Жесты которые нельзя использовать при выступлении. Захват выгодной позиции

Главная / Ссоры

Жест есть не движение тела, а движение души.

Ф.И. Шаляпин

Жесты - это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей оратора. Они представляют собой проявления его настроения и мыслей. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но жестом считается любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.

Таким образом, жестикуляция свойственна абсолютно всем, не только одним профессиональным ораторам. В ораторском искусстве используются:

  • 1. Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз.
  • 2. Эмоциональные. Они передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки и др.).
  • 3. Указательные. Их рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.
  • 4. Изобразительные. Они наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).
  • 5. Символические. Они несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение "там" и "здесь"), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

Конечно же оратору необходимо соблюдать определенные правила жестикуляции, ведь одно неправильное движение или неправильно понятый аудиторией жест, может навредить оратору.

  • 1. Жесты должны быть непроизвольны. Оратор должен прибегать к жесту по мере ощущения потребности в нем.
  • 2. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не следует жестикулировать руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.
  • 3. Нужно научиться управлять жестами. Необходимо помнить, что жестикуляция - элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.
  • 4. Внесение разнообразие в жестикуляцию. Нельзя пользоваться без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.
  • 5. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.

Таким образом, лучшая черта во внешнем облике оратора - корректность. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений. С первого до последнего слова оратор должен бороться за внимание и интерес аудитории, за готовность воспринять, что он говорит, за желание согласиться с ним и последовать его предложениям.

Для этого оратор постоянно поддерживает психологический контакт со слушателями, непрерывно заостряет их интерес, добивается их расположения, преодолевает безразличие, критические или просто недоброжелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекает, удовлетворяет любознательность, воодушевляет, убеждает и призывает к действию - в зависимости от мотивов выступления.

Ораторство - не менее трудное искусство, чем любое другое. Над этим необходимо много работать и, конечно же, выступать публично. Ведь знать просто теорию успешного ораторского выступления, приемы установления и поддержания контакта с аудиторией недостаточно, нужна практика, чтобы показать знания теории на деле.

Жест – это любое телодвижение человека, не только движение рук и кистей. Жесты можно делать ногами, головой, плечами, всем телом и др. Жесты подразделяют на указательные, описательные, выразительные и подражательные, Лишь последний тип жестов не следует использовать, выступаяперед аудиторией.

Речь без жестов настораживает слушателей, «оставляет осадок предубеждения и недоверия» (П. Сопер).

Жестикуляция оратора должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Жестикуляция должна быть естественной, следовать естественным импульсам к жестам.

2. Не следует делать намеренных жестов, они всегда легко опознаются как таковые слушателями и вызывают раздражение.

3. Жесты не должны быть непрерывными.

4. Жесты необходимо разнообразить, одни и те же (или один и тот же) жесты раздражают аудиторию.

5. Нельзя пальцами теребить одежду, украшения, дотрагиваться до часов и т. д. Это рассматривается аудиторией как проявление вашей неуверенности.

6. Не шевелите открыто пальцами.

7. Руки должны слегка сходиться и расходиться в такт убеждению. А вот советы по использованию жестов, которые предлагает Фрэнк Снелл:

90% жестов делайте выше пояса; жесты ниже пояса рассматриваются как выражение неудачи, растерянности;

Локти держите не ближе трех сантиметров от корпуса; если будете прижимать локти к туловищу, это будет свидетельствовать о слабости вашего авторитета;

Пальцы обеих рук держите так, как будто вы держите в них грейпфрут; если ваши ладони принимают неопределенное положение, это воспринимается аудиторией как отсутствие силы и способности вести аудиторию за собой;

– жестикулируйте всегда обеими руками.

«Чтение» оратором аудитории

Оратор, выступающий перед аудиторией, постоянно получает информацию о состоянии аудитории, ее настроении и отношении к нему самому и сообщаемой им информации. Оратор должен постоянно «считывать» эту информацию и вносить коррективы в свое выступление, если к этому побуждает его получаемая информация. Однако для того, чтобы "читать» аудиторию и правильно понимать поступающие сигналы, необходимы наблюдательность и некоторый практический навык. Здесь можно дать начинающему оратору следующие советы.

О внимании к оратору говорят:

– взгляды слушателей, направленные на оратора;

– положение тела – корпус наклонен в сторону ора-

тора; слушатель подвинулся на краешек стула, как бы хочет быть ближе к оратору;

– наклон головы (если голова наклонена вбок, это говорит о заинтересованности слушателя).

О невнимании к оратору, о неудовлетворенности говорят следующие факты:

– взгляд слушателя направлен в сторону;


– тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и стоят на полу (такая поза часто означает имитацию внимания);

Голова не наклонена, слушатель держит голову прямо, позвоночник выпрямлен;

Слушатель совершает следующее движение: голова выпрямляется, плечи поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по сторонам – потеря мысли, потеря внимания;

Тело принимает позу, направленную в сторону выхода (слушатель «подается» к выходу);

– ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад, голова опущена вперед (чаще всего означает несогласие);

Голова подпирается всей ладонью;

Пощелкивание колпачком ручки, постукивание ногой, постукивание пальцами по чему-либо;

Рисование на бумаге, посторонних предметах;

– отсутствие движения глаз, немигающий взгляд (имитация внимания);

– легкое поглаживание носа;– крепко сцепленные руки;

– поглаживание шеи (у мужчин);

Поправление прически, покачивание ногой, поиски чего-либо в сумочке (у женщин);

Рука дотрагивается до уха и опускается вниз; рука дотрагивается до губ и опускается вниз (скрываемое желание возразить, перебить);

Застегивание пиджака (мужчиной) и др.

Умение «читать» собеседников – важнейшее качество лектора, приходящее с опытом. Необходимо развивать его, тренировать в общении со знакомыми, развивая наблюдательность и умение интерпретировать невербальное поведение собеседников.

Эта статья о жестах и жестикуляции оратора.

Куда девать оратору руки?

А действительно, куда руки девать?
Хочется их спрятать за спину, сложить на груди или засунуть в карманы. А Вам?
Как-то я прочитал хорошую восточную притчу. Может, Вы ее знаете:
Ученик спросил Учителя:

– О, Мудрейший, скажи мне, как правильно сидеть?
– Так же, как и стоять.
– А как же правильно стоять?
– Так же, как и лежать.
– Но как?
– Когда лежишь – просто лежи, когда стоишь – просто стой, когда сидишь – просто сиди…

Красивый образ, не правда ли? Мне этот образ помогает объяснять ученикам, куда девать руки.

Для чего нужны жесты?

Да, для чего они нужны?

– Для многого. Жесты – та же речь, только без звука.

невербальная речь.

Функций у жестов много. Например, жесты :

– привлечение и удержание внимания публики

– инструмент обращения к людям в аудитории

– инструмент воздействия оратора на публику

– способ занять руки

– способ сбросить излишнее волнение

– прекрасно заполняют паузы

– показатель уверенности оратора

Многие ораторы не умеют делать жесты. Совсем. Или же совершают много разных ошибок в жестикуляции.

Посмотрите это видео, чтобы знать, какие жесты не желательно совершать при выступлениях:

  • И подписывайтесь на наш YouTube-канал . Там много интересных видео.

Одна из главных функций жестов – привлечение и удержание внимания.

Подсознательного внимания публики. И это тоже мы будем изучать, но позже.

Юный оратор. Отработка жестов.

Есть такие животные, которые видят и реагируют только на движущиеся объекты (рептилии, например)

Человек, конечно, создание более совершенное. Но на любые движения и перемещения реагирует всем своим восприятием.
И когда оратор является источником движений, внимание зрителей сосредоточено исключительно на выступающем. Причем, люди порой сами не замечают, как внимательно слушают. Увлекаются.

Жесты оратора

Обращаю ваше внимание, что мы рассматриваем жесты не только, как средство передачи информации. Жесты – это более универсальный инструмент оратора.

Как уже отмечалось выше, главенствующая задача жеста – привлечь и удержать подсознательное внимание зрителя. А уж все остальное второстепенно.

У хорошего оратора руки всегда работают. Но зачастую это даже не заметно, потому как жесты «видит» подсознание.

Жестикуляция помогает усваивать информацию.


Как можно выступить оратору с пламенной речью без жестов?

Ведь жесты действуют на зрительный канал восприятия. При этом акцентируется внимание на необходимой информации, поступающей через аудиальный канал.

Попутно жесты усиливают эмоциональность и энергичность речи, повышая эффективность сказанного слова.

Но поначалу, пока будете учиться, Вам придется делать движения не совсем Вам свойственные. Потом из этих движений вырастут Ваши жесты. Но это потом.

Как развивать жестикуляцию?

Так же, как и ездить на велосипеде. Бесполезно читать о том, как нужно ездить на велосипеде – нужно делом заняться.

Жесты – инструмент оратора.


Жесты. Упражнения по развитию жестикуляции. Тренер Болсунов Олег.

Жесты оратора должны быть естественны . Для каждого человека – индивидуальные жесты. Разные жесты для различных выступлений.

Обучение жестам оратора – сложная задача (сложная, но посильная)

Функций у жестов много.

Одна из главных функций жеста оратора – привлечение и удержание внимания публики.

Но есть и другие важные функции у жестов.

Жесты оратора должны быть индивидуальны.

Жесты оратора – это не только движения рук. Движения пальцев – тоже жесты…

Жесты – это стиль оратора, имидж оратора.

Можно выступать оратору без жестов ? – Конечно же можно.

Но человек без движений кажется неестественным – это говорящая голова!

Оратор с жестами выглядит куда увереннее, естественнее, живее и энергичнее.

Жесты оратора (уверенные жесты) – хороший показатель уверенности оратора.

Как развивать жесты?

Жесты перед зеркалом. Тренер Ирина Палько

Так же, как и ездить на велосипеде.

Чтобы научиться делать жесты – нужно делать жесты! 🙂

Развитие жестов рук

Развивать жесты начинающему оратору важно и нужно.

Сначала новый навык требует усилий и сосредоточенности. Поначалу, жесты могут казаться неестественными, некрасивыми.

Скорее нелепыми. Поначалу подсознание сильно сопротивляется, возмущается: “Мне так непривычно! Так – неестественно! Это – некрасиво! Не буду я так делать!”

Как делать жесты. Обучение жестам в парах с помощью упражнений.

Спустя время, новые движения принимаются телом, а жесты становятся естественнее, они требуют меньшей сосредоточенности. Навык переходит из сознательных движений в подсознательный навык. Позже, новые жесты станут вашими родными жестами.

И частью вашего имиджа.

Обучение новому навыку требует времени и усилий. Вспомните, как долго мы учили в школе математику?

Но обучиться жестам куда быстрее и проще, чем выучить, скажем, алгебру и геометрию.

Посмотрите видео. Фрагмент занятия по развитии жестикуляции в “Школе ораторского мастерства Болсунова Олега”.

Совсем несколько кадров видео.
Занятие по жестикуляции ведет тренер риторики Палько Ирина.

Упражнений для развитии жестов рук множество. Отрабатывают жесты в паре, в группе и индивидуально перед зеркалом.

Жесты оратора – это речь


Конечно, жесты хорошо дополняют вербальную речь оратора

Речь, конечно же, невербальная речь, как писалось ранее.

Этой речью можно и нужно уметь пользоваться любому оратору.

Думаю написать книгу “Как обучиться жестам”. Но это будет толстая книжка, а толку от нее будет не так уж и много. Лучше – прийти обучаться на тренинге, в группу. Это будет и быстрее и эффективнее.

В крайнем случае – запишитесь на онлайн-обучение. Не всем техникам можно овладеть онлайн, но вот жестам – у многих получается.

Как научиться делать жесты начинающему оратору

Первое, что важно принять – что не бывает некрасивых жестов у оратора.

Обычно, сначала, со мной спорят – потом соглашаются, когда приходим к практике жестов. Объяснять и доказывать долго.

Все жесты оратора красивы.

В определенном контексте, конечно. Если жесты оратора вырвать из контекста, то всё может показаться…

Второе.

Необязательно жестом что-либо изображать или показывать. Жест оратора может быть и без смысловой нагрузки.

Тем не менее, жесты оратора можно условно разделить на удачные жесты и жесты не совсем удачные:

Неудачные жесты, которых стоит избегать оратору:

  • Резкие жесты
  • Мелкие жесты
  • Жесты в одной плоскости
  • Однообразные жесты
  • Повторяющиеся жесты
  • Жесты театральные
  • Жесты соединенных пальцев рук
  • “Зеркальные жесты”

Удачные жесты, которые стоит использовать оратору:

  • Плавные жесты
  • Широкие жесты
  • Объемные жесты
  • Свободные жесты
  • Разнообразные жесты
  • Естественные жесты
  • Индивидуальные жесты

Зеркальные жесты Трампа

Публичные выступления — весьма ответственное и волнующее дело. Выступая перед аудиторией с презентацией, вы становитесь лицом компании и проекта. Очень важно в этом случае грамотно донести смысл речи, умело подчеркнув важные моменты и сгладив случайные ошибки грамотной мимикой и жестикуляцией. Вы можете иметь в виду одно, но аудитория услышит совершенно другое по вине неправильной подачи информации посредством языка тела. Да, именно так — чтобы донести ваш доклад до публики, недостаточно просто прочесть его.

Ниже представлен перевод интересной инфографики от SOAP Presentations, в которой наглядно даны 10 важных советов использования языка тела публичным спикерам.

1. Уверенная поза придаст вам вес в глазах аудитории. Расправьте плечи, не скрещивайте руки, подайте грудь вперед. Кроме всего прочего, прямая спина и расправленные плечи облегчат дыхание и улучшат ваше самочувствие.

2. Настроить общение на позитивный лад очень просто — достаточно улыбнуться публике, и она ответит тем же. Улыбка — самое мощное оружие коммуникации.

3. Чтобы завоевать доверие аудитории, используйте естественную жестикуляцию кистями рук, а еще смотрите людям в глаза. Человеку свойственно чувствовать доверие к собеседнику, если тот не прячет взгляд.

4. Чтобы продемонстрировать власть, оставайтесь абсолютно спокойным, одновременно используйте маленькие, но жесткие движения. Это покажет публике, что вы — уверенный в себе человек, которому можно доверять.

5. Грамотно используйте пространство, которое у вас есть, а именно — передвигайтесь по сцене. Простой пример: ваша презентация состоит из трех пунктов. Вы рассказываете о пункте А, после чего делаете 2—3 шага, останавливаетесь и принимаетесь за пункт Б. Так заполняется пространство сцены, а презентация становится динамичной.

6. Активно используйте жесты для привлечения внимания аудитории в течение всей презентации. Жестикуляция должна быть максимально разнообразной: широкие и маленькие движения, жесты головой, руками и кистями, все пойдет на пользу (но не переусердствуйте — не стоит играть в мима).

7. Для привлечения внимания людей к чему-то, прямо укажите ей на эту вещь (хоть бы и пальцем), одновременно сами обратите на нее внимание, и публика последует вашему примеру.

8. Поощряйте участие аудитории в выступлении. Каким образом? Все теми же открытыми жестами, и приближением к публике (если это позволяет пространство). Люди, как правило, чувствуют большую причастность к происходящему, если спикер находится недалеко от них.

9. Чтобы достойно ответить на трудный вопрос сделайте паузу, дышите ровно и медленно (это даст время подумать), а затем ответьте, глядя прямо в глаза собеседнику.

10. Чтобы аудитория «купилась» на вашу историю, используйте позитивные жесты на протяжении всей презентации: кивки головой, открытые движения, улыбку, зеркальное отображение и т. д.

Вступая в разговор в незнакомой компании, каждый из нас наверняка замечал, что к одним людям сразу же возникает симпатия, а к другим откровенная неприязнь. Как правило, человеческий организм способен на интуитивном уровне распознавать неосознанные движения оппонента и формировать к нему соответствующее отношение. Каждый человек способен контролировать свой голос и мимику, но полностью контролировать язык тела невозможно, и если научится правильно трактовать язык телодвижений, то можно легко понять истинные намерения собеседника.

Жесты

Наука, изучающая жесты, сложна и многогранна. Существуют жесты, которые помогают общаться людям с проблемами слуха и разговора, есть специальные знаки, облегчающие людям понимание друг друга в шумной обстановке. Человек может преднамеренно лгать, может утаивать информацию или испытывать ненависть. Да, он способен контролировать тембр голоса, надевать на лицо маску безразличия, но полностью управлять телом не способен. Чтобы понять язык телодвижений нужно запомнить несколько хитростей:

Начало исследований

За движениями собеседников люди наблюдали давно, пытались их как-то проанализировать и систематизировать. Но только в конце ХХ века появилась такая наука как невербалика, которая изучает исключительно язык телодвижений. Невербальные аспекты коммуникации начинают подвергаться серьезным и тщательным исследованиям. Широкой общественности стало известно о существовании взаимосвязи между движениями и эмоциями только в начале 60-х годов. Тогда Юлий Фаст опубликовал книгу о невербальных аспектах коммуникации, но даже сегодня многие люди все еще не знают о существовании языка телодвижений. А те, кому это известно, обращаются к работам Алана Пиза.

Бизнесмену на заметку

Книга «Язык телодвижений» Алана Пиза стала настоящим мировым бестселлером, особенно среди бизнесменов. В книге проанализированы все возможные жесты, которые используют люди, и представлены их подробные характеристики.

Основная часть представленных в книге жестов подходит для бизнеса. К примеру, в книге «Язык телодвижений» Алан Пиз пишет, что если собеседник сидит, запрокинув ногу на ногу и обхватив ее руками, значит это твердый и упрямый человек. Чтобы с таким оппонентом найти нужно использовать неординарный подход. Такие и похожие на них рекомендации незаменимы в налаживании партнерских и деловых отношений.

Стоит также отметить, что множество отсылок автора имеют отношение к прямым продажам. В «Языке телодвижений» Аллан Пиз обращает внимание на одну интересную закономерность: положение в обществе напрямую влияет на разнообразие жестов. К примеру, человек, находящийся на вершине социальной и профессиональной лестницы, в процессе коммуникации использует богатый словарный запас. В это же время менее профессиональный и образованный человек использует меньше слов, больше полагаясь на жесты.

Отрицательные последствия

Как выяснилось в результате исследований, самыми успешными менеджерами по продаже были те, кто умел читать язык жестов и телодвижений. Каким бы делом не занимался человек, он рано или поздно столкнется с людьми и ему придется налаживать с ними взаимоотношения. А для этого нужно научиться понимать точку зрения других людей, создавать атмосферу непринужденного общения и уметь убеждать.

С людьми взаимопонимания будет легче достичь через позицию сотрудничества, а не конкуренции. Чтобы избежать отрицательных последствий от ошибок, которые могут привести к недоброжелательности оппонента, нужно задавать вежливые вопросы, предотвращающие недопонимание. К примеру, если торгового представителя пригласят в дом и предложат присесть, он, не имея никакого злого умысла, может сесть в хозяйское кресло, что вызовет негодование главы семейства. Чтобы избежать подобных недопониманий, нужно спрашивать о том, куда сесть и т.д.

Эффект скрещивания

В «Языке телодвижений» Аллан и Барбара Пиз отмечают, что скрещенные конечности олицетворяют негодование.

Скрещенные на груди руки или нога, закинутая на ногу, или все вместе, говорят о том, что собеседник занял оборонительную позицию и находится в крайне негативном состоянии. Об этом также могут сказать сведенные вместе лодыжки. Как показывает многолетняя практика, зажатые лодыжки равнозначны закусыванию губ - этот жест показывает, что человек сдерживает свое плохое отношение, взволнованность, страх и прочие неприятные эмоции.

Очень часто на собеседованиях претенденты чтобы скрыть волнение. Если на собеседовании начальник подсядет к кандидату ближе при условии, что их не разделяет стол, то волнение уйдет и разговор приобретет более личный и откровенный характер.

Как смотреть на собеседника?

Очень много о человеке можно сказать по его взгляду. При проведении деловых переговоров важно смотреть на оппонента серьезным взглядом. Для этого нужно представить на лбу собеседника треугольник и направить туда взгляд, тогда собеседник сразу же почувствует деловой настрой.

Чтобы контролировать ход разговора, не нужно опускать взгляд ниже глаз собеседника. В случае, когда взгляд опускается ниже глаз собеседника, появляется атмосфера социального общения.

Как определить ложь?

По своей природе человек отрицательно относится ко лжи, даже если врет сам. Исходя из этого утверждения, можно определить жесты, которые свидетельствуют о лжи. Если есть подозрение, что собеседник врет, нужно обратить внимание на левую часть тела, так как ее намного сложнее контролировать, чем правую.

Лжецу определенно захочется закрыться, поэтому он вполне вероятно станет прикрывать рот рукой. Если же рот рукой прикрывает не говорящий, а слушающий, значит он не доверяет словам своего собеседника.

Еще одни жестом лжи может быть потирание пальцем носа или ямочки над губой, потирание века, движение рук и ног, не соответствующих произносимым совам. Например, собеседник может во время разговора чертить на земле носком ботинка узоры - это тоже свидетельствует о лжи.

Также в пользу вранья говорит отведенный взгляд. Если собеседник смотрит в сторону, то он очень хочет, чтобы ему поверили, а если вниз, значит ему чрезвычайно стыдно или он чувствует неуверенность. Но большинство из этих правил можно применить к дилетантам: как показывает практика, опытные лжецы умеют держать себя в руках, так что уличить их во лжи по жестам намного сложнее.

Определить, говорит ли человек правду, можно следующим образом: посмотреть собеседнику в глаза или на кончик носа на протяжении минуты. Если за это время он не стушуется и не отведет взгляд, значит его словам можно верить.

Успешное общение

Чтобы при первой встрече расположить к себе человека, нужно отдать предпочтение сдержанному и аккуратном стилю общения, но ни в коем случае не быть педантичным. Заранее нужно потренировать походку и осанку. Мужчины должны ходить твердо и уверенно, женщины - мягко и грациозно. Также нужно обратить внимание на внешность, ее должны принять сразу.

Плохим тоном считается фамильярное приветствие, лучше ограничиться лаконичным рукопожатием, не нужно обнимать и целовать незнакомца, которого вам только что представили.

Потенциальный враг

Не нужно перебирать посторонние предметы или поправлять одежду, можно мягко жестикулировать в такт речи. Это придает убедительности и предотвращает суетливое состояние. Держаться нужно расслабленно, чаще показывать «открытые» жесты и улыбаться, не вторгаться в личное пространство незнакомца. Главное, быть внутренне настроенным на контакт.

О языке телодвижений можно много чего рассказать. Человеческая мимика и жесты способны выдать даже секреты. К примеру, полуулыбка в одну сторону говорит о скрытом презрении, выпячивание вперед подбородка с сопутствующим расширением глаз показывают, что человек боится, а подергивание верхней губы и кончика носа свидетельствует о ненависти.

Знать о таких вещах полезно каждому человеку, никогда не известно с кем придется столкнуться в жизни, ведь каждый незнакомец может оказаться потенциальным врагом, и чем раньше о его истинных намерениях будет известно, тем лучше.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры