Ю коваль снег читать. Фиолетовая птица

Главная / Ссоры

Зима, трескучие морозы, белоснежные сугробы, посеребряные веточки деревьев, морозное утро, пушистые снежинки.... Мое любимое время года...

Эта книга - одна из самых любимых в серии. Какие у Мавриной ажурные снежинки, похожие на оренбургские пуховые платочки, каждая особенная, с неповторимым узором. Дивный форзац - заснеженный зимний лес и огромные снежинки, как холодные солнышки. Страницы в книге припорошены снежинками, даже номера страничек усыпаны ими. Зима у Мавриной яркая, игривая, радостная, задорная, хоть белым бело вокруг, а сколько ярких красок играет на страницах. Вот дети катаются с горки, вот бабушка полощет белье в полынье, вот зеленый дятел выглядывает из сугроба и кричит: "Клей, клей, клей!". И постепенно с каждой страницей все ближе и ближе к весне, и уже на форзаце остались лишь весенняя капель, веселые ручьи и проталины...

А рассказы! О том, кто прячется в проруби, из-за чего дерутся грачи и вороны, о снежном всаднике, которого иногда можно встретить в лесу, об особенной лошадке по имени Черные ушки, о Черноельнике и Черном Дедко, которого можно там встретить, о весне и весеннем дыме...

Об издании:

ISBN: 978-5-905236-23-5

Художник: Маврина Татьяна Алексеевна

Издательство: Вебов и Книгин, 2012 г.

Страниц: 56 (Мелованная)

Размеры: 280x220x11 мм

Аннотация:

Впервые, через 30 лет после первого издания, выходит уникальная серия из 6 книг художницы Татьяны Мавриной и писателя Юрия Коваля. Волшебные книги и удивительная история их создания... Мы привыкли к тому, что писатель написал рассказ, а художник делает к нему иллюстрации или, что бывает реже, художник сделал рисунки, а писатель сочиняет к ним рассказ. С этими книгами всё вышло неожиданно. Маврина не иллюстрировала лирические зарисовки Коваля, а подбирала созвучные им рисунки из уже сделанных. Книги создавались как коллажи из картин и слов, придуманных и написанных Мавриной и Ковалём независимо друг от друга! Татьяна Маврина рисовала, не думая (и не зная) о рассказах, просто сама рассказывала о том что видела, но на своём языке - языке красок, линий, цвета, света. А Юрий Коваль, который много путешествовал, ходил, смотрел и умел видеть, записывал свои впечатления. Самое интересное, что в разное время, независимо друг от друга они бывали в одних и тех же местах и рассказывали об одном и том же - о весенних берёзах и снеге, о бабочках, небе и птичках. И оказалось, что жанровые зарисовки Юрия Коваля, тонкие и слегка ироничные, сродни мавринским картинкам, наполненным добрым юмором и глубокой любовью. Разумеется, эти потрясающие рисунки и короткие лирические рассказы могут жить отдельно, сами по себе. Но вместе им уютнее и веселее! На обложке книги стоят два автора, причем Маврина первой, именно потому, что иллюстрации в этих книгах - самостоятельное и самодостаточное содержание. Мы же имеем возможность держать в руках настоящий шедевр, созданный двумя талантливыми людьми. В серии 6 книг: "Заячьи тропы", "Снег", "Стеклянный пруд", "Журавли", "Жеребенок", "Бабочки". Репринтное исполнение. Предисловие Анны Чудецкой - арт-критика, искусствоведа, старшего научного сотрудника отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, ведущего специалиста по творчеству Татьяны Мавриной.





















, Т атьяна М аврина


Снежный всадник

Снеги белы

Х олодные уже наступили времена. Тёмные настали долгие ночи. Вечерами всё сидит Орехьевна у окна, вяжет варежки и напевает:

У меня пред окном
Распустилась сирень...

Сирени теперь долго не дождаться, - сказал я. - Про сирень - не время петь. Зима на носу. Грачи последние улетают.
- Про сирень всегда время петь. И зимой, и летом.
Она отложила вязанье, глянула в потолок и вдруг запела:

Снеги белы выпадали…

Охотнички выезжали! - подхватил я.
Так мы пели и глядели в потолок - наверно, потому, что откуда-то оттуда, из высот запотолочных, ожидали мы снега.
А наутро, когда я проснулся, Орехьевна сказала:
- Накликали мы с тобой, зазвали, наманили...
Необыкновенно светло было в избе. Серебряный, снежный свет шёл из окон.
Я надел валенки, выскочил на улицу.
Первый снег этого года ровно и плотно лёг на землю. Всё покрыл: и крыши, и дорогу, и дальние лесные поляны.
Сосед наш, Ляксандрыч, вышел на улицу, и тоже в валенках.
- Вот теперь и считай, - сказал Ляксандрыч. - Через сорок дней ляжет настоящий снег, а это - первая пороша. Она скоро растает.


Снегодождь

Я выглянул в окно узнать, какая погода, и не понял, что там на улице - снег или дождь?
Мутным, серым был воздух, и с неба летело на землю что-то непонятное. Были видны и дождевые капли и вялые снежинки.
- Снегодождь. Опять снегодождь.
Как долго, как мучительно вставала зима в этом году. Выпадет снег - и сразу весело станет. Достанешь санки - и на горку, кататься. А пока едешь на санках с горы, снег уж растаял, пашешь носом землю.
- Что за времена? Что за зимы? - вздыхала Орехьевна. - Никогда теперь не будет настоящей зимы.
- Надоел снегодождь, - говорил я. - Нужен снегопад.
Как-то в конце декабря, ночью, вышел я на улицу.
Все зимние звёзды и созвездия были передо мной. И небесный охотник Орион, и Псы - Большой и Малый, - и Возничий, и Близнецы.
- Что же такое делается-то? - обратился я к Ориону. - Снегодождь.
И тут тряхнул Орион плечом, и с плеча его полетела на землю звезда, за нею - другая, третья. Начался настоящий декабрьский звездопад.
Затихли скоро звёзды, угасли, и откуда-то из чёрных глубин ночи явились снежинки. Звездопад превратился в снегопад.
Повалил снег валом, и вся деревня - дома и сараи - превратилась вдруг в сказочный город.
И сразу мне стало ясно, что снег этот лёг окончательно и надолго и будет лежать до тех пор, пока виден на небе Орион. Значит - до самой весны.


Чёрные ушки

Е сть на свете лошадь, у которой нету имени.
Зато у неё есть чёрные ушки.
Вот если б у неё не было этих ушек, имя ей, конечно, придумали бы. А тут никто не стал ломать себе голову. Все звали её просто - Чёрные Ушки.
Эти два слова - Чёрные Ушки - долго говорить, но никто не пытался их сократить, никто не называл лошадь Черноушка или Чернушка. Всегда полностью, всегда с уважением - Чёрные Ушки.
Почему-то лошадь эту в деревне очень уважали.
Предложишь ей кусок сахару - она никогда не станет сразу его хватать да жевать да хрумкать. Она задумается немного, посмотрит вдаль, глянет и на солнце, понюхает твоё ухо и снова задумается. И только потом возьмёт кусок сахару, а может, и не возьмёт, отойдёт в сторонку, помахивая хвостом.
С этой лошадью я не был близко знаком, только издали кланялся. Я вообще-то с Тучкой дружил.
Но вот как-то раз провалился я под лёд, простудился и слёг. Лежу у Орехьевны на печке и ничего не понимаю, только слышу - люди внизу сговариваются меня в больницу везти.
- Не поеду в больницу! - кричу. - Хочу орехов греческих!
Такой у меня дурацкий бред был про орехи.
В деревне, конечно, орехов греческих не достать, повезли меня в больницу. Положили в сани, и тут я увидел, что в сани запряжена лошадь, и понял, что это - Чёрные Ушки. Засмеялся я, что это - Чёрные Ушки, обрадовался, что мы теперь друзья.
А жар у меня страшный, такой жар, что снег кругом тает. А температура во всю длину градусника.
Лежу под тулупом и не вижу ничего, ничего не понимаю. Только снег вижу вокруг, только метель - и мелькают в снегу и в метели верные чёрные ушки.


Дед, баба и Алёша

З аспорили дед да баба, на кого похож их внук. Баба говорит:
- Алёша на меня похож. Такой же умный и хозяйственный.
Алёша говорит:
- Верно, верно, я весь в бабу.
Дед говорит:
- А по-моему, Алёша на меня похож. У него такие же глаза красивые, чёрненькие. И наверно, у него такая же борода большая вырастет, когда Алёша и сам вырастет.
Алёше захотелось, чтоб у него выросла такая же борода, и он говорит:
- Верно, верно, я больше на деда похож.
Баба говорит:
- Какая борода большая вырастет, это ещё неизвестно. Но Алёша на меня куда сильнее похож. Он так же, как я, любит чай с мёдом, с пряниками, с вареньем и с ватрушками с творогом. А вот как раз самовар поспел. Сейчас посмотрим, на кого больше похож Алёша.
Алёша подумал немного и говорит:
- Пожалуй, я всё-таки сильно на бабу смахиваю.
Дед почесал в затылке и говорит:
- Чай с мёдом - это ещё не полное сходство. А вот Алёша, точно так же, как я, любит лошадь запрягать, а потом на санках в лес кататься. Вот сейчас заложим санки да поедем в лес. Там, говорят, лоси объявились, сено из нашего стожка щиплют. Надо поглядеть.
Алёша подумал-подумал и говорит:
- Знаешь, деда, у меня так странно в жизни получается. Я полдня на бабу похож, а полдня - на тебя. Вот сейчас чаю попью и сразу на тебя похож буду.
И пока пил Алёша чай, он точно так же прикрывал глаза и отдувался, как бабушка, а уж когда мчались на санках в лес, точно так, как дед, кричал: "Но-ооо, милая! Давай! Давай!" - и щёлкал кнутом.


Черноельник

С крытые от глаз, в глубине леса прячутся чёрные ёлки.
Если случайный человек забредёт в черноельник, он и не заметит, куда попал. Вроде бы все ёлки зелёные, а они-то - черны.
Точно так получается и с берёзами. Люди давно привыкли, что берёзы белы, и не замечают, что среди них много розовых.
Глубокой зимою, в оттепель, наткнулся я на чёрные ёлки. Ветки их были завалены снегом, и я не сразу понял, что они черны. И вдруг увидел, как зияет под снежными шапками странная чернота.
Стало как-то не по себе.
Я и раньше слыхал про чёрные ёлки, но думал, это так - болтовня.
Огляделся.
Чёрных ёлок было немного. Они стояли поодаль друг от друга и всё-таки окружали меня кольцом. Тут стало совсем неприятно, что ёлки кольцом, а я - в середине.
"Окружают, - подумал я. - Сейчас двинутся, и мне - конец".
Но ёлки не двигались. И ничто не двигалось, не шевелилось в глубоком зимнем лесу.
Тронул я чёрную ветку, и тут же обрушилась на меня с макушки снежная лавина, завалила снегом, снег набился за воротник.
- Ладно, ладно, - сказал я. - Не буду я вас трогать, не буду.
В руке у меня остались три еловых иголочки. Они были чёрные как уголь, а пахло от них обычной зелёной смолой. Я спрятал их в спичечный коробок.
Присел на пенёк, посидел, посмотрел.
Лес был завален снегом, но здесь, в черноельнике, было особенно глухо и темно. Совсем мало дневного света проникало в эту глухомань, а ёлки вбирали в себя свет, прятали под ветки, прижимали к стволам.
- Ну вот, - сказал я Орехьевне, вернувшись домой. - Видел чёрные ёлки. Три еловых иголочки принёс.
- А Дедку-то видел?
- Какого Дедку?
- Ну как же. Там, в глубине леса, стоят кольцом чёрные ёлки, а посредине Чёрный Дедко сидит. Там прячутся самые чёрные силы, таятся под ёлочками. Как же ты Дедку-то не видел?
- И не знаю как.
- Да ты вспомни. На пенёчке не Дедко ли сидел?
- На пенёчке я сам сидел.
- Ну-ну, - сказала Орехьевна и внимательно оглядела меня. - Ты вроде пока не дедко. Только глаз у тебя темноват. Смотри уж - не сглазь никого.
- Да что ты, что ты, - заволновался я. - Не буду.
- Тогда брось эти иголки в огонь.
Я достал чёрные еловые иголочки и бросил их в печку.
Они скрючились, вспыхнули и сгорели.

Ворона

В ороны вообще-то очень умные птицы.
Идёшь, к примеру, без ружья и всегда подойдёшь к вороне близко, а уж если идёшь с ружьём, - до вороны никогда не дойдёшь.
А тут у нас вдруг одна глупая ворона объявилась. С чем угодно к ней подойдёшь - хоть с ружьём, хоть с пушкой. Но вообще-то к ней особенно и подходить никто не собирался. Все люди заняты, у всех заботы - не до ворон.
И тогда эта глупая ворона сама надумала к людям подходить. Подойдёт к трактору и смотрит, как тракторист гайки крутит. Или подлетит к магазину, сядет на крылечко и глядит, кто чего в сумке несёт - кто хлеб, а кто постное масло.
И особенно ворона привязалась к одной нашей деревенской бабе - Кольки-механизатора жене. Куда она идёт - туда и ворона летит. И уж если увидишь - глупая ворона крутится, значит, здесь где-то рядом и Кольки-механизатора жена.
Ребятишки, конечно, веселятся, да и взрослые дразнятся:
- Эй, привет! Воронья невеста!
- Да не воронья я невеста, а Кольки-механизатора жена!
Вот однажды пошла жена Колькина на колодец. Набрала воды, оглянулась, а ворона рядом на снегу сидит, глядит на неё вороньим глазом. Тут жена эта схватила ведро и окатила ворону с головы до ног. Обиделась ворона. Сидит на снегу мокрёхонька, глядит вслед глупой бабе.
Тут все в деревне напугались: замёрзнет ворона. А ворона залетела в магазин, уселась там на прилавке, обсохла кое-как. А потом снова полетела Кольки-механизатора жену искать.
- Да что же это такое! - сказал я.- Чего она к ней привязалась? Ну привязалась бы ко мне. Я бы её водой не обливал, я бы ей хлеба накрошил.
- И ничего особенного тут нет, - сказала Орехьевна. - У Кольки-то механизатора жены по две серьги в каждом ухе. Да и на шее побрякушки висят. Вороне нравится, как они блистают, летает за ней, побрякушку хочет. Вот и отдала бы вороне серьгу, небось не обедняла бы.
Не знаю уж, правильно сказала Орехьевна или нет. Но только если б за мной ворона летала, если б меня любила, я бы ей крошки хлебные сыпал и побрякушки дарил, а водой бы никогда не обливал. Но не меня полюбила ворона. Полюбила она жену Кольки-механизатора. Вот всё-таки какая глупая бывает на свете любовь.


Прорубь

К ак только встал на реке крепкий лёд, я прорубил в нём пешнёю прорубь.
Круглое окно получилось во льду, а через окно, сквозь лёд, выглядывала чёрная живая вода.
Я ходил к проруби за водой - чай кипятить, баню топить - и следил, чтоб не зарастала прорубь, расколачивал ледок, выросший за ночь, открывал живую речную воду.
Соседка наша, Ксеня, часто ходила к проруби бельё полоскать, а Орехьевна ругалась на неё через стекло:
- Ну кто так полощет?! Тыр-пыр - и в таз! Нет, не умеют нынешние бабы бельё полоскать. Ты полощи подольше, не торопись. К телевизору-то поспеешь! Вот я, бывало, раньше полоскала. Личико у меня от мороза - красное, руки - синие, а уж бельё-то - беленькое. А теперь всё к телевизору торопятся. Тыр-пыр - и в таз!
Как-то раз пошла вместе с Ксеней на речку дочка её маленькая Наташка.
Пока мать полоскала, Наташка стояла в сторонке, а к проруби подходить боялась.
- Подойди, не бойся, - говорила мать.
- Не... не пойду... там кто-то есть.
- Да нету никого... кто тут есть?
- Не знаю кто. А только вдруг выскочит да и утащит под лёд.
Отполоскали соседки свои простыни и рубашки, пошли домой, и Наташка всё оглядывалась на прорубь: не вылезет ли кто?
Я подошёл к проруби поглядеть, чего она там боялась, не сидит ли и вправду кто-нибудь подо льдом.
Заглянул в чёрную воду и увидел в воде два тусклых зелёных глаза.
Щука придонная подошла к проруби подышать зимним, звонким, свободным воздухом.


Снежный всадник

Г оворят, когда выпадет первый снег,- объявляется в лесах Снежный Всадник.
На белой лошади скачет он по заснеженным оврагам, по сосновым борам, по берёзовым рощам. То там, за ёлками, то там, на просеке, мелькнёт Снежный Всадник, объявится перед людьми и мчится бесшумно дальше - по заснеженным оврагам, по сосновым борам, по берёзовым рощам. Никто и не знает, зачем он появляется в лесу и куда путь держит.
- А с людьми-то он как, - спросил я Орехьевну, - разговаривает?
- Чего ему с нами разговаривать? О чём спрашивать? Он ведь только глянет на тебя и сразу всё поймёт. Он как по книге читает, что там у тебя в душе написано.
Давно уже прошёл сороковой день после первого снега. Наступила крепкая морозная зима.
И вот как-то в заснеженном овраге увидел я, как промчался вдали Снежный Всадник.
- Постой! - крикнул я вдогонку.
Приостановился Всадник, мельком глянул на меня и тут же пришпорил коня, поскакал дальше.
Сразу прочёл, что у меня на душе.
А на душе у меня ничего особенного не было, кроме тетеревов да зайцев. И валенок с галошами.
В другой раз в середине зимы встретил я Всадника. Свистнул - и приостановился Снежный Всадник, обернулся и сразу прочёл, что у меня на душе.
А на душе у меня опять ничего особенного не было. Кроме, конечно, горячего чаю с мёдом.
Всё суровей, глубже становилась зима. Снега всё падали и падали на землю. Замело, занесло снегами леса и деревни.
В самую глухую зимнюю пору встретился мне Всадник в третий раз.
Неторопливо, шагом ехал он по просеке, по берёзовой роще мне навстречу. Увидел меня, остановился.
Хотел я его спросить, долго ли до весны, да постеснялся.
Внимательно и терпеливо смотрел на меня Снежный Всадник, читал мою душу от конца до начала.
А что же там, у меня на душе-то?


Художник Татьяна Маврина Снег

Формат 280×220 мм
Твердый переплет, мелованная бумага

Впервые, через 30 лет после первого издания, выходит уникальная серия из 6 книг художницы Татьяны Мавриной и писателя Юрия Коваля. Волшебные книги и удивительная история их создания…
Мы привыкли к тому, что писатель написал рассказ, а художник делает к нему иллюстрации или, что бывает реже, художник сделал рисунки, а писатель сочиняет к ним рассказ. С этими книгами всё вышло неожиданно. Маврина не иллюстрировала лирические зарисовки Коваля, а подбирала созвучные им рисунки из уже сделанных.
Книги создавались как коллажи из картин и слов, придуманных и написанных Мавриной и Ковалём независимо друг от друга! Татьяна Маврина рисовала, не думая (и не зная) о рассказах, просто сама рассказывала о том что видела, но на своём языке – языке красок, линий, цвета, света. А Юрий Коваль, который много путешествовал, ходил, смотрел и умел видеть, записывал свои впечатления. Самое интересное, что в разное время, независимо друг от друга они бывали в одних и тех же местах и рассказывали об одном и том же – о весенних берёзах и снеге, о бабочках, небе и птичках. И оказалось, что жанровые зарисовки Юрия Коваля, тонкие и слегка ироничные, сродни мавринским картинкам, наполненным добрым юмором и глубокой любовью. Разумеется, эти потрясающие рисунки и короткие лирические рассказы могут жить отдельно, сами по себе. Но вместе им уютнее и веселее! На обложке книги стоят два автора, причем Маврина первой, именно потому, что иллюстрации в этих книгах – самостоятельное и самодостаточное содержание. Мы же имеем возможность держать в руках настоящий шедевр, созданный двумя талантливыми людьми.

Кто прочитал название этого рассказа, тот наверно, подумал, что сейчас весна,

снег растаял и на проталинах — подснежники.

А сейчас не весна — сейчас поздняя осень. В окошко виден первый снег. Он закрыл землю, но крапива, ржавые репейники торчат из-под снега.

— Вон сколько навалило! — сказала утром Пантелевна. — Можно за дровами на санках съездить.

Она топила печку, а я ленился, лежал и глядел, как она ухватом ставит в печку чугуны. Пантелевна заглядывала в печку, и лицо её было огненным, как у машиниста, который топит паровоз.

Но только, хоть и валит дым из трубы, паровоз наш никуда не едет, так и стоит на краю деревни.

Санки были на чердаке — старые, берёзовые. Я достал их, отряхнул сенную труху, и мы пошли в лес. Дрова были у нас недалеко, на опушке, напилены, нарублены и сложены под ёлками.

Смахнув с них снежную шапку, мы уложили поленья на санки, затянули верёвкой.

Но-о, поехали!

Я тянул санки, а Пантелевна шла сзади — глядела, не падают ли поленья.

Совсем немного выпало снегу, а всё сразу изменилось — и лес, и деревья. Да и мы с Пантелевной стали совсем другими — зимними людьми. Вон Пантелевна идёт в резиновых сапогах, а кажется — в валенках; седые волосы из-под платка выбились — совсем зимняя старушка.

Ровно покрыл снег землю, изредка только поднимают его какие-то бугорки. Пеньки или кочки. Я ковырнул один бугорок сапогом — вот тебе на! Гриб! Моховик летний. Побурела зелёная шапка, лёгкий стал гриб и хрупкий. Я хотел отломить кусочек шляпки — она хрустнула. Замёрз моховик под снегом, как стеклянный стал, и червяки в нём замёрзли.

Я увидел ещё бугорок, и это тоже оказался моховик, не червивый. Затоптался на месте, стал ещё грибы искать.

— Грибы! — крикнул я и, бросив санную верёвку, пошёл к опушке и сразу наткнулся на выводок подснежных маслят. Они почернели, застыв.

— Брось ты эти грибы, — сказала Пантелевна, поглядев на маслята. — Они, верно, нехорошие.

— Почему нехорошие? Они просто замёрзли.

Но Пантелевна всё время, пока мы везли дрова, толковала, что грибы нехорошие, что, мол, хорошие грибы должны к зиме в землю уйти или в листочки спрячься, а эти чего стоят? Но когда мы подъехали к дому, настроение у неё переменилось — она стала эти грибы жалеть: какие, мол, они несчастные, не успели в землю спрятаться — сверху снег, и они совсем позамёрзли.

Дома я выложил грибы на подоконник, чтоб оттаивали. Там было прохладно, поэтому оттаивали они медленно, постепенно. Оттаивая, они, кажется, оживали — поскрипывали, вздрагивали, шевелились.

— Положим их в суп, — сказал я.

— Да что ты, батюшка! — напугалась она. — Давай бросим их.

Но мне обязательно хотелось попробовать суп из зимних грибов, и я уговорил Пантелевну.

Когда варился суп, зашла к нам Мирониха. Она понюхала, чем пахнет, и говорит:

— Чем это пахнет? Неуж грибами?

— Грибами, грибами, матушка Мирони- ха. Грибов из-под снега наковыряли.

— Ну-ну-ну!.. — удивилась Мирониха. — Бу-бу-бу... Не стану я таку страмоту есть.

А ей никто и не предлагал.

Суп приготовился, и Пантелевна разлила по мискам. Пантелевна немного вроде боялась его пробовать, потом вошла во вкус. А мне суп очень понравился. Хороший получился. Конечно, не такой, как летом, но настоящий грибной.

— Не стану я таку страмоту есть, —. бубнила Мирсниха, а потом вдруг цоп со стола ложку и в миску нырь. — Ну-ну- ну... Бу-бу-бу... — бубнила она, налегая на суп. — Страмота-то какая!

Мы помалкивали. Под конец только Пантелевна сказала:

— Добрые люди подосиновики да подберёзовики, а мы подснежники варим.

Книга недели

Т. Маврина, Ю. Коваль

Союз двух талантов — художника Татьяны Мавриной и писателя Юрия Коваля — подарил нам серию удивительных книг. Короткие рассказы — вроде бы о природе, а на самом деле о тонких струнах души человеческой, иллюстрации, которым позавидовали бы импрессионисты. Для всех шести книг, вышедших в одной серии, характерно ощущение духовного света и глубокой мудрости; «Снег» же выделяется среди них тем, что рождает удивительное чувство тепла и уюта...

История создания этой серии продолжает удивлять читателей уже на протяжении многих лет. Книги создавались как коллажи из картин и слов, придуманных и написанных Мавриной и Ковалём независимо друг от друга! Маврина не иллюстрировала лирические зарисовки Коваля, а подбирала созвучные им рисунки из уже сделанных. Несмотря на то, что Татьяна Алексеевна была старше Юрия Коваля почти на сорок лет, они видели мир практически в одних и тех же красках. Абсолютно разные по характеру, они любили бывать в одних и тех же местах, любоваться природой, путешествовать по деревням и маленьким городкам.

Переиздание всех шести книг этой серии издательством «Вебов и Книгин» - самый настоящий подарок для ценителей качественной детской литературы (Мы уже писали о книгах "Стеклянный пруд"). Когда в 1985 году «Снег» появился в магазинах, тираж был раскуплен практически сразу! Разумеется, сейчас это библиографическая редкость.

Репринтное издание практически не отличается от оригинала: отличное качество печати, плотная мелованная бумага — и мы опять окунаемся в детство. Несмотря на то, что в трогательных рассказах Юрия Коваля речь идет о зиме, от чтения их становится уютнее и теплее. Вместе с главным героем мы знакомимся с местными жителями: бабкой Орехьевной, дедом Агафоном, Пантелеем, - катаемся на санях, пьем горячий чай с медом и пряниками.

Жанровые зарисовки Юрия Коваля, тонкие и слегка ироничные, сродни мавринским картинкам, наполненным добрым юмором и глубокой любовью. Разумеется, эти потрясающие рисунки и короткие лирические рассказы могут жить отдельно, сами по себе, но вместе им уютнее и веселее!

От этой книги невозможно оторваться даже взрослому, а детей она просто заворожит!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры