Тони крэгг - один из самых известных современных скульпторов. Афиша: в Эрмитаже состоится выставка Тони Крэгга Тони крэгг выставка в главном штабе

Главная / Ссоры

Спустя десять лет после масштабной московской выставки в Россию возвращается лауреат премии Тернера, один из главных представителей трансавангардного течения «Новая британская скульптура».

Крэгг родился в 1949-м году в Ливерпуле, в семье нижнего среднего класса, никак не связанной с искусством. Творческую карьеру он начал в 1970-х: в тот период европейские художники вели полемический диалог с наиболее влиятельным заокеанским арт-направлением - концептуализмом, озабоченным в первую очередь рефлексией самого языка искусства и обозначением и преодолением его границ. Ранние работы Крэгга выдержаны в условной панк-эстетике и представляют собой композиции, изготовленные из мусора и всевозможных отходов: деревянных досок, кусков пластика и ткани, брошенных кирпичей, старых покрышек и тому подобного.

В дальнейшем, уже в начале 1980-х, Крэгг переходит к настенным и напольным композициям-панно. Наиболее известная работа в этой технике - «Взгляд на Британию с севера», сделанная из разноцветных обрезков и обломков разных бытовых предметов, вместе повторяющих контуры Великобритании на белой стене. Эта композиция считается остроумным социальным комментарием по поводу наступления неоконсервативной эры Маргарет Тэтчер.

О «новой британской скульптуре» заговорили в том же 1981-м, после ряда групповых выставок молодых художников, создававших яркие абстрактные работы с использованием утиля, редимейдов, а также всевозможных шокирующих элементов вроде телесных жидкостей или их имитаций. Сегодня «новая британская скульптура» - мемориальный бренд, объединяющий очень разных художников: например, таких звезд, наряду с Крэггом, как Аниш Капур с его взрывами цвета, или Энтони Гормли с его футуристическими человеческими силуэтами, или Барри Флэнаган с его жутковатыми чугунными зайцами.

Что касается Крэгга, то, получив абсолютное признание художественного истеблишмента в виде престижнейшей Тернеровской премии в 1988 году, а также представив Англию в национальном павильоне Венецианской биеннале, он с начала 1990-х обратился к монументальным формам и традиционным для скульптуры материалам - дереву, бронзе, стеклу, стали, камню, гипсу и так далее. Множество его скульптур (изображающих либо искаженные антропоморфные фигуры, либо причудливые объекты, не существующие в реальном мире) стали паблик-артом и установлены на улицах и в парках разных городов мира: например, ячеистый «Паромщик» на венской площади или гигантская техницистская скульптура Terris Novalis в городке на северо-западе Англии.

Выставка «Тони Крэгг. Скульптура и рисунки»,
Государственный Эрмитаж, Главный штаб,
2 марта - 15 мая 2016 года

Сайт ,

1 марта 2016 года в Главном штабе открывается выставка« Тони Крэгг. Скульптура и рисунки», подготовленная Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта« Эрмитаж 20/21», призванного собирать, выставлять, изучать искусство XX-XXI вв. еков. Выставка организована при участии Фонда Беренго и при поддержке бренда Falconeri, Италия.

На экспозиции представлено 55 работ, включающих в себя скульптуру и рисунки разных лет: ставшие уже классическими композиции« Монастырь» и «Абсолютно всеядный», новые работы из стекла и графические работы последних двух десятилетий. Проект выставки был подготовлен художником специально для Государственного Эрмитажа.

Тони Крэгг(р. 1949) - британский скульптор, один из признанных классиков современного искусства. В 1977 году переехал в город Вупперталь(Германия), где живет и работает в настоящее время. В 2008 году под Вупперталем был открыт Парк скульптур Тони Крэгга.

Тони Крэгг начинал как художник в 1970-х годах - на волне минимализма и концептуального искусства. Его первые работы представляют собой монументальные композиции, скомпанованные из бытовых отходов. Впоследствии художник обратился к исследованию свойств формы и поверхности, экспериментируя с самыми различными материалами - от традиционных дерева, камня и металла, до мало ожидаемых в скульптуре кевлара(нового пуленепробиваемого материала, из которого изготавливают аэробусы), резины и пластика. «Первоначальным интересом, вдохновившим меня на создание образов и объектов, было - и по-прежнему остаётся - создание объектов, которых не существует в природном или функциональном мире, которые могут отражать и передавать информацию и ощущения от мира и моего собственного существования», - подчеркивал Крэгг в 1985 году.

В своих работах скульптор обращается к сложнейшему исследованию бытия скульптуры - вне дизайна, вне перипетий музейно-галерейного мира, вне арт-рынка. Его интересует скульптура за рамками ее пригодности, применимости, полезности и служебности. Бесконечность логической вариативности ее форм - одна из основных тем его исследований. Художник не перестает восхищаться человеческой способностью осознавать свое земное бытие, размышлять над ним. Скульптура является в его понимании своеобразным ответом на подобное размышление.

Иной, скорее, служебный статус у рисунков Крэгга. Они подготавливают рождение скульптуры, ищут для нее опоры и очерчивают бытийственное оправдание на формальном уровне. Рисунки неотрывны от скульптур и странным образом живут их пластическими законами. Нарисованные здесь абстрактные формы чреваты реальными, а, значит, материализуемыми объектами.

С 1979 по 2016 год Тони Крэгг провел более 250 персональных выставок в ведущих музеях и галереях Европы, Америки, Азии и Австралии, включая Лувр, Париж; галерею Тэйт, Ливерпуль; Национальный музей современного искусства, Сеул; Музей современного искусства MACRO, Рим, и другие.

Тони Крэгг - лауреат самой престижной в мире художественной премии Тернера, множества других премий и наград, он лауреат ордена Британской империи II степени(последнее звание перед званием сэра), почетный Кавалер Искусств и Литературы(Франция), член Королевской Академии художеств(Лондон), лауреат Шекспировской премии, член Академии художеств(Берлин), профессор Университета искусств в Берлине.

Художник прибудет в Санкт-Петербург со своей бригадой для монтажа и открытия выставки в Эрмитаже .

Летом 2012 года в рамках программы« Скульптура во дворе» в Большом дворе Зимнего дворца была показана работа Тони Крэгга« Люк».

Куратор выставки« Тони Крэгг. Скульптура и рисунки» - Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат философских наук. К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог, автор текста - Д. Ю. Озерков.

К выставке подготовлена большая образовательная программа, включающая в себя лекцию Тони Крэгга, мастер-классы и круглые столы.

Falconeri - итальянский бренд с огромным опытом производства трикотажной одежды из натуральных материалов для мужчин и женщин, обладающих изысканным вкусом. В коллекциях используется пряжа самого высокого качества; из нее создают универсальные и чрезвычайно удобные предметы гардероба, совершенство которых видно в каждой детали - сочетание утонченной красоты и элегантности. От набросков к контролю качества, от вязания до упаковки - каждый этап производства осуществляется на итальянской фабрике в Авио. Сочетание доступной цены и высокого качества продукции сочетается с большим вниманием к деталям и непрерывным совершенствованием технологий в лучших традициях« Made in Italy». Falconeri, имеющий свыше 80 магазинов по всему миру, пришел на российский рынок в 2011 году. Сегодня одежда этой марки продается в 11 магазинах, находящихся в трех крупных российских городах - Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Falconeri всегда был близок по духу мир искусства. Не так давно этот итальянский бренд выступил спонсором Кинематографического фестиваля в Таормине и крупной выставки работ Паоло Веронезе во дворце Гран Гуардия в Вероне.

La Fondazione Berengo. Fondazione Berengo - это независимая культурная организация, созданная Адриано Беренго(Adriano Berengo). Ее целью является продвижение стекла как материала в современном искусстве, дизайне и архитектуре, а также сохранение вековых традиций Венеции и Мурано. Также Fondazione Berengo вносит вклад в образование, совместно со школами искусств и другими заведениями, предлагая курсы для художников по стеклу, а также стажировку для студентов, чтобы они могли воплотить свои творческие замыслы при помощи традиционной стеклоплавильной печи. Fondazione Berengo стала одним из спонсоров Glasstress 2015 Gotika - 56-ой Венецианской биеннале, а также совместного проекта Berengo Studio и Государственного Эрмитажа.

24 февраля в Петербурге выступят калифорнийцы The Neighbourhood

Американцы The Neighbourhood возвращаются в Петербург с новым монохромным альбомом Wiped Out! 24 февраля черно-белые истории ждут тебя на сцене клуба A2 Green Concert.

В Петербурге открылась выставка мексиканской художницы Фриды Кало

В музее Фаберже открылась уникальная ретроспектива Фриды Кало. Несмотря на мировое признание, которое получила художница, в России до настоящего момента не было ни одной масштабной ретроспективы.Выставка продлится до 30 апреля.

20 февраля в Петербурге даст концерт австралийская группа Parkway Drive

Эти брутальные серферы-экстремалы успешно покоряют не только воды Индийского океана, но и сотни тысяч сердец преданных фанатов по всему миру! Они дадут концерт 20 февраля в Клуб Зал Ожидания!

21 февраля в Петербурге будет показано шоу «Лучшие иллюзионисты России»

Лучшие волшебники страны соберутся в ДК Ленсовета. Новая программа на целых 2 часа погрузит в загадочные манипуляции, исчезновения, ментальные фокусы, а также трюки с телепатией и левитацией.21 февраля шоу будет показано дважды - в 15:00 и в 19:00.

"Кармен": премьера в Москве

«Кармен» в классическом исполнении с применением световых и лазерных декораций 3D – невероятно впечатляющее и захватывающее действие!

13 февраля в Петербурге состоится вручение IX Премии "Чартова Дюжина"

13 февраля тебя ждут в СК «Юбилейном»! Грандиозное шоу с участием лучших отечественных музыкантов состоится одновременно сразу в двух российских столицах. В прошлом году впервые за историю существования Премии она стала доступна и для Санкт-Петербурга, ранее в городе проводился лишь одноименный фестиваль.

12 февраля в ресторане "Мансарда" концерт Димы Билана ко Дню Влюбленных

Цитатами из его песен можно сделать предложение руки и сердца. Концерт самого романтичного певца российской поп-сцены ко Дню всех влюбленных состоится в романтическом ресторане "Мансарда" с видом на Исаакиевсикй собор.

Comedy Woman поздравят всех женщин c 8 Марта большим концертом в Москве

9 марта в Crocus City Hall состоится большой праздничный концерт «Comedy Woman. 10 лет на шпильках». Участницы главного женского юмористического шоу страны поздравят всех женщин с Международным женским днем самым лучшим способом: они дружно посмеются над мужчинами, над собой и просто посплетничают с каждым гостем со сцены! Так как каждый мужчина знает, что лучший подарок любимой женщине - это продолжительный и качественный смех!

И деи подсознательного всегда были неотъемлемой частью изобразительного искусства. Но полное развитие и реализацию в этой области они получили только в современном мире, когда философские теории самопознания заняли достойное место в одном ряду с функциональными научными исследованиями. Тони Крэгг, признанный классик в области современного искусства, - один из немногих, кто в своем творчестве заключает ощущения и эмоции в формы. В огромных тяжеловесных фигурах каждый посетитель видит что-то свое, будь то навязанные штампами социума представления о предметах или воспаленная фантазия маргинала. Произведения Крэгга всегда вызывают споры о том, чего больше в его творчестве - художественного воплощения или концепции.

На счету Тони Крэгга премия Тернера - одна из самых престижных в области современного искусства - и Императорская премия, дающаяся за достижения, а также международное влияние и духовное обогащение мирового сообщества. Крэггу часто ставится в заслугу, что он использует для скульптур нестандартные материалы, а в молодости даже увлекался образованием форм из частей мусора. Честно говоря, это не особо оригинальная идея и не самый новый концептуальный подход. Гораздо более важно чувство формы и классическое ощущение композиции в каждом экспонате, именно поэтому его работы гармонично смотрятся и в выставочных залах, и на улицах города. Хотя, как признавался сам Крэгг, одной из основных идей создания таких произведений искусства является именно их абсолютная бесполезность. Мысль или эмоция в чистом виде, попытка зафиксировать нечто нематериальное, быстро ускользающее и постоянно меняющееся.

Его фигуры могут напоминать что-то из природы: наслоения многолетних пластов скальной породы, обточенные ветром столбы каньонов или застывший в металле вулканический выброс. Некоторые из них призваны просто подчеркнуть гармонию плавных линий - надо отметить, что скульптор вообще отдает предпочтение всему гладкому, вплоть до блестящих полированных поверхностей. Но в его творчестве встречаются резко противоположные настроения: перегружено колючие или навязчиво деструктивные в своей сборке фигуры . В любом случае, Тони Крэгг не так «безумен», каким его пытаются представить некоторые критики.

На открывшейся в Петербурге выставке можно увидеть более 50 работ, среди которых отдельное место отводится эскизам скульптора. Но не стоит ожидать классического подхода в этих графических работах. Скорее, это те же попытки найти форму будущей скульптуры через произвольное движение карандаша, которое отражает в первую очередь не мысль, не сюжет, но настроение, внутреннюю гармонию, выливающуюся то в хаотичный ряд «каракуль», заполняющих весь лист, то в линии, в которых можно угадать человеческий профиль, то в кегли или одновременно зигзагообразный край все тех же наползающих друг на друга элементов будущей скульптуры. Среди известных работ выставлены «Монастырь» и «Абсолютно всеядный». Необычно среди ряда абстрактных форм смотрятся вполне конкретные и легко узнаваемые огромные челюсти, точнее зубы с корнями. Для поклонников творчества мастера, знающих досконально все его работы, Крэгг приготовил ряд совершенно новых скульптур из стекла. Экспозиция по своему настроению медитативна и, бесспорно, раздвигает границы сознания.

Экспозицию «Тони Крэгг. Скульптура и рисунки» можно увидеть в Главном штабе Эрмитажа до 7 мая. В рамках выставки состоятся мастер-классы и круглые столы, а также пройдет целый ряд лекций Тони Крэгга.

В середине 70-х Тони Крэгг собирал пластиковые отходы, называл их новыми камнями и создавал из них скульптуры в духе британской панк-революции. Лишь спустя несколько лет новаторская выставка «Предметы и скульптура» признала «урбанистические материалы» пригодными в искусстве. За почти 50 лет экспериментов с формой и материалами Тони Крэгг был удостоен престижных премий – Тёрнера и Императорской. Сегодня он возглавляет Дюссельдорфскую академию искусств и живёт в Германии.

на фото: работа Тони Крэгга "Новые камни"

Тони Крэгг. Биография: из Ливерпуля в Вупперталь

родился в Ливерпуле 9 апреля в 1949-м году в семье инженера авиации. Уже с семнадцати лет работал техником в Национальной ассоциации исследований в области резинового производства.

Параллельно изучал искусство в Глостерширском колледже искусства и дизайна, потом, в 1969-1973-х годах - в Уимбилдонской школе искусств. Увенчало образование скульптора обучение в Королевском колледже искусств в 1973-1977-м годах.

Завершив образование, Тони Крэг г сразу переехал в немецкий город Вупперталь, где живёт и работает и сегодня. В 1978-м году Крэгг начал преподавать в Дюссельдорфской академии искусств, а в 2009-м стал её ректором.

"Груда". 1975 год

Тони Крэгг. Ранние работы из мусора: молодо-зелено

Ранние работы преимущественно изготовлены из отходов - покрышек, кусков пластика, паллет, детских игрушек и т.д. С середины 70-х до начала 80-х годов молодой скульптор представлял композиции из первичных структур, а также красочные, рельефные работы на полу и стенах разных галерей. Крэгг создавал эти объекты, сочетая отдельные фрагменты смешанных материалов по цветам или по форме, формируя большие изображения. Примером этой техники служит работа «Красный индеец» (1982-1983).

"Красный индеец". 1982 год

Другая работа, «Взгляд на Британию с севера» (1981) (Britain Seen from the North), сделанная из разноцветных обрезков разных предметов, собранных на стене, считается выдающейся в творчестве . Работа представляет собой контуры Великобритании на белой стене. При этом изображение ориентировано так, что северная часть страны находится слева, а на неё смотрит сам скульптор в виде разноцветного человечка. Он будто глядит на страну с позиции аутсайдера. Работу «Взгляд на Британию с севера» часто интерпретируют как комментарий о социальных и экономических трудностях страны во время «Тэтчеризма», который имел особое влияние на севере Великобритании. В настоящее время эта работа находится в коллекции галереи «Тэйт».

"Взгляд на Британию с севера". 1981 год

К слову, многие из работ Тони Крэгга являются остросоциальными. Среди его ранних настенных работ есть такие, где отдельные фрагменты складываются то в полицейского, то в спецназовца с дубинкой, которые разгоняют демонстрации. Возможно, это связано с британской панк-революцией 1977-1979-го годов.

Создание работы "Полисмен"

В 1981-м году в Лондоне, а затем и в Бристоле состоялась новаторская выставка «Предметы и скульптура», которая провозгласила, что использование «урбанистических материалов» в искусстве - это норма. В ней взяли участие наш герой , а также Ричард Дикон, Билл Вудроу, Эдвард Аллингтон, Аниш Капур и другие молодые скульпторы.

А в 1982-м году работы были представлены в британском павильоне на Венецианской биеннале. И с этого момента выставки скульптора сменяли одна другую. Динамичный успех новаторского метода был отмечен престижной премией Тёрнера в 1988-м году.

Тони Крэгг. Зрелые эксперименты с материалами и формой

В начале 90-х начал исследовать более традиционные для скульптуры материалы - дерево, бронзу, стекло, гипс, камень, сталь и другие.

"Разбитый пейзаж". 1998 год

На протяжении 90-х продолжал развивать две большие группы работ, которые пополняются и сегодня. Это «Ранние формы» и «Разумные существа». «Ранние формы» представляет собой возможность разных знакомых нам ёмкостей - ваз, химических сосудов, пластиковых бутылок и т.п. - соотноситься в пространстве и создавать новые скульптуры, играя выступами, углублениями, складками и тенями.

Эксперименты со стеклом

Обладатель множества престижных призов и наград. Его масштабные скульптурные работы можно увидеть во многих городах европейских стран - прежде всего в его втором родном городе Вупперталь, а также в Австрии и других. При этом в Великобритании находится лишь одна масштабная работа - «Terris Novalis».

Работа из серии "Ранние формы"

Британца Тони Крэгга, одного из самых известных современных скульпторов. В Эрмитаж привезли 55 работ, включая несколько знаковых произведений и рисунки, которые выставляют крайне редко. Всё вместе, в случае Крэгга с его многокилограммовыми скульптурами, - уже показательная ретроспектива, которую нельзя пропустить. The Village изучил несколько ключевых экспонатов и на их основе проследил путь превращения художника из новатора и борца с традициями в любимца культурного истеблишмента.

«Культурный миф Африки», 1984

В 1977 году, едва окончив королевский колледж искусств в Лондоне, Крэгг бежит из Великобритании и переселяется в Вупперталь - провинциальный промышленный город на западе Германии, где живёт до сих пор. Здесь он создаёт свои первые успешные произведения - экспериментальную скульптуру и настенные ассамбляжи. В начале карьеры в работу идёт, кажется, всё, что попадает под руку: найденное в мусоре старьё, сломанные игрушки, зажигалки, крышки от бутылок. Из этого разномастного хлама Крэгг выкладывает свои мозаики, часто имеющие вполне прозрачный политический подтекст.

Важно, что, несмотря на переезд в Германию, Крэгг сохранил очевидную связь именно с британской новой волной в искусстве. Его демонстративный отказ от традиционных и дорогих камня и металла в пользу грошовых резины и пластика, сопротивление традиционным формам, работа с мусором хорошо укладываются в контекст протестной британской панк-революции конца 70-х.

«Монастырь», 1988

Одна из самых известных работ, хоть и сохраняет следы реди-мейда, символизирует постепенный отход Крэгга от конкретики «мусорного» протеста в сторону абстрактной работы с цветом и формой. Гигантские устремлённые вверх конусы, собранные из каких-то отработавших своё промышленных механизмов, - по сути художник повторяет в них тот же фокус, что и раньше, но только теперь он делает это в разы чище и тоньше. Избегая прямых отсылок, свою идею он передаёт лишь с помощью мягкого, словно патина на бронзе, цвета, ловко преломляя восприятие зрителя - заставляя видеть то, чего нет.

«Абсолютно всеядный», 1995

Скульптуры Тони Крэгга часто сравнивают с произведениями первобытного искусства за их примитивную форму и очевидное подражание природе. Крэгг вообще интересуется историей и питает слабость к естественнонаучным музеям, впрочем, ровно в той мере, в которой они могут удовлетворить его интерес скульптора. Его «археологические» работы, подобные этой громадной челюсти, подкупают как раз тем, что, с одной стороны, кажутся хорошо знакомыми, а с другой - взятыми словно бы из какой-то параллельной реальности - той, что существует в музеях палеонтологии или учебниках. Так, расставленные на столе и под столом гигантские зубы, скреплённые толстой проволокой, всё ещё остаются метафорой древнего страха, но как бы искусно реконструированного и выставленного напоказ, а значит укрощённого.


«Сосредоточение», 1999

Подобно «Абсолютно всеядному», эта работа тяготеет скорее к жанру инсталляции, чем скульптуры. Тем не менее набитая хламом и покрытая металлическими крючками лодка хорошо иллюстрирует один из основных принципов работы Крэгга - свою скульптуру он старается лишить любой функциональности. Он отказывается объяснять свои работы, а названия, которые он им даёт, хоть и направляют мысль зрителя в некое русло, в действительности только всё больше запутывают. Они лишь приманка, на которую Крэгг к обоюдному удовольствию ловит доверчивых, притом вовсе не стараясь скрыть обман - нет, он нарочно заостряет на нём внимание. Он не жалея вбивает свои крючки, ещё и ещё - так, чтобы рябило в глазах и старая, очевидно, забытая где-то в сарае, лодка словно бы плыла в этой созданной им дымке, как и задумано, без цели и смысла.


«Застуканный спящим», 2006

Огромная окаменелость, раковина или до блеска вылизанная морем каменная порода, в действительности эта скульптура сделана из джемсонита - дешёвого композитного материала, который используют, чтобы строить фальшивые колонны в домах нуворишей. Крэгг, который уже давно перестал презирать благородные материи вроде мрамора или бронзы, по-прежнему радуется возможности превратить грязь в золото. Собственно, это касается и сюжетов, которые он выбирает. Мимолётные человеческие эмоции - частый его мотив. Из какой-то нелепицы, секундного смущения, невнятного спросонок бормотания Крэгг городит монументальное изваяние, наполненное совершенно неожиданной значительностью, словно муха, случайно попавшая под увеличительное стекло.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры