Антон давидянц биография. Антон Давидянц - Все о джазе в Армении и об армянах в джазе - Антон Давидянц All About Jazz In Armenia

Главная / Измена мужа

– В этот раз 3 сентября вы выступите в Омске вместе со скрипачкой, композитором, аранжировщиком Анной Ракитой. Расскажите, какую программу вы приготовили для омичей? Чем будете удивлять своих постоянных слушателей?

Музыка, исполняемая мной с Анной, является по большей части нашими авторскими композициями, которые мы разбавляем небольшим количеством обработок малоизвестных произведений. Нам так интереснее, не хочется играть Summer Time в сто пятьдесят тысячный раз. К тому же таким образом мы знакомим наших слушателей с музыкой, которую искренне любим. Например, для нас огромным источником вдохновения по ансамблевой игре, композиции и исполнению в целом является дуэт фантастических музыкантов – Вардана Овсепяна (уроженец Еревана, ныне проживающий в Лос-Анжелесе) и Татьяны Парры (певица из Бразилии). Они играют музыку, которую принято называть «третьим течением» – некую помесь классики и джаза. Тем, кто будет читать это интервью, настоятельно рекомендую ознакомиться с их творчеством, это безумно красиво и талантливо! А удивлять нам особо нечем, мы просто будем стараться хорошо играть. И, вероятно, одно это уже для кого-то покажется удивительным.

– А как вас и Анну свела судьба?

– История нашего знакомства очень интересна. Летом 2013-го года я получил неожиданное предложение сыграть концерт в Санкт-Петербурге с величайшим и всемирно известным джазовым скрипачем Jean Luc Ponty. Его постоянному басисту отказали в российской визе, а концерт уже был запланирован и его нужно было спасать. Барабанщик Жан Люка Damien Schmitt предложил маэстро мою кандидатуру. Понти сперва боялся, и это понятно – откуда ему было знать, что в России есть музыканты, способные справиться со сложной музыкальной задачей, особенно в кратчайшие сроки. Тем не менее, могу сказать, что я не ударил в грязь лицом, хорошо подготовился, мы встретились за день до концерта в северной столице, порепетировали и маэстро остался очень доволен. На следующий день мы сыграли прекрасный концерт, после которого Жан Люк также сказал мне много теплых слов. Спустя некоторое время после вышеописанных событий у Понти был мастер-класс в Москве, на котором присутствовала Анна. Она поиграла для маэстро, и после мастер-класса у них состоялся разговор, в котором Жан Люк спросил Аню, играет ли она с кем-то, есть ли у неё бэнд. Аня, сказала, что никого не знает в Москве из околоджазовой тусовки, с кем можно было бы претворить в реальность ее творческие идеи. На что Понти сказал ей, что есть такой басист в Москве Антон Давидянц, и что он бы очень подошел для такой задачи. Вот такая забавная история. Нас познакомила французская легенда джазовой скрипки. И это при том, что мы оба живем в Москве.


– С чего начиналось ваше сотрудничество?

– Начали мы играть наверное в 2015 году, а спустя год создали дуэт, с которым выступаем и по сей день. И обязательно будем развивать этот проект. Концертов становится все больше и больше. Я вообще хотел бы сделать этот проект одним из основных своих занятий, он очень удобен – всего два человека, минимальный райдер и относительно небольшие расходы, если сравнивать с квартетом или квинтетом.

– Трудно работать с женщиной-музыкантом?

С женщиной-музыкантом, возможно, работать и непросто, но только не в том случае, если женщина-музыкант – ваша лучшая подруга. У нас просто замечательные взаимоотношения и полное взаимопонимание. И мы дружим не только в музыке, но и в жизни. Созваниваемся и списываемся каждый день, поддерживаем друг друга во всем. В общем, настоящие друзья. Так что это редчайшее сочетание и непередаваемое удовольствие. Обычно бывает либо друг, либо музыкант. Приходится выбирать. Но в нашем случае все части мозаики совпали.


– Антон, сегодня вы имеет в своём багаже массу регалий, вас называют лучшим бас-гитаристом страны. Как вы себя ощущаете в таком статусе?

– Я всегда отвечаю в таких случаях, что мне, безусловно, очень приятно, что меня таковым считают. Но это не дает мне ни малейшего права остановиться, «зазвездить» и расслабиться. Потому что как известно: чем больше мы знаем, тем больше понимаем, что не знаем ничего. Чем глубже я погружаюсь в музыкальный мир, тем сильнее понимаю, насколько этот мир бесконечен и абсолютно не существует точки, к которой в итоге можно дойти и остановиться. Мы учимся на протяжении всей жизни. Главным источником вдохновения лично для меня является, собственно, любовь к музыке. Это мой воздух, без которого невозможно жить. Ещё я вдохновляюсь любимыми музыкантами, которые побуждают меня к постоянному развитию и работе над собой.

– В одном из своих интервью прошлых лет вы, говоря про любимых музыкантов, выделили французского бас-гитариста Адриена Ферро, что «пока он играет лучше вас, вы будете стремиться только вперед». По-прежнему он является для вас таким серьезным соперником, или время идёт, уже появились иные?

– Да, Адриен по-прежнему является для меня идеалом в искусстве игры на бас-гитаре. Ничего не изменилось за последние 10 лет с тех пор, как я его узнал. Но также появилось немало очень серьезных музыкантов. Особенно я хотел бы отметить двух бразильцев Michael Pipoquinha и Junior Rebeiro Braguinha. Еще появилась совершенно фантастическая басистка из Индии Mohini Dey. Ей сейчас 20 лет, кстати. Мы очень дружим. В общем, появляются новые молодые невероятные музыканты, но Hadrien по-прежнему остается папой.

– У многих музыкантов есть предконцертные ритуалы. Например, читала, что американский рок-музыкант Дейв Грол и его товарищи перед выходом на сцену в обязательном порядке выпивают несколько стопок ликера Jägermeister под музыку Майкла Джексона. Антон, есть ли у вас подобные ритуалы?

У меня абсолютно никаких ритуалов нет, но Jagermeister я очень люблю. Вообще, все зависит от концерта. К большинству концертов я специально никак не готовлюсь и перед ними не настраиваюсь. И это не потому, что мне все равно, а потому что уже имеется огромный опыт, и выход на сцену не сильно отличается от всего того, что я делаю - дышу или хожу пешком. Так же часто это происходит. Тем не менее, иногда случаются выступления, перед которыми я волнуюсь. Особенно если играю с легендарными музыкантами – есть некий трепет перед ними. Или с Аней вот когда мы играем, я тоже немного волнуюсь. Но, скорее, только лишь потому, что в этом дуэте на бас возложена (мной же) огромная ответственность. И чтобы играть хорошо нашу программу, нужно быть в супер тонусе. Из ритуалов единственное что мы делаем с музыкантами, которых я приглашаю, – это встаем в круг перед концертом, обнимаем друг друга и говорим «Let’s kill the place» или что-нибудь в этом роде.

– Постоянная концертная деятельность требуют немалых усилий. Как вы предпочитаете расслабляться?

– Расслабляться мне крайне редко удается. Тем не менее, больше всего люблю путешествовать. Это дает мне огромное количество энергии и вдохновения. Всегда путешествую «дикарем», никогда не покупаю пакетные туры. Максимум – билеты на самолет, а все остальное – на месте. Обожаю езду на мотоцикле. В эти моменты я особенно хорошо отдыхаю и расслабляюсь. Вообще, моя жизнь очень насыщенная, порой я летаю просто каждый день, меняю страны и часовые пояса. Это физически тяжело, но в эмоциональном смысле намного интереснее, чем сидение на одном месте. Я не могу задерживаться последнее время в одном месте больше, чем на 2 недели. Обязательно возьму билет на самолет и улечу куда-нибудь. Если, конечно, будет такая возможность.


– Антон, в интервью в 2010 году, когда вам было ещё 26 лет, вы говорили, что хотите уехать на постоянное место жительство в Париж, потому что вы уже «переросли» московский уровень. Что вас остановило уехать за границу, почему продолжили работать в России? Приходят ли сейчас мысли о переезде?

– Мысли о переезде постоянные. И это непременно произойдет. Просто все элементарно упирается в деньги, точнее в их отсутствие. Всему виной моя организаторская деятельность и постоянные «привозы» некоммерческих фьюжн коллективов. Если бы я этого не делал, то давно бы смог себе позволить уехать. Моя мечта – это Лос Анжелес. Это эпицентр огромного количества гениальных людей. Но для этого нужно очень много свободных денег, потому что работы сразу там точно не будет. А еще более вероятно – не будет вообще. Даже величайшие музыканты современности сидят там без концертов и зарабатывают гастролями по Европе. Еще Нью-Йорк. Но в Нью-Йорке еще больше музыкантов, конкуренция просто бешеная. И тоже мало работы.

– А как же Париж?

– Насчет Парижа я остыл, пообщавшись с огромным количеством моих французских друзей. Там тоже тяжело очень. Да и вообще это касается почти всего мира - работы стало очень мало у музыкантов, занимающихся настоящим искусством. Все-таки период расцвета джаза и фьюжн музыки был в 60-70-80ые годы. Теперь народ интересует исключительно попса. Времена, когда пионеры фьюжн Weather Report собирали стадионы, увы, прошли. И я не вижу пока позитивных изменений в этом направлении в ближайшие годы. Но вообще это очень длинная тема для отдельного интервью.

При этом я все-таки постоянно летаю по всему миру, так что нельзя сказать, что я «остался в России». Я как бы базируюсь в Москве, но за последний год, например, в общей сложности в столице я пробыл максимум 2 месяца. В августе вот 3 дня, дай бог, наберется. Всю зиму я пересидел на Кипре, хоть и летал в Россию минимум раз в неделю. До этого подолгу был в Бангладеш, Китае и Нидерландах. Не сидится мне на месте, тут уж ничего не поделать. И я хочу быть постоянно в таком окружении для того, чтобы перманентно расти и развиваться. Потому что я все-таки люблю прежде всего музыку, а потом уже все остальное.

Ура! Нам дал интервью один из моих любимейших басистов, музыкант имеющий в своем багаже столько регалий, совместных проектов с мировыми знаменитостями и прочих доказательств огромного таланта и постоянной работы над собой, а так же просто очень хороший, скромный человек - Антон Давидянц.

Если вы по какому-то случайному стечению обстоятельств не знаете его - наберите его имя и фамилию в любой поисковой системе - и все вам сразу станет понятно!

Это интервью уникально тем, что Антон писал его больше 2х месяцев, находясь почти все это время на гастролях. Еще раз огромное спасибо ему, за это полнейшее и самое предельно подробное интервью, которое я когда либо видел! Не поленитесь прочитать его до конца!

Вы узнаете много подробностей жизни профессионального музыканта, а так же поймете, что нужно делать, что бы стать настоящим профи! Погружайтесь!

Антон, расскажи как ты начал играть на басу. Почему именно бас? Кто помогал тебе и обучал азам? Кто твои бас кумиры? Какая музыка влияла на тебя, как на музыканта в процессе твоего музыкального развития? Расскажи о своем музыкальном образовании.

Отвечая на первый вопрос, я, наверное, расскажу свою историю с самого начала, и, таким образом, ответ на этот вопрос будет наиболее развернутым. Я родился в музыкальной семье. Моя мама, Элеонора Теплухина, активно концертирующая потрясающая классическая пианистка мирового уровня! Мой дядя Андрей Давидян очень известен в музыкальных кругах Москвы. Он поет в знаменитой клубной московской кавер-группе Soundcake уже около 20-ти лет! Мой дедушка Сергей Давидян был также потрясающим известным эстрадным певцом. Он преподавал в Московском Государственном Университете Культуры и Искусств, который я закончил в 2009-ом году. Еще дед известен по старому фильму "Песни первой любви". Все песни, которые там звучат, спел, а соответственно и озвучил, Сергей Давидян.

Так что мой путь с самого начала был предопределен, только я об этом узнал много позже. Естественно, родители отдали меня в 7-ми летнем возрасте в музыкальную школу в класс фортепиано. И музыку я ненавидел с детства))). Занимался крайне неохотно и абсолютно не понимал зачем же меня мучают. Скажу честно, что я вообще не любил учиться, а когда узнал, что помимо образовательной школы, мне придется ходить еще и в музыкальную, то совсем поник... Но, тем не менее, мне фортепиано давалось довольно легко, при том, что я почти не занимался. Занимался только собственно на занятиях по специальности. Выиграл несколько конкурсов (а жил я в городе Петушки до 11-ти лет) по Владимирской области.

Когда мне исполнилось 11-ть лет, мама перевезла меня в Москву и я поступил в музыкальную школу имени Мясковского (позднее имени Шопена) в 5-ый класс. Но музыка по прежнему не интересовала меня и всегда оставалась мучением. Ближе к 7-му классу я стал задумываться о поступлении в медицинский колледж. В тот момент меня очень заинтересовало это направление. Но все-таки мама отговорила меня,и после окончания музыкалки, я поступил в одноименное училище имени Шопена в класс профессора Евгения Яковлевича Либермана, который являлся прямым учеником патриарха фортепианной школы и исполнительского мастерства Генриха Нейгауза! И вот здесь-то и начинается самое интересное!

Это был 1999 год. Хочется сказать, что за год до этого я впервые узнал о существовании (!) такого инструмента, как бас-гитара. То есть до этого все свое детство я был абсолютно "темным" и не знал никакой музыки, кроме классической! В 1998-ом я впервые услышал Nirvana и просто зафанател от этой группы! В принципе мой приход в мир "эстрадной" музыки связан именно с этим событием. И вот тогда я увидел у одного из друзей своей мамы бас-гитару. Это был Павел Виноградов, потрясающий бас-гитарист (единственный, кстати, кто мне по настоящему нравится в Москве!), и о нем я обязательно расскажу чуть позже.

Бас-гитара мне АБСОЛЮТНО не понравилась! И думаю меня можно понять, так как после такого инструмента, как фортепиано, на котором можно сыграть абсолютно все (тут у вас и фактура, и многоголосие, и виртуозные возможности), 4 струны выглядят крайне неубедительно!Мне не понравилась тесситура, в которой пребывает бас-гитара. Показалось что это очень ограниченный инструмент, на котором можно играть только лишь "До-соль" и не более того!То есть звучит очень низко, струн очень мало, играть сложно... Непонятно было зачем такой инструмент в принципе нужен!

Зато мне тогда очень понравилась гитара, и я начал параллельно с ф-но играть на ней. Играл я естественно песни Нирваны и пел их. То есть мои познания в области электро-гитары ограничились игрой аккордов Em и G. Ну и еще нескольких…Стало быть это тоже было несерьезно и являлось для меня приятным хобби. Но хотя бы приятным, потому что ф-но я вообще ненавидел! И так продолжалось до апреля 2000-го года, до того момента, как меня отчислили из училища Шопена за неуспеваемость... Я не сдал ни одного технического зачета, просто полностью "забил" на фортепиано.

Моя мама как раз вернулась тогда с гастролей из Японии, на которых была больше месяца. Приехала, а сыночек нигде не учится уже. И в общем-то не хочет. Она, конечно, была в шоке! И в тот момент что-то случилось, я точно не помню как именно меня пронзило, но я реально ЗАХОТЕЛ научиться играть именно на бас-гитаре. Что-то я разглядел в этом инструменте, причем совершенно неожиданно для себя! И начал заниматься с невероятным усердием! Минимум по 10 часов в день! МИНИМУМ! У меня появилась цель поступить в ГМУЭДИ (государственное музыкальное училище эстрадно-джазового искусства).

Оставалось 3 месяца на то, чтобы научиться играть достаточно для того, чтобы поступить на единственное бюджетное место. Денег особо не было, а стоило коммерческое очень дорого! В общем в итоге я поступил на бюджет в класс знаменитого легендарного советского джазмена Анатолия Васильевича Соболева! Пожалуй это был мой первый волевой поступок в жизни. Я обошел всех, кто ходил на подготовительные курсы по 3-4 года. И сделал это за 3 месяца! И вот в тот момент я поверил в себя, и понял, что ничего невозможного для меня нет, нужно лишь полюбить то, чем ты занимаешься! И тогда лень, которая преследовала меня всю жизнь, отпадет сама собой. Я ПОЛЮБИЛ МУЗЫКУ! И полюбил ее с тех пор на всю жизнь, и теперь не представляю как я мог бы жить иначе!

Итак, кто мне помогал и кто меня учил... Я могу выделить 3-ех человек, основных педагогов в моей жизни. Хотел бы сказать, что поступил я в училище абсолютно ненавидя джаз! Конечно же это связано в первую очередь с тем, что я просто не понимал этот жанр, так как мои познания музыки как таковой были весьма ограничены. К тому моменту для меня главными группами были Nirvana, Metallica, Sepultura, Pantera, Korn и прочий тяжеляк. Весьма забавно то,что для поступления нужно было играть одну классическую вещь (я играл какой-то концерт Филлипа Эммануила Баха для виолончели с оркестром) и "Антропологию" Чарли Паркера.

С классикой было понятно изначально и мне не составило больших проблем сыграть концерт довольно прилично.Но вот с джазовой вещью все обстояло иначе. Ведь я совсем не умел импровизировать, этот мир был абсолютно для меня неизведан. И забавно как раз то, что помимо темы, я выучил соло наизусть и аккомпанемент(!). То есть свинговую линию, четверти я играл тоже по нотам. Конечно же, я не мог еще тогда строить аккомпанемент по гармонии.

И вот на этот год 2000-ый год и приходится мой основной скачек в образовании. С самого начала мне попался потрясающий преподаватель ансамбля Валерий Павлович Мелехин. Это просто гений педагогики, настоящий фанат своего дела! Мы по прежнему с ним в замечательных отношениях. 10 лет назад он разглядел во мне талантливого парня и определил сразу в большое количество ансамблей.

Здесь я сразу хотел бы сказать, наверное, лейтмотив всего интервью,то что САМОЕ главное в обучении-это практика! И чем ее больше, тем лучше! Я начал ходить на его занятия по ансамблю. Сначала было очень тяжело, так как я не знал как строятся линии, как нужно аккомпанировать. И тем более не знал как играть соло. Но постепенно начал втягиваться, разобрался с буквенными обозначениями аккордов. Видя как мне непросто, Валерий Павлович начал заниматься со мной индивидуально(!), причем абсолютно бесплатно!

Мы занимались около 2-ух раз в неделю по 2 часа. Занимались как раз-таки гармонией, обыгрыванием аккордов и читкой с листа. И уже всего через полгода я играл практически любые ноты (то есть читал "цифровки") и в любых темпах! Во всяком случае саккомпанировать я уже мог все что угодно. Это был очень серьезный толчок! Ко второму курсу я был задействован почти во всех училищных ансамблях, а их было около 10-ти. Часто бывало так, что я приходил в училище к 10-ти утра и уходил в 8 вечера, и все это время играл в ансамблях! На втором курсе я был почти полностью освобожден от основных предметов в пользу ансамбля. И вот это-то и есть самая лучшая школа!

Если педагоги, скажем, по ОБЖ увидят мое интервью, то порешат меня наверное.Но я утверждаю, что быстро научился играть я именно из-за того, что никуда не ходил, а занимался только лишь специальностью! А те, кто везде ходили и отличались общей успеваемостью, так и не научились...

Cо вторым педагогом в своей жизни я тоже познакомился в училище на первом курсе. Зовут его Влад Шошин. Влад преподавал вокал, и у него были лучшие ученики на Ордынке. Это те, кто в последствии стали звездами нашей настоящей андеграунд-сцены. То есть не "певички",а настоящие музыканты! Это Тина Кузнецова, у которой свой потрясающий проект Zventa Sventana. Это Наташа Блинова с ансамблем "Прет". Лаура Григ, у которой свой клубный хаус-проект.

Влад обладает потрясающей способностью доносить суть происходящего в музыке не обычными "рычагами" воздействия, а каким-то аллегорическим способом. То есть он никогда мне не говорил: "Антон,здесь нужно сыграть такую-то ноту, и чтоб она была 2-ой шестнадцатой в третьем такте." Он говорил:"Сыграй так, чтобы вокруг распустились цветы..." Или же, по его мнению, драйв - это то состояние, когда тебя "прижимает" к стенке и не может больше отпустить. Или же он мне объяснял суть музыкального "колеса", когда музыка равномерно как бы закручивается...

Очень сложно описать словами то,что он мне объяснял и о чем рассказывал. Но я точно знаю,что раскрыл меня именно он. То есть потрясающую теоретическую подготовку дал мне Валерий Павлович Мелехин, а вот остальную, именно музыкальную, Влад. После общения и занятий с ним я начал понимать, что именно такое играть с драйвом! Влад,спасибо тебе за то,что помог мне стать музыкантом, а не просто голым профессионалом!

Итак,осталась еще одна, последняя составляющая.Я рассказал про тех людей, которые помогли мне в теории и музыке. Но осталась еще и техника, то есть непосредственное владение инструментом. И вот здесь должен помогать человек компетентный в этих вопросах, то есть именно бас-гитарист! Им стал Паша Виноградов, которого я уже упоминал,и с которого началось мое знакомство с бас-гитарой в 1998-ом году. Это тоже гений преподавания! Ему не нужно много слов произносить для того, чтобы объяснить самое главное! Сразу хотел бы сказать, что мне хватило около 5-ти уроков с ним на всю жизнь! И дальше я пошел сам.

Он меня заразил 3-ех пальцевой техникой (сам он играет тремя пальцами) и я сейчас очень ему за это благодарен, потому как умею играть много того, что невозможно сыграть двумя пальцами! Сам он играет потрясающе! По груву и студийной работе Паша, на мой взгляд, номер ОДИН в Москве! Сам я до сих пор беру с него пример... Особенно в умении придумать партии,которые точно будут "работать" в песне. Почему же именно бас? Ну, во первых, мне очень понравился этот инструмент. К тому же я довольно быстро понял, что конкуренция среди бас-гитаристов не такая бешеная, как, например, у пианистов. И тот же Павел Виноградов сказал мне, что без работы я точно не останусь.

Много хороших пианистов, гитаристов, саксофонистов, а вот басистов сильных очень мало. Это тоже сыграло немалую роль в моем выборе. Теперь я хотел бы рассказать о том, какая на меня влияла музыка в процессе моего развития. Как я уже говорил, начал я с тяжелого рока, металла и прочих брутальных стилей. К моменту поступления в ГМУЭДИ я слушал только это и ненавидел джаз! И вот в процессе моих индивидуальных занятий с Валерием Павловичем Мелехиным, стал понемногу втягиваться в джаз. И наконец начал потихоньку понимать что же там такого, от чего все так кайфуют.

Конечно же первым моим "богом" стал Жако Пасториус. Я начал слушать все записи, в которых он принимал участие. Особенно мне понравились его сольный альбом с одноименным названием Jaco Pastorius и записи с Джони Митчел. Я до сих пор считаю, что именно в альбоме Джони Митчел он играет просто недосягаемо! И до сих пор никто не смог его победить в аккомпанементе. Ну и, конечно же, Weather Report. Затем довольно в скором времени я узнал о Гари Виллисе, Скоте Хендерсоне и их группе Tribal Tech. И вот от нее я совсем зафанател!

Последующие года 3 это была для меня самая главная группа! Дальше список можно расширять, но тогда мне кажется, что люди не смогут дочитать даже 1-ый ответ в этом интервью. Назову лишь самых главных и любимых для меня. Из басистов это: Jaco Pastorius, Brian Bromberg (любимый контрабасист), Gary Willis, Marcus Miller, Gary Granger (он до сих пор мой любимый басист,играющий слэпом!), Victor Wooten, Anthony Jackson, Mattew Garrison, Dominique De Piazza, Richard Bona, Linley Marthe и Hadrien Feraud. На последнем хотел бы сделать акцент.

Адриен Феро - молодой 26-ти летний бас-гитарист, живущий в Париже и играющий с Джоном МакЛафлиным. На данный момент это мой САМЫЙ любимый басист в мире! Считаю его абсолютным гением бас-гитары, добившимся таких высоких результатов в столь молодом возрасте. Лично для меня именно он является стимулом для постоянного самосовершенствования! Тем, кто не слышал его, настоятельно рекомендую ознакомиться! Ну и конечно я никогда не "зацикливался" только лишь на басистах, чтобы обучиться азам исполнения на бас-гитаре.

Последние лет 7 я вообще почти ничего не снимаю, а пытаюсь придумать что-то свое, на базе террабайтов прослушанной музыки. Мне нравится, что я очень универсальный музыкант. И обусловлено это тем, что я люблю абсолютно ВСЕ стили и ВСЮ музыку! Конечно кроме откровенного г...на. Мне ОДИНАКОВО нравится и джаз и рок! У меня даже есть любимая группа Death, которая играет в стиле Death-metal. Они родоначальники и короли этого жанра.

Я немного встречал людей, которые знают Zawinul Syndicate и группу Death, или наоборот. И одинаково любят и то и то... Так что я очень ценю в себе это качество. Это называется open mind, то есть открытый ко всему. Но все-таки я считаю себя фьюжн-музыкантом в большей степени. И могу перечислить несколько любимых групп и музыкантов, работающих в этом направлении. Это Weather Report, с которого начался фьюжн как таковой. Это группа Tribal Tech, кто продолжили дело Завинула.

Ну и самым главным фьюжн-музыкантом и гитаристом для меня был и остается Allan Holdsworth. Я считаю его непризнанным гением. Ведь его не знает никто, кроме гитаристов, и тех, кто интересуется фьюжном. Спросите у певицы, даже хорошей, кто такой Аллан Холдсворт! Ответа вы скорее всего не получите... Так же это Frank Gambale, Brett Garsed, группа Planet X (это уже прогрессив-фьюжн), Chick Corea и Electric Band, Sixun (парижская группа), Brecker Brothers... Перечислять можно бесконечно, поэтому лучше не заострять сейчас на этом внимание. Зайдите на мою страницу в контакте, там указано большинство моих любимых исполнителей))) На всех этих исполнителях и группах я учился, и продолжаю делать это до сих пор.

Ну и отвечая на последний пункт первого вопроса расскажу про свое официальное музыкальное образование. Делаю акцент на слове "официальное", потому как реально оно мне не дало практически ничего в смысле музыки. Я даже поступил в институт только для того, чтобы не идти в армию... Не давайте читать это преподавателям ВУЗов!))) Итак, сперва это музыкальная школа имени Мясковского, где я учился на фортепиано. Затем один неоконченный курс училища имени Шопена, также по фортепиано. В 2000-ом я поступаю в ГМУЭДИ на бас-гитару и с успехом заканчиваю его в 2004-ом году. И сразу же поступаю в МГУКИ, который я закончил в прошлом 2009-ом году. Пока все, и учиться я больше наверное нигде не буду...

Тебя считают лучшим молодым басистом России. Скажи, как тебе ощущается в таком статусе?

Конечно мне приятно от мысли, что я далеко не последний бас-гитарист! И я отдаю себе отчет в том, кто я, не принижая себя и, при этом, не завышая свой реальный уровень. Иными словами ценю себя ровно настолько, насколько я этого заслужил. Я невероятно критичен к себе, и постоянно всем недоволен! Пожалуй только в последние года 2 мне понемногу начало нравится то, что я извлекаю из бас-гитары. До этого был вообще ужас! Конечно все познается в сравнении.

Для кого-то ужас-это нечто совсем другое, нежели для меня. Но я рад, что еще далеко не достиг своего потолка, и постоянно продолжаю расти и совершенствоваться! Мне часто говорят, мол:"Молодец, Антоха! Только смотри не зазнайся!". Я на это всегда отвечаю одинаково, что если бы хотел зазнаться, то давно бы это уже сделал! Ведь я стал очень востребованным в довольно молодом возрасте! Мне было всего 17-ть лет, когда я начал работать со своим дядей в группе Soundcake! А в 2003-ем году я стал обладателем гран-при на всероссийском конкурсе "Многоликая гитара", который и по сей день проходит у нас в училище на Ордынке.

К тому моменту я играл всего 3 года на басу! Не правда ли, это повод для того чтобы зазнаться! Вот тогда-то такой стремительный успех и мог вскружить мне голову, если бы я был этому подвержен! Мне было очень приятно, что все получается довольно быстро, быстрее чем у многих других. Но я все равно не зазнался, так как с самого начала знал СКОЛЬКО еще предстоит работать! Я знаю это до сих пор и этот процесс бесконечен! С каждым днем я понимаю, что нужно заниматься еще больше, потому что становится все сложнее и сложнее расти и создавать что-то новое.

Раньше это получалось быстро, потому что я был как белый лист, на котором нет еще ничего! Как пластилин, из которого можно лепить все что угодно. Но с каждым годом становится все труднее и труднее! Потому что чем больше знаешь, тем сложнее придумывать что-то принципиально новое. Конечно, есть люди, которые считают меня пафосным. Но те, кто знает меня довольно близко, знают точно, что это не так! И, конечно, радоваться особо нечему. В России я может и очень сильный, но есть в Париже парень, которому 26 лет, как и мне, но он реально является лучшим в мире по моему мнению! Это Адриен Феро. И вот пока он играет лучше меня, я не успокоюсь и буду стремиться только вперед! Это здоровые амбиции, позволяющие постоянно расти и не останавливаться на достигнутом.

Расскажи, как ты занимаешься на инструменте, что делаешь, что бы развиваться? Преподаватели, занятия дома, джемы и прочее!

Я не буду рассказывать чем я занимаюсь, перечисляя какие лады играю, какие играю упражнения и т.п., потому что об этом бессмысленно и невозможно рассказывать в интервью. Поэтому просто перечислю основные обще принципиальные способы моего развития. Здесь все в комплексе. Первое, что хотел бы сказать по этому поводу, главное играть с музыкантами и не быть "домашним" гитаристом, который сидит бесконечно дома и учит минуса...

Поверьте, от этого нет практически никакой пользы! Конечно нужно обязательно выделять время для домашних занятий, только лишь для того чтобы решать свои сугубо индивидуальные проблемы. Это - непосредственно техника исполнения, владение инструментом, читка с листа и т.д.. Но ВСЕ остальное нужно делать в контакте с живыми музыкантами, в процессе игры с ними. Для меня есть главное правило (ну и не только для меня) - стараться ИГРАТЬ С МУЗЫКАНТАМИ, КОТОРЫЕ СИЛЬНЕЕ ТЕБЯ!

Ни в коем случае не играть с плохими, во всяком случае стараться этого не делать. Конечно же в том случае, если вы действительно хотите научиться по настоящему играть! Когда я попал в училище, для меня были созданы как раз-таки эти условия! Я играл с музыкантами, которые уже тогда становились звездами, а я только лишь начинал. Это например мой близкий друг Андрей Красильников, потрясающий саксофонист, который уже давно живет в штатах. Это Женя Янин, барабанщик, живущий сейчас в Германии. Костя Сафьянов, вундеркинд саксофона, и многие другие.

Все эти люди были сильнее меня, им конечно было тяжеловато с человеком, который кроме Сепультуры и Пантеры ничего не знает. И только где-то случайно услышал имя Чарли Паркера. А мне было еще тяжелее... Помню такой переломный момент, как Тима Хазанов (тоже замечательный саксофонист, который учился в ГМУЭДИ) однажды сказал на репетиции ансамбля, в котором играл я: "Это невозможно! Я не могу ничего сыграть, потому что басист все тянет назад! Играть невыносимо просто!" Речь шла о каком-то быстром би-бопе типа "Cherokee". А я действительно не выгребал линию (шагающий бас) в темпе под 400... Я невероятно обиделся!

Подумал: "Ну неужели нельзя не говорить такие вещи вот так вот, при всех?!". Но как раз такие ситуации и закаляют музыканта! Если у него конечно хватит духу не поникнуть, а наоборот продолжить заниматься еще рьянее. И тогда Тимино высказывание в мой адрес пробудило во мне здоровую злость, и я начал заниматься еще яростнее, больше и продуктивнее! Вскоре со мной уже можно было играть в темпе 400... Вот такие встряски сильно нужны! Конечно я обязан своим уровнем тому колоссальному опыту, который произошел со мной за 10 лет, с того момента, как я впервые взял бас-гитару в руки! Я очень много занимался индивидуально, много снимал, много слушал абсолютно разной хорошей музыки! Но главное-я постоянно играл в огромном количестве разных коллективов! От джаза до рока.

Первой группой, в которой я играл, была Santa Maria, группа исполняющая melodic-speed metal! Я играл в ней с зимы 2000-го года по лето 2002-го. Это был первый мой период, когда я еще не был желанным участником многих групп, особенно джазовых, и только учился играть. В 2002-ом, осенью произошел важный момент в моей жизни-меня взял в свою знаменитую в Москве группу Soundcake мой родной дядя Андрей Давидян. Это было что-то потрясающее! Я как раз отыграл последний концерт с Санта Марией в замечательном клубе "Свалка", а через 2 недели играл уже свой первый концерт с Саундкейком в элитном клубе Форте! То есть в один момент в моей жизни все качественно поменялось.

Я перестал играть в роковых дешевых пивнушках, где не важно как ты играешь, а важно как ты трясешь своей патлатой головой (а это у меня неплохо получалось делать волосами, которые были мне тогда по попу). И началась совсем другая жизнь! В принципе я начал потихоньку "раскручиваться" именно благодаря группе Soundcake, так как на концерты моего дяди ходили в основном разбирающиеся приличные люди, которые любят действительно хорошую и качественную живую музыку. И начались приглашения, одно за другим. И до сих пор их количество только растет!

В тот же период я стал постоянным участником группы Мирайф с потрясающей певицей Мариам. Начались какие-то джазовые работы, студийный опыт и прочее. Я целиком окунулся в музыкальный мир и до сих пор из него не возвращаюсь. И концерты у меня до сих пор почти каждый день! На данный момент насчитывается примерно тридцать с лишним коллективов, в которых я так или иначе участвую! Не считая студийных работ, "случайных" составов, которые собирают часто именно под определенный гиг. Все это в комплексе и дает потрясающую школу!

Я рад, что я сессионный музыкант, мне интересно играть со многими музыкантами, играть разную музыку! И я всегда с энтузиазмом отношусь к новым предложениям. Меня даже часто спрашивают: "Антон, как ты все это помнишь? Ведь ты одновременно играешь с 30-ю группами и нечего не забываешь и не путаешь!". Здесь есть такой парадокс, что чем больше твой мозг "загружен"- тем легче усваивать что-то новое, дополнительно к тому, что ты уже знаешь! Это можно сравнить с тем, что людям, знающим к примеру уже 4 языка, не составляет труда изучить еще 3! Чем больше мозг работает-тем больше он пребывает в тонусе, и тем проще ему усваивать информацию еще и еще!

С преподавателями я не занимаюсь, только лишь потому что не с кем. С удовольствием бы задал пару вопросов тому же Адриену Феро или Мэтью Гаррисону. Но для этого нужно ехать "туда", что я и собираюсь сделать очень скоро. Хочу поехать пожить в Париж, потому что в Москве мое развитие неизбежно падает и останавливается. Не хочу показаться пафосным, но я "перерос" уже Московский уровень и считаю, что здесь мне больше нечего делать. Потому что главное в росте, как я уже говорил-это СРЕДА! И мне постоянно нужно пребывать в среде, где есть чему поучиться. Это тоже бесконечный процесс. Иначе наступает информационный голод и торможение развития...

Ты частый гость на джаз фестивалях, расскажи самые запоминающиеся "большие концерты" и про твое сотрудничество со звездами.

У меня не так много было прям уж таких больших и запоминающихся концертов. Слишком уж мало коллективов, работая с которыми я получаю истинное удовольствие! Я могу перечислить проекты, концерты с которыми для меня всегда праздник! Мне безумно нравится проект моего друга и гитариста Павла Чекмаковского! У него просто потрясающая программа, состоящая по большей части из его авторских композиций. С ним играют замечательные музыканты, все мои любимые в Москве! Константин Сафьянов на саксофоне (с Костей мы вместе учились в училище на Ордынке), супер-барабанщик Сергей Остроумов, который 8 лет жил в Голландии и приобрел там бесценный опыт игры, собственно я и пианист Алексей Беккер. С Алексеем у нас был проект под названием Ambient Level. В нем участвовали тоже потрясающие музыканты: Федор Досумов, я и Эдсон (барабанщик, с которым мы вместе играли у Николая Носкова). К сожалению мы сейчас не играем по причине чрезвычайной занятости каждого из участников. Ведь очень сложно работать и собираться только лишь на голом энтузиазме.

А такие проекты предполагают практически полное отсутствие денег и работы как таковой... Но мы сделали несколько весьма неплохих записей, и пользователи сайта "vkontakte.ru" могут набрать Ambient Level и послушать их))). С Чекмаковским же мы играем, хоть и очень редко. И такие концерты для меня-это глоток свежего воздуха, среди бесконечных "халтур" и антимузыкальных проектов... В прошлом году мы выступали с Павлом на замечательном фестивале в Казани "Джаз в усадьбе Сандецкого".

Это был как раз-таки запоминающийся концерт! Я 2 года играл в группе Zventa Sventana. Опять же мы вместе учились с главной девушкой этого проекта певицей Тиной Кузнецовой. Вообще мне очень повезло на сокурсников. Все самые сильные музыканты на данный момент учились в то же время, когда и учился я. Все концерты с Тиной были тоже запоминающимися. Последнее время я часто играю с младшим братом Игоря Бутмана Олегом Бутманом, который играет на барабанах. Олег постоянно привозит "заморских" артистов из штатов. Общение с ними-это очень ценный опыт для меня!

Я переиграл со многими певцами и певицами Нью-Йоркской джазовой сцены. Эти имена вряд ли что-то скажут музыкантам Москвы, но в Нью-Йорке они очень даже котируются! Это певицы Imani Uzuri, Deborah Davis, Karen Johnson, Chanda Rule, Ada Dyer (певица, работающая со Стингой и Чакой Хан, с Адой у нас сложились очень теплые дружеские отношения, мы часто переписываемся в нете), певцы Gregory Porter, Ty Stephens, Jeremiah и другие. Но самый потрясающий опыт я получил от общения с Эриком Мариенталем (Eric Marienthal) в 2008-ом году. Меня тогда впервые позвал Олег Бутман на гастроли. И тогда же он привез Эрика. Просто замечательный человек, абсолютно лишенный всякого пафоса, снобизма и прочих дурацких качеств! Очень искренний и позитивный! Могу рассказать историю как мы записывали Эрика в наш проект с Федором Досумовым и Денисом Поповым ALKOTRIO.

Вообще Эрик приехал в мае 2008-го года, а мы уже записали наш дебютный альбом "Baranina" в феврале того же года. Но у нас образовалось "окно" в гастролях с Эриком и у него выдался абсолютно свободный день. И мы с Федей подумали, что было бы вовсе неплохо записать Эрика в пару наших треков. Так мы и сделали. Просто "вырезали" соло гитары в композиции "Blues" и убрали гитарное проведение темы и соло в пьесе "S prazdnikom". Я написал Эрику ноты, просто уртектс (то есть голые ноты, без штрихов), и был просто поражен что Мариенталь сыграл с первого раза с листа именно так, как было задумано нами с Федей! Вообще ничего не пришлось объяснять! Было сыграно просто идеально! Дальше началось самое интересное. Эрик сделал пару дублей соло на композицию "Blues".

В принципе можно было оставлять сразу и переходить к другой вещи, так как было сыграно просто круто! Мы говорим: "Все Эрик, спасибо, очень круто! Можем писать следующую композицию.". Эрик сказал, что очень недоволен и будет писать до тех пор, пока ему самому не понравится! Я безумно оценил столь профессиональное отношение! Он мог бы сказать: "Ребята, ну что, вам нравится?". Получив скорее всего положительный ответ с нашей стороны, можно было бы идти дальше. Но он настолько ответственно относится к своей работе, что не стал пользоваться нашим предвзятым (в хорошем смысле) отношением к нему! Респект, Эрик!Таким образом он писался около двух с половиной часов и лично я очень доволен результатом! Вот так работают настоящие добросовестные люди, которые желают получить лучший результат от своего труда. А не получить скорее доллары США...

Еще я играл с замечательной голландской трубачкой Saskia Laroo, и это тоже было очень полезно и интересно. Но конечно мне пока не доводилось быть одним единственным русским музыкантом в "фирменном" составе. И я намерен это осуществить, переехав в Париж.

Антон Давидянц — басист, музыкант с огромным музыкальным опытом, участник лучших джаз- и фьюжн-коллективов, автор проекта «Impact Fuze». Во время его приезда в Днепр с мастер-классом мы пообщались о его музыкальном видении и собрали музыкальное досье на Антона Давидянца.

Сколько лет вы занимаетесь музыкой?

Какими инструментами владеете?

Лучше всего бас-гитарой. Но поскольку я начинал, как пианист и у меня был очень долгий перерыв, 15 лет я вообще не играл, пока я играл на бас-гитаре серьёзно. То есть, я и сейчас серьёзно на бас-гитаре играю, но буквально год назад я начал возобновлять то, что у меня с фортепиано было. Я сейчас занимаюсь и на фортепиано тоже. Играю классические произведения, которые мне нравятся, какие-то записи даже хочу впоследствии сделать. Плюс, я немножко играю на контрабасе. Чуть-чуть играю на гитаре и чуть-чуть играю на барабанах, и на блокфлейте. Но серьёзно я владею только бас-гитарой, на нормальном уровне, за который не стыдно.

Как раз в одном из интервью вы говорили, что когда вас отдали в музыкальную школу на фортепиано, вы не понимали, зачем вам это.

Абсолютно.

А сейчас вы вернулись, значит осознали?

Именно осознал. Вот спустя время я полюбил классическую музыку, наконец. Потому что в детстве я не любил, так как меня заставляли ею заниматься, а у меня у самого не было желания ею заниматься. И потом в 15 лет я её не слушал. Только в последнее время я начал там видеть неимоверную красоту. И начал заниматься.

Музыкальное образование.

Музыкальная школа, две сменил. Я начал заниматься в городе Петушки, Владимирская область. В этом городе я жил с рождения до 11 лет. Когда я приехал в Москву, я поступил в музыкальную школу имени Мясковского. Очень серьёзная музыкальная школа, которая в результате переименовалась в Шопена. И при ней же открылось училище. Поэтому я сначала окончил школу имени Мясковского, а потом поступил в училище имени Шопена, которая по сути та же школа Мясковского, только училище. Там я проучился один неполный курс и меня отчислили. Потому что я начал на бас-гитаре, как раз, играть и забросил фортепиано вообще. А потом я поступил, тогда это называлось – музыкальное училище эстрадно-джазового искусства на Большой Ордынке в Москве. Теперь это называется – государственный музыкальный колледж эстрадно-джазового искусства. А вообще, это бывшая Гнесинка, бывшее Гнесинское училище знаменитое. Я окончил его, 4 курса. А потом я закончил Институт искусств в Москве, на левом берегу, тоже по бас-гитаре. Честно скажу, это больше для того, чтобы в армию не забрали. Я там уже не учился, я летал по всей России с гастролями.

Расскажите в нескольких словах об основных проектах, которыми вы сейчас занимаетесь.

Огромное количество, я бы выделил просто несколько. То, что интересно лично мне, это дуэт с Анной Ракитой. Анна Ракита – есть такая фантастическая скрипачка, закончила государственную консерваторию по скрипке. Она также играет джаз и сочиняет свою музыку. У нас с ней большая дуэтная программа на два часа. Мы её только расширяем, скоро у нас будут концерты в Омске и Новосибирске. Это один из основных проектов, который мне нравится. Ещё у меня есть дуэт с певицей из Швейцарии Вероникой Сталдер – это одна из моих любимых певиц в мире сейчас. У меня много интернациональных проектов с представителями всех стран, лучшими представителями. Ещё у меня коллектив с Герго Борлай – это венгерский барабанщик. С ним тоже мне очень нравится. И с ним у меня будет тур в ноябре этого года. И очень много я записываю сессионно огромному количеству людей. Я записал целый альбом Агутину, последний. Я записал один альбом Лепсу. Я работал с приличным количеством наших эстрадных музыкантов: с Николаем Носковым, с Батырханом Шукеновым из А-Студио, с Анитой Цой – это что касается поп-музыки. И с огромным количеством джазовых музыкантов. И с теми, кого вы знаете и кого не знаете. (улыбается) И с известными: с Игорем Бутманом, Даниилом Крамером. И есть огромное количество ребят, которые не так известны, но очень талантливы. Алексей Беккер, например, пианист. Андрей Красильников – саксофонист. Фёдор Досумов, который теперь играет с Лепсом, гитарист фантастический. Много. Из Украины много музыкантов, которых я люблю. Женя Уваров, Саша Муренко – барабанщик из Киева, Кондратенко тоже барабанщик из Киева. Много, во всех странах у меня есть музыканты, которых я люблю. Я стараюсь с лучшими играть, насколько это возможно.

Основные эмоции или чувства, которые вы хотите передать, когда играете.

Не знаю, поскольку это очень индивидуальный момент. Все воспринимают вообще по-разному музыку. Кто-то через призму ума и интеллекта, и образования. Кто-то абсолютно на эмоциональном уровне, вообще не зависимо от головы. Поэтому каждый берёт то, что ему нужно из того, что я делаю. А я просто делаю это честно и искренне, с большой любовью. Наверное, я бы так ответил. То есть, у меня нет цели какие-то определённые чувства пробудить у человека. Он сам вправе выбирать то, что ему нравится. Но самое главное, я считаю, что нужно это делать честно. Я не лукавлю, когда делаю что-то по-настоящему. То есть, я делаю только то, что я люблю. А то, что я не люблю, я тоже делаю, но об этом мало кто знает, я никогда об этом не рассказываю. Когда просто нужно что-то делать.

А какой минимум и максимум собирали слушателей?

Даже сейчас бывают такие концерты. Мой рекорд за последний год – это два человека по билетам на моём концерте. В клуб Алексея Козлова в Москве. А максимум, в тот же клуб, где-то около 400 человек по билетам. Когда я привозил Верджила Донати – это легендарный австралийский барабанщик. Очень по-разному всегда. Бывает мало, бывает очень много. Чаще что-то среднее.

А если попробовать составить портрет вашего слушателя, кто в большинстве?

Конечно, это продвинутые люди, по большей части. Не простые ребята и девчата. Это те, кто интересуются редкой музыкой, которая не звучит с экранов телевизора или по радио. Это та музыка, которую нужно самому искать. Это пытливые люди, которым интересно новое, чего нет в широком доступе. И это интеллигентные люди, как правило. Такой, наверное, основной портрет.

"Бас-гитарист Антон Давидянц - музыкант невероятной творческой силы, бесподобного технического уровня и непревзойденной фантазии. Его звуки и манеру игры - хлесткую, сочную, упругую, пульсирующую - не спутаешь ни с чьей иной. Давидянц, без преувеличения, - гордость российской джазовой сцены" - из московской музыкальной прессы.

Антон Давидянц - типичный современный московский армянин. Скорее, просто носит армянскую фамилию. У него всего одна четверть армянской крови и положением дел в Армении он интересуется ровно настолько же. В Ереване был всего один раз. Об армянском джазе знает в общих чертах, хотя слышал, что в Ереване есть очень сильные музыканты. Из московских армян-музыкантов дружит и работает с Мариам и Арменом Мерабовыми. Вот, пожалуй, и все, что можно сказать об Антоне Давидянце-армянине. Но о нем же как музыканте можно рассказать много любопытного и интересного.

"Мой отец Карен Давидянц - наполовину армянин. А вот дедушка Сергей Давидянц был чистокровным армянином. Мы все Давидянцы, кроме моего дяди Андрея Давидяна. Просто была допущена ошибка при заполнении свидетельства о рождении. Он очень известен в музыкальных кругах Москвы - поет в знаменитой московской группе Soundcake уже около 20 лет, - рассказывает Антон. - Родился я в музыкальной семье. Моя мама Элеонора Теплухина - активно концертирующая классическая пианистка мирового уровня, лауреат многих международных конкурсов, и своей музыкальной подготовкой я обязан именно ей. Мой дедушка был также известным эстрадным певцом. Он преподавал в Московском государственном университете культуры и искусств. Но главное, дед известен по старому фильму "Песня первой любви". Все песни, которые там звучат, спел, а соответственно и озвучил мой дедушка. Так что мой путь с самого начала был предопределен, только я об этом узнал много позже.

Естественно, в 7 лет родители отдали меня в музыкальную школу. А должен признаться, что я занимался крайне неохотно и абсолютно не понимал, зачем меня мучают. Фортепиано мне давалось довольно легко, хотя я почти не занимался. Выиграл несколько конкурсов. Жили мы тогда в городе Петушки, и когда мне исполнилось 11, мама перевезла меня в Москву, чтобы я поступил в музыкальную школу. Все эти годы я не знал никакой другой музыки, кроме классической. Но в 1998-м я впервые услышал гремевшую тогда рок-группу Nirvana и просто обалдел от нее. Можно сказать, что мой приход в мир современной музыки связан именно с этим событием.

А однажды я увидел у одного из друзей бас-гитару. Но самое интересное, что она мне в тот момент абсолютно не понравилась. После такого инструмента, как фортепиано, 4 струны бас-гитары выглядели крайне неубедительно. И я начал пробовать себя на шестиструнной гитаре. Это было приятнее, чем играть на фортепиано. Кончилось это отчислением из училища за неуспеваемость... И в тот момент что-то произошло, и я захотел научиться играть именно на бас-гитаре. Начал заниматься с невероятным усердием - минимум по 10 часов в день, чтобы поступить в Государственное музыкальное училище эстрадно-джазового искусства. Денег тогда особо не было, а стоило коммерческое место очень дорого! В итоге я поступил на бюджет. И сделал это за 3 месяца. Вот в тот момент я поверил в себя и понял, что ничего невозможного для меня нет, нужно лишь полюбить то, чем ты занимаешься. И тогда лень, которая преследовала меня всю жизнь, отпадет сама собой".

Антон Давидянц сегодня имеет в своём багаже массу регалий, совместных проектов с мировыми знаменитостями и прочих доказательств огромного таланта и постоянной работы над собой. Его виртуозность вызывает восхищение не только у джазовых музыкантов. Подтверждение тому - высокая востребованность в коллективах самых разных стилей. И не случайно, что его часто называют лучшим джазовым и рок-басистом современной России. А кроме того, он просто очень хороший, скромный человек.

"Конечно, мне приятно от мысли, что меня считают далеко не последним в своем деле, - говорит Антон. - Я невероятно критичен к себе и постоянно всем недоволен. Пожалуй, только в последние пару лет мне понемногу начало нравиться то, что делаю. Но рад, что еще далеко не достиг своего потолка и постоянно продолжаю расти и совершенствоваться! Мне говорят: "Только смотри - не зазнайся!". На это отвечаю, что если бы хотел - давно б зазнался! Ведь я стал востребованным в довольно молодом возрасте. Мне было 17, когда я начал работать со своим дядей в группе Soundcake. А в 2003-м стал обладателем Гран-при на всероссийском конкурсе "Многоликая гитара"(этот конкурс организовывал отец талантливейшего Гора Суджяна, замечательный гитарист и педагог Мукуч Суджян - прим.ред .). Мне было очень приятно, что все получается быстрее, чем у многих других. Но я все равно не зазнался, так как с самого начала знал, сколько еще предстоит работать! Этот процесс бесконечен. Я обязан своим уровнем тому колоссальному опыту, полученному с момента, когда я впервые взял бас-гитару в руки. Очень много занимался индивидуально, много слушал абсолютно разной хорошей музыки, но главное - я постоянно играл в огромном количестве разных коллективов - от джаза до рока. На данный момент насчитывается примерно тридцать с лишним коллективов, в которых так или иначе участвую. Не считая студийных работ и "случайных" составов. Все это в комплексе и дает потрясающую школу. Здесь есть такой парадокс - чем больше твой мозг "загружен", тем легче усваивать что-то новое, дополнительно к тому, что ты уже знаешь".

Сегодня Антон играет с Олегом Бутманом, Сергеем Манукяном, с вокальным этно-джазовым дуэтом "Zventa Sventana", группой "Мирайф". Его приглашают аккомпанировать практически всем джазовым звездам, приезжающим в Москву. А еще у него есть свой проект - трио "Impact Fuze" с гитаристом Фёдором Досумовым и французким барабанщиком Дамьеном Шмитом(Damien Schmitt) (ранее этот коллектив назывался ALKOTRIO - прим.ред .)

- Ты востребованный музыкант. Трудно ли зарабатывать на жизнь музыкой и часто ли приходится идти на компромиссы?

Трудно! И на компромиссы приходится идти почти всегда. Я вывел четко работающее правило: "Чем хуже музыка - тем больше платят!" И наоборот: "Если занимаешься настоящим искусством, то будь на 100 процентов уверен, что ничего не заработаешь!" Конечно же, это удручает. Ведь именно наша любовь к настоящему искусству и желание постоянно совершенствоваться стимулируют нас, и пока есть это чувство, мы остаемся музыкантами. Но, к сожалению, терпение человека не безгранично, и если в течение, скажем, 15 лет не происходит, никакого резонанса, то музыкант в человеке неминуемо "умирает". И человек полностью превращает свои профессиональные навыки в ремесло, не думая о музыке. Но музыканты в этом не виноваты! Виноваты обстоятельства и страна, в которой музыка всегда остается на задворках.

- Что ты делаешь в свободное от музыки время? Есть у тебя хобби?

К сожалению, я практически не располагаю таковым. Если у меня есть свободный один день в месяц - это невероятное счастье! А мое главное увлечение помимо музыки - кулинария! Я страшно люблю готовить! Раньше я почти каждый день ходил на рынок! Это трудно объяснить, но я просто обожаю ходить за продуктами. Давно собираю рецепты и много придумываю сам. Мой конек - блюда из мяса! Все мои друзья знают про мои фирменные котлеты, вес каждой достигает 600 граммов. А еще люблю кататься на велосипеде, играть в шахматы. Но в целом, конечно, все мои увлечения так или иначе связаны с музыкой.

Армен Манукян

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры