Труппа. Татьяна Ивановна Шмыга - Чтобы помнили — ЖЖ Актриса татьяна шмыга биография

Главная / Ссоры

Биография

Татьяна Ивановна Шмыга (1928 - 2011) - советская и российская певица (лирическое сопрано), актриса оперетты, театра и кино. Татьяна Шмыга - единственная в России актриса оперетты, получившая звание Народной артистки СССР.

Родилась 31 декабря 1928 года в Москве.
В 1962 году певица впервые снялась в кино - в фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада ». На сцене и экране Татьяна Ивановна сыграла более 60 ролей. Среди них - Чанита в оперетте «Поцелуй Чаниты» и Глория Розетти в спектакле «Цирк зажигает огни», Любаша в «Севастопольском вальсе» и Виолетта в «Фиалке Монмартра.

Семья. Ранние годы

Отец - Шмыга Иван Артемьевич (1899-1982). Мать - Зинаида Григорьевна Шмыга (1908-1975). Детство Тани было благополучным. Ее родители были образованными и воспитанными людьми, хотя к искусству прямого отношения не имели. Отец - инженер-металлист, много лет работал заместителем директора крупного завода, а мама была для дочери просто мамой, красавицей и умницей. Родители очень любили друг друга. А еще они любили театр, слушали Лещенко и Утесова, танцевали настоящие бальные танцы и даже брали за них призы.

Сначала она хотела быть юристом, но увлечение в школе песнями и танцами переросло в серьезную привязанность к музыке, и Таня начала брать частные уроки пения. «Я в детстве была очень серьезной и молчаливой, - вспоминала Т. Шмыга. - Хотела стать камерной певицей и даже поступила стажером в училище при Московской консерватории». Потом ее пригласили солисткой в хор при Министерстве кинематографии. Первое ее выступление, по сути, «боевое крещение», состоялось в кинотеатре перед началом сеанса.

В 1947 году Татьяна поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась 4 года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А.В. Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И.М. Туманова и С. Штейна.

Театра Оперетты

В 1953 году Татьяна Шмыга окончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность «артистка музыкального театра». Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в «Фиалке Монмартра» в постановке Г.М. Ярона. Ныне имя Татьяны Шмыги известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Но в ту пору, в начале артистической карьеры, впереди был огромный упорный труд. И только он мог проторить ей путь к славе.

Первые шаги в театре стали для нее как бы аспирантурой после студенческих лет. Татьяне повезло в том, что она попала в коллектив людей, преданных искусству оперетты, влюбленных в него. Главным режиссером театра был тогда И.Туманов, дирижером - Г.Столяров, балетмейстером - Г.Шаховская, главный художник - Г.Л.Кигель, художником по костюмам - Р.Вайнсберг. Великолепные мастера жанра оперетты Т.Бах, К.Новикова, Р.Лазарева, Т.Санина, В.Вольская, В.Володин, С.Аникеев, М.Качалов, Н.Рубан, В.Шишкин, Г.Ярон очень тепло встретили молодую выпускницу ГИТИСа, а она, в свою очередь, встретила великолепного наставника, артиста В.А.Канделаки, который год спустя стал главным режиссером Театра оперетты. Он был вторым мужем Татьяны Ивановны. Они прожили вместе 20 лет.

К.С.Станиславский говорил, что оперетта, водевиль - это хорошая школа для артистов. На них можно учиться драматическому искусству, вырабатывать артистическую технику. Во время VI московского международного фестиваля молодежи и студентов театр оперетты принял к постановке новую оперетту Ю.Милютина «Поцелуй Чаниты». Главную роль поручили молодой актрисе Татьяне Шмыге. После «Поцелуя Чаниты» роли Шмыги шли параллельно по нескольким линиям и слились воедино в работе, которую долгое время считали у нее лучшей - роли Глории Розетти в оперетте Ю.Милютина «Цирк зажигает огни».

Очень скоро Т.Шмыга стала ведущей солисткой театра. Одного ее имени на афише очередного спектакля было достаточно, чтобы заполнить зал. После Виолетты - ее первой роли - почитатели оперетты познакомились с ее Аделью в «Летучей мыши», Валентиной в «Веселой вдове», Анжелью в «Графе Люксембурге». В 1969 г. Шмыга выступила в новой постановке «Фиалки...», но уже в роли «звезды Монмартра», примадонны Нинон. Успех был потрясающий, а знаменитая «Карамболина» на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

В 1961 г. Татьяна Шмыга стала Заслуженной артисткой РСФСР. Вскоре при участии нового главного режиссера театра Г.Л.Ансимова Т.И.Шмыга находит себя на новом направлении. В ее репертуар входит жанр мюзикла. В феврале 1965 г. в театре прошла первая премьера мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу по пьесе Б.Шоу «Пигмалион», где она сыграла роль Э.Дулитл.

Ее театральная судьба в целом складывалась счастливо, хотя, быть может, она не сыграла всего, что хотела сыграть. В репертуаре Шмыги было, к сожалению, немного ролей классических авторов - Ж.Оффенбаха, Ш.Лекока, И.Штрауса, Ф.Легара, И.Кальмана, Ф.Эрве. Они в то время считались «буржуазными» и были в немилости у чиновников от культуры. Наряду с классикой актриса многие годы играла героинь советских оперетт. Но и в них она создала целую галерею запоминающихся образов современиц, проявив присущий ей природный талант и обнаружив при этом уже сформировавшийся почерк большого мастера. Шмыга стала непревзойденной исполнительницей целой плеяды героинь в советских музыкальных комедиях - таких, как «Белая акация», «Цирк зажигает огни», «Конкурс красоты», «Севастопольский вальс», «Поцелуй Чаниты». Ее роли, такие разные по характеру, едины в безукоризненном чувстве правды, в способности быть самой собой и одновременно совсем другой, новой.

В последние годы ее можно было увидеть и услышать в двух специально поставленных для нее спектаклях - оперетте «Катрин» (А.Кремер) и его же мюзикле «Джейн Ламберт», созданном по мотивам произведений С.Моэма. В театре «Московская оперетта» также шёл спектакль «Оперетта, оперетта».

Карьера в кино

В 1962 году Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. Её, человека, преданного театру, привлекла возможность творческого общения с талантливыми актёрами и с интересным режиссёром Эльдаром Рязановым в фильме «Гусарская баллада ». Шмыга сыграла эпизодическую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны.

Сочетание изумительного, неповторимого голоса, подобного прозрачному, струящемуся ручейку, неземного обаяния, удивительной пластичности и танцевальности создавало творческий феномен Татьяны Шмыги, а превосходный дар не только комедийной, но и драматической актрисы позволял ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии. А её манера исполнения - грация, женственность и лёгкое кокетство сделали её неподражаемой.

Творческий путь Т.И.Шмыги - это более 60 ролей на сцене и на экране.
В концертном репертуаре актрисы - Мариетта («Баядера» И.Кальмана), Сильва («Сильва» И.Кальмана), Ганна Главари («Веселая вдова» Ф.Легара), Долли Галахер («Хелло, Долли»), Марица («Марица» И.Кальмана), Николь («Кварталы Парижа» Минха) и др.
В ноябре 1969г. Т.И.Шмыге было присвоено почетное звание Народной артистки РСФСР. Окрыленная успехом и признанием она блистательно играла спектакль за спектаклем. Вступив в пору творческой зрелости Т.Шмыга, актриса тонкого психологического плана, сохранила всю прелесть своего жанра, в котором есть и искристость, и эстрадная экстравагантность. Сочетание нежного, неповторимого тембра голоса, удивительной пластичности и танцевальности создает творческий феномен Татьяны Шмыги, а превосходный дар не только комедийной и лирической, но и драматической актрисы позволяет ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии. Многое в творчестве этой удивительной актрисы объяснено, но тайной остается ее женское очарование, прелесть застенчивой грации.

Личная жизнь

Татьяна Шмыга обладала удивительной скромностью: она всегда смущалась, когда ее узнавали на улице, и не считала себя примадонной. А на вопрос, как она сумела не заболеть «звездной болезнью», отвечала, что «просто всю жизнь вкалывала».

Продолжалась и ее гастрольная деятельность. Т.Шмыга объездила почти всю страну. Ее искусство знали и любили не только в России, но и на Украине, в Казахстане, Грузии, Узбекистане, Болгарии, Чехии, Словакии, Бразилии, США и других странах.
В свободное время Татьяна Шмыга любила читать русскую классику, поэзию, слушать симфоническую и фортепианную музыку, романсы. Очень любила живопись, балет.

Первый муж: Рудольф Борецкий (род. 1930) - Профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ; доктор филологических наук. Один из создателей научно-популярного, информационного и молодежного телевидения («Теленовости», программы «Знание», «В эфире - молодость» и др.).

Второй муж: Владимир Канделаки (1908-1994) - известный советский певец (бас-баритон) и режиссёр, солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1929-1994). Также выступал и ставил спектакли в московском Театре оперетты, впоследствии его главный режиссёр (1954-1964).

Последний, третий супруг: Анатолий Кремер (род. 1933) - композитор, работал главным дирижёром в Театре сатиры. Автор музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. Музыкальные комедии «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал», «Катрин», «Джулия Ламберт» и «Джейн» были написаны специально для Т. И. Шмыги, некоторые до сих пор с успехом идут в театре «Московская оперетта». Вместе они прожили более 30 лет.

Скончалась Татьяна Ивановна после долгой, продолжительной болезни. Шмыга попала в реанимацию Боткинской больницы в январе 2011 г. из-за серьезных проблем с сосудами. Ранее, по той же причине, Шмыга потеряла ногу.

Фильмография

1997 Звездная ночь в Камергерском (ТВ)
1983 Кое-что из губернской жизни (ТВ) ... Примадонна
1977 Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал... (фильм-спектакль)
1975 Девичий переполох (фильм-спектакль) ... Марфа
1974 Бенефис Савелия Крамарова (фильм-спектакль)
1970 Эксперимент
1969 Новогоднее похищение (ТВ)
1967 Белая ночь (фильм-спектакль) ... Дарья Ланская
1965 В первый час
1963 Мелодии Дунаевского (документальный)
1962 Композитор Исаак Дунаевский (фильм-спектакль) ... Пепита / Тося
1962 Гусарская баллада ... Луиза Жермон
1959 Композитор Имре Кальман (фильм-спектакль)

Озвучивание

Работы в театре

Театр Оперетты, 1953-2011

1998 «Джейн» (А.Кремер)
1993 «Джулия Ламберт» (А.Кремер)
1988 «Великая герцогиня Герольштейнская» (Ж.Оффенбаха)
1984 «Катрин» (А.Кремер)
1981 «Господа артисты» (М.Зива) ... Сашенька
1978 «Неистовый гасконец» (Кара-Караев) ... Роксана
1977 «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал» (А.Кремер) ... Диана-актриса
1977 «Товарищ Любовь» (Ильин) ... Любовь Яровая
1976 «Пусть гитара играет» (О.Фельцман) ... Зоя-Зюка
1971 «Девичий переполох » (Ю.Милютин) ... Марфа
1970 «Нет меня счастливей» (А.Эшпай) ... Вера
1969 «Фиалка Монмартра» (И.Кальман) ... Нинон
1968 «Белая ночь » (Т.Хренников) ... Дарья Ланская
1967 «Конкурс красоты» (А.Долуханян) ... Галя Смирнова
1967 «Девушка с голубыми глазами» (В.Мурадели) ... Мери Ив
1966 «Настоящий мужчина» (М.Зива) ... Галя
1965 «Вестсайдская история» (Л.Бернстайн) ... Мария
1964 «Моя прекрасная леди» (Ф.Лоу) ... Элиза Дулитл
1963 «Куба - любовь моя» (Р.Гаджиева) ... Делия
1962 «Летучая мышь» (И.Штраус) ... Адель
1961 «Севастопольский вальс» (К.Листов) ... Любаша Толмачева
1960 «Цирк зажигает огни» (Ю.Милютин) ... Глория Розетти
1960 «Граф Люксембург» (Ф.Легар) ... Анжель
1959 «Простая девушка» (К.Хачатурян) ... Оля
1958 «Москва-Черемушки» (Д.Шостакович) ... Лидочка
1957 «Бал в Савойе» (Абрахам) ... Дези
1956 «Поцелуй Чаниты» (Ю.Милютин) ... Чана
1955 «Белая акация» (И.Дунаевский) ... Тоня Чумакова
1954 «Фиалка Монмартра» (И.Кальман) ... Виолетта

Награды и премии

1978 Народная артистка СССР
1974 Государственная премия РСФСР им. Глинки
Орден «Знак Почета»
Орден «Трудового Красного Знамени»
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени

Ссылки

Некролог

В Москве умерла актриса оперетты, театра и кино Татьяна Шмыга. Ей было 82.

Больше полувека она посвятила московскому театру оперетты. Долгие годы оставаясь его примой. Среди самых знаменитых ролей Шмыги Адель в «Летучей мыши», Валентина в «Веселой вдове», Анжель в «Графе Люксембурге».

В оперетте Шмыга занимала то же место, что на эстраде Алла Пугачева. И хотя по самому звучанию слова оперетта слывет младшей сестрой оперы, Татьяна Шмыга доказала, что по сложности и требуемому от исполнителя искусству ее жанр совсем не младше и уж конечно не легкий.

В 1962 году Шмыга впервые снялась в кино в фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада », а в 78-м удостоилась звания Народной артистки СССР. Ни до ни после его не получала ни одна актриса оперетты. Всего на сцене и экране Татьяна Ивановна сыграла более 60 ролей.

Прощание с певицей и актрисой оперетты, народной артисткой СССР Татьяной Шмыгой пройдет 7 февраля в 10.30 в ее родном театре "Московская оперетта".
"Вопрос о захоронении ее на Новодевичьем кладбище сейчас решается", - сообщил директор театра Валерий Сазонов.

Татьяну Ивановну Шмыгу часто называют «королевой оперетты», вкладывая в это понятие гармоничное сочетание ее уникального актерского таланта и природной музыкальности, целеустремленности художника и добросердечия человеческой личности, самоотверженного труда и преданного служения единственному в ее жизни театру – Театру оперетты. Имя Шмыги уважаемо и авторитетно в музыкальном мире. Оно давно стало своеобразным брэндом искусства оперетты, а звания, титулы и награды, которых она по праву удостоена, составляют внушительный список.

За без малого шестьдесят лет она стала единственной в истории жанра оперетты народной артисткой СССР (1978 г.), лауреатом государственной премии им. М.Глинки (1974 г.), лауреатом Премии Президента РФ (2001 г.), была награждена Благодарностью Президента РФ (2004 г.), медалями «Ветеран труда» (1983 г.), «50 лет Победы в ВОВ» - (1995 г.), «В память 850-летия Москвы» (1997 г.), орденами «Знак Почета» (1967 г.), «Трудового Красного Знамени» (1986 г.), «За заслуги перед Отечеством IV степени» (1998 г.), «За заслуги перед Отечеством III степени» (2008г.)

Её творческая биография на сцене началась в 1953 году. Проучившись сначала на вокальном отделении музыкального училища, а затем в ГИТИСе, молодая Татьяна Шмыга вместе с несколькими выпускниками была приглашена мастером курса Иосифом Михайловичем Тумановым в руководимый им Московский театр оперетты для участия в спектаклях современного репертуара. Но дебютировала она в спектакле классического репертуара – в роли Виолетты в оперетте Кальмана «Фиалка Монмартра», которую поставил легендарный Григорий Ярон. «Нет у меня никакой биографии», – сказала однажды назойливому журналисту Татьяна Ивановна: «Родилась, училась, теперь работаю». И, подумав, добавила: «В ролях вся моя биография». Редко в театральном мире встречается человек столь скромный, придающий так мало значения всему, что не относится напрямую к искусству. В ролях не только биография самой актрисы – в них почти полувековая биография советской и российской оперетты, сложная и плодотворная эволюция жанра, преображенного не без участия ее благородного и содержательного творчества. За годы работы в театре из молодой, богато одаренной артистки с редким по красоте голосом, выразительной пластикой, изяществом и грацией, Татьяна Шмыга превратилась в блистательную примадонну оперетты. Но произошло это не само собой, а благодаря упорному труду, высочайшей требовательности и стремлению неустанно совершенствовать свое мастерство.

Ее театральная судьба в целом складывалась счастливо. Наряду с классикой актриса многие годы играла героинь советских оперетт. Но и в них она создала целую галерею запоминающихся образов современниц, проявив присущий ей природный талант и обнаружив при этом уже сформировавшийся почерк большого мастера. Шмыга стала непревзойденной исполнительницей целой плеяды героинь в советских музыкальных комедиях – «Белая акация», «Цирк зажигает огни», «Конкурс красоты», «Севастопольский вальс», «Поцелуй Чаниты». Ее роли, такие разные по характеру, едины в безукоризненном чувстве правды, в способности быть самой собой и одновременно совсем другой, новой. В свою работу она вкладывала нечто большее, чем просто профессионализм – глубину психологического содержания образа, интересное толкование роли, свои раздумья о жизни и людях. Она привнесла на опереточную сцену свой особый драматический стиль, основанный на полутонах, нюансах и парадоксе, что превратило заданные схемы в живых людей со всеми их достоинствами и недостатками.

Творческий путь Т.И. Шмыги – это более 60 ролей на сцене и на экране. Среди них – Виолетта («Фиалка Монмартра» И. Кальмана, 1954 г.), Тоня Чумакова («Белая акация» И. Дунаевского, 1955 г.), Чана («Поцелуй Чаниты» Ю. Милютина, 1956 г.), Дези («Бал в Савойе» Абрахама, 1957 г.), Лидочка («Москва-Черемушки» Д. Шостаковича, 1958 г.), Оля («Простая девушка» К. Хачатуряна, 1959 г.), Глория Розетти («Цирк зажигает огни» Ю. Милютина, 1960 г.), Анжель («Граф Люксембург» Ф. Легара г.), Любаша Толмачева («Севастопольский вальс» К. Листова, 1961 г.), Адель («Летучая мышь» И. Штрауса, 1962 г.), Делия («Куба – любовь моя» Р. Гаджиева, 1963 г.), Элиза Дулитл («Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, 1964 г.), Мария («Вестсайдская история» Л. Бернстайна, 1965 г.), Галя («Настоящий мужчина» М. Зива, 1966 г.), Мери Ив («Девушка с голубыми глазами» В. Мурадели, 1967 г.), Галя Смирнова («Конкурс красоты» А. Долуханяна, 1967 г.), Дарья Ланская («Белая ночь» Т. Хренникова, 1968 г.), Нинон («Фиалка Монмартра» И. Кальмана, 1969 г.), Вера («Нет меня счастливей» А. Эшпая, 1970 г.), Марфа («Девичий переполох» Ю. Милютина, 1971 г.), Зоя-Зюка («Пусть гитара играет» О. Фельцмана, 1976 г.), Любовь Яровая («Товарищ Любовь» Ильина, 1977 г.), Диана-актриса («Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал» А. Кремера, 1977 г.), Роксана («Неистовый гасконец» Кара-Караева, 1978 г.), Сашенька («Господа артисты» М. Зива, 1981 г.), а также главные роли в опереттах: «Катрин» А.Кремера (1984 г.), «Великая герцогиня Герольштейнская» Ж. Оффенбаха (1988 г.), «Джулия Ламберт» А. Кремера (1993 г.) и «Джейн» А. Кремера (1998 г.)… Перечислить даже самые известные роли, сыгранные Татьяной Ивановной на сцене театра оперетты, нет возможности, ибо репертуар ее огромен и охватывает собой целую эпоху в истории жанра. Татьяна Шмыга была частым и желанным гостем радио и телевидения. После выхода на экраны фильма Э.Рязанова «Гусарская баллада», где она сыграла французскую актрису мадемуазель Жермон, число ее поклонников возросло во много раз, а песенка Жермон, блистательно исполненная Шмыгой, стала одним из эстрадных «хитов».

Народная артистка СССР Татьяна Шмыга была, несомненно, главной актрисой не только Московской оперетты, но и самого жанра в целом. Ее великолепное мастерство, блистательная игра служат примером для подражания. В течение ряда лет она преподавала в ГИТИСе, готовя новое поколение актеров жанра, которому она отдала свое сердце.

Т.атьяна Шмыга относилась к той категории театральных артистов, которые никогда не останавливаются на достигнутом. До самого последнего времени она много и активно выступала на сцене. Величайшая актриса Англии Джулия Ламберт из мюзикла А.Кремера «Джулия Ламберт» или преданная любви и своему сержанту Лефевру Катрин из оперетты «Катрин» А.Кремера, роскошная вдова промышленника Джейн Фаулер из мюзикла «Джейн», специально написанного композитором А.Кремером для Татьяны Шмыги, все эти героини, виртуозно сыгранные замечательной артисткой уже вошли в историю музыкального театра. А исполнение в «Большом канкане» вместе с Герардом Васильевым дуэта Сильвы и Эдвина из оперетты И.Кальмана «Сильва» может служить ярким примером виртуозного владения вокальной техникой, вне зависимости от возраста.

Татьяна Шмыга попробовала свои силы в драматическом театре – явление достаточно редкое в театральной практике, актеры музыкального театра нечасто играют в драматических спектаклях. Поставленный народным артистом СССР Владимиром Андреевым на сцене театра им. Ермоловой спектакль «Перекресток» («Варшавская мелодия – 98») по пьесе Л.Зорина стал заметным театральным событием в Москве. В нем раскрылся замечательный драматический талант актрисы оперетты, причем Т.атьяна Шмыга, также как и в спектаклях Московской оперетты, играла свою роль без дублеров.

В одном из интервью режиссер Роман Виктюк на вопрос, кто для него является «ангелом» в оперетте, сказал: «Конечно, Татьяна Шмыга! Я помню Шмыгу в ее первых ролях. Для меня она была почти религиозным мостом между жизнью и театром с ее невероятной любовью к жизни, которая не угасла по сей день». Яркий, самобытный талант замечательной актрисы, ее огромный вклад в развитие не только жанра оперетты, но и всего российского театра в целом не раз отмечался высокими правительственными наградами. Но для актрисы всегда самым важным мерилом успеха была любовь зрителей, признание ими ее таланта, ее богатой и неподражаемой творческой жизни в искусстве.

Родилась 31 декабря 1928 года в г. Москве. Отец - Шмыга Иван Артемьевич (1899-1982). Мать - Шмыга Зинаида Григорьевна (1908-1995). Супруг - Кремер Анатолий Львович (1933г.рожд.), композитор, дирижер, работает главным дирижером в Театре сатиры.

"Нет уменя никакой биографии, - сказала однажды назойливому журналисту Татьяна Ивановна. - Родилась, училась, теперь работаю". И, подумав, добавила: "В ролях вся моя биография...". Редко в театральном мире встречается человек столь скромный, придающий так мало значения всему, что не относится впрямую к искусству. В ролях Шмыги не только биография самой актрисы - в них почти полувековая биография советской и российской оперетты, сложная и плодотворная эволюция жанра, преображенного не без участия ее благородного и содержательного творчества.

Детство Тани было благополучным. Ее родители были образованными и воспитанными людьми, хотя к искусству прямого отношения не имели. Отец - инженер-металлист, много лет работал заместителем директора крупного завода, а мама была для дочери просто мамой, красавицей и умницей. Родители очень любили друг друга. А еще они любили театр, слушали Лещенко и Утесова, танцевали настоящие бальные танцы и даже брали за них призы.

Сначала она хотела быть юристом, но увлечение в школе песнями и танцами переросло в серьезную привязанность к музыке, и Таня начала брать частные уроки пения. "Я в детстве была очень серьезной и молчаливой, - вспоминала Т. Шмыга. - Хотела стать камерной певицей и даже поступила стажером в училище при Московской консерватории". Потом ее пригласили солисткой в хор при Министерстве кинематографии. Первое ее выступление, по сути, "боевое крещение", состоялось в кинотеатре перед началом сеанса.

В 1947 году Татьяна поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А.В.Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И.Туманова и С.Штейна. В 1953 году Т.Шмыга закончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность "артистка музыкального театра". Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в "Фиалке Монмартра" в постановке Г.М.Ярона. Ныне имя Татьяны Шмыги известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Но в ту пору, в начале артистической карьеры, впереди был огромный упорный труд. И только он мог проторить ей путь к славе.

Первые шаги в театре стали для нее как бы аспирантурой после студенческих лет. Татьяне повезло в том, что она попала в коллектив людей, преданных искусству оперетты, влюбленных в него. Главным режиссером театра был тогда И.Туманов, дирижером - Г.Столяров, балетмейстером - Г.Шаховская, главный художник - Г.Л.Кигель, художником по костюмам - Р.Вайнсберг. Великолепные мастера жанра оперетты Т.Бах, К.Новикова, Р.Лазарева, Т.Санина, В.Вольская, В.Володин, С.Аникеев, М.Качалов, Н.Рубан, В.Шишкин, Г.Ярон очень тепло встретили молодую выпускницу ГИТИСа, а она, в свою очередь, встретила великолепного наставника, артиста В.А.Канделаки, который год спустя стал главным режиссером Театра оперетты. Он был вторым мужем Татьяны Ивановны. Они прожили вместе 20 лет.

К.С.Станиславский говорил, что оперетта, водевиль - это хорошая школа для артистов. На них можно учиться драматическому искусству, вырабатывать артистическую технику. Во время VI московского международного фестиваля молодежи и студентов театр оперетты принял к постановке новую оперетту Ю.Милютина "Поцелуй Чаниты". Главную роль поручили молодой актрисе Татьяне Шмыге. После "Поцелуя Чаниты" роли Шмыги шли параллельно по нескольким линиям и слились воедино в работе, которую долгое время считали у нее лучшей - роли Глории Розетти в оперетте Ю.Милютина "Цирк зажигает огни".

Очень скоро Т.Шмыга стала ведущей солисткой театра. Одного ее имени на афише очередного спектакля было достаточно, чтобы заполнить зал. После Виолетты - ее первой роли - почитатели оперетты познакомились с ее Аделью в "Летучей мыши", Валентиной в "Веселой вдове", Анжелью в "Графе Люксембурге". В 1969г. Шмыга выступила в новой постановке "Фиалки...", но уже в роли "звезды Монмартра", примадонны Нинон. Успех был потрясающий, а знаменитая "Карамболина" на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

Лучшие дня

В 1961г. Татьяна Шмыга стала Заслуженной артисткой РСФСР. Вскоре при участии нового главного режиссера театра Г.Л.Ансимова Т.И.Шмыга находит себя на новом направлении. В ее репертуар входит жанр мюзикла. В феврале 1965г. в театре прошла первая премьера мюзикла "Моя прекрасная леди" Ф.Лоу по пьесе Б.Шоу "Пигмалион", где она сыграла роль Э.Дулитл.

В 1962г. Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. Ее, человека, преданного театру, привлекла возможностьтворческого общения с талантливыми актерами и с интересным режиссером Э.Рязановым в фильме "Гусарская баллада". Шмыга сыграла эпизодическую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны.

Ее театральная судьба в целом складывалась счастливо, хотя, быть может, она не сыграла всего, что хотела сыграть. В репертуаре Шмыги было, к сожалению, немного ролей классических авторов - Ж.Оффенбаха, Ш.Лекока, И.Штрауса, Ф.Легара, И.Кальмана, Ф.Эрве. Они в то время считались "буржуазными" и были в немилости у чиновников от культуры. Наряду с классикой актриса многие годы играла героинь советских оперетт. Но и в них она создала целую галерею запоминающихся образов современиц, проявив присущий ей природный талант и обнаружив при этом уже сформировавшийся почерк большого мастера. Шмыга стала непревзойденной исполнительницей целой плеяды героинь в советских музыкальных комедиях - таких, как "Белая акация", "Цирк зажигает огни", "Конкурс красоты", "Севастопольский вальс", "Поцелуй Чаниты". Ее роли, такие разные по характеру, едины в безукоризненном чувстве правды, в способности быть самой собой и одновременно совсем другой, новой.

Творческий путь Т.И.Шмыги - это более 60 ролей на сцене и на экране. Среди них - Виолетта ("Фиалка Монмартра" И.Кальмана, 1954г.), Тоня Чумакова ("Белая акация" И.Дунаевского, 1955г.), Чана ("Поцелуй Чаниты" Ю.Милютина, 1956г.), Дези ("Бал в Савойе" Абрахама, 1957г.), Лидочка ("Москва-Черемушки" Д.Шостаковича, 1958г.), Оля ("Простая девушка" К.Хачатуряна, 1959г.), Глория Розетти ("Цирк зажигает огни" Ю.Милютина, 1960г.), Анжель ("Граф Люксембург" Ф.Легара), Любаша Толмачева ("Севастопольский вальс" К.Листова, 1961г.), Адель ("Летучая мышь" И.Штрауса, 1962г.), Луиза Жермон ("Гусарская баллада", реж. Э.Рязанов, 1962г.), Делия ("Куба - любовь моя" Р.Гаджиева, 1963г.), Элиза Дулитл ("Моя прекрасная леди" Ф.Лоу, 1964г.), Мария ("Вестсайдская история" Л.Бернстайна, 1965г.), Галя ("Настоящий мужчина" М.Зива, 1966г.), Мери Ив ("Девушка с голубыми глазами" В.Мурадели, 1967г.), Галя Смирнова ("Конкурс красоты" А.Долуханяна, 1967г.), Дарья Ланская ("Белая ночь" Т.Хренникова, 1968г.), Нинон ("Фиалка Монмартра" И.Кальмана, 1969г.), Вера ("Нет меня счастливей" А.Эшпая, 1970г.), Марфа ("Девичий переполох" Ю.Милютина, 1971г.), Зоя-Зюка ("Пусть гитара играет" О.Фельцмана, 1976г.), Любовь Яровая ("Товарищ Любовь" Ильина, 1977г.), Диана-актриса ("Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал" А.Кремера, 1977г.), Роксана ("Неистовый гасконец" Кара-Караева, 1978г.), Сашенька ("Господа артисты" М.Зива, 1981г.), а также главные роли в опереттах: "Катрин" А.Кремера (1984г.), "Великая герцогиня Герольштейнская" Ж.Оффенбаха (1988г.), "Джулия Ламберт" А.Кремера (1993г.) и "Джейн" А.Кремера (1998г.).

В концертном репертуаре актрисы - Мариетта ("Баядера" И.Кальмана), Сильва ("Сильва" И.Кальмана), Ганна Главари ("Веселая вдова" Ф.Легара), Долли Галахер ("Хелло, Долли"), Марица ("Марица" И.Кальмана), Николь ("Кварталы Парижа" Минха) и др.

В ноябре 1969г. Т.И.Шмыге было присвоено почетное звание Народной артистки РСФСР. Окрыленная успехом и признанием она блистательно играла спектакль за спектаклем. Вступив в пору творческой зрелости Т.Шмыга, актриса тонкого психологического плана, сохранила всю прелесть своего жанра, в котором есть и искристость, и эстрадная экстравагантность. Сочетание нежного, неповторимого тембра голоса, удивительной пластичности и танцевальности создает творческий феномен Татьяны Шмыги, а превосходный дар не только комедийной и лирической, но и драматической актрисы позволяет ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии. Многое в творчестве этой удивительной актрисы объяснено, но тайной остается ее женское очарование, прелесть застенчивой грации.

Уникальность этой актрисы получила высшую оценку народа и государства. Татьяна Шмыга - единственная в России актриса оперетты, получившая звание "Народная артистка СССР" и удостоенная Государственной премии России им. М.И.Глинки. Она награждена орденами "Знак Почета", "Трудового Красного Знамени" и "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

Сегодня ее можно увидеть и услышать в двух специально поставленных для нее спектаклях - оперетте "Катрин" А.Кремера и его же мюзикле "Джейн Ламберт", созданном по мотивам произведений С.Моэма. В театре "Московская оперетта" также идет спектакль "Оперетта, оперетта".

Продолжается и ее гастрольная деятельность. Т.Шмыга объездила почти всю страну. Ее искусство знают и любят не только в России, но и на Украине, в Казахстане, Грузии, Узбекистане, Болгарии, Чехии, Словакии, Бразилии, США и других странах.

Не всегда в творческой жизни Т.Шмыги были удачи и триумфы. Знала она и поражения, разочарования, но не в ее характере опускать руки. Лучшее лекарство от печали для нее - работа. Она всегда в форме, неустанно самосовершенствуется, а это - сплошной, повседневный труд. Оперетта - это суверенная сказочная страна, и у этой страны есть своя Королева. Ее имя - Татьяна Шмыга.

В свободное время Татьяна Шмыга любит читать русскую классику, поэзию, слушать симфоническую и фортепианную музыку, романсы. Очень любит живопись. Ее любимые театральные и киноактеры - О.Борисов, И.Смоктуновский, А.Фрейндлих, Н.Гундарева, Н.Анненков, Ю.Борисова, Е.Евстигнеев, О.Табаков и другие. Очень любит балет, М.Плисецкую, Г.Уланову, Е.Максимову, В.Васильева и М.Лавровского. Среди любимых эстрадных артистов - Т.Гвердцители и А.Пугачева.

Татьяна Ивановна Шмыга (31 декабря 1928, Москва) - выдающаяся советская и российская певица (лирическое сопрано), актриса оперетты, театра и кино, народная артистка СССР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР им. Глинки (1974).

Родилась 31 декабря 1928 года в г. Москве. Отец - Шмыга Иван Артемьевич (1899-1982). Мать - Шмыга Зинаида Григорьевна (1908-1995).

Детство артистки было благополучным. Родители Татьяны были интеллигентными людьми, любили театр, слушали Лещенко и Утёсова, вечерами устраивали домашние балы, где танцевали самые настоящие бальные танцы.

В 1947 году Татьяна поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А.В. Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И. Туманова и С. Штейна. В 1953 году Татьяна Шмыга окончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность "артистка музыкального театра".

Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в "Фиалке Монмартра" в постановке Г.М. Ярона. Ныне имя Татьяны Шмыги известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

После Виолетты - её первой роли - почитатели оперетты познакомились с её Аделью в «Летучей мыши», Валентиной в «Весёлой вдове» и Анжелью в «Графе Люксембурге». В 1969 году Шмыга выступила в новой постановке «Фиалки…», но уже в роли «звезды Монмартра», примадонны Нинон. Знаменитая «Карамболина» на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

В 1961 Татьяна Шмыга стала Заслуженной артисткой РСФСР. Вскоре при участии нового главного режиссера театра Г.Л.Ансимова Т.И.Шмыга находит себя на новом направлении. В ее репертуар входит жанр мюзикла. В феврале 1965г. в театре прошла первая премьера мюзикла "Моя прекрасная леди" Ф.Лоу по пьесе Б.Шоу "Пигмалион", где она сыграла роль Э.Дулитл.

В 1962 году Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. Её, человека, преданного театру, привлекла возможностьтворческого общения с талантливыми актерами и с интересным режиссёром Эльдаром Рязановым в фильме "Гусарская баллада". Шмыга сыграла эпизодическую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны.

Лучшие роли в Московском театре оперетты (часто - первая исполнительница) были связаны с произведениями советских авторов: Тоня («Белая акация» И. Дунаевского), Чанита, Глория и Марфа («Поцелуй Чаниты», «Цирк зажигает огни» и «Девичий переполох» Ю. Милютина), Любаша («Севастопольский вальс» К. Листова), Галя («Конкурс красоты» А. Долуханяна), Роксана («Неистовый гасконец» К. Караева), Зюка («Пусть гитара играет» О. Фельцмана), Любовь Яровая («Товарищ Любовь» В. Ильина), Самарина («Господа артисты» М. Зива), Диана, Джулия Ламберт, Катрин, Джейн («Эспаньола», «Джулия Ламберт», «Катрин», «Джейн» - все А. Кремера). Также исполняла некоторые главные роли в опереттах западно-европейских композиторов: помимо упомянутых, Герцогиня Герольштейнская («Великая герцогиня Герольштейнская» Ж. Оффенбаха).

В ноябре 1969 года Т. И. Шмыге было присвоено почётное звание Народной артистки РСФСP. Эта актриса по праву заслужила не только народное, но и государственное признание. Татьяна Шмыга - единственная в России актриса оперетты, получившая звание «Народная артистка СССР» (1978). Она удостоена Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки, награждена орденами «Знак Почёта», «Трудового Красного Знамени» и «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Личная жизнь

Первый муж: Владимир Канделаки (1908-1994) - известный советский певец (бас-баритон) и режиссёр, солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1929-1994). Также выступал и ставил спектакли в московском Театре оперетты, впоследствии его главный режиссёр (1954-1964).

Нынешний супруг: Анатолий Кремер (род. 1933) - композитор, работал главным дирижёром в Театре сатиры. Автор музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. Музыкальные комедии «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал», «Катрин», «Джулия Ламберт» и «Джейн» были написаны специально для Т. И. Шмыги, некоторые до сих пор с успехом идут в театре «Московская оперетта». Они вместе уже более 30 лет.

Певица (лирическое сопрано), актриса оперетты, театра и кино.

Заслуженная артистка РСФСР (8.03.1960).
Народная артистка РСФСР (1969).
Народная артистка СССР (24.01.1978).

В 1947 году поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А. В. Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д. Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И. М. Туманова и С. Штейна.
В 1953 году окончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность "артистка музыкального театра". Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в "Фиалке Монмартра" в постановке Г. М. Ярона.
В 1962 году впервые снялась в кино. Её, человека, преданного театру, привлекла возможность творческого общения с талантливыми актёрами и с интересным режиссёром Эльдаром Рязановым в фильме "Гусарская баллада", где она сыграла эпизодическую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны.

На протяжении всего творческого пути актрисы, наряду с работой в театре, проходила её концертная и гастрольная деятельность. В репертуаре были партии Мариетты («Баядера» И.Кальмана), Сильвы («Сильва» И.Кальмана), Ганны Главари («Весёлая вдова» Ф.Легара), Долли Галахер («Хелло, Долли» Дж.Хермана), Николь («Кварталы Парижа» Минха) и другие. Многие годы её постоянным партнёром в концертной и гастрольной деятельности был заслуженный артист РСФСР, солист Московского театра оперетты Анатолий Васильевич Пиневич.

В 2001 году в издательстве Вагриус в серии «Мой 20 век» вышла книга воспоминаний Татьяны Шмыги «Счастье мне улыбалось».

Ушла из жизни 3 февраля 2011 года в Москве. Похоронена 7 февраля на Новодевичьем кладбище Москвы.

Первый муж: Рудольф Борецкий (1930-2012) - профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ; доктор филологических наук. Один из создателей научно-популярного, информационного и молодёжного телевидения («Теленовости», программы «Знание», «В эфире - молодость»).

Второй муж: Владимир Канделаки (1908-1994) - известный советский певец (бас-баритон) и режиссёр, солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1929-1994). Также выступал и ставил спектакли в московском Театре оперетты, впоследствии его главный режиссёр (1954-1964). Вместе они прожили 20 лет.

Последний супруг (вдовец): Анатолий Кремер (1933 - 2015) - композитор, работал главным дирижёром в Театре сатиры. Автор музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. Музыкальные комедии «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал», «Катрин», «Джулия Ламберт» и «Джейн» были написаны специально для Татьяны, некоторые с успехом шли в театре «Московская оперетта». Они были вместе более 30 лет.

театральные работы

1954 - Фиалка Монмартра (И. Кальман) - Виолетта
1955 - Белая Акация (И. О. Дунаевский) - Тоня Чумакова
1956 - Поцелуй Чаниты (Ю. С. Милютин) - Чана
1957 - Бал в Савойе (П. Абрахам) - Дэзи
1958 - Москва - Черёмушки (Д. Д. Шостакович) - Лидочка
1959 - Простая девушка (А. И. Хачатурян) - Оля
1960 - Цирк зажигает огни (Ю. С. Милютин) - Глория Розетти
1960 - Граф Люксембург (Ф. Легар) - Анжель
1961 - Севастопольский вальс (К. Я. Листов) - Любаша Толмачёва
1962 - Летучая мышь (И. Штраус) - Адель
1963 - Куба, любовь моя (Р. С. Гаджиев) - Делия
1964 - Моя прекрасная леди (Ф. Лоу) - Элиза Дулитл
1965 - Вестсайдская история (Л. Бернстайн) - Мария
1966 - Девушка с голубыми глазами (В. И. Мурадели) - Мэри Ив
1966 - Настоящий мужчина (М.П. Зив) - Галя
1967 - Конкурс красоты (А.П. Долуханян) - Галя Смирнова
1967 - Белая ночь (Т.Н. Хренников) - Дарья Ланская
1969 - Фиалка Монмартра (И. Кальман) - Нинон
1970 - Нет меня счастливей (А. Я. Эшпай) - Вера
1971 - Девичий переполох (Ю. С. Милютин) - Марфа
1976 - Пусть играет гитара (О. Б. Фельцман) - Зоя-Зюка
1977 - Товарищ Любовь (В.Г. Ильин) - Любовь Яровая
1977 - Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал (А.Л. Кремер) - Диана-актриса
1978 - Неистовый гасконец (К. А. Караев) - Роксана
1981 - Господа артисты (М. П. Зив) - Сашенька
1983 - Кое-что из губернской жизни (Борис Галантер) - примадонна
1985 - Катрин (А. Кремер) - Катрин
1987 - Великая герцогиня Герольштейнская (Ж. Оффенбах) - Герцогиня Герольштейнская
1991 - Джулия Ламберт (А. Л. Кремер) - Джулия Ламберт
1999 - Джейн (А. Л. Кремер) - Джейн
2001 - Большой Канкан (музыка отечественных и зарубежных композиторов) - романс Жермон из кинофильма «Гусарская баллада» и дуэт «Помнишь ли ты» из оперетты «Сильва» с Г. В. Васильевым

Московский театр имени М.Н. Ермоловой
2005 - Перекрёсток (Л.Г. Зорин) - Гелена

призы и награды

Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1974) - за исполнение ролей Веры, Марфы и Нинон в опереттах «Нет меня счастливей» А. Я. Эшпая, «Девичий переполох» Ю. С. Милютина и «Фиалка Монмартра» И. Кальмана.
Орден «Знак Почёта» (1967)
Орден Трудового Красного Знамени (1986)
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (28 декабря 2008).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (27 ноября 1998).
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
Медаль «Ветеран труда» (1983)
Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1995)
Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
Благодарность «За выдающиеся творческие достижения в сфере музыкального театра» Национального фестиваля «Музыкальное сердце театра» (2006).
Премия «Овация» (2008).
Премия «Золотая маска» (2011, Приз «За вклад в развитие театрального искусства»).
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2000 года (2001)

Благодарность Президента Российской Федерации (2003) - за большой вклад в развитие музыкального искусства.
Премия города Москвы 2004 года в области литературы и искусства (2004) - за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства.
Благодарность мэра Москвы (2008) - за большой вклад в развитие музыкального искусства, активную общественную деятельность и в связи с юбилеем.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры