Vanitas Ганс Гольбейн, Послы - Темная и пушистая. «Послы» Ганса Гольбейна Младшего Самая загадочная картина ганса гольбейна

Главная / Ссоры

Однажды в Третьяковской галерее я услышала разговор мамы с маленькой дочкой перед картиной Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Мама объясняла девочке: «Это богатая дама, она одета в шубы и ездит в карете. А кругом нищие и она на них не смотрит». Чтобы ваш ребенок или друг никогда не услышал подобную интерпретацию мы начинаем рубрику «Попкорн искусства».

В преддверии зарождающейся весенней депрессии наша редакция решила обратиться за вдохновением к картине Ганса Гольбейна младшего «Послы» и объяснить её смысл. Итак, рассмотрим её со всех сторон.

В Лондонской Национальной галерее вокруг двухметровой в ширину и длину картины бродят люди. Они обходят ее со всех сторон и с замиранием сердца останавливаются рядом. Все это они делают, чтобы разгадать тайну, скрывающуюся в нижней части картины.

Немецкий художник Ганс Гольбейн младший учился живописи у своего отца – Ганса Гольбейна старшего, был придворным живописцем короля Генриха VIII и писал много портретов на заказ. Один из них – двойной портрет «Послы», изображающий двух друзей. Слева – французский посол Жан Дентельвиль, заказчик картины, справа – епископ города Лавура Жорж де Сельва.

При внимательном рассмотрении картина удивляет нас бесконечным числом деталей. Оба друга – чрезвычайно разносторонние личности, эдакие Ломоносовы XVI века. Предметы на этажерке говорят об их увлечениях: астрономией (астрономический глобус, гномон, квадрант), географией (карты, глобус, циркуль), музыкой (лютня, футляр для флейт). Молодые люди (обоим нет ещё и 30) действительно занимались самыми разными вещами, а также много читали и путешествовали. Их образ жизни – идеал и для современного человека: любовь к своей работе, погруженность в интеллектуальную жизнь, вечное действие и стремление к развитию. В этой картине выражена идея баланса и гармонии – сил духовных и физических, земных и небесных.

В целом картина статична. В первую очередь, устойчивость придают вертикальные и горизонтальные прямые, образованные фигурами молодых людей, этажеркой, линией кромки ковра, свисающей с этажерки, ковра на полу, драпировкой штор. Но есть и диагонали, придающие картине динамику: руки епископа и посла, лютня и глобус, складка на одежде епископа, ну, и, конечно, резкая диагональ неясного происхождения в нижней части картины, выделяющаяся на фоне реалистического рисунка.

Ганс Гольбейн младший был первый в мире художник, использовавший технику анаморфоза – намеренного искажения формы, чтобы зашифровать в картине дополнительный смысл. Если вы отойдете к правому краю картины и прижметесь к ней правой щекой (пока не заметили смотрители в галерее), то увидите идеальной формы череп. Гениальное решение художника запечатлеть таким образом символ смерти приводит нас к замыслу картины: жизнь полна интереснейших вещей и занятий, которыми мы увлечены; мы не видим и не хотим замечать смерть, которая находится рядом. Погруженные в наши земные дела, мы представляем смерть как нечто размытое и неясное. Она вечно и незримо присутствует где-то неподалёку, ее очертания туманны и сумрачны. Но в тот миг, когда она принимает идеальную форму, вся остальная жизнь тотчас же искажается и становится бессмысленной. Momento more.

В этой картине зашифрован призыв к действию и постоянному развитию. Жить с ясной целью, стоять твердо на ногах и быть в гармонии с земным и небесным. Неизбежное случится, но ведь до этого ты успеешь взять от жизни своё.

Один мой друг недавно открыл для меня новый способ ходить в галереи, который называется «навестить одну картину». Для этого нужно заранее решить, какую картину ты хочешь увидеть, прийти к ней, постоять 20 минут и сразу же уйти из музея. Способ проникнуться и навсегда запомнить впечатление, подаренное гениальным полотном.

«Послы» одна из тех картин, которую так важно увидеть вживую. Двери в Национальную галерею всегда открыты, причем вход бесплатный, поэтому смело берите билеты в Лондон и летите навестить эту прекрасную картину.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Ганс Гольбейн Младший — один из ярких представителей немецкого Северного Возрождения — известен как выдающийся портретист своего времени. Важной идеологической составляющей Северного Возрождения стала Реформация, начавшаяся в 1517 году, когда Мартин Лютер вывесил на дверях церкви в Виттенберге свои «95 тезисов» с критикой католицизма. Сформировалось новое религиозное течение — протестантизм, которое усомнилось в необходимости церкви как посредницы между Богом и человеком.

Реформация и новое мировоззрение задело все слои населения и естественно повлияло на культурно-художественную жизнь Европы — художники больше не были скованы религиозными рамками, тематика произведений расширилась и видоизменилась. С формированием образа «нового человека» — свободного, независимого, целеустремленного, уверенного в себе и «религиозно обновленного» — жанр портрет видоизменяется и становится популярным. Портрет стал живописной необходимостью, и влиятельные люди непременно желали запечатлеть себя в свое время.

Портрет Шарля де Солье. 1534-35 гг


В портретах Ганса Гольбейна чувствуются светские гуманистические идеи, в которые иногда вплетены религиозные мотивы и античные образы. Эти черты характерны для всего Северного возрождения, однако, образы, которые создает Гольбейн — очень своеобразны. Люди в его портретах гармонично и органично вписаны в мир предметов, которые их окружают. Кроме внешней гармонии, Гольбейн передает и гармонию внутреннюю — лица спокойны, уравновешенны и человек полностью сливается со своим пространством. Альбрехт Дюрер писал портреты с тенью мук и страданий человеческой души, его герои мятежны по своей натуре. Специфика и притягательность портретов Гольбейна в том, что ему удалось показать мир и человека в его естественности и ясности, передав через них свое оптимистическое, жизнеутверждающее мировоззрение.

Ганс Гольбейн родился в Аугсбурге предположительно в 1497 году, учился живописи у своего отца. Но карьера большого художника началась, когда он в 1514 году переезжает в Базель — один из крупнейших культурных центров того времени. Первой крупной работой художника стали иллюстрации к произведению Эразма Роттердамского «Похвала глупости». Роттердамский был для Гольбейна не просто заказчиком, но и хорошим другом. Помимо портретов и иллюстраций, Ганс пишет несколько религиозных картин, а также занимается декорированием интерьеров, ксилографией и росписью фасадов.

Однако, в 1526 году из-за разгоревшихся в Базеле религиозных столкновений — Гольбейн, получив ряд рекомендаций от Роттердамского, переезжает в Англию и останавливается у Томаса Мора (тогда он пишет его портрет). Через два года он вернется в Базель, но в 1532 году окончательно переедет в Англию, оставив в Швейцарии жену и дочь. За годы его отсутствия многое изменилось: влиятельные в Лондоне люди, которые помогли Гансу во время первого визита, попали в немилость к королю Генриху VIII; Томас Мор, убежденный католик — был обвинен в государственной измене и казнен главой новоиспеченной англиканской церкви.

Король Генрих VIII


Тем не менее, Гольбейн не только устраивается в непростой обстановке, но и становится придворным живописцем короля. В эти годы Гольбейн пишет свои самые значимые работы — в основном это заказы влиятельных англичан. После смерти своей жены, король Генрих подыскивал кандидатуру для четвертого брака и чтобы сделать правильный выбор, поручал Гансу рисовать портреты потенциальных невест — настолько велико было доверие к Гольбейну и его портретам.

В 1533 году Гольбейн пишет одну из своих лучших работ — двойной портрет «Послы». На картине изображены французские посланники — Жан де Дентевиль и епископ Жорж де Сельв. Дентевиль хотел биографический портрет и подробно описал Гольбейну все элементы и детали будущего шедевра. Специфика двойных портретов в том, что здесь нет единого центра для зрительского внимания — фигуры людей дополняют друг друга с помощью предметов, которые в свою очередь создают символическую нить произведения. Двойной портрет невероятно сложный жанр в живописи, поскольку важно удержать баланс между действующими лицами и в то же время показать их связь друг с другом и с пространством.

Жан де Дентевиль изображен слева на холсте в пышном одеянии, что характеризует его как важную, значительную персону — он представитель религиозной светской власти. Его правая рука лежит на кинжале, на котором выгравирована надпись «AET SUAE 29», что означает «его 29-е лето». Молодой епископ Жорж де Сельв одет менее пышно и выглядит значительно скромнее своего друга. Его возраст — 25 лет — указан художником на книге под правой рукой епископа. Нельзя сказать, что они просто позируют, на их серьезных лицах спокойствие, достоинство; они как будто открывают зрителю свой предметный мир, делятся своим жизненным укладом, который сочетает в себе гармонию активного и созерцательного.

В симметричной композиции фигуры послов разделены высоким столом с многочисленными предметами. Здесь композиционное разнообразие играет решающую роль, поскольку предметы выступают не только центральным элементом картины, но и максимально характеризуют героев, подчеркивая их образ жизни и сферу интересов. Получается, что натюрморт выступает здесь едва ли не главным смыслообразующим элементом картины — он объединяет двух людей и в то же время оттеняет индивидуальность каждого из них, а кроме того еще и характеризует эпоху.

Такое разнообразие предметов говорит о разносторонности и образованности этих людей — музыка, геометрия, математика, астрономия; а также отражает достижения того времени — великие географические открытия, достижения в астрономии, математике. На нижней полке можно рассмотреть лютню, циркуль, учебник математики, глобус, футляр с флейтами и сборник лютеранских гимнов, раскрытый на псалме «Спаси Господи души наши». Выбор этих страниц неслучаен — в этих строках нет ничего противоречащего принципам христианства. Таким образом, Гольбейн и де Сельв призывают к реформации церкви на основах протестантизма, но без отделения от Ватикана. Лютня с порванной струной также напоминает о нарастающем церковном конфликте и традиционно символизирует смерть. Земной глобус повернут таким образом, чтобы зрителю были видны наиболее значимые посольские миссии Дентевиля, а также его поместье Полиси, в котором и будет размещен портрет. В целом, можно сказать, что на нижней полке представлены предметы «земного» назначения, связанные с умственной, профессиональной деятельностью и интересами послов.

Верхняя же полка располагает предметами «высшего» назначения. Солнечные часы, астрономический глобус, квадрант и гномон — все эти предметы предназначены для постижения законов Вселенной, космоса и времени. Предметы на верхней полке этажерки как будто парят на изысканном восточном ковре над всем земным миром. К слову, ковер задает стиль всей картине — без него получилась бы совсем не то. Очень удачно подобрана и зеленая драпировка, которая создает глубину пространства и цвета. В верхнем левом углу можно заметить часть небольшого серебряного распятия, которое всегда следит за делами человека и напоминает о смерти. Но эпоха Средневековья закончилось и здесь лик Христа уже только выглядывает из-за занавески.

Наконец, переходим к самому интересному, загадочному и важному элементу картины. Непонятное вытянутое пятно в нижней части картины — искаженный в перспективе человеческий череп. Этот, странный на первый взгляд, элемент и сделал шедевр Гольбейна столь популярным. Прием намеренного искажения формы получил название «анаморфоз» и впервые был описан в записях Леонардо да Винчи. Чтобы увидеть истинное изображение — человеческий череп — зритель должен переместиться вправо от центра картины. Пользуясь компьютером, вы можете попробовать изменить угол обзора но, разумеется, естественную форму черепа можно увидеть только на подлиннике.

Гольбейн использует этот оптический прием, чтобы показать образ двойного зрения при взгляде на жизнь и на смерть. Когда зритель смотрит на картину в привычном положении — он видит жизнь двух людей, с их интересами, заботами, радостями; а смерть предстает иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимание. Но при особом рассмотрении — смерть становится единственной реальностью, она перечеркивает всю жизнеутверждающую часть картины, жизнь кажется иллюзорной и ни научные достижения, ни власть, ни деньги, ни прогресс — ничто не кажется реальным и значимым перед лицом смерти.

Ганс Гольбейн создал настоящий шедевр — картина, в которую вложены все гуманистические представления того времени. Картина об истинных ценностях бытия, о жизни и о смерти. Гольбейн написал не портрет двух послов, а портрет эпохи.

ПОРТРЕТ ФРАНЦУЗСКИХ ПОСЛОВ

Парадный Портрет французских послов Жана де Дантевиля и Жоржа де Сельва, - одна из самых больших (206 x 209 см) и великолепных картин Ганса Гольбейна Младшего, созданная в годы расцвета его творчества. Двойные портреты были популярны у немецких живописцев Северного Ренессанса с конца XV в. Но для Гольбейна этот холст скорее исключение.

Дипломаты из Франции изображены в натуральный рост и окружены роскошными аксессуарами. В кабинете пышные богатые драпировки, многочисленные предметы и детали, подчеркивающие интеллект этих молодых, энергичных людей, их характер, вкусы и наклонности. Непринужденные позы, без вычурной манерности подчеркивает и достоинства. Жан де Дантевиль и его друг были главами Французского посольства в Англию. Жорж де Сельва - 24-х летний епископ Лавурский, был не только дипломатом, но и ученым, большим любителем музыки.

Гольбейн изобразил двух человек, равных по своему общественному положению. В те времена этому придавалось огромное значение. Художник решил эту задачу, расположив фигуры послов симметрично по отношению к центру композиции. Причем, они не смотрят друг на друга, не контактируют, а позируют перед зрителем, устремив на него проницательные взгляды. И если попытаться разделить картину надвое, то получатся два самостоятельных, равноправных портрета.

Единственное, чем связаны между собой модели, это колорит картины - изысканная цветовая гамма, включающая темно-зеленые, черные, розовые и глубокие коричневые тона. Богатая одежда, драгоценный мех и бархат не подавляют своей роскошью, в этой картине ничто не говорит о дороговизне предметов, но только об их предназначении, это атрибуты наук и искусств, а не богатства как такового. Образованность дипломатов подчеркивается и головными уборами, которые носили выпускники европейских университетов.

Картина была заказана самими дипломатами. Одетые в парадные одежды посланники спокойно и уверенно смотрят на зрителя. Гольбейн не углубляется во внутренний мир своих моделей - они кажутся замкнутыми, сдержанными, как и подобает аристократам при дворе короля. И тем не менее удожник показывает нам благородных аристократов образованных с разносторонними интересами , где духовное лицо интересуется светскими науками, астрономическими и географическими приборами. Глобус, музыкальные инструменты, раскрый учебник математики - подчеркивают знакомство этих молодых и очень образованных людей с гуманистическими идеями эпохи Ренессанса.

 На этой картине кое-что скрыто от взгляда. Перед нами «Послы» Гольбейна. Эта картина написана в 1533 году и находится в Национальной галерее в Лондоне. Слева изображен Жан де Дентвилль - французский посол в Англии. Справа - Жорж де Сельв, его друг. Епископ и тоже посол. В момент написания картины они оба находились в Англии. Гольбейн - швейцарский художник, однако он переехал в Англию, потому что там ему предложили работу. Вскоре после написания картины он стал придворным художником английского короля Генриха VIII. Король Генрих VIII как раз в это время готовился отделить государство от Папы Римского и католической церкви. Мы знаем, что французский посол находился в Англии, чтобы присмотреть за Генрихом VIII в этот тревожный период. На этой картине есть аллюзии на смуту, которая происходит в Англии. Но они вписаны в еще более широкий контекст. Давайте начнем с этих двух мужчин. Слева - Жан де Дентвилль. Именно он заказал эту картину, и в его доме она и висела. Несомненно, он изображен здесь, как чрезвычайно богатый и успешный человек. Посмотрите на этот отороченный мехом плащ, одежду из бархата и атласа. И… Он держит кинжал. Он держит кинжал, на котором написан его возраст - 29 лет. Этот человек еще очень молод. И Гольбейн очень постарался, чтобы изобразить его одежду со всей ясностью и детальностью, характерных для северной традиции, к которой относится его творчество. А справа стоит Жорж де Сельв, одетый более скромно - в меховой плащ. Он поставил локоть на книгу. Правда, интересный контраст? С одной стороны - кинжал, с другой - книга. Это вполне традиционные символы активной и созерцательной жизни. На книге, на которую Жорж де Сельв поставил локоть, написан его возраст - 25 лет. Конечно, подразумевалось, что зритель будет смотреть на них обоих. Может, для художника было даже важнее, чтобы люди разглядели середину картины - предметы, лежащие на двух полках. Гольбейн блестяще воспроизводил текстуры и материалы, придавая изображаемым предметам особую реалистичность. И, конечно, во всех них заложен какой-то смысл. На верхней полке лежат предметы, относящиеся к небесам. К изучению астрономии и измерению времени. На нижней полке - более земные вещи. Перед нами глобус и лютня, а также книга по арифметике. И сборник гимнов. Картина функционирует, как своего рода система координат. Слева - активная жизнь. Справа - созерцательная. Вверху - небесные сферы. Внизу - земное. Посмотрите, как изумительно укорочена лютня на нижней полке. Лютни традиционно изображали в качестве упражнения по изучению перспективы. И здесь перед нами исключительно мастерское воспроизведение того, насколько короче выглядит лютня, если смотреть на нее в таком вот ракурсе. Но если приглядеться совсем пристально, а это возможно, благодаря высочайшей четкости картин Гольбейна, можно увидеть, что одна из струн лютни лопнула. Порвалась. Историки искусства воспринимают это как намек на разлад, происходивший в Европе в то время. Разлад в церкви. Похожую отсылку можно найти и в сборнике гимнов, расположенном ниже. Он изображен в раскрытом виде, причем так четко, что его можно читать. Это гимн в переводе Мартина Лютера - главы протестантской Реформации, как все мы знаем. Вокруг настоящая роскошь. Мы даже не упомянули, например, про восточный ковер. Все эти предметы, вся эта необычайно щегольская одежда на персонажах портрета… И все это - на мозаичном полу, выложенному превосходно прописанной плиткой. Линейная перспектива безупречна. И это напоминает пол Вестминстерского Аббатства. Важно знать, что пол аббатства - своего рода диаграмма, воспроизводящая макрокосом, то есть космический порядок. Теперь посмотрим на очень крупный предмет, занимающий передний план. Знаете, одна моя студентка, увидев его, сказала, что он похож на корягу, которую почему-то поместили на переднем плане картины в каком-то странном положении. Действительно, похоже. Но если подойти к правому углу картины и слегка присесть, то… Или посмотреть на этот предмет в зеркало, приставленное под определенным углом… Окажется, что перед нами на самом деле анаморфическое изображение, которое искусственно растянули в перспективе. И это череп. Человеческий. Его нельзя разглядеть, когда видишь все остальные элементы картины. Его можно увидеть, только когда все остальные элементы картины тебе не видны. У зрителя есть выбор. Или стоять перед картиной так, чтобы видеть череп, а все остальное - только в искаженном виде. Или наоборот. На переднем плане этой картины, в самом центре, как центральная фигура, - череп. Традиционный символ смерти. - Memento mori. - Именно так. Напоминание о смерти. Это очень распространенный элемент, который часто можно увидеть на картинах. Но сейчас перед нами картина, которая на первый взгляд кажется восхваляющей земные достижения. А теперь кажется, что она подвергает сомнению их. - Точно. - Давайте приглядимся еще внимательнее. Видите, в левом верхнем углу картины из-за занавески выглядывает едва различимая скульптура Распятия. Но тогда возникает вопрос, возвращающий нас к Гольбейну. Вопрос о воспроизведении реальности. Вы упоминали о лютне, которая так идеально укорочена. Или о поле, который тоже изображен идеально с точки зрения перспективы. Этот художник может безупречно воспроизводить реальность. Однако принимает решение изобразить череп совсем не натуралистично. Он решает земное воспроизвести реалистично, а сверхъестественное или трансцендентное - так, что ни о каком безупречном воспроизведении реальных предметов речи даже не идет. Я думаю, что Гольбейн действительно хочет, чтобы мы видели этот контраст. Посмотрите на соотношение лютни и черепа. Череп так сильно искажен, что его по-настоящему трудно распознать. Однако, когда мы думаем о растягивании чего-либо, нам приходит в голову растягивание по горизонтали или, возможно, вертикали. Растягивание по вертикали - совершено особенный случай. Лютня лежит на полке. Как я уже упоминал, она существенно укорочена. При этом она лежит под углом, который очень близок к углу искажения черепа. Но не забывайте, что укорачивание - тоже искажение. Поэтому, в каком-то смысле, оба предмета искажены. Однако одно из этих искажений позволяет реалистично изобразить часть нашего мира, какой мы ее видим. Возможно, это напоминание о том, что не все, что мы видим - правда. Именно так. Не все. Здесь есть, о чем задуматься, ведь эта картина была написана о том, чего добились в жизни эти молодые люди. И люди вообще - за всю историю, в ходе познавания мира. Эти два изображения, спрятанные от недостаточно пытливого взгляда, - распятие и череп - указывают на границы земной жизни, границы физического зрения, человеческих знаний, а также неизбежность смерти и обетование о жертве, принесенной Христом на кресте. Subtitles by the Amara.org community

07:13 pm - Vanitas Ганс Гольбейн, Послы
Я тут немного "загадочного" искусства вам покажу...на первый взгляд-банальная картина..а сейчас я вас заинтригую-перед вами небольшой оптический обман.... Я кстати,ТЭГ соответсвующий добавляю)
[Послы (1533), Национальная галерея, Лондон ]

"Слева на портрете изображен Жан де Дентевиль, французский посол при дворе Генриха VIII, справа стоит его друг, Жорж де Сельв, епископ Лавуа, посетивший Лондон в апреле 1533 года. По некоторым сведениям, именно Сельв посоветовал своему товарищу заказать портрет Гольбейну, недавно вернувшемуся в Англию и искавшему новых покровителей.
Герои полотна, глядящие прямо на зрителя, изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть образ жизни и сферу умственных интересов этих людей.
С множеством деталей картины, выписанных художником предельно реалистически, контрастно сопоставлен странный предмет, размещенный на переднем плане полотна. Он формирует символический ряд этого произведения, оказываясь - по детальном рассмотрении - искаженным в перспективе человеческим черепом.

Чудовищно искаженный череп, помещенный на передний план, делает композицию треугольной и более динамичной, причем динамика подчеркивается геометрическими узорами ковра
Интерпретаторы обычно связывают эту анаморфозу с жанром Vanitas, а общий пафос картины - с критикой претензий науки на высшее знание, обнаруживающее свою эфемерность перед лицом смерти. Послы и связанный с ними натюрморт даются в кодах линейной перспективы с явной установкой на иллюзию подлинной обманки. В этом контексте важно и то, что анаморфоза черепа висит прямо над перспективным изображением мозаики пола Вестминстерского аббатства. Противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфортного бытия, единственной реальности видимого нами мира и одновременно нависающей над всем этим смерти, обессмысливающей существование человека, оказалось необыкновенно близко мироощущению современного человека. Гольбейн дал в своей работе образ двойного зрения - при прямом взгляде человека, с головой погрузившегося в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания,- но при особом взгляде все меняется с точностью до наоборот - смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер фантома, иллюзии.)"

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры