Симфония Моцарта соль минор. Шедевры классики

Главная / Ссоры
Шедевры классики. Симфония Моцарта соль минор

Это произведение настолько всем хорошо известно, что если просто написать "парарам парарам парарарам", то каждый, наверное, догадается о чем пойдет речь и какая музыка будет звучать...

В симфоническом наследии Моцарта есть своя вершина. Это знаменитая триада 1788 г. В предельно краткий срок великий художник создает грандиозный цикл, достойно венчающий его симфонический путь. Светлая и восторженно лучезарная ми-бемоль мажорная симфония была завершена 25 июня; через месяц появилась на свет элегическая соль-минорная симфония и, наконец, 10 августа были дописаны последние такты гениального „Юпитера".

В созвездии трех симфоний соль-минорная занимает особое место. Слегка подернутая дымкой меланхолии, она по своему романтическому настроению стоит особняком в творчестве Моцарта.

Начало первой части симфонии № 40 соль-минор, растиражированное во всевозможных эстрадных обработках и в звонках мобильных телефонов, давно и прочно стало визитной карточкой Моцарта.

Как и другие его инструментальные произведения, симфония № 40 тесно соприкасается с эстетикой театра. Темы симфонии словно с любовью обрисованные персонажи, которые живут, любят и страдают. Зловещая музыка роковых тем вторгается в каждую из частей, внося смятение и трепет. В получасовой симфонии проносится целая человеческая жизнь с ее взлетами и падениями, накопленной мудростью и наивностью, твердостью духа и немощью, верой и сомнением.

Michel-Barthelemy Ollivier. MOZART GIVING A CONCERT IN THE "SALON DES QUATRE-GLACES AU PALAIS DUTEMPLE" IN THE COURT OF THE PRINCE DE CONTI

Моцарт. Симфония № 40, соль минор, К. 550

Symphony No. 40 in G minor, K. 550

I. Molto allegro

Первая часть начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой мелодией скрипок. Глубоко выразительная, искренняя, как будто молящая, мелодия — главная партия сонатного аллегро — родственна арии Керубино. Сходство увеличивается благодаря тому, что развивается главная партия необычайно широко, на большом дыхании, подобно оперной арии. Побочная тема исполнена меланхолии, лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и тихая грусть. Разработку открывает короткая жалобная мелодия фаготов. Появляются отрывистые, резкие возгласы, мрачные, тревожные, скорбные интонации. Разворачивается бурное, полное драматизма действие. Реприза не приносит успокоения и просветленности. Напротив: она звучит еще напряженнее, так как побочная тема, ранее звучавшая в мажоре, здесь окрашивается в минорные тона, подчиняясь общей тональности части.

Гравюра XVIII века

II. Andante

Во второй части господствует мягкое, спокойно-созерцательное настроение. Альты с их своеобразным тембром запевают ласковую мелодию — главную тему. Ее подхватывают скрипки. Побочная тема — порхающий мотив, постепенно завладевающий оркестром. Третья, заключительная тема — снова певучая мелодия, полная печали и нежности, звучащая сначала у скрипок, а затем духовых. В разработке вновь появляется взволнованность, неустойчивость, тревога. Но здесь это — лишь миг. Реприза возвращает к светлой задумчивости.

Моцарт в своей венской квартире

III. Menuetto. Allegretto - Trio

Третья часть — менуэт. Но не жеманный или изысканный придворный танец. В нем проступают черты маршевости, хотя и свободно претворенной в трехдольном танцевальном ритме. Его мелодия, решительная и мужественная, интонируется скрипками и флейтой с аккомпанементом полного состава оркестра. Только в трио, написанном в традиционной трехчастной форме, появляются прозрачные пасторальные звучания с мягкой перекличкой струнных и деревянных инструментов.

Инструментальный ансамбль. По репродукции акварели Л.Кармонтелли.

IV. Finale: Allegro assai

Стремительный финал лишен обычной для заключительных частей классических симфоний жизнерадостности. Он продолжает временно прервавшееся драматическое развитие, столь яркое в первой части, и доводит его до кульминации, центральной в симфонии. Первая тема финала — напористая, взлетающая вверх с большой внутренней энергией, словно разворачивающаяся пружина. Побочная тема, мягкая, лирическая, вызывает ассоциации и с побочной темой первой части и с начальной мелодией анданте. Но появление ее кратковременно: лирику сметает вновь закружившийся вихрь. Это заключение экспозиции, которое переходит в бурную, мятущуюся разработку. Тревога, волнение, захватывают и репризу финала. Лишь заключительные такты симфонии приносят утверждение.

Л. Михеева

Исполняет Чикагский симфонический оркестр. Дирижер - Фриц Райнер

Тема: “Моцарт В. А. Симфония № 40”
Цель урока:
Раскрыть образный и содержательный смысл творчества В. Моцарта и влияние его музыки на людей, обогащение представления учащихся о творчестве В. А. Моцарта,

Задачи урока:

Образовательные:

определение особенностей творчества В. А. Моцарта;

ознакомление с симфоническим творчеством композитора;

анализ музыкального произведения;

совершенствование навыков вокально-хорового пения.

Развивающие:

развитие творческого мышления;

развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

формирование музыкально-эстетического вкуса;

активизация умения следить за развитием музыкального образа.

Воспитательные:

формирование культуры слушания музыкального произведения;

привитие интереса к музыкальному наследию В. А. Моцарта;

обогащение духовного мира учащихся.

Межпредметные связи: музыка, литература, изобразительное искусство

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Форма урока: урок-монография.

Оборудование: презентация, раздаточный материал: словари эстетических эмоций, ноутбук.

Ход урока

Эпиграф: … Какая глубина!

Какая смелость и какая стройность!

Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь,

Я знаю, я. (“Моцарт и Сальери” А. С. Пушкин)

I. Организационный момент

Приветствие.

Метод: «Поздоровайся глазами»

Давайте посмотрим друг другу в глаза и мысленно пожелаем хорошего настроения, хорошего урока и успешности в творческом проявлении. Послушаем, как «звучит тишина», что происходит вокруг нас. А потом также внимательно послушаем, о чём хотел рассказать в своей музыке композитор.

II. Вступительная часть

Прежде чем мы обратимся к теме нашего урока, выполним тесты. У каждой группы на столе лежат листы с вопросами по пройденной теме.

Ответы учащихся.

1. Мотивация учебной деятельности

- Сегодня на уроке прозвучит музыка всемирно известного композитора. А фамилию этого композитора мы узнаем, если вы будете мне помогать своими вопросами.

Кто этот композитор? Игра «Данетка»

2. Представление темы и цели урока

Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить на уроке? (Об австрийском композиторе В. Моцарте)

И так мы определили тему нашего урока. А назовем мы его так:

«Моцарт В. А. Симфония № 40 »

Это слова знаменитого русского поэта А.С Пушкина из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» Сегодня на уроке мы поговорим о музыке Моцарта, о его симфонии № 40.

III. Основная часть

1. Сообщение учителя

- Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Не случайно композитор за свою короткую жизнь успел оставить потомкам величайшее музыкальное наследие: свыше 1000 произведений во всех существующих жанрах светской и духовной музыки.

Музыка Моцарта раскрывает эмоциональный мир человека, рассказывает обо всех сторонах человеческой жизни: возвышенное и обыденное, трагическое и комическое − все это в равной степени характерно для нее. Мы с вами уже знакомились с биографией Моцарта. Сегодня на уроке речь пойдет о симфоническом творчестве композитора.

Но так как эпиграфом нашего урока являются слова Пушкина из трагедии «Моцарт и Сальери» я хотела бы остановиться на их отношениях.

А поможет мне….наш историк Алена

2. Сообщение учащегося - историка. После смерти Моцарта поползли слухи, что его из зависти отравил Сальери. Говорили, что перед смертью Сальери признался в отравлении. Однако он умирал в психиатрической больнице, и ни врачи, ни санитары не слышали никакого признания, посторонних к нему не пускали. Известное высказывание Пушкина, убежденного в совершении преступления, основано только на слухах. Пушкин писал, что Сальери завидует Моцарту, но ему нечего было завидовать- он считался первым композитором Вены, был обеспеченным материально, в то время как Моцарт бедствовал и жил в нищете. И оперы Сальери шли на сцене Венского театра одна за другой, тогда как у Моцарта все складывалось значительно более сложно .

3. Сообщение учащегося - искусствоведа

Моцартом написано более 40 симфоний. При жизни композитора было издано только три из них. Большая часть симфоний принадлежит к ранним годам творчества. Между первыми и последними симфониями пролегли два с лишним десятилетия, в течение которых симфония у Моцарта изменилась неузнаваемо. Композитор является создателем жанра лирико-драматической симфонии. Язык симфоний Моцарта ближе всего к его оперной музыке. Темы симфоний мелодически выразительны, часто они связаны с мелодиями опер Моцарта, также в них слышны интонации бытовой народной музыки Австрии.

4. Сообщение учащегося- музыковеда

Три последние симфонии являются самыми знаменитыми. Они считаются шедеврами и их часто исполняют во всех странах мира. Они написаны в 1788 году в течение полутора месяцев, когда композитор с семьей находился в загородном доме в окрестностях Вены. Это был пик творчества Моцарта. Все три симфонии написаны на пределе творческих сил композитора. Великому музыканту не удалось при жизни организовать исполнение своих последних гениальных творений. Лишь три года спустя одна из них, симфония №40, которую мы сегодня услышим, была с успехом исполнена А. Сальери в благотворительных концертах.

5. Сообщение учителя

Симфония № 40 – одна из наиболее известных последних симфоний Моцарта. Большую популярность симфония приобрела благодаря необычайно искренней музыке, понятной самому широкому кругу слушателей .

2. Работа над темой урока.

    Работа в группах. (Дети слушают фрагменты каждой части симфонии)

Первая группа заполняет план анализа 1 части симфонии

Вторая группа заполняет план анализа 2 части симфонии.

Третья заполняет план анализа 3 части симфонии.

План анализа музыкального произведения

1.Какой жанр?____________________________________________________

2.Какие чувства передаются в музыке?______________________________

3) Испытал ли ты их или просто зарегистрировал?_____________________

4. Определение средств музыкальной выразительности.

а) Лад.__________________________________________________________

б) Характер._____________________________________________________

в) Темп._________________________________________________________

г) Динамика._____________________________________________________

5. Какой инструмент играл?_________________________________________

1 ч. - Музыка затрагивает искренние, глубокие чувства человеческой души. Первая часть симфонии не имеет вступления. Главная тема носит взволнованный характер, но вместе с тем отличается певучестью и задумчивостью. Побочная тема более спокойная, изящная, изысканная.

2 ч.- Как после бури наступает затишье, так после взволнованно прозвучавшей 1 части звучит светлая, умиротворенная, задумчивая, напевно-ласковая музыка. Основные темы дополняют друг друга. Все голоса оркестра поют, и пение это, как бы излучает теплый солнечный свет

3. -третья часть (менуэт) представляет собой не столько танец, сколько драматическую миниатюру,под такой менуэт невозможно танцевать. Властный и суровый тон музыки

3. Релаксация

ФИЗМИНУТК А «Земля, воздух, огонь и вода»

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Численность – весь класс.

Учитель: С каким шедевром изобразительного ис-ва можно сравнить 40-ю симфонию?

4. Работа с учебником

Моцарт и Леонардо да Винчи… Симфонию №40 Моцарта можно сравнить с другим величайшим шедевром – «ДЖОКОНДОЙ» Леонардо да Винчи. «Этот портрет изображает молодую женщину не то с улыбкой на губах, не то с каким-то особым выражением лица, похожим на улыбку. Но вовсе не радость или веселье выражает это лицо: чувствуется что-то нежное, глубокое и вместе с тем страстное и чувственное в этом удивительном портрете.» Каждое слово как будто о музыке Моцарта!

IV . Этап закрепления

1. Работа в группах

1 группа

Задание: выбрать эпитеты, характеризующие музыку Моцарта, которая звучала на уроке.

Божественная

Задушевная

Летящая

Задумчивая

Грустная

Прекрасная

Человечная

Светлая

2 группа

Задание: Выберите из высказываний великих людей о музыке слова, которые

характеризуют музыку Моцарта.

Только величайшее искусство - музыка - способно коснуться глубин души. Максим Горький

Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках. (Иван Сергеевич Тургенев)

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения... (Платон)

Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни. (Бертольд Ауэрбах)

Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья. (Владимир Бехтерев)

О музыка! Отзвук далекого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе! (Ж.П. Рихтер)

3 группа

Задание: Составить синквейн к слову Моцарт

VI. Итог урока

Сегодня вы прослушали симфонию № 40 В. Моцарта

Что же мы можем сказать о музыке великого гения?

В чем сила музыки Моцарта? (Она объединяет, настраивает людей на одни чувства и эмоции)

2. Учитель: Откуда же композитор черпал такое вдохновение?

(Источником вдохновения является жизнь)

Я согласна с вами, что сила музыки Моцарта не только в музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правде.

Учитель. Симфония № 40 обладает несравненными художественными достоинствами и всегда приносит нам большую радость при ее слушании. Именно она помогает нам ощутить весь жизненный творческий путь Моцарта – от восторженного успеха “беззаботного” гениального мальчика до трагических переживаний огромного художника, переросшего свой век.

Отрывок из трагедии А.С Пушкина «Моцарт и Сальери»

«Ты, Моцарт, Бог… !»

VII. Песня Булата Окуджава «Песенка о Моцарте» - исполнение

Симфония соль минор принадлежит к наиболее популярным произведениям Моцарта. Среди всех моцартовских симфоний соль-минорная наиболее непосредственно-эмоциональна, лирически-задушевна. Ее можно назвать лирико-драматической симфонией.

Первая часть симфонии не имеет вступления, а начинается сразу изложением темы главной партии allegro . Эта тема носит взволнованный характер; вместе с тем она отличается певучестью и задушевностью, напоминая по типу движения, темпу и ритму арию Керубино (>) из >:

Связующая партия тематически самостоятельна, отличается волевой активностью и получает широкое развитие в репризе. Побочная партия, отделенная от главной и связующей паузой, более спокойна, изящна, несколько изысканна благодаря хроматическим интонациям:

Новая ладовая окраска этой темы (параллельный мажор), иная фактура, иной тип мелодии (в первой теме после секундовой > восходящее движение на сексту, здесь же вся тема движется поступенно или хроматически в более узком диапазоне) -- все это придает ей контрастный характер.

Заключительная партия строится на вычлененном первом секундовом отрезке темы главной партии и утверждает тональность побочной партии (си-бемоль мажор ). Таким образом, заключительная партия обобщает особенности главной и побочной. Такова экспозиция первой части симфонии.

В начале разработки происходит резкий тональный сдвиг, уменьшенный септаккорд и последующее нисходящее движение терций сразу же переводит музыку в очень отдаленную тональность (фа-диез минор в соль-минорной симфонии!), в которой начинается развитие темы главной партии. Этот тональный сдвиг через > уменьшенный септаккорд создает напряженность развития, интенсивное стремление вернуться к исходной тональности, а отсюда непрерывное и частое модулирование.

Такая тональная неустойчивость разработки, а также применение приемов полифонии и мотивного вычленения служат средством драматизации и динамизации музыкальной ткани. В разработке использована только тема главной партии, в своем развитии проходящая через обширный круг тональностей (фа-диез минор, ми минор, ре минор, до мажор, фа мажор, си-бемоль мажор ). Тональная неустойчивость разработки усугубляется еще тем, что в самой теме при окончании каждой фразы происходит ее хроматическое изменение:

Тема звучит поочередно в верхнем и нижнем регистре, сопровождаемая выразительным контрапунктом.

Переход к репризе осуществляется путем вычленения первого секундового отрезка темы и установления в процессе его развития доминанты основной тональности соль минор. Так подготовляется тема главной партии в репризе. Существенное отличие репризы от экспозиции заключается в более широком развитии связующей партии, приобретающей здесь самостоятельное значение. Другое отличие заключено в побочной партии, которая в репризе изложена в основной (даже не в одноименной) тональности. Минорное звучание побочной партии придает ей несколько меланхолический оттенок (в отличие от светлого мажора этой же темы в экспозиции).

Вторая часть симфонии (Andante) контрастирует с первой частью: ее сфера -- светлая, ясная, спокойная лирика. Написана эта часть в сонатной форме. Темы главной и побочной партий мало контрастны по характеру:

В первой теме обращает на себя внимание типично моцартовская интонация, заключающая в себе восходящее задержание, придающее музыке особую нежность и ласковость (такты 5--6) (Такую же интонацию можно услышать в арии Тамино из оперы >, что указывает на родство моцартовских тем независимо от музыкального жанра.).

Все темы этой части (главная, связующая и побочная партии) объединяются характерной фигурой из тридцатьвторых, получающей интенсивное драматическое развитие в разработке.

Третья часть. В соответствии с содержанием всей симфонии третья часть (менуэт) представляет собой не столько танец, сколько драматическую миниатюру, насыщенную пафосом и страстностью выражения, но на жанровой основе обычного менуэта. Вот основная тема менуэта:

Лишь контрастная мажорная середина (весь менуэт написан в сложной трехчастной форме) вносит элемент танцевальности:

Эта середина оттеняет драматизм крайних частей менуэта с их интенсивным и напряженным развитием (путем мотивного членения, применения имитационно-полифонических приемов, хроматизации средних голосов в заключительных тактах).

Следовательно, здесь произошло перерождение традиционного менуэта в такую часть симфонического цикла, которая по своему образному содержанию органически включается в драматургию всего произведения.

Финал по своим художественным качествам не уступает предыдущим частям, а в конструктивном отношении имеет много общего с первой частью, от которой как бы перекидывается > к финалу. Такой финал делает всю драматургию симфонии законченной и целостной как в образно-смысловом отношении, так и по форме.

Финал написан в сонатной форме (из четырех частей цикла три части написаны в сонатной форме). Главная партия состоит из двух контрастных элементов; первый исполняется одними струнными piano , второй -- всем оркестром forte:

Этот второй элемент с кадансовой концовкой тождествен заключительной партии первой части симфонии. Сходство между крайними частями цикла заключается в характере противопоставления главных и побочных партий, а также в самих побочных партиях. Как и в первой части, побочная партия экспозиции финала написана в параллельном мажоре и отличается изяществом и изысканностью благодаря хроматическим ходам:

Так же, как и в первой части, эта тема в репризе звучит не в одноименном мажоре, а в основной тональности (соль минор ), приобретая тем самым меланхолический оттенок. Аналогично и начало разработки: унисонные ходы дают ту же уменьшенную гармонию, что и в начале разработки первой части. Как и там, нисходящий ход терциями подводит к появлению темы главной партии в новой тональности.

Частое модулирование и тональная неустойчивость с применением полифонических приемов развития динамизируют музыкальную ткань. Реприза в финале утверждает основную тональность, уравновешивая тонально неустойчивую разработку. Так создается единство цикла, все части которого участвуют в воплощении и развитии единой лирико-драматической концепции.

Музыка Моцарта

40 - я симфония Моцарта - одно из самых популярных произведений классической музыки и, возможно, лучшая симфония Моцарта. Едва ли найдется человек, которому не знакомы, по крайней мере, её первые фразы. Это одна из последних симфоний композитора, вторую её редакцию Моцарт создал незадолго до смерти. Как утверждает Дэвид Вейс в романе «Возвышенное и земное» - одном из немногих романов о жизни Моцарта, симфония №40 при жизни композитора так и не была исполнена на публике и пролежала достаточно долго, пока не увидела свет. Симфония состоит из 4-х частей, и каждая её часть в своем роде неповторима. При этом последняя, 4-я её часть, как бы смыкается с первой и создает для симфонии впечатление целостности её художественного рисунка. А если говорить уже совсем просто - эта музыка доставляет огромное эстетическое наслаждение, пробуждает светлые и насыщенные эмоции.

Вообще, когда речь идет о Моцарте, всегда задумываешься об истоках гениальности. Ведь не просто так совсем еще ребенок 4-5 лет с легкостью осваивает игру на нескольких музыкальных инструментах, мгновенно запоминает музыку, какую слышит впервые, и уже сочиняет свою! - которую через столетия будут исполнять серьезные музыканты. Конечно, огромная в том заслуга отца маленького Вольфганга - Леопольда Моцарта, который смог разглядеть в сыне его уникальное дарование и посвятил свою жизнь его бережному и настойчивому совершенствованию. И все же главное, почему этот мальчик стал тем, кем он стал на века для мира людей, это то, что Вольфганг Амадей Моцарт уже от рождения был ближе других к Создателю, его тонкая душа незримо соприкасалась с Ним. Вот так все просто!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры