Приметы связанные с похоронами — как не навлечь на себя беду после похорон. Плач по умершему

Главная / Ссоры

Терять близких всегда очень тяжело. Трудно справиться с эмоциями, ведь теперь придется что-то менять в жизни, привыкать жить без усопшего. Слезы наворачиваются при одном только воспоминании о нем. Как справиться с собой? Почему нельзя плакать по умершему - мужу, брату, позволять ли себе долго оплакивать покойную жену, тещу или сестру? Не нанесем ли мы вред их душам своими слезами?

Можно ли плакать по умершему

Почему православная религия не разрешает долго плакать по умершему

Большинство православных священников сходятся в мысли о том, что очень долго плакать по умершим нельзя. Церковь дает прямое обоснование этому. Дело вот в чем.

Отношение к смерти у христиан, философское. Душа человека бессмертна, лишь тело заканчивает свое земное существование. Сама смерть - не трагическое событие, а, скорее, радостное. Душа умершего получает второе рождение, переходя в более совершенную жизнь. Священнослужители советуют не тратить свою энергию на слезы по усопшему, а уделить внимание усердным молитвам об упокоении его души. Это хорошо помогает быстрее прийти в себя, после смерти близкого человека и перестать проливать горькие слезы.

Как воспринимают длительный плач по умершему медики и психологи

Длительное депрессивное состояние, когда любое воспоминание об умершем вызывает повышенную слезливость, еще никому не пошло на пользу. Психологи утверждают, что если человек оплакивает умершего родственника более года, у него имеются серьезные психологические проблемы, которые нельзя оставлять без внимания.

Длительная скорбь признак того, что находящийся в трауре потерял смысл жизни, а постоянные его слезы прямой путь к развитию психических и физических болезней. Человеку в этом случае требуется профессиональная помощь. Медики и психологи так же, не рекомендуют долго плакать по умершим.

Как справиться с эмоциями и не плакать по умершему

Боль от утраты порой схожа с физической, настолько трудно сдержать свои эмоции и слезы. Существуют ли способы, которые могут помочь хоть немного привести свои чувства в порядок? Несмотря на то, что противостоять сильному горю довольно трудно, стоит попытаться это сделать.

Во-первых, нужно осознать одну простую вещь: покойному не станет легче, если мы будем кидаться на гроб в истерике. Скорее, наоборот, его душе труднее обрести покой в ином мире. Перед похоронами лучше принять успокоительное лекарство, чтобы легче пережить этот нелегкий процесс. От затяжной депрессии спасет посещение психотерапевта или психолога.

Если в семье кто-то длительное время находится в состоянии печали и скорби, нельзя оставлять этот факт без внимания. Нужно подбирать методы, которые помогут отвлечься, понять, что жизнь не стоит на месте, она продолжается. В конце концов, смерть неизбежна, рано или поздно она настигнет каждого.

http://geo-storm.ru/vechnye-voprosy/pochemu/mozhno-li-plakat-po-umershemu/

Тяжесть потери близких людей невозможно передать словами. Трудно сдерживать слезы при воспоминании о них, справляться с эмоциями и привыкать жить, когда их не будет рядом. Но почему говорят, что нельзя плакать по умершему?

По канонам православной церкви запрещается долго лить слезы по усопшим людям. В основе этого факта лежит философское отношение к смерти у христиан. Человеческие души бессмертны. А тела усопших согласно принятому обряду погребения предаются земле. Душа близкого и родного человека переходит в совершенную жизнь и получает второе рождение. Священнослужители не рекомендуют тратить энергию и силы на слезы по усопшим родственникам, а советуют уделить внимание молитвам об упокоении их душ. Такие действия помогают взять себя в руки и перестать проливать горькие слезы из-за такой трагедии.

Следующая версия ответа основана на мнении медицинских работников и психологов. Длительное депрессивное состояние, основанное на повышенной слезливости родственников умершего человека, приводит к развитию патологических состояний нервной системы. По утверждениям психологов, постоянная скорбь в течение долгих месяцев и частые слезы приводят к диагностированию серьезных психических и физических заболеваний, вплоть до потери разума и сумасшествия. Таких людей нельзя оставлять без внимания и в случае длительного депрессивного состояния обращаться за помощью квалифицированных специалистов.

Еще одна версия того, почему считается, что нельзя плакать по умершему, основана на народных приметах. Согласно таким приметам появилось утверждение о том, что повышенная слезливость родственников приводит умерших к холоду и избыточной влаге. Ведь все слезинки падают на них в ином мире, и их душам будет сложнее обрести покой. Также снятся вещие сны, в которых усопшие родственники просят перестать оплакивать их. Частые молитвы, заупокойные службы по душам близких людей, заказанные в церквях считается наилучшим выражением искренней к ним любви.

Конечно, трудно сдерживать эмоции, слезы после смерти родственников, противостоять нахлынувшему горю. Душевную боль утраты можно сравнивать со страшными физическими муками. Но покойным от этого легче не станет, а стрессовая ситуация, затяжная депрессия, состояние постоянной печали и скорби приведут к новым неприятностям, ухудшению здоровья живых родственников. Поэтому, не нужно плакать по умершему человеку. Лучше постоянно ставить свечи за упокой его души, и заказывать панихиды.

А чего смерти бояться? Все умрём. Столько хороших людей уже умерло, что и нам не грех в могилу лечь.

Комфорт и безопасность изменили нас. Порог боли и чувствительности современного человека сильно отличает нас от наших даже ближайших предков, и в этом нет ничего плохого, я и сам каждое утро восхищаюсь чудом горячей воды и благодарю Бога за свет и тепло. Но мы другие. Защитив себя и обезопасив жизни свои, кое в чем мы сделались более уязвимыми, а порой и беззащитными. Факт смертности – нашей и наших близких – мы теперь переносим куда тяжелее и болезненней, нежели наши прадеды.

В старину человека с детства приучали к мысли, что ему придётся похоронить родителей. И молодые люди знали, что доведётся не просто переживать утрату родителей, но именно – похоронить и сделать это красиво и правильно. А еще было чудесное слово «досмотреть», и достоинство детей оценивалось по тому, как они утешают своих умирающих близких, как успокаивают их угасающую старость. Подумайте: с детства к этому готовили. Не боялись детей испугать или шокировать. Как готовили? Говорили о смерти спокойно, как о чём-то естественном, не смягчая ее трагичности, не врали себе и детям, не прятались от нее. Старики собирали себе на смерть, готовили рубахи и платки – в чём в гроб положат, не боялись часто причащаться, не пугались писать завещаний и – плакали, конечно же, плакали – как же без этого? Кому же охота помирать? Столько дел! Столько работы! Но плач этот был правильным, он разрешался в особый ритуал, обряд – горе избывалось, обряжаясь в погребальные обычаи и традиции.

И не только к смерти родителей готовили от юности. Муж и жена – скорее всего кто-то пойдёт к Богу раньше, и уже во время венчания люди учились разлуке. Не ведая того, наши предки приучали своих детей к одному из самых изящных духовных упражнений. Покойный Сенека, наставник умирания, советовал своим ученикам: «Нам надо постоянно думать о том, что смертны и мы и любимые нами» (Письма 63,15). Думать – постоянно. Пребывать в памяти смертной. Не давать суете и малодушию спрятать от нас трагичности мира. Но Сенека говорит не просто о памяти смертной вообще, об отстранённом созерцании космического закона. Это созерцание конкретно. Философ призывал к перемене самого фокуса «смертельного созерцания». Верующих часто, иногда – справедливо, укоряют в эгоизме. В созерцании своей финальности действительно есть нечто эгоцентричное. Но в том, что умру я – нет еще большой трагедии. Порой смерти ждёшь, как избавления, отрады. Но – умрут любимые мною люди. Вот это по-настоящему ужасно. Мир полон боли, несчастий, болезней, но быть живым – это так хорошо.

Когда Софокл устами одного из своих персонажей говорит «высший дар – нерождённым быть» (Эдип в Колоне 1225), слушателя и читателя пронизывает космический холод, мурашки бегут по коже, одолевает и парализует благородная метафизическая тоска – до чего эпично, глубоко, красиво! И лишь истрезвившись от этой античной стужи, начинаешь понимать ложь этих слов. Да, ко мне, непомерно эстетствующему эгоисту эта фраза подойдёт, но разве я бы хотел, чтобы никогда на свет не появился мой ясноглазый племянник, или веселые братики, моя мама, мои добрые и терпеливые друзья, разве было бы хорошо, если бы они никогда не родились? Да, мир полон боли, горя, потерь, но эти люди – украшение человечества, вместе с ними даже в этот больной мир вошли и смысл и радость, и сквозь горе мы всё же радуемся, что кто-то славный побыл на этом свете пусть даже совсем чуть-чуть. Но как же больно от мысли, что однажды им всем придётся умереть.

«Человек начинается с плача по умершему». Так говорил покойный Мераб Мамардашвили. Не с плача по себе умершему или умирающему начинается человек, а с принятия и избытия смерти своих любимых. Этому плачу в хороших семьях приобщали с детства – чтобы человек в ребенке проснулся как можно раньше, чтобы через мужественное принятие смертности своей и своих любимых с первых дней своей жизни научиться принимать, благословлять этот мир, и – сопротивляться ему. Все наши близкие и друзья, любимые и хорошие – это люди, которых мы однажды потеряем. А еще – это люди, которые потеряют нас.

Однако «плач по умершему» это не просто красивый образ или стерильное духовное упражнение. У нас есть религия. Она учит нас правильному плачу по умершему, целительному плачу. Когда я только начинал служить священником, меня всегда смущали наши белорусские похороны: «профессиональные» плакальщицы, сложнейшие и разнообразнейшие ритуалы, особый панихидный распев и завывательная манера исполнять песнопения и потребность на грани одержимости «адправить пакойника» (помолиться за покойного) «як след» (как положено). Потом я понял, как же важен этот вой, эти эпические слёзы, «лишние» обряды.

Это – Белоруссия. Здесь было так много горя. В войну белорусы потеряли каждого четвертого, и, может быть, перенести нам все эти беды и помогла способность хоронить, «как положено». Не надо льстить себе: мы всего лишь люди – сколько бы вы не знали языков, какую бы изысканную литературу не читали, горе и боль, слёзы и утраты у нас у всех – человеческие. И эту боль надо уметь выплакать, провыть, прокричать.

Смерть – всегда не вовремя. Смерть застаёт нас врасплох. И нам нужно не только умом, но и самой кожей избыть это горе. Даже распоследние материалисты это, если не понимали, то чувствовали, изобретая гражданские панихиды и пресные минуты молчания. А в церкви – дым кадила, чтение бесконечных поминальных записок, столы с приношениями и запечатанная земля, и как запоют «Со святыми упокой», подхватит вся церковь этот скорбно-торжественный мотив, а потом разрешится в мужественный и трагичный мажор икоса восьмого гласа – «Сам Един еси Бессмертный, сотворивый и создавый человека». Выкричаться нам надо, пропеть, простонать сквозь слёзы и благодарную грусть. И интеллигентнейшая из русских женщин в минуту боли и утраты могла написать:

Буду я, как стрелецкие жёнки,
Под кремлёвскими башнями выть.

Современного человека, и, прежде всего ребенка, подростка со всех сторон ограждают от смерти, от самого факта и упоминания. Но ведь однажды ему предстоит проводить своих родителей в последний путь, и сделать он это должен «как следует». Религия есть некая культурная оформленность предельного человеческого опыта. Она дает не просто некий эмоциональный антидот, противоядие от чрезмерного потрясения, сознания необратимости, но само исполнение ритуала избывает скорбь, потому что кричим мы, плачемся Богу-Человеколюбцу, Утешителю сирот и смертников.

И Он не даёт нам ответов, как и пытливого Иова Он не уговорил, а только утешил – как? – не знаем ни мы, ни Иов. Дети, выросшие в семьях без подлинной религиозной традиции, более уязвимы, они беззащитны перед смертью, их не приучают с детства правильно переживать и осмыслять смерть и близких, и свою собственную. Наши панихиды, родительские субботы, грозные обряды, кутья, записочки и сорокоусты могут показаться ненужным усложнением, недостойным благородной евангельской истины. Но стоит ли от этого отказываться перед лицом всех наших утрат бывших и – непременно – будущих? А потому, смертнички мои, положу я в кадило побольше ладану и затяну длинную и громкую белорусскую панихиду, чтобы и живые, и мёртвые услышали и утешились скорой грядущей встречей.

Гостевая статья

Раньше люди по-другому относились к смерти, нежели в настоящее время. Это воспринималось, как неизбежность и переходный этап при перемещении души в иной мир. Умирать считалось не страшно и люди спокойно готовили погребальную одежду и аксессуары. У гроба усопшего плакали и делали это искренне и в соответствии с традициями. Человек, испытавший утрату близкого, не задумывается о правильности или уместности рыданий, а делает это от души.

Но существует версия, что нельзя по усопшему рыдать, поскольку это может повредить его душе. Некоторые считают эти высказывания суевериями и прощаются с умершим так, как того требует душа. Плакать у гроба умершего человека – естественно, и в настигшем горе редко какой человек станет задумываться о каких-либо суевериях. Горе застилает разум и не позволяет думать о последствиях рыданий.

Что такое плач

Как сказал один из мудрецов: человек начинается с плача по умершему. Это означает, что ребенок становится взрослым человеком. Это связывается со становлением сознания, с взрослением, к которому приводит горе от потери близкого человека. Философы говорят, что человек становится только тогда сознательной личностью, когда испытает серьезную утрату от потери близкого человека и поплачет у его гроба. Противостоять череде событий человек не может, поскольку когда-то он потеряет окружающих его людей или они потеряют его. Плакать придется, поскольку чувства к близким очень сильны. Церковь устанавливает определенные правила, как правильно оплакивать умершего.

Почему нельзя плакать

Существует огромное количество теорий, почему нельзя плакать. Одна из них основана на знаниях о тонком мире, которые собирались веками по крупицам. Эзотерики говорят, что тонкий мир представляет собой не рай и ад в классическом представлении, а устройство, состоящее из нескольких областей, похожих на слои, в каждом из которых собираются души подобных людей. У каждого человека в тонком мире свое предназначение и душа отправляется исполнять его. При плаче близких душа вынуждена прерывать свое занятие и привязываться к земному миру. Плачущего человека называют эгоистом, который не желает отпустить от себя душу умершего. Эзотерики говорят, что для души умершего существует особое предназначение, только выполнив которое она сможет снова воплотиться в земном мире.

Православная церковь придерживается несколько иной версии, которая немного схожа с эзотерической, но основывается на других принципах. Считается, что умерший человек после кончины предстает перед господом для совершения божьего суда. Бог определяет, куда отправить душу новопреставленного человека и анализирует грехи. Душа в это время кается перед Всевышним. Плачущие же родственники отвлекают душу и не хотят ее отпустить на божий суд. Тем самым родственники задерживают тонкую оболочку умершего в земном мире, где она страдает и мучается.

Сторонники этих теорий относительно плача по усопшему придерживаются мнения, что лучшим прощанием с умершим во время похорон считается молитва. Тихое горе в молитве поможет отошедшей душе найти покой в ином мире. Но русскому человеку присуще эмоциональное проявление горя. Его нужно выплакать и провыть. Раньше в деревнях даже нанимали «плакальщиц», которые задавали голосовой тон на похоронах. Считалось, что прощание должно сопровождаться плачем навзрыд и страданиями близких. Церковью выделены специальные дни, в которые разрешается плакать по усопшим. Их нужно знать и плач в определенные дни помогает душам умерших успокоиться, почувствовать любовь друзей и родственников.

Не все люди верят в подобные гипотезы и проявляют собственное горе индивидуально. Плач на похоронах естественен и считается, что тот, кто не плачет, не скорбит и рад тому, что человек ушел в другой мир.

Почему нельзя плакать по умершим?

    Нельзя плакать по умершим от того, что души покойников в загробном мире от этого страдают. Когда человек плачет, он все время думает о покойном, тужит, желает его вернуть. Тратит колоссальное количество энергии в пустую. И душа покойного не может обрести покой.

    Если говорить о плаче о недавно умершем(до 40 дней), то это чревато тем, что душа умершего может не перейти в иной мир(обрести новую жизнь и тело), а застрять здесь в виде привидения и страдать от этого. Плакать по давно умершим, нет смысла, душа обрела новую жизнь и тело, взамен например старого и больного. Ему в этом положении хорошо и он счастлив.

    Возможно эти слзы приносят душе, в новой жизни, страдания.

  • Плакать по умершим

    нельзя долго и сильно. Якобы, слезы топят умершего и он не может перейти в другой мир.

    Моя тетя потеряла сына. Очень долго плакала, на протяжении лет 5 не могла успокоиться, постарела и никакие уговоры на нее не действовали.

    Вот все и приводили такие доводы, что ему там от слез не комфортно, что слезы топят, что они его беспокоят и т.д.

  • Потому что считается что плач по умершему и проявление к нему любви и жалости отрицательно воздействует на душу покойника. Из- за печали и тоски душа не сможет покинуть этот мир и будет обречена на вечное скитание между мирами.

    Тут много всего написано....4 марта 2014 захлебнулась моя 6-ти летняя доченька....Я хожу в церковь, но мне от этого не легче, за все время мой ангел мне не приснился... Вы пишите не плакать, но не было и дня чтобы я ее не вспоминала и слезы сами текут. Я хожу на работу, общаюсь с людьми, смеюсь, но душевная глубокая боль не отпускает. Иногда забываешься, думаешь что все хорошо, а иногда начинаешь реветь...

    Да существует такой миф, что нельзя плакать по умершим людям, потому что когда человек умер то его душа уже вышла в путь в другой мир, и когда мы плачем то тем самым зовем его, а это причиняет душе большое беспокойство, нельзя мешать душе, у нее уже есть свой путь!

    Плачем мы оттого,что мы ЛЮДИ! И потому,что мы ЛЮБИМ!Да,умерший проходит свои дела,нас,живых,не касающиеся!Но-он был частью нашей жизни!После его ухода наша жизнь однозначно меняется-мы сами в состоянии перехода,а это вс ж таки ломка прежних устоев,подчас крепко зацементированных.У меня 45 дней назад погиб родной брат-в 28 лет.Я тоже плачу,особенно к вечеру.Но это в большей степени оттого,что он по земным меркам ничего не успел-ни семьи,ни детей,ни любимого дела!Вс искал что-то.Отсюда-тоска.Одно утешает-ТАМ он дома.

    не плакать вряд ли получится, но вот кричать ни в коем случае нельзя. душа осваивается в новом мире и беспокоить ее- значит причинить ей зло, душа все слышит и громкие крики могут ее напугать. Еще слышала, что первые три дня душа безэмоционально просматривает все картины своей жизни и, если громко кричать, она может обернуться, что бы посмотреть что происходит и в этот момент пропустит какое-то важное событие- оно навсегда исчезнет из ее опыта, представьте если там было что то очень важное, первая любовь, рождение детей и душа это забудет- это не простительно

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры