Старинные изразцы. Изразцы

Главная / Ссоры

Аккуратно хранимые фрагменты печных изразцов из дома А.В.Федосеева мастера из династии иконостасных мастеров и иконописцев (Музей истории веры г.Чердынь)

Но больше всего впечатлили, конечно же ленты из старинных изразцов, которыми украшены соборы в г.Соликамске

Богоявленский собор

Свято-Троицкий Собор

Захотелось узнать о старинных изразцах побольше.
Информацию я взяла здесь:
http://www.ref.by/refs/31/5357/1.html
http://ibm.bmstu.ru/departments/ibm4/prep/menyaev/I_site/sup plement2.html
http://ontravels.ru/strany/balaxninskie-izrazcy.html
http://www.pechy.ru/menshikov2.html
Собственно изразец известен в России с XVI века. Сначала изготавливались терракотовые (красные) изразцы. Они ещё не поливались глазурями, но интересны прежде всего своим разнообразием сюжетных изображений, красотой и наивной смелостью композиций.


Затем в Пскове появились муравленные изразцы - покрытые зелёной прозрачной глазурью - поливой. Оттуда они пожаловали в Москву в первой половине XVII столетия. Полную силу зеленый (муравленный) изразец наберёт и в облицовке печей и в наружном керамическом уборе зданий лишь в середине XVII века.
Изразец хранится в Государственном Историческом музее в Москве


Полихромные (многоцветные) изразцы в архитектурной керамике заявили о себе в Москве в середине XVI века, когда на некоторых московских, а так же в близлежащих городах появляются изразцовые изделия невиданной красоты и формы.


Многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображением птицы "оглядышка" в узорной раме, из Сергиевской церкви в Нижнем Новгороде.

Многоцветный эмалированный изразец с рельефным изображением птицы Сирина на Сергиевской церкви в Нижнем Новгороде

Четыре многоцветные эмалированные изразца с рельефным изображением птиц в узорных медальонах на Сергиевской церкви в Нижнем Новгороде

Многоцветный эмалированный изразец с рельефной птицей-сирином на церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Угличе.


Во второй половине XVII одновременно выделывались терракотовые, муравленные и многоцветные изделия.
В XVII веке производство красных, муравлёных и многоцветных рельефных изразцов распространилось по Центральной части Русского государства. Ведущее начало в эти годы принадлежало Москве, за столицей следовали Ярославль, Владимир, Калуга. В конце XVII - первой половине XVIII веков изразцовые производства организовались в Петербурге, Александровской Слободе, Троице-Сергиевом монастыре и в далёких от столицы городах: Балахне, Соликамске, Великом Устюге и Тотьме.
В каждом районе, городе существовал свой традиционный узор, свои излюбленные сочетания красок.
Славилась своими изразцами Балахна - поселок на Волге около Нижнего Новгорода. Красочные балахнинские кафли с рельефом причудливых, часто сказочных птиц были «ходовым товаром» на ежегодных волжских ярмарках.
Каждая из изображенных птиц стоит в середине изразца в рамке из хитро сплетенных меж собой завитков.

Рисунок отличается упругими, четкими линиями, подчеркнутым цветом, композиция гармонична и уравновешенна.

Изразцы, выполненные уральскими мастерами в 17 веке, имеют свои характерные особенности.

Северное изразцовое производство началось в конце XVI века в Орле-Городке на Каме (в 10 км от Усолья), одном из северных опорных пунктов в период проникновения русских на Урал и в Сибирь. После переноса в 1706 г. Орла-Городка на левый, более высокий берег Камы, изразцовое производство переместилось в Соликамск.
Четкие упругие линии рисунка при невысоком рельефе, гармоничная композиция, чистый зеленый цвет с неожиданными всплесками голубого и желтого - всё это характерно для изразцов, производившихся на Урале.
Сюжет рисунка изразцов Богоявленской церкви и Троицкого собора напоминает ""балахинские кафли"".

Крупная птица с открытым клювом - ""оглядыш"". Она оглянулась - повернула голову к летящей крохотной птичке, вестнику.

Птица неясыть, по легенде выклёвывающая свою грудь, чтобы накормить птенцов.

Изображение ворона, несущего в лапе початок, другой лапой опирающегося на какой-то причудливый цветок.

Cказочная жар-птица - павлин с распущенным хвостом

подобный мотив встречается и в пряничных досках (Краеведческий музей г.Усолье)

Есть здесь и заморская диковина - индюк


Каждая из птиц стоит в центре плитки, в рамке из затейливого растительного орнамента. Рисунок рамки продуман так, что при раскладке изразцов вперемешку все завитки объединяются в общую композицию. По замыслу мастера, отдельные кафли, складываясь вместе составляют непрерывную красочную ленту - ""раппорт"". Ленты опоясывают храм в два, три яруса, и дают при солнечном освещении впечатление нарядности, праздничности.

Изразец - слово исконно русское, произошедшее от древнего «образец» - так до конца XVII века называли керамические украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в парадных покоях. Само искусство архитектурной керамики имеет давнюю историю, корни его уходят во времена Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии. Широкое распространение в архитектуре разных стран керамических плиток не могло обойти и Русь. Однако русские мастера по-своему использовали изразцы в украшении экстерьера и интерьера здания, что сделало этот вид искусства уникальным и неповторимым. Изразцовые декоры были неотъемлемой частью архитектурного решения зданий, изразцовые печи играли большую роль в украшении интерьеров храмов дворцов, княжеских и боярских теремов.

Истоки русского изразцового искусства следует искать в древнем Киеве Х-ХI веков, Рязани и Владимире XII века. В ходе археологических раскопок в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.
Практически параллельно на Руси в XVII веке параллельно развивались несколько видов различного оформления изразцов. Это так называемые терракотовые, которые изготавливались из красных сортов глины, муравленые (изразцы, покрытые зеленой свинцовой глазурью) и цветные, покрытые различными видами цветной глазури, преимущественно бирюзового, желтого, зеленого и белого цветов.


В XVIII веке Петр I привез в Россию знаменитые «голландские» изразцы с росписью кобальтом по белой эмали, которые на долгие десятилетия стали законодателями изразцовой печной моды.

Немецкими изразцами был отделан великолепный камин в Архиерейском доме в Красноярске, в последствии разрушенный. Эти несколько фотографий – практически все, что осталось от этого камина, и во многом именно ими я воспользовался при создании своих первых изразцов.

Для производства печных изразцов использовались деревянные формы, румпу (ножку) изразца делали или вручную или с помощью гончарного круга.

Между прочим румпа - это один из самых больших и важных «секретов" изразца. Ведь именно благодаря наличию румпы изразец не просто приклеивается на поверхность печи или камина, а монтируется при помощи проволоки в ходе монтажа изделия, что, несомненно, повышает надежность крепления - это не плиточный клей, который может отвалиться. Посмотрите на голландки, находящиеся в Эрмитаже, или камины, украшающие дворец Меньшикова - некоторым из них уже несколько столетий!
Кроме того, румпа, полая внутри, становится замечательным источником долговременного тепла. Во время топки печи воздух, находящийся внутри румпы, нагревается, а затем равномерно в течение нескольких часов отдает тепло в помещение. Температура в этих пустотах достигает 100° С, что, однако, совершенно не влияет ни на кирпич, ни на изразец. Стабильная теплоотдача облицованных печей и каминов, которая значительно выше, чем у кирпичных, сохраняется в течение нескольких десятков (а то и сотен) лет.
Немалую роль играет также и экологичность изразцов. Изразцы за счет усадки не имеют микротрещин, и печные газы не выходят в помещение. Разработанный сотни лет назад способ монтажа также способствует этому.
Сегодня изразцы также изготавливаются вручную, но формовка идет уже не в деревянных, а в гипсовых формах. О том, как разрабатывается модель изразца, и затем производятся сами изразцы – в следующем мастер-классе.
При подготовке данного мастер-класса использованы материалы книги С.А. Маслих "Русское изразцовое искусство XV-XIX веков"

""Русское изразцовое искусство - одна из замечательных отраслей народного творчества. Изразцовые декоры, выполненные из отдельных изразцов или многоизразцовых клейм и фризов, создавали яркие цветовые акценты на фасадах храмов и светских зданий, придавали им живописность, праздничность и нарядность"".

Во второй четверти XIII века смерч монголо-татарского нашествия обрушился на русский край. Разрушенные княжества, ослабленные усобицами города сопротивлялись яростно, но были смяты полчищами Батыя. Русский народ оказался под тяжким ярмом. Борьба длилась столетия. В XIV - нач. XV века русская земля ещё лежала в развалинах: разрушены были храмы, сравнены с землей каменные палаты и стены крепостей, выжжены города и селения. Но даже в самое лихолетье иноземного ига не замирала на Руси художественная жизнь. Она сосредотачивалась в ремесленных слободах северных городов, в монастырях, в вотчинах московских князей. Строить надо было много, быстро, красиво. Входил в силу кирпич. В ту пору и появились глиняные плиты с теснённым узором, повторявшим орнамент и изображения белокаменной резьбы. Эти плиты ещё не покрывались поливой. Они известны как первые облицовочные керамические материалы, трансформировавшиеся позднее в красные изразцы.

""Собственно изразец известен в России с XVI века. Красные изразцы ещё не поливались глазурями, но они интересны прежде всего своим разнообразием сюжетных изображений, красотой и наивной смелостью композиций"".

Не лишенные сметки и художественного вкуса, гончары понимали, что печь, облицованная узорными изразцами, может стать украшением жилища. И ещё понимали они, что рисунок на изразцах должен, с одной стороны поражать воображение покупателя своей красотой и занимательностью, а с другой - быть доступным его пониманию. Значит, и рельефы на изразцах не имеют права быть разнородными, случайными, а должны связываться между собой какой-то единой линией, хотя бы сюжетной. Красные изразцы можно разложить на пять групп. Надписи на некоторых плитках помогают определить названия групп.

Надо заметить, что в конце XVI и особенно в XVII веке излюбленным литературным чтением русского человека была ""Александрия"" - повесть о походах и жизни Александра Македонского. Множество списков повести, украшенных порой самобытными рисунками, ходило тогда по рукам. Увлекательные приключения Александра открывали богатейшие возможности для иллюстраторов. Хитроумный гончар нашел в полюбившейся модной повести темы рисунков будущих изразцов.

Каждые пять кафелей мастер объединил единым сюжетом. Так, первая группа посвящалась штурму ""града Египта"" войсками Александра. На глиняных плитах изображались осажденная крепость и ее защитники; войска, идущие на приступ - пехотинцы, всадники. пушкари и сам царь Александр. На изразцах второй группы можно увидеть охотника, возможно того же Александра, с соколом, льва, барсов, журавля. Третья группа изображает сказочных чудовищ: ""китовраса"" - кентавра, зверя ""инрога"" - единорога - лошадь с рогами на голове, лютого грифа - льва с орлиными крыльями и козлиной мордой, семиглавого зверя, птицу Сирина. На остальных изразцах помещены государственный герб - двуглавый орёл и разнообразные узоры из акантов, пальметт и диковинных растений.

Ряды ""пятёрок"" могли располагаться в любой последовательности. Но, вероятнее всего, в центре помещались изразцы с гербом. Над ними или под ними, так чтобы удобно было разглядывать, располагались изразцы с картинками. А на самом верху и в самом низу шли ряды с узором из трав и цветов. Весь этот калейдоскоп узоров, реальных и фантастических картинок, беспрестанно стоял перед глазами обитателей дома. Он привлекал к себе внимание, будоражил фантазию, порождая неосознанное желание узнать ещё что-нибудь о далёких и таинственных землях и странах.

Позднее эти сюжеты перекочевали в рельефные изразцы с зелёной поливой. Первый изразец, покрытый зелёной поливой, известен как уроженец Пскова. Оттуда он пожаловал в Москву в первой половине XVII столетия. Полную силу зеленый (муравленный) изразец наберёт и в облицовке печей и в наружном керамическом уборе зданий лишь в середине XVII века. Многоцветие в архитектурной керамике заявило о себе в Москве в середине XVI века, когда на некоторых московских, а так же в близлежащих городах появляются изразцовые изделия невиданной красоты и формы.

К этому времени окрепшее Московское государство начало возвращать себе западные земли, захваченные ранее польско-литовскими папами. Многие тысячи людей, духовно тяготевших к своим русским братьям, переселились с этих земель в города Центральной Руси. Среди переселенцев оказалось немало отменных умельцев, оставивших замечательный след в развитии московских ремёсел. Вместе с московскими гончарами они так продвинули ""ценинное дело"" вперёд, что вторую половину XVII века можно было бы назвать золотым веком русского многоцветного изразца. Изразцы XVII - XIX веков, украшавшие печи не только в царских и монастырских покоях, но и в домах купечества и зажиточных горожан были красочны и своеобразны.

""И рельефные, и гладкие, с синим, зелёным и многоцветным рисунком они несут в себе приметы новых времён, освоения опыта других народов и борения с некоторыми иноземными влияниями. При этом в их решении оставались неизменными чувство цвета, композиция, гармония и самобытность лучших отечественных изразечников"".

Изразцовые печи играли большую роль в украшениях интерьеров храмов, трапезных палат, парадных царских, княжеских и боярских теремов, а позднее в XVIII-XIX веках, и в жилых помещениях горожан и зажиточных сельских жителей. Русское изразцовое искусство, в котором широко отразились быт, обычаи и вкусы народа, было создано в большинстве своём безымянными народными мастерами резьбы по дереву, гончарами и живописцами, выходцами из ремесленной части населения в небольших гончарных мастерских, разбросанных по всей территории Русского государства.

Сюжеты для своих изделий мастера черпали чаще всего из окружающей их жизни, флоры и фауны, из легенд, преданий, из смежных отраслей прикладного искусства: резьбы по белу камню, народных мотивов вышивки, набойки и кружев.

В развитии русского изразцового искусства не было чёткой последовательности в изготовлении различных видов изразцов. Например, во второй половине XVII одновременно выделывались терракотовые, муравленые и многоцветные изделия. Истоки русского изразцового искусства следует искать в Древнем Киеве X-XI веков, Старой Рязани и Владимире XII века. При археологических раскопках в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями. Прерванное монголо-татарским нашествием, это производство возродилось через два с половиной столетия в Пскове и Москве. Муравленые изделия Пскова и московские терракотовые плиты XV века, многоцветные рельефы Дмитрова и Старицы XV-XVI веков - наиболее древние керамические изделия послемонгольского периода.

Красные терракотовые изразцы московские мастера начали вырабатывать в конце XVI - нач. XVII веков. В XVII веке производство красных, муравлёных и многоцветных рельефных изразцов распространилось по Центральной части Русского государства. Ведущее начало в эти годы принадлежало Москве, за столицей следовали Ярославль, Владимир, Калуга. В конце XVII - первой половине XVIII веков изразцовые производства организовались в Петербурге, Александровской Слободе, Троице-Сергиевом монастыре и в далёких от столицы городах: Балахне, Соликамске, Великом Устюге и Тотьме. Все указанные производства имели свои чётки отличительные особенности.

Северное изразцовое производство началось в конце XVI века в Орле-Городке на Каме, одном из северных опорных пунктов в период проникновения русских на Урал и в Сибирь. После переноса в 1706 г. Орла-Городка на левый, более высокий берег Камы, изразцовое производство переместилось в Соликамск. Начало балахнинского производства ориентировочно датируют второй половиной XVII века. Печные изразцы Соликамска и Балахны близки по цветовой гамме и сюжетам. Они имели коробчатые румпы на протяжении всего периода существования этих производств.

Производство изразцов на реке Сухоне, в городах Великом Устюге и Тотьме были очень близки между собой: почти одинаковые цвета эмалей с характерной густой травянистой зеленью и отступающие от краёв высокие румпы. Рельефные изображения растительного и орнаментального характера этих производств сохраняются на протяжении всего XVIII - первой половины XIX столетия. Гладкие расписные изразцы выделывались в этих производствах очень короткий период, по всей вероятности, только в XIX веке.

В Калужском изразцовом производстве использовались местные светлые глины с характерными для них красно-жёлтыми и серо-желтыми оттенками. Производства Макарьевского монастыря на Волге и Александровской слободы узнаются по индивидуальным формам их румп.

Для петербургского производства организованного в 10-х годах XVIII века, характерны своеобразный профиль румпы и синяя роспись по белому фону гладкого изразца.

Терракотовые, так называемые красные изразцы, впервые начали вырабатывать в Москве во второй половине XVI века. Красные печные изразцы московского производства, так же как и терракотовые плиты, изготовлялись из красных глин, формировались в резных деревянных формах, выполненных талантливыми мастерами резьбы по дереву, подвергались сушке, а затем обжигу. Для крепления их в печной облицовке или в кирпичной кладке с тыльной стороны выделывались румпы коробчатой формы. Формовка лицевой пластины изразца и изготовление румпы производилось с помощью гончарного круга. Ранние изразцы имели квадратные лицевые пластины размером около 20х20 см. окаймлённые широкими рельефными рамками. Такие изразцы назывались широкорамочными. Большие размеры лицевых пластин дали им ещё и второе название - изразцы ""большой руки"". Толщина пластин этих изразцов была близка к 1 см. Лицевые поверхности красных широкорамочных изразцов богато орнаментировались. Высота рельефа изображений колебалось в пределах 0,3-0,8 см. и, как правило, была несколько ниже высоты рельефа контурной рамки. Наиболее характерные сюжеты: весенние сцены, журавль, лев, Пегас, охотник.

В это же время вырабатывались изразцы ""малой руки"", с квадратной лицевой пластиной размером около 14х14 см. и широкой контурной рамкой. Для выкладки горизонтальных рядов печной облицовки выделывались поясовые изразцы прямоугольной формы. Они имели высоту около 10 см., коробчатые румпы и широкие рамки по длинным сторонам изразца. Рельефные изображения были растительного или геометрического характера. В горизонтальные и вертикальные швы между изразцами закладывались перемычки. Они имели полукруглую форму с рельефными рисунками и на тыльной стороне румпу в виде гребня. Перемычки, вставленные в глиняные швы, увеличивали их герметичность, а полукруглая форма придавала зеркалу печи барельефный характер. Верх печей обычно завершался рядом ""городков"" фигурной формы с узкой контурной рамкой и разнообразными рельефными изображениями.

Из этих основных пяти типов изразцов складывался печной набор, необходимый для облицовки одной печи. Зеркало печи облицовывалось изразцами ""большой руки"", или, как их иногда называли, ""стенными"". Для облицовки углов печей употреблялись те же ""стенные"" изразцы со срезанной под 450 румпой. Для получения перевязки в горизонтальных рядах облицовки применялись половинки ""стенных"" изразцов. Расположение изразцов ""малой руки"" в печной облицовке до сих пор точно не установлено. По всей вероятности они шли на облицовку верха печей или на выкладку более широких горизонтальных рядов. Видимо, не случайно поставленные в ряд пять изразцов ""большой руки"" и семь ""малой руки"" дают один и тот же размер. Изразцовые печи выкладывали на глиняном растворе. Зеркало печи, как правило, белилось, часто с примесью толченой слюды для придания ему блеска. Печи, облицованные красными изразцами, не сохранились. В конце первой половины XVII века начали вырабатываться красные изразцы с узкой контурной рамкой, шириной около 1 см., названные узкорамочными. Незначительное на первый взгляд новшество позволило отказаться от применения перемычек, что сократило количество изделий печного набора, но привело и к определённым недостаткам во внешнем виде печей: утрате барельефного характера печного зеркала и появлению широких глиняных швов между изразцами.

Красные изразцы иного характера изготовлялись гончарной мастерской Троице-Сергиева монастыря. Их отличительной чертой была широкая рамка с рельефным растительным орнаментом. В первой половине XVII века они изготовлялись с коробчатой румпой, а позднее - с румпой, отступающей от краёв. Во второй половине XVII века красные изразцы почти повсеместно были вытеснены более современными, муравлёными и многоцветными изделиями.

Техника изготовления зелёной свинцовой глазури, так называемой муравы, была известна ещё в глубокой древности. На Руси она впервые появилась в Древнем Киеве, а затем в конце XV века в Пскове. В производстве муравлёной керамики Псков опередил Москву почти на полтора столетия, что явилось результатом более частых его политических и торговых связей с западными соседями. Первые муравлёные изразцы московского производства, дошедшие до наших дней, датируются 30-ми годами XVII века. Сюжеты большинства ранних московских муравлёных изразцов имели много общего с изображениями их красноглиняных предшественников. Изразцы изготовлялись из светлых с сероватым оттенком, по всей вероятности, гжельских глин, имели, как правило, квадратные формы лицевых пластин с широкими рамками по контуру и коробчатые румпы. Формовка лицевой пластины и изготовление румпы производилась так же как и у красных изразцов, с помощью гончарного круга.

Первые западные влияния наблюдаются в изразцах Никольской церкви (1665г.) в селе Урюпине под Москвой. Здесь наряду с узкорамочными ранними муравлеными изразцами ""тарелями"" и ""шарами"" имеются изразцы с квадратной лицевой пластиной, но уже без контурных рамок. В московских муравлёных изразцах 70-х годов XVII века продолжают преобладать квадратные формы пластин с изображениями стилизованных цветов, разнообразных птиц.

Хорошего качества изразцы вырабатывались в то же время в Александровской слободе. В фондах Александровского музея хранится около десяти различных типов изделий из облицовки печей, бывших в корпусе монастырских келий. Большинство из них имеют рельефные рисунки, которые переходят на соседние изразцы, образуя на зеркале печи композиции коврового характера. Большая коллекция зелёных изразцов из облицовки печей 80-х годов XVII века хранится в музее ""Новодевичий монастырь"" и фондах Государственного исторического музея. Изразцы, имеющиеся в этих музеях дали возможность установить типы изделий, входившие в состав печного набора и позволило выполнить реконструкции этих печей.

Муравлёные изразцы продолжали выделываться и в первые годы XVIII века, но они потеряли выразительность изображений, сочность рельефа и вскоре были вытеснены новыми расписными изразцами петровского времени. Многоцветные рельефные изразцовые изделия появились в XV-XVI веках в близлежащих к Москве городах.

В Москве многоцветные рельефные изразцы впервые появились в Керамическом декоре церкви Троицы в Никитниках (1635-1653г.г.). Светлая жёлто-розовая глина, из которой изготовлены эти изразцы, характерна только для калужского производства, где, по всей вероятности, они и были выполнены. Вероятнее всего, что огромное богатство купца Никитникова дало ему возможность вызывать в Калугу белорусского мастера, которому были известны секреты изготовления цветных эмалей. Может быть это и было началом вовлечения белорусских мастеров в русское изразцовое производство, которое затем было расширено патриархом Никоном. Производство рельефных многоцветных изразцов было организовано Никоном, настоятелем Иверского Святозерского монастыря, по соседству с обителью - в селе Богородицыне. Здесь начали работать приглашённые им белорусские мастера, выходцы из тогдашних литовских земель. Белорусы привезли с собой секреты изготовления глухих оловянных эмалей четырёх цветов: белого, желтого, бирюзово-зелёного и синего. Кроме эмалей они применяли прозрачную поливу коричневатого цвета, которая на красном черепке изразца давала красивые коричневые оттенки. Новшеством была и прямоугольная форма лицевой пластины изразца, не применявшаяся на Руси до приезда белорусских мастеров.

При изготовлении новых изразцов ведущее начало продолжало принадлежать мастерам резьбы по дереву, и изготовлявшим формы, цветовые решения выполнялись гончарами. Изразцы одного рисунка, как правило, имели несколько вариантов раскраски. Эти новые многоцветные изразцы, называемые ценинными или фряжскими, как нельзя лучше отвечали вкусам того времени. Они хорошо сочетались с пышным декором культовых и светских зданий, так называемым узорочьем, получившим широкое распространение в XVII веке. ""Производство началось в начале 1655 года с выделки печных изразцов гончаром Игнатом Максимовым из добрых глин, найденных в районе села Богородицына. Изготовленные изразцы использовались в самом монастыре, рассылались Никоном в виде подношений, а иногда шли на продажу"". В начале 70-х годов московская гончарная слобода переходит на изготовление многоцветных изразцов, и вскоре производства белорусских и московских мастеров тесно переплетаются между собой и становится трудно различимыми.

В последней четверти XVII века многоцветные изразцы начинают изготовлять провинциальные производства. Ярославские изразечники, минуя изготовление муравлёных изделий начали выделывать многоцветные изразцы. Они изготовляли в большом количестве изразцы - розетки, многоизразцовые клейма, пояса, фризы и антаблементы. Рисунки розеток близки к московским, остальные изделия очень самобытны и отличаются от столичных как по рисункам изображений, так и по оттенкам эмали. Во второй половине XVII столетия центром древнерусского интерьера стала изразцовая печь, а одним из главных элементов декора - изразцовое убранство церквей и колоколен. Более того, многоцветная рельефная керамическая плитка, органично воплотив красоту и богатство, сделала изразцовый декор значимым элементом эстетических представлений человека того времени.

Многоцветные печи, облицованные рельефными изделиями, украшали во второй половине XVII века интерьеры храмов, трапезных, парадных царских и боярских палат. Печи имели чётко выраженный ярусный характер. Каждый ярус складывался из нескольких рядов изразцов или многоизразцовых клейм. Ярусы разделялись профильными горизонтальными тягами. Цокольная и завершающие части печи складывались из более сложных по форме изделий: ножек, подзоров и городков. В начале XVIII века в Москве и соседних с нею городах наружный изразцовый декор зданий выходит из употребления. Изразцы в эти годы используются только в интерьере. В провинциях, особенно далёких от столицы, изразцами продолжали украшать фасады зданий в течение почти всей первой половины XVIII века.

""Бурная Петровская эпоха с её коренной перестройкой общественной жизни и быта верхушки русского общества требовала новых решений в изразцах. Излюбленным на изразцах XVII века единороги, лютые грифы, полканы, сирины и воины-лучники становятся уже анахронизмами"". Рельеф изразцов XVII века был слишком крупен для печей жилых помещений, как правило, не больших в те годы. Это привело к тому, что московские гончары, а за ними и большинство провинциальных мастеров начинают вносить значительные новшества в производство своих изделий. Московские изделия начала XVIII века близки к своим предшественникам: сохраняется многоцветность и рельеф изображения, высота которого постепенно уменьшается, а вскоре рельеф и совсем исчезает. Появляются сюжеты, которых не было, да и не могло быть в допетровские времена. Сохранились изразцы с портретами, ярко отразившие введение Петром I новой моды на одежду и причёски. В первой половине XVIII века изготовлялись изразцы с небольшими рельефными медальонами с примитивной одноцветной росписью.

Размеры медальонов постепенно увеличивались, усложнялась на них роспись, которая стала захватывать в некоторых изделиях всё свободное от медальона поле изразца. Во второй четверти XVIII века на медальонах начинает появляться сюжетная роспись, а иногда и подписи, размещённые на свободном от росписи поле медальона. Печи, облицованные изразцами с овальными медальонами, сохранились надвратной церкви Троице-Сергиевой Лавры и в Верхоспасском соборе Московского Кремля. Балахнинское изразцовое производство в начале XVIII века было близко к московскому. Ранние изделия не имели росписи, затем она появилась в виде скромного рисунка и, постепенно усложняясь, перешла за пределы рельефных медальонов. Совсем иным путём шли мастера Великого Устюга. Они в течение всего XVIII века выделывали многоцветные изразцы с рельефами орнаментального и растительного характера. Роспись на изразцах совсем не применялась. Начало производства в Великом Устюге в 30-40-е годы XVIII века. Ранние изразцы имели темный фон, чаще всего зелёный и светлые орнаменты. Для изразцов конца XVIII века первой половины XIX века характерны белый фон и темные орнаменты. Красочные печи Великого Устюга делились по высоте на несколько ярусов, сложенных из 2-х, 4-х, 9-ти изразцовых клейм. В их рельефных рисунках мастера достигали большого совершенства. ""Разнообразные сюжеты и колорит клейм делают печи Великого Устюга похожими на восточные ковры, которыми может быть, и вдохновлялись северные художники на своих красочных многолюдных ежегодных ярмарках"".

В первой четверти XVIII века в русском изразцовом искусстве появились большие новшества: начали изготавливать гладкие живописные изразцы. Инициатива изготовления их принадлежала Петербургу.

Петр I, начиная строить заложенный им в 1703 году город, принимает личное участие в организации производства печных изразцов нового типа. Дельфтская расписная керамика, с которой он познакомился во время своего путешествия в Голландию, должна была, по его настойчивым требованиям, заменить древние многоцветные изразцы. В 1709 году Петр послал двух пленных шведов в Ново-Иерусалимский монастырь для организации там производства гладких расписных изразцов. Сделанные шведами образцы не получили одобрения. Вероятно, это и послужило поводом для посылки русских мастеров в начале 10-х годов XVIII века в Голландию для обучения их кафельному делу. Обученные в Голландии русские гончары в совершенстве овладели техникой иноземной росписи. Во Дворце - музее Петра I и дворце Меньшикова на Васильевском острове сохранились первые печи, облицованные расписными изразцами нового типа. Они были изготовлены на кирпичных заводах Петербурга, обученными в Голландии мастерами, которые именовались не мастерами, а живописцами. Ведущее начало при изготовлении изразцов теперь стало принадлежать не мастерам резьбы по дереву, а живописцам. Для изготовления гладких печных изразцов, которые всё чаще называют кафелями, уже не требовалась резная деревянная форма, как это было в прошлом веке. Их ровная поверхность покрывалась белой эмалью, затем на неё наносилась роспись, и изразец обжигался. При вторичном обжиге (а первый раз изразец обжигался до нанесения красок), происходило расплавление эмалей и одновременное вплавление росписи. Ярусная структура печей XVII века сохранялась, а многоизразцовые клейма уступили место гладким изразцам с сюжетной росписью. Во многих сюжетах этих изделий сказываются иноземные влияния, особенно в изображениях зданий и парусных судов. Новшествами в этих печах являются украшения средних ярусов расписными колонками и постановка печей на точеные дубовые ножки.

Мастера древней столицы не могли остаться в стороне от петровских нововведений и начали тоже вырабатывать гладкие с синей росписью изразцы. В росписи и сюжетах этих изделий голландские влияния очень незначительны. Один из видов московских изразцов с синей сюжетной росписью и пояснительной надписью бытовал довольно долго, особенно в провинциальных городах. Пути петербургских и московских гончаров довольно быстро разошлись. Одноцветная синяя роспись, видимо не отвечала вкусам древней столицы, и её мастера вновь перешли на полихромию. Приблизительно в 40-х годах XVIII века в Москве складывался новый тип многоцветных изразцов с сюжетной росписью. В середине и во второй половине XVIII столетия они вырабатывались по всей центральной части России. Эти новые многоцветные расписные изразцы имели прямоугольную форму лицевой пластины (16-18х21-23 см.) и отступающую от краев румпу. Изразцы расписывались глазурями 5 цветов: белого, желтого, коричневого, зелёного и синего. Белым покрывался, как правило, фон изразца. Большинство изразцов имело 3-х цветную роспись. Во второй половине XVIII века одновременно изготовлялись два варианта многоцветных изразцов с сюжетной росписью: с пояснительными подписями и без них. Роспись этих изделий не выходила за пределы лицевой пластины изразца. Обрамления были очень разнообразны, начиная от простых узких каёмок и кончая широкими и сложными по рисунку. Исключением были изразцы с изображением цветов, которые, как правило, не имели обрамлений. Сюжеты росписей на изразцах были разнообразными: мужчины и женщины в костюмах XVIII века и в античных одеждах, ""заморские народы"", всадники, воины, охотники, домашние животные, звери, птицы, разнообразные цвета; много сценок из городской и сельской жизни, а также бытового, нравоучительного, любовного и шуточного характера. Изредка встречались легкомысленные, а иногда и непристойные сценки. Не менее интересны и подписи под сюжетами. Они носят чаще всего пояснительный характер. Много изречений народной мудрости и поговорок. На изразцах с ""заморскими народами"" имеются подписи: ""Апонская госпожа"", ""Китайский купец"", ""Кавалеры испанские"". Под изображениями животных, птиц и цветов: ""Елень дикая"", ""В одном беге смел"", ""Познают мя от кохтей"", ""Пою печально"", ""От гласа погибаю"", ""Дух мой сладок"", и много, много других, не менее интересных и забавных.

Характерной особенностью печей XVIII века была неповторяемость сюжетов настенных изразцах печной облицовки. Повторялись только изразцы с изображением отдельных предметов в виде ваз, плодов, букетов. В 60-70-х годах XVIII века количество различных изделий печного набора увеличивается. Начинают выделываться печные изразцы раппортного и коврового типов. Сложные по форме изделия изготавливаются для завершения и угольной части печей. Появляются свободно стоящие колонки.

В конце 60-х годов XVIII века появились печи Калужского производства, значительно отличающиеся от предыдущих как своей формой, так и росписью на изразцах. Печи напоминают небольшие архитектурные сооружения с чёткими горизонтальными членениями. Роспись изразцов носит барочный характер, некоторые сюжеты размещаются на нескольких изразцах. В верхнем ярусе находятся карнизные детали ярко выраженного барочного характера.

Во второй половине XVIII века много выделывалось расписных изразцов с изображениями цветов. В отличие от примитивных и стилизованных цветов на рельефных изделиях, изображения цветов на расписных изразцах более реалистичны и красочны. В середине второй половины XVIII века начали выделываться раппортные изразцы, на которых сюжеты размещались на 2-х, а чаще на 3-х поставленных в ряд изделиях. Они выделывались с пояснительными надписями и без них. На некоторых раппортных изразцах подписи заменялись кавычками. Они предшествовали более поздним изразцам без подписей. В течение всей второй половины XVIII века почти все керамические производства выделывали в больших количествах расписные изразцы с сюжетами без подписи, рисунки которых не выходили за пределы лицевой пластины изделия. Они отличались от своих предшественников середины века более сложным рисунком декоративных рамок. В 80-х годах XVIII века повсеместно начинают выделывать расписные изразцы с упрощёнными сюжетами. Опять появляется синяя роспись по белому фону. Этими изразцами облицовывали более простые по своим формам печи. Это был первый этап к переходу изготовления более упрощенных и дешевых изделий для печей следующего столетия.

Одновременно выделывались и более сложные изразцы с крупной синей росписью. Из них складывали композиции из больших ваз, корзин с цветами, венков, гирлянд, которые размещались на центральной части печного зеркала. Более богатые печи украшались колонками, нишами и сложными по форме завершениями. Гибкое, быстро перестраивающееся производство, не прекращающийся спрос на изделия, покровительство сильных мира сего обеспечивала ему органичное существование в этом столетии.

XIX век не внес ничего нового в историю народного изразцового искусства. Чётко прослеживается спад того взлета, который был достигнут в расписных многоцветных изразцах в третьей четверти XVIII века. Сюжеты начинают постепенно упрощаться, тона эмалей теряют прежнюю яркость. В первой четверти XIX века вновь появляются многоцветные изразцы с пояснительными надписями, но они бытуют очень короткое время, уступая место изделиям с упрощенной росписью. Широкое внедрение изразцовых печей в дома зажиточного городского и сельского населения требовало более дешевых изделий, не чуждых вкусам новых потребителей. В сюжетах этих изразцов находят отражение события окружающей жизни, исчезают аллегорические сценки, поучительные надписи, идилистические пейзажи в пышном обрамлении. Персонажи больше не облекаются в античные тоги и экзотические одежды: в их костюме обстоятельно передаются характерные бытовые детали. Таково, несколько условное, но в достаточной мере точное изображение уланов и гусаров в формах 10-20-х годов и людей в костюмах 30-х-40-х годов XIX века на изразцах того времени, хранящихся сегодня в музее-заповеднике ""Коломенское"". Печи, облицованные цветными изразцами с несложной росписью, делали дом уютнее, жизнерадостнее. В таких изразцах ещё сохранились традиции непосредственного, самобытного народного творчества. Однако и в этой росписи происходили определённые перемены. Изменился сам тип росписи: сочная живопись уступала место сухому графическому рисунку, стал преобладать холодный голубой цвет в сочетании с желтым и коричневым, наконец, нарядное орнаментальное обрамление сменилось узенькой строгой каймой. Ту же эволюцию можно наблюдать и в декоре очень широко распространённых в первой трети XIХ века орнаментальных изразцов с вазонами и букетами. Многоцветная роспись сменяется здесь однотонной синей. Отголоски живописного стиля ещё чувствуются в асимметричной композиции с фруктовой веткой в пышных, сочно написанных барочных завитках. С годами рисунок все более упрощается, становится суше. В конце концов, вся композиция сводится к двум крайне упрощённым веточкам, расположенным крест на крест в ромбовидной рамке. Подобные изразцы дешевые, несложные в производстве, были особенно распространены во многих провинциальных городах и деревнях России.

В дворянских особняках печи выкладывали сложными по исполнению белыми рельефными изразцами с орнаментом и изображениями, выполненными в стиле классицизма. Они напоминают античную скульптуру и являются образцами высокого мастерства безвестных исполнителей. Но, сплошь покрытая белой эмалью, эта керамика в большей мере теряла свою теплоту, печи становились параднее, официальнее. На этом этаже и угасает производство изразцов как своеобразное и яркое народное творчество. Оно возникло в XV веке, достигло своего апогея во второй половине XVII века и перешло в технически оснащённые цеха предприятий керамической промышленности в XIX столетии.

В творениях народных мастеров ярко проявилась их художественная одарённость, высокое мастерство, тонкое понимание материала и свободное владение техникой. В них всегда прослеживаются ясность замысла, чёткость композиции и умение сочетать утилитарные и художественные задачи. Народные художники на всём протяжении их многовековой деятельности с исключительным мастерством отразили в своём искусстве жизнь, стремления и чаяния своего народа, для которого они творили и частью которого были сами. Всё это даёт право считать изразцовое искусство подлинно народным и глубоко национальным русским искусством. Глава IV. Уральский изразец. Керамика сегодня.

В каждом районе, городе существовал свой традиционный узор, свои излюбленные сочетания красок. Так и изразцы, выполненные уральскими мастерами, имеют свои характерные особенности. В Прикамье изразцы появились в последней четверти XVII века. Изделия уральского керамического производства украсили соборы Соликамска и других старых уральских городов. До сих пор они сверкают яркими красками на фасадах Богоявленской церкви, северного крыльца Троицкого собора в Соликамске, церкви в селе Ленва, часовни Спаса - Убруса в Усолье. Четкие упругие линии рисунка при невысоком рельефе, гармоничная композиция, чистый зеленый цвет с неожиданными всплесками голубого и желтого - всё это характерно для изразцов, производившихся на Урале. Сюжет рисунка изразцов Богоявленской церкви и Троицкого собора напоминает ""балахинские кафли"". Любопытно, что рисунок часто совпадает полностью, но даётся в зеркальном отражении. Это, видимо, связано с тем, что строители завезли с собой готовые образцы и использовали их при изготовлении новой формы.

На балахинских кафлях часто рисовали крупную птицу с открытым клювом - ""оглядыш"". Она оглянулась - повернула голову к летящей крохотной птичке, вестнику. Оглядыш есть и на соликамских памятниках, но вестника на них нет, видно ""потерялся"" в дороге. На других плитках птица неясыть, по легенде выклёвывающая свою грудь, чтобы накормить птенцов. Присутствует на изразцах изображение ворона, несущего в лапе початок, другой лапой опирающегося на какой-то причудливый цветок. Есть здесь заморская диковина - индюк и сказочная жар-птица.- павлин с распущенным хвостом. Каждая из птиц стоит в центре плитки, в рамке из затейливого растительного орнамента. Рисунок рамки продуман так, что при раскладке изразцов вперемешку все завитки объединяются в общую композицию. По замыслу мастера, отдельные кафли, складываясь вместе составляют непрерывную красочную ленту - ""раппорт"". Ленты опоясывают храм в два, три яруса, и дают при солнечном освещении впечатление нарядности, праздничности.

Уникальный и не имеет себе подобных в русской архитектуре изразцы часовни Спаса - Убруса, построенной во второй половине XVII века. На них изображен излюбленный в народном искусстве мотив - вещая птица Сирин, полудева, полуптица, родная сестра сладкозвучных сирен классической Эллады. На Руси мифологическая Сирена зажила самостоятельной жизнью. Образ ""птицы-души"" - райской птицы Сирин встречается в произведениях древней письменности; на золотых ювелирных изделиях; на расписных деревянных прялках Севера; в керамике многих Строгановских построек XVII - нач. XVIII веков. Усольская птица Сирин отличается от всех известных русских изображений. Она как бы вновь обретает черты мифической Сирены - это трубящая птица с девичьим лицом, с короной на голове. Недалеко от часовни, на месте бывшего села Ленва, стоит каменное здание Троицкой церкви. Фасады этой церкви также богато отделаны цветной керамикой.

Абсолютный вкус, чувство формы и цвета делают пермские изразцы настоящими произведениями искусства. Из изразцов Соликамского производства сохранились также отдельные изразцы и многоизразцовые печные клейма, хранящиеся в местном краеведческом музее. Клейма, близкие по времени их изготовления к началу XVIII века, не имеют росписи, в то время как у более поздних всё свободное от рельефа поле изразцов заполнялось примитивной синей росписью. По своей композиционной структуре они очень близки к аналогичным балахинским и московским печным клеймам. Соликамских печей первой половины XVIII века не сохранилось. Многоизразцовые клейма в местном музее и несколько фотографий с утраченных печей дали возможность выполнить их реконструкции. В фондах Екатеринбургского краеведческого музея хранится ряд изразцов, среди них несколько предметов печного набора, привезённые из Соликамска.

Первое появление изразцового убранства в России относят к концу 15 началу 16 века, когда появились керамические плиты с орнаментальным рельефным узором. Возможно, их появление связано с переселением белорусских мастеровых, бежавших со своей родины в Московию от польских и литовских угнетателей. Поливные (покрытые налитой глазурью и обожженные в печи) изразцы украсили собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного). В конце 16 века в Москве начинается широкое производство «красных» изразцов (печные терракотовые изразцы из красной глины). Изразцы формовали в деревянных формах (фото внизу) с вырезанным объемным рисунком (по аналогии со старинной технологией приготовления русских пряников) методом так называемой «набивки».

Расцвет русского изразцового искусства наступил во второй половине 17 века и связан с широким распространением рельефных многоцветных изразцов. Белорусские мастера принесли в Москву секреты изготовления непрозрачных глазурей (обычно называемых эмалями). Яркие многоцветные печи стали главным элементом интерьеров домов на Руси, а изразцовые фасадные элементы украсили многочисленные здания и сооружения того времени. Москва сохранила некоторые из них, например, Покровский собор (1671-1679 года) и Мостовая башня (начало 1670-х годов) в Измайлове, изразцы для которых были выполнены московскими мастерами Степаном Ивановым (Полубесом) и Игнатом Максимовым. Некоторые элементы изразцовых декоров Москвы 17 века показаны на фото в материалах этой статьи.

Особых высот изразцовое искусство во внешней отделке храмов достигает в Ярославле. Семнадцатый век становится для него золотым. В это время Ярославль приобретает те неповторимые черты, которые на века стали его отличительной особенностью. В то время в городе было семь монастырей и 50 храмов. Массивные церкви из красного кирпича, увенчанные зелеными главами, с устремленными ввысь стройными колокольнями, соревнуясь в красоте и монументальности, встали в одну линию на высоком берегу реки. Богатые изразцовые узоры многоцветным полотном покрывали стены соборов, наличники окон, барабаны куполов. По богатству и разнообразию изразцовой отделки с такими храмами как Иоанна Предтечи, Иоанна Златоуста, Николая Мокрого не могут сравниться другие храмы. Некоторые уникальные ярославские соборы вошли в списки всемирного наследия Юнеско.

18 век в русской жизни характеризуется дальнейшим проникновением Европейских художественных тенденций в традиционное искусство, что повлекло за собой некоторые изменения в художественных вкусах общества. Не избежало этого и изразцовое искусство. Здесь прежде всего нужно отметить роль Петра 1, который при своем посещении Голландии в 1697-1698 годах заметил своим зорким взглядом прекрасные «кафели», которые были в доме почти у каждого горожанина. Он отдал приказ изготавливать гладкие белые изразцы, по которым наносить рисунок синей глазурью и таким образом открыл новое и перспективное направление в изразцовом искусстве. Это направление является главным и по сегодняшний день - гладкие, красивые, милые сердцу и глазу изразцы скрашивают жизнь, дают тепло в наши холодные зимы. И сегодня гладкие шелковистые от остеклованной глазури, нежные под рукой, хранящие тепло печи и отдающие его людям, разноцветные - изразцы незаменимы и безупречны. Мало того, их сверкающая поверхность всегда нова, стоит только протереть их мокрой тряпкой. Печки в старых усадьбах и сейчас потрясают и притягивают наши взгляды. Кроме того, у гладкой глазурованной керамики есть еще свойства, например, на чистых изразцах не пригорает пыль (что вредно для здоровья) и они повышают теплоотдачу печей примерно на 10% (по сравнению с кирпичной кладкой неотделанной печки).

Изразец 18 века стал иным - гладкая лицевая поверхность, сдержанная цветовая гамма, многообразие сюжетов, выполненных в стиле росписи. Героями сюжетов стали люди из разных слоев общества и в различных ситуациях. К концу века в изразцовой живописи преобладало многоцветное изображение цветов, букетов и птиц. Керамические изразцы в виде отдельных элементов или панно являлись составной частью сложной архитектурной композиции печей, главного украшения интерьера.

В 1858 году при восстановлении палат бояр Романовых на Варварке по эскизам архитектора Ф. Рихтера были воссозданы старинные печи с изразцами в стиле «древних мастеров». Хотя они и отличаются от старинных оригиналов, но, тем не менее, интересны как работы талантливого художника, переосмысливающего древнее искусство с позиций его времени.

В конце ХІХ века изразцовым искусством заинтересовались крупные художники и керамисты, прежде всего Михаил Врубель, создавший в имении Абрамцево ряд шедевров. В своих работах он продвинулся очень далеко вперед, разработал целый ряд новых технологий глазурования и обжига с применением собственных глазурей широкой цветовой гаммы. Он создал скульптурные композиции, ранее не виданные в России (например, скамейка в саду и лежанка печи с головой льва, замечательные компоновки печей и каминов), облицованные цветной керамикой, которые являются шедеврами керамического искусства. Михаил Врубель был одновременно великим художником (недаром его картины занимают целый зал в Третьяковской галерее Москвы), значительным скульптором и сильным технологом-новатором в керамическом производстве. В Х1Х веке изразцовое производство широко распространилось, продукция производилась в широком ассортименте и была различной по стоимости и художественной ценности для широкого слоя потребителей. Изразцы предназначались, прежде всего, для отделки печей, являющихся едва ли не главным и совершенно необходимым элементом русского быта.

Занимающее совершенно особое место в России производство М.С. Кузнецова, изготовлявшего фарфоровую и фаянсовую посуду, выпускало также изразцы в достаточно широком ассортименте. Так, каталог 1899 года «Товарищества М.С. Кузнецова» предлагал 18 видов печей и каминов, много различных видов отдельных изразцов и плиток, два киота и один иконостас.

После революции 1917 года изразцовое искусство, как и все виды искусств, претерпело очень значительные изменения. В первый послереволюционный период практически во всех видах искусств главными направлениями стал конструктивизм и модернизм, изразцовое искусство также не избежало этого влияния. Затем искусство вновь вернулись к реализму (соцреализму). В литературе, в живописи, в скульптуре, и, конечно, в керамике стали преобладать производственные темы, изображались люди труда и природа, в основном без художественных изысков и сложностей. Но производство изразцов практически сошло на "нет".

В 90-е годы ХХ века изразцовое искусство начало возрождаться. Появились небольшие мастерские, маленькие керамические заводы, где начали изготавливать изразцы. Многие талантливые художники работают с керамикой и демонстрируют свои успехи. Так, работы мастеров были представлены на выставке Московского изразца в Измайлово в 2007 году, таких, например, как Николай Любимов, Евгений Тарабин, Сергей Лебедев. Художник Анна Удальцова, заведующая кафедрой керамики Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г Строганова, показала на этой выставке не только работы мастеров, но и первые опыты своих студентов. Современные художники плодотворно трудятся над сохранением древнего прекрасного наследия русских керамистов. Так, Николай Любимов многие годы занят реставрацией изразцовой керамики Успенского собора Новоиерусалимского кремля. Работы Евгения Тарабина украшают надвратную церковь Андреевского монастыря в Москве, им восстановлен знаменитый фриз «павлинье око», подобный фризу Покровского собора в Измайлово. Выставка изразцового искусства из фондов Московского государственного объединенного музея-заповедника в Измайлово, проведенная в2007 году, еще раз показала, какие бесценные сокровища хранит наша история и как их сохранение важно для жизни народа. Некоторые великолепные работы художников - керамистов показаны ниже на фото. Одновременно с фабричным производством развивается также и индивидуальное, создавшее ряд замечательных произведений русского изразцового искусства.

печах могут рассказать нам о жизни и быте людей разных периодов. Ведь керамическая отделка пришла к нам из далёких времён и сохранилась на многих очагах благодаря своим уникальным свойствам. А изразцовые печи и камины в старинных постройках служили неотъемлемым элементом отопительной системы. Некоторые из них использовались по своему прямому назначению, некоторые же выступали декоративным элементом для маскировки отопительных труб, распределяющих тепло от центральной топки.

Но зачастую все они служили украшением интерьера, а в замках, дворцах и имениях знатных и зажиточных персон выступали признаком благосостояния. По этой причине для их отделки привлекались самые лучшие мастера, использовались самые дорогие материалы и новейшие тенденции росписи. Но есть некоторые Изразцовые печи , заслуживающие особого внимания, они могут рассказать нам немного больше, чем другие.

История в печных изразцах: фото росписи с исторической ценностью

Первая изразцовая печь, о которой хочется рассказать, находится в латвийском замке Яунмоку. Замок в неоготическом стиле был возведён в 1901 году в качестве охотничьей резиденции для мэра Риги Джорджа Армистеда. Строение представляет собой памятник архитектуры и на сегодняшний день является Музеем леса, поэтому все желающие могут познакомиться с изразцами печи не только на фото, но и увидеть воочию.

Изразцовая печь, изготовленная фабрикой «Целмс и Бэмс», находится на втором этаже замка. Она служит не только украшением интерьера, но и исторической памяткой. Кафельная отделка, приуроченная к 700-летию Риги, состоит из 130 керамических плиток с изображением около 50 различных видов старого города и его окрестностей. Картины улиц и площадей, архитектурных сооружений и латвийской природы напоминают старинные фотографии и очень хорошо передают не только исторические факты, но и дух того времени.

Фото: печь с изразцами , выполненная в честь 700-летия Риги

Фото: печные изразцы с изображением старой Риги, 1901 г.

Фото: изразцы на печи замка Яунмоку, Латвия

Ещё одна печь с историческим подтекстом росписи изразцов расположилась в чешском замке Орлик. Строительство замка и возникновение его необычного названия связано с легендой. История рассказывает о жестоком атамане, который возглавлял шайку разбойников, орудовавшую в лесах на юге Чехии. Однажды, вернувшись со своего промысла, атаман не обнаружил своего любимого сына. Долгие поиски не дали результатов, и убитый горем отец заснул неподалёку от скалы на берегу реки Влтавы. Утром атамана разбудил детский плач, который и привёл его к орлиному гнезду на вершине скалы. Вернув своего сына, атаман решил раз и навсегда распрощаться со своей разбойничьей жизнью и возвёл вместе со своей шайкой оборонную крепость. И именно эта крепость в XIV веке была реконструирована в прекрасный готический замок из камня.

В середине XIX века появилась изразцовая печь, запечатлевшая легенду в своей облицовке. Как и интерьер замка Орлик, печь выполнена в неоготическом стиле. Керамические изразцы напоминают сказочную книжку с яркими цветными картинками. А зелёные изразцы с рельефным орнаментом обрамляют её страницы словно красочный форзац. Текстовые фрагменты росписи поражают тонкостью работы мастеров-керамистов того времени.

Народная мудрость в картинках на изразцовых печах

В период XVII-XIX веков становятся популярными изразцы для печей и каминов с сюжетной росписью. Такие изображения передают нам особенности взаимоотношений и жизни людей того времени. Порой изразцы выступают настоящим учебным пособием, как в случае с печью во дворце Юсуповых, с которой мы познакомились ранее . А некоторые экземпляры даже несут в себе философские суждения и народную мудрость, увековеченную в керамике мастерами.

Изразцы с письменными заметками можно встретить на печах в Архиерейских палатах. Это целый комплекс зданий в Суздальском кремле, который предназначался для церковного верховенства. Сооружения возводились на протяжении XV-XVII веков. В конце XVII-начале XVIII века отдельные здания комплекса были объединены. В этот же период на втором этаже была построена Крестовая палата для торжественных событий и приёма гостей. Помещение представляет собой самый роскошный и великолепный зал.

Две изразцовые голландские печи барочного типа, отапливавшие Крестовую палату, появились в середине XVIII века. Их керамическая отделка схожа. Основные элементы украшает сюжетная роспись с небольшим текстовым сопровождением. Отличается лишь цвет пигмента росписи: синий и коричневый.

Фото: изразцовые печи Крестовой палаты, Суздаль

Фото: изразцы печные, середина XVIII в.

Схожие изразцы можно увидеть в Костромском Ипатьевском монастыре. Такая печь украшает Палаты бояр Романовых. Её появление датируется XIX веком и связано с перестройкой монастырских келий в царские палаты под руководством архитектора Фёдора Фёдоровича Рихтера. Текстовые фрагменты и сюжеты данной керамической отделки ближе к религиозным догматам, а некоторые и вовсе цитируют Священное писание. Связано это с тем, что выполнялась роспись церковными мастерами.

Фото: изразец печной, середина XIX века

Например, изразец для печи на фото гласит «Милость и истина сретостася», что означает «Милость и истина встретятся». Речь идёт о милости и справедливости Господа в день Суда. В верхней части плитки изображён мешок, символизирующий поступки и деяния человека на протяжении жизни. И для каждого человека стоит вопрос, перевесит ли чаша весов с мешком чашу, наполненную водой божественного милосердия.

Картинка на изразцовой печи на фото озаглавлена надписью «С тобою засыхаю». Всем известен библейский символизм, олицетворяющий вселенское зло в образе змея. Так и здесь мы видим, как зло губит всё живое на своём пути. Человек, окутанный злом, засыхает подобно деревцу, которое превратилось в безжизненную корягу в объятиях змея.

Удивительно, насколько необычной и многообразной может быть изразцовая отделка печей. Благодаря кропотливому труду мастеров в керамике могут застыть страницы истории, мифы и легенды, мудрость веков, культурные ценности, традиции и даже религиозные догматы. Керамическая облицовка очага может не только радовать глаз, но и быть наполненной содержанием и глубиной.

Рассмотренные творения не объединяет ни время или место их создания, ни происхождение или культура их создателей. Приравнять их можно только по одному выразительному признаку - вложенной частичке души мастеров. Эти печи являются лишним доказательством того, что керамика - это бессмертное искусство, способное говорить, передавать мысли и заставлять задуматься.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры