Роль искусства в жизни выдающихся людей. Роль искусства в жизни человека: что мир прекрасного готовит нам

Главная / Измена жены

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-1.jpg" alt="> Искусство в жизни современного человека ">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-2.jpg" alt="> Что такое искусство? У этого слова несколько значений. Искусством называют умение, мастерство,"> Что такое искусство? У этого слова несколько значений. Искусством называют умение, мастерство, знание дела. Самое дело, требующие такого умения, тоже называют. Искусством можно назвать художественную деятельность и то, что является ее результатом - произведение. Искусство – часть духовной культуры человечества, специфический род духовно - практического освоения мира.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-3.jpg" alt="> Искусство включает в себя: n Литература n Музыка n "> Искусство включает в себя: n Литература n Музыка n Архитектура n Театр n Киноискусство n Хореография n Цирк n Изобразительное искусство и др.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-4.jpg" alt="> Изобразительное искусство n скульптура n фотоискусство n дизайн n живопись n графика"> Изобразительное искусство n скульптура n фотоискусство n дизайн n живопись n графика n декоративно-прикладное искусство

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-5.jpg" alt=">Классификация: n пространственные или пластические виды искусств (изобразительное искусство, декоративно- прикладное искусство, архитектура,"> Классификация: n пространственные или пластические виды искусств (изобразительное искусство, декоративно- прикладное искусство, архитектура, фотография) n временные или динамические виды искусств (музыка, литература) n пространственно-временные (синтетические или зрелищные) виды (хореография, литература, театральное искусство, киноискусство)

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-6.jpg" alt="> Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид"> Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости).

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-7.jpg" alt=">Рельеф на стене буддийского храма Венера Милосская">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-10.jpg" alt=">Декоративно-прикладное искусство n Декоративно-прикладное искусство (от лат."> Декоративно-прикладное искусство n Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro - украшаю) - раздел декоративного искусства создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение. n Произведения декоративно- прикладного искусства рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-11.jpg" alt=">Виды ">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-15.jpg" alt="> Происхождение искусства Искусство возникает в первобытном обществе. С помощью него люди"> Происхождение искусства Искусство возникает в первобытном обществе. С помощью него люди стремились решать какие-то практические задачи своей жизни. Несомненно, важную роль в происхождении искусства сыграл труд.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-16.jpg" alt="> Согласно археологическим данным, зарождение первобытного искусства происходит 45 -40 тыс. лет назад,"> Согласно археологическим данным, зарождение первобытного искусства происходит 45 -40 тыс. лет назад, когда формируется вид Homo Sapiens.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-17.jpg" alt="> Функции искусства n Немотивированные функции искусства 1) человеческий инстинкт гармонии,"> Функции искусства n Немотивированные функции искусства 1) человеческий инстинкт гармонии, 2) способ ощутить свою связь с внешним миром, 3) способ применить воображение, 4) обращение к неограниченному кругу лиц, 5) ритуальные и символические функции.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-18.jpg" alt=">n Мотивированные функции искусства 1)Средство коммуникации, 2)Искусство как развлечение, 3)Искусство ради"> n Мотивированные функции искусства 1)Средство коммуникации, 2)Искусство как развлечение, 3)Искусство ради политических перемен, 4)Искусство для психотерапии, 5)Искусство для социального протеста, 6)Искусство для пропаганды или коммерциализации.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-19.jpg" alt=">Сферы жизни человека n Социальное положение ">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-20.jpg" alt="> Элитарное и массовое искусство Элитарное искусство (от французского elite -"> Элитарное и массовое искусство Элитарное искусство (от французского elite - лучшее, отборное), искусство, ориентированное, по мысли его создателей, на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, в силу которой они должны оцениваться как лучшая часть общества, его элита. Элитарные тенденции получили распространение в XX веке в русле авангардстски- модернистского искусства.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-21.jpg" alt="> Массовое искусство рассчитано на самый широкий круг зрителей, общедоступное, простое"> Массовое искусство рассчитано на самый широкий круг зрителей, общедоступное, простое по форме, не требующее специальной подготовки для понимания. К массовому искусству относят произведения, распространяемые через средства массовой коммуникации (кино, телевидение), печатную графику, популярную музыку, продукты художественной индустрии, рассчитанные на усредненный вкус широкого потребителя, упрощенные и необладающие высокой художественной ценностью.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-22.jpg" alt="> Политическая сфера (отношения людей, связанные с властью) Власть - "> Политическая сфера (отношения людей, связанные с властью) Власть - это способность и возможност оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких - либо средств.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-23.jpg" alt="> Искусство как способ идеологического воздействия Часто искусство понималось как явление подчиненное,"> Искусство как способ идеологического воздействия Часто искусство понималось как явление подчиненное, служебное: по отношению к политике государства.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-24.jpg" alt="> Официальная политическая идеология (30 -50 -е гг. в СССР) ">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-25.jpg" alt="> Духовная сфера (область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии,"> Духовная сфера (область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т. д.) n Искусство и наука n Искусство и техника n Искусство и религия n Искусство и образование

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-26.jpg" alt="> Искусство и наука Наука, изучающая искусство в целом и связанные с ним"> Искусство и наука Наука, изучающая искусство в целом и связанные с ним явления - искусствоведение. Отрасль философии, занимающаяся изучением искусства - эстетика. Отличия искусства от науки: n наука и техника оказывает большее влияние на вещи, а искусство - на психологию; n наука добивается объективности, авторы же творений искусства вкладывают в них себя, свои чувства; n научный метод строго рационален, в искусстве же всегда есть место интуитивности и непоследовательности; n каждое произведение искусства является единым и законченным, каждый научный труд - лишь звено в цепи предшественников и последователей;

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-27.jpg" alt=">Искусство и техника фотография, эстрада ">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-28.jpg" alt=">кино, телевидение ">

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-29.jpg" alt="> Связь с религией Религия (от лат. religio – благочестие,"> Связь с религией Религия (от лат. religio – благочестие,) – это мировоззрение и мироощущение и также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, в существование священного, то есть той или иной разновидности сверхъестественного.

Src="https://present5.com/presentation/3/37611404_358364064.pdf-img/37611404_358364064.pdf-31.jpg" alt=">Экономическая сфера (совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ)">

Что такое современное искусство? Ответ на этот вопрос до сих пор мучает искусствоведов, критиков, художников. Если это то, что существует сейчас, это творчество всех художников, которые работают в наше время. Или же это некое узкое направление, которое характеризуется инновационными различными тенденциями, и исключительно то, что представляет актуальность. Между этими двумя полюсами много есть разных явлений. И зависит, наверное, от того контекста, в котором мы находимся.

В принципе, современное искусство это искусство, которое творится нашими современниками. Очень часто авторские произведения искусства не находят понимания. Для большинства зрителей это выглядит непонятной попыткой самовыражения отдельно взятого человека. Этот конфликт между зрителем и творцом. Некая провокация (рисунок 10).

Рисунок 1 - Примеры современного искусства

Эта провокация нужна, чтобы заставить его выйти за рамки привычных представлений об искусстве, разрушить стереотипы. Но нельзя сказать, что вкусы у общества в области культуры, произведений искусства испорчены. Ведь все равно воспитывались на классической живописи, классической скульптуре. И классики представляли некоего идеализированного человека и общества, когда работали над своими произведениями искусства. В современном искусстве этот принцип ломается. Дело в том, что в свое время классики тоже были, как правило, некими разрушителями канонов и традиций. И всегда был некий авангард, который расширял границы, расширял сферы. Потом это становилось нормой, общепринятой нормой. И снова наступал момент, когда необходимо было расширить границы, изменить восприятие зрителя. Благодаря возможностям нашего времени, сейчас любой человек может самовыражаться, создавая объекты искусства и, при помощи них, заявлять о себе.

Я думаю, у любого направления всегда есть круг зрителей, пусть даже узкий. Другое дело, что далеко не всякое произведение и далеко не всякое направление получает широкую известность, такую, как тот же кубизм, сюрреализм, поп-арт. В конце концов, редко бывает, когда художник работает совершенно один, вне всяких рамок, вне всяких направлений. И если он работает уже с какой-то группой, значит, стало быть, есть эти зрители. Другое дело, что не все попадет в музей. И не все должно туда попасть. Но как некий факт культурный, как некий исторический факт появление любого такого неудавшегося направления - это тоже очень показательный момент. Необязательно это художественный факт, но исторический, безусловно, кто должен сохранять или не сохранять, кто должен этот выбор делать.

Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу. Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В 70-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания (тем, поднимаемых в творчестве художниками), так и состава: самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп (например, «искусство аутсайдеров»). Конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений как «Новые дикие»). На середину 80-х приходится время подъема движений, активно использующих образы массовой культуры -- кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве -- все больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения. На арт-процесс, начиная с 80-х, большое влияние оказало развитие технологий -- видео, аудио, компьютеров и интернет -- это существенно расширило палитру средств, используемых художниками

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Презентацию на тему "Искусство в жизни современного человека" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 10 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Искусство в жизни современного человека

Искусство - часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира.

М. Клодт. Скульптура на Аничковом мосту. Санкт-Петербург

Слайд 2

живопись, архитектура, скульптура, музыка, художественная литература, театр, танец, кино, дизайн, декоративно-прикладное искусство.

К искусству относятся разные виды деятельности человека:

В. Боровиковский. Портрет сестер Гагариных

А. Гауди Собор Святого Семейства Испания (Барселона)

Слайд 3

Слайд 4

О. Роден. Поэт и муза

Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и человеческой души, о высоте помыслов и устремлений, о комичности и трагичности жизни. Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. Так было во все времена. Искусство - это своеобразный учебник жизни.

В.Ван Гог Вороны над пшеничным полем

Слайд 5

«Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления человека к добру, к радости и совершенству», - писал известный немецкий писатель Т. Манн.

Новодевичий женский монастырь Москва

Слайд 7

Художественный образ - это обобщенное представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства. Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.

Леонардо да Винчи Джоконда Париж, Лувр

Слайд 8

Стиль (от греч. stylos - палочка для письма) означает почерк, - это совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают: стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника.

Храм Василия Блаженного Москва

Нефертити Древний Египет

Слайд 9

Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность и эмоциональность языка в живописи, графике, музыке, скульптуре, поэзии, танце обеспечивают такие понятия как: композиция, форма, фактура, ритм, тон, интенсивность.

О.Табаков – Сальери А.Безруков – Моцарт

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • 1. Предназначение искусства.

    Вопрос, какую роль играет искусство в человеческой жизни, столь же древен, как и первые попытки его теоретического осмысления. Правда, как замечает Столович Л.Н. , на самой заре эстетической мысли, выражаемой подчас в мифологической форме, собственно, и вопроса никакого не было. Ведь наш далекий предок был уверен в том, что проткнуть изображение бизона реальной или нарисованной стрелой- значит обеспечить удачную охоту, исполнить воинственный танец - значит наверняка победить своих врагов. Спрашивается, какие же сомнения могли быть в практической действенности искусства, если оно было органически вплетено в практическую жизнь людей, было неотторжимо от ремесла, творившего мир необходимых для существования людей предметов и вещей, было связано с магическими обрядами, благодаря которым люди стремились воздействовать на окружающую их действительность? Стоит ли удивляться их вере в то, что Орфей, которому древнегреческая мифология приписывает изобретение музыки и стихосложения, мог своим пением склонять ветви деревьев, сдвигать камни и укрощать диких зверей.

    Мир художественных образов, по убеждению античных мыслителей и художников, «подражавший» жизни, становился неотьемлемой частью истинной жизни человека. Еврипид, например, писал:

    Нет, не покину, Музы, алтарь ваш…

    Истинной жизни нет без искусства…

    Но как воздействует на человека удивительный мир искусства?

    Уже античная эстетика стремилась дать ответы на этот вопрос, однако они не были однозначными. Платону, признавшему только такие произведения искусства, которые укрепляют нравственные основы аристократического государства, подчеркивал единство эстетической действенности искусства и его нравственного значения.

    На «подражании» действительности, по Аристотелю, основывается способность искусства оказывать на человека и моральное и эстетическое воздействие, формируя сам характер его чувств: « Привычка же испытывать огорчение или радость при восприятии того, что подражает действительности, ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с действительностью.»

    История художественной культуры запечатлела немало случаев, когда восприятие искусства послужило непосредственным импульсом для совершения тех или иных поступков, для изменения образа жизни. Начитавшись рыцарских романов, бедный идальго Кехана превратился в Дон Кихота Ламанчского и отправился на тощем Росинанте утверждать в мире справедливость. Сам образ Дон Кихота стал с тех пор нарицательным, послужил примером для подражания уже в реальной жизни.

    Таким образом, мы видим, что истоки искусства- в действительности, но произведение искусства представляет собой особый мир, предполагающий восприятие, отличное от восприятия жизненной реальности. Если же зритель, принимая искусство за реальность, порывается установить справедливость, физически расправляясь с актером, играющим злодея, стреляет в киноэкран или бросается на картину с ножом, угрожает романисту, беспокоясь за судьбу героя романа, то все это очевидные симптомы или психической патологии вообще, или же, по крайней мере, патологии художественного восприятия.

    Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует, подчас безотчетно, неосознанно саму систему человеческих установок, действие которых проявится рано или поздно и зачастую непредсказуемо, а не просто преследует цель побудить человека к тому или иному конкретному поступку.

    Художественная гениальность знаменитого плаката Д.Моора « Ты записался добровольцем?», который так широко пропагандировался в дни Второй мировой войны, в том и состоит, что он не ограничен сиюминутной прагматичной задачей, а взывает к человеческой совести через все духовные способности человека. Т.е. сила искусства в том и состоит, чтобы взывать к человеческой совести, пробуждать его духовные способности. И по этому поводу можно привести знаменитые слова Пушкина:

    Думается, в этом истинное предназначение искусства.

    Искусство не устаревает. В книге академика философа И.Т. Фролова « Перспективы человека» содержатся рассуждения о том, почему искусство не устаревает. Так, в частности, он замечает: « Причина этого- в неповторимой оригинальности произведений искусства, их глубоко индивидуализированном характере, обусловленном в конечном счете постоянной обращенностью к человеку. Уникальное единство человека и мира в произведении искусства, «человеческая действительность», познаваемая им, глубоко отличают искусство от науки не только по используемым средствам, но и по самому объекту его, всегда соотнесенному с личностью художника, его субъективным мировосприятием, тогда как наука стремится выйти за эти пределы, устремляется к «надчеловеческому», руководствуясь принципом объективности. Поэтому наука стремится и к строгой однозначности восприятия знания человеком, она находит соответствующие средства для этого, свой язык, тогда как произведения искусства не имеют такой однозначности: восприятие их, преломляясь через субъективный мир человека, порождает целую гамму глубоко индивидуальных оттенков и тонов, делающих это восприятие необычайно многообразным, хотя и подчиненным определенному направлению, общей теме» .

    Именно в этом заключается тайна необычайного воздействия искусства на человека, его нравственный мир, образ жизни, поведение. Обращаясь к искусству, человек выходит за пределы рациональной однозначности. Искусство открывает загадочное, не поддающееся научному познанию. Именно поэтому человек нуждается в искусстве как в органической части того, что заключено в нем самом и в мире, который он познает и которым наслаждается.

    Известный датский физик Нильс Бор писал: « Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». В искусстве часто освещаются проблемы общечеловеческие, «вечные»: что есть добро и зло, свобода, достоинство человека. Меняющиеся условия каждой эпохи заставляют заново решать эти вопросы.

    2. Понятие искусства.

    Слово «искусство» часто употребляется в своем первоначальном, очень широком значении. Это-всякая искушенность, всякое умельство, мастерство в осуществлении каких угодно задач, требующем какого-то совершенства своих результатов. В более же узком значении слова, это- творчество « по законам красоты». Произведения художественного творчества, как и произведения прикладного искусства, создаются по «законам красоты». Произведения всех видов художественного творчества заключают в своем содержании обобщающее осознание жизни, существующей за пределами этих произведений, и это в основном человеческая, общественная, национально-историческая жизнь. Если в содержании художественных произведений заключается обобщающее осознание национально- исторической жизни, то в нем, значит, необходимо различать отражение каких-то общих, существенных особенностей самой жизни и обобщающее их сознание художника.

    Произведение искусства, как и всех других видов общественного сознания, всегда бывает единством познаваемого в нем объекта и познающего этот объект субъекта. Познаваемый и воспроизводимый лирическим художником « внутренний мир», даже если это его собственный «внутренний мир», всегда является все же объектом его познания- познания активного, заключающего в себе отбор существенных особенностей этого «внутреннего мира» и их осмысление и оценку.

    Значит, суть лирического творчества заключается в том, что в нем обобщенно осознаются в основном особенности человеческих переживаний - или в их собственном временном состоянии и развитии, или в их направленности на внешний мир, например на явление природы, как в пейзажной лирике.

    Эпос, пантомима, живопись, скульптура имеют между собой огромные различия, вытекающие из особенностей средств и способов воспроизведения жизни в каждом из них. И тем не менее все они- изобразительные искусства, во всех них существенные особенности национально-исторической жизни осознаются в их внешних проявлениях.

    В первобытном, доклассовом обществе искусство как особенная разновидность общественного сознания еще не существовало самостоятельно. Оно находилось тогда в нерасчлененном, недифференцированном единстве с другими сторонами синкретического сознания и выражающего его творчества- с мифологией, магией, религией, с легендами о прошлой родо-племенной жизни, с примитивными географическими представлениями, с нравственными требованиями.

    А затем искусство в собственном смысле слова расчленилось с другими сторонами общественного сознания, выделилось среди них в особенную специфическую его разновидность. Оно стало одной из форм развития общественного сознания различных народов. Так его и следует рассматривать в его позднейших изменениях.

    Таким образом, искусство- это особенная содержательная разновидность сознания общества, это - художественное содержание, а не научное и не философское. Л. Толстой, например, определил искусство как средство обмена чувствами, противопоставив ему науку как средство обмена мыслями.

    Искусство часто сравнивают с отображающим зеркалом. Это не точно. Вернее бы сказать, как подметил Нежнов- автор брошюры « Искусство в нашей жизни»: искусство есть особое зеркало с единственной и неподражаемой структурой, зеркало, отражающее действительность через мысли и чувства художника. Через художника в этом зеркале отражаются те явления жизни, которые привлекли внимание художника, взволновали его.

    3. Художественная социализация личности и формирование эстетического вкуса.

    Искусство - одна из главных форм духовной культуры человечества, которая возникла еще в глубокой древности. Так, уже в эпоху верхнего палеолита, 40 тысяч лет назад, существовало «пещерное искусство» - замечательные наскальные гравюры и росписи, в которых наши далекие предки изображали животных и сцены охоты.

    Позднее возникли скульптура, музыка, архитектура, театр, художественная литература. Это классические виды искусства, которым тысячи лет. Развитие форм и видов искусства продолжается и в наше время. В современном мире благодаря развитию техники появились некоторые новые виды искусства, например, искусство кино, художественная фотография, сейчас появляется искусство компьютерной графики.

    Всё это говорит о том, что жизнь человека невозможна без искусства, что оно отвечает какой-то его глубочайшей потребности. Чтобы объяснить её характер, нужно вспомнить, что человек есть деятельное существо. Посредством своей деятельности люди осваивают окружающий мир и преобразуют его.

    СУЩЕСТВУЮТ ТРИ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ:

    практически-деятельная - она регулируется такими общими потребностями и целями, как польза и благо;

    познавательная - её целью является истина;

    художественная - её ценностью служит красота.

    Поэтому можно определить искусство как способ освоения и преобразования мира по законам красоты.

    Специфика искусства состоит в отображении действительности посредством художественных образов, то есть в конкретной чувственной форме, а не с помощью понятий и теорий как в научном познании. Это очевидно в живописи или скульптуре. Но даже литература, хотя в ней образная сторона не бросается в глаза, существенно отличается от познания. Например, историки или социологи, изучая дворянское общество в России XIX, описывают и объясняют его с помощью таких понятий, как «сословие», «крепостной строй», «самодержавие» и т. п. В отличие от этого, Пушкин и Гоголь гениально изобразили суть этого общества в образах Онегина и Татьяны, Чичикова и череды помещиков из «Мертвых душ». Это два разных, но дополняющих друг друга способа познания и отображения реальности. Первый нацелен на обнаружение общего, закономерного в изучаемой реальности, второй - на выражение реальности через индивидуальные образы, через сознание и переживания отдельных героев.



    Роль искусства в жизни человека и общества определяется тем, что оно обращено к сознанию человека в его целостности. Художественное творчество и восприятие произведений искусства даёт человеку более глубокое понимание и знание жизни. Но одновременно искусство воздействует на его чувства, переживания, развивает его эмоциональную сферу. Выше уже отмечалась большая роль искусства в формировании моральных представлений человека. И, конечно же, восприятие произведений искусства доставляет людям эстетическое наслаждение, переживание прекрасного, а также делает их сопричастными творче­ству художника.

    Во всех этих отношениях искусство обладает большой силой, недаром Достоевский сказал: «Красота спасёт мир».

    Представления о роли искусства менялись в истории. Важная роль искусства осознавалась уже в античном обществе. Например, Платон и Аристотель считали, что искусство должно очищать душу от низменных страстей и возвышать её. Особую роль в этом они отводили музыке и трагедии.

    В средние века основная роль искусства виделась в подчинении задачам богослужения. Искусство играло, например, очень значительную роль в оформлении храмов и в религиозных обрядах православия.

    В эпоху Воз­рождения искусство, особенно живопись, заняло центральное место в духовной культуре. Леонардо да Винчи рассматривал искусство как «зеркало» мира и даже ставил живопись выше науки. Многие мыслители этой эпохи видели в искусстве самую свободную и творческую деятельность человека.

    В эпоху Просвещения подчеркивалась прежде всего нрав­ственно-воспитательная функция искусства.

    В ХХ в. многие мыслители начали говорить о кризисе искусства, о том, что современное искусство утрачивает свои функции в обществе. Например, немецкий философ культуры начала ХХ в. О. Шпенглер считал, что современная западная культура вступает в период заката. Высокое классическое искусство уступает место техническим искусствам, массовым зрелищам, спорту. Современное искусство утрачивает гармонию и образность, возникает абстрактная живопись, в которой исчезает целостный образ человека.

    Социальная структура (от лат. structure - строение, распо­ложение, порядок) общества - строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих соци­альных групп, а также отношения между ними.

    В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда, наличие специфических потребностей и интересов, ценностей, норм и ролей, образа жизни и других различных социальных групп.

    Роль социальной структуры:

    1) организует общество в единое целое;

    2) способствует сохранению целостности и стабильности общества.

    Социальные отношения - это определённые устойчи­вые связи между людьми как представителями социаль­ных групп.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры