Самые известные картины в мире. Самые известные русские художники Самые известные живописцы мира

Главная / Ссоры

Сложно оценить значимость того или иного художника для мирового искусства. Но среди множества авторов можно выделить несколько наиболее выдающихся личностей, творчество которых не оставит равнодушными любых критиков. Самые известные художники мира, которые вошли в наш список, без всяких сомнений заслужили такого звания.

1. Леонардо да Винчи

Одним из самых гениальных людей за всю историю можно с уверенностью назвать Леонардо да Винчи. Этот человек сумел прославиться не только как талантливый художник и скульптор, но и как гениальный исследователь, учёный, инженер, музыкант, философ и химик. Высокой оценки заслуживают и картины Леонардо да Винчи. До нашего времени сохранились лишь 17 из них: «Джоконда», «Тайная вечеря», «Благовещение» и другие.

Родился Леонардо да Винчи весной 1452 года в Анчиано. Он переезжал из Флоренции в Венецию и обратно, служил нескольким герцогам Милана, пережил годы войны между Италией и Францией, вёл переговоры между Папой Римским и французским королём, соперничал с известными художниками Микеланджело и Рафаэлем.

В начале 1516 года Леонардо да Винчи начал служить королю Фрэнсису I, почти сразу расположив к себе монарха. Для талантливого художника корона выделила усадьбу Кло и достойную пенсию. Здесь Леонардо и прожил три последних года своей жизни, оставив после себя множество незаконченных шедевров живописи и неразгаданных посланий.

2. Пабло Пикассо

Пабло Пикассо – самый известный испанский художник. Родился в 1881 году в Малаге. В возрасте 13 лет он начал учиться живописи в художественной академии в Барселоне, а после её окончания поступил в столичную «Сан-Фернандо». После обучения в Мадриде Пикассо переехал в Париж, где создал большинство своих лучших шедевров.

Всё творчество этого художника можно условно разделить на несколько этапов. Во время голубого периода Пабло писал бедных людей преимущественно в холодных тонах. Просветление пришло в розовом периоде после того, как Пикассо встретил Фернанду Оливье, свою музу и первую любовь. Она придала полотнам художника ярких оттенков, розовых и оранжевых тонов.

Во время африканского периода в картинах начинают открыто сквозить африканские нотки, сплетаясь с традиционным европейским стилем. Одним из самых спорных периодом творчества этого испанского художника является кубизм. Больше ярких красок проступает на полотнах Пикассо во время неоклассицизма. Сказывается, свадьба художника и балерины Ольги Хохловой, а также появление наследника.

Чуть позже семейная жизнь накладывает совершенно другой отпечаток на творчество Пабло Пикассо. Этот период принято называть сюрреализмом. Он выражается рядом картин, изображающих чудовищных женщин. Новую эпоху открыла Француаза Жило, ставшая новой супругой Пабло Пикассо. Считается, что именно она вдохновила его на создание всемирно известной картины под названием «Голубь мира».

В возрасте восьмидесяти лет художник женится в очередной раз. Скончался Пабло Пикассо в 1973 году, оставив после себя около 20 000 работ.

3. Винсент Ван Гог

Тяга к живописи проснулась у Винсента Ван Гога довольно поздно. Этот известный голландский художник родился весной 1853 года. В возрасте 16 лет Винсент приступает к торговле произведениями искусства в Гааге. Также он начинает немного рисовать, пытаясь сделать достойные репродукции картин известных авторов. С 1875 года Винсент переезжает в Париж, где его ожидают Люксембургский музей и знаменитый Лувр.

В начале 1878 года Ван Гог начинает работу в должности проповедника в небольшом посёлке южной Бельгии, но очень скоро разочаровывается в религии. Вернувшись в столицу Франции художник за два года буквально впитывает основы импрессионизма и неоимпрессионизма. Затем он с помощью огромных усилий вырабатывает свой собственный уникальный стиль. Новаторство Винсента буквально взрывает Париж!

С конца 1889 года у Ван Гога обостряются психические расстройства, всё чаще случаются припадки сумасшествия и попытки свести счёты с жизнью. Брат Тео забирает его из Парижа и поселяет в небольшой деревне. Летом 1890 Винсент едет в Париж, чтобы встретиться со своим братом. Ровно через три недели после приезда Ван Гог убивает себя выстрелом из револьвера в область груди.

4. Клод Моне

Основателем импрессионизма является известный французский художник Клод Моне, а первой картиной в этом стиле стало его изображение рассвета в порту города Гавра.

Клод Моне родился в столице Франции в 1840 году. В возрасте пяти лет он переезжает со своей семьёй в город Гавр в Нормандии. Здесь маленький художник учится рисовать и все отмечают его незаурядный талант. Отец Клода Моне даже предложил сыну выставить его картины на продажу в своей бакалейной лавке.

В 1860 году молодого художника призвали на службу в армию. Но уже через два года он поступает в студию живописи, где знакомится с будущими единомышленниками: Базилем, Ренуаром и Сислеем.

За свою жизнь художник женился два раза. Первый брак был с Камиллой Донсье, а второй с Алисой Ошеде. Большую известность принёс художнику портрет Камиллы, который он написал ещё за четыре года до их венчания. От постоянной напряжённой работы воспалились оба глаза художника. Доктора провели операцию и строго запретили Клоду продолжать рисовать. Но его это не остановило и он продолжил писать картину за картиной. Скончался Клод Моне в 1926 году, а через 15 лет его творчество наконец было оценено по достоинству.

5. Рембрандт Ван Рейн

Рембрандт ван Рейн – один из самых известных художников мира. Родился в Голландии в 1606 году. Все молодые годы будущего мастера проходили в родном Лейдене, а в 1632 году он переехал в Амстердам. Большое внимание в картинах художника уделяется игре света и тени, что придаёт его картинам неповторимую атмосферу эмоционального напряжения.

В 1642 году Рембрандт теряет жену и пишет картину «Ночной дозор», которая приносит ему небывалую славу. Сложная композиция этого полотна была совсем непохожа на привычный стиль группового портрета.

Последующие годы художник много пишет и его картины отлично воспринимаются критиками. В 1668 году он теряет свою новую музу Хендрикье Стоффелс, а чуть позже и родного сына Титуса. Теперь автопортреты Рембрандта изображают человека, перенёсшего тяжёлые жизненные испытания.

6. Микеланджело Буонарроти

Микеланджело Буонарроти — один из самых гениальных художников эпохи Возрождения. Он родился в 1475 году в небольшом городке Кьюзи совсем недалеко от Флоренции. Благородное происхождение позволило мальчику общаться со многими выдающимися художниками и учёными того времени. Это общение очень хорошо способствовало развитию юного дарования.

В садах Марка молодой художник вырубил маску фавна, а также сделал рельеф, в котором запечатлел бой Геракла и кентавров. Многие были восхищены этими скульптурами и пророчили Микеланджело большое будущее. Чуть позже он создал известное «Распятие», после которого молодого гения пригласили в Рим. Здесь Микеланджело создал Мадонну, которая держит на руках мёртвого Иисуса Христа, а также изваял мраморную скульптуру Вакха. Они принесли своему автору огромный успех и сделали его одним из самых популярных итальянских ваятелей.

Двадцать два месяца он упорно работал над потолком Сикстинской капеллы и результат его долгой работы равнодушным никого не оставил. Спустя четверть века Микеланджело вновь вернулся сюда, чтобы украсить фресками стену. «Страшный суд» вышел не менее гениальным, но слегка уступал первой картине.

В последние годы Микеланджело оставил живопись и скульптуру, полностью посвятив себя архитектуре. Он заведовал строительством римского храма имени святого Петра, но до конца довести его он не успел. Главный купол по его личному проекту установили уже после смерти Микеланджело.

7. Иван Айвазовский

Иван Айвазовский – известнейший русский художник, родившийся в 1817 году в Феодосии. Настоящее имя этого художника — Ованес Гайвазовский. Уже с самого детства у него были ярко выражены музыкальные и художественные способности. Первым учителем Ованеса был известный архитектор Яков Кох, который всячески старался развить способности этого талантливого мальчика. В возрасте 13 лет он поступил в художественную гимназию в Симферополе, а потом в петербургскую Императорскую академию. Так мальчик стал носить имя Ивана Айвазовского.

В возрасте 20 лет Айвазовский досрочно окончил Академию с почётной золотой медалью. Он побывал в морских военных сражениях на побережье Кавказа, затем четыре года путешествовал по Европе, был на Кавказе, затем в Грузии, Дагестане, Армении и Осетии. Так появились известные картины «Девятый вал», «Морской берег», «Венеция» и другие.

Вдоволь насладившись путешествиями, художник обосновался в крымской Феодосии, где купил участок и построил на нём особняк в стиле итальянских палаццо. Со временем этот дом стал частным музеем его творчества.

8. Питер Пауль Рубенс

Известный фламандский художник Питер Пауль Рубенс родился в Германии в 1577 году, но после смерти отца вместе с семьёй переезжает в Антверпен. Здесь он начинает страстно рисовать и решает учиться найти достойных учителей в Италии. Там он проводит целых 8 лет кропотливой учёбы и работы над своими первыми шедеврами.

После окончания обучения Питер Рубенс возвращается на родину и продолжает писать картины. Широко известными стали его работы «Воздвижение креста», «Битва амазонок», «Адам и Ева» и другие. Отличительным стилем Рубенса была тщательная прорисовка героев и заднего фона.

9. Диего Веласкес

Диего Веласкес – известный испанский живописец. Родился он в Севилье в 1599 году и уже с детства проявил хорошие способности к рисованию. Родители всячески поддерживали старания своего сына и нашли для него лучших испанских учителей.

Молодой Веласкес писал преимущественно простых людей. Высокой оценки заслужили его картины «Старая кухарка», «Завтрак» и «Водонос в Севилье». Его полотно «Поклонение волхвов» также вызвало бурный восторг и Веласкес получает должность королевского живописца в Мадриде. Только он теперь может писать личные портреты королевской семьи и самого Филиппа IV. Также в Мадриде художник встречается с Рубенсом, знакомится с творчеством Тициана, да Винчи и Рафаэля. Два года своей жизни он посвящает поездке в Италию и изучению творчества местных авторов. Здесь он пишет известную «Кузницу Вулкана», а также свою лучшую картину «Сдача Бреды». В 1650-х годах художник создаёт ещё одну серию своих бессмертных шедевров: «Вилла Медичи», «Пряхи», «Менины» и известная картина «Венера перед зеркалом».

10. Рафаэль Санти

Рафаэль Санти – один из самых известных художников в мире, слава которого началась уже в возрасте 17 лет. А через несколько лет он поступил к Папе Римскому на должность придворного живописца. Молодому Рафаэлю приходилось соревноваться с такими талантами как Микеланджело и Леонардо да Винчи. В мастерстве он им явно проигрывал, но зато всегда доводил свои работы до конца.

В творчестве Рафаэля много картин посвящены изображению Мадонны. Также огромную популярность получили его работы: «Преображение Господне», «Ангел» и прочие. Он также писал портреты, сочинял стихи, расписывал храмы и занимался архитектурой. Он словно пытался сделать всё возможное, предвидя свою смерть в раннем возрасте.

Величественная и многообразная русская живопись всегда радует зрителей своим непостоянством и совершенством художественных форм. В этом особенность произведений знаменитых мастеров искусства. Они всегда удивляли своим необыкновенным подходом к работе, трепетному отношению к чувствам и ощущением каждого человека. Возможно, поэтому русские художники так часто изображали портретные композиции, на которых ярко сочетались эмоциональные образы и эпически спокойные мотивы. Недаром Максим Горький когда-то сказал, что художник – это сердце своей страны, голос всей эпохи. Действительно, величественные и элегантные картины русских художников ярко передают вдохновение своего времени. Подобно устремлениям знаменитого автора Антона Чехова, многие стремились внести в русские картины неповторимый колорит своего народа, а также неугасимую мечту о прекрасном. Сложно недооценить необыкновенные полотна этих мастеров величественного искусства, ведь под их кистью рождались поистине необыкновенные работы разнообразных жанров. Академическая живопись, портрет, историческая картина, пейзаж, работы романтизма, модерна или символизма – все они до сих пор несут радость и вдохновение своим зрителям. Каждый находит в них что-то более чем колоритные цвета, изящные линии и неподражаемые жанры мирового искусства. Возможно, такое обилие форм и образов, которыми удивляет русская живопись, связана с огромным потенциалом окружающего мира художников. Еще Левитан говорил, что в каждой нотке пышной природы заложена величественная и необыкновенная палитра красок. С таким началом появляется великолепное раздолье для кисти художника. Поэтому все русские картины отличаются своей изысканной суровостью и притягательной красотой, от которой так нелегко оторваться.

Русскую живопись по праву выделяют из мирового художественного искусства. Дело в том, что до семнадцатого столетия, отечественная живопись была связана исключительно с религиозной темой. Ситуация изменилась с приходом к власти царя-реформатора - Петра Первого. Благодаря его реформам, русские мастера стали заниматься и светской живописью, произошло отделение иконописи как отдельного направления. Семнадцатое столетие – время таких художников, как Симон Ушаков и Иосиф Владимиров. Тогда, в российском художественном мире зародился и быстро стал популярным портрет. В восемнадцатом веке появляются первые художники, перешедшие от портретной живописи к пейзажной. Заметна ярко выраженная симпатия мастеров к зимним панорамам. Восемнадцатое столетие запомнилось также зарождением бытовой живописи. В девятнадцатом веке в России популярность получили целых три течения: романтизм, реализм и классицизм. Как и прежде русские художники продолжали обращаться к портретному жанру. Именно тогда появились известные во всём мире портреты и автопортреты О. Кипренского и В. Тропинина. Во второй половине девятнадцатого столетия, художники всё чаще и чаще изображают простой русский народ в его угнетённом состоянии. Реализм становится центральным течением живописи этого периода. Именно тогда появились художники-передвижники, изображающие только настоящую, реальную жизнь. Ну, а двадцатое столетие – это, конечно же, авангард. Художники того времени значительно повлияли как на своих последователей в России, так и во всём мире. Их картины стали предшественниками абстракционизма. Русская живопись – это огромный удивительный мир талантливых художников, прославивших своими творениями Россию

Среди всех наиболее известных художников хотелось бы особо отметить творчество художника Мифтяхова Марата Хайдаровича .
Пейзажи Марата удивительны и неповторимы.
Картины бывают разные реалистичные и нереалистичные, понятные и непонятные.
Если вы видите что на картине нарисован стакан, то это совершенно очевидно и над чем тут думать? Вы посмотрели на картину и поняли что это стакан, завтра вы опять посмотрели и опять и поняли что это стакан... Вероятнее всего, что один раз посмотрев на подобную картину, вы уже не захотите снова на неё смотреть, поскольку она очевидна и не нуждается в объяснении. Картины Марата являются полной противоположностью подобных картин. Они притягивают и завораживают тем, что на них изображены совершенно незнакомые и непонятные предметы и пейзажи создавая в сочетании друг другом фантастические виды.
Картины содержат множество разных мелких деталей.
Очень трудно рассмотреть детально сразу всю картину, подобные картины нуждаются в многоразовом просмотре. И каждый раз, подойдя к картине, зритель может открыть для себя что-то новое, то, что раньше не заметил. Это качество присуще всем картинам Марата и оно ещё более притягивает к их просмотру. Картины являются информационно ёмкими и несут в себе глубокий философский смысл.

«Я считаю Ренато Гуттузо самым значительным художником современной Западной Европы», - писал Дж. Берджер.

А вот слова Карло Леви «Гуттузо - великий художник: и не только Сицилии и Италии. Сейчас он один из крупнейших художников в мире. В этом я глубоко убежден и счастлив, что могу заявить об этом без ограничений и оговорок, с полной ответственностью».

Ренато Гуттузо родился на Сицилии в Багерии близ Палермо 26 декабря 1911 года (по другим данным - 2 января 1912 года), в семье землемера. Свои первые профессиональные навыки он получил от народного мастера Эмилио Мурдоло, расписывавшего кареты. Учась в лицее, Гуттузо одновременно занимается живописью: знакомится с книгами по искусству, посещает мастерские художников. В конце двадцатых годов появляются его первые картины.

На первой Куадриеннале (четырехгодичной выставке итальянских художников) к нему приходит небольшой успех - на две его картины обратила внимание критика.

Уже при жизни имя Дали было окружено ореолом мировой славы. Никто, кроме Пабло Пикассо, не мог сравниться с ним в известности.

Известный кинорежиссер Альфред Хичкок писал: «Я ценил Дали за режущие контуры его картин - конечно, во многом схожих с картинами де Кирико - за его длинные тени, бесконечное остранение, ускользающую линию, которая уходит в бесконечность, за лица без формы. Естественно, он изобрел еще много очень странных вещей, которые не могли быть реализованы».

Дали говорил о своей живописи: «Как вы хотите понять мои картины, когда я сам, который их создал, их тоже не понимаю. Факт, что я в тот момент, когда пишу, не понимаю моих картин, не означает, что эти картины не имеют никакого смысла, напротив, их смысл настолько глубок, сложен, связан, непроизволен, что ускользает от простого логического анализа».

Сальвадор Доминго Фелипе Хасинто Дали-и-Доменек родился 11 мая 1904 года в маленьком городке Фигерас (провинция Херона), в семье адвоката. Его окрестили тем же именем, что и его брата, умершего в семь лет от менингита. В своей автобиографии художник пишет: «Родившись, я встал на место обожаемого покойника, которого продолжали любить через меня… Все мои последующие эксцентричные поступки, все мои непоследовательные выходки были трагической константой моей жизни: я должен был доказать самому себе, что я являюсь не моим умершим братом, но собой - живым. Именно так я столкнулся с мифом о Касторе и Поллуксе: убивая внутри меня самого своего брата, я завоевал свое собственное бессмертие».

«Реализм - это не раз навсегда установленная формула, не догма, не неизменный закон. Реализм, как форма отражения действительности, должен находиться в постоянном движении», - говорит Сикейрос. И еще одно его высказывание: «Зритель - не статуя, которая включается в линейную перспективу картины… он тот, кто движется по всей ее поверхности… человек, обозревая роспись, своим движением дополняет творчество художника».

29 декабря 1896 года в мексиканском местечке Чиуауа у дона Сиприано Альфаро и Терезы Сикейрос родился сын Хосе Давид Альфаро Сикейрос. К одиннадцати годам у него проявился дар живописца, поэтому в 1907 году мальчика отдают учиться в Национальную подготовительную школу в Мехико. Вскоре после этого Альфаро начинает обучаться в классах художественной Академии «Сан-Карлос».

Здесь Сикейрос становится одним из студенческих вожаков и поднимает академию на протест и забастовку. Художник вспоминает: «Какие цели преследовала наша забастовка? Чего мы требовали? Требования наши касались как вопросов учебных, так и политических. Мы хотели покончить с затхлой академической рутиной, безраздельно господствовавшей у нас в школе. Вместе с тем мы предъявляли и некоторые требования экономического характера… Мы требовали национализации железных дорог. Над нами хохотала вся Мексика… Откровенно говоря, я глубоко убежден, что именно в тот день и родился в душе каждого из нас художник-гражданин, художник, живущий общественными интересами…»

Полотна Пластова полны жизнеутверждающей силы. Через цвет и благодаря цвету он наполняет свои картины живым, трепетным чувством. Художник говорит: «Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать».

Аркадий Александрович Пластов родился 31 января 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии в семье деревенского иконописца. Родители его мечтали, чтобы сын стал священником. По окончании трех классов сельской школы, в 1903 году Аркадия отдали в Симбирское духовное училище. Еще через пять лет он поступил в Симбирскую духовную семинарию.

Весной того же 1908 года он близко столкнулся с работой артели иконописцев, подновлявших церковь в Прислонихе. «Когда начали ставить леса, - пишет художник в своей автобиографии, - тереть краски, варить на крутом берегу речки олифу, я сам был не свой и ходил, как зачарованный, около приехавших чудодеев». Наблюдая, как на стенах старой, закопченной церкви рождался новый, невиданный мир образов, мальчик твердо решил: «Быть только живописцем и никем более».

Понять Шагала можно путем «вчувствования», а не «уразумения». «Небо, полет - главное состояние кисти Шагала», - отмечал Андрей Вознесенский.

«Я ходил по Луне, - говорил художник, - когда еще не существовали космонавты. В моих картинах персонажи были в небе и в воздухе…»

Марк Захарович Шагал родился 7 июля 1887 года в городе Витебске. Он был старшим из десяти детей мелкого торговца. Его отец служил рабочим у купца-селедочника, а мать, Фейга, содержала мелочную лавочку. В 1905 году Марк окончил четырехклассное городское ремесленное училище.

Первым учителем Марка стал в 1906 году Ю.М. Пэн. В автобиографии, озаглавленной «Моя жизнь», Шагал посвящает Юрию Моисеевичу следующие строки: «Пэн мне мил. Так и стоит перед глазами его трепещущая фигурка. В моей памяти он живет рядом с отцом. Часто, мысленно гуляя по пустынным улочкам моего города, я то и дело натыкаюсь на него. Сколько раз я готов был умолять его, стоя на пороге школы: не надо мне славы, только бы стать таким, как вы, скромным мастером, или висеть бы, вместо ваших картин, на вашей улице, в вашем доме, рядом с вами. Позвольте!»

Известный критик Поль Юссон писал в 1922 году о Модильяни:

«После Гогена он, несомненно, лучше всех умел выразить в своем творчестве чувство трагического, но у него это чувство было более интимным и обычно лишенным какой-либо исключительности.

…Этот художник носит в себе все невысказанные стремления к новой выразительности, свойственные эпохе, жаждущей абсолютного и не знающей к нему путей».

Амедео Клементе Модильяни родился 12 июля 1884 года в семье итальянских евреев. Его отец, Фламинио Модильяни, после банкротства своей конторы «Дрова, уголь», возглавил контору посредника. Мать, Евгения Гарсен, происходила из купеческой семьи.

Пикассо говорил: «Искусство - это ложь, которая помогает нам понять правду».

Пабло Руис Пикассо родился 25 октября 1881 года в испанской Малаге в семье художника дона Хосе Руиса и Марии Пикассо-и-Лопес. Со временем художник взял фамилию матери. Отец был скромным преподавателем рисования, иногда выполнявшим заказы по росписи интерьеров. Рисовать мальчик начал очень рано. Самые первые наброски поражают артистизмом, профессиональным умением. Первая картина юного художника называлась «Пикадор».

Когда Пабло исполняется десять лет, он вместе с родными переезжает в Ла-Корунью. В 1892 году он поступает в местную Художественную школу, где его отец ведет класс рисунка и орнамента.

Г.С. Оганов пишет: «…Художник стремился к выявлению жизни образа посредством выразительности формы, отсюда поиск динамического напряжения, ритмики и цвета. Конечно же, зрителя поражают не сами эти поиски, а прежде всего результат. А результат этот у Петрова-Водкина все же всегда выходит за пределы чисто композиционно-декоративных, живописных исканий - всегда здесь присутствует жизнь духа в конкретно-психологическом и одновременно философско-обобщенном выражении. Это и дает масштаб его произведениям и делает их при всех внешних, формальных параллелях с древнерусским или современным западноевропейским искусством произведениями оригинальными, своеобразными, глубоко самостоятельными».

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился на Волге в небольшом городке Хвалынске 5 ноября 1878 года. Он был первенцем в семье сапожника Сергея Федоровича Водкина и его жены Анны Пантелеевны, урожденной Петровой. Когда мальчику шел третий год, отца забрали в солдаты и послали служить в Петербург, на Охту. Вскоре туда же перебралась и Анна Пантелеевна вместе с маленьким сыном. Через два с половиной года произошло возвращение в Хвалынск, где мать поступила в услужение в дом местных богачей. Кузьма жил при ней во флигеле.

И.Е. Репин назвал Кустодиева «богатырем русской живописи». «Большой русский художник - и с русской душой», - сказал о нем другой известный живописец - М.В. Нестеров. А вот что пишет Н.А. Саутин: «Кустодиев - художник разностороннего таланта. Великолепный живописец, он вошел в русское искусство как автор значительных произведений бытового жанра, оригинальных пейзажей и глубоких по содержанию портретов. Превосходный рисовальщик и график, Кустодиев работал в линогравюре и ксилографии, исполнял книжные иллюстрации и театральные эскизы. Он выработал свою оригинальную художественную систему, сумел почувствовать и воплотить самобытные черты русской жизни».

Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Его отец, Михаил Лукич Кустодиев, преподававший в астраханской женской гимназии и в семинарии русский язык, литературу, логику, умер, когда мальчику не исполнилось и двух лет. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Как вспоминает Борис Михайлович: «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни был как на ладони… Это были живые типы Островского…» Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева.

Основатель собственного абстрактного стиля - супрематизма - Казимир Северинович Малевич родился 23 февраля 1878 (по другим данным - 1879) года в Киеве. Родители Северин Антонович и Людвига Александровна по происхождению были поляками. Позднее художник вспоминал: «Обстоятельства, в которых протекала моя жизнь детства, были таковы: отец мой работал на свекло-сахарных заводах, которые по обыкновению строятся в глубокой глуши, в отдалении от больших и малых городов».

Около 1890 года отец переводится на завод, который находился в селе Пархомовка, около Белополья. Здесь Казимир оканчивает пятиклассное сельскохозяйственное училище: «Деревня… занималась искусством (такого слова я не знал тогда)… Я с большим волнением смотрел, как делают крестьяне росписи, и помогал им вымазывать глиной полы хаты и делать узоры на печке… Вся жизнь крестьян меня увлекала сильно… Вот на этом фоне во мне развивались чувства к искусству, к художеству». Спустя четыре года семья перебирается на завод в Волчке, а затем переезжает в Конотоп.



Имена и творчество этих художников будут известны веками.

10 Леонардо да Винчи (1492 - 1619)

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи вошел в историю как выдающийся архитектор, изобретатель, исследователь, философ, математик, писатель, музыкант, и, конечно же, художник. Его шедевры «Мона Лиза» и «Тайная Вечеря» известны по всему миру. Также отмечают его заслуги в других науках – в геологии, астрономии и анатомии.

9 Рафаэль Санти (1483 – 1520)

Итальянец Рафаэль Санти, представитель эпохи Ренессанса (конец XV – начало XVI вв.), являлся одним из величайших живописцев и архитекторов. Одна из его знаменитых работ – «Афинская школа» сейчас находятся в Ватикане, в Апостольском дворце. Имя Рафаэля стоит рядом с именами великих художников эпохи, таких как Леонардо да Винчи и Микеланджело.

8 Диего Веласкес (1599 – 1660)

Диего де Сильва-и-Веласкес известен своими портретами. Испанский живописец стал популярным благодаря большому количеству произведений, изображающих королевскую семью, исторические события и знаменитых европейских личностей, чем заслужил считаться одним из символов золотого века живописи. Веласкес работал над своими картинами при дворе короля Филиппа Четвертого, нарисовав свою наиболее знаменитую картину «Менины», изобразив его семью.

7 Пабло Пикассо (1881 – 1973)

Соотечественник Диего Велакеса Пикассо внес неоценимый вклад в изобразительное искусство двадцатого века. Он положил начало абсолютно новому направлении в живописи – кубизму. Его живопись и скульптура подарили ему звание лучшего и «самого дорогого» художника за последнее столетие. Количество его работ не счесть – оно измеряется в десятках тысяч.

6 Винсент Ван Гог (1853 – 1890)

Шестое место в рейтинге занял широко известный живописец Винсент Виллем Ван Гог из Нидерландов. К сожалению, свою известность, как одного из самых выдающихся постимпрессионистов, он приобрел после своей смерти. Его произведения отличаются уникальным, узнаваемым стилем. Живопись Ван Гога: пейзажи, портреты и автопортреты - ценятся невероятно высоко. За свою жизнь Винсент Ван Гогнаписал более, чем 2100 произведений, среди них особенно выделяют его серию работ «Подсолнухи».

5 Микеланджело (1475 – 1564)

Итальянец Микеланджело Буонарроти блестяще прославился своими работами в скульптуре, живописи, архитектуре. Также он является знаменитым философом и поэтом, оказавшим огромное влияние на всю культуру человечества. Творения Микеланджело – скульптуры «Пьета» и «Давид» являются одними из самых знаменитых в мире. Но большую известность приобрели, несомненно, его фрески, находящиеся на потолке Сикстинской капеллы. Также Микеланджело разработал дизайн для купола базилики Святого Петра, оставив свой отпечаток в архитектуре.

4 Мазаччо (1401 – 1428)

Выдающийся художник-загадка Мазаччо, о биографии которого нам известно очень мало, внес бесценный вклад в изобразительное искусство, вдохновив немало художников. Жизнь этого художника оборвалась очень быстро, но даже за этот промежуток времени Мазаччо оставил великое культурное наследие. Его фреска «Троица» в Италии, в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции является одной из сохранившихся четырех, ставших всемирно знаменитыми. Существует мнение, что остальные его работы Мазаччо не смогли сохраниться в целости и были уничтожены.

3 Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640)

«Бронзу» нашего рейтинга по праву получает Питер Пауль Рубенс – художник из Южных Нидерландов, работавший в эпоху барокко, прославившийся своим особенным стилем. Рубенс блестяще передавал на холсте цвета, его картины завораживали своей живостью. Каждый, рассматривая его картины, мог найти что-то свое – в пейзажах, портретах. Также Рубенс писал исторические картины, повествующие о мифах или религиозных сюжетах. Тщательно написанный в течение четырех лет триптих «Снятие с креста» завоевал внимание всего мира. Особенный стиль живописи Рубенса прославил его во всем мире.

2 Караваджо (1571 -1610)

Второе место рейтинга получил еще один итальянский художник, работавший эпоху раннего барокко Микеланджело Меризи да Караваджо, основавший европейский реализм. Он любил изображать на полотне обычных людей с улиц, внимательно концентрируясь на важных мелочах: игре света и тени, цветах и контрасте. Он изображал их в религиозных, святых образах. Как упоминал сам Караваджо, он гордился своей работой «Лютнист», написанной в самом конце XVI века. Также упоминаются его картины «Обращение Савла», «Евангелист Матфей», «Вакх» и другие.

1 Рембрандт (1606-1669)

Почетное первое место занимает всемирно известный нидерландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн. Художник любил экспериментировать со светотенью в своих работах. Его произведения насчитывают около трех тысяч различных картин, рисунков и офортов. В данный момент в Государственном музее города Амстердам хранится наиболее известное произведение Рембрандта – картина «Ночной дозор», законченная в середине семнадцатого века и имеющая гигантские размеры – четыре метра.

Если спросить у историков искусства, критиков и культуроведов «кто является лучшим художником?», насчитаются десятки различных ответов. Это связанно с тем, что нет единого стандарта, по которому можно измерить ценность художника или скульптура. Изобразительное искусство слишком субъективно для подобных оценок. Кроме того, репутация и отношение к живописцу может варьироваться в зависимости от текущей моды. Иногда свой вклад вносят критики. Например, огромное влияние на репутацию школы Болоньезе внес отзыв Джона Раскину о Аннибале Карраччи. Поэтому с уверенностью сказать о том, кто все же лучший художник планеты невозможно. Однако..

Дорогое - не обязательно лучшее

Цены на известных аукционах дают некоторое представление о наиболее ценных художественных произведениях и стилях, но подавляющее большинство шедевров располагаются в музеях и общественных галереях. Например, Мона Лиза, авторства гениального Леонардо, является частью постоянной коллекции Лувра (Париж). Её стоимость оценивается в 1 миллиард долларов, но она никогда не будет продана на аукционе. То же самое касается других шедевров старых мастеров, таких как Ян Ван Эйк, Тициан, Рубенс, Веласкес, Эль Греко, Рембрандт, Ян Вермеер, Гойя, а также живописцев более поздних лет, вроде Уильяма Тернера, Моне, Ренуара, Ван Гога, Поллока, Дали и других.

Картина Гогена, проданная за рекордные 300 миллионов долларов

Шедевры, которые музеи не в состоянии выставлять, зачастую встречаются в общественных зданиях. Самый яркий пример - фрески флорентийского гения Микеланджело в Сикстинской капелле . Станцы Рафаэля тоже прекрасно иллюстрируют это утверждение.

Вывод: рыночные цены в международных торговых залах не являются справедливой метрикой в оценке живописи.

Критерии для лучшего художника

В теории, можно составить список критериев для того, чтобы попытаться создать определенный список лучших художников или скульпторов. Например, можно использовать следующие факторы в качестве основного ориентира.

  • Стоимость. Важность цены произведения опровергнуто выше.
  • Прочность и долговечность. То, насколько качественно и прочно создана работа имеет место в сравнении работ, но ответить на главный вопрос это не поможет, ведь в таком случае большинство современных художников вовсе не смогут принять участие в своеобразном соревновании.
  • Влияние на современников. Кажется, современники должны умет оценивать значимость художника или скульптора, но это не так. К сожалению, многие великие мастера умерли непонятными и бедными.
  • Нынешнее мнение. Несомненно, наиболее демократический критерий выявления великого мастера. Хотя данный подход не исключает националистические мнения. Например, испанцы предпочтут Веласкеса и Рубенса, французам по душе придется Моне и Ренуар, немцы сочтут лучшими Дюрера и Гольбейна и так далее. Подобное можно сказать и о мнениях, даваемых ведущими художественными музеями мира.
  • Художественные приемы и техника. Сложно согласиться с этим критерием оценки, так как ни выпускники лучших художественных академий, ни величайшие мастера масляной живописи не смогут в таком случае стать лучшими творцами. Великое искусство требует не только технического мастерства или умения использовать необычный прием.

Существует множество авторитетных (и не очень) художественных книг, статей в интернете и различных материалов в СМИ, которые пытаются составить список лучших мастеров. Их проблема в субъективности критериев и подмены понятий. Использовать подобные источники можно как общее руководство. Безусловно, экспертное мнение имеет вес, однако, это всего лишь мнение.

Лучший художник всех времен? Личное решение!

В конце концов, право выбора предоставляется человеку, задающему этот вопрос. Попытайтесь убедить ярого поклонника импрессионизма в том, что величайший художник в истории - Рафаэль. У вас ничего не выйдет. Каждый из нас имеет разные эстетические и стилистические предпочтения, будь то ренессанс, маньеризм , барокко , неоклассицизм, реализм, экспрессионизм, кубизм, сюрреализм или поп-арт. Одним нравятся абстрактные образы, другие восхищаются точностью и реалистичностью. Отсутствие единой трактовки «красоты» создает множество обожаемых и ненавистных направлений. Однако, чтобы сделать взвешенный выбор и исключить погрешности в выборе лучшего художника, необходимо ознакомится с определенным количеством произведений мирового искусства. После этого выбор - личное дело.

Различные культуры в искусствоведении

Скорее всего, большинство западных искусствоведом знакомы с немногими работами мастеров из Китая и Японии, и наоборот. Даже если исследователи и специалисты изучат произведения искусства чужих стран и культур, вероятнее всего внимание, уважение и понимание к работам не прибавится. Иными словами, мнение о лучших скульптурах и картинах формируется под влиянием культуры и менталитета.

Список 10 лучших художников и скульпторов. Версия Artrue.

Учитывая вышеизложенное, данный список создан на основе следующих принципов:

  • Репутация на протяжении многих лет;
  • Выдающиеся композиции и эстетическая красота (в понимании редакторов);
  • Влияние на культуру.

Питер Пауль Рубенс (1577–1640)

Влиятельная фигура в стиле барокко, Рубенс пробовал себя почти в каждом жанре, в том числе историческом и портретном. Кроме того, он разрабатывал гобелены, книжные иллюстрации, украшения, мультфильмы, эскизы для скульптур и многое другое. В весомой степени на стиль художника повлияли фламандские мастера.

Огюст Роден (1840–1917)

Застенчивый трудоголик Роден был одним из самых влиятельных скульпторов современной эпохи и достойным наследником традиций Донателло, Микеланджело, Бернини и Джамболонья. Константин Бранкузи описывал его как «отправную точку современной скульптуры».

Мыслитель

Клод Моне (1840–1926)

Лидер и приверженец французского импрессионизма и пленэрной живописи, Моне имел страсть к изображению различных воплощений света. Среди последователей можно отметить Берта Моризо, Эдгара Дега, Эдуарда Вюйара и других.

Уильям Тернер (1775–1851)

Величающий пейзажист в истории искусства впервые выставлен в лондонской Королевской Академии в возрасте 15 лет. Его картины маслом и работа с акварелью оказали революционное воздействие. Уважаемый современниками, сам Тернер испытывал бесконечное почтение к старым мастерам.

Леонардо Да Винчи (1452–1519)

Мона Лиза

Пабло Пикассо (1881–1973)

Помимо шедевров в стиле аналитического и синтетического кубизма, Пикассо также имел опыт создания скульптур и занимался дизайном. Революционные картины Пабло фактически начали новую эру изобразительного искусства, а его влияние на мастеров 20-го века трудно переоценить.

Авиньонские девицы

Рембрандт Ван Рейн (1606–1669)

Голландский гений реализма создал огромное количество потрясающих шедевров, среди которых исторические работы, групповые и индивидуальные портреты, жанровые картины, натюрморты и автопортреты. На современных художников Рембрандт повлиял также благодаря своим гравюрам.

Автопортрет с беретом

Микеланджело Буонарроти (1475–1564)

Вермеер

Один из самых выразительных представителей жанровой живописи. Кроме картин известен своими интерьерами.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры