Прозрение героев. анализ iv действия комедии

Главная / Ссоры

Урок по литературе для 9 класса

Учитель Матвеева О.В. г. Курск, МБОУ «СОШ с УИОП №52»

Тема: «Чтение и анализ четвертого действия комедии А.С Грибоедова «Горе от ума».

Цели урока

    Образовательные.

Продолжить знакомство с комедией А.С. Грибоедова.

    Развивающие.

Показать нравственный облик и жизненные идеалы фамусовского общества, противопоставив им свободолюбие и независимость Чацкого.

    Воспитательные.

Воспитывать интерес к изучению классической литературы.

Судьба, проказница-шалунья,

Определила так сама:

Всем глупым - счастье от безумия,

Всем умным - горе от ума.

А.С. Грибоедов.

Ход урока. Оборудование:

технические средства, иллюстрации, портрет Грибоедова

    Звучит вальс Грибоедова.

    Слово учителя. (На этом уроке заканчивается знакомство с содержанием комедии, выясняется, что в «Горе от ума» Грибоедов дал широчайшую картину русской жизни первой четверти 19 века, воспроизвел с необыкновенным мастерством общественную борьбу, которая развернулась во всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми людьми, сторонниками идей декабристов, и крепостниками, оплотом всего старого костного).

    Проверка домашнего задания. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова.

    Словарная работа. Записать крылатые слова и выражения. Что обозначают слова: фарс, каламбур, водевиль.

    Слово учителя. Предлагаю вам ряд вопросов, которые помогут сделать выводы: горе умного человека, причина трагедии Чацкого заключается в том, что в обществе фамусовых, скалозубов, молчалиных гибнут все лучшие человеческие качества (передовые взгляды, ум, благородные стремления, любовь, порядочность и т.д).

    В чем заключаются интересы гостей Фамусова?

    Кто первый распустил слух о сумасшествии Чацкого?

    Как к этому отнеслись гости Фамусова? Почему?

    Как это их характеризует?

    Что вносит нового сцена разъезда в характеристику уже знакомых нам персонажей?

    Чем дополняет образы комедии Репетилов? (6 явл. из 14)

    Какую роль играет последний монолог Чацкого в идейном содержании комедии?

(Выводы после беседы делают учащиеся, используя строки комедии).

Слово учителя.

(Молчалин не вступает в борьбу, но появляется после окончания схватки, чтобы присоединиться к победителям. Для молодежи 1860 годов МОЛЧАЛИН был самой бранной кличкой. Молчалины господствуют на свете!)

    Инсценировка, где особенно сильно звучит саморазоблачение Молчалина. (Д 4, явл.12)

Слово учителя.

В этом – весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует.

Его тон и поведение меняются (явл. 11), когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.

Вывод учащиеся записывают в тетради.

«Умеренность и аккуратность» - это тонко и четко, точно выверенная стратегия и тактика поведения в жизни. Это продуманная соразмерность поступков и слов, чувств и намерений. Почести и знатность – вот к чему стремится Молчалин.

    Дополнения к характеру Фамусова (готовят учащиеся).

    Кто такой Репетилов?

Чтение явл. 17 (Приведенный текст – не столько попытка завербовать сторонника, сколько гневное осуждение сообщника, пытающегося уклониться от единомыслия. «Да кК вы! Можно ль против всех!)

Вывод записывать в тетради.

Комедия заканчивается монологом Чацкого, который подводит итог непримиримому разрыву Чацкого с фамусовской Москвой, выносит последний приговор обществу дворян – крепостников.

    Прослушивание монолога Чацкого.

Не образумлюсь, виноват, и слушаю, не понимаю…

Вывод дети записывают самостоятельно.

    Звучит вальс Грибоедова.

    Домашнее задание. А.С. Гончаров «Мильён терзаний». Составить тезисный план статьи.

Цели:

Образовательные:

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. "Чиновники на приеме у "ревизора". Анализ 4 действия комедии "Ревизор».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «Н.В.Гоголь. "Чиновники на приеме у "ревизора". Анализ 4 действия комедии "Ревизор».

Тип урока: Урок анализа содержания

Цели:

Образовательные:

    познакомить, прокомментировать и обсудить события IV действия комедии; продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями;

    работать над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.

    формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;

    анализировать образы героев комедии через речевую характеристику персонажей, раскрытие внутреннего мира героев через их поступки и речь;

    углубить знания литературоведческих понятий.

Развивающие:

    развитие и совершенствование навыков и приемов работы с художественным текстом: (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы);

    развитие речи и воображения, мышления учащихся.

Воспитательная:

    воспитывать интерес к творчеству писателя;

    воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "Н.В.Гоголь", компьютер, медиапроектор, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г; словарь литературоведческих терминов, карточки для анализа текста, компьютерная презентация.

Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

Опрос домашнего задания.

Что было задано на дом?

В “Ревизоре”, - вспоминал Гоголь, - я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости и за одним разом посмеяться над всем”. Этот замысел блестяще осуществился в его комедии “Ревизор”. В город приехал инкогнито с проверкой, все чиновники уездного города переполошились. “Надо ему подсунуть!” - решают собравшиеся в доме городничего чиновники.

Как они это делают?

Понял ли Хлестаков, мнимый ревизор, за кого его принимают в этом городе или нет, и что происходит в 4 действии комедии, мы с вами об этом поговорим немного позже.

Дома вы перечитали 4 действие. Перед вами лежат таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать вопросы по содержанию, а вы должны выбрать правильный ответ и поднять нужную табличку (приложение №2)

1.Подготовить выборочный пересказ «Враньё Хлестакова».

Дополните предложения .

Начальник отделения со мной на … . Я только на две минуты захожу в … , чтобы сказать … . Хотели даже меня … сделать. Сторож летит за мной … . Один раз приняли меня за … . С … на дружеской ноге. Я пишу и в журналы … . У меня дом первый в … . Я даю … . На столе арбуз за … рублей, суп приехал из … . Я всякий день на … . На пакетах мне пишут … . Один раз я даже управлял … . Бывало, как прохожу через департамент, - всё … и …, как лист.

2.Заполнить вторую часть таблицы цитатами (см. приложение №1)

Сообщение темы урока

Слово учителя.

Тема сегодняшнего урока - «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Анализ содержания 4 действия».

Мы продолжим изучать комедию «Ревизор», познакомимся с 4 действием комедии.

Мы узнаем…

Мы научимся…

Мы повторим…

Введение нового материала. Работа над темой:

«Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Анализ содержания 4 действия».

1. Работа над усвоением содержания 4 действия.

1). Явление 1

Где происходит действие?

С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день?

Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово “взятка” на просторечие “подсунуть ”?

Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?

Кто первый предлагает “подсунуть”?

Цель этих взяток?

2. Картина «Парад чиновников».

Явление 3.

Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”.

Как чувствует себя судья во время дачи взятки?

Как он даёт взятку?

Как объясняет Хлестаков, почему ему нужны деньги?

Явление 4.

Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4 явлении?

Какова его речь?

Сколько рублей дал взаймы Хлестакову почтмейстер?

Явление 5.

Читаем 5 явление по ролям.

Как ведёт себя чиновник в этой сцене?

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги?

Какую сумму даёт Хлестакову Лука Лукич?

Явление 6. Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (Взятку даёт Земляника).

Почему Земляника заходит к Хлестакову последним?

Почему он доносит на своих “друзей”?

Какую сумму он даёт взаймы?

Явление 7

Почему Хлестаков не церемонится с Добчинским и Бобчинским?

Сколько денег Хлестаков у них попросил?

Какую сумму они смогли ему дать?

С какой просьбой обращается к Хлестакову Добчинский?

Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека.

Что можете сказать о чиновниках?

Вывод: растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в речи, действиях и ремарках.

Явления 8-9

- Кому пишет письмо Хлестаков?

Как он отзывается о местных чиновниках?

Что мы узнаём о Тряпичнике?

Картина «Хлестаков и жалобщики».

Явления 10 -11

На кого пришли жаловаться купцы?

-Почему купцы недовольны городничим?

-Составьте рассказ «Жалобы купцов»

-Какую взятку дают купцы Хлестакову?

Выразительное чтение в лицах 11 явления.

-Каковы жалобы слесарши и унтер – офицерши?

Картина «Волокитство Хлестакова».

Выразительное чтение действия IV , явлений 12 - 15.

Как ведёт себя Хлестаков с Марьей Антоновной и Анной Андреевной?

Почему пребывание Хлестакова в доме городничего заканчивается именно сценой сватовства?

Картина «Проводы Хлестакова».

Как провожают Хлестакова?

Когда обещает возвратиться Хлестаков?

Обобщение.

Чем являются данные события в сюжетном плане?

Что создавало комический эффект в этих сценах?

- «наивные» саморазоблачения героев;

- нарастающий «разгул» Хлестакова, его раскованность и откровенность.

 Словарная работа

Надворный советник, титулярный советник, сенатор, фельдъегерь, сиделец, фриз, декларация

Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю.

Словарная работа.

Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.

Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся.

«Ну, известно что» (Артемий Филиппович)

«Подсунуть?» (Аммос Фёдорович)

Судья

Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий.

“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”.

Страх.

Почтмейстер. Все мысли его вертятся вокруг почты.

Бессвязное бормотание.

Триста рублей

Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается.

Триста рублей

Он бывалый и опытный.

Земляника последний, его невозможно проверить.

Четыреста рублей.

Тысячу рублей.

Шестьдесят пять рублей

Это сцена с Бобчинским и Добчинским, где Хлестаков “выпроваживает” гостей.

Тряпичкин живёт в Петербурге. Пишет статейки. Кто попадёт ему на зубок, берегись: отца родного не пощадит для словца, и деньги любит. Он любит часто переезжать с квартиры и недоплачивать.

Рассказ «Жалобы купцов»:

«Терпим обиды от городничего. Постоем заморил. Таскает за бороду. Порядок всегда исполняет: даём сукно на платье жене и дочке. На праздники несём продукты. Нельзя ему прекословить (что-то сказать против).

Слесарша жалуется на городничего, потому что … .

Унтер – офицерша жалуется на городничего, потому что …

Волокитство – ухаживание за женщинами (обычно без серьёзных намерений).

Городничий предлагает ему денег и самый лучший персидский ковёр.

Элементами в развитии действия.

Домашнее задание

1.Заполнить таблицы цитатами.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я могу себя похвалить за …

 Заполняют бланк самооценки.

Приложение №1

Чиновники, Анна Андреевна, Мария Антоновна

Хлестаков

«Нам ещё более приятно видеть такую особу».

«Как можно-с, вы делаете много чести. Я этого не заслуживаю. Я живу в деревне».

«Помилуйте, сударыня, совершенно напротив: мне ещё приятнее». «Вы, сударыня, заслуживаете. Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки…»

Городничий: «Чин такой, что ещё можно постоять».

«Без чинов, прошу садиться». «Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего».

«Вы, верно, и в журналы помещаете? Скажите, так это вы были Брамбеус?»

«Да, и в журналы помещаю… Как же, я им всем поправляю статьи…»

«Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?»

«Да, это моё сочинение»

«Я думаю, с каким там вкусом и великолепием даются балы»

«Просто не говорите. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз…»

«Это господина Загоскина сочинение».

«Ах да, это правда, это точно Загоскина; а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой».

«Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев».

«Меня сам Государственный совет боится».

Приложение №2

Тест.

    Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)

    Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)

    Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)

    Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)

    Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)

    Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)

    “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)

    Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)

    Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)

    У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)

Приложение №3

Хлестаков и…

Цитата

Манера поведения Хлестакова

Аммос Фёдорович

«Знаете ли что: дайте их мне взаймы»; «Я, знаете, в дороге издержался: то да сё… Впрочем, я вам из деревни сейчас их пришлю»

Подобострастен, готов извиняться, заискивать перед солидным судьёй, вероятно, готов идти на попятную.

Почтмейстер

«Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы. А я, признаюсь, смерть не люблю отказывать себе в дороге, да и к чему?»

Говорит более свободно. Сам назначает сумму, что уже довольно смело.

«Какие вам нравятся – брюнетки или блондинки? В моих глазах точно есть что-то такое, что внушает робость».

Распускается и наглеет – обратно пропорционально робости своего собеседника

Артемий Филиппович

«Скажите, пожалуйста, мне кажется, как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?»; «Эй, вы! как вас? я всё позабываю, как ваше имя и отчество».

Допускает наглость по отношению к Землянике

Бобчинский и Добчинский

«Денег не у вас? Взаймы рублей тысячу»

Нагло вымогает деньги

Работу подготовили ученики 9 класса Кузнецово-Михайловской ООШ I-III ступеней

Учитель: Кривонос Е.И.

2006 год


Тип урока: контроль знаний.

Жанр урока: защита творческих проектов.

Цели и задачи: развитие продуктивной творческой деятельности (индивидуальной и групповой) через монологическое и диалогическое высказывание, тестирование художественного произведения, содействие саморазвитию и самообразованию учащихся, оценивание творческих проектов одноклассников по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», опираясь на частичный анализ текста произведения; воспитание человека культуры, человека творческого поиска: содействие самосовершенствованию личности.
Оборудование: портрет А. С. Грибоедова, иллюстрации учащихcя к комедии «Горе от ума, компьютеры, программа «Конструктор тестов», локальная сеть.

Примечание. Задания по подготовке к защите творческих проектов и алгоритм действия каждой группы были предложены учащимся предварительно.

Алгоритм действия творческой группы:
1. Внимательно перечитать произведение.
2. Составить и подобрать разные вопросы по биографии и по содержанию произведения.
3. Написать критическую статью на тему: «В чем успех комедии?»
4. Сделать рисунки и снабдить их соответствующим текстом

СТРУКТУРА УРОКА

I. Актуализация
Вступительное слово учителя, где еще и акцентируется внимание на том, что защита проводится в устной форме, а материалы, оформленные письменно, сдаются учителю:
регламент (для вступительного слова — 2 мин; тестирование — 5 мин.);
защита индивидуальная или групповая в форме монолога, диалога, сообщения, тестирования;
в ходе урока работает арбитражная комиссия (учащиеся). Оцениваются содержание текста, соблюдение стиля автора, глубина понимания содержания произведения и характеров героев, выразительность высказывания, артистичность.

II. Защита творческих проектов

Творческая группа историков-литературоведов
Подтвердите слова Белинского о том, что «..Грибоедов принадлежит

к самым могучим проявлениям русского духа». Тестирование.
А. С. Грибоедов
(1795-182.9)

ВОПРОСЫ
1.Общепринятой датой рождения писателя считается 4(15) января 1795 года, знаете ли вы (укажите) еще две даты рождения Грибоедова, которые называют различные исследователи литературы?
2.На каких трех факультетах учился в Московском университете Александр Грибоедов?
3.Сколько лет было Грибоедову, когда он поступил в Московский университет?
4.Сколько иностранных языков знал Грибоедов?
5.Какое звание получил Грибоедов после окончания Московского университета?
6.Как называлось первое литературное произведение Грибоедова?
7.Как называлась статья, напечатанная Грибоедовым в 1814 году в журнале «Вестник Европы», о которой он говорил, что это «небольшая исследовательская, работа по экономике страны»?
8.Какие пьесы Грибоедова, кроме «Горе от ума», вы знаете?
9.Кто из русских поэтов служил с Грибоедовым в Коллегии иностранных дел?
10.Кто дал Грибоедову следующую характеристику: «Находясь при мне в должности адъютанта, исполнял как сию должность, так и прочие делаемые ему поручения с особым усердием, ревностью и деятельностью»?
11.Кто из русских поэтов, восхищаясь комедией «Горе от ума», писал Грибоедову: «О стихах я не говорю, половина должна войти в пословицу»?
12.Кто сказал: «Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа»?
13.Кто из русских писателей сказал: «Комедия "Горе от ума" держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова»?
14.Кто из русских писателей, узнав о гибели Грибоедова, писал: «Сколько людей завидовало его возвышению,
не имея и сотой доли его талантов... Молния не свергается на мураву, но на высоту башен и на главы гор»?
15.На могиле Грибоедова в Тифлисе (ныне Тбилиси) из бронзы вылита фигура женщины, склонившейся в тоске к подножию креста, на постаменте начертаны слова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя». Кому они принадлежат?

ОТВЕТЫ
1. 1790 год и 1794 год, ни одна из дат рождения писате-; ля, даже общепринятая — 1795 год, не имеет документально подтвержденной основы.
2. На философском (словесное отделение), юридичес-" ком и физико-математическом.
3. И лет.
4. Восемь (английский, французский, итальянский, /немецкий, персидский, латинский, греческий, арабский).
5. Кандидат словесности и права.
6. «Дмитрий Дрянской» — стихотворная пародия на трагедию «Дмитрий Донской» В. А. Озерова.
7. «О кавалерийских резервах».
8. «Молодые супруги» (1815), «Проба интермедии» (1818), в соавторстве: с П. А. Катениным «Студент» (1817), с А. А. Шаховским и с Н. И. Хмельницким «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817), с А. А. Жандром «Притворная неверность» (1818), с П. А. Вяземским «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (1823).
9. А. С. Пушкин и В. К. Кюхельбекер.
10. Генерал от кавалерии Андрей Семенович Кологри-вов, адъютантом которого служил Грибоедов в Иркутском гусарском полку, в Брест-Литовске.
11. А. С. Пушкин.
12. В. Г. Белинский.
13. И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний».
14. Писатель-декабрист Александр Бестужев.
15. Жене Грибоедова Нине Александровне.

Творческая группа литературоведов-критиков
“Мильон терзаний” Софьи Фамусовой


Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии “Горе от ума”, как близкий Чацкому, - это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: “Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку…” В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго “не везло” в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: “Софья начертана неясно”. И только Гончаров в “Мильоне терзаний” в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.

Софья – лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она – так же как и Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок – это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника – все мысли только о скорой встречи. В Софьи воплотилась сила первого чувства, но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья уже внутренне готова к борьбе. Чувства настолько переполняют душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему человеку – Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: “Да что мне до кого? До них? До всей вселенны?” Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: “Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?” Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена – это один из самых драматичных моментов пьесы.

Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека? Отвлечемся от Софьи и вспомним другую литературную героиню – Марью Болконскую из “Войны и мира”. Вспомним, как отец ежедневно давал ей уроки геометрии, в которой бедная княжна так и не смогла разобраться. Так ли нужна была эта геометрия Марии Болконской? Нет, разумеется. Князь стремился научить дочь мыслить: ведь математика развивает логическое мышление. Заставляя княжну изучать математику, князь лишь искал пути нового воспитания, ибо видел всю пагубность того образования, которое получали девушки-дворянки его эпохи. В “Горе от ума” есть исчерпывающее определение такого образования:

Берем же побродяг и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему –
И танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.

Как отчетливо сформулированы в этой гневной реплике ответы на основные вопросы воспитания: кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее современницы были серыми и не образованными: они знали не так уж и мало. Дело в другом: вся система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества. Софья не умеет думать – вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой шаг. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти свой путь.

С одной стороны, ее воспитываю книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки. Восхищается их верностью, преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Плохо другое –она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит. Но ее избранник лишь “отбывает повинность”.

С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии система женских образов представлена так, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости. От княжон Тугоуховских до графини бабушки. Таков удачный, благополучный путь светской дамы, совершить который стремится любая барышня – и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных, почтение окружающих – и так до того момента, когда “с бала да в могилу”. И для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин – просто идеал!

И как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от “молчалинского типа”. Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным. Оскорбленная, униженная Софья гонит от себя недостойного возлюбленного. И все же у нее вырывается:

…будьте рады,
Что при свиданиях со мной в ночной тиши
Держались более вы робости во нраве,
Чем даже днем, и при людях, и въяве;
В вас меньше дерзости, чем кривизны души.

Даже это “кривизна души”, доставившая Софье такой страдание, пугает ее меньше, чем дерзость – определяющее качество Молчалина. Вся жизнь света построена на криводушии – поэтому так легко пошла Софья на подлость, распустив слух о безумии Чацкого. А вот дерзости свет не приемлет. Разочаровавшись в Молчалине, Софья продолжает ценить его робость: верный залог того, что следующий ее избранник не многим будет отличаться от Молчалина.

Софья, безусловно, - натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие – вот почему поистине драматичен образ главной героини “Горя от ума”.

Лучший анализ образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статьи “Мильон терзаний” он сравнил ее с Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в ней все достоинства характера реалистического. Две характеристики заслуживают особого внимания: “Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения и слепоты, в котором жили все…” “Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”.

компьютеров готовит тестирование:

Знаете ли вы комедию Грибоедова «Горе от ума»?

ВОПРОСЫ

1.В какой день недели происходит действие пьесы?
2.В какое время года происходят события пьесы?
3.Сколько лет Софье Фамусовой?
4.Как звали деда Чацкого по отцу и деда по матери?
5.С какого года служит в армии полковник Скалозуб?
6.В какой дивизии служит полковник Скалозуб?
7.Как звали дядю Фамусова и какой поступок он совершил, чтобы заслужить милость при дворе Екатерины II?
8.Сколько лет Софьиной тетке Хлестовой?
9.Как звали деда Софьи по отцу и деда по матери?
10.Кто и о ком из персонажей комедии говорит:
a) «И золотой мешок и метит в генералы».

Б) «Но будь военный, будь он статский,
Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как...»
в)«Он славно пересмеять умеет всех...
И верно, счастлив там, где люди посмешнее».
г) «...он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине».
д) «Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти — так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит.
Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом...»
е)«Теперь в отставке, был военный,
И утверждают все, кто только прежде знал,
Что с храбростью его, с талантом,
Когда бы службу продолжал,
Конечно, был бы он
Московским комендантом».
ж)«Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки!»
з)«Зови меня вандалом;
Я это имя заслужил,
Людьми пустыми дорожил!
Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! Обманывал жену!
Играл! Проигрывал! В опеку взят указом!
Танцовщицу держал! И не одну:
Трех разом!
Пил мертвую! Не спал ночей до девяти!
Все отвергал: Законы! Совесть! Веру!»
и)«Но голова у нас, какой в России нету.
Не надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся аулетом,
И крепко на руку нечист».
к)«...человек он светский,
отъявленный мошенник, плут...
При нем остерегись: переносить горазд,
И в карты не садись: продаст».
л)«Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
Вот я за что его люблю».

М) «Ах! Этот человек всегда
Причиной мне ужасного расстройства!
Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!?

ОТВЕТЫ
1.Действие пьесы происходит в четверг:

«У нас есть общество, и тайные собрания
По четвергам. Секретнейший союз...»
«Поедем-ка сейчас; мы благо находу;
С какими я тебя сведу людьми!»

Репетилов — Чацкому, действие 4, явление 4.

2.События пьесы «Горе от ума» происходят зимой:

«И день и ночь по снеговой пустыне,
Спешу к вам, голову сломя».

3.Софье семнадцать лет:

«Да-с, а теперь,
В семнадцать лет вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно».

Чацкий — Софье, действие 1, явление 7.

4.Дедов Чацкого звали Илья и Алексей:

«...Вот-с — Чацкого, мне друга,
Андрея Ильича покойного сынок».
Фамусов — Скалозубу, действие 2, явление 5.
«По матери пошел, по Анне Алексевне;
Покойница с ума сходила восемь раз».

Фамусов — гостям, действие 3, явление 21.

5.Полковник Скалозуб Сергей Сергеевич служит с 1809 года:

«Я с восемьсот девятого служу» .

6.Полковник Скалозуб Сергей Сергеевич служит в 15-й дивизии.

«Бывает моего счастливее везет,
У Нас в пятнадцатой дивизии, не дале,
Об нашем хоть сказать бригадном генерале».

Скалозуб — Фамусову, действие 2, явление 5.

7.Дядю Фамусова звали Максим Петрович, в приемный день в царском дворе он поскользнулся и упал, ударившись затылком, затем еще два раза упал, рассмешив Екатерину П.

«...или покойник дядя, Максим Петрович...
На куртаге ему случилось обету питься:
Упал да так, что чуть затылка не пришиб...
Был высочайшею пожалован улыбкой...
Привстал, оправился...
Упал вдругорядь — уж нарочно
А хохот пуще, он и в третий так же точно».

Фамусов — Чацкому, действие 2, явление 2.

8.Хлестовой шестьдесят пять лет:

«Легко ли в шестьдесят пять лет
Тащиться мне к тебе, племянница?»

Хлестова — Софье, действие 3, явление 10.

9.Дедов Софьи звали Афанасий и Нил. Фамусова зовут Павел Афанасьевич. Следовательно,
деда по отцу звали Афанасий. Тетку Софьи, сестру ее матери — Хлестову, зовут Анфиса Ниловна, об этом мы узнаем из 4-го действия, явления 8, где Репетилов говорит, обращаясь к Хлестовой:

«Царь небесный! Анфиса Ниловна! Ах! Чацкий! Бедный! Вот!...»

Значит, отчество матери Софьи было тоже Ниловна. Следовательно, деда по матери звали Нил.

10. 1) Лиза о полковнике Скалозубе, действие 1, явление 5.
2) Лиза о Чацком, действие 1, явление 5.
3) Софья о Чацком, действие 1, явление 5.
4) Фамусов о своем дяде Максиме Петровиче, действие 2, явление 2.
5) Фамусов о Чацком, действие 2, явление 5.
6) Наталья Дмитриевна Горич о своем муже Платоне Михайловиче Горич, действие 3, явление 5.
7) Чацкий о Скалозубе, действие 3, явление 1.
8) Репетилов сам о себе, действие 4, явление 4.
9) Репетилов о председателе Английского клуба, действие 4, явление 4.
10) Горич Платон Михайлович о Загорецком Антоне Антоновиче, действие 3,

явление 9.
11) Софья о Молчалине, действие 3, явление 1
12) Софья о Чацком, действие 3, явление 14.

Творческая группа литературоведов при использовании

компьютеров готовит тестирование:
Знаете ли вы персонажей комедии?

Кому из персонажей пьесы «Горе от ума» принадлежат эти слова
1. «Ба! Знакомые всё лица».
2. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
3. «Когда в делах — я от веселий прячусь,
Когда дурачиться — дурачусь.
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, а не из их числа».

4. «Я глупостей не чтец, А пуще образцовых».
5. «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь».
6. «Так: частенько там
Мы покровительство находим,
где не метим».

7. «Чины людьми даются,
А люди могут обмануться».

8. «Помилуйте, мы с вами не ребята,
Зачем же мнения чужие только святы?»

9. «Счастливые часов не наблюдают».
10. «Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев и барская любовь».

11. «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
12. «А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма».

13. «Как посравнить, да посмотреть
Век нынешний и век минувший;
Свежо предание, а верится с трудом».

14. «Грех не беда, молва не хороша».
15. «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!»
16. «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок».
17. «Вот то-то все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы на старших глядя».

18. «Что говорит! И говорит, как пишет!»
19. «Зачем ума искать и ездить так далеко» .
20. «Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!»

21. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений».

22. «Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым отечества нам сладок и приятен!»

23. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!»
24. «Кричали женщины ура!
И в воздух чепчики бросали!»

25. «А! Злые языки страшнее пистолета».
26. «<герой> не моего романа».
27. «Какие-то уроды с того света,
и не с кем говорить, и не с кем танцевать».

28. «Бал вещь хорошая, неволя-то горька;
И кто жениться нас неволит!»

29. «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак».
«Шумим, братец, шумим».

30. «Муж-мальчик, муж-слуга...».
31. «Я князь Григорию и вам Фельдфебеля в Волтеры дам,
Он в три шеренги вас построит,
А пикните, так мигом успокоит».

32. «Приданого взял — шиш, по службе — ничего».
33. «Послушай, ври, да знай же меру».
34. «Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?»

35. «А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных».

36. «Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты».

37. «При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки».

«Ну как не порадеть родному человечку!»
38. «Дома новы, но предрассудки стары».
39. «Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам».

40. «Что нового покажет мне Москва?»
41. «...тот и славился, чья чаще гнулась шея».
42. «Окроме честности есть множество отрад».
43. «Чему он рад? Какой тут смех?
Над старостью смеяться грех».

44. «...уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь».

45. «...Басни — смерть моя!
Насмешки вечные над львами! Над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари».

46. «Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий».

47. «Молчаливы блаженствуют на свете!»
48. «А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой».
49. «Что гений для иных, а для иных чума».
50. «Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»

ОТВЕТЫ
1. Фамусову, действие 4, явление 14.
2. Чацкому, действие 1, явление 7.
3. Чацкому, действие 3, явление 3.
4. Чацкому, действие 3, явление 3.
5. Молчалину, действие 3, явление 3.
6. Молчалину, действие 3, явление 3.
7. Чацкому, действие 3, явление 3.
8. Чацкому, действие 3, явление 3.
9. Софье, действие 1, явление 3.
10. Лизе, действие 1, явление 2. //. Чацкому, действие 2, явление 2.
11. Чацкому, действие 2, явление 2.
12. Чацкому, действие 2, явление 5.
13. Чацкому, действие 2, явление 2.
14. Лизе, действие 1, явление 5.
15. Фамусову, действие 4, явление 14.
16. Чацкому, действие 4, явление 14.
17. Фамусову, действие 2, явление 2.
18. Фамусову, действие 2, явление 2.
19. Софье, действие 1, явление 5.
20. Чацкому, действие 4, явление 14.
21. Фамусову, действие 3, явление 21.
22. Чацкому, действие 1, явление 7.
23. Фамусову, действие 1, явление 10.
24. Чацкому, действие 2, явление 5.
25. Молчалину, действие 2, явление 11.
26. Софье, действие 3, явление 1
27. Графиня, внучка Хрюмина, действие 4, явление 1
28. Горичу Платону Михайловичу, действие 4, явление 2
29. Репетилову, действие 4, явление 4.
30. Чацкому, действие 4, явление 14.
31. Скалозубу, действие 4, явление 5.
32. Репетилову, действие 4, явление 5.
33. Чацкому, действие 4, явление 4.
34. Чацкому, действие 2, явление 5.
35. Чацкому, действие 1, явление 7.
36. Скалозубу, действие 2, явление 5.
37. Фамусову, действие 2, явление 5.
38. Чацкому, действие 2, явление 5.
39. Фамусову, действие 1, явление 4.
40. Чацкому, действие 1, явление 7.
41. Чацкому, действие 2, явление 2.
42. Чацкому, действие 3, явление 9.
43. Хлестовой, действие 3, явление 10.
44. Фамусову, действие 3, явление 21.
45. Загорецкому, действие 3, явление 21.
46. Скалозубу, действие 3, явление 21.
47. Чацкому, действие 4, явление 13.
48. Фамусову, действие 1, явление 5.
49. Софье, действие 3, явление 1.
50. Фамусову, действие 4, явление 15.

Творческая группа литературных критиков
Ответить на вопрос: «В чем успех комедии»

Творческая группа художников
Нарисуйте главных героев комедии и текстом подчеркните характер героев:

А) Чацкого;

Б) Фамусова;


в) Скалозуба



д) Молчалина?


III. Домашнее задание
Провести аналогию образов: Чацкий-Онегин-Печорин.

Чацкий, Онегин, Печорин
И в мире был он одинок...
Д. Байрон

Как стремителен бег времени! Уже многие годы отделяют нас от героев Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. Но мы вновь и вновь обращаемся к ним, к их чувствам, мыслям, раздумьям, ищем и находим в них близкое и нужное нам, детям беспокойного XX века.
Литература всегда была тесно связана с жизнью общества, отражала в художественной форме самые волнующие проблемы своего времени.
Первая половина XIX века - период, на который приходится жизнь и творчество этих замечательных русских поэтов и писателей - была эпохой великих событий и потрясений; живы были еще идеи Великой Французской революции; Отечественная война 1812 года показала всему миру примеры невиданного мужества русского народа; передовая немецкая философия обосновала вольнолюбивые стремления передовой дворянской молодежи.
Это и есть три составляющие части того первого в России организованного революционного выступления, которое получило название "декабризм".
В литературе, как в зеркале, отразились зарождение, формирование и укрепление свободомыслия, непокорности, бунтарства самой передовой части дворянской молодежи.
Чацкий, Онегин и Печорин - блестящие представители этой молодежи, в делах и поступках которых авторы отразили силу и слабость своего поколения.
Одними из первых в русской литературе показал человека, гордо и прямо противопоставившего себя обществу, удивительный, "загадочный", по словам А. Блока, писатель и человек - Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829 г.г.) Это был человек одаренный многими талантами: блестящий поэт и писатель, интересный композитор и музыкант, выдающийся дипломат. Но главное, это был человек яркого ума, благородства, чести, любви к Родине, уважения к русскому народу и страстного желания счастья и свободы России и ее людям.
Многое сближало Грибоедова с декабристами: происхождение, воспитание, образование, участие в Отечественной войне 1812 года. Так же, как и декабристы, он ненавидел крепостное право и неограниченную самодержавную власть. Но во многом Грибоедов был мудрее и прозорливее будущих декабристов. Он выразил сомнение в победе этого движения, заявив, что сто прапорщиков не в состоянии изменить государственный строй России. Но именно Грибоедов показал первого из этих "ста прапорщиков" воплотив в его образе все лучшее, что он видел в будущих декабристах.
Комедия "Горе от ума" создавалась в 1816 - 1824 г.г. - в период, когда в России возникали и действовали первые проблемы общества. Комедия является как бы художественной летописью и историей декабризма. Основной конфликт комедии - столкновение лагеря молодой России, представленного Чацким, и лагеря крепостников, представленного Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими, - это не выдумка автора, а отражение той общественной борьбы, которая была характерна для русской жизни начала XIX века.
Против чего же восстает Чацкий, о котором А. Герцен сказал, что это декабрист, шедший прямой дорогой на каторгу. Крепостное право - вот что сковывало творческие силы "умного, бодрого русского народа", препятствовало экономическому и культурному развитию России. В своих страстных монологах Чацкий клеймит позором варварский мир крепостников, где человека ценят за количество крепостных душ, где верного слугу, спасшего жизнь своему господину, "обменяли на борзые две собаки".
Этот мир - "век минувший" - вечный враг Чацкого. Герой комедии - страстный боец против дельцов, шутов, "предателей в любви, в вражде неутолимых, рассказчиков неукротимых."
Сам Чацкий, несомненно, пламенный патриот, любящий Россию народную, но не государство царя, помещиков и чиновников. Служить Отчизне и народу - вот девиз Чацкого.
Передовое мировоззрение Чацкого, его вера в силу разума, близость свободы сталкиваются с реальной крепостнической действительностью, cо страшным миром фамусовых, отчаянно борющихся за свое положение и привилегии. Комедия заканчивается видимым поражением Чацкого. По словам И. Гончарова, герой "сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей". И. Гончаров называет Чацкого "вечным обличителем лжи, запрятавшейся в пословицу: "один в поле не воин". Нет, воин, если он - Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва." (И.А. Гончаров)
Чацкий любимый герой А.С. Грибоедова. Голос Грибоедова звучащий то насмешливо и гневно, то взволнованно и вдохновенно, - это голос писателя, отдавшего все свое сочувствие Чацкому, а все свое презрение - "толпе его мучителей".
Борьба Чацкого против фамусовского общества не завершилась в комедии. Она и в русской жизни только начиналась.
Если Чацкий - "герой своего времени", герой эпохи, предшествующей воспитанию декабристов, то Евгений Онегин представляет более поздний период русской истории.
Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин", "самое задушевное произведение писателя, самое любимое дитя его фантазий", был начат в 1823 году и завершен в 1831 году. В нем нашли отражения заветные думы и чувства поэта, его взгляды и размышления над современной жизнью.
При всей широте тематики роман "Евгений Онегин" - это прежде всего художественное исследование духовных исканий передовой дворянской молодежи, их сомнений и тревог, стремлений и надежд.
Работа над романом был начата в годы общественного подъема, а закончилась уже после разгрома декабристов, в обстановке николаевской реакции. В годы создания романа автору пришлось пережить ссылки, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России.
Поэтому первые главы проникнуты радостными, жизнеутверждающими настроениями, а в последних усиливаются трагические мотивы. Роман явился плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".
Умом и "сердцем" автор пытается понять и представить на суд читателя духовный и нравственный облик лучших людей своего времени. Типичным представителем их в романе является Евгений Онегин. Даже название романа подчеркивает его центральное место среди остальных персонажей.
Итак, перед нами столичный аристократ. Хотя, Онегин, по шутливому замечанию автора, "учился чему ни будь и как-нибудь", он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличались своей эрудицией от большинства окружающих. Пушкинский герой - порождение светского общества, но вместе с тем чужд и враждебен ему. Отчуждение и противостояние окружающему обществу проявляются не сразу. Сначала молодой человек с головой погружается в светскую жизнь, находя в ней радость и удовольствия, но однообразия и пустота этих "радостей и удовольствий" быстро наскучили ему, и, по словам Белинского, он "покинул свет, как это делали слишком немногие." Онегин слишком глубокая и богатая натура, чтобы не замечать пороков окружающего мира. Многое выделает его из толпы:

Мечтам невольная преданность,
Неподражаемая странность
И резкий, охлажденный ум.

Оставив свет, герой пытается заняться какой либо полезной деятельностью. Он талантлив, пробует писать:

Хотел писать - но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его

Книги так же быстро надоедают ему:

Как женщин, он оставил книги
И полку с пыльной их семьей
Задернул траурной тафтой.

В имении, полученном в наследство от дяди, Евгений пытается улучшить жизнь крестьян:

Ярем от барщины старинной
Оброком легким заменил...

Но этой единственной реформой и ограничилась вся деятельность Онегина-помещика. И опять жизнь "без цели, без трудов". Судьба посылает ему друга, он искренне привязывается к Ленскому. Онегин и Ленский очень разные, но вместе они олицетворяют то прекрасное, что было присуще молодежи того времени: рассудительность и порывистость, скептицизм и мечтательность, трезвый ум и романтизм. Но светские предрассудки привели к роковому, непоправимому событию: дуэли и гибели Ленского.
"Убив на поединке друга", Онегин остается один на один с муками совести, тоской, разочарованием во всем и во всех.
В подавленном состоянии Онегин покидает деревню, отправляется в странствия. Но и это не спасает его: тоска, хандра и недовольство собой только усиливаются. Это до какой степени отчаяния должен дойти человек, чтобы произнести вот эти слова:

Зачем я пулей в грудь не ранен,
Зачем не хилый я старик,
Как этот бедный откупщик?
Я молод, жизнь вполне крепка,
Чего мне ждать? Тоска, тоска...

По мнению Белинского, Онегин - богатая, одаренная натура, но силы и возможности его остались без применения. В Онегине Пушкин первым из русских писателей показал тип просвещенного дворянина, сложившийся в 20-е годы XIX века. Эта часть дворянской интеллигенции избегала служить царизму, но, в то же время стояла в стороне от общественной деятельности. Такой путь, являясь своеобразным протестом против политической системы, неизбежно обрекал героя на бездействие, пассивность, на обостренное внимание к собственным, эгоистическим интересам и желаниям. Недаром Белинский назвал Онегина "эгоистом поневоле": бездеятельность, пустота и пошлость жизни душат его, но он так и не знает, чего ему хочется, что ему надо для счастья, душевного покоя и гармонии. Новая встреча с Татьяной открыла в герое способность любить возвышенно и страстно. Но верная долгу, воспитанная в традициях народной нравственности, Татьяна не способна другого человека - своего мужа:

Но я другому отдана;
И буду век ему верна.

Онегин опять одинок. Что ждет его впереди? "... Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, роман без конца", - так оценил Онегина и "поэму" о нем великий критик Белинский.
Историю жизни "лишнего человека", человека способного на многое и не свершившего ничего, продолжил великий преемник А.С.Пушкина - Михаил Юрьевич Лермонтов, создав роман "Герой нашего времени". Это итоговое произведение Лермонтова, первый русский социально - философский и психологический роман в прозе. Как и в стихотворении "Дума", автор пытается найти ответ на волнующий его вопрос: почему молодые люди, умные, энергичные, полные сил, не находят применения своих недюжинным способностям и "вянут без борьбы" в самом начале жизненного пути. История жизни Печорин, представителя поколения 30-х годов, трагическая судьба его - ответ на этот вопрос. В предисловии, к роману автор писал: "Это точно портрет, но портрет, составленный из пороков всего поколения". Как и в стихотворении "Дума", Лермонтов в романе выносит суровый приговор своему поколению, упрекая его в равнодушии, бездействии, в неспособности "более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья".
Лермонтов глубоко и всесторонне раскрывает внутренний мир своего героя, сильные и слабые стороны его натуры, обусловленные временем и средой. Вслед за А.С.Пушкиным Лермонтов делает героем романа типичного представителя образованной дворянской молодежи. Но другим было время и иначе выглядели его "герои". Это был период страшной николаевской реакции, наступившей после разгрома декабрьского восстания. "Черной страницей в истории России" назвал этот период И.А. Герцен. Реакция не смогла заглушить голос М.Ю. Лермонтова, но время наложило свой отпечаток на творчество великого поэта, оно диктовало свои темы, образы, настроения. По словам А. Герцена, "... то были сомнения, отрицания; мысли, полные ярости".
Противоречия между высоким сознанием дворянского интеллигента, страстной внутренней активностью души и внешней бездеятельностью, прожиганием жизни в маскарадном аду, в бессмысленном существовании привело к мрачным проклятиям "Думы", прозвучавшей как похоронная песня потерянному поколению:

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы:
Перед опасностью позорно малодушны,
А перед властию - презренные рабы

"Дума" - поэтическое выражение проблем и мыслей романа "Герой нашего времени".
Образ Печорина, главного героя романа, - вершина всего творчества Лермонтова. Писатель смог создать образ героя своего времени, обобщив большой материал жизненных впечатлений, хорошо зная и понимая историческую сущность окружавшей его действительности.
Печорин - сильная личность, в нем много исключительного, особенного: выдающийся ум, необыкновенная сила воли. Раздумывая о людях предшествующих поколений, полной веры, жажды свободы, страстных и пламенных, Печорин причисляет себя к их жалким потомкам, которые скитаются по земле без гордости и убеждений. Отсутствием веры в подвиг, любовь и дружбу и порожденная этим скука лишают для Печорина жизнь всякой ценности. Печорин ощущает в душе своей "силы необъятные", и в то же время он не знает, зачем живет, для какой цели родился. Автор не скрывает недостатков и противоречий своего героя, но это были пороки целого поколения. Трагедия молодого человека усугублялась тем, что он вынужден жить в среде, которую презирал и отвергал. Передовой человек 30-х годов XIX века чувствовал себя "лишним" в своей стране и даже в целом мире. Но в реалистическом романе "Герой нашего времени" Лермонтов уже приводит своего героя к сознанию того, что хотя жизнь и приносит страдания, невыносима "скучна", но лишь в ней человек может обрести счастье, испытать и печаль, и радость.
В этом оптимизм и жизнеутверждающая сила романа "Герой нашего времени".
Таким образом, Чацкий, Онегин, Печорин - типичные представители определенной исторической эпохи, каждый из них - герой своего времени. Время определило их общие черты и те различия, которые позволили современникам увидеть в Чацком будущего декабриста, в Онегине - "эгоиста поневоле", в Печорине "страдающего эгоиста".
Для нас же, детей бурного XX века, эти герои интересны и важны своими высокими, человеческими достоинствами: благородством мыслей и стремлений, желанием жить осмысленно, для великого дела; приносить пользу родине и народу, жить честно, по совести. Эти человеческие качества вечны, а значит, вечны и всегда будут волновать читателя герои А. Грибоедова, А.Пушкина, М.Лермонтова.

Комедия «Горе от ума» создавалась в 1816-1824 гг. - в период, когда в России возникали и действовали первые тайные общества. Комедия является как бы художественной летописью и историей декабризма. Основной конфликт комедии - столкновение лагеря молодой России, представленного Чацким, и лагеря крепостников, представленного Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими. Это не выдумка автора, а отражение той общественной борьбы, которая была характерна для русской жизни начала XIX века. Против чего же восстает Чацкий, о котором А. Герцен сказал, что это декабрист, шедший прямой дорогой на каторгу? Крепостное право

Вот что сковывало творческие силы «умного, бодрого русского народа», препятствовало экономическому и культурному развитию России.

Именно Репетилов в парадных сенях дома Фамусова разоткровенничался перед Чацким. Сперва он сознался, что при Чацком чувствует себя жалким и смешным, а потом поведал, что он теперь сильно изменился, участвует в тайных собраниях в английском клубе с умнейшими людьми.

Все объяснять ему недосуг, но нельзя не упомянуть, что в собраниях участвует князь Григорий, другой - Воркулов Евдоким, прекрасный певец, но гением Репетилов считает Удушьева Ипполита Маркелыча, который пишет книги: «отрывок, взгляд, и нечто - обо всем». Сам Репетилов может написать каламбур. Так они вчетвером, глядь, водевильчик слепят. «Способностями Бог меня не наградил, дал сердце доброе, вот чем я людям мил, совру - простят...»

В «Горе от ума» типична сама общественно-историческая ситуация, поскольку она верно и глубоко отражает конфликт, вполне характерный для данной эпохи. Именно поэтому типичны и все человеческие образы, созданные Грибоедовым.

Пусть во времена Грибоедова, накануне восстания декабристов, фамусовщина еще казалась прочной основой общественного быта в самодержавно-крепостническом государстве, пусть Фамусовы, Скалозубы, Молчалины, Загорецкие и иже с ними еще занимали тогда господствующее положение, но как социальная сила фамусовщина уже загнивала и была обречена на умирание. Чацких было еще очень мало, но они воплощали в себе ту свежую, юную силу, которой было суждено развиваться и которая поэтому была неодолима.

Поняв закономерность исторического развития и выразив свое понимание в художественных образах «Горя от ума», Грибоедов и отразил объективную правду жизни, создал типический образ «нового человека» - общественного протестанта и борца - в типических обстоятельствах его исторического времени.

Столь же типичны и исторически характерны представители другого общественного лагеря, действующие в комедии Грибоедова. Фамусов, Молчалин, Хлестова, Репетилов, Скалозуб, Загорецкий, княгиня Тугоуховская, графиня Хрюмина и все прочие персонажи старобарской Москвы, каждый по-своему, в своем индивидуальном художественном воплощении, с замечательной полнотой и заостренностью выражают существо той социальной силы, которая стояла на страже охранения старых, реакционных порядков феодально-крепостнического мира.

Смело, по-новаторски решив в «Горе от ума» проблему типичности, Грибоедов тем самым с полной ясностью, не допускающей никаких кривотолков, сказал своим произведением, во имя чего, во имя каких идеалов он разоблачил фамусовщи-ну. Проникнув творческой мыслью в суть основных социальных и идеологических противоречий своего времени, показав, что Чацкий представлял в своем лице растущую и развивающуюся силу русского общества, щедро наделив его характер героическими чертами, Грибоедов тем самым решил и политическую проблему. В этом в первую очередь и сказалась общественно-политическая позиция Грибоедова, в этом и проявилась с наибольшей убедительностью идейная направленность его творчества.

В пьесе «На дне», написанной А.М. Горьким в 1902 году, с особой яркостью проявились существенные особенности драматургии Горького. Он утвердил в драматургии новый тип общественно-политической драмы. Его новаторство проявилось и в выборе драматического конфликта, и в методе изображения действительности. Конфликт в пьесах Горького всегда выражен не внешне, а во внутреннем движении пьесы. Главный конфликт, положенный в основу пьесы «На дне», – это противоречие между людьми «дна» и порядками, которые низводят человека до трагической участи бездомного бродяги. Острота конфликта носит у Горького социальный характер. Он заключается в столкновении идей, в борьбе мировоззрений, социальных принципов. Важную роль играет композиция пьесы. В небольшой экспозиции первого акта зритель знакомится с обстановкой ночлежки Костылева, с героями, обитающими в этой ночлежке, их прошлым. Завязка – это появление в ночлежке странника Луки, его борьба за души погибающих людей. Развитие действия – осознание ночлежниками всего ужаса своего положения, зарождение надежды на изменение жизни к лучшему под влиянием «благостных» речей Луки, кульминация – нарастание напряженности действия, завершающееся убийством старика Костылева и избиением Наташи. И, наконец, развязка – это полное крушение надежд героев на обновление жизни: умирает Анна, трагически кончает жизнь самоубийством Актер, арестован Пепел.

Важную роль в композиции пьесы играет IV действие. Авторская ремарка подчеркивает те изменения на сцене, которые произошли с первого акта: «Обстановка первого акта. Но комнаты Пепла – нет, переборки сломаны. И на месте, где сидел Клещ, – нет наковальни… На печи возится и кашляет Актер. Ночь. Сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. На дворе – ветер». В начале действия участвуют в диалоге Клещ, Настя, Сатин, Барон и Татарин. Они вспоминают Луку, и каждый старается выразить к нему свое отношение: «Хороший был старичок!.. А вы… не люди… вы – ржавчина!» (Настя), «Любопытный старикан… да! И вообще… для многих был… как мякиш для беззубых…» (Сатин), «Он… жалостливый был… у вас вот… жалости нет» (Клещ), «Как пластырь для нарывов» (Барон), «Старик хорош был… закон душе имел! Кто закон душа имеет – хорош! Кто закон терял – пропал» (Татарин). Итог подводит Сатин: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей…» Слово «проквасил» как нельзя лучше отражает суть обстановки, сложившейся в ночлежке после ухода старика. Началось брожение, все сложности, конфликты обострились, самое главное – появилась, хоть слабая, но надежда: вырваться из «подвала, похожего на пещеру», и зажить нормальной человеческой жизнью. Это хорошо понимает Клещ. Он говорит: «Поманил их куда-то… а сам дорогу не сказал…» Слова Клеща о том, что старик не любил правды, вызывают возмущение Сатина, и он произносит монолог о правде и лжи: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» Сатин объясняет ночлежникам, почему старик врал: «Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми!» Но сам Сатин не поддерживает эту ложь и говорит почему: «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода…» Нет, такая ложь Сатину не нужна, потому что он свободный человек: «А кто сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь?» Слова Сатина, вспоминающего высказывание старика: «Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего!» – заставляют внимательно прислушаться ночлежников. «Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары».

Осмысливая слова Луки, Барон вспоминает свою прошлую жизнь: дом в Москве, дом в Петербурге, кареты с гербами, «высокий пост… богатство… сотни крепостных… лошади… повара…» На каждую реплику Барона Настя отзывается словами: «Не было этого!», чем доводит Барона до бешенства. Сатин глубокомысленно замечает: «В карете прошлого – никуда не уедешь…»

Продолжающаяся перепалка между Настей и Бароном заканчивается взрывом ненависти со стороны Насти: «Всех бы вас… в каторгу… смести бы вас, как сор… куда-нибудь в яму!.. Волки! Чтоб вам издохнуть! Волки!» И в этот момент Сатин переключает внимание на себя, произнося свой знаменитый монолог о человеке. По мысли Сатина, человек свободен в своем выборе отношения к вере, и к жизни, к ее устройству, ее порядку: «Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен!.. Человек – вот правда!» Зрелость суждений Сатина всегда поражала. Однако впервые он поднимается до осознания необходимости совершенствования мира, хотя дальше этих рассуждений он идти не может: «Что такое человек?.. Понимаешь? Это – огромно! В этом – все начала и концы… Всё – в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!.. Выпьем за человека, Барон!» Так говорит шулер и анархист, бездельник и пьяница. Странно слышать от него эти слова. Сам Горький понимал, насколько эти речи не соответствуют Сатину. Он писал: «…речь Сатина о человеке-правде бледна. Однако – кроме Сатина – её некому сказать, и лучше, ярче сказать – он не может…»

В ночлежке появляются Бубнов и Медведев. Оба навеселе. Бубнов угощает обитателей ночлежки и отдает все свои деньги Сатину, так как чувствует к нему расположение. Ночлежники затягивают любимую песню «Солнце всходит и заходит». По-прежнему темна и грязна ночлежка. Но в ней, однако, поселяется какое-то новое чувство всеобщей взаимосвязанности. Приход Бубнова усиливает это впечатление: «Где – народ? Отчего здесь людей нет? Эй, вылезай… Я… угощаю!» Внешняя причина – «отвести душу» (у него появились деньги). Внутреннее состояние этого человека, пришедшего «петь… всю ночь», полно давней застарелой горечи: «Запою… заплачу!» В песне: «…мне и хочется на волю, да цепь порвать не могу…» – все они хотят страдать свою несчастную судьбу. Вот почему Сатин на неожиданное известие о самоубийстве Актера откликается заключающими драму словами: «Эх… испортил песню… дурак!» Столь резкий отзыв на трагедию несчастного имеет и другой смысл: уход Актера – результат гибели его иллюзий, снова шаг человека, не сумевшего осознать подлинной правды. Каждый из последних трех актов «На дне» кончается смертью: Анны, Костылева, Актера. Философский подтекст пьесы вскрывается в финале второго действия, когда Сатин кричит: «Мертвецы – не слышат! Мертвецы не чувствуют… Кричи… реви… Мертвецы не слышат!..» Прозябание в ночлежке мало чем отличается от смерти. Обитающие здесь босяки так же глухи и слепы, как мертвецы. Только в IV действии происходят сложные процессы в душевной жизни героев, и люди начинают что-то слышать, чувствовать, понимать. «Кислотой» невеселых раздумий очищается, как «старая, грязная монета», мысль Сатина. Именно здесь заключается главный смысл финала пьесы.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры