Значение имени: Назар. Назар кожухарь Успешные люди и звезды

Главная / Ссоры

В данном материале вы найдете сведения о значении мужского имени Назар, его происхождении, истории, узнаете о вариантах толкования имени.

Полное имя - Назар

Синонимы имени - Назер, Назари, Назарий, Назариос

Происхождение - еврейское, «посвятивший себя Господу»

Зодиак - Близнецы

Планета - Меркурий

Животное - Тапир

Растение - Азалия

Камень - Хризопраз

Оно имеет три версии своего возникновения. Первая означает то, что оно еврейское и переводится «посвятивший себя Господу». Вторая - от латинского имени Nazarius, переводимого как «тот, кто родом из Назарета», «назаретянин». И третья - арабская, имеет несколько значений: «дальновидный», «пристальный взгляд».

В нем чувствуется яркий и властолюбивый мужчина. Он совсем закрыт для всех, за исключением единственного друга. Назар свои решения принимает обдуманно, редко к кому прислушивается и неярко проявляет себя в жизненных ситуациях. Мальчика следует научить не ожидать от других восхищенного признания его личных мнений и враждебно не относиться к тем, кто не разделяет мнения Назара. Нужно больше доверять любящим его людям и преодолеть в себе упрямство. Если юноша последует этим советам, тогда он сможет прожить достойную и интересную жизнь.

Собственное умозаключение позволяет парню составлять мнение об окружающих его людях. На него практически никак не влияют происходящие события, ему важнее собственное мнение. Ему он доверяет безоговорочно и всегда опирается на него при принятии важного решения. Здоровье у него неплохое, только иногда может подводить желудок.

Любовь имени Назар

Спокойный и добродушный Назар пользуется женским вниманием. Им нравится его рост, физическая форма, мужественное лицо. Только он очень осторожен в своем выборе и не дает девушкам напрасных надежд. Ждет единственную.

Спутницу своей жизни он ищет долго. Ближе к 30 годам Назар уже точно знает, какая женщина ему необходима. Она должна быть обязательно: нежной, доброй, красивой и неглупой, всю себя посвящать ему и детям. Он же будет верен ей, обеспечит материально, поддержит морально и станет опорой во всем.

Сексуальность имени Назар

В интимном плане молодой человек настойчив. Он старается своей партнерше доставить максимум удовольствия, даже, если знает, что они больше не будут встречаться. Назар нежен, ласков, но того же ждет от девушки.

Брак и семья имени Назар

Семейные отношения для мужчины очень важны. Он должен заботиться о ком-то. Став финансово независимым живет с родителями. Продолжает оберегать их и после свадьбы. Чуток к их желаниям и потребностям. Но все это происходит не в ущерб собственной семье.

В супруге видит хранительницу и защитницу семейного тепла и уюта. Назар предоставляет своей жене все возможности. Домашняя обстановка должна быть комфортной. Не так важна чистота, как уют. Детвору обожает, она отвечает ему тем же. Вместе они весело проводят отпуск и выходные.

Бизнес и карьера

Назар всегда будет стремиться к обеспеченной жизни. Он имеет наклонности и способности к управлению большим хозяйством. Из него выйдет неплохой промышленник или фермер. Так же ему подвластны такие специальности как инженер, конструктор, следователь, историк, оператор, музыкант, артист. Мужчина может открыть свое дело, трудности, которые обязательно будут при любой работе, преодолеет с легкостью.

Если он выбрал профессию по душе, то в жизни его ждет полный успех. Он станет хорошим исполнителем и талантливым специалистом своего дела. Ведь выбранная им профессия станет частью его жизни. Если же он не любит специальность, он просто добросовестно станет выполнять работу, смирившись с создавшимся положением. Но успех все равное его ждет, только он придет позднее.

В коллективе его уважают, хотя мужчина не очень откровенен с коллегами. Но его дружелюбие и интеллигентность импонирует многим. Руководство ценит его за способность спокойно справляться с проблемами.

Значение имени Назар в характере

В детские годы это подвижный и живой ребенок. Мальчик любит заниматься спортом, особенно предпочитает футбол, поездки на велосипеде. Если ваш ребенок родился зимой, тогда у него есть все шансы стать знаменитым спортсменом.

В школе он учится хорошо, много читает, отдает предпочтение приключенческой литературе. Музыка так же ему близка, только он больше предпочитает слушать, чем играть, Назар имеет хорошую фонотеку. Занимается коллекционированием.

Мальчик дисциплинирован, всегда поможет своим родителям и знакомым, которых у него достаточно много. Но больше всего он предпочитает проводить время со своим другом, который у него один, избегая многочисленные и шумные компании. Так получается, что этот товарищ будет с ним на протяжении всей его жизни, он один будет знать о Назаре всю правду и останется единственным советчиком в трудные минуты.

Подросток Назар

Вступив в юношеский возраст, мальчик становится многогранной личностью, он предстает перед всеми воинственной и противоречивой натурой. Независим в личных суждениях, его больше заботит внутреннее состояние равновесия и удовлетворённости. Как к этому относятся другие, его совершенно не интересует. Порой Назар кажется неуправляемым и некоторые его поступки не поддаются логическому объяснению. В этот период родителям важно не перегнуть палку, иначе мальчик совсем отдалится от них.

Успешные люди и звезды:

Назар Кожухарь - музыкант

Назар Ас-Самаррай - актер

Назар Матчанов - политик

Назар Агаханов - ученый

Насер Кульсариев - поэт

Идеальная совместимость: Ада, Аза, Мила, Муза

Неудачная совместимость: Дина, Ирма, Регина

Имя выдающегося скрипача, дирижера, создателя и художественного руководителя ансамбля "The Pocket Symphony" Назара Кожухаря, несомненно, известно многим ценителям академической музыки. Назар - идейный вдохновитель и исполнитель множества проектов в области редкой старинной и современной музыки. Он владеет несколькими инструментами, считая, что современный исполнитель просто обязан идти в ногу со временем, познавать новое и никогда не прерывать своего движения вперед. Сегодня мы говорим с Назаром о том, что остается невидимым глазу публики, о проблемах, с которыми сталкиваются те, кто раз и навсегда решает связать свою жизнь с музыкой.

Назар, сегодня многие говорят об общем упадке культуры, о бездуховности, о мизерной роли искусства в нашей жизни. Мы, аудитория, которая приходит в концертный зал, видим лишь лицевую сторону, слушаем то, что нам предлагают. А что происходит "по ту сторону"? Какова ситуация, сложившаяся в российской исполнительской школе?

Ситуация сегодня, конечно, не очень веселая, причем это все давно уже произошло. Я могу смело говорить об этом по двум причинам. С одной стороны, я нахожусь внутри системы, а с другой - вне ее, так как лет десять уже не преподаю. Большую часть моего времени занимают мастер-классы, которые я провожу по всей территории бывшего СССР.

Могу просто привести пример, из которого сразу станет все понятно. Так, существуют в нашей стране замечательные консерватории, скажем, в Новосибирске или Нижнем Новгороде, к которым может быть приставлено восемь ансамблей, в числе которых всего один, скажем, виолончелист. Я однажды, наблюдая такую ситуацию, спросил: "Почему у вас везде играет один и тот же человек?" Из слов декана оркестрового отделения консерватории выясняется, что из нынешних студентов, родившихся в 1990-е, всего трое учатся играть на этом инструменте, и только один из них что-то может изобразить. Выходит, просто людей нет. А если нет людей, тогда о чем можно говорить?

- Что, совсем нет талантов?

В общем-то решают все не талантливые единицы, которые всегда будут. Такой человек, как Денис Мацуев, и через пятьсот лет может где-то появиться, и то, что переживает система в целом, не так явственно по его игре. Уровень нашего музыкального мира определяется именно "средними" исполнителями. Если у вас пятьдесят виолончелистов, то, соответственно, из них пятнадцать - хороших. А если их всего четверо, то - один, и то очень слабый.

Возьмем, например, Китай, где за последние несколько лет во многих областях происходит нечто феноменальное. Если десять лет назад они просто шустро играли на инструментах, то сейчас там происходят совершенно поразительные вещи, напоминающие нашу систему пятидесятых-шестидесятых годов: постоянный поиск детей, точно выверенная система нагрузок, которая, конечно, очень высокая, но зато там в двенадцать-тринадцать лет получаются окончательно сформировавшиеся музыканты. При этом Китай располагает огромным количеством преподавателей из Европы, все ученики говорят на иностранных языках и замечательно ориентируются в стилях.

- Хорошо, все это происходит у них. А что сегодня в нашей стране в плане подготовки музыкантов?

Мы - это совсем другое дело. Резкий спад нашего музыкального образования начался в конце восьмидесятых с резкого отъезда людей. Среди моего поколения, которое училось в ЦМШ, остались два-три человека, все остальные уехали. И, может быть, не все там стали звездами, но все они сейчас могли бы преподавать здесь. Для России они - вырванный кусок молодой поросли, которые хотели и могли бы, оставаясь со своей страной, что-то ей предлагать. А сейчас мы имеем, честно скажу, восемнадцатый сорт в девяноста процентах случаев профессуры Московской или Петербургской консерваторий разлива шестидесятых годов. То есть мало того, что, с одной стороны, они недостаточно квалифицированны, так эстетически еще живут в совсем другом времени. И тенденция эта не только будет, как мне кажется, ухудшаться, так еще и совершенно непонятно, что нас сможет спасти.

Хотя, если говорить о стране в целом, я не вижу здесь какого-то исключения из правил. Во всех сферах происходит что-то не то. Если мы с пробками на дорогах справиться не можем, о чем вообще можно говорить? Очевидно, что весь "ствол" у нас не совсем здоров, а музыка - всего лишь одна из ветвей. С одной стороны, не самая, быть может, главная, а с другой стороны, мы же понимаем, что искусство - это та сфера, которая быстрее всего реагирует на болезнь государства. Конечно, любая проблема - в космосе или в балете - это проблема в первую очередь профессионалов. Потому что, когда во главе корпорации стоит менеджер, - это правильно, но если он решает и творческие проблемы - это плохо.

- Назар, так почему же вы не последовали тогда за своими коллегами и не уехали из страны?

Знаете, я отношусь к тому типу людей, которым интересно, когда все сложно. Тем более до 2000 года я был убежден, что мы что-то можем. Последние двенадцать лет, конечно, лишили меня изрядной доли оптимизма. Теперь я думаю, что мы что-то можем только в своей закрытой квартире или в одном концертном зале.

Есть мнение, что с переходом на рыночную экономику исполнители сами на определенном этапе отказались от экспериментов, сконцентрировав внимание на том, что популярно и востребовано...

Да, это так, но вы понимаете, что исполнитель не может сам предложить программу дирекции филармонии. Наша система сегодня как бы вернулась к советскому периоду. Ты можешь сделать свой собственный независимый концерт в Таллине или Берлине, и там действительно есть менеджер, который решит, "продастся" этот концерт или нет. А у нас все по-другому. Вы не найдете совпадений в абонементе нашей консерватории и зарубежной, потому что девяносто процентов музыки, звучащей там, нам неизвестно. Выдающиеся дирижеры играют там всего два-три концерта Чайковского или Рахманинова в полугодие, но они действительно классные! Причем это могут быть и наши люди. Например, Плетнев.

Даже в мое время мы переиграли огромное количество музыки своих сверстников. В восьмидесятые это было то ли принято, то ли просто интересно. Сейчас же этот опыт утерян. Например, в конце девяностых я преподавал в консерватории, и если мой студент на дипломе играл концерт Хиндемита или Стравинского, ему сразу ставили "минус", так как это - не репертуарная музыка. А то, что он играл в два раза лучше, чем тот, который играл Брамса, - неважно. Нельзя играть даже классический двадцатый век. Не говоря уже про Адамса или Филиппа Гласса - не дай бог, это вообще не музыка!

- Такое положение вещей и послужило причиной вашего ухода из преподавания?

Не только. Я ушел в основном по той причине, что страна начала сильно меняться, на позиции ректоров стали выдвигаться люди, на которых еще вчера показывали пальцем, обвиняя во всех смертных грехах. Когда последний секретарь парторганизации становится проректором, потом ректором и затем идет дальше, что там делать, в консерваториях?

Да и потом, жизнь очень изменилась, на нас огромное влияние произвели всевозможные электронные "девайсы", но людей продолжают воспитывать так же, как и во времена моих родителей. Сравните программу абонементов в филармонию сегодняшнюю и семидесятых годов - вы не увидите разницы.

Сегодня все диктует рынок. И здоровый рынок - это неплохо. Например, в Бостоне, где я стажировался, людей настраивают на оркестровую игру, у них очень много ансамблей. Требования другие, и они точно подстроены под необходимость наполнения музыкальной жизни. У нас же, напротив, все - солисты. Соответственно, если этого человека, который все-таки не стал солистом, посадить в оркестр к Симонову, первое, на что уйдет пять лет, так это на то, что его будут учить играть ритмично вместе с сидящими рядом. Потом выяснится, что он не знает трудных мест в симфониях Чайковского или Рахманинова, я уж молчу про Штрауса или Малера. Этого он вообще не слышал, окончив консерваторию.

Наша система во многом хорошая, она просто вовремя не перестроилась. Вспоминая китайцев, опять скажу, что они молодцы. Взяли советскую основу - опору на раннее воспитание музыкантов, но при этом не упустили новых веяний. В шанхайской консерватории работают огромное количество легионеров. Мы себе этого позволить не можем. Современные студенты знают меньше, чем знало мое поколение, при том, что у нас не было интернета, где вся информация доступна. Обычное явление, когда студенты крупнейших российских консерваторий играют по нотным изданиям тридцатых годов. Это хорошо для музыковедов! Но сейчас уже играют по уртекстам, а они не имеют понятия о таких изданиях.

Помимо скрипки, вы также освоили игру на альте, виоле да гамба и других струнных. Современному исполнителю, чтобы быть успешным, необходимо владеть несколькими инструментами?

Такая практика скорее обычна для Европы, чем для России. Я лично считаю, что владеть несколькими инструментами - это как говорить на разных языках. Особенно сейчас, когда репертуар так широко раздвинулся за последние тридцать лет. Это в середине двадцатого века можно было быть действительно замечательным исполнителем и играть всю жизнь три-четыре часа музыки. Сейчас все по-другому. Это прекрасно демонстрируют и Александр Рудин и Гидон Кремер, они охватывают колоссальное количество репертуара по всем эпохам. Даже на одном инструменте ты будто бы переключаешься на разные языки. И палитра приемов, которыми необходимо обладать, настолько широка, что порой даже взаимоисключает себя. Так, что-то красивое в Шумане или Шнитке совершенно не годится для Моцарта.

Но вы также упомянули о хорошем в нашей системе музыкального образования, что, помимо раннего развития, вы еще можете назвать?

В мое время была очень сильная теоретическая подготовка, сейчас я уже не знаю. Но все-таки наш музыкант мог написать гармоническую задачу или фугу. В Европе мало кто это может, если не берет специальный курс за деньги. У нас было очень много обязательных предметов, тяжелых, но доступных всем. Потому что в современном мире музыкант, конечно, должен уметь читать не только свою скрипичную строчку. В общем, не имею понятия, к чему все это приведет. Ситуация грустная, и начинать, думается, необходимо с профессионалов. С тех, кто всем этим управляет. И если бы у вузов было больше самостоятельности, они наверняка могли бы что-то придумать.

Музыкант – лауреат Всесоюзно...

Назар Кожухарь – скрипач, дирижер, создатель и художественный руководитель ансамбля солистов The Pocket Symphony.

Окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, затем саму консерваторию и ассистентуру-стажировку. Его педагогами были Зинаида Гилельс, Евгения Чугаева, Олег Каган, Сергей Кравченко. Стажировался в Бостонском университете у профессора И. Мазуркевича, а как симфонический дирижер – у Геннадия Рождественского.

Музыкант – лауреат Всесоюзного конкурса скрипачей имени Д. Ойстраха (1998, Одесса), Международного конкурса скрипачей в Амстердаме (1995).

Назар Кожухарь – инициатор и организатор множества художественных проектов, посвященных старинной и современной музыке. Он также организатор и участник многих международных фестивалей, член жюри Всероссийского конкурса молодых композиторов под председательством Эдисона Денисова, организатор фестиваля современной музыки имени Э. Денисова (Томск, 2002–2003).

Назар Кожухарь выступал в камерных ансамблях со Святославом Рихтером, Александром Рудиным, Татьяной Гринденко, Элисо Вирсаладзе, Наталией Гутман, Алексеем Любимовым, Тиграном Алихановым, Д.-Т. Шоном, Марком Пекарским и другими известными музыкантами.

В течение последних сезонов Н. Кожухарь осуществил множество масштабных проектов, среди которых “Gloria” Вивальди, впервые исполненная в России на исторических инструментах; циклы «Все инструментальные сочинения И. С. Баха» в залах Московской консерватории, «Все клавесинные концерты И. С. Баха» в Санкт-Петербургской филармонии. Он дирижировал премьерой новой редакции «Реквиема» В. А. Моцарта. Совместно с Петером Шрайером в Большом зале Московской консерватории The Pocket Symphony исполнил «Страсти по Иоанну» И. С. Баха, представил премьеру оратории «Тело Господа Нашего» Д. Букстехуде в Минске, Москве и Санкт-Петербурге. В октябре 2012 года в рамках Года культуры Германии в России, ансамбль неоднократно играл Мессу си минор И. С. Баха (первое российское исполнение на исторических инструментах).

В последнее время Н. Кожухарь часто играет на альте, виоле д’амур и виоле да гамба.

В 1995–2002 гг. преподавал в Московской консерватории. Часто проводит мастер-классы в высших музыкальных учебных заведениях Штутгарта, Карлсруэ, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Минска, Екатеринбурга, Саратова, Владивостока, Киева.

Скрипач имеет записи на телевидении, радио, компакт-дисках.

С 1989 года играет на инструментах Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов (в 1994–2001 гг. на скрипке Страдивари «Юсупов» 1736 года).

Скрипач, руководитель ансамбля The Pocket Symphony Назар Кожухарь о благословенных 90-х, торрентах, минимализме XVII века и о фестивале Earlymusic.

– С разлетом в несколько дней один и тот же исполнительский состав – твой ансамбль The Pocket Symphony, хор Александры Макаровой Festino плюс частично те же самые солисты – дают два принципиально разных концерта.

Один – с красноречивым названием In minimalism we trust и музыкой Филипа Гласса, Мортона Фельдмана, Валентина Сильвестрова и др., а второй – с английской музыкой XVII века на фестивале Earlymusic. Почему ты берешься и за старинную, и за современную музыку?

– Это одно и то же явление, только с разных полюсов.

Взять, к примеру, один из консортов для виол да гамба английского композитора начала XVII века Энтони Холборна, которые мы играем 23 октября в Капелле: это же типичный пятиголосный минимализм в до-мажоре.

У одного мотивчик на пять нот, у другого – на семь, они все время расходятся на какие-то доли, а потом вдруг съезжаются вместе. Ровно тот же принцип – в «Скрипичной фазе» Стива Райха для скрипки и фонограммы.

Райх заново открыл, что, придумав несимметричные последовательности из четырех нот, можно полтора часа складывать все новые и новые комбинации. Я преувеличиваю, но только слегка.

Совсем старая музыка, как и совсем новая основана на колебательных движениях, пульсации, которая постоянно меняется и трансформируется, но еле заметно – так, что для несведущего уха звучит одно и то же. Такая музыка обходится без лица автора, а значит, обращена не к автору и не к слушателю лично, а куда-то в космос.

Не важно, что именно Райх написал квартет, который мы играем в филармонии. Так же не важно, кто конкретно написал какой-нибудь восьмиголосный мотет в XVI веке.

– Но вы-то будете играть не анонимные мотеты, а Te Deum Генри Перселла.

– Это заказ фестиваля Earlymusic. Андрей Решетин предложил создать обрамление для выступления знаменитых британских солистов Майкла Чанса, Деборы Йорк и арфиста Эндрю Лоуренса-Кинга, а как можно делать концерт под названием «Англомания» без «Британского Орфея» Перселла?

К тому же для своего времени Перселл – абсолютный авангардист.

– С практической точки зрения, почему понадобились одни и те же музыканты в двух концертах и двух ипостасях? И не сложно ли им переключаться с Райха, Сильвестрова и Пярта на Холборна и Перселла?

– Человек не может разговаривать на одной громкости, а советская музыкальная школа научила нас все играть единообразным «красивым» звуком.

Ребенок не может сыграть одинаково три ноты на скрипке, его для этого долго тренируют, а в 15 лет он уже не может сыграть «тиии-рам», у него получается одинаковое «та-та».

Берем ли мы в руки виолы или ставим на пульт ноты Филипа Гласса, решаем-то одни и те же проблемы – как вернуть музыке ее речевую природу, ее близость к ходьбе, дыханию, глубинным человеческим инстинктам. Я бы вообще не стал разделять музыку на старинную, современную, классическую.

– Как же так? Академисты и «старинщики» – разве это не два полярных лагеря?

– Лагерей-то, может, и больше. Но настоящий музыкант не тот, кто сидит за клавесином или машет барочным смычком, а тот, кто всегда неспокоен. Играет ли Дебюсси, Стравинского, или Дауленда – он хочет понять, как это устроено, докопаться до сути.

Дело не в конкретной музыкальной эстетике. Адекватному скрипачу достаточно трех дней, чтобы приноровиться к жильным струнам, а за два месяца при должном усердии он уже будет в «старинном» материале. Это как джинсы в СССР: когда-то за них родину можно было продать, а теперь все есть, все известно – бери и ходи. Или играй.


– Если все так просто, почему, несмотря на все усилия Андрея Решетина и петербургского фестиваля Earlymusic, которому в этом году исполняется уже 20 лет, на усилия факультета старинной и современной музыки в Московской консерватории, который ты создавал те же 20 лет назад, есть ощущение, что мир старинной (да и современной) музыки в России остался очень хрупким?

Оркестр ты собираешь по двум столицам, десятков выдающихся солистов и ансамблей мы не наблюдаем, концертные афиши филармоний всей страны ими не пестрят. Почему за 20 лет мы Европу не догнали в этой области?

– Точка нашего отсчета – не 20 лет, а гораздо раньше. .

Сравним с европейскими мэтрами – братья Кёйкен начинали в 60-е, Джон Гардинер – в 68-м, Тревор Пиннок – в 72-м. Это одно поколение.

В 75-м великолепный флейтист Владимир Федотов ушел из оркестра ЗКР, чтобы заниматься старинными блокфлейтами. Тогда же, в 75-м, Алексей Любимов создал Московский барочный квартет, а Академию старинной музыки с Татьяной Гринденко – в 82-м.

Как бы это все развивалось при должной поддержке? Летали бы сейчас на частном самолете, как Гардинер, которому покровительствует английская королева, с кантатами Баха по всему миру.

Мы можем выпустить из Московской консерватории шесть барочных гобоистов, но их должно быть много больше. Москва все же больше, чем Кёльн.

Да, в консерваторию купили клавесины – так они развалились через три года, потому что руководители забыли отправить на учебу настройщиков-мастеров, которые должны их ремонтировать. А сторонние мастера в консерваторию не стремятся, потому что занесут отвертку, а потом не будут иметь права ее вынести, и это плохо кончится.


Ансамбль солистов “The Pocket Symphony”

В 90-е было легче: ансамбль Musica Petropolitana выезжал в Европу и устраивал фурор, мы могли выйти на конкурс Чайковского и всех перепугать своим аутентичным Бахом, а теперь даже не пугается никто.

– Вот уж, казалось бы, в 90-е здесь было не до старинной музыки.

– Так это было лучше, потому что ты сам мог создать оркестр, открыть факультет, устроить бешеную серию концертов, ты мог находить деньги, гранты, договариваться с Министерством культуры.

Теперь же, как в СССР, болезнь вертикали, которая превратилась в фарс. Раньше были партийные боссы, а теперь – менеджеры из «Единой России», раньше они всем заведовали, теперь всё решают.

Когда-то Владимир Федотов давал абонементы по 8–9 программ в Капелле, в которых самое известное имя – Буамортье. Сейчас, если ты в любой филармонии предложишь не Баха и Вивальди, а Генделя или Букстехуде, тебе скажут – нет, народ не придет.

– А народ придет?

– Заходишь, бывает, в пиратский торрент, запрещенный в нашей стране, и видишь, что какого-нибудь Гийома де Машо или Томаса Таллиса за год скачало две тысячи человек. Там флажки стоят – это Казахстан, Россия, Украина, это всё наши, бывшие советские граждане.

Наверное, скачавшие Таллиса пришли бы и на концерт с Букстехуде, узнай они вовремя об этом событии. Публика в России есть, ее не надо искать по углам и воспитывать.

Кстати, фестиваль Earlymusic этому свидетельство: он еще в 90-е смог создать правильную энергетику, независимую от болезней государства. Огромное достижение – не только то, что он был создан, но и то, что жив до сих пор, за что фестивалю отдельное спасибо.

Сын дирижёра Владимира Кожухаря. Закончил Московскую Государственную консерваторию и аспирантуру при ней (педагоги - Е. Гилельс, Е. Чугаева, О. Каган, С. Кравченко). Как симфонический дирижёр стажировался в классе Г. Рождественского. В 1992-1993 прошел стажировку в Бостонском университете (США), педагоги - Mazurkevich I., Liberman Carol.

Лауреат Всесоюзного конкурса скрипачей им. Д. Ойстраха (1988), международного конкурса скрипачей имени Локателли (1995, Амстердам).

Руководит ансамблем старинной музыки «The Pocket Symphony» (ансамбль стал лауреатом международного конкурса ансамблей старинной музыки в Гааге, 1996), в 1995-2001 преподавал в Центральной музыкальной школе и в Московской консерватории, где руководил Ансамблем старинной музыки Московской консерватории. Солист Московской Государственной академической филармонии (1996-2005), ведет интенсивную концертную деятельность в России и за рубежом (Германия, Франция, Великобритания, США, Мексика, Нидерланды).

Репертуар, творческие связи

В репертуаре Кожухаря - музыка от раннего возрождения до поставангарда. Выступал в ансамблях с такими исполнителями, как С. Рихтер, А. Любимов, Н. Гутман, А. Рудин, Э. Вирсаладзе и др.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры