Время директории. Искусство управления искусством Кто руководит театром

Главная / Ссоры

Заслуженный деятель искусств

Старший преподаватель кафедры режиссуры ХГАК

Главный режиссер массовых праздников и креативных проектов

Художественный руководитель театра

«…Мы отличаемся молодостью.

Не важно, сколько тебе лет. Пока внутри что-то

бьется, стучит, не даёт расслабиться, успокоиться,

заставляет расправить руки и лететь, человек

остается молодым…»

Алексей Настаченко с школьных лет связал свою жизнь с искусством. Он был постоянным участником театра — студии «Мадригал». В 1986 году закончил Харьковский государственный институт культуры (ныне ХГАК), по специальности режиссер (курс С.И. Гордеева). С 1986 года руководит театром — студией «Мадригал» А с 1999 становится Художественным руководителем профессионального негосударственного Молодёжного театра «Мадригал».

За 28 лет под руководством Алексея театр стал известный не только в Харькове, но и в Украине. Театр принимал участие в организации и проведении первого Международного фестиваля «Березиль — 93». В 2003 году стал дипломантом первого Всеукраинского молодёжного фестиваля «Театрон», в 2005 — 2006 гг. - лауреат фестивалей негосударственных театров «Курбалесия», а в 2004 г. коллектив театра получил гран — при этого фестиваля.

Алексеем Настаченко поставлено больше 50 спектаклей, среди них спектакли по произведениям драматургов — классиков и современных авторов.

Он один из немногих кто не боится ставить в театре мюзиклы и шоу — программы.

Как режиссер — он создает не только спектакли, но и является организатором, сценаристом и постановщиком массовых театрализованных праздников и концертов. С 2000 года берет участие в городских массовых мероприятиях — сначала, как помощник режиссера, а с 2004 года — как режиссер — постановщик.

С 1996 года Алексей Алексеевич преподает в ХГАК, а с 2003 года занимает должность старшего преподавателя. Выпускники его курсов, пополнили ряды успешных молодых режиссёров не только в Харькове, но и по всей Украине.

Театральные постановки:

1986 - Н. Павлова «Вагончик»

1987 - А. Дударев «Рядовые»

1987 - Б Васильев «Ах, эти чёрные глаза» - (по мотивам рассказа «Ветеран» Б. Васильева)

1988 - М. Себастьян «Безымянная звезда»

1988- Ф. Г. Лорка «Любовь Дона Перлимплина»

1989 - К. Сергиенко «Собаки»

1989 - Е. Заболотный «Лестница»

1990 - Г. Горин «Тиль»

1997 - «Чума, Верона и любовь» (по пьесе Г. Горина «Чума на оба ваши дома»)

1998 - М. Фриш «Дон Жуан или любовь к геометрии»

1999 - Г. Горин «Королевские игры»

2000 - Н. Птушкина «Аргентинское танго «Ревность»

2000- В. Токарева «Вместо меня»

2002 - Г. Горин «Шут Балакирев»

2003 - В. Сигарёв «Фантомные боли»

2004 - рок-опера Ю. Рыбчинского «Белая ворона»

2005 - В. Сигарёв «Отдайтесь гипнотизёру»

2006 - Ф. Г. Лорка «Дом Бернарды Альбы»

2007 - мюзикл «Дон Жуан»

2009 - Г. Горин «Дом, который построил Свифт»

2012 - Мюзикл «Король и шут»

2013 - молодежная драма «Дыши»

2014 - Рок-опера «Костер»

Детские спектакли:

«Чиполино и его друзья»

мюзикл «Питер Пен»

мюзикл «Буратино»

Мюзикл «Волшебник Изумрудного города»

мюзикл - «Бременские музыканты»

мюзикл -«Кай и Герда»

шоу- программа «Карнавал сказок»

шоу- программа «Детскотека»

шоу- программа « Волшебные часы»

шоу- программа «Происшествия в городе Светофорске»

шоу- программа «Бабки Ёжки»

шоу- программа «Вытворяшка против»

шоу- программа «Необыкновенное чудо»

шоу- программа «Фантастические приключения в сказочной галактике».

шоу- программа «Мультяшные врата»

шоу- программа « Мелодия праздника»

шоу- программа «Золотая шишка»

шоу-программа «Фейерверк настоящих сюрпризов»

шоу-программа «Как Вовка подвиги совершал»

шоу-программа «Когда происходят чудеса»

шоу-программа «Волшебная мечта»

шоу-программа «Сказка - ложь, да в ней намек…»

шоу программа «Ярмарка чудес»

Мюзикл «Буратино»

Мюзикл «Путешествие на остров Небывалый»

Мюзикл «Приключения Элли в Изумрудном городе»

Мюзикл «Весенний бал»

Мюзикл "Снежная королева"

Мюзикл "Приключение на острове Небывалом"

Мюзикл "Королевство волшебных зеркал"

Сказка-фэнтези "Белая колдунья Лединелла" (2015)

Мюзикл "Тридевятое царство"

Сказка-фэнтези "Тайна ледяного меча" (2016)

Сказка-фэнтези "Хранители Времени" (2017)

Городские праздники, шоу — проекты:

1987 - «Молодёжный карнавал» парк Артёма г. Харьков

2000 -2002- День пива пл. Свободы г. Харьков

2001-2010 - День защиты детей парк ЦПКиО им. Горького

2004 - В рамках празднования 350 - летия Харькова»

- «Открытие новых станций метрополитена»

Театрализованное шествие «История Харькова в костюмах и архитектуре»

Праздничная программа в ЦПКиО им. Горького

2004; 2009 - помощник режиссёра Отчётных концертов Харьковской области.

2004-2016 - Новогодняя ночь на площади

2004-2016 Открытие Слобожанской ёлки

2005, 2010 - Слобожанская ярмарка

2005-2007 - День студента.

2006 - День сыра Бурлука

2007 - 100-летие ЦПКиО им. Горького

2008,2009 - Открытие Песочного городка.

2009 - 2013 - Офицерский бал

2010 - 2012 Открытие и закрытие Малых олимпийских игр «Дети Харьковщины»

2010 - Концерт, посвящённый 65 - летию Победы в ХАТОБ

2010, 2011 Кинофестиваль «Харьковская сирень»

2010 - Открытие города Динозавров.

2010 - 2013 Посвящение первокурсников Харьковских ВУЗов в студенты.

2010 - Этнофестиваль «Печенежское поле».

2010 - Презентация талисмана евро-2012.

2010 - 2013 Открытие Новогодней ярмарки и главной ёлки Харькова на пл. Свободы.

2010-2011 — Новогодний мюзикл для детей Харьковщины во Дворце Спорта «Снежная королева»

2011 — главный режиссер постановщик г. Харькова на телевизиолнном проэкте «МАЙДAH’S» первый сезон.

2011-2012 - Новогодний мюзикл для детей Харьковщины во Дворце Спорта «Питер Пен».

2011 - 2012 - Конкурс глав районных администриций

2012 - КВН на кубок мэра среди заводов тяжелой промышленности г. Харькова

2012 — предматчевые церемонии и открытие фан — зоны «Евро — 2012».

2013 — 2014 — Новогодний мюзикл для детей Харьковщины во Дворце Спорта

«Тридевятое царство».

2013, 2016 - Масленица на пл. Свободы

2014 - 2015 - Новогодний мюзикл для детей Харьковщины в ХНАТОиБ им. Н.В. Лысенко "Бал Снегурочки"

2015 - 2016 - Новогодний мюзикл для детей Харьковщины в ХНАТОиБ им. Н.В. Лысенко "Сказка о забытых игрушках"

2016 - 2017 - Новогодний мюзикл для детей Харьковщины в ХНАТОиБ им. Н.В. Лысенко "Волшебный Замок"

2017 - 2018 - Новогодний мюзикл для детей Харьковщины в ХНАТОиБ им. Н.В. Лысенко "Принцесса подводного мира"

Театр представляет собой целостную систему, функционирующую одновременно в трех ипостасях: как вид искусства, как социальный институт, как производство. Каждая из этих ипостасей имеет свою цель, не вполне совпадающую с целями двух других. В то же время для осуществления этой цели необходима совокупность, взаимодействие всех трех составляющих.

Театр как искусство имеет своей целью самовыражение художника- творца, развитие самого сценического искусства. Однако в акте сценического творчества неотделимы друг от друга создание произведения искусства и его "потребление", т.е. без зрителя оно не состоится. Следовательно, зритель - часть социума - является полноправным участником этого творческого акта. Так же неотделим акт сценического творчества и от других организационных составляющих театра, от материальных ресурсов, т.е. от производства.

Театр как социальный институт выполняет важные социально значимые функции: удовлетворение и формирование духовно-эстетических потребностей, воспитательную, познавательную, рекреационную функции... Для этого важно знать, постоянно изучать само это общество, его интересы и запросы. Однако логика развития искусства требует постоянных поисков, проб и ошибок, эксперимента. Все это далеко не всегда влечет за собой зрительский успех, а значит, мы далеко не всегда видим совпадение интересов художника и его аудитории.

Театр как производство является организационно-материальной стороной творческого процесса. Коммерческий успех, преуспевание театра играют здесь важную роль. Очевидно, что театр как производство входит в противоречие и с экспериментальными поисками театрального искусства, и с идеей общедоступности (читай - низкими ценами на билеты).

Для функционирования театральной системы необходимо нахождение механизма устойчивости , согласования, разумного компромисса между всеми тремя ее ипостасями. История театра, в том числе и советского периода, полна драматических коллизий столкновения художественных и производственных интересов, конфликтов между главными режиссерами и директорами театров, между актерской труппой и ее художественным руководителем.

Разделение полномочий в театре

Если мы рассмотрим организационную структуру театра (рис. 19.1), то отчетливо увидим две взаимодополняющие части: творческо-производственную и административно-хозяйственную, за которые несут ответственность художественный руководитель и директор.

Идеальным, на первый взгляд, кажется простое разделение полномочий между директором и художественным руководителем, обеспечивающее сосуществование и взаимодействие этих частей театра. Однако даже пример взаимоотношений таких безупречно преданных одной идее, глубоко порядочных людей, как К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, показывает ненадежность двоевластия в театре.

Исторический экскурс

Уже в 1911 г., спустя 13 лет после основания МХТ, во главе театра становится Немирович-Данченко. Как директор-распорядитель он "перевел решающее слово из рук правления в руки одного лица, которое имеет возможность выслушивать советы других, но само должно решить, что в этих советах относится к области благоразумия, а что - к области вредного для дела или неосновательного недоверия" .

Положение о театре в Российской Федерации, принятое в 1999 г., предусматривает две формы руководства театром:

на основе единоначалия - когда учредитель (органы исполнительной власти) заключает трудовой договор или с директором, или с художественным руководителем;

на основе разделения сфер ведения - когда учредитель заключает договоры и с тем, и с другим.

Существование двух равноправных руководящих должностей в театре мы можем наблюдать, например, в Великобритании - стране с давними театральными традициями. Часть российских театров также выбрали этот путь. Но практика показывает, что и в Великобритании, и в России этот путь неизбежно чреват конфликтами - явными или скрытыми.

Проблема заключается в том, что в театре главной фигурой, конечно, является творческий лидер - режиссер, имеющий собственную художественную программу и умеющий сплотить вокруг себя коллектив акте- ров-единомышленников. Обладание полной властью в театре было бы для него и для всех наиболее оправдано и удобно. Но беда в том, что такая полная власть требует, чтобы руководитель вникал во все практические, а не только творческие вопросы театра. Это требует, во-первых, его компетентности в этих практических вопросах, во-вторых, отвлекает от собственно творческих дел. Такое "распыление" выхолащивает его потенциал, приводит в итоге к потерям в самом главном - в искусстве.

Рис 19.1.

Полновластие директора - если это не творческая личность, а человек из "номенклатуры" (как часто бывало в советские времена), рассматривающий свой пост лишь как атрибут высокого положения в обществе, - есть, по сути, то же двоевластие, где один из руководителей имеет официальный, другой - неофициальный статус. Чем более далек директор от художественных идей, вдохновляющих режиссера и актеров, тем более возможен и даже закономерен конфликт между ними.

  • Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма: в 2 т. Т. 2. М., 1979. С. 81.
Гениальное наследие режиссера Юрия Любимова "выбрасывается на помойку" для "распила" бюджета?

В театральной жизни "антикризисного периода" страны возникает много конфликтов. В основе их всегда несовпадение стандартов административно-командной системы с желаниями творцов. Реальность "провозглашает": "гении" перевелись, а назначенные "сверху" управленцы склоняют чистую, девственную культуру к "грехопадению". Общественное мнение о том или ином продукте культуры трудно сегодня представить без "подсчета" бюджетных ассигнований. Современный театр имеет признаки бытовой драмы, в центре которой "всепоглощающий ремонт" становится камнем преткновения между "творцом" и "разрушителем". О том, что такое "ремонт" в учреждении культуры - искусственное образование бюрократов и коррупционеров или "новое образование для развития искусства" - читайте в материале Накануне.RU .

Сегодня столица (и Россия, в целом), по мнению большинства специалистов театрального ремесла, сталкивается с проблемой нехватки крепких, талантливых лидеров. Так, директор театра "Ленком" Марк Варшавер отметил, что готов работать "с утра до ночи", но только "на гения". Однако сегодня таких лидеров нет, считает он. "Это несчастье, которое бытует в Москве. Если творчества нет, это не театр. Есть стены, ремонт, материальная "победность", которой не имеют многие театры. Главное - где взять режиссеров. Где взять творца?" - прокомментировал Варшавер.

Только в Москве ежегодно профильные вузы выпускают 60-80 административных специалистов. Однако найти толкового сотрудника в этой "линейке" театрам чрезвычайно сложно, заметил "административный" руководитель Ленкома.

"Счастливые" директора московских театров, коими они сами себя считают, в голос твердят, что для процветания необходим тандем художественного руководителя и директора. Там же, где этого нет, реализуется модель "директорского театра".

Эта практика в последнее время широко используется Минкультом и городскими культурными ведомствами. Однако концепцию, при которой худрук отсутствует, поддерживают не все. Тем более, если роль "двуглавого орла" в руководстве театром играет человек "вне системы", так называемый результат "назначенческой чехарды", инициированной культурными властями.

"Следствием" этой, мягко говоря, рискованной политики стало назначение актрисы Ирины Апексимовой в марте 2015 года на должность директора Театра на Таганке - места, где и прежде не очень-то жаловали "варягов", сулящих "большие перемены". Новый руководитель "Таганки" - кадровое решение экс-главы департамента культуры столицы Сергея Капкова , принятое "под занавес" его карьеры. Кризисный менеджер Апексимова, как мыслится, должна завершить ремонт помещений исторического здания театра, а также гармонизировать творческий процесс в коллективе.

Приход Апексимовой в театр артисты труппы восприняли крайне остро .Первые ее действия по увольнению ряда сотрудников из администрации и бухгалтерии, безусловно, "аплодисментами" встречены не были. Возмущены актеры и "новым" курсом на продолжение "старой" реставрации театра вместо утвержденного репертуарного плана и сохранения родной сценической площадки, "ноу-хау" пространства, придуманного мастерами. "Титаны" искусства объявили о пикете 23 апреля, и, если понадобится, продолжении его в виде голодовки. Кроме того, артисты "Таганки" выступили с обращением в организации по защите прав человека и намерены жаловаться в прокуратуру.

Директор Московского бюро по правам человека, член СПЧ при президенте РФ Александр Брод подтвердил, что получил призыв от Российского профсоюза работников культуры. В нем, в частности, говорится:

"Ситуация в театре катастрофическая. Ремонт начат в нарушение госконтракта, графики все нарушены. Никакого аварийного состояния, по заявлению специалистов, в театре не существует. Однако оформляются подложные документы об аварийности. Наверное, в оправдание необоснованных трат средств на ремонт из бюджета Москвы".

"Подписанты" также утверждают, что гениальное наследие режиссера Юрия Любимова (умер 5 октября 2014 года в возрасте 97 лет) "выбрасывается на помойку", а отсутствие худрука и ясной художественной политики "уничтожает" театр .

Для ясности: с лета 2014 года театр на Таганке не функционирует в полном объеме: старые спектакли не играются, новые не ставятся.

"На наши мольбы и просьбы дать нам художественного [руководителя] для сохранения легендарного репертуара Любимова, а также 11 спектаклей, которые были поставлены при Золотухине, труппы и творческих цехов, мы получали только гробовое молчание, либо отписку, что этот вопрос не рассматривается. Есть уверенность в том, что, рекомендуя тратить деньги на восстановление театра по мнимой аварийности, хотят убить труппу одного из самых знаковых театров мира ", - подчеркнула актриса театра Татьяна Сидоренко .

Артисты занимают консолидированную позицию, считая, что заявление об аварийности здания - "откровенное лукавство". По их данным, в 2012-2014 гг. было проведено исследование фундамента, который был признан удовлетворительным, за исключением отдельных участков.

"Кому надо тратить сотни миллионов средств наших налогоплательщиков? Непонятно, на каких основаниях утвержденный ранее проект реконструкции хотят изменить. Это приведет к тому, что театр остановится на 3-4 года, и в результате - к его уничтожению", - добавила Сидоренко.

Цена госконтракта на ремонт здания составляет 157 млн 610 тыс. руб. При демонтаже конструкции подрядная организация выявила, что ряд участков здания театра находится в аварийном состоянии. Однако они не были отражены в проектно-сметной документации, сообщил замглавы департамента культуры Москвы Дмитрий Ипатов . В этой связи необходимо провести дополнительное обследование, чтобы остановить ремонт или внести корректировки в проект реконструкции. По его словам, эксперты департамента культурного наследия провели визуальный осмотр состояния объекта и составили акт, в котором обозначены следующие выводы: для детального изучения необходимо проведение комплексного инструментального обследования конструкции и грунтов. Таким образом, действие госконтракта приостановлено, что исключает нахождение "занятых" под крышей театра на Таганке, уточнил Ипатов.

Апексимова сообщила, что на момент ее прихода - 6 марта 2015 года - госзадание за первый квартал 2015 года не было выполнено. "Репертуар дальнейший не был запланирован, не арендованы площадки. До конца этого сезона (апрель-май) не представляется возможным арендовать другие помещения, потому что это достаточно поздно сделать, везде репертуар сверстан. Я точно так же, как вы, знакомлюсь с информацией, почему ремонт был приостановлен. Я задаю вопросы департаменту культуры, каким образом мы будем дальше существовать", - прокомментировала ситуацию новый руководитель театра.

Актер Иван Рыжиков , в свою очередь, отмечает, что если рассматривать данный случай как "какой-то бизнес-проект", то налицо "признаки рейдерского захвата".

"В течение двух последних лет нерационально расходуются бюджетные средства, снижается госзадание, резко упала эффективность показателей работы. Артисты не получают надбавок. Идет явное лоббирование расширения объема ремонтных работ, которые "так нужны" нашему театру ", - сетует он. При назначении директора с труппой никто не советовался, решения принимались "кулуарно". "На сегодняшний день уволено практически все руководящее звено - бухгалтерия и экономический отдел, высококвалифицированные люди, которые работали еще при Любимове и Золотухине. Это что - хвосты подчищают за все те нарушения, которые были допущены при прежнем директоре театра? Вместе с тем, на освободившиеся места приняты новые сотрудники, квалификация которых остается под сомнением", - говорит Рыжиков.

В своей истории "Таганка" переживала 4-5 капитальных ремонтов, но никогда при этом не останавливалась трудовая деятельность. Здесь же новое руководство "во избежание эффекта карточного домика" запретило любые репетиции и творческие контакты в театре, подчеркнул артист. Нет у театра в лице Апексимовой и плана развития, добавил он.

По словам Рыжикова, выхода, кроме как "кляузничать", у артистов нет. "Нас часто обвиняют в том, что мы пишем письма. Мы артисты, мы играть хотим, а не письма писать, но нам не оставляют никакой надежды. Мы пишем Собянину. Все это останавливается на уровне господина Печатникова, который мне же отвечает, что труппа благополучно играет на всех остальных площадках Москвы", - рассказывает артист. "Благополучие" это измеряется 4-5 спектаклями в месяц.

Профессор МГУ им. Ломоносова, политолог Сергей Черняховский уверен: надо стараться сохранить театр, ведь в итоге в споре актера и администратора правым всегда остается актер. "Ненормальна ситуация, когда директора театра назначают помимо согласования с коллективом. Печально, если директор не может найти общий язык с актерами. В политике есть театральный принцип лидерства. Есть главный режиссер, прима и директор. Все катастрофы происходят от того, что один хочет объединить все. То, что это стало возможным в театральной сфере, сомнительно по самой природе данной сферы. Решения хозяйственно-административные должны зависеть от художественных", - прокомментировал он.

"Ноги" конфликта, по мнению эксперта, "растут" из департамента культуры Москвы, создавшего очередной конфликт в театральной среде. "Есть разница между строительным объектом и театром. Департамент говорит о заключениях, номерах договоров, но ни слова о творческом процессе и актерах", - сказал Черняховский. Ведомство, якобы, действует по обычной "коррупционной схеме": заключает контракт, начинает работать, затем просит допфинансирование. В этом случае вполне резонно, на его взгляд, говорить о спецрасследовании и обращении в прокуратуру.

Худрук "Театра у Никитских ворот" Марк Розовский предложил актерам меньше сил, нервов и времени тратить на "бумагомарание" и сосредоточиться на сохранении и развитии творческой традиции легендарного театра - театра "живого, поэтического, метафорического". "Театр - это движение, если его не будет, наступит мертвечина", - сказал он. Режиссер пожелал артистам "возродить" художественное кредо, которое позволит им создать прецедент, привлечь внимание общественности путем творческого самовыражения, даже выступая "на камнях". "Надо творчеством заниматься, как можно быстрее начать делать сногсшибательные театральные проекты. Тогда вы оживете и начнете верить этому лицу. Тот, кто увлечен, кто поведет, тот даст толчок развитию театра на Таганке. Никакой ремонт не может помешать творчеству", - сказал он.

"Таганцы" эту идею не поддерживают, уповая на свои права, гарантированные условиями коллективного договора. Артисты не хотят видеть "прекрасную, раскрученную актрису, обаятельную девушку" с новой экономической политикой "в кармане", требуют от столичных властей творческого лидера.

Эти же артисты, к слову, сами стали катализатором нынешнего состояния "Таганки". Ранее они активно выступали и за то, чтобы Юрий Петрович Любимов покинул свой дом, напомнил руководитель Государственного академического театра им. Е. Вахтангова Кирилл Крокк . Сегодня они спекулируют на имени режиссера. "Это тоже не надо скидывать со счетов", - отметил он. Учредитель не должен согласовывать с коллективом назначение на должность директора. Этого не было никогда и не будет, подчеркнул Крокк. "Директор - это профессия, а не профсоюзный лидер, которого мы выбираем. Учредитель, доверяя этому человеку, перекладывает на него ответственность за театр. Выборы - вне юридического права, действующего в России", - пояснил директор.

Первое, что необходимо сделать - попытаться начать работать вместе с Апексимовой, а не заниматься склоками и написанием жалоб, уверен Крокк. "Я понимаю, это уже норма для вас. Кого бы департамент культуры ни назначил, убежден, что профсоюз будет вести эту губительную для театра линию, выступать даже против директора и со стажем, и с опытом . Это как данность сегодняшнего времени", - заключил он.

Мосгордума в лице председателя комиссии по культуре и массовым коммуникациям Евгения Герасимова взяла на себя ответственность курировать этот вопрос и попросила Апексимову через две недели "предоставить" творческую концепцию развития театра на Таганке. Перспективы "стать одной семьей" и наладить диалог во имя сохранения творческого наследия Любимова пока туманны. "Таганка", полная "огня гнева", губит сам процесс созидания, а новому директору пока нечего предложить в альтернативу.

Ирина Душкова, театральный менеджер и агент, участница многочисленных социальных и артистических театральных проектов, рассказала «Русскому акценту», почему организаторам фестивалей иногда приходится мыть полы, зачем финны кричат на сцене и что нужно делать для того, чтобы не разочароваться в современном театре.

На первый взгляд, мир сцены кажется удивительным и возвышенным, однако работа репертуарного театра требует серьезных управленческих усилий. Воплощать эстетическую программу, руководить творческим коллективом и заниматься вопросами финансирования - решение столь разноплановых задач предъявляет к театральному менеджменту особые требования. О том, как управлять драматическим искусством сегодня, рассказал директор театра «Красный факел» АЛЕКСАНДР КУЛЯБИН.

Как устроен театральный менеджмент ? Секретами управления, творческой работой театра и планами развития проектов компании в будущем поделился Дмитрий Богачев, директор компании «Стейдж Энтертейнмент».

Анализ результатов маркетинговой email рассылки не менее важен, чем сама рассылка.
Не надо профессионально знать навыки веб-аналитики, чтобы использовать данные по вашим рассылкам для их улучшения и развития. Достаточно знать какие основные параметры отслеживать в статистике и указывать в отчетах, чтобы оценить результативность действий и выработать стратегию.

Придавая огромное значение роли руководства в театре, мы сегодня помещаем «Правила для художественных руководителей и режиссеров».

Интервью с художественным руководителем театра «Геликон-опера» Дмитрием Бертманом.

Еще в студенческие годы Дмитрий Бертман поставил ряд музыкальных и драматических спектаклей в профессиональных театрах Москвы, Твери, Одессы.

В 1990 году создал в Москве музыкальный театр «Геликон-опера», получивший вскоре статус государственного. Новый коллектив быстро выдвинулся в ряд крупнейших оперных театров России. Дмитрий Бертман здесь ставил оперы XVIII-XX веков, а также оперетты и мюзиклы.

В настоящее время театр много гастролирует по стране и за ее пределами и является одним из самых востребованных российских оперных коллективов.

В одном человеке уместились многие грани ХХ века. Его тестем был легендарный комдив Василий Чапаев, он работал с Юрием Любимовым и Владимиром Высоцким. Его первую роль в кино оборвала бомбежка 22 июня 1941 года. Ему почти 95, а он на своих «Жигулях» в день накручивает до 200 километров.

Худрук театра «Около дома Станиславского» Юрий Погребничко в интервью Афиша Daily - о новой сцене, культе, ушанках, ограниченности мозга и обучении актеров.

Актриса Ирина Апексимова стала директором Московского театра на Таганке. О новом кадровом назначении в театре заявил руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков. В скором времени он сам представит госпожу Апексимову коллективу Театра на Таганке.


«Апексимова назначена моим приказом директором Театра на Таганке»,- рассказал «Интерфаксу» руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков.

Проблемы с руководством театра начались еще в 2011 году, когда в результате конфликта с актерами с резонансным скандалом покинул труппу основатель Московского театра драмы и комедии на Таганке Юрий Любимов. Вакантный пост занял народный артист России и один из ведущих актеров театра Валерий Золотухин, который не был ни инициатором, ни непосредственным участником конфликта. В 2013 году он по состоянию здоровья ушел из театра и вскоре скончался после серьезной болезни. Сам же господин Любимов находился фактически в статусе изгнанника, его спектакли постепенно исчезали из репертуара родного театра.

Вскоре департамент культуры назначил на руководящий пост Владимира Флейшера, в течение многих лет работавшего директором Московского центра имени Мейерхольда. Эксперты отмечали, что это решение было скорее техническим, чем творческим: выработать внятную репертуарную политику господин Флейшер так и не смог. В результате департамент культуры Москвы принял волевое решение о новом кадровом назначении. Вместо господина Флейшера пост директора театра займет актриса и продюсер Ирина Апексимова.

Ключевой вопрос на данный момент заключается в том, кто будет определять художественные задачи театра, находящегося сегодня в сложной ситуации. Если госпожа Апексимова переведена департаментом культуры в Театр на Таганке как успешный менеджер для решения административных проблем, то тогда ей в пару требуется художественный руководитель. Однако если она назначена единолично определять и репертуар, то это решение представляется довольно экстравагантным, так как актриса не имеет опыта самостоятельной руководящей художественной деятельности, в крупных художественных акциях она не была замечена.

Ирина Апексимова, десять лет успешно проработавшая в МХТ имени Чехова и сыгравшая более 60 ролей в театре и кино, в данный момент возглавляет Театр Романа Виктюка. В заявлении ТАСС артистка отметила, что «планирует совмещать эти две должности». Роман Виктюк пригласил известную актрису на административную, по сути, должность в 2012 году. Тогда перед ней поставили задачу совместно с художественным руководителем подготовить труппу театра для работы в условиях регулярных показов в собственном здании. Здание Дома культуры имени Русакова, в котором базировался Театр Романа Виктюка долгое время ожидал реконструкции, из-за чего выступать артистам приходилось на разных других московских площадках. Так актриса Апексимова неоднократно играла в спектаклях Романа Виктюка, таких как «Наш Декамерон» и «Кармен». Как известно, за время сотрудничества на реконструкционной ниве между артисткой и режиссером совсем перестали складываться отношения. Так или иначе Театр Виктюка простоит на ремонте до конца марта.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры