Жнет где не сеял, собирает где не расточал. Не жни, там где не сеял

Главная / Ссоры

Свт. Иоанн Златоуст

О, злоба рабская! О, крайняя неблагодарность! Он не только ничего не приобрел на данный ему талант, но еще и укорил за талант своего господина. Такова испорченность души: она помрачает разум, и человека, однажды совратившегося с прямого пути, низвергает в бездну. Все это сказано об учителях, чтобы они не скрывали того, что вверено им, но со всем тщанием передавали учащимся.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 41.

Свт. Григорий Двоеслов

Тот раб, который не захотел воспользоваться талантом, пришел к господину со словами оправдания: Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое . Следует заметить, что ленивый раб называет своего господина жестоким , но при этом отказывается служить на пользу ему. Однако страшиться ему должно было только того, как бы не оказаться бесполезным для господина. В Церкви много людей, напоминающих этого раба, - они страшатся встать на путь лучшей жизни, но не боятся оставаться в своей бесполезности. И если случится, что они осознают себя грешниками, то возможность встать на пути праведности их тревожит, а оставаться в пороках для них не страшно.

Хороший пример - Петр, который, будучи еще в немощах, увидев чудо с рыбами, говорил: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк 5:8) . Если ты сознаешь себя человеком грешным, то верно только одно: чтобы ты не отгонял от себя Господа! А люди, видящие, что они слабы, и по этой причине не желающие улучшать ни нравы свои, ни образ жизни, подобны тем, кто допускает, что он грешен, и при этом отгоняет Господа. Они убегают от Того, Кого должны бы были освящать в себе; словно в смятении, даже умирая, они страшатся жизни.

Сорок гомилий на Евангелия.

Прп. Иустин (Попович)

Ст. 24-25 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое

Тайна лениваго раба: его презрение Бога, его ненависть к Богу, его отношение к Богу как к несправедливому, неправедному и немилосердному; т.е. он считает Его тираном, скупцом, насильником. От всего Божиего у ленивого раба остался один только страх перед Богом. Да и здесь он не сказал истины, потому что в нем все сместилось, и он не сумел быть откровенным перед Господином. Я знал тебя, что ты человек жестокий : т.е. Боже, ты суровый, немилосердный человек, ибо жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал . Другими словами: этот мир и люди в нем не Твои, ты только неправедно используешь человеческий труд; берешь себе то, что принадлежит людям; присваиваешь себе славу Господина и Творца мира, причем милосердного и великодушного, но на деле ты человек жестокий, скупец, который не дает своего и отнимает чужое. Поскольку ты такой, я не хотел использовать твой талант, твое добро; боялся я тебя, отошел далеко от тебя, скрыл талант твой в земле, - вот, тебе твое! (стих 25) .

Смотри, ленивый и лукавый раб не мог уничтожить талант Божий, имущество Божие; он должен был вернуть его Богу: Божие - Богу. - Это тип материалиста, атеиста, позитивиста, одним словом: гуманиста и гоминиста. Все они одного не хотят: не хотят Бога и ничего Божиего, хотят любой ценой оставаться при человеке и человеческом (подобно юродивым девам: Мф 25:1-13): не хочу Бога ни в этом, ни в ином мире, ни в этой, ни в иной жизни. И тогда начинается оцежевание комара и проглатывание верблюда. Такова на деле затея гуманистов всех родов. Затея - бессмысленная, безумная, сумасшедшая. - Да, но только для тех, кто прозрел. А для них? - Это торжество, которому нет равного ни в одном из миров, в котором они пресмыкаются.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 24-25 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое

Поистине известное слово: Непщевати вины о грехах (т. е. для измышления оправдания грехов) (Пс. 140:4) , относится также и к этому рабу, так что [у него] к лености и небрежности присоединяется еще преступление гордости. Действительно, тот, который просто должен был бы сознаться в своей бездеятельности и умолять домохозяина, - тот, напротив, злословит (на н)его и говорит, что он последовал благоразумному решению, - именно: не подвергать опасности целость [вверенных ему] денег, пока он будет обращать их в выгодных предприятиях.

Блж. Феофилакт Болгарский

Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал

Ориген

Ст. 24-25 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое

Почему господин его , говоря ему в ответ и обличая его как лукавого раба и ленивого, не признал, что Он есть человек жестокий , как тот думал, а с другими его словами согласился, говоря ему: Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал ? Каким образом нам понять, что действительно наш Господь жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал ? Мне кажется, [это ясно] из следующего места: праведник сеет в дух , от которого и пожнет жизнь вечную (Гал. 6:8) . И все, что сеется другим (то есть праведным мужем) и пожинается в вечную жизнь, пожинает Бог; ибо Богу принадлежит праведник, и Он пожинает, где не Сам сеял, а тот праведник. Следовательно, мы скажем и то, что праведник расточил, раздал нищим (2 Кор. 9:9) , а Господь собрал в Себе все, что праведник расточил и раздал нищим, пожиная то, что не сеял, и собирая, где не рассыпал. Он причисляет Себе и считает, что Ему приносится все, что посеяно или расточено для нищих верующих, говоря тем, которые оказали добро своим близким: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть (Мф. 25:34-35) и прочее. И поскольку Он хочет жать, где не сеял и собирать, где не расточал, то, не найдя [этой прибыли], Он скажет тем, которые не доставили Ему [возможности] пожинать и собирать: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный , который уготовал Отец Мой дьяволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть (Мф. 25:41-42) и прочее.

Один из рабов собрал себе меньшую добродетель, из-за чего домовладыка дал ему, как менее способному, один талант . Получив его, тот раб закопал его в землю и скрыл его в глубине, хотя должен был взять его и употребить в дело.

Из книги Память о мечте [Стихи и переводы] автора Пучкова Елена Олеговна

«Я шел, я сеял; и произрастала…» Я шел, я сеял; и произрастала судьба, мне щедро за труды воздав, но в горле слишком прочно кость застряла, естественной, как в рыбьем теле, став. Мне не вернуть Весам их равновесья, не уравнять непримиримость чаш; но в небе – знак, не

Слушающий жнет

автора Яковлев Василий Павлович

Слушающий жнет

Из книги Откуда соколы взлетают автора Яковлев Василий Павлович

Слушающий жнет Призывную комиссию Михаил Галкин прошел лишь со второй попытки, а тогда, год назад, его признали негодным вообще ни к какой службе в рядах Красной Армии и завернули обратно в свой Пласт из первого же кабинета: учащенный пульс, повышенное артериальное

Глава 1 Кто сеял ветер

Из книги Император, который знал свою судьбу. И Россия, которая не знала… автора Романов Борис Семёнович

Глава 1 Кто сеял ветер О мировых кризисах и нравственности в политике Даже на памяти современников мировой финансово-промышленный кризис, начавшийся в 2008 году, - не первый. Тот, что разразился в конце 1980-х гг., способствовал, если не стал основной причиной краха экономики

Как Кремль сеял панику

Из книги автора

Как Кремль сеял панику Если верить А. С. Куликову, он разгадал «дьявольский план» организаторов митинга на Октябрьский площади в 14.30 и только тогда понял, как нужно действовать. На самом деле ничего неожиданного для командующего внутренними войсками МВД в 14.30 не

Жнет, где не сеял

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Жнет, где не сеял Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 25, ст. 24) сказано: «...Ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал». То же самое и в Евангелии от Луки (гл. 19, ст. 21): «...Ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял».Сам же евангельский

КТО ЖЕ СЕЯЛ СМУТУ?

Из книги Человек с рублём автора Ходорковский Михаил

КТО ЖЕ СЕЯЛ СМУТУ? Если говорить откровенно, классическая литература нас обоих еще со школьных лет раздражала и злила, роль ее безбожно преувеличивалась. Не было уголка жизни, который бы она не разоблачила, не пригвоздила к позорному столбу и т. д. и т. п. Лев Толстой

37. ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. 38. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

37. ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. 38. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. В отношении к духовной жатве находит свое совершенное исполнение поговорка: "один сеет, другой жнет". Если при

3. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; 4. и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5. иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. 6. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело к

автора Лопухин Александр

3. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; 4. и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5. иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. 6. Когда же взошло солнце, увяло, и,

26. когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. 27. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? 28. Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? 29. Но он с

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

26. когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. 27. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? 28. Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем

26. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

26. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; (Лк. 19:22). О прежней радости при встрече с первыми двумя рабами теперь нет и речи. Прежняя ласковая и тихая речь превращается теперь в грозное дыхание бури.

12. И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

12. И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь Если Авраам был простым номадом и разве иногда делал насаждение деревьев (21:33), то Исаак начинает уже, наряду со скотоводством, заниматься и земледелием, и Иаков развивает эту

Жнет, где не сеял

Жнет, где не сеял
Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 25, ст. 24) сказано: «...Ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал». То же самое и в Евангелии от Луки (гл. 19, ст. 21): «...Ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял».
Сам же евангельский текст восходит к известной древнегреческой пословице - «жать чужую жатву». Та же мысль встречается и у древнегреческого поэта Гесиода в его сочинении «Теогония»: «Чужой труд они пожинают для собственного чрева».
Иносказательно: о людях, пользующихся плодами чужого труда.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Жнет, где не сеял" в других словарях:

    Жнетъ гдѣ не сѣялъ, собираетъ гдѣ не расточалъ. Ср. Вишь, что старый хрѣнъ затѣялъ: Хочетъ жать тамъ, гдѣ не сѣялъ: Полно, лакомъ больно сталъ. Ершовъ. Конекъ Горбунокъ. Ср. Der eine fängt den Hasen, der andere isst ihn. Ср. Uno se la fa, e… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Жнет, где не сеял, а собирает, где не расточал. См. СВОЕ ЧУЖОЕ …

    Ср. Вишь, что старый хрен затеял: Хочет жать там, где не сеял: Полно, лаком больно стал. Ершов. Конек Горбунок. Ср. Der eine fängt den Hasen, der andere isst ihn. Ср. Uno se la fa, e l altro se la gode. Pasqualigo. 3, 18. Ср. Один сеет, другой… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Толковый словарь Даля

    Или жамкать; жомкать; жемнуть или жамкнуть; жимать что, давить, гнести, тискать, нажимать, прижимать, сжимать, выжимать; мять, сдавливать. В орл. говорят сожмал, разожмал руку. | Теснить кого, притеснять. Сапог жмет ногу. Не жать, так и соку не… … Толковый словарь Даля

    Всяк себе хорош. Всяк сам себе загляденье. Здравствуй я, да еще милость моя! Своя рука только к себе тянет. Всякая рука к себе загребает. Всякая птичка своим носком клюет (свой зобок набивает). Бравши, рука не устанет (не приберется, не притупеет … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Выдержки из моих рецензий.

* Знаю, наверняка, Есть крУги Ада семейного счастья и тайна пепла "мостов" на запястье... Читала и сопереживала: "Еве" - не "Лилит". Но никого не смею осуждать.

* Отечества, как и люди - у каждого своя тень. Но даже, если и ощущаешь себя "человеком Мира", остается ностальгия. А в борьбе с лишениями там, где тебя никто не ждет, есть "Везучие" Друзья, дай им Бог здоровья, Талант и "Пище_варение"! С искренним восхищением наслаждалась чтением.

* Прям, скосили "косой человечности"! Не в смысле самопожертвования - ЖИЗНИ! Такой, порой, несуразной. Где одни используют слабости, человеков себе во благо, а другие, даже когда беспомощны априори, все-таки, пытаются помочь. А по-другому не могут. Сильный и запоминающийся рассказ.

* Где-то, у Генриха Гейне, прочла, что жизнь человеческая и дела их - это творческий сон Бога. А когда Бог проснется и протрет заспанные глаза? Еще, отдаю должное красоте и мудрости ваших мыслей. А ваш ответ предыдущему собеседнику: "Бог ждет от нас более всего искренности, а не молитв", - дорогого стоит!

* Вот ведь как... И никакого Суда божьего не надо Старику, когда сны казнят...

* "Большая Игра", похоже, forever. Написал же какой-то английский деятель, еще давно, книгу, где указал, что против России хороши любые методы. Чем лживей и гнуснее - тем лучше! Самовольно рассылал по собственному списку, но процесс остановили сами англичане, и все(?) экземпляры книги изъяли. Но наши, тогдашние, дипломаты один экземпляр заполучили и успешно применили в своем протесте. Но времена меняются, и наглость одерживает победу.

* Жизнь дает многое, но никогда не даст всего. Познания, раздумья, неуверенность выбора - пока живы, всегда с нами.

* Творчество - не от желания что-то в "прикуп" себе, а фантазии. А мысли, которые они "привлекают" - свыше посланное.

* Да. Было время... А люди какие! Манеры, речь... А нынче? Все больше супервайзеры да промоутеры. Но во все времена - в поиске: то ли себя, то ли себе. Любуюсь вашими текстами.

* Никогда не поймут "силуановы-голиковы", как оскорбительны для народа их шельмовские, фарисейские потуги выглядеть прилично. Сказать им: "Цыц!", - может только First, но он не спешит... Не может или не хочет?

* Ваш текст завораживает. Что такое время? Зачем нужда в датах? Что наша жизнь? Череда побед или проигрышей...

* Улыбнулась... Но заинтересовал разговор с раввином! Вспомнилась чья-то шутка: Сначала Авраам родил Исаака. Потом Исаак родил Иакова. А потом что-то пошло не так, и рожать стали женщины.

* От страха возрастного - только одно средство: ЖИЗНЬ! Иногда накатывают мысли о неизбежном, но: Осень жизни, всё же, хохотушка! Победит склерозом грех и страсть. А по площадям стоять, протягивая кружку каплям счастья, не заставит... Потихоньку стану Жить - не умирать!!!

* Интересная повесть. Судьба, она такая: кто на неё не полагается, тому дает больше возможностей. А судьбы женски_Я, у всех почти, в чем-то схожи: "семеро наваливай - один тащи!" Главное, не скулить и не жалеть себя. Идти к цели. Не мелочиться! А любовь...

* Как говорил профессор Преображенский: "Пропал дом!", - так и в вашем рассказе подразумевается печаль: пропали Небеса! А все важные дела начинают с понедельника!!! Но Господь уникален. Хотя… создав "овцу" - повторился...

* У сыщиков, равно, как и у парикмахеров, врачей, гробовщиков, всегда много работы! Известный слоган, как "пароль", для спецслужб: "Будь готов!" И отклик ЛГ, правда, с тенью сомнения: "Всегда готов?" Интересная интрига. Думаю, это только начало "неравнозначной" взаимности? Что-то подсказывает мне, что "лубянкинский" генерал имеет интерес не только государственный. Как тот человек из притчи - Жнет там, где не сеял...

* Вот она, всегдашняя "правда" жизни... Помните, у Гоголя? «Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент... О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»

* Какая в синем радость золотого! Небо, солнце, снега... и покой! Только в детстве бывает такое неостановимое счастье...

Борису Подберезину, Александру Гриневу, Валентину Логунову, Саше Тумп, Елене Ляховой, Александру Герасимову, Владим Филиппу, Александру Дымову, Мише Димишину, Тамаре Алексеевой2, Григорию Ходакову, Neivanov, Ванико.

Свт. Иоанн Златоуст

Из негодования господина на этого раба ты увидишь, как и учащиеся могут сделаться виновными, как и от них востребуется не только то, что им дано, но еще и с лихвою. В самом деле, что говорит Господь тому лукавому рабу? Злый рабе! Негодование страшное, угроза поразительная! «Аще , – говорит, – ведал еси, яко жну, идеже не сеях, и собираю, идеже не расточих, подобаше убо тебе вдати сребро мое торжником, и Аз пришед взял бых оное с лихвою» . Серебром он называет драгоценное слово (Божие), а торжниками – вас, принимающих (от нас) это слово. Твое дело, говорит он, было только передать им серебро; а мое – взыскать от них не только то, что им дано, но и то, что они сверх того приобрели бы. Видите, возлюбленные, как много страшного в этих словах! Что же скажут на это те, которые не заботятся даже о сохранении вверенного им (сокровища), когда сверх того потребуется еще от них и приращение его?

Беседы на книгу Бытия. Беседа 41.

Свт. Василий Великий

Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал

Всякий предлог к бездействию есть предлог ко греху, потому что тщательность, равно как и терпение, надо показывать даже до смерти. А что леность, сопряженная с лукавством, подвергает ленивого осуждению, это видно из слов Господа, сказавшего: лукавый раб и ленивый (Мф. 25:26) .

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 26-27 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью

И тогда в ответ раб слышит: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну; где не сеял, и собираю, где не рассыпал; потому надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью . Раб уловлен был своими собственными словами, когда господин подтвердил: я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал , - словно бы говорил: если я, согласно твоим словам, ожидаю от тебя чего-то, что я не давал, то насколько больше ожидаю от того, что дал тебе для использования?

Отдать серебро торгующим значит дать знание проповеди тем, кто может им распорядиться. И если вы воспринимаете наше опасение, если вы владеете серебром Господа, то тщательно взвешивайте себя, братья возлюбленные. То, что имеете, отдать нужно с прибылью. Прибыль, конечно же, серебро, в том числе и которое не было дано.

Сорок гомилий на Евангелия.

Прп. Иустин (Попович)

Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал

Все отношение ленивого раба к Богу и Его таланту происходит от его испорченности и лени: лукавый рабъ и ленивый! Зло и лень - главные причины этого, и главные строители всего его внутреннего мира. Эта причина - и на дне души всех материалистов, атеистов, позитивистов = гуманистов. Оттуда исходит вся их критика Бога, или точнее: клевета на Бога. Извращенное и ложное восприятие Бога всегда исходит в человеке из его добровольного лукавства и лености. Он зол на все Божие добро: лень ему заглянуть в тайны бесчисленных звездных миров, и в свой чудный внутренний мир мыслей и чувств, почему он и приписывает Богу то, что можно приписать только творцу зла и диаволу, или плохому человеку: хищение и грабеж.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 26-28 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов

То, в чем он видел оправдание для себя, обращается в вину для него. Но он называется еще рабом злым, лукавым, потому что он произнес хулу против Господа. Он ленивый, потому что не захотел удвоить таланта, так что за первое обвиняется в гордости, а за второе - в нерадивости. «Если, - говорит Он, - ты признаешь, что Я суров и жесток и гоняюсь за чужим, и пожинаю там, где не сеял, то почему мысль об этом не внушила тебе страха, чтобы ты мог знать, что Я буду искать своего гораздо заботливее, и отдать деньги мои, или серебро, торговцам; ведь на греческом и то, и другое значение заключается в слове άργύριον. Слова Господни , - говорит псалмопевец, - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное (Пс. 11:7) . Итак, деньги и серебро это есть проповедование Евангелия и слово Божие, которое должно быть вручено торгующим и меновщикам, что значит: или остальным учителям (это делали и апостолы, поставляя по отдельным странам пресвитеров и епископов), или всем тем верующим, которые могут удвоить сокровище и возвратить с прибылью, т. е. через исполнение делом того, что они изучили словесно. А отнимается талант и дается тому, кто создал десять талантов, с той целью, чтобы мы понимали, что хотя и в том, и другом труде, - т. е. и в труде того, кто пять обратил в десять, и того, кто два - в четыре, одинакова радость Господа, однако тому, который более потрудился над сокровищем от Господа, должна быть дана большая награда. Потому апостол и говорит: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении (1 Тим. 5:17) . Из того, что дерзнул сказать злой раб: «Жнешь там, где не сеял, и собираешь там, где не разбросал», мы понимаем, что Господь принимает добрую жизнь и язычников и философов, и иначе относится к тем, которые проводят жизнь праведно, а иначе к тем, которые живут неправедно и по сравнению с тем, который служит естественному закону, осуждает тех, которые не радеют о законе писанном.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал

Евфимий Зигабен

Ст. 26-27 Отвещав же господь его рече ему: лукавый рабе и ленивый, ведел еси, яко жну идеже не сеях, и собираю идеже не расточих: подобаше убо тебе вдати сребро мое торжником, и пришед аз взял бых свое с лихвою

Господь говорит так не потому, что тот сказал правду, – так как без Него ничто не совершается праведно, – но ведет речь условно и как бы так говорит: «Если бы Я даже и был таким, – что впрочем неверно, – однако так как ты знал Меня таким, то тем более следовало тебе отдать Мой дар знающим различать добро от зла (их называя здесь торжниками); следовало о тебе научить, внушить, посоветовать, сделать все с своей стороны, а остальное предоставить Мне, именно взыскание; следовало тебе сделать по крайней мере более легкое, а более трудное предоставить Мне». Ссуда есть учение, а прибыль такой ссуды – умножение добродетелей. Прибылью назвал всякую вообще пользу, получаемую от жизни вместе с другими.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Архим. Софроний (Сахаров)

Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал

Лопухин А.П.

Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал

(Лк. 19:22). О прежней радости при встрече с первыми двумя рабами теперь нет и речи. Прежняя ласковая и тихая речь превращается теперь в грозное дыхание бури. Опять неверно мнение, что господин опровергает здесь клевету раба (servus autem malus appellatur: qula calumniam domino facit, - Иероним), или говорит здесь только гипотетически, предположительно (ύποθετικώς τον λόγον προ» γάγεν - Евфимий Зигабен). Тут нет никакого опровержения клеветы, никакой гипотетичности. Слова раба признаются справедливыми; но господин настолько властен и силен, что для него обычная нравственность не имеет как будто никакого значения. Сила - вот его право! Поэтому жадность, хищничество, любовь к прибыли, отсутствие обычной логики в нем являются добродетелью. Если он живет на чужих полях, то это правильно! Если собирает зерна на чужих гумнах, то это законно! Раб хорошо знал об этом, и это нужно было ему принять к сведению. Так как раб не сделал того, что было желательно его господину, то подвергается суду, и притом на основании начал, опять неодобрительных с точки зрения обычной нравственности. Господин почти целиком повторяет только что сказанную речь раба и ставит ему ее в вину.

Толковая Библия.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры