Современные детские композиторы урала. Уральские песни - ноты для хора

Главная / Ссоры

Наступил год 25-летия «Областной газеты» . В преддверии юбилея «ОГ» вместе с читателями подвела итоги голосования, которое длилось два месяца. Перед вами — 25 лучших песен свердловских исполнителей — от проверенных временем до современных композиций.

1055 человек опросили корреспонденты «Областной газеты», чтобы выбрать самые известные песни свердловских исполнителей.

1953. «Уральская рябинушка» (Уральский народный хор)

Музыка — Евгений Родыгин, слова — Михаил Пилипенко

Многие россияне уверены, что это народная песня. Но уральцы-то знают, что в 1953 году музыку к этой композиции сочинил уроженец Нижней Салды Евгений Родыгин, а стихи житель Свердловска Михаил Пилипенко, который тогда возглавлял редакцию молодёжной газеты «На смену».

Однажды Евгений Родыгин рассказал «ОГ» , как он сочиняет музыку: «По первым двум строчкам стихотворения я уже понимал — моё или не моё, — говорит Евгений Павлович. — Также случилось с «Уральской рябинушкой». Случайно взгляд упал на строчки «Ой, рябина-рябинушка…», и сознание буквально вцепилось в эти стихи. А через несколько минут я уже «почувствовал» мелодию».

  • Павел Креков, министр культуры Свердловской области:
  • — Конечно же, первой назову «Уральскую рябинушку» Евгения Родыгина. А так как я родился на Севере Казахстана в целинных районах, то не могу не сказать о песне «Едут новосёлы» — с неё ежедневно начиналась передача Зеленоградского телевидения. И вот совсем недавно я узнал о том, что одну из моих любимых песен — «Окончен школьный роман» написал Александр Новиков, был очень приятно удивлён.

1954. «Едут новосёлы» (мужская группа Уральского Хора)

Музыка — Евгений Родыгин, слова — Нина Солохина

1953 год — начало освоения целины. Композитору Родыгину приходит в Свердловск из Нижней Салды письмо со стихами о целине. Припев песни «Ой ты, зима морозная» появился у композитора под влиянием популярной в сороковые годы песни из репертуара Леонида Утёсова «Ласточка-касаточка».

Евгений Павлович отдал песню в Уральский хор и услышал от худрука: «Это фокстрот, так в деревнях не поют!» После этого мужской группе Уральского народного хора пришлось разучивать песню тайно и буквально бороться за то, чтобы она попала в программу. В марте 1954 года песню записали на Всесоюзном радио, она стала часто звучать в эфире. Однажды её услышал и похвалил Никита Хрущёв. Так она зажила полноценной жизнью. А в 1957-м Родыгина за неё приняли в Союз композиторов.

  • Евгений Артюх, депутат Законодательного собрания Свердловской области:
  • — Первым приходит в голову Евгений Родыгин, потому что именно он за всю историю уральской музыки, задолго до уральского рока, который я очень люблю и уважаю, прославил регион в песнях. Хотел бы выделить три любимые композиции: «Уральская рябинушка» — раз. Говорили, что она была одной из любимых песен Ельцина. «Едут новосёлы» — два. За неё Родыгин получил от Хрущёва квартиру, где живёт до сих пор. Ну и «Свердловский вальс» — это три.
  • Евгения Павловича я знаю лично. Мы познакомились двенадцать лет назад, когда вместе начали проводить ежегодный фестиваль творчества пожилых людей «Осеннее очарование». Уже стало традицией каждый год выходить вместе с ним на сцену фестиваля и исполнять «Уральскую рябинушку». Кстати, пять лет назад мы заложили традицию в рамках арт-движения «Старик Букашкин» собираться с художниками каждое 31 мая во дворе дома на Ленина, 5 у цветущей рябины и петь «Уральскую рябинушку» вместе с Евгением Родыгиным под баян.

1962. «Свердловский вальс» (Евгений Родыгин, Августа Воробьёва)

Музыка — Евгений Родыгин, слова — Григорий Варшавский

В 60-е годы прошлого века Уральским хором руководил человек, который был в напряжённых отношениях с Родыгиным. Поэтому автору знаменитой композиции пришлось договариваться с артистами, чтобы они ночью пришли на телестудию и вместе с симфоническим оркестром разучили песню. Звукорежиссёр Валерий Бояршинов эту песню записал. И она зазвучала сначала по всей стране, а потом и за рубежом: «Свердловский вальс» перевели на китайский, прибалтийские языки и иврит…

  • Олег Ракович, телепродюсер, режиссёр ГТРК-Урал:
  • — До сих пор сильнейшее впечатление на меня производит песня «Свердловский вальс» Евгения Родыгина. Двадцать лет именно с неё начиналось моё утро, так как эта песня каждый день открывала блок новостей на радио и телевидении Урала. И это не надоедало! «Свердловский вальс» не просто очень красивая композиция, но и сильная с мировоззренческой точки зрения.

1984. «Город древний» (Александр Новиков)

Для многих не очень сильно интересующихся историей, но знакомых с творчеством уральского барда, песня эта остаётся главным источником знаний по истории Екатеринбурга, этаким кратким курсом по основным вехам. На уровне расхожих цитат вам расскажут что «здесь пришили Николашку» и про «фальшивые монеты здесь Демидов шлёпал где-то». Хотя город в общем-то не такой уж древний и совсем не длинный, да и насчёт фальшивых монет у историков есть большие сомнения. Однако из песни слов не выкинешь.

1984. «Вези меня, извозчик» (Александр Новиков)

Музыка и слова — Александр Новиков

По иронии судьбы песня «Вези меня, извозчик» стала воспоминанием о будущем — государство «наградило» барда десятью годами лишения свободы, из которых он отсидел шесть, был досрочно выпущен, а позднее Верховным Судом России реабилитирован за отсутствием состава преступления.

1985. «Гуд бай, Америка!» («Наутилус Помпилиус»)

Музыка — Вячеслав Бутусов, слова — Дмитрий Умецкий, Вячеслав Бутусов

К знаменитой песне её создатели поначалу относились совсем несерьёзно — сделана она была просто как «добивка» к альбому. У Бутусова к тому моменту был набросок песни в стиле регги. Но под руку подвернулась румба, к ней то и был записан вокал: «Я даже не понимал, о чём я пишу, — вспоминает Вячеслав. — В те времена я воспринимал Америку как легенду, миф. У меня ассоциации с Америкой были такие: Гойко Митич как индеец, Фенимор Купер и так далее… А писал я от лица человека, который прощался с детством, он уходил в самостоятельное плавание. Я сам тогда уехал от родителей. Мне было 20 лет»…

  • Александр Пантыкин, председатель Союза композиторов Свердловской области:
  • — У меня таких песни три. Первая - «Последнее письмо», больше известная под названием «Гуд бай, Америка!» группы «Наутилус Помпилиус». Эта композиция поистине стала манифестом целого поколения, в ней удивительным образом сочетается эмоциональное состояние 80-90-х годов: боль, трагизм и самоирония. Вторая — «Уральская рябинушка» Евгения Родыгина. В ней весь Урал в чистом виде. Третьей назову песню «Соня любит Петю», написанную Егором Белкиным — гимн Старого Нового Рока и неофициальный гимн Свердловского рок-клуба.

1986. «Скованные одной цепью» («Наутилус Помпилиус»)

Текст одной из визитных карточек группы «Наутилус Помпилиус» был написан в 1986 году на заре «перестройки», во время так называемого перехода к рыночным отношениям и начала либерализации советского общества.

В первоначальном виде песни звучала строка «За красным восходом — коричневый закат». Это был намёк на родство политического режима СССР и нацистской Германии. Но по настоянию руководства Свердловского рок-клуба, цвет был изменён на поэтичный «розовый» — не имеющий политической окраски. Вопреки опасениям, песня не вызвала возражений у партийного руководства.

1987. «Я хочу быть с тобой» («Наутилус Помпилиус»)

Музыка — Вячеслав Бутусов, слова — Илья Кормильцев

Чем быстрее росла популярность песни, тем большим количеством историй, легенд и слухов она обрастала. По одной из версий, в основу текста легла реальная история, случившаяся с Бутусовым. Его любимая девушка покончила с собой из-за того, что Вячеслав не отвечал на письма, будучи на военных сборах. По другой версии, Бутусов написал песню в 1986 году на квартире Алексея Балабанова, когда начинающий режиссёр снимал эпизод для своей студенческой дипломной работы. Присутствовавший там Егор Белкин нелицеприятно отозвался о новой песне Бутусова. Вячеслав расстроился, а спустя год представил песню публике на фестивале в Таллине, и мелодия, вопреки прогнозам Белкина, имела ошеломительный успех. По третьей версии, Бутусов просто «склеил» текст песни из двух разных стихотворений Кормильцева.

  • Никита Корытин, директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств:
  • — Моя любимая песня уральских авторов — «Я хочу быть с тобой» группы «Наутилус Помпилиус». Не знаю почему, но именно эта мелодия действительно запала мне в душу.

1989. «Танец на цыпочках» («Настя»)

Музыка и слова — Настя Полева

«Танец на цыпочках» стал первой композицией в творчестве Насти Полевой, текст и музыку к которой она написала самостоятельно. До этого тексты её песен складывали на готовые мелодии.

Она была записана и включена в единственный в дискографии Насти одно-имённый с песней альбом римейков лишь в 1994 году. В одном из интервью Полева рассказала, что при создании песни она представляла себе Наполеона — невысокого ростом французского императора, которому часто приходилось тянуться и вставать на цыпочки.

  • Ярослава Пулинович, драматург:
  • — Первыми в голову приходят песни «Наутилуса Помпилиуса» — тут даже не выбрать, какая именно песня больше симпатична. И песни Насти Полевой мне ещё с подросткового возраста очень нравятся — особенно «Танец на цыпочках».

1989. «Никто не услышит» («Чайф»)

Песня была написана Владимиром Шахриным летом во время двухнедельной рыбалки на озере Балхаш. Шахрину исполнилось 30 лет, и на смену юношескому задору пришла рефлексия взрослого мужчины. «Меня накрыло это ощущение, что ты уже не мальчик — уже двое детей, друзья многие уже растерялись куда-то, — вспоминает Владимир. — И для «Чайфа» 1989 год — сложное время. Играть стали как-то вязко, пропала лёгкость, ирония, и задора не было. В песне я как-то очень точно передал эти все переживания».

В «Никто не услышит» отразились реалии и настроения последних месяцев СССР, но несмотря на это, песня не стала однодневкой — даже те, кто в силу юного возраста уже не может прочувствовать, что такое «с чаем беда — осталась одна пачка», всё равно подхватит этот надрывный «мужской плач», вкладывая в «ой-йо» (второе название песни) что-то личное.

  • Настя Полева, музыкант, лидер группы «Настя»:
  • — Мне нравится ранний период «Чайфов» — времён «Белой вороны». А что касается Свердловского рок-клуба, то мы как раньше следили за творчеством друг друга, так и сейчас продолжаем это делать — эти люди для меня очень дороги. И если всё-таки говорить об одной песне — то назову «Сержант Бертран» группы «Апрельский марш».

1991. «Прогулки по воде» («Наутилус Помпилиус»)

Музыка — Вячеслав Бутусов, слова — Илья Кормильцев

В основе песни — изменённый библейский сюжет о маловерии апостола Петра. По тексту Петра заменили на Андрея, а также несколько изменили место действия. Текст, предложенный Кормильцевым, Бутусову понравился сразу — прежде всего за отсутствие бытового и социального подтекста.

1993. «Как на войне» («Агата Кристи»)

Музыка и слова — Глеб Самойлов

Самойлов-младший хотел оставить песню для своего сольного выступления, поэтому долго не показывал её группе. После того как песню включили в альбом, клавишник «Агаты Кристи» Александр Козлов предрёк композиции большое будущее. Так и произошло — «Как на войне» принесла популярность не только самому альбому, но и всему коллективу.

1994. «Оранжевое настроение» («Чайф»)

Музыка и слова — Владимир Шахрин

Впервые мир услышал песню Владимира Шахрина «Оранжевое настроение» в 1994 году на одноимённом альбоме группы. Слова и музыку Шахрин написал сам. «Оранжевое настроение» было записано на екатеринбургской студии «Новик Рекордз» в небольшой комнате размером с обычную кухню. Музыканты к записи альбома специально не готовились — хотели воссоздать атмосферу квартирных концертов и «оранжевое» настроение начала восьмидесятых годов. По мнению Шахрина, получившаяся песня стала новым гимном студентов вместо «Гаудеамуса», а после выхода песни появилось множество фирм по организации праздников с названием «Оранжевое настроение». «Чайфам» первым пришло в голову окрасить хорошее настроение в оранжевый цвет, создав искренний оптимистический гимн простого парня, бездельничающего в выходной день.

  • Виктор Шептий, депутат Законодательного собрания Свердловской области:
  • — Мне нравится песня «Оранжевое настроение» группы «Чайф», потому что она позитивная и очень уральская. К тому же, я знаком лично с Владимиром Шахриным и не раз бывал на его концертах. Их музыка — действительно профессиональный уровень. И она мне очень по душе. Если Шахрин согласится, обязательно спою с ним вместе «Оранжевое настроение»!

1994. «17 лет» («Чайф»)

Музыка и слова — Владимир Шахрин

Шахрин написал эту песню для своей жены Елены после семнадцати лет совместной жизни. Лидер группы «Чайф» познакомился со своей супругой в 1976 году, когда учился в строительном техникуме. Как вспоминает сам музыкант, случилось это во время занятий в спортзале: «Я увидел её танцующей, исполняющей какие-то гимнастические упражнения на бревне. Был сражён грацией и обаянием, начал ухаживать, у нас был бурный роман, за которым тщательно наблюдала вся общага». Некоторое время спустя пара поженилась, у них родились две дочки.

Что касается строчки «Пусть всё будет так, как ты захочешь», то согласно легенде, её в качестве автографа на афише оставил Майк Науменко на память Шахрину.

1995. «Сказочная тайга» (Агата Кристи)

Музыка — Александр Козлов, слова — Глеб Самойлов

Музыканты называют свою песню «эстетской шуткой». В процессе репетиций оказалось, что мелодия «Сказочной тайги» напоминает одну из песен фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Участники группы решили сыграть на этом и сняли клип, в котором приняли участие почти все ключевые актеры знаменитой комедии Леонида Гайдая — Юрий Яковлев, Александр Демьяненко, Наталья Крачковская и Леонид Куравлёв. Получившееся видео «Агата Кристи» посвятила памяти легендарного режиссёра.

1995. «На хрена нам война» (Ольга Арефьева и группа «Ковчег»)

Музыка и слова — Ольга Арефьева

Пацифистская песня-манифест отсылает нас к лозунгу времён войны во Вьетнаме «Make love not war». Уставшие и навоевавшиеся ветераны — солдат и матрос — на старости лет решают начать нормальную жизнь. Но всё оказывается не так просто, ведь «зараза сидит в нас» — то есть войну надо изжить в первую очередь из самих себя…

1998. «Аргентина — Ямайка — 5:0» («Чайф»)

Музыка и слова — Владимир Шахрин

Как известно, лидер группы «Чайф» — Владимир Шахрин — большой поклонник футбола. И идея создания песни «Аргентина — Ямайка — 5:0» родилась, конечно же, на футбольном поле. В 1998 году на чемпионате мира во Франции сборная Ямайки с провальным счётом проиграла Аргентине и лишилась шанса выйти в плей-офф. После игры Владимир Шахрин (который в то время находился в Париже), проходя мимо Эйфелевой башни, увидел группу ямайцев — они сидели на асфальте, стучали в барабаны и напевали что-то грустное, а рядом с ними танцевали и веселились аргентинцы… Вернувшись домой, Шахрин написал песню в стиле регги.

1999. «Медляк» («Мистер Кредо»)

Музыка и слова — Александр Махонин

Александр Махонин — он же Мистер Кредо — родился на Украине, но в юном возрасте вместе с родителями переехал в Екатеринбург. Пиком карьеры этого исполнителя является песня «Медляк» или как её ещё называют «Белый танец», без которой в то время не обходилась ни одна дискотека во всех клубах страны.

Неизвестно, кому на самом деле Махонин посвятил эту песню, но, как говорит певец, на творчество его всегда вдохновляла жена Наталья. Благодаря ей появился и этот необычный псевдоним «Мистер Кредо»: «В начале 90-х у нас не было ни «Шанель», ни «Пако Рабанн», и правилом хорошего тона было иметь запахи от латвийской фирмы «Дзинтарс». Моя девушка пользовалась духами этой фирмы под названием «Кредо». И как-то раз в шутку назвала меня «Мой любимый мистер Кредо». Мне понравилось. Я назвал себя Мистером Кредо, а на девушке женился».

2000. «Жара» («Чичерина»)

Музыка и слова — Александр Александров

«Жару» написал гитарист и бэк-вокалист коллектива «Чичерина». В год, когда была написана «Жара», лето на Урале выдалось очень засушливое и аномально жаркое. Александров, сидя в комнате, написал незатейливый текст о героине, которая опоздала на свидание из-за зноя».

2000. «Вечно молодой» («Смысловые галлюцинации»)

Музыка — Сергей Бобунец, слова — Сергей Бобунец, Олег Гененфельд

Впервые она прозвучала в фильме «Брат-2» (2000 год). Сергей Бобунец рассказывает, что идея этой песни зрела несколько месяцев, музыканту хотелось написать про вечную молодость, даже несмотря на то, что подобная тематика использовалась уже многими группами: «Мне хотелось написать какой-то гимн в оправдание себя, своих друзей… И вот однажды в ночном клубе я вступился за девушку (она впоследствии стала моей женой), и на следующий день, когда я лежал и «выжигал» зубной пастой свои фингалы, пришёл Олег, наш директор, проведать больного друга, и мы за полчаса написали две песни, одной из которых была — «Вечно молодой».

Кстати, как писала «ОГ», что именно с этой песней на ринг выходит один из лучших наших боксёров, чемпион мира Сергей Ковалёв : «Как-то я услышал песню «Смысловых Галлюцинаций» и решил, что выйду под неё».

2000. «Звёзды 3000» («Смысловые галлюцинации»)

Музыка — Сергей Бобунец, слова — Олег Гененфельд

Слова для многих песен «Смысловых галлюцинаций» Олег Гененфельд и Сергей Бобунец писали вместе. Как рассказывают они сами, первый раз попробовали сочинять по строчке каждый — так появилась песня «Вертолёт», потом «Розовые очки» и «Вечно молодой»… А вот стихи для «Звёзд 3000» впервые полностью написал сам Олег: «Меня тогда мучила бессонница. В четыре часа ночи решил попить кофе — сел на кухне и написал «Звёзды» сразу без черновика, голым текстом».

Между прочим, у российских космонавтов есть традиция перед полётом смотреть фильм «Белое солнце пустыни». После выхода песни появилась ещё одна — обязательно слушать «Звёзды 3000». Они даже подарили Олегу брелок с космонавтом, он носит его в рюкзаке, как талисман.

2001. «Блюдца» («Чичерина») Музыка — Юлия Чичерина, слова — Александр Александров

Мелодия вышла в 2001 году в альбоме под названием «Течение». По сюжету клипа, снятого на эту песню, группа молодых музыкантов дурачится и играет в гольф рядом с редкой полумистической вазой внеземного происхождения. У них есть все шансы сломать эту дорогостоящую диковинку, однако в итоге точным ударом разбивают её профессиональные гольфисты, игравшие на противоположном берегу.

2011. «Журавлики» («Алаи Оли»)

Музыка и слова — Ольга Маркес

Alai Oli (Алаи Оли) — регги-ска группа, созданная Ольгой Маркес и Александром Шаповски. Песня «Журавлики» является визитной карточкой коллектива. Написана композиция была в Екатеринбурге и посвящена другу солистки.

2012. «Облака» («Сансара»)

Музыка и слова — Александр Гагарин

Группа «Сансара» была основана в 1997 году. «Я сочиняю песни где угодно, — делится Александр Гагарин. — Но я очень ленивый, когда появляется половина песни, уже успокаиваюсь, знаю, что так или иначе она будет закончена. «Облака» мы поём уже три года, но мне кажется, она мне никогда не надоест»…

2012. «Курара-Чибана» («Курара»)

Музыка — Юрий Облеухов, слова — Олег Ягодин

Cолист «Курары» Олег Ягодин: «Мы полгода слушали «GusGus» и их альбом «Arabian Horse». И я предложил сделать ребятам что-нибудь подобное. Нас часто спрашивают, что такое «Курара-Чибана» — на самом деле это имя японской девушки, «Мисс Вселенной-2006».

  • Сергей Нетиевский, участник шоу «Уральские пельмени»:
  • — Настроение новогоднее, поэтому первой вспоминается наша «пельменная» песня (ничего, что я слегка нескромен?). «Новый год — мандарин мне в рот!» Несколько лет назад мы с ребятами написали её для новогоднего концерта и даже спели вместе с «Чайфами».

Песни композиторов Урала
составитель Ж.А.Сокольская
для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна)
"Советский композитор", 1985г.
номер с7060к

ПЕСНИ УРАЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ

Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал,
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.

Люблю я огонь созиданья
В суровой его красоте,
Мартенов и домен дыханье
И ветер больших скоростей.

Мне дороги лица простые
И люди, что плавят металл.
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.

Строки эти из стихотворения известной поэтессы Людмилы Татьяничевой, дают возможность воссоздать в воображении картины Урала. Край несметных богатств, редких минералов, суровых и мужественных людей - такова эта древняя земля, растянувшаяся широкой полосой вдоль горных хребтов с севера на юг, восточными своими отрогами приветствуя Азию, а западными - прощаясь с Европой. Прославлен Урал, и своим искусством, своеобразием песенной культуры.

Сложный этнический состав края наложил отпечаток на специфику интонационного строя местного музыкального песнетворчества. Русские былины, лирические и хороводные напевы не только славянского происхождения, но и украинские,
татарские, башкирские, взаимовлияя друг на друга, определили своеобразие уральского фольклора, ставшего одним
из истоков профессионального творчества, песенного в том числе.

Хотя композиторская уральская школа еще очень молода- она насчитывает немногим более сорока лет, - авторами, живущими «далеко от Москвы», создано немало сочинений, известность которых уже давно перешагнула не только границы своего края, но и вообще рубежи Родины. Как здесь не вспомнить «Уральскую, рябинушку» Е. Родыгина на стихи М. Пилипенко, которая, родившись более четверти века тому назад, продолжает и сегодня постоянно звучать в Чехословакии, ГДР, Италии, Франции, Финляндии, Японии?! Истинными «полпредами» советского искусства за рубежом выступали не раз песни Б. Гибалина, В. Горячих, В. Лаптева, Е. Родыгина, М. Смирнова, Е. Щекалева во время зарубежных гастролей Уральского народного хора в Италии, Югославии, ГДР, Чехословакии, КНДР, Монголии, ПНР, Венгрии, Болгарии, Румынии, Франции, ФРГ. С каждым годом все более широкой и полноводной становится река уральской профессиональной песни. Все более обширным - круг её почитателей.

Лучшие уральские песни Б. Гибалина, В. Горячих, Л. Гуревича, К. Кацман, Н. Пузея и других не раз исполнялись народными хорами и академическими капеллами, эстрадными оркестрами и ансамблями, записаны в «золотой фонд» Всесоюзного радио.
Сборник «Песни композиторов Урала», объединивший произведения разных лет, созданные несколькими поколениями авторов, может дать достаточно широкое представление о многообразии поисков в самом массовом жанре творчества. Жизнь народа, его свершения, устремленность к высоким идеалам, борьба за светлое будущее Родины, мир современника, его размышления о жизни, радости и надежды - таков образный диапазон этих сочинений, отразивший широкий круг настроений и чувств - от высоко- патетики до теплого лиризма, от пафоса до светлой радости.
Несомненным вкладом в советскую песенную Лениниану является песня «Ленин» Е. Родыгина на стихи И. Дремова, открывающая сборник. Продолжая линию торжественно-гимнических высказываний о великом вожде пролетариата всего мира С. Туликова и А. Холминова, в воплощении темы, достаточно разносторонне развитой советскими композиторами, Родыгин находит свой ракурс, свою сокровенную интонацию.
События Великой Отечественной войны, воспоминания о годах, опаленных пожарищами, подвиг славных сынов Отчизны - все эти страницы героической летописи, преломляясь сквозь призму восприятий сегодняшнего дня, побуждает советских композиторов к высказываниям сокровенным.

Продолжают жить и развиваться в современной уральской песне образы труда, борьбы с суровой природой края. По-прежнему активной жизнью в исполнительском и слушательском опыте живет ритмически упругая по своему мелодическому рисунку, полная внутренней активности песня «Зовет гора Магнитная» Б. Гибалина на стихи И. Тарабукина и сочетающая в себе одновременно маршевую четкость и лирическую теплоту «Едут новосела» Е. Родыгина. Привлекает своим романтически-мечтательным тоном, словно подернутая легкой грустной дымкой, песня «Самотлор» Е. Гудкова на стихи В. Туркина.
При всей многогранности творческих интересов уральских композиторов, при всем разнообразии тем, широте образной амплитуды, совершенно явно прослеживается в их творчестве особо «своя» тема. Прошлое Урала, сегодняшний день его, мир земляков, их свершений - таковы лишь некоторые ракурсы воплощения местной темы в песнях, родившихся в сердце Каменного пояса.
Хочется верить, что песни, рожденные на Урале, созданные известными мастерами и молодыми авторами, сумеют найти дорогу к слушателям. Думается, что любители музыки и профессионалы-исполнители во всех концах страны, встретившись с песнями, родившимися «в глубине России, в краю озер и рудных скал», найдут в них верных друзей и спутников в своей жизни.
Ж. Сокольская

  • ЛЕНИН. Музыка Е. Родыгина, слова И. Дремова
  • РОДИНА. Музыка С. Сиротина, слова Г. Сюнькова
  • Я-СЫН РОССИИ. Музыка К. Кацман, слова Л. Сорокина
  • КОГДА ГОВОРЯТ О РОССИИ. Музыка Е. Щекалева, слова Л. Татьяничевой
  • ТРИ ГОРОДА. Музыка Е. Гудкова, слова И. Тарабукина
  • САМОТЛОР. Музыка Е. Гудкова, слова В.Туркина
  • ЗОВЕТ ГОРА МАГНИТНАЯ. Музыка Б.Гибалина, слова И. Тарабукина
  • ЕСТЬ НА УРАЛЕ ДЕРЕВНЯ. Музыка Н. Пузей, слова Г. Сюнькова.
  • НЕЛЕГКО СОЛДАТУ СЛУЖИТСЯ. Музыке К. Кацман слова Л. Сорокина.
  • МАТЬ СОЛДАТА. Музыка М. Смирнова, слова Г. Суздалева
  • ТОПОЛЕК. Музыка Г.Топоркова, слова В.Елисеева
  • БЕЛЫЕ СЛЕЗЫ ЧЕРЕМУХ. Музыка В. Горячих, слова И. Тарабукина.
  • БЕЛЫЙ СНЕГ. Музыка Н. Пузей, слова Г. Сюнькова
  • ТОЛЬКО ЛЕБЕДИ ПРОЛЕТАЛИ. Музыка В. Пестова, слова Е. Долматовского

Бакалейников Николай Романович (1881-1957) Композитор, музыкант-исполнитель. Педагог. В 1919-1931 годы дирижер свердловского театра оперы и балета. В 1933-1949 годы работал в театре драмы. В 1940-1956 годы завкафедрой духовых инструментов уральской консерватории. Свердловск

Белоглазов Григорий Никандрович (1902-1988) Композитор. Педагог. Преподаватель уральской консерватории. Член союза композиторов. Знаменательная веха в творчестве вокально-симфоническая поэма "Екатеринбург-Свердловск" (1936). Свердловск

Блинов Евгений Григорьевич (род.1925) Дирижер. Балалаечник. Народный артист РСФСР (1985). С 1963 года работает в Уральской консерватории: сначала ректором, затем завкафедрой. Екатеринбург

Гибалин Борис Дмитриевич (1911-1982) Композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956) и Бурятии (1971). Много работал в Свердловской филармонии и Уральской консерватории. Свердловск

Гилев Сергей Васильевич (07 (19).08.1854, поселок Кудымкорское Пермской губернии - 06.10.1933, Рязань), певец (баритон), педагог, музыкально-общественный деятель, первый исполнитель партии Евгения Онегина в одноименной опере П.Чайковского (спектакль студентов Московской консерватории 16.03.1879). Окончил Московскую консерваторию по классу Дж. Гальвани (1879). С оперной труппой П.Медведева прибыл на Урал и остался в Екатеринбурге В 1880-82 организовал музыкальный класс и любительский хор. Концерты капеллы С.Гилева проходили в уральских и других провинциальных городах страны. В 1880-е был одним из старшин Екатеринбургского музыкального кружка. В 1890-е вел музыкально-просветительскую деятельность в Казани. В первые 10-летия XX в. - профессионального пения в Московском филармоническом обществе. С 1925 преподавал в музыкально-педагогическом училище Рязани.

Глаголев Владимир Александрович (1911-1983) Хоровой дирижер. Педагог. Заслуженный работник культуры РСФСР (1965). С 1946 года преподавал в Уральской консерватории. Свердловск

Городцов Александр Дмитриевич (1857-1918) Хоровой дирижер. Музыкант. Оперный певец. Организатор певческого дела на Урале. Организатор певческих классов в Перми и Екатеринбурге. Пермь

Кацман Клара Абрамовна (род.1916) Композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969) и народная артистка России (1992). С 1943 года в Свердловске. Опера "Половодье" (1962), балет "Каслинский павильон" (1967) и др. Екатеринбург

Лидский Михаил Исаакович (1886-1949) Скрипач. Педагог. Заслуженный артист РСФСР (1933). В 1919-1945 годы концертмейстер театра оперы и балета Свердловска. Преподавал в музыкальном училище и уральской консерватории. Работал завкафедрой. Свердловск

Лисс Дмитрий Главный дирижер Уральского академического филармонического оркестра. Екатеринбург

Лукошков Иван Тимофеевич (ум.1621) Мастер знаменного пения. Распевщик (композитор) Строгановской школы в русской музыке.

Никольская Любовь Борисовна (1909-1984) Композитор. Педагог. С 1948 года преподаватель уральской консерватории. Особое место в творчестве занимают сочинения для детей и юношества. Свердловск

Паверман Марк Израилевич (1907-1993) Дирижер. Народный артист РСФСР (1962). В 1934-1943 годы работал в Свердловске, в том числе в филармонии. С 1941 по 1986 годы преподавал в Уральской консерватории. Основатель уральской школы оперно-симфонического дирижирования. Свердловск

Пузей Николай Михайлович (род.1915) Композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1977). Преподает в Уральской консерватории. Профессор. Екатеринбург

Родыгин Евгений Павлович (род.1925) Композитор. Заслуженный деятель искусств Бурятии (1963) и РСФСР (1973). Автор множества песен. Наиболее известны "Уральская рябинушка", Куда бежишь, тропинка милая?", "Песня о Свердловске". Екатеринбург

Смирнов Михаил Дмитриевич (род.1929) Композитор. Музыкант-исполнитель. Заслуженный деятель искусств России (1981). С 1961 года преподает в Челябинске. В творчестве широко представлены произведения на стихи уральских авторов. Челябинск

Топорков Геральд Николаевич (1928-1977) Композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973). Преподаватель Уральской консерватории в 1955-1977 годы. В творчестве пять симфоний, множество песен. Свердловск

Уткин Владимир Федорович (1920-1994) Композитор. Дирижер. Пианист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). В 1947-1970 годах дирижер театра музыкальной комедии Свердловска. Оперетты, танцевальные сюиты, песни. Екатеринбург

Фридлендер Александр Григорьевич (1906-1980) Композитор. Дирижер. Заслуженный артист РСФСР (1958). 1947-1974 годы - дирижер симфонического оркестра Свердловской филармонии. С 1946 года преподает в Уральской консерватории. Свердловск

Фролов Маркиан Петрович (1892-1944) Композитор. Пианист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Сочинения: оратория, увертюры, Камерно-инструментальные произведения. Свердловск

Хлопков Николай Михайлович (1908-1986) Композитор. Дирижер. Педагог. Сочинения: симфонии, симфонические поэмы "Девушка и смерть" (1946) и "Кубанское море" (1969), оратория "Слово о матери" (1973) и др. Свердловск

Цомык Герц Давидович (1914-1981) Виолончелист. Педагог. Заслуженный артист РСФСР (1981). Работал в Свердловской филармонии, Уральской консерватории. Свердловск

Чайковский Петр Ильич (род.1840-…) Всемирно известный композитор. Воткинск

Шварц Наум Абрамович (1908-1991) Скрипач. Педагог. С 1941 по 1991 годы преподавал в Уральской консерватории. Свердловск

Щелоков Вячеслав Иванович (1904-1975) Композитор. Педагог. Преподавал в Уральской консерватории. Оставил 10 концертов для трубы с оркестром, этюды, Симфонические поэмы и другие сочинения. Свердловск

Среди российских регионов Урал выделяется своими давними музыкальными традициями. Достойное место в сокровищнице отечественного народного искусства занимают образцы песенного творчества, созданные на Урале. Прошлое культуры края неотделимо также от многолетней просветительской деятельности местной интеллигенции, любительских и профессиональных театров, знакомивших уральцев с камерной, симфонической, хоровой и оперной музыкой русских и зарубежных композиторов. Множество интереснейших фактов, событий, страниц творческих биографий составляют богатую историю музыкальной культуры Среднего Урала. В областном центре работают старейшие на Урале профессиональные учебные заведения.

  • 3. «История музыкального образования на Урале – один из пластов духовного наследия края. Он вобрал в себя творческий опыт нескольких поколений народных мастеров и профессиональных музыкантов, посвятивших свою деятельность приобщению детей и молодежи к музыке» С. Е. Беляев
  • 4. Говоря о музыкальной культуре Урала, следует заметить, что она началась именно с народного творчества. Именно здесь в конце 18 в. нашли рукописный сборник скоморошьих песен, автором которого считается Кирша Данилов, чей репертуар связан с урало– сибирской песенной традицией.
  • 5. «С нашим краем связаны судьбы целого ряда крупных музыкантов. Здесь жил совсем юный П.И. Чайковский; свои первые шаги в музыке делал С.П. Дягилев; занимались собирательской деятельностью фольклористы В.Н. Серебренников, Л.Л. Христиансен. Свой творческий путь здесь начинали С.Я. Лемешев, И.С. Козловский, Б.Т. Штоколов. Здесь создавали свои произведения и формировали уральскую композиторскую школу М.П. Фролов, В.Н. Трамбицкий, Б.Д. Гибалин и многие другие композиторы» В кн. : Беляев, С. Е. Музыкальная культура Среднего Урала [Текст] / С.Е. Беляев, Л. А. Серебрякова. – Екатеринбург, 2005. – с. 8
  • 6. КОМПОЗИТОРЫ УРАЛА
  • 7. Творческая организация свердловских композиторов возникла в 1939 году. Успехи музыкального образования на Урале (организация музыкальных школ, училищ, а в 1934 году – Уральской консерватории), творческая и педагогическая деятельность уральских композиторов создали возможность возникновения свердловского отделения Союза советских композиторов. Его организатором и первым председателем был Маркиан Петрович Фролов. Маркиан Петрович Фролов
  • 8. Творческая деятельность уральских композиторов – одна из интересных страниц истории музыкальной культуры. Произведения уральских композиторов можно услышать на концертных эстрадах, в музыкальных театрах, в выступлениях участников художественной самодеятельности. Песни уральских композиторов обращены к истории нашей страны и ее сегодняшнему дню и отражают широкий диапазон чувств – от высокого пафоса до теплого лиризма
  • 9. Вячеслав Иванович Щелоков Борис Дмитриевич Гибалин
  • 10. Любовь Борисовна Никольская Виктор Николаевич Трамбицкий Александр Григорьевич Фридлендер
  • 11. Михаил Иосифович Гальперин Клара Абрамовна Кацман Владимир Иванович Горячих
  • 12. Композитор Е. Родыгин
  • 13. «Есть люди, которые любят и глубоко чувствуют русскую песню, обнаруживая в ней не только душу народную, но и свою историю. Есть и композиторы, которые не могут думать и чувствовать иначе, чем народ» Е. Родыгин Композиторы И. Космачев (Москва) и Л. Гуревич (Екатеринбург) поздравляют юбиляра в день 75-летия Композиторы В. Сорокин, Е. Родыгин и С. Кац
  • 14. Евгений Львович Гиммельфарб
  • 15. Е.Л. Гиммельфарб исполняет свои песни
  • 16. Горячих В.И. – выпускник Уральской государственной консерватории. В течение многих лет был художественным руководителем Уральского русского народного хора. Член Союза композиторов, заслуженный деятель искусств России, заслуженный деятель всероссийского музыкального общества
  • 17. Творчество уральских композиторов примечательно большим разнообразием форм и жанров. Ими созданы оперы, балеты, симфонии, музыкальные комедии, камерные, вокальные и инструментальные сочинения, песни, хоры, учебно–педагогический репертуар, произведения для детей.
  • 18. Выдающиеся отечественные певцы – выпускники Уральской консерватории имени М.П. Мусоргского
  • 19. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА Свердловская опера считалась хорошей школой для начинающих певцов и дала стране много незаурядных вокалистов. Примечательно, что и И. Козловский, и С. Лемешев именно на сцене свердловской оперы создали впервые свои лучшие образы.
  • 20. «Я всегда говорю, что Свердловский оперный театр имени Луначарского помог мне определиться, найти свое настоящее место в искусстве. А это совсем не так просто. Это сложный, а иногда и мучительный творческий процесс» И.С. Козловский
  • 21. Свердловский оперный театр может гордиться тем, что способствовал становлению и развитию таланта народного артиста СССР Б. Т. Штоколова. В свердловской опере Б. Штоколов прошел путь от начинающего певца до ведущего солиста оперы. Здесь им были созданы почти все основные басовые партии.
  • 22. Екатеринбургский театр музыкальной комедии – театр высокой музыкальной культуры и хорошего вкуса. Секрет неиссякаемой праздничности его спектаклей не только в мастерстве, не только в разнообразии талантов. Здесь еще и настоящая увлеченность своим жанром, вера в его возможности, влюбленность в искусство и традиции своего театра.
  • 23. РОК-МУЗЫКА Рок-группа «Наутилус Помпилиус»
  • 24. Как бы ни относиться к рок–музыке, несомненно одно – молодые люди, вышедшие в середине 80–х годов на сценические площадки Свердловска, оказали огромное воздействие на своих сверстников по всей стране. Мы сейчас испытываем гордость за то, что среди лидеров рок–движения оказалось так много уральцев, сумевших переложить сокровенные чувства молодежи на яркий, выразительный язык музыкальных образов и ритмов. Рок привнес в прекрасный мир музыки новые краски. Это главное. А с музыкой, как известно, жить веселей.
  • 25. Группа «Чайф». 1994 Группа «Агата Кристи» во время работы над альбомом «Декаданс». 1990г.
  • 26. «Обращение к музыковедческим материалам прошлого века лишний раз убеждает: музыкальная культура Каменного Пояса 20 столетия – это отнюдь не пройденный и оставшийся где–то там позади этап. И сегодня музыкальные достояния Урала объективно являются неотъемлемой частью современной культуры края и одновременно основой для дальнейшего ее развития и перехода в день завтрашний. Важно постоянно помнить об этом…» Ж. Сокольская
  • 27. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в Екатеринбурге Беляев, С. Е. Из прошлого музыкального воспитания [Текст] / С. Е. Беляев. – Екатеринбург, 1992. – 44 с. Беляев, С. Е. Музыкальная культура Среднего Урала [Текст] / С. Е. Беляев, Л. А. Серебрякова. – Екатеринбург, 2005. – 219 с. Беляев, С. Е. Музыкальное образование на Урале: истоки, традиции [Текст] / С. Е. Беляев. – Екатеринбург: УИФ «Наука», 1995. – 78 с. Беляев, С. Е. Музыкальное образование на Урале: два века истории [Текст] / С. Е. Беляев. – Екатеринбург: Изд–во Урал. ун–та, 1998. – 182 с. Беляев, С. Е. По страницам истории музыкального образования на Урале [Текст] : избр. статьи и очерки / С. Е. Беляев. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2012. – 68 с. Бородин, Б. Б. Уральская композиторская организация: история и современность [Текст] : монограф. справ. / Б. Б. Бородин. – Екатеринбург: Уральское литературное агентство, 2012. – 400 с. Вас приглашает оперетта [Текст] / сост. И. Ф. Глазырина, Ю. К. Матафонова. – Свердловск: Средне–Уральское кн. изд–во, 1983. – 160 с. Вольфович, В. Играй, гармонь уральская! [Текст] / В. Вольфович. – Челябинск, 1991. – 133 с. Горячих, В.Песни для народных хоров и солистов [Ноты] / В. Горячих. – Екатеринбург, 2005. – 30 с. Горячих, В. Пять романсов для женского голоса [Ноты] / В. Горячих. – Екатеринбург, 2012. – 46 с.
  • 28. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Горячих, В. Романсы и песни [Ноты] / В. Горячих. – Екатеринбург, 2007. – 32 с. Горячих, В. Сборник романсов и песен [Ноты] / В. Горячих. – Екатеринбург, 2003. – 53 с. Калужникова, Т. И. Песенная традиция русского населения Среднего Урала [Текст] / Т. И. Калужникова; Урал. гос. консерватория. – Екатеринбург, 2005. – 200 с. Калужникова, Т. И. Песенная традиция русского населения Среднего Урала в народных знаниях и музыкальной фольклористике [Текст] / Т. И. Калужникова. . – Тюмень, 2002. – 24 с. Калужникова, Т. И. Традиционный русский музыкальный календарь Среднего Урала [Текст] / Т. И. Калужникова. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. – 208 с. Кацман, К. Вокальные произведения [Текст] / К. Кацман. – М. : Советский композитор, 1987. – 56 с. Кашина, Н. И. Музыкальный фольклор уральского казачества [Текст] : уч.-метод. пособие / Н. И. Кашина. – Екатеринбург, 2010. – 101 с. Козловский, И. С. Музыка – радость и боль моя [Текст] / И. С. Козловский. – М. : ОЛМА–ПРЕСС Звездный мир, 2003. – 383 с. Композиторы Урала [Текст] : сб. очерков / ред. Л. Золотарева. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд–во, 1968. – 135 с. Конов, А. Борис Штоколов: творческий портрет [Текст] / Б. Штоколов. – Л. : Музыка, 1987. – 32 с. Курлапов, Н. И. Созвездие мастеров екатеринбургской оперы [Текст] / Н. И. Курлапов. – Екатеринбург: Дорога, 1999. – 108 с.
  • 29. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. О музыке и музыкантах Урала [Текст] : науч.-метод. записки / гл. ред. Л. М. Пятых. – Свердловск, 1959. – 187 с. Орлов, М. Свердловский рок: памятник мифу [Текст] / М. Орлов. – Екатеринбург: Издательский дом «ПАКРУС», 2000. – 176 с. Песни композиторов Урала [Текст] / сост. Ж. А. Сокольская. – М. : Советский композитор, 1985. – 88 с. Поет Урал [Текст] : песни ур. композиторов / муз. ред. В. И. Горячих. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд–во, 1968. – 163 с. Свердловский государственный театр оперы и балета им. А. В. Луначарского [Текст] / сост. М. И. Кадушевич. – М. : Советская Россия, 1962. – 48 с. Сокольская, Ж. А. Напев об уральской рябине [Текст] : размышления о жизни и творчестве Евгения Родыгина / Ж. А. Сокольская – Екатеринбург: Изд–во Урал. ун–та, 2001. – 340 с. Сокольская, Ж. А. Урал музыкальный: вчера и сегодня [Текст] / Ж. А. Сокольская. – Екатеринбург: Изд–во Урал. ун–та, 2008. – 808 с. Уральские песни [Ноты] / сост. Е. П. Родыгин. – Свердловск: Сред.-Уральское кн. изд–во, 1981. – 144 с. Фортепианная музыка – детям [Текст] : произв. ур. композиторов / науч. ред. Б. Б. Бородин, Л. В. Осипова. – Екатеринбург, 2006. – 73 с. Храни любовь [Текст] : Посвящается учит. и другу Е. Л. Гиммельфарбу / ред. Ю. В. Андронова, В. Г. Андронова. – Екатеринбург, 2006. – 111 с.
  • Энциклопедия Челябинской области

    Музыканты, композиторы

    Лемешев Сергей Яковлевич , певец (лирич. тенор), нар. артист СССР (1950), лауреат Гос. пр. СССР (1941). В 1925 окончил...

    Леонова Лариса Николаевна (р. 11.04.1944, Челябинск), педагог, засл. работник культуры РСФСР (1992). Окончила Нижнетагильский гос. пед. ин-т (художеств.-графич. ф-т, 1967), ЧГИК (культ.-просвет. ф-т, 1976). В 1967-72 учитель...

    Липс Фридрих Робертович (р. 18.11.1948, Еманжелинск), музыкант, педагог, нар. артист России (1994), профессор, засл. артист РСФСР (1982), почет. гражданин Еманжелинского р-на (2006). Окончил Магнитогорское муз. уч-ще им....

    Лихобабин Сергей Павлович (р. 5.06.1952, пос. Магнитный Агаповского р-на), певец (тенор), засл. артист РФ (1997). Окончил магнитогорское ПТУ № 41 (1972, специальность «электрослесарь»), дирижерско-хоровое отделение...

    Лопухова Наталья Мстиславовна (р. 28.02.1946, г. Первоуральск Свердловской обл.), педагог, хоровой дирижер. Окончила дирижерско-хоровое отделение Чел. муз. уч-ща им. П. И. Чайковского (1964, класс педагога Ю. С. Звоницкой),...

    Лудер Ефим Борисович (р. 1.04.1930, пос. Чуднов ныне Житомирской обл., Украина), певец (тенор), педагог, засл. артист РСФСР (1973). В 1956 окончил вокальный ф-т Урал. гос. консерватории (Свердловск). В 1965—74...

    Лундстрем Олег Леонидович , дирижер, композитор, нар. артист РСФСР (1984), лауреат Гос. пр. РФ (1998). Руководитель старейшего в мире джаз-оркестра (занесен в Книгу рекордов...

    Лысенко Владимир Дмитриевич (р. 21.02.1948, Челябинск), музыкант, концертмейстер. Профес. муз. деят-сть начал в джаз-оркестре ДС «Юность» в 1967. В 1975— 78 ведущий трубач биг-бенда ПО «Полет», ставшего лауреатом...

    Ляпустин Николай Андриянович (р. 14.06.1953, Златоуст), музыкант, поэт, композитор, организатор муз. коллективов. Окончил Златоуст. металлург, техникум (1983), фольк. отделение Чел. колледжа культуры (2003). Овладел игрой на...

    Макаренко Александр Васильевич (р. 29.09.1946, Челябинск), пианист, педагог, заслуженный артист РФ (1997). Окончил Моск. консерваторию им. П. И. Чайковского (1970), аспирантуру при консерватории (1979, класс проф. Т. П....

    Македон Владимир Митрофанович (р. 3.08.1938, с. Корсунка Тальновского р-на Черкасской обл., Украинская ССР), дирижер, педагог, засл. работник культуры РФ (1997). В шк. годы занимался в хоре, часто солировал; самостоятельно...

    Македон Регина Олеговна (р. 25.02.1940, Челябинск), преподаватель, концертмейстер, засл. работник культуры РФ (1993). Окончила Челябинское музыкальное уч-ще (1959, педагог Р. Г. Гитлин), Урал. гос. консерваторию (1964). С...

    Мамонов Виктор Васильевич (27.04.1949, Бакал — 12.05.1995, Москва), эстрадный певец. Пением занимался с детства; первое публичное выступление состоялось в Бакале в 1960; в 1961 М. участвовал в концерте на открытии ДК...

    Мастерова Ирина Николаевна (р. 6.08.1949, с. Скугареевка Тереньгульского р-на Ульяновской обл.), певица (сопрано). В 1967 поступила на вокальное отделение Чел. муз. уч-ща им. П. И. Чайковского (класс В. Г. Ракова), в 1975...

    Матвеев Николай Леонидович (6.07.1950, Кировская обл.— 13.06.2001, Чебаркуль), художник. Окончил Пензенское художеств. уч-ще им. К. А. Савицкого (1976; специальность «театральный художник»). Жил и работал в Чебаркуле;...

    Матвеев Юрий Борисович (р. 9.01.1949, г. Нижние Серги Свердловской обл.), дирижер хора, педагог, засл. работник культуры (1989). В шк. годы занимался в кружке баянистов при Доме пионеров. Окончил Свердловское КПУ (1967),...

    Медведенко Ольга Николаевна (3.07.1931, г. Бобринец ныне Кировоградской обл., Украина — 20.04.2006, Снежинск), певица, преподаватель, режиссер, засл. работник культуры РФ (1999). Окончила вокальное отделение Киевского...

    Мельникова Наталия Ивановна (р. 22.07.1944, Горький), музыкант, педагог, доктор искусствоведения (2002). Окончила фп отделение Горьковского муз. уч-ща (1966; класс проф. И. 3. Фридмана), фп ф-т Моск. гос. муз.-пед. ин-та им....

    Меньшикова Надежда Ивановна (р. 22.06.1937, Магнитогорск), певица, хормейстер, организатор культ.-массовой работы. В 1957—61 училась на хоровом отделении Магнитогорского муз. уч-ща, одноврем. была рук. и солисткой хора...

    Минин Иван Григорьевич (1918, Нижегородская губ.— 1988, г. Кызыл, Тувинская АССР), дирижер, засл. работник культуры РСФСР (1976), участник Вел. Отеч. войны. В нач. 1930-х гг. семья М. приехала на Магнитострой. По...

    Мисаченко Александр Яковлевич (р. 10.06.1936, дер. Рудня-Каменево ныне Лоевского р-на Гомельской обл., Республика Беларусь), работник ММК, певец (лирич. тенор), засл. работник культуры РСФСР (1982). По окончании магнитогорского...

    Мифтахов (Гайнанов) Каюм Гайнанович , ученый-востоковед, фольклорист, участник Вел. Отеч. войны. Род. в...

    Михайлов Александр Адамович (псевд. Александр Михайлов-Уральский; р. 15.02.1956, Магнитогорск), поэт, певец, композитор, засл. артист России (1995). Окончил вокальное и дирижерско-хоровое отделения Магнитогорского муз. уч-ща...

    Михайлов Александр Васильевич (р. 29.06.1954, Челябинск), аккордеонист, педагог, композитор. Окончил Урал. гос. консерваторию им. М. П. Мусоргского (1978, класс проф. Ю. П. Клюкина). С 1978 в муз. уч-ще (ныне колледж) г. Чел.-65...

    Михайлов Александр Георгиевич (11.09.1937, Троицк — 30.04.1996, Москва), композитор, дирижер, засл. артист СССР, лауреат Гос. пр. СССР (1985). Окончил муз. уч-ще при Ленингр. гос. консерватории, затем Ленингр....

    Михайлова Вера Филипповна (р. 28.02.1942, Чебаркуль), хормейстер. Окончила дирижерское отделение Чел. муз. уч-ща им. П. И. Чайковского (1965), ЧГИК (1978, специальность «руководитель самодеятельного академического хора»). С...

    Михальченко Валерий Васильевич (р. 5.04.1941, Челябинск), музыкант, хормейстер, нар. артист РФ (2007). Учился в чел. ДМШ «№ 4 по классу скрипки (педагог Н. Н. Левинсон). Окончил дирижерско-хоровое отделение Чел. муз. уч-ща им. П....

    Михальченко Элеонора Викторовна (р. 19.06.1937, г. Пирятин Полтавской обл., Украинская ССР), преподаватель, засл. работник культуры РСФСР (1985). Окончила Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных (1964; специальность «преподаватель...

    Михель Валерий Александрович (р. 25.06.1953, Челябинск), музыкант (ударные инструменты), засл. артист РФ (2002). Окончил Чел. муз. уч-ще (1973; ныне ин-т музыки им. П. И. Чайковского). С 1964 выступал в составе оркестра рус....

    Мишурова Любовь Александровна (р. 1.05.1947, Магнитогорск), педагог, певица (драм. сопрано), засл. артистка России (2004). Окончила отделения хорового дирижирования (1970; класс В. Т. Сурниной) и сольного пения (1976; класс Н....

    Можеевский Евгений Иванович (р. 24.08.1939, Магнитогорск), музыкант, педагог, засл. работник культуры РФ (1993). Окончил Магнитогорское муз. уч-ще им. М. И. Глинки (1959), Ленингр. гос. консерваторию им. Н. А...

    Моргулис Григорий Давыдович [Шмуль-Гирш Давидович; 29.04(11.05).1877, Тобольск — 10.04.1942, Челябинск], музыкант, дирижер, театральный и общественный деятель. После обучения в воен.-муз. школе поступил в Варшавский муз....

    Мордасов Александр Алексеевич (р. 14.06.1951, г. Темников Мордовской АССР), режиссер, педагог. В 1970—83 актер и режиссер студенч. театра «Манекен». Окончил ЧГИК (1987), Высшую школу деятелей сценич. иск-ва при Рос....

    Мордухович Александр Мордухович (р. 28.03.1946, Златоуст), педагог, музыкант, композитор, засл. работник культуры России (1995). Окончил Магнитогорское муз. уч-ще им. М. И. Глинки (1965), Горьковскую гос. консерваторию им. М. И....

    Мороз Виктор Дмитриевич (р. 8.03.1951, с. Валяво Кицманского р-на Черновицкой обл., Украинская ССР), музыкант, дирижер, педагог, засл. артист России (1999). Окончил Черновицкое муз. уч-ще (1970), ЧГИК (1975; специальность...

    Морозов Анатолий Иванович (р. 24.10.1938, с. Белоярка ныне Далматовского р-на Курганской обл.), хормейстер, засл. работник культуры РФ (1996), журналист, член СЖ СССР (1966), почет. гражданин г. Кыштыма (1997). Окончил...

    Морозов Юрий Петрович (22.08.1938, г. Рассказово Тамбовской обл.— 10.08.2003, Челябинск), певец (баритон), засл. артист РФ (2001). Окончил вокальное отделение Тамбовского муз. уч-ща (1960), вокальный ф-т Урал. гос....

    Мравинский Евгений Александрович , дирижер, педагог, народный артист СССР (1954), Герой Социалист. Труда (1973), лауреат Сталинской (1946) и Ленинской (1961) пр. Сын юриста...

    Мухатдинов Шарифулла Хадиатович (р. 12.02.1947, Челябинск), гитарист, педагог, засл. артист РФ (2002). Брат Н. Х. Мухатдинова. Окончил Чел. металлург. техникум (1966), Свердловское муз. уч-ще им. П. И. Чайковского (1973)....

    Мюнстер Вадим Германович (р. 14.10.1946, г. Караганда, Казахская ССР), дирижер, лауреат Гос. пр. в области муз. иск-ва (1999). Учился в Карагандинском муз. уч-ще (до 1965). В 1965— 67 преподаватель по классу фп в...

    Мякутин Александр Иванович , военный деятель, полковник, публицист, фольклорист. Сын полковника. Окончил...

    Нагорный Валерий Сергеевич (р. 16.02.1954, Челябинск), джазовый музыкант, саксофонист, композитор, педагог, засл. артист РФ (2000). Окончил Чел. муз. уч-ще по классу кларнета (1973, преподаватель Г. Н. Смирнов), ЧГИИК по...

    Назалёнова Нина Николаевна (р. 24.05.1943, Челябинск), искусствовед, театральный критик, журналист, член ВТО СССР (с 1970). Окончила ГИТИС. В 1966-75 и 1977—89 зав. лит. частью Чел. ТЮЗа. По рекомендации Н. в репертуар...

    Нейгаузы , музыканты, педагоги. Генрих Густавович , пианист, основатель школы фп исполнительства, доктор искусствоведения (1940), нар....

    Ненашева Галина Алексеевна (р. 18.02.1941, Чебаркуль), эстрадная певица (контральто). По окончании ср. школы (1958) принята в хор Чел. театра оперы и балета им. М. И. Глинки. В 1961-63 выступала на сцене муз.-драм. театра г....

    Нестеров Лев Дмитриевич , пианист, концертмейстер, дирижер, композитор. Окончил Оренб. пед. техникум (1930), Оренб. муз. техникум по классу рояля, дирижерско-хоровой ф-т...

    Нефедов Евгений Николаевич (р. 17.09.1970, Челябинск), пианист. Окончил Чел. муз. уч-ще (1989), Урал. гос. консерваторию им. М. П. Мусоргского (1994, класс проф. Е. А. Левитана), аспирантуру при консерватории (1996). В период...

    Нечаев Андрей Юрьевич (р. 20.05.1957, Свердловск), преподаватель. Окончил ср. спец. муз. школу при Урал. гос. консерватории по классу спец. фп (1976), Урал. гос. консерваторию им. М. П. Мусоргского (1982; класс засл....

    Никитин Юрий Михайлович (12.02.1944, Нижний Уфалей — 1.01.2001, Верхний Уфалей), поэт, автор и исполнитель песен. Работал на Уфалейском металлург. з-де (1959—63); участник Нижнеуфалейского коллектива...

    Никитины , семья музыкантов и педагогов. Александр Васильевич (р. 21.05.1944, Магнитогорск), дирижер хора, педагог, искусствовед, засл. деятель иск-в России (2007). Окончил Магнитогорское муз. уч-ще им. М....

    Поиск по алфавиту

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры