Сара брайтман, муж. Сара Брайтман и Эндрю Ллойд Вебер

Главная / Ссоры

Певица Сара Брайтман никогда не привлекала внимание к своей персоне дешевыми скандалами и провокационными выходками. Отсутствие рекламы не мешало ее дискам расходиться миллионными тиражами, а концертам проходить при полном аншлаге. Чувственный тембр голоса и проникновенные тексты помогли артистке завоевать сердца слушателей по всему миру.

Детство и юность

14 августа 1960 года у застройщика Гренвила Брайтмана и его жены Паулы родилась дочь, которую назвали Сарой. Дружное семейство проживало в пригороде Лондона – Беркамстеде.

Творческая биография Брайтман началась задолго до альбомов, гастролей и всемирного признания. Ее мать Паула, увлекавшаяся до замужества балетом и театральной самодеятельностью, в возрасте трех лет устроила дочь в Элмхартскую балетную школу. Там будущая артистка начала раскрываться с новой невиданной стороны.

Несмотря на безграничную любовь родителей, Сара никогда не была взбалмошной и капризной. Наоборот, с юных лет будущая певица была приучена к соблюдению распорядка дня. Так после школы она шла на уроки танцев и до восьми вечера занималась балетом, после возвращалась домой: ужинала и ложилась спать. Про домашнее задание девочка также не забывала: его она выполняла прямо перед началом занятий.

В одиннадцать лет юное дарование отправляют в школу-интернат, специализирующуюся на сценическом искусстве. В отличной от дома обстановке девочка чувствовала себя крайне некомфортно. Завести дружбу с другими учениками не получалось, и Сара постоянно порывалась сбежать из ненавистного учебного заведения. Один раз ей это даже удалось, но после воспитательной беседы с отцом Брайтман более не хотела подводить семью.

Сама певица не раз признавалась, что в детстве ей всегда хотелось петь, однако идти наперекор родителям она категорически отказывалась.


Паула Брайтман осознала, каким талантом обладает дочь, только когда той исполнилось двенадцать лет. На школьном выступлении ее горячо любимое чадо исполнило песню из «Алисы в стране чудес», и хотя на тот момент Сара выглядела крайне непрезентабельно (спутанные волосы, скобки на зубах), зрительный зал, очарованный голосом юной исполнительницы, аплодировал стоя.

Преподаватели поняли, что все это время делали акцент не на том. Уже через год учебы в интернате талантливую ученицу отправили на прослушивание в театр «Пиккадилли», где набирали актеров для нового мюзикла Джона Шлезингера «Я и Альберт». Харизматичная особа получила сразу две роли: Викки, старшей дочери королевы Виктории, и уличной бродяжки. В тот момент Сара поняла, что в будущем хочет связать свою жизнь со сценой.


Проучившись год в интернате, начинающая артистка перевелась (в 14 лет) в Лондонскую школу сценических искусств, куда она могла ездить, не расставаясь надолго с семьей. В периоды летних каникул Сара работала моделью. В один день она могла позировать в джинсах из «Woolworth», а в другой – дефилировать в одежде от кутюр и сниматься для журнала «Vogue». Девушка, мечтавшая о карьере певицы, решила не ограничиваться танцами. В школе кроме балетных классов она посещала уроки пения и познавала азы игры на гитаре.

Несмотря на явную тягу к пению, будущее Брайтман по-прежнему связывали с балетом. Все ожидали, что Сару возьмут в труппу Королевского балета, но она не прошла отбор.


В результате шестнадцатилетняя Сара реализовала мечту тысяч девочек-подростков, став членом популярной тогда танцевальной группы «Pan"s People». Со временем работа там перестала приносить должное удовлетворение, и амбициозная барышня решила покорять новые вершины.

По счастливому стечению обстоятельств в тот момент хореограф Арлин Филлипс искала танцоров для своего танцевального коллектива «Hot Gossip».

Музыка

Во время сотрудничества с «Hot Gossip» Сара записывала демо-композиции. Одна из песен привлекла внимание продюсера Ханса Ариола. Он искал подходящий голос для исполнения сингла Джеффри Калверта «I Lost My Heart To A Starship Trooper», и Сара идеально подходила на роль вокалистки. Трек в мгновение ока снискал популярность у слушателей Великобритании.

В 1980 году Сара случайно увидела объявление о наборе актеров в новый мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера «Кошки». К тому времени прошло уже больше года с тех пор, как певица покинула танцевальный коллектив. Девушка нуждалась в деньгах и потому решила попробовать себя в новом амплуа. На кастинг приглашались «неординарные» личности. В связи с этим она явилась на прослушивание в одеянии зелено-голубого цвета и с прической в виде ирокеза.

Эпатажную барышню заметили, и через несколько месяцев Сара узнала, что ей досталась небольшая роль киски Джемаймы (когда мюзикл поставят на Бродвее, имя Джемайма заменят на Силлабаб).

Отыграв в «Кошках» год, будущая звезда кроссовера получила главную вокальную партию в спектакле композитора Шарля Строса «Соловей». Блестящие отзывы критиков заинтриговали бывшего художественного руководителя девушки. Он решил сходить на мюзикл и посмотреть на подопечную. Увиденное и услышанное потрясло композитора.

На следующие несколько лет Брайтман становится музой Эндрю. Для исполнения сложных партий в мюзиклах артистка решает поднять уровень мастерства и берет уроки вокала у величайшего тенора современности , вместе с которым она работает в «Реквиеме» (1985 год).


Сара Брайтман в мюзикле "Призрак оперы"

Настоящим триумфом для певицы становится участие в «Призраке Оперы» (1986 год). После премьеры исполнительнице дадут псевдоним «Ангел музыки» (так Призрак называет Кристину, роль которой блестяще исполнила Сара).

В 1988 году певица издает сборник народных английских песен «The trees they grow so high». Но работа остается незамеченной, как и следующие два проекта – «The songs that got away» (1989, коллекция малоизвестных песен из мюзиклов) и «As I came of age» (1990 год).

В 1992 году вместе с Хосе Каррерасом артистка исполняет композицию «Amigos para siempre» – официальную песню Олимпиады в Барселоне.

В 1997 году о Саре узнает весь мир. Певица в дуете с итальянским тенором выпускает в свет композицию «Time to say goodbye». Одиночный сингл в одночасье взлетел на верхние строчки хит-парадов и был распродан в количестве 15 миллионов экземпляров.


Тиражом в несколько миллионов копий расходится также следующая полноценная работа – альбом «Timeless» (1997 год).

В 1998 году в честь 50-летнего юбилея Эндрю Ллойда Уэббера в Королевском Альберт-Холле (Лондон) состоялся уникальный концерт. На нем были представлены мелодии и песни из знаменитых шоу: «Кошки», «Эвита», «Иисус Христос Суперзвезда», «Аспекты Любви».


«Призрак Оперы» был представлен двумя ариями: главной в исполнении Сары Брайтман и , а также «All I Ask Of You» в исполнении Сары Брайтман и Майкла Болла. Видеозапись двухчасового концерта, режиссером которого стал Дэвид Маллет, позже была выпущена студией «Universal Studios» на DVD.

В новом тысячелетии Сара порадовала своих поклонников свежими работами: альбомом «Гарем» (2003), в аранжировках которого можно услышать отголоски современной танцевальной музыки, «Symphony» (2008 год) и «A Winter Symphony» (2008 год).

В 2013 году выходит клип «Адажио» и пластинка «Dreamchaser».

В 2014-ом состоялась премьера песни группы «Грегориан» – «Разговор с Богом», в которой Брайтман исполнила сольную партию.

Личная жизнь

После того, как композиция «Lost My Heart To A Starship Trooper» стала лидером хит-парадов, личная жизнь исполнительницы, как и карьера, претерпела кардинальные изменения.

В тот период в жизни Сары появился менеджер немецкой рок-группы «Tangerine Dreams» Эндрю Грэм Стюарт. Между ними вспыхнул бурный роман, и после непродолжительных ухаживаний молодые люди узаконили отношения. Брак просуществовал четыре года. Причиной развода стало знакомство певицы с композитором Эндрю Ллойд Вебером, который к тому моменту уже был автором нашумевших мюзиклов: «Иисус Христос – суперзвезда», «Иосиф, его цветные одежды и удивительные сны», «Эвита».


Мужчина пребывал в счастливом браке с милой кроткой женщиной Сарой-Джейн Тюдор-Хьюджилл и воспитывал двоих детей – дочку Имоджину и сына Николаса. Но у Эндрю не получилось сохранить верность супруге.

В 1983 году Сара развелась со своим первым мужем. Через некоторое время Вебер также расторгнул брак и без лишних промедлений женился на новой избраннице. Их свадьба состоялась 22 марта 1984 года, в день рождения композитора и в день премьеры его нового мюзикла под названием «Звездный экспресс».


Гастрольный тур певицы негативно сказывался на браке. Не последнюю роль сыграла и пресса, неоднократно публиковавшая заметки о чересчур близкой дружбе артистки с другими мужчинами. Эндрю не отставал от звездной супруги: композитор завязал роман с Мэделин Гердон. В июле 1990 года пара во всеуслышание заявила, что их союз распался.

«Ангел музыки» мог влюбляться только в создателей этой самой музыки. Поэтому неудивительно, что именно в объятиях Франка Патерсона именитая исполнительница нашла утешение. Первой значительной совместной работой стал альбом «Dive», за ним последовал «Fly», песню с которого («A Question Of Honour») Сара исполнила перед началом чемпионата мира по боксу в 1995 году.

Сара Брайтман сейчас

Сейчас именитая певица готовится к мировому турне. Достоверно известно, что в конце 2017 года Сара вместе с музыкальным коллективом «Грегориан» в рамках рождественской программы посетит Москву и Санкт-Петербург.


В своем «Инстаграме» звезда классического кроссовера с завидной регулярностью выкладывает фотографии с концертов, презентаций и из звукозаписывающей студии.

Дискография

  • «The Trees They Grow So High» (1988 год);
  • «The Songs That Got Away» (1989 год);
  • «As I Came Of Age» (1990 год);
  • «Dive» (1993 год);
  • «Fly» (1995 год);
  • «Time to Say Goodbye» (1997 год);
  • «Eden» (1998 год);
  • «La Luna» (2000 год);
  • «Harem» (2003 год);
  • «Symphony» (2008 год);
  • «A Winter Symphony» (2008 год);
  • «Dreamchaser» (2013 год).

Английская певица (сопрано) и актриса, исполнительница популярной музыки, одна из ведущих мировых исполнительниц в жанре классического кроссовера.

8 августа 2008 года ) вместе с китайским поп-певцом Лиу Хуаном исполнила официальный гимн XXIX Летних Олимпийских игр «Один мир, одна мечта ».

Сара Брайтман / Sarah Brightman. Биография

Сара Брайтман (Sarah Brightman ) родилась 14 августа 1960 года в Бёркамстеде - английском городке, расположенном неподалёку от Лондона. Она была старшим ребёнком в семье, в которой, кроме Сары, было ещё пятеро детей. Отец, Гренвил Брайтман, был застройщиком. Когда Саре исполнилось три года, её мама, Паула Брайтман (в девичестве Холл), увлекавшаяся до замужества балетом и театральной самодеятельностью, определила девочку в Элмхартскую балетную школу.

С детства Сара Брайтман посещала художественную школу. В три года она посещала уроки балета в Школе Elmhurst и появилась на местных фестивалях. В 12-летнем возрасте Сара играла в театральной постановке под руководством Джона Шлессингера «Я и Альберт» в театре Пикадилли в Лондоне. Сара получила сразу две роли: роль Викки старшей дочери королевы Виктории, и роль уличной бродяжки. Девочка была в восторге. Этот опыт навсегда привил ей любовь к сцене.

В 14 лет Сара Брайтман начала петь, в 16 выступила танцовщицей в телесериале Pan’s People. В 18 присоединилась к группе HOT GOSSIP («Свежая сплетня »), с которой добилась первого успеха - песня I Lost my Heart to a Starship Trooper в 1978 году заняла шестое место в UK Singles Chart. В том же, 1978 году Сара познакомилась со своим первым мужем - Эндрю Грэмом Стюартом , который был менеджером немецкой группы Tangerine Dream и был старше её на семь лет (брак продлился до 1983).

Следующие работы группы HOT GOSSIP были менее успешными, и Сара решила попробовать себя в другом амплуа - занялась классическим вокалом, а в 1981-м приняла участие в постановке мюзикла «Кошки » композитора Эндрю Ллойд-Уэббера (Новый театр в Лондоне).

В 1984 Сара и Эндрю поженились. У обоих это был повторный брак, у Эндрю Ллойд-Уэббера в предыдущем браке родилось двое детей. Свадьба состоялась 22 марта 1984 года - в день рождения композитора и в день премьеры его нового мюзикла под названием «Звёздный экспресс » (Starlight Express).

В 1985 Сара вместе с Пласидо Доминго выступила в премьере «Реквиема » Ллойд-Уэббера, за что была номинирована на музыкальную премию «Грэмми » в категории «Лучший новый классический исполнитель». В том же году исполнила роль Валенсины в «Весёлой вдове » для New Sadler’s Wells Opera. Специально для Сары Ллойд-Уэббер создал роль Кристины в мюзикле «Призрак оперы », премьера которого состоялась в Театре Её Величества в Лондоне в октябре 1986 года.

За исполнение этой же роли на Бродвее Сара Брайтман в 1988-м получила номинацию на театральную премию Drama Desk Award.

В США Сара познакомилась с Франком Петерсоном , сопродюсером первого альбома музыкального проекта Enigma MCMXC a.D . Он стал её продюсером и новым спутником жизни. Вместе они выпустили альбом Dive (1993), а затем поп-рок альбом Fly . Сара продолжила работу и с Ллойд-Уэббером - выпустила альбом его песен под названием Surrender, The unexpected songs.

В 1992 в дуэте с Хосе Каррерасом исполнила композицию Amigos para siempre (Friends for life) - официальный гимн Олимпийских игр в Барселоне, несколько недель продержавшийся в чартах Великобритании, США, Австралии и Японии.

Песню из альбома «Fly» - A Question of Honour - Сара исполнила перед началом международного чемпионата по боксу в 1995.

«Я тогда была занята своими оперными упражнениями», - рассказывает Сара о создании этой композиции. - «Мой продюсер предложил, чтобы я исполнила кусок из „La wally“, а он сделал что-нибудь вокруг неё».

В том же году сыграла роль Салли Дрискол в спектакле «Опасные идеи » и роль Мисс Гидденс в спектакле «Невиновные ».

В 1996 году Сара Брайтман вместе с итальянским тенором Андреа Бочелли записала в ГерманиисинглTime to say goodbye, который они исполнили на боксёрском матче Генри Маске , завершавшего свою активную спортивную карьеру. Сингл стал «лучшим во все времена» по темпам и объёмам продаж в этой стране. Было продано 5 млн копий сингла.

Новый альбом Eden был выпущен в 1998-м и сопровождался мировым турне певицы. В 1999 году состоялась премьера её собственного шоу «One night in Eden».

В своём шоу Сара не ограничилась традиционными элементами, так, например, во время исполнении песни «La mer» Сара висит в воздухе за полупрозрачным голубым занавесом, стараясь таким образом создать у зрителя впечатление, что она поёт из моря.

Вместе с командой из 42 человек Брайтман выступила более чем в 90 концертных залах. Следующий альбом «La Luna» (2000) стал «золотым» в США ещё до выхода. В альбом вошли известнейшие классические и популярные песни в исполнении певицы.

Сара Брайтман пела в дуэте с такими известными певцами и актерами, как Антонио Бандерас , вокалист хеви-метал-группы Manowar Эрик Адамс , Офра Хаза , Джош Гробан и др.

Темой следующего альбома Сары - Harem (2003) - становится Восток. Само название может быть переведено как «запретное место».

В 2010 году на XXI Зимних Олимпийских играх в Ванкувере Сара Брайтман исполнила песню «Shall be done». Эта песня и Сара являются элементом соглашения о сотрудничестве Panasonic Corporation и Центра всемирного наследия ЮНЕСКО, которые запустили компанию «The World Heritage Special», транслируемую на канале National Geographic.

В августе 2012 года было получено подтверждение, что кандидатура Сары Брайтман, в своё время прославившейся клипом «I Lost My Heart to a Starship Trooper» («Я влюблена в космического десантника»), была одобрена для подготовки к пилотируемому полёту в космос на корабле «Союз» на МКС как космической туристки.

Полёт должен состояться осенью 2015 года и продлится 10 дней. В 2013 году прошло её мировое турне в поддержку нового альбома «Dreamchaser» («Преследующая мечту»). По окончании тура она пройдет полугодичную подготовку к полёту. Предположительно оценивается, что её полёт в поддержку образования женщин и борьбы с истощением природных ресурсов обойдется в 51 млн долл., а её состояние оценивается всего в 49 млн долл.

Сара Брайтман / Sarah Brightman. Филмография

АКТРИСА

Мария (сериал, 2012 – ...)

Призрак оперы в Королевском Алберт-холле (2011)

Первая ночь (2010)

Генетическая опера (2008)

Аспекты любви (2005)

Christmas at the Vatican (ТВ, 2001)

Andrew Lloyd Webber: The Premiere Collection Encore (видео, 1992)

ПРОДЮСЕР

Sarah Brightman: La Luna - Live in Concert (видео, 2001)

Sarah Brightman in Concert (ТВ, 1998)

Сара родилась 14 августа 1960

В 1981 1982

В 1984 1985

В 1989

1990 1992

1993 ) и "Fly" (1995 ).

Сара родилась 14 августа 1960 года в Хартфордшире (Англия). С трех лет она занималась танцами, а вскоре начала петь. В 13 лет состоялся ее дебют в театре, в 16 лет девочка участвовала в известном телевизионном шоу “Pan’s People”, а в конце 70-х начала выступать в качестве солистки с танцевальной группой “Hot Gossip”. Весьма фривольный стиль группы имел успех, а композиция “I Lost My Heart to a Starship Trooper” в исполнении 18-летней Сары достигла первой строчки британского хит-парада.

В 1981 году знаменитый композитор Эндрю Ллойд-Уэббер ставит "Кошек". В 1982 году Сара достаточно случайно попадает в этот спектакль на эпизодическую роль. Однако главным результатом этого участия стала женитьба Сары и Ллойда -Уэббера, который из-за нее развелся со своей предыдущей женой. Именно Эндрю в итоге превратил девушку в "ангела музыки", как уже давно называют Брайтман ее восторженные поклонники.

В 1984 Сара стала исполнительницей ведущей роли в новом мюзикле Ллойд-Уэббера “Song and Dance”, в 1985 году она сыграла в классической оперетте Кальмана "Веселая вдова", а затем в "Маскараде".

В это же время Ллойд-Уэббер написал для Сары "Реквием" - свое первое классическое произведение. Затем в свет выходит "Призрак Оперы" - мюзикл, который прославил Сару на весь мир.

В 1989 году, с подачи своего мужа, Сара записывает альбом "The songs that got away", в котором звучали арии из классических мюзиклов Бродвея и Вест-Энда. Пластинка была встречена очень тепло как публикой, так и критиками.

Успех Сары не мог не сказаться на ее семейной жизни. Постоянные гастроли привели к тому, что в 1990 супруги расстались, оставшись при этом хорошими друзьями. Тогда же певица сыграла в новом произведении Ллойд-Уэббера "Аспекты Любви", а затем вместе с Хосе Каррерасом исполнила песню, написанную композитором для открытия Олимпийских Игр в Барселоне в 1992 году. Тогда же вышел в свет альбом "Sarah Brightman sings the music of Andrew Lloyd-Webber". Впоследствии Сара неоднократно исполняла произведения своего бывшего мужа и участвовала в постановках его мюзиклов.

В 90-е годы Сара добилась больших успехов в сфере поп-музыки. Ее сотрудничество с продюсером Фрэнком Петерсоном приносит большой успех таким альбомам как "Dive" (1993 ) и "Fly" (1995 ).

В 1997 году дуэт Сары и тенора Андреа Бочелли также имел огромный успех. Их совместный альбом “Time to say goodbye” до сих пор остается одной из самых продаваемых пластинок мира. В том же году вышел альбом "Timeless", в котором Брайтман и Петерсон развивали идеи по скрещиванию поп-музыки и классики.

В 1998 и 2000 годах Сара выпустила альбомы “Eden” и “La Luna”, на которых успешно продолжила эту линию. Тем не менее, певица не забывает и про классику как таковую, регулярно выступая в обществе ведущих оперных исполнителей мира. Так, например, в 2001 году Сара выступала в Москве в паре все с тем же Хосе Каррерасом.

В 2001 году даже вышел ее альбом с классическим репертуаром “Classics”. Среди ее последних работ следует назвать альбом "Harem" (2003 ), на котором певица представила свои фантазии на восточные темы.

В 2006 выходит сборник клипов «Diva: the Video Collection»

8 августа 2008 года Сара Брайтман вместе с китайским поп-певцом Лиу Хуаном исполнила официальный гимн XXIX Летних Олимпийских игр «Один мир, одна мечта».

Приняла участие в постановке мюзикла «Кошки» композитора Эндрю Ллойд-Уэббера (Новый театр в Лондоне).

Темой следующего альбома Сары «Harem» () становится Восток. Само название может быть переведено как «запретное место» . «Идеи альбома происходят из Индии , Среднего Востока , Северной Африки , Турции » - рассказывает Сара в интервью с DVD «Live from Las Vegas». От предыдущих альбомов «Harem» отличает несколько более танцевальное звучание, хотя классические элементы также присутствуют в этом альбоме. Например, в композиции «It’s a beautiful day» Сара исполняет «Un Bel di» Пуччини . Вместе с альбомом выходит сборник клипов «Harem: a Desert Fantasy». В сборник входят не только клипы из альбома «Harem», но также и новые версии хитов «Anytime, Anywhere» и «Time to Say Goodbye». Как и предыдущие альбомы «Eden» и «La luna», «Harem» сопровождался мировым турне. Танцевальность проекта отразилась на шоу: в нём, по сравнению с предыдущим, задействовано больше танцоров. Сама сцена была сделана в форме полумесяца и исходящей из неё дорожки, которая заканчивалась звездой. Своё шоу Сара на этот раз привезла и в Россию. Концерты состоялись в Москве (15 сентября , с/к Олимпийский) и в Санкт-Петербурге (17 сентября , Ледовый дворец).

Symphony (2006-2012)

Несостоявшийся полёт в космос и новый альбом

В августе 2012 года было получено подтверждение, что кандидатура Брайтман, в своё время прославившейся клипом «I Lost My Heart to a Starship Trooper» («Я влюблена в космического десантника»), была одобрена для подготовки к пилотируемому полёту в космос на корабле «Союз» на МКС как космической туристки . Предположительно, полёт должен был состояться осенью 2015 года и продлиться 10 дней . 16 марта 2013 года глава космического агентства Владимир Поповкин сообщил, что полёт может состояться только в случае краткосрочной экспедиции на МКС сроком не более чем на 8 дней . 10 октября 2012 года на пресс-конференции в Москве по поводу начала своей подготовки к полёту она сообщила, что мечта полететь в космос возникла у неё в 1969 году. В 2013 году прошло её мировое турне в поддержку нового альбома «Dreamchaser » («Преследующая мечту»). По окончании тура Брайтман должна была пройти полугодичную подготовку к полёту и приступила к ней весной 2015 года в Центре подготовки космонавтов. Предположительно оценивалось, что её полёт в поддержку образования женщин и борьбы с истощением природных ресурсов обойдется в 51 млн долл., а состояние певицы оценивалось всего в 49 млн долл. . 13 мая 2015 года стало известно, что Брайтман отказалась от полёта на МКС по причинам семейного характера .

Языки

В альбомах Сары присутствуют песни на различных языках, в основном это английский («Dust in the wind»), родной язык певицы. Сара также исполняет оперные арии на итальянском («Nessun dorma »). В альбомах можно встретить песни на испанском («Hijo de la luna»), французском («Gueri de Toi»), немецком («Schwere Träume»), русском («Здесь хорошо», английское название «How fair this place»), латыни («In paradisum»), хинди («Hamesha» в «Arabian nights») и японском («Stand Alone» из саундтрека к «A Cloud on the Slope»).

Дуэты

  • Eric Adams «Where eagles fly »
  • Michael Ball «Seeing Is Believing»
  • Antonio Banderas «The Phantom of the Opera»
  • John Barrowman «Too Much In Love To Care» (альбом «Love changes everything»)
  • Steve Barton «Think of me» (альбом «Love changes everything»)
  • Andrea Bocelli «Time to say goodbye» , «Canto della Terra» (альбом «Symphony»)
  • José Carreras «Amigos Para Siempre»
  • Jacky Cheung «There for me» (New Millenium Concert)
  • Michael Crawford «The Phantom of the opera» (альбом «The Andrew Lloyd Webber collection»)
  • Jose Cura «Just show me how to love you» , «There for me» (альбом «Timeless»)
  • Plácido Domingo («Requiem» и «Christmas in Vienna (1998)»)
  • Mario Frangoulis Carpe Diem (альбом «A Winter Symphony»), (тур «Symphony» в США и Канаде)
  • Sir John Gielgud «Gus: the Theatre Cat» (альбом «Surrender», «The Andrew Lloyd Webber collection»)
  • Josh Groban «There for me» (тур La Luna), «All I ask of You» (концерт в честь Дианы)
  • Ofra Haza «Mysterious days» (альбом «Harem»)
  • Steve Harley «The Phantom Of The Opera» (видеоклип)
  • Tom Jones «Something in the air» (альбом «Fly»)
  • Paul Miles Kingston «Pie Jesu» («Requiem»)
  • Andrzej Lampert «I will be with you»
  • Fernando Lima «Pasión» (альбом «Symphony»)
  • Richard Marx «The Last words you said»
  • Anne Murray «Snowbird» (Anne Murray Duets: Friends & Legends)
  • Elaine Paige «Memory»
  • Cliff Richard «All I ask of you» (видеоклип), Only you (альбом «Love changes everything»)
  • Alessandro Safina «Sarai Qui» (альбом «Symphony», «Symphony! Live in Vienna», тур «Symphony» в Мексике), Canto della Terra («Symphony! Live in Vienna», тур «Symphony» в Мексике), «The Phantom of the opera» (тур «Symphony» в Мексике)
  • Kazim Al Sahir «The War is over» (альбом «Harem»)
  • Paul Stanley «I will be with you» (альбом «Symphony»)
  • Chris Tompson «How can Heaven love me» (альбом «Fly»), «I will be with you» (саундтрек к 10-й части сериала «Покемоны »)
  • Сергей Пенкин «I will be with you» (русская версия альбома «Symphony»)

Участие в проектах

  • Gregorian , «Voyage, Voyage» , «Don’t give up» , «Join Me» , «Moment of peace »
  • Sash! «The Secret Still Remains»
  • Schiller «The Smile» , «I’ve seen it all» (альбом «Leben»)
  • Macbeth «How Can Heaven Love Me»

Дискография

  • Requiem (as Herself), New York and London ()

Мюзиклы

  • Кошки (as Jemima), New London Theatre ()
  • Nightingale (as Nightingale), Buxton Festival and the Lyric, Hammersmith ()
  • Песня и танец (as Emma) , Palace Theatre in London ()
  • Призрак Оперы (as Christine Daaé), Her Majesty’s Theatre London ()
  • Аспекты любви (as Rose Vibert) ()
  • «Рипо! Генетическая опера» (англ. «Repo! The Genetic Opera») (как Магдален «Слепая Мэг») ()

Альбомы

Сольные Переиздания песен Э.-Л. Уэббера
  • The Trees They Grow So High ()
  • The Songs That Got Away ()
  • As I Came Of Age ()
  • Dive ()
  • Fly ()
  • Time to Say Goodbye ()
  • Eden ()
  • La Luna ()
  • Harem ()
  • Symphony ()
  • A Winter Symphony ()
  • Dreamchaser ()
  • Sings the Songs of Andrew Lloyd Webber ()
  • The Andrew Lloyd Webber Collection ()
  • Love Changes Everything: The Andrew Lloyd Webber Collection vol.2 ()
Переиздания лучших песен
  • Classics - The Best Of Sarah Brightman ()
  • Amalfi - Sarah Brightman Love Songs ()
Дополнения к основным альбомам
  • Eden (Limited Millenium Edition) ()

Синглы

Год релиза Название сингла Альбом
I Lost My Heart to a Starship Trooper -
The Adventures Of The Love Crusader -
Love In A Ufo -
My Boyfriend"s Back -
Not Having That! -
Him -
Rhythm of the Rain -
Unexpected Song Song and Dance (мюзикл)
Pie Jesu Requiem
The Phantom of the Opera The Phantom of the Opera (мюзикл)
Music of the Night The Phantom of the Opera (мюзикл)
All I Ask Of You (feat. Cliff Richard) The Phantom of the Opera (мюзикл)
A Room With A View -
Make Believe Grandpa (анимационный фильм)
Anything But Lonely The Songs That Got Away
Something to Believe In As I Came Of Age
Amigos Para Siempre -
Captain Nemo Dive
The Second Element Dive
A Question of Honour Fly
A Question of Honour (remixes) Fly
How Can Heaven Love Me (feat. Chris Thompson) Fly
Fly
Time To Say Goodbye (feat. Andrea Bocelli) Time To Say Goodbye
Just Show Me How To Love You (feat. Jose Cura) Time To Say Goodbye
Who Wants to Live Forever Time To Say Goodbye
Who Wants to Live Forever (remixes) Time To Say Goodbye
Tu Quieres Volver Time To Say Goodbye
Time To Say Goodbye
Starship Troopers -
Eden Eden
Deliver Me Eden
The Last Words You Said Eden
So Many Things Eden
Scarborough Fair La Luna
A Whiter Shade of Pale (EP) La Luna
Harem (Cancao Do Mar) Harem
Harem (Cancao Do Mar) (remixes) Harem
What You Never Know Harem
Free Harem
(feat. Chris Thompson) Symphony
Running Symphony
Pasión (feat. Fernando Lima) Symphony
Angel Dreamchaser
One Day Like This Dreamchaser

Бутлеги

DVD

  • Sarah Brightman in Concert at The Royal Albert Hall ()
  • Christmas in Vienna ()
  • One Night in Eden ()
  • La Luna: Live in Concert ()
  • The Sarah Brightman Special: Harem a Desert Fantasy ()
  • The Harem World Tour: Live from Las Vegas ()
  • DIVA: The Video Collection ()
  • Symphony! Live in Vienne ()
  • The Phantom of the Opera 25 Anniversary at the Royal Albert Hall (2011)
  • Dreamchaser in Concert ()

Фильмография

Год Русское название Оригинальное название Роль
ф Granpa песня «Make Believe» в титрах
ф Zeit Der Erkenntnis В роли себя
ф Рипо! Генетическая опера Repo! The Genetic Opera Слепая Мэг
ф Амальфи: Награды богини Amalfi В роли себя

Источники

Напишите отзыв о статье "Брайтман, Сара"

Ссылки

Официальное

Другие англоязычные ресурсы

  • Sarah Brightman (англ.) на сайте Internet Movie Database

Русскоязычные сайты

  • - Фансайт
  • - Украинский фансайт Сары Брайтман

Отрывок, характеризующий Брайтман, Сара

– Laissez cette femme! [Оставьте эту женщину!] – бешеным голосом прохрипел Пьер, схватывая длинного, сутоловатого солдата за плечи и отбрасывая его. Солдат упал, приподнялся и побежал прочь. Но товарищ его, бросив сапоги, вынул тесак и грозно надвинулся на Пьера.
– Voyons, pas de betises! [Ну, ну! Не дури!] – крикнул он.
Пьер был в том восторге бешенства, в котором он ничего не помнил и в котором силы его удесятерялись. Он бросился на босого француза и, прежде чем тот успел вынуть свой тесак, уже сбил его с ног и молотил по нем кулаками. Послышался одобрительный крик окружавшей толпы, в то же время из за угла показался конный разъезд французских уланов. Уланы рысью подъехали к Пьеру и французу и окружили их. Пьер ничего не помнил из того, что было дальше. Он помнил, что он бил кого то, его били и что под конец он почувствовал, что руки его связаны, что толпа французских солдат стоит вокруг него и обыскивает его платье.
– Il a un poignard, lieutenant, [Поручик, у него кинжал,] – были первые слова, которые понял Пьер.
– Ah, une arme! [А, оружие!] – сказал офицер и обратился к босому солдату, который был взят с Пьером.
– C"est bon, vous direz tout cela au conseil de guerre, [Хорошо, хорошо, на суде все расскажешь,] – сказал офицер. И вслед за тем повернулся к Пьеру: – Parlez vous francais vous? [Говоришь ли по французски?]
Пьер оглядывался вокруг себя налившимися кровью глазами и не отвечал. Вероятно, лицо его показалось очень страшно, потому что офицер что то шепотом сказал, и еще четыре улана отделились от команды и стали по обеим сторонам Пьера.
– Parlez vous francais? – повторил ему вопрос офицер, держась вдали от него. – Faites venir l"interprete. [Позовите переводчика.] – Из за рядов выехал маленький человечек в штатском русском платье. Пьер по одеянию и говору его тотчас же узнал в нем француза одного из московских магазинов.
– Il n"a pas l"air d"un homme du peuple, [Он не похож на простолюдина,] – сказал переводчик, оглядев Пьера.
– Oh, oh! ca m"a bien l"air d"un des incendiaires, – смазал офицер. – Demandez lui ce qu"il est? [О, о! он очень похож на поджигателя. Спросите его, кто он?] – прибавил он.
– Ти кто? – спросил переводчик. – Ти должно отвечать начальство, – сказал он.
– Je ne vous dirai pas qui je suis. Je suis votre prisonnier. Emmenez moi, [Я не скажу вам, кто я. Я ваш пленный. Уводите меня,] – вдруг по французски сказал Пьер.
– Ah, Ah! – проговорил офицер, нахмурившись. – Marchons!
Около улан собралась толпа. Ближе всех к Пьеру стояла рябая баба с девочкою; когда объезд тронулся, она подвинулась вперед.
– Куда же это ведут тебя, голубчик ты мой? – сказала она. – Девочку то, девочку то куда я дену, коли она не ихняя! – говорила баба.
– Qu"est ce qu"elle veut cette femme? [Чего ей нужно?] – спросил офицер.
Пьер был как пьяный. Восторженное состояние его еще усилилось при виде девочки, которую он спас.
– Ce qu"elle dit? – проговорил он. – Elle m"apporte ma fille que je viens de sauver des flammes, – проговорил он. – Adieu! [Чего ей нужно? Она несет дочь мою, которую я спас из огня. Прощай!] – и он, сам не зная, как вырвалась у него эта бесцельная ложь, решительным, торжественным шагом пошел между французами.
Разъезд французов был один из тех, которые были посланы по распоряжению Дюронеля по разным улицам Москвы для пресечения мародерства и в особенности для поимки поджигателей, которые, по общему, в тот день проявившемуся, мнению у французов высших чинов, были причиною пожаров. Объехав несколько улиц, разъезд забрал еще человек пять подозрительных русских, одного лавочника, двух семинаристов, мужика и дворового человека и нескольких мародеров. Но из всех подозрительных людей подозрительнее всех казался Пьер. Когда их всех привели на ночлег в большой дом на Зубовском валу, в котором была учреждена гауптвахта, то Пьера под строгим караулом поместили отдельно.

В Петербурге в это время в высших кругах, с большим жаром чем когда нибудь, шла сложная борьба партий Румянцева, французов, Марии Феодоровны, цесаревича и других, заглушаемая, как всегда, трубением придворных трутней. Но спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по старому; и из за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения. Рассказывалось шепотом о том, как противоположно одна другой поступили, в столь трудных обстоятельствах, обе императрицы. Императрица Мария Феодоровна, озабоченная благосостоянием подведомственных ей богоугодных и воспитательных учреждений, сделала распоряжение об отправке всех институтов в Казань, и вещи этих заведений уже были уложены. Императрица же Елизавета Алексеевна на вопрос о том, какие ей угодно сделать распоряжения, с свойственным ей русским патриотизмом изволила ответить, что о государственных учреждениях она не может делать распоряжений, так как это касается государя; о том же, что лично зависит от нее, она изволила сказать, что она последняя выедет из Петербурга.
У Анны Павловны 26 го августа, в самый день Бородинского сражения, был вечер, цветком которого должно было быть чтение письма преосвященного, написанного при посылке государю образа преподобного угодника Сергия. Письмо это почиталось образцом патриотического духовного красноречия. Прочесть его должен был сам князь Василий, славившийся своим искусством чтения. (Он же читывал и у императрицы.) Искусство чтения считалось в том, чтобы громко, певуче, между отчаянным завыванием и нежным ропотом переливать слова, совершенно независимо от их значения, так что совершенно случайно на одно слово попадало завывание, на другие – ропот. Чтение это, как и все вечера Анны Павловны, имело политическое значение. На этом вечере должно было быть несколько важных лиц, которых надо было устыдить за их поездки во французский театр и воодушевить к патриотическому настроению. Уже довольно много собралось народа, но Анна Павловна еще не видела в гостиной всех тех, кого нужно было, и потому, не приступая еще к чтению, заводила общие разговоры.
Новостью дня в этот день в Петербурге была болезнь графини Безуховой. Графиня несколько дней тому назад неожиданно заболела, пропустила несколько собраний, которых она была украшением, и слышно было, что она никого не принимает и что вместо знаменитых петербургских докторов, обыкновенно лечивших ее, она вверилась какому то итальянскому доктору, лечившему ее каким то новым и необыкновенным способом.
Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства; но в присутствии Анны Павловны не только никто не смел думать об этом, но как будто никто и не знал этого.
– On dit que la pauvre comtesse est tres mal. Le medecin dit que c"est l"angine pectorale. [Говорят, что бедная графиня очень плоха. Доктор сказал, что это грудная болезнь.]
– L"angine? Oh, c"est une maladie terrible! [Грудная болезнь? О, это ужасная болезнь!]
– On dit que les rivaux se sont reconcilies grace a l"angine… [Говорят, что соперники примирились благодаря этой болезни.]
Слово angine повторялось с большим удовольствием.
– Le vieux comte est touchant a ce qu"on dit. Il a pleure comme un enfant quand le medecin lui a dit que le cas etait dangereux. [Старый граф очень трогателен, говорят. Он заплакал, как дитя, когда доктор сказал, что случай опасный.]
– Oh, ce serait une perte terrible. C"est une femme ravissante. [О, это была бы большая потеря. Такая прелестная женщина.]
– Vous parlez de la pauvre comtesse, – сказала, подходя, Анна Павловна. – J"ai envoye savoir de ses nouvelles. On m"a dit qu"elle allait un peu mieux. Oh, sans doute, c"est la plus charmante femme du monde, – сказала Анна Павловна с улыбкой над своей восторженностью. – Nous appartenons a des camps differents, mais cela ne m"empeche pas de l"estimer, comme elle le merite. Elle est bien malheureuse, [Вы говорите про бедную графиню… Я посылала узнавать о ее здоровье. Мне сказали, что ей немного лучше. О, без сомнения, это прелестнейшая женщина в мире. Мы принадлежим к различным лагерям, но это не мешает мне уважать ее по ее заслугам. Она так несчастна.] – прибавила Анна Павловна.
Полагая, что этими словами Анна Павловна слегка приподнимала завесу тайны над болезнью графини, один неосторожный молодой человек позволил себе выразить удивление в том, что не призваны известные врачи, а лечит графиню шарлатан, который может дать опасные средства.
– Vos informations peuvent etre meilleures que les miennes, – вдруг ядовито напустилась Анна Павловна на неопытного молодого человека. – Mais je sais de bonne source que ce medecin est un homme tres savant et tres habile. C"est le medecin intime de la Reine d"Espagne. [Ваши известия могут быть вернее моих… но я из хороших источников знаю, что этот доктор очень ученый и искусный человек. Это лейб медик королевы испанской.] – И таким образом уничтожив молодого человека, Анна Павловна обратилась к Билибину, который в другом кружке, подобрав кожу и, видимо, сбираясь распустить ее, чтобы сказать un mot, говорил об австрийцах.
– Je trouve que c"est charmant! [Я нахожу, что это прелестно!] – говорил он про дипломатическую бумагу, при которой отосланы были в Вену австрийские знамена, взятые Витгенштейном, le heros de Petropol [героем Петрополя] (как его называли в Петербурге).
– Как, как это? – обратилась к нему Анна Павловна, возбуждая молчание для услышания mot, которое она уже знала.
И Билибин повторил следующие подлинные слова дипломатической депеши, им составленной:
– L"Empereur renvoie les drapeaux Autrichiens, – сказал Билибин, – drapeaux amis et egares qu"il a trouve hors de la route, [Император отсылает австрийские знамена, дружеские и заблудшиеся знамена, которые он нашел вне настоящей дороги.] – докончил Билибин, распуская кожу.
– Charmant, charmant, [Прелестно, прелестно,] – сказал князь Василий.
– C"est la route de Varsovie peut etre, [Это варшавская дорога, может быть.] – громко и неожиданно сказал князь Ипполит. Все оглянулись на него, не понимая того, что он хотел сказать этим. Князь Ипполит тоже с веселым удивлением оглядывался вокруг себя. Он так же, как и другие, не понимал того, что значили сказанные им слова. Он во время своей дипломатической карьеры не раз замечал, что таким образом сказанные вдруг слова оказывались очень остроумны, и он на всякий случай сказал эти слова, первые пришедшие ему на язык. «Может, выйдет очень хорошо, – думал он, – а ежели не выйдет, они там сумеют это устроить». Действительно, в то время как воцарилось неловкое молчание, вошло то недостаточно патриотическое лицо, которого ждала для обращения Анна Павловна, и она, улыбаясь и погрозив пальцем Ипполиту, пригласила князя Василия к столу, и, поднося ему две свечи и рукопись, попросила его начать. Все замолкло.
– Всемилостивейший государь император! – строго провозгласил князь Василий и оглянул публику, как будто спрашивая, не имеет ли кто сказать что нибудь против этого. Но никто ничего не сказал. – «Первопрестольный град Москва, Новый Иерусалим, приемлет Христа своего, – вдруг ударил он на слове своего, – яко мать во объятия усердных сынов своих, и сквозь возникающую мглу, провидя блистательную славу твоея державы, поет в восторге: «Осанна, благословен грядый!» – Князь Василий плачущим голосом произнес эти последние слова.
Билибин рассматривал внимательно свои ногти, и многие, видимо, робели, как бы спрашивая, в чем же они виноваты? Анна Павловна шепотом повторяла уже вперед, как старушка молитву причастия: «Пусть дерзкий и наглый Голиаф…» – прошептала она.
Князь Василий продолжал:
– «Пусть дерзкий и наглый Голиаф от пределов Франции обносит на краях России смертоносные ужасы; кроткая вера, сия праща российского Давида, сразит внезапно главу кровожаждущей его гордыни. Се образ преподобного Сергия, древнего ревнителя о благе нашего отечества, приносится вашему императорскому величеству. Болезную, что слабеющие мои силы препятствуют мне насладиться любезнейшим вашим лицезрением. Теплые воссылаю к небесам молитвы, да всесильный возвеличит род правых и исполнит во благих желания вашего величества».
– Quelle force! Quel style! [Какая сила! Какой слог!] – послышались похвалы чтецу и сочинителю. Воодушевленные этой речью, гости Анны Павловны долго еще говорили о положении отечества и делали различные предположения об исходе сражения, которое на днях должно было быть дано.
– Vous verrez, [Вы увидите.] – сказала Анна Павловна, – что завтра, в день рождения государя, мы получим известие. У меня есть хорошее предчувствие.

Предчувствие Анны Павловны действительно оправдалось. На другой день, во время молебствия во дворце по случаю дня рождения государя, князь Волконский был вызван из церкви и получил конверт от князя Кутузова. Это было донесение Кутузова, писанное в день сражения из Татариновой. Кутузов писал, что русские не отступили ни на шаг, что французы потеряли гораздо более нашего, что он доносит второпях с поля сражения, не успев еще собрать последних сведений. Стало быть, это была победа. И тотчас же, не выходя из храма, была воздана творцу благодарность за его помощь и за победу.
Предчувствие Анны Павловны оправдалось, и в городе все утро царствовало радостно праздничное настроение духа. Все признавали победу совершенною, и некоторые уже говорили о пленении самого Наполеона, о низложении его и избрании новой главы для Франции.
Вдали от дела и среди условий придворной жизни весьма трудно, чтобы события отражались во всей их полноте и силе. Невольно события общие группируются около одного какого нибудь частного случая. Так теперь главная радость придворных заключалась столько же в том, что мы победили, сколько и в том, что известие об этой победе пришлось именно в день рождения государя. Это было как удавшийся сюрприз. В известии Кутузова сказано было тоже о потерях русских, и в числе их названы Тучков, Багратион, Кутайсов. Тоже и печальная сторона события невольно в здешнем, петербургском мире сгруппировалась около одного события – смерти Кутайсова. Его все знали, государь любил его, он был молод и интересен. В этот день все встречались с словами:
– Как удивительно случилось. В самый молебен. А какая потеря Кутайсов! Ах, как жаль!
– Что я вам говорил про Кутузова? – говорил теперь князь Василий с гордостью пророка. – Я говорил всегда, что он один способен победить Наполеона.
Но на другой день не получалось известия из армии, и общий голос стал тревожен. Придворные страдали за страдания неизвестности, в которой находился государь.
– Каково положение государя! – говорили придворные и уже не превозносили, как третьего дня, а теперь осуждали Кутузова, бывшего причиной беспокойства государя. Князь Василий в этот день уже не хвастался более своим protege Кутузовым, а хранил молчание, когда речь заходила о главнокомандующем. Кроме того, к вечеру этого дня как будто все соединилось для того, чтобы повергнуть в тревогу и беспокойство петербургских жителей: присоединилась еще одна страшная новость. Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от этой страшной болезни, которую так приятно было выговаривать. Официально в больших обществах все говорили, что графиня Безухова умерла от страшного припадка angine pectorale [грудной ангины], но в интимных кружках рассказывали подробности о том, как le medecin intime de la Reine d"Espagne [лейб медик королевы испанской] предписал Элен небольшие дозы какого то лекарства для произведения известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь. Рассказывали, что князь Василий и старый граф взялись было за итальянца; но итальянец показал такие записки от несчастной покойницы, что его тотчас же отпустили.
Общий разговор сосредоточился около трех печальных событий: неизвестности государя, погибели Кутайсова и смерти Элен.
На третий день после донесения Кутузова в Петербург приехал помещик из Москвы, и по всему городу распространилось известие о сдаче Москвы французам. Это было ужасно! Каково было положение государя! Кутузов был изменник, и князь Василий во время visites de condoleance [визитов соболезнования] по случаю смерти его дочери, которые ему делали, говорил о прежде восхваляемом им Кутузове (ему простительно было в печали забыть то, что он говорил прежде), он говорил, что нельзя было ожидать ничего другого от слепого и развратного старика.
– Я удивляюсь только, как можно было поручить такому человеку судьбу России.
Пока известие это было еще неофициально, в нем можно было еще сомневаться, но на другой день пришло от графа Растопчина следующее донесение:
«Адъютант князя Кутузова привез мне письмо, в коем он требует от меня полицейских офицеров для сопровождения армии на Рязанскую дорогу. Он говорит, что с сожалением оставляет Москву. Государь! поступок Кутузова решает жребий столицы и Вашей империи. Россия содрогнется, узнав об уступлении города, где сосредоточивается величие России, где прах Ваших предков. Я последую за армией. Я все вывез, мне остается плакать об участи моего отечества».
Получив это донесение, государь послал с князем Волконским следующий рескрипт Кутузову:
«Князь Михаил Иларионович! С 29 августа не имею я никаких донесений от вас. Между тем от 1 го сентября получил я через Ярославль, от московского главнокомандующего, печальное известие, что вы решились с армиею оставить Москву. Вы сами можете вообразить действие, какое произвело на меня это известие, а молчание ваше усугубляет мое удивление. Я отправляю с сим генерал адъютанта князя Волконского, дабы узнать от вас о положении армии и о побудивших вас причинах к столь печальной решимости».

Девять дней после оставления Москвы в Петербург приехал посланный от Кутузова с официальным известием об оставлении Москвы. Посланный этот был француз Мишо, не знавший по русски, но quoique etranger, Busse de c?ur et d"ame, [впрочем, хотя иностранец, но русский в глубине души,] как он сам говорил про себя.
Государь тотчас же принял посланного в своем кабинете, во дворце Каменного острова. Мишо, который никогда не видал Москвы до кампании и который не знал по русски, чувствовал себя все таки растроганным, когда он явился перед notre tres gracieux souverain [нашим всемилостивейшим повелителем] (как он писал) с известием о пожаре Москвы, dont les flammes eclairaient sa route [пламя которой освещало его путь].
Хотя источник chagrin [горя] г на Мишо и должен был быть другой, чем тот, из которого вытекало горе русских людей, Мишо имел такое печальное лицо, когда он был введен в кабинет государя, что государь тотчас же спросил у него:
– M"apportez vous de tristes nouvelles, colonel? [Какие известия привезли вы мне? Дурные, полковник?]
– Bien tristes, sire, – отвечал Мишо, со вздохом опуская глаза, – l"abandon de Moscou. [Очень дурные, ваше величество, оставление Москвы.]
– Aurait on livre mon ancienne capitale sans se battre? [Неужели предали мою древнюю столицу без битвы?] – вдруг вспыхнув, быстро проговорил государь.
Мишо почтительно передал то, что ему приказано было передать от Кутузова, – именно то, что под Москвою драться не было возможности и что, так как оставался один выбор – потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее.
Государь выслушал молча, не глядя на Мишо.
– L"ennemi est il en ville? [Неприятель вошел в город?] – спросил он.
– Oui, sire, et elle est en cendres a l"heure qu"il est. Je l"ai laissee toute en flammes, [Да, ваше величество, и он обращен в пожарище в настоящее время. Я оставил его в пламени.] – решительно сказал Мишо; но, взглянув на государя, Мишо ужаснулся тому, что он сделал. Государь тяжело и часто стал дышать, нижняя губа его задрожала, и прекрасные голубые глаза мгновенно увлажились слезами.
Но это продолжалось только одну минуту. Государь вдруг нахмурился, как бы осуждая самого себя за свою слабость. И, приподняв голову, твердым голосом обратился к Мишо.

Звезда мюзиклов, певица, соединившая в творчестве свои любимые музыкальные направления – популярную современную и классическую музыку прошлых лет, Сара Брайтман имеет огромное число поклонников и массу недоброжелателей, считающих ее выскочкой, но это не уменьшает ее таланта и славы. Сопрано Сары звучит в записях многих известнейших рок-опер и мюзиклов, а человеком, сделавшим из нее звезду, стал муж Сары Брайтман композитор и продюсер Эндрю Ллойд-Вебер.

Она с детства была окружена музыкой и поет, сколько себя помнит. Сара всегда мечтала стать знаменитой актрисой, и ее мама, разглядев в дочери талант и стремление к искусству, отдала ее в балетную школу. Впервые на сцену Сара Брайтман вышла, когда ей исполнилось двенадцать лет, в четырнадцать она начала петь, а в восемнадцать стала участницей лондонской группы Hot Gossip. После того, как композиция Lost My Heart To A Starship Trooper в исполнении Сары Брайтман стала лидером хит-парадов, ее карьера резко пошла в гору.

В тот же период произошли изменения в личной жизни молодой певицы – она познакомилась с менеджером немецкой рок-группы Tangerine Dreams Эндрю Грэмом Стюартом. Между молодыми людьми вспыхнул бурный роман и после непродолжительных ухаживаний Эндрю сделал предложение Саре, на что она ответила согласием. Мужем Сары Брайтман Эндрю Грэм Стюарт пробыл четыре года, а причиной их развода стало знакомство певицы с композитором Эндрю Ллойд Вебером.

В тот период творческая жизнь певицы была более чем насыщенной – она получила роль в мюзикле «Кошки», записывала синглы, брала уроки вокала у знаменитых исполнителей, а в 1982 году получила роль в спектакле «Маскарад». Позже она ушла из «Кошек», сменив его на другой мюзикл – «Соловей», в котором получила главную роль. Соловей в исполнении Сары Брайтман был настолько великолепен, что получил массу восторженных откликов со стороны музыкальных критиков. Уэббер, мюзикл которого она покинула, был заинтригован блестящими отзывами и решил лично взглянуть на певицу, которая целый год находилась рядом с ним, играя в его собственном спектакле, но с которой он так ни разу и не встретился. Увидев Сару Брайтман в «Соловье» Эндрю Ллойд Уэббер был потрясен вокальным талантом певицы. Композитор был очарован и влюблен, и с этого момента их личная жизнь сделала крутой поворот.

На фото — Сара Брайтман в «Призраке оперы»

Несмотря на то, что Уэббер тогда был женат, воспитывал двоих детей, да и Сара была несвободна, они не стали сопротивляться, когда их деловые отношения переросли в серьезный роман. Сначала композитор стал продюсером певицы, а позже и вторым мужем Сары Брайтман. Не стояла на месте и карьера певицы – после мюзикла «Соловей» она вошла в состав труппы комической оперы «Пираты Пензэнса». В этот период влюбленные развелись со своими вторыми половинками и сразу поженились. Их свадьба состоялась в 1984 году день рождения Эндрю Ллойда Уэббера – 22 марта. Этот брак поднял целую волну обсуждений – многие открыто заявляли, что певица вышла замуж за известного и богатого композитора из меркантильных соображений.

На фото — Сара Брайтман и Эндрю Ллойд Уэббер

В этом же году Сара стала новой исполнительницей главной роли в мюзикле своего второго супруга «Песня и танец». Муж Сары Брайтман не переставал восхищаться вокальными данными жены и создал для нее произведение, которое должно было продемонстрировать весь ее диапазон. Это стало серьезное оперное произведение «Реквием», за участие в котором певица была номинирована на Грэмми. Насыщенная творческая жизнь, многочисленные гастроли отрицательно сказались на личной жизни певицы. Через шесть лет совместной жизни с Эндрю Ллойд Уэббером Сара Брайтон узнала, что у ее мужа роман на стороне, а в 1990 году композитор сообщил прессе, что его брак с Сарой завершен. Это стало для нее настоящим ударом, особенно то, что Эндрю обнародовал это решение и представил всем свою новую подругу. Пережив развод, через три года певица вступила в новые отношения – с звукозаписывающим продюсером из Германии Франком Петерсоном.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры