Роль огня в развитии человека. Огонь - роль огня в жизни человека

Главная / Измена

В чем заключается значение огня в жизни человека, Вы узнаете из этой статьи.

Значение огня в жизни человека

Огонь уже настолько вошел в нашу жизнь, что мы не представляем себя без него. А вот если задуматься, так глобально, то что нам дает огонь?

  1. Тепло в холод

При помощью огня человек сможет согреться морозной зимой, или холодной ночью. Обогрев дома, жилища, какое бы оно не было – будь то пещера, чум или дом с печкой, всегда выполнялся при помощью огня. Трубы отопления, электро-обогрев, батареи, — это блага нашей цивилизации. А вот в каменном веке значение огня в жизни древнейших людей было неоцененным. Ведь он спасал жизни, давая тепло и отпугивая врагов.

2. Огонь — это сухая одежда

Будучи в тесной гармонии с природой, человек много своего свободного времени проводит под открытым небом. Если вдруг, польет дождь, тогда, логично, что одежда промокнет. Также контакт с водной средой, а именно озёрами, реками, морями, тоже может сделать нашу одежду мокрой. Остаться в такой одежде чревато простудой, причём очень сильной. Просушить одежду можно и на ветре, если на улице летняя пора или же при помощи огня, что более вероятно.

3. Огонь – это приготовленная пища

Сможете ли Вы, преодолев себя, съесть сырую или живую рыбу? А сырую птицу, например куропатку или курицу? Может и придётся скушать что-то в сыром виде в том случаи, если у Вас не будет огня. Поэтому он обеспечивает наличие вкусной еды.

4. Огонь – это свет

Помимо всего прочего огонь можно использовать как источник освещения в темноте.

5. Огонь – это надежная защита от хищников

Сложно представить животное, которое не боялось бы огня, особенно если взять горящую ветку и сунуть ее прямо в лицо зверю. Как правило, бегство будет моментальным.

6. Огонь – это сигнализатор

На протяжении истории человечества огонь часто использовался в качестве средства коммуникации. В темноте огонь видно вдали на несколько километров, а дым от огня виден далеко в светлое время суток. Было принято зажигать сигнальные огни, если нападал враг.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали какое значение имеет огонь для человека.

Борьба за огонь

Значение огня в эволюции человека – интегрированный урок*

Оборудование.

Музыкальные отрывки: Л.Бетховен, балет «Творения Прометея», либо А.Скрябин, симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»), либо Ф.Лист, симфоническая поэма «Прометей»).

Тексты по теме (см. Приложения), географическая карта пустынь и полупустынь, репродукции рисунков со стоянок древних людей в Африке.

ХОД УРОКА

В затемненном классе на учительском столе горит свеча. Учитель (или ученик, обладающий артистическими способностями) выразительно читает отрывок из книги Ж.Рони-Старшего «Борьба за огонь» (Приложение 1). После окончания чтения отрывка свеча гасится. Некоторое время класс погружен в темноту. Затем зажигаются свечи на столах у учащихся, сидящих группами.

Учитель. Ребята, представьте себе, как сидели у огня и зачарованно смотрели на него наши предки десять тысяч, тысячу, сто лет назад – так же, как сейчас смотрим мы... В нашем электрическом быту камины, свечи, даже мерцающие электрокамины с бутафорскими дровами. Дикие животные боятся огня; одомашненные к нему привыкают; только собаки врожденно любят костер.

Зоологи утверждают: в двух проявлениях человек уникален в животном царстве – он пользуется речью и огнем. Использование огня утилитарно, но тяга к огню у человека бессознательна, инстинктивна. Это единственный инстинкт, которого не знают звери. Инстинкт человека. Он возник у наших далеких предков и сохранился у нас. Но как только не преломлялся он в сознании! Культы огнепоклонников. Разрушительные блаженства пироманов. Подожженный и заново отстроенный Рим. Пионерские костры. Вечный огонь в честь павших...

Давайте вновь вернемся к отрывку из книги Ж.Рони-Старшего «Борьба за огонь».

Начинается обсуждение (тексты с отрывком из книги находятся на столах у учащихся). Учитель задает вопросы, учащиеся работают с текстом, отвечают.

    Как сохраняли огонь эти люди?

(Ответ. В специальных клетках: четыре женщины и два воина питали его день и ночь.)

    Каково было значение огня для древних людей?

(Ответ. Огонь отпугивал хищников, помогал в пути, давал возможность готовить более вкусную пищу, огонь использовали при изготовлении орудий труда, он создавал у людей ощущение общности.)

    Какие средства выразительности использует автор при описании огня?

(Ответ. Олицетворение, сравнение. Огонь-зверь: «могучее лицо», «красные зубы», «вырывался из клетки», «пожирал деревья», «жестокий и дикий». «Отец, страж, спаситель».)

    Какие средства выразительности использует автор для обозначения умирающего огня?

(Ответ. Олицетворение с животным: ослабевал, бледнел, уменьшался, «дрожал, как больное животное», «небольшое насекомое».)

    Как в тексте передано горе уламров?

(Ответ. «Звезд нет», «тяжелое небо», «тяжелые воды», «холодный свет», «меловые слои облаков», «жирные, как горная смола, воды», «гнойники водорослей». Звукопись: похолодевшие стебли растений, шуршание пресмыкающихся, оцепеневшие ящерицы, иссохшее дерево, дрожащие от стужи растения.)

Учитель подводит класс к общему выводу: огонь олицетворялся у древних людей с живым существом, которому присущи жизнь и смерть.

Постановка целей и задач урока. Рассмотреть проблему положительного и отрицательного влияния огня на эволюцию человека, сузив ее до позиций «Огонь-жизнь» и «Огонь-смерть».

Организация работы в группах . Предварительно класс делится на три группы (по желанию): сторонники позиций «огонь-жизнь» и «огонь-смерть» и наблюдатели (арбитры, судьи). На учительском столе устанавливаются символические весы, рядом кладутся черные и белые шары.

Мифологическое толкование умения человека владеть огнем

Огонь-жизнь (выступление представителей группы, отстаивающей эту позицию ). Вопрос о том, как давно мы владеем огнем, волновал человечество многие тысячелетия. Одним из доказательств таких исканий является «Легенда о Прометее». Чтение (на фоне музыкального произведения «Прометей» ) и обсуждение текста «Прометей» (Приложение 2). Вывод: огонь принес человечеству разум. Белый шар. (Представитель группы «Огонь-жизнь» кладет белый шар на чашу весов. )

Атлант и Прометей, которого терзает орел Зевса

Огонь-смерть (выступление учащихся из группы, придерживающейся этой позиции ). Мифологическое толкование образа Прометея далеко не так однозначно. У Гесиода Прометей – хитрый, хотя и добрый к людям, обманщик Зевса, не без основания им наказанный. Более того, в античности существовала традиция (она принадлежит римским авторам) осудительного изображения Прометея. Для Горация дерзкий Прометей совершил «злой обман», принеся огонь, что привело к губительным последствиям. Создавая человека, он вложил в него «злобу» и «безумие» льва. Прометей заботился только о теле человека, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей. Черный шар. (Завершив выступление, представитель группы «Огонь-смерть» кладет на другую чашу весов черный шар ).

Значение огня в эволюции человека

Учитель. Самые ранние следы использования огня найдены в одной южно-африканской пещере. Ниже уровня, соответствующего времени 1,3–1,0 млн лет назад, таких следов не обнаруживается, но выше этого горизонта встречаются кости, подвергшиеся обжигу на кострище. Использование огня было технологическим достижением, по своему значению уступавшим только изобретению каменных орудий. В пещере Чжоу-Гоу-Тьен в Китае, где найдены остатки синантропов и их многочисленные каменные орудия, обнаружены и следы огня: угли, пепел, обоженные камни. Очевидно, первые очаги горели здесь более 500 тыс. лет назад.

Огонь-жизнь. Умение пользоваться огнем позволило сделать пищу более усваиваемой и вкусной. (Белый шар .)

Жареную пищу легче жевать, а это не могло не отразиться на внешнем виде людей: исчезло давление отбора, направленное на поддержание мощного челюстного аппарата. Постепенно зубы начали уменьшаться, нижняя челюсть уже не так выдавалась вперед, массивная костная структура, требовавшаяся для прикрепления мощных жевательных мышц, перестала быть необходимой. Лицо человека приобретало современные черты. (Белый шар. )
Основное преимущество обезьяночеловека состояло в повышенной миграционной способности. Охотник на крупную дичь, один из хищников высшего порядка, он все чаще уходил из тропической зоны в высокие широты – там охота была производительнее, так как с уменьшением видового разнообразия возрастает численность каждого вида. Однако там было холодно, и питекантропу пришлось приспосабливаться к холоду. Именно этот наш предок научился сохранять огонь лесных пожаров и вулканических извержений и пользоваться им. Но добывать огонь сами питекантропы не умели. Огонь сделал человека независимым от климата, позволил расселиться по всей поверхности Земли. (Белый шар. )
Огонь не только во много раз расширил доступность источников питания, но и дал человечеству постоянную и надежную защиту от диких зверей. Люди использовали пламя для обороны от крупных хищников-конкурентов, могли с его помощью отвоевывать у зверей удобные жилища – пещеры. (Белый шар. )
При помощи огня люди могли изготовлять более совершенные орудия труда. Например, обожженные в костре деревянные наконечники копий и концы рогатин делались более твердыми. (Белый шар. )
С появлением огня и очага возникло совершенно новое явление – пространство, строго предназначенное для людей. У костра, несущего тепло и безопасность, люди могли спокойно изготавливать орудия труда, есть и спать, общаться друг с другом. Постепенно укрепилось ощущение «дома» – места, где женщины могли ухаживать за детьми и куда мужчины возвращались с охоты. (Белый шар. )

«Огненная революция»

Огонь-жизнь. По мере совершенствования орудий человек смог проникать в области с менее благоприятным климатом и более эффективно использовать окружающую среду. Однако орудия сами по себе не внесли кардинальных перемен в его жизнь: человек продолжал оставаться всего лишь еще одним хищником среди многих. Он изменил свое положение в природе тогда, когда начал использовать огонь для выжигания растительности. Это можно считать первой экологической революцией, сравнимой по своим последствиям с более поздними – сельскохозяйственной и индустриальной.
Смысл выжигания земли состоял в том, чтобы избавиться от лесов и расчистить место под луга и пастбища. Леса произрастают в условиях выпадения некоторого минимального количества осадков. Там, где осадков меньше, естественной формой растительного покрова становятся луга. Охотники хорошо знают, что в лугах и степях (саваннах) водится больше дичи, на которую к тому же легче охотиться, чем в густом лесу. Поэтому охотничьи племена обычно практиковали выжигание лесов; в результате луга распространялись и на те территории, где выпадало больше дождей. (Белый шар. )
Огонь использовался также при загоне дичи, при этом изменение окружающей среды оказывалось дополнительным побочным выигрышем. Хотя на смену охоте позднее пришло скотоводство, практика выжигания травы для поддержания территории в безлесном состоянии продолжается и по сей день, а тщательно контролируемое выжигание лесов с целью стимулировать рост одних пород деревьев и подавлять другие – один из известных приемов в современном лесоводстве. (Белый шар .)

Огонь-смерть. Давайте рассмотрим и другие последствия использования человеком огня для выжигания растительности. В реальности наступания пустынь, или «опустынивания», не приходится сомневаться. Это грозный процесс, в ходе которого существующие пустыни мира, например, Сахара в Африке, расширяют свои пределы. В Африке сведение леса началось, несомненно, уже с того времени, как человек овладел огнем, – более 50 тыс. лет назад, когда на востоке континента в период ашельской культуры появились первые очаги. Огонь – важный инструмент в переложном земледелии, и, хотя пожары время от времени случаются и по естественным причинам, поджоги, намеренно устраиваемые человеком, оказывали на растительность гораздо большее воздействие. Прежде всего, это объясняется тем, что искусственный поджог производился на одном и том же месте чаще, чем случались естественные пожары. Даже в районах с большим количеством осадков лесная экосистема плохо восстанавливается после того, как она была нарушена на обширной площади. Уничтожение леса влечет за собой быстрое ухудшение состояния почв, которые в конце концов становятся настолько плохими, что земли можно использовать лишь под пастбище, а затем они вообще превращаются в полупустыни и пустыни.
Сопоставим две карты Африки. На одной отмечены главные находки стоянок древнего человека; на другой – современная географическая зональность. Удивительная закономерность: на территории пустынь, полупустынь, сухих степей когда-то обитали люди. Особенно впечатляющая картина для знаменитых пустынь Сахара и Калахари. Если к тому же учесть, что здесь найдены ископаемые остатки разнообразных животных и растений, а также следы рек, ручьев и озер, то сомнений не остается: в прошлом эти ныне пустынные земли не имели острого дефицита воды. Наскальные рисунки, оставленные нашими далекими предками, свидетельствуют об изобилии растительного и животного мира на месте современных пустынь Африки. Так, например, наскальные рисунки в районе Тассили в Сахаре отражают расцвет и упадок культуры древних обитателей этого района. Примерно 7000 лет до н.э. это были охотники, добывавшие жирафов, антилоп и других животных саванны. Затем люди здесь начали разводить скот – фрески, появившиеся на 2000 лет позднее, изображают бесчисленные стада. Самые поздние рисунки – с изображениями верблюдов – датируются временем примерно 3000–2000 лет до н.э., после чего эта культура исчезла под натиском завоевателей. Примем как гипотезу: ландшафты Сахары в конце каменного века подверглись серьезному экологическому давлению со стороны охотников и собирателей. Как считает биогеограф И.Шмитхюзен, «в травянистых пространствах периодически сухих тропиков редко наблюдаются естественные пожары... Здесь причиной пожаров всегда является человек, который частично ради улучшения качества пастбищ, а частью непроизвольно вызывает выгорание травостоя, ежегодно происходящее на огромных площадях и обусловливающее характер растительности на этих участках. За исключением затопляемых саванн, все прочие саванны... возникли при непосредственном воздействии человека». Вывод: знаменитые пустыни Африки – Сахара и Калахари – антропогенного происхождения (Черный шар. )

Судьи. За последние 150 тыс. лет территория пустынь Сахара и Калахари неоднократно уменьшалась и увеличивалась за счет изменений климата, без участия человека.

Огонь-смерть. Аридизация климата Северной Африки с 5000 лет до н.э. была в значительной степени спровоцирована и ускорена хозяйственной деятельностью человека.
Обратимся к событиям, происходившим в другой части света. Голландский мореплаватель А.Я. Тасман и его команда, первыми из европейцев увидевшие берега острова, названного Тасманией, аборигенов не встретили, но обратили внимание на клубы дыма, поднимавшиеся в разных местах над лесом. Последующие исследователи острова постоянно наблюдали лесные пожары, обилие костров, разводимых аборигенами. И хотя тасманийцы занимались охотой, рыболовством, собирательством, главным «рычагом», с помощью которого они «переворачивали» свою землю – радикально перестраивали ландшафты, – был огонь. «Экологический эффект этих систематических пожаров, – пишет известный специалист по этнографии Тасмании и Австралии В.Р. Кабо, – очень велик. На обширных пространствах Тасмании произошла смена растительности; произошли изменения в характере почвы, изменился климат». Тасманийцы использовали огонь не только для охоты на животных, но, возможно, даже в более значительных масштабах – для увеличения площади открытых пространств и повышения плодородия пастбищ, на которых паслись дикие животные. Это была, можно сказать, своеобразная форма примитивного животноводства с помощью «пирогенной обработки» охотничьих угодий.

Вывод: использование аборигенами Тасмании огня привело к смене флоры и фауны и, как следствие, отрицательно сказалось на экосистеме острова в целом. (Черный шар. )

Сходным образом человек осваивал и Австралию. Путешественники и миссионеры прошлого часто упоминали о широком применении австралийскими аборигенами огня – для самых разных целей. Охотничьи племена Австралии, с которыми встречались европейцы, постоянно кочевали. По ориентировочным оценкам, каждое племя, а точнее, каждая кочующая группа ежегодно выжигала около 100 км2 лесов, саванн, степей – целенаправленно или невольно. Тысячи таких групп за 20–30 тысячелетий могли многократно – десятки раз! – выжигать растительность на всей территории континента. Так создавались на огромных пространствах пирогенные ландшафты. Конечно, они формировались не повсеместно, а на территориях с определенным климатом и растительным покровом. Но общий характер перемен при подобной активной эксплуатации выражается в обеднении биологических ресурсов и опустынивании.

Вывод: современные пустыни и полупустыни Австралии имеют антропогенное происхождение. (Черный шар .)

Судьи. Вывод сделан очень резко, бездоказательно.

Огонь-смерть. В отличие от Тасмании, климат Австралии более сухой, в центральных районах выпадает 200–300 мм осадков в год. Положение осложняют постоянные отклонения от среднего значения: то в 3–4 раза меньше, то вдвое больше. В засушливые годы или сезоны начинал действовать механизм обратной связи: пожары причиняли особенно сильный ущерб лесным массивам, а исчезновение лесов – стабилизаторов почвенной влаги – вызывало иссушение и эрозию почв. Лесостепные, степные и полустепные территории существовали в Австралии издавна, еще до появления здесь человека. Однако деятельность кочевых групп охотников и собирателей в конечном счете привела к сокращению общей площади лесов, увеличению опустыненных пространств. По свидетельству английского исследователя У.Чеслинга, долгое время прожившего среди австралийских племен юленгоров, последние поджигают лес во время охоты. К октябрю, когда ветер стихает, пожары успевают уничтожить весь перегной. Теперь жгучее солнце завершает разрушительную работу – страна превращается в груду пепла. В декабре ветер меняет направление; сильно насыщенный влагой, он дует с северо-запада, потоки дождя заливают страну... Рыхлая почва, песок, зола, перегной – все смывается в болота или уносится в море». Насколько глубоки могут быть подобные преобразования можно судить, в частности, по свидетельству австралийского ученого Ч.Маундфорда, описывавшего пирогенные ландшафты Центральной Австралии: «Стоя на голом холме и наблюдая за жаркими вихрями, поднимавшимися со дна высохшего озера, я не мог поверить, что, когда первые белые люди достигли гор Манна, эта огромная впадина была полна водой, в которой плескались сотни уток и других водоплавающих птиц».

Около 6–10 тысячелетий назад совсем в другой части земного шара, в Заполярье, на территории Якутии, Таймыра, Камчатки, Чукотки, Аляски широко распространилась так называемая сумнагинская культура позднего палеолита. Столь значительное ее распространение в высоких широтах объясняется благоприятным климатом. Граница леса и тундры была смещена на 300–400 км к северу. Люди сумнагинской культуры, безусловно, оказывали влияние на ландшафты Заполярья. Их главным орудием был огонь. Деревья и кустарники в заполярных районах растут очень медленно и плохо возобновляются. Уничтожение растительного покрова при палах и пожарах вызвало цепь процессов, которые приводили в конечном счете к очень серьезным последствиям.

После уничтожения растительности грунт быстрее и глубже промерзал зимой, но зато и летом оттаивал быстрее и глубже. В лесотундре второй процесс часто оказывается решающим. Усиление летнего протаивания нередко приводит к солифлюкции – сползанию оттаившего грунта на склонах, а при наличии подземных льдов – к очень широкому развитию термокарста. В просадочных воронках зимой скапливается сдуваемый ветром снег, который затрудняет промерзание, а летом талая вода стимулирует протаивание и дальнейшее увеличение размеров воронки. Образуется много озер и болот. Даже в очень суровые зимы толщина льда в озерах не превышает 2–2,5 м. Поэтому донные отложения водоемов с более значительной глубиной сохраняются в немерзлом состоянии, и, если ширина озера больше удвоенной мощности многолетнемерзлых пород, под ним возникает сквозной талик. Но постепенное накопление торфянистого горизонта в болотах все больше тормозит летнее протаивание, и мерзлота начинает отвоевывать сданные позиции.

Уничтожение леса близ северной границы таежной зоны, там, где мощность снежного покрова не достигает 20 см, приводит к охлаждению почвы, а при больших мощностях снега – к ее утеплению. Соответственно реагирует на эти изменения мерзлота. С чем это связано? Дело в том, что снежный покров влияет на температурный режим подстилающего грунта двояким образом. С одной стороны, он обладает большой отражающей способностью и уменьшает приток лучистой энергии. С другой стороны, снег – хороший теплоизолятор, значит, он сдерживает зимнее охлаждение грунта. Поэтому снеговой покров разной мощности оказывает противоположные влияния. При тонком покрове доминирующая роль принадлежит отражению тепла. При более значительной толщине снежного покрова решающую роль начинают играть его теплоизолирующие свойства. Наконец, при еще более значительной мощности снег снова оказывается охладителем (если говорить о среднегодовой температуре), потому что летом дольше тает.

Таким образом, в разных условиях деятельность человека может приводить к различным результатам: вследствие пожаров мерзлота может деградировать или же появляются участки пирогенных тундр с более холодными почвами.

Вывод: формирование антропогенных (пирогенных) тундр началось еще со времен сумнагинской культуры (6–10 тыс. лет назад). Деятельность человека способствовала расширению тундровой зоны и отступанию на юг северной границы тайги. Современные границы тундры сложились под влиянием антропогенного воздействия. (Черный шар. )

(При изучении смен биоты в геологическом прошлом важно правильно расставить акценты, учитывая влияние как внешних (климат, влияние крупных млекопитающих), так и внутренних (стадия развития биома, как термодинамической системы) факторов, стимулирущих эти смены. Так, в указанное время (бореальный и атлантический периоды – 10 000–5000 лет назад) шло активное наступление леса как к северу, так и к югу от нынешних границ лесной зоны. И только похолодание климата, вызванное нарастанием ледовой шапки на севере, наступившее после 4500 лет назад (суббореальный период) вызвало к жизни обратный процесс – аридизацию южной части лесной зоны и постепенное отступление леса к югу на севере. Ныне, кстати, на фоне современного потепления климата, вновь наблюдается продвижение леса к северу (наступление тайги на тундру), несмотря на интенсивную антропогенную нагрузку в этом регионе. Воздействие человека на растительность, которое было сходным на протяжении всего раннего и среднего голоцена, лишь спровоцировало указанные процессы только в тот период, когда для их протекания сформировались неблагоприятные климатические предпосылки. Поэтому, нельзя говорить так уж категорично об антропогенном происхождении тундр. С мерзлотой – тоже все не совсем так. Достаточно указать, например, на тот факт, что в таежной зоне Восточной Сибири на слое вечной мерзлоты начинающемся с глубины 15–30 см прекрасно растут лиственичники из Larix davurica. – Прим. ред.)

Огонь и металлургическое производство

Огонь-жизнь. Век металла – следующая за неолитом страница истории человеческой культуры. Древнейшие следы бронзы в Месопотамии и Египте относятся к IV тысячелетию до н. э. Начало выплавки рудного железа относят к 1300 г. до н. э. Если раньше материал, из которого делается орудие, – дерево, камень, кость и т.п. – являлся чем-то данным, готовым, то теперь процессу изготовления орудия предшествовал процесс изготовления материала для этого орудия – материала, обладающего новыми свойствами. Рудное дело невозможно без применения огня. (Белый шар .)

Огонь-смерть. Основные причины техногенного загрязнения атмосферы – сжигание природного топлива и металлургическое производство. Если в XIX и начале XX вв. поступающие в окружающую среду продукты сгорания угля и жидкого топлива почти полностью ассимилировались растительностью Земли, то в настоящее время содержание вредных техногенных выбросов в атмосфере неуклонно возрастает. Из печей, топок, выхлопных труб автомобилей в воздух попадает большое количество загрязняющих веществ. Среди них сернистый ангидрид, окислы азота, оксид углерода, соединения свинца, различные углеводороды – ацетилен, этилен, метан, пропан, толуол, бензопирен и др. Вместе с капельками воды они образуют ядовитый туман – смог, вредно действующий на организм человека, на растительность городов. Жидкие и твердые частицы (пыль), взвешенные в воздухе, уменьшают количество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли. Так, в больших городах солнечная радиация уменьшается на 15%, ультрафиолетовое излучение – на 30% (а в зимние месяцы оно может совсем исчезнуть).

Каждый год в результате сжигания топлива в атмосферу поступают миллиарды тонн углекислого газа. Примерно половина диоксида углерода, образующегося при сгорании ископаемого топлива, поглощается океаном и зелеными растениями, половина остается в воздухе. Содержание СО 2 в атмосфере постепенно возрастает и за последние 100 лет увеличилось более чем на 10%. Углекислый газ препятствует отдаче тепла в космическое пространство, что приводит к так называемому «парниковому эффекту». Изменение содержания СО 2 в атмосфере в значительной мере влияет на климат Земли. Все это – следствие освоения человеком огня. (Черный шар .)

Подведение итогов урока

Судьи подсчитывают количество черных и белых шаров. Белых оказывается больше. Обсуждение полученных результатов. Учащиеся свободно высказывают свое мнение.

Учитель. Случайное использование и, возможно, поддержание первобытными людьми зажженного огня началось около 1–0,5 млн лет назад. Примерно 50 тыс. лет назад человек сам научился добывать огонь от искр при ударе кремнем о кремень или с помощью трения. Около 20 тыс. лет назад потребление энергии составляло в среднем 10 тыс. кДж на человека в сутки, а в настоящее время в экономически развитых странах – свыше 1 млн кДж. Еще разительнее рост суммарного потребления энергии всем человечеством за это время – в 10 млн раз. Именно за счет этого миллионократного роста использования человеком запасов солнечной энергии, законсервированной в органическом топливе, создан и функционирует весь комплекс современного жизнеобеспечения человечества.

Если бы много тысячелетий тому назад никто из наших отдаленных предков, греясь у подожженного молнией дерева, не догадался подбросить в угасающий костер несколько новых веток, мы бы так и жили до сих пор в пещерах.

В экологическом плане горение дров в первобытном костре – это самый первый и потому самый значимый шаг человечества к поиску новых, все более эффективных энергоносителей, который привел, в конечном итоге, к беспрецедентному усилению давления одного вида – человека – на природу всей планеты.

Поэтому не стоит забывать о черных шарах на весах. Изменение ландшафтов, климата на нашей планете – все это пагубные последствия овладения огнем. Иногда человечество напоминает ребенка, нашедшего коробок со спичками и втайне от взрослых балующегося ранней весной на солнечном пригорке, поджигая прошлогоднюю сухую траву. Язычки пламени, сначала еле заметные и безобидные, раздуваемые весенним ветерком за секунды превращаются в ревущее чудовище, сметающее на своем пути и стог сена, и хозяйственные постройки, и дом, в котором живет дитя. Дом, в котором мы живем.

Помните об этом. Будущее нашей планеты за вами, подрастающим поколением.

Литература

Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1998.

Воронцов Н.Н. Экологические кризисы в истории человечества // Биология, 2001, № 40–41.

Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира: Факультатив. курс. Учеб. пособие для 10–11 кл. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 1996.

Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.

Ердаков Л.Н. Человек в биосфере – http: // ecoclub.nsu.ru

Ичас М. О природе живого: механизмы и смысл. – М.: Мир, 1994.

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений. – М.: Высшая школа, 1986.

Мифологический словарь: Кн. для учащихся /М.Н. Ботвинник, Б.М. Коган, М.Б. Рабинович, Б.П. Селецкий. – М.: Просвещение, 1993.

Мифология. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия, 1998.

Попов С.Ю. История растительности Африки за последние 150 000 лет // Биология, № 5, 2004.

Рони-Старший Ж. Борьба за огонь. Пещерный лев. Вамирэх. – М.: Пресса, 1994.

Сахара. Золотой фонд биосферы. / Ред. и послесл. В.М. Неронова и В.Е. Соколова. – М.: Прогресс, 1990.

Чернова Н.М. и др. Основы экологии: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1997.

Приложение

Ж.Рони-Старший

«БОРЬБА ЗА ОГОНЬ»

Смерть огня

В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю племени четыре женщины и два воина питали его день и ночь.

Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей, мамонта, тигра и леопарда. Его красные зубы защищали человека от обширного и страшного мира; все радости жили только около него. Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в глубине пещер. Этот огонь был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более жестоким и диким, чем мамонты.

И вот теперь он мертв! Враг разрушил две клетки; в третьей же, уцелевшей во время бегства, огонь ослабевал, бледнел и постепенно уменьшался. Он был так слаб, что не мог поедать даже болотные травы; он дрожал, как больное животное, обратившись в небольшое насекомое красноватого цвета, и каждое дуновение ветра грозило его погасить... потом он вовсе исчез... Уламры бежали, осиротевшие, в осеннюю ночь. Звезд не было. Тяжелое небо опускалось над тяжелыми водами; растения протягивали над беглецами свои похолодевшие стебли, слышно было только, как шуршат пресмыкающиеся. Мужчины, женщины, дети поглощались тьмою. Прислушиваясь к голосам своих вожаков, они старались двигаться по сухой и твердой земле, переходя вброд встречавшиеся ручьи и болота. Три поколения знали эту тропу. На рассвете они подошли к саванне. Холодный свет просачивался сквозь меловые слои облаков. На жирных, как горная смола, водах кружился ветер. Как гнойники, раздувались водоросли, оцепеневшие ящерицы лежали свернувшись среди кувшинок. На иссохшем дереве сидела цапля. Наконец в рыжем тумане развернулась саванна с дрожащими от стужи растениями. Люди воспрянули духом и, пройдя сквозь заросли камыша, очутились наконец среди трав, на твердой почве. Но тут лихорадочное возбуждение упало, люди ложились на землю, застывали в неподвижности; женщины, более выносливые, чем мужчины, потеряв своих детей в болотах, выли как волчицы, те, что спасли своих малюток, поднимали их вверх, к облакам. Когда рассвело, Фаум с помощью пальцев и веток пересчитал свое племя. Каждая ветка соответствовала количеству пальцев на обеих руках. Осталось: четыре ветки воинов, более шести веток женщин, около трех веток детей, несколько стариков.

Старый Гун сказал, что уцелели один мужчина из пяти, одна женщина из трех и один ребенок из целой ветви.

Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель. Силы природы становились все более грозными. Люди буду бродить по земле, жалкие и нагие.

Продолжение следует

* Урок может проводиться при изучении темы «Происхождение человека» в курсе «Общая биология. 11-й класс», а также при изучении темы «Антропогенное воздействие человека на природу» в курсе «Экология»

Классный час

по правилам пожарной безопасности

«Огонь – друг или враг?»

Цель: пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни.

Задачи :

Показать роль огня в жизни человека;

Выявить причины, приводящие к возникновению пожара ;

Познакомить с историей происхождения профессии пожарного, пожарной охраны;

Развивать познавательные интересы учащихся, творческие способности; коммуникативные и речевые качества;

Закрепление знаний учащихся о поведении при пожаре;

Воспитывать чувство самосохранения, формировать умения правильно вести себя в экстремальной ситуации, быстро реагировать на опасность.

Ход беседы.

    Роль огня в жизни люде й.

Прежде чем я сообщу тему занятия, отгадайте загадку.

Он красив и ярко-красен.

Он дает тепло и свет.

Но он жгуч, горяч, опасен!

С ним шутить не надо, нет! ( огонь )

Ребята, как вы, наверное, догадались, темой нашего занятия будет роль огня в жизни человека и правила обращения с огнем.

С незапамятных времён научился человек добывать огонь. Люди превратили языки горячего пламени в своих друзей и помощников. Огонь – это тепло, свет, пища, защита. Он помогал людям освещать и отапливать жилище, готовить пищу, обороняться от диких зверей. Древние люди не имели спичек, и поэтому поклонялись огню, как божеству. В костер запрещалось бросать мусор и отходы. Это могло «оскорбить» огонь. Затем огонь научились получать, высекая искру ударом камень о камень.

Можно огонь назвать другом человека? Назовите сферы применения огня. (Приготовление пищи, двигатели внутреннего сгорания (машины), плавка металлов, изготовление стекла и кирпича, обжиг керамических изделий, отопление жилища, теплоэлектростанции и многое другое).

Говорят, что огонь – друг человека. Без него не возможна жизнь на земле. С его помощью совершается много полезных дел.

Знают все: человек без огня,

Не живёт ни единого дня.

При огне, как при солнце светло!

При огне и зимою тепло!

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь – повседневный друг!

Но когда мы небрежны с огнём,

Он становится нашим врагом.

Когда огонь превращается в нашего врага?

При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает всё на пути, и остановить его бывает трудно

С силой бушующего огня, с пожаром очень трудно справиться!

2. Загадки про причины возникновения пожара.

А в результате чего может возникнуть пожар?

Сейчас отгадаем загадки и еще раз повторим причины возникновения пожаров.

- Деревянные сестрички

В коробочке. Это …(Спички)

- Туристы в лагерь свой придут,

Его под вечер разведут,

Он будет долго полыхать,

Своим теплом их согревать. (Костер)

- Полено в топке полыхает

И «звезды» эти в нас бросает.

Одна горящая частица

Пожаром может обратиться. (Искра)

- Сперва блеск,

За блеском треск.

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села. (Молния)

- И рубашки, и штанишки

Глажу я для вас, детишки,

Но запомните, друзья,

Что со мной играть нельзя! (Электроутюг)

- Есть на кухне агрегат,

Что еду готовить рад.

Чиркнем спичкой, и мгновенно

Огоньком взметнется пламя. (Плита)

- Вещество летучее это

С едким запахом и без цвета

Из конфорки на кухне струится,

Чиркнешь спичкой – враз загорится. (Газ)

- Емкость, что содержит газ,

Назовет мне кто из вас? (Газовый баллон)

- Она все спички победила,

В горючем газе ее сила.

Устала – надо заправлять,

Пылала, чтоб она опять. (Зажигалка)

- По тропинке я бегу,

Без тропинки не могу,

Где меня, ребята, нет

Не зажжется в доме свет. (Электрический ток)

- От огня горит и тает,

Помещенье освещает.

В пироге на день рожденье

Может быть как украшенье. (Свеча)

- Наполнен порохом снаряд,

Он ждет команды от ребят.

Огнями разными сверкает,

Под облака, когда взлетает. (Петарда)

Вы правильно все отгадали, правильно назвали основные причины возникновения пожара. И я думаю, что всегда будете внимательно и осторожно обращаться с этими предметами потому, что самые главные виновники пожаров - люди, их забывчивость, озорство, невнимательность. Вы, надеюсь, в их число не входите. Давайте убедимся в этом, проведя игру на внимание «Это - я, это - я, это - все мои друзья».

( Дети должны правильно использовать слова из названия игры в ответах на вопросы)

Игра «Это - я, это - я, это - все мои друзья»

1. Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережёт и дом, и школу от огня?

2.Кто поджёг траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

И сгорел гараж знакомых,

И строительный забор?

3.Кто соседской детворе,

Объясняет во дворе,

Что игра с огнём недаром

Завершается пожаром?

4. Кто украдкой в уголке,

Жёг свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушёл.

5. Это кто в кармане папы,

Спичек коробок нашел,

И украдкой взял с собой?

6. Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят

И помочь всем людям рад?

3. Знакомство с профессией пожарного.

Но есть люди, чья профессия – побеждать огонь, спасая людей попавших в беду. Они бесстрашны, сильны, тренированны, самоотверженны.

Как же называют людей этой профессии? (Пожарные).

Много веков пожары тушили "всем миром". Колокольный звон извещал о пожаре, и жители соседних домов бежали помогать тушить огонь. Но испуганная толпа людей часто больше мешала тушению огня, чем помогала. В борьбе с огнем успешнее действует небольшая организованная группа специально обученных людей.

Как говорить правильно: «пожарный» или «пожарник»?

Современный словарь русского языка объясняет эти слова как синонимы, то есть слова, имеющие одинаковый смысл. Значит, можно говорить и пожарный, и пожарник. Ошибки не будет!

В давние времена дома на Руси строили из дерева.

Когда-то наша древняя столица Москва была деревянной и много раз страдала от пожаров. В России первая пожарная команда была организована в 1803 году по приказу императора Александра I. Когда в городе возникал пожар, пожарники звонили в огромный колокол – били в набат, созывая жителей на подмогу.

Строили в городах и высокие-превысокие башни – пожарные каланчи. День и ночь дежурили на башнях пожарные и внимательно смотрели – не видно ли в городе дыма или огня. Раньше здание пожарной части состояло из двух этажей. На втором этаже жили пожарные с семьями, на первом стояли повозки с бочками воды, баграми (крюками), лестницами. Но самое главное – это лошади. Самые лучшие, самые резвые.

4. Современное снаряжение и техника пожарных.

Сейчас пожарные команды есть в каждом городе.

У пожарных сейчас есть мощная техника, пожарные носят специальную теплоотражающую одежду из брезента, защищающую их от огня и дыма. Ведь пожарный бесстрашно идёт в огонь!

А сейчас загадки про снаряжение пожарных.

- Пожарного часто в огне защищала

Такая «фуражка» - она из металла. (Каска)

- Заклубился дым угарный,

Гарью комната полна,

Что пожарный надевает,

Без чего никак нельзя? (Противогаз)

- Когда бензин горит отменно,

Его легко затушит… (Пена)

- Висит – молчит,

А перевернешь – шипит

И пена летит. (Огнетушитель)

- Я мчусь с сиреной на пожар,

Везу я воду с пеной.

Потушим вмиг огонь, пожар

Мы быстры, словно стрелы. (Пожарные машины)

- Что за лестница такая

Из машины вырастает?

Поднимаясь выше дома,

Всем пожарным так знакома. (Пожарная лестница )

5. Повторение правил пожарной безопасности в игровой форме.

Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди. Поэтому повторим правила противопожарной безопасности, которые вы должны всегда соблюдать.

Конкурс «Закончите фразу».

- Ростом невеличка

Маленькая спичка

Только трогать спички

Не имей (привычки)

- Если имущество хочешь сберечь

Не уходи когда топится (печь)

-Выпал на пол уголек

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой,

А скорей залей (водой)

-Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те (отнять)

-Вы запомните, друзья,

Детям спички брать (нельзя)

-Включен утюг, хозяев нет,

На простыне дымится след.

Ребята, меры принимайте,

Утюг горячий (выключайте)

-Предупреждаем всех недаром:

Трудно справиться с (пожаром)

-Легче, чем огонь тушить,

Нам его (предупредить)

-Ты о пожаре услыхал,

Скорей об этом дай (сигнал)

-Пожар мы быстро победим,

Коль позвоним по(«01»)!

А какой номер надо набрать, если звоните с сотового телефона? (112 – это единая служба спасения).

Сейчас послушайте стихотворение, в котором еще раз говорится о том, как следует себя вести при пожаре.

Пожар случиться может, пусть не наша в том вина,

На тот случай знаем тоже, как должны вести себя:

Если в двери выйти можно, так и сделаем, уйдем,

Из квартиры всех животных за собою уведем.

Дверь прикроем поплотнее, о пожаре сообщим.

Если нет телефона, мы к балкону поспешим,

За собою дверь балкона поплотнее притворим.

Если нет у нас балкона, станем в окна мы кричать:

О пожаре всем прохожим громко будем сообщать.

Нас тогда услышат люди, и на помощь нам придут,

Ждать нам долго не придется, нас пожарные спасут.

Почему мы наши двери закрываем поплотней?

Чтоб не дать пожару дальше развиваться поскорей.

Если двери мы откроем, свежий ветер налетит,

Силы он огню удвоит, полыхнет и все сгорит.

Дым идет от возгоранья, если что-то вдруг горит,

Этот дым по содержанью и едуч, и ядовит.

До балкона доберемся, хоть ползком в сплошном ряду,

А открыть балкон сумеем, значит, выйдем на балкон,

Воздух будет там свежее, там подмогу подождем.

Если вспыхнула одежда (мы сидели у огня),

На спасенье есть надежда: только лишь бежать нельзя.

Потому что ветром пламя увеличим, убыстрим,

Не одна одежда – сами в этом пламени сгорим.

Если снять одежду сложно, мы на землю упадем,

По земле кататься будем – так мы справимся с огнем.

Вспыхнет вдруг одежда сильно на товарище у нас,

Мы с себя одежду снимем и накроем пламя враз

Доступ воздуху закроем – и огонь умрет тотчас,

Друга тут же успокоим и проводим до врача.

Главное позвать на помощь тех, кто борется с огнем,

Мы их очень уважаем и пожарными зовем!

Знает каждый гражданин пожарный номер «01».

Если к вам придет беда - позвони скорей туда.


6. Если в доме начался пожар.

А сейчас мы повторим п равила поведения при пожаре, если вы окажетесь дома одни.

Правило 1 . Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды.

Правило 2 . Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.

Правило 3 . Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры.

Правило 4 . При пожаре дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше. Дыши через мокрую тряпку или полотенце.

Правило 5 . При пожаре никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.

Правило 6 . Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

Правило 7 . Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают как тебя спасти

.

7. Итог.

Рисунки детей на тему - пожарная безопасность.


Трудно представить жизнь современного человека без использования огня. Благодаря ему люди живут в комфортных условиях - в теплых дома, освещенных помещениях, питаются вкусной пищей и ежедневно пользуются предметами, созданными при помощи пламени. Процесс добычи и подчинения огня был очень сложным и длинным. Благодаря древнему человеку, мы можем пользоваться этим ресурсом.

Роль огня в жизни первобытного человека

Полтора миллиона лет назад человек смог подчинить себе огонь. Древний человек смог создать себя освещение, теплый дом, вкусную еду и защиту от хищников.

Укрощение огня человеком - довольно длинный процесс. По легендам первый огонь, котором смог пользоваться человек, был небесный огонь. Птица феникс, Прометей, Гефест, бог Агни, жар-птица - они были богами и существами, приносящими людям огонь. Человек обожествлял природные явления - молнию и извержение вулканов. Он добывал огонь, поджигая факелы от других, естественных возгораний. Первые попытки добычи огня дали человеку возможность согреваться в зимнюю пору, освещать территории в ночное время и обороняться от постоянных атак хищных животных.

После длительного использования естественного огня, у человека появилась необходимость самостоятельной добычи этого ресурса, ведь природный огонь был доступен не всегда.

Первым способом добычи пламени стало высекание искры. Человек долгое время наблюдал, как столкновение некоторых предметов вызывает маленькую искорку, и решил найти ей применение. Для этого процесса у людей были специальные приспособления из призматических камней, являвшимися огневищами. Человек бил по огневищам шероховатыми призматическими ножами, вызывая искру. Позже огонь добывался немного другим способом - использовали кремень и огниво. Воспламеняющимися искрами поджигали мох и пух.

Трение являлось еще одним способом добычи огня. Люди быстро вращали между ладонями сухие ветви и палки, вставленные в древесное отверстие. Таким способом добычи пламени пользовались у народов Австралии, Океании, Индонезии, в племенах кукукуку и мбовамбов.

Позже человек научился добывать огонь сверлением с помощью лучка. Этот метод упростил жизнь древнему человеку - больше не приходилось прикладывать много усилий, вращая палку ладонями. Воспламененным очагом можно было пользоваться 15 минут. От него люди поджигали тонкую бересту, сухой мох, паклю и опилки.

Таким образом огонь сыграл главенствующую роль в развитии человечества. Помимо того, что он стал источником света, тепла и защитой, также он отразился и на интеллектуальном развитии древних людей.

Благодаря использованию огня, у человека появилась потребность и возможность постоянной деятельности - его нужно было добывать и поддерживать. При этом надо было следить за тем, чтобы он не перенесся на дома и не был затушен внезапным ливнем. Именно в этот момент начало формироваться разделение труда между мужчинами и женщинами.

Огонь служил незаменимым средством при изготовлении и обработке оружия и посуды. А главное - он дал человеку возможность освоения новых земель.

Роль огня в жизни современного человека

Жизнь современного человека невозможно представить без огня. Практически все, чем пользуются люди основано на огне. Благодаря ему в домах тепло и светло. Человек ежедневно использует энергию огня в быту. Люди готовят, стирают, убирают. Свет, электричество, отопление и газ - всего этого не было бы без маленькой искры.

На различных предприятиях также используется энергия огня. Для того, чтобы изготовить машину, самолет, тепловоз и обычную вилку, необходим металл. Именно с помощью огня человек добывает его - плавит руду.

Обычная зажигалка горит при помощи немного измененного метода древних людей - усовершенствованного огнева. В газовых зажигалках используется механическая искра, а в электрозажигалках - электрическая.

Огонь используется практически в любой человеческой деятельности - керамическом производстве, металлургии, стекловарении, паровых машинах, химической промышленности, транспорте и ядерной энергетике.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры