Внесценические персонажи в комедии «Горе от ума. Внесценический персонаж «Горе от ума» в комедии А

Главная / Ссоры

Комедия «Горе от ума» стоит, по выражению И. А. Гончарова, «особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью…». Грибоедов, продолжая традиции Фонвизина и Крылова, в то же время сделал огромный шаг вперед. Своей комедией он положил начало критическому реализму в русской драматургии, поднял острейшие социальные и нравственные проблемы своего времени.
Главная тема рассматриваемого произведения - противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», то есть между прогрессивными элементами, движущими общество вперед, и регрессивными, тормозящими его развитие. Вторых всегда больше, но побеждают рано или поздно первые.
В комедии «Горе от ума» Грибоедов впервые в русской литературе выводит на сцену положительного героя. Конфликт между Чацким и фамусовским обществом является ведущей сюжетной линией произведения.
Чацкий - борец, у него есть свои убеждения, высокие идеалы. Ему глубоко противна жизнь общества, где царят Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Репетилов со всей их косностью, лицемерием, ложью, ленью, тупостью. Яркий, деятельный ум героя требует иной среды, и Чацкий вступает в борьбу, «начинает новый век». Он рвется к свободной жизни, к занятиям наукой и искусством, к службе делу, а не лицам. Но его стремлений не понимает общество, в котором он живет.
В своем произведении Грибоедов дал широкую характеристику быта и нравов московского дворянства, сатирически изобразил столичных «тузов» (Фамусов), высокопоставленных солдафонов (Скалозуб), дворянских либералов (Репетилов). Автор точно нарисовал ту среду, в которой появляются эти типы, и противопоставил им Чацкого.
Конфликты комедии углубляют внесценические персонажи. Их довольно много. Они расширяют полотно жизни столичного дворянства. Большая часть их примыкает к фамусовскому обществу. Особенно запоминается, конечно, дядя Максим Петрович, снискавший благосклонность царицы низкопоклонством и угодничеством. Его жизнь - пример служения царице. Дядюшка - идеал Фамусова.

Упал он больно, встал здорово.
Зато бывало в вист кто чаще приглашен?
Кто слышит при дворе приветливое слово?
Максим Петрович. Кто пред всеми знал почет?
Максим Петрович. Шутка!
В чины выводит кто? и пенсии дает?
Максим Петрович!

Унижая свое человеческое достоинство, роняя честь, представители «века минувшего» получали все жизненные блага. Но их время уже проходит. Недаром Фамусов сожалеет, что времена уже не те.
Не менее ярок портрет Кузьмы Петровича, который не только свою жизнь сумел устроить, но и о родственниках не забыл. «Покойник был почтенный камергер… Богат, и на богатой был женат. Переженил детей, внучат».
«Что за тузы в Москве живут и умирают!» - восхищался Павел Афанасьевич Фамусов.
Не уступают мужчинам и представительницы прекрасного пола:
«Присутствовать пошлите их в Сенат! Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна! Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!»
Дамы всесильны. Яркий персонаж - Татьяна Юрьевна, которая близко знакома с «чиновными и должностными». Наверняка имеет большую власть в обществе и княгиня Марья Алексевна, мнения которой очень боится Фамусов. Грибоедов высмеивает этих «властительниц» устами Чацкого, вскрывая их пустоту, глупость, вздорный характер.
Кроме «тузов», в дворянском обществе есть люди помельче. Они являются типичными представителями среднего дворянства. Это Загорецкий и Репетилов. А из внесценических персонажей можно назвать «черномазенького, на ножках журавлиных», «троих из бульварных лиц», о которых упоминает Чацкий. Все они, сознавая свою ничтожность перед московскими чинами, стараются им услужить, завоевать их благосклонность лицемерием и угодничеством.
Люди типа Репетилова стремятся показать окружающим, что они тоже чего-нибудь стоят. Описывая «тайное общество» Английского клуба, Грибоедов дает сатирические характеристики «лучших» его членов, либеральных болтунов. Это князь Григорий, Евдоким Воркулов, Ипполит Удушьев и «голова, какой в России нету». Но выразить идеи общества Репетилов может только так: «Шумим, братец, шумим». На самом деле «секретнейший союз» - обыкновенная компания кутил, лгунов, пьяниц.
Грибоедов-патриот борется за чистоту русского языка, искусства, образования. Высмеивая существующую систему образования, он вводит в комедию таких персонажей, как французик из Бордо, мадам Розье. А многие дворянские дети с такими учителями растут «недорослями» и неучами, как и во времена Фонвизина.
Но самые отвратительные внесценические персонажи - это помещики-крепостники, характерные черты которых вобрал «Нестор негодяев знатных», которого обличает в своем страстном монологе главный герой. Отвратительны господа, обменивающие своих слуг на борзых собак, распродающие отнятых у матерей детей. Главная проблема комедии - взаимоотношения помещиков и крепостных крестьян.
Членов фамусовского общества много, они сильны. Неужели Чацкий одинок в борьбе с ними? Нет, отвечает Грибоедов, вводя в повествование рассказ Скалозуба о двоюродном брате, который «крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил. В деревне книги стал читать». Князь Федор «чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник». Значит, зреют уже в недрах общества прогрессивные силы. И Чацкий не одинок в своей борьбе.
Итак, внесценические персонажи можно разделить на две группы и отнести одну к фамусовскому обществу, другую - к Чацкому.
Первые углубляют всестороннюю характеристику дворянского общества, показывают времена Елизаветы.
Вторые духовно связаны с главным героем, близки ему по мыслям, целям, духовным исканиям, устремлениям.
Особенно хочется отметить язык пьесы. Комедия написана разностопным ямбом, который приближает стихотворную речь к разговорной. И рассказы о внесценических лицах органично вплетаются в повествование.
В комедии «Горе от ума» Грибоедов раскрыл идейное содержание общественной борьбы начала XIX века, показал жизнь дворянства Москвы и путем введения в повествование внесценических персонажей углубил конфликт произведения, расширил картину нравов московского дворянства.

Лекция, реферат. Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.








Прежде всего, героев комедии “Горе от ума” можно разделить на несколько групп: главные герои, второстепенные герои, герои-маски и внесценические персонажи. Все они, помимо отведенной им в комедии роли, важны и как типы, отражающие те или иные характерные черты русского общества начала XIX века.

К главным героям пьесы можно отнести Чацкого, Молчалина, Софью и Фамусова. Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях, взаимодействие этих персонажей друг с другом и развивает ход пьесы. Второстепенные герои - Лиза, Скалозуб, Хлестова и другие - тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Образы героев-масок максимально обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные “приметы времени” или как вечные человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Это, например, шесть княжон Тугоуховских. Автора не интересует личность каждой из них, они важны в комедии лишь как социальный тип московской барышни. Герои-маски играют роль зеркала, поставленного напротив самого высшего света. И здесь важно подчеркнуть, что одной из главных задач автора было не просто отразить в комедии черты современного общества, но заставит общество себя в зеркале узнать. Задаче этой способствуют внесценические персонажи, то есть те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают. И если основные герои “Горя от ума” не имеют каких-то определенных прототипов (кроме Чацкого), то в образах некоторых второстепенных героев и внесценических персонажей вполне узнаются черты реальных современников автора. Так, Репетилов описывает Чацкому одного из тех, кто “шумит” в английском клубе:

Не надо называть, узнаешь по портрету:

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист .

И не только Чацкий, но и большинство читателей “узнавали по портрету” колоритную фигуру того времени: Федора Толстого - Американца. Сам Толстой, прочитав в списке “Горе от ума”, себя узнал и при встрече с Грибоедовым попросил изменить последнюю строчку следующим образом: “В картишках на руку нечист”. Он собственноручно переправил так строку и приписал пояснение: “Для верности портрета сия поправка необходима, чтоб не подумали, что ворует табакерки со стола”.

В сборнике научных трудов “А.С. Грибоедов. Материалы к биографии” помещена статья Н.В. Гурова “Тот черномазенький…” (“Индийский князь” Визапур в комедии “Горе от ума”). Вспомним, при первой встрече с Софьей Чацкий, стараясь возродить атмосферу былой непринужденности, перебирает давних общих знакомых. В частности, поминает он и некоего “черномазенького”:

А этот, как его, он турок или грек?

Тот черномазенький, на ножках журавлиных,

Не знаю, как его зовут,

Куда ни сунься: тут как тут,

В столовых и гостиных.

Так вот, в заметке Гурова говорится о прототипе этого проходного внесценического персонажа. Оказывается, удалось установить, что был во времена Грибоедова некий Александр Иванович Порюс-Визапурский, вполне подходящий к описанию Чацкого. Зачем потребовалось искать прототип “черномазенького”? Не слишком ли мелкая фигура он для литературоведения? Оказывается - не слишком. Для нас, спустя полтора века после издания “Горя от ума”, безразлично, был ли “черномазенький” или Грибоедов его выдумал. Но современный читатель (и зритель) комедии немедленно понимал о ком идет речь. И тогда исчезала пропасть между сценой и зрительным залом, вымышленные герои говорили о лицах, известных публике, у зрителя и персонажа оказывались “общие знакомые” - и довольно много. Таким образом Грибоедову удалось создать удивительный эффект: он стирал грань между реальной жизнью и сценической действительностью. И что особенно важно, комедия при этом, обретая напряженное публицистическое звучание, ничуть не теряла в художественном отношении.

В том же разговоре Чацкий упоминает и многих других. Все они дают нам ясное понятие о грибоедовском высшем свете. Это крайне безнравственные люди, препятствующие проникновению в Россию образования, науки: “А тот чахоточный, родня вам, книгам враг…” Эти люди озабочены только своим материальным положением, стремящиеся нажить как можно больше, породнится с богатыми семьями по всей Европе. Конечно же, не все люди Москвы являли собой такое печально зрелище. Чацкий не был одинок, были и другие, тянущиеся к просвещению, к науке: “…он химик, он ботаник”. Но они являли собой скорее исключение, чем правило. Такие люди не могли заслужить уважения высшего света. Там ценились такие как Максим Петрович. Именно Максим Петрович “на золоте едал”, у него “сто человек к услугам”, он “весь в орденах”. А чем добился он такого положения? Умом? Нет, он добился этого тем, что забыл о своем человеческом достоинстве. Но, по мнению Фамусова, это проявление его смышлености.

А что еще можно ждать от общества, у которого такие нравственные ценности? От общества, где прежде всего цениться не голос собственной совести, а мнение княгини Марьи Алексевны. Грибоедов мастерски представил нам высший свет своей эпохи. И мы никогда не смогли бы понять, что представляло из себя это общество, если бы не внесценические персонажи. Да и читатели того времени потеряли бы многое, если б им некого было №узнавать” в героях Грибоедова.

1. «Неговорящие» и говорящие имена персонажей.

2. Два жизненных подхода к действительности.

3. «Подводное» течение в пьесе.

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» наполнена как сценическими, так и внесценическими персонажами. Каждая из этих групп образуют особую атмосферу восприятия той действительности, что представлена в пьесе. Внесценические персонажи хоть и не присутствуют в произведении формально, однако они достаточно четко и ясно формируют картину жизни, что описывает Грибоедов. Одно простое упоминание известной личности меняет не только настроение людей, но и их отношение к окружающей действительности.

Сценические же персонажи в данном случае имеют ряд преимуществ. Они не только словесно, но и наглядно демонстрируют свое отношение к той или иной жизненной ситуации. Даже одно имя много говорит в описании облика героя. Например, Молчалин, Скалозуб. При этом заметим, что отрицательные персонажи наделены говорящими именами. В то время как «нейтрально-положительные» мало что скажут нам о характере его носителя. Внесценические персонажи называются по имени и отчеству. Такое определение не говорит читателям ничего об этих «отсутствующих» героях. Однако сценическим персонажам они внушают страх и благоговение. В этом проявляется мастерство Грибоедова-драматурга, сумевшего в одном «неговорящем» имени расставить важные акценты. И они настолько правильно попали в цель, что стали крылатыми. Например, теперь не только грибоедовским героям, но и нам важно, что скажет Марья Алексевна.

Наиболее ярким представителем внесценических персонажей является Максим Петрович, дядя Фамусова. Он явля­ет собой «пример» для подражания многим поколениям. Как выслужиться, как быть пожалованным высочайшей улыбкой, как услышать приветливое слово? На все эти вопросы может ответить Максим Петрович. «На куртаге ему случилось обступиться; / Упал, да так, что чуть затылка не пришиб... / Был высочайшею пожалован улыбкой; / Изволили смеяться; как же он?.. / Упал вдругорядь - уж нарочно». Вот так один случай изменяет многое в судьбе людей. Человек выслужился, не пожалев затылка, и теперь в «чины выводит», «пенсии дает». Но подобное раболепство вызывает негодование Чацкого. Он не приемлет такого способа повышения по службе: «Прямой был век покорности и страха, / Все под личиною усердия к царю».

Два жизненных подхода к получению чинов описывает в пьесе Грибоедов. Внесценический персонаж «заменяет» собой реально действующее лицо. Можно так говорить о Максиме Петровиче потому, что упоминание о нем вызывает реакцию Чацкого. Используя данный конфликт, мы отчетливо видим несовместимость двух миров Фамусова и Чацкого. Заметим, что и другие внесценические персонажи в основном на стороне Фамусовых. Они создают еще более колоритную обстановку того места, куда попадает Чацкий. Й тем самым данные персонажи оттеняют сценических героев пьесы.

Еще один внесценический персонаж появляется, когда речь заходит о науках и образовании. Этим персонажем является двоюродный брат Скалозуба, для которого науки вдруг стали важнее всех чинов, которые так ценит общество Фамусова. Так о нем говорит Сергей Сергеич Скалозуб: «Но крепко набрался каких-то новых правил. / Чин следовал ему: он службу вдруг оставил. / В деревне книги стал читать».

До появления этого персонажа о «пользе» наук говорил только Фамусов: «Все умудрились не по летам, / А пуще дочери, да сами добряки. / Дались нам эти языки». Да и чтение книг вызывает у Фамусова лишь хороший сон. Вот и вся польза от учения. Мир, в который вернулся Чацкий, никак не изменился. Недаром он говорит, что «дома новы, а предрассудки стары». Время принесло новые веяния и настроения, интерес к научным дисциплинам. Но этого ничего не надо уже отжившему старому обществу Фамусовых. Они не принимают во внимание то, что жизнь не стоит на месте, она диктует свои законы. И введение Грибоедовым внесценического персонажа, даже не имеющего в данном эпизоде имени (лишь обозначение родства со Скалозубом), говорит о том, что многие сталкиваются с вопросами о пользе знаний. Драматургом не выведен на сцену этот персонаж, но он имеет в пьесе право голоса. Тем самым Грибоедов «расширяет» количество участников комедии за счет такого пополнения действующих лиц.

Еще одна линия появляется в пьесе в связи с внесцениче- скими персонажами. Этот персонаж снова вводит Фамусов, но уже в конце пьесы: «Моя судьба еще ли не плачевна? / Ах! Боже мой! Что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!» Эти слова звучат заключительным аккордом комедии. Поистине такая концовка оправдывает обозначение жанра - комедия. И действительно, невольно появляется улыбка, когда вспомнишь конец пьесы. Чацкий бежит из этого старого-нового мира. Отец хочет отправить Софию подальше от Москвы: «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов». Но это остается в стороне, когда Фамусов начинает задумывается о том, что скажет обо всем этом Марья Алексевна.

В подобной концовке снова подтверждается мысль, связанная и с образом Максима Петровича. Очень важно, какой чин занимает человек, и поэтому не менее важно, что о тебе думают окружающие. Сильйые мира сего могут «обделить», когда необходимо, своим вниманием. Любое отклонение от нормы пугает их, инакомыслящий будет наказан и никогда не достигнет в этом мире высот. Поэтому в тогдашней России завидного будущего не предвидится.

Вот так, используя внесценических персонажей, Грибоедов в виде «подводного течения» вносит в пьесу самые актуальные вопросы того времени. И эти голоса создают многоголосый хор мнений о той действительности, что описывается в пьесе. Подобные персонажи не только открывают спор по тому или иному вопросу, но и являются завершением беседы (образ Марьи Алексевны). С помощью внесцени

Ческих персонажей драматург в произведении оттеняет и сценических. То есть Максим Петрович и другие являются не только поводом для беседы, но и помогают раскрыть такие интересные фигуры, как Чацкий, Фамусов и др. Упоминание того или иного родственника или друга открывает поле для высказывания мнений о том или ином событии.

Внесценические персонажи очень гармонично вписываются в полотно пьесы. «В картине, где нет ни одного белого пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука, - зритель и читатель чувствуют себя и теперь, в нашу эпоху, среди живых людей», - так писал об этой пьесе И. А. Гончаров в своем знаменитом критическом этюде «Мильон терзаний». Хочется согласиться с критиком, что без самых незначительных и внесценических персонажей картина была бы неполной. Все они помогают драматургу воссоздать действительность, что окружала его на каждом шагу.

Сен 16 2015

«Горе от ума» - удивительное. В первой четверти XIX века вошло оно в русскую литературу, в культурную и общественную жизнь страны и с тех пор не только не устарело, но привлекает все больше внимания литературоведов и историков. Кроме того, мы нередко начинаем цитировать «Горе от ума», еще не прочитав его. С детства мы относимся к героям , как к своим знакомым. Особенно интересно то, что мы одинаково живо представляем себе и тех героев, которых можем увидеть на сцене, и тех, кто лишь упоминается в комедии, порой - одной фразой. Княгиня Марья Алексевна, Татьяна Юрьевна, французик из Бордо, князь Федор - все они известны читателям как персонажи «Горя от ума». Однако на сцене они не появляются.

В комедии можно насчитать таких персонажей значительно больше, чем бывает обычно в драматургических произведениях. Богатство «Горя от ума» внесценическими персонажами объясняется в первую очередь тем, что Грибоедов создавал свою комедию в тот период, когда на русской сцене господствовал классицизм. Как отмечал В. Г. Белинский, Грибоедов во многом сумел переступить жесткие законы этого художественного метода. В то же время полностью отрешиться от устоявшихся и официально признанных норм классицизма было тогда практически невозможно. Грибоедов строго следовал в своей комедии правилу единства времени и места, входящему в число законов классицизма.

Наверняка это усложняло работу над произведением, в котором важно не только настоящее, но и прошлое героев. В «Горе от ума» дана широкая картина жизни московского общества, хотя не имел возможности показать читателю и зрителю ни Чацкого и Софьи, ни поездки «на поклон» к влиятельным лицам, ни службу Чацкого и Горича, ни собрание в Английском клубе. Принцип единства места мешал Грибоедову вынести действие за рамки дома Фамусовых, то есть показать многие картины жизни московского дворянства. Они оживают в благодаря страстному красноречию Чацкого, а также в словах других героев. Большинство внесценических персонажей лишь упоминается, но говорится о них при этом очень много.

Восклицание Фамусова в конце пьесы: Ах! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексеевна, - сразу же ставит эту женщину на один уровень с такими известными и уважаемыми дамами, как Татьяна Юрьевна. Их характеристику можно найти в нескольких репликах Молчалина. Во-первых: Татьяна Юрьевна рассказывала что-то, Из Петербурга воротясь, С министрами про вашу связь, Потом разрыв… Итак, Татьяна Юрьевна и ей подобные - дамы высшего света не только Москвы, но и Петербурга.

Татьяна Юрьевна - сплетница, как в общем-то почти все женщины ее круга. Эта деталь характеристики тесно связана с сюжетной функцией внесценических персонажей - светских дам в «Горе от ума». Татьяна Юрьевна, Марья Алексевна распространяют информацию, выходящую за рамки единства времени и места. Татьяна Юрьевна через Молчалина передает зрителю весть о неудачной государственной деятельности Чацкого, а княгиня Марья Алексевна разнесет по Москве сплетни о Софье уже после происшедшего на сцене. Светские дамы из числа внесценических персонажей комедии осуществляют своеобразную связь между местом и временем действия и тем, что было, будет или происходит за пределами дома Фамусовых. Во-вторых, Молчалин советует Чацкому: К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам… …частенько там Мы покровительство находим, где не метим.

Еще одна деталь характеристики и новая смысловая функция, относящаяся ко многим внесцени-ческим персонажам комедии. Татьяна Юрьевна - влиятельное лицо, на поклон к которому принято ездить в поисках покровительства. Это уже характеристика не одной женщины, а всего московского дворянского общества. Не таланты, не ум, а связи и высокое покровительство решают человеческую копирование запрещено 2005 судьбу. Такая смысловая функция - раскрытие принципов, нравов, отношений светского общества - присуща большинству внесценических персонажей «Горя от ума». Слова Молчалина о Татьяне Юрьевне, о покровительстве вступают в противоречие со взглядами Чацкого еще до того, как разгорается конфликт между героем и обществом.

Чацкий с его словами: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей найдется - враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний, Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким И прекрасным, - оказывается враждебным не только немногим представителям общества, что присутствуют на сцене, но и Татьяне Юрьевне, и множеству других внесценических персонажей. Против Чацкого объединяются (не на сцене, а в жизни) высмеянные им дядюшка Софьи, «любитель театра», «тот чахоточный» ненавистник грамоты, «фрейлина Екатерины Первой», княгиня Пульхерия Андревна, «Нестор негодяев знатных» и десятки других представителей светского общества. Они создают ту силу, против которой безуспешно пытается в одиночку выступить Чацкий. Эти персонажи выполняют две основные сюжетные функции: служат поводом и объектом для насмешек Чацкого, помогая читателю ясно увидеть светское общество, и составляют реакционный лагерь, враждебный главному герою. Среди них выделяются три фигуры, сходные по выполняемым функциям с остальными, но наиболее важные.

Это те, кого ставят в пример в фаму-совской Москве: Кузьма Петрович («…богат и на богатой был женат…»), Максим Петрович и Фома Фомич.

Для Чацкого комична выдвижения по службе Максима Петровича, а произведения Фомы Фомича - пример абсолютной глупости. А для Фамусова и ему подобных именно эти люди служат образцом. Благодаря тому, что в комедию введены такие внесценические персонажи, мы начинаем понимать, каковы мерила ценностей в том мире, который возмущает Чацкого.

Противоречие между героем и обществом становится закономерным. Все эти впечатления постепенно накапливаются у читателя и зрителя. Еще не начался бал у Фамусовых, а мы уже находимся в напряженном ожидании взрыва, который произойдет после объявления Чацкого сумасшедшим. Одна из сюжетных функций внесценических персонажей - усиливать и обобщать впечатление, производимое происходящим на сцене.

Целый монолог Чацкого посвящен «французику из Бордо». Сюжетная функция этого персонажа - глубоко возмутить главного , заставить его выступить с горячей речью, перед всем собравшимся у Фамусова обществом. Монолог окончательно отделяет Чацкого от фамусовского лагеря. С этого момента положение главного героя становится трагическим. Смысловая функция «французика из Бордо» полемическая.

Его взгляд на Россию со стороны вызывает у Чацкого мысли о необходимости истребить «нечистый… дух пустого, рабского, слепого подражанья» иностранцам. Этот вопрос обращен к залу, к читателю.

Особое место в комедии занимают Репетилов и целый ряд связанных с ним внесценических персонажей. Барон фон Клоц в министры метил, А я- К нему в зятья… - рассказывает Репетилов. Можно ли больше сказать о себе одной фразой?

Карьеризм, двуличие Ре-петилова несомненны. Внесценические персонажи барон фон Клоц, его жена и дочь помогают нам увидеть истинное лицо мнимого приятеля Чацкого. Вместе с Репетиловым перед нами возникает его общество, не менее опасное для Чацкого, чем фаму-совское: …во-первых, князь Григорий!! Чудак единственный!

нас со смеху морит!.. Другой - Воркулов Евдоким; Ты не слыхал, как он ? о! диво!.. Но если гения прикажете назвать: Удушьев Ипполит Маркелыч!!!..

В журналах можешь ты, однако, отыскать Его отрывок, взгляд и нечто… Этот «секретнейший союз», эти ничтожные люди извращают идеи, которые дороги Чацкому. Грибоедов метко и резко выступает против глупости. Бессмысленное повторение чужих слов, шумиха убивают идею. Этого не может понять глупец Репе-тилов и пока лишь смутно чувствует Чацкий.

Понять это должны мы - читатели и зрители комедии. В «Горе от ума» множество тайных и явных врагов Чацкого, как среди действующих лиц, так и среди внесценических персонажей. Те же, кого можно условно отнести к «лагерю Чацкого», не входят в число присутствующих на сцене. Если бы хоть один из них был действующим лицом комедии, не создалась бы ситуация, которую И. А. Гончаров связал с пословицей «Один в поле не воин».

Слабость Чацкого в «Горе от ума» оправдана в ~первую очередь тем, что он одинок в противоборстве со светским обществом. Будь на сцене хотя бы один соратник Чацкого - иной была бы и расстановка сил. После «Горя от ума» у нас остается ощущение, что если Чацкий найдет единомышленников, борьба его уже не будет столь безнадежной. Возможные соратники Чацкого незримо присутствуют в комедии: двоюродный брат Скалозуба «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать», профессора педагогического института, по словам княгини, «упражняются в расколе и безверье», а ее племянник князь Федор «чинов не хочет знать» и занимается наукой. Появление таких непонятных свету людей показывает, как меняется эпоха, и ослабевают позиции Фамусовых. Очень интересно упоминание о матери Чацкого.

По матери пошел, по Анне Алексевне; Покойница с ума сходила восемь раз, - говорит Фамусов. Конечно, это злая выдумка, но за ней стоит женщины, которая не раз поступала, как ненормальная, с точки зрения света. В обществе Фамусова никогда не посмеют сказать такого о Марье Алексевне или Татьяне Юрьевне. Видимо, необычная матери повлияла на формирование «странного» человека Чацкого.

Комедия «Горе от ума» не замкнута в том временном и пространственном круге, где происходит действие. Через внесценических персонажей она связана с прошлым и будущим, с разными людьми и событиями, она не имеет начала, конца, рамок, как и настоящая жизнь.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» . Литературные сочинения!


«Горе от ума» Грибоедова стало новаторским для своего времени произведением, одним из первых в России, написанных в рамках не только господствовавших тогда на сцене классицизма и романтизма, но и реалистизма. Этому во многом способствовало введение автором многочисленных внесценических персонажей. В комедии они придают дополнительный оттенок характерам и обстоятельствам, а также расширяют конфликт, усложняют картину нравов.
Во-первых, внесценических персонажей намного больше, чем действующих на сцене. Уже это нарушает один из классицистических канонов - принцип единства действия, выводя пьесу на реалистический уровень. Кроме того, внесценические персонажи типизируют основной конфликт произведения -противостояние «века нынешнего» и «века минувшего», разделяясь на сторонников фамусовсокого общества и людей, близких по духу Чацкому, соответственно, являясь отражением изъянов одних и достоинств других.
Не требуется больших усилий, чтобы увидеть - передовых людей, представителей «века нынешнего», тех, кто по одну сторону баррикад с Чацким, намного меньше, чем фамусовцев, всего двое. Это брат Скалозуба, который, получив «выгод тьму по службе», вдруг «набрался каких-то новых правил» и оставил службу, «в деревне книги стал читать». А также князь Федор, племянник Тугоуховской, «упражняющийся» «в расколах и безверьи» в Петербургском институте под руководством не менее опасных профессоров. «Соотношение сил» в комедии красноречиво свидетельствует о ситуации в России начала XIX века. Из кого же состояло фамусовское общество? Во-первых, из московских тузов, таких как Максим Петрович, Кузьма Петрович, «Нестор негодяев знатных». Эти «небожители» олицетворяли пороки общества: первый - угодничество, второй -преклонение перед богатством, третий - приверженность крепостничеству - и являлись идеалами для фамусовцев. «Почтенный камергер» Кузьма Петрович был «с ключом и сыну ключ умел доставить», а Максим Петрович «на золоте едал» и «ездил цугом». Конечно, «упал он больно, встал здорово», зато «в чины выводит... и пенсии дает». \^- „
Следующий тип - дамы-командирши, от которых зависит репутация и продвижение по службе. К Татьяне Юрьевне Молчалин советует съездить Чацкому, ею восхищается Фамусов. Еще более влиятельная особа - Марья Алексеевна. «Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!» - восклицает Фамусов в завершении комедии. К этому же типу относится сценический персонаж Хлестова, шпица которой так «любит» Молчалин. Фамусовцы преклоняются не только перед начальницами, но и женами. В обществе царит матриархат, женский деспотизм, в почете «женины пажи». Фамусов предлагает «послать в Сенат» Ирину Васильевну, Лукерью Алексеевну, Татьяну Юрьевну, Пульхерию Андреевну. А Скалозуб отпускает шутку в адрес неудачливой «наездницы» княгини Ласовой, у которой «ребра недостает», и она «для поддержки ищет мужа». Еще один тип - минимые вольнодумцы из круга Репетилова, олицетворяющие пустоту, пошлость, поверхностность интересов фамусовцев. Этот лагерь в какой-то степени является пародией на «век нынешний», как Репетилов - на Чацкого. Здесь «сок умной молодежи», «горячих дюжина голов», и князь Григорий, который так же, как англичане, «сквозь зубы говорит» и «коротко обстрижен для порядка». Упоминается Воркулов Евдоким, поющий сомнительного достоинства оперу, братья Левой и Боренька, о которых и «не знаешь, что сказать». И, конечно, «гений» Удушьев Ипполит Маркелыч, который пишет «нечто» «обо всем».
Важный атрибут фамусовского общества - «клиенты-иностранцы», «учителей полки». Чацкий категорично осуждает «смешенье языков: французского с нижегородским». Он припоминает и танцмейстера Гильоме, «подбитого ветерком», и, конечно, французика из Бордо, который, приехав в Россию, не нашел «ни звука русского, ни русского лица». Преклонение перед иностранщиной - одна из черт фамусовцев.
Есть несколько «невидимых» персонажей, которые являются «провидцами», предвосхищая течение событий. Например, Лиза вспоминает о тетушке Софьи, от которой сбежал француз, и она «забыла волосы чернить и через три дни поседела». На что Софья задумчиво произносит: «Вот так же обо мне потом заговорят», отчасти предвосхищая завершение отношений с Молчалиным. А Лахмотьев Алексей произносит поистине пророческие слова, которые транслирует Репетилов: «Радикальные потребны тут лекарства».
Некоторые внесценические персонажи участвуют в интриге объявления Чацкого сумасшедшим. Например, Дрянские, Хворовы, Варлянские, Скачковы, которые, по словам одной из княжон, давно об этом знают. Пытаясь объяснить произошедшие с Чацким перемены, фамусовцы вспоминают даже покойную мать Чацкого Анну Алексеевну, «сходившую с ума восемь раз»,
В комедии участвует множество внесценических персонажей. Таким образом, они расширяют рамки конфликта, превращая его из локального в общественный, затрагивающий не только Москву, но и Петербург, не только XIX век, но и VIII. Внесценические персонажи по-своему отражают философию комедии, присутствуя даже в последней ее строчке: «Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!» - восклицает Фамусов, утверждая, сколько бы умов и сердец ни разбивалось о стену предрассудков, безразличия, лицемерия «века минувшего», большинство будет оглядываться на кого-то или назад...

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры