Чужой преторианец. Биология ксеноморфов: как устроены Чужие

Главная / Измена

Размеры, внешний вид и особенности взрослой особи во многом определяются хозяином, в теле которого происходило ее развитие. В любом случае можно отметить уменьшенное в сравнении с лицехватом число конечностей: вместе с балансирующим хвостом они дают ксеноморфу возможности быстрого бипедального передвижения. Укрупненные остистые отростки позвонков обеспечивают достаточную опору для крепления мускулатуры. Хвост также служит для поражения добычи и впрыскивания в нее парализующего токсина — возможно, того же, который использует лицехват для временного обездвиживания своего хозяина.

Знаменитый вытянутый череп ксеноморфов, по мнению большинства ученых, служит для эхолокации. Аналогичный механизм используют дельфины, высокий «лоб» которых помогает в генерации узконаправленных звуковых сигналов нужной частоты и позволяет обнаруживать даже совсем небольшие объекты. И наоборот, небольшие и разнесенные по бокам глаза I. raptus свидетельствуют о довольно слабом зрении. Предполагается также, что они способны ощущать (и создавать) электромагнитные поля и обладают острым обонянием.

Вторая челюсть

Характерной чертой взрослых ксеноморфов является фарингогнатия, наличие добавочной глоточной челюсти. Сам факт ее развития также не уникален: аналогичный механизм используют некоторые рыбы, в том числе цихлиды и мурены. В обоих случаях дополнительная челюсть восполняет недостатки «основных». Цихлидам она помогает разгрызать твердую пищу, а муренам — глотать. Их слабые челюсти неспособны создать градиент давления между внешней средой и глоткой, как это делают, глотая, и рыбы, и люди. Вместо этого мурены захватывают добычу второй глоточной челюстью и подтаскивают ее прямо к пищеводу. Могучие челюсти взрослой особи ксеноморфа трудно заподозрить в неспособности справиться даже с очень твердой добычей. Однако почти полное отсутствие губ и узкий язык могут создавать проблемы с удержанием ее во рту и, конечно, с глотанием. Поэтому логично будет предположить, что глоточная челюсть I. raptus выполняет ту же функцию, что и у мурен: захват и обездвиживание жертвы — и быстрая ее доставка к органам пищеварения.

Происхождение и экология

Родиной ксеноморфов принято считать спутники газового гиганта Калпамос в двойной звездной системе Дзета Сетки, которая остается неисследованной, несмотря на свою относительную близость (всего около 39 световых лет от Солнца). Впрочем, «кислотный» метаболизм и мощные защитные оболочки могут указывать на чрезвычайно жесткие условия, которые царят в их родном мире. Косвенно об этом говорит и слабое зрение, вряд ли эффективное в атмосфере, наполненной взвесью микрокапель кислоты.

Любая жизнь здесь должна быть великолепно адаптирована к этим условиям, и соперничество с ними наверняка определило многие особенности строения и поведения ксеноморфов. Стоит вспомнить, что буйволы являются объектом охоты для шакалов и львов, но при этом довольно опасны, и хищники далеко не всегда пойдут на противостояние со взрослым сильным самцом. Можно предположить, что и естественные жертвы I. raptus хорошо защищены и даже вооружены. На это указывают и отличные способности кcеноморфов к регенерации поврежденных тканей и целых конечностей, которые они демонстрировали не раз.

Социальность

Коммуникации посредством пахучих сигнальных веществ широко распространены у социальных насекомых, таких как пчелы и муравьи, с которыми ксеноморфов роднит очень многое. И у тех, и у других яйцо может вырасти в половозрелую самку-царицу либо в «рабочую» особь, солдата или трутня. Факторы, которые направляют это развитие, остаются неизвестными. Царица отличается крупными размерами, усиленным экзоскелетом, гребневидной «короной» на черепе и яйцекладом, с которым она связана «пуповиной». Часто заявляют, что царица обладает высоким уровнем интеллекта, хотя ни одно из задокументированных наблюдений не позволяет сделать однозначного вывода о разумности ксеноморфов. По словам профессора Юрия Сакамото, в этом «их можно сравнить со средней собакой». Видимость разумности ксеноморфам может придавать их высокая социальность. Точно так же «интеллектуалами» могут показаться и муравьи, сходство с которыми ксеноморфы демонстрируют постоянно — вплоть до переноски парализованных жертв поближе к яйцекладу, где лицехваты будут иметь больше шансов их захватить. С этим может быть связана редукция внутренних органов и глаз у лицехватов: по‑видимому, имея дело с уже подготовленными жертвами, они перестали в них нуждаться.

Однако еще более интригующую возможность предлагает теория Юрия Сакомото, который развивает параллель между I. raptus и муравьями. Ученый замечает, что, если не считать человека, некоторые виды муравьев — единственные на Земле животные, которые сделали ведение войн одним из основных своих занятий. Аналогичные конфликты вполне могут разворачиваться и между колониями (или даже разновидностями) ксеноморфов, ведущих непрестанные схватки за ресурсы своего негостеприимного мира. Лишь за его пределами, среди куда менее «жестких» существ вроде людей, они сумели превратиться в почти неостановимых инвазивных хищников.

Чужого, или ксеноморфа - жуткое инопланетное чудовище с продолговатым черепом, двумя парами челюстей, острым хвостом и кислотной кровью, - знают даже те, кто не знаком с одноимённым фильмом и его продолжениями. Но посмотреть их определённо стоит. Ведь помимо легендарного монстра «Чужой» породил оригинальную и мрачную вселенную, которая развивается по сей день, и не только на киноэкранах.

Появление Чужого

Сложно представить, что такая огромная франшиза родилась из-за удачного стечения обстоятельств. Работая над сценарием «Чужого», Дэн О’Бэннон и Рональд Шусетт не рассчитывали, что их имена войдут в историю кино. Изначальный сюжет «Чужого» был далёк от того, что увидели зрители: продюсеры Дэвид Гайлер и Уолтер Хилл не раз его переписывали. Именно они включили в сюжет андроида Эша, добавив в хоррор нотки научно-фантастической драмы. В итоге получилась невероятно красивая и смелая для своей эпохи лента о том, как семеро космических дальнобойщиков находят на далёкой планете заброшенный корабль с личинками неведомых существ. Одно из которых проникает на борт их посудины и устраивает кровавую баню.

Идея сделать героями фильма простых работяг оказалась удачной. Зрителям было легко ассоциировать себя с такими персонажами, сопереживать им и понимать мотивы их действий

С оформлением фильму несказанно повезло. О’Бэннон участвовал в работе над «Дюной» Алехандро Ходоровски, и, хотя проект был закрыт, он позволил сценаристу познакомиться с работами Ганса Руди Гигера, одновременно ужасающими и эротичными. Режиссёру «Чужого» Ридли Скотту творчество Гигера тоже пришлось по душе. Художнику поручили придумать облик пришельца на всех стадиях развития, обстановку инопланетного корабля и виды другой планеты. Его модели лицехватов были так реалистичны, что при попытке привезти их на съёмки в США Гигера задержали на таможне. Не могли поверить, что это лишь декорации.

Пугающе реалистичные и в то же время чуждые нашему миру биомеханические дизайны Ганса Руди Гигера впечатляют с первого взгляда. Вряд ли «Чужой» стал бы культовым, работай над его оформлением менее эксцентричный и талантливый художник

На полную катушку выложился и режиссёр Ридли Скотт, и гримёры, и декораторы, и, конечно, актёрский состав. Сигурни Уивер в роли Эллен Рипли стала не менее ярким образом сильной фантастической героини, чем принцесса Лея из «Звёздных войн».

История открывала огромные возможности для создания сиквелов и приквелов на любой вкус. Космос «Чужого», по канонам старой доброй фантастики, совсем не дружелюбен и таит массу опасностей и открытий - как и Земля с захватившими власть зловещими корпорациями и роботами, неотличимыми от людей.

Биология Чужого

Чужой, или ксеноморф (от сочетания греческих слов «чужая» и «форма»), - прямоходящее существо, которое состоит одновременно из органической и неорганической материи и обладает двумя мощными челюстями, острым хвостом, прочным экзоскелетом и кислотной кровью. Жизненный цикл Чужого складывается из нескольких этапов.


Колонии ксеноморфов по устройству напоминает муравейник или пчелиный улей. Можно выделить несколько разновидностей Чужих, различающихся по внешнему виду и способностям. Самая крупная и умная - королева . Она откладывает яйца для продолжения рода и управляет ульем. Его обитатели делятся на рабочих и более крупных и агрессивных воинов . Внешность и способности Чужих могут варьироваться в зависимости от того, чей организм они использовали для развития. В комиксах и играх встречается больше видов Чужих, чем в кино, и они могут при необходимости менять свою специализацию. Но не совсем понятно, какие виды, помимо показанных в фильмах, можно считать каноническими.

Из хоррора - в боевики

Несмотря на отличные сборы «Чужого», Fox не спешил давать зелёный свет сиквелу. Мало кто представлял, в какую сторону развивать серию. В итоге Дэвид Гайлер сделал ставку на подающего надежды режиссёра Джеймса Кэмерона. Его сценарий к «Терминатору» впечатлил продюсера, и Кэмерон стал и сценаристом, и режиссёром сиквела под названием «Чужие».

Стараниями Кэмерона из ужастика серия превратилась в боевик. Режиссёр был давним поклонником «Звёздного десанта» Хайнлайна и хотел снять фильм не о беспомощных жертвах, а о солдатах будущего, готовых столкнуться с неведомой угрозой. Их история отразила интерес Кэмерона к войне во Вьетнаме. Как и американские солдаты, морпехи в фильме хорошо вооружены и обучены, но встреча с неизвестным противником на чужой территории оборачивается для них настоящим кошмаром.

После того как Рипли с помощью робота-погрузчика победила королеву Чужих, подобные устройства стали популярным оружием для борьбы со злобными тварями

Вселенная «Чужого» отлично подошла для боевика, и даже выжившая после первой части Рипли без проблем вписалась в сюжет. За пятьдесят лет, пока она пребывала в криогенном сне, на злополучной планете, где её команда столкнулась с Чужим, основали колонию. Связь с её жителями обрывается, и для расследования туда направляется вооружённый отряд. С ним летит и Рипли, надеясь, что победа над старым врагом поможет ей восстановить репутацию и избавиться от кошмаров. Что происходит дальше, догадаться нетрудно. Вместо одного прирождённого убийцы отряд встречает целый выводок тварей, сделавших колонию своим домом.

«Чужие» стали редким сиквелом, перегнавшим в популярности оригинал. Быстрый темп, кровавый экшен и храбрая героиня впечатлили и зрителей, и критиков. Вдобавок фантазия Кэмерона расширила вселенную «Чужих». Оказалось, что у ксеноморфов есть наделённая интеллектом королева, способная откладывать яйца, а сами они делятся на солдат и рабочих, как муравьи или пчёлы. Не только сильные и живучие, но вдобавок умные и организованные пришельцы стали достойными противниками для людей.

После «Чужих» Эллен Рипли в шутку прозвали Рэмболиной. А что, смотрится она ничуть не хуже, чем герой Сталлоне. И с врагами расправиться может, и гражданских спасти

Злая корпорация


Корпорация «Вейланд-Ютани» постоянно пытается заполучить образец Чужого. Основное направление её деятельности - освоение новых планет и производство всей необходимой для этого техники, от космических кораблей до скафандров и бортового питания. Она же выпускает неотличимых от людей андроидов. Корпорация появилась в результате слияния американской компании «Вейланд» и японской «Ютани». И хотя в «Прометее» и оригинальной тетралогии история компании изложена по-разному, её бизнес-модель остаётся неизменной. «Вейланд-Ютани» - классическая корпорация зла, которая готова на всё, чтобы заполучить новые технологии и заработать на них денег. Она посылает колонистов на населённую Чужими планету, ставит бесчеловечные опыты и ликвидирует их свидетелей. По словам Рипли, непонятно, кто хуже: убивающие из инстинкта Чужие или люди, готовые перебить друг дружку ради прибыли.

Падение и забвение

К началу работы над третьей частью саги удача от авторов отвернулась. Продюсеры никак не могли решить, как развивать историю. Для «Чужого 3» было написано несколько сценариев. Но Шусетта и О’Бэннона не устроили истории о конфликте двух держав, соперничающих в разработке биологического оружия, о превращении животных на аграрной колонии в Чужих или же о встрече монахов-отшельников с ксеноморфами.

В итоге в основу фильма лёг сюжет об уголовниках на планете-тюрьме, которые борются с монстром. Туда попадает Рипли в компании лицехвата, который по прилёте заражает личинкой Чужого собаку. Рипли снова приходится охотиться на монстра, на этот раз особенно быстрого, и местные заключённые не рвутся ей помогать. Вдобавок внутри самой героини развивается зародыш королевы Чужих, за которым уже летят беспринципные агенты корпорации.

К сожалению, из-за конфликта продюсеров с режиссёром Дэвидом Финчером достойно подать историю не получилось. Разногласия были настолько сильными, что молодой режиссёр покинул проект, едва закончив съёмки, и монтировали картину уже без него. В результате вместо шедевра вышел среднего пошиба боевик с сумбурными идеями. Ничего нового во вселенную Чужих фильм не добавил. Только подтвердил, что ксеноморфы могут использовать для размножения не только людей, и гибриды с другими существами будут выглядеть чуть иначе.

В конце третьего фильма Рипли жертвует собой, чтобы уничтожить живущую в ней личинку королевы Чужих. На этом историю героини можно было красиво закончить. Но жадность кинокомпании победила здравый смысл

Финальная сцена «Чужого 3» могла поставить эффектную точку в истории серии. Но, несмотря на протесты авторов франшизы, студия решила подзаработать ещё денег. Очередной сценарий был заказан у Джосса Уидона, а режиссёрское кресло досталось французу Жан-Пьеру Жёне. Они пытались найти свежий взгляд на теряющий популярность сериал, но вместо этого получилась лента, которую с «Чужим» связывали только Рипли и ксеноморфы. Интересные темы, которые мог затронуть сюжет, не нашли воплощения в типичной истории о крутых ребятах, истребляющих злых инопланетян.

В новом фильме военные клонируют королеву Чужих (и Рипли за компанию) и выводят нескольких ксеноморфов. Те разбегаются по исследовательскому кораблю и начинают охоту на экипаж. На этот раз Рипли приходится избавляться от них в компании космических пиратов. Причём клонированная Рипли - практически супергероиня. Благодаря встроенному в её ДНК генетическому коду пришельцев она стала значительно быстрее и сильнее, а её кровь превратилась в кислоту. Не такого завершения ждали фанаты. Да и рядового зрителя ещё один типичный боевик не особо впечатлил, о чём свидетельствовали скромные кассовые сборы.

Клон Рипли, сочетающий в себе черты человека и Чужого, - персонаж интересный. Но в одиночку вытянуть «Воскрешение» из пучин банальности и посредственности ему не удалось

Чужой на бумаге и мониторе

После 1997 года Чужие надолго пропали с киноэкранов. Но франшиза не была забыта: о ксеноморфах продолжали выпускать видеоигры и комиксы, появился кроссовер с «Хищником».

Игры по вселенной Чужих начали выходить вскоре после премьеры первого фильма. Сначала появились приключенческие игры для допотопных компьютеров и консолей, позже в моду вошли аркадные автоматы, где ксенорморфов можно было расстреливать из световых пистолетов. С середины девяностых по начало двухтысячных свет увидели гибриды хоррора и шутера Alien Trilogy и Alien Resurrection и опередивший своё время онлайновый командный шутер Aliens Online.

Alien: Colonial Marines стала одним из главных игровых провалов 2013 года

Интерес для современной аудитории могут представлять двухмерный сайд-скроллер Aliens Infestation для Nintendo DS, спорного качества шутер Aliens: Colonial Marines, вышедший на РС и консолях прошлого поколения, и, конечно, Alien: Isolation - отменный ужастик в ретрофутуристических декорациях, в который можно сыграть на современных консолях и РС. Сюжеты игр не потрясают воображение, но позволяют погрузиться в атмосферу серии.

Другое дело - потрясающая Alien: Isolation, выдержанная в духе первого фильма

Помимо фильмов и игр, по мотивам «Чужого» вышло множество романов и комиксов, как включённых в канон, так и оставшихся в статусе фанфиков. Встречаются самые разные тексты - от историй, как Рипли спасает из лап ксеноморфов очередную группу колонистов (и в финале, во избежание нестыковок с сюжетами фильмов, теряет память), до масштабных полотнищ о захвате Земли инопланетянами и попытках людей отвоевать планету. В книгах получили развитие такие незаслуженно забытые в фильмах персонажи, как морпех Хикс и девочка-колонистка Ньют из «Чужих».

Чужой и хищник

Кроссоверов с участием Чужого было много, но в масштабную серию перерос только один. В 1989 году стравить идеального убийцу и прирождённого охотника додумались на страницах комикса Alien vs. Predator издательства Dark Horse. На большом экране они встретились лишь в 2004 году, в фильме «Чужой против Хищника». Зрелище получилось кровавое, но бестолковое. Однако это не помешало через три года выпустить сиквел ещё более низкого качества. Неудивительно, что создатели «Чужого» открестились от этой дилогии и её принято считать не относящейся к канону.

Кроссовер «Чужой против Хищника» не считается каноном для серии про Чужого

Зато конфликт Чужих и Хищников с людьми стал отличной темой для видеоигр. Особенно удалась серия шутеров от первого лица, разработанная Rebellion Developments. В ней можно было поиграть за героя любой фракции, причём у каждого из троих был не только свой сюжет, но и индивидуальный стиль игры. Любили эти игры и за пугающую атмосферу и зашкаливающую жестокость. Ну где ещё можно собственноручно вырвать позвоночник из спины живого человека? Разве что в Mortal Kombat. В последней части которого, кстати, можно сыграть за Чужого и Хищника.

Но если истории о схватках Чужих, Хищников и людей ещё выглядят убедительно, то на обложки комиксов о борьбе Бэтмена, Супермена, судьи Дредда и Зелёного фонаря с ксеноморфами сложно смотреть без улыбки. А ведь издавались они не в качестве пародии, а на полном серьёзе. Супермену, например, пришлось столкнуться с Чужим на планете, где мало солнечного света, из-за чего супергерой потерял часть силы и не смог быстро расправиться с монстром.

Вперёд в прошлое

По-настоящему серия вернулась на большой экран в 2012 году, когда вышел «Прометей» - амбициозная фантастическая лента, снятая Ридли Скоттом. Хотя напрямую к истории «Чужого» она не подводит, проще всего охарактеризовать её как приквел к основной серии.

Звездолёт «Прометей» летит с научно-исследовательской миссией на далёкую планету. Учёные вычислили, что на оставленных древними цивилизациями многочисленных рисунках боги указывали именно на неё. В надежде найти ответы на вопросы о возникновении человечества и смысле его существования экипаж исследует руины инопланетных построек, одна из которых оказывается космическим кораблём. Он держал курс на Землю, но вся его команда, за исключением одного спящего в криогенной камере гуманоида, погибла. Попытка установить контакт с пришельцем проваливается: тот набрасывается на заговоривших с ним людей. Вдобавок трюм его корабля набит сосудами с чёрной жижей, вызывающей у людей страшные мутации. Под конец фильма это приводит к появлению существа, похожего на Чужого…

Благодаря красивому видеоряду «Прометей» оставляет приятное впечатление

«Прометей» не стесняется поднимать вечные вопросы о вере и смысле жизни, в то же время рассуждая на такие популярные в фантастике темы, как отношения роботов и людей. Андроид Дэвид в исполнении Майкла Фассбендера, на вид дружелюбный, но в глубине цифрового сознания затаивший обиду на своих создателей, стал главной жемчужиной картины. Остальные персонажи тоже вышли симпатичными, хотя и действовали нелогично для профессиональных исследователей. Но это, пожалуй, единственная весомая претензия к «Прометею». Фильм пропитан духом старой доброй научной фантастики, чья вселенная полна манящих и в то же время смертоносно опасных секретов. И пройтись по пыльным дорожкам далёкого заброшенного мира в компании героев оказалось очень приятно. Не в последнюю очередь благодаря красивому оформлению фильма, сочетающего дизайн Гигера и современные дорогие спецэффекты.

«Прометей» неплохо дополнил вселенную «Чужих», приподняв завесу тайны над происхождением пилота инопланетного корабля, на который наткнулись герои первого фильма. В то же время картина оставила множество вопросов без ответа, намекая на возможность продолжения. И его не пришлось долго ждать. «Чужой: Завет» стал первым в трилогии фильмов, соединяющей события «Прометея» и «Чужого». Фильм вышел в мае и избавился от части недостатков «Прометея»- вернул собственно Чужих, ответил на несколько давних вопросов вселенной, и к тому же был так же красив. Вот только герои его тоже были не в ладах с логикой… Может, в следующем фильме исправят?

* * *

Серия о Чужом оказалась живучей, как и одноимённый монстр. И хотя первые два фильма подняли планку качества так высоко, что повторить их успех практически невозможно, их предысторию и продолжение всё равно хочется увидеть. Созданная без малого сорок лет назад вселенная, населённая причудливыми чудовищами, коварными роботами и беспринципными сотрудниками гигантских корпораций, продолжает будоражить воображение. И хочется верить, что мастерство сценаристов и режиссёров позволит миру Чужих развиваться и дальше, а не кануть в забвение.

» и его продолжений. Ниже представлен список различных форм ксеноморфа, когда-либо упоминавшихся в различных фильмах, компьютерных играх, комиксах и т.п.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Некроморфы: МонстрОбзор игры «Dead Space»

    ✪ Реакции летсплейщиков на ЛИЦЕХВАТА в Alien: Isolation (S08E10)

    ✪ 10 САМЫХ СТРАШНЫХ МЕСТ В ИГРАХ

    ✪ BATTLEFRONT 2 (2017) - КАКОЙ БУДЕТ ИГРА? ДАТА ВЫХОДА, НЕСКОЛЬКО ЭПОХ, КАМПАНИЯ

    ✪ Дом с Ловушками

    Субтитры

    Мы продолжаем знакомство с самыми опасными, мерзкими и невероятными тварями, населяющими самые темные уголки известного пространства. В прошлых видео мы встретились лицом к лицу с ксеноморфами, арахнидами, хэдкрабами и другими тварями. Сегодня на очереди, по моему скромному мнению, одни из самых ужасающих порождений тьмы – некроморфы из Мертвой Пустоты или Dead Space. Узнаем, что они такое, откуда взялись, как размножаются, как и для чего убивают, каков их жизненный цикл и, конечно же, как их убить. Недавно я задавал вам небольшую загадку на внимательность на ютубе, в инстаграме и в ВК, о чем же будет этот ролик. Многие из вас угадали, так что ищите свои имена и ники по ходу ролика! Некроморфы – это мертвая форма жизни. Лишенные жалости, боли и сострадания эти существа существуют для распространения чужеродной внеземной бактерии, которая трансформирует мертвую плоть в нечто ужасное и враждебное. Если не сильно вникать в природу и историю некроморфов, то можно подумать, что они – просто очередные очень опасные зомби, но это ошибочная точка зрения. За угрозой меньших некроморфов стоит кое-что по истине потрясающее и невооброзимое, способное уничтожить всю жизнь во вселенной, превратив ее в мертвую пустоту – Братские луны. Но обо всем по порядку. Обращенные в некроморфов, незамедлительно атакуют любую незараженную форму жизни с целью умерщвления и последующей трансформации. Вспышки заражения возникают там, где появляются таинственные внеземные Обелиски, которые напоминают огромные дилдо из ада. Их изучение открыло тайну таких строений: Обелиски засылаются на различные планеты Братскими лунами, которые являются конечной, на сколько это известно, стадией развития некроморфов. Они представляют из себя огромные планетарного масштаба скопления мертвой зараженной плоти, цель которых – поглощение всего живого. Все некроморфы объединены в общую разумную телепатическую сеть. Меньше твари лишены рассудка как такового, и ими через Обелиски управляют Братские Луны. Итак, заражение проходит в несколько стадий: как только Обелиск приземляется на планету, на которой существует жизнь, он начинает ретрансляцию сигнала, который превращает мертвую плоть в определенном радиусе от обелиска в некроморфов. На разумных существ этот сигнал влияет совсем по-другому: он сводит их с ума, передавая в разум ужасные образы, в том числе чертежи обелисков. Делается это для того, чтобы попавшие под влияние сигнала существа создавали копии обелисков, тем самым распространяя влияние сигнала на новые территории, еще больше увеличивая охват пандемии. Помимо этого, помешательство проявляется в агрессивных действиях к окружающим и к самим себе: жертвы сигнала становятся опасны, пытаются убить всех вокруг, а заодно и себя, становясь биологическим материалом для последующего пополнения армии некроморфов. Помимо сигнала Обелисков, источником заражения служит сам патоген, который распространяют различные виды некроморфов, например, Заразители или Рой. Как уже говорилось: непосредственно живые организмы не превращаются в некроморфов. Сначала их нужно умертвить. Если бактерия входит в контакт с живым человеком, то он испытывает лишь некоторые психические и двигательные расстройства: кататонию, паралич, проблемы с дыханием. С другой стороны, такие расстройства могут стать причиной смерти, сделать из человека легкую добычу для других некроморфов и так далее, то есть все же способствуют распространению инфекции. Пожирание плоти нефроморфов так же ведет к заражению, смерти и последующей трансформации. Зараженные трупы превращаются в некроморфов крайне быстро, а сам эффект перерождения просто ужасен. Клетки мертвого организма начинают перестраиваться, что выражается в изменение формы как отдельных органов и частей тела, так и всего организма. Внутренние органы за ненадобностью рекомбинируются в дополнительные мышцы, а кости ломаются и зачастую становятся своебразными огромными ножами. Уже это делает некроморфов весьма опасными. Процесс перерождения занимает считанные секунды, и при этом выделяется огромное количество тепла, из-за чего кровь буквально закипает. Плоть некроморфов так же распространяет заразу, прирастая к полу, стенам и потолку, она очень напоминает живую землю у зергов. Эта плоть, инжектированная непосредственно в кровеносную систему человека, запускает процесс трансформации. Некроморфы в своих видах очень многообразны. Если хотите узнать подробно про особенности всех видов некроморфов – пишите в комменты «Давай Dead Space!». Как я уже говорил, некроморфы убивают и распространяют инфекцию не просто так. Их конечная цель – поглотить все живое во вселенной. Кульминацией заражения целой планеты, является рождение новой Братской Луны – финальной формы эволюции некроморфов. После того, как пандемия достигает достаточных масштабов, начинается Схождение. Все некроформы, вся биосфера планеты и все Обелиски устремляются в стратосферу, где происходит рождение совершенного мертвого существа – Братской Луны. После этого единственной целью существа остается поглощение всего живого на своем пути. Все некроморфы обладают потрясающей устойчивостью к урону. То, что убивает человека, никак не остановит некроморфа из-за отсутствия жизненно важных органов и чувства боли. Им так же не нужен воздух, чтобы дышать. Основным и самым действенным способом борьбы с некроморфами является расчленение или полное уничтожение их тел. Так как видов некроморфов огромное множество, то и ампутация – не универсальный способ, но в большинстве случаев следует отстреливать или отрезать именно конечности: руки и ноги, так как без них они становятся практически безобидными и умирают. Но повторяю, есть исключения. Лишившийся головы некроморф, в большинстве случаев, напротив не особо огорчится и продолжит пытаться вас убить. В некоторых случачях так же может помочь мощный поток пламени, взрыв или электрический разряд. Но существуют виды некроморфов, которые способны быстро регенирировать потерянные конечности, или попросту мутируют после потери оных, становясь еще сильнее и опаснее. В общем, некроморфы вобрали в себя все самое ужасное и смертоносное, став одними из самых, или, возможно, самыми опасными существами во вселенной. О ком бы вы еще хотели услышать в следующих видео? Пишите в комменты и смотрите другие видосики на канале! Не забывайте включать «колокольчик», а то многие подписчики пропускают новые видео! Так же подписывайтесь на мой второй стримерский канал и поддерживайте баблишком, если не жалко! Ссылки в описании! Спасибо за просмотр! И помните – никто не придет на помощь.

Солдаты и трутни

На них возложена обязанность по защите и охоте, а также расширению жилого пространства, строительству улья, сбору пищи, кормлению королевы и уходу за яйцами. В обычных условиях эти особи не способны к размножению, однако при отсутствии королевы могут откладывать от одного до трёх яиц (точнее, используя тела живых существ для создания яиц, подобно осам) . По желанию королевы могут эволюционировать в Преторианца - более крупную, умную и менее подвижную особь с щитком на голове, похожим на щиток королевы [ ] .

Внешне трутень и солдат отличаются размерами (солдат немного больше) и покровами головы (гладкая - у трутня, ребристая - у солдата). Трутни появляются в фильмах «Чужой », и «Чужой против Хищника », солдаты - в фильмах «Чужие » и «Чужие против Хищника: Реквием ». В каждом из этих фильмов внешний вид существ отличается. Также возможно что ксеноморфы из фильма "Чужойː Завет " также являются трутнями.

В комиксах и компьютерных играх среди трутней выделяется несколько каст, различающихся внешним видом и поведением.

Клонированные ксеноморфы

Особая разновидность трутней появляющаяся в фильме "Чужойː Воскрешение ". Этот подвид появился из яиц отложенных клонированной вместе с Эллен Рипли королевой и является своего рода гибридом из-за того, что при клонировании гены Рипли и королевы смешались. Внешне они довольно сильно отличаются от обычных трутней - они окрашены в буроватый цвет, их ноги приспособлены к пальцехождению, а не стопохождению и имеют пять сегментов, а их головы короче и более заострены. Характерной чертой клонированных ксеноморфов является то, что периодически они выдыхают пар.

Королева

Королева или же Матка - главная и самая крупная особь в колонии (В несколько раз больше рядового Чужого). Остальные ей беспрекословно подчиняются, даже если им это стоит жизни . Передвигается только на двух больших конечностях. Её экзоскелет настолько прочный, что стандартное 10-мм кинетическое оружие его не пробивает. В отличие от постоянно видоизменяющихся солдат, с момента взросления внешний вид королевы остаётся практически неизменным: голову украшает огромная гребневидная «корона», переходящая в головной чехол, присутствие дополнительных конечностей на груди, присутствие на спине огромных шипов вместо небольших трубок для дыхания, но главная её особенность - наличие пуповины яйцеклада. Этот полупрозрачный биополимерный мешок, заполненный яйцами, настолько огромен, что из-за него королева не может самостоятельно передвигаться и поэтому находится в «колыбели» - своеобразном гамаке из слюнных нитей и полос биополимерной смолы , поддерживающих королеву и её яйцеклад в подвешенном состоянии. Тем не менее, в случае опасности королева способна оборвать яйцеклад и передвигаться самостоятельно. Пример: в игре «Aliens versus Predator (2010) » старая королева обрывает яйцеклад, чтобы сбежать из плена, но через какое-то время отращивает новый.

Также известен факт, упомянутый в книгах Ридли Скотта, о том, что взрослая королева, полностью завершившая своё развитие, имеет интеллект, превосходящий обычный человеческий. Также признаки разумности видны в фильме «Чужие ». Когда Эллен Рипли сначала продемонстрировала действие огнемёта , а затем направила ствол на отложенные королевой яйца, то королева поняла её намерения и, чтобы сохранить их, приказала двум солдатам, которые собирались напасть на Рипли, отступить. В другой раз королева поняла транспортное предназначение лифта, а затем воспользовалась им.

Также существует фигурка «Короля Чужих» .

Бегун

Клоны Рипли

Гибрид (Чужехищник, Хищночужой)

Королева-мать

Различные Королевы-матери являются верховными предводительницами всех видов ксеноморфов, другие Королевы и Императрицы им подчиняются. Каждая Королева-мать управляет собственной разновидностью Чужих, например, чёрными или красными. Обладают телепатией и эмпатией. Отличаются пятью шипами на краю гребня вместо трёх, как у обычных королев.

Появляются в комиксах «Aliens: Earth War» и «Aliens: Genocide» и книге «Aliens: The Female War».

Разновидности, появившиеся только в играх

  • Императрица:

Императрица появляется в играх «Aliens Online» и «Aliens vs. Predator 2 ». Особо крупная и древняя королева. Ещё более сильная и живучая. Возможно, королевы в «Aliens versus Predator (2010) », фильме 2004 года и «Aliens: Infestation» также являются Императрицами.

  • Летающий Чужой

Летающий Чужой появляется в играх «Aliens: Extermination» и «Alien vs Predator (SNES) » как один из боссов и в линии игрушек компании «Kenner» как летающая королева .

  • Ксено-Борг
  • Чужой-мутант

Чужие-воины, мутировавшие в результате ядерного взрыва на LV-426. Абсолютно слепые. Ориентируются по шуму. Атака - самоподрыв. Появляется в «Aliens: Colonial Marines ».

  • Плевун

Ещё один вид мутировавших Чужих. Их головы светятся в темноте. Плюются кислотой с приличного расстояния. Очень быстрые. Появляется в «Aliens: Colonial Marines ».

  • Ворон

Очень похож на не полностью развившегося преторианца. Отличительная черта - голова как у воина. Встречается только одна особь. Против него подходит только крупнокалиберное оружие. Так же серьёзный ущерб может нанести удар руки - манипулятора автопогрузчика. Появляется только в игре «Aliens: Colonial Marines ».

  • Крупный Чужой
  • Чужой-таркатанец

В целом похож на обычного трутня, но имеет выдвижные лезвия на руках, а пасть намного шире, чем у обычных ксеноморфов, и усеяна длинными коническими зубами. Все эти черты унаследованы от таркатанцев. Другие отличительные черты - короткая голова, и более низкий, по сравнению с классическими ксеноморфами, рост, примерно со среднего человека. Кровь имеет кислотные свойства, но более ограниченные, в угоду игровому балансу. Вариации:

  1. Кислотник. Самый, что ни на есть классический Чужой. Внешние отличия - гладкая голова, как у трутня, а с хвоста сочится кислота. Спецприёмы ориентированы на применение кислоты, а по геймплею эта вариация - типичный зонер.
  2. Таркатанец. Своеобразная замена Бараки в ростере игры. Внешние отличия - рифлёная голова, как у солдата. Использует характерные для Бараки спецприёмы, за вычетом проджектайла.
  3. Трюкач. Нечто среднее между преторианцем и королевой. Внешние отличия - наличие короны-воротника на голове. Специализируется на вызове яиц и других ксеноморфов.

Появился в качестве DLC в составе Kombat Pack 2 в Mortal Kombat X .

Разновидности, появившиеся только в комиксах

В комиксе «Aliens. Apocalypse: The Destroing Angels» (рус. Чужие. Апокалипсис: Ангелы Разрушения ) Космические жокеи представлены как разновидность Чужих.

Улей

Для создания улья может быть достаточно одного лицехвата, попавшего в населённое пространство (планету, космический корабль, станцию). После того, как ксеноморф достигнет взрослой стадии при отсутствии королевы, он превратится сначала в преторианца, затем в королеву. Найдя подходящую изолированную область, как правило, в наиболее тёплом месте, и наевшись, она отрастит яйцеклад и отложит первые яйца. Первые лицехваты либо атакуют приблизившихся, либо покинут улей и самостоятельно найдут носителей. Вылупившиеся ксеноморфы, достигнув взрослой стадии на свободе, вернутся в улей, где будут в качестве солдат и трутней кормить королеву и заботиться о яйцах. С этого момента лицехватам не придётся покидать улей, так как взрослые особи сами доставят туда будущих носителей.

Тематика последствий столкновения человека и неизвестного бессменно популярна как в кинематографе, так и в искусстве в целом - начиная с культовых опусов Говарда Лавкрафта и заканчивая романами Стива Перри. Но зачастую неизвестное приобретает конкретные формы, порой весьма милые как у Спилберга, но, в основном, чудовищные и смертельно опасные.

Персонаж культового фильма

В далеком 1979 году юный режиссер для которого сейчас легендарный «Чужой» был лишь второй полнометражной работой в большом кино, создал картину, навсегда определившую лицо научно-фантастического хоррора. Фильмы про «Чужого» и поныне выпускаются регулярно. Да и другие киноистории нередко заимствуют элементы шедевра Скотта, что неудивительно, ведь «Чужой» является редчайшим случаем, когда все составляющие идеальны: одаренный амбициозный постановщик, грамотный сценарий, непревзойденный каст и феноменальная работа художников. Со временем киновселенная чужих разрасталась, обзавелась собственной иерархией особей, среди которых не последнее место занимает чужой-преторианец.

Принц

Особь, именуемая преторианец, однозначно приковывает внимание, так как он в несколько раз мощнее, сильнее и больше в размерах чужого-трутня или чужого-солдата. По своим параметрам он уступает лишь Королеве-матке, поэтому зачастую называется Принцем. В общем, он выглядит настолько ужасающе, что Юнг и Фрейд обнялись и зарыдали бы от счастья.

Чужой-преторианец обладает внушительным костяным гребнем, практически как у Королевы. Мощный роговой покров делает монстра неуязвимым для любого вида стрелкового оружия. Рост особи колеблется от трех до четырех метров. Он обладает отнюдь не примитивным интеллектом, способен устраивать засады и ловушки противнику, командовать остальными ксеноморфами. За все эти достоинства он позиционируется в классификации как элитный солдат улья. Преторианец обладает пугающей красотой, совмещающей отвратительное и притягательное в одночасье. Бытует мнение, что они при крайней необходимости могут развиться в полноценную Королеву.

Трансформации

В момент достижения популяцией улья максимальных размеров, Королева из числа своих подданных выбирает несколько кандидатов, которым предстоит стать ее личными телохранителями. Пройдя отбор, особи получают королевское «разрешение» на дальнейшую трансформацию. Поскольку процесс сопровождается сильным выбросом феромонов, монстры должны в срочном порядке покинуть территорию улья. Иначе они будут растерзаны своими сородичами, которых безумно раздражают продукты внешней секреции чужого-преторианца на стадии мутации. В период протекания процесса смены покровов, избранные живут вне популяции, самостоятельно добывая пищу и старательно избегая встреч с себе подобными.

Возвращение в семью

Большинство особей не выдерживает модифицирования и гибнет, но эти жертвы оправданы - именно так отсеиваются слабые, и остаются лучшие. На финальной стадии линьки чужой-преторианец возвращается в улей и приступает к выполнению своих новых обязанностей. Теперь он неразлучен с Королевой, ее личный телохранитель. Заботясь лишь об обеспечении безопасности Матки, чудище не принимает активного участия в основной жизни колонии ксеноморфов. Они редко покидают улей, лишь в случае возникновения непосредственной угрозы.

Преторианцы могут развиваться не только из солдат и трутней, но и из Чужехищников. Подтверждает этот факт особь в фильме «Чужие против Хищника: Реквием», имеющая корону.

К недостаткам элитных солдат следует причислить их неспособность лазанья по вертикальным поверхностям, что объясняется наличием внушительных размеров, костяного гребня и большой массы тела.

Данная разновидность ксеноморфов чаще, чем в кинематографе, встречается в расширенной вселенной Чужих, включающей книги, комиксы, компьютерные игры, линии игрушек.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры