Женские образы в пьесе М. Горького «На дне

Главная / Ссоры

В пьесе пять женских персонажей. Анна - жена Клеща, смиренно умирающая во втором акте, сердобольная и хозяйственная Квашня, молодая Василиса - жена хозяина ночлежки и любовница Васьки Пепла, юная и забитая Наташа, и Настя, обозначенная в авторской ремарке стыдливым словом «девица».

В смысловом контексте произведения женские образы представлены двумя парами противоположных характеров: Квашня - Настя и Василиса - Наташа. Вне этих пар находится Анна, олицетворяющая в пьесе чистое страдание. Ее образ не замутнен страстями и желаниями. Она терпеливо и покорно умирает. Умирает не столько от смертной болезни, сколько от сознания своей ненужности миру. Она из тех «голых людей», для которых правда бытия непереносима. «Тошно мне», - признается она Луке. Единственный аспект смерти, волнующий ее: «А там как - тоже мука?» Забитая, ни для чего не пригодная на этом свете, она напоминает вещь. Она не движется по сцене - ее передвигают. Выводят, оставляют на кухне, забывают. Так же, как с вещью, с ней обращаются и после смерти. «Надо вон тащить! - Вытащим...» Она ушла из жизни - словно реквизит унесли. «Кашлять, значит, перестала».

Не так с остальными. В первой паре Квашня представляет смысловую доминанту. Она почти всегда по хозяйству. Живет от трудов своих. Делает пельмени и торгует ими. Из чего эти пельмени и кто их ест, - один Бог знает. Она пожила замужем и теперь для нее что замуж, что в петлю: «Один раз сделала - на всю жизнь памятно...» А когда у нее муж «издох», она от счастья и радости целый день «просидела одна». Она и в пьесе всегда одна. Разговоров и событий касается краем, ее словно побаиваются обитатели ночлежки. Даже Медведев, олицетворение закона и власти, ее сожитель, беседует с Квашней уважительно - слишком много в ней нелюбопытного рассудка, здравого ума и скрытой агрессии.

Ее противоположность Настя - незащищенна и доступна. Она ничем не занята, ничего не делает. Она - «девица». Она почти не реагирует на реалии окружающего мира. Ее разум не отягощен рефлексией. Она так же самодостаточна, как и Квашня. Горький имплантировал ей странный, не им придуманный мир «женских романов», скудную и бессмысленную грезу красивой жизни. Она обучена грамоте и поэтому читает. «Там, в кухне, девица сидит, книгу читает и - плачет», - удивляется Лука. Это и есть Настя. Она рыдает над вымыслом, который чудесным образом кажется ей собственной жизнью. Она напоминает маленькую девочку, которой приснилась игрушка. Проснувшись, она теребит родителей, требует эту игрушку себе. В нежном возрасте дети не отделяют сон от реальности. Это происходит позднее, в процессе взросления. Настя не только не взрослеет - она не просыпается. Ей наяву снятся эти кондитерские, безгрешные сны: «А леворверт у него агромадный, и заряжен десятью пулями... Незабвенный друг мой... Рауль...» Барон покатывается над ней: «Настька! Да ведь... ведь прошлый раз - Гастон был!» Настя и ведет себя, как ребенок. Ткнувшись носом в действительность, она капризничает, горячится, швыряет об пол чашку, грозит обитателям: «Напьюсь вот я сегодня... Так напьюсь». Напиться - значит снова уйти от реальности. Забыться. Судя по косвенным намекам, Барон состоит при ней в альфонсах, однако и этого она не сознает. Лучи реальности только бликуют на поверхности ее сознания, не проникая вовнутрь. Однажды Настя приоткрывается, и становится ясно, что жизнь ее питается энергией ненависти. Убегая, она кричит всем: «Волки! Чтоб вам издохнуть! Волки!» Эту реплику она произносит в конце четвертого акта, и следовательно, появляется надежда проснуться.

Василиса представляет собой властное начало пьесы. Она - Афина Паялада ночлежки, ее злой гений. Она одна действует - все остальные существуют. С ее образом связаны криминальная и мелодраматическая интриги сюжета. Для Василисы нет внутренних запретов. Она, как и все в ночлежке, - «голый человек», ей «все позволено». И Василиса этим пользуется, пока остальные только разговаривают. Ей подарил автор жестокий и беспощадный характер. Понятие «нельзя» лежит за пределами ее нравственного сознания. И мыслит она непротиворечиво: «Наслаждаться -г убивать, чтобы наслаждаться». Ее антипод Наташа - самый чистый и светлый образ пьесы. Наташу из ревности к Ваське Пеплу Василиса непрестанно бьет и мучит, ей помогает муж, старый Костылев. Срабатывает инстинкт своры. Наташа одна изо всех верит и еще надеется, ждет не галантерейной, а настоящей любви, ищет ее. Но. к сожалению, география ее поиска происходит на том участке дна, на котором не покоятся груженные золотом испанские галеоны. Тусклый свет, доходящий «сверху, от зрителя», позволяет рассмотреть только рожи постоянных обитателей. Наташа никому не верит. Ни Луке, ни Пеплу. Просто ей, как Мармеладову, «идти некуда». Когда убивают Костылева, она кричит: «Возьмите и меня... в тюрьму меня!» Наташе ясно - убил не Пепел. На всех вина. Все убили. Это ее правда. Ее, а не Сатина. Не правда гордого, сильного человека, а правда униженных и оскорбленных.

Женские образы в пьесе Горького «На дне» несут серьезную смысловую нагрузку. Ущербный мир обитателей ночлежки благодаря их присутствию становится ближе и понятнее. Они как бы гаранты его достоверности. Именно их голосами автор открыто говорит о сострадании, о нестерпимой скуке жизни. У них есть свои книжные предтечи, на них сошлось множество литературных проекций из предшествующей художественной традиции. Автор и не скрывает этого. Важнее другое: именно они вызывают наиболее искренние чувства ненависти или сострадания у читателей и зрителей пьесы.

В пьесе пять женских персонажей. Анна - жена Клеща, смиренно умирающая во втором акте, сердобольная и хозяйственная Квашня, молодая Василиса - жена хозяина ночлежки и любовница Васьки Пепла, юная и забитая Наташа, и Настя, обозначенная в авторской ремарке стыдливым словом «девица».
В смысловом контексте произведения женские образы представлены двумя парами противоположных характеров: Квашня - Настя и Василиса - Наташа. Вне этих пар находится Анна, олицетворяющая в пьесе чистое страдание. Ее образ не замутнен страстями и желаниями. Она терпеливо и покорно умирает. Умирает не столько от смертной болезни, сколько от сознания своей ненужности миру. Она из тех «голых людей», для которых правда бытия непереносима. «Тошно мне», - признается она Луке. Единственный аспект смерти, волнующий ее: «А там как - тоже мука?» Забитая, ни для чего не пригодная на этом свете, она напоминает вещь. Она не движется по сцене - ее передвигают. Выводят, оставляют на кухне, забывают. Так же, как с вещью, с ней обращаются и после смерти. «Надо вон тащить! - Вытащим...» Она ушла из жизни - словно реквизит унесли. «Кашлять, значит, перестала».
Не так с остальными. В первой паре Квашня представляет смысловую доминанту. Она почти всегда по хозяйству. Живет от трудов своих. Делает пельмени и торгует ими. Из чего эти пельмени и кто их ест, - один Бог знает. Она пожила замужем и теперь для нее что замуж, что в петлю: «Один раз сделала - на всю жизнь памятно...» А когда у нее муж «издох», она от счастья и радости целый день «просидела одна». Она и в пьесе всегда одна. Разговоров и событий касается краем, ее словно побаиваются обитатели ночлежки. Даже Медведев, олицетворение закона и власти, ее сожитель, беседует с Квашней уважительно - слишком много в ней нелюбопытного рассудка, здравого ума и скрытой агрессии.
Ее противоположность Настя - незащищенна и доступна. Она ничем не занята, ничего не делает. Она - «девица». Она почти не реагирует на реалии окружающего мира. Ее разум не отягощен рефлексией. Она так же самодостаточна, как и Квашня. Горький имплантировал ей странный, не им придуманный мир «женских романов», скудную и бессмысленную грезу красивой жизни. Она обучена грамоте и поэтому читает. «Там, в кухне, девица сидит, книгу читает и - плачет», - удивляется Лука. Это и есть Настя. Она рыдает над вымыслом, который чудесным образом кажется ей собственной жизнью. Она напоминает маленькую девочку, которой приснилась игрушка. Проснувшись, она теребит родителей, требует эту игрушку себе. В нежном возрасте дети не отделяют сон от реальности. Это происходит позднее, в процессе взросления. Настя не только не взрослеет - она не просыпается. Ей наяву снятся эти кондитерские, безгрешные сны: «А леворверт у него агромадный, и заряжен десятью пулями... Незабвенный друг мой... Рауль...» Барон покатывается над ней: «Настька! Да ведь... ведь прошлый раз - Гастон был!» Настя и ведет себя, как ребенок. Ткнувшись носом в действительность, она капризничает, горячится, швыряет об пол чашку, грозит обитателям: «Напьюсь вот я сегодня... Так напьюсь». Напиться - значит снова уйти от реальности. Забыться. Судя по косвенным намекам, Барон состоит при ней в альфонсах, однако и этого она не сознает. Лучи реальности только бликуют на поверхности ее сознания, не проникая вовнутрь. Однажды Настя приоткрывается, и становится ясно, что жизнь ее питается энергией ненависти. Убегая, она кричит всем: «Волки! Чтоб вам издохнуть! Волки!» Эту реплику она произносит в конце четвертого акта, и следовательно, появляется надежда проснуться.
Василиса представляет собой властное начало пьесы. Она - Афина Паллада ночлежки, ее злой гений. Она одна действует - все остальные существуют. С ее образом связаны криминальная и мелодраматическая интриги сюжета. Для Василисы нет внутренних запретов. Она, как и все в ночлежке, - «голый человек», ей «все позволено». И Василиса этим пользуется, пока остальные только разговаривают. Ей подарил автор жестокий и беспощадный характер. Понятие «нельзя» лежит за пределами ее нравственного сознания. И мыслит она непротиворечиво: «Наслаждаться - убивать, чтобы наслаждаться». Ее антипод Наташа - самый чистый и светлый образ пьесы. Наташу из ревности к Ваське Пеплу Василиса непрестанно бьет и мучит, ей помогает муж, старый Костылев. Срабатывает инстинкт своры. Наташа одна изо всех верит и еще надеется, ждет не галантерейной, а настоящей любви, ищет ее. Но,
к сожалению, география ее поиска происходит на том участке дна, на котором не покоятся груженные золотом испанские галеоны. Тусклый свет, доходящий «сверху, от зрителя», позволяет рассмотреть только рожи постоянных обитателей. Наташа никому не верит. Ни Луке, ни Пеплу. Просто ей, как Мармеладову, «идти некуда». Когда убивают Костылева, она кричит: «Возьмите и меня... в тюрьму меня!» Наташе ясно - убил не Пепел. На всех вина. Все убили. Это ее правда. Ее, а не Сатина. Не правда гордого, сильного человека, а правда униженных и оскорбленных.
Женские образы в пьесе Горького «На дне» несут серьезную смысловую нагрузку. Ущербный мир обитателей ночлежки благодаря их присутствию становится ближе и понятнее. Они как бы гаранты его достоверности. Именно их голосами автор открыто говорит о сострадании, о нестерпимой скуке жизни. У них есть свои книжные предтечи, на них сошлось множество литературных проекций из предшествующей художественной традиции. Автор и не скрывает этого. Важнее другое: именно они вызывают наиболее искренние чувства ненависти или сострадания у читателей и зрителей пьесы.

Наташа - сестра жены хозяина ночлежки. Она была крайне честной, доброй и замечательной девушкой. Автор очень хорошо относился к этой героине, наделяя ее самыми замечательными и хорошими качествами. Как очень часто бывает, людям, отличающимся добрым нравом, достается непростая судьба.

Этой девушке выпала тяжелая доля. Жила Наташа в абсолютной нищете, перебиваясь с копейки на копейку, помимо этого, она была жертвой постоянных насмешек своей старшей сестры, которая постоянно незаслуженно ее попрекала во всяческих мелочах.

Даже несмотря на то, что ее сестра вела себя с Наташей неподобающим образом, она не обозлилась, не стала вынашивать план мести, она также сильно и искренне любила весь мир вокруг себя, никого не виня в своих бедах и проблемах.

В девушку влюбляется вор Васька Пепел. Он всерьез предлагает девушке перебраться в Сибирь и быть с ним до конца жизни. Он даже дает слово, что полностью поменяет свой образ жизни, станет совсем другим – честным, настоящим, он искренне был готов кардинально поменяться.

Девушка поступает в данной ситуации очень правильно. Она честно говорит о том, что не любит Ваську настолько, чтобы пойти на столь ответственный и решительный шаг. Она признается, что неравнодушна к нему, но не до такой степени, чтобы поменять свою жизнь ради него.

Потом об этом узнает старшая сестра Наташи – Василиса и, естественно, впадает в гнев. В словесной перепалки происходят страшные вещи – Наташу окатывает кипятком Василиса, но в результате стычки погибает Костылев. После этой драки Наташа начинает кричать и высказывать недовольства сестре впервые.

После этого автор пишет о том, что девушка оказывается в больнице. После всей этой ситуации девушка просто исчезает. Наверное, ей до такой степени не хочется возвращаться в ночлежку, что она готова на все, лишь бы не повторялось то, что происходило с ней на протяжении такого долгого времени.

Наташа является удивительной чистоты и доброты девушкой, у нее доброе сердце. Она поступает так, как ей велит сердце, ни на кого не злится и живет честно и правильно, в отличие от ее старшей сестры, которая совершенно безнаказанно издевается над более беззащитной младшей сестрой, которой не хватает духа дать отпор.

Таким людям, как Наташа, непросто живется, они слишком жертвенны и честны, а другие люди начинают считать, что им можно этим пользоваться.

Сочинение Наташа в рассказе На дне

В замечательном произведении Горького “На дне” мы можем увидеть множество интересенейших для ознакомления образов, которые автор создал с целью, донести до читателя какую бы то ни было идею, которую он представил в своём, в данном случае “На дне”, произведении. В нём следует выделить образ девушки по имени Наташа.

Наташа – молодая красивая девушка, которая является сестрой хозяйки ночлежки, и потому помогает ей управлять и следить за данным предприятием, хотя совсем не рада этому, так как она постоянно становится объектом насмешек со стороны её сестры и её мужа.

Характером же Наташа весьма выделяется на фоне остального её окружения. Она добрая, отзывчивая, всегда готовая помочь, верящая в добро и чудо девушка. На контрасте с другими персонажами и образами произведения её образ весьма и весьма выделяется, так как все остальные являются полной противоположностью её характера, и её образа жизни в целом. Поэтому она и становится объектом насмешек, просто потому, что она так отличается от всех остальных окружающих её людей. В этом и заключается мысль, которую пытается передать нам Горький. Он говорит о том, что таких добрых и хороших людей как Наташа всегда стараются принизить, так как они не любят проявлений слабости и нежности, а в особенности простых человеческих чувств.

Также в её характере читатель может увидеть непомерную честность перед всеми её окружающими людьми. Для неё честность один из основополагающих факторов хорошего человека и хороших манер, так как она считает, что нет ничего хуже лжи, в любом её проявлении. Говоря всем правду, она и может кого-то оскорбить, но всё же она старается говорить только правду, и ничего кроме правды, давая человеку знать только сухие факты. Этим она руководствуется всю свою жизнь, из-за чего также подвергается нападкам со стороны окружающих, но всё равно говорит только одну лишь правду. Это заслуживает уважения к персонажу, и даёт нам её характеристику как очень хорошего и принципиального человека.

Я считаю, что автор сделал её именно такой, дабы донести до читателя мысль о том, что даже в таком неприглядном, даже отвратительном месте, можно встретить такую замечательную особу, которая на контрасте со всеми добавляет в данное неприятное место, свой лучик добра и позитива, что даёт внимательному читателю пищу для размышлений.

Несколько интересных сочинений

  • Чему учит сказка Снежная королева Андерсена? сочинение 5 класс

    Андерсен один из любимых детских писателей. Его сказки читают и знают дети всего мира. Но как у любого большого писателя в его сказках заложен очень глубокий смысл. Каждая сказка может многому научить не только детей

  • Характеристика и образ Кабановой Кабанихи в пьесе Островского Гроза сочинение

    Одной из главных героинь в произведении «Гроза» является Марфа Игнатьевна Кабанова. В народе все ее называли Кабанихой.

  • Анализ произведения Тургенева Ася (повести)

    Наверное, нет ни одного человека, который хотя бы один раз в жизни не сказал что-то такое, о чем пришлось искренне сожалеть. Люди часто в порыве говорят что-то обидное, потом понимают, что неправы, да только уже поздно.

  • Описание внешности и положения Герасима в рассказе Муму

    Герасима можно назвать главным персонажем в данном произведении. Рассказ наполнен такими темами, как привязанность и крепость духа. Описанный персонаж позволяет читателю сделать такой вывод

  • Анализ произведения Белая гвардия Булгакова

    «Белая гвардия» повествует о тяжёлых временах революции, о положении офицеров, которые были готовы исполнять свой долг даже в такой нестабильной ситуации. Белые гвардейцы стремились защитить гетманство

Пьеса «На дне», написанная Максимом Горьким в 1902 году, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность «На дне» сразу привлекла внимание русской общественности.

Тематически пьеса завершила цикл произведений писателя о «босяках». «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей»», - писал он. Обитатели ночлежки – уже типы, в которых Горький дал огромные социально-философские обобщения.

Герои «На дне» – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремяться вырваться на волю со «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, которые могли им дать хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера – его былое служение искусству, у Насти – вымышленный ею роман со студентом, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь.

Самым интересным типажом является, пожалуй, Наташа. Её образ разительно отличатся от других обитателей ночлежки. В ней ясно видны достоинство, чистота, гордость, которые так пленили Пепла. Главная интрига в том, сумеет ли героиня сохранить в себе эти качества? Скорее всего, нет. Доказательство – ее сестра Василиса. У Наташи много общего с ней – та же воля, прямота, самолюбие. Очевидно, некогда Василиса была такой же, как Наташа, а стала «зверем», «гадиной». В пьесе есть намёки, объясняющие эту метаморфозу. Настя говорит о Василисе: «Озвереешь в такой жизни… привяжи всякого живого человека к такому мужу, как её…» Сама Василиса признаётся, что и мучает Наташу, и жалеет её, и ничего не может с собой поделать: «…так – бью… что сама плачу от жалости… А бью». Были в Василисе прекрасные задатки, и живое напоминание этому - Наташа.

Вот зеркало, в котором отражается будущее Наташи. Но пока героиня не знает своего будущего и живёт так, как живёт. Её поведение выбивается из общей системы отношений в ночлежке. И особенно её речь.

В своей работе «Заметки о мастерстве», М. Горький писал: «Рисуя человека как личность, как индивидуальность, писатель не может пройти мимо такой существенной вещи, черты его характера, как речь, с чрезвычайной гибкостью воспроизводящая культуру, профессию, психологический склад, душевное состояние человека. Нет двух людей говорящих одинаково.

Речь персонажа – это характерная, обобщенная речь, передающая основные, существенные черты его характера». Таким образом, наблюдая за речью персонажа, можно составить представление о нём самом, его культуре и уровне развития.

Появления Наташи на сцене всегда знаковые. Их всего четыре, но в каждом из них она раскрывается для читателя с новой стороны. В отличие от других персонажей (Бубнова, Луки, Барона и др.) Наташа не действует на сцене постоянно, что подчёркивает её некую отстранённость от происходящего в ночлежке.

Итак, выход на сцену Наташи неотрывно связан с Лукой. Именно она представляет его обитателям «дна». Это совпадение, конечно же, неслучайно. Теперь, наряду с Лукой, Наташа становится символом утешения. Одно её присутствие успокаивает людей. Вот что она говорит Клещу: «Андрей! Жена твоя в кухне у нас… ты, погодя, приди за ней… Ты бы чай поласковей с ней обращался… ведь уж не долго».

Речь героини простая и ласковая, за это её и уважают. Лексика просторечная, этим автор указывает на социальное положение, но не грубая, в отличие от речи других «постояльцев». Наташа часто употребляет ласковые слова (дедушка, голубчик), Клеща называет по имени, а ведь никто к нему так больше не обращался. Героиня естественна и искренна в проявлениях своего характера, на это указывает то, что автор практически не даёт ремарок к её словам.

Второе появление на сцене Наташи связано со смертью Анны. Именно она обнаруживает, что больная скончалась. Если в первом акте Наташа раскрывалась с помощью образа Луки, то здесь героиня характеризует себя сама. Вот что она говорит: «Вот и я… когда-нибудь так же… в подвале… забитая». Здесь девушка впервые говорит о смерти, и эта мысль станет её отличительной чертой. Также, глядя на Анну, она говорит: «Ведь вот… хорошо, что она умерла… а жалко… Господи!.. Зачем жил человек?».

Большое количество многоточий указывает на крайнюю эмоциональность характера героини, а к тому же и на застенчивость и некоторую «забитость». Кстати, впоследствии мы не раз услышим от Наташи афористичные высказывания.

В этом эпизоде героиня раскрывается как человек жалостливый («Господи! Хоть бы пожалели… хоть бы кто слово сказал какое-нибудь!») и боящийся смерти. Но самое главное – она, пожалуй, единственная из всех персонажей, кто задумывается о своей жизни. Это её качество проявится в разговоре с Пеплом.

Третий акт начинается с того, что Настя рассказывает о своей любви к студенту Раулю, которого сама себе придумала. Наташа терпеливо слушает Настю и не перебивает. Также внимательно слушает Настю и Лука… Все остальные смеются над выдумками и доводят Настю до слёз. Наташа же утешает девушку словами, что ещё раз говорит о её мягкости: «Они – из зависти это… про себя им сказать нечего…» Ещё один афоризм.

Но Наташа может проявить и некоторую жестокость. Вот что она отвечает Барону на его придирки к Насте: «Ты! Молчи уж… коли бог убил…» Это, конечно, не бранная речь босяков, но всё же достаточно грубая фраза.

Немного позже Наташа рассуждает о правде и вранье: «Видно, враньё-то… приятнее правды… Я – тоже…» Дальше читатель узнаёт, что мечтает она о чём-то особенном, но тут же заявляет: «А так… на самом деле – чего можно ждать?» Эта противоречивость характера и становится причиной трагедии героини. Отсюда и мысли о смерти, которую она ждёт со дня на день.

Язык Наташи вообще довольно примитивен, даже когда она говорит о своих мечтах. В ней нет ни метафор, ни эпитетов, что указывает на низкий уровень культуры и образования героини. Но, несмотря на это, она обладает трезвым умом и рассудительностью, что помогает ей не озлобиться и не стать второй Василисой: «А кому – хорошо жить? Всем плохо… я вижу…».

Это качество её характера наиболее ярко выступает в разговоре с Пеплом, когда тот предлагает ей «идти» с ним. Наташа вначале отказывает ему, и причиной этого стало: «…любить тебя… не очень я люблю». Вот она, та искренность и чистота, которой так не хватает другим обитателям ночлежки. Именно поэтому для девушки было таким ударом подозрение в сговоре Пепла и Василисы.

В конце четвёртого акта перед читателем совсем другая Наташа, она «мечется в беспамятстве». Её речь мгновенно меняется, становится грубой: «Будь вы прокляты!», «вот он, проклятый!». Она кричит, многоточия указывают только на паузы в речи, а не на неуверенность. Больше нет перед нами доброй, милой девушки, она умерла…

Образ Наташи логически завершён, среда погубила и её. И Горький доказал, что такая среда существовать не может, так как она убивает в человеке всё человеческое.

июня 12 2011

В основе пьесы Максима Горького «На дне» (1902 г.) - спор о Человеке и его воз-можностях. Действие произведения происходит в ночлежке Костылевых - месте, находящемся вне мира людей. Практически все обитатели ночлежки осознают свое положение как ненормальное: между ними и миром оборваны все важнейшие связи - социальные, профессиональные, духовные, общественные семейные. Ничто не связывает и самих ночлежников - они лишь случайно сошедшиеся в одном месте люди, не желающие ничего знать друг о друге. Каждый из них знает правду о себе, и у каждого она своя.

Герои драмы ведут философские споры, не приходя в итоге к единому выводу. В произведении Горького показано «дно» жизни и душ человеческих. И в этой грязи, во мраке безысходности вынуждены существовать воспетые многими поэтами и писателями, традиционно описываемые как прелестные, нежные и воздушные создания - женщины.

В ведущемся споре о человеке особенно важны три позиции - Бубнова, Луки и Сатина. Позиция Бубнова фаталистична. бессилен что-либо изменить в своей судьбе. Отсюда - равнодушие не только к чужому страданию, но и к собственной судьбе. По его мнению, все люди - «лишние», так как в мире властвуют безжалостные законы, управляющие человеком и господствующие над ним. Люди плывут по течению, как щепки, бессильные что-либо изменить. Правда Бубнова - это правда внешних обстоятельств жизни. Сатин является выразителем другой жизненной позиции: «Все - в человеке, все - для человека. Существует только человек, все остальное дело его рук и мозга». Человека надо уважать, считает Сатин, жалость только унижает. Лука - самый сложный в . Именно с ним связан основной философский вопрос произведения: «Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» В сущности, Лука со своей теорией жалости является основным образом пьесы. С его появлением и начинается собственно драматическое развитие сюжета. Лука всколыхнул застоявшееся болото «дна», заставил людей мыслить и рассуждать.

И женские образы в пьесе Горького также принимают участие в этом споре. И они тоже должны найти ответ на вопрос «Что важнее - горькая правда или дающая надежду ложь?»

В пьесе «На дне» среди героев выделяются пять женщин. Это Василиса Карпов-на, жена содержателя ночлежки Костылева, ее сестра , жена Клеща Анна, торговка пельменями Квашня и девушка Настя. Судя по строкам из «Действующих лиц» пьесы, все это молодые женщины - в возрасте от 20 (Наташа) до 30 (Анна) лет, за исключением Квашни, которой 40 лет. Что же они из себя представляют? Для чего они включены в действие пьесы?

Василиса - ее образ обычно оценивается следующими эпитетами: «безнрав-ственная», «циничная» и пр. Ее поведение и в самом деле представляется таковым. Василиса систематически избивает свою сестру , она изменяет мужу и пытается уговорить Пепла убить ее мужа, в итоге она подводит Пепла под арест, обвинив его в убийстве Костылева, и обваривает кипятком свою сестру Наташу. Но стоит перечитать страницы и задуматься: а только ли натура Василисы причиной тому? И в самом начале мы видим, что супругу Василисы - 54 года, ей же 26, то есть почти тридцать лет разницы в возрасте. Это в какой-то степени объясняет неверность Василисы.

Со страниц пьесы становится - понятно, что собой представляет содержатель ночлежки Костылев. Он - хозяин ночлежки и считает себя хозяином жизни. Из описания обстановки ночлежки мы видим, какие условия он создает своим «посто-яльцам». В общем, как говорит Настя, с таким мужем, как Костылев, всякая озвереет.

Наташа, сестра Василисы, - нежное и душевно чистое создание. Наташа добра, и это становится понятно со страниц пьесы. Наташа говорит’Клещу, чтобы позже он пришел за Анной и был с нею ласков, она умирает и ей страшно. Когда Анна умирает, Наташа удивляется, что никто о ней не жалеет. Наташа единственная, кто сочувствует фантазиям Насти. Она и сама мечтает, что завтра придет незнакомец особенный и произойдет нечто совершенно особенное. Но в отличие от романтичной Насти понимает, что ждать нечего - чуда с ней не произойдет, как бы она этого ни хотела.

Окончательная судьба героини остается под вопросом. После того, как Василиса обварила ей ноги, Наташа попала в больницу. И в последнем действии оказывается, что Наташа давно вышла из больницы и пропала. Может быть, она нашла-таки свое ? Но, к сожалению, в такой исход слабо верится.

Анна - больная чахоткой и уставшая от жизни женщина - умирает. Она говорит о том, что «всю над каждым кусочком хлеба тряслась… мучилась… Всю жизнь в отрепьях ходила». Для этой героини теория Луки себя оправдала. Лука успокаивает и ободряет умирающую женщину надеждой, что за свои земные муки она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе. Убогое бессмысленное, безрадостное существование на земле компенсируется вечным блаженством на небесах.

Падшая женщина Настя - наивная, трогательная и беспомощная в глубине души. Она мечтает о чистой и преданной любви, и в этих иллюзиях стремится спрятаться от окружающей грязи, мрака и безысходности. Ее фантазии не вызывают понимания. Барон, существующий за ее счет, лишь смеется в ответ на ее слезы и фантазии. Настя обожает читать романы, содержание которых и составляет по большей части ее мечты.

Квашня - своеобразной оптимисткой кажется Квашня, сорокалетняя торговка пельменями. Возможно, она уже обвыклась с жизнью «дна». Но эта женщина разительно отличается от всех остальных героинь пьесы. Рефреном проходит через всю пьесу ее мысль, что она свободная женщина и никогда не согласится “в крепость себя отдать”, то есть выйти замуж. И в финале - начинает сожительствовать с Медведевым, дядей Василисы и Наташи, полицейским. Квашня - единственная из героинь, кого не затронуло «пришествие» Луки. Остальные тем или иным образом оказались под его влиянием.

Анна умирает, успокоенная ложью Луки о светлом и ласковом «том мире». Настя и без воздействия Луки создала для себя «спасительную ложь» - в своих фантазиях. И она по-прежнему остается в ночлежке, не стремясь внешне ни к каким свершениям. Василиса взята под арест вместе с Васькой Пеплом, и ночлежники ведут спор о том, кто кого усадит за решетку на более долгий срок. В сущности, все остается практически без изменений. Непонятной представляется только судьба Наташи. Выйдя из больницы, та исчезла. Только куда и зачем? Может быть, она решила искать свое счастье?

На мой взгляд, женскими образами в пьесе «На дне» Горький стремился показать одновременно и глубину нравственного падения, и душевную чистоту «нежных прелестных созданий». Здесь, как и во всей пьесе, звучит полифония. У Горького нет единого ответа на вопрос, как жить, возможно ли выйти из сложной ситуации? Но даже в тяжелых, мрачных условиях жизни не каждая из героинь Горького окончательно опускается на ее дно. Кто-то пытается приспособиться, кто-то не теряет веры в будущее, стремясь сохранить в себе хотя бы крохотные частички добра и света и любви.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Пьеса Горького «На дне». Роль женских образов . Литературные сочинения!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры