Валерий гаврилин балет анюта история создания. Постановки в других городах россии и ссср

Главная / Ссоры

Хотя премьера балета "Анюта" была в конце апреля, я подумал, что вчерашний мой пост может быть интересен и в сообществе. Во-первых, 30 мая будет очередная премьера. Насколько я понял, в этом же составе. Во-вторых, в сообществе кроме как об интерьере и фасадах реконструированного театра никто не писал. Надеюсь, я не ошибся.
Итак, наконец-то удалось дописать пост про премьеру балета "Анюта" в Самарском оперном. Балет создан в 1980-х годах. Вначале для телевидения, а затем поставлен и на сцене. Замечательная музыка к балету принадлежит Валерию Гаврилину. В основе сюжета рассказ А.П. Чехова "Анна на шее". Хореография Владимира Васильева. Владимир Викторович и поставил в Самаре балет. Во время генерального прогона, на котором я и фотографировал, на сцену вышел и сам Васильев, в последней сцене в роли Петра Леонтьевича, отца Анюты.
Поскольку мне еще предстоит дописывать статью для одного издания, пост будет скорее в виде фоторассказа - рассказ о сюжете спектакля, сопровождаемый большим количеством фотографий. Фотографии, соответственно, расположены в хронологическом порядке, а в конце приводится текст небольшой заметки, опубликованной в "Новой". На первой фотографии Екатерина Первушина в роли Анюты во время исполнения знаменитой "Тарантеллы". Один из лучших кадров, на мой взгляд, но, к сожалению, не самый лучший в техническом отношении. Итак, поехали...

АНЮТА Екатерина ПЕРВУШИНА
ПЕТР ЛЕОНТЬЕВИЧ Владимир ШАЧНЕВ
МОДЕСТ АЛЕКСЕЕВИЧ Дмитрий ГОЛУБЕВ
АРТЫНОВ Дмитрий ПОНОМАРЕВ
СТУДЕНТ Виктор МУЛЫГИН
ЕГО СИЯТЕЛЬСТВО Антон ЗИМИН

ДВА ОФИЦЕРА Роман ГЕЕР, Александр ПЕТРИЧЕНКО
ТРИ ЦЫГАНКИ Ульяна ДЕНИСОВА, Ольга ЗИНОВЬЕВА, Полина ФИЛИППОВА
СТУДЕНТКА, Диана ГИМАДЕЕВА
ДЕВУШКА НА БАЛУ Алла КОРБ
ЧЕТЫРЕ ЩЕГОЛЯ Алексей САВИН, Дмитрий САГДЕЕВ, Илья ЧЕРКАСОВ, Е. Конюхов
ПИСАРЬ
ШАРМАНЩИК
ДВОРНИК Сергей БОЛДИН
ШАРМАНЩИЦА Александра БОРОДИНА
СВЯЩЕННИК С. Воробьев
заслуженный артист России
Сергей БОЛДИН
Сергей ПРОХОРОВ
ГУВЕРНАНТКА Наталья СТЕФАНИШИНА
БРАТЬЯ АНЮТЫ учащиеся хореографического училища
Барышни, кавалеры, чиновники, девушки на балу артисты балета


Начинается балет с печальной сцены. У гимназического учителя чистописания и рисования Петра Леонтьевича умирает жена.


Идет отпевание в храме.


Петр Леонтьевич подавлен горем.


При учителе остаются его старшая дочь Анюта и младшие сыновья Петя и Андрюша.


Петр Леонтьевич начинает пить, что в последствии приводит семью к полу-нищенскому состоянию.

Вот как это описывается у Чехова: "Когда умерла мать, отец, Петр Леонтьич, учитель чистописания и рисования в гимназии, запил, наступила нужда; у мальчиков не было сапог и калош, отца таскали к мировому, приходил судебный пристав и описывал мебель... Какой стыд! Аня должна была ухаживать за пьяным отцом, штопать братьям чулки, ходить на рынок, и, когда хвалили ее красоту, молодость и изящные манеры, ей казалось, что весь свет видит ее дешевую шляпку и дырочки на ботинках, замазанные чернилами. А по ночам слезы и неотвязчивая, беспокойная мысль, что скоро-скоро отца уволят из гимназии за слабость и что он не перенесет этого и тоже умрет, как мать."

Дамы рассказывают немолодому чиновнику Можесту Алексеевичу об Анюте. Модест Алексеевич не только не молодой, но и некрасивый, но зато с деньгами и родовым имением, которое он сдает в аренду. Анюта рассчитывает, что он сможет содержать ее и спасти от увольнения ее пьющего отца, поскольку Модест находится на хорошем счету у его сиятельства.


Модест сватается к Анюту и она вынуждена согласиться, спасая себя и свою семью. На нее так же обращает внимание богач Артынов (на фото крайний слева).


Модест Алексеевич в канцелярии с подчиненными. Будни чиновника. На ютюбе обнаружил видео аналогичной постановки. Съемка не самая лучшая, но есть замечательная музыка, что самое главное.

Насколько я понял, спектакль Большого театра. В Роли Модеста Геннадий Янин.


При появлении его сиятельства все в ужасе начинают трястись и прятаться, боясь привлечь к себе его внимание.


Па-де-де студента и Анюты. Анюты прощается с возлюбленным.

Эта же сцена из легендарного телебалета. Екатерина Максимова и Марат Даукаев.


На бульваре веселье.


Комната в доме Модеста.


Анюта в отчаянии. Модест не беден, но скуп. Анюта не получает от него ни копейки. Не помогает Модест и Петру Леонтьевичу, мотивируя это тем, что тот пьет.


Родные приходят в гости к Анюте. Всеобщее веселье.


Однако приход Модеста все возвращает на свои места.


Модест не дает Анюте денег, но покупает ей наряды и украшения, чтобы она выглядела еще лучше в городском обществе, среди жен чиновников и начальства Модеста.


Ради своего положения Модест просит Анюту о разного рода вещах.


Мечтой Модеста является получение ордена Святой Анны.


Во сне ему является Святая Анна в образе Анюты.


И вручает ему орден.


Проснувшись, Модест осознает, что может использовать красивую жену в получении этого знака отличия.


Бал в общественном собрании.

Анюта оказывается в центре внимания.

Модест охотно отпускает Анюту танцевать с Артыновым.


Знаменитая Тарантелла (фотографию к которой я разместил в начале поста) в исполнении легендарной Екатерины Максимовой, для которой и создавалась эта партия.


Замечает Анюту и его сиятельство. По Чехову Анюты начинает общаться с женой его сиятельства, а в балете складывается ощущение, что у нее складываются отношения с ним самим. Я не совсем понял этот момент.


Все складывается очень удачно для Модеста. Он безумно доволен.


Уставшая выпившая Анюта ложится спать после бала.

Ей снится студент. Фотографии этой сцены я публиковал отдельно здесь: http://golema.livejournal.com/139272.html .


После бала за Анютой начинают ухаживать кавалеры, приносить ей цветы. Модест совершенно не против.

С визитом к Анюте приходят и Артынов с его сиятельством.


И вот, свершилось, Модесту вручают орден Святой Анны.

Вариации радостного Модеста.

Танцует Геннадий Янин.


Поздравления в канцелярии.


Тем временем, все имущество Петра Леонтьевича описано и вывезено судебным исполнителем и грузчиками. Семья остается ни с чем.


На катке в предновогоднюю ночь. Анюта увлечена своим положением. С Модестом она больше не считается. Лишь присылает ему счета на оплату, которые он с радостью подписывает. Но она забывает и о родных.


На катке ей встречается студент, а затем и отец с братьями.


Анюта с печалью в глазах смотрит на них.
http://www.youtube.com/watch?v=HRhJ_GjQZ4w&feature=related
Финальная сцена и встреча с родными на катке из телебалета с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым в роли отца. Музыка потрясающая.



На сцене Владимир Васильев.
Но Анюта уже ничего не может поделать.

"А Аня все каталась на тройках, ездила с Артыновым на охоту, играла в одноактных пьесах, ужинала, и все реже и реже бывала у своих. Они обедали уже одни. Петр Леонтьич запивал сильнее прежнего, денег не было, и фисгармонию давно уже продали за долг. Мальчики теперь не отпускали его одного на улицу и все следили за ним, чтобы он не упал; и когда во время
катанья на Старо-Киевской им встречалась Аня на паре с пристяжной на отлете и с Артыновым на козлах вместо кучера, Петр Леонтьич снимал цилиндр и собирался что-то крикнуть, а Петя и Андрюша брали его под руки и говорили
умоляюще:
- Не надо, папочка... Будет, папочка..."


Ну и обещанная статья:
"Балет по Чехову" Новая газета в Поволжье
В минувшие выходные любителей балета ждала очередная яркая премьера в Самарском академическом театре оперы и балета. На сцене театра был поставлен балет «Анюта», ради которого в Самару впервые приехал выдающийся русский артист балета и балетмейстер, народный артист СССР Владимир Васильев.

Балет «Анюта» был создан в 1982 году и задумывался как фильм-балет, сценаристом и режиссером которого стал Александр Белинский. В основу сюжета лег рассказ А.П. Чехова «Анна на шее». Балет поставлен в хореографии Владимира Васильева на музыку Валерия Гаврилина, созданную из его же оркестровых произведений и пьес, переработанных и объединенных в единое целое. Несмотря на это, музыкальные номера в балете очень точно соответствуют чеховской атмосфере и сюжету, не оставляя ощущения разрозненности. Впрочем, в балете присутствуют персонажи и сцены, которых нет в чеховском оригинале. К примеру, нет у Чехова Студента, а значит па-де-де в первом акте и «сон Анюты» во втором добавлены постановщиками, однако эти сцены органично вписаны в повествование, придавая ему романтический оттенок, которого нет в произведении классика.

Через несколько лет Васильев решил поставить «Анюту» на театральной сцене. Чеховский сюжет, замечательная музыка Гаврилина, хореография Васильева и прекрасное исполнение партий Екатериной Максимовой и самим Васильевым гарантировали большой успех постановки. С тех пор прошло 25 лет, и в течение всего этого периода «Анюта» регулярно ставится в различных оперных театрах по всему миру.

Партия Анюты создавалась Васильевым специально для его супруги, легендарной отечественной балерины Екатерины Максимовой. Как рассказал сам Васильев, в каждом городе есть девочки, похожие на Екатерину Сергеевну и отчасти приближающиеся к мастерству исполнения этой партии знаменитой примой. По его словам, во всех театрах, где идет этот балет, также оказывается и хороший исполнитель партии Модеста Алексеевича. Впрочем, перейдем к самой премьере.

Генеральный прогон спектакля, состоявшийся за день до премьеры, был фактически первым и последним перед постановкой. Владимир Васильев несколько раз останавливал действо и просил повторить некоторые эпизоды, настаивал на более артистичном исполнении танцорами своих партий. «Анюта» относится к жанру драматического балета и помимо техники танца в спектакле крайне важно актерское мастерство исполнителей. По части артистизма на репетиции были заметны некоторые недоработки. Оставалось только дождаться премьеры и посмотреть, как будет исполнена «Анюта» перед широкой публикой.

Ожидалось, что в первом премьерном спектакле будет танцевать и сам Васильев, который вышел на сцену в финале генерального прогона в роли отца Анюты Петра Леонтьевича, но мастер, ввиду плохого самочувствия, решил не принимать участия в спектакле.

К сожалению, и на репетиции, и на самой премьере было много технических накладок, к счастью, не связанных с исполнением артистами своих партий. Оркестр под руководством нового дирижера оперного театра Виктора Куликова выглядел значительно лучше, чем во время постановки «Спящей красавицы», но неоднократные огрехи в игре давали понять, что проблемы в оркестре по-прежнему существуют.

Гораздо более отчетливо проявились проблемы с технической стороной спектакля. В одной из сцен во время репетиции из-за зависшего компьютера вовремя не поднялась декорация. К счастью, этого не произошло на следующий день. В принципе, подобное может произойти с техникой в любой момент, независимо от уровня театра. Известен случай, когда в Токийской опере вынуждены были начать спектакль с получасовым опозданием из-за зависшего большого занавеса. Что же касается освещения «Анюты», как и во время осенней серии гала-концертов, осталось ощущение, что люди, управляющие системой, проводят эксперименты во время самого спектакля. Причем проблемы со светотехникой были как на генеральной репетиции, так и на премьерном спектакле. Это отмечали и зрители, и даже фотографы, снимавшие балет. Вызывает недоумение, что реконструированный оперный театр, имеющий новейшую дорогостоящую аппаратуру, по уровню освещения нередко оставляет ощущение провинциального ДК.

Впрочем, не будем о грустном и вернемся к самому балету. В самом начале спектакля чувствовалось, что артисты, среди которых были и учащиеся хореографического училища, очень сильно волнуются — все-таки не каждый день приходится выступать в авторской постановке Васильева. Чувствовалась некоторая неуверенность по сравнению с генеральным прогоном, в связи с чем некоторые из первых сцен оставляли ощущение отдельных балетных номеров, было немного нарушено непрерывное течение спектакля. Однако артисты быстро почувствовали уверенность в своих силах и с увлечением продолжили исполнять свои партии.
Среди артистов, несомненно, выделялись два главных персонажа — Анюта в исполнении Екатерины Первушиной и Модест Алексеевич, роль которого исполнял Дмитрий Голубев. Первушина и по танцу, и внешне действительно напоминала свою легендарную тезку — Екатерину Сергеевну Максимову. Легкость, с которой она исполняла танцевальные номера, и в особенности любимую всеми «Тарантеллу» во втором акте балета, заслуженно вызвала возгласы «Браво!». В свою очередь, очень эмоционально играл свою роль Дмитрий Голубев. Он как никто другой подошел на роль Модеста Алексеевича со свойственной ему живой мимикой и театральностью. Артистам удалось передать неповторимую атмосферу васильевского спектакля.
С каждой новой балетной премьерой труппа Самарского театра оперы и балета приобретает уникальный опыт, совершенствуя свое мастерство, а публика имеет возможность насладиться лучшими образцами российского и мирового балета. Будем надеяться, что это не последний приезд Владимира Васильева в Самару и в будущем мы увидим и другие балеты в его постановке на сцене Самарского оперного.

Анюта: Анна Анюта (фильм, 1982) Анюта (балет) Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответс … Википедия

Анюта (фильм, 1982) - У этого термина существуют и другие значения, см. Анюта. Анюта … Википедия

Анюта (фильм - Анюта (фильм, 1982) Анюта Жанр Фильм балет Режиссёр А. Белинский, В. Васильев В главных ролях Е. Максимова, В. Васильев, Г. Абайдулов … Википедия

АНЮТА (1982) - АНЮТА, СССР, Ленфильм, 1982, цв., 71 мин. Фильм балет. По мотивам рассказа А.П.Чехова «Анна на шее». В ролях: Екатерина Максимова (см. МАКСИМОВА Екатерина Сергеевна), Владимир Васильев (см. ВАСИЛЬЕВ Владимир Викторович), Гали Абайдулов (см.… … Энциклопедия кино

Балет - (франц. ballet от итал. balletto и позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва, передающий содержание в танцевально муз. образах. Эволюционировал на протяжении 16 19 вв. в Европе от развлекат. интермедий до содержат. спектаклей. В 20 в.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

АНЮТА - 1982, 71 мин., цв., тво. жанр: фильм балет. реж. Александр Белинский, Владимир Васильев, сц. Александр Белинский (по мотивам рассказа Антона Чехова “Анна на шее”), опер. Генрих Маранджян, худ. Белла Маневич, комп. Валерий Гаврилин, зв. Эдуард … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

БАЛЕТ И ТАНЕЦ - в кино. Первые попытки зафиксировать танец на плёнке были сделаны на заре кинематографа. Ещё в 1894 Т. А. Эдисон снял на кинетоскопе фильм «Танец змеи», а в 1899 Ж. Мельес запечатлел фрагмент из балета «Золушка». Попытки включить танец в… … Кино: Энциклопедический словарь

Фильм-балет - Фильм балет это особый жанр кинематографического искусства, комбинирующий художественные средства этого искусства с художественными средствами собственно балета. В отличие от экранизации балета, представляющей собой фиксацию сценической… … Википедия

Телевизионный балет - (телебалет) жанр телевизионного искусства, представляющий собой синтез достижений современной хореографии и выразительных средств телевидения; является разновидностью телевизионного спектакля. Содержание 1 История жанра … Википедия

Анна - Анна: Анна женское имя. Значение имени благодать. Анна день русского календаря, отмечаемый 9 (22) декабря. Содержание 1 В Библии 2 Персоналии … Википедия

Книги

  • Великая литература на великой балетной сцене. Большой театр. 21 век , Фетисова Елена Васильевна. В настоящем фотоальбоме представлены четыре балета из современного репертуара Большого театра, вдохновленные литературной классикой, -`Анюта`,`Онегин`,`Укрощение строптивой`,`Герой нашего… Купить за 2135 грн (только Украина)
  • Великая литература на великой балетной сцене Большой театр 21 век , Фетисова Е.. В настоящем фотоальбоме представлены четыре балета из современного репертуара Большого театра, вдохновленные литературной классикой, - "Анюта", "Онегин", "Укрощение строптивой", "Герой нашего…

Итак, наконец-то удалось дописать пост про премьеру балета "Анюта" в Самарском оперном. Балет создан в 1980-х годах. Вначале для телевидения, а затем поставлен и на сцене. Замечательная музыка к балету принадлежит Валерию Гаврилину. В основе сюжета рассказ А.П. Чехова "Анна на шее". Хореография Владимира Васильева. Владимир Викторович и поставил в Самаре балет. Во время генерального прогона, на котором я и фотографировал, на сцену вышел и сам Васильев, в последней сцене в роли Петра Леонтьевича, отца Анюты.
Поскольку мне еще предстоит дописывать статью для одного издания, пост будет скорее в виде фоторассказа - рассказ о сюжете спектакля, сопровождаемый большим количеством фотографий. Фотографии, соответственно, расположены в хронологическом порядке, а в конце приводится текст небольшой заметки, опубликованной в "Новой". На первой фотографии Екатерина Первушина в роли Анюты во время исполнения знаменитой "Тарантеллы". Один из лучших кадров, на мой взгляд, но, к сожалению, не самый лучший в техническом отношении. Итак, поехали...

АНЮТА Екатерина ПЕРВУШИНА
ПЕТР ЛЕОНТЬЕВИЧ Владимир ШАЧНЕВ
МОДЕСТ АЛЕКСЕЕВИЧ Дмитрий ГОЛУБЕВ
АРТЫНОВ Дмитрий ПОНОМАРЕВ
СТУДЕНТ Виктор МУЛЫГИН
ЕГО СИЯТЕЛЬСТВО Антон ЗИМИН

ДВА ОФИЦЕРА Роман ГЕЕР, Александр ПЕТРИЧЕНКО
ТРИ ЦЫГАНКИ Ульяна ДЕНИСОВА, Ольга ЗИНОВЬЕВА, Полина ФИЛИППОВА
СТУДЕНТКА, Диана ГИМАДЕЕВА
ДЕВУШКА НА БАЛУ Алла КОРБ
ЧЕТЫРЕ ЩЕГОЛЯ Алексей САВИН, Дмитрий САГДЕЕВ, Илья ЧЕРКАСОВ, Е. Конюхов
ПИСАРЬ
ШАРМАНЩИК
ДВОРНИК Сергей БОЛДИН
ШАРМАНЩИЦА Александра БОРОДИНА
СВЯЩЕННИК С. Воробьев
заслуженный артист России
Сергей БОЛДИН
Сергей ПРОХОРОВ
ГУВЕРНАНТКА Наталья СТЕФАНИШИНА
БРАТЬЯ АНЮТЫ учащиеся хореографического училища
Барышни, кавалеры, чиновники, девушки на балу артисты балета


Начинается балет с печальной сцены. У гимназического учителя чистописания и рисования Петра Леонтьевича умирает жена.


Идет отпевание в храме.


Петр Леонтьевич подавлен горем.


При учителе остаются его старшая дочь Анюта и младшие сыновья Петя и Андрюша.


Петр Леонтьевич начинает пить, что в последствии приводит семью к полу-нищенскому состоянию.

Вот как это описывается у Чехова: "Когда умерла мать, отец, Петр Леонтьич, учитель чистописания и рисования в гимназии, запил, наступила нужда; у мальчиков не было сапог и калош, отца таскали к мировому, приходил судебный пристав и описывал мебель... Какой стыд! Аня должна была ухаживать за пьяным отцом, штопать братьям чулки, ходить на рынок, и, когда хвалили ее красоту, молодость и изящные манеры, ей казалось, что весь свет видит ее дешевую шляпку и дырочки на ботинках, замазанные чернилами. А по ночам слезы и неотвязчивая, беспокойная мысль, что скоро-скоро отца уволят из гимназии за слабость и что он не перенесет этого и тоже умрет, как мать."

Дамы рассказывают немолодому чиновнику Можесту Алексеевичу об Анюте. Модест Алексеевич не только не молодой, но и некрасивый, но зато с деньгами и родовым имением, которое он сдает в аренду. Анюта рассчитывает, что он сможет содержать ее и спасти от увольнения ее пьющего отца, поскольку Модест находится на хорошем счету у его сиятельства.


Модест сватается к Анюту и она вынуждена согласиться, спасая себя и свою семью. На нее так же обращает внимание богач Артынов (на фото крайний слева).


Модест Алексеевич в канцелярии с подчиненными. Будни чиновника. На ютюбе обнаружил видео аналогичной постановки. Съемка не самая лучшая, но есть замечательная музыка, что самое главное.

Насколько я понял, спектакль Большого театра. В Роли Модеста Геннадий Янин.


При появлении его сиятельства все в ужасе начинают трястись и прятаться, боясь привлечь к себе его внимание.


Па-де-де студента и Анюты. Анюты прощается с возлюбленным.

Эта же сцена из легендарного телебалета. Екатерина Максимова и Марат Даукаев.


На бульваре веселье.


Комната в доме Модеста.


Анюта в отчаянии. Модест не беден, но скуп. Анюта не получает от него ни копейки. Не помогает Модест и Петру Леонтьевичу, мотивируя это тем, что тот пьет.


Родные приходят в гости к Анюте. Всеобщее веселье.


Однако приход Модеста все возвращает на свои места.


Модест не дает Анюте денег, но покупает ей наряды и украшения, чтобы она выглядела еще лучше в городском обществе, среди жен чиновников и начальства Модеста.


Ради своего положения Модест просит Анюту о разного рода вещах.


Мечтой Модеста является получение ордена Святой Анны.


Во сне ему является Святая Анна в образе Анюты.


И вручает ему орден.


Проснувшись, Модест осознает, что может использовать красивую жену в получении этого знака отличия.


Бал в общественном собрании.

Анюта оказывается в центре внимания.

Модест охотно отпускает Анюту танцевать с Артыновым.


Знаменитая Тарантелла (фотографию к которой я разместил в начале поста) в исполнении легендарной Екатерины Максимовой, для которой и создавалась эта партия.


Замечает Анюту и его сиятельство. По Чехову Анюты начинает общаться с женой его сиятельства, а в балете складывается ощущение, что у нее складываются отношения с ним самим. Я не совсем понял этот момент.


Все складывается очень удачно для Модеста. Он безумно доволен.


Уставшая выпившая Анюта ложится спать после бала.

Ей снится студент. Фотографии этой сцены я публиковал отдельно здесь: .


После бала за Анютой начинают ухаживать кавалеры, приносить ей цветы. Модест совершенно не против.

С визитом к Анюте приходят и Артынов с его сиятельством.


И вот, свершилось, Модесту вручают орден Святой Анны.

Вариации радостного Модеста.

Танцует Геннадий Янин.


Поздравления в канцелярии.


Тем временем, все имущество Петра Леонтьевича описано и вывезено судебным исполнителем и грузчиками. Семья остается ни с чем.


На катке в предновогоднюю ночь. Анюта увлечена своим положением. С Модестом она больше не считается. Лишь присылает ему счета на оплату, которые он с радостью подписывает. Но она забывает и о родных.


На катке ей встречается студент, а затем и отец с братьями.


Анюта с печалью в глазах смотрит на них.
http://www.youtube.com/watch?v=HRhJ_GjQZ4w&feature=related
Финальная сцена и встреча с родными на катке из телебалета с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым в роли отца. Музыка потрясающая.



На сцене Владимир Васильев.
Но Анюта уже ничего не может поделать.

"А Аня все каталась на тройках, ездила с Артыновым на охоту, играла в одноактных пьесах, ужинала, и все реже и реже бывала у своих. Они обедали уже одни. Петр Леонтьич запивал сильнее прежнего, денег не было, и фисгармонию давно уже продали за долг. Мальчики теперь не отпускали его одного на улицу и все следили за ним, чтобы он не упал; и когда во время
катанья на Старо-Киевской им встречалась Аня на паре с пристяжной на отлете и с Артыновым на козлах вместо кучера, Петр Леонтьич снимал цилиндр и собирался что-то крикнуть, а Петя и Андрюша брали его под руки и говорили
умоляюще:
- Не надо, папочка... Будет, папочка..."


Ну и обещанная статья:
"Балет по Чехову" Новая газета в Поволжье
В минувшие выходные любителей балета ждала очередная яркая премьера в Самарском академическом театре оперы и балета. На сцене театра был поставлен балет «Анюта», ради которого в Самару впервые приехал выдающийся русский артист балета и балетмейстер, народный артист СССР Владимир Васильев.

Балет «Анюта» был создан в 1982 году и задумывался как фильм-балет, сценаристом и режиссером которого стал Александр Белинский. В основу сюжета лег рассказ А.П. Чехова «Анна на шее». Балет поставлен в хореографии Владимира Васильева на музыку Валерия Гаврилина, созданную из его же оркестровых произведений и пьес, переработанных и объединенных в единое целое. Несмотря на это, музыкальные номера в балете очень точно соответствуют чеховской атмосфере и сюжету, не оставляя ощущения разрозненности. Впрочем, в балете присутствуют персонажи и сцены, которых нет в чеховском оригинале. К примеру, нет у Чехова Студента, а значит па-де-де в первом акте и «сон Анюты» во втором добавлены постановщиками, однако эти сцены органично вписаны в повествование, придавая ему романтический оттенок, которого нет в произведении классика.

Через несколько лет Васильев решил поставить «Анюту» на театральной сцене. Чеховский сюжет, замечательная музыка Гаврилина, хореография Васильева и прекрасное исполнение партий Екатериной Максимовой и самим Васильевым гарантировали большой успех постановки. С тех пор прошло 25 лет, и в течение всего этого периода «Анюта» регулярно ставится в различных оперных театрах по всему миру.

Партия Анюты создавалась Васильевым специально для его супруги, легендарной отечественной балерины Екатерины Максимовой. Как рассказал сам Васильев, в каждом городе есть девочки, похожие на Екатерину Сергеевну и отчасти приближающиеся к мастерству исполнения этой партии знаменитой примой. По его словам, во всех театрах, где идет этот балет, также оказывается и хороший исполнитель партии Модеста Алексеевича. Впрочем, перейдем к самой премьере.

Генеральный прогон спектакля, состоявшийся за день до премьеры, был фактически первым и последним перед постановкой. Владимир Васильев несколько раз останавливал действо и просил повторить некоторые эпизоды, настаивал на более артистичном исполнении танцорами своих партий. «Анюта» относится к жанру драматического балета и помимо техники танца в спектакле крайне важно актерское мастерство исполнителей. По части артистизма на репетиции были заметны некоторые недоработки. Оставалось только дождаться премьеры и посмотреть, как будет исполнена «Анюта» перед широкой публикой.

Ожидалось, что в первом премьерном спектакле будет танцевать и сам Васильев, который вышел на сцену в финале генерального прогона в роли отца Анюты Петра Леонтьевича, но мастер, ввиду плохого самочувствия, решил не принимать участия в спектакле.

К сожалению, и на репетиции, и на самой премьере было много технических накладок, к счастью, не связанных с исполнением артистами своих партий. Оркестр под руководством нового дирижера оперного театра Виктора Куликова выглядел значительно лучше, чем во время постановки «Спящей красавицы», но неоднократные огрехи в игре давали понять, что проблемы в оркестре по-прежнему существуют.

Гораздо более отчетливо проявились проблемы с технической стороной спектакля. В одной из сцен во время репетиции из-за зависшего компьютера вовремя не поднялась декорация. К счастью, этого не произошло на следующий день. В принципе, подобное может произойти с техникой в любой момент, независимо от уровня театра. Известен случай, когда в Токийской опере вынуждены были начать спектакль с получасовым опозданием из-за зависшего большого занавеса. Что же касается освещения «Анюты», как и во время осенней серии гала-концертов, осталось ощущение, что люди, управляющие системой, проводят эксперименты во время самого спектакля. Причем проблемы со светотехникой были как на генеральной репетиции, так и на премьерном спектакле. Это отмечали и зрители, и даже фотографы, снимавшие балет. Вызывает недоумение, что реконструированный оперный театр, имеющий новейшую дорогостоящую аппаратуру, по уровню освещения нередко оставляет ощущение провинциального ДК.

Впрочем, не будем о грустном и вернемся к самому балету. В самом начале спектакля чувствовалось, что артисты, среди которых были и учащиеся хореографического училища, очень сильно волнуются — все-таки не каждый день приходится выступать в авторской постановке Васильева. Чувствовалась некоторая неуверенность по сравнению с генеральным прогоном, в связи с чем некоторые из первых сцен оставляли ощущение отдельных балетных номеров, было немного нарушено непрерывное течение спектакля. Однако артисты быстро почувствовали уверенность в своих силах и с увлечением продолжили исполнять свои партии.
Среди артистов, несомненно, выделялись два главных персонажа — Анюта в исполнении Екатерины Первушиной и Модест Алексеевич, роль которого исполнял Дмитрий Голубев. Первушина и по танцу, и внешне действительно напоминала свою легендарную тезку — Екатерину Сергеевну Максимову. Легкость, с которой она исполняла танцевальные номера, и в особенности любимую всеми «Тарантеллу» во втором акте балета, заслуженно вызвала возгласы «Браво!». В свою очередь, очень эмоционально играл свою роль Дмитрий Голубев. Он как никто другой подошел на роль Модеста Алексеевича со свойственной ему живой мимикой и театральностью. Артистам удалось передать неповторимую атмосферу васильевского спектакля.
С каждой новой балетной премьерой труппа Самарского театра оперы и балета приобретает уникальный опыт, совершенствуя свое мастерство, а публика имеет возможность насладиться лучшими образцами российского и мирового балета. Будем надеяться, что это не последний приезд Владимира Васильева в Самару и в будущем мы увидим и другие балеты в его постановке на сцене Самарского оперного.


Балет «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина в двух действиях.
Либретто А. Белинского и В. Васильева
(по рассказу А. П. Чехова «Анна на шее»).
Балетмейстер В. Васильев.

Анюта - Екатерина Максимова
Петр Леонтьевич - Владимир Васильев
Модест Алексеевич - Гали Абайдулов
Артынов - Ф. Д’ Альберо
Студент - А. Д’ Алоя
Его сиятельство - А. Салернитано

Первое представление: Центральное телевидение («Ленфильм»), 1 мая 1982 г.
Фильм-балет «Анюта» с Екатериной Максимовой в роли Анны, имевший большой успех во всём мире, получил приз «Интервидения» и был удостоен Государственной премии РСФСР.

Балет «Анюта» был поставлен уже после выхода фильма, в 1986 году. Это было новое произведение, впервые получившее свою жизнь в театре «Сан-Карло» (Неаполь, Италия),
а затем и на сцене Большого театра СССР (31 мая 1986).

Краткое содержание:

После смерти жены учитель провинциального городка Петр Леонтьевич остается с тремя детьми: взрослой дочерью Анной и младшими сыновьями Петей и Андрюшей.
Тоскуя по безвременно ушедшей жене, Петр Леонтьевич все чаще прикладывается к графинчику с водкой.
Пожилой чиновник Модест Алексеевич сватается к Анне Петровне. Она соглашается на брак с ним, надеясь тем самым вырваться из серой, однообразной, полуголодной жизни и спасти от нищеты свою семью.
Анюта расстается со своей первой любовью - бедным студентом - и переезжает в дом Модеста Алексеевича. Очень скоро она понимает, что блага, на которые рассчитывала,- мираж: муж скуп, холоден, практичен и не намерен помогать родственникам жены.
Наступает Рождество, а вместе с ним и праздничный бал, на котором Анюта покоряет своей молодостью, умом и красотой присутствующих мужчин.
Все наперебой стараются завоевать внимание и симпатию молодой жены Модеста Алексеевича. Богатый барин Артынов, офицеры и, наконец, сам его сиятельство увлечены Анной Петровной. Они готовы все сделать для того, чтобы угодить ей. От успеха, такого неожиданного и скоропалительного, у Анюты кружится голова.
Внимание и любовь высшего общества провинциального городка заставляют ее забыть обо всем: о ненавистном, тупом и глупом, как ей уже кажется, муже, о спивающемся отце, о несчастных братьях, живущих впроголодь, о недавно еще любимом студенте.
Модест Алексеевич сразу же понимает, какую выгоду можно извлечь из достоинств своей жены и поощряет «амуры» супруги.
Карьера и положение в обществе для него выше других интересов. Очень скоро он получает орден Святой Анны и с нетерпением ожидает новых милостей от покровителей своей жены.
Петр Леонтьевич объявляется несостоятельным должником. У него описывают немногое оставшееся имущество и его самого с детьми выгоняют на улицу в морозную предновогоднюю ночь.





Балетмейстер-постановщик
Дирижер-постановщик
Художник-постановщик (Москва),
Художник по костюмам
Художник по свету – Ильдар Бедердинов (Москва).


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действие первое

Действие второе

Балет по Чехову
Армен АРУТЮНОВ
"Новая Газета в Поволжье"

Легкость необыкновенная
Олеся ТЕР-ОСИПЬЯН


Маргарита ПРАСКОВЬИНА



Он все может
Маргарита ПРАСКОВЬИНА


Мария КОЛЕСНИКОВА

Владимир Васильев разменял восьмой десяток на сцене самарского оперного театра
Марина БАРКОВА
"Комсомольская правда в Самаре" 20.04.2011

Сегодня в Самаре состоится премьера балета "Анюта"
Наталья РОМАНОВА
Информационно-аналитический портал "РегионСамара.ру" 22.04.2011

Музыка из чеховской прозы
Маша ДИЦ, Андрей ЦЕДРИК. Фото Андрея САВЕЛЬЕВА
"Волжская Коммуна" 13.04.2011

Обворожительная «Анюта»
Андрей ЦЕДРИК. Фото Владимира КОТМИШЕВА
"Волжская Коммуна" 22.04.2011

Афиша выходного дня
"ГТРК Самара" 22.04.2011

Владимир Васильев выйдет на самарскую сцену 22 апреля
Алёна Платова
!Самарское губернское телевидение" 13.04.2011

Сегодня в самарском оперном театре большая премьера
"ГТРК Самара" 22.04.2011

Талант и поклонники
Маша ДИЦ, Данила ТЕЛЕГИН. Фото Владимира КОТМИШЕВА
"Волжская Коммуна" 20.04.2011

Премьера балета «Анюта» в Самаре
Телерадиокомпания "ТЕРРА" 08.04.2011

Сегодня состоится творческая встреча с народным артистом России Владимиром Васильевым
www.samaratoday.ru 19.04.2011

Гости Самарского оперного театра пообщаются с артистом Владимиром Васильевым
Георгий ПОРТНОВ. Фото: www.voronezh.ru
Информационный портал "САМАРА. ВОЛГА НЬЮС" 12.04.2011

Виктор Куликов: "У самарского театра большие перспективы"
Влад ЛУГОШИН, Андрей ЦЕДРИК. Фото Владимира КОТМИШЕВА
"Волжская Коммуна" 11.04.2011

По Чехову
Маша ДИЦ. Фото: www.1tv.ru
"Волжская Коммуна" 23.03.2011

Самарский театр оперы и балета готовит очередную премьеру
Информационно-аналитический портал "РегионСамара.ру" 24.03.2011

Балет в 2-х действиях "Анюта"
www.city.samara.ru

Самарские театралы ждут "Анюту"
www.samaragis.ru 12.04.2011

Анюта. Премьера
www.freetime63.ru
В Оперном театре готовят новую премьеру - балет "Анюта"
www.newsf.ru 23.03.2011

В ожидании новой премьеры от самарской оперы
Анастасия ИЗЮМСКАЯ
www.samara24.ru

Анюта,
Петр Леонтьевич,
Модест Алексеевич,
Артынов,
Студент,
Его сиятельство,
Два офицера,
Три цыганки,
Студентка,
Девушка на балу,
Четыре щеголя,
Писарь,
Шарманщик,
Дворник,
Шарманщица,
Гувернантка,
Братья Анюты,
Барышни, кавалеры, чиновники, девушки на балу.

Жанр: Балет

Название: Анюта

Продолжительность: 2 часа

Количество действий: 2

Возраст: 12 +

О спектакле Действующие лица

На музыку Валерия Гаврилина (1939-1999).

По рассказу А.П. Чехова «Анна на шее».

Рождению фильма-балета «Анюта» (1982) послужила не литературная основа – рассказ Чехова, а музыка – вальс композитора Гаврилина, однажды случайно услышанный режиссером Александром Белинским и предложенный им хореографу Владимиру Васильеву в качестве музыкального номера.
Музыку балета постановщики составили из разрозненных фрагментов крупных сочинений Валерия Гаврилина и его отдельных пьес, которым придал стилистическое единство оркестровавший партитуру дирижер Станислав Горковенко. Вальс, впоследствии названный создателями балета «чеховским», звучал прежде в телеспектакле Белинского «Театральная история» (1976). Тема чиновников возникла из фрагмента «Государственная машина» оратории Гаврилина «Скоморохи» (1967). Знаменитая тарантелла – не что иное, как оркестрованная французская песенка из альбома фортепианных пьес. В истории балета это был один из редких случаев, когда музыка, не предназначавшаяся для сцены, стала теперь неотделима от спектакля.
В процессе съемок телебалета Владимир Васильев выступил и как хореограф, и как сорежиссер (совместно с Александром Белинским), и как исполнитель роли отца Анюты – Петра Леонтьевича. Партия Анюты предназначалась специально для Екатерины Максимовой. Великая балерина, отличавшаяся удивительной естественностью, правдивостью, грациозностью и обаянием, в этом телебалете создала многомерный образ молодой женщины, сочетающей в себе трогательную искренность и лукавство, простодушие и беспечность.
Екатерина Максимова по-своему трактовала чеховскую героиню, не оправдывая и не обвиняя её. Анюта тянется к празднику, ей хочется веселья, – и она принимает кажущееся за подлинное, мишуру – за настоящее счастье. Лишь в минуту внезапного прозрения она осознаёт безысходность своего положения и снова стремится забыться в упоительном танце.
После выхода на экраны телебалет «Анюта» был показан не только в СССР, но и за рубежом. Он получил приз «Интервидения» на Международном фестивале телефильмов «Золотая Прага» (1982) и Большой приз конкурса музыкальных фильмов на X Всесоюзном фестивале телефильмов (Алма-Ата, 1983).
В 1986 году по предложению дирекции неаполитанского театра Сан-Карло Владимир Васильев создал на основе телебалета самостоятельный двухактный спектакль. Премьера в Сан-Карло имела грандиозный успех: «Анюта» получила премию года как лучший спектакль в Италии. Вскоре после этого балет был поставлен в Москве, в Большом театре, и также отмечен наградой как лучший спектакль по Чехову. С тех пор эта постановка объехала практически весь мир.


Балетмейстер-постановщик – народный артист России, народный артист СССР, лауреат премии «Золотая Маска» (Москва),
Дирижер-постановщик – лауреат международных конкурсов Виктор Куликов,
Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств России (Москва),
Художник по костюмам – заслуженный деятель искусств России Рафаил Вольский (Москва),
Художник по свету – Ильдар Бедердинов (Москва).


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действие первое

После смерти жены учитель провинциального городка Пётр Леонтьевич остаётся с тремя детьми – взрослой дочерью Анной и младшими сыновьями Петей и Андрюшей.

Тоскуя по безвременно ушедшей жене, Пётр Леонтьевич всё чаще прикладывается к графину с водкой.

Пожилой чиновник Модест Алексеевич сватается к Анне Петровне. Она соглашается на брак с ним, надеясь вырваться из серой, однообразной, полуголодной жизни и спасти от нищеты свою семью.

Анюта расстаётся со своей первой любовью – бедным студентом и переезжает в дом Модеста Алексеевича. Очень скоро она понимает, что блага, на которые она рассчитывала, – мираж: муж скуп, холоден, практичен и не намерен помогать родственникам жены.

Действие второе

Наступает Рождество, а вместе с ним и праздничный бал, на котором Анюта покоряет своей молодостью, умом и красотой присутствующих мужчин. Все наперебой стараются завоевать внимание и симпатию молодой жены Модеста Алексеевича. Богатый барин Артынов, офицеры и, наконец, сам Его сиятельство увлечены Анной Петровной. Они готовы всё сделать для того, чтобы угодить ей. От неожиданного и скоропалительного успеха у Анюты кружится голова.

Внимание и любовь высшего общества провинциального городка заставляют ее забыть обо всем: о ненавистном и тупом, как ей уже кажется, муже, о спивающемся отце, о несчастных братьях, живущих впроголодь, и о недавно еще любимом студенте.

Модест Алексеевич сразу же понимает, какую выгоду можно извлечь из успеха своей жены, и поощряет «амуры» супруги. Карьера и положение в обществе для него выше других интересов. Очень скоро он получает орден Святой Анны и с нетерпением ожидает новых милостей от покровителей своей жены.

Пётр Леонтьевич объявляется несостоятельным должником. У него описывают немногое оставшееся имущество, а его самого с детьми выгоняют на улицу в морозную предновогоднюю ночь.

Балет по Чехову
Армен АРУТЮНОВ
"Новая Газета в Поволжье"

Легкость необыкновенная
Олеся ТЕР-ОСИПЬЯН
"Самарское обозрение" 28.04.2011

Нехорошая Анна, но прекрасная "Анюта"
Маргарита ПРАСКОВЬИНА
"Самарская газета" 27.04.2011

Чеховская Анюта обрела новый дом
Валерий ИВАНОВ. Фото Юрия СТРЕЛЬЦА
"Самарские известия" 27.04.2011

Он все может
Маргарита ПРАСКОВЬИНА
"Самарская газета" 21.04.2011

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры