Я и моя Тень. Как достичь единства? Высшая реальность

Главная / Ссоры

Единство не приходит в одночасье. Это не то чувство, которое может просто возникнуть как дар Духа в результате всенощной молитвы. Единство - это то, что строится и растет, постепенно достигая установленного предела. Единство - не результат пробуждения. Наоборот, только когда приходит единство, появляется место для пробуждения.

Неужели же у Бога, Который дал "заповедь на заповедь, правило на правило" (Ис. 28:10, 13), может не быть Его божественного плана строительства Команды Его мечты? В Божий замысел входит много уровней единства, и каждый уровень дает исходящую именно от него силу, способную воздействовать на каждого и изменять все вокруг. Соответственно на каждом новом уровне возрастает и коллективная сила единства. Здесь я расскажу о пяти таких уровнях единства, хотя, возможно, их на самом деле больше. Поймите и запомните, что та сила, что приходит на одном уровне, с переходом на следующий возрастает в геометрической прогрессии.

Единство личности

Первый уровень единства в Царстве Божьем вы обретете в самом себе. Знаете ли вы, как это бывает, когда в вашем собственном сердце нет единства? Именно о таком недостатке единства личности апостол Иаков говорит: "Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих" (Иак. 1:8). Как можно на вас положиться и верить вам, когда вы не верите самому себе? Остановитесь и подумайте об этом. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему некоторые люди ведут себя так бессмысленно, поступают так нелогично? Никто не может на них положиться, ибо и сами они не могут на себя положиться! О них никогда нельзя сказать заранее, куда их занесет в следующий миг.

Представьте, например, что такой вот человек с двоящимися мыслями собирается жениться. Неужели же никто не предостережет то нежное и юное создание, что собирается выйти замуж за человека с двоящимися мыслями? Ведь такой человек с недостатком единства личности назавтра может проснуться и решить, что любит другую. Такое частенько случается. А все почему? А потому, что мысли "двоятся".

Нельзя подняться на следующий уровень единства, пока вы не навели полный порядок на предыдущем. Это все равно, что строить дом без фундамента. Мужчина из нашего примера не вправе даже и начинать думать о женитьбе, в противном случае он разрушит чью-то жизнь. Сперва он должен понять, кто он, к чему он призван, утвердившись в своем "звании и избрании" (2 Пет. 1610). Вот так и каждый должен иметь право сказать: я знаю, кто я такой. Знаю, во что я верю. Понимаю свое место и призвание во Христе.

Здесь самое место сказать и о тех, кто меняет работу или служение так же часто, как обувь, будучи так до конца и не в силах понять, что им хочется делать и кто они вообще такие. О таких людях даже трудно сказать, в церкви они или не в церкви. Они мелькают туда-сюда, так что, когда вы смотрите на них, в глазах у вас остается одно мелькание. Вы пытаетесь выяснить у них:

Ну как вы? Как прошла неделя?

Сейчас все окей, а вот что будет на следующей неделе - трудно сказать.

Что это? А это такая болезнь - двоящиеся мысли, и симптом ее - отсутствие твердой преданности чему-то одному.

Библия говорит: "…если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло…" (Мф. 6:22).

Есть нечто могучее в самом единстве мысли Павла, говорящего: "…забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели…" (Флп. 3:13). Он весь сосредоточен на единой цели. Все мы жаждем этой сосредоточенности, когда мы будем способны сказать: я надежен во Христе. Я надежен в том деле, к которому Он меня призвал. Я сосредоточен на этой одной, единственной цели. Я знаю, кто я такой и куда я иду.

Если вы укажете мне человека, полностью преданного Христу, человека, который или которая точно знает, во имя чего действует, и при этом не думает о том, нравится или не нравится это кому-то еще. Коль скоро это нравится Христу, - то я вам скажу, что этот человек стал вровень с апостолом, который, перечислив все, что может его ожидать, заключает: "Но я ни на что не взираю и не дорожу своей жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение…" (Деян. 20:24). Вот истинный идеал надежности и стабильности.

Что движет вами? Быть может, это страх перед людьми? Вы удивились бы, узнав, сколько служителей понимает свое служение преимущественно как служение людям. Но единственный дом, о котором Бог сказал, что воздвигнет его вновь и вновь, есть Скиния Давидова. И там служители служат единственной завесой между Богом Иеговой и миром. И они поворачиваются к народу - к людям - спиной, ибо только так они могут оказаться лицом к Святому Святых и служить Богу. Мы должны понять, что призваны быть служителями в первую очередь - Ему. И потому иногда, дабы видеть Его лицо, мы должны повернуться спиной к человеку. Любой нормальный дирижер хора или оркестра понимает, что должен повернуться спиною к публике, чтобы оказаться лицом к музыке. Если вы станете служителем Его, то что бы ни происходило у вас за спиной - все к лучшему. Служение Ему освободит нас от страха человеческого и сделает явными наши обязанности, проистекающие из страха Божьего. В единстве цели мы обретаем силу.

Когда моим дочерям придет время выйти замуж, я не собираюсь слишком заботиться о том, о чем заботятся многие родители. Но первое, что я буду выяснять, так это то, насколько потенциальные мужья "понимают, кто они такие". "Чисто" ли их "око"? Надежны ли они в духовном и интеллектуальном отношениях? Утвердились ли в своем "звании и избрании"? Сосредоточены ли на своей духовной и жизненной цели?

И пускай мой будущий зять будет хоть мойщиком машин. Если это то, к чему он призван, каким только может стать? И в конце концов он станет владельцем десятка машинных моек! Для меня будет иметь значение лишь то, целеустремленный ли это человек, собранный ли воедино - или это "человек с двоящимися мыслями"? О таком мир говорит: "раздвоение личности". Однако мир видит это слишком поздно - а иногда "раздвоения" как такового еще нет, человек лишь слегка надломлен, но, если так дело пойдет дальше, непременно "раздвоится". Так или иначе, "двоящиеся мысли" есть не что иное, как форма духовной шизофрении.

Единство семьи

Второй уровень единства - это единство семьи. Если вы стремитесь к единству в своей семье, то должны сперва достичь единства своей собственной личности. Можно сколько угодно учить и проповедовать: "Мужья, любите своих жен…" (Кол. 3:19), но пока конкретные мужья и конкретные жены не достигнут единства своих собственных личностей, истинное единство в этих конкретных семьях все равно не наступит. Однако если вы намерены совершить то, к чему призвал вас Бог, вы должны стать едины с вашей семьей.

Несколько лет тому назад я подвозил подростка лет пятнадцати домой из летнего юношеского лагеря. Его дом, когда мы к нему подъехали, встретил нас темными окнами и подозрительной тишиной. Его родители давно уже были в разводе, и вот, пока он был в лагере, его мать, не предупредив его, переехала! Стоит ли говорить о том, какое это произвело впечатление на мальчика! Пока я выгружал из машины его вещи, он вернулся, держа в руках куцый листок бумаги, на котором было всего два слова: "Мы переехали". Она не удосужилась даже написать, куда и почему.

Делать было нечего - я повез его к себе. Я сказал ему: "Сынок, пока мы найдем твою семью, ты можешь пожить у нас". Но когда мы их наконец нашли, ему так не хотелось перебираться "домой"! Он хотел остаться жить у нас. В конце концов он остался у нас жить и нести служение, может быть, просто потому, что должен же был кто-то позаботиться о том, чтобы в том возрасте, когда человек больше всего нуждается в стабильности, она у него была. Стабильность жизни не означает, что у вас не будет трудных периодов, но она означает, что суровые ветры, дующие вам прямо в лицо, не смогут унести ваше судно в бурный океан. Семья должна стать нашим надежным якорем.

За все свои детские и юношеские годы я не припомню, чтобы моя мама хоть раз перечила папе и наоборот. Теперь-то я понимаю, что иногда между ними и могли происходить какие-то споры, но никогда они не спорили на моих глазах или на глазах моей сестры. Я есть продукт семьи, исполненной духа единства. То, что дает ребенку единство семьи, трудно переоценить. Такие дети с пеленок во всем опережают сверстников, ибо чувствуют себя в безопасности. Или по крайней мере у них одной заботой меньше. Мне не приходится беспокоиться о моей семье - я знаю, что они любят меня и всегда будут стоять за меня горой. Нормально, когда по крайней мере это в жизни человека является "данностью".

Вот, например, одно из первых полных предложений, которым я с колыбели учил всех троих своих дочерей. Я учил их отвечать на вопрос:

О чем ты всегда должна помнить?

Не было, наверное, и двух дней в их жизни, за которые я хотя бы раз не задал им этот вопрос. А ответ, который я просто приучил их запомнить, был таков:

Мой папа меня любит.

Когда они это уже достаточно твердо усваивали, правила урока-игры расширялись:

Когда он тебя любит?

Он любит тебя, когда ты хорошо себя ведешь?

Он любит тебя, когда ты плохо себя ведешь?

Понимаете, зачем я их всему этому учил? Я закладывал в самое основание их жизни нечто абсолютно надежное, о чем им никогда не придется беспокоиться: я их отец, я люблю их безусловно и никогда не оставлю.

Когда одна из моих дочерей достигла подросткового возраста, я сказал ей:

Милая, мне не хотелось бы, чтобы у тебя были интимные отношения до брака, это неправильно, так не должно быть. Если ты это сделаешь, я буду разочарован, буду кричать и плакать, и пытаться наставить тебя на путь истинный. Мое сердце будет просто разрываться от боли. Не делай этого. Но если ты это сделаешь, я все равно буду тебя любить. Ты можешь, не колеблясь прийти ко мне в любую минуту, потому что до тех пор, пока у меня будет еда, она будет и у тебя. И пока у меня будет крыша над головой, она будет и у тебя. И я всегда буду помогать тебе словом и делом достигать высшего, на что ты способна. И тебе будет сопутствовать успех. И я буду учить тебя самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Но главное - никогда не думай о том, люблю ли я тебя или, может, уже не люблю. Что бы ты ни сделала - я все равно буду тебя любить.

Другой "Отец" тоже однажды сказал: "Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил. То мы имеем Ходатая пред Отцом. Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши…" (1 Ин. 2:1 - 2). Иными словами, Господь нам говорит: "Вам не нужно беспокоиться о Моей любви; Я никогда вас не оставлю".

И еще за один момент в моем воспитании я особенно и искренне признателен моим родителям. Как бы круто ни складывались обстоятельства их работы для Царства Божьего, я ни разу не слышал от них плохого слова о ком бы то ни было. Так были посеяны семена добра и в мою жизнь, дабы плод был без привкуса горечи.

За все годы моего пасторского служения был всего один случай, когда супруги, члены моей церкви, привели ко мне на консультацию свою дочь-подростка. Эта девочка всячески настаивала, чтобы родители позволили ей участвовать в некоем самодеятельном школьном мероприятии старшеклассников, которое сами родители считали недопустимым. Было совершенно ясно, что юная леди, только расправившая крылышки и почувствовавшая первый вкус независимости, намеревается во что бы то ни стало осуществить свои планы, как высказанные, так и не высказанные, даже если родители посадят ее на цепь или в клетку.

И вот отчаявшиеся родители решили обратиться к своему пастору, т.е. ко мне, чтобы я поговорил с их дочерью, надеясь, что я найду такие аргументы, каких не нашли они сами. Усадив их перед собой, я сказал с такой любовью и такой твердостью, на какие только был способен:

Я охотно поговорил бы с вашей дочерью, но только сомневаюсь, что она вообще услышит то, что я ей стану говорить.

Вы можете возмутиться: почему это пастор не приказал с верою горе сей: "Поднимись и ввергнись в море"? Почему он не дал ободрения несчастным родителям? Но проблема-то была глубже и не сводилась лишь к дочернему непослушанию. Из года в год я наблюдал, как эта семейная пара сеяла в церкви зерна раздора. И в душу своего ребенка они не заронили ни крупицы уважения к нелегкой работе пастора, ибо сами его не имели. По вечерам, за ужином, они имели обыкновение поносить не только меня, своего пастора, но и всех служителей церкви.

Так что сказав им: "Сделаю, что смогу, но вряд ли добьюсь результата" и услышав вопрос: "Почему?", я им ответил:

Вы мне не верили и, боюсь, посеяли семена неверия в душу вашей дочери.

К сожалению, предчувствия оправдались. Я не смог ее переубедить. Когда я им понадобился, когда они испытали истинную нужду во мне как благовествователе, я и хотел бы, да не мог им помочь, ибо они щедро унавозили почву бунта, на которой взросли семена непослушания духовной власти.

Так часто бывает: мы допустили разрушение единства на одном уровне (например, единства поместной церкви) - и теперь с изумлением видим, как из-за этого рушится единство на другом уровне. Эти благонамеренные, но запутавшиеся супруги сеяли раздор в своей церкви - а пожали в жизни своей дочери.

Как я уже отметил ранее, эти уровни единства столько неразрывно связаны между собой, что стоит лишь дернуть за одну ниточку - и вот уже на вас нет никакой одежды.

Согласно писанию, епископ должен "хорошо управлять домом своим, детей содержать в послушании со всякою честностью; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?" (1 Тим. 3:4 - 5). Думаю, это не только указание, но и наблюдение. Если человек не способен создать и сохранить единство в семье, то вы, конечно, можете назначить его пастором, но он не добьется успеха на этом - более высоком - уровне. Ибо это соседние уровни, и второй строится на первом.

Всем известно, что Бог создал из ребра мужчины женщину, "помощника, соответственного ему" (Быт. 2:18) - соответственного, а не подчиненного! Эта истина заведомо отвергает всякий мужской шовинизм и мужские поползновения управлять женщиной как рабыней или служанкой мужчины.

Истинно христианский брак предполагает равную ответственность двух людей, постоянно соподчиняющих друг другу свои Богом данные судьбы во Христе. Развод - это, как правило, следствие болезни разъединенности и внутрисемейной борьбы за контроль друг над другом. Такая борьба поражает самые основы домостроительства. Мы никогда не должны пытаться встать "над" каким-либо человеком - даже (или особенно) над мужем или женой. Наша цель должна состоять в том, чтобы встать под власть Христа и способствовать тому, чтобы так поступали и другие люди.

Когда вместо того, чтобы пытаться заставлять, мы научимся вдохновлять, то вновь обретем ту данную нам Богом форму брака, в которой только и возможно создать счастливую семью.

Единство окружения

Итак, первый уровень единства - единство личности. Второй - единство семьи. Третий уровень - это ваше окружение, ваши друзья.

Одно из первых сведений, какие я пытаюсь раздобыть о людях, с которыми собираюсь близко сотрудничать, это сведение о том, есть ли у них близкие, давние друзья. Мудрость учит нас: не доверяйся никому, кто не способен на долгую, преданную дружбу.

Никто не может всю жизнь поддерживать близкие отношения со всеми старыми друзьями, но остаться в близких отношениях хотя бы с некоторыми из них вполне возможно. И если с человеком не смогли ужиться даже его близкие друзья, то как же я могу надеяться с ним ужиться? И если самая теплая дружба, на какую способен этот человек, продолжается не более полугода, то это означает, что у этого человека что-то не в порядке в сфере взаимоотношений.

И наоборот, если человек идет по жизни вместе со старыми друзьями, то сам этот факт уже много говорит в пользу этого человека. Он свидетельствует о том, что человек научился поддерживать мир, прощать проступки и недостатки, сам был не раз прощен и умудрен в том, что все люди разные и это нормально. Он знает цену и ценность преданности. И если у вас ни с кем не получается долгой дружбы, вам следует проверить свои основания - низлежащие уровни единства. Ибо, как мы помним, все уровни единства тесно связаны друг с другом и каждый вышестоящий уровень покоится на низлежащем.

Я назову этот третий уровень греческим словом КОЙНОНИА, означающим дружеское окружение - это может быть и домашняя группа, и класс воскресной школы. И любая другая группа людей, которым естественно и интересно быть вместе. В этих малых группах - источник силы поместной церкви. Мне доводилось слышать проповеди против групповщины. Такие проповеди - глупость. Вы не можете близко дружить со всеми. Все равно среди всех людей вы изберете тех, в которых почувствуете родственные души. Будьте им друзьями и будьте дружелюбны ко всем остальным.

Все мы встречаем новых людей и заводим новых друзей, но как это здорово, когда люди дорожат старой дружбой и стремятся ее поддерживать! Важность таких многолетних, глубоких, доверительных отношений состоит, между прочим, и в том, что за ними внимательно наблюдают ваши дети. И когда они почему-либо не могут поговорить с вами, то знают, что могут обратиться к этим вашим старым друзьям. Вы ведь полностью им доверяете, и об этом знает ваша семья.

Помню то лето, когда дочь одного такого моего друга пришла ко мне со своей проблемой. Она вляпалась в паршивую историю и боялась сказать об этом отцу - потому прежде всего, что думала, что отец никогда ее не простит. И вот она пришла ко мне со словами: "Я не знаю, что мне теперь делать". И я заверил ее:

Уж я-то знаю твоего отца. Он так любит тебя, он обязательно простит!

День или два мы вместе молились о разрешении ее проблемы, и наконец она пришла ко мне и сказала:

Окей, я хочу поговорить с ним.

С тихим вздохом радости я ответил:

Пойду приведу твоего папу. Хочешь, я слегка подготовлю его?Она сказала:

Да, пожалуйста, сделайте это. Я боюсь, что когда он войдет в эту комнату, у меня язык отнимется.

Я бегом побежал к отцу юной леди, своему другу. Это был один из самых трудных разговоров за всю мою жизнь. Я обнял его за плечи и сказал:

Мне нужно кое-что тебе сказать. Твоя дочь совершила ошибку, у нее проблемы. Но все уладится. Она пришла ко мне, потому что знает, что мы с тобой уже столько лет все доверяем друг другу, и вот теперь я пришел к тебе, чтобы сказать, что она хочет с тобой поговорить.

Друг вошел в комнату, где ждала его дочь, с сердцем, наполненным любовью. Они все уладили, все ошибки и все раны остались в прошлом. С глазами, полными слез, он пришел ко мне и только и мог произнести:

Не могу выразить, как многим я тебе обязан.

Нет, - просто ответил я, - ты ничем мне не обязан. Все, чем ты был мне обязан, ты уже отдал мне своей дружбой.

И я сказал ему, что точно знаю: если что-нибудь подобное случится с моими детьми, они тоже придут к нему. И два года спустя, когда моя семья очень нуждалась в помощи, нам помог не кто иной, как этот мой старый друг. Я всем вам желаю таких друзей. Вот это и есть единство окружения.

Я полагаю необходимым, чтобы в Теле Христовом были такие крепко спаянные группы, в которых человек всегда может найти поддержку и опору. Это и есть камни, из которых строится Церковь. Она не строится из песчинок-личностей. Так что давайте будем дружить, будем холить и лелеять дружбу!

Некоторые церкви делают это посредством организации домашних групп, другие более уповают на классы воскресных школ или специальные мероприятия для укрепления дружеских связей. Однако не так важно, как именно мы это делаем. Важно, чтоб мы это делали. Ибо на этих связях, на единстве этих малых групп, как бы мы их ни называли, и строится единство Церкви.

Единство поместной церкви

Четвертый уровень единства - это единство поместной церкви. Не будет единой ваша поместная церковь, пока нет единства в ваших семьях и в дружеском окружении ваших семей.

Когда Бог собирает вместе группы людей, устремленных к единой цели и разделяющих общие взгляды на свое призвание в Боге, - вот тогда и возникает единство поместной церкви.

Вот почему вы должны желать прихода в вашу поместную церковь только тех людей, которых посылает вам Бог, поскольку их цель совпадает с вашей. И хотя в чем-то их виденье дополняет ваше и наоборот, но в общем вы видите одно и то же, видите на самом деле, так что во всяком случае вам не придется быть слепым вождем слепых или участвовать в диалоге глухих. Да, вы, конечно, признаете, что у каждого свое призвание, и если вы не видите чего-то, что видит другой, то это лишь значит, что ему, другому, как говорится, и книги в руки: пусть он совершит то, к чему призвал его Господь и что через Слово Свое повелел ему совершить. А вы найдите свое призвание и следуйте туда, куда оно вас ведет.

Строительные блоки единства - семьи и группы единомышленников - создают единство церкви. Я уже упоминал о проповедях против "групповщины". Конечно, если группы создаются с целью внести раздор в поместную церковь, то критическое отношение к ним вполне оправданно. Однако та "койнониа", о которой я выше говорил, не существует вне малых групп людей, связанных общими интересами и общим образом жизни. А это значит, что без этих групп не может существовать и поместная церковь.

Если вы увидели трещину в стене своего дома, то можете замазать ее на скорую руку, и какое-то время стена будет выглядеть, как ни в чем не бывало, доколе погода не изменится или почва не просядет. Но зато уж тогда трещина будет гораздо более глубокой, чем до того, как вы ее замазали. А нужно было, пока все здание не пошло трещинами, просто укрепить фундамент.

Единственный способ предотвратить распад на вышестоящих уровнях - это укрепить низлежащие. Лишь после того, как вы укрепили фундамент, можете замазать трещину в стене - больше она не появится. Тому же самому правилу нужно следовать всегда, когда на любом уровне вашей жизни появляется проблема. Следуя ему, вы сможете восстановить разорванное единство вашего духа, вашей семьи, единство с вашими друзьями и в вашей поместной церкви.

Вот вам пример. Пастор не может надеяться решить проблему раздоров только лишь посредством проповеди об их вреде. Это то же самое, что просто замазать трещину. Если это мудрый пастор, то он пойдет в какие-то малые группы, в какие-то семьи с вопросом: "Что случилось? Как нам это исправить?" Он будет работать в этих группах и этих семьях, чтобы укрепить фундамент. И только после этого в одно прекрасное воскресенье он выйдет перед всей церковью и скажет проповедь о единстве, ибо теперь уже можно "замазать трещину в стене" - больше она не появится.

Если в церковь прокрались раздоры, то обычно уже никакой проповедью их не остановишь. Необходимо пройти по следу трещины до самого ее основания, найти ту малую группу, откуда пошло разделение, и разбираться на этом уровне. Как только вы укрепите основание, трещина исчезнет сама собой. Никогда нельзя пытаться восстановить единство на том уровне, где обнаружилось разъединение. Всегда нужно опускаться ниже, нужно укреплять основание.

То же верно и для брака. Если у вас проблемы в браке, то первое, о чем вы не должны себя спрашивать, это - "а что случилось с моим браком?" Это то же самое, что замазывать трещину на стене. Но первое, о чем вы должны себя спрашивать, это - "а что случилось со мной?" Когда вы поймете, что случилось с вами, вы сможете укрепить фундамент своей личности, на котором уже затем станете укреплять свой брак - более высокий и более сложный уровень единства между вами и вашим супругом.

Единство между супругами

Пятый уровень единства - это единство между церковными группами или объединениями. И когда же, наконец, единение во Христе будет сильно настолько, чтобы сокрушать твердыни, завоевывать города и видеть чудеса?

Вы только подумайте: если церковь всю ту энергию, которую тратит на сохранение единства внутри своих четырех стен, выбросит вовне, то время и силы членов церкви, сэкономленные в так и не начавшихся или вовремя прекратившихся внутренних разборках, будут направлены на достижение единства в их городах, особенно между поместными церквами различных христианских конфессий. Ведь это именно то, что от нас сейчас требуется: подставляя парус всем ветрам, двигаться к цели, спасая мир. Вместо этого мы отчаянно пытаемся вычерпать воду из трюмов, спасая свои шкуры.

Но когда достигается единство внутри поместной церкви, тогда мы сможем перенести наши усилия на более высокий уровень, перестать попусту растрачивать наши силы. И тогда начнется посев семян единства по всему городу, по всей округе. И вот уже разные церкви и церковные объединения начинают собираться вместе и видят: "они" не враги. И великие дела начинают вершиться! Мы ведь так запутались, пытаясь понять, где наш враг. Но у нас один общий враг, Люцифер. И притом единственный. И есть другие люди, которые могут вас раздражать и даже возмущать, но они не враги. Враг может использовать их как средство, но сами они не враги. Даже если они в вас стреляют - все равно они не враги. Кто-то где-то им приказал, убедил. И если вы доберетесь до этого источника, корня, мотива, если выясните, кто или что направляет их пули, то проблема может быть решена. Ищите основание.

Прежде, чем идти учить наши города, мы должны изменить наш образ мыслей. Нам пора перестать быть пастырями наших церквей и начать быть пастырями наших городов. Пока вы будете думать о себе всего лишь как о пастыре церкви, то это и будет все, что вы будете иметь. Но как только вы сможете подумать о себе как о пастыре вашего города, в этот город придет пробуждение. Пора уже Божьей страже встать у ворот и охранять ваш город!

Огромная часть вины за то, что случилось с Содомом и Гоморрой, лежит на Лоте - ибо он не совершил того, на что была дана ему власть. Библия повествует о том, что "Лот сидел у ворот Содома" (Быт. 19:1). Если ты страж у ворот, то это значит, что у тебя есть определенная власть над всем, что заходит и что выходит. Ты имеешь право сказать: вот это мы не выпустим из нашего города - а вот это мы в него не впустим. Но Лот, очевидно, поддавшись какому-то давлению со стороны жителей города, стал настолько уступчивым стражем, что смотрел сквозь пальцы на то, как в его город проникает все, чему он должен был противостать.

Быть может, он думал так: "Все, что в моих силах, это сохранить от зла мою семью". Но вышло так, что и это ему не удалось. Обе его дочери были настолько испорчены влиянием Содома, что уже после того, как покинули этот уничтоженный Богом город, решили: "Итак, напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя" (Быт. 19:32). И, действительно, дали начало двум племенам, двум вечным врагам Израиля - моавитянам и аммонитянам. Так что пока Лот думал, что делает все, чтобы сохранить от зла свою семью, влияние Содома властно вторглось в его дом, изменив его до неузнаваемости. Нам следует перестать думать мелко и начать думать в категориях целого города, который есть неотъемлемая часть ЦАРСТВА БОЖИЯ.

Мы сейчас стоим у истоков нового движения, в котором служения и церкви строят свои взаимоотношения не с теми братьями и сестрами, которые находятся от них за 300 километров, где-то на другом конце страны. Бог начинает поднимать "городские церкви" - объединения братьев и сестер, готовых вместе с вами дружно встать у ворот вашего города. И когда мы дружно, нерушимо встанем у ворот, Тело Христово получит непререкаемую власть над всем, что входит в наши города и что оттуда выходит. А до тех пор, пока мы бдим лишь над нашими маленькими домами или над нашими маленькими церковными собраниями, наши города будут отданы греху и напастям. Мы - стража Божья, и наше место - у ворот. Каждому из нас Бог предназначил свой пост у ворот. И если вы уже на посту, а я еще нет - город все равно в опасности. Пора уже нам быть едиными, чтобы дружно выйти и встать у ворот!

Но вы не сможете спасти город, если вы пока еще даже не решили, хотите ли быть пастырем этого города. Может быть, вы хотите быть учителем? Или фермером? "…старайтесь делать твердым ваше звание и избрание" (2 Пет. 1:10).

И послушайте, если вы не уверены, что хотите и можете быть пастырем, делайте что-то другое. Начните с обретения единства личности. Позаботьтесь о единстве в семье. Укрепляйте взаимоотношения в браке, в вашем дружеском кругу, в вашей церкви. Если нет единства в вашем доме, вы едва ли сможете успешно сражаться за единство в церкви. Если не будет единства в вашей поместной церкви, вам негде будет черпать силы для создания единства между церквами вашего города. Если вы будете превозноситься над городом, пытаться встать "над" людьми - город вряд ли даже станет вас слушать. Но если вы послужите вашему городу, он пойдет за вами, и вы поведете его: в молитве, в пророчестве, в пастырстве. Перестаньте бояться мнений людей - и вы сможете смело взглянуть в глаза всему городу и служить ему вместе с другими Божьими стражниками у ворот, и созидать то истинное единство, на которое наш Господь ниспошлет пробуждение!

Отец, научи меня верности! Научи быть стражем хотя бы тех маленьких ворот, которые Ты мне доверил. Стражем моей собственной жизни, моей семьи, моих друзей. Когда я славлю Тебя, я противостою разъединению Я молюсь о том, чтобы мы стали "одно": одно сердце, один дом, одно Тело. И тогда, о Господь, помоги нам достучаться до нашего города!


Границы – это иллюзия, выдумка Сознания, скрывающая Единство.
Границы создаются отождествлениями и различениями. Когда сознание отождествляется с телом, возникает идея «мое тело» и «другие тела», происходит разделение на я и не я. В этом нет ничего плохого, однако именно отождествленности и убеждения (накопленные в связи с этими отождествленностями) приводят в итоге к страданиям.
Стирание границ – это устранение отождествлений и других убеждений отделенности, что приводит к достижению Единства.
Границы – это всего лишь видимость, существующая в проявленном мире. На более «высоком» уровне сознания нет никаких границ, так как всё Едино.
Когда вы видите другого человека, вы видите только тело. Тела различны, поэтому, конечно же, вы считаете, что я - это я, а он - это он. Имеет место отождествление и различение в отношении тел. Очевидно, что тела разные, и границы существуют. Но есть ли границы между его умом и вашим? Не было ли у вас такого, что вы «прочитали чьи-то мысли»? Или кто-то ваши? Может быть, догадались, о чем думает другой, или вместе сказали одно и то же? Таким образом, границы на уровне ума менее очевидны.
За пределами ума (эго, ложного «я») границ нет, нет ощущения отделенности, всё Едино. Поэтому стирание границ неизменно приводит к достижению Единства.
Что представляет собой Единство? Отсутствие отождествлений и различений, отсутствие ощущения разделенности, отдельности, отсутствие «я» и «не я». Всё цельно, едино. Нет никаких беспокойств, проблем, страданий. Есть только вечное и бесконечное Блаженство, которое часто называют и другими словами: Счастье, Любовь, Радость, Безмятежность, Нирвана, Просветление и т.д. Это состояние иногда случается (кратковременно) в медитациях, упражнениях, при выполнении техник разотождествления (например, работа с дуальностями), а также в обычной жизни без (или вне) всяких практик.
Можно целенаправленно заняться стиранием границ, хотя для большинства людей стирание границ может оказаться слишком трудным занятием ввиду огромного количества отождествленностей и убеждений по поводу себя, других и жизни вообще. Однако попробовать можно. Сядьте удобно, закройте глаза и расслабьтесь. Нужно, чтобы ничто не беспокоило и не отвлекало, чтобы внимание было свободно от проблем и забот. Приведу пример стирания границ между собой и Богом – достижения Единства с Богом.
Вы направляете внимание на свое «я», затем на Бога. Ваше «я» представляет собой набор отождествлений и убеждений о себе. Бог тоже представляет собой набор ваших убеждений о нем. Эти убеждения и создают границы. Без торопливости вы ищете сходства и различия, находите все убеждения о себе и Боге. Это занимает какое-то время. Следует понимать, что все ваши представления о себе и Боге – это просто набор представлений (отождествлений, убеждений), не более того.
Затем посмотрите внимательно и попробуйте почувствовать, существует ли сейчас граница между вами и Богом. Другими словами, где заканчиваюсь я, и начинается Бог. Если граница есть (для вас), вы ее почувствуете, и в таком случае ее нужно рассмотреть (прочувствовать) во всех деталях: из чего она состоит, где находится, на каком расстоянии, имеет ли она плотность и какие-то еще характеристики. Исследуйте эту границу во всех деталях, тщательно и полностью. Рассмотрите все свои убеждения, чувства и ощущения по поводу этой границы.
Стирание границ происходит при тщательном рассмотрении их. Когда вы внимательно исследуете границы, вы чувствуете, что они начинают меняться, ускользать и исчезать. Тогда вы начинаете понимать, что это всего лишь выдумка сознания, всего лишь убеждение. А так как убеждения – это иллюзия, то границы, которые и состоят из этих иллюзий – стираются, исчезают. Когда стираются надуманные границы, остается Изначальное Единство, цельность.
Когда границы исчезают, может появиться мысль «я и Бог» – едины. Сама фраза «я и Бог» подразумевает еще оставшуюся отделенность. В конечном итоге есть только Единство, без ярлыков типа «я» и «Бог». Нет никаких мыслей по этому поводу и ощущения отдельности.
Чем больше накопилось отождествлений и убеждений, тем дольше происходит стирание. Если техника стирания границ идет очень медленно и без ярких результатов, значит, это не то, что нужно делать сейчас. Возможно, другие техники, предложенные на сайте, будут более результативны в этом случае.
Стирание границ можно делать в отношении чего угодно, по отношению к чему (кому) вы чувствуете отделенность, но, опять-таки, не во всех случаях это будет подходящей техникой. Возможно, для начала нужно плотно поработать с убеждениями о себе, чтобы произошло некоторое разотождествление.
Достижение Единства – это не совсем верная формулировка, потому что то, чего вы пытаетесь достичь, уже есть и было всегда. Это не что-то новое, это, скорее, нечто забытое. Единство уже есть, нужно только избавиться от иллюзорных границ, мешающих осознавать его.

ВЫСШАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. ЕДИНСТВО
Чтобы описать это явление, приходится использовать слова, которые, конечно же, не отражают истину, но могут служить указателями на нее. Поэтому, за слова не цепляемся, а пытаемся увидеть, что за ними.
Высшая Реальность – это ЕДИНСТВО.
Единство подразумевает отсутствие отделенности (чувства отдельности). Отделенность начинается с ощущения «я» и «не я»: я отделен от других, я отделен от того, сего, от Бога и т.д. Когда есть отделенность, возникает отношение к чему-то «другому», возникает некая позиция, игровая роль, и далее - зафиксированность в этой позиции или роли, что ведет к накоплению опыта отделенности, который и мешает в дальнейшем осознать Единство. Конечно же, отделенность – это всего лишь иллюзия, трюк ума, хотя трюк этот довольно реалистичный и убедительный, не правда ли? Как избавиться от иллюзии отделенности, читайте в предыдущей статье «Достижение единства».
Высшая Реальность – это Гармония.
Когда нет разделения на «я» и «не я», нет также никакого напряжения, вражды, беспокойств, борьбы противоположностей (нет дуальностей), потому что все едино, цельно. Откуда в Единстве возьмется дисгармония? Дисгармония может быть только при условии, что есть больше Одного, то есть при наличии иллюзии отделенности. Когда нет никакого личного (отдельного) «я», кто будет испытывать дисгармонию? Кто скажет, что есть дисгармония?
Высшая Реальность – это Безусловная Любовь.
Безусловная – потому что нет никого, кто ставил бы условия, нет личного отдельного «я» (все ведь Едино). Любовь – потому что нет дисгармонии, нет субъектно-объектных отношений, нет напряжения, борьбы, беспокойства.
Высшая Реальность – это Блаженство.
Блаженство – потому что нет никаких проблем, страхов, желаний, целей. Когда есть лишь Единство, когда отсутствует отдельное личностное «я», кто скажет, что есть проблема? Нет разделения на «я» и «проблема». Кто и чего может бояться, когда все Едино? Нет разделения на «я» и желаемый объект, так откуда может взяться желание? Какая может быть цель, когда нет разделения на «стремящегося» и «объект стремления»? Ум создает разделения и все последствия этого разделения; нет ума – нет последствий. Есть только блаженство в вечном меняющемся моменте сейчас.
Высшая Реальность – это Счастье.
Потому что нет никакого отделенного «я», которое могло бы сказать: «я не счастлив». Нет «я» и «обстоятельств, которые делают меня несчастливым». Такого разделения нет, есть только Единство.
В Высшей Реальности также нет негатива, привязанностей, зависимостей, предпочтений, нет ощущения, что что-то важнее чего-то другого.
Высшая Реальность – это состояние вне иллюзий. Таким образом, Высшую Реальность можно назвать Высшей Истиной.
Фактически, всё написанное выше относится к описанию просветления.
Можно ли познать Высшую Реальность на собственном опыте? Можно сказать «Да», но в момент познания это уже не будет «собственным опытом», потому что не будет разделения на «я» и «опыт». Помните, что всё, что не есть Единство – иллюзия.
Успешного избавления от иллюзий! Пусть техники просветления, описанные на этом сайте, помогут вам в этом.

Границы – это иллюзия, выдумка Сознания, скрывающая Единство.

Границы создаются отождествлениями и различениями. Когда сознание отождествляется с телом, возникает идея «мое тело» и «другие тела», происходит разделение на я и не я. В этом нет ничего плохого, однако именно отождествленности и убеждения (накопленные в связи с этими отождествленностями) приводят в итоге к страданиям, что описано в статье Эго - причина проблем, страданий и депрессий и других материалах сайта.

Стирание границ – это устранение отождествлений и других иллюзий жизни, что приводит к достижению Единства.

Границы – это всего лишь видимость, существующая в проявленном мире. На более «высоком» уровне сознания нет никаких границ, так как всё Едино.

Когда вы видите другого человека, вы видите только тело. Тела различны, поэтому, конечно же, вы считаете, что я - это я, а он - это он. Имеет место отождествление и различение в отношении тел. Очевидно, что тела разные, и границы существуют. Но есть ли границы между его умом и вашим? Не было ли у вас такого, что вы «прочитали чьи-то мысли»? Или кто-то ваши? Может быть, догадались, о чем думает другой, или вместе сказали одно и то же? Таким образом, границы на уровне ума менее очевидны.

За пределами ума (эго или ложного я) границ нет, нет ощущения отделенности, всё Едино. Поэтому стирание границ неизменно приводит к достижению Единства.

Что представляет собой Единство? Отсутствие отождествлений и различений, отсутствие ощущения разделенности, отдельности, отсутствие «я» и «не я». Всё цельно, едино. Нет никаких беспокойств, проблем, страданий. Есть только вечное и бесконечное Блаженство, которое часто называют и другими словами: Счастье, Любовь, Радость, Безмятежность, Нирвана, Просветление и т.д. Это состояние иногда случается (кратковременно) в медитациях, упражнениях, при выполнении техник разотождествления (например, работа с дуальностями), а также в обычной жизни без (или вне) всяких практик.

Можно целенаправленно заняться стиранием границ, хотя для большинства людей стирание границ может оказаться слишком трудным занятием ввиду огромного количества отождествленностей и убеждений по поводу себя, других и жизни вообще. Однако попробовать можно.

Сядьте удобно, закройте глаза и расслабьтесь. Нужно, чтобы ничто не беспокоило и не отвлекало, чтобы внимание было свободно от проблем и забот. Приведу пример стирания границ между собой и Богом – достижения Единства с Богом.

Вы направляете внимание на свое «я», затем на Бога. Ваше «я» представляет собой набор отождествлений и имеющихся убеждений о себе. Бог тоже представляет собой набор имеющихся у вас убеждений о нем. Эти убеждения и создают границы. Без торопливости вы ищете сходства и различия, находите все убеждения о себе и Боге. Это занимает какое-то время. Следует понимать, что все ваши представления о себе и Боге – это просто набор представлений (отождествлений, убеждений), не более того.

Затем посмотрите внимательно и попробуйте почувствовать, существует ли сейчас граница между вами и Богом. Другими словами, где заканчиваюсь я, и начинается Бог. Если граница есть (для вас), вы ее почувствуете, и в таком случае ее нужно рассмотреть (прочувствовать) во всех деталях: из чего она состоит, где находится, на каком расстоянии, имеет ли она плотность и какие-то еще характеристики. Исследуйте эту границу во всех деталях, тщательно и полностью. Рассмотрите все свои убеждения, чувства и ощущения по поводу этой границы.

Ищите снова сходства и различия между собой и Богом, затем снова смотрите, есть ли граница, и т.д. - до тех пор, пока граница не исчезнет полностью.

Стирание границ происходит при тщательном рассмотрении их. Когда вы внимательно исследуете границы, вы чувствуете, что они начинают меняться, ускользать и исчезать. Тогда вы начинаете понимать, что это всего лишь выдумка сознания, всего лишь убеждение. А так как убеждения – это иллюзия, то границы, которые и состоят из этих иллюзий – стираются, исчезают. Все представления и убеждения о себе и о Боге должны исчерпаться. Когда стираются надуманные границы, остается Изначальное Единство, цельность.

Когда границы исчезают, может появиться мысль «я и Бог – едины». Сама фраза «я и Бог» подразумевает еще оставшуюся отделенность. В конечном итоге достигается Единство, без ярлыков типа «я» и «Бог». Нет никаких мыслей по этому поводу и ощущения отдельности.

Чем больше накопилось отождествлений и убеждений, тем дольше происходит стирание. Если техника стирания границ идет очень медленно и без ярких результатов, значит, это не то, что вам нужно делать сейчас.

Стирание границ можно делать в отношении чего угодно, по отношению к чему (кому) вы чувствуете отделенность, но, опять-таки, не во всех случаях это будет подходящей техникой. Возможно, для начала нужно плотно поработать с убеждениями о себе, чтобы произошло некоторое разотождествление. Очень сильно мешает работе эгоизм , любые его проявления.

Достижение Единства – это не совсем верная формулировка, потому что то, чего вы пытаетесь достичь, уже есть и было всегда. Это не что-то новое, это, скорее, нечто забытое. Единство уже есть, нужно только избавиться от иллюзорных границ, мешающих осознавать его.

Случалось ли вам испытать следующее: при встрече с человеком, вы сразу понимали, что он христианин, верующий? Это происходит потому, что истинное христианское единство основано на принципе новой жизни во Христе. Оно основано на невидимом, духовном теле Христа, состоящем из сообщества верующих по всему миру, а не из деноминации. «От плоти рождается только плоть, и лишь Дух рождает дух. Не удивляйся тому, что сказал я тебе: каждый из вас должен родиться свыше» (Ин. 3:6, 7; перевод М. П. Кулакова). В приведенном выше тексте мы видим, что Иисус говорит Никодиму о том, что он должен заново родиться. Святой Дух – это Посредник нового рождения. Без Святого Духа человек не принадлежит Христу (см. Рим. 8:9). Вот призыв Божий, объединяющий нас в одно тело посредством одного Духа. Церковь – это место, где мы можем ощутить, что Иисус находится рядом с нами. Я уверен, что вы ощущали присутствие Божье, когда ваше сердце было до глубины души тронуто песнями, проповедями, размышлениями на субботней школе, или просто общением с членами Церкви. В эти минуты чувствуешь себя так, словно Иисус находится рядом с тобой. Именно таким был замысел Христа при основании Церкви. Ученики Иисуса испытали подобный опыт.

При этом вы можете возразить: «Да, это то, о чем я мечтаю, но не то, что есть в Церкви на самом деле». Там случаются ссоры, борьба за влияние и официальные должности. У меня такое ощущение, что люди не воспринимают всерьез ни меня, ни мои вопросы. Я так сильно хочу испытать опыт общения с Иисусом, но не чувствую любви в Церкви». К сожалению, порой это, действительно, правда. Такое состояние можно сравнить с вождением машины с поднятым ручником. Если вы еще не пробовали так ездить, то можете поэкспериментировать. Трудно ехать, когда ручник не опущен. Такое ощущение, будто что-то тянет вас назад. В какой-то момент из-под колес начинает валить дым, и вы чувствуете резкий запах. Как вы думаете, в чем проблема? Колеса не могут свободно вращаться, и, как следствие, идеально работающая машина стала большим грузом.

Каково же решение? Усвоить первый урок Евангелия! Мы все едины в любви к Богу и благодати, которую Он дарует всем верующим. Единство верующих – это важный вопрос в Библии. Он настолько важен, что прежде чем пойти на крест, Иисус молился именно об этом.

«Сказав это, Иисус поднял взор Свой к небу и стал молиться:

«Отец! Вот и пришел этот час. Открой же миру славу Сына Твоего, чтобы Сын мог явить Твою славу. Ты дал ведь Ему власть над всеми людьми, дабы всем, кого Ты доверил Ему, даровал Он вечную жизнь. А жить вечной жизнью - это знать Тебя, единого истинного Бога, и Иисуса Христа, Которого Ты послал… чтобы все они едины были. Как Ты, Отец, во Мне, и Я - в Тебе, так и они да будут в Нас, дабы поверил мир, что

это Ты послал Меня. Тою же самой славой, которую Ты дал Мне, Я их наделил, чтобы, как Мы, они едины были» (Ин. 17:1-3, 21, 22; перевод М. П. Кулакова).

Павел напоминает нам, что именно Господь готовит наши сердца к отклику на Благую весть о спасительной вере. Давайте рассмотрим два библейских отрывка:

«Он спас нас от погибели и призвал к святой жизни, не за дела наши призвал, но по замыслу Своему и Своей благодати, дарованной нам во Христе Иисусе еще до начала времен» (2 Тим. 1:9; перевод М. П. Кулакова).

«Одну из тех, кто слушал нас, звали Лидия. (Она торговала пурпурными тканями.) Эта женщина из Фиатиры почитала единого Бога, и Он открыл ее сердце, чтобы приняла она с верою все, что говорил Павел» (Деян.16:14; перевод М. П. Кулакова).

Чтобы поддерживать идею единства в вере, мы должны понимать ее важность. Мы должны практиковать качества, которые делают единство возможным и поддерживают его. Следует прилагать усилия для того, чтобы защищать и сохранять единство. Чтобы предоставить нам возможность быть едиными, Христос пошел на крест, потому что это было важно для Него! Все истинные верующие получают спасение, которое предлагает Христос исключительно по благодати и только по вере. Нам остается лишь принять этот дар любви. Если вы знаете, что любимы, вы можете полюбить себя и обрести свободу для роста и развития личности, такой, какой вы являетесь на самом деле. Если вы знаете, что любимы, вы можете безоговорочно любить других, подобно тому как любит Бог. Ежедневно упражняясь в вере, мы растем в любви и единстве друг ко другу. Павел говорит об этом в Послании к Ефесянам 4:13 (курсив автора): «Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова…». Единство крепнет, когда мы растем в вере. Но полного единства мы достигаем, когда взираем на Иисуса – Надежду нашего спасения.

Вот почему мы, христиане, поем гимн: «Надежды свет»:

Надежды свет горит в моей груди,

Что славный день тот недалек, Когда сияньем солнца впереди Зажется заревом восток.

Час пророческий настал, Чтоб народ везде воспрял, Чтоб гремело средь людей: Аллилуйя! Царь царей!

Надежды свет нам светит впереди. Гряди, Спаситель наш, гряди.

О, что за радость ждет нас впереди, Когда Спаситель наш придет. Вот почему с надеждою в груди Душа ликует и поет.

Церковь Божья, ободрись!

Силой свыше облекись.

Пусть звучит среди людей: Иисус есть царь царей!

НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Церковь объединяет людей с различной историей. Когда члены Церкви сосредоточены на Иисусе, в их среде чувствуется единство и братство. Елена Уайт объясняет, в чем секрет истинного единства: «Секретом истинного единства Церкви и семьи является не дипломатия, не управление, не сверхчеловеческие усилия, приложенные для преодоления трудностей, посредством которых многое, конечно, будет достигнуто, но единство со Христом. Чем ближе мы ко Христу, тем ближе мы становимся друг ко другу. Когда мы объединяемся в гармоничных усилиях ради общего дела, мы прославляем Бога» («Христианский дом», с. 179). В доме Божьем все равны. Мы все дети одного Бога. Ненавидеть и не любить друг друга

| Реформация, которая изменила мир

– значит ненавидеть или не любить образ Божий в другом человеке. Любовь и мир, гармония и благочестие, порядок и дисциплина – это те идеалы, которые особо ценны для выполнения миссии - нашего главного дела на этой земле. Истинное общение верующих должно выходить за рамки обычного посещения богослужений. Полноценная вовлеченность в жизнь и миссию Церкви поможет объединить общину.

«Церковь – это сообщество верующих, которое признает Иисуса Христа как Господа и Спасителя. Сменив поколение народа Божьего времен Ветхого Завета, мы тоже призваны объединиться для богослужения, общения, наставления в Слове, празднования Вечери Господней, служения человечеству и провозглашения всемирной проповеди Евангелия. Церковь получает свои полномочия от Христа, Который, согласно Писанию, является воплощенным Словом. Церковь – это Божья семья, в которой принятые Христом дети, живут на основании Нового Завета. Церковь – это тело Христово, сообщество верующих, глава которого – Христос. Церковь – это невеста, за которую умер Христос, чтобы освятить и очистить ее. По возвращении на землю, Он представит ее Себе славною Церковью, она будет состоять из верующих всех возрастов, искупленных Его кровью, не имеющих пятна или порока, но святых и непорочных» (см. Быт. 12:1-3; Исх. 19:3-7; Мф.

16:13-20; 18:18; 28:19, 20; Деян. 2:38-42; 7:38; 1 Кор. 1:2; Еф. 1:22, 23; 2:19-22; 3:8-11; 5:23-27; Кол. 1:17, 18; 1 Петр. 2:9).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

(Молодежные руководители, если вы считаете, что вопросов слишком много, и вы не успеете обсудить их за отведенное время, выберите те, которые будут наиболее полезны вашей группе).

1. Что означает понятие «единство»?

2. Почему важно иметь единство в школе? На рабочем месте? В общине? В общественных кругах?

3. Учитывая, что все люди разные, как мы можем быть единой Церковью? Могут ли сосуществовать единство и здравое учение? Как держаться здравого учения и в то же


время объединяться с людьми, не являющимися приверженцами нашей веры?

Вопросы, обращенные лично к каждому:

1. Как вам удается создавать единство в вашем доме, семье, Церкви, общине, школе и т. д.?

2. Исследуйте себя и попросите Бога открыть вам, что необходимо делать, чтобы в любой ситуации не потерять или помочь созидать единство.

Божье обетование для вас:

Иисус молился о том, чтобы вы были едины в Нем, как Он един с Отцом. Прочитайте Евангелие от Иоанна 17:20-26, перевод Библии М. П. Кулакова:

«Но не только за них Я прошу, Я прошу и за тех, кто верит в Меня по слову их обо Мне. Пусть все они будут едины и пусть они будут в нас, как Ты, Отче, во Мне, а Я - в Тебе; и пусть мир поверит, что послал Меня Ты. Я им дал ту же славу, которую дал Мне Ты, чтобы были они едины, как и мы едины с Тобой. Я - в них, и Ты - во Мне, чтобы были они в полном единстве! И пусть мир узнает, что послал Меня Ты и что Ты полюбил их так же, как Меня полюбил.

Отец! Я хочу, чтобы те, которых Ты дал Мне, были там же, где Я, со Мною. Пусть увидят славу Мою, что Ты дал Мне, ибо Ты полюбил Меня, прежде чем создан был мир. Отец праведный, мир Тебя не узнал - но Я Тебя знаю, - а они узнали, что послал Меня Ты. Я им показал и еще покажу, каков Ты, чтобы та же любовь, какой Ты Меня полюбил, была в них так же, как Я в них».

ДЕНЬ 5


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры