Вопрос по произведению. Что произошло с Дуней, дочерью "Станционного смотрителя? А.С

Главная / Ссоры

Образ Самсона Вырина в повести “Станционный смотритель” очень трогателен, самобытен и трагичен. Простой, добродушный человек, безгранично любящий отец, человек с боевым прошлым. Безусловно, он заслуживает уважения: добрый, порядочный, отменный работник, душевный человек. Судьба оказалась немилостива с ним: она отобрала у старика самое дорогое – любимую дочь Дуню.

Мирок старого вояки много лет был стабилен. Он вёл бедную, но достойную жизнь, честно служил смотрителем на почтовой станции. К людям, которые проезжали мимо он относился одинаково хорошо, вне зависимости от чина: окружал удобством, теплом и уютом. Для уставшего от долгой дороги человека – это особенно важно: сытно поесть, согреться, получить частичку человеческого тепла.

Особой гордостью Самсона Вырина была его дочь – Дуня. Девушка чертами напоминала красавицу-мать, она была стройна, обходительна, хорошо воспитана. Отец не мог наглядеться на свою помощницу, она прекрасно справлялась с хозяйством, её восхищались все, кто бывал на станции. После смерти супруги дочь стала единственным утешением для своего пожилого отца. Но однажды заезжий гусар увёз дочь Самсона с собой, она исчезла без объяснений, без отцовского благословения.

Жизнь без смысла

После этого случая жизнь главного героя превратилась в сплошную пытку: он пытался разыскать дочь, поговорить с ней, вернуть назад. Отцовское сердце не принимало предательства и неблагодарности дочери, он переживал, что дочь станет содержанкой, что с ней плохо обращаются. Страшнее всего стало то, что родная кровиночка не поговорила с отцом, не объяснила ему своего решения, бросила старика в неизвестности.

Отец не может поверить, что его родная дочь могла уехать, поступить так неосмотрительно, легкомысленно: он ищет её у родственницы на соседней станции, не допускает мысли о возможности подобного поступка. Осознание утраты не даёт покоя отцовской душе, он продолжает верить, что дочь опомнится и вернётся.

Автор рассказывает, что всего за несколько лет смотритель превратился в старика: он осунулся, стал прикладываться к бутылке, перестал радоваться жизни. Дуня была его единственной отрадой, без неё у Самсона не осталось в жизни ни любви, ни лучика света. В конце концов он прекратил поиски дочери, не пытался с ней встретится, стал проводить свои дни в пивной. Спустя некоторое время старика не стало.

Значение образа Самсона Вырина

Герой олицетворяет кротость, смирение, безусловную преданность, отцовскую любовь. Образ маленького человека – показывает ничтожность личности в условиях богатства и роскоши. Безграничную жалость вызывает старик, ищущий свою дочь, потерявший смысл жизни из-за её побега. До последних дней своей жизни смотритель надеется на встречу с дочкой. Она появляется слишком поздно, приходит проведать его могилу.

Тема. А.С. Пушкин “Станционный смотритель”. “Отец и дочь”

Цель. Познакомить учащихся с историей создания “Повестей Белкина”, дорожным бытом пушкинской поры. В процессе обсуждения содержания выявить, как складываются отношения между отцом и дочерью, Самсоном Выриным и Дуней, и чем они обусловлены. Обращать внимание учеников на особенности повествовательной манеры А.С. Пушкина.

Оборудование: Портрет Пушкина, иллюстрации к повести художника Шмаринова.

Ход урока

I. Стадия вызова.

1. Сообщение учителя об истории создания повестей. Отношение критики к этому сборнику (противоречивое ). Причины введения единого героя - повествователя И.П. Белкина, человека простого, не очень образованного, но простодушного и доброго.

II. Стадия осмысления содержания.

1. Учитель > к ученикам.

С чего начинается повесть “Станционный смотритель”? (Чтение фрагмента повести).

Что обозначало слово “Станция” во времена Пушкина? Кого называли станционным смотрителем? Что входило в его обязанности?

2. Сообщение учащихся. (Заранее подготовленного.)

Дорожный быт пушкинской поры.

3. Обобщение учителя.

Что, по-вашему, тяжелее всего было в положении этих людей, судя по прослушанной информации и по тому описанию, которое дает Пушкин? (Унижение, бесправие, беззащитность).

4. Обратите внимание на эпиграф. Как вы его понимаете? Находится ли он в соответствии с пушкинским описанием? Почему Пушкин использовал слова Вяземского?

5. Учитель:ҷb>

На далекой станции, на почтовом тракте в российской глубинке, умер с горя станционный смотритель Самсон Вырин. Кто виноват в этом? Дуня, его дочь, или он сам? Давайте разберемся, что же произошло?

- Итак, рассказчик, оказавшись в доме смотрителя, видит хозяина и его дочь. Какими он их увидел? (Найти и прочитать описание портретов героев).

- Как ведет себя Дуня с проезжающими?

- Что о ней говорит отец?

- Какие между ними сложились отношения?

( Отец гордится такой дочерью, он вырастил ее без матери, всему научил сам. Она помощница, создала уют в доме. Благодаря своей красоте, отводит от отца удары, защищает от оскорблений. И пока им вместе хорошо .)

Домашнее задание. Вспомнить библейскую притчу о блудном сыне. Проанализировать сцены “Самсон Вырин и Минский в гостиничном номере” и “Последняя встреча с дочерью” по схеме.

1) Проследить, как ведут себя герои во время встречи и как выглядят?

2) О чем говорят они?

3) Как поведение и речь характеризуют каждого?

Урок 2

История блудной дочери”

Цель: в процессе обсуждения выявить, какое содержание библейской притчи нашло отражение в повести и что автор интерпретировал по-своему, дать представление о родительском долге и обязанностях детей, обсудить, как понимает каждый из героев, что такое счастье.

I. Продолжение стадии осмысления содержания.

1. Учитель:

Рассказчик, оказавшись в доме смотрителя, осматривает его и видит, что на почетном месте висят картинки, которые передают содержание библейской притче о блудном сыне.

- Давайте вспомним эту притчу ( ученики хорошо комментируют).

- Зачем Пушкин использует эту деталь, ведь ничего случайного у него не бывает?

- Как предопредели эти картинки, постоянно висевшие у героев перед глазами, их взгляд на жизнь?

( С.Вырин был уверен в том, что Дуня будет несчастна, не допускал даже мысли о возможности счастливой будущности дочери. А Дуня поступает вопреки, она убегает из дома, даже зная о том, что ее, возможно ожидает ).

2. Из слов ямщика, отец узнал, что, уезжая с Минским, Дуня плакала.

- О чем, по-вашему, плакала Дуня?

- Как отец сам способствовал побегу?

3. Отец, будучи уверенным в том, что дочь брошена, несчастна и боится возвращаться к отцу, сам отправляется на ее поиски.

- Какой была первая встреча Вырина с Минским в Петербурге? ( Анализ сцены “Вырин с Минским в гостиничном номере”). (Чтение сцены).

а) Как ведет себя Минский? ( Вспыхивает, извиняется, дает деньги, клянется в верности Дуне ).

б) О чем говорят герои? ( О Дуне, о ее счастье, о том, кому она должна принадлежать ).

в) Какие аргументы приводит каждый, объясняя, почему Дуня должна принадлежать именно ему?

г) Какую ошибку допускает Минский? Что, по-вашему, он должен был сделать, чтобы наладить отношения с отцом любимой женщины?

- Анализ второй сцены “Последняя встреча с дочерью” ( чтение сцены ).

Самсон Вырин решил во что бы то ни стало увидеться с дочерью. Случай представился быстро.

а) О чем говорит фраза служанки “К Авдотье Самсоновне нельзя, у нее гости!” ( Она не замужем, Минский ездит пока к ней в гости).

б) Какой увидел отец свою дочь? О чем это говорит? Задумался ли об этом Вырин? Почему именно в этот момент автор называет его “бедным”?

в) Почему Дуня, увидев отца, не вскрикнула от радости, не бросилась навстречу ему, а упала в обморок?

(Возможно, она испугалась, что отец заберет ее, лишит счастья, пользуясь своим отцовским правом).

г) Как ведет себя Минский? Почему? Может ли это его оправдать?

д) Какие чувства вызывает эта сцена?

4. Отец возвращается домой. Утешился ли он, увидев вполне благополучную Дуню?

( Вырин убежден, что рано или поздно, Дуня окажется выброшенной на улицу, и ее ждет судьба блудного сына из библейской притчи).

5. Через три года рассказчик вновь оказывается на этой станции и встречается со смотрителем.

- Каким он увидел смотрителя и его дом? почему произошли такие изменения?

6. Как заканчивает Пушкин рассказ об истории блудной дочери? Согласуется ли это с содержанием известной притчи?

( Дуня все-таки возвращается, но не в рубище, а богатой дамой с детьми, не к живому отцу, а к его могиле).

7. Почему Пушкин заканчивает повесть именно так. ( Изменение стереотипов ).

8. О чем, по-вашему, плакала Дуня на могиле отца? ( Может быть, сама, став матерью, поняла, что в стремлении быть счастливой слишком жестоко поступила с отцом ).

Домашнее задание. Поразмышляйте над заданиями:

1) Что хорошего можно найти в случившемся с героями этой повести?

2) Какие чувства испытывали во время чтения разных эпизодов повести?

3) Как, по-вашему, должна была поступить Дуня, чтобы отец не чувствовал себя брошенным?

4) Виноваты ли герои Пушкина друг перед другом? Если да, то в чем?

Урок 3

Тема “Кто виноват и что делать?”

Цель. С помощью стратегии РКМЧП “Шесть шляп мышления” обобщить сведения, полученные в процессе обсуждения повести. Используя шесть разных способов мышления всесторонне проанализировать сюжет повести и проблемную ситуацию, лежащую в его основе: как автор решает проблему “отцов” и детей в повести “Станционный смотритель”. Выявить главную проблемную ситуацию и сформировать отношение к ней.

Урок представляет из себя стадию рефлексии.

Оборудование: Цветные шляпы (6 – белая, черная, желтая, красная, зеленая, синяя), имеющие символическое значение, скатерти тех же цветов, иллюстрации к повести, портрет Пушкина, карточки с вопросами на каждый стол, бумага для записи ответов.

Ход урока

I. Сообщение учителем темы и цели урока. Распределение учащихся по группам.

II. Особенности шести разных способов мышления представлены путем инсценирования “Притчи о старом Шляпнике и его сыновьях” ( автор перевода с английского психолог Т. Зинкевич-Евстигнеев. Смотрите приложение 2).

III. Распределение заданий по группа.

1. Белая шляпа (белый стол).

- Какие события произошли в этой повести? Назовите имена герое. (Вопрос выкладывается на стол. В течение определенного времени учащиеся обсуждают предложенный вопрос и на листе могут записать весь ответ, или план, или опорные слова).

2. Черная шляпа (черный стол).

- Что плохого, трагичного для героев повести произошло? Почему все так случилось? Что оказалось для вас неясным, непонятным до конца во всей этой истории?

3. Желтая шляпа (желтый стол).

- Какие вы видите положительные, светлые стороны в том, что случилось с Дуней и ее отцом? Есть ли они вообще? Аргументируйте свой ответ.

4. Красная шляпа (красный стол).

- Какие чувства испытывали вы, читая разные эпизоды повести. Аргументируйте.

5. Зеленая шляпа (зеленый стол).

- Как, по-вашему, следовало бы поступить Дуне, чтобы отец не чувствовал себя брошенным? Аргументируйте свой ответ. Вообще, в этой ситуации от нее что-то могло зависеть?

6. Синяя шляпа (синий стол).

- Виноваты ли герои повести друг перед другом? И если да, то в чем? Аргументируйте свой ответ.

IV. Работа учащихся (коллективная) над предложенным вопросом, составление ответа (7-10 мин.).

V. Выступление представителей каждой группы. ( Учащиеся других групп могут после выступления задавать вопросы, делать добавления).

VI. Заключительное задание для всех учащихся.

Учитель:

- Какие бы вы вопросы задали Авдотье Самсоновне, плачущей на могиле отца?

- Какие бы высказали ей пожелания?

- Как эта история связана с вечной проблемой взаимоотношение поколений “отцов” и “детей”?

VII. Итог урока.

Учитель: Пушкин поднимает вечную проблему взаимоотношений “отцов” и “детей”. Он не оценивает поступки героев, как это делали мы, читатели. И каждый из нас проецирует данные события на свою жизнь.

Инсценировка притчи о старом Шляпнике

Герои: 6 мальчиков и автор.

Жил-был старый мудрый Шляпник. Имел он золотые руки и прекрасную душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы. Просветленными и веселыми решительными и твердыми духом выходили из мастерской люди, унося свой заказ. Очень благодарны были люди Мастеру за чудесные шляпы, в которых таился Великий Секрет Великого Мастера. Шли годы; умер старик, оставив в наследство своим сыновьям шесть шляп.

1-й сын: “Я возьму себе шляпу белого цвета. Она так изящна, я буду в ней красоваться на балах”.

2-й сын: “А я выбираю черную шляпу. Она не менее изящна и подойдет к любому костюму”.

3-й сын: “Мне нравится желтая шляпа. Это цвет солнца, радости, богатства, а это мне так необходимо”.

4-й сын: “Пусть моей шляпой станет красная. Я всегда буду заметен в толпе”.

5-й сын: “Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и поле, деревья и цветы. Может быть, она поможет осуществиться моей мечте”.

6-й сын: “Мне достается синяя шляпа, и я очень рад этому, синий цвет – цвет глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту – вот мое призвание.

Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны. Спустя много лет они встретились под крышей отцовской мастерской и рассказали друг другу о том, как сложились их судьбы.

1-й сын (белая шляпа): Я стал уважаемым человеком благодаря своей беспристрастности. Факты, цифры, хроника событий стали для меня важнее всего на свете.

2-й сын (черная шляпа): Я же все происходящее вокруг стал видеть в черном свете. Все подвергал сомнению и критике. И от этого стал угрюмым и недовольным.

3-й сын (красная шляпа): Я человек чувствительный и живу во власти эмоций, иногда это мне очень мешает, потому что чувства заглушают голос разума.

4-й сын (желтая шляпа): Я иду по жизни, радуясь каждому дню. Ничто не пугает меня. Я верю в красоту, добро, справедливость, свет.

5-й сын (зеленая шляпа): Я могу все, что вижу, слышу, чувствую, превращать в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы и повести.

6-й сын (синяя шляпа): Мне суждено было стать мыслителем, исследователем. Я всегда добиваюсь своей цели, никогда не отступаю перед трудностями. Для меня нет ничего недосягаемого.

На тему:

"Повести Белкина". История Самсона Вырина и его дочери в повести "Станционный смотритель".

    определить место повести в творчестве; проанализировать образы героев; воспитание гуманного отношения к людям; развитие умения рассуждать на поставленную тему.

· Формы и методы работы: беседа, работа с текстом, работа с таблицей, выборочное чтение, самостоятельный подбор дополнительного материала.

Формы и методы работы: беседа, работа с текстом, работа с таблицей, выборочное чтение, самостоятельный подбор дополнительного материала.

Оборудование: выставка книг, написанных в период Болдинской осени, видеофрагменты из художественного фильма «Станционный смотритель» (1972, реж. С. Соловьёв)

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Осень 1830 года провел в имении Болдино. В те времена при вступлении детей в брак родители выделяли им какую-то часть своих поместий. Сергей Львович Пушкин выделил сыну часть имения Болдино, куда поэт приехал ненадолго для решения хозяйственных вопросов. Ему было немного досадно, что самое любимое им для работы время года он потратит на хлопоты о приданом.

Однако постепенно настроение Пушкина меняется: пришло “прелестное”, по его выражению, письмо от невесты и всё больше вступает в свои права осень, которую поэт обожал. Только человек, влюблённый в это время года, мог написать: “Осень чудная: и дождь, и снег, и по колено грязь”.

Оформление бумаг быстро продвигалось, но покинуть Болдино Пушкину не удалось: в Россию пришла холера. Пушкина от невесты отделяло 14 карантинов (карантин – это санитарный пункт для осмотра тех, кто прибывает из мест, где распространена эпидемия). Он пытался прорваться через них, но неудачно. И тогда он начал писать.


“Нигде так хорошо не пишется, как осенью в деревне ”, - говорил он.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободные текут
.

3. Проверка домашнего задания (1 группа):

      рассказать о творчестве в Болдинскую осень.

Материал для учителя.

Пушкин писал: “Я провожу время в том, что мараю бумагу и злюсь”. “Марать бумагу”, т. е. сочинять, творить, он начал уже на четвёртый день по приезде:

7 сентября написаны “Бесы”, 8-го – “Элегия”, 9-го – “Гробовщик”, 10-13-го – “Сказка о попе и работнике его Балде”. Философская лирика, проза, сказка, и всё это – итоги только первых десяти дней! Пушкин работал стремительно и вдохновенно.

В Болдине создаются новые вещи и реализуются замыслы прежних лет. Позднее, уже возвратившись в Москву, Пушкин подведёт итоги всему созданному им за три месяца этой удивительной осени: “Я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привёз сюда: 2 последние главы “Онегина”, 8-ю и9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400)… Несколько драматических сцен или маленьких трагедий [“Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Каменный гость, “Пир во время чумы”]… Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё… Написал прозою 5 повестей [“Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, “Барышня-крестьянка”,

“Станционный смотритель” ]…” (письмо Плетнёву, 9 декабря 1830 года).

4. Сообщение темы урока.

Предметом нашего разговора сегодня и будут “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”. Более подробно остановимся на повести “Станционный смотритель” и образе “маленького” человека в ней.

5. Анализ сборника “Повести Белкина”.

Пушкин неслучайно в Болдинскую осень обращается к жанру повести. Он начинает прокладывать свою дорогу в прозе, о которой много думает и формулирует, какой она должна быть. На вопрос своего знакомого: “Кто такой Белкин?” - Пушкин ответил: “Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно”.

Проверка домашнего задания (2группа):

      Что говорили читатели и критики о “Повестях Белкина”? Почему такие разные мнения?.

Материал для учителя.

      “Ни в одной из Повестей Белкина нет идеи. Читаешь – мило, гладко, плавно: прочитаешь – всё забыто, в памяти нет ничего, кроме приключений. Повести Белкина читаются легко, ибо они не заставляют думать” (“Северная пчела”, 1834, № 000, 27 августа). “Правда, эти повести занимательны, их нельзя читать без удовольствия: это происходит от прелестного слога, от искусства рассказывать, но они не художественные создания, а просто сказки и побасенки” (). “Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу – прочтите сначала все “Повести Белкина”. Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение” (из письма).

Так думал не только Толстой. Те, кто любили литературу и Пушкина, начинали понимать, что … “того не может быть!” Не может быть, чтобы гениальный Пушкин взял и написал просто пять каких-то маленьких “повестушек”. Есть здесь какая-то тайна, и её нужно раскрыть.

Пушкин размышляет о читателе, отношения с которым становились непростыми. Пушкин так перерос читателя, что между ними начинает исчезать взаимопонимание : поэта клонило к суровой прозе, а читатели ждали от него возвышенной романтической поэзии. Пушкин хотел, чтобы читатели в повестях увидели правду и противоречия российской жизни.


Проза Пушкина так отличалась от существующей в то время литературы, что он не рассчитывал на успех. Так и появился Иван Петрович Белкин - обобщенный образ писателя, которого Пушкин наделил своими мыслями.

Беседа по вопросам.

“?” - Что вы знаете о и откуда вы это узнали?

(анализ главы “От издателя”)

“?” - Что общего между Пушкиным и Белкиным?

(Работа с таблицей; объяснить и заполнить тезисную левую часть; правая часть – самостоятельная работа в тетради с последующей проверкой).

Сходство Пушкина и Белкина.

Итак, Пушкин опубликовал свое творение под чужим именем. И не просто опубликовал: для подстраховки он придумал Белкина. Появился издатель А. П., провинциальный писатель Белкин и, наконец, его рассказчики. Пушкин показал, как внимательно сумел Белкин выслушать рассказанные ему истории и изложить их так, что перед нами предстала почти вся Россия.

“?” - Какие слои русского общества показаны в “Повестях Белкина”?

(Проверка домашнего задания - 4 группа).

Широкий показ России тоже был не случаен. В то тревожное время Пушкин размышляет и пишет о России и поручает рассказать о ней писателю из глубинки – .

6. Анализ повести “Станционный смотритель”. Просмотр кинофрагмента «Минский на станции»

На далекой станции, на почтовом тракте в российской глубинке жил станционный смотритель Самсон Вырин.

Вся повесть проникнута сочувствием к этому человеку. Неслучайно начинается она с общего рассуждения о смотрителях вообще.

“?” - Кто такие смотрители? Что это за люди? Каково их положение?

Говоря о Вырине, мы невольно ассоциируем его с миллионами таких же бесправных людей, для названия которых в литературе существует понятие “маленький человек”, то есть человек, место которого в обществе определено его происхождением и материальным достатком.

https://pandia.ru/text/80/342/images/image005_53.jpg" alt="http://festival.1september.ru/articles/505425/image1.JPG" width="10" height="10">в 1766 году, скорее всего, в крестьянской семье).

Конец XVIII века, когда С. Вырину было 20-25 лет, - это время суворовских войн и походов.

“?” - Что вы знаете об отношении Суворова к своим подчиненным?

(Проверка домашнего задания: 3 группа).

(Развивал у подчиненных инициативу, поощрял солдат и унтер-офицеров, продвигая их по службе, воспитывая в них товарищество, требовал грамотности и сообразительности. Человек из крестьян под командой Суворова мог дослужиться до унтер-офицера, получить это звание за верную службу и личную храбрость. Самсон Вырин мог быть именно таким человеком и служил, скорее всего, в Измайловском полку.)

Найти доказательство этому в тексте.

(Прибыв в Петербург, на поиски дочери, он останавливается в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца).

У Самсона Вырина все не совсем так, как у других станционных смотрителей. Можно предположить, что около 1880 года он вышел в отставку и получил должность станционного смотрителя и чин коллежского регистратора. Эта должность давала небольшое, но постоянное жалование. Он женился, вскоре родилась дочь. Но жена умерла, и дочь была отцу радостью и утешением.

(цветы, кровать с цветной занавеской, картинки).

“?” - Как в этих картинках отражается судьба Дуни и её отца?

“?” - после добровольного побега Дуни ждал несчастья и был уверен в том, что жизнь Дуни сложится трагически?

“?” - Как изменился Вырин через 4 года? Что состарило его? За что он корил себя до самой смерти? (стр. 40).

(Состарило одиночество. Сам отдал дочь в руки Минского: стр. 42.)

Пока дочь была рядом, в душе станционного смотрителя не было страха перед жизнью. Именно страх заставляет человека сжиматься, чувствовать себя “маленьким”.

“?” - Зачитайте монолог Вырина.

Вывод: - Что означает понятие “маленький” человек?

Что может сделать человека “маленьким”?

(Это не только низкий чин, отсутствие высокого социального статуса, но и потерянность в жизни, страх перед нею, утрата интереса и цели).

( Просмотр кинофрагмента «Вырин у Минского в Петербурге»)

Станционный смотритель, “маленький” человек, нарисованный Пушкиным с огромной достоверностью и глубоким сочувствием, открыл длинный ряд “униженных и оскорблённых” героев в русской литературе . Пушкин первый обратил внимание читателей на то, что, несмотря на свое невысокое происхождение, человек все равно остается человеком и ему присущи все те же чувства и страсти, что и людям высшего общества.

Повесть “Станционный смотритель” учит уважать и любить человека, учит умению сочувствовать, заставляет думать о том, что мир, в котором живут станционные смотрители, устроен не лучшим образом.(Просмотр кинофрагмента «Финал»)

Домашнее задание:

1) Ответить на вопросы:

Чем отличается Дуня от крестьянских девушек?

Почему в повести её портрет дан не целиком, а пунктирно?

3) Проанализировать финал повести. Как заканчивается повесть?

10.3.Станционный смотритель. Отец и дочь.

Повесть «Станционный смотритель» идёт следом за повестью «Гробовщик». К гробовщику Адрияну Прохорову, - как мы открыли, - в конце приходит сознание своей отдельности от мертвецов, вообще отдельности жизни от смерти, и – может быть, - призрачности смерти… Мы привели в той главе о «Гробовщике» незаконченное стихотворение Пушкина о любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам… Кажется, одно противоречит другому, - как же, любовь к гробам, - и ощущение себя – отдельно от них? Но ведь любить можно только то, с чем ты ощущаешь свою раздельность! Любить можно только – «другое», «других», - выбрав, вычленив предмет любви из хаоса. До своего сна гробовщик жил в хаосе, смешавшись со своими мертвецами. Во сне эта ситуация доведена до предельной живости: скелет готов обниматься с гробовщиком! И тогда из глубины существа Адрияна Прохорова поднимается здоровое чувство отвращения и ужаса, – и он решительно отталкивает от себя прах. Упав на него без чувств, гробовщик переживает кризис. А просыпается – здоровым, - радуясь солнечному свету и тому, что купчиха Трюхина не умирала. И готов не ругаться на дочерей, - как обычно, - а пить чай с ними вместе.

И вот, в конце следующей повести – «Станционный смотритель», - мы видим – глазами рассказчика – красивую, нарядную, благополучную Авдотью Самсоновну, неподвижно лежащую на могиле отца и плачущую. И нам отрадна эта сцена. Дочь не забыла отца, она чувствует свою вину перед ним; она любит родное бедное пепелище, чтит могилы отца и матери. Значит, за неё можно быть спокойными, она – на верном пути! И трое её детей вырастут хорошими людьми.
Но сначала Дуня оставила Вырина, заставив старика страдать и плакать о себе...
Сейчас мы хотим рассмотреть эту повесть в таком ракурсе, в каком её никогда не рассматривали, - поскольку сто семьдесят лет мы зациклены на восприятии Самсона Вырина как «маленького человека». Уверяем вас, сам автор никогда его так не воспринимал, и сам термин этот Пушкину должен быть чужд.
И что такое «маленький человек» его эпохи? Сам Александр Сергеевич – великий, величайший русский поэт, - кем был он – не только в глазах царя или Бенкендорфа, - но в глазах светской публики, а с другой стороны - в глазах извозчиков, портных, лавочников, которым он зачастую не мог заплатить за их работу или товар? В глазах швейцаров, называвших его «литератором» с глубоким презрением к несерьёзности этого занятия… Кто его при жизни почитал за «большого человека», - когда даже для Жуковского, Вяземского, Боратынского только после его смерти стало открытием то, что Пушкин умел мыслить!..
А декабристы – большими или маленькими людьми они были тогда? Герои 1812 года, увешанные орденами, спасители Отечества, которым грубые солдаты в рудниках говорили «ты» и давали в зубы за «барские» замашки…
Мария Николаевна Волконская, княгиня, дочь и жена героев Отечественной войны, правнучка первейшего российского учёного, - она не должна была появляться в читинском театре, поскольку – жена преступника… Маленький человек была Мария Николаевна, или - большой? А муж её, Сергей Григорьевич, единственный в истории России двадцатилетний генерал! .. Каторжник в кандалах… Персона нон грата…
Но вернёмся к нашему станционному смотрителю. Во-первых, для «маленького человека» у него слишком «претенциозное» имя: Самсон. Самсон – это герой, победитель филистимлян; разорвавший льва, как ягнёнка, рушащий каменные своды… Во-вторых, что у него за фамилия – Вырин? Откуда такая фамилия? От какой такой «Выри»? ..
Когда-то так наши предки называли Рай – Вырий.
«Вырий (вирий, ирий, урай) - в восточнославянской мифологии древнее название рая и райского мирового дерева, у вершины которого обитали птицы и души умерших. В народных песнях весеннего цикла сохранился мотив отмыкания ключом вырия, откуда прилетают птицы. Согласно украинскому преданию, ключи от вырия некогда были у вороны, но та прогневала бога, и ключи передали другой птице. С представлением о вырии связаны магические обряды погребания крыла птицы в начале осени.»
(Источник: «Славянская мифология. Словарь-справочник.»)

Можно ли нашего Вырина назвать тогда – Райским? Или, – может быть, – Раевским?!
Слышим возражения читателя-демократа: «Раевский – аристократ, а Вырин – бедный станционный смотритель, из мещан…» (Но – между прочим, - Самсон ещё и «старый солдат, с медалями на полинялых лентах…). Продолжая аналогию, в таком случае надо назвать одну из дочерей генерала Раевского – Дуней… Ни одна из них не была такой красавицей, какой мы представляем себе Дуню – по описанию автора. И менее всех, может быть, была ею Мария. .. Но – ведь Пушкин писал х у д о ж е с т в е н н о е произведение, в котором всегда есть вымысел. Но у Пушкина (да и у всех больших писателей) это никогда не полностью вымысел. Отчего бы прототипом Дуни не быть Марии Раевской, а прототипом Самсона Вырина – Николаю Николаевичу Раевскому, генералу, герою 1812 года?
Социальное положение, происхождение и воспитание прототипов и литературных героев различны, но отношения отца и дочери, не понявших друг друга, драма отца и дочери, - она одна и та же – и у короля Лира, и у отца Горио, и у купца Русакова*. И во дворце, и в бедном домишке; и для короля, и для нищего, - приходит час, когда отец для дочери перестаёт быть главным мужчиной в жизни. Когда она выбирает кого-то другого, и этот другой становится главнее отца. И очень часто бывает так, что этот другой отца не устраивает…
Хотя, – что касается Николая Николаевича Раевского, то его в его зяте как раз всё устраивало, и он сам предложил его в женихи дочери Марии, - как сам Вырин велел своей Дуне проехаться с гусаром Минским. Вспомним, как это было.
-Что же ты боишься? – сказал ей отец, - ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест…
«Волк» - Минский: Волк -он -ский?..**

(А кроме того, фамилия эта, - конечно, - объединяет в себе фамилии двух спасителей Отечества - гражданина Мин-ина и князя Пожар-ского).

* * *
И потом, это нам – по портретам, - кажется, что сёстры Раевские не блистали красотой, но Пушкин в 1820 году из Крыма писал брату Лёвушке, что все дочери генерала – «прелесть». Летом 1820 года Марии было четырнадцать лет (родилась 25 декабря 1805), - столько же, сколько Дуне в первую встречу с ней автора. Так же, как Минский, - только не притворно, а по-настоящему, - был тогда болен сам Пушкин; на него в своей поездке «наткнулись» Раевские, в одной из бедных хижин, - и взяли с собой. Наверное, был и поцелуй поэтом девочкиных губок, - лёгкий, шутливый, целомудренный, - оставивший в нём особо долгое и приятное воспоминание. ..
Через четыре с половиной года, - в январе 1825, - Мария стала женой генерал-майора Сергея Григорьевича Волконского. Раевский знал о том, что зять состоит в тайном обществе, он потребовал от него выхода из него; Волконский обещал, но не сделал этого. И кто мог знать, что так скоро умрёт Александр Первый, сам благословлявший, казалось, эти тайные общества, - или, - по крайней мере, - «дремавший» в отношении них, - как сказал в «Евгении Онегине» Пушкин!..
Решение Марии Николаевны ехать к мужу в Сибирь было воспринято стариком Раевским как измена ему, отцу (прямо по «Королю Лиру»!) Вдогонку уезжавшей дочери Николай Николаевич крикнул, что проклянёт её, если она не вернётся через год. Он ещё не знал, что вернуться (в царствование Николая I) ей будет невозможно, - даже если б она захотела это сделать. Но она – и не хотела. Она выбрала мужа, - оставив отца и маленького сына, - а так же - мать, сестёр и братьев. (Мать никогда не примирилась с дочерью.)
Мария выбрала – страдальца, - «мученика Истины».
Старый генерал Раевский писал дочери Екатерине уже после отъезда Марии Николаевны, в 1827 году: "Если бы я знал в Петербурге, что Машенька едет к мужу безвозвратно и едет от любви к мужу, я б и сам согласился отпустить ее навсегда, погрести ее живую; я бы ее оплакал кровавыми слезами, и тем не менее отпустил бы ее…" И всё же – за несколько месяцев до смерти – в 1829 году, - «в ней уже всё – от Волконского, и ничего – от Раевских…». Так и не понял старый генерал (хотя – какой старый, и до шестидесяти не дожил!), - что в дочери его, может быть, более, чем в других его детях, проявились его собственные доброта и чувство долга…
Когда Мария Николаевна узнала о смерти отца, - она пишет в "Записках": «…мне показалось, что небо на меня обрушилось, я заболела».
Надо сказать в отношении Марии Николаевны, – что поступок её не поняла и не приняла практически вся семья, - кроме сестры Екатерины, которая сама была женой декабриста Орлова.
Пушкин придумал в своей повести счастливый, благополучный конец, - по крайней мере, для Дуни. Она богата, у неё трое ухоженных детей, и она – благодарная дочь. Имя Евдокия – Авдотья – Дуня, - значит «благая слава», «благоволение».
С душевно-духовной точки зрения, Мария Николаевна была так же счастливым и благополучным человеком. И она – единственная из декабристок – пережила ещё и эту драму: она выступила против диктата собственной семьи, чтобы поступить так, как считала правильным, - чтобы душа её пребывала в согласии с ней.
Всего декабристок, - жён декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь, - было одиннадцать. Снова – одиннадцать! Наверное, это так же была инициация, - самого Провидения.
Во всех них, - в каждой, - проявилась сострадательная душа Девы Марии, - Покровительницы России; Душа самой России!

* из пьесы А.Н. Островского "Не в свои сани не садись".

**Нашу мысль подтверждает и Ф.М. Достоевский, устами своего Макара Девушкина: "... вот хоть бы и наш бедный чиновник, - ведь он, может быть, такой же Самсон Вырин, только у него фамилия другая, Горшков. Дело-то оно общее, маточка, и над вами и надо мной может случиться. И граф, что на Невском или на набережной живёт, и он будет то же самое, так только казаться будет другим, потому что у них всё по-своему, по высшему тону, но и он будет то же самое, всё может случиться,.." /"Бедные люди".

Красивая, хозяйственная, умная, Дуня не может не нравиться. Отец не нарадуется на Дуню, на которой держится все небогатое хозяйство. Но вот в их жизни появляется ротмистр Минский, который, притворившись больным, вводит отца в заблуждение и увозит девушку с собой- в город.
Лишь в конце мы узнаем, что Минский был действительно влюблен и имел относительно дочери смотрителя самые серьезные намерения. Однако ротмистр прекрасно понимал, что Самсон Вырин, умудренный жизненным опытом, ни за что не поверил бы в их серьезность.

А Дуня, несколько лет живя с ним в богатстве и роскоши, даже весточки не прислала своему страдающему от тоски и одиночества отцу. Может, девушка хотела позабыть о прошлой жизни? Или Минский, за которого она вышла замуж, запрещал ей? Мы этого никогда не узнаем.
Однако связь Дуни с отцом, вероятно, была слишком велика, потому что спустя годы, молодая барыня все-таки приехала в родные места. Но было уже поздно, потому что Самсон Вырин умер.

его дочь можно сказать украли и выдали замуж после чего ее отец долго искал ее и через несколько лет после его смерти она вернулась домой (уже взрослой женщиной с детьми) на могилу к отцу

Повесть открывается авторским отступлением о судьбе станционных смотрителей - достойных сострадания чиновников 14-го класса, на которых каждый проезжающий считает своим долгом выместить раздражение. Сам повествователь изъездил всю Россию и знал многих станционных смотрителей. В память об одном из них, Самсоне Вырине, «смотрителе почтенного сословия, написана эта повесть» .
В мае 1816 г. повествователь проезжает через небольшую станцию. На станции Дуня, красавица дочь смотрителя, подает чай. На стенах комнаты висят картинки, изображающие историю блудного сына. Повествователь и смотритель с дочерью вместе, пьют чай, перед отъездом проезжающий целует Дуню в сенях (с ее согласия) . Через несколько лет повествователь снова попадает на ту же станцию. Смотритель очень постарел. На вопросы о дочери он не отвечает, но после стакана пунша становится разговорчивее. Рассказывает, что 3 года назад молодой гусар (ротмистр Минский) провел несколько дней на станции, притворяясь больным и подкупив лекаря. Дуня за ним ухаживала. Выздоровев, ротмистр собирается в дорогу, вызывается подвезти Дуню до церкви и увозит ее с собой. Потеряв дочь, старик отец заболевает от горя. Оправившись, он отправляется в Петербург искать Дуню. Минский отказывается отдать девушку, подсовывает старику деньги, тот выбрасывает ассигнации. Вечером смотритель, видит дрожки Минского, следует за ними и таким образом выясняет, где живет Дуня. Отец украдкой пробирается к дочери, Дуня падает в обморок, Минский прогоняет старика. Смотритель возвращается на станцию и больше уже не пытается искать и возвращать дочь. Повествователь третий раз проезжает через эту станцию. Узнает, что старый смотритель спился и умер. Просит показать ему могилу. Мальчишка-проводник рассказывает, что однажды на могилу приезжала красивая барыня с тремя детьми, заказывала молебен и раздавала щедро чаевые.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры