Причины появления бунтовщика Пугачёва: Биография Емельяна Пугачёва: Подпись неграмотного Пугачёва: Глава 2 «Вожатый». Пушкин показывает природные качества человека, ещё «не играющего роль». Глава 6 «Пугачёвщина». Пугачёв – «злодей и самозванец», производящий «грабежи и смертные убийства». Глава 7 «Приступ». Пугачёвцы – не шайка, а «конные толпы». Эпизод после взятия крепости. Значит, сохранилось в душе злодея что-то человеческое. -

Пугачёв в крепости. Фрагмент фильма

Гринёв и Швабрин. Фрагмент фильма

Аудиозапись Сказка Пугачёва

Фрагменты из кинофильма "Русский бунт"

Фрагменты уроков литературы

На уроке по теме "Три встречи Гринёва и Пугачёва" мы обсуждаем тему милосердия в повести и образ Пугачёва. Ребята дома заполняли обобщающую таблицу. В ней 4 колонки: вопросы сравнения, первая встреча - глава "Вожатый", вторая встреча - главы "Приступ" и "Незваный гость", третья встреча - глава "Мятежная слобода". Вопросы сравнения: портрет, речь, поступки, выводы о качествах характера.

Перед уроком также от каждого ряда готовилась группа "артистов". Для первого ряда было задание инсценировать фрагмент из главы "Вожатый", для второго - из главы "Незваный гость", для третьей - из главы "Мятежная слобода". Вот что у нас получилось.

  • #1

    Не первый раз пользуюсь материалами Вашего сайта. Огромное спасибо за творческое отношение к преподаванию предмета. Учительское спасибо за уважение к посетителям сайта, очень благодарна Вам за подбор видеоматериалов к урокам

  • #2

    Огромное спасибо за видеоматериалы. Использую в работе очень часто, а Ваш сайт помогает.Ребята с большим интересом прослушали и просмотрели "Историю создания "Капитанской дочки". Потом до конца урока дополняли и обсуждали материал.

  • #3

    Инесса Николаевна, здравствуйте! Я молодой учитель русского языка и литературы из Северного Казахстана. Хочется выразить Вам огромную благодарность за Ваш труд. И, конечно, за то, что безвозмездно помогаете таким, как я.

  • #4

    Я Вам очень благодарна! Дай Бог Вам здоровья, радости от успешной творческой работы.

  • #5

    Инесса Николаевна, огромное спасибо. Первый раз на Вашем сайте. Восхищена мастерством Учителя! Здоровья, творческих открытий!

  • #6

    Спасибо Вам, большое!!! Добра Вам!!!

  • #7

    Это нечто потрясающее!
    Инесса Николаевна - вы ЧУДО!
    Спасибо Вам!
    Дай Бог здоровья Вам на долгие-долгие годы!

    Извините, что так сумбурно - эмоции переполняют от впечатления:-)

  • #8

    Спасибо большое!!!

  • #9

    Инесса Николаевна,спасибо Вам за такие интересные уроки.Здоровья Вам и творческих открытий

  • #10

    Спасибо огромное! Очень кстати)))

  • #11

Слайд 1

А.С.Пушкин (1799 – 1837)

Слайд 2

Основа романа
В основе романа лежат мемуары пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева, написанные им во времена царствования императора Александра и посвященные «пугачевщине», в которой семнадцатилетний офицер Петр Гринев по «странному сцеплению обстоятельств» принял невольное участие.

Слайд 3

Слайд 4

Я был произведен в офицеры. Служба меня не отягощала. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. Комендант по собственной охоте учил иногда своих солдат; но еще не мог добиться, чтобы все они знали, которая сторона правая, которая левая, хотя многие из них, дабы в том не ошибиться, перед каждым оборотом клали на себя знамение креста.

Слайд 5

В эту минуту раздался женский крик. Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну, растрепанную и раздетую донага. Один из них успел уже нарядиться в ее душегрейку. Другие таскали перины, сундуки, чайную посуду, белье и всю рухлядь. "Батюшки мои! -- кричала бедная старушка.-- Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу".

Слайд 6

Опера «Капитанская дочка»

Слайд 7

Спустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее, и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался. Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника. Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке... В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств.

Слайд 8

Необыкновенная картина мне представилась: за столом, накрытым скатертью и установленным штофами и стаканами, Пугачев и человек десять казацких старшин сидели, в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами. Между ими не было ни Швабрина, ни нашего урядника, новобраных изменников. "А, ваше благородие!-- сказал Пугачев, увидя меня.-- Добро пожаловать; честь и место, милости просим".

Слайд 9

Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Казацкие старшины окружали его. Отец Герасим, бледный и дрожащий, стоял у крыльца, с крестом в руках, и, казалось, молча умолял его за предстоящие жертвы. На площади ставили наскоро виселицу.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Разбойник или освободитель, Пугачев был народным героем. Только такого героя и мог породить в то время российский народ.

Слайд 13

Из семейственных преданий известно, что он был освобожден от заключения в конце 1774 года, по именному повелению; что он присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу.


Биография А.С Пушкина В редкую эпоху личная судьба человека была так тесно связана с историческими событиями судьбами государств и народов, как в годы жизни Пушкина. В 1831 г. в стихотворении, посвященном лицейской годовщине, Пушкин писал: Давно ль друзья... но двадцать лет Тому прошло; и что же вижу? Того царя в живых уж нет; Мы жгли Москву; был плен Парижу; Угас в тюрьме Наполеон; Воскресла греков древних слава; С престола пал другой Бурбон Так дуновенья бурь земных И нас нечаянно касались... Ни в одном из этих событий ни Пушкин, ни его лицейские однокурсники не принимали личного участия, и тем не менее историческая жизнь тех лет в такой мере была частью их личной биографии, что Пушкин имел полное основание сказать: «Мы жгли Москву». «Мы» народное, «мы» лицеистов («Мы возмужали...» в том же стихотворении) и «я» Пушкина сливаются здесь в одно лицо участника и современника Исторической Жизни.


Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю - 26 мая) 1799 года в Москве, в небогатой дворянской семье, однако числившую в предках и бояр времен чуть ли не Александра Невского, и "царского арапа" Абрама Петровича Ганнибала. В детские годы великого поэта большое влияние на него оказал дядя, Василий Львович Пушкин, знавший несколько языков, знакомый с поэтами и сам не чуждый литературным занятиям. Маленького Александра воспитывали французы-гувернеры, он рано выучился читать и уже в детстве начал писать стихи, правда, по-французски; летние месяцы он проводил у бабушки под Москвой. 19 октября 1811 года открылся Царскосельский лицей, и одним из первых воспитанников лицея стал Александр Пушкин. Шесть лицейских лет коренным образом повлияли на него: он сформировался как поэт, свидетельством чему - высоко отмеченное Г.Р.Державиным стихотворение "Воспоминание в Царском Селе" и участие в литературном кружке "Арзамас", - а атмосфера свободомыслия и революционных идей во многом определили впоследствии гражданскую позицию многих лицеистов, в том числе и самого Пушкина.


Окончание лицея. По окончании в 1817 году лицея Александр Сергеевич Пушкин получил назначение в Коллегию иностранных дел. Впрочем, чиновничья служба мало интересует поэта, и он окунается в бурную петербургскую жизнь, вступает в литературно-театральное общество "Зеленая лампа", сочиняет проникнутые идеалами свободы стихи и острые эпиграммы. Крупнейшим поэтическим произведением Пушкина стала поэма "Руслан и Людмила", опубликованная в 1820 году и вызвавшая яростные споры. Выпады против власть предержащих не остались без внимания, и в мае 1820 года, под видом служебного перемещения, поэта, по сути, высылают из столицы. Пушкин отправляется на Кавказ, потом в Крым, живет в Кишиневе и Одессе, встречается с будущими декабристами. В "южный" период творчества расцвел романтизм Пушкина, и произведения этих лет укрепили за ним славу первого русского поэта благодаря ярким характерам и непревзойденному мастерству, а также созвучности настроениям передовых общественных кругов. Написаны "Кинжал", "Кавказский пленник", "Демон", "Гаврилиада", "Цыганы", начат "Евгений Онегин". Но в творчестве поэта зреет кризис, связанный с разочарованием в просветительской идее торжества разума и раздумьями о трагических поражениях революционных движений в Европе.


Первые шедевры. В июле 1824 года, как неблагонадежного и вследствие стычек с начальством, в частности с графом М.С.Воронцовым - за женой которого Е.К.Воронцовой Пушкин ухаживал, - поэта высылают в псковское имение Михайловское под надзор родителей. И здесь возникает ряд шедевров, таких как "Подражания Корану", "Я помню чудное мгновенье", "Пророк", трагедия "Борис Годунов". После разгрома восстания декабристов в сентябре 1826 года Пушкин вызван в Москву, где происходит беседа между ним и новым царем Николаем I. Хотя поэт и не скрывал от царя, что, окажись в декабре в Петербурге, тоже вышел бы на Сенатскую, тот объявил о своем покровительстве и об освобождении его от обычной цензуры и намекнул на перспективу либеральных реформ и возможное прощение осужденных, убеждая сотрудничать с властью в интересах прогресса. Пушкин решил пойти навстречу царю, полагая этот шаг соглашением на равных... В эти годы в творчестве Пушкина пробуждается интерес к истории России, к личности царя-преобразователя Петра I, примеру которого поэт призывает следовать нынешнего монарха. Он создает "Стансы", "Полтаву", начинает "Арапа Петра Великого".


В 1830 году Пушкин повторно сватается к Наталии Николаевне Гончаровой и получает согласие на брак, а осенью того же года отправляется по имущественным делам в Болдино, где его на три месяца задерживают холерные карантины. Эта первая "болдинская осень" стала наивысшей точкой пушкинского творчества: достаточно назвать немногие произведения, вышедшие тогда из-под пера великого писателя - "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", "Сказка о попе и работнике его Балде", "Бесы", "Элегия", "Прощание"... И вторая "болдинская осень", 1833 года, когда на обратном пути с Волги и Урала Пушкин вновь заехал в имение, по значению не уступает первой: "История Пугачева", "Медный всадник", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Осень". Начатую в Болдине повесть "Пиковая дама" он срочно дописывает и печатает в журнале "Библиотека для чтения", платившем ему по высшим ставкам. Но Пушкин все равно испытывает крайнее стеснение в средствах: светские обязанности, рождение детей требуют немалых расходов, а последние книги большого дохода не принесли. И после гибели поэта его долги будут оплачены из казны... Кроме того, в 1836 году, несмотря на нападки реакционной прессы, несмотря на критику, заявляющую о конце эпохи Пушкина, он начинает издавать журнал "Современник", который тоже не улучшил финансовых дел.


Смерть поэта К концу 1836 года подспудно зревший конфликт между "вольнодумцем камер-юнкером Пушкиным" и враждебными ему высшим светом и бюрократической знатью вылился в анонимные письма, оскорбительные для чести жены поэта и его самого. В результате произошло открытое столкновение Пушкина с поклонником его жены, французским эмигрантом Дантесом, и утром 27 января (8 февраля - по новому стилю) в предместье Петербурга, на Черной речке, состоялась дуэль. Пушкин был ранен в живот и через двое суток умер. Гибель поэта стала национальной трагедией.: "Солнце русской Поэзии закатилось",- так сказал в некрологе В.Ф.Одоевский. Однако вклад пушкинского гения в русскую литературу поистине бесценен, и творческим завещанием великого поэта осталось его стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". Именно эти строки выбиты на пьедестале одного из памятников Пушкину в Санкт-Петербурге.


История написания произведения Капитанская дочка. «Капитанская дочка» вершинное произведение пушкинской художественной прозы была написана сто сорок лет тому назад, в тридцатые годы прошлого столетия, в эпоху мрачного николаевского царствования, за четверть века до отмены крепостного права. Стоит лишь мысленно представить себе те всеобъемлющие перемены, которые произошли за эти минувшие полтора столетия, как становится ощутимой «дистанция огромного размера», отделяющая нас, современников космической эры, от пушкинской неторопливой эпохи. Чем стремительнее с каждым годом общественный и научный прогресс, тем труднее становится постигать в полной мере «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» времен восстания Пугачева ведь между грозной крестьянской войной годов и нашей современностью пролегло два столетия бурных исторических событий. Пушкин застал еще в живых некоторых очевидцев пугачевского движения, да и вся социальная структура общества оставалась при нем по существу прежней. Различные административные реформы, большинство из которых падает на царствование Александра I, не изменили социальной крепостнической сути царской России. По-прежнему остался неизменным политический строй страны, лишенной гражданских прав. Недаром призрак новой пугачевщины витал над николаевской Россией. Если бы «Капитанскую дочку» начали изучать в те годы, то вряд ли понадобился бы 6 подробный комментарий: его заменяла сама жизнь, повторявшая в основных чертах социальные конфликты пугачевского движения.


Особо следует отметить значение «Капитанской дочки» в творчестве Пушкина 1830-х годов. В работах советских литературоведов не раз исследовалась взаимосвязь «Капитанской дочки» с «Историей Пугачева», отмечалась генетическая связь этих двух произведений при одновременном выявлении их существенных отличий, вызванных тем, что художественно-образное видение и постижение мира принципиально отлично от научно-исторического восприятия жизненных процессов; художественная проза подчинена иным законам структурного развития, чем научная, природа ее возникновения и становления принципиально иная. Однако связь «Капитанской дочки» с творчеством Пушкина значительно шире и отнюдь не ограничивается «Историей Пугачева». Речь идет о целом комплексе исторических и социальных проблем, которые нашли отражение в различных произведениях Пушкина


19 октября день лицейской годовщины был особым днем в календаре Пушкина. Это был день размышлений о собственной судьбе, о судьбе своих сверстников и о судьбах России. Полемика Пушкина с Чаадаевым об историческом прошлом родины, воспоминания о светлых лицейских годах и тем же днем датирована последняя страница «Капитанской дочки». Это знаменательное совпадение позволяет говорить о том, что «Капитанская дочка» писалась и завершалась в неразрывной связи с философско- историческими и социологическими раздумьями Пушкина и должна рассматриваться с учетом этой сложной проблематики. Авторы комментария попытались по мере возможности выявить связь «Капитанской дочки» с историческими и социальными размышлениями Пушкина в 1830-е годы. За помощь, оказанную им в работе, авторы благодарят Г. П. Макогоненко, В. А. Западова, Н. Н. Петрунину и О. В. Миллер.


Главные герои и персонажи повести и их характеристики. Главным историческим персонажем в повести является Емельян Пугачев -- предводитель крестьянского восстания. Он - беглый донской казак "лет сорока", выдающий себя за покойного царя Петра III. Образ Пугачева раскрывается Пушкиным неоднозначно, противоречиво и многосторонне. Автор наделил его как положительными, так и отрицательными чертами. С одной стороны, это талантливый военачальник, хороший организатор, человек недюжинного ума, трезво оценивающий своих соратников, сильный и мужественный предводитель. К сильным сторонам образа Пугачева относятся такие черты его характера, как справедливость, доверительное отношение к людям, умение быть благодарным ("Все обходились между собой как товарищи"), смелость, решительность, бесстрашие, свободолюбие, широта натуры, доброта. Пугачев обладает чувством юмора, умеет найти выход из создавшейся ситуации. Жестокость при расправе с офицерами и их семьями, безграмотность, хвастовство, склонность к авантюризму, тщеславие, самоуверенность являются слабыми сторонами образа Пугачева.


Знакомство с персонажем, появившимся из метели, как позже -- из стихии народного бунта, начинается с его портретной характеристики: "Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары". Для характеристики своего героя автор прибегает к методу речевой характеристики. Меткая, живописная речь Пугачева является приметой его народного происхождения: "Долг платежом красен". Пугачев изображен в соответствии с народно-поэтическим идеалом доброго и справедливого царя. Это соответствие прослеживается в эпиграфе к одной из глав повести, взятом из произведений А. Сумарокова: "В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп". Автор недаром взял эпиграф из басни -лев, царь зверей, ассоциируется с образом Пугачева. Далее в калмыцкой сказке Пушкин сравнивает своего героя с птицей - орлом, являющимся царем птиц. Но при всей своей силе, Пугачев - трагический образ. В произведении присутствуют различные свидетельства обреченности бунта: сон Гринева, песня о разбойнике, которого собираются повесить, а также эпиграф к главе "Приступ", сравнение героя с Отрепьевым.


Характер Пугачева раскрывается через его поступки. В произведении Пугачев противопоставлен императрице Екатерине II, законной дворянской царице, своим соратникам, царским генералам, чиновникам в Оренбурге. Объективно обречен не только крестьянский бунт, но и его предводитель. Пушкин высказывает свое отношение к крестьянскому бунту: "Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный". Итак, образ Пугачева дан Пушкиным в свете концепции русского национального характера. Он помогает глубже раскрыть нравственную проблематику повести. Образ предводителя крестьянского восстания тесно связан с образом народа. Подчеркивая свободолюбие и мятежный дух народа., Пушкин изображает и такие его качества, которые были сформированы рабством, смиренностью и послушанием. Реализм позволил автору раскрыть и величие народа, его историческую миссию и глубоко трагичную, исполненную острых противоречий жизнь в самодержавном крепостническом государстве. Понять дух народа помогают образы Савельича и капитана Миронова. Их объединяет отсутствие самосознания. Они живут во власти традиции, их отличает приверженность установившимся правилам жизни. Так, Савельич, крепостной дворовый человек, исполнен чувства достоинства и отваги, ответственности за порученное ему дело. Он умен и смышлен, по-житейски практичный человек. Он занимается воспитанием "барского дитяти", проявляя не холопскую, а искреннюю заботу о нем. Всякий раз Пушкин создает ситуации, в которых Гринев совершает проступки, допускает оплошности, а Савельич его выручает, помогает и даже спасает от смерти. Барин остается глух к самоотверженному поступку старика, готового занять место Гринева под виселицей. Савельич же покорно принимает это равнодушие. Он также слеп и к событиям народного бунта, глух к провозглашенной мятежниками вольности. Пугачев для него только "злодей" и "разбойник".


Капитан Миронов. Интересен в художественном отношении, по мнению Н. В. Гоголя, образ капитана Миронова. Это "честный и добрый", скромный служака, лишенный честолюбия, искренно преданный своему делу, получивший офицерское звание за храбрость, проявленную в прусском походе и в сражениях с турками. Миронову свойственно чувство верности своему долгу, слову, присяге. В этом и проявляется его русская натура, истинно русский характер. Комендант Белогорской крепости лишь на службе принадлежит к правительственному лагерю, а в остальное время он, выходец из народа, связан с ним своими воззрениями, традициями и образом мышления. При этом образцовое послушание Миронова для Пушкина не добродетель, а тот психологический склад характера русского человека, который навязывается ему извне. Поэтому добрый по природе Миронов буднично прост в своей жестокости, когда он отдает приказ пытать башкира. Поэтому все его действия не освещены сознанием, хотя он деятелен, храбр. Участник исторических событий, он ни разу не задумывается над тем, что происходит. Патриархальность быта Мироновых, следование народным традициям, речь коменданта, наполненная идиомами и народными словечками, -- все это оттеняет драматизм судьбы человека из народа.


Представителей народа мы видим и на совете в ставке Пугачева: бывшего капрала Белобородова и Афанасия Соколова, прозванного Хло-пушей. Они умные и дальновидные политики. Однако отношение к дворянам у персонажей разное. Хлопуша стремится обдумать все принимаемые решения, в том числе и насчет казни Швабрина и Гринева, поэтому и обращается к капралу, тем самым давая характеристику и ему и народному бунту: "Тебе бы все душить и резать". Таким образом, Пушкин с подлинным реализмом показал крестьянское восстание, его предводителя и его участников -- народ. С того времени народ стал главным героем русской литературы.


Краткое содержание повести Капитанская дочка В основе романа лежат мемуары пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева, написанные им во времена царствования императора Александра и посвященные «пугачевщине», в которой семнадцатилетний офицер Петр Гринев по «странному сцеплению обстоятельств» принял невольное участие. Петр Андреевич с легкой иронией вспоминает свое детство, детство дворянского недоросля. Его отец Андрей Петрович Гринев в молодости «служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17… году. С тех пор жил в своей симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина». В семье Гриневых было девять человек детей, но все братья и сестры Петруши «умерли во младенчестве». «Матушка была ещё мною брюхата, вспоминает Гринев, как я уже был записан в Семеновский полк сержантом». С пятилетнего возраста за Петрушей присматривает стремянной Савельич, «за трезвое поведение» пожалованный ему в дядьки. «Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Затем появился учитель француз Бопре, который не понимал «значения этого слова», так как в своем отечестве был парикмахером, а в Пруссии солдатом. Юный Гринев и француз Бопре быстро поладили, и, хотя Бопре по контракту обязан был учить Петрушу «по- французски, по-немецки и всем наукам», он предпочел скоро выучиться у своего ученика «болтать по-русски». Воспитание Гринева завершается изгнанием Бопре, уличенного в беспутстве, пьянстве и небрежении обязанностями учителя.


До шестнадцати лет Гринев живет «недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». На семнадцатом году отец решает послать сына на службу, но не в Петербург, а в армию «понюхать пороху» да «потянуть лямку». Он отправляет его в Оренбург, наставляя служить верно «кому присягаешь», и помнить пословицу: «береги платье снову, а честь смолоду». Все «блестящие надежды» молодого Гринева на веселую жизнь в Петербурге разрушились, впереди ожидала «скука в стороне глухой и отдаленной». Подъезжая к Оренбургу, Гринев и Савельич попали в буран. Случайный человек, повстречавшийся на дороге, выводит заблудившуюся в метели кибитку к умету. Пока кибитка «тихо подвигалась» к жилью, Петру Андреевичу приснился страшный сон, в котором пятидесятилетний Гринев усматривает нечто пророческое, связывая его со «странными обстоятельствами» своей дальнейшей жизни. Мужик с черной бородою лежит в постели отца Гринева, а матушка, называя его Андреем Петровичем и «посаженным отцом», хочет, чтобы Петруша «поцеловал у него ручку» и попросил благословения.


Мужик машет топором, комната наполняется мертвыми телами; Гринев спотыкается о них, скользит в кровавых лужах, но его «страшный мужик» «ласково кличет», приговаривая: «Не бойсь, подойди под мое благословение». В благодарность за спасение Гринев отдает «вожатому», одетому слишком легко, свой заячий тулуп и подносит стакан вина, за что тот с низким поклоном его благодарит: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель». Наружность «вожатого» показалась Гриневу «замечательною»: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское». Белогорская крепость, куда из Оренбурга послан служить Гринев, встречает юношу не грозными бастионами, башнями и валами, а оказывается деревушкой, окруженной деревянным забором. Вместо храброго гарнизона инвалиды, не знающие, где левая, а где правая сторона, вместо смертоносной артиллерии старенькая пушка, забитая мусором. Комендант крепости Иван Кузьмич Миронов офицер «из солдатских детей», человек необразованный, но честный и добрый. Его жена, Василиса Егоровна, полностью им управляет и на дела службы смотрит как на свои хозяйственные. Вскоре Гринев становится для Мироновых «родным», да и сам он «незаметным образом […] привязался к доброму семейству». В дочери Мироновых Маше Гринев «нашел благоразумную и чувствительную девушку».


Служба не тяготит Гринева, он увлекся чтением книг, упражняется в переводах и сочинении стихов. Поначалу он сближается с поручиком Швабриным, единственным в крепости человеком, близким Гриневу по образованию, возрасту и роду занятий. Но вскоре они ссорятся Швабрин с издевкой раскритиковал любовную «песенку», написанную Гриневым, а также позволил себе грязные намеки относительно «нрава и обычая» Маши Мироновой, коей эта песенка была посвящена. Позже, в разговоре с Машей, Гринев выяснит причины упорного злоречия, которым Швабрин её преследовал: поручик сватался к ней, но получил отказ. «Я не люблю Алексея Иваныча. Он очень мне противен», признается Маша Гриневу. Ссора разрешается поединком и ранением Гринева. Маша ухаживает за раненым Гриневым. Молодые люди признаются друг другу «в сердечной склонности», и Гринев пишет батюшке письмо, «прося родительского благословения». Но Маша бесприданница. У Мироновых «всего-то душ одна девка Палашка», в то время как у Гриневых триста душ крестьян. Отец запрещает Гриневу жениться и обещает перевести его из Белогорской крепости «куда-нибудь подальше», чтобы «дурь» прошла.


В начале октября 1773 г. комендант крепости получает секретное сообщение о донском казаке Емельяне Пугачеве, который, выдавая себя за «покойного императора Петра III», «собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей». Коменданту предложено «принять надлежащие меры к отражению помянутого злодея и самозванца». Вскоре уже все заговорили о Пугачеве. В крепости схвачен башкирец с «возмутительными листами». Но допросить его не удалось у башкирца был вырван язык. Со дня на день жители Белогорской крепости ожидают нападения Пугачева, Мятежники появляются неожиданно Мироновы даже не успели отправить Машу в Оренбург. При первом же приступе крепость взята. Жители встречают пугачевцев хлебом и солью. Пленных, среди которых был и Гринев, ведут на площадь присягать Пугачеву. Первым на виселице гибнет комендант, отказавшийся присягнуть «вору и самозванцу». Под ударом сабли падает мертвой Василиса Егоровна. Смерть на виселице ждет и Гринева, но Пугачев милует его. Чуть позже от Савельича Гринев узнает «причину пощады» атаман разбойников оказался тем бродягой, который получил от него, Гринева, заячий тулуп.


Гринев с Савельичем выезжают в Белогорскую крепость, но у Бердской слободы они схвачены мятежниками. И снова провидение сводит Гринева и Пугачева, давая офицеру случай исполнить свое намерение: узнав от Гринева суть дела, по которому тот едет в Белогорскую крепость, Пугачев сам решает освободить сироту и наказать обидчика. По дороге в крепость между Пугачевым и Гриневым происходит доверительный разговор. Пугачев отчетливо осознает свою обреченность, ожидая предательства прежде всего со стороны своих товарищей, знает он, что и «милости государыни» ему не ждать. Для Пугачева, как для орла из калмыцкой сказки, которую он с «диким вдохновением» рассказывает Гриневу, «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью; а там что Бог даст!». Гринев делает из сказки иной нравственный вывод, чем удивляет Пугачева: «Жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину». В Белогорской крепости Гринев с помощью Пугачева освобождает Машу. И хотя взбешенный Швабрин раскрывает перед Пугачевым обман, тот полон великодушия: «Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать: таков мой обычай». Гринев и Пугачев расстаются «дружески».


Машу в качестве невесты Гринев отправляет к своим родителям, а сам по «долгу чести» остается в армии. Война «с разбойниками и дикарями» «скучна и мелочна». Наблюдения Гринева исполнены горечи: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Окончание военной кампании совпадает с арестом Гринева. Представ перед судом, он спокоен в своей уверенности, что может оправдаться, но его оговаривает Швабрин, выставляя Гринева шпионом, отряженным от Пугачева в Оренбург. Гринев осужден, его ждет позор, ссылка в Сибирь на вечное поселение. От позора и ссылки Гринева спасает Маша, которая едет к царице «просить милости». Прогуливаясь по саду Царского Села, Маша повстречала даму средних лет. В этой даме все «невольно привлекало сердце и внушало доверенность». Узнав, кто такая Маша, она предложила свою помощь, и Маша искренне поведала даме всю историю. Дама оказалась императрицей, которая помиловала Гринева так же, как Пугачев в свое время помиловал и Машу, и Гринева.



«Роман Пушкина «Капитанская дочка»» - Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем. Подумай и ответь. Загадки романа – это загадки жизни. Сопоставь. Загадки А.С.Пушкина в повести «Капитанская дочка». Проверь себя. Какие нравственные открытия приносит Гриневу воспитание жизнью. Почему Швабрин вызывает наше презрение. Иногда Пугачев ведет себя воистину по-царски.

«Историческая основа «Капитанской дочки»» - Царствование Екатерины II. Положение и статус различных территорий. Работа над литературным произведением. Положение народа. Эпоха царствования Екатерины II. Художники – иллюстраторы. Рисунки П.Соколова. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Исследовать историческую эпоху. Историческая основа повести.

«Урок Пушкин Капитанская дочка» - Как через внешность раскрывается характер героя? Какую роль играет пейзаж в раскрытии характера литературного героя? Как проявляются черты характера героя во взаимоотношениях с другими людьми? Да он…» Урок-размышление с элементами исследования по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Как интерьер помогает понять характер героя произведения?

«Рассказ «Капитанская дочка»» - Я стал читать про себя молитву. Миткаль – дешёвая хлопчатобумажная ткань сероватого цвета. Деталь. Платать, или платить одежду - чинить, латать, класть, или нашивать. Армяк. Почему возникают споры о жанре «Капитанской дочки». Два халата, один миткалевый и шелковый полосатый на шесть рублей. Облачение в «ризу светлу» после Крещения.

«Произведение Пушкина «Капитанская дочка»» - Значение исторического труда А.С.Пушкина. Роман. Одно из последних произведений А.С. Пушкина. Реализм. Как Пушкин своего Пугачева написал. «Капитанская дочка» появляется в журнале «Современник». Идейно-художественная позиция. «Капитанская дочка». Фигура мятежного Пугачева. История Пугачева. Запись в тетрадь.

«Книга «Капитанская дочка»» - Вывод. Хроника? Краткий рассказ о писателе. К власти пришла Екатерина II. Главы VIII – XII глав. Награди вас Господь за вашу добродетель. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести «Капитанская дочка». Рассказчик не скрывает жестокости Пугачева: Унять старую ведьму! Как показана императрица в повести?

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры