Тема подвига и самопожертвования в «Легенде о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Главная / Ссоры

Куприна Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы

МКОУ «Гимназия №259», г.Фокино, Приморского края

Тема урока: Тема подвига и самопожертвования в «Легенде о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Форма проведения: урок-дискуссия с элементами технологии критического мышления.

Цель урока: проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия

Задачи:

Образовательные:

1. рассмотреть проблему романтического героя в ранних произведениях М. Горького;

2. провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие.

Развивающие:

1. развивать навыки анализа художественного текста;

2. развивать у учащихся чувство « художественного слова»;

3. развивать речь, умение формулировать высказывание.

Воспитательная:

1. через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям;

2. подвести учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с рассказом «Старуха Изергиль», выявить идейно-художественное своеобразие «Легенды о Данко», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, формирование чётких представлений о добродетели и самопожертвовании. На примере отношения главного героя к людям прививать детям человеколюбие.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник..

Межпредметные связи: география, живопись.

Оборудование:

Портрет М. Горького

Презентация

Карточки с заданиями

Толковые словари

Эпиграф урока:

Ход урока.

1.Вступительная часть урока. Создание мотивации и эмоционального настроя.

(слайд 1- пламя)

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Итак, урок литературы.

И вы, и я волнуемся. Послушайте, как стучат наши сердца. Давайте подарим их друг другу.

2.Фаза вызова .

Учитель: Каким быть, как прожить жизнь? Какие поступки совершать? Что любить и что ненавидеть? Как прожить свою жизнь, дарованную нам?

(2 слайд) Прочтите, ребята, эпиграф к уроку.

Жизнь не тающая свеча. Это что – то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.

Какой смысл вкладывал Б.Шоу в эти слова? Как вы это понимаете? И как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Сегодня, ребята, мы поговорим о жизни, о ее цене, о предназначении человека и об уникальности человеческой жизни. Давай попытаемся сформулировать тему урока, но для начала:

(3 слайд) -Какие ассоциации появляются у вас со словом ПОДВИГ? Как он связан с нашей жизнью?

Какие примеры подвигов вы можете привести из художественной литературы?

Вы так легко называете примеры. А что же такое подвиг? Дайте определение этому понятию.

Давайте посмотрим в «Толковом словаре» Ожегова.

(4 слайд)* Героический самоотверженный поступок. (слайд 2 – определение)

(5 слайд)- Как вы понимаете слово ПОСТУПОК?

Обратимся к словарю.

(6 слайд )* Решительное активное действие в сложных обстоятельствах .

(7 слайд)- Сегодня мы с вами будем изучать произведение М. Горького «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Вы уже прочитали легенду.

Попробуйте определить тему произведения.

(подвига, поступка, трусости, предательства), следовательно, темой урока у нас будет тема подвиги

(9 слайд) САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ –это…

А теперь попробуем сформулируем цель , посмотрите на следующие понятия

(10 слайд) ТРУСИТЬ (дайте определение)

БЕССИЛИЕ (дайте определение)

(11 слайд)- А теперь эти 5 слов я соберу в кластер.

Посмотрите на него и скажите, что объединяет или разделяет эти слова? Какие вопросы появляются у вас в связи с объединением этих слов? Что может быть написано в центре кластера?

(12 слайд)

(как подвиг сопоставляется с трусостью,

почему подвиг и трусость стоят рядом,

что можно назвать подвигом,

подвиг и самопожертвование – одно и то же,

поступок Данко – подвиг или самопожертвование?)

*Учащиеся записывают вопросы в тетради

-Цель нашей работы на уроке– выяснить и дать ответы на эти вопросы.

3.Фаза реализации замысла.

  1. Знакомство с «Легендой о Данко», что такое легенда как литературный жанр

(13 слайд) Словарная работа. - Что такое легенда ? (Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.)

  1. Сюжет легенды.

В основе сюжета легенды лежит библейская история о Моисее

(рассказ истории учеником с показом сюжетных картинок из Библии)

(14, 15 слайд) Библейская история о Моисее

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

  1. Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

4. Работа с текстом.

(16, 17 слайд)- Чтобы понять, почему Данко решился на поступок, надо узнать, что заставило его повести племя, т.е. мотивы поведения.

Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (1,2 предл)

Где они жили сначала? (1,2 предл)

Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу? (3 предл)

"Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса.

Чтобы лучше понять, осознать, в какой обстановке находилось племя, обратимся к языковым особенностям текста.

(18 слайд) Задание 1 : выписать со стр. краски, описывающие природу леса (1 группа), звуки и запахи леса (2 группа), описание племени (его характеристика) (3 группа).

Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад , и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна – назад, - там были сильные и злые враги, другая – вперед, - там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота... Люди все сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче...Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни...

(19 слайд)- Дайте определение слов ЗАВЕТ, СМРАД.

Сопоставьте характеристику племени и места обитания.

(противоречат, противопоставлены)

Почему у таких сильных людей родился страх? (от безысходности и смерти близких)

Что-нибудь предприняло племя, чтобы изменить свою жизнь?

Подберите синоним к фразе НИЧЕГОНЕДЕЛАНЬЕ.

(равнодушие, бездействие, сидеть на месте)

К чему привело бездействие? Что породило? (трусость)

К какой мысли привели их трусость и бездействие?

(породили готовность к рабству и зависимости)

Т.е. лучше рабство от врагов, чем рабство от бессилия и страха.

Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, равнодушно или спокойно, готового к рабству, назвать честной и свободной?

(20 слайд)– цитата Толстого)

Л.Н. Толстой говорил: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.»

А как об этом говорит М. Горький в нашем тексте? Найдите его слова и зачитайте.

(«Кто ничего не делает, с тем ничего и не станется»)

А какая поговорка существует в русском фольклоре?

(под лежачий камень вода не течет)

Т.е. человек пока бездействует, он ничего не добьется, не будет даже нравственно развиваться.

(слайд 21)- И вот появляется Данко.

Но тут явился Данко и спас всех один. Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:

- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..

Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.

- Веди ты нас! - сказали они.

Тогда он повел..."

Почему люди, посмотрев на него, увидели, что «он лучший из них»? Зачитайте цитату.

(«В очах его светилось много силы и живого огня»)

Почему доверили именно ему вывести племя?

Из текста видно, что решение толпы объясняется порывом, желанием снять с себя ответственность. Это слепая вера в то, что Д. один справится с возможными трудностями.

"Повел их Данко. Дружно все пошли за ним - верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как!Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.- Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!- Вы сказали: "Веди!" - и я повел! - крикнул Данко, становясь против них грудью. - Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!Но эти слова разъярили их еще более.- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, итогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

Тогда почему они сначала «начали роптать» на Д., а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него?

(Оказалось, что Д., который шел впереди них, вызвал

раздражение, т.к. «стыдно было сознаться в бессилии».

«Стали они упрекать его в неумении управлять ими».)

За что же он должен был погибнуть? (за то, что им в дороге не было легко)

Какое чувство переживает Д., глядя на толпу судящих его людей?

(сначала испытывает негодование, но «от жалости

к людям оно погасло», «вспыхнул огнем желания спасти их»)

Т.е. Д. сумел смирить свою гордыню. Чувство любви к миру и к людям в нем победило.

Почему же тогда в душе Д. зародилась тоска? (безверие убивает человека)

(Слайд 22)*Чтение текста учеником наизусть

- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

Для чего Д. вырвал из груди сердце? (чтобы доказать любовь и верность людям)

(Слайд 23)- Давайте посмотрим об этом видеофрагмент. (ВИДЕО)

(Слайд 24)*Средства художественной выразительности

Какими средствами х.в. изображается сердце героя?

(- Градация: “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца”.

Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел.

Перифраз: сердце – “факел великой любви к людям”, символ жертвенной любви.)

4.Фаза рефлексии.

(Слайд 25) -Теперь вернемся к нашему кластеру и целям урока.

(Слайд 26)- Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?

Подвиг и самопожертвование – одно и то же?

Что можно назвать подвигом?

Как подвиг сопоставляется с трусостью?

Почему подвиг и трусость стоят рядом?

Чем может пожертвовать современный человек? (деньги, время, условия)

Для того чтобы пожертвовать собой ради другого, чтобы совершить подвиг, нужно только идти на войну, броситься в пожар? (маленькие подвиги совершаются самыми обычными людьми в самых обычных обстоятельствах)

(Слайд 27)- Горький говорил (цитата Горького): «В жизни всегда есть место подвигу»

- Приведите примеры подвигов из жизни.

Данко особенный человек? А какой человек способен совершить подвиг?

Чтобы лучше понять, чем герой отличается от обычных людей, а в частности Данко от племени, я предлагаю вам выполнить задание 1 группе - составить обратный кластер.

(слайд 28,29) Задание 2 группе: впишите в овалы свои выводы о племени и Данко в различных отношениях.

Чем Данко отличается от племени? Каков герой по сравнению с племенем?

(любовью к людям)

Могли ли люди в таком душевном состоянии и с такими взглядами совершить подвиг?

(Слайд 30)- Значит, для подвига нужно вдохновение? (это внутреннее желание помочь, независимо от взглядов, состояния, настроения человека, это любовь и умение жертвовать собой)

Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.

-Вернемся к целям нашего урока. Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы?

У нас остался ещё один вопрос: Для чего Данко, да и вообще люди совершают подвиг?

Критик Л.А.Трубина пишет, что в легенде о Данко утверждается «идея подвига во имя общего счастья». Вы согласны с этим мнением? В чем?

(ради спасения других людей, из любви к ним)

Требует ли Горький в легенде героизма от людей?

(Слайд 32) Критик Г. Владимов убежден, что «нельзя ни от кого потребовать героизма, но научиться…..»

Чему может научиться человек? Закончите фразу критика.

(Слайд 32) («но научиться уважать его можно»)

В чем же заключается смысл легенды: в прославлении героизма или в стремлении научить людей уважать героизм? Или в чем-то другом?

(Слайд 33) -А теперь вернемся к кластеру. Что же должно быть написано в центре? Что нужно проявлять к любому человеку?

(уважение)

(Слайд 34)– цитата Горького)

М. Горький писал: «Подвиг – это высшая степень свободы от любви к себе»

Объясните фразу Горького.

*Подвиг – это не только поступок, подвиг – это умение любить любых людей. Подвиг Д. – принести людям счастье.

5.Подведение итогов.

Что же вы нового узнали о подвиге?

Изменилось ли ваше представление о подвиге?

(подвиг – это умение дарить любовь к людям)

*В своем творчестве М. Горький решал вопросы, каким быть человеку и как ему жить среди людей.

(Слад 35) -И в знак того, что мы пришли к единому мнению давайте зажжём наши символические сердце и частичку тепла наших сердец подарим всем, кто находится здесь – это и будет нашим маленьким подвигом.

*Благодарю вас за урок. Отметки …

6. Домашнее задание: напишите сочинения-миниатюры, выбрав одну из тем: “Можно ли назвать Данко героем?”, “Какого человека можно назвать красивым?”, “Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?”

Подвиг Данко

Посвящается А.К.

Когда это было, никто и не вспомнит. Никто и не скажет, была ли это правда или так, сказка о невозможном.

Еще никогда не было так холодно в этом городе. Температура медленно тоненькой красной струйкой опускалась к сорока. На улице застыли ледяные фигуры деревьев. Они окунули свои грузные ветви в серебро и платину. Ветер срывал с них последний снег и кружил его хлопьями в печальном зимнем вальсе, швыряя его в лицо редким прохожим. Уже давно крепким сном спала природа, а в ее сердце расцветали ромашки. Зима никогда не вызывала в ней тоску и сожаление о прошедшем лете. Там, опьяненная запахом сирени, она гуляла по улицам российских городов, загорала на сером песке местных пляжей, находила друзей, которых волей судьбы больше не встретить, и без памяти любила очередного «единственного» мужчину, который, как и все, оставил после себя приятные воспоминания. Последняя капля лета допита, а впереди еще целый ящик шипучей и бурлящей жизни. Наверно…
Любила.
Летала. И оковы тяжелой шубы не могли удержать ее на земле. Ее глаза светились ярче и теплее, чем в небе одинокое и тусклое солнце. Она смеялась громче и звонче, чем задорные ручьи весной. И совсем, совсем не было холодно. Где-то внутри пульсировало то, что согревало ее. В конце сентября он неосторожно чиркнул спичкой и поднес ее близко к огнеопасному сердцу, и оно взорвалось чувством. Теперь для нее жизнь заключалась лишь в коротких встречах, недолгих разговорах. На вечер их дороги пересекались, и вновь расходились в разных направлениях.
Только в его глазах она видела Космос, куда желала улететь, закрывшись с ним в комнате. Звезды меркли в сравнении с тем блеском, которым горели ее глаза, когда он был рядом. Просто рядом, плечо к плечу. И не скрыть смущения, когда разговор прерывался вдруг томительным молчанием. И какой была глупой фраза, нарушившая тишину.
И совсем не было ничего общего. Трудно было подобрать слова, чтобы вести заинтересованный диалог. КВН, КК, спорт, музыка, машины, математика, хотя она в ней ни черта не понимала, весь мир - это то, о чем они могли бы поговорить, но так сложно... Может, потому, что между ними было что-то большее, чем общая тема для обсуждения? Любовь…
А вокруг нее, как огромный айсберг, замерз город. Вставал транспорт. Автомобили выпрыгивали в тулупы, совершали сложные поддержки, и сливались в страстном поцелуе на обледенелых шоссе. Температура на градуснике падала с каждым днем. Люди наблюдали за всем этими бесчинства природы через стекло своего автомобиля, или уютного кафе, или взирали на все это из своего рабочего кабинета. Но носа никто на улицу не осмеливался показать лишний раз без особого повода.
А ей было все равно. Она гуляла по центральным улицам, про себя сочиняя стихи, представляя сцены признанья, поцелуя… и что-то волнующее щекотало внизу живота.
Он, как и все, завернувшись по глубже в куртку и изредка доставая руки из карманов, чтобы согреть их дыханьем, торопился прильнуть к печке в маршрутке, к обогревателю дома. Надеялся на потепление погоды, чтобы отправиться покорять склоны Хабаровского. Готовился сдать дискретку, как всегда на отлично.
И вдруг…
-Люблю.
Он отвел глаза и промолчал.
-Ты мне нравишься! – повысила она голос.
Он улыбнулся.
-Я хочу докричаться до тебя. Хочу согреть твой лед.
Теперь манящий, прекрасный холод его глаз стал понятен как никогда. Обычное равнодушие, присыпанное снегом и покрытое коркой толстого льда. Она стояла, смотрела на него без слез, не готовая к разочарованию и ждала ответа. Ждала хоть слова.
- Безрассудный поступок тебе признаться, не правда ли, но так мне будет в два раза легче, даже если я услышу: "Нет".
Он внимательно изучал снег, скопившийся на его ботинках.
- О чем твое молчание? О том, что ничего быть не может, ты ничего не хочешь, не хочешь меня расстраивать, или тебя так переполняют чувства, что тебе трудно даже дышать?
В ответ лишь короткая улыбка кому-то в сторону.
-Ты мне нужен, - я посмотрела в окно. А там еще сильнее повалил снег. Ветер подгонял заблудших людей. Неоновые огни магазинов не горели. Город стал бледным, унылым за эти дни, словно больной, ожидающий операции. Температура стала критической для этой полосы местности. Севернее такой погодой ребенка не испугаешь. Какие там, наверное, люди сильные и смелые духом…
По радио объявили, что произошла авария, старые, новые трубы не выдержали низкой температуры и взорвались. Город полностью лишился отопления. ЖЭК и лично губернатор в ближайшее время обещают исправить ситуацию. Последний так сам, наверное, возьмется за ремонт. Вдруг сразу все ожили, затрещали, как вернувшиеся с юга птицы. Только что-то из рода вон выходящее может встрепенуть людей и оторвать их от своих дел. Перспектива ходить по улице и спать в одном и том же не радовала никого.
Да, даже в наш век высоких технологий мы не можем противостоять природе, и никогда не найдем столько сил.
Он возмутился: «Теперь придется обогреватель еще один покупать. Кто знает, когда там отремонтируют. Все перемрут, пока тепла дождутся, » - посмотрел на свою собеседницу, ожидая поддержки.
- У меня есть сломанный. Мне хватит, - дотронулась она ладонью до разрисованного кружевами окна, - От этого холода не замерзнешь…
- Ты о чем? – нахмурился молодой человек.
- Да так. Мысли в слух.
- Ты никогда не дружила с рассудком, - он улыбнулся.
- Мне нравиться, когда ты улыбаешься, - тихо сказала девушка. Только в эти мгновения ей казалось, что он тоже может гореть.
Но его многозначительное молчание обжигало льдом надежду. В сердце закрадывалась пугающая пустота, которая постепенно превращала в жесткого, в чем -то грубого, рассудительного человека. Она не могла и не хотела, быть такой. Касание покраснелой щеки не воспламенит огонь в глазах.
- Хочешь, все измениться? Станет тепло…как летом в июле. Все в секунду растает, побежит водой по тротуарам, - она говорила быстро с перерывами, едва успевая сглатывать слюну. - Ты согреешься, люди…Только будет жарко, очень жарко…Ты будешь пить, пить, но вода не спасет тебя. Везде ты будешь искать прохлады…с нетерпеньем ждать ливня, чтобы на мгновенье охладиться.
- Пар костей не ломит. Брр…ноги замерзли.
Девушка посмотрела в любимые глаза, в них все также тонул свет, как в черных дырах. Он стоял неподвижно, напротив нее. Такой же немой и слепой. Она жалела, что не обладает телепатическим даром. Может, сейчас он признавался ей в своих чувствах… Усмехнулась, отвернулась, пошла быстрым шагом к выходу, куда-то, где меркли все тени.
- Зачем мне одной его невыносимый огонь? – говорила она с пустотой. - Он меня осушает изнутри, лишает свободы чувств и действий, даря взамен… счастье? Счастье любить, надеяться, верить. Летать не в мечтах! А когда идешь куда-нибудь, сидишь где-нибудь... неважно. Тело в миг становиться легким и, как воздушный шарик, стремительно отрывается от земли! Ты не любишь? Бывает…пусть хоть сейчас моя любовь обогреет тебя. Вместе с тобой еще сотни и тысячи людей. Вот оно сердце! В ладонях сжимается от внешнего холода и вновь наливается алой кровью. Видел бы ты, как оно сейчас светится, ярче солнца палящего. Чувствовал бы ты, его жар, обжигающий.
Девушка не плакала. Боль покинула ее. Она судорожно пульсировала в худеньких ручках.
Под ногами появился асфальт. На теле выступила испарина. Она обернулась, а на деревьях уже набухли почки. Изумленные люди стягивали с себя пестрые шапки, шарфы. Не прошло и пяти минут, как все забыли о зиме и еще некогда их волновавшем вопросе об отоплении.
Он вышел на улицу: «Классная погода!» – и улыбнулся.

1. Данко как идеальный герой.
2. Цель Данко.
3. Противопоставление героя и толпы.

В своем творчестве писатели часто обращаются к теме подвига. Героические поступки людей не могут не вызывать восхищения. Подвиг можно рассматривать с этих позиций. Но человеческое сознание устроено таким образом, что любой поступок можно трактовать двояко. И идея подвига в данном случае не исключение. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» как раз рассматривается подвиг во имя общего счастья. Писатель отвечает на этот очень важный вопрос легендой о Данко, герое, который отдал свое сердце ради других. На первый взгляд, поступок Данко заслуживает уважения и неподдельного восхищения.

Данко безупречен. Он очень выгодно отличается от всех, кто его окружает. Данко не думает о себе, он живет интересами других, хочет изменить жизнь своих соплеменников. Данко олицетворяет революционера, человека, не желающего жить по тем правилам и устоям, которые были созданы задолго до его рождения. Если учитывать особенности эпохи, в которой довелось жить и творить М. Горькому, то становится понятным, почему его так привлекал образ Данко-революционера.

Писатель сознательно идеализирует Данко, делает его безупречным. Герой живет ради того момента, когда он может совершить подвиг во имя общего счастья. Правда, он не задумывается о том, достойны ли этого подвига окружающие? Может быть, их целиком и полностью устраивала та жизнь, которая не менялась очень долгое время? Может быть, любые изменения пугают и огорчают их?

Цель Данко-героя — преобразовать мир. В контексте легенды, рассказанной Горьким, Данко хотел сделать своих соплеменников счастливыми, вывести их из темного мрачного леса, чтобы они жили на светлом солнечном месте. Ради того, чтобы найти путь во мраке, Данко жертвует своим сердцем. Оно освещает путь, и слабые, несчастные соплеменники героя находят дорогу. Герой погибает, и никто не думает о нем жалеть. С одной стороны, Данко по-человечески жаль. Молодой, неравнодушный человек погибает в расцвете лет. С другой стороны, у него не было других перспектив. Данко не устраивала обыденность, жизнь как серое существование казалась ему неприемлемой. Иначе он бы не захотел пуститься в столь рискованное путешествие. Да, без сомнения, он очень много сделал для своих соплеменников. Он вывел их из мрака, показал путь к счастью.

Люди, подобные Данко, живут ради подвига, ради этого короткого мига. Только так они понимают смысл своей жизни. Они не берегут жизнь, напротив, с готовностью расстаются с ней, оставляя на века легенды о себе.

Не случайно соплеменники не слишком-то любили Данко. Они чувствовали в нем опасность. И были правы. Данко же, напротив, не понимал их. Он жил ради будущего, светлого и прекрасного. А окружающие жили сегодняшним днем. И беды настоящего казались им гораздо важнее, чем призрачное счастье будущего.

Нужна ли была жертва Данко окружающим? Может быть, нет. По крайней мере, соплеменники героя так и не осознали, что они в этом нуждаются. Однако можно сказать с уверенностью, что смерть Данко была не напрасной. Он своим поступком показал, что есть люди, для которых общее счастье важнее, чем собственная жизнь.

Юноша с добрым и храбрым сердцем по имени Данко ценой собственной жизни подарил людям мир, наполненный светом, теплом и радостью. создал романтичный образ, заставляющий задуматься, в чем смысл бытия и ценность поступков человека.

История создания

Ранняя творческая биография Максима Горького наполнена произведениями с романтическими мотивами. Повесть «Старуха Изергиль» встала в ряд с рассказами «Челкаш» и «Максим Чудра», в которых авторское восхищение силой человеческой личности достигло апогея. На создание очередного произведения писателя вдохновили путешествия по Южной Бессарабии, где он оказался весной 1891 года. «Старуха Изергиль» даже начинается со слов

«Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу».

Скорее всего, рождение литературного труда пришлось на осень 1894 года. Уже через несколько месяцев он был представлен на суд читающей публики в «Самарской газете», растянувшись на три номера.

Композиция рассказа сложная и интересная. Автор смешал две легенды (о Ларре и о Данко), которые объединены главным персонажем – старухой Изергиль. Максим Горький выбрал для произведения «сказовую» манеру написания. Впрочем, этот прием, позволяющий вызвать у читателя чувство реалистичности происходящего, он уже успел опробовать раньше.

Древняя старуха выступила в роли героини-рассказчицы, повествующей о легендах, а заодно и о своих любимых мужчинах, с которыми довелось повстречаться на жизненном пути. Две полярные концепции бытия, скрытые в легендах, обрамляют идеологический центр рассказа. Автор попытался определить ценность человеческой жизни, ответить на вопросы о границах свободы личности.


Персонаж Данко появился благодаря увлечению писателя трудами . В начале творческого пути Алексей Максимович проявлял интерес к героям-индивидуалистам, наделенным мятущимся духом.

Читатели приняли произведение с восторгом. К такому признанию писатель был готов, ведь он и сам с любовью отнесся к «Старухе Изергиль»: в письме, адресованном , автор говорит о красоте и стройности рассказа, признает его лучшим из своих работ.

Сюжет

Первая легенда, рассказанная старухой, повествует о сказочном юноше по имени Ларра. Герой, рожденный от земной женщины и орла, отличается холодным взглядом и непокорным нравом. Ларра убил отвергнувшую его девушку и за свою гордыню стал изгнанником из родного племени. Эгоизм обрек юношу на вечное одиночество. Однако в сказке прослеживается мудрая мысль писателя о том, что гордость – прекрасная часть характера. Это качество, если развито в меру, делает человека личностью и помогает не оглядываться на мнение людей.


Персонаж второй истории – Данко, в глазах которого «светилось много силы и живого огня». В аллегорической повести люди, заточенные в темном лесу, следуют за юношей, пообещавшим им теплое место с ярким солнцем и чистым воздухом. Заплутавшее по пути племя стало обвинять Данко в своих бедах и усталости. Но молодой человек не сдался – вынул из разорванной груди горящее сердце и, освещая им дорогу, вывел путников к цели. Подвиг умершего во имя людей Данко так никто и не оценил.

Образ и прототип

Составляя характеристику Данко, Максим Горький противопоставил героя эгоистичному персонажу первой сказки. Автор наделил его богатым внутренним миром, отвагой и стойкостью, сделал идеалом чести, мужества и совершенства. Способность к самопожертвованию помогла победить тьму. Прекрасные качества дополнены красивой внешностью. Гордый смельчак, как о персонаже отзывался сам автор, задавал главный вопрос:

«Что я сделаю для людей?».

А умерев, заставил читателя размышлять о нужности добрых дел, о том, достойно ли человечество жертв «идеальных индивидуалистов».


Исследователи уверены, что Алексей Максимович при создании персонажа опирался на библейские мотивы, взяв черты и даже . Кто-то высказывает предположение о символичности имени героя: Данко имеет один корень со словами «дать», «дающий». На самом деле имя позаимствовано из цыганского языка и означает всего лишь «младший сын», «цыганенок».


Что касается прототипов персонажа, то невооруженным взглядом прослеживается связь с греческой мифологией, где Прометей подарил людям огонь. С другой стороны, в рассказе явно видны отсылки к философу , который настаивал на разумности огня. А Максим Горький, между прочим, слыл «огнепоклонником».


Но все эти утверждения считаются предположениями. «Подтвержденным» прообразом является только Август Стриндберг, шведский поэт, захвативший внимание интеллигенции в конце 19 века. Алексей Максимович сам признавался, что Данко очень похож на знаменитого шведа. Персонажа и литератора объединила важная миссия – они «осветили людям, заплутавшимся во тьме противоречий жизни, путь к свету и свободе».


Горький также слыл фанатом поэта Пенчо Славейкова. Болгарин тоже внедрял в массы читателей мысль о том, что будущее – за личностями с сильной волей. В списке поэм литератора значится произведение «Сердце сердец», где погибшего романтика Шелли сжигают в огне. Между этим образом и Данко с горящим сердцем легко провести параллель.

  • В 1967 году по мотивам произведения Горького на студии «Киевнаучфильм» был создан мультфильм «Легенда о пламенном сердце». Режиссер Ирина Гурвич взяла за основу легенду о Данко. Спустя два года работу признали лучшим фильмом для юношества на зональном смотре, который проходил в столице Армении.
  • «Старуха Изергиль» – второе произведение, написанное Алексеем Пешковым под псевдонимом Максим Горький. Первым в списке значится «Челкаш».

  • Мифическому герою Данко посвящен памятник, установленный в Кривом Роге в 1965 году в честь 100-летия со дня рождения Максима Горького. Сначала скульптура украшала площадь Горького, затем, в связи с реконструкцией площади, ее перенесли на проспект . Памятник создал заслуженный художник Украинской ССР, скульптор Александр Васякин.
  • В конце 1990-ых годов на небосклоне российской эстрады зажглась новая звездочка по имени . Под псевдонимом скрывается певец Александр Фадеев, в репертуаре которого такие песни, как «Малыш», «Осень», «Ты моя девочка» и другие.

Цитаты

«Все на свете имеет конец!»
«Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется».
«Сердце пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом».
«Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать».
«Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся… А вот вы не смотрите и не умеете жить оттого…»
«Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно».
«Он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня. Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него».
«Ничто не изнуряет тело и душу людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум».

Применение технологии развития критического мышления.

Урок литературы в 7 классе по теме «Подвиг Данко во имя людей» . (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).

Цели и задачи урока.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы – фронтальная и парная.
Методы обучения

    Орг.момент

Чтобы трудности преодолевать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно! слайд 1

-Мы сегодня будем работать и коллективно, и в парах. Как вы думаете, правила нужны для работы в паре? Вы их хорошо знаете? Давайте их вспомним.

...................................................... слайд 2

-Эти правила помогут вам работать вместе? (да ) -Чем? (научимся договариваться)

-Думаю, что у вас все получится.

Фаза вызова.

-Возьмемся за руки. Послушаем, как стучат наши сердца. Давайте подарим их друг другу.

-“Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! слайд 3

-Какой человек может так рассуждать? (Человек, живущий ярко, активно, не пасующий перед трудностями, готовый в любую минуту броситься на помощь)

- Что такое подвиг? ( Героический самоотверженный поступок.)

Как вы понимаете слово ПОСТУПОК?

(Решительное активное действие в сложных обстоятельствах ).

слайд 3

-Мы закончили изучение повести М. Горького "Детство", автобиографическое произведение, которое помогло нам лучше узнать писателя, проследить, как формировалась его личность.

-А сегодня мы говорим ещё об одном пр-и Горького, которое отражает смысл этих слов....................... Какое?

(Конечно же, «Данко»). слайд 4

- Почему? (Данко спас людей ценой своей жизни, т.е совершил подвиг во имя людей)

-Как будет звучать тема нашего урока?(Подвиг Данко во имя людей. (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). слайд 5

- Запишите число и тему в тетрадь.

- Как вы думаете , в легенде говорится только о подвиге Данко? (Ещё и о трусости, и о предательстве )

-Итак ,мы назвали с вами такие понятия, как ПОДВИГ, ТРУСОСТЬ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО .Прежде чем мы определим цель урока, хочу обратить ваше внимание ещё на одно понятие: САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ -пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.

-Соберем эти 4 слов в кластер. слайд 6

-Посмотрите на него и скажите, какие вопросы появляются у вас в связи с объединением этих слов? Что может быть написано в центре кластера?

Почему Данко помог людям?

Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?)

-Цель нашего урока –дать ответы на эти вопросы.

Фаза реализации смысла .

-Через всю свою долгую жизнь Горький пронес веру в человека. Свои мечты и чаяния отразил в романтических произведениях 90-х годов. И сегодня будем работать над отрывком из романтического рассказа «Старуха Изергиль» - легендой о Данко. Полностью мы его будем изучать в старших классах. Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны одним типом героев – сильных, гордых и красивых.

-Что же такое РОМАНТИЗМ или романтический? Откройте учебники на стр. 297, давайте прочтем определение.

-А теперь найдём словосочетания, которые являются основными по смыслу в определении (яркие образы , высокое назначение человека) слайд 7

-Как вы думаете, что можно ещё добавить к этим определениям? Вспомним легенду. Яркий образ там-.... Данко. Он действует в обычной обстановке? (необычная обстановка)

-Каков пейзаж в легенде ? (страшный, необычный). Когда вы читали произведение, обратили внимание на особенность повествования, его язык? (Яркий)

- Как по-другому мы назовём эти определения? (Признаки романтического произведения)

- Давайт е выясним, что называется легендой ? слайд 11 (стр. 295, чтение определения)

-Назовите слова, которые являются основными по смыслу в определении (реальное и фантастическое) слайд 8

-Чем легенда отличается от сказки?

- Какой мы можем из всего этого сделать вывод?

- Вывод : мы сегодня будем говорить о романтическом произведении, легенде, где в необычной обстановке будет действовать сильный, гордый и красивый герой.

- слайд 9 Итак, старуха- молдаванка по имени Изергиль рассказывает легенду о юноше Данко. В основе этой легенды – библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта. Послушайте ее и в конце урока сопоставьте с легендой о Данко , определите , что общег о в произведениях и чем они отличаются. слайды 10-12

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооружённое войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине сделалось сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Много милостей оказывал Господь евреям, но они были не признательны. За неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к земле, обещанной Богом.

Но в это время вождь их Моисей умер.

-Чтобы понять, почему Данко решился на такой поступок, надо узнать, что заставило его повести племя, т.е. мотивы поведения

-Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (2 предл)

-Где они жили сначала? (1 предл)

-Почем у эти смелые люди оказались в глухом лесу? (3 предл)

-Чтобы лучше понять, осознать, в какой обстановке находилось племя, обратимся к языковым особенностям текста.

-Задание : найти на стр. 84 краски , описывающие природу леса (1 пара), звуки и запахи леса (2 пара), описание племени (его характеристика) (3 пара).

-Сопоставь те характеристику племени и места обитания.

(противоречат, противопоставлены)

-Что этим хочет сказать автор? (люди оказались в плену обстоятельств)

людей в слабых и робких, создавая романтический пейзаж. Какие же выразительные средства использует автор и какова их роль?

Поработаем в парах : 1 пара выписывает эпитеты , 2 олицетворения, метафоры, 3 – гипербола, сравнение.

Эпитеты

Олицетворения

Метафоры

Гипербола

Сравнения

старый лес,

тяжёлая пора, каменные деревья,

крепкая тьма, ядовитый смрад,

торжествующий шум леса,

живой огонь.

ветер бил,

тени прыгали,

ветер пел похоронную песню, торжествуют злые духи;

болото разевало пасть,

зашептали деревья, деревья простирали корявые длинные руки.

...................................

лучи падали

ужас родили женщины

лучи солнца не могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву;

Кольцо крепкой тьмы пыталось раздавить,

люди гибли один за другим.

...............................

деревья заступали дорогу могучей стеной;

ветки переплелись, как змеи;

стало так темно, точно собрались все ночи;

шли, как стадо овец .

-Вывод. Они придают повествованию особую музыкальность, завораживающую певучесть, ритмичность.

-Почем у у таких сильных людей родился страх? (от безысходности и смерти близких)

-Что-нибудь предприняло племя, чтобы изменить свою жизнь?

-Подберите синоним к слову НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ. (равнодушие, бездействие)

-К чему привело бездействие? Что породило? (трусость)

-К чему они были готовы?(готовы к рабству и зависимости)

-Т.е. лучше рабство от врагов, чем рабство от бессилия и страха.

-Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, равнодушно, готового к рабству, назвать честной и свободной?

- слайд 13 Л.Н. Толстой говорил:«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

-А как об этом говорит М. Горький в нашем тексте? Найдите его слова и зачитайте.

(«Кто ничего не делает, с тем ничего и не станется»)

-А какая пословица существует в русском фольклоре?

(под лежачий камень вода не течет)

-Т.е. человек пока бездействует, ничего не добьется, не будет даже нравственно развиваться.

-Почему люди , посмотрев на Данко, увидели, что «он лучший из них»? Зачитайте цитату.

(«В очах его светилось много силы и живого огня»)

-Почему доверили именно ему вывести племя?

(Это желание снять с себя ответственность, переложить её на чужие плечи. Это слепая вера в то, что Д. один справится с возможными трудностями)

-Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него? («стыдно было сознаться в своём бессилии» с. 86)

-За что же он должен был погибнуть? (за то, что им в дороге было нелегко)

-Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей?

(сначала испытывает негодование, но «от жалости

к людям оно погасло»,с. 86 «вспыхнул огнем желания спасти их»)

-Т.е. что в нём победило ? (Чувство любви к людям в нем победило. текст ... он любил... с 86)

- Какой эпизод легенды является кульминационным?

* слайд 14 Чтение учителем текста

- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

-Для чего Д. вырвал из груди сердце? (чтобы доказать любовь и верность людям)

- А каких литературных героев вы могли бы сравнить с Данко?

(Подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание).

- Нашелся осторожный человек . с. 87. И, “боясь чего-то”, наступил на гордое сердце ногой. Чего же боится этот “осторожный человек”? (Пожалуй, боится всего, боится жизни, боится, как бы чего не вышло).

-А каков смысл образа «осторожного человека»? (Не каждый человек способен на подвиг. Есть такие, кто живёт для себя).

-С кем из литературных героев вы можете поставить его рядом?

(Он, по-моему, похож на Премудрого пескаря из сказки Салтыкова-Щедрина, который “жил-дрожал и умирал-дрожал”. Уже после его жизни точно не останется ни одной, даже маленькой, искорки).

Мы с вами договаривались , что в конце урока сравним библейскую легенду и легенду о Данко. В чем сходство библейской истории и легенды о Данко ? (1)Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. 2)Путь оказывается трудным,

3) отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории ? (1(Моисей опирается на помощь Бога, и Бог спасает людей.

2)А Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает, он спас всех один).

Фаза рефлексии

теперь попробуем представить , что было бы, если… Предлагаю создать «Дерево предсказаний».

* Представьте , что Данко не отличается от остальных в племени . Напишите предположение, каково было бы будущее племени и Данко? синих листочках. А затем подойдите к доске и закрепите на левой стороне ДЕРЕВА.)

* Теперь представьте, что «один человек» не наступил ногой на сердце Д., а вложил в грудь героя, и тот ожил . Что было бы в будущем с племенем и Данко? (Создайте БАНК ИДЕЙ и выберите из них самые интересные и запишите на красных листах. Прикрепите ответы к правой стороне ДЕРЕВА.)

-Какие листья оказались оптимистичными?

(Потому что там вера в жизнь, в будущее, а эта вера движет человеком)

- Напрасна ли смерть Данко ? (спас целое племя; его не забудут, когда осознают сделанное им).

- Искры, оставшиеся от сердца Данко, зажгли другие сердца.

- слайд 15- Есть примеры в нашей жизни? Ведь Горький говорил «В жизни всегда есть место подвигу»

События настоящего времени : "Невский экспресс", пожар в пермском клубе "Хромая лошадь", теракты в Волгограде, падение метеорита в прошлом году.

-Значит, герои живут среди нас

-Вернемся к целям нашего урока. Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы? слайд 16

(Как могут соотноситься подвиг, трусость и предательство?

Почему Данко помог людям?) (Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других).

-Поступок Данко – подвиг или самопожертвование ? (Поступок Данко - это подвиг человека, жертвующего собой ради спасения людей. Герой погибает, но искры его горящего сердца освещают путь к правде и добру)

слайд 17

- Как итог Творческое задание : написать синквейн, в котором ключевое слово “Данко”.

-Домашнее задание. слайд 18

слайд 19

слай

Возьмемся за руки. Давайте ещё раз послушаем наше сердце и частичку тепла наших сердец подарим людям – это и будет нашим маленьким подвигом.

-С вами приятно и интересно было работать. Все работали хорошо и отлично.

Примеры синквейнов

Данко.

Смелый, красивый.

Жалел, спасал, погиб.

Красивые – всегда смелы.

Подвиг.

* * *

Данко.

Бесстрашный, мужественный.

Жалеет, любит, жертвует.

Может победить смерть.

Герой.

* * *

Данко.

Бескорыстный, благородный.

Любит, ведет за собой, погибает.

Во имя других готов пожертвовать собой.

Человек-легенда.

САМОАНАЛИЗ

Данный урок является программным в изучении творчества Горького. Уже изучена биография писателя и его повесть «Детство».

Цели и задачи урока.

Продолжить знакомство с творчеством М.Горького; проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия.

Формировать универсальные учебные действия посредством элементов технологии критического мышления: совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста, сопоставления и обобщения материала, умения проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее правильный ответ; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать и сохранять учебную задачу; сотрудничать с товарищем в группе, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.

Воспитывать интерес к предмету; через анализ легенды воспитывать в учащихся высокие нравственные качества.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы – фронтальная и парная.
Методы обучения : проблемно – сообщающие, частично – поисковые, исследовательские.

Урок был поделен на три фазы .

1 фаза – вызова . Вначале происходит организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом. На этом этапе происходит пробуждение познавательной активности учащихся. Параллельно ведется работа со словарными статьями, чтобы конкретизировать целевые понятия. Это необходимо, чтобы ребенок провел ассоциации, параллели и встал перед вопросом, на который он затрудняется ответить. Это один из сложных и важных этапов. Здесь учащиеся формулируют гипотезы, предположения или вопросы.

На этом этапе урока формируются такие компетентности, как коммуникативная и учебно-познавательная.

2 фаза – реализация смысла. Учащиеся работают с информацией по поставленным целям: сначала поиск нужной информации (работа с текстом по карточкам), затем самостоятельное сопоставление рассмотренного материала (сопоставление описания племени и героя). Параллельно ведется анализ мотивов и поступков героев. Основной прием – аналитическая беседа.

Здесь формируются такие компетентности, как информационная, коммуникативная и учебно-познавательная.

3 фаза – рефлексия . На этом этапе главное – выстраивание нового опыта в системе личностных смыслов. Для этого учащиеся сопоставляют поведенческие мотивы и душевное состояние героев. С целью развития фантазии и воображения и умения критически мыслить, используется прием «Дерево предсказаний». В конце урока выстраиваются метапредметные связи – подвиг в их жизни.

На этом этапе урока формируется ценностно-смысловая компетентность.

Считаю, что полностью были использованы воспитательные возможности содержания учебного материала. Доказательством того, что ребята поняли смысл произведений, были их верные ответы. Ученики достаточно активно, с интересом отвечали на вопросы, связанные со смыслом и художественными особенностями легенды.

Таким образом, материал урока вызвал интереса у учащихся, достигнуто взаимопонимание между мной и учениками и следствием чего явилось наше активное сотрудничество.

Цель урока была достигнута.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры