Словосочетание настоящее искусство. Зачем нужно искусство? Что такое настоящее искусство? Роль и значение искусства в жизни человека
Настоящее искусство, согласно статье «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова, - это «творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах». Но разве одной фразой можно определить значение этого слова? Конечно, нет! «Искусство – это очарование и колдовство!» Именно об этом говорится в тексте В.А. Осеевой-Хмелёвой.
Там описывается один портрет, который висел в одной старой хате…Женщина была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф на покатые плечи. Динка (девочка, которая вошла в эту комнату) не могла оторвать глаз от картины. Катря была, как живая…Она будто взяла в плен Динку своей красотой! Вот оно, настоящее искусство!
У Г. И. Успенского есть замечательный рассказ «Выпрямила». Он о том, какое влияние оказала на рассказчика замечательная скульптура Венеры Милосской, выставленная в Лувре. Герой был поражен великой нравственной силой, которая исходила от античной статуи. «Каменная загадка», как называет ее автор, сделала человека лучше: он стал вести себя безукоризненно, ощутил в себе счастье быть человеком.
Таким образом, настоящее искусство – это могучая сила, способная не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.
15.3 Что такое настоящее искусство? Это действительность, которая отразилась во всех сферах культуры и деятельности человека. Это учебник, по которому человек учится жизни, познаёт окружающий мир. Познавая мир, выражая это познание в художественных образах, человек раскрывает свою душу. Докажу данный тезис, приведя аргументы из текста В.Осеевой и проанализировав свой жизненный опыт.
Во-первых, звуки скрипки сняли страх у Дины и придали ей уверенность. Катри с портрета, словно живая, отвечала „нежной, строгой улыбкой”. Музыка и живопись как составляющие настоящего искусства раскрыла внутренний мир и художника, и Якова Ильича, играющего на скрипке, и Динки, с замиранием сердца слушавшую звуки музыки, обогатила их души (предложения 24-26).
Таким образом, я доказала, что настоящее искусство способно заставить человека измениться, помочь найти смысл жизни и достичь поставленной цели.
«На рассвете мы с Лёнькой напились чаю…»
4. Приходит
5. Вырезано
6. Наверное
7. Ночей без сна
8. Понимать надо
15.1 Русский язык - один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организации. Нельзя не согласиться с высказыванием знаменитого русского филолога Ф. И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». Предложение - единица синтаксиса, в составе которой отдельные слова и предикативные части приобретают способность взаимодействовать и образовывать речевые компоненты.
Для подтверждения справедливости слов Ф. И. Буслаева обратимся к отрывку из текста Константина Паустовского. В тексте немало выразительных взаимосвязей. Так, например, в предложении № 13 (Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием) грамматической основой является сочетание «толпа смотрела», которое само по себе интересно с точки зрения соответствия лексического и грамматического значения. В составе подлежащего слово «толпа» по своему лексическому значению подразумевает нескольких человек, буквально группу людей. Однако, грамматическое значение слова «толпа» - существительное единственного числа. Таким образом, в самом сочетании подчеркивается, с одной стороны, безликость людей с гравюр, а с другой, как бы их целостность, общность, поэтому и сказуемое употребляется по грамматическим нормам в единственном числе: толпа смотрела.
В предложении 18 (Что-то на тех досках нацарапано - не пойму) дополнительный оттенок приобретает слово «нацарапано», оно употреблено с целью принизить значимость живописи на гравюрах.
Таким образом, проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что в предложении слово, его грамматическое и лексическое значения раскрываются в полной мере.
15.3 Что такое настоящее искусство?
Что такое настоящее искусство? На мой взгляд, это изображение действительности в произведениях живописи, литературы, кино, архитектуры и музыки. Это и отражение внутреннего мира человека через художественные образы, и красота, запечатлённая в произведениях искусства. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложенному нам тексту В.Осеевой и к личному опыту.
Первым аргументом в пользу моего мнения могут служить предложения 23-25. В этих предложениях говорится о том, что, когда Яков касается струн скрипки, льётся звук необычной красоты, и хочется радоваться жизни. Именно в этом мы и видим настоящее искусство.
В качестве второго аргумента, подтверждающего мою точку зрения, мне хотелось бы взять пример из жизни. Однажды на уроке искусства учитель показал нам два одинаковых дома. На первый взгляд, они были оба красивы… Но если посмотреть внимательно, то можно увидеть: одно из зданий предназначено для повседневной жизни, а другое является произведением искусства. Именно оно заставило нас глубже понять подлинную красоту.
Таким образом, проанализировав два аргумента, я доказал, что только настоящее искусство может оказать сильнейшее влияние на душу человека.
15.3 Настоящее искусство - это изображение действительности в художественных образах, образное осмысление действительности, часть духовной культуры, источник познания мира, процесс выражения внутреннего мира человека в образе. Это учебник жизни, стремление человека к совершенству.
В тексте К.Г.Паустовского говорится о живописи, о картинах известного художника Пожалостина, об их влиянии на человека. В этом – в позитивном влиянии на душу каждого из нас - и проявляется подлинность искусства. За аргументами хочу обратиться к предложенному мне тексту и жизненному опыту.
Во-первых, в предложениях 10-13 мы читаем, какие эмоции испытал герой, увидев гравюры знаменитого художника. ,Прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры"сначала вызывали у него,странное ощущение"(10). Портреты были настолько красивы и точны, что казалось, будто стоят настоящие люди: “толпа дам и мужчин...смотрела … со стен с глубоким вниманием" на героя (13).
Во-вторых, в подтверждение того, что музыка - это тоже часть подлинного искусства, приведу пример из жизни. Однажды я была на балете,Щелкунчик", и мне больше всего понравилась музыка, под которую танцевали балерины. Мелодия были настолько мягкой, что в какой-то момент я подумала: это музыка не балета, а самой жизни. И сам танец так вскружил мне голову, что я на эти часы полностью была погружена в танец, в ту историю, которую мне рассказывали балерины, и ни на что не отвлекалась.
Таким образом, я доказала, что искусство, а именно настоящее искусство, - это не только отражение нашего внутреннего мира, но и учебник жизни, позволяющий нам познать окружающую нас действительность. Это часть нас самих.
15.2 Очень часто то, что человек не понимает в силу своей необразованности, неразвитости, неспособности оценить вследствие суетности жизни и сложившихся обстоятельств, он считает неважным, ничтожным. Ценить и понимать искусство способен не каждый человек. Об этом финальные слова Лёни из текста Константина Паустовского.
В тексте рассказывается, как пришлось спасать произведения живописи. Не разбирающаяся в искусстве баба Федосья предлагает забрать у старух Пожалостиных доски: «Что-то на тех досках нацарапано - не пойму». Для Федосьи непонятно предназначение этих досок, она не умеет ценить прекрасное, живёт «хлебом насущным», поэтому считает полезнее переплавить эти «доски» на гвозди. Сколько таких шедевров было погублено в годы революции и гражданской войны.
Автор показывает и другого героя - Лёню, который готов риско-вать своей репутацией, карьерой, жизнью, чтобы спасти эти шедевры. В предложении 30 находим подтверждение этого: героя судить собирались на общем собрании из-за его отношения к работам художника.
15.3 Искусство - это все самое прекрасное, что создано руками и разумом человека. Великолепие природного мира своей нерукотворной красотой сподвигает человека с помощью таланта запечатлеть неповторимость моментов жизни. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить всё, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество.
В тексте Константина Паустовского рассказывается, как пришлось спасать произведения живописи. Не разбирающаяся в искусстве баба Федосья предлагает забрать у старух Пожалостиных доски: «Что-то на тех досках нацарапано - не пойму». Для Федосьи непонятно предназначение этих досок, она не умеет ценить прекрасное, живёт «хлебом насущным», поэтому считает полезнее переплавить эти «доски» на гвозди. Сколько таких шедевров было погублено в годы революции и гражданской войны.
Когда приезжаешь на Красную площадь, главную площадь страны, твой взор невольно будет прикован к храму Василия Блаженного. Это образец настоящего искусства, он манит, завораживает. Как бы ни менялась история нашего государства, храм выстоял, выстоял как символ нашей силы и величия.
Сохранить искусство для потомков - наш долг перед будущими поколениями. Мы должны не только гордиться изумительными пропорциями храма Покрова на Нерли или собором Василия Блаженного, но и сделать всё, чтобы ими могли гордиться наши дети.
«Для меня музыка – это всё!
4. Рассказывал
6. Проблема
7. Пароходный гудок
8. Есть студия
15.1 Грамматические средства играют важную роль в тексте. Они помогают оформить наши мысли и тем самым передать их суть. К грамматическим средствам относятся и знаки препинания, о которых К. Г. Паустовский в свое время писал: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Справедливость утверждения Паустовского подтверждают примеры из текста М. Л. Москвиной. Так, с помощью знаков препинания в конце рядом стоящих предложений № 28−30 («(28)Ну?!! (29)Джаз? (30)Да?!!») передана радость собаки при виде хозяина. В предложении № 28 и № 30 стоят одновременно восклицательные и вопросительные знаки - предложения передают восхищение и восторг собаки и одновременно вопрос о результатах прослушивания: автор тем самым очеловечивает чувства животного, показывает, как собака переживает за своего друга. В конце последнего предложения текста стоит многоточие (А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке...). Многоточие используется чаще всего для передачи незавершенности мысли, а в конкретном предложении № 43 является показателем недоговоренности в размышлениях героя об его дружбе с собакой.
Таким образом, прав был К. Г. Паустовский, подчеркивая важную роль знаков препинания в тексте.
15.2 Человек учится видеть красоту мира не только находясь среди природы, но и наслаждаясь произведениями искусства. Это обогащает его внутренний мир, делает добрее, гуманнее. Герой текста М. Москви-ной любит джаз. Он не умеет петь так, как этого требуют правила пения, но он раскрывает свою душу в пении, ему хорошо, когда он поёт. Об этом финальные строки текста.
Герой признаётся: «Для меня музыка - это всё». Вряд ли можно сказать о своём увлечении лучше, чем так: это всё! А дальше в предло-жении номер 6 герой подчёркивает: «Там всё про меня, в этой музыке». Мальчик испытывает неразрывную связь своего внутреннего мира с джазом, потому что джаз помогает раскрыть этот мир.
Поддерживает увлечение племянника дядя: «Джаз не музыка; джаз - это состояние души».
Искусство пробуждает в человеке огромные силы. Настоящее произведение искусства может пробудить в человеке чувства, до этого дремавшие в его сердце. Необыкновенная жажда жизни, любовь, желание и умение сострадать и чувствовать красоту - вот то, что может вспыхнуть в каждом, кто прикоснется к прекрасному, как это произошло с героем текста Москвиной.
15.3 На что способно настоящее искусство? Как может оно повлиять на формирование человеческой личности, на характер человека?
Герой текста М. Москвиной любит джаз. Он не умеет петь так, как этого требуют правила пения, но он раскрывает свою душу в пении, ему хорошо, когда он поёт. Герой признаётся: «Для меня музыка - это всё». Вряд ли можно сказать о своём увлечении лучше, чем так: это всё! Мальчик испытывает неразрывную связь своего внутреннего мира с джазом, потому что джаз помогает раскрыть этот мир.
Настоящее искусство пробуждает в человеке огромные силы. Вспомним хотя бы повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант», главный герой которой сумел найти в себе силы жить настоящей, полноценной жизнью благодаря музыке и любви близких.
Настоящее произведение искусства может пробудить в человеке чувства, до этого дремавшие в его сердце. Необыкновенная жажда жизни, любовь, желание и умение сострадать и чувствовать красоту - вот то, что может вспыхнуть в каждом, кто прикоснется к прекрасному.
«В детстве я очень, очень старалась…»
4. Принаряженных
5. Деревянные
6. Волнение
7. Сиденья из дерева
8. Гасят
13. 25,26
15.1 Грамматические средства играют важную роль в тексте. Они помогают оформить наши мысли и тем самым передать их суть. К грамматическим средствам относятся и знаки препинания. Современный лингвист Н. С. Валгина среди знаков препинания выделяла тире: «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость». Действительно, в каких случаях ставится тире? Для чего оно служит? Попробуем разобраться в этом на примерах из текста Т. Н. Толстой.
Обратим внимание на предложения 13–14 (Это - счастье. Это - кино), в которых тире выполняет выделительную функцию, используется для привлечения внимания читателя к мысли автора о его предпочтении кино театру. Для этих же целей используется тире и в предложении 27 (Театр - для взрослых, кино - для детей).
А вот в предложении 21 (От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана - «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».) тире употребляется в смыслоразличительной функции. В этом примере тире не только разделяет части бессоюзного сложного предложения, но и подчёркивает, что содержание этих частей противопоставлено по смыслу.
Таким образом, мы убеждаемся в том, что тире - это многофункциональный знак препинания, который очень важен в письменной речи. Оно не только помогает понять структуру предложения, а значит, и смысл написанного, но и несет определенную смысловую, эмоциональную нагрузку, являясь тем самым грамматическим средством выразительности.
15.2 «Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство. Кино для тех, кто любит сны и чудеса»- так говорит о театре и кино известная писательница Т.Толстая. Как я понимаю эту фразу? Считаю, что настоящее искусство у каждого человека свое: кто-то любит кино, а кто-то обожает театр. Приведу примеры из текста Т.Толстой.
Во-первых, лирическая героиня обожает кино. Оно для нее: «Сон, мираж, мечта. Преображение».(Предложение 18-19.) И все потому, что она «любит сны и чудеса». (Предложение 24.)
Во-вторых, девочка не принижает значения театра, просто она считает, что в театре, где играют живые актеры, много несовершенного. Она на всю жизнь запомнила, как ее потрясло то несоответствие возрасту грузной актрисы, играющей 18-летнюю девушку.(Предложение 3.)
Могу сделать вывод, что разделяю мнение героини Т.Толстой: «Театр – для взрослых; кино – для детей».
15.3 Настоящее искусство, согласно статье «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова, - это «творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах». Но разве одной фразой можно определить значение этого слова? Конечно, нет! Искусство – это очарование и колдовство! Именно об этом говорится в тексте Т.Толстой.
Во-первых, известная писательница строит рассуждение героини о настоящем искусстве, противопоставляя, казалось бы, не совместимое по смыслу: театр и кино…Несовместимое потому, что она не любит театр! Все симпатии лирической героини отданы очаровавшему и заколдовавшему ее кино! Вот как она с восторгом пишет о любимом виде искусства: «От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».
Моя точка зрения о настоящем искусстве отличается от мнения героини Т.Толстой: я люблю театр! Несколько недель назад мне посчастливилось побывать на чудесном спектакле оперы-мистерии «Юнона» и «Авось». Все, что было там: и чудесные декорации, и прекрасная музыка Алексея Рыбникова, и романтическая история любви двух прекрасных людей – говорило о том, что я в храме искусства! И «боги в нём… мои!»
Таким образом, настоящее искусство для каждого человека свое: кто-то любит кино, а кто-то обожает театр.
15.2 Не одну сотню лет радует зрителей, и воспитывает, и бередит душу театр. Театр принято считать храмом искусства. Сравнительно недавно появился такой вид искусства, как кино, которое погружает нас в мир желаемый, заманчивый и привлекательный. Об этих различиях театра и кино говорит Татьяна Толстая.
Несмотря на то, что «в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка» (предложение номер 4), героиня не любит театр, что-то в нём для неё обманчиво, неестественно, противоречиво. Именно поэтому театр - не её храм.
Другое дело, кино. Кино героиня любит, потому что понятнее, ближе. От кино она, как и тысячи других зрителей, ждёт «полного преображения, окончательного обмана - «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда» (предложение номер 21).
Сегодня человек уже не может представить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок... Невозможно сказать наверняка, какой из видов искусства сильнее действует на человека, какой приносит большее удовольствие. Каждый может выбрать то, что ему ближе, привлекательнее.
15.3 Сегодня человек уже не может представить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок... В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно мыслям и думам читателей, зрителей, слушателей.
В тексте Татьяны Толстой размышления героини о кино. Кино - один из видов искусства. Кино любят многие, потому что оно понятнее, ближе. От кино она, как и тысячи других зрителей, ждёт «полного преображения, окончательного обмана - «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».
Большое влияние на умы и души людей в современном мире имеет музыка. Трудно себе представить, что музыка вдруг возьмёт и исчезнет из нашей жизни. Если грустно, звучит музыка. Если есть повод для радости, опять мы слушаем музыку. К сожалению, такая потребность стала поводом для засилья низкопробной музыки, а это противоречит назначению искусства - заставлять думать, побуждать чувства, звать к действию.
Невозможно сказать наверняка, какой из видов искусства сильнее действует на человека, какой приносит большее удовольствие. Каждый может выбрать то, что ему ближе, привлекательнее.
Неуверенность в себе
«Он растяпа, этот Вовка…»
4. Расхватали
5. Заброшенной
7. Жужжание шмелей
8. Тьма охватила
15.1 Современный российский ученый-филолог О.Н. Емельянова говорила: «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего». Действительно, подобно тому, как мы по речи нашего собеседника можем многое сказать об его внутреннем мире, убеждениях и уровне притязаний, так и по авторскому тексту можно проследить отношение писателя к описываемым событиям, героям, а значит, можно судить и о его мировоззрении. Наглядно это можно проследить на примерах из текста В.И. Одноралова.
В предложении 3 (Деревенские ребята хорошие, но их надо авторитетом брать, после этого они станут друзьями – во!) говориться об отношениях между подростками, и отношения эти совсем непростые. То, что автор понимает это, знает подходы к мальчишкам, очевидно. Даже стилистически это предложение приближено к речи ребят: вместо слов о том, какими друзьями могут стать деревенские мальчишки, писатель говорит очень выразительно звучащим в контексте предложения и конкретной речевой ситуации – «во!». Автор искренне сопереживает Вовке, когда тому приходится идти в устрашающую бывшую барскую контору. Об этом свидетельствует многоточие в конце предложения №34, показывающее напряженность ожидания встречи героя с неизвестным, поэтому автор словно интригует читателя и заставляет его проникнуться чувством сим-патии к своему герою, так как сам также сопереживает и симпатизирует Вовке.
Приведенные примеры подтверждают, что О.Н. Емельянова была права, утверждая, что авторская речь может многое сказать не только о происходящем в повествовании, но и о самом авторе.
15.3 Что такое неуверенность в себе?
По моему мнению, неуверенность - это сомнение в своих физических и духовных силах, отсутствие веры в себя, а также низкая самооценка.
Мне кажется, неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать своё мнение, поэтому ему приходится принимать решения, полагаясь на советы других людей, не принимая в учёт собственную точку зрения.
В качестве первого аргумента, подтверждающего мою точку зрения, приведу пример из рассказа оренбургского поэта, прозаика и публициста В.И. Одноралова. Так, в предложениях 23-36 рассказывается о том, как Вовка, завоёвывая авторитет среди своих друзей, пошёл на разведку в бывшую барскую контору, в которой будто бы жил чёрт. Мальчик не был уверен в своих силах, в какой-то момент его даже охватил страх, поэтому он долго не решался войти – «медленно зашагал к чёрному входу и замер». Но всё же, переступив через все страхи, Вовка собрался с духом и вошёл в здание. Там он «взвизгнул, а потом засмеялся, потому что увидел знакомую сивую бороду»… Преодолев свою нерешительность, мальчик с честью вышел из сложившейся ситуации.
Второй аргумент в пользу моего мнения подсказывает читательский опыт. Обращусь к произведению Георгия Полонского «Доживём до понедельника». Из-за неуверенности в себе неопытная преподавательница Наталья Сергеевна попадает в неприятную ситуацию: в класс влетала ворона, и она вместе с детьми на глазах коллеги Ильи Семёновича Мельникова бросилась ловить птицу. Позже, стараясь восстановить свой авторитет, молодая учительница стала говорить «с холодной угрозой». Неуверенность в себе не позволила ей принять правильное решение, она не знала, как вести себя со старшеклассниками.
Думаю, я оказала, что неуверенность – это внутренний страх, ощущение отсутствия сил, неспособность принять правильное решение. С неуверенностью в себе, конечно же, нужно работать, потому что она может стать серьёзной проблемой: из-за неё у нас возникают трудности в общении с людьми.
15.2 Откуда берётся неуверенность в себе? Как и многие другие напасти, она часто формируется в детстве, когда знания о мире и о себе по большей части состоят из чужих оценок, а не из реальных фактов. Так происходит и с героями текста Одноралова В.И. Вовка рад, что «Витёк его зауважал», потому что ему важно, что мальчишки не считают его трусом.
Деревенских ребят надо «авторитетом брать» - говорится в предложении номер 3. Но каким авторитетом? Как складывается этот авторитет? У ребят свои представления о нём. Мальчишки не прощают ошибок. Вот почему когда Вовка падает в грязь, отступив перед козлом, все смеются над ним, смеются зло, жестоко.
Отношение к Вовке меняется после того, как он пошёл в пустой, страшный дом. Он преодолел свой страх, потому что выхода другого у него и не было: «Он понимал: Олег точно уж пойдёт вместо него, но тогда - хоть в другую школу уходи».
Неуверенность в себе порождает страх, мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение. Формирование адекватной самооценки - одна из важных задач самовоспитания, именно правильно сформированная самооценка поможет преодолеть неуверенность в себе.
Так происходит и с героями текста Одноралова В. И. Деревенских ребят надо «авторитетом брать» - говорится в тексте. Но каким авторитетом? Как складывается этот авторитет? У ребят свои представления о нём. Мальчишки не прощают ошибок. Вот почему когда Вовка падает в грязь, отступив перед козлом, все смеются над ним, смеются зло, жестоко. Отношение к Вовке меняется после того, как он пошёл в пустой, страшный дом. Он преодолел свой страх, потому что выхода другого у него и не было.
Неуверенный в себе человек или замыкается в себе, чувствуя себя жертвой, или, что ещё хуже, становится тираном. Чтобы скрыть свою слабость, он кричит. Кричащий от неуверенности в себе учитель никогда не сможет завоевать авторитет в классе, а следовательно, не сможет никого научить.
Откуда вообще берется неуверенность в себе? Как и многие другие напасти, она часто формируется в детстве, когда знания о мире и о себе по большей части состоят из чужих оценок, а не из реальных фактов. Вот почему так важно формировать в себе адекватную самооценку.
«Как только у нас с Пашкой появлялся…»
4. Расспросами
5. Удивлённо
7. Рычаг из железа
8. Ничего не вышло
15.1 И. Г. Милославский говорил: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью «маленьких» слов, слов, которые принято считать служебными, - частиц и союзов». Казалось бы, как могут служебные части речи, не обладая самостоятельным значением, выражать отношение говорящего к сообщаемому? Попробуем проследить это на примерах из текста Н. И. Дубова.
Служебные части речи играют очень важную роль в русском языке. Они, действительно, не называют предметы, признаки, действия или состояния и не указывают на них, но служат для выражения грамматических отношений между словами в словосочетании и предложении. Они, в отличие от самостоятельных, не имеют конкретного лексического и общего грамматического значения, но придают дополнительные оттенки словам и предложениям. К служебным частям речи относятся частицы. Так, в предложение №2 (Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк!) частица «же» вносит дополнительный оттенок усиления. В предложениях 9 и 29 используется частица «вот», которая имеет дополнительное значение указания. Среди союзов можно отметить примечательный для текста союз «однако», который характерен для разго-ворной речи и в предложении 15 использован вместо стилистически нейтрального союза «но» с целью соответствия задачам текста - передать разговорный, непринужденный характер повествования.
Таким образом, прав был И. Г. Милославский, утверждая, что служебные слова помогают выразить отношение говорящего к повествованию.
15.2 Герои текста Н. И. Дубова жаждут великих открытий и полезных начинаний, но не знают, где найти себе применение. Об этом финальные строки текста.
В предложениях 16 - 17 приведённого текста говорится о Пашки-ной затее, которая должна была стать полезным изобретением на огороде, однако ничего, кроме неприятностей Пашкиному отцу, не принесла. Позиция родителей мальчика не направлена на поощрение его деятельности, а это тоже сказывается на общем результате. Для того чтобы неуверенность в себе пустила корни, надо потерпеть какую-нибудь неудачу. А если за эту неудачу тебе ещё и досталось, тут уж прямой путь к формированию заниженной самооценки.
Сам рассказчик тоже потерпел неудачу с историей деревни. Дед Савва только отмахнулся от него. Вот и ещё один пример, когда непонимание взрослых мешает взрослеющему человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение.
Неуверенный в себе человек имеет низкую самооценку. У него отсутствует вера в себя, свои силы, свои возможности. Преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.
15.3 Неуверенный в себе человек имеет низкую самооценку. У него отсутствует вера в себя, свои силы, свои возможности. Такие люди беспокоятся о том, что подумают о них другие, и заранее ориентированы на разочарование и недоверие. Неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение. Ему приходится подстраиваться под других людей и принимать решения, полагаясь на их советы, не принимая в учет собственную точку зрения.
Примером неуверенности в собственных силах может стать рассказ из текста Н. И. Дубова о Пашкиной затее, которая должна была стать полезным изобретением на огороде, однако ничего, кроме неприятностей Пашкиному отцу, не принесла. Позиция родителей мальчика не направлена на поощрение его деятельности, а это тоже сказывается на общем результате. Для того чтобы неуверенность в себе пустила корни, надо потерпеть какую-нибудь неудачу. А если за эту неудачу тебе ещё и досталось, тут уж прямой путь к формированию заниженной самооценки.
Или возьмем ревнивцев: человек, съедаемый ревностью фактически «живёт» одним-единственным страхом - что он окажется хуже соперника, которого ему предпочтут.
Не факт, что неуверенный в себе человек должен непременно являться тихоней. Например, агрессивное поведение по отношению к заведомо более слабому - тоже проявление неуверенности в себе.
Преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.
- (37 слов) В повести Гоголя «Портрет» тоже показано влияние настоящего искусства на личность. Герой тратит последние деньги на картину, которая поражает его воображение. Портрет старика не отпускает нового хозяина даже во вне. Таково могущество культуры над сознанием человека.
- (43 слова) В повести Гоголя «Невский проспект» Пискарев находится под влиянием своего призвания – живописи. Именно поэтому вся жизнь для него окрашена в неведомые обычным людям цвета: в публичной женщине, например, он видит музу и жену, не гнушается помочь ей. Так настоящее искусство облагораживает личность.
- (41 слово) Настоящее искусство всегда делает человека более возвышенным и благородным. В пьесе Островского «Лес» актер, который наизусть знает Шиллера, имеет и понятие о чести, заложенное в литературе. Он отдает все свои деньги в приданное незнакомой девушке Аксюше, ничего не требуя взамен.
- (46 слов) В романе Достоевского «Бедные люди» настоящее искусство помогает Варе не терять добродетель, несмотря на все жизненные невзгоды. Студент научил ее читать Гоголя и Пушкина, и девушка стала тверже характером и сильнее духом. В то же время в ней развивались доброта, чуткость и особенная внутренняя красота.
- (50 слов) Настоящее искусство всегда посвящается людям, его «творят» от большого сердца. В рассказе «Чудик» герой всего лишь разрисовывает коляску, но делает это не только красиво, но и с любовью. Его жеста не поняли, но нам, читателям, эта ситуация напомнила судьбы всех гонимых творцов, которые воплощали свое добро в произведениях искусства.
- (38 слов) В стихотворении Пушкина «Пророк» ясно выражено призвание настоящего искусства — жечь сердца людей. Поэт делает это глаголом, художник – кистью, музыкант – своим инструментом и т.д. То есть, их произведения всегда волнуют и ошеломляют нас, заставляя задумываться над вечными вопросами.
- (39 слов) В стихотворении Лермонтова «Пророк» поднимается тема не признанности творцов. Автор пишет, как люди начали презирать его «чистые ученья». Очевидно, что настоящее искусство не обязательно провозглашено таковым, напротив, иногда оно перегоняет свое время и становится непонятым среди консервативных людей.
- (49 слов) Тема настоящего искусства была близка Лермонтову. В его стихотворении «Когда Рафаэль вдохновенный» описан процесс творения искусства, когда в скульпторе горит «небесный огонь», а поэт прислушивается к «чарующим звукам лиры». Значит, культура исходит даже не от людей, а от чего-то священного и таинственного, что находится за пределами нашего понимания.
- (30 слов) В рассказе Чехова «Студент» герой рассказывает простым женщинам библейскую историю. Даже в виде пересказа настоящее искусство вызывает у людей противоречивые чувства и искренние переживания: Василиса плачет, а Лукерья смущается.
- (58 слов) В стихотворении Маяковского «Той стороне» тема искусства является центральной. Автор говорит о том, что оно служит людям, вдохновляет их на перемены, что поэты «бросаются под ноги», идут на передовую за народом. И даже когда «праздник будет за болью боя», искусство тоже понадобится людям, чтобы развеселить их и обрадовать. Таким образом, оно незаменимо и очень важно для нас.
- (40 слов) Я осознал влияние настоящего искусства, когда увлекся игрой на гитаре. Я стал внимательно вслушиваться в музыку, искать аккорды, рифы и интересные трюки. Когда я слушал игру метров, я получал подлинное наслаждение, сравнимое разве что с эйфорией на концерте.
- (46 слов) Сестра стала моим проводником в мир искусства. Она показывала мне старинные гравюры и фрески в больших и красивых книгах, а однажды даже взяла меня с собой в музей. Там я испытал такой душевный подъем, такое острое любопытство к жизни, что никогда уже не стану прежним.
- (50 слов) Настоящее искусство тянуло меня к себе с детства. Тяга к нему привела меня к книжным полкам, где я нашел книгу «Ричард Львиное сердце». Помню, пролетела она на одном дыхании, я читал даже ночью, а в редкие часы сна мне мерещились турниры и балы. Таким образом, культура обогащает жизнь человека.
- (38 слов) Помню, как искусство вдохновляло мою бабушку. Она не пропускала ни одной театральной постановки и всегда возвращалась в таком радостном возбуждении, что щебетала на весь дом, и я не чувствовал ее возраста: мне она казалась молодой и цветущей.
- (45 слов) Настоящее искусство ярче всего проявляется на сцене. Когда я в первый раз пошел в театр, я смотрел «Горе от ума» с восторгом и упоением. Я старался запомнить каждое слово, каждый жест, будто передо мной разыгрывается чудо, а я, летописец, должен передать его великолепие потомкам.
- (45 слов) Я не очень-то интересовался искусством до тех пор, пока не открыл для себя музыкальные фестивали. Там и звучание другое, и атмосфера, словом, не как в обычных студийных записях. Меня парализовала такая живая, искренняя, сильная музыка и заставила осознать себя, полюбить и проникнуться своей сутью.
- (56 слов) Искусство делает людей культурнее. Моя мама работала в музее и была очень вежливой женщиной. Она действительно любила и понимала свои экспонаты, за которыми смотрела, и это возвышенное чувство делало ее лучше. Ни разу она даже не прикрикнула на меня, но ее тихое веское слово было для меня грому подобно, ведь я не боялся, а уважал ее.
- (48 слов) В моей жизни искусство сыграло определяющую роль. У меня был мрачный период в жизни, ничего не хотелось, как вдруг на глаза мне попались старые масляные картины моей прабабушки. Они порядком осыпались, я решил попробовать их реанимировать. Тогда я обрел призвание – живопись. Своим дарованием я продолжил семейную традицию.
- (34 слова) Настоящее искусство делает человека лучше. Мой брат, например, был замкнутым, трудно сходился с людьми, но как только у него появилось увлечение живописью, он стал очень интересным собеседником, и общество само потянулось к нему.
- (41 слово) Искусство – источник культуры. Я заметил, что люди, интересующиеся искусством, гораздо вежливее и тактичнее, чем те, кто его не замечает. Например, я дружу, в основном, с ребятами из музыкальной или художественной школы, так как они разносторонне развиты и приятны в общении. Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Примеры из жизни
Что мы понимаем под настоящим искусством? Это удивительные шедевры, созданные талантливыми мастерами: художниками, музыкантами. Вещи, которые воодушевляют, восхищают, удивляют, заставляют чувствовать и сопереживать, вызывают бурю эмоций, заставляют задуматься.
Музыка — один из видов искусства, который вызывает наиболее сильные эмоции, чувства. Но не всякая музыка способна влиять на восприятие и вызывать позитивные чувства.
Попробуем обратиться к тексту М.Л. Москвиной и к примеру из собственной жизни, чтобы доказать правильность мыли о великой силе настоящего искусства.
В самом начале, в предложениях с 1 по 6, автор описывает влияние джазовой музыки на дядю Жеку, который слушая выступления джазменов «свистел, кричал и аплодировал». Человек испытывал невероятный подъем эмоций, полный восторг. Те же чувства испытывает и мальчик, бренча на гитаре и напевая незатейливые песенки. Поддается влиянию музыки и такса Кит. «Джаз не музыка; джаз – это состояние души » — так говорит дядя мальчика в 38 предложении. И он, безусловно, прав.
Музыка, да и не только музыка, но и талантливо написанная книга, картина способны перевернуть привычное течение жизни, заставить по- новому взглянуть на привычные вещи. На меня такое впечатление произвело посещение театра оперы и балета. Я смотрела балет «Лебединое озеро». Спектакль удивительный. Мне очень понравились главные герои, изящество и легкость, с какой они исполняли свои партии. Все было понятно: робкая любовь, надежды, нежность и мягкость, все это ясно читалось в танце Эрики и Сергея. А музыка просто завораживала и звала за собой, побуждая к чему-то светлому. Хотелось плакать, просто так, ни о чем.… Эти эмоции остаются со мной до сих пор.
Таким образом, опираясь на два довода, можно сделать вывод о том, что искусство только тогда будет настоящим, когда оно проникнет глубоко в душу, затронет сердце, вызовет бурю разных чувств.
Комментарий педагога:
Приступая к написанию сочинения-рассуждения 15.3 из ОГЭ по русскому языку, сначала внимательно прочтите предложенный текст. Начать лучше с формулировки ответа на главный вопрос сочинения. А затем уже аргументируйте свой ответ. Не увлекайтесь подробным пересказом произведения. Хорошо, если вы используете одну или две цитаты для подкрепления своего ответа. Очень хорошо использовать для обоснования ответа личный опыт. Если такового нет, вспомните какие-то важные моменты жизни, когда вы испытывали положительные эмоции и проведите параллель с искусством. В заключение сочинения-рассуждения сделайте обобщающий вывод.
*Исходный текст для анализа:
(1)Для меня музыка – это всё. (2)Я люблю джаз, как дядя Женя. (3)Что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (4)Он свистел, кричал, аплодировал! (5)А музыкант всё дул напропалую в свой саксофон!..
(6)Там всё про меня, в этой музыке. (7)То есть про меня и про мою собаку. (8)У меня такса, зовут Кит…
– (9)Представляешь? – рассказывал дядя Женя. – (10)Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.
(11)Вот это по мне. (12)Самое интересное, когда играешь и не знаешь, что будет дальше. (13)Мы с Китом тоже: я бренчу на гитаре и пою, он лает и подвывает. (14)Конечно, без слов – зачем нам с Китом слова?
– (15)Андрюха, решено! – вскричал дядя Женя. – (16)Учись джазу! (17)3десь, в Доме культуры, есть такая студия.
(18)Джаз, конечно, это здорово, но вот загвоздка: я не могу петь один. (19)Только с Китом. (20)Для Кита пение – всё, поэтому я взял его с собой на прослушивание.
(21)Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении. (22)Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!
(23)Но моя радость улетучилась, когда оказалось, что с собаками в Дом культуры нельзя.
(24)В комнату для прослушивания я вошёл без Кита, взял гитару, но не мог начать, хоть ты тресни!..
– (25)Ты не подходишь, – сказали мне. – (26)Слуха нет. (27)Кит чуть не умер от радости, когда я вышел.
(28)«Ну?!! (29)Джаз? (30)Да?!!» – всем своим видом говорил он, и хвост его отбивал ритм по тротуару. (31)Дома я позвонил дяде Жене.
– (32)У меня нет слуха, – говорю. – (33)Я не подхожу.
– (34)Слух – ничто, – сказал дядя Женя с презрением. – (35)Подумаешь, ты не можешь повторить чужую мелодию. (36)Ты поёшь, как никто никогда до тебя не пел. (37)Это и есть джаз! (38)Джаз не музыка; джаз – это состояние души.
(39)Положив трубку, я извлёк из гитары квакающий звук. (40)Взвыл Кит. (41)На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, а Кит – гудок паровоза и гудок парохода. (42)Он знал, как поднять мой ослабевший дух. (43)А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке…
(44)И песня пошла…
Москвина Марина Львовна (род. в 1954 г.) – современная писательница, журналистка, радиоведущая. За книгу «Моя собака любит джаз» была награждена Международным дипломом Г.-Х. Андерсена. (из Открытого банка ФИПИ)
Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна
«Настоящее искусство»
Вариант 1
Настоящее искусство - это изображение действительности в художественных образах, образное осмысление действительности, часть духовной культуры, источник познания мира, процесс выражения внутреннего мира человека в образе. Это учебник жизни, стремление человека к совершенству.
В тексте К.Г.Паустовского говорится о живописи, о картинах известного художника Пожалостина, об их влиянии на человека. В этом - в позитивном влиянии на душу каждого из нас - и проявляется подлинность искусства. За аргументами хочу обратиться к предложенному мне тексту и жизненному опыту.
Во-вторых, в подтверждение того, что музыка - это тоже часть подлинного искусства, приведу пример из жизни. Однажды я была на балете,Щелкунчик", и мне больше всего понравилась музыка, под которую танцевали балерины. Мелодия были настолько мягкой, что в какой-то момент я подумала: это музыка не балета, а самой жизни. И сам танец так вскружил мне голову, что я на эти часы полностью была погружена в танец, в ту историю, которую мне рассказывали балерины, и ни на что не отвлекалась.
Таким образом, я доказала, что искусство, а именно настоящее искусство, - это не только отражение нашего внутреннего мира, но и учебник жизни, позволяющий нам познать окружающую нас действительность. Это часть нас самих.
Вариант 2
Что такое настоящее искусство? На мой взгляд, настоящее искусство - это отражение действительности в живописи, кинематографе, литературе, архитектуре и во многом другом; ещё это источник познания окружающей действительности и процесс выражения внутреннего мира человека.
Хочу вспомнить английского писателя Чарльза Диккенса и его произведение "Рождественские повести". Чарльз обладал настоящим искусством - умением писать. Его книга очень поучительна, она заставляет задуматься о своём поведении. Его «Рождественские повести» влияют на взгляды других людей. Сборник написан так, что хочется перечитывать его снова и снова.
Таким образом, я доказала, что настоящее искусство - это процесс раскрытия внутреннего мира человека, источник познания мира. Оно влияет на души людей, делая их чище, лучше, добрее.
Вариант 3
Настоящее искусство , согласно статье «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова, - это «творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах». Но разве одной фразой можно определить значение этого слова? Конечно, нет! Искусство - это очарование и колдовство! Именно об этом говорится в тексте Т.Толстой.
Нравственный выбор, по-моему, это принятое человеком решение, как правильно поступить в той или иной ситуации. Оно основывается на понятии ДОБРА и ЗЛА и является показателем морально-этических установок человека: большинство людей поступают так, как им позволяет их совесть. Нравственный выбор, на мой взгляд, являются самой жизнью. Любой выбор направляет жизнь человека в определенное русло, которое тот способен изменять. Нравственного выбора не могут избежать и правители государств, поэтому вся мировая история, все человечество держится на морали избранных. Но личный нравственный выбор не менее важен: он характеризует самого человека, показывая, какой он - хороший или плохой, друг или нет… Примеры личного выбора присутствуют в тексте А. Алексина и в одной истории, произошедшей со мной.
Думаю, приведя два аргумента, я доказал свое понимание слов "нравственный выбор". К сожалению, не все люди совершают правильный выбор. Нужно быть осторожным и рассудительным при выборе своего действия в той или иной ситуации, тогда мир станет намного лучше.
Настоящее искусство - это изображение действительности в художественных образах, образное осмысление действительности, часть духовной культуры, источник познания мира, процесс выражения внутреннего мира человека в образе. Это учебник жизни, стремление человека к совершенству.
В тексте К.Г. Паустовского говорится о живописи, о картинах известного художника Пожалостина, об их влиянии на человека. В этом - в позитивном влиянии на душу каждого из нас - и проявляется подлинность искусства. За аргументами хочу обратиться к предложенному мне тексту и жизненному опыту.
Во-первых, в предложениях 10-13 мы читаем, какие эмоции испытал герой, увидев гравюры знаменитого художника. "Прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры" сначала вызывали у него "странное ощущение" (10). Портреты были настолько красивы и точны, что казалось, будто стоят настоящие люди: “толпа дам и мужчин... смотрела … со стен с глубоким вниманием" на героя (13).
Во-вторых, в подтверждение того, что музыка - это тоже часть подлинного искусства, приведу пример из жизни. Однажды я была на балете "Щелкунчик", и мне больше всего понравилась музыка, под которую танцевали балерины. Мелодия были настолько мягкой, что в какой-то момент я подумала: это музыка не балета, а самой жизни. И сам танец так вскружил мне голову, что я на эти часы полностью была погружена в танец, в ту историю, которую мне рассказывали балерины, и ни на что не отвлекалась.
Таким образом, я доказала, что искусство, а именно настоящее искусство, - это не только отражение нашего внутреннего мира, но и учебник жизни, позволяющий нам познать окружающую нас действительность. Это часть нас самих.
Что такое настоящее искусство? На мой взгляд, это изображение действительности в произведениях живописи, литературы, кино, архитектуры и музыки. Это и отражение внутреннего мира человека через художественные образы, и красота, запечатлённая в произведениях искусства. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложенному нам тексту В. Осеевой и к личному опыту.
Первым аргументом в пользу моего мнения могут служить предложения 23-25. В этих предложениях говорится о том, что, когда Яков касается струн скрипки, льётся звук необычной красоты, и хочется радоваться жизни. Именно в этом мы и видим настоящее искусство.
В качестве второго аргумента, подтверждающего мою точку зрения, мне хотелось бы взять пример из жизни. Однажды на уроке искусства учитель показал нам два одинаковых дома. На первый взгляд, они были оба красивы… Но если посмотреть внимательно, то можно увидеть: одно из зданий предназначено для повседневной жизни, а другое является произведением искусства. Именно оно заставило нас глубже понять подлинную красоту.
Таким образом, проанализировав два аргумента, я доказал, что только настоящее искусство может оказать сильнейшее влияние на душу человека.