Работа со смешанным ансамблем рус нар инстр. Создание ансамбля народных инструментов и работа с ним

Главная / Ссоры

Коллективная игра на музыкальных инструментах – мощное средство воспитания и обучения детей музыкальному творчеству. Игра в ансамбле дисциплинирует, развивает чувство ответственности, активизирует музыкальные способности, включает в работу и тренирует психические механизмы, отвечающие за тонкую нервную деятельность.

В каждой школе можно найти 8 – 10 учеников, у которых дома есть музыкальные инструменты. Это может быть баян, аккордеон, гармонь. Инструменты для игры можно поискать у родственников, знакомых, соседей. Мой опыт в создании детских оркестров народных инструментов позволяет сказать, что всегда находится достаточное количество инструментов. Причем, всплывают из кладовых и чердаков чуть ли не раритетные, музейные экземпляры баянов, аккордеонов, гармошек. Конечно, многие инструменты требуют серьезного ремонта, но это уже другая история.

Итак, из детей, имеющих музыкальные инструменты и желающих обучиться играть на них, создается инструментальный ансамбль.

После того, как минимальный состав будущего коллектива подобран, дети с инструментами и желательно с родителями приглашаются на первое занятие. На вводном уроке руководитель ставит перед детьми задачи, разъясняет методы обучения, настраивает коллектив на работу, акцентируя внимание на систематичности занятий, добросовестном отношении к домашним заданиям. Естественно для создания такого коллектива необходима твёрдая теоретическая база, в которой всё распланировано, расписано, разложено по полочкам.

Хорошо, если у руководителя есть программа по оркестру (ансамблю) с тематическим планированием, репертуарными приложениями. Такая программа – основа любого обучения, а не дань моде. Руководствуясь положениями этого документа, педагог сможет чётко наладить, организовать репетиционную и концертную деятельность коллектива. На первом же занятии руководитель рассказывает о музыкальных инструментах, которые войдут в состав ансамбля, демонстрирует их возможности. Разумеется, руководитель должен свободно владеть этими инструментами. После обсуждения распорядка занятий и решения возникших организационных вопросов можно приступить непосредственно к игре. Вот чему нужно поучиться на первом уроке:

1.Правильная посадка и положение пальцев на клавиатуре.

2.Извлечение индивидуально и коллективно ноты «до».

3.Проигрывание ноты «до» под метроном в разных темпах и с разными длительностями.

4.Рационально – правильная работа мехом при извлечении звука.

И пусть эта первая встреча затянется, пусть именно на ней дети поймут, что «не боги горшки» обжигают, что научиться играть на баяне, гармони, аккордеоне вполне реально.

Для более полного освоения детьми инструмента руководитель должен спланировать и организовать индивидуальные уроки. Они не должны сводиться только к разучиванию произведений. Здесь можно разбираться в вопросах теории музыки, методах и примах работы начинающих музыкантов с инструментами. Сюда же можно отнести всевозможные упражнения на развитие музыкального слуха и чувства ритма. И обязательное условие – индивидуальные занятия не должны быть скучными, рутинными.

В организации ансамбля баянистов я использовал незаслуженно забытый метод обучения игре на инструментах «с руки». Этот метод продуктивно работал в глубокой старине. Ведь практически все музыканты, играющие на народных инструментах в конце 19, начале 20-го века учились игре на балалайках, домрах, гармонях именно «с руки» учителя или опытного музыканта.

Успешно использовал подобную методику знаменитый музыкант – народник В. Андреев. Его питомцы быстро и качественно осваивали инструменты, вели интенсивную концертную деятельность, достигали высшего мастерства. Естественно, им поневоле пришлось впоследствии заняться теорией музыки. Но начало было положено именно с копирования игры учителя.

Обучение коллективной игре на музыкальных инструментах «с руки» хорошо тем, что участники ансамбля очень быстро перехватывают мелодии, манеру, пассажи, акценты учителя. И буквально на 2-3 занятии довольно свободно и устойчиво играют свои партии. Это превосходный стимул для движения вперед. Ведь для ребенка очень важен результата его трудов. А в данном случае результат на лицо: из простых звуков, несложных партий в итоге собралась мелодия, зазвучавшая широко, раздольно, напевно. Каждый участник ансамбля хорошо слышит и общую, и свою игру. Все это концентрировано развивает музыкальные способности детей.

А как же нотная грамота? К ней мы еще вернемся. И дети воспримут ее как необходимость, как реальный и могучий инструмент для освоения баяна. И после того как они поиграют в ансамбле «с руки», им будет легче справиться с «закорючками» нотной грамоты.

Итак, дети с инструментами рассаживаются на стульях полукругом на расстоянии примерно 50 см друг от друга. Это расстояние необходимо для того, чтобы педагог мог иметь круговой доступ к каждому музыканту (спереди, сзади, с боку). А подвигаться придется не мало.

Начинаем разучивать новое произведение. Участники ансамбля рассажены строго по партиям. Педагог становиться за спиной первого баяниста и показывает начальный такт разучиваемой пьесы. Показ повторяется в медленном темпе несколько раз. Ученик повторяет услышанное и увиденное, разучивает фрагмент заданной мелодии. В это время педагог переходит ко второму ученику и по аналогии с первым показывает, что и как надо играть в данном отрезке (такте). После показа игры первого такта все участники ансамбля (по партиям), руководитель возвращается к первому участнику, повторяет выученное, исправляя ошибки. Заранее проверяется по очереди у всех. Затем ансамблю дается время, 2-3 минуты на заучивание своих партий.

Если один такт произведения выучен всеми участниками без ошибок, педагог предлагает сыграть выученное коллективно, сам при этом играет основную мелодию и партию левой руки.

Разученный фрагмент произведения повторяется ансамблем несколько раз для закрепления. На этом этапе педагог следит за посадкой учеников, движением меха, положением пальцев, точностью партий.

Аналогичная работа проводиться с последующими тактами до самого окончания пьесы.

Как видим, ничего сложного нет. Любой учитель музыки в школе может организовать подобный ансамбль или даже оркестр, который через пару месяцев будет вполне прилично играть.

Желаю удачи! Послушайте на досуге:

Работа со смешанным ансамблем народных инструментов

Ансамбль формируется из учеников 10-14 лет, в количестве 15-20 человек. Также допускаются дети младших классов, делающие успехи в освоении специального инструмента, и проявляющих желание участвовать в ансамбле. Инструменты, входящие в данный ансамбль: баян, балалайка прима, домра басовая; окарина, блокфлейта, кугиклы; ложки, трещотка, рубель, треугольник, кокошник и др.
Руководитель данного коллектива должен владеть основными - навыками игры на всех инструментах, входящих в состав ансамбля, также владеть навыками написания и чтения оркестровых партитур.
При распределении учащихся по инструментам необходимо учитывать их способности, желание, особенности темперамента. Такие инструменты, как баян, балалайка прима, балалайка бас, домра басовая, а также рожок и жалейка лучше осваивать мальчикам, а девочкам больше подойдут – свирель, окарина, блокфлейта и кугиклы. Ударные инструменты осваивают учащиеся эстетического отделения, так как эта группа инструментов очень проста в освоении и не требует дополнительных занятий. Разнообразие ударных инструментов, многообразие красочных приемов игры на них, вызывает интерес к занятиям в ансамбле даже у учащихся с разными музыкальными способностями. Данные занятия в коллективе профессиональной направленности для учащихся эстетического отделения создают дополнительные условия для занятий, концертных выступлений, это стимулирует желание заниматься музыкой, повышает интерес к народному музыкальному творчеству.
На первоначальном этапе разучивания произведения можно проводить мелкогрупповые занятия (от 2 до 6 человек), объединяя при этом учащихся, играющих на однородных инструментах (группы балалаек, баянов, жалеек, свирелей), также для тщательного и детального разбора партий допускается индивидуальная работа с учеником. В процессе такого занятия преподаватель должен познакомить учеников с инструментом, основами посадки, строем, и основными приемами игры. Очень важно уделить особое внимание группе ударных инструментов, так как они являются ритмической основой ансамбля. Для группы ударных инструментов полезна работа с упражнениями на освоение различных ритмических рисунков.
После проведения мелкогрупповых репетиций, руководитель организовывает сводные репетиции всего ансамбля, на которых все участники исполняют свои партии. На первых сводных репетициях с ансамблем работу рекомендуется начинать с простых упражнений для освоения инструментов, например: упражнения, изложенные крупными длительностями, для работы над ровным звуковедением и балансом в ансамбле, упражнения не сложные ритмически с использованием различных штрихов. С самых первых репетиций следует уделять внимание правильному исполнению штрихов, отрабатывать по группам, добиваясь единства исполнения. Упражнения также следует выбирать в отдельности для каждого инструмента, направленные на изучение конкретного игрового приема. Для удобства рекомендуется произведения разделить на небольшие части, чаще всего это периоды, и обозначить их цифрами, чтобы не было путаницы при работе над отдельной частью, изучаемой пьесы.
В процессе каждой репетиции руководитель должен ставить определенные цели, и использовать разные методы работы, исходя из того на какой стадии находится работа над музыкальным произведением.
Работу над музыкальным произведением необходимо разбить на несколько этапов: чтение с листа, разбор, работа над сложными местами, выучивание и концертное выступление. Нужно помнить и об особенностях ансамблевой игры: точное выполнение приемов и штрихов, ритмическая ровность, одновременное взятие звука, баланс между инструментами, или между солистом и ансамблем.
Для того чтобы правильно выстроить учебный процесс необходимо с ответственностью подходить к выбору учебного материала.
При выборе произведений необходимо обращать внимание на их доступность для учащихся, интересное содержание и новые приемы игры, также рекомендуется включать в программу произведение с солистом, благодаря которому развивается умение вокально-инструментальной ансамблевой игры. Желательно использовать произведения разных жанров.
Репертуарный список не является исчерпывающим. Руководитель может дополнять его народными обработками, произведениями разных жанров в собственной аранжировке.
На последнем году обучения введен краткий теоретический курс истории исполнительства на русских народных инструментах, на который отводится 0.25 часа (это время может быть изменено по усмотрению педагога).
Неотъемлемой частью в воспитании полноценного музыканта является концертное выступление. Такие мероприятия еще больше сплачивают коллектив, воспитывают у детей чувство ответственности.
Данный вид музицирования интересен для детей, позволяет им проникнуться духом русской культуры, любить и уважать свою страну.

Современные тенденции в сфере исполнительства на русских народных инструментах связаны с интенсивным развитием ансамблевого музицирования, с функционированием разнообразных типов ансамблей при филармониях и дворцах культуры, в различных учебных заведениях. Отсюда вытекает необходимость целенаправленной подготовки руководителей соответствующих ансамблей на отделениях и факультетах народных инструментов музыкальных училищ и вузов страны.

Однако воспитание ансамблиста в учебной практике, как правило, сопряжено с известными ограничениями. Педагогам обычно поручают вести однородные ансамбли: баянистам – ансамбли баянов, домристам или балалаечникам – ансамбли струнных щипковых народных инструментов. Составы данного типа получили большое распространение в профессиональном исполнительстве. Достаточно вспомнить такие прославленные ансамбли, как трио баянистов А. Кузнецов, Я. Попков, А. Данилов, дуэт баянистов А. Шалаев – Н. Крылов, Уральское трио баянистов, квартет Киевской филармонии, ансамбль «Сказ» и др.

Несомненно, работа с однородными ансамблями – дуэтами, трио, квартетами баянов, трио, квартетами и квинтетами домр, унисонами балалаек и т. п. – очень важна. Тем не менее, описываемые ограничения в деятельности педагогов училищ и вузов препятствуют полноценной подготовке молодых специалистов, – ведь фактически выпускники музыкальных училищ очень часто сталкиваются с необходимостью руководства смешанными ансамблями. Чаще всего последние состоят из струнных инструментов и баяна. Занятия с подобными коллективами должны стать органической составной частью учебного процесса.

Приступая к работе, современный педагог сталкивается с неизбежными трудностями: во- первых, с острым дефицитом методической литературы, посвящённой смешанным ансамблям русских народных инструментов; во-вторых, с ограниченным количеством репертуарных сборников, включающих проверенные концертной практикой интересные оригинальные сочинения, транскрипции, переложения и учитывающих различные уровни подготовки и творческие направления указанных составов. Большая часть издаваемой методической литературы обращена к камерным ансамблям академического профиля – с участием смычковых инструментов фортепиано. Содержание таких публикаций требует значительной корректировки с учетом специфики народно-ансамблевого музицирования (см., например, ).

В настоящей статье характеризуются основные принципы работы со смешанным квинтетом русских народных инструментов. При этом целый ряд практических советов и рекомендаций, высказываемых ниже, относится и к другим видам смешанных ансамблей.

Главной проблемой, решаемой в процессе работы с названными коллективами, является определение оптимальных тембровых, громкостно-динамических и штриховых соотношений струнных инструментов и баяна (исходя из несовпадения источников звука, способов звукоизвлечения и различной акустической среды).

Тембры инструментов принадлежат к числу наиболее ярких средств выразительности в арсенале смешанного ансамбля. Из многообразных тембровых соотношений, возникающих в процессе исполнения, можно выделить автономные характеристики инструментов (чистые тембры) и комбинации, возникающие при совместном звучании (смешанные тембры). Чистые тембры обычно используются в том случае, когда одному из инструментов поручено мелодическое solo.

Необходимо подчеркнуть, что звучание любого инструмента вбирает в себя множество «внутренних» тембров. У струнных следует принимать во внимание тембровую «палитру» каждой струны, изменяющуюся в зависимости от тесситуры (подразумеваются особенности звучания определенного участка струны), несовпадение тембра в различных точках соприкосновения со струной (медиатора или пальца), специфику материала, из которого изготавливается медиатор (капрон, кожа, пластмасса и т. д.), а также соответствующий потенциал разнообразных исполнительских приемов. У баяна – тесситурную неоднородность тембров, их соотношения на правой и левой клавиатурах, тембровое варьирование при помощи определённого уровня давления в меховой камере и различных способов открытия клапана, а также громкостных изменений.

Для выделения тембра одного из струнных инструментов – участников ансамбля – рекомендуется применять регистровые комбинации, которыми располагает современный готово- выборный многотембровый баян. Тембровое слияние баяна с инструментами сопровождения обеспечивается одноголосными и двухголосными регистрами. «Подчёркиванию» же баянного тембра, в зависимости от особенностей фактуры, способствуют любые многоголосные сочетания регистров, которые в ансамбле со струнными обеспечивают необходимую тембровую рельефность.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры