Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Главная / Ссоры

Сочинение на тему «Характеристика Чацкого и Молчалина».

Комедия Грибоедова «Горе от ума» - выдающе­еся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о патриотизме, о государственной службе, о человеческих взаимоотношениях. Основной конфликт комедии - столкновение дворянского общества с миром новых людей. К обще­ству принадлежит всё фамусовское окружение, в том числе и Молчалин, к «новым людям» с увереннос­тью можно отнести Чацкого.

Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий ― молодой, образованный дворянин. Он благороден, честен, умен. В комедии Чацкий представлен демократом, гуманистом, выступающим в защиту свободы, просвещения, национальной культуры. Пустота и пошлость жизни московского общества поражают его. Он презирает низкопоклонничество, страсть к чинам, ду­шевную пустоту, борется против идеалов, це­лей, стремлений старой Москвы, позорит шу­товство, бездумную роскошь и отвратительные нравы. Чацкий хочет служить Отечеству, а не каким-то «лицам»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он активно ведет борьбу с фамусовским обще­ством, но в этом обществе Чацкий - чужой человек. Он ока­зался борцом-одиночкой. Кроме того, он не видит и своего главного противника - Молчалина.

Молчалин молод, ровес­ник Чацкого, но полная его противоположность. Без­родный и бедный, он явился в Москву с единствен­ной целью - сделать карьеру. Для этого, как он считает, все средства хороши. У него даже есть своя теория карьеризма, которую завещал ему отец: всем угож­дать, быть «умеренным и аккуратным», не иметь своего собственного мнения. Внешние манеры Мол­чалина никак не соответствуют его внутренним ка­чествам. Именно это и вводит многих в заблуждение. Все видят в нем приятного молодого человека. Не разглядела его и София, поверив его словам о любви, а Молчалин низко обманывал ее. Смысл своей жизни Молчалин видит в своем благополучии: «И награжденья брать, и весело пожить». И это абсолютная противоположность идеалам Чацкого. С «веком минувшим» Молчалина связывает страсть к чинам, низкопоклонство, пустота души.

За три года отсутствия Чацкого он добился невероятных успехов. Неизвест­ный, безродный мещанин получил чин асессора и стал возлюбленным Софии. Постепенно он набирает силу, не останавливаясь ни перед чем, даже перед обманом беззащитной девушки. Он го­тов вынести любые унижения в борьбе за власть. Никто не может встать у него на пути.

Во всем, всегда и везде мнения, действия Чацкого и Молчалина различны, почти про­тивоположны. Это понимает и Софья. Любя Молчали­на, она в его пороках видит идеал, а в достоинствах Чацкого - недостатки.

Идеалы Чацкого и Молчалина свидетельствуют о том, что Чацкий - «век новый», а Молчалин – часть фамусовского общества, которое поддерживало пережитки прошлого и старые порядки «века минувшего».

Из комедии можно сформулировать следующее: наш ум является причиной всего плохого, что получаем мы из жизни. Отсюда и название комедии - «Горе от ума».

Ум, честность, искренность, способность трезво и независимо мыслить не помогли Чацкому добиться свободы, просвещения, национальной культуры и начать «новый век» вероятно потому, что минувший век очень прочно «застрял» в московском обществе. И изменить нынешние порядки всей Москвы стали не пол силу одному человеку, даже такому целеустремлённому, как главный герой Чацкий.

В этой статье обсуждаются два самых известных героя Грибоедова из знаменитой комедии «Горе от ума» - Чацкий и Молчалин. Сочинение, в котором нужно провести сопоставление этих персонажей, давно входит в школьную программу. В этой статье мы представим план возможного сочинения и рассмотрим его пункты. Кроме того, проведем подробную сравнительную характеристику героев.

Сочинение «Горе от ума»: Чацкий и Молчалин.

План для любого задания по развитию речи, предполагающего написание собственного текста, невозможен без детализации. Давайте попробуем его составить:

  • Небольшая характеристика комедии.
  • Описание образа Молчалина.
  • Описание образа Чацкого.
  • Сопоставление героев.
  • Подведение итогов.

О произведении

Главными персонажами пьесы «Горе от ума» являются Чацкий и Молчалин. Сочинение лучше начать с характеристики самого произведения.

Итак, в комедии автор отразил нравы и поведение общества в период с 1808 по 1824 год, а само действие разворачивается после войны 1812 года. Грибоедов поднимает самые главные проблемы этого времени: патриотизм, государственная служба, крепостничество, упадничество в сферах образования и просвещения, человеческие взаимоотношения. И все эти вопросы рассматриваются с двух ракурсов - с точки зрения людей «нынешнего века» и «века минувшего». Именно в борьбе Молчалина и Чацкого наиболее ярко отражается борьба этих поколений.

Образ Молчалина

Но в чем же так несхожи Чацкий и Молчалин? Сочинение должно дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Начнем с рассмотрения образа Молчалина. Он имеет свои идеалы, убеждения и цель в жизни. Вот его цели - высокое положение в обществе, карьерный рост, богатство. Для Молчалина смысл жизни заключается в собственном благополучии: «и весело пожить, и награжденья брать». Чтобы достичь своей цели, он готов на все - хитрить, льстить, обманывать, изворачиваться. Так он сам об этом говорит: «угождать всем без изъятья». Но это относится только к тем, кто выше его по чину. С теми же, кто ниже его, он не церемонится.

Образ Чацкого

Мы начали говорить о том, в чем непохожи Чацкий и Молчалин. Сочинение обязательно должно включать характеристику обоих персонажей, поэтому поговорим об Александре Чацком. Он образованный молодой дворянин, отличающийся передовыми взглядами, типичный представитель «нынешнего века». Чацкий готов к бескорыстному служению Отечеству и желает приносить пользу людям. Герой презирает карьеризм, чинопочитание, лицемерие и притворство. Этот персонаж очень близок к декабристам по своим убеждениям. Чацкий не одобряет крепостничество, с уважением относится к русскому народу, уважает национальную культуру и русский язык. К Молчалину относится с явным презрением.

Отношение к любви

Переходит к описанию отношений героев к любви наше сочинение. Чацкий и Молчалин, характеристика которых здесь представлена, абсолютно по-разному представляют это чувство и соответственно относятся к Софье.

Чацкий искренне привязан к девушке и всем сердцем любит ее. Только ради Софьи он решает вернуться в Москву. Однако его чувства оказываются отвергнуты, что он долгое время не может принять.

Молчалин же обманывает Софью, притворяясь, чтобы добиться продвижения по карьерной лестнице. Несмотря на свою молодость, Молчалин относится к «веку минувшему». Для него нравы и мораль старой Москвы возведены в идеал, поэтому он и принят обществом с таким радушием.

При этом Чацкий слишком поддается собственным эмоциям и не замечает чувств Софьи. Молчалин же остается холодным и расчетливым. Он неспособен на сильное чувство.

Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина (сочинение)

Можно сопоставить персонажей по ряду аспектов:

Молчалин

Характер

Искренний, пылкий, прямолинейней молодой человек. чувства часто мешают ему трезво оценивать ситуацию.

Услужливый, осторожный и очень скрытный. Главная цель - карьера и высокое положение в обществе.

Общественное положение

Московский дворянин без большого состояния. Его принимают тепло из-за происхождения и связей.

Мещанин из провинции. Известен в свете, но не имеет никакого веса.

Образование

Очень просвещенный и умный. Получил хорошее образование.

Очень ограниченный человек, суждения которого примитивны. Не получил достойного образования.

Сфера деятельности

Не имеет должности. Есть упоминания о том, что он служил в армии.

Социальные взгляды

Вольнодумец и патриот. Не боится возмущаться порядками, царящими в обществе.

Абсолютно приемлет и уважает существующий строй.

Карьерные воззрения

Убежден, что высокого чина могут добиться только подхалимы. Считает, что перспектив у него нет.

Готов на все ради карьеры - терпеть унижения, заводит связи. Очень серьезно относится к своей службе.

Особенности речи

Красноречив и остроумен. Говорит на русском языке, но может вставлять и французские предложения.

Чиновничья, весьма почтительная речь. Общаясь со старшими по званию, начинает льстить и лебезить.

Отношение друг к другу

Относится с презрением к Молчалину. Считает, что у того нет никаких достоинств. Старается высмеять при любом удобном случае.

Нейтрально воспринимает Чацкого. Обращается с почтением. Но для себя в этом человеке пользы не видит.

Униженный и оскорбленный уезжает из Москвы. Он разочарован в любви и отвергнут обществом.

Его судьба не определена, так как Фамусов не узнает о связи Молчалина со своей дочерью. Герой может продолжить службу.

Роль в комедии

Главный герой, вокруг которого развиваются все конфликты пьесы.

Основной антагонист. Является воплощением закостенелости.

Итоги

Подходит к концу наше сочинение. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» противопоставлены друг другу. Автор делает это для того, чтобы ярче проявились характеры героев. Грибоедов на примере этих персонажей дает характеристику веку нынешнему и веку минувшему, а выводы должен сделать читатель. Позиция автора при этом ясна - он принимает сторону Чацкого.

Несмотря на то, что с момента написания шедевра прошло уже два века, комедия сохранила свою актуальность и сегодня.

Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова “ Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий абсолютно противоположен Молчалину. Многие стороны души Грибоедова отразились в образе Чацкого. Он истинный и страстный патриот.

“Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захотел бы, был бы деловой,

Жаль, очень жаль, он малый с головой.

И славно пишет, переводит”.

Молчалин по натуре тихий и безликий. Главной задачей в жизни ставит сделать себе карьеру и получить высокий чин:

А впрочем, он дойдёт до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных…

Для Молчалина отсутствуют понятия чести и гордости:

В мои лета не должно сметь,

Своё суждение иметь.

Единственным талантом, которым наделил его Грибоедов, является умеренность и аккуратность. Молчалин двуличен.

Чацкий презирает и осуждает “век минувший”. Он уверен, что век нынешний оправдает его надежды и изменит, раскачает, расшевелит заснувшее общество. Чацкого можно рассматривать как человека декабристского склада:

“Кто делу служит, а не лицам…”,“Служить бы рад, прислуживаться тошно”.

Чацкий одинок, у него нет друзей. Человек, которого он любит, относится к нему равнодушно. Общение Чацкого с людьми построено на спорах, конфликтах, беседах или монологах, обращенных не столько к собеседнику, сколько ко всему обществу.

В комедии “Горе от ума” автор противопоставляет друг другу Чацкого и Молчалина, чтобы наиболее ярко раскрыть их характеры. Грибоедов, преподносит нам на обсуждение две науки жизни: века нынешнего и века минувшего, хотя сам поддерживает взгляды Чацкого.

Чацкий и Молчалин. «Горе от ума» Грибоедова - социально-политическая реалисти-ческая комедия, «одно из самых злободневных произведений русской литературы». Комедия «Гоу» была написана в 20-ые годы XIXого века, когда после Отечественной войны 1812 года в русском обществе происходили перемены, когда среди прогрессивно настроенного дворян-ства назревало недовольство существующими порядками. Автор раскрывает содержание главного конфликта эпохи: столкновение «века нынешнего» и «века минувшего», не желающего сдавать свои позиции. АСГ противопоставил главного героя остальным действу-ющим лицам, представителям консервативной части общества. На это указывал сам автор, разъясняя основной смысл своей комедии: «В моей пьесе 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Роль Александра Андреевича Чацкого - главная роль в комедии. Среди «двадцати пяти глупцов» большое значение имеет Алексей Степанович Молчалин. Чацкий и Молчалин - это не только сценические персонажи, которые способствуют развитию действия, но и социальные типы. Чацкий и Молчалин примерно одного возраста, во всем остальном они резко отличаются друг от друга. Они противостоят друг другу, и это противостояние проявляется как в любовном, так и в общественном конфликтах. Чацкий талантлив, «его речь кипит умом, остроумием», он всегда говорит то, что думает, «у него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен». «Таланты» же Молчалина состоят в «умеренности и аккуратности». За маской бессловесного, скромного, тихого, услужливого секретаря Фамусова скрывается беспринцип-ный карьерист, бессердечный и лицемерный эгоист. Чацкий происходит из благородной семьи. Он потомственный дворянин и получил хорошее образование. Александр Андреич имеет богатый жизненный опыт, он много путешествовал, жил как в деревне, так и за границей. Чацкий называет «нынешний век» веком просвещения и всячески восхваляет тягу к знаниям, наукам и искусствам, «высоким и прекрасным». Безродный мещанин Молчалин, вероятно, воспитывается хуже Чацкого. И если бы не Фамусов, пришлось бы Молчалину «коптеть в Твери», то есть служить с минимальным жалованием и почти без всякой возможности продвинуться. Однако Молчалин «унаследовал» от отца один очень «ценный» совет: Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. Для Молчалина невозможно представить удачную жизнь без продвижения по службе. Карьера для него - это самый короткий и легкий путь к почестям и знатности. Служба у него ассоциируется не с чувством долга перед отечеством, а с наградами и чинами. Так, Алексей Степанович Молчалин получил уже «три награжденья» и дворянский титул. Чацкий не требует «ни мест, ни продвиженья в чин». Он готов служить по велению долга, «служить делу»: Служить бы рад, прислуживаться тошно. Чацкий, обладая декабристким мировоззрением, выступает в комедии как бескомпромиссный борец с помещичье-самодержавным строем. Смысл жизни Молчалина состоит в том, чтобы «и награжденья брать и весело пожить». Отношение к любви у героев также противоположно. Чацкий любит Софью чисто, искренне. Ведь только ради нее он приехал в патриархальную Москву. Молчалин не способен на глубокое и искреннее чувство: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека… Софью он любит «по должности», Лизу - «от скуки». Любовь для него - еще одно средство для достижения своих низменных целей. Александр Андреич - вольнолю-бивый герой. Он не считается с мнением света, ни от кого не зависит, он не придает большого значения связям в обществе, покровительство ему не нужно. О «тузах» Чацкий безбоязненно говорит то, что думает. Если «пустейшего человека» в «фамусовском обществе» «ставят в образец», то это для Чацкого совершенно ничего не значит. Фома Фомич как был, так и останется для Александра Андреича «одним из самых бестолковых», а властная и могучая Татьяна Юрьевна - «вздорной». Более того, Чацкий будет с жаром обличать сословные предрассудки консервативного дворянства. В этом состоит главное различие между Чацким и Молчалиным. Молчалин твердо следует «завещанию» отца: Там моську вовремя погладит! Тут в пору карточку вотрет! Но это стремление всем угождать имеет для него и отрицательную сторону. Молчалин, может, и рад бы был высказывать свое мнение, но не может. Он говорит: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Зависеть от других для него необходимость. В нравственном отношении Чацкий, бесспорно, намного богаче Молчалина. Чацкий не принимает Молчалина всерьез, не видит в нем достойного соперника, для него Молчалин - полное нич-тожество, «жалчайшее созданье». Но и Молчалин ни во что не ставит Чацкого, который в его глазах обыкновенный неудачник. Чацкий недооценил Молчалина, а Молчалин совершенно не понял мировоззрения Чацкого. Чацкий - новый человек. На его пути стоит «фамусовское общес-тво», но более сильным и живучим оказываются Молчалины. «Молча-лины блаженствуют на свете!» Эти слова Чацкого оказались пророческими: Молчалины вечны. Но такие героические личности, как Чацкий, всегда будут появляться при резкой смене одного века другим. И это свидетельствует о подлинной «бессмертности» комедии. Чацкий терпит поражение, но в моральном плане остается победителем.

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» стала событием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим образцом обличительного, сатирического ее направления. И.А. Гончаров писал, что в комедии «главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов». В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал «нового» человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это - образ смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося перед ним. Именно Чацкий воплотил черты такого «нового» человека. В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием - и со стороны хозяина и со стороны его дочери. Его первые взгляды вызывают резкий отпор Фамусова и его гостей, а пылкая любовью Софье наталкивается на холодное равнодушное отношение с ее стороны. По Чацкому «век минувший» характеризуется всеобщем страхом покорностью и раболепством - ведь «тот и славился, чья чаще гнулась шея!». «Век нынешний», по мнению Чацкого, осуждает покорность и раболепство. В это он пока еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы он поймет, что «Молчалины господствуют на свете», что «прошедшего житья подлейшие черты» еще имеют прочные корни в обществе, основанном на самодержавии и крепостничестве. Под «веком нынешним» Чацкий понимает; революционно-освободительное течение русской общественной мысли конца 10-х начала 20-х годов XIX века. Эти страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова: «Он вольность хочет проповедать!». Примечателен монолог Чацкого «А судьи кто?». Чацкий страстно обличает признанные в обществе авторитеты. Он чувствует себя человеком «нынешнего века». В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения: Где, укажите Нам, отечества отцы… Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи! Кто это - мы? Кого здесь имел в виду Чацкий? «Судьям», которые непримиримы к «свободной жизни», он противопоставляет молодое поколение, идущее другими путями. Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла.и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета- вот основное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово - оружие Чацкого. Это сильное, по истине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок»… Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его поражение. Чацкие наносят страшный удар своими обличениями фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его осудили, против него восстали, если Чацкие пока слабы в своей борьбе то и фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей. Этому благородному образу в комедии Грибоедова противостоит образ Молчалина. Если Чацкий - сын знатного московского дворянина и воспитывался он в его доме, то Молчалин - человек более низкого происхождения. Он из милости «пригрет» Фамуеовым, хотя, безусловно, ему «нужен». Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован. Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не глупость. Не случайно Белинский писал, что «Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выводы». Столкновение между Чацкими Молчалиным - это конфликт между носителями противоположных качеств дворянской молодежи того времени. Молчалин, не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл. Основные качества его натуры - низость, подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому, что он «в небольших чинах». Это расчетливый игрок, который ради своего благополучия продаст что и кого угодно. До какого цинизма и низости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочери богатого человека! Софья нужна Молчалину, так как она может «словечко замолвить». Фамуеовым и молчалиным их ум приносит лишь выгоду. Чацкий страдает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин не терпит фиаско в глазах Фамусова совершенно случайно. Он «мастер услужить», найдет себе нового покровителя. Если Чацкий, по выражению Герцена, «идет прямым путем на каторжные работы», то Молчалин любым способом устроит свои дела, свою карьеру. И все- таки история доказала, что победа останется за такими настоящими патриотами, как Чацкий.

А. А. Чацкий А. С. Молчалин
Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе.
Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете известен, но веса пока не имеет.
Образованность Очень умный и просвещенный человек. Вероятно, окончил университет либо получил качественное домашнее образование. Ограниченный человек с примитивными суждениями и желаниями. До поступления на службу жил в Твери и вряд ли получил хорошее образование.
Место в сюжете Центральный герой: вокруг его любовного и социального конфликтов закручен основной сюжет. Главный антагонист. Воплощает в себе ненавистные Чацкому услужливость, закостенелость ума.
Род занятий Конкретного занятия не имеет. Упоминаются знакомства в министерстве и пребывание в армии. Московский служащий, секретарь. Исполнительный чиновник с перспективной карьерой.
Отношение к любви Возвышенное и одновременно эгоистичное. Охваченный собственными эмоциями, Чацкий не способен понять чувства любимой. Потребительское, примитивное. Волочится за Софьей, влюблен в Лизу. Ухаживания за горничной сводятся к попытке купить ее благосклонность.
Отношение к Софье Страстно влюбленный герой на протяжении действия не понимает мотивов Софьи. В финале жестоко разочаровывается в ней. На грани презрения. Поддерживает любовную связь без интереса, из стремления всем угождать. Спокойно воспринимает разрыв.
Отношение персонажей друг к другу Открытое презрение. Не признает за Молчалиным ни малейших достоинств и высмеивает его при всяком случае. Нейтральное, поскольку Чацкий не представляет интереса для Молчалина. Обращение почтительное.
Социальные воззрения Патриот, вольнодумец. Открыто возмущается царящими в обществе и государстве порядками. Уважает и полностью приемлет существующий строй.
Отношение к службе Считает, что карьеру могут сделать только подхалимы. Перспектив для себя не видит. Ради карьеры активно обзаводится связями, терпит унижения. К служебным обязанностям относится серьезно.
Речевые особенности Остроумный, красноречивый человек. Говорит на русском языке, но использует и французский – это следует из реплики Софьи. Почтительная, «чиновничья» речь. При общении с вышестоящими говорит приятные им банальности.
Персонаж в финале Покидает Москву в разгар внутреннего кризиса: отвергнут обществом и разочарован в любимой. Открытый финал: Фамусов не знает о романе персонажа с дочерью. В случае отъезда Софьи может спокойно продолжать службу.
    • Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
    • Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
    • Само название комедии "Горе от ума" знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум - синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими. Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия - это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы "Горе уму", которое писатель потом заменит на "Горе от ума". Ещё […]
    • Прочитав комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума" и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: "Какой же он, Чацкий"? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
    • Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», - писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
    • При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что - чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом- презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]
    • Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
    • Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
    • В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
    • ЧАЦКИЙ - герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии - Чадский). Вероятные прототипы образа - ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. - один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
    • Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
    • Само название комедии парадоксально: "Горе от ума". Первоначально комедия носила название "Горе уму", от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы - "перевертыш" русской пословицы: "дуракам счастье". Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб... ...А? как по-вашему? по-нашему - смышлен. И сам […]
    • Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» - «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
    • Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
    • Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» - одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы. Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького. Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего […]
    • Знаменитая комедия АС.Грибоедова "Горе от ума" создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к "высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии "Горе от ума", удачно сочетающей […]
    • В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку...». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
    • Молчалин - характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно "-с". К Фамусову - почтительно, к Хлёстовой - льстиво, вкрадчиво, с Софьей - с особой скромностью, с Лизой - не стесняется в выражениях. Особенно […]
    • «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
    • В произведении Грибоедва "Горе от ума" эпизод "Бал в доме Фамусова" является главной частью комедии, ведь именно в этой сцене главный герой Чацкий показывает истинное лицо Фамусова и его общества. Чацкий - свободный и вольнодумный персонаж, ему противны все нравы, которым Фамусов старался как можно больше соответствовать. Он не боится высказывать свою точку зрения, отличающейся от Павла Афанасьевича. К тому же, сам Александр Андреевич был без чинов и небогат, а это значит, что он был не только плохой партией […]
  • © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры