Краткое содержание кто главный герой недоросль. "Недоросль": действующие лица, описание и характеристика

Главная / Измена жены

Как и было принято в классицизме, герои комедии «Недоросль» чётко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются всё же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, её брат Тарас Скотинин и сам Митрофан. Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов.

Положительные же персонажи не вызывают таких ярких эмоций, хотя и являются резонёрами, отражающими авторскую позицию. Образованные, наделённые только положительными чертами, они являются идеальными — не могут творить беззакония, им чужда ложь и жестокость.

Герои отрицательные

Госпожа Простакова

История воспитания и образованияВыросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Не получила никакого воспитания. Не усвоила с детства никаких нравственных правил. В ее душе не заложено ничего хорошего. Сильное влияние оказывают крепостнические порядки: ее положение полновластной владелицы крепостных крестьян.

Основные черты характераГрубая, необузданная, невежественная. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой.

Отношение к другим людямВ отношении к людям ею руководит грубый расчет, личная выгода. Беспощадна к тем, кто находится в ее власти. Готова унижаться перед теми, от кого зависит, кто оказывается сильнее ее.

Отношение к просвещениюОбразование излишне: «Без наук люди живут и жили».

Простакова как помещицаУбежденная крепостница, считает крепостных полной своей собственностью. Всегда недовольна своими крепостными. Ее возмущает даже болезнь крепостной девушки. Крестьян она обобрала: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

Отношение к родным и близким людямДеспотична и груба по отношению к своему мужу, она им помыкает, ни во что его не ставит.

Отношение к сыну, МитрофанушкеЛюбит его, нежна к нему. Забота о его счастье, благополучии составляет содержание ее жизни. Слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни самой Простаковой ничего хорошего.

Особенности речиО Тришке: «Мошенник, вор, скот, воровская харя, болван»; обращаясь к мужу: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?», «Весь век, сударь, ходишь развеся уши»; обращаясь к Митрофанушке: «Митрофанушка, друг мой; друг мой сердечный; сынок».

Не имеет никаких нравственных понятий: у нее отсутствует чувство долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства.

Митрофан

(в переводе с греческого «являющий свою мать»)

О воспитаниии образованииПривык к безделью, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне.

Основные чертыхарактераИзбалованный «маменькин сынок», выросший и сложившийся в невежественной среде крепостнического поместного дворянства. Не лишен от природы хитрости и сообразительности, но в то же время грубый и капризный.

Отношениек другим людямНе уважает других людей. Еремеевну (няньку) называет «старой хрычовкой», угрожает ей суровой расправой; с учителями не разговаривает, а «лается» (по выражению Цыфиркина).

Отношениек просвещениюУмственное развитие крайне низко, испытывает непреодолимое отвращение к труду и учению.

Отношение к родными близким людямМитрофан не знает любви ни к кому, даже к самым близким - к матери, отцу, нянюшке.

Особенности речиВыражается односложно, в его языке много просторечий, слов и оборотов, заимствованных у дворовых. Тон его речи - капризный, пренебрежительный, порой грубый.

Имя Митрофанушки стало нарицательным. Так назывют молодых людей, ничего не знающих и ничего не желающих знать.

Скотинин - брат Простаковой

О воспитании и образованииВырос в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению: «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет».

Основные черты характераНевежественен, умственно не развит, жаден.

Отношение к дру-гим людямЭто свирепый крепостник, который умеет «содрать» оброк со своих кре¬постных крестьян, и в этом занятии для него не существует препятствий.

Главный интерес в жизниСкотный двор, разведение свиней. Только свиньи вызывают в нем рас¬положение и теплые чувства, только к ним он проявляет теплоту и заботу.

Отношение к родным и близким людямРади возможности выгодно жениться (узнает о состоянии Софьи) го¬тов уничтожить своего соперника - родного племянника Митрофана.

Особенности речиНевыразительная речь необразованного человека, часто употребляет гру¬бые выражения, в речи встречаются слова, заимствованные у дворовых.

Это типичный представитель мелких помещиков-крепостников со всеми их недостатками.

Учитель русского и церковнославянского языка. Недоучившийся семинарист «убоялся бездны премудрости». По-своему хитер, жаден.

Учитель истории. Немец, бывший кучер. Он становится учителем, так как не сумел найти себе место кучера. Невежественный человек, который ничему не может научить своего ученика.

Учителя не прикладывают усилий к тому, чтобы выучить Митрофана хоть чему-нибудь. Они чаще потакают лени своего ученика. В какой-то мере они, используя невежественность и необразованность госпожи Простаковой, обманывают ее, понимая, что она не сможет проверить результатов их труда.

Еремеевна - нянюшка Митрофана

Какое место занимает в доме Простаковой, ее отличитель-ные чертыВ доме Простаковых-Скотининых служит более 40 лет. Беззаветно предана своим хозяевам, рабски привязана к их дому.

Отношение к МитрофануНе щадя себя оберегает Митрофана: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю».

Какой стала Еремеевна за долгие годы крепостной службыУ нее сильно развито чувство долга, но нет чувства челове¬ческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бес¬человечным угнетателям, но даже протеста. Живет в посто¬янном страхе, трепещет перед своей госпожой.

За свою верность и преданность Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения, как «бестия», «собачья дочь», «старая ведьма», «старая хрычовка». Судьба Еремеевны трагична, потому что она никогда не будет оценена по достоинству своими хозяевами, никогда не получит благодарность за свою верность.

Герои положительные

Стародум

О значении имениЧеловек, думающий по-старому, отдающий предпочтение при¬оритетам предыдущей (петровской) эпохи, сохраняющий тра¬диции и мудрость, накопленный опыт.

Образование СтародумаПросвещенный и передовой человек. Воспитан в духе петров¬ского времени, ему ближе и приемлемее мысли, нравы и дея¬тельность людей того времени.

Гражданская позиция герояЭто патриот: для него честная и полезная служба Отечеству - первая и священная обязанность дворянина. Требует ограничения произвола помещиков-крепостников: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

Отношение к другим людямЧеловека расценивает по его службе Отечеству, по той пользе, которую человек на этой службе приносит: «Степень знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества... без знатных дел знатное состояние ничто».

Какие качества почитает как человеческие достоинстваГорячий защитник человечности и просвещения.

Размышления героя о воспитанииНравственному воспитанию придает больше цены, чем образованию: «Ум, коли он только ум, самая безделица... Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло».

Какие черты в людях вызывают справедливое негодование герояКосность, дикость, злонравие, бесчеловечность.

«Имея сердце, имей душу - и будешь человеком во всякое время».

Правдин, Милон, Софья

ПравдинЧестный, безупречный чиновник. Ревизор, наделенный правом от¬бирать у жестоких помещиков имения в опеку.

МилонВерный своему долгу офицер, настроен патриотически.

СофьяОбразованная, скромная, благоразумная девушка. Воспитана в духе уважения и почитания старших.

Назначение этих героев в комедии, с одной стороны, - доказать правоту взглядов Стародума, а с другой стороны, - оттенить злонравие и необразованность таких по¬мещиков, как Простаковы-Скотинины.

Комедия «Недоросль» была написана Д.И. Фонвизиным в 1782 году. Но, несмотря на 200 прошедших лет и социальные изменения, она продолжает ставиться в театрах, представляет интерес для зрителя и читателя. Комедия интересна яркими характерами, которые, как ни странно, еще встречаются в наше время. Основная проблема произведения – уровень образования молодых дворян.

Главные герои комедии «Недоросль»:

Простаков – типичный подкаблучник, не желающий думать своей головой. Все ведение хозяйства возложил на жену. Смирен, как теленок. Простаков в своем доме не имеет права голоса.

Г-жа Простакова – хитрая, расчетливая помещица. Разорила своих крестьян до последней нитки, и плачется, что взять больше нечего. Узнав, что Софья стала богатой наследницей, вознамерилась женить на Софье своего лоботряса. Грубая и скандальная. Никому от нее нет житья. Но хитрая и льстивая перед теми, от кого ждет выгоды. Способна на низкие поступки. Отрицает необходимость образования, что говорит о ее недалеком уме.

Митрофан – сын Простаковых, недоросль. Хитроват, умеет к матери подластиться. Безграмотный лентяй и лоботряс. Недорослями в те времена называли дворянских детей, не получивших письменного свидетельства от учителей о полученном образовании. Недоросли не допускались к государственной службе, им не давали т. н. венечных памятей - бумаг, позволявших вступление в брак.

Правдин – чиновник, посланный наместником принять в опеку имение и деревни Простаковых. Честный и порядочный чиновник.

Стародум – дядя Софьи. Человек прямолинейный, порядочный. В молодости участвовал в боях, служил при дворе, но видя, как некоторые готовы выслуживаться, строят интриги, чтобы подняться в глазах августейших особ, Стародум оставил службу при дворе, как он признается, «принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы». В своих разговорах выступает за образование молодых дворян.

Софья – племянница Стародума, скромная, образованная девушка. Любит Милона.

Милон – офицер, дворянин, любит Софью, пользуется уважением у сослуживцев.

Скотинин – помещик, обирает своих крестьян до последнего. Собирается жениться на Софье, но не девушку он любит, а свиней, которых выращивают крестьяне в Софьиных деревнях. Под стать ему и фамилия. Человек необразованный, грубый.

Кутейкин – обучает Митрофана словесности. Плут и мошенник.

Цыфиркин – обучает математике. Отказавшись от платы за обучение Митрофана, Цыфиркин повел себя как порядочный человек.

Вральман – немец, учитель французского языка. Многоговорящая фамилия. Ею Фонвизин старается подчеркнуть лживый характер немца, который, получая в год 300 рублей, и сам ничему не учит Митрофана, и другим мешает. Однажды Вральман случайно проговаривается, что был кучером в Петербурге. И действительно, его господином был когда-то Стародум. Уезжая от Простаковых, он взял немца снова в кучеры.

Еремеевна – крепостная Простаковых, няня Митрофана. К недорослю относится как к родному, готова вступиться за него. Все приказы Простаковой исполняет беспрекословно.

Почти все фамилии героев произведения так или иначе характеризуют своих владельцев:

  • Правдин олицетворяет собой честность;
  • Стародум – консервативный взгляд на жизнь;
  • Вральман – лживость.
  • Кутейкин – склонность к загулам и легкой жизни

Правда госпожа Простакова не так проста как ее туповатый муженек и недоросль Митрофан.

Простакова пыталась втихую выкрасть Софью, чтобы тайком обвенчать ее с Митрофаном. Но Софья подняла шум, и первым ей на помощь пришел Милон, вслед за ним – Стародум и Правдин. Простакова поняла, что жалоба Стародума и Софьи может плохо закончиться для нее, вымолила прощение. Как только Софья ее простила, стала угрожать своим людям. Тогда Правдин прочитал ей и ее мужу документ об опекунстве, фактически лишавший ее всякой власти над имением и крестьянами. В комедии Фонвизина красной нитью проходит мысль о величии и уме Государя императора.

В данной статье приведен анализ комедийной пьесы «Недоросль», дано краткое содержание труда и черты героев.

Комедия написана Денисом Ивановичем Фонвизиным в 1781 году.

В произведении всего пять действий. В связи с тем, что пьеса написана более 200 лет назад, и стиль русского языка с тех пор довольно сильно изменился, читать произведение в оригинале будет не каждому под силу.

Главные герои комедии и их характеристика

Поскольку «Недоросль» — это не рассказ или повесть, а пьеса, герои здесь являются ключевыми носителями идей автора.

Главные персонажи разделяются на пары со схожими социальными ролями, но противопоставленные друг другу.

Дети:

  • Митрофан — главный герой и недоросль. Юный представитель дворянства, шестнадцати лет отроду. Избалованный, безвольный и безответственный (прим.: Недоросль: молодой несовершеннолетний дворянин, не поступивший на госслужбу );
  • Софья — противоположность Митрофану. Образованная и серьезная девушка. Сирота, живущая у Простаковых на попечении. Белая ворона в семье.

Воспитатели:

  • Госпожа Простакова — мать главного героя. Необразованна и хитра, готова на все ради выгоды. С одной стороны — презрелая фурия, с другой — любящая и заботливая мать. В произведении предстает как «транслятор»” ложных и устаревших ценностей;
  • Стародум — дядя Софьи. Авторитетная и сильная личность. Серьезно относится к своей племяннице, наставляет ее и дает советы. В произведении предстает примером хорошего родителя и воспитателя. Основные жизненные принципы: справедливое государственное устройство, полноценное воспитание ума, чести и сердца (причем сердце — на первом месте), главный принцип воспитания — собственный положительный пример.

Владельцы:

  • Простаков — отец главного героя. Безвольная и пассивная личность. В пьесе предстает воплощением народа, который недоволен порядками старого дворянства, однако из-за страха перед ним ведет себя тихо;
  • Правдин — чиновник, воплощение закона и один из положительных персонажей.

Женихи:

  • Скотинин — брат Простаковой и жених Софьи, единственная цель которого — выгода и приданое девушки. Воплощение устаревших понятий о браке и семье;
  • Милон — жених Софьи и ее друг детства. По-настоящему любит девушку. Воплощение новых идей в сферах семьи и брака.

Второстепенные персонажи

Второстепенные персонажи — учителя Митрофана:

  • Еремеевна — няня Митрофана. Преданно служит семейству, несмотря на унижения. Воплощение образа крепостных;
  • Цыфиркин — учитель математики. Честный и трудолюбивый человек, отставной военный;
  • Кутейкин — преподаватель русского и церковнославянского, бросивший семинарию. Сатира на малообразованных попов;
  • Вральман — преподаватель светских манер. Простой кучер, выдающий себя за немца.

Краткий пересказ комедии «Недоросль»

Действие первое

Поместье Простаковых и прилегающие деревенские просторы — область, где происходит действие «Недоросля».

Хозяйка семейства отчитывает слугу за то, что он некачественно сшил кафтан для ее сына Митрофанушки. Муж поддерживает ее.

Супруги Простаковы обсуждают со Скотининым, что хотят выдать за последнего Софью.

Софья говорит, что пришло письмо от ее дяди Стародума, который давно не давал о себе вестей. Никто ей не верит, однако на предложение девушки прочесть письмо, оказывается, что присутствующие не владеют грамотой.

Письмо озвучивает зашедший Правдин. Там указано, что Стародум завещал племяннице 10 000 рублей. Хозяйка дома лебезит перед девушкой, желая женить на ней Митрофана.

Действие второе

В деревню приезжает офицер Милон и встречает здесь давнего друга Правдина, чиновника. Тот рассказывает, что наслышан о «злонравных невеждах» и плохо обращающихся с прислугой Простаковых.

Появляется Софья. Она и Милон радуются встрече. Далее следует рассказ Софьи, что ее хотят выдать за Митрофана. Однако проходящий мимо них Скотинин тут же говорит и о своих планах жениться на девушке.

Между тремя «женихами» назревает конфликт, однако за Митрофанушку вступается его няня Еремеевна.

Действие третье

Приезжает Стародум с целью «освободить» Софью от «невежд». Он хочет выдать ее за одного «достойного человека». Эта новость всех расстраивает, однако после Стародум говорит, что замужество полностью зависит от воли самой Софьи.

Простакова продолжает восхвалять своего сына, а его учителя тем временем жалуются на его леность и неуспеваемость. Вот почему Простакова уговаривает сына поучиться для виду — чтобы понравиться дяде Софьи и тем самым получить согласие на брак. Однако Митрофан заявляет, что желает не учиться, а жениться.

Действие четвертое

Дядя Милона, граф Честен, присылает Стародуму письмо о своем желании женить его на Софье. И Стародум дает согласие на брак. Пара счастлива. Узнав о свадьбе, Простакова предпринимает активные действия и старается помешать намеченному, надеясь выдать юную наследницу за Митрофана.

Действие пятое

Пока Стародум разговаривает с Правдиным, которому поручили взять на попечение поместье Простаковых и их деревню при малейшей угрозе, слуги Простаковой ведут сопротивляющуюся Софью к карете, чтобы отвезти венчаться с Митрофаном.

Милон освобождает возлюбленную, а Правдин берет поместье и деревню под присмотр.

Власть полностью переходит к Правдину, учителей Митрофана распускают, Скотинин покидает деревню. Дядя и Милон с Софьей готовятся к отъезду.

Простакова приобнимает сына и сетует, что он единственный у нее остался. Однако тот ей грубит и мать теряет сознание. Правдин хочет отправить недоросля на службу.

Крылатые выражения

Фразы, которые можно записать в читательский дневник:

  • «Всякая вина виновата» и «Концы в воду» (Скотинин);
  • «Дела не делай, от дела не бегай» и «Собака лает, ветер носит» (Цыфиркин);
  • «Век живи, век учись» (Простакова);
  • «В большом свете водятся премелкие души» (Стародум);
  • «Без вины виноват» и «Сон в руку» (Простаков);
  • «Белены объелся» и «Не хочу учиться, а хочу жениться» (Митрофан).

Анализ произведения Фонвизина

Поскольку аннотация не дает полной картины, для анализа следует ознакомиться с ключевыми моментами.

История создания

Пьеса родилась после долгой государственной службы Фонвизина, из-за которой он долго не обращался к драматургии.

Первые наброски произведения появились в 1770-е и были ближе к прошлой пьесе писателя «Бригадир». Первый вариант имени главного героя — Иванушка.

Дата выхода окончательного варианта книги — 1781 год.

Сама же пьеса произвела в театре фурор. Однако из-за злободневности темы отзывы посмотревших были противоречивы.

Главная тема

Ключевая тема — воспитание и становление нового дворянства. Фонвизин освещает ее, противопоставляя персонажей, с устаревшими феодальными взглядами (все отрицательные герои), с героями-носителями просветительских идей (положительные персонажи).

Проблема явления «бездуховности» прослеживается не только в говорящих фамилиях героев, но и в отношениях между родителями и детьми.

Проблематика

Главных проблем две:

  1. Разложение дворянства. Словами Стародума писатель обличает нравственный упадок и старается найти его причины. Не случайно в конце он произносит: «Вот злонравия достойные плоды!». Фонвизин очень винит неограниченную помещичью власть и недостаток положительных примеров со стороны представителей высшей власти.
  2. Воспитание. Мыслители того времени видели воспитание ключевым фактором, влияющем на нравственность человека. Сюжет строится именно на этом. В передаче правильных ценностей следующему поколению Фонвизин видел надежный способ укрепить политику и построить сильное развитое дворянство.

Таким образом, комедия «Недоросль» — типичный представитель классицизма, обличающий нравы общества того времени. В наше время произведение изучается в школах, начиная с 8 класса, а так же студентами филологических и педагогических вузов.

По пьесе в XVIII веке неоднократно ставились спектакли, успех которых, как и самого произведения, был огромным. В XX веке, в 1987 году, режиссер Григорий Рошаль снял фильм «Господа Скотинины» по мотивам произведения.

Как и было принято в классицизме, герои комедии «Недоросль» чётко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются всё же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, её брат Тарас Скотинин и сам Митрофан. Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов.

Положительные же персонажи не вызывают таких ярких эмоций, хотя и являются резонёрами, отражающими авторскую позицию. Образованные, наделённые только положительными чертами, они являются идеальными — не могут творить беззакония, им чужда ложь и жестокость.

Герои отрицательные

Госпожа Простакова

История воспитания и образованияВыросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Не получила никакого воспитания. Не усвоила с детства никаких нравственных правил. В ее душе не заложено ничего хорошего. Сильное влияние оказывают крепостнические порядки: ее положение полновластной владелицы крепостных крестьян.

Основные черты характераГрубая, необузданная, невежественная. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой.

Отношение к другим людямВ отношении к людям ею руководит грубый расчет, личная выгода. Беспощадна к тем, кто находится в ее власти. Готова унижаться перед теми, от кого зависит, кто оказывается сильнее ее.

Отношение к просвещениюОбразование излишне: «Без наук люди живут и жили».

Простакова как помещицаУбежденная крепостница, считает крепостных полной своей собственностью. Всегда недовольна своими крепостными. Ее возмущает даже болезнь крепостной девушки. Крестьян она обобрала: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

Отношение к родным и близким людямДеспотична и груба по отношению к своему мужу, она им помыкает, ни во что его не ставит.

Отношение к сыну, МитрофанушкеЛюбит его, нежна к нему. Забота о его счастье, благополучии составляет содержание ее жизни. Слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни самой Простаковой ничего хорошего.

Особенности речиО Тришке: «Мошенник, вор, скот, воровская харя, болван»; обращаясь к мужу: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?», «Весь век, сударь, ходишь развеся уши»; обращаясь к Митрофанушке: «Митрофанушка, друг мой; друг мой сердечный; сынок».

Не имеет никаких нравственных понятий: у нее отсутствует чувство долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства.

Митрофан

(в переводе с греческого «являющий свою мать»)

О воспитаниии образованииПривык к безделью, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне.

Основные чертыхарактераИзбалованный «маменькин сынок», выросший и сложившийся в невежественной среде крепостнического поместного дворянства. Не лишен от природы хитрости и сообразительности, но в то же время грубый и капризный.

Отношениек другим людямНе уважает других людей. Еремеевну (няньку) называет «старой хрычовкой», угрожает ей суровой расправой; с учителями не разговаривает, а «лается» (по выражению Цыфиркина).

Отношениек просвещениюУмственное развитие крайне низко, испытывает непреодолимое отвращение к труду и учению.

Отношение к родными близким людямМитрофан не знает любви ни к кому, даже к самым близким - к матери, отцу, нянюшке.

Особенности речиВыражается односложно, в его языке много просторечий, слов и оборотов, заимствованных у дворовых. Тон его речи - капризный, пренебрежительный, порой грубый.

Имя Митрофанушки стало нарицательным. Так назывют молодых людей, ничего не знающих и ничего не желающих знать.

Скотинин - брат Простаковой

О воспитании и образованииВырос в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению: «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет».

Основные черты характераНевежественен, умственно не развит, жаден.

Отношение к дру-гим людямЭто свирепый крепостник, который умеет «содрать» оброк со своих кре¬постных крестьян, и в этом занятии для него не существует препятствий.

Главный интерес в жизниСкотный двор, разведение свиней. Только свиньи вызывают в нем рас¬положение и теплые чувства, только к ним он проявляет теплоту и заботу.

Отношение к родным и близким людямРади возможности выгодно жениться (узнает о состоянии Софьи) го¬тов уничтожить своего соперника - родного племянника Митрофана.

Особенности речиНевыразительная речь необразованного человека, часто употребляет гру¬бые выражения, в речи встречаются слова, заимствованные у дворовых.

Это типичный представитель мелких помещиков-крепостников со всеми их недостатками.

Учитель русского и церковнославянского языка. Недоучившийся семинарист «убоялся бездны премудрости». По-своему хитер, жаден.

Учитель истории. Немец, бывший кучер. Он становится учителем, так как не сумел найти себе место кучера. Невежественный человек, который ничему не может научить своего ученика.

Учителя не прикладывают усилий к тому, чтобы выучить Митрофана хоть чему-нибудь. Они чаще потакают лени своего ученика. В какой-то мере они, используя невежественность и необразованность госпожи Простаковой, обманывают ее, понимая, что она не сможет проверить результатов их труда.

Еремеевна - нянюшка Митрофана

Какое место занимает в доме Простаковой, ее отличитель-ные чертыВ доме Простаковых-Скотининых служит более 40 лет. Беззаветно предана своим хозяевам, рабски привязана к их дому.

Отношение к МитрофануНе щадя себя оберегает Митрофана: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю».

Какой стала Еремеевна за долгие годы крепостной службыУ нее сильно развито чувство долга, но нет чувства челове¬ческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бес¬человечным угнетателям, но даже протеста. Живет в посто¬янном страхе, трепещет перед своей госпожой.

За свою верность и преданность Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения, как «бестия», «собачья дочь», «старая ведьма», «старая хрычовка». Судьба Еремеевны трагична, потому что она никогда не будет оценена по достоинству своими хозяевами, никогда не получит благодарность за свою верность.

Герои положительные

Стародум

О значении имениЧеловек, думающий по-старому, отдающий предпочтение при¬оритетам предыдущей (петровской) эпохи, сохраняющий тра¬диции и мудрость, накопленный опыт.

Образование СтародумаПросвещенный и передовой человек. Воспитан в духе петров¬ского времени, ему ближе и приемлемее мысли, нравы и дея¬тельность людей того времени.

Гражданская позиция герояЭто патриот: для него честная и полезная служба Отечеству - первая и священная обязанность дворянина. Требует ограничения произвола помещиков-крепостников: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

Отношение к другим людямЧеловека расценивает по его службе Отечеству, по той пользе, которую человек на этой службе приносит: «Степень знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества... без знатных дел знатное состояние ничто».

Какие качества почитает как человеческие достоинстваГорячий защитник человечности и просвещения.

Размышления героя о воспитанииНравственному воспитанию придает больше цены, чем образованию: «Ум, коли он только ум, самая безделица... Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло».

Какие черты в людях вызывают справедливое негодование герояКосность, дикость, злонравие, бесчеловечность.

«Имея сердце, имей душу - и будешь человеком во всякое время».

Правдин, Милон, Софья

ПравдинЧестный, безупречный чиновник. Ревизор, наделенный правом от¬бирать у жестоких помещиков имения в опеку.

МилонВерный своему долгу офицер, настроен патриотически.

СофьяОбразованная, скромная, благоразумная девушка. Воспитана в духе уважения и почитания старших.

Назначение этих героев в комедии, с одной стороны, - доказать правоту взглядов Стародума, а с другой стороны, - оттенить злонравие и необразованность таких по¬мещиков, как Простаковы-Скотинины.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры