Программа 12 шагов для зависимых дома. «12 шагов» к выздоровлению

Главная / Ссоры

Даже беглый взгляд на историю программы "12 шагов" поражает и убеждает в некой особой феноменальности этого явления. Судите сами.

Рождение группы анонимных алкоголиков, созданной бывшими алкоголиками, биржевым маклером Билли В. (Вильям Грифт Вилсон, 1895-1971) и врачом – хирургом Бобом (Роберт Хальбрук Смит, 1895-1971) относят к 1935-1937 гг. .

Зародилось движение в Соединённых Штатах Америки. Поэтому эта страна и сегодня является его координационным центром со штаб-квартирой в Нью-Йорке. В последующем ячейки движения распространились в другие регионы мира, а также практически во все страны Западной Европы.

У истоков этого нового объединения стояли также пасторы трех главных протестантских деноминаций. В 1939 году аналогичные программы были внедрены в Канаде, Ирландии, Мексике, Японии. Поражают стремительный рост и масштабы распространения этой организации .

Анализ результатов деятельности различных групп самопомощи, основанных на идеологии "12 шагов", впоследствии дал возможность объединить духовные принципы работы групп АА (и других) с некоторыми положениями психологии, психиатрии, социологии, антропологии и других наук.

Это привело к появлению в конце 40-х годов Миннесотской модели, основу которой составляют следующие представления:

Химическая зависимость (алкоголизм, наркомания) является неизлечимым хроническим заболеванием, имеющем духовную основу и возникающем не по вине заболевшего;

Химическая зависимость является одним из возможных проявлений глубинных духовных дефектов (позже они были названы созависимостью) и имеет единую природу с другими видами зависимости;

Зависимость невозможно вылечить, однако возможен поворот от развития болезни к выздоровлению при готовности человека к такому повороту и желании отказаться для этого от своеволия;

У человека, страдающего алкоголизмом или наркоманией, легко может сформироваться зависимость от любых веществ, изменяющих сознание, волевую, эмоциональную или интеллектуальную сферу. Поэтому лечение по Миннесотской модели – полностью безмедикаментозное;

Лечебный центр должен представлять собой терапевтическое сообщество, персонал которого не противопоставляет себя пациентам, а сотрудничает с ними. Поощряется и стимулируется максимальная открытость в общении, при строгом соблюдении правил конфиденциальности и анонимности;

Ответственность за выздоровление лежит на самом пациенте.

Добрались "12-тишаговики" и до России.

С 1987 года "12-ти шаговая" программа реабилитации алкоголь- и наркозависимых внедряется и активно распространяется по всей России. Проводятся всевозможные съезды, симпозиумы, конференции, выпускается специальная литература, альманахи, брошюры, книги с символикой АА. Протестантский пастор Д.В. Кинли помог организовать деятельность филиалов в Киеве, Кишинёве, Одессе, Алма-Ате, Новосибирске и Москве.

С начала 90-х годов прошлого века, пользуясь тем, что, к сожалению, ни в стране в целом, ни в Русской Православной Церкви, в частности, не было ещё опыта работы с наркозависимыми и каких-либо реабилитационных программ, некоторые деятели ухватились за то, что как всегда "вовремя" подсунул Запад, и стали активно внедрять "12-ти шаговую" программу в России. Недаром многие православные россияне считают общества АН оздоровительной сектоподобной протестантски ориентированной международной организацией, которая окормляется "пастырями" из-за рубежа или по их подсказке.

Да и стажировались некоторые наши "продвинутые" активисты и даже священники в США по приглашению Института проблем химической зависимости в Нью-Йорке (причем, будучи далекими по своему образованию не только от проблем наркологии, но и от медицины в целом). Можете себе представить, что бывшие педагоги, музыканты или повара вдруг в одночасье становятся специалистами в области наркологии (?!!). Нет? Оказывается, еще как это возможно, было бы желание, а Америка поможет.

Цель такой стажировки – перенять и внедрить в России опыт избавления от алкоголя и наркомании по протестантской Программе "12 шагов", а обучение этому проходит в реабилитационных центрах "Эшли" (штат Мэриленд) и "Грэймар" (штат Нью-Йорк) и др. Окончив там курсы, заимствовав готовую методику, заручившись зарубежной поддержкой и сославшись на то, что "эта программа хорошо зарекомендовала себя уже во многих странах" , руками некоторых наших сограждан программа начинает широко и очень активно внедряться в России. Тем более что деньги на это даются, в том числе, например, Луисом Бентлом, президентом одной из крупнейших табачных компаний США – "UST", очень почему-то заинтересованному в реабилитации от наркотиков наших соотечественников, а подготовкой наших психологов руководят профессионалы из известнейших центров США: Хезелден (штат Флорида), Эшли (штат Мэриленд), Хай Вотч (штат Коннектикут), Сера Тусон (штат Аризона), "Грэймар" (штат Нью-Йорк).

"…Программа "12 шагов" лоббируется со стороны государства и финансируется международными структурами".

Хочется напомнить историю с внедрением у нас Программ демографического сдерживания – "Полового воспитания" и "Планирования семьи" – тоже "хорошо себя зарекомендовавших" (с точки зрения тех, кому мешало население России) и завезённых к нам из США. Потом мы кусали локти и теперь, объявив демографическую проблему первоочередной для России, пытаемся спасти ситуацию! Да что там, по той же схеме внедрялась у нас в стране сайентология, а первыми адептами-внедряльщиками ее в России стали слетавшие в Лондон на стажировку бывшие космонавт и сотрудник МВД. А пресловутая программа "Альфа-Омега" все с тем же протестантским душком, которую тоже пытались протащить через Русскую Православную Церковь скомпрометировавший себя в Ивановской Епархии и изгнанный из неё и из игуменства Николо-Решемского монастыря игумен Евмений?

Пока проблемами химической зависимости будут заниматься некомпетентные люди, ждать положительных результатов не приходится. Мы даже знаем случай, когда серьёзными вопросами акушерства и гинекологии вдруг занялись прапорщики, провизоры, компьютерщики и парикмахеры. Теперь та же история повторяется и с вопросами наркомании. Как говорится в известной басне И.А. Крылова:

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело все погубит…

Нашу страну губят дилетанты и падкие на западные подачки новаторы-реформаторы.

По свидетельству многих российских исследователей, 12-ти шаговая Программа плохо приживается на нашей почве. Интересно, почему? Да потому что наш менталитет является духовным иммунитетом. В литературе наркологического профиля была опубликована серия материалов, в которых анализировался опыт работы общества АА (А.Л.Игонин. 2007 г.). И хотя авторы в чем-то положительно оценивали этот опыт, их суждения не были уж столь восторженными.

Иеромонах же Иона Займовский, автор книги "Церковь и страдающая личность" и руководитель упомянутого Центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловском монастыре, характеризует успехи групп АА/АН, работающих по иностранному образцу, "как беспрецедентный успех". Догадайтесь, где стажировался уважаемый иеромонах?

Очень жаль, что священник, живущий в России, здесь воспитывавшийся и получивший образование, не учитывает накопленный в Русской Православной Церкви огромный опыт душепопечения и излечения духовных недугов.

Это и положительный опыт исцеления пьяниц и алкоголиков в "Обществах Трезвости" перед началом Первой Мировой Войны.

Трудно предположить и печально, если он этого не знает. Ещё печальнее, если знает и отвергает.

Этот опыт теперь активно возрождается в России. Также как и накопленный на сегодняшний день богатый опыт православных организаций по реабилитации наркозависимых. Что же мешает отцу Ионе, православному монаху, изучить и использовать во благо заблудших душ отечественный опыт? Конечно, проще и легче пойти по проторенному Западом пути. Соответствовать, так сказать, духу времени, прослыть новатором-реформатором. Но что ждёт нас в конце такого пути?! Тем более что сам Запад не в восторге от эффективности своих программ.

Можете ли вы представить себе владыку Николая Японского, просветившего светом Православия Японию, "работающим" там для удобства местного населения по "инославным" программам и говорящего "об иных богах"? Или Нестора Камчатского, или вл. Макария Алтайского и многих, многих других? Неужели в России все так безнадежно, что мы вынуждены руками православного священства проводить в православной среде протестантскую или иную миссию?!

В первом номере журнала "Наркология" за 2007 год опубликована статья профессора, доктора медицинских наук, руководителя Отдела судебно-психиатрических проблем наркоманий и алкоголизма ФГУ "ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского" Росздрава А.Л. Игонина "Общество анонимных алкоголиков и перспективы его деятельности в России (обзорное сообщение)". Данный материал, вполне конкретно, с реальных научно обоснованных позиций объективно отражает различные аспекты работы сообщества "Анонимных Алкоголиков/Анонимных Наркоманов (АА/АН)".

Что же представляет собой 12-ти шаговая программа?

Профессор А.Л. Игонин выделяет три основных по сути компонента метода движения АА/АН:

Обращение к религиозным (якобы) чувствам своих членов;

Активное взаимодействие между собой и взаимопомощь друг другу пациентов в группе;

Создание особой антиалкогольной (антинаркотической) социальной среды.

Опыт 12-ти шаговой Программы показал якобы прекрасные результаты её работы во всём мире, и, если можно этому верить, помог огромному числу наркоманов и алкоголиков начать вести трезвый образ жизни. Это, конечно, момент отрадный – тысячи людей перестают быть наркоманами без всякого медицинского лечения, а только изменив свой образ жизни. Но тогда он явно свидетельствует в пользу того, что алкоголизм и наркомания – это болезни, прежде всего, духовные. А если это так, тогда можно предположить и путь к освобождению от чумы XXI века.

Мы не будем сейчас анализировать так называемый "религиозный" опыт работы в 12-ти шагах. Он не только весьма сомнителен, но, с нашей точки зрения, и вовсе не является религиозным. В лучшем случае его можно в какой-то мере назвать "духовным". Но мы же знаем, что между понятиями "религиозный" и "духовный" не стоит знак равенства. Да и духовность духовности рознь!

Рассмотрим второй компонент деятельности АА/АН – групповое взаимодействие. Использование данного метода ни в коем случае не является изобретением общества АА. Это частное проявление групповой психотерапии при наркологических заболеваниях широко использовалось ещё в начале 20-го века в тех же США. Этот метод, по мнению проф. А.Л.Игонина (независимо от того, применяется он членами общества АА или психотерапевтами обычных наркологических стационаров), имеет ряд важных для излечения пациентов эффектов. К ним относятся: достижение сплочённости, внушение надежды, обобщение, альтруизм, предоставление информации, межличностное обучение, развитие навыков в общении, имитирующее поведение, катарсис. Это можно считать важным моментом в процессе реабилитации больных.

Третьим компонентом деятельности общества АА/АН является создание особой социальной среды. Больные и члены их семей общаются не только во время заседания ячеек, но и вне их. Они ведут общественную деятельность по пропаганде трезвого образа жизни и распространению опыта деятельности АА/АН. Однако, к сожалению, и этот вид деятельности АН требует также особого рассмотрения и внесения корректировки.

Следует отметить большой недостаток в деятельности АА/АН, который может привести их (и периодически приводит) к тяжёлым медицинским последствиям. Дело в том, что идеологи АА/АН в своей деятельности дистанцируются от взаимоотношений с наркологическими и психиатрическими учреждениями официальной медицины. Это, с одной стороны, чревато медицинскими проблемами для больных (а нам известны подобные случаи: развитие острых психозов и совершение суицидальных попыток, особенно в постабстинентном и раннем восстановительном периодах, когда у них нередко развивается тяжёлый депрессивный синдром), а с другой стороны – может свидетельствовать даже о их связи с деструктивной сектой – в частности, сайентологическими организациями, занимающимися псевдомедицинской практикой (например, "Нарконон". "Церковь сайентологии" и другие хаббардистские организации (центры дианетики, Криминон" и пр.), которые относятся к опасным деструктивным культам! Сайентология – это образец тоталитарной секты, самая архетипическая тоталитарная секта .

И такая связь прослеживается. У нас имеются документы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и прокуратуры г. Москвы, свидетельствующие о том, что 12-ти шаговые Программы в мире активно распространяются на деньги той самой деструктивной секты – Американского Хаббардовского Центра. А сайентологи, как известно, питают особое пристрастие к методам психического воздействия на людей и вторгаются в наркологию со своими сомнительными, а точнее – оккультными, подавляющими волю и сознание личности, методиками, при этом нетерпимо относясь к официальной психиатрии и наркологии.

Неприязнь со стороны сайентологов мы ощутили как на деятельности нашего Центра, так и на себе лично (на меня в штаб-квартире сайентологов в Москве заведено ими досье, о чем несколько лет назад показали по TV – о. Анатолий Берестов).

То, что во всём мире "12 шагов" продвигаются, в том числе на хаббардовские и соросовские деньги, – это общеизвестно, хотя я вовсе не утверждаю, что отцы Иона и Пётр работают на эти деньги. Я этого не знаю, и поэтому утверждать не имею права, но я точно знаю, что в мире 12 шагов распространяются на хаббардовские и соровские деньги.

Анатолий Берестов, иеромонах
Русская линия – 16.10.2007.

Использованная литература

1. Иванова Н., Бирун Н.. "Наркотики: выход есть". С.-Пб-Москва-Харьков-Минск. 2001. -С. 111-112.

2. Невярович В.К. "Порок души".

3. Займовский Иона, иеромонах. Церковь и страдающая личность. - М.: Даниловский Благовестник, 2005. - С.21

4. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. - Нижний Новгород: Христианская библиотека. 2006.

5. Займовский Иона, иеромонах. Церковь и страдающая личность". – М.: Даниловский Благовестник, 2005. - C.14.

6. 12 шагов и 12 традиций. - Нью-Йорк, 1989. - С.26.

Напиши, когда ты думал о том, как бы употреблять, вместо того, чтобы думать о более важных делах.

  1. Возбуждение от предвкушения употребления.

Нетерпеливое ожидание конца работы, желание начать пить раньше остальных, безразличие к тому, что будет происходить за столом, безразличие к тому, что будешь употреблять, с кем будешь употреблять, отсутствие интереса к выпивке, безразличие к мнению близких по поводу твоего употребления, встреча с друзьями как повод для выпивки.

  1. Вызванные пьянством опасные ситуации – угроза себе и другим.

Падения, травмы, пожары, драки, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии, конфликты с полицией, провалы памяти, связи с опасными людьми, преступления, хулиганское поведение, несмотря на желание вести себя хорошо и сознательно.

  1. Употребление больших доз химических веществ, чем предполагалось в начале (не мог предвидеть результат) .

Желание посидеть с друзьями после работы с непредвиденными последствиями, продолжение выпивки, несмотря на другие планы.

  1. Неудавшиеся попытки прекратить употребление химических веществ.

Как ты пытался справиться со своей болезнью иными, чем полное воздержание от химических веществ, способами; решение не пить неделю, но начало раньше, решение употреблять более легкие химические вещества, решение не пить за рулем, не пить на работе, решение не употреблять дома.

  1. Изменение в образе жизни с тем, чтобы можно было продолжить употребление химических веществ.

Потеря семьи, смена места проживания, работы, разрыв отношений с родственниками, налаживание отношений с теми, кто употребляет также много, уход из дома, бродяжничество.

Неуправляемость.

  1. Неуправляемость в семейной жизни.

Выполнение обещаний жене или мужу, детям, родителям. Оскорбления близких, разрушение семейных отношений. Потеря близости, доверия, ощущение надежности и безопасности.

  1. Неуправляемость в социальной сфере.

Инциденты с сотрудникам на работе, ссоры с друзьями и знакомыми, необычное и неожиданное поведение, попадание в полицию и медицинские учреждения. Агрессивный и навязчивый тип общения, ругань и скандалы. Замена трезвого круга общения на пьяный.

  1. Неуправляемость в деловой сфере, и образовании.

Это ухудшения качества работы, невыполнение обязанностей, откладывание дел, принятие неверных решений, опоздания, прогулы, похмельное состояние на работе. Из этого происходит отсутствие продвижения по службе или утрата работы по специальности и скатывание вниз по служебной лестнице. Недополученное образование.

  1. Финансовая неуправляемость.

Неоправданная расточительность или болезненная скаредность. Наличие «отначек» от жены, планирование части расходов на употребление, перерасход денег, требование денег на употребление у семьи, продажа своих вещей для того, чтобы употребить. Использование любых доступных способов для добывания денег на химические вещества.

  1. Духовная неуправляемость.

Отсутствие представления о боге, судьбе. Совершение проступков, которые не соответствуют своей собственной морали. Формирование негативного мышления, не возможность с юмором относиться к себе, не умение терпеливо переносить огорчения и неприятности, не принятие других такими, какие они есть, нечестность перед самим собой и другими, не способность простить другого.

  1. Физическая неуправляемость или утрата контроля на телом.

Неспособность расслабления, отдыха, бессонница, депрессия, ухудшение памяти, неспособность мыслить логически, болезни, увечья. Не возможность полового акта, ограничение нужды в сексе, отсутствие удовлетворения, страх перед половым актом в трезвом виде, импотенция или раннее семяизвержение.

  1. Эмоциональная неуправляемость.

Под воздействием химического вещества высвобождаются, и усиливается гнев, обида, жалость к себе и подобные чувства (примеры того, как они влияют на тебя, и как ты пытался изменить или избавиться от них при помощи алкоголя и наркотиков).

Подробная проработка первого шага

Первый шаг – это основа выздоровления. Следующие ответы на вопросы помогут вам доказать себе и принять на самом начальном уровне Ваше индивидуальное бессилие и неуправляемость.

  1. Как алкоголь (наркотик) ставил Вашу жизнь или жизни других людей в опасность?
  2. Как вы потеряли самоуважение из–за употребления алкоголя (наркотиков)?
  3. Что в вашем поведении не нравиться больше всего Вашей супруге (супругу), семье, друзьям?
  4. Каким образом вы пытались контролировать употребление алкоголя (наркотиков)?
  5. Дайте 5 примеров того, как бессилие (потеря контроля) проявило себя в вашем личном опыте?
  6. Какого типа оскорбления действием Вы наносили другим или терпели от других в результате употребления алкоголя (наркотиков)?
  7. Каково Ваше физическое состояние в настоящее время (сердце, печень..)?
  8. Какова разница межу признанием и принятием? Объясните на примерах Вашего поведения, каким образом вы признаете или принимаете первый шаг?
  9. Что убеждает Вас, что ВЫ не можете больше безопасно употреблять алкоголь ()?
  10. Вы алкоголик или химически зависимый человек?

НЕУПРАВЛЯЕМОСТЬ.

  1. Что значит неуправляемость для Вас?
  2. Что вы можете определить как Вашу «социальную» неуправляемость?
  3. Дайте 6 примеров Вашей трезвости индивидуальной неуправляемости?
  4. Каковы Ваши цели в жизни?
  5. Каким образом Вы пытались достичь этих целей до лечения?
  6. Дайте три примера чувств, которые вы пытались изменить с помощью алкоголя.
  7. Как Вы пытались изменить свой «имидж» до лечения?
  8. Какие кризисы, кроме приведшего Вас сейчас к лечению, могли бы произойти с Вами со временем?
  9. Что отличает Вас от других людей?
  10. Дайте 15 причин, по которым Вам следует продолжать лечение по программе?

БЕССИЛИЕ И НЕУПРАВЛЯЕМОСТЬ

Мы можем быть бессильны не только перед алкоголем. Если вы можете сказать: «Хватит, достаточно, устал я от этого» — значит вы уже можете сделать 1 Шаг. Здесь нужно принять болезнь (узнать и принять). Наверное, вы поняли уже, что – болезнь, прогрессирующая, неизлечимая, смертельная.

Вспомните, как все начиналось. С белых скатертей, ресторанов, алкоголизм, может быть, помогал какое — то время. Но потом все ухудшилось.

Это – прогрессирующая болезнь. Я сейчас не пью год. Если начну, то с того момента, на каком закончила. Если я закончила мыслью о самоубийстве и начну пить, то рано или поздно, я вернусь к этой мысли (прогрессия).

НЕИЗЛЕЧИМАЯ.. За 28 дней можно получить только начальный опыт трезвости. Но не излечиться. Как соленый огурец, никогда не станет свежим. Это нужно признать как факт.

СМЕРТЕЛЬНАЯ..: конец – безумие и смерть.

«Скажите, эта болезнь имеет отношение к силе воли? – Нет. А нам часто говорили, что возьми себя в руки, не будь распущенным. И мы привыкли. Но это – болезнь и силой воли ее нельзя преодолеть». Хочу сказать еще об одном симптоме кроме потери контроля (это можно проследить самим) – это ОТРИЦАНИЕ. «Честно говоря, я не болен. У меня все нормально. Я пью, потому что жизнь такая». Это отрицание – ложь себе.

Этот симптом прогрессирует. Мы не понимаем из–за стены лжи, что с нами происходит. Прорыв за это отрицание – сказать себе: «Я пью, потому что я болен».

МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ

1. Преуменьшение.. (Да, господи, пару стаканов выпил. Все пьют. Я – только в праздники, от случаю к случаю).

2. Обвинение других людей (если бы не жена, я бы не пил. Я пью, потому что было тяжелое детство, отец алкоголик).

Когда мы делаем первый шаг, ответ на вопрос «Почему?» не важен.

Важно признать, что я болен:

  • ЧТО – мой алкоголизм
  • КТО – я.

3. Рационализация – нахождение объяснений, оправданий, алиби. (У меня был тяжелый день. Я буду в норме завтра. Я прекращу тогда, когда это положено) .

4. Интеллектуализация.

5. Враждебность (Злость, гнев). Когда к нам подходят с вопросом, мы выпускаем иголки, чтобы не задели того, что у нас внутри.

6. Морализация (Да вот такой я плохой, что не могу удержаться).

Цель раскрытия (обнаружения) этого отрицания – признать, что я болен и попросить о помощи. Что нужно для того, чтобы признать 1-ый шаг? Чтобы выздоравливать? Нужно работать по . Не пить. Ходить на встречи.

Есть 3 установки:

  1. Честность. С собой и в любых делах. Программа «12-шагов» – это программа честности. Если вы заметили, что стараетесь соврать – это один шаг к срыву.
  2. Желание. Честное желание трезвости. Если вы хотите быть трезвым, старайтесь, чтобы все в норме было на работе, чтобы успокоились жена и родители – это еще не ваше желание трезвости. Важно – если вы сами хотите трезвости для самих себя.
  3. Смирение. Я знаю, что это слово не нравится многим из нас. Это нужно понимать, как смирение с самим собой и признание, что мне нужна помощь (будет отдельным тема). Это видеть себя таким же, как и другие люди.

Мы поговорим о признании и непринятии. Признание – это знать, что ты имеешь болезнь, ее нельзя изменить. Принятие – понимание, что мы не сможем пить, как остальные, но жить трезво и счастливо мы можем, только соблюдая эти условия.

Теперь поговорим о бессилии .

Наверное, очень трудно принять наше бессилие. Но даже армии капитулируют, чтобы победить. Мы не можем изменить наш алкоголизм, но можем изменить себя и нашу жизнь. То есть приняв полную капитуляцию, мы можем принять болезнь, чтобы одержать победу.

БЕССИЛИЕ

1. Прогрессия болезни. Три примера о прогрессии болезни. Сюда включаете:

  • увеличение толерантности (кол – во, которое вы употребляете),
  • то, что вы видите результат,
  • уменьшение толерантности.

2. Попытки контролировать:

  • собирались пить меньше,
  • бросить,
  • устанавливали границы (пью до понедельника),
  • меняли напитки (пиво, водка, таблетки).

3. Мысли о выпивке:

  • — планируете день с алкоголем,
  • — днем мечтаете, как выпьете,
  • — сами создаете ситуации, где выпьете,
  • — заканчиваете скорее работу, предвкушая употребление,

4. Злость:

  • — гнев на людей, которые мешают выпивке.
  1. Защита от других:
  • — прячете бутылки,
  • — незаметно выпиваете, избегание моментов, когда кто – то мешает принятию алкоголя,
  • — используете средства для удаления запаха изо рта,
  • — преуменьшение количества выпитого,
  • — страх подойти к другим людям.
  1. Потеря контроля.
  • — неспособность остановиться, когда начинаешь пить. Стараешься, но безуспешно,
  • — выпиваешь больше, чем намеревался,
  • — неспособность выполнять социальные, семейные, деловые обязательства из–за алкоголя.
  • — попадаешь в неприятные опасные ситуации (вытрезвитель и т.д.).
  1. Разрушитель.
  • — опасное поведение.
  • — ругаешься, словесно и физически оскорбляешь других, вождение автомобиля с детьми в состоянии опьянения, неспособность обеспечить чем то детей из-за того, что вы пьяны, попытки самоубийства,
  • — угрозы (с ножами и др.),
  • — смешивание различных препаратов и веществ.
  1. Оправдание.
  • — указываешь на людей и ситуации, когда объясняешь почему пьешь,
  • — делаешь скидку на эмоциональное состояние.
  1. Различия в воспитании реального мира.
  • — нам казалось, что вы были привлекательны, интересны на вечере, но не так,
  • — вам казалось, что вы были трезвы, а вам сказали – нет.

НЕУПРАВЛЯЕМОСТЬ

А) Социальная, общественная жизнь: как алкоголь повлиял на мою общественную жизнь.

  1. Общаюсь ли я в основном с людьми, которые выпивают и принимают наркотики?
  2. Избегаю ли я друзей, ситуации, где не пьют и не употребляют наркотики?
  3. Пытаются ли друзья или члены семьи оградить меня от ситуаций, где пьют?
  4. Замечаю ли я за собой, что становлюсь более социально изолированным, предпочитаю пить один или в тесной компании, чтобы мне не мешали?

Б) Физическое состояние.

  1. Желудок
  2. Общее состояние (нет сил, энергии)
  3. Внешний вид
  4. Колебания веса
  5. Головная боль и др.

В) Экономическое состояние (сфера)

  1. Долги
  2. НЕ получается содержать семью
  3. Нет никаких сбережений (к пенсии и др.)
  4. Затраты на алкоголь превышают затраты на домашние нужды, все ведет к потере работы

Г) Деловая жизнь (работа)

  1. Понижается продуктивность
  2. Снижается качество выполняемой работы
  3. Отсутствие на работе, хотя физически человек присутствует
  4. Конфликты
  5. Нарушение дисциплины
  6. Чувствовины о качестве и количестве (хотя особых замечаний нет).
  7. Напрямую говорят вам о плохом качестве работы

Д) Домашние дела

  1. Иногда не делаете домашних дел,
  2. Ответственен ли ты за хозяйство,
  3. Быстрое выполнение домашних дел с мыслью, что потом можно выпить,
  4. Неспособен обеспечить своих детей в эмоциональном, денежном плане,
  5. Конфликты с детьми и другими членами семьи,
  6. Конфликты по разделению домашних обязанностей,
  7. Прятанье бутылок,
  8. Прекращения употребления к приходу детей и жены,
  9. Потеря интереса к спорту и хобби,
  10. Раздражение на членов семьи и друзей,
  11. Трудности в выполнении обещаний.

Е) В школе.

Ж) На пенсии.

З) Проблемы духовной жизни.

  1. Неясные духовные желания, нет духовной направленности,
  2. Нет цели, смысла в жизни
  3. Чувство пустоты
  4. Кто верил в Бога, мог потерять веру,
  5. Изменения отношения к театру, книгам,
  6. Чувство вины.

И) Эмоциональные проблемы.

  1. Депрессия,
  2. Чувство, что схожу с ума,
  3. Чувство, что другие настроены против меня,
  4. Низкое самоуважение, самооценка,
  5. Страх общественных ситуаций,
  6. Страх людей,
  7. Боязнь выражать свои чувства,
  8. Боязнь интимных отношений,
  9. Нетерпимость по отношению к другим,
  10. Ярость и гнев,
  11. Чувство паники,
  12. Необъяснимые страхи,
  13. Чувства одиночества,
  14. Чувство вины,
  15. Ночные кошмары,
  16. Попытки самоубийства,
  17. Быстрая смена настроения от эйфории до депрессии.

К) Сексуальные проблемы

  1. Проблемы с эрекцией,
  2. Пропадает интерес к противоположному полу,
  3. Проблемы с половым актом,
  4. Потеря интереса к сексу вообще,
  5. Сексуальные связи вне семьи,
  6. Гомосексуализм, лесбиянство.

Л) Жизненные цели.

  1. Была цель получить образование,
  2. Нет продвижения по службе,
  3. Неспособность поддерживать отношения в семье,
  4. Неспособноть осуществлять жизненные планы и идеи,

М) Семейные проблемы.

  1. Словесное оскорбление супруги(а),
  2. Оскорбление эмоциональное и физическое,
  3. Потеря близкого,
  4. Оскорбление друзей, жены (мужа),
  5. Чувство, что родственники потеряли уважение ко мне,
  6. Чувство, что я не часть семьи,
  7. Использование членов семьи эмоционально, а также в финансовом отношении,
  8. Депрессия, злость, гнев,
  9. Вина или сожаление,
  10. Одиночество (никто не понимает),
  11. Уход от семейных дел,
  12. Все это ведет к разводу,
  13. Проблемы с ребенком, матерью, отцом, братом, сестрой.

Первый шаг – это просто признание болезни. Без чувства вины. Вы как бы сидите в кино и смотрите со стороны, что происходит вследствие болезни. Это болезненный процесс. Но все выздоровление зависит от вас.

Есть недостатки (ваши), но ими вы занимаетесь работая над 4–ым шагом. Чем больше вы вспомните примеров, делая первый шаг, больше поработаете, тем больше вы сами получите.

1-ый шаг требуется сделать 100% честно. Главное, делая первый шаг, помните, что вы не плохие люди, которые хотят стать хорошими, а больные, которые хотят выздороветь.

12 шаговая программа для алкоголиков представляет собой эффективную методику реабилитации, позволяющую человеку, страдающему алкогольной зависимостью, избавиться от данного недуга, сделав свою жизнь более качественной. Как действует данная программа, на чем она основана и каких результатов помогает добиться?

Краткая характеристика методики

Поэтапная шаговая программа, состоящая из 12 ступеней, была разработана американскими учеными еще в 1930 году. Со временем этот метод борьбы с пагубной привычкой и реабилитации бывших алкоголиков получил достаточно широкое распространение в странах Европы и Азии. В Российской Федерации методика «12 шагов» тоже появилась довольно давно и успела завоевать положительные отзывы со стороны пациентов и позитивные характеристики от специалистов медицинской сферы.

В основе программы лежит осознание физической и психологической неспособности наркозависимых самостоятельно справиться со своей проблемой. Пациентам в рамках методики оказывается специализированная помощь квалифицированных медиков и психиатров. Конечной целью программы из двенадцати шагов является достижение полного выздоровления, избавление от зависимости и радикальное изменение образа жизни.

Таким образом, у бывших алкоголиков изменяется система жизненных ценностей и приоритетов. Представленная методика является исключительно психологическим способом воздействия на сознание наркоманов и алкозависимых людей, и на сегодняшний день именно этот способ борьбы считается наиболее действенным и эффективным.

Преимущества методики

Методика «12 шагов», разработанная специально для реабилитации бывших алкоголиков, обладает рядом существенных преимуществ по сравнению с другими способами избавления от пагубных привычек. Рассмотрим их более подробно:

  1. Программа достаточно проста и доступна для понимания большинства пациентов.
  2. Методика предполагает достижение доверительных отношений и близкого контакта между пациентов и специалистом, что крайне важно для успеха и благоприятных результатов.
  3. Метод «12 шагов» не включает в себя использование каких-либо медикаментозных препаратов и радикальных терапевтических вмешательств, что весьма благоприятно для общего состояния здоровья пациента и помогает исключить возможность развития побочных эффектов и нежелательных реакций организма.
  4. Данная методика представляет собой поэтапную, последовательную программу, каждый шаг которой плавно вытекает из предыдущего. В результате организм и сознание алкоголиков претерпевают мягкую, плавную перестройку с достаточным временем на должную адаптацию.
  5. Во время терапевтического процесса пациент находится в сообществе таких же алкоголиков. По мнению психологов, этот фактор способствует укреплению мотивации, настраивает больного на успех и укрепляет его веру в собственные силы.
  6. Методика «12 шагов» уже на протяжении достаточно длительного времени используется для лечения и реабилитации наркоманов, людей, страдающих алкогольной зависимостью. Продолжительная практика доказала высокую эффективность, действенность и безопасность программы.
  7. Несомненным плюсом методики является ее универсальность. Метод «12 шагов» прекрасно подойдет для реабилитации людей с разным уровнем интеллектуального развития, менталитетом и индивидуальными особенностями.

В этом видео говорится о методике 12 часов:

Пошаговое описание

Реабилитационная методика для наркозависимых пациентов включает в себя 12 последовательных шагов, которые необходимо преодолеть людям, стремящимся вернуться к нормальной жизни, избавившись от тяжких пороков навсегда.

12 шагов анонимных наркоманов следующие:

  1. Осознание проблемы и собственного бессилия перед ней. Для большинства алкоголиков это наиболее сложный и тяжелый этап.
  2. Человек приходит к осознанию того, что выход все же существует. Кто-то видит опору в Боге и молитвах, а кто-то находит поддержку, обращаясь к психоаналитику или строго соблюдая принципы реабилитационной программы.
  3. 3-й шаг предполагает развитие глубокого доверия к выбранной человеком высшей силе, способствующей его исцелению. Пациентов учат брать на себя ответственность за собственные поступки и принятые решения.
  4. Человек анализирует собственную жизнь, трезво оценивает сильные и слабые стороны своей личности, ищет ошибки, совершенные в прошлом.
  5. 5-й шаг предполагает искреннее признание собственных заблуждений перед Богом, близкими людьми, самим собой.
  6. На данном этапе человек четко осознает свое желание исправить сложившуюся ситуацию, кардинально изменив собственную жизнь путем избавления от пагубной зависимости.
  7. На 7-ом этапе ощущение вины перерождается в запасы внутренней энергии, которые человек может затратить на работу над собой. На данном этапе для человека особенно важна поддержка и позитивный опыт других людей, успешно победивших данную болезнь.
  8. Качественное изменение жизненной позиции и взаимоотношений с окружающими людьми. Искренне раскаявшись, человек делает все необходимое, чтобы исправить ситуацию и искупить свою вину перед этими людьми.
  9. Исправление ситуации, раскаяние и возмещение ущерба, нанесенного окружающим. Это важно для дальнейшей успешной реабилитации, поскольку позволяет избавиться от чувства вины и груза прошлого, подготавливая базу для построения новой жизни.
  10. Самоанализ, поиск ошибок и путей их исправления.
  11. 11-й шаг предполагает активное духовное развитие пациента, молитвы, медитации, духовные практики способствуют поиску внутреннего успокоения, укреплению силы духа и нравственному росту.
  12. Достижение полного исцеления, продолжение самосовершенствования и построение новой жизни. Данный этап предполагает помощь другим людям, страдающим проблемами наркотической или же алкогольной зависимости.

В этом видео показан семинар по методике 12 шагов.

Есть ли спасение от алкоголизма? Безусловно, да, однако путь этот зачастую кажется слишком сложным. Победить пагубную привычку - это значит, открыть путь к истинному себе, перестать себе лгать и компенсировать проблемы алкогольным забытьем. Задача непростая, но вполне осуществимая. С другой стороны, у зависимого человека два пути: опускаться все ниже и ниже или найти в себе силы и разорвать порочный круг, взглянув в лицо жизни и начав свой путь заново. Очень хорошо для этих целей работает система «12 шагов анонимных алкоголиков».

История анонимных алкоголиков

Эта система появилась не сегодня. С давних времен человек стремился найти в обществе тех, кто страдает одинаковым с ним недугом. Вместе легче переносить все тяготы лечения, да и осознавать себя частью мини-общества тоже куда как легче, чем одиноким и всеми покинутым. Если говорить о программе «12 шагов анонимных алкоголиков», то работает она уже 63 года и за это время была признана одной из самых эффективных систем по борьбе с зависимостью, причем эта тенденция просматривается не только в России, но и во всем мире.

Основы программы

Не только специалисты наркологических центров, но и сами люди, раньше страдающие зависимостью, подтверждают, что самой результативной в борьбе с пагубными привычками является именно программа «12 шагов анонимных алкоголиков». Подсчитать количество людей, которые прошли через эти группы, сложно, поскольку присутствие в них анонимно. Однако основной ценностью является то, что человек не просто проходит курс по снятию физической зависимости, а проживает глубокую личностную психотерапию, в ходе которой должен кардинально поменяться его взгляд на мир. Именно это дает возможность обретения совершенно нового качества жизни. Это очень важно понять и, самое главное, принять.

Теоретическая платформа

Как и все остальные программы для лечения зависимости, «12 шагов анонимных алкоголиков» имеет определенную базу. Это стройная теория, которая основана на сложной, биопсихосоциодуховной модели заболевания. Все эти подходы крайне важны, и каждый из них несет свою нагрузку. Не отрезвив человека, невозможно идти дальше, уже потом в борьбу за здоровый образ жизни вступают психологи. Они могут найти именно те точки напряжения, те болевые моменты, которые и являются пусковыми механизмами, ведущими к зависимости. Гештальт-терапия является базовым инструментом для такой работы. Именно основываясь на ее принципах, делятся своими переживаниями и чувствами анонимные алкоголики. Программа «12 шагов» несет в себе ключевые ценности, любовь и добро, а также веру. Именно эти твердыни помогали людям выстоять в любых жизненных ситуациях задолго до того, как была организована первая группа "АА". Ничего нового они и не придумали, а просто взяли за основу то, что помогает людям держаться и оставаться трезвыми.

Вера и религия: одинаковы ли эти понятия?

На самом деле нет, возможно, именно поэтому между людьми всего мира, разных взглядов и вероисповеданий не возникает разногласий. Все они анонимные алкоголики. «12 шагов» - книга, которая раскрывает все тонкости этого подхода. Понимание духовности здесь гораздо шире, чем в каждой конкретной религии. Именно поэтому она легко воспримется и католиками, и мусульманами, а также атеистами. Несмотря на то что ее называют духовно ориентированной, она не несет какого-то конкретного религиозного содержания. Если бы дело обстояло так, программа не получила бы всемирного значения. То есть Бог в программе «12 шагов» - это некая высшая сила, которая в понимании каждого человека будет своей. Это источник рессурсов, к которым обращается пациент. А как он его назовет, Иисусом, Буддой, духом предков или коллективным сознанием, это не суть важно, главное, чтобы человек почувствовал в нем поддержку.

Свобода выбора

Это главное, чем отличается программа «Анонимные алкоголики, 12 шагов». Отзывы пациентов говорят о том, что они решились вступить в ряды членов этой организации именно потому, что их никто ни к чему не принуждал. Они вольны приходить на собрания или не делать этого. Программа действительно универсальна, она оставляет за каждым конечное право выбора. Просто вставьте вместо слов "алкоголь" и "наркотик" название своей проблемы - и получите готовое решение.

Активная позиция пациента

Это совершенно необходимое условие. Только пропустив глубоко через себя каждый из ее шагов, можно достичь хорошего результата. Любую проблему можно решить посредством таких занятий, именно поэтому группа анонимных алкоголиков «12 шагов» является лучшим помощником для каждого из вас. Это четкая и хорошо структурированная модель, описывающая программу действий, которые предусматривают активность как внутри себя, так и вовне. То есть работа ведется одновременно и внутри себя, и в социуме. Это очень хорошо помогает переориентировать человека, уйти от бесплодного мудрствования. Необходимо не только думать, но и начинать делать. Теория - это очень полезно, но вы никогда не научитесь плавать, читая книгу по технике Также невозможно помочь себе, просто изучив содержание «12 шагов».

Краткий алгоритм, или Что вам придется делать

На самом деле все интуитивно просто и понятно, именно за счет этого становится универсальной программа «12 шагов анонимных алкоголиков». Отзывы говорят о том, что даже человек без среднего образования может быстро сориентироваться и приступить к работе над собой не менее успешно, чем, к примеру, психолог с высшим образованием. Вы можете рассматривать программу как действующий алгоритм, который способствует коррекции личности и изменению ее качества.

Первое и, наверное, самое сложное - это признать проблему. Это огромный и самый сложный шаг. Не на один день, а навсегда приходится признать свое бессилие перед алкоголизмом. Этот шаг вызывает сопротивление у многих новичков, и лишь когда проходит время, они начинают понимать его ценность.

Третий шаг - это снова испытание, принятие решения. И реализуется он простым и сложным тезисом: я поручаю свою жизнь Богу как я его понимаю. И на этом этапе очень помогают молитвы. Утром пациент просит сил у Бога оставаться трезвым, а вечером благодарит за дарованный день. Это одновременно признание наличия высшей силы, более великой и могучей, чем ты сам, и осознание того, что ты ей небезразличен.

Дальше начинаются практические занятия, это самоанализ. Четвертый шаг заключается в том, чтобы оценить свою жизнь с нравственной точки зрения. Групповые занятия помогают алкоголику, который видит в себе только плохое, найти и хорошие черты в своей личности. Так происходит восстановление души, словно человек вернулся в свой и понемногу начинает делать капитальный ремонт.

Пятый шаг - это исповедь, то есть признание истинной природы своих заблуждений перед Богом и людьми. Это очищение. Оно нужно, чтобы расстаться с прошлым. Проработка своих собственных недостатков и налаживание здоровых социальных связей.

Шестой шаг - подготовка себя к избавлению от всех недостатков. Это путь собственного взросления, признание, что весь путь алкоголизма - это компенсация своей низкой самооценки. Пациент в группе понимает, что нужно просто полюбить себя и что он ничего никому не должен. При этом каждый пациент должен признать, что он действовал до сих пор, как импульсивный ребенок.

Седьмой шаг - это смирение. Пациент просит высшую силу исправить его изъяны. Необходимо научиться смиренно рассказывать о самых тяжелых и неприятных моментах твоей жизни другим людям. Это еще один кирпичик, который заложить не так просто.

Восьмой шаг - теперь пациент готов к тому, чтобы вернуться в социум, к своим старым связям, которые важны для него. При этом задание снова сложное - составить список людей, которым вы причинили зло. На этом этапе участники группы преисполнены желания загладить вину.

Девятый шаг - это продолжение работы над возвращением в привычный социум. Алкоголик лично возмещает ущерб всем тем людям, список которых составил на предыдущем шаге.

На десятом шаге участники группы продолжают самоанализ и сразу признают свои ошибки, если допускают их.

Одиннадцатый шаг - стремление путем молитвы и размышлений стать ближе к Богу.

Наконец, завершающий шаг, который может длиться бесконечно долго, - это передача опыта, помощь другим алкоголикам.

Работа с наркозависимыми в Санкт-Петербурге

Данная организация работает уже много лет подряд, первый центр был образован еще 14 лет назад. Сегодня филиалы есть по всем крупным городам России. В качестве основной методики используется программа «12 шагов анонимных алкоголиков». В Санкт-Петербурге многие знают эту организацию и доверяют авторитету ее специалистов, поскольку результаты достигаются действительно ошеломляющие. При этом собрания самих алкоголиков являются только частью большой работы.

Специалисты центров учитывают индивидуальные особенности каждого клиента, а кроме того, выполняют еще одну важную миссию, помогают родственникам справиться с созависимостью. Для пациентов центра и их родственников проводятся различные мероприятия, семейное образование, правовые лекции, лекции по медицинской гигиене. Специалисты центра дают полную гарантию избавления от всех видов зависимости при выполнении всех рекомендаций, которые дают специалисты.

Что происходит на занятиях?

Общество анонимных алкоголиков «12 шагов» - это своеобразная коммуна, которая объединена одной единственной целью - перестать деградировать и разрушать себя и начать нормальную жизнь. Очень важно, что на занятиях рядом присутствуют не доктора, профессора и психологи с порой непонятными лекциями, а такие же люди, как и сам вновь обратившийся алкоголик. Очень часто можно услышать фразу, что только тот, кто сам пережил тягу к алкоголю или наркотику, может понять зависимого человека. Здесь, в группе, так и происходит. Здесь собираются все люди с одной историей. Причины у всех разные, падение всегда одинаковое. Никто не будет ругать или стараться переделать, все совершенно добровольно. Очень примечательно, что здесь нет лидеров и организаторов, учредителей. Каждое занятие могут проводить разные люди.

От этого система приобретает еще больше гибкости. Да, есть те, кто захочет уйти на первом же занятии. Но это решение каждого, насильная госпитализация и курс лечения также не дадут результата, если человек не задастся целью изменить свою жизнь. Удивительно, но на занятиях каждый, по сути, повторяет историю предыдущего и следующего выступающего. При этом очень ценно то, что люди, уже пребывающие в трезвости, по нескольку лет признают: «Я алкоголик». Это помогает новичкам снять барьер и признать свою проблему. Отсюда начинает разворачиваться дальнейшее лечение.

Подведем итоги

Программа «12 шагов» является одной из самых лучших методик по реабилитации зависимых людей. Есть активисты, которые собирают группу и выезжают далеко за город, на ферму или просто в горы, где можно жить в палатках. Свежий воздух, физический труд и отрыв от бывшего окружения вместе с обычными собраниями дают хорошие результаты. Остается только задача по возвращении в привычный ритм избежать соблазна вернуться к старым привычкам.

"Мы признали свое бессилие перед наркоманией,

признали, что наша жизнь стала неуправляемой"

У всего есть свое начало. Так и с шагами: Первый Шаг - это начало процесса выздоровления. Выздоровление начинается здесь. Мы не можем идти дальше, пока не проработаем этот шаг.

Некоторые члены Анонимных Наркоманов интуитивно чувствуют, как сделать этот Первый Шаг, другим нужно проработать его системно. Наши мотивы над Первым Шагом изменяются в зависимости от конкретного члена Анонимных Наркоманов. Может, мы новички и только что побороли в себе искушение, разбив склянку с наркотиком. Может быть, уже прошло какое-то время с той поры, когда мы отказались от наркотиков, но мы обнаружили, что наша болезнь активизировалась в какой-то другой сфере нашей жизни и дает нам понять, что мы бессильны перед ней и опять не можем контролировать свою жизнь. Не каждый шаг нашего развития обусловлен болью - иногда просто приходит время снова вернуться к Шагам, и так начинается новая стадия нашего бесконечного движения к выздоровлению.

Некоторым из нас как-то проще объяснять свое положение именно болезнью, а не ошибками морального плана. Другим все равно, что послужило причиной - мы просто хотим покончить с этим!

Как бы там ни было, настало время что-то предпринять и сделать первый шаг: заняться конкретным делом, которое поможет нам избавиться от нашей зависимости, какую бы форму она ни принимала. Мы надеемся пропустить через себя принципы Первого Шага - глубже осознать свое поражение, капитально освоить принципы признания, готовности, честности, непредубежденности.

Сначала нам необходимо остановиться на моменте признания своего поражения. Есть много способов сделать это. Для некоторых из нас тот путь, который мы прошли, приближаясь к Первому Шагу, был более чем достаточен, чтобы убедиться, что капитуляция - единственно возможный для нас вариант. Другие же начинают этот процесс, не будучи совершенно убежденными в том, что мы - наркоманы, или что мы действительно исчерпали запас своих жизненных сил. И только работая над Первым Шагом мы приходим к осознанию того, что мы действительно наркоманы, что мы подорвали свое здоровье и что пора сдаться.

Прежде чем начать работать над Первым Шагом, мы должны прекратить принимать наркотики - чего бы это ни стоило. Если мы новички в Анонимных Наркоманах, а наш Первый Шаг - это элементарная возможность увидеть, как же наркотическая зависимость повлияла на нашу жизнь, то нам просто необходимо быть чистыми. Если мы уже какое-то время живем в чистоте, а наш Первый Шаг - признание собственного бессилия перед каким-то другим состоянием, которое сделало нашу жизнь неуправляемой, то мы должны найти способ справиться с этим состоянием, чтобы “мы сдались” не означало “мы продолжаем”.

Наркомания - это болезнь

Наркоманами нас делает наша болезнь -зависимость - не наркотики, не наше поведение, а наша болезнь. Что-то внутри нас не дает нам удержать контроль над употреблением наркотиков. И это же “что-то” склоняет нас к одержимости и компульсивности при иных жизненных обстоятельствах. Как мы можем определить, когда болезнь активизируется? Когда мы становимся одержимыми навязчивой идеей, поведение становится компульсивным и эгоцентричным и мы начинаем без конца хитрить, то наступает физическое, психическое, духовное и эмоциональное расстройство.

Что для меня означает “болезнь наркомания”?

Проявлялась ли моя болезнь в последнее время? Как именно?

На что это похоже, когда я одержим какой-либо навязчивой идеей? Вписывается ли мое мышление в какой-либо шаблон? Как это можно описать?

Когда во мне зарождается какая-то мысль, то я начинаю немедленно действовать или сначала представляю себе возможные последствия? Как иначе проявляется мое компульсивное поведение?

Как эгоцентризм моего заболевания влияет на мою жизнь и на жизнь окружающих меня людей?

Как моя болезнь подействовала на меня в физическом плане? В психическом? В духовном? В эмоциональном?

Наша болезнь может заявить о себе по-разному. Когда мы первый раз придем к Анонимным Наркоманам, то, конечно, нашей проблемой будут наркотики. Позднее мы узнаем, что наша болезнь разрушает нашу жизнь во всех сферах.

Как именно проявлялась моя болезнь в последнее время?

Преследовала ли меня мысль о каком-то человеке, месте или предмете? Если да, то как это повлияло на мои отношения с другими людьми? Как еще эта навязчивая идея повлияла на меня психически, физически, духовно и эмоционально?

Отрицание

Отрицание - это часть нашей болезни, которая твердит нам, что мы не больны. Отрицание означает нашу неспособность увидеть реальность нашей болезни. Мы преуменьшаем ее влияние. Мы обвиняем других людей, ссылаясь на то, что наши семьи, наши друзья и работодатели слишком многого от нас ожидали. Мы сравниваем себя с другими наркоманами, чья зависимость кажется нам “хуже” нашей. Мы можем винить какой-то один конкретный наркотик. Если мы какое-то время воздерживались от наркотиков, то мы можем сравнивать теперешнее проявление нашей болезни с тем, какое у нас было, когда мы принимали наркотики, и уговаривать себя, что ничто из того, что мы делаем сегодня, не может быть так же плохо, как это было тогда! Правдоподобные, но в действительности ложные, объяснения нашего поведения - это самые простые доказательства нашего отрицания.

Давал ли я правдоподобные, но нечестные объяснения своим поступкам? Какие именно?

Поступал ли я компульсивно, одержимый какой-либо идеей, и не уговаривал ли я себя потом, что именно так я и планировал поступить? Когда это было?

Как именно я перекладывал вину за свои поступки на других людей?

Как я сравнивал свою наркоманию с наркоманией других людей? Достаточно ли “плоха” моя наркомания, если я не сравниваю ее ни с чьей больше?

Сравниваю ли я сегодняшнее проявление моей наркомании с той жизнью, какая у меня была еще до того, как я начал соблюдать чистоту? Не мучит ли меня мысль о том, что мне следовало бы в этом разобраться получше?

Перед тем, как мое поведение меняется в худшую сторону, не думаю ли я, что у меня достаточно информации о наркомании и о выздоровлении, чтобы контролировать мое поведение?

Я предотвращаю какие-то поступки, потому что боюсь, что мне будет стыдно, когда я увижу результаты моей наркомании? Я сдерживаюсь, потому что боюсь, а что скажут люди?

Самобичевание: отчаяние и изоляция

Наша наркомания в итоге приводит нас к такому моменту, когда мы не можем больше отрицать природу наших проблем. Вся ложь, все оправдания и иллюзии улетучиваются, когда мы перестаем бояться видеть то, во что превратилась наша жизнь. Мы видим, что жили без надежды. Мы обнаруживаем, что стали недружелюбными или совершенно замкнутыми, а наши отношения с семьей превратились в притворство, в пародию на любовь и близость. И хотя может показаться, что все потеряно, когда мы видим (находим) себя в таком состоянии, тем не менее, правда состоит в том, что мы должны пройти через это, прежде чем сможем взять курс на выздоровление.

Какой кризис подтолкнул меня к выздоровлению?

Какие ситуации подвели меня к проработке Первого Шага?

Когда я впервые осознал свою зависимость, как проблему? Я пытался что-то исправить? Если да, то как именно? Если нет, то почему?

Бессилие

Будучи наркоманами, мы по-разному реагируем на слово “бессилие”. Некоторые из нас считают, что более точного описания нашей ситуации просто невозможно подобрать, и мы признаем свое бессилие с чувством облегчения. Другие с отвращением отвергают это слово, отождествляя его со слабостью или другими недостатками характера. Понимание бессилия, а также того, насколько естественно для выздоровления признание нашего собственного бессилия, поможет нам преодолеть те негативные ощущения, которые могут у нас возникнуть в связи с принятием этой концепции.

Мы бессильны, когда наша движущая жизненная сила находится вне контроля. Наша зависимость, конечно же, квалифицируется как неподвластная контролю движущая сила. Мы не можем умерить или проконтролировать наше употребление наркотиков или другое компульсивное поведение, даже если в результате нам грозят невосполнимые потери. Мы не можем остановиться, даже если знаем наверняка, что в результате нас ждет невосстановимое физическое увечье. Мы сами видим, что делаем то, чего бы никогда не сделали, если бы не наша наркомания, то, что наполняет нас чувством стыда, когда мы задумываемся об этом. Мы даже можем решить, что мы не хотим употреблять, что мы не собираемся употреблять, но обнаруживаем, что мы просто не в состоянии остановиться, если подворачивается случай.

У нас даже могли быть попытки воздержаться от употребления наркотиков или других компульсивных поступков (возможно более или менее успешные) в течение какого-то времени и без программы, но они приводили лишь к тому, что наша зависимость при случае толкала нас обратно туда, где мы были раньше. Чтобы проработать Первый Шаг, мы должны крепко усвоить, что мы лично бессильны перед самими собой.

Перед чем конкретно я бессилен?

Под влиянием своей наркомании я совершал такие поступки, которых не было бы, если бы я вовремя решился на выздоровлении? Какие это были поступки?

Какие я совершил поступки, которые способствовали моей наркомании и полностью шли вразрез со всеми моими убеждениями и представлениями о ценностях?

Как меняется моя индивидуальность, когда я нахожусь во власти зависимости? (Например: Становлюсь ли я самонадеянным? Эгоцентричным? Подлым? Пассивным в плане самозащиты? Твердолобым?)

Манипулирую ли я другими людьми в угоду моей зависимости? Как именно?

Попытавшись прекратить употребление, я обнаружил, что не могу этого? Прекратив употребление самостоятельно, я обнаружил, что моя жизнь без наркотиков так мучительна, что мое воздержание длилось недолго? На что было похоже это время?

Как моя наркомания способствовала тому, что я мучился сам и мучил других?

Неуправляемость

Шаг Первый призывает нас признать две вещи: во-первых, что мы бессильны перед нашей наркоманией, а во-вторых, что наша жизнь стала неуправляемой. Вообще-то трудно признавать одно, отвергая другое. Наша неуправляемость - это внешнее проявление нашего бессилия. Есть два типа неуправляемости: внешняя (видимая) неуправляемость - она заметна другим людям, и внутренняя или личностная неуправляемость.
Внешняя неуправляемость отождествляется с арестами, потерей работы, семейными проблемами. Кое-кто из наших товарищей побывал в тюрьме. Некоторым никогда не удавалось удержаться на одном месте дольше, чем пару месяцев. А кого-то вышвыривали из семей и велели никогда больше не появляться.

Внутренняя или личностная неуправляемость часто отождествляется с нездоровой или ложной системой представлений о самом себе, о том мире, в котором мы живем, и о людях, которые окружают нас в нашей жизни. Мы можем думать, что мы никчемные и никудышные. Мы можем верить, что мир вертится вокруг нас, и что так не только должно быть, но так и есть. Мы можем быть уверены, что это не наше дело - заботиться о себе, кто-то другой должен этим заниматься. Мы можем считать, что ответственность, которую берет на себя обычный человек, конечно же, слишком велика для нас. Мы можем слишком бурно или вообще не реагировать на события в нашей жизни. Эмоциональное непостоянство - это наиболее характерный признак личностной неуправляемости.

Что для меня означает неуправляемость?

Арестовывали ли меня когда-либо? Были ли у меня проблемы с законом из-за моей наркомании? Когда-нибудь я совершал что-то такое, за что меня могли бы арестовать, если бы поймали? Что это были за дела?

Какие проблемы у меня были на работе или в школе из-за моей наркомании?

Какие проблемы у меня были с друзьями из-за моей наркомании?

Предпочитаю ли я все делать по-своему? Каким образом мое упрямство повлияло на мои отношения с родственниками?

Считаюсь ли я с потребностями других людей? Как отсутствие внимания с моей стороны повлияло на мои отношения с родственниками?

Принимаю ли я ответственность за свою жизнь и свои поступки? В состоянии ли я выполнять мои ежедневные обязанности, не сдавая своих позиций? Как это сказывается на моей жизни?

Опускаю ли я руки, если дела идут не так, как запланировано? Как это сказывается на моей жизни?

Является ли для меня любое возражение личным оскорблением? Как это сказывается на моей жизни?

У меня все еще отсутствует здравомыслие, я в любой ситуации впадаю в панику? Как это сказывается на моей жизни?

Игнорирую ли я сигналы, предупреждающие меня о том, что что-то серьезное может случиться с моим здоровьем или с моими детьми, думая, что все как-нибудь обойдется? Описать.

Находясь в опасности, был ли я когда-либо равнодушен к этой опасности или как-то неспособен к самозащите из-за моей наркомании? Описать.

Причинил ли я кому-нибудь зло из-за моей наркомании? Описать.

У меня вспыльчивый характер или я просто иначе реагирую на свои ощущения и у меня недоразвиты чувства самоуважения и собственного достоинства? Описать

Я принимал наркотики, чтобы изменить или подавить свои чувства? Что именно я пытался изменить или подавить?

Оговорки

Оговорки - это то место в нашей программе, которое мы приберегаем для рецидива. Они образуются вокруг идеи о том, что мы можем сохранять какой-то контроль, например, “Ну ладно, я согласен, что не могу контролировать употребление наркотиков, но продавать-то их я могу?” Или мы можем думать, что можем продолжать дружить с теми людьми, с кем вместе принимали или у кого покупали наркотики. Мы можем думать, что какие-то разделы программы к нам не относятся. Мы можем думать, что в каких-то случаях мы просто не сможем удержаться, например, заболеем серьезно или любимый человек умрет, и даже планируем принять наркотик тогда. Мы можем думать, что, достигнув какой-то цели, заработав определенное количество денег или прожив сколько-то лет чистыми, мы после этого сможем контролировать наше употребление наркотиков. Обычно эти оговорки прячутся на задворках нашего сознания и мы к ним не очень серьезно относимся. Это естественно, что мы предполагаем какие-то отступления, которые мы можем себе позволить или можем запретить, прямо здесь и сейчас.

Я в полной мере осознаю степень моей болезни?

Я думаю, что я все еще могу общаться с людьми, которые так или иначе связаны с моей наркоманией? Можно ли мне посещать те места, где я обычно принимал наркотики? Разумно ли хранить наркотики или их атрибуты, просто чтобы “напоминать себе” или чтобы испытать свое выздоровление? Если да, то почему?

Есть ли что-нибудь такое, что мне не пережить без наркотиков, например, произойдет что-нибудь в высшей степени неприятное и мне придется принять наркотик, чтобы загушить боль?

Не думаю ли я, что, оставаясь какое-то время чистым, или при каких-то особых жизненных обстоятельствах я смог бы контролировать свое употребление наркотиков?

Какие отступления я до сих пор держу для себя про запас?

Признать поражение

Это большая разница - покориться и признать поражение. Покорность - это то, что мы чувствуем, когда осознаем, что мы наркоманы, но еще не признаем выздоровление как решение нашей проблемы. Многие из нас ловили себя на этом еще задолго до того, как заглянули к Анонимным Наркоманам. Мы могли думать, что нам судьбой предназначено быть наркоманами, жить и умереть с нашей наркоманией. А вот признание поражения - это именно то, что происходит с нами, когда мы воспринимаем Первый Шаг, как нечто необходимое для нас, и настраиваемся на выздоровление. Мы не хотим жить так, как жили раньше. Мы не хотим больше испытывать те же чувства, что и раньше.

Чего я боюсь в идее (концепции) поражения, если чего-то действительно боюсь?

Что убеждает меня, что я больше не могу по-прежнему принимать наркотики?

Понимаю ли я, что никогда не смогу восстановить контроль, даже после длительного воздержания?

Могу ли я начать выздоравливать, не признав полностью свое поражение?

На что будет похожа моя жизнь, если я полностью признаю свое поражение?

Могу ли я продолжать идти по пути выздоровления, не признав полного поражения?

Духовные принципы

В Первом Шаге мы (с) концентрируемся на честности, непредубежденности, готовности, смирении и признании.

Обращение к принципу честности в Первом Шаге начинается в тот момент, когда мы соглашаемся с правдой о нашей зависимости, и продолжается в наших честных поступках ежедневно. Когда мы произносим на собрании “я наркоман”, то это может быть первым честным высказыванием за долгое время. Мы учимся быть честными сами с собой и, следовательно, с другими людьми.

Если бы я задумал снова принимать наркотики, то рассказал бы об этом своему спонсору или кому-нибудь еще?

Сталкивался ли я с моей болезнью, как с чем-то реальным, вне зависимости от того, как долго я к тому времени воздерживаля от наркотиков?

Заметил ли я, что теперь, когда мне не надо скрывать мою наркоманию, мне больше нет нужды лгать, как раньше? Нравится ли мне та свобода, которую я при этом получаю? С чего я начал поступать честно, идя по пути выздоровления?

Принцип непредубежденности в Первом Шаге прежде всего предполагает готовность поверить в то, что можно жить по-другому, и захотеть это осуществить. Неважно, что мы не можем видеть все детали того, как это могло бы осуществиться, что это может быть абсолютно не похоже на то, о чем мы слышали раньше; давайте не будем ограничивать себя и свое воображение. Иногда от членов Анонимных Наркоманов мы слышим высказывания, которые звучат для нас абсолютно невероятно, например, “сдаться, чтобы победить”, или призыв молиться за того, на кого мы в обиде. Мы демонстрируем непредубежденность (восприимчивость), если не отвергаем того, что еще не попробовали сами.

Что на своем пути к выздоровлению я слышал такого, во что мне было трудно поверить? Просил ли я своего спонсора или того, кто рассказывал, разъяснить мне это?

Каким образом я демонстрирую свою непредубежденность?

Принцип готовности, заложенный в Первом Шаге, можно объяснять по-разному. Когда мы впервые задумываемся о выздоровлении, многие из нас или совсем не верят, что это возможно для нас, или просто не понимают, как это будет происходить, но мы все равно приступаем к Первому Шагу - и это наш первый опыт проявления готовности. Любое действие с нашей стороны, которое поможет нашему выздоровлению, являет собой готовность: прийти на собрание пораньше и подольше там задержаться, помочь организовать собрание, найти телефоны других членов Анонимных Наркоманов и позвонить им.

Готов ли я следовать инструкциям своего спонсора?

Готов ли я посещать собрания регулярно?

Готов ли я вложить все силы в свое выздоровление? Каким образом?

Принцип смирения, такой важный для Первого Шага, почти целиком выражается в нашем признании поражения. Смирение проще определить, как принятие себя такими, какие мы есть на самом деле - не лучше и не хуже тех, какими мы были, употребляя наркотики, - просто люди .

Верно ли, что я - чудовище, погубившее весь мир своей наркоманией? Верно ли, что моя наркомания совершенно несущественнадля окружающего меня общества? Или что-то среднее между этим?

Есть ли у меня чувство относительной значимости (важности) в кругу семьи или друзей? В обществе в целом? Что это за чувство?

Как я объясняю принцип смирения в свете проработки Первого Шага?

Чтобы претворить в жизнь принцип признания, нам придется сделать гораздо больше, чем просто объявить себя наркоманами. Когда мы признаем свою зависимость, мы чувствуем глубокое внутреннее изменение, обусловленное все возрастающим осознанием надежды. И еще мы начинаем ощущать умиротворение. Мы примиряемся с нашей наркоманией, с нашим выздоровлением и с тем, что обе эти реальности будут с нами всю жизнь. Мы не испытываем благоговейного страха перед будущими собраниями, контактами со спонсором и работой по шагам; более того, мы начинаем относиться к выздоровлению, как к драгоценному дару, а работа, связанная с этим, для нас уже трудна не более, чем вся наша обычная жизнь.

Примирился ли я с тем, что я наркоман?

Примирился ли я с тем, что именно мне придется что-то предпринимать, чтобы оставаться чистым?

Почему признание моей болезни необходимо для моего выздоровления?

Когда мы будем готовы перейти ко Второму Шагу, мы, наверное, спросим себя, достаточно ли хорошо мы проработали Шаг Первый? Уверены ли мы, что пора двигаться дальше? Мы на этот шаг затратили столько же времени, сколько и другие? Достигли ли мы истинного понимания этого шага? Многие из нас сочли полезным письменно изложить свое понимание каждого шага - это своеобразная подготовка к продвижению дальше.

Как я понимаю Первый Шаг в целом?

Как мои прежние знания и опыт повлияли на мою работу над этим шагом?

Сейчас мы подошли к тому месту, откуда нам видны результаты нашего старого образа жизни; мы провозгласили курс на новую жизнь, но мы, видимо, еще не подозреваем, насколько богата своими возможностями жизнь в выздоровлении. Может быть, на данный момент достаточно просто прекратить принимать наркотики, но скоро мы поймем, что нужно чем-то заполнить то пространство, откуда мы изъяли наркотики или другое наваждение. Работа над другими шагами заполнит эту пустоту. Следующий пункт назначения на нашем пути к выздоровлению - это Второй Шаг.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры