Социальная народная ливийская арабская джамахирия. Джамахирия

Главная / Ссоры

Джамахири́я (араб. جماهيرية ‎‎) - форма общественного (некоторые специалисты полагают, что государственного) устройства, отличная от монархии и республики , обоснованная в Третьей Всемирной Теории Муаммара Каддафи и изложенная в первой части Зелёной книги .

Слово «джамахирия» - неологизм , образованный путём замены в корне слова «джумхурия» (республика) единственного числа «джумхур» (народ) на множественное число «джамахир» (массы). С. Гафуров указывал: «Интересно отметить, что семантика слова „Джамахирия“ связана с понятиями, которые Кропоткин считал ранними формами анархизма . Например, он отмечал, что русский историк Костомаров использовал понятие „народоправство “, что вполне может быть удачным переводом арабского слова - новообразования Джамахирия на русский язык».

В Джамахирии традиционные институты власти отменяются. Повсеместно формируются народные комитеты и народные конгрессы. Государство разделяется на множество коммун, представляющих собой самоуправляемые мини-государства в государстве, обладающих всей полнотой власти в своем округе, включая распределение бюджетных средств. Управление коммуной осуществляется первичным народным конгрессом. В народный конгресс входят все члены коммуны (то есть, жители коммуны). Каждый человек имеет право высказать своё предложение на заседании народного комитета. Каждый участвует в принятии решений и реализации власти. Государство представляет собой федерацию коммун. Каждый первичный народный конгресс избирает своих представителей в городской народный комитет и Всеобщий Народный Конгресс.

В государственном управлении Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией участвует все взрослое население страны, объединённое в первичные (основные) народные конгрессы. Народные конгрессы выбирают свои исполнительные органы (народные комитеты), члены которых автоматически становятся делегатами народных конгрессов провинций.

Всеобщий народный конгресс , высший законодательный орган Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии, вправе вносить в свою повестку дня лишь вопросы, обсуждённые первичными народными конгрессами.

«Хартия революционной законности», принятая Всеобщим народным конгрессом Ливии в 1990 году , предоставила широкие внешнеполитические полномочия лидеру революции - Муаммару Каддафи, который не занимает официальных постов в государстве.

Зелёная книга

Основные положения Третьей всемирной теории Каддафи изложены им в «Зеленой книге» (1976-1979).

«Третья Всемирная Теория» - новая система взглядов, которая противопоставляется идеям коммунизма Маркса и капитализма Адама Смита. В данной теории подробно раскритикована современная демократия: по мнению Каддафи, демократия перестала быть подлинно народной. Рассматривая сущность демократии, он приводит иногда подтверждения этой мысли.

Теория отрицает традиционные орудия власти - парламенты, партии, референдумы - и противопоставляет им концепцию прямой народной демократии, основанной на народных конгрессах и народных комитетах. При этом Всеобщий народный конгресс, принимающий общегосударственные законы, рассматривает лишь те вопросы, которые обсуждены и предложены в повестку дня первичными народными конгрессами, объединяющими все взрослое население страны.

Закон общества не может зависеть от политической конъюнктуры, а должен базироваться на обычаях и религии. Третья всемирная теория провозглашает необходимость отмены наемного труда и право работника на производимый им продукт.

При разработке теории Каддафи опирался, в частности, на теоретические труды теоретиков анархизма Михаила Бакунина и Петра Кропоткина, совмещённые с эгалитаристскими принципами ислама.

Реализация в Ливии

Теория частично реализована в Ливии - в марте 1977 года республика преобразована в Джамахирию, упразднена эксплуататорская частная собственность (сохранены частные семейные предприятия в сфере услуг).

С наступлением глобализации и информационной революции Каддафи несколько модифицировал свою теорию, введя в неё тезис об эпохе больших пространств, в которую национальное государство становится нежизнеспособным.

Как и предшественники, начиная с Платона, Каддафи искал идеальную форму общественного сосуществования, при котором наряду с социальной справедливостью наличествовала бы сильная власть, народная представительность и национальная самобытность. В Ливии была сделана попытка реализовать его идеи на практике: в марте 1977 года была обнародована «Декларация Себхи», и страна стала именоваться Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия.

Слово «джамахирия» («государство народных масс») - арабский неологизм, образованный путем замены в корне слова «джумхурия» (республика) единственного числа «джумхур» (народ) на множественное число «джамахир» (массы). Существование данной формы государственного устройства, отличной от монархии и республики, вытекает из «Третьей Всемирной Теории» ливийского лидера Муаммара Каддафи.

История преобразований в Ливии

В 60-70-х годах XX века в странах арабо-мусульманского Востока получили широкое распространение теории «социализма национального типа», которые стали наименоваться «исламским социализмом». В основу данного социализма легли принципы национализма, религии и равноправия, столь близкие и родные арабскому сердцу. Поэтому неудивительно, что в 60-е годы большинство стран арабского Востока были охвачены пламенем революций, народных восстаний и государственных переворотов. Не стала исключением в этой череде и Ливия, в которой 1 сентября 1969 г. группа офицеров ливийской армии, входивших в «Движение свободных офицеров-юнионистов-социалистов», свергла монархический режим и провозгласила Ливийскую Арабскую Республику (ЛАР). Временно верховную власть стал осуществлять Совет революционного командования (СРК), во главе которого стал 27-летний полковник Муаммар Каддафи.

Антиимпериалистическая направленность ливийской революции проявилась довольно отчетливо уже в первые месяцы существования нового режима. 7 октября 1969 года на 24-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН постоянный представитель Ливии заявил о намерении ливийцев ликвидировать на своей земле все иностранные базы.

Вслед за этим ливийское руководство информировало послов США и Англии о расторжении соответствующих договоров. Почти одновременно началось наступление и на позиции иностранного капитала в экономике страны.

Первые итоги и ближайшие задачи ливийской революции были закреплены в обнародованной 11 декабря 1969 года Временной конституционной декларации. Ислам объявлялся официальной государственной религией. Одной из главных целей революции провозглашалось построение социализма, основанного на «религии, морали и патриотизме». Добиться этого Каддафи и его соратники намеревались путем «обеспечения социальной справедливости, высокого уровня производства, ликвидации всех форм эксплуатации и справедливого распределения национальных богатств».

Совет революционного командования наделялся функциями главного звена политической организации общества с правом назначать кабинет министров, объявлять войну и заключать договоры, издавать имевшие силу законов декреты, которые касались основных аспектов внутренней жизни и внешней политики государства. Председатель СРК Каддафи был назначен главой Ливийской Арабской Республики.

В 1973 Каддафи организовал Арабский социалистический союз (АСС), ставший единственной легальной политической организацией в стране. В 1977 Всеобщий народный конгресс (ВНК), представляющий многочисленные народные комитеты, принят декрет («Декларацию Себхи») об установлении в Ливии «режима народной власти» (т. н. прямая народная демократия); страна была переименована в Социалистическую Народную Ливийскую Арабскую Джамахирию. Был также переименован и СРК, трансформированный в Генеральный секретариат Конгресса. АСС фактически слился с аппаратом ВНК. В генеральный секретариат ВНК были избраны Каддафи (генеральный секретарь) и четверо его ближайших соратников - майор Абдель Салам Ахмед Джеллуд, генералы Абу Бакр Юнес Джабер, Мустафа аль-Харруби и Хувейлди аль-Хмейди.

Ровно через два года пятерка лидеров ушла в отставку с государственных постов, уступив их профессиональным управленцам. С тех пор Каддафи официально именуется Лидером ливийской революции, а вся пятерка вождей - Революционным руководством. В политической структуре Ливии появились Революционные комитеты, призванные проводить через систему народных конгрессов политическую линию революционного руководства.

Государственное устройство Ливии

В Ливии был установлен военный режим, исповедующий идеи арабского национализма, социализма и ислама. Высшим государственным органом является ВНК, в состав которого входят представители народных комитетов. Фактически ВНК обладает функциями парламента. Его члены избираются на местном и региональном уровнях, часть их назначается лично Каддафи. Из числа членов ВНК Каддафи назначает и министров своего кабинета. Хотя сам Каддафи не занимает никаких официальных постов, он остается ведущим политическим деятелем Ливии.

Ислам в Ливии - государственная религия, при этом влияние мусульманского духовенства ограничено. В стране провозглашено прямое народовластие, доходы от продажи нефти позволяют поддерживать высокий уровень жизни ливийцев. В Ливии сокращено присутствие иностранного капитала, национализированы предприятия крупной и средней промышленности.

Основой судопроизводства является Коран. Судопроизводство осуществляется иерархически выстроенной системой судов. В судах магистратов рассматриваются мелкие дела. Далее идут суды первой ступени, апелляционные суды и Верховный суд. Главный принцип государственного устройства Ливии: «Власть, богатство и оружие - в руки народа».

Доктрина

Официальной идеологической доктриной является «Третья Всемирная теория» М. Каддафи, основные положения которой изложены им в «Зеленой книге» (1976-1979 гг.) - его главном программном труде. В соответствии с нею введена система «прямой народной демократии» - «джамахирия», созданной по образцу античной демократии.

В каждом магазине в Ливии в продаже всегда найдется «Зеленая Книга» и в большинстве случаев на разных языках, в том числе и на русском. Прочтение данного труда немного начинает проливать свет на то, почему ливийцы живут именно так, а не иначе.

Книга представляет собой цитатник ливийского лидера, разделенный на три части, и охватывает следующие жизненно важные аспекты существования:
решение проблемы демократии (Власть народа);
решение экономической проблемы (Социализм);
общественный аспект «Третьей Всемирной Теории».

Первая часть «Зелёной книги» - "Решение проблемы демократии (Власть народа). Политический аспект «Третьей Всемирной Теории» (вышла в январе 1976) - отрицает традиционные формы демократии, такие как парламент, партии, референдумы, и излагает основные принципы прямой народной демократии, основанной на народных конгрессах и народных комитетах. Хоть здесь изложены и вполне очевидные вещи, только, скорее всего не многие задумывались о том, что демократия и прочие свободы в действительности являются ничем иным, как разновидностью диктатуры. В данной части это весьма наглядно отражено и раскрыто.

Согласно «Зеленой Книге», победителем в борьбе за власть всегда выходит орудие правления - отдельная личность, партия, класс, а побеждённым всегда оказывается народ, то есть, по мнению Каддафи, подлинная демократия. Политическая борьба нередко приводит к приходу к власти того орудия правления, которое представляет собой меньшинство, « к тому же законным демократическим путём». То есть все, существующие политические режимы фальсифицируют подлинную демократию и являются диктаторскими режимами.

Парламентаризм, по мнению Каддафи, - порочное решение проблемы демократии. Парламент не может выступать от имени народа, потому что демократия означает власть самого народа, а не тех, кто выступает от его имени. Методы избирания парламента не могут считаться демократическими, потому что массы становятся полностью оторваны от депутата. Депутат монополизирует власть масс и право решать за них их дела. Парламент, по сути, представляет не народ, а победившую на выборах партию. Фактически, народ используется политическими силами в борьбе за власть. Система выборных парламентов является демагогической системой, ибо голоса можно покупать и подтасовывать; то есть, парламентское представительство - обман. В целом, теория представительского правления - устаревшая и изжившая себя практика, придуманная философами и мыслителями в ту пору, когда народом помыкали правители, как бессловесным скотом.

Партия, согласно «Зеленой Книге», это современное диктаторское орудие правления - это власть части над целым. Партии создаются группами людей для осуществления своих интересов или навязыванию обществу своих взглядов и установлении господства в нём своей идеологии. Количество партий не меняет существа дела. Более того, чем больше партий, тем острее между ними борьба за власть, что подрывает программу, направленную на благо всего общества. Интересы общества и общественного развития приносятся в жертву межпартийной борьбе за власть. Кроме того, партии могут быть продажны и могут быть подкуплены извне и изнутри. Оппозиция - это не орган контроля народа за деятельностью правящей партии, она лишь выжидает подходящий момент, чтобы занять место правящей партии у кормушки власти. Контроль находится в руках партии, стоящей у власти (посредством парламента), а власть - в руках партии, осуществляющей контроль. Отсюда ясно, как лживы, фальшивы и несостоятельны существующие в современном мире политические теории.

Каддафи сравнивает партию и клан. По его мнению, борьба партии за власть ничем не отличается от борьбы за власть между племенами и кланами. Оба этих вида борьбы оказывают на общество негативное и разрубающее воздействие.

Референдум - это фальсификация демократии. Голосующие могут сказать всего лишь одно слово либо «да» либо «нет». М. Каддафи считает, каждый должен иметь возможность обосновать своё желание, причину, одобрения либо неодобрения. Поэтому, чтобы быть до конца демократичными, надо создать такое орудие правления, которое являло бы собой весь народ в целом, а не представительство от его имени.

Каддафи предлагает создать особую иерархическую структуру народных конгрессов и комитетов, в результате которой «управление становится народным, народным становится контроль, утрачивается определение: демократия - это контроль народа над правительством, и на его место приходит новое: демократия - это народный самоконтроль».

«Единственным средством осуществления народной демократии являются народные конгрессы. Всякие иные системы правления недемократичны. Все существующие ныне в мире системы правления недемократичны, если они не придерживаются этого метода правления. Народные конгрессы являются конечной целью движения народов на пути к демократии. Народные конгрессы и народные комитеты представляют собой конечный результат борьбы народов за демократию».

Подобная система работает достаточно эффективно: в Джамахирии все население страны разбивается на народные конгрессы, которые избирают народные комитеты, которые в свою очередь формируют второй круг народных конгрессов, а уже те избирают административные комитеты, заменяющие собой госадминистрацию. Вопросы, рассматриваемые на народных конгрессах, окончательно формулируются каждый год на Всеобщем народном конгрессе. Соответственно, итоги и решения Всеобщего конгресса доводятся до нижестоящего звена в обратном порядке.

На Всеобщем народном конгрессе, где совместно собираются руководящие органы народных конгрессов, народных комитетов, профсоюзов и профессиональных объединений, обсуждаются важнейшие общественные вопросы и выносятся окончательные законодательные решения.

В первой части «Зеленой Книги» М. Каддафи также изложил и свои воззрения на свободу слова. По его мнению, «человек, как физическое лицо, должен иметь свободу самовыражения, и даже будучи умалишенным иметь право свободно выражать свое безумие». Человек, как юридическое лицо, также свободен в выражении себя как такового. В первом случае человек представляет только самого себя, во втором - лишь группу физических лиц, образующих юридическое лицо.

«Общество состоит из множества физических и юридических лиц. Поэтому, если физическое лицо является безумным, это не означает, что остальные члены общества также умалишенные. Пресса - это способ самовыражения общества, а не отдельного физического или юридического лица. Газета, являющаяся собственностью индивидуума, выражает только точку зрения ее владельца. Утверждение, что она представляет общественное мнение, несостоятельно, и не имеет никаких оснований, ибо на деле она выражает точку зрения физического лица, а с точки зрения подлинной демократии недопустимо, чтобы отдельная личность владела публичными средствами печати и информации».

Во второй части «Зеленой книги» - «Решение экономической проблемы (Социализм)» - изложен экономический аспект «Третьей Всемирной Теории» (вышла 2 февраля 1978).

В данной части разоблачает рабский характер наёмного труда и провозглашает право работника на произведенный им продукт. Человек обязан трудиться в меру своих сил и должен при этом иметь достаток, удовлетворяющий потребности, а все излишки должны направляться на накопление общественного богатства. Накопление излишков одним человеком приводит к уменьшению потребностей другого человека, а, следовательно, является недопустимым.

В сентябре 1977 года Каддафи выдвинул в качестве основы развития хозяйственной жизни принцип «самоуправления в экономике». В соответствие с этим принципом предусматривался переход предприятий в коллективное управление тех, кто там работает. Провозглашенный им впоследствии лозунг «Партнеры, а не наемные работники», нашел теоретическое обоснование во второй части «Зеленой книги» и с ноября того же года начал внедряться на ряде производственных предприятий.

В ходе развития своих экономических идей Каддафи выдвинул новый лозунг: «Жилище - собственность его обитателя». То есть, человек, живущий в доме, хозяин, а не его арендатор. В мае 1978 года был принят закон, в соответствии с которым сдача жилых помещений в аренду запрещалась, а бывшие арендаторы становились собственниками арендуемых квартир и домов.

Проводя в жизнь лозунг «Партнеры, а не наемные работники», рабочие и служащие под руководством народных комитетов захватывали предприятия и учреждения в сфере не только производства, но и торговли, а также различных служб обслуживания. Бывшие владельцы получали вместе с компенсацией и возможность участвовать в управлении этими предприятиями, но на правах «равного партнерства с производителями». Эта кампания «народного захвата», как ее назвали в Ливии, стала своеобразной формой ликвидации частной собственности крупной и средней буржуазии.

Функционирование политической системы

«Джамахирии» на местах и, особенно на производстве затруднялось как из-за саботажа буржуазных слоев, так и по причине недостаточной подготовленности осуществляемых мероприятий, неспособности нового управленческого аппарата руководить хозяйством. Все это вызвало недовольство и брожение среди части населения. Против политических и экономических новаций ливийского руководства выступила и некоторая часть мусульманского духовенства. Она обвинила Каддафи в «отступлении от положений Корана».

В ответ власти пошли на серьезные меры, направленные на ограничение влияния духовенства. Оппозиционно настроенным «хранителям чистоты ислама» Каддафи устроил по телевидению публичный экзамен на знание Корана. Богословы не смогли ответить на вопросы лидера ливийской революции, и были скомпрометированы в глазах верующего населения. Это дало Каддафи основание лишить впоследствии некоторых из них права вести религиозную службу.

Завершающим итогом всех экономических реформ в Джамахирии должно стать «достижение новым социалистическим обществом стадии, на которой окончательно исчезнут прибыль и деньги, когда общество станет целиком производительным, а производство будет полностью удовлетворять материальные потребности всех членов общества. На этом заключительном этапе прибыль исчезнет сама собой, и, значит, перестанут существовать и деньги». В настоящее же время, каждый в Ливии получает столько, сколько хватает для удовлетворения его физиологических потребностей: хлеб и прочие продукты питания стоят дешево; транспорт и бензин практически бесплатные; все жители Ливии обеспечены бесплатным жильем.

Благодаря начавшейся с 1961 эксплуатации богатых нефтяных ресурсов некогда полунищая Ливия превратилась в процветающее государство с самым высоким в Африке доходом на душу населения. В 1970-е годы цены на нефть на мировых рынках значительно повысились, что привело к накоплению значительных средств в Ливии, являвшейся поставщиком нефти в западные страны. Государственные поступления от экспорта нефти шли на финансирование градостроительства и создание современной системы социального обеспечения населения. Вместе с тем для повышения международного престижа Ливии огромные суммы расходовались на создание хорошо вооруженной современной армии. На Ближнем Востоке и в Северной Африке Ливия выступала в роли носителя идей арабского национализма и бескомпромиссного противника Израиля и США. Резкое падение цен на нефть в середине 1980-х годов и санкции ООН за укрывательство палестинских сепаратистов (от 1992 года) привели к значительному ослаблению Ливии. 12 сентября 2003 года Совет Безопасности ООН отменил санкции против Ливии введенные 1992 году.

Третья часть - «Общественный аспект Третьей Всемирной Теории» (вышла 1 июня 1979) - касается многих сторон жизни, в том числе положения женщин, системы образования, слияния языков мира, спорта. Именно в этой части представлено глобальное видение правильного сосуществования. Основополагающие принципы сводятся к тому, что: каждый народ должен иметь свою религию; признать значимость непрерывной общественной цепочки («семья - племя - нация - мир»; «от малого к великому»).

Согласно «Зелёной Книге»: «если национальный дух оказывается сильнее религиозного духа, то борьба между различными нациями, до этого объединенными одной религией, усиливается, и каждая из этих наций добивается независимости, возвращаясь к свойственной ей общественной структуре»; «племя - это та же семья, но увеличившаяся вследствие роста потомства, то есть племя - это большая семья. Нация - это племя, но племя, разросшееся в результате увеличения потомства, то есть нация - это большое племя. Мир - это нация, но нация, разделившаяся на множество наций в результате роста населения, то есть мир - это большая нация».

«Племя - это естественная социальная защита человека, обеспечивающая его социальные потребности». В Ливии, соответствии с принятыми социальными традициями, племя коллективно обеспечивает выкуп своих членов, сообща платит за них штраф, совместно мстит за них, коллективно их защищает. Особое место в Зеленой Книге отведено женщине, ее физическому строению и социальной роли в обществе:
Во-первых - «женщина - человек, равно как и мужчина»;
Во-вторых - женщина - особь женского пола, а мужчина - особь мужского пола. В силу этого женщина «имеет регулярное заболевание в виде ежемесячных кровотечений, если же этого не происходит, значит, у нее наступила беременность».
В-третьих - тенденция лишить женщину ее естественной роли матери и заменить ее как мать яслями кладет начало отказу от гуманного, человеческого общества и превращению его в биологическое общество, живущее искусственной жизнью (вследствие этого в Ливии отсутствуют детские сады, а женщина, родив ребенка, уже никогда не выходит на работу).
В-четвёртых - мужские особи в мире растений и животных по природе своей сильные и грубые, тогда как женские и в мире растений, и в мире животных, и в мире людей по природе своей красивые и нежные.

Исходя из этого, М. Каддафи делает вывод, что "человеческие права равны для всех - мужчин и женщин, однако обязанности далеко не равны.

Упоминает в своем труде М. Каддафи и о черной расе: «править миром будут черные». По его мнению, данное событие неминуемо вследствие демографических и социальных закономерностей. Вот почему, в последние десятилетия Ливия ассоциирует себя все больше не с арабским миром, а с Африканским континентом, пытаясь занять в нем лидирующие позиции.

Языковая проблема также поднята в третьей части «Зеленой книги»: «Люди будут отсталыми, пока не смогут объясняться на одном языке». Однако вопрос этот будет решен лишь когда процесс слияния языков пройдет ряд стадий, на что уйдет жизнь не одного поколения при условии, что со временем эти поколения утратят фактор наследственности: «чувственные восприятия, вкус и темперамент дедов и отцов».

Оригинальным является взгляд «Зеленой книги» на спорт и зрелища:
«спорт может быть только индивидуальным, подобно молитве»;
«массовый спорт - это социальная потребность людей, поэтому недопустимо как со спортивной и демократической точек зрения передоверять занятия спортом другим лицам»;
«коллективный спорт - дело масс»;
«трибуны стадионов существуют лишь для того, чтобы закрыть массам доступ на спортивные поля»;
«бокс и разные виды борьбы свидетельствуют, что человечество еще не окончательно избавилось от пережитков варварства».

Такой подход к спорту привел к тому, что большинство стадионов страны открываются в Ливии лишь во время проведения военных парадов, а любые виды борьбы находятся под строжайшим запретом.

Не находя в так называемом «исламском социализме» конкретных рецептов преобразования общества, М. Каддафи постоянно вносил поправки в свою теорию. Если до «Зеленой книги» ислам считался одним из идейных источников официальной идеологии, то в вышедшей летом 1979 года третьей части этой книги «истинность» Третьей Всемирной теории уже не измерялась постулатами ислама.

Напротив, «истинность» самих исламских положений стала оцениваться с точки зрения их соответствия самой этой теории. Движущей силой истории объявлялась национальная и общественная борьба. Вместе с тем, уточнял М. Каддафи, «если бы мы ограничились только поддержкой мусульман, то показали бы пример фанатизма и эгоизма: Истинный ислам - тот, который выступает в защиту слабых, даже если они не мусульмане».

В последующих пояснениях и комментариях к «Зеленой книге» многие ее положения подвергались значительной корректировке. Но эта книга по-прежнему остается как бы основополагающим катехизисом официальной идеологии в Ливии.

Продолжение преобразований в Ливии

Трансформация ливийского общества в современную политическую систему, названную Джамахирией, сопровождается многими зигзагами и проходит медленнее, чем того хотел бы М. Каддафи. Но созданная им система, несомненно, пробудила ливийский народ к политической активности. Однако, как он вынужден был признать, «участие народа в управлении страной было не полным».

Поэтому на состоявшейся 18 ноября 1992 года в городе Сирт сессии ВНК было принято решение о создании в Ливии новой политической структуры. Она предполагала переход страны на высшую ступень народовластия - образцовой Джамахирии. Речь идет о создании вместо первичных народных собраний полутора тысяч коммун, представляющих собой самоуправляемые мини-государства в государстве, обладающих всей полнотой власти в своем округе, включая распределение бюджетных средств.

Необходимость реорганизации прежней политической системы, как пояснил М. Каддафи, объяснялась, прежде всего, тем, что она «не смогла обеспечить подлинного народовластия в силу сложности структуры, что создало разрыв между массами и руководством, страдала излишней централизацией». В целом Джамахирия продолжает курс на построение «исламского социалистического общества», где господствует лозунг - «Власть, богатство и оружие - в руках народа!».

Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия

Дата создания независимого государства: 24 декабря 1951 г. (провозглашение независимого Соединенного Королевства Ливия); 1 сентября 1969 г. (провозглашение Ливийской Арабской Республики); 2 марта 1977 г. (провозглашение Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии)

Площадь: 1759, 5 тыс. кв. км

Административно-территориальное деление: 26 провинций (шаабий), которые в свою очередь разбиты на коммуны (махалли)

Столица: Триполи

Официальный язык: арабский

Денежная единица: ливийский динар

Население: ок. 6 млн чел. (2006)

Плотность населения на кв. км: 3,3 чел.

Доля городского населения: 85 %

Этнический состав населения: арабы (98 %), берберы, хауса и тубу

Религия: ислам

Основа экономики: добыча нефти

Занятость населения: в промышленности – св. 60 %; в сельском хозяйстве – ок. 35 %; в сфере услуг – ок. 5 %

ВВП: 36,8 млрд USD (2005)

ВВП на душу населения: 6,1 тыс. USD

Форма государственного устройства: унитаризм

Форма правления: джамахирия (народовластие)

Законодательный орган: Всеобщий народный конгресс

Глава государства: лидер Ливийской революции

Глава правительства: секретарь Высшего народного комитета

Партийные структуры: отсутствуют

Основы государственного устройства

В XVI в. территория Ливии входила в состав Османской империи, в начале XVIII в. фактическая власть стала принадлежать местной династии Караманли. В 1830-х гг. турецкие войска снова завоевали часть территории. В 1912 г., после неудачной для турков итало-турецкой войны, Ливия стала итальянской колонией, однако местное население оказывало непрекращающееся сопротивление колониальным властям. Территория Киренаики и Феццана находилась под властью ордена сенуситов, члены которого призывали к джихаду против неверных. В Триполитании в 1918 г. была провозглашена республика, имевшая собственную Конституцию. В 1939 г. мятежные области были включены в состав Италии. В 1943 г. Киренаика и Триполитания перешли под власть военной администрации Великобритании, а Феццан – Франции. В ноябре 1949 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о предоставлении Ливии независимости. 24 декабря 1951 г. на политической карте мира появилось независимое Соединенное Королевство Ливия. В состав Королевства вошли провинции Киренаика, Триполитания и Феццан, королем стал внук основателя ордена сенуситов Идрис ас-Сенуси (Идрис I). В 1969 г. монархия была свергнута армейскими силами под руководством двадцатисемилетнего полковника Муамара Каддафи, лидера подпольной Организации свободных офицеров юнионистов-социалистов. 1 сентября 1969 г. Каддафи был объявлен председателем Совета революционного командования Ливийской Арабской Республики (ЛАР). Этот день отмечается в Ливии как День революции. 2 марта 1977 г. Чрезвычайная сессия Всеобщего народного конгресса Ливии (ВНК; высший орган законодательной власти, сессии которого собираются раз в год; постоянно действующий орган ВНК – Генеральный секретариат, с 1994 г. его возглавляет Зиннати Мухаммед Зиннати) провозгласила об учреждении новой формы правления – Джамахирии (от арабск. «джамахир» – массы). Одновременно изменилось официальное название страны: вместо ЛАР – Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия.

Конституции как таковой в Ливии нет, ее заменяет написанная Каддафи «Зеленая книга», по определению самого автора – «Коран нового века». Согласно «Зеленой книге», все население страны участвует в работе народных конгрессов, сформированных по производственно-территориальному принципу, Из своего состава конгрессы выбирают народные комитеты – органы исполнительной власти на местах. Народные комитеты выдвигают представителей в конгрессы более высокого уровня, вплоть до ВНК Ливии. Функции правительства выполняет Высший народный комитет, а министерств – главные народные комитеты, в состав которых входят представители местных народных комитетов, ответственные за ту или иную отрасль. Главу правительства (секретаря Высшего народного комитета) избирает ВНК.

Главой государства является лидер Ливийской революции Муамар Каддафи. Юридический статус главы государства определен Хартией революционной законности, утвержденной на Чрезвычайной сессии ВНК в марте 1990 г.

Судебная система

В соответствии с Законом об унификации судебной системы 1973 г. в Ливии действуют суммарные суды, рассматривающие дела, не требующие серьезного разбирательства, суды первой инстанции и апелляционные суды. Главной судебной инстанцией является Высший судебный совет. (Последнее громкое дело Высшего судебного совета – дело болгарских врачей, непредумышленно заразивших СПИДом ливийских детей.) Источником «революционной законности» является Муамар Каддафи, а права, как и во всякой мусульманской стране, – шариат.

Ведущие политические партии

«Зеленая книга», считая партии инструментом диктаторских правительств, запрещает их создание.

Лидер Ливийской революции

Секретарь Высшего народного комитета

С марта 2006 г. – аль-Багдади аль-Махмуди

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Из книги 100 великих супружеских пар автора Мусский Игорь Анатольевич

Из книги Памятка гражданам СССР, выезжающим за границу автора Автор неизвестен

Из книги 100 великих свадеб автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Из книги Филателистическая география. Европейские зарубежные страны. автора Владинец Николай Иванович

Ливия, Либия (греч.) - нимфа, дочь Эпафа, давшая свое имя Ливии - стране к западу от Египта. Родила от Посейдона близнецов Лгенора и Бела - царей Финикии и

Из книги Энциклопедия спецслужб автора Дегтярев Клим

Октавиан Август и Ливия Друзилла Император Октавиан Август своими военными успехами, умеренностью и мудростью заставил всех с уважением относиться к его верховной власти. Значительной долей своей славы Божественный Август обязан императрице Ливии, с которой он не

Из книги Энциклопедия ислама автора Ханников Александр Александрович

Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия Консульский отдел посольства: г. Триполи, ул. Занкт Бакир, тел. 492-61.Генеральное консульство: г. Бенгази, р-н Тоболино, ул. Кальату Кахира, 21/24, п/я 3022, тел. 873-47, телекс

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Гай Юлий Октавиан Август и Ливия Друзилла 17 января 38 года до нашей эрыЛивия Друзилла была красавицей. Это могло бы стать источником множества неприятностей для нее и ее близких, если бы она не была к тому же умна и не обладала уникальным даром приспосабливаться к

Из книги Вольная Африка. 47 стран от Египта до ЮАР. Практический путеводитель для самостоятельных путешественников автора Кротов Антон Викторович

АЛБАНИЯ (Народная Социалистическая Республика Албания) Shqipёria. Republika Popullore Socialiste e ShqipёrisёГос-во в ю. - зап. части Балканского п-ова. Tepp. 28, 7 тыс. кв. км.Нас. 2, 6 млн. (нач. 1979), в осн. албанцы, живут также греки и валахи.Столица - Тирана. Гос. язык - албанский.Албания -

Из книги автора

Ливия: террористы на государственной службе Система спецслужб страны:Военная разведка (Istikhbarat al Askariya) ;Секретная организация Джамахирии (Hayat Ann al Jama-hariya). Состоит из двух подразделений: Служба внешней безопасности и Служба внутренней безопасности.Террористы на

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Ливия До недавней поры виза Ливии была одна из самых трудных в мире; но и эта страна потихоньку открывается для путешествий. Из видимых науке людей самостоятельно ливийскую визу получил лишь новосибирский кругосветчик Владимир Лысенко, а также петербуржец А.Симо, ну и

Ливийская «Джамахирия». Муамар Каддафи. Военный переворот, осуществленный 1 сентября 1969 года группой сподвижников заговорщической организации «Свободные офицеры», прошел удивительно спокойно и до сих пор считается самым бескровным в истории арабских стран. Свержение короля Идриса совершила небольшая группа молодых офицеров под руководством 27-летнего Муамара Каддафи. Впоследствии это событие руководители Ливии назовут «Резолюцией 1 сентября». Молодые заговорщики и Каддафи, которые были горячими сторонниками арабского социалиста Гамаля Абдель Насера, сделали на первых порах все возможное, чтобы повторить революцию Египта 1952 года, и это вначале им удавалось.
Муамар Каддафи, молодой капитан ливийской армии, в одночасье стал главнокомандующим и диктатором целого государства. Родился он в 1942 году в бедуинской палатке, которая и сегодня является местом поклонения ливийцев. Не случайно Каддафи называет себя «величайшим пролетарием мира». Биографы отмечают незаурядную начитанность и ораторские способности вождя («каида») революции. Он учился на историческом факультете Ливийского университета, но поступил в военный колледж, где создал подпольную организацию «Юнионистов-социалистов».
Формально власть перешла в рука Совега революционного командования (СРК), который в декабре 1969 г. издал текст временной конституции, з соответствии с которой Ливия объявлялась Ливийской арабской республикой (ЛАР), а Совет революционного командования принял функции законодательной власти. СРК назначал Совет министров - правительство ЛАР. Временная конституция выдвинула цели государственной политики, которые заключались в создании социалистического общества, «общества всеобщего благоденствия».
Конституция провозглашала необходимость единства арабов как важнейшую задачу государства. Идеи политического единства арабов легли в основу массовой политической партии - «Арабский социалистический союз», созданной по опыту революции Египта 1952 г. Декрет о создании партии был опубликован в июне 1971 г., вся другая политическая деятельность вне рамок Союза запрещалась. Главная задача партии состояла в привлечении основной массы народа к управлению государством и участию в широкомасштабных реформах, которые осуществлялись «каидом» ливийской резолюции.
Экономические реформы начались с национализации большинства предприятий, построенных еще при короле. Но важнейшим событием в стране стала национализация американской нефтяной компании. В 70-е годы революционеры сокрушали частную собственность на средства производства и землю, все «передавалось народу». На этом нововведения и реформы не закончились. У «каида» ливийской революции рождались новые идеи строительства ливийского общества. Ливия стала похожа на общественную лабораторию по проведению социальных экспериментов.
Главной идеологической основой осуществления всех преобразований стали идеи, изложенные М. Каддафи в его «Зеленой книге», изданной в нескольких томах. Первая книга была опубликована в 1976 г., затем издания продолжались до 1979 г. С выходом книги в Свет появилась «третья мировая теория», которая представлена «каидом» как собрание вечных общечеловеческих истин и может квалифицироваться как своеобразная «Библия современной эпохи». В разное время М. Каддафи подчеркивал свою приверженность к идеям Мао Цзэдуна, Сталина, и далее Гитлера, но «третья мировая теория» претендует на новое место в мире. Теория создавалась как противопоставление «капиталистическому материализму», так и «коммунистическому атеизму» и претендует на то, чтобы быть единственно приемлемой для всех развивающихся стран.
Основные отличия возникшей идеологии заключаются в следующем.
По утверждению самого Каддафи, его теория представляет собой особую форму социализма, которая наиболее полно соответствует исламской «умме» (сообществу мусульман). Ислам, особенно ранний, содержит идеалы равенства и социальной справедливости. Взятые за основу нового общества исламские догмы составляют базу нового идеологического направления. Кроме того, «каид» утверждает, что все режимы в мире несправедливы, поскольку строятся на основе господства одного класса или партии.
Именно отсюда выводится идея «Джамахирии» - общества народных масс. Это слово введено в оборот самим Муамаром Каддафи и означает, по существу, «прямое народное самоуправление», хотя во многом эти идеи, по мнению исследователей, перекликаются с анархистскими взглядами Прудона, Бакунина, Кропоткина.

Создание общества «Джамахирии» шло путем осуществления мероприятий в рамках «народной революции». В марте 1977 года на чрезвычайной сессии Всеобщего народного конгресса (ВПК) была провозглашена «Джамахирия» - общество народных масс, в котором законодательная власть принадлежит первичным народным собраниям, объединяющим все взрослое население страны. Исполнительной властью наделены народные комитеты, избираемые народными собраниями. Ливийский лидер считает, что новая государственная структура - высшее достижение демократии. Все взрослое население страны заседает в народных комитетах.
Ушли в небытие министерства и другие государственные учреждения. Правительство Ливии сменил Высший народный комитет (ВНКОМ), а министерства - секретариаты. Провозглашалось новое государство «Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия» (СНЛАД).
Экономика страны на первых порах заметно преображалась. Значительно вырос государственный сектор, он стал преобладающим. При осуществлении аграрной реформы в жизнь проводился принцип Каддафи: «Каждый верующий может обрабатывать столько земли, сколько ему под силу». Высокими темпами развивалось жилищное строительство, здравоохранение, образование, которые предоставлялись в Джамахирии бесплатно.
Эти преобразования М. Каддафи теоретически обобщил в одной из своих работ, в которой отметил, что «коммунизм не умер, он просто еще не родился», а родиться он мог, вероятно, только в Ливии.
Конечно, эти сферы экономики развивались не на пустом месте. Гарантом относительно безбедной жизни ливийцев стали богатейшие запасы нефти, перешедшие в руки государства. К тому же богатство страны создавалось благодаря использованию дешевой рабочей силы из-за рубежа. Иностранцы, принесшие с собой современные технологии, создавали условия роста экономики и ВНП.
Однако не все шло так гладко, как того хотел реформатор. Расходная часть была огромной. Миллиардные затраты на закупку вооружений и распространение в мире идей «третьей мировой теории» все больше негативно сказывались на экономике страны. К тому же десятки экстравагантных проектов Каддафи попросту проваливались, неся гигантские затраты. Достаточно вспомнить идею «великой рукотворной реки» через пустыню. На проект было истрачено 25 млрд долларов, но «река» так и не дала воды засушливым районам.
Когда в марте 1982 г. СН1А ввели эмбарго на закупку ливийской нефти, финансово-экономическое положение страны стало быстро ухудшаться. Получение экономической помощи из Советского Союза было проблематично, поскольку СССР вступал в полосу глубокого кризиса и распада. С этого времени «каид» начинает задумываться о необходимости изменения своей политики. Растущее недовольство в стране и сопротивление местной буржуазии заставили М. Каддафи пересмотреть многие постулаты своих взглядов.
С 1988 г. полковник совершает новую революцию, вноеь переходит к восстановлению капиталистической собственности. Полковник опять удивил весь мир: он вернул частным торговцам лавки и частную собственность. После многих лет строгого контроля над всеми видами хозяйственной деятельности стала поощряться частная инициатива, снова разрешено было открывать частные магазины и частный бизнес не только в сфере обслуживания, но и в обрабатывающей промышленности. Переход к некоторой либерализации экономики, провозглашение так называемой «зеленой перестройки» на деле означали отход от догматов джамахз-рийской модели. К концу 90-х годов в руководстве страной все больше усиливается тенденция и желание избавиться от утопических идей и построений «третьей мировой теории».
Однако курс на умеренную либерализацию экономики, возрождение малого и среднего бизнеса осуществлялся под контролем государства. Государство удерживало ключевые отрасли, прежде всего нефтегазовую промышленность, а также основные виды внешнеэкономической деятельности, включая экспортно-импортные, валютно-финансовые операции. Курс ливийского динара жестко фиксировался центральным банком. Менялось отношение к иностранному капиталу. Ливийское руководство в конце 90-х заявило о своей готовности открыть двери для иностранных капиталовложений. В 1997 году был принят «закон об иностранных инвестициях», который предусматривал создание специального бюро, занимающегося иностранными капиталовложениями в ливийскую экономику.
Стимулирование внутреннего рынка проводилось путем постепенной приватизации оптовой и розничной торговли. Начато учреждение акционерных обществ, принято решение о приватизации нерентабельных(госпредприятий. С вступлением в XXI век в Ливии, хотя и медленно, но довольно последовательно осуществляются рыночные реформы. Ливийское руководство демонстрирует способность извлекать уроки из собствепных ошибок и воспринимать многие достижения государств с рыночной экономикой.
Много своеобразного в аграрных преобразованиях ливийского государства. Государство окончательно ликвидировало землевладения племен и стало полновластным собственником всех территорий. Формально земельная собственность в Джа-махириии упразднена. Собственность заменена понятием «использование земли». Несмотря на провозглашение земли общенациональным достоянием, фактически равноправно сосуществуют государственная, кооперативная, частная собственности. Не допускается, однако, ни продажа земли, ни сдача ее в аренду. Владельцам разрешено лишь передавать свои участки по наследству. Но в новом десятилетии XXI века заметна тенденция ослабления государственного регулирования.
Конечно, экономический рост страны тормозят последствия прежней экстремистской политики и экспериментов. Необходима нормализация отношений с Западом и другими странами Ближнего Востока. Несмотря на объявленные США санкции во внешней торговле с Ливией, многие государства, такие как Италия, Япония, Южная Корея, а также многие немецкие и французские фирмы, не участвовали в экономических санкциях против ливийского государства. Это позволило сохранить экономику страны в стабильном состоянии. Основным источником всех богатств современной Лиеии по-прежнему является нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая промышленность, на долю которой приходится более 95% поступлений от экспорта. В целом добыча нефти и ее экспорт обеспечивали в 2003 г. достаточно высокий уровень жизни всем гражданам Джамахирии, при сохранении многих социальных программ и военных расходов.

Ливийская Джамахирия. Цифры и факты.

К четвертой годовщине контреволюционного мятежа в Ливийской Джамахирии

Издательский дом КлючС продолжает серию публикаций «АРАБСКИЕ ХРОНИКИ» новой книгой «МЯТЕЖ» Н.А.Сологубовского, журналиста, кинематографиста, свидетеля событий 2011-2015 годов в Тунисе, Ливии и Сирии. Большая часть публикуемого в книге – это записи и репортажи автора о трагических событиях начала 2011 года в Ливийской Джамахирии, Тунисе и Египте. Публикуются также мнения ученых, журналистов и блогеров. На приложенном к книге электронном диске - фотографии и видеоматериалы, досье автора, которые проливают свет на так называемую «арабскую весну». Книга будет издана в марте 2015 года.

Четыре года назад, 17 февраля 2011 года в Ливийской Джамахирии начался контреволюционный мятеж, инспирированный спецслужбами США и других стран-членов военного альянса НАТО и арабских монархий.

Публикую третий отрывок из книги «Мятеж».

Ливийская Джамахирия. Цифры и факты .

1. ВВП на душу населения — 14 192 $

2. На каждого члена семьи государство выплачивает в год 1 000 $ дотаций.

3. Образование и медицина полностью бесплатные.

4. Квартирная плата — отсутствует.

5. Пособие по безработице — 730 $ в месяц.

6. Новобрачным дарится 64 000 $ на покупку квартиры.

7. Зарплата медсестры — 1 000 $.

8. За каждого новорожденного выплачивается пособие 5 000 $.

9. На открытие личного бизнеса единовременная материальная помощь — 20 000 $.

10. Кредиты на покупку автомобиля и квартиры — беспроцентные.

11. Плата за электроэнергию для населения отсутствует.

12. Образование и стажировка за рубежом — за счёт государства.

13. Сеть магазинов для многодетных семей с символическими ценами на основные продукты питания.

14. Часть аптек — с бесплатным отпуском лекарств.

15. Бензин стоит дешевле воды. 1 литр бензина — 0,14 $

16. Покупку автомобиля до 50% оплачивает государство.

17. За продажу продуктов с просроченным сроком годности — большие штрафы.

18. За подделку лекарств — смертная казнь.

19. Риэлторские услуги запрещены.

20. Продажа и употребление спиртного запрещены.

Придя к власти революционным путем, Муаммар Каддафи изгнал из страны международные корпорации и закрыл военные базы НАТО.

Африканцы юга Ливии обрели права человека, как и все другие граждане Джамахирии.

За сорок лет Ливийской Джамахирии:

население Ливии выросло в три раза,
детская смертность уменьшилась в 9 раз,
продолжительность жизни в стране увеличилась с 51,5 до 74,5 лет.

И еще девять фактов о Ливийской Джамахирии, о которых западные СМИ тоже не хотят рассказывать…

За годы правления в Ливийской Джамахирии Муаммар Каддафи сделал для ливийского народа несколько удивительных вещей, а также неоднократно пытался объединить и укрепить экономику других арабских и африканских стран.

1. В Ливийской Джамахирии право на жилище рассматривалось как естественное право человека.

Программный теоретический труд философа Муаммара Каддафи «Зеленая книга» гласит: «жилище является базовой потребностью как отдельного человека, так и семьи, следовательно никто иной не имеет права на владение принадлежащим ему жилищем». Этот свод политической философии ливийского лидера был впервые опубликован в 1975 году.

2. В Ливийской Джамахирии удалось создать лучшую систему здравоохранения в арабском и африканском мире. Кроме того, если ливийские граждане не могли получить желаемое образование или надлежащее медицинское обслуживание в стране, им предоставлялись средства и для обучения, и для лечения за границей.

3. В Ливийской Джамахирии осуществлен крупнейший в мире ирригационный проект.

Самая большая ирригационная система в мире, известная под названием «Великой Рукотворной Реки», была создана для обеспечения естественными водными ресурсами всей территории страны. Ее называли «восьмым чудом света».

4. В Ливийской Джамахирии были созданы благоприятные условия для начала сельскохозяйственного бизнеса.

В случае, если любой ливиец хотел основать фермерское хозяйство, он получал дом, землю, скот и семенной фонд без уплаты каких-либо налогов.

5. Матери получали социальное пособие для новорожденных детей.

Ливийка, родившая ребенка, получала пособие в размере 5000 долларов для себя и новорожденного.

6. Электроэнергия предоставлялась ливийским гражданам бесплатно. Никаких счетов за электричество просто не существовало!

7. В Ливийской Джамахирии был высокий уровень образования.

До Ливийской Революции 1969 года 25 процентов ливийцев были неграмотными. В Джамахирии этот показатель снизился до 13 процентов, причем 25 процентов населения имели дипломы о высшем образовании. В том числе советских и российских вузов.

8. В Ливийской Джамахирии был свой государственный банк.

Она была единственной страной в мире, обладавшей банком, полностью принадлежащим государству. Граждане могли получать от него беспроцентные ссуды. Кроме того, у страны не было внешнего долга.

9. Золотой динар.

Ливийская Джамахирия планировала ввести единую африканскую золотую денежную единицу. Идя по стопам покойного великого пионера Маркуса Гарвея, впервые предложившего термин США - «Соединенные Штаты Африки», Муаммар Каддафи стремился к введению единой валюты, африканского золотого динара. Он принял решение вывести Ливию из мировой банковской системы, и его примеру хотели последовать другие арабские страны.

Отметим, что введению динара активно сопротивлялась прозападная «элита», которая сейчас у власти в Ливии. Некоторые эксперты считают, что именно идея создания «золотого динара» была истинной причиной войны альянса НАТО против Ливийской Джамахирии .

Уверен, что моя книга попадет в руки того, кто уверен, что ничего хорошего не было в Ливийской Джамахирии, потому что, как утверждали «властители колей лжи и насилия» Обама с Клинтон и европейские «клиенты Вашингтона», в этой стране «не было ни свободы, ни прав человека, ни демократии», а правил страной «диктатор», «маньяк» и т.д.. Тогда объясните мне документ ООН о Ливийской Джамахирии под красноречивым названием «В Ливии соблюдаются права человека», опубликованный 4 января 2011 года, за 40 дней до начала кровавого мятежа?

И вот еще одно свидетельство, кто и как организовал «информационную войну» против Муаммара Каддафи, соцчастниками которой стали, в том числе, и некоторые российские журналисты и политики.

Свидетельство немецкого журналиста

«Центральное разведывательное управление США (ЦРУ) приказало крупным газетам и агентствам Запада распространять в 2011 году ложь о Муаммаре Каддафи», лидере Ливийской Джамахирии, чтобы «оправдать иностранное вмешательство в Ливии под предлогом «защиты демократии и ливийского народа», сообщает 8 февраля 2015 года веб-портал "Global Research.
Редактор немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung ", Удо Ульфкотте (Udo Ulfkotte) рассказал, что в то время он работал в немецкой газете, одной из крупнейших в Германии. Он получил и затем опубликовал статью, написанную ЦРУ против Каддафи.

Этот репортер заявил, что «все немецкие новостные агентства получают заказы от ЦРУ на написание и публикацию материалов и даже непосредственно «новости» от ЦРУ. В случае отказа от публикации, свидетельствует Удо Ульфкотте, «они оставят свои рабочие места или хуже, окажутся под угрозой».

(продолжение следует)

Джамахирия - это тип или форма политико-социального устройства государства, которая является нестандартной, поскольку отличается от привычной монархии или республики. В чем же особенность этого строя? На этот вопрос вы получите ответ в этой статье.

Что такое джамахирия? Определение

Основы джамахирии были изложены в Зеленой книге, автором которой является экс-лидер Ливии Муаммар Каддафи. В Третьей всемирной теории он описал не только суть государственного устройства, но и привел обоснования того, почему именно джамахирия - это лучший тип государственного и общественного строя. В некоторых странах она до сих пор является основой государственности.

Само слово "джамахирия" - это неологизм, происходящий от арабского "джамахир", обозначающего "народные массы". Этим словом было заменено стандартное для республиканского строя "джумхур" - "народ". Таким образом, замена на более многочисленное "масса" стала производным для появления термина "джамахирия".

Сама по себе джамахирия очень интересна и перспективна, если реализовывать ее в соответствии с теоретическими канонами, изложенными самим М. Каддафи.

Особенности строя

Люди, далекие от политики и управления, плохо понимают разницу между джамахирией и республикой, а большинство даже не знает о существовании такого политического строя.

Самый яркий пример джамахирии - это Ливия. Она стала придерживаться этого строя еще в 70-е гг. XX века, а свергнута джамахирия была в 2011 году. В ней стандартные государственные институты были упразднены. По всей стране создавались народные комитеты и конгрессы, а вся страна была разделена на коммуны, которые были самоуправляемыми частями Ливии. Фактически это были мини-государства, которые имели всю полноту власти на своей территории, вплоть до распоряжения своим бюджетом.

Каждый гражданин имел право высказывать свое мнение на заседании конгресса. Отсюда становится понятно, что ливийская джамахирия представляла собой что-то вроде федерации коммун.

История джамахирии в Ливии

Ливия провозгласила себя страной с государственным строем на основе джамахирии 2 марта 1977 года.

В 1988 году Ливийская джамахирия приняла Великую зеленую хартию, посвященную человеческим правам в эру Джамахирии. Однако на правовую часть страны оказал очень большое влияние ислам. В ее основу были заложены идеи исламского социализма, поэтому можно с уверенностью сказать, что в Ливии в то время сложилось социалистическая Джамахирия.

В конце 80-х гг. в Ливии была проведена реформа армии, которая привела к отмене регулярной армии. В результате была создана гвардия Джамахирии.

История ливийской джамахирии была прекращена в октябре 2011 года, поскольку официальный государственный строй был упразднен, а лидер страны Муаммар Каддафи был убит.

Критика

Несмотря на то, что идеи арабской джамахирии были довольно интересны и перспективны на первый взгляд, мировая общественность воспринимала эту систему довольно скептически. Большинство политически заинтересованных и активных людей в мире относились к джамахирии критично, считая, что она не жизнеспособна в современном мире.

Внутри самой Ливии существовала существенная оппозиционная прослойка, которая была настроена довольно радикальна, порой, даже революционно. В результате джамахирия была упразднена не только в Ливии, где она была принята официально как форма государственного устройства, но и во многих других странах, которые придерживались ее идей неофициально.

Основным аргументом против джамахирии было то, что этот строй, прикрываясь идеями народовластия, маскирует тоталитарный строй.

Джамахирия: примеры стран

Единственной страной, где эта форма правления стала официальной, является Ливия. Однако в некоторых соседних арабских странах идеи ливийского социализма, сформулированные ее лидером, тоже просочились. К примеру, некоторые моменты этой идеологии были переняты в Тунисе, Египте и других исламских странах.

Но ни в одном другом государстве джамахирия не была официально узаконена. Сегодня джамахирия - это несуществующая на практике форма правления и общественного устройства. Она фактически перестала существовать с 2011 года.

Однако мировой общественности теперь известна теоретическая и практическая сторона формы правления джамахирии. Примером страны, которая на себе испытала влияние этой идеологии, является только Ливия.

Несоответствия идеологических идей реальности

"Революционный сектор", который существовал в Ливии, представлял собой оппозиционно настроенных граждан страны. Фактически он выполнял роль руководящей партии в государствах с однопартийным политическим строем.

Несмотря на то. что джамахирия - это в теории власть каждого жителя страны, который должен принимать участие в управлении государством, фактически абсолютная единоличная власть в стране принадлежала Муаммару Каддафи, который был не только создателем этой идеологии, но и бессменным лидером Ливии на протяжении нескольких десятков лет.

Хотя в реальности строй был свергнут в Ливии в конце 2011 года, официально страна продолжала именоваться Джамахирией вплоть до 2013 года.

Некоторые политические эксперты считают, что в теории идеи джамахирии очень интересны и могли бы быть реализованы на практике в полной мере при должном подходе, однако то, что представляло собой руководство Ливии, было почти полной противоположностью - они прикрывали благими идеями тоталитарных строй с сильным культом руководителя страны.

Ливийский флаг

Пришел к власти в стране в ходе знаменитой Зеленой революции, поэтому зеленый цвет на символизирует не только приверженность жителей страны исламу, но и является знаком уважения к событиям революции.

В 1977 Ливия вышла из состава Федерации Арабских Республик, куда она на тот момент входила. Поводом к выходу из ее состава стал официальный визит (лидера Египта в то время) в недружественный им Израиль.

Полностью зеленый монотонный цвет флага Джамахирии означал безграничную приверженность исламскому вероучению.

Ливия сегодня

После гражданской войны и свержения джамахирии в стране власть перешла в руки Национального переходного совета, который был создан еще при жизни Каддафи. Этот временный орган правления призван был урегулировать положение в стране, разрушенной гражданской войной.

Сегодня под руководством переходного совета находится 31 крупнейший город Ливии, поэтому фактически временное правительство осуществляет управление в стране. В 2012 году по инициативе этого органа и под его руководством были проведены первые всеобщие политические выборы в стране.

Занимателен тот факт, что до начала гражданской войны в стране праздничными считались дни, когда были эвакуированы американские и английские военные базы, день Египетской революции, которая прошла в 1952 году.

Во время правления М. Каддафи студенты-ливийцы могли рассчитывать на образовательные субсидии в любом ВУЗе мира, которые оплачивались правительством страны. Причем бесплатным было не только само образование в любом учебном заведении, но и проживание, и питание, на которое ежемесячно студенту выделялось 2300 долларов США.

До того как правительство Каддафи было свергнуто, каждый ливиец при рождении получал единовременную сумму в размере 7 000 долларов.

Интересным фактом является также то, что в годы джамахирии в стране существовали спецподразделения полиции, задачей которых было не допустить наличие просроченных товаров в продаже.

За подделку лекарственных средств можно было получить смертную казнь. Сегодня этот закон, как и все другие, существовавшие при джамахирии, потеряли свою силу.

Когда джамахирия являлась официальным госстроем в Ливии, граждане страны были освобождены от жилищно-коммунальных платежей, а образование и медицина, включая лекарства, тоже были полностью бесплатными.

В Ливии принято питаться только 2 раза в день: утром и днем. По этой причине многие рестораны и кафе не работают по вечерам, ведь все равно в них никто не будет ходить в это время суток.

Еще кое-что интересное о Ливии

До начала гражданской считалась одной из самых экономически благополучных стран Африки. Уровень жизни в стране приближался к уровню арабских стран-нефтеэкспортеров, поскольку в Ливии имеются довольно крупные нефтяные месторождения.

У правительства джамахирии была грандиозная задумка по сооружению Великой Искусственной реки, целью создания которой была борьба с нехваткой пресной воды в стране. Однако затея так и не была реализована, поскольку М. Каддафи был свергнут.

Самым любимым видом спорта в Ливии считается футбол, в который тут играют с раннего детства. Ливийская сборная демонстрировала немалые успехи в этом виде спорта.

Влияние джамахирии и ее свержения

Несмотря на то, что в Ливии было довольно много людей, недовольных безраздельной властью Каддафи, большинство все-таки поддерживало его строй, поскольку за годы его правления уровень благосостояния жителей заметно возрос. Но, подстрекаемые западными СМИ и оппозиционно настроенными гражданами, народные массы начали бунт, который позднее вылился в гражданскую войну.

В ходе этой войны джамахирия перестала существовать на территории Ливии, поэтому на сегодняшний день нет ни одного государства в мире, где этот строй считается официально признанным.

После свержения Каддафи экономически благополучно и быстроразвивающаяся Ливия стала значительно отставать. Были введены прозападные устои, поэтому сейчас в стране переходная экономика. Из-за огромных финансовых и материальных потерь, последствия которых до сих пор не исправлены, уровень жизни в стране значительно снизился.

За все следующие годы восстановить экономические показатели, которые были до гражданской войны, так и не удалось. Несмотря на то, что переходное правительство, которое сейчас возглавляет Ливию, стремится не растерять, а приумножить экономические успехи, достигнутые с прошлым руководством, реализовать это на практике оказалось не так просто.

Разрушения и потери от гражданской войны очень велики, поэтому до сих пор многие здания, предприятия и институты функционируют не в полную силу либо заброшены.

В заключение

Джамахирия - это отличный пример того, что человеческое общество еще не до конца исчерпало свои идеи и ресурсы. Даже несмотря на несколько тысячелетий существования государственности и политики как таковой все равно возникают новые формы правления, которые, к сожалению, не всегда работают на практике так, как было задумано в теории.

Нет однозначного мнения на счет джамахирии. Был ли этот строй хорош или нет, не может сказать с уверенностью ни один аналитик. Однако наглядно видно, что за годы правления Каддафи страна превратилась из бедной африканской в богатую нефтеэкспортирующую.

Однако одновременно с успехами в экономическом плане в государстве наблюдалась жестко-тоталитарная форма правления, в которой правящая власть оказывала влияние абсолютно на все стороны жизни граждан. СМИ подвергались жестокой цензуре, а многие свободы, привычные для жителей западных стран, тут были под запретом. К примеру, свобода слова или вероисповедания хотя и не были запрещены законом, на деле находились под пристальным вниманием властей, из-за чего многим жителям было сложно жить в стране.

Со свержением джамахирии ушла целая эпоха в истории человечества, в особенности арабского мира. Возможно, идеологические принципы этого учения будут использованы каким-либо другим государством в дальнейшем, но на сегодняшний момент официально этот строй больше нигде не используется.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры